Вторник, 16.01.2018, 16:15
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Наш опрос
Вы считаете, что Северная Осетия развивается в правильном или в неправильном направлении?
Всего ответов: 283
Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
Главная » 2012 » Июнь » 5 » Слово предоставляется «Стыр Ныхас»
01:24
Слово предоставляется «Стыр Ныхас»

О созидательной силе слова сказано много. Достаточно вспомнить «Благую весть» христиан, которая начинается с: «В начале было слово и слово было Бог!»

Великий Авиценна из целительного арсенала врача на первое место ставил слово, затем называл лекарство и, как крайнюю меру лечебного воздействия, нож. Но, пожалуй, только осетины дали самое емкое смысловое значение слову – «ныхас», которое на русский переводится исключительно в повелительном наклонении – «соединяй», «склеивай». Символ единства коллективной воли – советы самоуправления, имевшие всеобъемлющие полномочия вплоть до вынесения смертного приговора, – они издревле так и называли – Ныхас.

Поэтому возрождение в начале «лихих девяностых» Всеосетинского совета «Стыр Ныхас» воспринялось логичным шагом в восстановлении единства осетинского общества, расколотого перестройкой на множество несовместимых фрагментов.

...В президиуме «Стыр Ныхас», в состав которого я был избран, на меня были возложены вопросы правового воспитания граждан и взаимодействие с правоохранительными структурами. Предложенный тогда мною концептуальный план предусматривал использование ряда организационно-практических инструментов, с помощью которых в относительно короткое время возможно было переориентировать сознание значительной части молодежи на пресечение национального раздрая и оздоровление общественной морали.

Не вдаваясь в подробности, перечислю их. В числе первых предлагалось официально принять основополагающий документ – «Кодекс чести осетина». Базовой ячейкой вертикали «Ныхасов» определить дворовые и квартальные общества с наделением их функциями первичного общественного судопроизводства «Тархон» и вынесения высшей меры общественного осуждения – «Хъоды».

Дворовые хадзары, при поддержке родительского актива жильцов, определялись как вечерние тренажерные залы. Спорткомитету республики предлагалось внести в годовой план многоступенчатые состязания по дворовым видам спорта, с проведением финалов в одном из лучших спортивных залов Владикавказа и широкой трансляцией по электронным СМИ.

С целью организации досуга юношества и развития интереса к родному языку предлагалось учредить общереспубликанскую игру «Худæнзиу» (осетинизированный слепок с КВНа) с директивным вовлечением в нее всех образовательных учреждений. Предлагалась опека и помощь осетинским воскресным школам, программа которых включала бы обучение языку, истории, хореографии, музыке, обычному праву и национальному этикету.

Для повышения коллективной ответственности фамилий предлагалось президиуму «Стыр Ныхас» внедрить ежегодные конкурсы на лучшую фамильную книгу, видеофильм о лучших представителях фамилии и рода, знание собственной генеалогии.

И наконец, предлагалось провозгласить главным национальным праздником Осетии – Нартские игры, которые предполагалось проводить по двум программам – спортивной и творческой, по возрастным категориям, что позволяло бы Нартиаде стать своеобразной системой массового оздоровления нации по принципу забытого комплекса ГТО. На легендарном поле Зилахар предлагалось ежегодное торжественное провозглашение имен лучших юношей и девушек Осетии. Игры, кроме того, решали и важные политические вопросы, т. к. Нартский эпос распространен среди наших соседей на Северном Кавказе. Игры помогали решать вопросы развития народных промыслов республики и многое другое!

К большому сожалению, положение о «Тархонах» тогдашний председатель Всеосетинского совета «Стыр Ныхас» Михаил Ильич Гиоев обозвал шариатским судом, а первые Нартские игры в 1999 г. он и его ближайшее окружение из президиума вообще проигнорировали. Не берусь судить об исключительной эффективности предложенных тогда мною мер, но думаю, будучи хоть частично реализованными, от беды и позора они уберегли бы не одну жизнь.

...Все это «кануло в Лету» потому, что исходило от ненавистного власти коммуниста Цомаева. Зато по лекалам команды второго президента-международника Осетия с тех пор преуспела в строительстве «цивилизованного общества». С помощью сочиненных ими демократических обманок мы стремительно разделились на горстку оч-ч-чень богатых алдаров и массу обворованных... маргиналов. Как и подобает «продвинутым» нациям, осетины горячо, без разбора восприняли весь сопутствующий хлам «сытой» демократии. В республике, на фоне уничтожения наукоемких предприятий, как грибы после дождя расплодились спиртзаводы, кабаки и... бордели. Из соседних республик к нам потянулись вереницы гостей мужского пола, в основном из соседней, «нерукопожатной», чтобы «оттянуться по полной» с осетинскими девочками в бесчисленных саунах Владикавказа. Освоили мы и Интернет, который дает возможность познакомиться с девушками из Осетии, значительная часть которых предпочитает знакомство не с целью создания семьи, а... группового секса! И вот на этом фундаменте, на полном серьезе, каждому юноше-осетину предложено «построить свою духовную башню»! Хотя сами идеологи «башнестроения» в то же время открыто, на виду у околпачиваемой молодежи, строят свои конкретные материальные дворцы.

...Ладно девушки из саун! В отличие от «башнестроителей», они, по крайней мере, в своем выборе честны: вся их вина заключается в стремлении выбраться из нищеты. Но, черт побери, общество, загнавшее туда будущих невест и матерей, когда-то должно опомниться и осознать свое преступное безразличие?!

И замолвить хотя бы слово. Нет, не в оправдание их поступков, а хотя бы с укором в адрес тех, чья неуемная алчность превращает молодежь Осетии в разрозненное, животное стадо! И поскольку эта проблема касается общественной морали, то, очевидно, первыми флаг должны поднять общественные организации, подвизающиеся на поприще возрождения гражданского общества.

Моя недавняя двухчасовая беседа с новым руководством «Стыр Ныхас» опять-таки не увенчалась успехом. Поэтому, считая молчание еще худшим злом, вынужден вот так, через газету, еще раз обратиться к ним:

– Уважаемые старейшины! Реформаторы при вашем попустительстве свое дело сделали! Что теперь вы намерены делать?

Слово за вами!

 

P.S. Кстати, одна из самых первых и фешенебельных «саун», действующих по сей день, расположена прямо в центре города, под носом МВД, ФСБ, Правительства, Парламента и Главы.

 

Тамерлан ЦОМАЙТЫ

Категория: Общество | Просмотров: 1096 | Добавил: Admin | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: