Социально-экономическая и политическая ситуация в РСО-Алания - 20 Февраля 2016 - ИРОН ПОСТ - Осетинский информационно-аналитический сайт
Вторник, 17.01.2017, 11:48
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Наш опрос
Вы считаете, что Северная Осетия развивается в правильном или в неправильном направлении?
Всего ответов: 283
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2016 » Февраль » 20 » Социально-экономическая и политическая ситуация в РСО-Алания
16:12
Социально-экономическая и политическая ситуация в РСО-Алания

Общественность республики интересуется состоянием экономики и политической ситуации на сегодняшний день, каковы будут основные направления экономики и каковы инструменты реализации программ развития РСО-А. С этими и другими вопросами мы обратились к доктору социологических наук, завкафедрой социологии и социальной работы СОГУ им. К. Л. Хетагурова Хасану Владимировичу ДЗУЦЕВУ.

— Хасан Владимирович, охарактеризуйте коротко современное состояние экономики в РСО-А.
— Мы занимались проблемами экономики Северной Осетии включительно по ноябрь 2015 года, и по таким ключевым социально-экономическим показателям, как валовой региональный продукт на душу населения, производительность труда, средняя заработная плата, бюджетная обеспеченность, уровень развития реального сектора экономики и вовлеченность во внешнеэкономическую деятельность, Северная Осетия заметно отстает от других субъектов РФ.
На текущий момент реальный сектор экономики РСО-А развит слабо:
— доля аграрного сектора в валовом региональном продукте достигает 22 % (по Российской Федерации — 5 %);
— доля продукции обрабатывающих производств не превышает 15 % (по Российской Федерации — 19 %).
Валовой региональный продукт в сопоставимых ценах за 2009–2014 годы увеличился на 87,3 %, при этом в 2014 году темпы прироста ВРП существенно снизились. 
Статистические данные за 9 месяцев 2015 года большей частью отрицательные, несмотря на требования политики импортозамещения: 
— индекс промышленного производства (по видам экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства» и «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды») за январь — сентябрь 2015 года по сравнению с январем — сентябрем 2014 года снизился на 15,5 %;
— поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий выросло по сравнению с этой же датой 2014 года всего на 0,8 %;
— поголовье свиней сократилось на 2,9 %; 
— поголовье овец и коз сократилось на 0,4 %; 
— производство скота и птицы на убой (в живом весе) уменьшилось по сравнению с январем — сентябрем 2014 года на 23,8 %; 
— производство молока — на 0,5 %; 
— производство яиц увеличилось всего на 3,4 %;
— к началу октября в сельскохозяйственных организациях имелось в наличии кормов на 15,6 % меньше, чем год назад;
— оборот розничной торговли в январе — сентябре 2015 года сократился по сравнению с соответствующим периодом 2014 года в сопоставимых ценах на 5,7 %.
Если наблюдать соотношение показателей только сентября 2015 и сентября 2014 года, то можно говорить о стремительном сокращении реального сектора экономики республики. Индексы промышленного производства: 
— в целом по обрабатывающим производствам — 80,6 %;
— производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) — 38,5 %;
— производство транспортных средств и оборудования — 25,7 %;
— металлургическое производство и производство готовых металлических изделий — 73,3 %;
— производство резиновых и пластмассовых изделий — 51,7 %;
— химическое производство — 74,1 %;
— целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность  — 37,0 %;
— производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака — 95,4 % и т. д.
— Хасан Владимирович, а каковы, на ваш взгляд, возможности развития экономики республики?
— Северная Осетия имеет благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, санаторно-курортной сферы, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности, а также развитые транзитные функции. Однако до сих пор естественные преимущества остаются нереализованными, поскольку республика по-прежнему непривлекательна для инвестиций в силу нестабильности экономической и социально-политической обстановки. Инвестиции в основной капитал за I–II кварталы 2015 года по сравнению с этим же периодом прошлого года сократились на 25,6 %. 
— А каковы характерные моменты качества жизни населения республики?
— РСО-Алания имеет низкие показатели качества жизни населения. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в январе — августе 2015 года по сравнению с январем — августом 2014-го выросла на 5,7 %, до 20 688 руб., однако реальная зарплата (с учетом роста потребительских цен за тот же период на 9,6 %) составила 18 876 руб. и, следовательно, снизилась на 8,4 %. 
При этом следует учесть высокий уровень дифференциации заработной платы в различных сферах деятельности: от 6 482,3 руб. — в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве, 6 477,1 руб. — в гостиничном и ресторанном бизнесе, 26 996,0 руб. — в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, 39 231,1 руб. — в государственном управлении, 44 311,6 руб. — в финансовой деятельности. Расхождение между минимальной и максимальной средними заработными платами в разных сферах составляет почти 7 раз. Этот показатель необходимо корректировать еще на величину дифференциации заработных плат в каждой сфере деятельности, в каждой организации (до нескольких десятков раз). 
— Наблюдается ли в республике социальное расслоение общества?
— Негативные тенденции наблюдаются и в процессе расслоения населения по уровню доходов: индекс Джини (индекс концентрации доходов) увеличился с 2000 до 2015 года на 14,4 %, что свидетельствует о росте неравенства. Если в 2000 году доходы 20 % населения с наибольшими доходами превышали 20 % населения с наименьшими в 5,4 раза, то на начало 2015 года это превышение составило 7,1 раза. 
— А каков политический портрет сегодняшней Осетии?
— Массовые опросы населения и опросы экспертов, проводимые в РСО–А Северо-Осетинским центром социальных исследований ИСПИ РАН совместно с кафедрой социологии СОГУ с 2000 до середины 2015 года, позволяют обозначить основные политические проблемы социума: 
— стабильная политическая апатия общества: не более 10 % активной части населения в той или иной степени готовы участвовать в политической жизни республики;
— проблемы экономического характера как первостепенные раздражители общества и факторы политической апатии, а именно: низкие доходы населения и их существенная дифференциация, безработица, коррупция. Значительное социальное и экономическое неравенство влечет за собой разобщенность интересов, приоритетов, а следовательно, разнонаправленность целей субъектов общественного развития. В этих условиях консолидация общества крайне осложнена;
— коррупция как «корень зла». Она не воспринимается только как республиканская проблема сегодняшнего дня. Коррупция стала образом жизни социума. Каждый восьмой-десятый респондент не считает ее отрицательным явлением. 
— На ваш взгляд, есть в системе управления моменты, связанные с местным менталитетом? 
— Большая часть населения и все эксперты считают управление в республике недемократичным: власть не считалась ни с мнением, ни с интересами граждан. В национальных республиках демократия не приживается, так как клановость, родство, традиции, адат сильнее, чем демократические ценности.
— Говоря о политическом корпусе республики, на что бы вы обратили их внимание? 
— Я бы назвал самым главным в сегодняшней нашей экономической и социальной жизни — культивировать в Осетии любовь к труду. В Осетии нет трудных решений, но нам нужны новые идеи, как это было во время правления Билара Кабалоева. Мы должны создать для граждан нашей республики равные возможности в реализации индивидуальных способностей и усилий; граждане должны быть нацелены на достижение и успех; национальная культура в широком смысле, далеко выходящая за рамки национальных общин, должна стать основой для единения общества. Хотел бы особо выделить тот факт, что основной канал связи власти и общества — СМИ — не воспринимается как независимый институт, способный, с одной стороны, дать объективную и содержательную информацию о ситуации в республике и стране в целом, с другой — мобилизовать общество на решение серьезных идеологических и социальных проблем.
Итак, можно сказать, что экономика РСО-А отсталая, с выраженными тенденциями к дальнейшему спаду. Общество разобщено, политически апатично, идеологически аморфно. Оно не видит не только пути достижения цели, но и саму цель, перестало рассчитывать на власть как политическую и экономическую элиту в полном смысле этого слова, т. е. лучшую, наиболее грамотную, патриотичную, нравственную и деятельную часть общества, способную консолидировать и мобилизовать все ресурсы республики для ее развития, а значит, для повышения качества жизни каждого ее гражданина. 
— Хасан Владимирович, выше вы говорили об основных направлениях развития республики. Могли бы вы остановиться на некоторых из них более подробно?
— Принципиальные подходы к определению направлений развития экономики РСО-Алания должны основываться: на стимулировании сохранения при технологической модернизации и повышении наукоемкости существующей специализации ведущих отраслей промышленности, сложившихся к настоящему времени: пищевой, металлургической, стекольной; стимулировании ускорения создания новых мощностей в промышленности стройматериалов и выхода их на российский строительный рынок; стимулировании и частичном финансировании трансферта новых технологий сельскохозяйственного производства; стимулировании развития традиционных и новых производств пищевой промышленности (сыроделие, овощеконсервная, ликеро-водочная промышленность); формировании и продвижении брендовых продуктов, позиционирующих Северную Осетию, ее районы и города на внешнем рынке; стимулировании создания современных спортивно-туристских объектов в горных районах Осетии, строительства современных гостиниц; формировании положительного имиджа республики как туристского региона.
Данные направления развития не новые, однако современная геополитическая ситуация, сопровождаемая экономическими санкциями, актуализировала те из них, которые решают проблему импортозамещения. В то же время республика получает возможность финансовой поддержки развития реального сектора экономики. Запуск Зарамагских ГЭС на полную мощность должен обеспечить реализацию проектов электроэнергией. 
Необходимо включать региональные вузы в реализацию республиканских проектов — в республике есть вузы, занимающиеся подготовкой специалистов для сельского хозяйства, промышленности, системы образования, здравоохранения и т. д.
— Какими вам видятся инструменты реализации программ развития РСО-Алания?
— В связи с этим спектр инструментов и механизмов, которые могут быть использованы для поддержки проектов социально-экономического развития, достаточно широк. Наиболее предпочтительными в условиях республики могут быть такие механизмы, как туристско-рекреационная зона федерального масштаба, технопарки, региональный инвестиционный фонд, банк развития или филиал государственного банка развития, венчурный фонд региона.
Одним из наиболее эффективных механизмов в рамках частно-государственного партнерства в Республике Северная Осетия–Алания может быть создание регионального инвестиционного фонда, мобилизующего средства для финансирования инвестиционных проектов, многократно превышающие вклад «якорного» инвестора, т. е. регионального бюджета. При этом доля бюджетных средств Республики Северная Осетия-Алания может не превышать 20–30 % от общей суммы фонда.
Представляется целесообразным в условиях недостаточно развитого рыночного хозяйства республики и определенного консерватизма региональных властей выделить ряд используемых для реализации частно-государственного партнерства инструментов с высокой долей прямых затрат бюджета. В последующем с развитием экономики региона может быть рассмотрен инструментарий государственной поддержки проектов с преобладанием доли косвенных затрат.
Среди инструментов государственной поддержки проектов с высокой долей прямых затрат бюджета могут быть предложены:
— прямое участие государства в инвестировании проекта;
— предоставление субсидий, субвенций и дотаций организациям, реализующим проекты программы, и потребителям их продукции;
— предоставление налоговых льгот, налоговых кредитов и отсрочек;
— предоставление гарантий и поручительств по обязательствам организаций — участников и потребителей их продукции;
— регулирование ставок налогообложения для различных групп предприятий в рамках полномочий, закрепленных законодательством Российской Федерации, законами Республики Северная Осетия-Алания, нормативными правовыми актами местного самоуправления;
— бюджетное стимулирование органов местного самоуправления в рамках распределения финансовой помощи;
— предоставление льготных кредитов для реализации проектов.
Несмотря на тяжелый социально-экономический и политический фон в республике, граждане надеются, что будут найдены силы для того, чтобы поставленные задачи социумом были решены, как в свое время их решал великий лидер нации Билар Кабалоев, возглавлявший Северную Осетию с 1965 по 1982 год. Благодаря этому человеку мы из аграрной превратились в индустриально развитую республику.

 

Беседовал 
Петр САФРОНОВ

"Пульс Осетии"

Категория: Экономика | Просмотров: 535 | Добавил: Admin | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: