Главная - Актерское мастерство
Есть в России народ такой – коми-пермяк. Лесные люди Традиции и обычаи коми пермяков

Коми - народ, живущий в бескрайних лесах на северо-востоке Основными его этнографическими группами являются вымичи, верхневычегорцы, печорцы, ижемцы, удорцы, сысольцы. Предшественницей Республики Коми считается Пермь Вычегодская.

Традиционные ремесла

С давних времен наибольшее распространение у этого народа получили ремесла, связанные с обработкой дерева. В деревнях невозможно было найти крестьянина, не умевшего изготовить из этого материала любой бытовой предмет. Ижемские коми - народ, у которого, помимо этого, очень хорошо было развито замшеделье. Выделкой кожи занимались в специально выстроенных для этой цели домах - "замшевых избах". В Сысольской и Нижневычегодской областях когда-то большое распространение получило такое ремесло, как выделка валенок.

Еще одним древнейшим занятием коми было гончарство. Занимались изготовлением посуды для дома в основном женщины. при этом практически не использовался. Появился он у коми еще в XV веке, однако большого распространения так и не получил. Посуду изготавливали древнейшим ленточно-жгутовым способом. Обжигали вылепленные заготовки в русской печи.

Традиционная пища

Традиции коми - народа, веками жившего рядом с русским, в отношении пищи схожи с нашими. Основной едой крестьян была каша. Что же касается первых блюд, то чаще всего хозяйки готовили супы и разного рода похлебки, в том числе и с мясом. Жидкую пищу ели в основном в летний период времени. Очень разнообразным у коми было рыбное меню. Рыбу варили, жарили, солили, пекли с ней пироги. У северных народов на столе часто можно было видеть жаркое из дичи. Что касается овощей, то на огородах выращивали репу, редьку, лук, брюкву. Начиная с XIX в. большое распространение получил картофель.

Очень популярной у коми была выпечка, для которой использовалась в основном ячменная и ржаная мука. Круглый хлеб подавался на стол ежедневно. По праздникам хозяйки выпекали сочни, калачи, пирожки, оладьи и т. д. Очень популярными были также блины из ячменной муки.

Земледелие

Земледельческие обычаи народов коми также очень тесно связаны с русскими. Однако наиболее распространенной зерновой культурой у них была не пшеница, а ячмень. До XI века землю обрабатывали вручную. В XII в. пахать и боронить начали с использованием тягловой силы скота. Пахотой у коми занимались, в основном, мужчины. Боронить же заставляли, как и северорусские народы, чаще всего подростков. Жали ячмень в начале августа. Эта работа считалась женской. Зачастую из-за ранних заморозков хлеб убирали еще зеленым.

Молотили урожай с использованием специального инструмента - цепа. Конструкция его была предельно простой: длинная деревянная ручка и соединенный с ней сыромятным ремнем короткий бил.

Животноводство

Коми - народ с древнейшими традициями в плане разведения скота. О том, что оседлое животноводство существовало в Прикамье уже во II-I тысячелетии до н. э., свидетельствуют открытые здесь В бассейне же реки Вычегда скот начали разводить, скорее всего, несколько позднее - в I тысячелетии нашей эры. Ученые обнаружили кости домашних животных в памятниках вымской культуры XI-XII вв. Разводили коми в древности, в основном, Также в домашних хозяйствах держали овец и лошадей. Шерсть, молоко и мясо не продавали, а использовали лично для себя.

Культура и обряды

Самобытностью и неповторимостью отличается культура коми - народа, помимо всего прочего, необыкновенно интересного своей обрядностью. Последнюю можно разделить на три основных разновидности:

  1. Родильная. Обрядность этого вида была направлена в основном на благополучное появление ребенка на свет. Новорожденных называли необычным словом "чурка". Слово это происходит от "пращур". Это свидетельствует о том, что коми свято верили, что дети приходят в этот мир из мира предков. Символикой плодородия были насыщены многие обряды коми. Например, невесте и жениху на свадьбе стелили овчинную шубу для того, чтобы в последующем у них было много детей. Кроме того, перед венчанием невесте с той же целью сажали на колени ребенка. Очень большую заботу проявляли коми о здоровье будущих детей. Перед свадьбой родственники сторон тщательно проверяли, нет ли в той семье, с которой они собрались породниться, умственно отсталых или больных.
  2. Свадебная. У коми существовало всего три формы заключения браков: с калымом, с приданым и с похищением. Свадьбы у коми характеризовались большим количеством самых разных обязательных церемоний.
  3. Погребально-поминальная. Похоронные ритуалы отличались у этого народа особой сложностью. После смерти человека в доме завешивались все окна, картины, иконы, предметы с глянцевыми поверхностями. Покойника обмывали и укладывали в еловый или сосновый гроб. Очень распространенным был обряд преломления хлеба.

Коми - народ с богатейшей культурой, очень самобытный. Некоторые его обряды и традиции похожи на наши русские. Однако существует и множество отличий. Сегодня коми прилагают массу усилий для того, чтобы традиции их предков не были забыты, устраивая разного рода национальные фестивали и праздники.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
  • Светлана Лаврова, "Куда скачет петушиная лошадь": отзывы

Коми

Современное население Коми около 350 тысяч человек проживает в Республике Коми и в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах , в Омской, Свердловской, Архангельской, Тюменской и Мурманской областях. Прямые этнические родственники коми – это удмурты и пермяки . Национальный язык относится к финно-угорской группе.

Зырянский край , Пермь Вычегодская – так в разные вехи истории называли эти территории. В глубокой древности предки коми заселили Вычегодский бассейн. Коми общались и с другими племенами, поэтому на формирование культуры оказали влияние более древние племена. Древние марийцы , и восточные славяне – предки народов коми. Сближение с укладом и образом жизни соседских славянских племен отражается в сходстве орудий труда, керамических изделий, украшений, найденных учеными. Торговые отношения связывали племена коми с новгородцами, с Суздальским и Ростовским княжествами. Территория, расположенная между реками Вычегда и Вымь, вошла в состав Московского княжества. В новой истории для Коми важным стал 1921 год, когда была образована Автономная область Коми. С 1992 года введено наименование Республика Коми.


Среди этнографических групп коми выделяют вымичей , печорцев , сысольцев , верхневычегодцев , ижемцев , удорцев , прилузцев . Вероисповедание нации — в основном православие, но встречаются также старообрядцы.

Уклад жизни северян

Народы Коми проживают в северных лесах России. Историческим промыслом было и есть до сих пор деревообрабатывающее ремесло. Свои жилища, предметы быта и украшения Коми изготавливают из дерева. Суровые условия жизни: низкие температуры, пронизывающие ветра – заставляли жителей обеспечивать себя надежными средствами защиты от холода. Пушная охота издревле считалась добывающим промыслом. Здесь в Республике живут отличные мастера по изготовлению валенок, выделке кожи и меха. Валенки относятся к типу валяной обуви, коми называли такую работу «катанием». Работа с кожей требовала немало усилий. Сначала сырье вымачивали, затем помещали в известковую жидкость, удаляли шерсть, отправляли на дубление в настой ивовой коры, а затем уже сушили. Гончарное ремесло было женским занятием. Секреты работы с глиной особым ленточно-жгутовым способом хранились в семьях. Обилие грибов, северных ягод и питательных кедровых орешков компенсировало недостаток в минеральных веществах и витаминах. Суровый и неблагоприятный климат не позволял активно возделывать земли. Рыбная ловля, охота и разведение оленей приносили реальный доход и обеспечивали жизнь северян.

Кухня коми

Кулинарных изысков в традиционных рецептах этого народа вы вряд ли найдете. Основная задача хозяйки – это быстро и сытно накормить семью. Горячая похлебка утолит голод и согреет в стужу. Супы пользуются особой популярностью. На местном наречии они называются шыд. В первое блюда добавляют для сытости крупы: перловку, пшенку. На столе часто бывает рыба. Что только с ней не делают: и варят, и солят, и вялят, и даже запекают в хлебе.Для утоления жажды готовят ырош, что означает хлебный квас. Здесь можно отведать местного пива – сур – и попробовать березовый сок.

Традиции народа Коми

Обряды коми имеют много общего со славянскими племенами. Важные вехи в жизни северянина сопровождались заговорами, обрядами. Новорожденного малыша старались скрыть от посторонних глаз: в течение недели младенец жил с матерью в бане, где, по мнению предков, проходило очищение от «нечистого духа». Только через год ребенка можно было подстричь и подвести к зеркалу. Как известно, обряд подстригания годовалого малыша популярен до сих пор. На свадьбе молодым желали хорошего потомства, поэтому в первую ночь на кровать молодоженов стелили овечью шкуру. Проводы покойного в последний путь требовали от семьи особых ритуалов: подготовка дома, омовение усопшего, изготовление елового или соснового гроба. Богатейшая культура исчезающих народов Севера требует бережного отношения. Современные потомки по крупицам собирают многовековой опыт пращуров и прививают в семьях исторические ценности, уклад жизни, культурные традиции.

Народное изобразительное искусство: живые вещи

До начала ХХ века в каждой крестьянской семье женщины занимались узорным ткачеством, вязанием и вышивкой. И хотя они никогда не рассматривали свои изделия как художественные произведения, изготовленные ими одежда, скатерти, полотенца, варежки были по-настоящему красивы.

С самого раннего детства девочек приобщали к женским рукоделиям, к пяти–шести годам им дарили маленькие детские прялки, на которых можно было прясть лён, коноплю, шерсть. К десяти годам матери начинали приобщать дочерей к секретам ткачества, строго следя за правильным исполнением орнаментальных мотивов. Ткали на деревянном ткацком стане «дӧра кыан», сходном по конструкции со станом северных русских. Узоры были довольно сложными. Чаще всего узор наносился красными нитями на белый фон домотканого полотна. Такими узорами украшались полотенца, скатерти, подолы, кокетки и рукава женских рубах, холщовые чулки.

Фото Евгении Козмодемьяновой

Обычно женщины ткали узоры по памяти, но иногда «снимали» их с готовых вещей или создавали новые. Ткали также и половики – «джодж дӧра», отличавшиеся богатой цветовой насыщенностью. Узорные пояса, которыми подвязывали сарафаны, мужские рубахи, верхнюю одежду ткали на специальных дощечках «таб» – небольших квадратных плашках с отверстиями по углам. Для изготовления широких поясов пользовались обычным ткацким станом. Особенно нарядными были пояса, которые назывались дарственными. Их ткали из зелёной, красной, синей, жёлтой и розовой шерсти и украшали кистями. Эти пояса невеста дарила жениху и его близким родственникам.

Особенно красивы вязаные вещи, изготовленные коми мастерицами: чулки, перчатки, шарфы, варежки, кушаки. Они богато украшены орнаментальными узорами, которые различались по районам, по принадлежности к определённому полу и возрасту. Материалом служит овечья шерсть, которую женщины сами прядут и красят. Вязаные изделия обязательно входили в состав мужского и женского костюма, служили они и свадебными подарками, которыми молодая одаривала новую родню.

Вязаную одежду без узоров носили очень редко, и этому есть свои причины. В глубокой древности орнаментальные узоры не просто украшали вещи, но имели мифологические смыслы, в наши дни во многом уже утерянные. Считалось, что именно узор даёт вещи жизнь, без него вещь будто бы и не существует. Узор оживляет вещь, поэтому живая вещь не только спасает человека от холода, но и оберегает от злых духов. А его чисто бытовое значение в том, что вязка из нескольких цветных нитей делала узорчатую одежду толще, а значит, и теплее.

Вышивка была распространена только на юге Коми края у лузских и летских коми. Она применялась для украшения головных уборов, рубах, полотенец и во многом соответствовала орнаментальным мотивам, характерным для ткачества. Очень красиво и оригинально выглядели головные уборы женщин – сороки, «юр кӧртӧд», вышитые различными геометрическими узорами. Сорока представляет собой головную повязку с вышитым разноцветными нитями очельем – налобником, двумя «крыльями» – завязками и «хвостом», который покрывал затылок. Такой головной убор девушка начинала вышивать к своему замужеству, иногда за несколько лет до него. У ижемских коми была распространена вышивка бисером и золотыми нитями. Бисером вышивали головные уборы невест – «юрной», серебряными, золотыми нитями вышивали кокошники и сборники, головные уборы замужних женщин.

У коми как у лесного народа было развито искусство обработки дерева. Этим видом искусства занимались, в основном, мужчины. Главным украшением деревянной избы был «конёк», «чибӧ» – комлевая часть охлупня, бревна, скрепляющего двускатную крышу. «Чибӧ» – в переводе «конь», конёк и вырезался в виде коня, а нередко и коня-птицы, крыльями которого были скаты крыши. Охлупень мог быть украшен рогами оленя, лося или резным деревянным полотенцем.

Резными полотенцами иногда украшались и наличники окон избы. На Вашке и Мезени фронтоны домов нередко расписывались. Это могли быть симметричные рисунки, изображавшие двух стоящих на задних лапах львов, геометрические узоры, в сороковые–пятидесятые годы ХХ века на фронтонах изображали советскую символику в виде красных звёзд, серпов и молотов.

Внутреннее убранство дома: красный угол, полати, врезные полки, двери, голбец – украшались несложной резьбой или росписью. Деревянные шкафы, диваны, кровати, лавки, столы изготавливались самим хозяином или местными мастерами. Эти вещи также украшались традиционной резьбой или росписью.

В коми избах и ныне можно увидеть боль шие деревянные чаши в виде утки или лебедя, ковши, вырезанные из капа и оформленные в виде головки и хвоста птицы. До недавнего времени почти в каждом доме держали на столе деревянную солонку в форме утки, на крышке которой вырезались утята. Такие утки-солонки в прошлом были обязательным элементом свадебного приданого невесты. Невеста приносила в новый дом утку-солонку, вырезанную её отцом, как символ будущего семейного счастья. Образ утки неслучаен в прикладном искусстве коми, он известен по археологическим находкам средневековья, а также и по легендам коми о сотворении мира.

Искусство резьбы по дереву применялось и для украшения бытовых предметов и орудий труда. Среди традиционных узоров на резных деталях ткацкого стана особенно интересны украшения в виде солярных знаков – зубчатых колёс с лучами. Резьбой покрывались деревянные шкатулки, пеналы, веретёна, коробочки для иголок. Берестяные туески, коробы, солонки украшались прорезным и тиснёным орнаментом.

Росписью украшали берестяную посуду, изображая на ней цветы. Роспись в виде цветов, веток, а также коней и птиц встречается на прялках. Отличалась оригинальностью роспись на вычегодских прялках: ножка украшалась резным орнаментом, а вся поверхность покрывалась синим киноварным фоном, на который наносился орнамент в виде концентрических кругов, розеток, спиралей и зигзагов.

Росписью занимались мастера-профессионалы, нередко – и местные иконописцы. Мастера собирались в артели и изготовляли на продажу расписные прялки, сундуки, шкафы, сани, дуги. Были в Коми крае свои «центры» по росписи. Это деревни Тойма и Верхозерье на Вашке, Отла и Луга – на Выми, Керчёмья и Вомын – на Вычегде, Ижма и Мутный Материк – на Печоре. Артели резчиков и иконописцев изготавливали иконостасы с иконами для церквей Коми края, писали иконы для крестьян, причём эти иконы обладали высокими художественными достоинствами. Некоторые из них являются украшением и гордостью Национальной галереи Республики Коми.

Что касается живописного оформления интерьера и мебели коми избы, то здесь преобладали растительные мотивы (цветы, листья), в то время как на посуде и орудиях ткачества – геометрические. Растительные мотивы использовались и для украшения сундуков, коробов. Расписные изделия коми отличались яркостью рисунка и сочностью красок, однако уже в начале ХХ века постепенно вытеснялись из обихода. Резьба по дереву и поныне сохраняется среди сельского населения Коми края.

«Домы отменные»

Русский путешественник и учёный И. И. Лепёхин, проезжая в 1771 году через «зырянскую селитьбу Усть-Сысольским погостом назывемую», писал, что «домы в нём отменные». Усть-Сысольск в то время мало отличался от других зырянских сёл, так что смело можно сказать, что «домы отменные» издревле были характерны для коми сёл и деревень.

Коми изба в д. Эжолты Усть-Вымского района. Фото Анатолия Перетягина

Коми изба, керка – это срубная постройка, объединяющая в единое целое жилые помещения и хозяйственные постройки: дом–двор. Крытый двор примыкал к жилому дому и отделялся от него сенями, на нижнем ярусе двора размещался хлев для скота, на верхний ярус завозили через специальное крыльцо-взвоз сено для животных.

Дом строился из сосны, но нижние венцы предпочитали делать из лиственницы, меньше поддающейся гниению. Поднимали дом высоко, до двадцати одного венца, подполье достигало двух метров, и окна деревенского дома находились на уровне человеческого роста или выше.

Учёные выделяют два типа изб, распространённых у коми: сысольский и вымский.

Сысольский был распространён по рекам Сысоле, Верхней Вычегде и Верхней Печоре. Это квадратная постройка, состоящая из жилой и хозяйственной половин, каждая со своим скатом кровли. Жилая разделяется на зимнюю (вой керка) и летнюю (лун керка) избы и объединяется входом через сени. К ней примыкает сруб двора (стын). Печь стоит в глубине помещения, в углу, а устьем обращена к двери. Рядом – вход в подполье, голбец (гoбoч выв), полати. Передний угол «Ен ув пельoс», «Божий угол», находится по горизонтали от печи.

Вымский тип был распространён на Выми, Нижней Вычегде, Удоре. В нём жилая часть и двор имеют одну кровлю. Жилая часть также состоит из двух изб,но русская печь – в углу у двери и повёрнута устьем к окнам боковой стены.

В «чистом виде» эти типы жилищ ныне встречаются редко, да и в прошлом хозяева часто уходили от канонических форм. В начале ХХ века жилые помещения стали разделять на комнаты, в хозяйственном дворе-сарае прирубать отдельные избы для детей, и дом нередко состоял из четырёх–шести жилых помещений. А на Ижме и Удоре дома стали строить в два этажа.

Народный костюм: и коты, и сороки

Народный костюм коми, сходный с одеждой северных русских, имеет ряд локальных вариантов или комплексов - ижемский, печорский, удорский, вычегодский, сысольский и прилузский. И если мужской единообразен на всей территории, за исключением зимней одежды коми-ижемцев, то женский имеет существенные различия – в технике кроя, тканях, орнаменте.

У женщин бытовал сарафанный комплекс. Он состоял из рубахи (дöрöм) и косоклинного или прямого сарафана (сарапан, кунтэй), головного убора, фартука и узорных чулок. Верх рубахи (сос) - из пестряди (цветной клетчатой ткани), кумача, низ (мыг) - из белого холста. Украшением рубахи служили вставки из ткани другого цвета или вышитый узор (пельпона кoрoма) на плечах, цветная кайма по вороту и оборки на рукавах. Поверх сарафана обязательно надевался передник (водздöра). Сарафан подпоясывался тканым и плетеным узорным поясом (вöнь). Верхней женской рабочей одеждой являлись дубник или шабур (домотканная одежда из холста), а зимой – шуба из овчины. В праздничные дни надевали наряды из лучших тканей (тонкого холста и сукна, шелковых покупных тканей), а в будни носили одежду из более грубых домотканых материалов. Покупные ткани стали распространяться со второй половины ХIX века.

Головные уборы девушек и замужних женщин различались. Девушки носили повязки (лента), обручи с лентами (головедец), платки, шали, замужние женщины - мягкие уборы (руска, сорока) и твердые сборники (сборник), кокошники (юртыр, треюк, ошувка). Свадебным головным убором служил юрной (очелье без дна на твердой основе, обтянутое красным сукном). После свадьбы женщины носили кокошник, сороку, сборник, а в старости повязывали голову темным платком.

Мужская одежда – это длинная, почти до колен, холщовая рубаха на выпуск, подвязанная тканым или плетенным поясом, холщовые штаны (гач). Рубахи-косоворотки, которые вошли в моду в начале XX века, были значительно короче – до 70 сантиметров.

Штаны носили с сапогами или низкой кожаной обувью «кӧт i », заправляя штанины в «сера чувки» (узорные чулки), подвязанные под коленом узорным шнурком. Верхней одеждой служили кафтан, зипун (сукман, дукос). Верхней рабочей одеждой - холщовые балахоны (дубник, шабур), зимой – шубы из овчины (пась, кузьпась), полушубки (дженьыд пась).

Коми-ижемцы заимствовали ненецкий комплекс одежды: «маличу» (глухая одежда прямого покроя из оленьего меха, сшитая ворсом внутрь, с капюшоном, длинными рукавами и с пришитыми к ним меховыми рукавицами), «совик» (глухая верхняя одежда из оленьих шкур мехом наружу), пимы (меховые сапоги, шитые из оленьего меха ворсом наружу) и др.

Охотники коми во время промысла использовали плечевую накидку (лузан, лаз) – прямоугольный кусок домотканного сукна, с нашитой сверху кожей и отверстием для головы посередине. Спереди он длиной до талии, а сзади ниже пояса к нему прикреплён мешок-карман отверстием для убитой дичи. Лузан подпоясывается кожаным ремнём с охотничьим ножом. Топор подвешивается в особую кожаную петлю на спине. Эта очень удобная и практичная одежда в условиях тайги распространилась на соседние территории и до сих пор бытует у русских Архангельской области, Сибири, лесорубов Карелии.

Традиционную одежду (паськöм) и обувь (кöмкот) изготовляли из холста (дöра), сукна (ной), шерсти (вурун), меха (ку) и кожи (кучик)

Орнамент : «шифровка» из глубины веков

Узор из ритмично повторяющихся изобразительных мотивов – наиболее распространённая и характерная форма декора у самых разных народов, в том числе и у коми. Орнаментом украшали постройки, орудия труда, мебель, посуду и утварь, одежду; он выполнялся в технике ткачества, вязания, росписи по дереву, набойки, тиснения по бересте, коже, резьбы по дереве, кости

Наиболее распространённым в народном искусстве коми является геометрический орнамент, который состоит из различных сочетаний точек, квадратов, прямоугольников, ромбов, крестиков, треугольников, диагональных линий.

Орнаменты коми по стилистике близки орнаментам соседних народов, учёные объясняют это общей древней основой. Похожие орнаменты украшали керамическую посуду так называемой андроновской культуры, которую датируют II – началом I тысячелетия до нашей эры. С течением времени у каждого народа сложился свой тип орнамента, свойственный только этой культуре. Но даже внутри народа в орнаментальных мотивах есть различия, так что по узору на чулках или варежках можно определить, в каком районе Республики Коми они связаны. Более того, оказывается, что узоры орнамента на чулках различаются как мужские – «мужик сер» – и женские – «баба сер».

Названия узоров тоже имеют свою специфику. Одни из них соотносятся с названиями разных предметов и орудий труда: перна – «крест», пила пинь – «зубья пилы», матка сер – «узор компаса», пурт йыв – «острие ножа», куран пинь – «зубья грабель» и т. п. Другие названия относятся к животным и птицам: ош лапа – «медвежья лапа», меж сюр – «бараньи рога», кoр сюр – «рога оленя», гут сер – «узор мухи», мoс син – «коровий глаз», черань – «паук». Наконец, есть названия, связанные с растительным миром: коз сер – «ёлочный узор», дзоридз –«цветок», пыш тусь – «конопляное зёрнышко» и т. п.

Народные музыкальные инструменты: лесные флейты и небесные скрипки

Коми народная музыка берёт начало в те давние времена (I век до н. э. – VIII век н. э.), когда предки коми и удмуртов составляли одну древнепермскую общность. Об этом говорит сходство некоторых мелодических оборотов в фольклорных песнях, причитаниях, а также родство названий, обозначающих музыкальные духовые инструменты класса флейт. Наверное, это простейшие виды музыкальных инструментов: ведь для того, чтобы создать такую флейту-дудку, нужно было срезать стебель дудника – на коми гум – так, чтобы трубка получилась закрытой, и прорезать небольшую продольную щель. От дудки каля пoлян (буквально чайка-дудка), которую и ныне делают деревенские дети, путь ведёт к берестяному рожку.

Более сложными являются так называемые трёхствольные флейты куима чипсан (трёхствольный свисток), на которых играют сегодня чипсанистки из села Чёрныш Прилузского района. Ещё сложнее дудки пoлянъяс, разновидности многоствольных флейт. Число дудок в комплекте такого инструмента было от четырёх до двенадцати, они так и назывались – квайта или oкмыса пoлян, шести- или девятиствольная дудка-флейта. На чипсанах и пoлянах играли женщины и девушки во время отдыха, сенокоса, по пути на луга или в лес по грибы-ягоды, а зимой – на деревенских посиделках.

Разновидностей духовых инструментов много: это и сьoла чипсан – рябчиковый свисток, – который охотник делал из елового сучка или птичьего пера, чтобы приманить рябчика, это и бадь пу чипсан – ивовый свисток – флейта, которую изготавливали весной из ветки ивы, это и различные гум пoлян – флейты из дудника. Более сложными были бадь пу пoлян, ивовая дудка – дудка из ствола ивы с двумя–четырьмя игровыми отверстиями, а также различные сюмoд буксаны и сьюмoд пoляны – берестяные рожки и дудки.

Изобретение сигудка – трёхструнного инструмента типа скрипки – народ приписывает самому небесному богу Ену. Рассказывают, что в незапамятные времена Ен придумал сигудэк, но вот извлекать звук у него не получалось. Тогда обратился он к Лешему, и тот научил небесного брата натирать смычок смолой ели. Вот так и родился неподражаемый звук сигудка. А если отвлечься от легенды, то сигудэк – действительно древний инструмент. Археологи нашли фрагмент подобно инструмента на раскопках в Новгороде и датировали его Х веком н. э. В наборе современных русских народных инструментов его нет, но вот у коми он сохранился. Сигудэк был самым значительным инструментом в музыкальном обиходе коми. На нём играли дома и в лесной избушке охотника-промысловика, под него исполнялись песни и плясовые наигрыши.

Были у коми и другие струнные инструменты, такие, как, к примеру, известная всем балалайка. Самодельные балалайки были похожи на старинные русские – с плоскодонным треугольным корпусом. Прославленным мастером-балалаечником был уроженец села Выльгорт Сыктывдинского района Семён Налимов (1857–1916), изготовивший эти инструменты для Василия Андреева, организатора Великорусского оркестра народных инструментов.

Струнный инструмент брунган имел мощное звучание, напоминающее звон больших церковных колоколов. Делали его просто: на боковую стенку голбца – деревянной пристройке к русской печи – прибивали толстые проволочные или жильные струны, а играли, ударяя по струнам молоточком.

В музыкальном обиходе коми был и целый набор барабанов. Самый известный, пастушеский пу барабан – деревянный барабан, – деревянная подвеска-дощечка, по которой ударяли двумя палочками. Колотушкой тотшкoдчан подавали сигнал-сбор артельных людей. Трещоткой сярган отгоняли, к примеру, лошадей, забравшихся на чужие посевы. Бубенчики-погремушки торган выполняли магическую функцию – отпугивали от пасущихся домашних животных злых духов и хищников.

Свадебные обряды коми во многом близки к русским. Много обрядов было связано с рождением ребенка. Их цель - облегчить роды, уберечь ребенка и мать от болезней и сглаза. Большое значение придавали молитвам и заговорам, которые знала обычно опытная повитуха, помогающая при родах. В случае трудных родов развязывали узлы на одежде роженицы, расплетали ей косу, расстегивали ворот рубахи, зажигали венчальные свечи. Иногда роженицу трижды обводили вокруг стола, творя при этом заговор. В случае тяжелого заболевания ребенка прибегали к его мнимой продаже: родители, выйдя на улицу, «продавали» его первому встречному за мелкую монету. А тот возвращал им ребенка как нового, чужого.

Для похоронных и поминальных обрядов характерны обычаи выносить покойника через заднее крыльцо, выкупать могилу, опускать в нее бытовые предметы, вешать в красном углу полотенце, в котором по поверью находится душа умершего в течение сорока дней после смерти, и др. После выноса покойника помещение обязательно мыли. Умерших и зимой и летом отвозили на кладбище на санях, которые оставляли на могиле. На 9, 20, 40-й день, через полгода и год после смерти совершали поминки по умершему. Общие поминки по умершим предкам устраивали в субботу перед Троицей, в Петров день, накануне Покрова и осенней Казанской богоматери.

Обычаи коми-зырян, морально-этические проблемы вызывали интерес у путешественников, этнографов еще в 19 веке. Поступки, образ жизни жителей печорского края, описываемые писателями 150 лет назад, порой удивляют современников, кажутся безнравственными.

В своих очерках и впечатлениях «Лесные люди» Александр Круглов в 1883 году описывает праздник братчина , который происходил в зырянской деревне в период «лесованья». Лесованьем называлось уход практически всех мужчин из селаения на охоту. Мужчины запасались продуктами и уходили охотиться порой на несколько недель, а в деревне оставались одни женщины, старики и молодые парни.

Верования

Народные верования были связаны с поклонением силам природы, священным деревьям, зверям и птицам. Ольха почиталась как дерево жизни: верили, что в нее переселялись души умерших. Под священными деревьями совершали религиозные обряды, вешали на них кусочки меха и другие приношения. Медвежьи клыки и когти носили как обереги, хранили около божницы. Из птиц наиболее почитаемой была утка. Ее грудную кость тоже хранили около божницы, а резное изображение прикрепляли как оберег на крышу дома. Челюсть щуки клали на косяк входной двери. Считали, что она оберегает женщину во время родов. Был распространен культ предков. Древние верования сочетались с христианскими.

Народное творчество

Устное народное творчество представлено сказками, легендами, эпическими сказаниями, песнями, частушками, загадками, пословицами и поговорками. Герои волшебных сказок - колдуны, знахари, лешие, водяной, домовой - обитающий в подполье маленький старик с длинной бородой, медведь, который берет в жены девушку. Богато песенное творчество: семейно-бытовые, свадебные, лирические, трудовые, солдатские, рекрутские песни, русские хороводные и игровые песни, городские романсы, частушки. Наиболее распространенные народные инструменты - баян и гармонь.

В прошлом в селениях по Вычегде и Выми бытовал смычковый инструмент, напоминающий скрипку (си-гудок).

Музыкальная культура представлена архаическими вокальными жанрами (заклички животных), песнями - заклинаниями, сопровождающими обряды изгнания «Репейника-татарина» с хлебного поля или «Клопа Хлопотовича» из избы, бытовыми (по самым разным поводам) причитаниями, земледельческими и охотничье-оленеводческими трудовыми импровизациями, масленичными, весенними обрядовыми (при встречах и проводах весны), жатвенными песнями, музыкальными формами эпоса (лироэпические импровизации, богатырский эпос, песни и баллады былинного типа), а также свадебными причитаниями и песнями, похоронными и поминальными причитаниями, рекрутскими песнями, рождественскими (святочными) и троицкими игровыми, круговыми и плясовыми песнями, качельными песнями, исполняемыми на Пасху.

Первое тысячелетие до н. э. знаменует появление народа коми на территории северных земель. Происхождение обозначения народа берёт истоки от названия коми войтыр (переводится словом «народ»). В описании народа зачастую употреблялось слово «зыряне», так как в символическом переводе это значило, что они живут на границе.

Напомним, что в более ранней статье мы рассказывали, . Теперь же остановимся на коми .

Названия народов коми

Зыряны, зюздинцы, кольские ижемцы, коми-пермяки, язвинцы, ижемцы – все входят в этническую группу коми. Наиболее логично рассматривать этот этнический пласт как общее структурное объединение, так как понятия общего быта, традиций и культуры имеют отличия лишь в незначительных мелочах.

Красотой и разнообразием исполнения стоит отметить достижения в сфере декоративно-прикладного искусства. Умение обращаться с металлом, кожей, кропотливость ювелирных мастеров, утончённые изделия из плетёной кожи, соломенного материала, резьба по дереву - творчество коми не имеет пределов, восполняя всевозможные его проявления, включая в себя поэтические и песенные произведения, активное развитие музыки и успехи в изобразительном искусстве.

Автономный Ямало-Ненецкий, Ханта-Мансийский округи и республика Коми - это главные места проживания народа коми.

Уральская языковая семья относится к основополагающему понятию возникновения национального языка. А письменность заложена в кириллическом правописании. Для публикаций отведены специальные издания в печати и передачи на телевидении.

Совершенство в сфере оленеводства было достигнуто народом коми к окончанию ХIХ века и стало крупнейшим занятием, почитаемым на Европейском Севере, в котором коми проявили себя с наилучшей стороны, заслужив всеобщее уважение. Они посодействовали возникновению ряда нововведений в плане развития качества селекции оленей, преобладании высококлассного товарного вида и оптимального подбора возрастных категорий состава. Собаки принимали участие в пастве более двух тысяч оленей под строгим наблюдением пастуха, который контролировал процесс на протяжении суток.

Наиболее важные занятия коми в промышленной сфере - ловля рыбы и охота, которые берут истоки ещё давних традиций. Максимального развития это достигло у северных коми. Наилучший улов обычно предназначался для товарных целей. А для собственного употребления рыба добывалась в ближайших местах, предназначенных для ловли. Рыбальский быт несильно отличался от охотничьего. Способы добычи отличались достаточным разнообразием, но самым распространёнными орудиями в древние времена были запоры. Не пренебрегали добычу рыбы артелями, а также использовали неводы и ставные сети. Практически всю добычу засаливали. Существовал вид малосольной рыбы, которая отличалась особыми вкусовыми качествами, и считалась довольно популярной на те времена. Коми не пренебрегали приготовлением сушёных и вяленых рыбных продуктов. На второй план отходили, но пользовались спросом, сферы скотоводства и земледелия. Но из-за стремительного появления интереса к этому занятию, произошло мгновенное уменьшение популяции животных.

Скотоводство оставило свой отпечаток на составной части языка народа, образуя достаточно специальных терминов, которые берут своё начало у древнеиранских языковых истоков. Большое количество останков коров, овец и прочего скота было найдено археологами, и было включено в пермские археологические памятники. Это свидетельствует об активном разведении крупного рогатого скота, которое использовалось в основном для индивидуальных целей. Молочный скот не преуспевал в результатах из-за отсутствия организаторской деятельности, пастухи не участвовали в пастбище. В основном, коми направили свой потенциал на занятия земледелием и разводили оленей.

Коми были вынуждены заниматься замшеделием (изготовлением валенок выделкой кожи) из-за северных холодов, которые заставляли практически каждого жителя искать способы для сохранения тепла.

Женская половина населения знала толк в гончарном ремесле. Они отдавали предпочтение ленточно-жгутовому способу, игнорируя распространённые возможности гончарного круга. Русская печь позволяла делать обжиг изделий. Скатерть, рубаха и полотенце - составные части придания будущих невест, без которых невозможно было бы представить этот набор. Для этого женщины обязательно должны были освоить узорное ткачество.

Обеденный стол коми отличался особым разнообразием и блюдами на любой вкус. Растительные, мясные и рыбные продукты составляли основной рацион питания населения. Приём пищи осуществлялся трижды на день. В обычный день на столе можно было насчитать 3-4 блюда, а во время праздника это количество умножалось, как минимум, в 4 раза. Бывало, что ассортимент выбора составлял более 25 блюд. Обед начинался с употребления традиционных щи и супов. Летом готовили похлебку, которая подавалась в холодном виде. После жидкой пищи приступали к перловым или ячневым кашам. Благодаря активной ловле рыбы, без неё невозможно было обойтись в меню. Её подавали в разных видах, и даже начиняли ею пироги. Во время праздников пирог был одним из основных блюд на столе. Мясные продукты употреблялись реже, их можно было встретить, в основном, у охотников. Овощной рацион включал в себя капусту, репу, брюкву, редьку. Не менее значительным элементом были мучные изделия. И напитки радовали своим разнообразием, кроме наличия чая, варили травяные и ягодные отвары, компоты, наслаждались берёзовым соком и квасом. Не обходились и без домашнего пива.

Для молодожёнов совершали ряд обрядов, которые, по верованиям коми должны были гарантировать новоиспечённой паре большое счастливое потомство. Овечья шкура стелилась на постельное ложе, а в начале венчального процесса невеста сидела с ребёнком на коленях.

По традиции, на протяжении недели новорождённый с матерью должны были обитать в помещении бани и хлева. Это зависело от места рождения ребёнка.

В первый раз ребёнок мог взглянуть на себя в зеркало в возрасте одного года. И тогда разрешалось его постричь.

На сегодняшний день коми сохранили не все давние традиции, но сберегли свою уникальность и взаимоуважение. Благодаря этому возможна дальнейшая передача культурных ценностей последующим поколениям.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS