Главная - Внимание
Игры для развития наблюдательности. Развитие наблюдательности и зрительной памяти

"внимательность и наблюдательность
как черты личности"

План:

    Введение
    Внимательность как черта личности
    Наблюдательность как черта личности
    Заключение
    Список использованной литературы

1.Введение.
В процессе познания и деятельности человек получает массу впечатлений, причем многие раздражители действуют на мозг одновременно. Сознание не может с одинаковой ясностью отразить все воспринимаемые и мыслимые объекты. Биологически и социально важно для человека ясно отразить один- два наиболее значимых раздражителя, действующих в данный момент на органы чувств. Во взаимодействии со средой сложилось избирательное отражение предметов, обеспечиваемое вниманием и наблюдательностью.
Среди психических явлений внимание и наблюдательность занимают особое место. Оно не самостоятельные психические процессы и не относятся к свойствам личности. В то же время внимание и наблюдательность всегда включены в познавательные процессы или практическую деятельность человека и выражают интересы, направленность личности. Внимание, как и наблюдательность, выступает в жизни как сторона психической деятельности, необходимая предпосылка успешного приобретения знаний, качества и продуктивности трудовой деятельности человека.

Продвигайте ту же рутину каждый день. Изображение с фотографиями или пиктограммами - последовательность процедуры додо. Чтобы изучить рутину, регулярно смотрите, где вы находитесь в процессе рутины. Используйте очень простую позитивную подкрепление для детей.

Подготовьте мероприятия, чтобы стимулировать сенсорный подход к ребенку. Коробки с запахами могут стимулировать обоняние, дегустационные действия с различными вкусами могут развить вкус, предложить действия, связанные с манипуляцией различными текстурами. Дети будут манипулировать различными текстурами и даже попробовать их. Наиболее важным в этом возрасте является развитие чувства, побуждающего детей вкушать различные вкусы. Создайте небольшой ритуал, который вы будете держать каждый день. Дети чувствуют себя в безопасности в рутинах.

2 Если человек привыкает все делать внимательно, то внимание, становясь постоянной особенностью, перерастает во внимательность, которая, как черта личности, имеет большое значение в общем психологическом облике человека. Тот, кто обладает этим качеством, отличается наблюдательностью, способностью лучше воспринимать окружающее. Внимательный человек реагирует на события быстрее и переживает их часто глубже, отличается большой способностью к обучению.
Внимательность связана с большим развитием свойств внимания: его объема, сосредоточенности, устойчивости, распределения. Обладая этим качеством, человек легко сосредотачивается, у него хорошо развито непроизвольное внимание. Даже при отсутствии интереса к работе внимательный человек может быстро мобилизовать произвольное внимание, заставить себя сосредоточиться на трудном и неинтересном занятии.
Внимательный человек реагирует на события быстрее и переживает их часто глубже, отличается большей способностью к обучению; круг его интересов, как правило, шире, чем у человека невнимательного.
Внимательность связана с большим развитием свойств внимания: его объема, сосредоточенности, устойчивости, распределения. Обладая этим качеством, человек легко сосредоточивается, у него хорошо развито непроизвольное внимание. Даже при отсутствии интереса к работе внимательный человек может быстро мобилизовать произвольное внимание, заставить себя сосредоточиться на трудном и неинтересном занятии.
Обычно выдающиеся ученые, писатели, изобретатели, хорошие педагоги, вообще творческие люди отличаются внимательностью. Знаменитый естествоиспытатель Чарлз Дарвин в автобиографии писал: «Я превосхожу обыкновенных людей способностью замечать вещи, легко ускользающие от внимания, и подвергать их тщательному наблюдению». То же мог сказать о себе и И. П. Павлов, который постоянно и очень внимательно следил за всеми опытами в своих лабораториях. Поэтому нередко он знал результаты и подробности отдельных экспериментов даже лучше, чем те сотрудники, которые непосредственно их проводили.
Большой внимательностью к окружающему обладали писатели Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, А. М. Горький, К. Г. Паустовский и другие. Они могли очень тонко описать человека уже после одной встречи с ним.
Внимательность, проявляемая не вообще ко всему, а к определенным предметам и явлениям, говорит о направленности личности. Давая определенную окраску психическим процессам, внимательность характеризует до некоторой степени человека в целом как личность. Если мы видим, что один человек любознателен, быстро все схватывает, находчив, другой, наоборот, сосредоточен на чем-то строго определенном, третий увлекается то одним, то другим, мы можем сделать вывод, что многое в их характерах и темпераментах связано с развитием внимательности как черты личности.Наконец, это свойство может являться и моральным качеством человека, так как выражается во внимательном отношении к людям, в чуткости, в заботливости о других, в отзывчивости, в понимании особенностей, нужд, интересов, потребностей другого человека. Напротив, иногда человек остается холодным, безучастным к другим только потому, что не замечает их состояния и потому никак не реагирует на него.
Состояние внимательности может возникнуть при напряжении потребности или повышенном интересе к предмету в данный момент. В таком случае в основе внимательности лежит непроизвольное внимание.
Типы внимания. При характеристике личности принято выделять внимательных, невнимательных и рассеянных. Внимательность определяется соотношением в деятельности видов внимания. Преобладание произвольного и послепроизвольного внимания характерно для волевого, целеустремленного человека, который ясно осознает, что и зачем ему нужно. В этом случае недостатки в отдельных качествах внимания (медленное переключение, слабое распределение) компенсируются.
Огромную ценность в обществе приобретает внимательность как черта характера, выражающая отношение к людям. Внимание к нуждам и интересам, переживаниям и здоровью сотрудников должно быть обязательной чертой каждого руководителя. Это требование в полной мере относится к учителю, для которого жизнь детей и их развитие представляют постоянный объект внимания. Внимательность составляет основу чуткости и такта в подходе как к детям, так и к взрослым.
Среди психических явлений внимание занимает особое место оно не самостоятельный психический процесс и не относится »к свойствам личности В то же время внимание всегда включено в познавательные процессы или практическую деятельность человека и выражает интересы, направленность личности. Внимание выступает в жизни как сторона психической деятельности оно необходимая предпосылка успешного приобретения знаний, качества и продуктивности трудовой деятельности человека. Для возникновения внимания необходимо выделить объект, сосредоточиться на нем и отвлечься от других раздражителей. Объектом внимания может быть предчет внешнего мира, на которыи направлены акт познания, психическая деятельность, когда человек погружен в свои мысли, переживания или анализирует действия и поступки как свои, так и окружающих. Внимание, как особенность психической жизни человека, сложилось в процессе труда в течение всего времени труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании.

Зная, что будет, они готовят их во время еды. Используйте забавные посуды разных цветов. Вы даже можете сделать это с детьми. Возьмите картон и нарежьте круг. Наклейте наклейки на них или нарисуйте их детьми. Просверлите отверстие на каждом конце, чтобы вставить вилку или ложку. Украсьте пластиковые очки с наклейками, выпейте соломинками, положите красивую пищу в молоко. Сделайте все, чтобы бросить взгляд на детей. Украсьте тарелки или салфетки с детьми. Используйте положительное подкрепление в конце еды.

Чем меньше детей, тем больше мы предпочитаем краткосрочную деятельность. Как правило, можно рассчитывать в среднем на 5 минут внимания по возрасту. Делайте небольшие занятия в небольших группах. Чем меньше детей, тем меньше внимания. В возрасте 2 лет, если вы играете в одну игру, очередь каждого ребенка должна возвращаться довольно быстро. Представьте себе последовательность дня и включите запланированные действия. Приведите детей, чтобы посмотреть последовательность дня. Предложите два занятия для детей.

3.Наблюдательность - это психическое свойство, базирующееся на ощущении и восприятии и являющееся свойством сенсорной организации.
Наблюдательность - способность подмечать в вещах и явлениях признаки и черты существенно-важные, интересные и ценные с какой-либо точки зрения, но малозаметные и поэтому ускользающие от внимания большинства людей.
Наблюдательность не сводится к одному лишь умению вести наблюдение. Она предполагает любознательность, постоянное стремление узнавать новые факты и подробности.
Наблюдательным называют человека, который способен подмечать ценные факты «на ходу», в любых ситуациях жизни, в процессе любой деятельности. Наблюдательность предполагает постоянную готовность восприятия.
В СССР существовала таблица для проверки наблюдательности. Ее название «Занимательная таблица».
Найдите на этой таблице последовательно цифры от 1 до 90 включительно.

Детям нужно выбирать, они начинают свою фазу утверждения. Чувство выбора чего-то облегчит их участие. Представьте, какие инструкции следует выполнять в комнате. Интегрируйте одну инструкцию одновременно с детьми, следите за ней регулярно. Как только ее поймут дети, добавьте еще один. Всякий раз, когда ребенок забывает инструкцию, верните его, чтобы посмотреть изображение и объяснить его очень простыми словами. Правило постоянства: применяйте одни и те же инструкции каждый день. Всегда применяйте те же последствия к не уважаемой инструкции.

Если вы сумеете найти эти цифры:
За 5-10 мин, то у вас исключительная наблюдательность.
За 10-15 мин - хорошая.
За 15-20 мин - средняя.
За 20-25 мин - удовлетворительно.

Наблюдательностью обычно отличаются любознательные люди. Проявляется она не только тогда, когда человек специально ставит цель что-либо наблюдать, на и в обычных условиях, без установки на наблюдение. При этом наблюдательный человек воспринимает более точно, чем тот, кто не обладает наблюдательностью и многого не замечает, а нередко допускает ошибки в восприятии. Наблюдательность как черта личности необходима в любом виде деятельности. И. П. Павлов придавал большое значение наблюдательности. На фронтоне одного из зданий его лаборатории под Ленинградом сделана надпись: «Наблюдательность и наблюдательность». От этого качества личности в большой степени зависит успех художника и писателя, которые постоянно накапливают материал наблюдений для своей творческой работы.
Одни люди лучше подмечают то, что касается материальных предметов. Они обратят внимание на качество вещи, материала, из которого она сделана, увидят ее достоинства и недостатки. Это так называемая предметная наблюдательность. Другие хорошо подмечают психические свойства личности, неплохо разбираются во внутреннем мире человека. У этих людей развита психологическая наблюдательность. Некоторые обладают и тем и другим видом наблюдательности.
В процессе наблюдения один обращает внимание на факты, хорошо их описывает, мало интересуясь объяснением. Другие, напротив, могут не заметить кое-что в предметах или явлениях, но обнаруженные свойства они стараются объяснить, вскрыть причины явления. Наконец, некоторые люди, изучая какой-либо предмет, замечают прежде всего детали и от них идут к познанию целого. Другие, наоборот, стараются сначала охватить предмет в целом, а затем уже воспринимают его отдельные элементы.
Различия в восприятиях состоят и в том, что некоторые наблюдатели умеют подходить к предмету объективно, стараются отнестись к воспринимаемому беспристрастно. Они воспринимают точно, в соответствии с действительностью, ничего от себя не добавляя. Другие же невольно вносят в свои восприятия много личного, субъективного, под влиянием, может быть, чувств и т. п. Описания предметов и явлений у таких людей бывают нередко яркими, красочными, но обычно неправильными, не очень точными.
От качества восприятия зависит и степень восприимчивости человека ко всему окружающему. Это - важное свойство личности, имеющее большое значение при обучении.
Наблюдательность - это золотая середина между равнодушием, невнимательностью и чрезмерным любопытством.
Преимущества наблюдательности:

После повторения одной и той же инструкции 3 раза логическое следствие может быть применено к детям. Обсудите с родителями инструкции, чтобы следовать в вашем местном. Если к ним прикреплены изображения, предоставьте им копию для их использования дома. Чем больше детей будут сталкиваться с теми же инструкциями, тем больше они быстро интегрируют их в повседневную жизнь.

Сделайте анимацию привлекательной, изменив тон вашего голоса, с костюмом, красочной шляпой, макияжем. Дети должны в первую очередь быть заинтересованы в вашей деятельности. Адаптируйте свои анимации в зависимости от степени внимания детей. Подготовьте коробку с очень простыми игрушками, которые вы можете выходить во время ожидания, гардероб или ванная комната, например. Держите детей рядом с вами, кто просит больше внимания. Вы можете быстро вмешаться, чтобы держать свое внимание и участие. Приклейте круговые привлекательные изображения в соответствии с темой по вашему выбору.

    Благодаря наблюдательности мы обогащаем наш внутренний мир.
    Благодаря наблюдательности мы раскрываем новые интересные черты в, казалось бы, привычных и обыденных вещах.
    Благодаря наблюдательности и философскому отношению к жизни мы можем найти позитивные стороны даже в негативных моментах.
    Благодаря наблюдательности мы видим невероятные и неожиданные грани в повседневной суматохе.
    Благодаря наблюдательности наше вдохновение не иссякает.
Наблюдательность тесно связана и проявляется совместно с такими качествами личности, как любопытство, восприимчивость и творческое начало.
Любопытство – одно из свидетельств наблюдательности, показатель стремления узнать больше, пытливости ума. Берите пример с детей: их бесконечные «почему» – прекрасное подтверждение наблюдательности и любопытности, желания познать мир.
Восприимчивость свидетельствует о зрелости чувств, способности углубляться в себя. Неравнодушное отношение к миру делает душу богаче и отзывчивей.
Творчество – это проявление наших ощущений и эмоций от увиденного или услышанного. Чем больше информации мы будем воспринимать от окружающего мира, тем более разносторонним будет наше творчество.
Как развить наблюдательность:
    Наблюдательность неразрывно связана с запоминанием. Поэтому, развивая наблюдательность, необходимо обращать внимание и на развитие памяти. Для этого можете использовать ряд упражнений. Попробуйте, например, такое: возьмите игральные или гадальные карты (начните с четырех). Разложите их на столе в два ряда. Запомните их, а потом переверните. Запишите, какая карта, где находилась. Продолжайте, увеличивая количество карт и рядов.
    Учитесь не только видеть и запоминать мелочи, но и пропускать их через себя, становясь более восприимчивым.
    Будьте открыты к получению новых знаний и новых эмоций. Анализируйте, думайте, не оставайтесь равнодушными.
    Тренируйте не только целостность восприятия, но и запоминание отдельных черт и нюансов. Константин Паустовский советовал попробовать «месяц или два смотреть на все с мыслью, что вам это надо обязательно написать красками».
Зачем развивать наблюдательность:
    Наблюдательность позволяет лучше понимать происходящее вокруг нас, видеть то, что срыто от наших глаз (малозаметные детали) или пытаются от нас скрыть. Она позволяет замечать схожесть различных объектов, и наоборот видеть различия в схожем.
    Развитие наблюдательности помогает не только раскрыть сущность того или иного человека, но и позволяет предвидеть его поведение в будущем.
    Развитая наблюдательность помогает за меньшее количество времени оценить ситуацию и принять правильное решение.
    Наблюдательность является источником идей и вдохновения во всех областях жизнедеятельности человека. Многие люди творческих профессий, ученые и изобретатели, писатели и художники, своими достижениями обязаны именно собственной наблюдательности.
Развитие наблюдательности тесно связано с развитием памяти. Уделяйте внимание своей памяти. Могу порекомендовать вам видеокурс, содержащий упражнения по развитию памяти.
Наблюдательность формируется не только когда мы запоминаем увидено в мелочах, но и когда мы то, что видим пропускаем через себя. Будьте более восприимчивы, более открыты новым знаниям, не будьте равнодушны, думайте, анализируйте увиденное и услышанное.

Говоря о развитии наблюдательности уместно вспомнить слова русского писателя Константина Георгиевича Паустовского, который считал, что немаловажным условием наблюдательности является развитие чувствительности зрительного анализатора. Вот его слова:

Во время анимации попросите детей выбрать изображение и посидеть там. Поощряйте участие всех, попросив их ответить на вопрос или действовать как актеры в анимации. Опять же, представьте себе рутину дня, включив момент «вернуться домой». Проведите несколько минут в конце дня, чтобы суммировать день и сказать, что родители прибудут в ближайшее время. Попросите каждого родителя принести им фотографию. Когда родитель берет своего ребенка до конца дня, вставьте его в последовательность дня. Ребенок узнает, что он уйдет раньше.

В конце концов, предлагайте бесплатные игры. Если вас развлекают, когда приходит родитель, ребенок может быть более заинтересован в продолжении родительского дома. Сопровождайте ребенка своему родителю. Возьмите ребенка за руку, если необходимо, и направьте вас к родителям.

«Хороший глаз - дело наживное. Поработайте, не ленитесь, над зрением. Попробуйте месяц или два смотреть на все с мыслью, что вам это надо обязательно написать красками. В трамвае, в автобусе, всюду смотрите на людей именно так. И через два-три дня вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и сотой доли того, что заметили теперь. А через два месяца вы научитесь видеть, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому.»

Перед окончанием игрового периода предоставьте детям время, оставшееся до хранения игрушек. Сделайте счет. Время оставшегося времени, и как только звонок звонит, пришло время убирать. Участвуйте с ними в хранении. Детям нужна модель. Дайте инструкции, такие как: Поставьте грузовик в бункер рядом с вами. Затем поставьте грузовик в руки ребенка. Определите ячейки памяти, используя изображения. Дети смогут разместить соответствующие игрушки внутри. Затем мы работаем над классификацией.

Во время мероприятий, связанных с поездками. Вы можете легко адаптировать курсы в соответствии с возможностями каждого ребенка. Поместите столы, соответствующие высоте детей, сделайте их привлекательными, приклеивая изображения, накладывая игрушки. Если возможно, установите пандусы на стенах на высоте детей. Поощряйте детей придерживаться этого, чтобы переместиться между помещениями. Это занимает больше времени, но он будет платить так много! Приклейте изображения и зеркала на стенах на высоте детей, когда они встают.

Другой выдающийся человек, американский психолог Джон Уильям Аткинсон для развития наблюдательности рекомендовал выполнять следующие упражнения:
Упражнение на развитие наблюдательности № 1
Наиболее простое и эффективное упражнение на развитие наблюдательности заключается в умении видеть обычные вещи.

Возьмите какую-нибудь обыкновенную вещь (телефон, книгу, утюг…), положите или поставьте ее перед собой. В течении некоторого времени, спокойно, но внимательно смотря н
и т.д.................

Попросите их, чтобы они стояли. Вероятно, дети склонны возвращаться. Они будут стоять одни на краю стен. Во время действий, связанных с манипуляциями. Мониторинг необходим, чтобы избежать удушья. Соберите все виды коробок разных размеров. Закройте каждый конец и закрепите их липкой лентой. Отдайте их детям и пригласите их сделать трюки. Чтобы продвигать изучение рисунков, используйте большие листья. Приклеивайте большие листья на пол и позволяйте детям рисовать на них. Продвигайте положение на животе, балансируя на предплечьях.

Он работает на мышечную силу. Сделайте ледяные карандаши. Возьмите пластиковые контейнеры, которые используются для изготовления самодельных леденцов. Налейте немного воды и несколько капель пищевой краситель. Попросите их замораживать и предлагать их детям. Сначала используйте большие карандаши.

Можно ли научиться быть внимательным, научиться искусству сосредоточения? Наиболее важны для работы и учебной деятельности такие параметры внимания, как концентрация и устойчивость. Трудно сочетать любой вид умственной деятельности с постоянными усилиями по поддержанию внимания. Можно ли избавиться от ненужных отвлечений, научиться работать сосредоточенно? Для этого необходимо знать некоторые правила сосредоточенной работы.

Они облегчают схватывание в этом возрасте. Направьте каждую часть тела, называя их ребенком. Вы также можете взять небольшие наклейки и повеселиться на каждой части тела куклы. На теле ребенка наклейте наклейки или сделайте небольшие рисунки, используя макияжные карандаши, называя части тела. Приклейте плакат человеческого тела к стене. Имеют в ваших руках изображения глаз, рук, рта, носа и т.д. прикрепите их к детям в нужном месте. При мытье рук, каждый раз назовите очищенные части тела. Дети учатся с помощью повторения.

Поместите зеркала на высоту детей. Делайте лица с ними, глядя в зеркало, рисуйте на щеке ребенка и пригласите его посмотреть в зеркало, сделать кукушку руками в зеркало и т.д. дети любят зеркала в этом возрасте! Когда человек соприкасается со мной. Интегрируйте изображения простых повседневных слов ребенка и используйте их каждый день. Вставьте изображение одеяла на шкаф игрушек, изображение игрушек на полке игрушек и т.д. всякий раз, когда ребенок спрашивает что-то, укажите изображение и повторите слово.

Во-первых, нужно учитывать, что не все отвлечения вредны. Глубокая концентрация внимания сопровождается возбуждением определенных участков коры головного мозга. Однако длительное поддержание возбуждения невозможно – наступает утомление. Поэтому, в ряде случаев, отвлечения оправданы – когда они носят характер кратковременного отдыха, усиливающего дальнейшую сосредоточенность. Пять-десять минут каждого часа умственной работы достаточны для такого отдыха (несколько физических упражнений, небольшой самомассаж, гимнастика для глаз и т. д.).

Во время простых инструкций, например, когда вы просите ребенка пойти на свое одеяло, он будет найден быстрее. Для начала используйте инструкции для элемента. Затем, как только действие будет выполнено, дайте следующую инструкцию. Например, существуют игры в бинго, которые способствуют изучению звуков. С каждым звуком ассоциируется изображение. Сделайте звуки услышанными детьми и представите им изображения. Подражать звукам животных, телефону, звуку прокатки автомобилей и т.д.

Назовите то, на что указывает ребенок. Когда ребенок что-то просит, вы можете сказать: Вы хотите яблоко или апельсин? Если ребенок все еще указывает на то, что он хочет, назовите то, что он указывает. Сделайте различные звуки рта, когда практикуете детей, чтобы создавать звуки. Когда вы разговариваете с ребенком, всегда ставьте себя на один уровень. Если вы используете изображения или небольшие объекты, поместите их рядом с вашим ртом, чтобы поощрять обучение. Ребенок будет следить за движениями ваших губ, когда вы произносите слова.

Однако наибольшие неудобства нам доставляют непреднамеренные отвлечения в процессе самой работы: не связанные с ней посторонние мысли, желание разглядывать посторонние предметы. Поэтому второе правило – необходимость создания соответствующей характеру работы обстановки. Некоторые люди могут сосредоточенно работать при любых условиях, однако для большинства очень важны внешние факторы: относительная тишина, порядок на столе. Хорошее освещение, удобная поза и т. д. Важна также чисто психическая возможность работать именно в этих условиях. Поэтому так легко сосредоточиться, например, в библиотеке. Полезен и заблаговременный созданный настрой на работу. Люди с ярким, образным мышлением могут попробовать такой прием. Представим, что в нашей голове находится огромный шкаф со множеством ящиков. Каждому виду работы или учебному предмету в этом шкафу соответствует определенный ящик. Перед началом серьезной работы, требующей глубокой сосредоточенности, максимально отчетливо нужно вообразить, как мы выдвигаем ящик соответствующего вида работы и проверяем, что остальные плотно задвинуты. Этот прием, по свидетельству современников, любил Наполеон, отличавшийся, как известно, огромной работоспособностью.

Повторяйте часто одни и те же слова, одни и те же инструкции. Дети учатся повторением. Никогда не просите ребенка повторить. Определить с помощью пиктограмм знакомых мест. Когда мне нужно выразить. Научите ребенка распознавать его эмоции. Представьте фотографии очень откровенных эмоций. Подражайте эмоциям с детьми. Делайте снимки детей, когда они испытывают эмоции. Сделайте персонализированные диаграммы эмоций для детей. Всякий раз, когда ребенок выражает эмоции, назовите его с ребенком. Предоставьте им простые способы управления своими эмоциями.

В-третьих, необходимо учитывать, что сосредоточенность усиливается действием небольших побочных раздражителей. Не нужно стремиться работать в полной тишине: небольшой звуковой фон (тихая музыка, шум за окном, пение птиц) все-таки необходимы. Широко известен опыт одной из библиотек Лондона, в которой были созданы полностью звукоизолированные места для читателей. Очень скоро выяснилось, что в полнейшей тишине сосредоточенная работа невозможна.

Детям необходимо выразить свои эмоции, но им также необходимо научиться обращаться с ними. Дайте им инструменты, способы преуспеть в правильном выражении своих эмоций. Сделать кешках с детьми. Каждый в свою очередь, они будут скрываться. Используйте механические объекты, которые продвигаются в одиночку. Поместите одеяло поверх объектов и задействуйте механизм. Каждый объект выйдет из обложки. Покажите объекты детям и спрячьте их под одеялом. Поощряйте их удалять одеяло, чтобы обнаружить скрытые объекты.

Делайте игры с кукушкой с мочами или мягкими игрушками во время перехода. Используйте их, чтобы скрыть лица детей, удалить их и сказать «привет» каждый раз. Покажите объект детям, а затем спрячьте его в углу комнаты. Поощряйте детей забирать его, следуя звуку. Используйте коробки и непрозрачные контейнеры и спрячьте объекты. Размешайте контейнеры, чтобы показать детям, что они что-то скрывают.

В четвертых, нужно ориентироваться на наиболее благоприятные для умственной работы периоды в течение дня . Согласно многочисленным экспериментам пик нашей активности приходятся на 5, 11, 16, 20 и 24 часа. В эти периоды облегчено достижение максимальной концентрации внимания. Однако в процессе умственной работы важна не только степень концентрации внимания, но и возможность ее длительного поддержания. Способность к длительной концентрации внимания можно тренировать. Целый ряд специальных упражнений предложен йогой, современными системами аутотренинга. Эти упражнения основаны на поддержании длительной концентрации внимания на каком-либо одном объекте . Главная задача при этом — обеспечение полного отсутствия всех посторонних мыслей, которые не относятся к рассматриваемому предмету. Попробуем смотреть на кончик своего пальца с полной концентрацией на нем в течение трех-четырех минут подряд. Это далеко не так просто, как кажется, но нужно выполнять подобные упражнения ежедневно. Некоторые психологи рекомендуют широко известное упражнение «созерцание зеленой точки». Оно заключается в следующем: из книги вырезается страница, в центре ее ставится зеленая точка диаметром 1- 2 мм. Ежедневно по 10 мин., лучше перед самым сном в течение 2-3 месяцев нужно смотреть в зеленую точку. Главная задача та же – борьба с посторонними мыслями. Смотреть лучше за столом, время контролировать по лежащим рядом часам. По истечении 10 мин закрыть глаза и сразу лечь спать. Стараться, чтобы страница с зеленой точкой была последним зрительным впечатлением дня. Для тренировки слухового внимания необходимо выделять ежедневно 10 мин. для максимального «вслушивания». Обычно во время слушания мы выполняем еще какую-нибудь работу. Нужно постараться максимально
внимательно вслушаться в речь диктора радио, оратора на собрании и т. д.
Выполняя подобные упражнения, мы заметим, насколько трудно сосредоточиться на неподвижных,
несложных предметах и явлениях. Это происходит потому, что важнейшим условием длительного устойчивого сосредоточения является изменчивость, подвижность, сложность объекта внимания, требующая активного восприятия. Любая однообразность утомляет. Для тренировки устойчивого внимания полезно читать заведомо неинтересную книгу, ставя при этом перед собой специальную задачу найти в ней что-либо интересное. Поэтому условия длительной устойчивости внимания – те же, что и для обеспечения его концентрации. Главное из них — активность выполняемой работы.

Стучите по барабану палкой. Прикрепите веревку к звуковому объекту. Поощряйте детей болтаться. Выключите свет, радиоприемники и игрушки с батарейками с детьми. Дети этого возраста любят бить других детей, чтобы увидеть реакцию других. Когда ребенок печатает, а другой друг кричит или плачет, садитесь с ребенком и поощряйте их обнимать его. Даже если намерение не навредить другим, но, чтобы увидеть их реакцию, жест должен управляться педагогом. Хлопайте руками ребенка.

Дети, прибывающие в новую среду, могут испытывать неуверенность. Возьмите ребенка за руку и пригласите его посетить помещение, помещение, оборудование. Прикоснуться к нему предметами, устроить с ним его вещи и т.д. и это, всегда, чтобы обеспечить его. Создайте маленький угол «любопытства». Удерживайте угол в своей комнате, чтобы вы каждую неделю украшали новое оборудование и новые игрушки. Поощряйте детей вставлять руки внутрь, чтобы коснуться содержимого. Используйте гигантские коробки из картона.

Следующий параметр внимания – его объем. Этот же параметр является основной характеристикой краткосрочной памяти. Замечено, что при кратковременном предъявлении человеку под силу воспринять и запомнить 5-7, максимум 9 предметов. Это так называемое «правило Миллера 7 ± 2», сформулированное американским психологом Миллером в 1945 г. Он показал, что объем внимания человека зависит не от количества информации, а от числа блоков, или кусков информации, число которых постоянно и равно 7 ± 2. Поэтому правилу одинаково запоминаются при одновременном восприятии и 7 букв, и 7 цифр, и 7 слов, и 7 идей. Поэтому самый продуктивный, емкий – код идей, мыслей, образов.

Объем внимания можно тренировать. Бросить взгляд на какой-либо предмет (дом, лицо, интерьер), а затем попытаться воспроизвести его в воображении с максимумом деталей. Сравнить свои представления с реальным предметом. Везде, где возможно, нужно тренироваться в таком мгновенном схватывании информации и воспроизведении ее по памяти (витрины, плакаты, группы людей). Для увеличения объема внимания и облегчения восприятия нужно научиться рационально группировать предметы по различным признакам. Когда говорят об объеме, обычно подразумевают работу внимания, направленного на зрительное восприятие. Однако если внимание проявляется одновременно в различных формах, направлено на различные виды деятельности, то говорят о распределении внимания. Нас не удивляют возможности наших бабушек одновременно смотреть телевизор и вязать или способности машинисток печатать и разговаривать. Такое возможно, когда хотя бы один из видов деятельности представляет собой хорошо знакомую привычную работу, а другая не требует полной сосредоточенности. Большинство видов умственной деятельности, связанных с интенсивной работой памяти, требуют почти 100% концентрации внимания. Известно, что сильно задумавшийся человек нередко имеет неосмысленное выражение лица, поскольку у него не остается «резервов» внимания для поддержания у себя выражения задумчивости. На этот факт обращал внимание еще Эйнштейн. Поэтому вряд ли можно верить рассказам об одновременном чтении и письме или слушания и переводе с иностранного языка. Загрузка внимания при других видах работы меньше. При мытье полов, например – 9%, при забивании гвоздей – 40%, при вождении автомобиля – 60%, подсчете денег – 80%. Соответственно, в это время возможно выполнение и другой работы. Параметр распределения внимания тоже поддается тренировке . Попробуем одновременно писать разными руками разные слова, например, левой рукой – свое имя, правой – фамилию. Или: считать вслух от 1 до 20. Одновременно писать «20, 19, 18, … 1». Затем наоборот: говорить: «20, 19, 18, … 1», а писать в порядке возрастания. Это труднее. Рисовать на бумаге или описывать одной рукой в воздухе круг, другой – треугольник. Подобные упражнения не являются пустой забавой. Упражнения для тренировки параметра распределения внимания способствуют увеличению наших способностей приспособления к смене ритма деятельности. Кроме того, они могут использоваться для облегчения перехода от сна к бодрствованию, снятия эмоциональных перегрузок.

Тренируя распределение внимания, мы замечаем, что внимание «скачет» с одного объекта на другой. Здесь имеется другой параметр внимания – его переключение. Важность умения быстро переключаться с одной работы на другую несомненна. Говоря о переключении, следует учитывать, что оно тесно связано с особенностями предстоящей предыдущей деятельности. Чем глубже концентрация внимания на предыдущей работе, чем более сложной и интересной она была, тем труднее переключить внимание на новый вид деятельности , тем в большей степени сказывается эффект торможения. Разные люди по-разному переходят от одного вида деятельности к другому. Это обусловлено особенностями подвижности нервных процессов у каждого человека. Однако параметр переключения внимания можно тренировать. Попробуем читать попеременно две или три разные книги – 15 секунд на каждую книгу. Или: страница из одной книги, страница из другой . Возьмем книги близкие по содержанию. После такого попеременного чтения нужно составить планы прочитанного в разных книгах. Параметр переключения можно использовать для определения состояния нашего внимания. Попробуем в течение нескольких дней каждое утро быстро рисовать ряд из таких, например, значков: Z Z Z и т. д. Сравним показатель (количество значков до первой ошибки) за несколько дней — это и будет нашей нормой. Пусть это будет 12. Попробуем сделать то же самое вечером или после интенсивной умственной работы – показатель будет не более 6 — 7. Таким образом, готовясь к серьезной работе, можно загодя с помощью параметра переключения узнать, готово ли наше внимание к этой работе.

Наше внимание также требует к себе внимания. От умения организовать его работу зависит эффективность многих видов деятельности, связанных с запоминанием. Уделим своему вниманию пять-десять минут в день, и результаты не замедлят сказаться.

  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, Питер, 1999.
  2. Немов Р.С. Психология: Учебник для пед.вузов. В 3 кн. М., Владос,1999.
  3. Хрестоматия по вниманию. / Под ред. А.Н. Леонтьева и др. М., МГУ, 1976.
  4. Милорадова Н.Г. Психология. Шаг к себе- другим навстречу. М., 2003.
  5. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб, Питер, 2000.
  6. Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии. М., Аспект Пресс, 2001.
  7. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие лич


 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS