Вторник, 16.01.2018, 16:23
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Наш опрос
Какая из следующих мер могла бы, на Ваш взгляд, лучше других справиться с ростом цен?
Всего ответов: 205
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Главная » 2015 » Январь » 27 » Глубокие знания в повседневной речи
12:30
Глубокие знания в повседневной речи

Религиозное учение, на котором строится традиционная культура осетин, уникально и таит в себе глубочайшие познания вопросов общества и бытия. Но принятие и осознание этой уникальности упирается в слабость религиозного общеобразовательного уровня. 
Мы понимаем, что одной газетной статьей не восполним пробелы образования в области, непростой для усвоения, религиозной тематики, но, тем не менее, делать какие-то попытки в данном направлении в наших силах. В этой статье мы поговорим о таких обыденных для традиционных осетин понятиях, как «мёнг дуне», «рухс дуне», «æцæг дуне».
Мёнг дуне (досл. «иллюзорный мир») в осетинском представлении — это видимый нами материальный мир. Понятие совершенно не соответствует материалистическому пониманию реальности бытия, а также официальным представлениям религий библейского толка (иудаизм, христианство, ислам), где признаются две реальности — Бог и Творение.
Понятие ёцёг дуне («истинный мир») в осетинском сознании ассоциируется с рухс дуне («мир света»). Между этими понятиями традиционное понимание фактически ставит знак равенства. Применяются они чаще в отношении загробного мира. В народе существуют представления о том, что праведный человек может после смерти пройти через страну мертвых — владения Барастыра и, оказавшись у врат Рая, войти в рухс дуне, который и есть æцæг дуне (см. тексты обряда Бæхфæлдисæн).
Рухс дуне, в свою очередь, ассоциируется с Хуыцау (Бог), о чем говорится в преданиях, записанных еще в конце позапрошлого века М. Гарданти: «Хуцау фæлдист у Дуйней Рохсæй, ма у Дуйней Рохс. …Хуцау æхецæн цæрæн бунат исаккаг кодта æгас Дуйней Рохс. Дуйней Рохси къабæзтæ — тухтæ æнцæ: арв, дунгæ, зæнхæ, дон æма зинг» (Гарданти Михал. Уадзимистæ. Дзæуёгигъæу, 2007. Ф. 389). («Бог сотворен Мировым Светом, Он и есть Мировой Свет. …Наиболее подходящим местом своего обитания Бог выбрал Свет. Части света – различные силы: небо, ветер, земля, вода и огонь»). 
Следовательно, по представлениям наших предков наш видимый разнообразный мир является иллюзией, а истинным миром является Мир Света, который и есть Хуыцау (Бог). То есть фактически признается одна реальность — Бог, а не две, как в авраамических религиях: Бог и Творение.
Такие представления о Бытии со времен Аристотеля являлись до недавнего времени совершенно неуместными в сознании европейцев и иных последователей авраамических религий, а также материалистов. Но с появлением квантовой теории все изменилось. Известный в науке философ, специалист по квантовой теории Фритьоф Капра в своей книге «Дао физики» пишет: «На субатомном уровне вместо твердых материальных объектов классической физики наличествуют волноподобные вероятностные модели, которые к тому же отражают вероятность существования не вещей, а, скорее, взаимосвязей. …Квантовая теория свидетельствует о фундаментальной цельности мироздания, обнаруживая, что мы не можем разложить мир на отдельные “строительные кирпичики”. Проникая в глубины вещества, мы видим не самостоятельные компоненты, а сложную систему взаимоотношений между различными частями единого целого». И это, как указывает автор, больше соответствует представления восточных религий об «иллюзорности» бытия. Напомним, что, например, в буддизме существует понятие «майя» (иллюзия), применяемое по отношению к материальному, видимому миру, которое в точности соответствует осетинскому понятию мёнг. То же есть и в иных религиях востока.
Здесь уместно напомнить, что «частицы» света по своей природе являются «волноподобными» проявлениями. Таким образом, получается, что древнейшие религии были не примитивными, местечковыми — «языческими», как это представлялось ранее, а крайне развитыми мировоззренческими системами, строившимися на подтвержденной сегодняшней наукой идее Единства Бытия. Интересно в этом случае отметить, что свою религию наши предки называли ass. Имя вестника учения и первопредка нартов — Сæуассæ — Утро Истины (сæу – утро, æсс — истина), жреческое  сословие мифических нартов называлось Ацæтæ — последователи истины. Отсюда, по-видимому, и параллельное называние древнеиранских народов (скифов, сарматов, алан и др.) на всей протяженности их истории: асы, ясы, азата, аскеназы, усуни и т. д.
Таким образом, получается, что усилиями античных греческих философов, авторов атомистических представлений о мире, идея целостности бытия была подавлена более двух тысяч лет  и люди пребывали в неведении о реальном устройстве мира. 
Но следует отметить, что истинное понимание всегда пробивало себе дорогу. Ведь до сего дня сохранились религии, которые имели правильное, с точки зрения современной науки, представление о вселенском единстве. Кроме того, и в пределах самих авраамических религий пробивались ростки истины. Так, в христианстве и исламе появлялись «течения», которые первоначально, естественно, отвергались этими религиями, но впоследствии признавались как духовные. Например, мировоззренческие основы исихазма (монашеское учение, основа святоотеческого православия) отличны от библейских. В исихазме символика света становится основополагающей: «Свет Истины это не просто метафора, но слова, выражающие реальный аспект Абсолюта, “Бог есть Свет”». О том, что такая постановка вопроса противоречит метафизическому дуализму, на котором основано церковное христианское учение, указывал еще Варлаам на Константинопольском соборе в 1341 году. Исламский суфизм полагает целью человеческого существования достижение Единства Бытия, имея в виду, с одной стороны, слияние человека с Богом, с другой — осознание теоретического обоснования этого единства: «Аллах… сотворил тела всех сущностей в степени небытия, в которой для тел нет иного установленного уровня воплощения, кроме как на уровне навеянных чувств… Вселенная существует на уровне ощущений и восприятий, а не на материальном уровне… По сути, в окружающем нас (внешнем мире) не существует ничего, кроме Всевышнего Аллаха» (из писем имама Раббани. Т. 2. С. 163). 
Таким образом, мы видим, что традиционный для Кавказа ислам — суфизм (тарикат) и святоотеческое православие — исихазм строят свои учения на идее единственной реальности — Бога и иллюзорности творения, что в корне не соответствует «книжным» догматам этих религий о реальности Бога и Творения. 
В итоге мы можем заключить, что религиозное учение, на котором строится культура осетинского народа, действительно уникально, так как сохранило древнейшие знания, совпадающие по своему содержанию с последними достижениями квантовой теории, и поэтому заслуживает более пристального общественного и научного внимания.

Даурбек МАКЕЕВ

Категория: Общество | Просмотров: 426 | Добавил: Admin | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: