Пятница, 19.01.2018, 08:29
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Наш опрос
Вы считаете, что Северная Осетия развивается в правильном или в неправильном направлении?
Всего ответов: 283
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Главная » 2015 » Июнь » 30 » На коне Творчества
09:12
На коне Творчества

…У меня сегодня радость — в руках у меня замечательная книга, присланная в подарок из Ростова-на-Дону. А посвящена она творчеству моего коллеги — заслуженного художника России, уроженца этого города, известного скульптора Анатолия Андреевича Скнарина, который в нынешнем году отмечает 75-летний юбилей. Большого друга Осетии, его на протяжении уже многих лет связывают тесные товарищеские узы с представителями Союза художников нашей республики. А еще мы с ним выпускники одной и той же «альма-матер». И когда я перелистывал эту книгу-альбом, мне невольно вспомнились наши далекие уже студенческие годы.

…В 1965 году я стал студентом Московского Суриковского института. Профессорско-преподавательский его состав тогда был поистине звездным. Томский, Манизер, Бабурин, Алпанов, Грицай, Жилинский, Колпинский — эти и многие другие имена наших учителей известны не только в России, но и во всем мире. И какое же золотое, чудесное это было время!

Наши педагоги часто говорили нам, что мы, студенты, должны учиться не только у них, но и друг у друга. Особенно — у старшекурсников. И как-то я признался одному из своих преподавателей, что из работ студентов старших курсов мне особенно нравятся работы Скнарина, Клыкова и Бакиханова. Он с одобрением встретил это признание: «Да, эти ребята — будущее нашего искусства. О них рано или поздно узнает вся страна!..» Эти слова оказались пророческими. В. Клыкова Россия сегодня знает как автора памятника маршалу Георгию Жукову в Москве. В. Бакиханов — один из самых известных скульпторов Азербайджана. А Анатолий Скнарин, выпускник мастерской профессора Н. В. Томского, еще в 1967 году (это был год, когда он только что окончил Суриковский институт) стал членом Союза художников СССР. За 38 лет своей творческой деятельности он с успехом участвовал во множестве выставок — от областных и зональных до всесоюзных и зарубежных. Лауреат многих медалей, дипломов и других почетных творческих наград. С 1994 по 1996 год возглавлял в качестве председателя Ростовскую организацию Союза художников России.

Творческий путь Анатолия Андреевича, моего коллеги и друга, и прослеживает эта изданная к его юбилею в Ростове-на-Дону книга-альбом, авторами-составителями которой выступили искусствовед В. Кулишов и референт СХ РФ Н. Федорова. Вот фотография на ее первой странице: Анатолий Скнарин — в своей мастерской среди огромного количества скульптурных работ. О чем-то задумался, ушел в себя. А вот страница последняя: композиция снимка та же, но хозяин мастерской уже смотрит на нас, читателей, и улыбается: «Ну как, познакомились мы? И каково ваше мнение об увиденном?»

А мнение — чудесное! И мне снова вспоминается, каким был Анатолий Скнарин, когда учился в стенах Суриковки. Высокий парень с лицом настоящего, природного славянина, старше меня на три курса… В книге рассказывается, например, об участии его в выставке на ВДНХ в 1967 году. Скнарин, уже дипломник, получил по ее итогам медаль, а я, третьекурсник, — грамоту… А над памятником Михаилу Калинину он начал работать, еще учась в институте. Лепил его во время каникул. Я часто смотрел, как он трудится над этой скульптурой, и восхищался его талантом…

Вместе мы участвовали и в зональной выставке художников Юга России 1974–1975 годов, проводившейся у нас в Осетии. Помню, тогда я обратил внимание на одну его работу в меди — «Опора». Очень понравились и задумка, и трактовка сюжета: сам Человек — всему вокруг Опора!

В этом альбоме нет ни одной работы, которая бы оставила зрителя равнодушным. Портрет художника В. А. Осипова, работы, посвященные Михаилу Шолохову, необыкновенно теплая и добрая работа «Погожий день» — вышедшие на прогулку отец с маленьким сыном на плечах, работы, герои которых — солдаты Победы и дети войны, тема космоса: скульптурные портреты Гагарина, Королева, Терешковой… Памятник Пушкину работы Анатолия Скнарина, установленный в Германии, я смело ставлю в один ряд с опекушинским и аникушинским. А еще очень тепло стало на сердце, когда я увидел на страницах альбома фотографию замечательного бюста Суворова: дело в том, что среди моих работ тоже есть Суворов, бюст которого установлен во Владикавказском суворовском училище. Так что, когда я называю Анатолия Скнарина другом, собратом и единомышленником по творчеству, это не просто так.

Особо хочется сказать о работе, вынесенной на обложку книги. Мы знаем много замечательных конных статуй, которыми гордятся Россия и бывшие советские союзные республики, ныне страны СНГ: Петр I, Салават Юлаев, Давид Сасунский, Вахтанг Горгасал… В этот же ряд можно поставить и «Атамана М. И. Платова» работы Анатолия Скнарина. Это не просто «человек на коне». Это мощная, цельная, единая, с хорошим силуэтом статуя, а шаг коня здесь — это не просто движение, это нечто прочное, утверждающее…

Словом, я искренне рад тому, что есть и у меня, и у других художников и скульпторов Осетии в Ростове-на-Дону такой друг. Яркий, талантливый, светлый человек… Единственное небольшое пожелание на будущее составителям этой книги, которых хочется поблагодарить от всей души: фотографии юбиляра в окружении друзей и коллег все-таки хорошо бы снабдить пояснительными подписями. И желаю тебе, Толик, от лица всех твоих товарищей из Осетии: оставайся долгие годы на коне Творчества!

 

Михаил ДЗБОЕВ,

заслуженный художник РФ,

 лауреат Госпремии им. К. Л. Хетагурова

Газета "Пульс Осетии", №25 июнь 2015

Категория: Культура | Просмотров: 453 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: