Понедельник, 29.05.2017, 16:16
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Наш опрос
Какая из следующих мер могла бы, на Ваш взгляд, лучше других справиться с ростом цен?
Всего ответов: 204
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2016 » Январь » 27 » Решено экономить
19:42
Решено экономить

Сколько бюджетных средств можно сэкономить на закупках товаров и услуг для государственных нужд? Согласно данным, которые представил руководитель Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд Ахсарбек ФАДЗАЕВ, по итогам 2015 года экономия средств по различным процедурам составила 180 млн 654 тысячи рублей.

В интервью с корреспондентом «СО» он рассказал, как и на чем можно экономить в масштабах республики.

– Какие финансовые средства из бюджета Северной Осетии были выделены на государственные закупки в прошлом году, и какие сферы оказались в приоритете?

– Перед управлением стояла важная задача – определить поставщиков товаров и услуг на общую сумму в 6,3 млрд рублей. Наибольший удельный вес, в стоимостном выражении около 40%, занимают строительные работы. В центре внимания находились три основных объекта, которые проходили по федеральной программе «Юг России». Это реконструкция водопроводных сетей Ирафского района на общую сумму 458,8 млн рублей, реконструкция водопроводных сетей Дигорского района – 431,7 млн рублей и реконструкция водовода по улице Московской во Владикавказе с объемом работ на сумму 331 млн рублей. Главное, что подрядчики определены, и работы на указанных объектах ведутся с ноября прошлого года. Сэкономить по трем объектам не удалось, поскольку на участие в процедуре определения поставщика подали свои заявки только по одному участнику, которые были признаны победителями, и с ними были заключены соответствующие контракты. Надо сказать, что предложенные заказчиком условия не под силу было выполнить каждому. Например, при стоимости объекта более 50 млн рублей размер обеспечения контракта в соответствии с законом должен составлять от 10 до 30% сметной стоимости. По водопроводным сетям Ирафского района размер обеспечения контракта составил свыше 137 млн рублей, и эта сумма до начала исполнения контракта была перечислена заказчику. В результате подрядчиками по трем объектам оказались строительные компании с приличным опытом работы и соответствующей финансовой базой. Не сэкономили, потому что не было конкуренции, и в данном случае экономия не самоцель – главное, чтобы работы на важных инфраструктурных объектах прошли в срок, качественно и без нареканий. Также в прошлом году управлением проведены процедуры определения поставщиков на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения на сумму более 1,1 млрд рублей, что составило около 18% от общего объема закупок.

– Экономить на строительстве и реконструкции, как говорится, себе дороже, и во что это выливается, общеизвестно. А где же те направления, где удалось рационально использовать скромные бюджетные возможности?

– В первую очередь – это медицина. По закону определение поставщика на лекарственные средства при покупке свыше 500 тыс. рублей обязательно проводится способом электронного аукциона.

И на этих аукционах по закупкам лекарственных средств в 2015 году было сэкономлено свыше 105 млн рублей. Из всего количества процедур 1330 были в форме аукциона – здесь поставщиком оказался тот, кто дал меньшую цену. Управление только допускало конкурентов на электронную площадку. Всего сумма экономии в сфере здравоохранения составила свыше 140 млн рублей, из них более 105 млн руб., как сказано выше, по лекарственным средствам и 35 млн рублей на закупках медицинского оборудования и продуктов питания для лечебных учреждений.

– Экономия означает, что первоначальные цены были необоснованно завышены?

– Хочу напомнить, что формирование так называемой начальной максимальной цены, то есть стартовой цены – это компетенция заказчика. Когда заказчик определяет цену, по которой хочет купить товар, в соответствии с законом он может использовать пять способов в зависимости от характера покупки. Одним из способов является анализ рынка путем коммерческих предложений. Заказчик по своим запросам должен получить информацию о цене как минимум от трех поставщиков и на основании поступивших предложений вывести среднюю цену. В первую очередь действия сотрудников управления нацелены на то, чтобы понять, насколько правильно и объективно была установлена начальная цена товара. Если есть явные несоответствия с законом, то управление выдвигает ряд обоснованных рекомендаций ввиду того, что обозначенная цена резко отличается от рыночной, причем в сторону ее повышения. И были случаи, когда начальные цены не на 10 и 20% превышали оптовые, а в разы – именно при закупках продуктов питания и лекарственных средств это и прослеживалось. Был прецедент, когда на аукционе начальная цена лекарственного препарата уменьшилась в 17 раз, а чаще всего имело место двух и трехкратное снижение начальной максимальной цены. Завышение цены наблюдалось по большинству позиций, и пока нам удалось полностью выравнять ситуацию по питанию.


«Были случаи, когда начальные цены не на 10 и 20% превышали оптовые, а в разы – именно при закупках продуктов питания и лекарственных средств это и прослеживалось. Был прецедент, когда на аукционе начальная цена лекарственного препарата уменьшилась в 17 раз, а чаще всего имело место двух и трехкратное снижение начальной максимальной цены. Завышение цены наблюдалось по большинству позиций, и пока нам удалось полностью выравнять ситуацию по питанию.


– В отличие от лекарств, где масса наименований и, соответственно, цены большей частью знакомы только медикам, то почему нужно такие усилия прилагать по продуктам питания? Цены фактически известны, достаточно по магазинам пройтись и в торговых сетях побывать, чтобы все это понять. Неужели кто-то может выставлять один килограмм хлеба высшего сорта для школы или больницы за 40 или 50 рублей?

– Продукты питания приобретаются для лечебно-профилактических учреждений, организаций, подведомственных Министерству труда и социального развития и по линии Министерства образования. Как правило, продукты питания приобретаются на полгода. Когда начали формировать заявку на первую половину 2016 года, то наше управление провело анализ, состоялись встречи с заказчиками на предмет корректировки начальной максимальной цены. Главное, что пришли к общему знаменателю, нашли общий язык с заказчиками – наши рекомендации восприняты, и цены уравнялись. Понятно, что цену диктует рынок, но в то же время, к сожалению, есть поставщики продуктов питания, которые дают не совсем объективную информацию для формирования начальной максимальной цены. К примеру, заказчик делает запрос на цену молока, сыра, сметаны и творога и в ответ получает от поставщика следующие цифры – молоко предлагается по цене 45 рублей за литр, 190 рублей за килограмм творога, и за килограмм сыра заявленная цена, как это ни удивительно, 500 рублей. А затем тот же поставщик, уже участвуя в конкурсе на поставку указанных продуктов лечебному учреждению, в ходе процедуры предлагает за литр молока 30 рублей, творог по 110 рублей, а по сыру цена снижается почти в два раза.

– Есть много фактов, когда заказчик искусственно выводит цену в надежде на то, что удастся проскочить. Не так ли? Но как здесь сэкономить?

– Закупки продуктов питания осуществлялись через конкурс, и здесь заказчик определял критерии значимости, предъявляя требования к поставщику. Для покупки продуктов питания лечебным учреждениям, школам и детским садам на сумму более 500 тысяч рублей, согласно Постановлению Правительства РФ, необходимо проводить конкурс и предъявлять требования к поставщику. Важно, чтобы поставщик не был, как говорится, с улицы, а имел квалификацию и положительные отзывы со стороны заказчика, то есть речь идет об устойчивости его репутации. Участвовать в этом конкурсе могут все, но при этом маловероятно, чтобы выиграл тот, кто первый раз берется за столь ответственное направление, как поставка продуктов питания для социально значимых учреждений. Однако и здесь могут быть злоупотребления со стороны заказчика, который может выставить такие требования, что по указанным в заявке критериям подойдет лишь один поставщик, с которым заказчик имел дело уже многие годы, которому заказчик сам неоднократно давал положительные отзывы, но при этом не экономил ни копейки. А это уже наводит на определенные и неприятные выводы. Теперь же наше управление вместе с заказчиками разработали условия, согласно которым решающим становится цена контракта, а не положительный опыт поставок, хотя он тоже присутствует в достаточном требуемом законом объеме.

– Получается так, что с одной стороны есть поставщик, в активе которого 15 или 20 отзывов, но с другой стороны, выиграть аукцион может тот, кто дает меньшую цену. Так и до конфликта интересов недалеко…

– Когда речь шла о закупках хлеба для республиканского Центра лечебно-профилактического питания на первое полугодие 2016 года, то в конкурсе участвовали три поставщика. Выиграл Бесланский хлебозавод, хотя остальные конкуренты располагали немалым опытом, производили хлеб, имели положительные отзывы, но их количество аргументом не стало. Победитель был согласен поставлять белый хлеб первого сорта по цене 23 рубля за килограмм. Это очень низкая цена, фактически на уровне себестоимости. Кстати, по продуктам питания для указанного центра экономия составила 2 млн рублей, а стоимость лота для этой организации составляла 15 млн рублей. Кроме того, управлению удалось сэкономить на проектно-сметной документации – это подъезд к курорту «Цей» сметной стоимостью 18 млн рублей, где заказчиком выступал Комитет дорожного хозяйства. По результатам конкурса выиграла организация, которая взялась за проектирование за 11 млн рублей. По природоохранным мероприятиям экономия составила 1 млн 860 тысяч рублей при начальной заявленной сумме 4 млн рублей по двум лотам.

– Вообще, за последние несколько лет есть ли динамика в части экономии или же все это можно описать школьной синусоидой с взлетами и падениями?

– В 2011 году на государственных закупках экономия составила 136 млн рублей, в 2012 году – 107 млн рублей, в 2013 году – 135 млн рублей, в 2014 – 126 млн рублей, а прошлогодняя экономия бюджетных средств, как уже было сказано, выражается суммой 180,6 млн рублей. Кстати, следует отметить, что только за последние пять месяцев на процедурах экономия составила более 110 млн рублей, это чуть меньше, чем за весь 2014 год. Мы ставим себе задачу создать каталог цен товаров, работ и услуг, речь идет о компьютерной программе. Предстоит разблокировать систему, когда за счет специально разработанного технического задания в выигрышном положении может оказаться единственный поставщик. Естественно, подобные ситуации к экономии не приводят. Программа, которая создается, будет интегрирована с электронной торговой площадкой, публичная информация будет анализироваться, и тогда станет ясно, на каких направлениях мы на верном пути, а где есть серьезные недостатки, требующие устранения. Впереди много работы, исходя из того, что поставлена задача по году выйти на экономию в сумме 250–300 млн рублей.

 

osetiatimes.ru

Категория: Экономика | Просмотров: 290 | Добавил: Admin | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: