Среда, 17.01.2018, 09:50
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Наш опрос
В какой отрасли бы Вы создали свой бизнес в РСО-Алания?
Всего ответов: 176
Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
Главная » 2013 » Сентябрь » 17 » Кризис в головах
12:09
Кризис в головах

Правительство Южной Осетии так и не предоставило в срок дееспособную программу стратегического развития экономики республики

Заседание юго-осетинской части Межправительственной комиссии – собрание ритуальное, сильно схожее со спиритуальной практикой некоторых ее участников. Это тот самый случай, когда одни и те же цифры и формулировки несколько раз повторяются в разных контекстах и в итоге из бессмыслицы и провала превращаются в пропагандистскую игру для внутреннего потребления.

Для начала надо понимать, что эти заседания носят исключительно протокольный, бюрократический характер. На них должны быть формально утверждены ранее разработанные документы, которые и требуется предоставить дальше российской стороне. Однако это пятиминутное действие было на днях превращено в событие республиканского значения.

Министр финансов Залина Хугати как главный докладчик сообщила, что она получила от российского Минрегионразвития как главного контрагента со стороны Москвы сообщение, что «документы, в представленном нами виде, соответствуют порядку формирования и реализации Инвестпрограммы».

Да, российская сторона была возмущена безалаберностью юго-осетинского правительства и странными, с потолка взятыми цифрами. Однако совсем не это вызвало жесткую реакцию российской делегации на последнем заседании Межправкомиссии.

Москва была возмущена на грани истерики категорической неспособностью и нежеланием (скорее, больше вторым) осетинской стороны вообще заниматься разработкой стратегической программы развития экономики. И в письменном виде в постановлении заседания Межправкомиссии была закреплена дата – 20 августа этого года, как последний срок для сдачи правительством Ростика Хугаева итоговых документов по программе среднесрочного (до 2017 года, а реально только на два-три года вперед) и долгосрочного (до 2030 года) развития.

Сейчас с опозданием на три недели правительство РЮО создало нечто, что считает программой среднесрочного развития. В качестве оправдание министр финансов – одна из самых вменяемых и достойных членов этого правительства – назвала «отсутствие полной информации о возможных финансовых объемах Инвестпрограммы». «У нас были значительные сложности», — подчеркнула она.

То есть вроде как не правительство Южной Осетии с января этого года всячески увиливало от создания стратегических программ, как последний «ботаник» от уроков физкультура в школе. А опять у них Москва виновата, поскольку «полной информации не было».

Так с чем были сложности? С отсутствием информации или с чем обычно?

То, что будет всегда

Залина Хугати озвучила благодарным слушателям новую, чарующую цифру в почти 23 миллиарда рублей, из которых на 2014 год должно прийтись 4,8 миллиарда. Всю эту прелесть транслируют государственные средства информации. Люди смотрят, слушают и читают. Вроде как создается впечатление, что все хорошо. А для чего еще должны существовать государственные СМИ как не для поднятия морального духа?

Только вот озвученные министром финансов цифры финансирования на 2014 год полностью совпадают с объемом финансирования строительства автомобильной дороги Дменис-Ленингор. Участок трассы Дменис-Бикар: 1 152 772,62 рубля. Участок трассы Бикар-Ленингор: 2 369 808,00 рублей. И еще стратегическая трасса Гуфта-Кваиса со сдачей объекта аж в 2019 году.

Существует объем финансирования и строительства, от которого РФ не откажется в Южной Осетии никогда и ни при каких условиях. И надо четко понимать, что это не «финансирование РЮО» в чистом виде, как это пытаются подавать в Цхинвале, хотя технически эти деньги и проходят через документы Межправкомиссии. Это строительство и поддержание стратегической инфраструктуры в регионе, которым Россия будет заниматься вне зависимости от того, какое правительство находится у власти в Цхинвале.

И уж тем более, что эти люди говорят по этому поводу для потребления их слов на внутреннем пропагандистском рынке. Единственное инвестирование России в долгосрочную историю в Южной Осетии, не прописанное в Инвестпрограмме, — это финансирование военной базы и комплекса посольства. Дороги и энергетика представляются собой стратегический объект вложений, который развивался бы сам собой без каких-либо усилий со стороны правительства РЮО. Записывать же финансирование этих объект себе в «актив» («мы добились», «мы написали», «мы сделали») – по меньшей мере, пропагандистское лукавство.

То же правительство признает, что в предоставленных документах «среднесрочной программы» записаны уже известные объекты. То есть никакой новой документации развития как не было с января, как она не появилась к 20 августа, так ее нет и до сих пор.

Главная беда, с которой безуспешно пытается справится Москва на протяжении уже очень длительного, критического для терпения живых людей времени, так и осталось незалеченной. Причем мотивы поведения юго-осетинской стороны все больше приобретают иррациональный характер, их невозможно понять обычной человеческой логикой, если забыть про ментальность, национальный характер и общий психологический настрой отдельных персонажей.

Кризис в головах

Да, действительно, в РЮО не способны создать самостоятельно долгосрочные программы не только идеологического, но и просто технического характера. Приглашенные эксперты оказываются примерно равными по качеству, поскольку соответствующими людьми и приглашаются.

Но ведь речь должна идти даже не о перечне объектов, к которым надо написать проектно-сметную документацию. Речь идет об идеологии выхода из кризиса. О создании программы достаточно быстрого и эффективно отхода от дотационной экономики. Хотя бы об общих принципах. Хотя бы об институционализации республики. Хотя бы о декларации о намерении двигаться в этом направлении.

Этот кризис в головах уже близок к неизлечимому. Все меньше слов находится все у меньших людей в Москве, чтобы все это объяснить. И это при том, что отдельные представители правительства РЮО считают, что они-то лично «навели мосты» в Москве, поскольку их регулярно кто-то принимает в администрации президента России, угощает сушками с чаем и не сильно при этом ругается.

Вместо того, чтобы хотя бы в срок выполнить обещанное, в Цхинвале развертывается пропагандистская кампания об «эффективности» по сути недееспособного от рождения правительства и о «злой Москве», причем даже оппозиция радостно включилась в эту нехитрую игру, вспоминая личности давно уже не имеющие никакого отношения к Южной Осетии.

Со времен Гасумянова и Винокурова утекло уже столько воды, и ситуация поменялась настолько, что пора бы перестать винить «этих русских» в собственной неспособности написать небольшой по объему, но желательно глубокий по смыслу документ. Признать простой факт нежелания и неумения это сделать компенсируется пропагандистской атакой с длинным перечнем заслуг осетинского народа перед планетой и набирающей обороты националистической истерией.

Гергиев не напишет Закон о гарантиях права собственности для инвесторов. Олимпийские чемпионы ну никак не в состоянии рассчитать рынки сбыта для перспективных отраслей и оценить риски без рекламных вложений. И уж точно не Амага Готти будет заниматься улаживанием проблем на пути вступления в Таможенный союз.

Общественное и личное

И, кстати, никто даже не составил себе труда объяснить, почему к 20 августа искомые документы не были подготовлены. Забудем о праздничных мероприятиях и о хроническом стремлении ряда ключевых членов правительства во главе с его председателем заниматься исключительно их сердцу милыми делами, а никак не теми, что расписаны в рабочем дневнике.

Вот что именно делал премьер-министр Хугаев в практически родном ему Саратове? Открытие автобусной остановки уже стало предметом анекдотов. Но ведь можно спросить и по-другому. Почему лично ему подчиненная строительная фирма «Амонд» никак не участвует в восстановлении республики?

В частных беседах глава правительства утверждает, что он не хочет, чтобы его фирму как-то ассоциировали с происходящим. Но ведь все можно повернуть по-другому, в пользу Ростика Хугаева. Пусть фирма «Амонд» за свой счет, в качестве спонсорской помощи что-нибудь построит и отремонтирует. Всем ведь будет счастье от этого. Премьеру – некоторое улучшение его репутации, городу – пара-тройка отремонтированных домов и улиц.

Никто давно уже не верит в какие-то серьезные финансовые возможности премьер-министра Южной Осетии в Саратовской области, несмотря на столь демонстративный туда выезд и мелькание в свите губернатора. Уголовные дела и даже аресты некоторых ранее близких к руководству области людей, изменение социального статуса людей и нездоровое возбуждение по этому поводу депутатов Государственной думы, включая таких тяжеловесов подобных историй, как Хинштейн – дополнительное тому подтверждение.

Это тот самый печальный случай, когда личные обстоятельства мешают смотреть на мир чужими глазами. В данном случае – глазами новых и довольно резких в быту московских кураторов республики. Стратегическая задача – подготовка дееспособной программы выхода республики из кризиса «давальческой экономики» — оказалась в заложниках уже не только у ментальной неспособности все это придумать, но и у личных амбиций разваливающегося на глазах бизнеса.

Но ведь стратегия – это жизнь всего народа Южной Осетии. Почему об этом должны думать все остальные, кроме тех, кому это на роду написано?

Евгений Крутиков

"Кавказская политика"

Категория: Экономика | Просмотров: 636 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: