Главная - Актерское мастерство
Биография джорджа макдональда. Прилежный семьянин и священник

Родился Джордж в Хантли, Абердиншир, Шотландия (Huntly, Aberdeenshire, Scotland). Его отец, фермер, происходил из клана Макдональд из Гленко (MacDonalds of Glen Coe). В дальнейшем в своем творчестве Джордж будет использовать популярный в Абердиншире дорический диалект.

Воспитан Макдональд был в духе конгрегационной церкви, в атмосфере кальвинизма. В полной мере кальвинизм Джорджа не удовлетворял; по слухам, знакомство с концепцией предопределения в свое время буквально довело его до слез.

Закончив Университет Абердина (University of Aberdeen), Макдональд отправился в Лондон (London), где поступил в колледж Хайбери (Highbury College).

С 1850-го Макдональд занимал должность пастора Конгрегационной Церкви Троицы (Trinity Congregational Church) в Арунделе (Arundel). Увы, церемонии его содержали ряд не вполне принятых верой концепций – вроде всеобщей любви Бога и возможности того, что никому не будет в конечном итоге отказано в воссоединении с Творцом; в конечном итоге это стоило Джорджу половины заработной платы.

Некоторое время Макдональд работал в Манчестере (Manchester); позже, однако, ему пришлось оставить служение по состоянию здоровья.

Некоторое время проведя в Алжире (Algiers), Джордж вернулся в Лондон.

В столице Макдональд устроился преподавателем в Лондонский Университет (University of London). Параллельно ему довелось на какой-то срок стать редактором "Good Words for the Young"; в 1872-м Джордж на год отправился с курсом лекций в США.

Макдональд был наставником и учителем Чарльза Доджсона (Charles Lutwidge Dodgson), более известного под псевдонимом "Льюис Кэрролл" (Lewis Carroll); кстати, именно Джордж и его многочисленные дети в свое время убедили Кэрролла опубликовать "Алису в Стране Чудес" (Alice"s Adventures in Wonderland). В свободное от литературы и преподавания времени Кэрролл занимался фотографией – по меркам той эпохи удавалось ему это в высшей степени неплохо; помимо прочего, Льюис снимал и детей Макдональда.

Лучшие дня

Макдональд пользовался большим авторитетом среди известных писателей того времени; среди его друзей были Альфред Теннисон (Alfred Tennyson), Чарльз Диккенс (Charles Dickens), Уилки Коллинз (Wilkie Collins), Энтони Троллоп (Anthony Trollope), Джон Раскин (John Ruskin), Джордж Льюис (George Henry Lewes) и Уильям Теккерей (William Makepeace Thackeray).

В 1877-м Джордж получил пенсию и в 1900-м он перебрался в Сент-Джордж-Вуд, Хаслмер (St George"s Wood, Haslemere); проект нового дома для Макдональда разработал его сын Роберт Фалконер Макдональд (Robert Falconer MacDonald), а над процессом строительства надзирал другой отпрыск, Гревилл Макдональд (Greville MacDonald).

18-го сентября 1905-го Макдональд скончался в Эштеде, графство Суррей (Ashtead, Surrey); тело его было кремировано, а прах захоронен в Бордигере (Bordighera).

Сын Джорджа, Гревилл, позже стал известным медиком; подобно отцу, он еще и писал для детей волшебные сказки – не забывая тщательно отслеживать публикации новых изданий творений его отца.

Джон Данн Макдональд (John D. MacDonald , John Dann McDonald)
США, 24.7.1916 - 28.12.1986
Одно из наиболее ярких имен американской детективной литературы. Джон Макдональд не работал в классическом направлении детективного жанра, большинство его произведений ближе к "крутому" стилю. Значительны и важны его вклад в развитие жанра, затронутые им проблемы и создание "последнего великого героического персонажа двадцатого века".

Родился 24 июля 1916 года в Шэроне (штат Пенсильвания), где его отец работал на компанию «Savage Arms».Затем в 1926 году семья переехала в Ютика (штат Нью-Йорк), когда его отца сделали казначеем филиала «Savage Arms Corporation». В 1934 году семья отправила Джона в Европу на несколько недель, и это на всю жизнь сформировало ллюбовь к путешествиям и увлечение фотографированием. После поездки Макдональд поступил в Wharton School университета Пенсильвании, но был исключен на 2 курсе за неуспеваемость. Некоторое время был чернорабочим в Нью-Йорке, а затем поступил в университет Сиракуз. Там он встретил Дороти Прентисс, в 1937 году они поженились. В 1938 году окончил университет, а в 1939 году - Гарвардскую высшую школу бизнеса. Полученные знания в области бизнеса и экономики Джон позже умело использовал во множестве своих романов для описания финансовых афер. В 1940 году Макдональд был зачислен старшим лейтенантом в армейский корпус боеприпасов. Во время Второй мировой войны он служил в Центре стратегических исследований (в будущем ЦРУ) в зоне военных действий Китай-Мьянма-Индия. Закончил службу в сентябре 1945 года в звание подполковника.
Находясь на службе. начинает писать спортивные, приключенческие, научные и фантастические рассказы.
Литературная карьера Макдональда началась случайно. В 1945 году, во время прохождния военной службы, когда он написал рассказ и отправил его домой к жене. Писательство отнимало у него огромные усилия, поскольку все написанное должно было быть проверено военными цензорами. Жена вначале отправила рассказ в журнал «Esquire», где он был отклонен, а затем в журнал «Story». Рассказ был принят с выплатой гонорара в $ 25,00. Однако Макдональд узнал об этом только после того, как вернулся домой. После увольнения со службы он провел следующие четыре месяца за написанием рассказов, некоторые объемом до 800 000 слов, работая 14 часов в день, семь дней в неделю. Эта работа приносила ему только отказы сотни раз, но на пятый месяц ему удалось получить $ 40, продав свои труды журналу «Dime Detective».
В 1950 году молодая издательская фирма Fawcett/Gold Medal опубликовала первый роман писателя "Медный кекс" (The Brass Cupcake). В 60-е годы, когда конкуренция на книжном рынке обострилась, эта же фирма обратилось к Макдональду с предложением написать произведения с каким-нибудь серийным персонажем.
Так появился любимый персонаж Макдональда - Тревис Макги, герой его 21 романа. Первый из них - "The Deep Blue Good-by" назван по аналогии с "Долгим прощанием" (The Long Goodbye, 1953) Раймонда Чэндлера.
Серия романов о Макги получила также название "цветной серии", так как писатель использовал в названии очередного произведения определенный цвет. "Долгое голубое прощание" (The Deep Blue Good-By, 1964 г.), "Кошмар в розовом" (Nightmare in Pink, 1964 г.), "Одень ее в индиго" (Dress Her in Indigo, 1969 г.) и т.д. В названиях произведений Макдональда никогда не было черного цвета, и среди поклонников писателя долгое время существовала теория о том, что этот цвет будет использован для последнего романа о Тревисе. Но последней книгой серии стал "Одинокий серебряный дождь" (The Lonely Silver Rain), опубликованная в 1985 году, еще от одной книге о Макги осталась наброски.

Подобно произведениям Раймонда Чэндлера и Росса Макдональда, романы Джона Макдональда не просто детективные истории, а глубокие исследования разных сторон человеческой жизни. В них рассматриваются этические, расовые, политические и культурные аспекты человеческих взаимоотношений. Писатель известен как автор наиболее значительных произведений, вскрывших разрушительную силу политического карьеризма и коррупции.
Д. Макдональд писал также реалистические произведения и различные исследования, от криминальных до рассказов из жизни животных, всего им написано около 78 романов и более 500 рассказов. Некоторые рассказы были опубликованы под псевдонимами - John Lane, Peter Reed, John Wade Farrell, Scott O"Hara, Henry Rieser, Robert Henry.
Он любил кошек и они постоянно жили у него дома. Его роман «Конец ночи», который многие критики считают лучшим в творчестве автора, имеет посвящение «To Roger and Geoffrey, who left their marks on the manuscript». Роджер и Джффри - это коты Макдональда, которые так любили валяться на рукописях.

Стивен Кинг заявил в книге «Лица страха» («Faces of Fear»): «Джон Д. Макдональд написал роман под названием „Конец ночи“ (The End of the Night, 1960), который, я бы сказал, является одним из величайших американских романов ХХ века. Он стоит в одном ряду со „Смертью коммивояжера“ и „Американской трагедией“».
Популярный мистический писатель Дин Кунц признался в интервью Bookreporter.com, что Макдональд «(его) любимый писатель всех времен … Я читал все, что он написал четыре или пять раз.»
Вот и Спиллейн не удержался и сказанул об одной из книг МакДональда: «Хотел бы я это написать! »
Большинство современных флоридских писателей мистических романов признают влияние Макдональда: Рэнди Уэйн Уайт, Джеймс Холл, Лес Стандифорд, Джонатан Кинг, Тим Дорси, - и это только некоторые из них. На Тревиса Макги очень похож Мэтью Скаддер - герой Лоренса Блока.

28 декабря 1986 года писатель скончался в госпитале в Милуоки, не справившись с последствиями перенесенной на сердце операции по шунтированию.

За свою литературную деятельность Д. Макдональд удостаивался "Гран-При полицейской литературы" (Франция), "Гранд-Мастер" Американской ассоциации детективных писателей, награды Бенджамина Франклина и "American Book Award". Начиная с 1978 года, проходят литературные конференции, посвященные памяти писателя.
Сайт поклонников Д. Макдональда - http://www.jdmhomepage.org/jdmhomepage.org/index.html .

Series Travis McGee - Тревис Макги
1964 - 1. The Deep Blue Good-By - Расставание в голубом (Долгое голубое прощание, Прощание в глубине)
1964 - 2. Nightmare in Pink - Кошмар в розовом (Кошмар в розовых тонах)
1964 - 3. A Purple Place for Dying - Смерть в пурпурном краю (Смерть в пурпуровом раю)
1964 - 4. The Quick Red Fox - Шустрая рыжая лисица (Сексловушка; Быстрая красная лисица; Ловкая рыжая лисица)
1965 - 5. A Deadly Shade of Gold - Смертельный блеск золота (Мертвенная тень золота;
Смерть цвета золота)
1965 - 6. Bright Orange for the Shroud - Оранжевый для савана
1966 - 7. Darker Than Amber – Темнее, чем янтарь (Темнее янтаря; Темный янтарь)
1966 - 8. One Fearful Yellow Eye - Испуганный желтый глаз (Глаза с желтизной)
1968 - 9. Pale Gray for Guilt - Бледно-серая шкура виновного (Бледно-серая шкура виноватого; Тусклый лик вины; Изнуренный виной)
1968 - 10. The Girl in the Plain Brown Wrapper - Месть в коричневой бумаге (Женщина в оберточной бумаге)
1969 - 11. Dress Her in Indigo - Я буду одевать ее в индиго (Наряди ее в индиго; Одень ее в индиго)
1970 - 12. The Long Lavender Look - Долгий фиалковый взгляд
1971 - 13. A Tan and Sandy Silence - Молчание золотых песков (Молчание жёлтого песка)
1973 - 14. The Scarlet Ruse
1973 - 15. The Turquoise Lament - Бирюзовая тризна (Травис Мак-Ги; Бирюзовые рыдания)
1974 - 16. The Dreadful Lemon Sky - Ужасное лимонное небо
1978 - 17. The Empty Copper Sea - Пустое медное море
1979 - 18. The Green Ripper
1981 - 19. Free Fall in Crimson - Свободное падение в багровых тонах
1982 - 20. Cinnamon Skin - Коричневая кожа
1984 - 21. The Lonely Silver Rain - Одинокий серебряный дождь
1982 - Travis McGee Omnibus: Quick Red Fox, Deadly Shade of Gold and Bright Orange for the Shroud (omnibus)

Novels
1950 - The Brass Cupcake - Медный кекс
1951 - Murder for the Bride
1951 - Judge Me Not - Не суди меня
1951 - Weep for Me
1951 - Planet of the Dreamers (aka Wine of the Dreamers) - Вино грез
1952 - The Damned - Обреченные
1952 - Ballroom of the Skies - Бал в небесах
1953 - Dead Low Tide
1953 - The Neon Jungle - Неоновые джунгли
1953 - Cancel All Our Vows - Забудьте все наши клятвы
1954 - Area of Suspicion - В плену подозрений
1954 - All These Condemned - Ужин со смертельным исходом (Все эти приговоренные)
1954 - Contrary Pleasure
1955 - A Bullet for Cinderella (aka On The Make) - Пуля для Золушки (Ненадолго в ад...)
1955 - Cry Hard, Cry Fast - Смерть в конце тоннеля
1956 - April Evil - Апрельское зло (Убийственный апрель)
1956 - Murder in the Wind (aka Hurricane)
1956 - You Live Once - Ты живешь один раз
1957 - Death Trap
1957 - The Price of Murder - Цена убийства
1957 - The Empty Trap - Пустая ловушка
1957 - A Man of Affairs - Деловой человек
1958 - The Deceivers
1958 - Clemmie - Клемми
1957 - The Executioners (aka Cape Fear) - Мыс страха ((Палачи)
1958 - The Soft Touch aka (Man-Trap) - След тигра (Искушение)
1959 - Deadly Welcome - Приглашение к смерти (Встреча со смертью; Добро пожаловать - вас ждет смерть!)
1959 - The Beach Girls - Девушки с пляжа
1959 - The Crossroads - "Перекрестки"
1959 - Please Write for Details - Пожалуйста, запросите нас о подробностях
1960 - Slam the Big Door - Захлопни большую дверь
1960 - The End of the Night - Конец тьмы (Капкан на "волчью стаю")
1960 - The Only Girl in the Game - Не женская игра (Легкая нажива; Единственная женщина в игре; Единственная девушка в игре)
1961 - Where Is Janice Gantry? - Где Дженис Гэнтри?
1961 - One Monday We Killed Them All - Мы убили их в понедельник (Жена полицейского)
1962 - A Key to the Suite - Ключ от номера
1962 - The Girl, the Gold Watch and Everything - Девушка, золотые часы и все остальное
1962 - A Flash of Green
1963 - I Could Go On Singing
1963 - On the Run - В бегах
1963 - The Drowner - Утопленница
1967 - The Last One Left - Оставшийся в живых
1968 - No Deadly Drug
1977 - Condominium - Кондоминиум
1984 - One More Sunday - Еще одно воскресенье
1986 - Barrier Island

Omnibus
1973 - Dreadful Lemon Sky / House on the Left Bank / Herald of Doom (with Gordon Ashe, Velda Johnston)
1980 - Free Fall in Crimson / Nose for It / Seasons of Death (with Aaron Marc Stein and M K Wren)
1980 - Time and Tomorrow

Collections
1956 - Border Town Girl (aka Five Star Fugitive, 1970)
1961 - The Good Old Stuff
1966 - End of the Tiger: And Other Stories
1971 - S*E*V*E*N
1978 - Other Times, Other Worlds
1984 - More Good Old Stuff
2010 - Death Quotient: And Other Stories
2010 - Masters of Noir: Volume Three (with Lawrence Block, Ed McBain)

Anthologies containing stories by John D MacDonald
1963 - Fifty Short Science Fiction Tales
1969 - Best SF: 1969 (aka The Year"s Best Science Fiction 3)
1970 - Alfred Hitchcock Presents: A Month of Mystery Book 2
1979 - The Master"s Choice Book 2
1979 - Science Fiction of the Fifties
1981 - Great Tales of Mystery and Suspense
1983 - The Great SF Stories 10: 1948
1985 - A Treasury of American Horror Stories
1986 - Time Wars
1998 - Dangerous Vegetables

Non-fiction
1965 - The House Guests
1968 - No Deadly Drug
1981 - Nothing Can Go Wrong (with Captain John H. Kilpack)
1986 - A Friendship: The Letters of Dan Rowan and John D. MacDonald 1967-1974
1987 - Reading for Survival

Short stories
They Let Me Live (1947)
Dead to the World (aka: No Business for an Amateur, 1947) - Занятие не для дилетантов.
They Let Me Live (1947; also in "Good Old Stuff", 1982) - Меня оставили в живых (Оставшийся в живых)
A Child Is Crying (1948)
Ring Around the Redhead (1948)
She Cannot Die (1948)
A Time for Dying (1948)
Amphiskios (1949)
Murder in Mind (1949)
Breathe No More (1950)
Check Out at Dawn (1950)
Dead on the Pin (1950)
Death Writes the Answer (1950)
From Some Hidden Grave (1950)
Miranda (1950)
Spectator Sport (1950) - Любимое занятие
A Trap for the Careless (1950)
Five Star Fugitive (aka Border Town Gir) - Случай на американо-мексиканской границе
The White Fruit of Banaldar (1951)
Murder for Money (1952)
Noose for a Tigress (1952)
Linda (1956) - Линда
Hangover (1956) – Похмелье
Blurred View (1964) - Шантаж
The Legend of Joe Lee (1964) - Легенда о Джо Ли
The Annex (1968)
Homicidal Hiccup (1979)

Books about John D MacDonald
Hugh Merrill . The Red Hot Typewriter: The Life and Times of John D. MacDonald (2000)

Джордж Макдональд - шотландский романист и поэт, был одно время священником. Написал также несколько книг для детей, в том числе Принцесса и гоблин. Его сказочно-фантастическая проза получила высочайшую оценку.

Детство и юные годы автора

Как полагают биографы, род свой Джордж вёл от одного из тех Макдональдов, которым в 1692 году удалось спастись от резни их клана Кэмпбеллами в Гленко. Прадед писателя был искусным волынщиком и в 1746-м сражался за принца Чарльза. Отец хозяйствовал и занимался белильным ремеслом в Хантли, где Джордж появился на свет, а мать покинула этот мир, когда мальчику было восемь.

По окончании школы, он учился в Королевском колледже в Абердине. Ещё совсем юношей пробовал сочинять стихи, а его изысканные манеры и утончённая натура неизменно приводили в восхищение всех, кто был с ним знаком. Джорджу не сиделось на одном месте, его тянуло в столицу - в Лондон, куда он и отправился в 1845 году, устроившись домашним учителем в одно лондонское семейство.

Прилежный семьянин и священник

Работа была ему не по сердцу, и вскоре он бросил её, поступив в теологический колледж с намерением сделаться священником. В Лондоне состоялась и одна очень важная для него встреча. Он познакомился с очаровательной Луизой Пауэлл, дочерью торговца кожами, навсегда ставшей миссис Макдональд и родившей ему впоследствии одиннадцать детей.

Став священником, Макдональд из-за присущего ему свободомыслия беспрестанно навлекал на себя гнев святых отцов церкви. Подумать только, в проповеди он говорил о том, что не только избранные, но все, то есть, вероятно, и язычники могут обрести спасение! За сии еретические речи ему грозили понизить жалованье, и Макдональд, не в силах долее сопротивляться ортодоксально мыслящему духовенству, решил отказался от сана и перебраться в Манчестер.

Творческий путь

Там он зарабатывал на жизнь, читая лекции по математике и английской литературе, и одновременно, продолжал проповедовать свои взгляды на устройство мира. Именно в то время он всерьёз занялся литературным творчеством: в 1855 году вышла его первая книга - объёмная драматическая поэма, заслужившая одобрительные отзывы Альфреда Теннисона, Чарльза Кингсли и леди Байрон.

Два года спустя появился сборник стихов, написанных на шотландском диалекте. Вскоре Макдональд покинул Манчестер и переехал на южное побережье; здоровье его пошатнулось - возникли проблемы с лёгкими. И на новом месте он принялся писать «нечто вроде волшебной сказки… в надежде, что эта работа будет оплачена лучше, чем другие, несомненно, более серьёзные».

Как раз в то время судьба свела и сдружила писателя с блестящим знатоком искусства Джоном Рёскином и знаменитым . Правда, тогда профессор математики Чарльз Лютвидж Доджсон не был ещё так знаменит. В 1863 году он представил Макдональду рукопись своей бессмертной в надежде, что друг, чьё мнение для него значило очень много, сочтёт её достойной публикации.

Сочиняя романы для взрослых, Макдональд не забывал и про детей. Он устроился редактором в новый журнал «Good Words for the Youth». Там же впервые увидела свет, пожалуй, самая популярная по сей день сказка Макдональда - , по которой через сто двадцать лет, после того как она вышла отдельным изданием, поставлен был красочный полуторачасовой мультипликационный фильм.

Домашний театр

Переезжая с места на место, писатель и его семья всюду оставляли по себе добрую память. В Хаммерсмите, где им довелось жить некоторое время, Макдональд с женой организовали что-то вроде домашнего театра, в котором давали представления для малоимущих окрестных жителей. Помогали им в этом друзья - , Артур Хьюз и даже знаменитый художник сэр Эдвард Бёрн-Джонс. Миссис Макдональд переделывала для сцены народные волшебные предания. Но, вероятно, самой эффектной постановкой их самодеятельного театра был шекспировский «Макбет», в котором сам писатель исполнял заглавную роль, а его дочь Лилия блистала в роли Леди Макбет…

Тяжелые годы и конец пути

В начале 1870-х годов Макдональд отправился с лекциями по Америке - выяснилось, что за океаном его популярность способна поспорить с диккенсовской! Во время этой поездки он приобрёл нового друга в лице великого , с которым несколько лет спустя они даже подумывали о совместном романе, и только разделявшая друзей бездна Атлантики помешала осуществлению их планов. Впрочем, у Макдональда и собственных планов было хоть отбавляй.

Чтобы прокормить своё огромное семейство он работал буквально как каторжный, публикуя роман за романом, что, понятно, не лучшим образом сказывалось на их качестве.

Вдобавок ко всему на писателя обрушились несчастья: заболели туберкулёзом и умерли двое его детей, Мэри и Морис. Вскоре за ними последовала Лилия. Ухудшилось состояние здоровья и самого Макдональда - каждую зиму он с семьёй вынужден был проводить в Италии. Писатель преждевременно постарел и разочаровался в людях, а книги его погрустнели.

Близким казалось, будто жизненные силы Макдональда стремительно сходят на нет. Да, собственно, так оно и было. В конце своего земного пути он предпочитал бежать от окружавшего его мира: уходил либо в полное молчание, либо в им же созданные вымышленные миры, описанные в романе-фэнтези . Всё чаще его одолевали мысли о близящейся смерти. Впрочем, о быстротечности человеческого существования и о том, что рано и или поздно всему приходит конец, он размышлял всегда.

Биография:
Кто лишь однажды раскроет наугад сборник старинных преданий Шотландии, тот навсегда останется добровольным пленником в этой чудесной стране - стране воинственных горных кланов и непревзойдённых мастеров игры на волынке, как добровольно остался в Эльфландии легендарный бард Томас-Рифмач, околдованный королевой эльфов.
Шотландия - родина Джорджа Макдональда, достойного наследника безвестных сочинителей волшебных историй древности. Как полагают его биографы, род свой он вёл от одного из тех Макдональдов, которым в 1692 году удалось спастись от резни их клана Кэмпбеллами в Гленко. Прадед писателя был искусным волынщиком и в 1746-м сражался за принца Чарльза. Отец хозяйствовал и занимался белильным ремеслом в Хантли, где Джордж появился на свет, а мать покинула этот мир, когда мальчику было восемь.
По окончании школы, он учился в Королевском колледже в Абердине. Ещё совсем юношей пробовал сочинять стихи, а его изысканные манеры и утончённая натура неизменно приводили в восхищение всех, кто был с ним знаком.
Джорджу не сиделось на одном месте, его тянуло в столицу - в Лондон, куда он и отправился в 1845 году, устроившись домашним учителем в одно лондонское семейство. Работа была ему не по сердцу, и вскоре он бросил её, поступив в теологический колледж с намерением сделаться священником. В Лондоне состоялась и одна очень важная для него встреча. Он познакомился с очаровательной Луизой Пауэлл, дочерью торговца кожами, навсегда ставшей миссис Макдональд и родившей ему впоследствии одиннадцать детей.
Став священником, Макдональд из-за присущего ему свободомыслия беспрестанно навлекал на себя гнев святых отцов церкви. Подумать только, в проповеди он говорил о том, что не только избранные, но все, то есть, вероятно, и язычники могут обрести спасение! За сии еретические речи ему грозили понизить жалованье, и Макдональд, не в силах долее сопротивляться ортодоксально мыслящему духовенству, решил отказался от сана и перебраться в Манчестер.
Там он зарабатывал на жизнь, читая лекции по математике и английской литературе, и одновременно, продолжал проповедовать свои взгляды на устройство мира. Именно в то время он всерьёз занялся литературным творчеством: в 1855 году вышла его первая книга - объёмная драматическая поэма «Within and Without», заслужившая одобрительные отзывы Альфреда Теннисона, Чарльза Кингсли и леди Байрон. Два года спустя появился сборник стихов, написанных на шотландском диалекте.
Вскоре Макдональд покинул Манчестер и переехал на южное побережье; здоровье его пошатнулось - возникли проблемы с лёгкими. И на новом месте он принялся писать «нечто вроде волшебной сказки… в надежде, что эта работа будет оплачена лучше, чем другие, несомненно, более серьёзные». Роман «Фантастес», полностью законченный за два месяца и опубликованный в октябре 1858 года, не принёс Макдональду ожидаемых барышей - его удалось продать всего-то за пятьдесят фунтов. Но успех был несомненным. Эту его книгу помнят до сих пор и называют едва ли не первым в английской литературе романом, написанном в столь популярном ныне жанре фэнтези.
Вернувшись в Лондон, Макдональд стал профессором английской литературы в Бедфорд-Колледже. Готический роман «David Elginbrod» (1863 г.) упрочил его популярность как писателя - без преувеличения, книги его шли тогда просто нарасхват. Однако многочисленные дети ждали и требовали от своего отца не длинных поучительных романов, а волшебных сказок, которые он придумывал и рассказывал, по свидетельствам современников, с исключительным мастерством и талантом. Имея одиннадцать подрастающих отпрысков, можно ли не сделаться великим сказочником?!
Одну за другой сочинял Макдональд чудесные сказки, вошедшие в золотой фонд британской детской литературы. Первоначально такие замечательные маленькие шедевры, как «Невесомая принцесса» или «Сердце великана», были вплетены в роман «Adela Cathcart» (1864 г.), а затем вместе с удивительной сказкой «Золотой ключ» переизданы в сборнике «Dealing with the Fairies» (1867 г.) - с изысканными рисунками Артура Хьюза, иллюстрировавшего и другие книги Макдональда.
Как раз в то время судьба свела и сдружила писателя с блестящим знатоком искусства Джоном Рёскином и знаменитым Льюисом Кэрроллом. Правда, тогда профессор математики Чарльз Лютвидж Доджсон не был ещё так знаменит. В 1863 году он представил Макдональду рукопись своей бессмертной «Алисы» в надежде, что друг, чьё мнение для него значило очень много, сочтёт её достойной публикации.
Сочиняя романы для взрослых («Alec Forbes of Howglen», 1865 г.; «Robert Falconer», 1868 г.), Макдональд не забывал и про детей. Он устроился редактором в новый журнал «Good Words for the Youth», где была напечатана одна из лучших его детских повестей - «Страна Северного Ветра» (1870 г.). И там же впервые увидела свет, пожалуй, самая популярная по сей день сказка Макдональда - «Принцесса и гоблин» (1871 г.), по которой через сто двадцать лет, после того как она вышла отдельным изданием, поставлен был красочный полуторачасовой мультипликационный фильм.
Секрет долголетия созданных писателем волшебных историй легко объяснить. «Я пишу не для детей, - сказал однажды Макдональд, - но для тех, кто невинен и искренен как ребёнок, пять ли ему лет, пятьдесят ли, или семьдесят пять». «Волшебная сказка - не аллегория», - настаивал он. И предлагал читателям самим отыскивать заключённые в ней тайные смыслы.
Переезжая с места на место, писатель и его семья всюду оставляли по себе добрую память. В Хаммерсмите, где им довелось жить некоторое время, Макдональд с женой организовали что-то вроде домашнего театра, в котором давали представления для малоимущих окрестных жителей. Помогали им в этом друзья - Джон Рёскин, Артур Хьюз и даже знаменитый художник сэр Эдвард Бёрн-Джонс. Миссис Макдональд переделывала для сцены народные волшебные предания. Но, вероятно, самой эффектной постановкой их самодеятельного театра был шекспировский «Макбет», в котором сам писатель исполнял заглавную роль, а его дочь Лилия блистала в роли Леди Макбет…
В начале 1870-х годов Макдональд отправился с лекциями по Америке - выяснилось, что за океаном его популярность способна поспорить с диккенсовской! Во время этой поездки он приобрёл нового друга в лице великого Марка Твена, с которым несколько лет спустя они даже подумывали о совместном романе, и только разделявшая друзей бездна Атлантики помешала осуществлению их планов.
Впрочем, у Макдональда и собственных планов было хоть отбавляй. Чтобы прокормить своё огромное семейство он работал буквально как каторжный, публикуя роман за романом, что, понятно, не лучшим образом сказывалось на их качестве. Из книг того времени поныне переиздаётся лишь сказочная повесть «Принцесса и Курди» (1882 г.), остальные же канули в Лету.
Вдобавок ко всему на писателя обрушились несчастья: заболели туберкулёзом и умерли двое его детей, Мэри и Морис. Вскоре за ними последовала Лилия. Ухудшилось состояние здоровья и самого Макдональда - каждую зиму он с семьёй вынужден был проводить в Италии.
Писатель преждевременно постарел и разочаровался в людях, а книги его погрустнели. Горечь утрат сквозит в поэме «Diary of an Old Soul» (1880 г.), в которой каждому дню года посвящена отдельная строфа. Главный герой последней детской книги Макдональда «A Rough Shaking» (1890 г.) - маленький мальчик, потерявший мать во время землетрясения…
Близким казалось, будто жизненные силы Макдональда стремительно сходят на нет. Да, собственно, так оно и было. В конце своего земного пути он предпочитал бежать от окружавшего его мира: уходил либо в полное молчание, либо в им же созданные вымышленные миры, описанные в романе-фэнтези «Лилит» (1895 г.). Всё чаще его одолевали мысли о близящейся смерти. Впрочем, о быстротечности человеческого существования и о том, что рано и или поздно всему приходит конец, он размышлял всегда.
«Ты попробовал, что такое смерть, - сказал Морской Старец.
- Тебе понравилось?
- Очень, - признался Мшинка. - Смерть лучше жизни.
- Нет, - отозвался Старец, - она всего лишь следующая жизнь…» (Дж.Макдональд. «Золотой ключ»).
© Алексей Копейкин

Годы жизни: с 10.12.1824 по 18.09.1905

Англо-шотландский поэт, романист, критик, переводчик, лектор, теолог и проповедник. Его можно по праву считать одним из основоположников английской авторской сказки.

Джордж Макдональд (Макдоналд) родился 12 декабря 1824 года. Его мать умерла, когда ему было всего восемь лет.

По окончании школы, он учился в Королевском колледже в Абердине. По окончании колледжа отправился в Лондон, где поступил в Теологический колледж в Хайбэри и, приняв сан священника, получил приход в Арунделе. Однако через три года был вынужден уйти в отставку, женился и переехал в Манчестер. Здесь и состоялся его литературный дебют. Хотя начинал Макдональд с поэзии («Стихи», 1857), в литературе он остался как романист («Дочь викария», 1872; «Кюре Томас Уингфолд», 1876, и др.) и, конечно, как автор сказочной фантастики для детей, достигнув в этой области больших успехов и популярности.

Вернувшись в Лондон, он стал профессором английской словесности в Бедфорд-Колледже. В Лондоне состоялась и одна очень важная для него встреча. Он познакомился с очаровательной Луизой Пауэлл, дочерью торговца кожами, навсегда ставшей миссис Макдональд и родившей ему впоследствии одиннадцать детей.

В 1877-м Джордж получил пенсию и в 1900-м он перебрался в Сент-Джордж-Вуд, Хаслмер.

18-го сентября 1905-го Макдональд скончался в Эштеде, графство Суррей; тело его было кремировано, а прах захоронен в Бордигере.

Макдональд был наставником и учителем Чарльза Доджсона (, более известного под псевдонимом Льюис Кэрролл; кстати, именно Джордж и его многочисленные дети в свое время убедили Кэрролла опубликовать «Алису в Стране Чудес». В свободное от литературы и преподавания времени Кэрролл занимался фотографией – по меркам той эпохи удавалось ему это в высшей степени неплохо; помимо прочего, Льюис снимал и детей Макдональда.

Макдональда по праву называют основоположником литературной традиции, продолженной впоследствии К.С. Льюисом и Дж. Р.Р. Толкином.

Сказки Макдональда очень любил К.С. Льюис. Джордж Макдональд учавствует в притче К.С. Льиса «Расторжение брака».

Был пропагандистом творчества Р. Бёрнса.

Библиография

повести:
(Легковесная принцесса) (1864)
Золотой ключ (1867)
За северным ветром (На спине северного ветра)(1871)


романы:

(Фантасты, Фантазия) (1858)



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS