Главная - Актерское мастерство
Алёнушкины сказки — Мамин-Сибиряк Д. Литературная викторина по творчеству Д

Год издания книги: 1897

Свой сборник «Аленушкины сказки» Дмитрий Мамин-Сибиряк писал на протяжении двух лет с 1894 по 1896 год. Книгу автор посвятил своей маленькой дочери по имени Алена. В нее вошли десять сказок писателя, которые впоследствии завоевали популярность у читателей. Сегодня книга «Аленушкины сказки» Мамина-Сибиряка заслуженно входит в школьную программу, а отдельные произведения этого сборника были экранизированы.

Сборника «Аленушкины сказки» краткое содержание

Цикл «Аленушкины сказки» Мамин-Сибиряк часто перечитывал перед сном своей маленькой дочери. Начинается он с присказки, где рассказывается, как маленькая девочка перед сном хочет послушать сказки.

Первая сказка рассказывает о маленьком зайчике, который проживал в лесу. Всю свою жизнь он чего-то боялся, но, когда подрос, решил перебороть свои страхи. Заяц вышел к своим друзьям и стал кричать о том, что с сегодняшнего дня он не боится никого, даже серого волка. Никто ему не поверил, некоторые даже начали смеяться над ним.

Тут как раз недалеко от заячьей компании проходил Волк. Он был ужасно голоден и искал, чем бы перекусить. Услышал он, как Заяц кричит о том, что не боится волков и решил съесть именно его. Как только зайцы увидели страшного зверя, то испугались и задрожали. Заяц-смельчак резко подпрыгнул от страха и упал прямо на Волка. Скатившись по его спине, хвастун убежал далеко в лес. Он боялся, что Волк найдет его. Однако сам Волк в том момент подумал, что в него выстрелили, испугался и убежал в совершенно другую сторону. Многие потом вспоминали, как храбрый заяц прогнал огромного Волка.

Вторая сказка цикла Мамина Сибиряка «Аленушкины сказки» поведает нам о маленькой Козявке, которая только что появилась на свет. Она летала по воздуху и думала, что все в этом мире принадлежит ей. Но повстречав злого шмеля, червяка и воробьев, она убедилась, что мир полон опасностей. Козявка осознала, что не все, что ее окружает, вовсе ей не принадлежит. Но среди этого злого мира ей удалось найти подругу, вместе с которой они провели все лето и осень. Зимой же Козявка снесла яички и спряталась до весны.

Далее автор рассказывает нам о Комаре Комаровиче, который, узнав, что на его болоте уснул Медведь, решил прогнать непрошенного гостя. Он собрал своих сородичей и отправился к Медведю. Подлетев к болоту, Комар Комарович стал угрожать, что съест зверя. Однако Медведь совершенно не боялся угроз насекомого. Он продолжил сладко спать, пока один главный герой сказки не укусил его за нос. Тогда мишка проснулся и как в решил расквитаться с комаром. Он даже несколько деревьев с корнями вырвал и стал ими размахивать, однако ничего не помогало. В конце Медведь залез на высокую ветку, но из-за насекомых свалился с нее. После этого он все-таки решил пойти поспать в другое место, а Комар Комарович вместе со своими друзьями отпраздновал свою победу.

Следующая сказка начинается с того, что маленький мальчик Ваня празднует свой день рождения. На праздник были приглашены все его игрушки. Гости кушали и веселились до тех пор, пока две куклы – Катя и Аня – не стали выяснять, кто на этом празднике красивее всех. Довыяснялись игрушки до того, что началась драка. И только башмачок и плюшевый заяц успели спрятаться под кровать. Ваня очень расстроился, что на его именинах приключилось такое. Когда спор поутих, все игрушки обвинили в драке башмачок и зайца. Якобы они специально всех рассорили и спрятались. Ваня прогнал их с праздника, и веселье продолжилось как ни в чем не бывало.

Другая сказка поведает нам историю о двух друзьях – Воробье Воробеиче и Ерше Ершовиче. Вот уже долгое время эти двое были хорошими приятелями. Воробей даже приглашал Ерша к себе на крышу, а тот в ответ звал друга погостить в реке. Был у воробья еще один знакомый – трубочист Яша. Однажды этот самый трубочист услышал странные звуки. Прибежав к реке, он увидел ссору Воробья и Ерша. Причиной послужило то, что Воробей нашел червяка, а Ерш обманом украл добычу друга. Однако позже выяснилось, что Воробеич сам врет – он стащил червяка у маленького Бекасика-песочника.

Следующей в сборнике Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» читать можно историю о маленькой Мухе, которая неустанно радовалась лету. Мушка верила, что все люди добрые, ведь они постоянно оставляют на столе немного варенья или сахара. Но однажды кухарка в доме, возле которого обитало много мух, решила их всех отравить. Маленькой Мушке удалось избежать этой участи, однако она, как и главная героиня поняла, что люди не так уж и добры к ней.

Вскоре наступила осень, и выжившие мухи спрятались в доме. Но главная героиня сказки хотела остаться одна, чтобы вся еда доставалась только ей. Мушка дождалась момента, когда все ее сородичи исчезли, но очень скоро заскучала в одиночестве. Так он грустила до самой весны, пока не встретила маленькую муху, которая только что появилась на свет и радовалась теплу.

В цикл вошла также сказка о Вороне и Канарейке. Маленькая Канарейка улетела из клетки, потому что хотела жить на свободе, как и другие птицы. Однако на нее напали воробьи. Старая ворчливая Ворона защитила ее и пригласила жить к себе. Когда наступили холода, Канарейке было очень тяжело, но Ворона просто считала маленькую птичку неженкой. Однажды местные мальчики поставили ловушку для птиц и насыпали туда зерна. Канарейка знала, что туда нельзя лететь, однако чувство голода победило. Птичка поняла, что сейчас ее поймают и снова посадят в клетку. Но, несмотря на жуткий холод, Канарейке нравилась свобода. Услышав крик, Ворона прилетела и спасла свою знакомую.

Следующая история переносит нас в птичий двор. В нем живет Индюк, который считает себя самой важной птицей. Его жена и многие другие жители двора думаю так же. От этого Индюк зазнается еще больше и начинает нагло себя вести. Однажды птицы замечают что-то, похожее на колючий камень. Все спрашивают у Индюка, что же это такое, однако он не может дать точного ответа. Этим «камнем» оказывается еж. Тогда все птицы начинают смеяться с Индюка, но ему удается убедить присутствующих, что он узнал ежа, но просто решил пошутить.

Далее в сборнике Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» краткое содержание рассказывает о Молочке и Кашке, которые постоянно спорили на плите до такой степени, что Кашка пыталась убежать из кастрюли. Как ни старалась кухарка, ей никогда не удавалось вовремя их успокоить. Одной из помех был кот по имени Мурка. Он постоянно просил кушать, даже если недавно съел много печени или рыбы. Мурка постоянно следил за спором Молочка и кашки. Однажды, когда кухарка пошла в магазин, кот запрыгнул на стол и начал дуть на Молоко, чтобы оно немного успокоилось. Закончилось все тем, что, пытаясь разобраться в том, кто же виновен в постоянных спорах, Мурка просто вылакал все Молоко.

Последняя сказка поведает о том, что маленькая Аленушка перед сном сказала, что хочет стать царицей. Ей приснился дивный сад, в котором самые разные цветы спорили, что именно имела в виду девочка. Розы утверждали, что Аленушка хочет стать одной из них. Ведь всем известно, что роза – настоящая царица среди цветов. Колокольчики в ответ говорили, что Аленка мечтает стать такой же как они, ведь они дарят радость бедным и богатым. В споре также участвовали и лилии, фиалки, ландыши и другие цветы.

Многие из них рассказывали о стране, которая является их Родиной. Аленушка очень расстроилась из-за того, что никогда не была в этих местах. Тут прилетела божья коровка и сказала девочке, чтобы та запрыгнула ей на спину. Божья коровка показала девочке все те прекрасные страны и самые разные цветы – лилии, орхидеи, лотосы. Во время путешествия Аленушка узнала, что бывают страны, которые не знают, что такое зима. Девочка сказала, что не смогла бы там жить, потому что очень любит снег и морозную погоду. Позже божья коровка принесла девочку к Деду Морозу, который спросил, чего она хочет. Аленушка ответила, что хочет быть царицей. Тогда дедушка сказал ей, что все женщины – царицы. Девочка улыбнулась и продолжила сладко спать.

Сборник Мамина Сибиряка «Аленушкины сказки» читать онлайн на сайте Топ книг вы можете .

Русский прозаик и драматург Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912) в литературу вошёл серией очерков об Урале. Многие первые его произведения были подписаны псевдонимом «Д. Сибиряк». Хотя настоящая его фамилия – Мамин.

Первым крупным произведением писателя был роман «Приваловские миллионы» (1883), который имел большой успех в то время. В 1974 г. этот роман был экранизирован.
В 1884 г. в журнале «Отечественные записки» был опубликован его роман «Горное гнездо», который закрепил за Маминым-Сибиряком репутацию выдающегося писателя-реалиста.
Последние крупные произведения писателя – романы «Черты из жизни Пепко» (1894), «Падающие звезды» (1899) и рассказ «Мумма» (1907).

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

В своих произведениях писатель изображал жизнь Урала и Сибири в пореформенные годы, капитализацию России и связанную с этим ломку общественного сознания, норм права и морали.
«Алёнушкины сказки» были написаны автором уже в зрелые годы – в 1894-1896 гг. для его дочери Алёнушки (Елены).

Д. Мамин-Сибиряк с дочерью Алёнушкой

Произведения Мамина-Сибиряка для детей актуальны до сих пор, т.к. они имеют познавательный сюжет, правдивы, написаны хорошим слогом. Дети узнают о тяжелой жизни того времени, знакомятся с замечательными описаниями родной для писателя уральской природы. Автор очень серьёзно относился к детской литературе, т.к. считал, что через неё ребёнок осуществляет связь с миром природы и миром людей.
Была у сказок Мамина-Сибиряка и педагогическая цель: воспитание справедливых, честных детей. Он считал, что мудрые слова, брошенные на благодатную почву, обязательно дадут всходы.
Сказки Мамина-Сибиряка разнообразны и рассчитаны на детей любого возраста. Автор не приукрашивал жизнь, но всегда находил тёплые слова, передающие доброту и нравственную силу простых людей. Его любовь к животным никого не может оставить равнодушным, на это чувство живо откликаются детские сердца.

Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки»

Сказки из этого сборника доступны детям начиная с детского сада или младшего школьного возраста. Его сказки сами говорят с детьми устами животных и птиц, растений, рыб, насекомых и даже игрушек. Они помогают воспитывать в детях трудолюбие, скромность, умение дружить, чувство юмора. Одни только прозвища главных героев чего сто́ят: Комар Комарович – длинный нос, Ерш Ершович, Храбрый Заяц – длинные уши...
В сборник «Алёнушкины сказки» входят 11 сказок:

1. «Присказка»
2. «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
3. «Сказочка про Козявочку»
4. «Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишу – короткий хвост»
5. «Ванькины именины»
6. «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»
7. «Сказка о том, как жила-была последняя Муха»
8. «Сказочка про Воронушку – чёрную головушку и жёлтую птичку Канарейку»
9. «Умнее всех»
10. «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке»
11. «Пора спать»

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Это очень добрая сказка, как, впрочем, и все остальные.
Маленькие слабости есть у каждого, но важно, как к ним относятся окружающие.
Давайте прочитаем начало сказки.
«Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега, – у зайчика душа в пятки.
Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год; а потом вырос он большой, и вдруг надоело ему бояться.
- Никого я не боюсь! – крикнул он на весь лес. – Вот не боюсь нисколько, и всё тут!
Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается Заяц – длинные уши, косые глаза, короткий хвост, - слушают и своим собственным ушам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся никого.
- Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься?
- И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь!»
Посмотрите, как реагируют на это заявление другие звери в лесу. Они не стали смеяться над зайцем или критиковать его, хотя всё понимали, что эти слова сказаны зайцем сгоряча, необдуманно. Но добрые звери поддержали его в этом порыве, всем стало весело. Читаем дальше: «Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы и отведавшие волчьих зубов. Очень уж смешной заяц!.. Ах, какой смешной! И всем вдруг сделалось весело. Начали кувыркаться, прыгать, скакать, перегонять друг друга, точно все с ума сошли».
По законам сказочного сюжета здесь в эту минуту должен был появиться волк. Он и появился. И решил, что вот теперь-то он зайца съест.
Заяц, увидев волка, со страху подпрыгнул и упал прямо на волка, «кубарем прокатился по волчьей спине, перевернулся ещё раз в воздухе и потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи». А волк с перепугу тоже побежал, но в другую сторону: «когда Заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил».
В результате звери нашли под кустом чуть живого от страха зайца, но увидели ситуацию совсем по-другому:
- Молодец, косой! – закричали все зайцы в один голос. – Ай да косой!.. Ловко ты напугал старого Волка. Спасибо, брат! А мы думали, что ты хвастаешь.
Храбрый Заяц сразу приободрился. Вылез из своей ямки, встряхнулся, прищурил глаза и проговорил:
- А вы бы как думали! Эх вы, трусы...
С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что действительно никого не боится.

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»

Воробей Воробеич и Ерш Ершович жили в большой дружбе. Каждый раз при встрече они приглашали друг друга в гости, но выяснялось, что ни один их них не может жить в обстоятельствах другого. Воробей Воробеич говорил:
- Спасибо, брат! С удовольствием пошёл бы я к тебе в гости, да воды боюсь. Лучше уж ты прилетай ко мне в гости на крышу...
А Ёрш Ершович отвечал на приглашение друга:
- Нет, я не умею летать, да и задыхаюсь на воздухе. Вот лучше на воде поплаваем вместе. Я тебе всё покажу...
И так они хорошо дружили, любили поговорить, несмотря на то, что были совсем разными. Но беды и радости у них были схожи. «Например, зима: как зяб бедный Воробей Воробеич! Ух, какие холодные дни бывали! Кажется, вся душа готова вымерзнуть. Нахохлится Воробей Воробеич, подберёт под себя ноги да и сидит. Одно только спасенье – забраться куда-нибудь в трубу». «Ершу Ершовичу тоже по зимам приходилось не сладко. Он забирался куда-нибудь поглубже в омут и там дремал по целым дням. И темно, и холодно, и не хочется шевелиться».
У Воробья Воробеича был приятель – трубочист Яша. «Весёлый такой трубочист – всё песни поёт. Чистит трубы, а сам напевает. Да ещё присядет на самый конёк отдохнуть, достанет хлебца и закусывает, а я крошки подбираю. Душа в душу живём. Я ведь тоже люблю повеселиться», – так рассказывал приятелю Воробей Воробеич.

Иллюстрация Ю. Васнецова

Но между друзьями произошла ссора. Однажды летом трубочист кончил свою работу и пошёл к речке смыть с себя сажу. Там он услышал сильный крик и гвалт, разгневанный Воробей Воробеич выкрикивал в адрес своего друга громкие обвинения, а сам был весь взъерошенный, злой... Оказывается, Воробей Воробеич добыл червяка и нёс его домой, а Ёрш Ершович этого червяка обманом завладел, крикнув: «Ястреб!». Воробей Воробеич червяка и выпустил. А Ёрш Ершович его съел. Вот и разгорелся сыр-бор по этому поводу. В конце оказалось, что Воробей Воробеич всё-таки нечестным путём приобрёл червяка да к тому же своровал у трубочиста краюшку хлеба. За вором бросились все птицы, большие и маленькие. Далее события сказки разворачивались так: «Произошла настоящая свалка. Все так и рвут, только крошки летят в реку; а потом и краюшка полетела тоже в реку. Тут уж схватились за неё рыбы. Началась настоящая драка между рыбами и птицами. В крошки растерзали всю краюшку и все крошки съели. Как есть ничего не осталось от краюшки. Когда краюшка была съедена, все опомнились и всем сделалось совестно. Гнались за вором Воробьем да по пути краденую краюшку и съели».
А Алёнушка, узнав об этой истории, сделала вывод:
Ах, какие они все глупые, и рыбки и птички! А я бы разделила всё – и червячка и краюшку, и никто бы не ссорился. Недавно я разделила четыре яблока... Папа приносит четыре яблока и говорит: «Раздели пополам – мне и Лизе». Я и разделила на три части: одно яблоко дала папе, другое – Лизе, а два взяла себе».
Теплом, детством веет от сказок Мамина-Сибиряка. Их хочется читать вслух и видеть счастливые и добрые лица детей.
Кроме цикла «Алёнушкины сказки» у писателя есть и другие сказки:

1. «Серая Шейка»
2. «Лесная сказка»
3. «Сказка про славного царя Гороха»
4. «Упрямый козел»

Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»

«Серая Шейка» – не только самая известная сказка писателя, но и вообще самое известное произведение в детской литературе. Она

притягивает своей трогательностью, вызывает желание защитить слабого и беспомощного, помочь в беде нуждающемуся. Мир природы в этой сказке изображён в единстве и гармонии с миром людей.
... Перелётные птицы собирались в дорогу. Только в семье Утки и Селезня не царила радостная предотлётная суета – приходилось смиряться с мыслью, что их Серая Шейка не полетит с ними на юг, ей придётся зимовать здесь одной. Ещё весной у неё было повреждено крыло: к выводку подкралась Лиса и схватила утенка. Старая Утка смело бросилась на врага и отбила утенка; но одно крылышко оказалось сломанным.
Утка очень горевала о том, что Серой Шейке придётся трудно одной-одинёшенькой, она даже хотела остаться с ней, но Селезень напомнил, что у них, кроме Серой Шейки, есть и другие дети, о которых надо заботиться.
И вот птицы улетели. Мать научила Серую Шейку:
- Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик. Там вода не замерзнет целую зиму...
Вскоре Серая Шейка познакомилась с Зайцем, который тоже считал Лису своим врагом и был таким же беззащитным, как и Серая Шейка, и спасал свою жизнь постоянным бегством.
А между тем полынья, в которой плавала уточка, всё уменьшалась от наступающего льда. «Серая Шейка была в отчаянии, потому что не замерзла только самая середина реки, где образовалась широкая полынья. Свободного места, где можно было плавать, оставалось не больше пятнадцати сажен. Огорчение Серой Шейки дошло до последней степени, когда на берегу показалась Лиса, – это была та самая Лиса, которая переломила ей крыло».

Лиса начала охотиться за уточкой и подманивать её к себе.
Спас Серую Шейку старичок-охотник. Он вышел на охоту за зайцем или лисой своей старухе на шубу. «Старичок добыл Серую Шейку из полыньи и положил за пазуху. А старухе я ничего не скажу, – соображал он, направляясь домой. – Пусть ее шуба с воротником вместе еще погуляет в лесу. Главное: внучки вот как обрадуются».
А как радуются маленькие читатели, узнав о спасении Серой Шейки!

Ирина Косякова
Литературная викторина по творчеству Д. Н. Мамина-Сибиряка «Алёнушкины сказки»

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА

«АЛЕНУШКИНЫ СКАЗКИ »

ПО ТВОРЧЕСТВУ Д . Н. МАМИНА – СИБИРЯКА

(для детей старшего дошкольного возраста) .

Дети входят в музыкальный зал под музыку.

Ведущий :

«…Эти маленькие безделки доставят мне больше популярности,

Чем все написанное ранее для большой публики».

Д. Н. М – Сибиряк.

Именно такие слова говорил Дмитрий Наркисович про «Алёнушкины сказки » .

«Аленушкины сказки » Д. Н. М – Сибиряк посвятил своей дочери. В детстве Аленушка часто болела, и отец, сидя у ее кровати, рассказывал сказки . Сегодня мы снова будем вспоминать эти сказки , ведь вы их уже прочитали. Вспомним героев, названия сказок . А кто правильно ответит на вопросы, будет отмечен призом.

Итак, начинаем викторину .

1. С каких слов начинается «Присказка » этих сказок ?

(«Баю-баю-баю… Один глазок у Аленушки спит, другой смотрит, одно ушко у Алёнушки спит , другое слушает»).

2. Продолжи название сказки «Сказка про храброго зайца - …»

(длинные уши, косые глаза, короткий хвост)

3. Следующую сказку открываем и читаем :

«- Как хорошо! Какое солнышко теплое, какое небо синее, какая травка зеленая, - хорошо, хорошо. И все мое.» Кто так говорил? Кто оказался таким жадным? (козявочка)

4. Как называется сказка , главной героиней которой является козявочка? («Сказка про козявочку » )

5. Кто кого хотел слопать в «Сказке про Комара Комаровича - длинный нос и мохнатого Мишу - короткий хвост?

(комар медведя)

Разные герои сказок Мамина – Сибиряка разговаривают человеческим голосом – это жучки, цветочки, травка, птицы и животные.

6. Вот герои другой сказки Мамина – Сибиряка , между которыми идет такой разговор :

«- Милая, идите ко мне… Какая красивая у меня паутинка!

Покорно благодарна… Вот еще нашелся приятель! Знаю я, что такое твоя красивая паутинка. Наверно, ты когда- нибудь был человеком, а теперь притворяешься… »

Назовите, между кем и кем идет разговор? (мухой и пауком)

7. Вспомните, как называется сказка , главной героиней которой является муха? («Сказка о том , как жила-была последняя муха» )

Музыкальная пауза. Танец «Уральский хоровод»

8. А вот этот сказочный герой говорит про себя :

«Я самая умная птица!»

Кто это среди всех птиц оказался умнее? (индюк) .

Другие птицы – соседи не согласны были с этим утверждением. Но вот однажды, вдруг этому поверили, когда на птичьем дворе что-то произошло.

9. Какое событие произошло на птичьем дворе, которое подтвердило слова индюка о том, что он «самая умная птица» . (Разговор индюка с ежом)

10. Вспомните название данной сказки ? («Умнее всех» )

Скажите, дорогие ребята, какие птицы живут в нашем городке?

(Воробьи, сороки, вороны)

Одна из таких ворон жила в сказке Мамина – Сибиряка .

11. Назовите сказку , в которой главной героиней является ворона?

Сказочка про воронушку - черную головушку и желтую птичку канарейку»)

12. Что за неведомая птица поселилась на жительство в гнезде вороны, которую та считала не птицей?

(желтая канарейка)

Прежде, чем мы откроем следующую сказку , давайте же вспомним, какие варятся каши?

(гречневая, пшеничная, рисовая, манная и т. д.)

13. Вспомните, в какой сказке Мамина – Сибиряка варилась каша?

(«Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке» )

14. Уточните, какая каша варилась в сказке Мамина -Сибиряка ? (овсяная)

Викторина наша подошла к концу, потому что Аленушка заснула.

15. И у меня последний вопрос : вспомните, когда Алёнушка засыпала , кем она хотела быть? (царицей)

А вот я, хочу пожелать, чтобы вы были умными и прочитали все книжки Мамина - Сибиряка .

Давайте подведем итоги нашей викторины и узнаем , кто же стал победителем.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

Родился в семье заводского священника. Получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей рабочих, позднее в Екатеринбургском духовном училище (1866-1868) и в Пермской духовной семинарии (до 1872). В 1872 поступил в Петербургскую медико-хирургическую академию на ветеринарное отделение. В 1876, не окончив академии, перешёл на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Проучившись год, вынужден оставить университет из-за материальных трудностей и резкого ухудшения здоровья (начался туберкулёз).
Летом 1877 вернулся на Урал к родителям. В следующем году умер отец; вся тяжесть забот о семье легла на Мамина-Сибиряка. Чтобы дать образование братьям и сестре и суметь заработать, решено было переехать в крупный культурный центр Екатеринбург. В Екатеринбурге женился на Марии Алексеевой, которая стала не только женой-другом, но и прекрасным советчиком по литературным вопросам. В эти годы совершил много поездок по Уралу, изучал литературу по истории, экономике, этнографии Урала, знакомился с народной жизнью.
С начала 1880-х занимался литературным трудом, неоднократно выезжал в Санкт-Петербург.
В 1890 развёлся с первой женой и женился на артистке Екатеринбургского драматического театра М. Абрамовой и переехал в Санкт-Петербург.
Мамин-Сибиряк с 1892 года, после горькой утраты любимой жены, скончавшейся при рождении их дочери Аленушки, выдвигается еще как прекрасный писатель о детях и для детей. Его сборники "Детские тени", "Аленушкины сказки" (1894-1896) имели очень большой успех и вошли в русскую детскую классику. Произведения Мамина-Сибиряка для детей "Зимовье на Студеной" (1892), "Серая шейка" (1893), "Зарницы" (1897), "По Уралу" (1899) и другие приобрели широкую известность. Они открывают высокую простоту, благородную естественность чувств и любовь к жизни их автора, одухотворяющего поэтическим мастерством домашних животных, птиц, цветов, насекомых. Некоторые критики сравнивают сказки Мамина с андерсеновскими.
Умер 15 ноября 1912 года в Санкт-Петербурге.

«Аленушкины сказки» (1894-1897) занимают особое место в творчестве Мамина-Сибиряка. Они были сначала рассказаны писателем дочери во время ее болезни, а потом подготовлены для издания. Посвящение сказок маленькой Аленушке определило лиризм, задушевность и колыбельную интонацию: «Баю-баю-баю… один глазок у Аленушки спит, другой – смотрит; одно ушко у Аленушки спит, а другое – слушает. Спи, Аленушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки». Стиль этой присказки Мамина-Сибиряка близок к народным.

Сказки представляют собой произведения подлинной детской литературы. Это гуманистическая книга, в которой ограничено, сочетаются нравственные и общественные идеи.

Аллегория сказок связана с перенесением социальных явлений в мир птиц, зверей, рыб. Сказки поучительны, мораль их умная, она воплощена в системе художественных образов, простых и доступных детям.

«Сказка про храброго Зайца» - длинные уши, косые глаза, короткий хвост» начинается как будто традиционно, с хвастовства Зайца: «Никого я не боюсь! – крикнул он на весь лес. – Вот не боюсь нисколько, и все тут!» Но трусом оказался не столько хвастунишка, сколько сам страшный Волк. «Когда Заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил. И Волк убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти, а этот был какой-то бешеный…»

С начала и до конца сказку пронизывает один мотив – «надоело бояться», «надоело прятаться». Условный мир зайцев и волков иносказательно отражает взаимоотношение слабых и сильных в мире и уязвимость тех, кто держит слабых в страхе.

Главное – поверить в себя: «С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что он действительно никого не боится». Эта мысль четко воплощена в конфликте и в системе художественных образов персонажей сказки.

В «Аленушкиных сказках» образы, композиция, стиль, язык тесно связаны с целями воспитания разума ребенка, с задачами пробуждения общественного сознания («Умнее всех»; «Сказочка про Воронушку–черную головушку и желтую птичку канарейку»; «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу» ). Сказки Мамина-Сибиряка по-настоящему детские, и их цели и задачи осуществляются с учетом особенностей восприятия дошкольников.

В сказке «Умнее всех» высмеиваются спеть, тупость, зазнайство. Индюк, который считал себя аристократом среди обитателей птичьего двора, требует всеобщего признания, что он – самая умная птица:

« - Ведь я умнее всех? Да?

Индюшка спросонья долго кашляла и потом уже ответила: Ах, какой умный… Кхе-кхе! Кто же этого не знает?

Нет, ты говори прямо: умнее всех? Просто умных птиц достаточно, а умнее всех – одна, это я.

Умнее всех ответила индюшка. Кхе-кхе».

Уже это начало настораживает ребенка. А когда с таким же вопросом Индюк обращается ко всем птицам, живущим во дворе, он получает в ответ: «Кто же не знает, что ты самая умная птица! Так и говорят: «Умен, как индюк». Тут даже самый маленький читатель непременно поймет суть дела и невольно улыбнется над чванливым существом. Но автор не ограничивается только намеком на глупость своего героя. С юмором изображает он позорный крах хвастуна, когда на птичьем дворе появился невиданный зверь, похожий и на яйцо, и на репейную шишку. Это существо – Еж, серячок-мужичок, окончательно разоблачает хвастуна.

Но сказка на этом не кончается. «Порядочное и благовоспитанное» птичье общество не могло помириться с тем, что какой-то пришелец, мужичок-серячок, критикует одного из самых знатных членов этого общества. Петух и другие птицы готовы наброситься на Ежа. В конце концов, все переходят на сторону Индюка. В такой концовке заложен большой социальный смысл.

В сказке «Умнее всех» чванливому птичьему «порядочному» и «благовоспитанному» обществу противопоставляется серячок-мужичок Еж, который и оказывается умнее всех.

В сказке «Ванькины именины» изоблачаются стяжательство, самохвальство, драчливость, любовь к сплетням. Все это автор рисует так, что мораль оказывается близкой и понятной маленьким детям. В сказке действуют куклы, игрушки, домашние вещи. Они разговаривают, веселятся, пируют, ссорятся, дерутся, мирятся.

В сказке скромнее всех ведут себя дырявый Аленушкин Башмачок и игрушечный Зайчик. Но их-то и обвиняют драчливые игрушки в развязывании ссоры. Читатель-ребенок, несомненно, будет на стороне несправедливо обиженных Зайчика и Башмачка; он многое поймет и во взаимоотношениях людей, задумается и о несправедливости по отношению к Башмачку и Зайчику, которые от расправы едва успели выскочить в окно.

«Сказка про Воробья Воронбеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу» рассказывает о том, как трудно приходится в борьбе с всесильными врагами двум приятелям, Воробью Воробеичу и Ершу Ершовичу. Они часто говорили о своих схожих невзгодах. У них и враги были «одинаковые». Воробей Воробеич даже считал, что «ястреб когда-нибудь был щукой, а щука была ястребом».

В борьбе за жизнь гибнет неприспособленная, неопытная Канарейка и стойко выдерживает все испытания разбойница Ворона («Сказочка про Воронушку – черную головушку и желтую птичку Канарейку»).

Сказки Мамина-Сибиряка проникнуты идеей гуманности и пробуждают сочувствие к слабым, угнетенным.

Аллегория и антропоморфизм сказок Мамина-Сибиряка сродни народным детским сказкам. Заяц трусоват, Кот плутует, Воробей озорничает. В то же время животные разговаривают, действуют подобно людям; с ними происходят необычайные, удивительные события.

Писатель тщательно работал над сказками, используя богатство русской народной речи, отшлифовывал в них свой стиль, который современники метко назвали «Маминслог». Язык детских произведений Мамина-Сибиряка свеж и колоритен, полон пословицами и поговорками, остроумными и меткими присловьями.

«Аленушкины сказки» - превосходный образец творчества для маленьких, они прочно вошли в чтение уже не одного поколения детей.

К.Д.Ушинский. Рассказы о детях и о природе в творчестве писателя: «Дети в роще», «Четыре желания», «Чужое яичко», «Утренние лучи» и др. Познавательная направленность рассказов.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) родился в городе Туле. Детство он провел на Украине, в маленьком городе Новгород-Северске и учился в тамошней гимназии. В 16 лет поступил на юридический факультет Московского университета. Уже в студенческие годы его интересы не ограничивались рамками будущей профессии: увлекался русской и зарубежной литературой, писал стихи, серьезно изучал историю и географию. Но больше всего привлекала его педагогическая деятельность. Это и привело его в Ярославский Демидовский юридический лицей, где более двух лет он исполнял обязанности профессора.

Однако Ушинскому недолго пришлось работать в должности профессора. Человек независимого характера, он не заботился о карьере, не считался с мнением начальников. С 1852 года начинается его сотрудничество в популярных журналах «Современник», «Библиотека для чтения», «Журнал для воспитания».

В 1854 году как талантливого литератора-педагога его приглашают преподавателем в Гатчинский, а затем в Смольный институт, где он становится инспектором и проводит ряд реформ с целью дать воспитанницам широкое образование. Но эти реформы вызвали недовольство начальства. И Ушинский был вынужден оставить работу и уехать за границу. Там продолжает писать для детей.

Константин Дмитриевич Ушинский является основоположником русской педагогики, в частности дошкольной педагогики. В основу своей педагогической системы он положил идею народности воспитания, считая, что дети с самого раннего возраста должны усваивать элементы народной культуры, овладевать родным языком, знакомиться с произведениями устного народного творчества.

Ушинский считал, что начинать обучение следует с рассказов о временах года, человеке, домашних и диких животных, птицах, растениях, деревьях, минералах, воздухе, воде.

Основные труды великого педагога и талантливого писателя: «Человек как предмет воспитания» (в 2-х томах, 1868-1869), учебные книги «Детский мир и хрестоматия» (первое издание – 1861), «Родное слово» (первое издание – 1864), а также методические пособия для учителей.

Книги «Детского мира» знакомят маленького читателя с природой, людьми разных народов и профессий, народным творчеством. Основное место в Детском мире» занимают небольшие статьи научного характера. В них наиболее ярко проявился талант Ушинского – популяризатора научных знаний. Его статьи отличаются доступностью и увлекательностью.

Приемы изложения в статьях самые разнообразные. Статьи о природе, о растительном и животном мире соответствуют уровню науки того времени. Животные и птицы показаны в их естественной среде, даны с описанием их повадок, изображены в тесной связи с деятельностью человека.

В разных частях книги то и дело упоминается бог, якобы придавший всей природе целесообразный характер и управляющий миром. Таковы статьи «О человеке», «Чудный домик». Премудростью бога объясняются и способы распространения семян у растений (статья «Размножение растений»).

В «Детском мире» ярко проявился талант Ушинского как автора художественных произведений для детей.

Животные в рассказах К.Д.Ушинского представлены с характерными повадками и в той жизненной «роли», которая неотделима от их природы. В рассказе «Бишка» говорится: «А ну-ка, Бишка, прочти, что в книжке написано!» Понюхала собачка книжку, да и прочь пошла. «Не мое, - говорит, - дело книги читать. Я дом стерегу, по ночам не сплю, лаю, воров да волков пугаю, на охоту хожу, зайку слежу, уточек ищу, поноски тащу – будет с меня и этого». Собака умна, но не настолько, чтобы ей книги читать. Каждому дано от природы свое.

В рассказе «Васька» в столь же простой форме поведано о том, что делает в доме кот.

В рассказе«Лиса Патрикеевна» объем преподносимых ребенку реальных сведений о зверях еще больше. Он узнает не только о том, что у лисы «зубушки остры», «рыльце тоненькое», «ушки на макушке», «хвостик на отлете», а шубка теплая, но и то, что лисонька красива – «кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек»…

Тематика маленьких рассказов Ушинского разнообразна: жизнь детей, семейный быт, природа. В них высмеивается лень, зазнайство, прославляются трудолюбие, взаимопомощь. Несмотря на краткость в них всегда скрыт глубокий смысл, и тем самым они дают обильную пищу для бесед, развития мысли и речи детей.

В рассказе «Гадюка» Ушинский подробно говорит о том, чем отличается ядовитая змея от простого ужа. Упоминает о разных случаях, когда гадюка кусала животных и детей. Ненавязчиво проступает смысл рассказа – ребенок сам может сделать соответствующие выводы.

В рассказе «Дети в роще» рассказывается, как шли брат с сестрой в школу, захотелось им поиграть в тенистой, прохладной роще. Увидели они жука: «Поиграй-ка с нами!» Жук ответил, что ему недосуг: «Я должен добыть обед». С той же просьбой дети обратились к пчелке – отказалась и пчелка: «Мне нужно собирать мед». Нашлось дело и у муравья, и у белки, и у голубя, даже у ручья и веселой малиновки, которая не просто распевала песню,

а баюкала своих птенцов. Малиновка дала ребятам совет поспешить в школу: «Идите-ка лучше, куда вас послали, и помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто

поработал и сделал все, что обязан сделать». В этой морали Ушинский с его убеждением, что ребенок должен знать свои обязанности.

В рассказе «Утренние лучи» писатель не прибегает к скучной назидательности. Он говорит о радости утреннего пробуждения – встало солнце, пробудился жаворонок и запел: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!» Проснулся заяц – побежал есть траву; пробудился петух, куры слетели с насеста; полетела пчела за медом. И только «маленький лентяй», хотя солнечные лучи били ему в глаза, не проснулся, лишь повернулся на другой бок. Мораль прямо не сформирована, но ясна.

В своих рассказах Ушинский предостерегает ребят и против несбыточных, неразумных желаний. Таков рассказ «Четыре желания»: мальчик так радовался зиме, весне, лету, и осени, что всякий раз хотел, чтобы время года не кончалось. Желания несбыточны тем, что исключали друг друга.

Книги К.Д.Ушинского являются не только энциклопедиями знаний, но и энциклопедиями жанров детской литературы. Деловые научно-популярные и яркие научно-художественные статьи, очерки, сказки, рассказы, стихи – в них можно найти почти все малые жанры детской литературы. Они создают богатую, пеструю, но единую по замыслу картину



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS