Пятница, 20.10.2017, 01:01
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Наш опрос
Северная Осетия – многонациональный регион РФ. Как вы считаете, тот факт, что в Осетии живут люд
Всего ответов: 143
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2015 » Декабрь » 10 » КУЛЬТУРНАЯ АМНЕЗИЯ
10:30
КУЛЬТУРНАЯ АМНЕЗИЯ

Многие годы контроль над объектами осетинской культуры находится у Грузии. Осетия, пожалуй, в этом отношении очень близка с Сербией, у которой также, помимо захвата части территории, изгнания граждан, безнаказанных убийств, отняли и культурное наследие.

Позволить грузинским властям "охранять" осетинское культурное наследие — это все равно, что волку поручить присматривать за ягнятами. Обратите внимание, что у Осетии отобрали территории, осетин изгнали с исконных земель, убивая, выжигая каленым железом национальные черты,  а сейчас пытаются отнять и культурное наследие под защитой международных организаций.

В 2012 году региональная общественная организация сохранению и развитию национальной культуры, самобытности осетинского народа "Возрождение" - "Саендидзаен" обратилась в ОБСЕ:  

«Доступ к этим святилищам, отправление в них религиозных обрядов чрезвычайно важный элемент традиционной религии осетин. Эти обряды, согласно нашим верованиям, влияют на сакральный характер всей окружающей действительности, и ситуация такова, что запрет на доступ к этим святилищам фактически означает для осетин запрет на свободу религии. Для десятков тысяч жителей Северной и Южной Осетии, выходцев из Трусовского и Гудского ущелий, Кобской котловины, этот запрет на свободу религии является суровой действительностью. Безвизовый режим их практически не коснулся. Отправление религиозных культов в этом регионе Грузии практически невозможно для тысяч осетин. Остро стоит вопрос сохранения древних осетинских святилищ. Поэтому соблюдение религиозных международных конвенций, в частности, «Кодекса по защите святых мест» очень важно для нас. Его положения должны распространяться не только на культовые места мировых религии, но и на святилища других религиозных традиций. Европейский совет религиозных лидеров должен включать в себя, хотя бы в формате наблюдателей, представителей этих не мировых религиозных традиций. Участие в подобных международных структурах должно носить надгосударственный характер, так как ареал религиозных традиции часто не совпадает с государственными границами, он зачастую выходит за пределы этих границы».

«СÆНДИДЗÆН» призвало руководство Грузии соблюдать Кодекс защиты святых мест, обеспечить свободный доступ к культовым местам для осетин, граждан России, выходцев из региона Трусо, являющейся их исторической малой родиной.

В Грузии действуют законы, по которым факт въезда в Южную Осетию из Осетии Северной является уголовным преступлением и наказывается тюремным сроком до 5 лет. Поэтому многие выходцы из Трусовской Осетии являются потенциальными заключенными грузинских тюрем, им грозит тюремный срок, как только они попытаются посетить свои родовые села. Это нарушает целый комплекс прав этих людей, в том числе право на свободу перемещения и на свободу религии.

А двумя годами ранее, хранители святилищ пятнадцати осетинских сел (Коб, Джимара, Ухат, Рес, Дес, Мына, Окрохъана, Тъеп, Абана, Четырс, Суатис, Ногкау, Базилан, Каратыкау, Суарден)  обратились к Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), но на этом все и застопорилось. Инициатива предусматривала привлечение к работе профессиональной группы историков, археологов, юристов, переводчиков на английский.

Понятно, что попытки обратить внимание международных инстанций на эту проблему заранее обречены, потому что будут расцениваться как желание осетинской стороны легитимизировать таким образом их претензии на свои исконные земли. Грузия имеет серьезное слово в ЮНЕСКО.

В то же время мы понимаем, что равнодушие смерти подобно, наши святыни и так приходят в упадок, а за них сражаются лишь единицы.

Югоосетинская сторона ни на уровне официальных структур, ни в среде неправительственного сектора не поднимает вопрос осетинских территорий.

Да что там территориальные претензии, которые вообще-то могли бы стать исключительным контраргументом...За восемь лет женевских дискуссий ни разу не прозвучал вопрос состояния осетинских памятников, за исключением последних встреч…И то, вскользь, как бы между прочим...Но ведь давно пора было нашим историкам подготовить соответствующую документацию как для наших переговорщиков, вооружив их неопровержимыми фактами и «территориальными» козырями для ведения диалога, коль уж Грузия отрицает все советское, так не раз издать монографии по исконным территориям Осетии для общественности.

Парадоксально, но вопрос состояния «грузинских» памятников на территории Южной Осетии регулярно поднимается грузинской стороной, в том числе и в формате Женевских дискуссий.

Сопредседатели Женевских дискуссий в ходе визитов в Южную Осетию перманентно выносили на повестку дня вопрос состояния памятников, которые, кстати, не имеют никакого отношения к грузинской истории и культуре. Повышенный интерес к состоянию памятников со стороны зарубежных визитеров, в конце концов, вынуждал югоосетинскую сторону вносить в программу пребывания сопредседателей на территории республики посещение объектов истории и архитектуры, чтобы подтверждением удовлетворительного состояния памятников исключить несостоятельные обвинения.

Проблема заключается в том, что постоянная и искусственная актуализация грузинской дипломатией темой состояния памятников на территории Южной Осетии, свидетельствует о недостаточных усилиях югоосетинской стороны по доказательству очевидного. Проще говоря, Южная Осетия неумело пытается доказать существование того, что веками монументально стоит на местности и никем не разрушено.

 Организация «Дарьял» постоянно говорит о необходимости исторической реинтеграции исконно осетинских земель в ущелье Тырсыгом и Кобийской котловины, которые волею судеб оказались в составе Грузии. Этот регион имеет как стратегическое, так и этнокультурное значение,

Тырсыгом - один из очагов формирования осетинского народа. Здесь расположена одна из важных святынь Осетии, одна из легендарных слез Бога – святилище «Таранджелос». Святилища «Реком», «Мыкалгабыр» и «Таранджелос» являются триипостасью традиционной религии осетин. Только вТырсыгоме в 13 селениях проживали представители 70 фамилий. Отсюда родом Герой Советского Союза С.Коблов, Герои Социалистического труда А.Абаев, Б.Четоев и В.Кокаев, академик Т.Берозов и др. Кудское ущелье (Хъуды ком) расположено в верховьях р.Арагви и всегда считалось частью Центральной Осетии. Отсюда родом классик осетинской литературы С.Гадиев. Здесь же формировалась одна из ветвей грузинских феодалов, которую основали представители осетинского царского рода Сидамоновы – арагвские эриставы. Не меньшей известностью у осетин пользовалась и Кобинская котловина, откуда родом известный осетинский ученый языковед Васо Абаев…

Все эти территории, хотя и были разделены горными отрогами, составляли одно сообщество, объединенное общностью языка, культуры и обычаев. Однако сегодня грузинские власти вообще отказывают осетинам в праве проживания, например, в том же ущелье Тырсыгом. Они договорились до того, что осетины, оказывается, вообще не жили в ущелье, а, якобы, только пригоняли сюда пасти скот на лето. В таком случае это уникальное явление – пастухи, строящие башни и святилища на летний сезон. Кроме того, здесь немало и археологических памятников. В частности, на правом берегу р. Суацис, протекающей по ущелью, обнаружено надгробие с аланской надписью 1326 года. Да и вообще, вся топонимика здесь имеет осетинское происхождение: реки, горы, ущелья...И нет ни одного грузинского памятника археологии старше прошлого столетия.

Данная важная часть этнической территории Осетии в свое время стала подарком советской власти большевистской Грузии. Ведь до 1922 года ущелья Тырсыгом, Кудыком, и Кобийская котловина считались неотъемлемой исторической территорией именно Южной Осетии.

"NOG UASAMONGA.RU"

Категория: Культура | Просмотров: 357 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: