Среда, 23.08.2017, 01:30
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Наш опрос
Чувствуете ли Вы уверенность в завтрашнем дне?
Всего ответов: 239
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2016 » Январь » 26 » Народный поэт: к 75-летию Камала Ходова Природный талант, творческая страсть и гармония чувств
01:16
Народный поэт: к 75-летию Камала Ходова Природный талант, творческая страсть и гармония чувств

Природный талант, творческая страсть и гармония чувств

Камал Ходов — народный поэт Осетии, председатель Союза писателей республики, лауреат Государственной премии РСО-Алания имени К. Л. Хетагурова, видный общественный деятель — создал художественные произведения непреходящего значения, стал одним из главных организаторов творческой жизни всей постпереходной Осетии.

Поэт, переводчик, драматург, критик и публицист, он признан одним из высших авторитетов в национальной литературной среде. Его организаторская деятельность характеризуется объективностью, мудростью и дальновидностью. Признанный стихотворец, широко известный далеко за пределами своей республики, переведенный на десятки языков нашей страны, сам переводивший драмы Софокла, Жана Расина, Фридриха Шиллера, Леонхарда Франка, поэзию Джованни Боккаччо, Лопе де Вега, Генриха Гейне, Алексея Плещеева, Александра Пушкина, изначально был духовно связан с русской и зарубежной поэтической культурой. Родившийся в Осетии, окончивший литературный институт имени М. Горького в Москве, он является знатоком, ценителем отечественной и зарубежной литературы.


Однако художник слова огромного творческого дарования считает себя в первую очередь поэтом. Каждая из десяти книг («Утренняя звезда», «Хлеб да соль», «Где-то поют осетинские парни», «Возраст», «Белые искры», «Имя», «Трехгранная стрела», «Своим чередом», «Звуки», «Колесо Балсага») имеет свой облик, свой круг преобладающих тем и мотивов (хотя есть и сквозные), свой репертуар поэтических жанров. Есть у каждой из этих книг свой основной тон и стиль, точнее, целый спектр стилей. От книги к книге меняется движущееся равновесие разных стилей и направлений. Такое разнообразие лирики Камала Ходова рождено личным и общественным опытом стихотворца. За ними чувствуется человек, переживший авторитаризм, волюнтаризм, застой, гласность и перестройку. В лирике его голос негромок, и лирика его — не ораторская, но она умеет быть предельно личной и в то же время общечеловеческой. Предельная обобщенность присуща поэзии Камала Ходова по самой ее природе, что автор говорит и о личном, и о твоем, т. е. о каждом из нас. Да, это так, но эту свою природу лирика обнаруживает лишь в творчестве больших мастеров.


Поэзия Камала Ходова — многослойна, однако читать и понимать ее могут все, потому что он не отворачивается от своих читателей, не замыкается в себе. Лирический голос поэта — это не монолог, а диалог с массовой аудиторией. Характерно, что свое обращение к свободному стиху автор тоже рассматривал как «опрощение». Свободный стих в осетинской поэзии многие рассматривали как обращение к этой форме произведения, как свидетельство своей «современности» и «сложности». Для Камала Ходова же, знатока многих литератур, свободный стих, или верлибр, не «новинка», а одна из традиций мировой поэзии, связанная с такими именами, как Гете и другие. Обратившись к свободному стиху, поэт не отказался ни от одной из остальных систем стихосложения, бытовавших в осетинской поэзии ХХ века: силлабической, силлабо-тонической, тонической. В этой «эклектике» есть, наверное, глубокий смысл.


«Проникновенный лирик, тонкий мастер слова, он с подлинной страстью воспевает идеалы гуманизма, дружбы и братства народов. Его стихи пронизаны любовью к человеку. Его искренние, идущие… от сердца строки взволнованны, лиричны, глубоко философичны. Своим образным словом он умеет увлечь читателя, который надолго сохраняет в сердце благодарность поэту за ту правду жизни» (Талант. Страсть. Совесть // Северная Осетия. 2001. № 16. 26 янв.). Действительно, поэтическое слово Камала Ходова — это живой урок тонкого, умелого и мудрого стихотворца. Главный вывод, который мы извлекаем оттуда, постоянно зовет нас к размышлению о месте художника слова в современном обществе. Индивидуальное и общественное — вот та основа, на которой происходит столкновение поэтических идей, мнений и позиций. Где искать гармонию жизни и творчества поэта, его идеалы, его манящую цель — в самом человеке и вне его?

Творчество народного поэта Осетии зеркально отражает это противоречивое состояние творческого духа. И дает хороший ответ на эту коллизию. Однако здесь на первый план выходит разговор о мастерстве поэта, а разговор об этом надо начинать с языка.
Основная цель поэзии Камала Ходова — высшее искусство слова. Языку поэта он отдает приоритет даже перед композицией стиха: хорошее произведение может быть и с несовершенной композицией, но хорошего стихотворения с посредственным языком быть не может. Камал Ходов всем своим творчеством учит нас, как избегать ошибок, которые он тоже делал, но затем научился их преодолевать. У него тоже были учителя: в литературном институте в разное время он посещал творческие семинары Владимира Федорова и Вероники Тушновой.

Внимательно прислушивался молодой осетинский поэт и к знаменитым гостям самого творческого вуза страны — Илье Эренбургу и Александру Твардовскому, которые были любимы и сами любили творческую молодежь, старались всячески помогать будущим талантам и словом, и делом. Из осетинских поэтов старшего поколения наибольшее впечатление оставили в его душе народные поэты Осетии Гриш Плиев и Александр Царукаев. И к тому, чему научился у них, он добавил свой личный опыт. Ведь для настоящего поэта никакие достижения немыслимы без постоянной, пожизненной работы над словом. Судьба, наверное, приговаривает каждого стихотворца к вечной зависимости от языка и стиля. Это единственный «срок», на который поэты идут добровольно.


Следующая ипостась Камала Ходова — поэтическая техника. Богатство мысли и познаний нуждается в богатстве формы и содержания, т. е. в индивидуальном мастерстве. Высокое творческое дарование позволяет ему более проникновенно изображать душевную боль и радость своих героев. Правда и красота слова, стройность всех компонентов стиха, составляющих форму, глубоко и взволнованно воздействуют на воображение и душевное равновесие его читателей. Но одна лишь внешняя виртуозность не может до глубины души трогать струны сердца. Подлинное искусство стиха не затуманивает мысль поэта, а проявляет ее как светочувствительную призму. Отсюда органично возникает очень плодотворный способ проверки художественной ценности произведения. Если ты видишь ошибки формы, учит нас своим творчеством признанный мастер, то ищи погрешности своего содержания. Этим я хочу сказать, что признание правды окружающего мира толкает Камала Ходова к поискам правды изображения и обусловливает гармонию между ними. И, как авторитетный автор, он не забывает проверить на этой гармонии ценность своего творения.

В таком взаимодействии участвует не только его талант, но и человеческая культура, профессиональные знания и личный опыт художника слова. Однако не надо забывать про главное: мастер стиха — это не титул и не звание народного поэта республики. Поэтическое (как и всякое другое) восприятие действительности не имеет ни временных, ни тематических границ. Даже у больших мастеров существуют ошибки, но они стали маститыми потому, что всю жизнь боролись со своими недостатками. Поэтический опыт Камала Ходова убедительно показывает, что мастеру стиха со временем становится все труднее. Но эта трудность — подлинная страсть и настоящая радость вдохновенного состояния души.
Третье достоинство лирической поэзии Камала Ходова концентрируется в ее высокой идейности. Раскрывая связанные между собой понятия идейности и художественности, мы неизменно оказываемся перед порогом формы и содержания. По сравнению с этими органическими «парами» другие вопросы мастерства поэта — это частные вопросы. Не случайно основным положением эстетики является единство содержания и формы. Их неразрывность состоит в том, что первое обусловливает собой второе, которое оказывает встречное влияние на содержание. Отсюда вытекает неизбежность оценки содержания произведения в нерасторжимой связи с его художественной структурой. Отказ от анализа идейного содержания произведений искусства означает переход критика на позиции формализма. Художник и общество, художник и свобода — темы эти будоражат воображение землян со времен афинской демократии. В периоды обострения общественных противоречий поэтическое искусство Камала Ходова переживало подъемы и падения. Цикличный характер развития его творческого метода убедительно повествует нам об этом. Сейчас, когда мир вокруг поэта снова разделился на два противостоящих друг другу лагеря, тема «художник и общество» снова вознеслась на гребень общественных процессов. Идейную зависимость поэта и его собратьев по перу от государства, иных институтов управления сменили элементы экономического гнета олигархов в законе и вне закона. Несмотря ни на какие перипетии судьбы, Камал Ходов остается верным высокому призванию художника слова от Бога. И это понятно: каждый истинный стихотворец выражает свое вдохновенное чувство в соответствии с пониманием высокого долга перед своим народом и особенностями своего таланта, своей художественной индивидуальности.


Четвертая особенность поэзии Камала Ходова заключается в творческом понимании и самобытном постижении действительности. Материалом для него становится не всякий наблюдаемый им факт жизни, а лишь глубоко пережитое и передуманное чувство. Здесь, конечно, одной работы мысли недостаточно, нужна еще сердечная обеспеченность образа. Стихи рождаются из глубинных переживаний. И чем глубже они, эти чувства, тем вероятнее их востребованность читателем. Чувства обычно цементируют впечатления. Если они живут в душе поэта, то есть жизненный материал для последующих обобщений и размышлений. Все лежит в укромных местах памяти и вызывается к жизни замыслом произведения, а их преобразованием «занимается» человеческая фантазия. Исходя из творческого опыта Камала Хадова, важнейшим источником жизненного материала является личная биография поэта. Московские, морские и зарубежные впечатления настолько обогатили стихотворца, что их хватило на создание многих оригинальных произведений и художественных переводов из античной поэзии. Если бы Камал Ходов за свое свободомыслие не преследовался в застойные годы, то, очевидно, недосчитался бы многих своих программных произведений. С другой стороны, постоянное обращение к определенному кругу жизненных явлений и проблем дает сквозную тему творчества. Например, современники поэта пришли и начали писать после развенчания тоталитаризма, поэтому их необузданный интерес к национальному классическому наследию был оправданным и естественным. То же самое можно сказать и о «национальном колорите» в творчестве поэта, который также имеет те же жизненные и биографические корни.


Пятой гранью поэтического творчества Камала Ходова является его современность. Понятие, выражаемое этим определением, трактуется им очень широко. Его содержание воспринимается поэтом не столько принадлежностью к одному времени, сколько их отношением к этому времени. Современность требует от него, как от человека, дружеского участия, утверждения справедливости, стремления к гармонии. Высшая задача художника слова при этом — триединство (участие — справедливость — гармония) этих составляющих. Отсюда проистекает ответственность Камала Ходова за свое поэтическое искусство, которая сродни ответственности перед современниками, стало быть, перед будущим. Как известно, эмоциональное начало тянет поэзию к прошлому, интеллектуальное — к будущему. Поэтому народный поэт Осетии на протяжении нескольких десятилетий в своем творчестве успешно сочетает чувственное и интеллектуальное, справедливо считая, что видение мира способно питать автора при соприкосновении с современностью. И в доказательство этому выражает свои чувства в соответствии с пониманием долга перед народом и особенностями своего таланта, своей художественной индивидуальности. Преемственность явлений позволяет Камалу Ходову переносить свои впечатления во времени и в пространстве. Это и позволяет ему создавать полноценные и полнокровные произведения. Сегодня жизнь поставила его перед новым испытанием. Но несмотря на это, Камал Ходов красив и радостен: его жизненный путь — это путь человека и поэта, достойно носящего оба звания. Он — вечный труженик во имя жизни и высокого слова, дорогу к вершинам которого проложили ему ПРИРОДНЫЙ ТАЛАНТ, ТВОРЧЕСКАЯ СТРАСТЬ И ГАРМОНИЯ ЧУВСТВ.

 

Борис ХОЗИЕВ

pulsosetii.ru

Категория: Культура | Просмотров: 287 | Добавил: Admin | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: