Главная - Внимание
Методы доказательства теорем. Как делать математические доказательства

Теория математических доказательства разработана в формальной логике и включает три структурных компоненты.

  • 1. Тезис, т.е. то, что предполагается доказать.
  • 2. Аргументы, т.е. совокупность фактов, общепринятых понятий, законов и т.п. соответствующей науки.
  • 3. Демонстрация, т.е. сама процедура развертывания доказательства; последовательная цепь умозаключений, когда /7-е умозаключение становится одной из посылок (я + 1)-го умозаключения. Выделяются правила доказательства, указаны возможные логические ошибки.

Математическое доказательство имеет много общего с теми принципами, которые устанавливаются формальной логикой. Более того, математические правила рассуждений и операций, очевидно, послужили одной из основ в разработке процедуры доказательства в логике.

В математике доказательством называется цепочка логических умозаключений, показывающая, что при каком-то наборе аксиом и правил вывода верно некоторое утверждение. Таким образом, математическое доказательство представляет рассуждение, имеющее задачей обосновать истинность (конечно, в математическом, т.е. как выводимость, смысле) какого-либо утверждения.

Как правило, в математике выделяют следующие понятия:

  • теоремы как доказуемые утверждения;
  • гипотезы, если ни утверждение, ни его отрицание еще не доказаны;
  • леммы как менее сложные утверждения, которые доказываются.

В математике существуют нерешенные проблемы, решение которых ученым очень хотелось бы найти. За доказательства особенно интересных и важных утверждений математические общества назначают премии.

В зависимости от контекста может иметься в виду формальное доказательство (построенная по специальным правилам последовательность утверждений, записанная на формальном языке) или текст на естественном языке, по которому при желании можно восстановить формальное доказательство. Формальными доказательствами занимается специальная ветвь математики - теория доказательств.

Сами формальные доказательства математики почти никогда не используют, поскольку для человеческого восприятия они очень сложны и часто занимают очень много места. Обычно доказательство имеет вид текста, в котором автор, опираясь на аксиомы и доказанные ранее теоремы, с помощью логических средств показывает истинность некоторого утверждения. В отличие от других наук в математике недопустимы эмпирические доказательства: все утверждения доказываются исключительно логическими способами.

В математике важную роль играют математическая интуиция и аналогии между разными объектами и теоремами; тем не менее все эти средства используются учеными только при поиске доказательств, сами доказательства не могут основываться на таких средствах. Доказательства, написанные на естественных языках, могут быть не очень подробными в расчете на то, что подготовленный читатель сам сможет восстановить детали. Строгость доказательства гарантируется тем, что его можно представить в виде записи на формальном языке (это и происходит при компьютерной проверке доказательств).

Ошибочным доказательством называется текст, содержащий логические ошибки, т.е. такой, по которому нельзя восстановить формальное доказательство. Ошибочным может быть только признание «доказательства» на естественном или формальном языке доказательством; формальное доказательство ошибочным не может быть по определению.

При характеристике математического доказательства выделяют две особенности.

  • 1. Математическое доказательство исключает какие-либо ссылки на эмпирию. Вся процедура обоснования истинности вывода осуществляется в рамках принимаемой аксиоматики.
  • 2. Наивысшая абстрактность математического доказательства, которой оно отличается от процедур доказательства в остальных науках.

В этом случае речь идет не просто о степени абстракции, а о ее природе. Дело в том, что высокого уровня абстрагирования доказательство достигает и в ряде других наук, например в физике, космологи и, конечно, в философии, поскольку предметом последней становятся предельные проблемы бытия и мышления.

Математику же отличает то, что здесь функционируют переменные, смысл которых - в отвлечении от любых конкретных свойств. Напомним, что по определению переменные - знаки, которые сами по себе не имеют значений и обретают последние только при подстановке вместо них имен определенных предметов (индивидные переменные), или при указании конкретных свойств и отношений (предикатные переменные), или, наконец, в случаях замены переменной содержательным высказыванием (пропозициональные переменные).

Сама процедура доказательства, определяемая в логике как демонстрация, протекает на основе правил вывода, опираясь на которые осуществляется переход от одних доказанных утверждений к другим, образуя последовательную цепь умозаключений. Таким образом, мы устанавливаем истинность высказывания А -> В.

К наиболее часто используемым приемам относятся два правила (подстановки и вывода заключений) и теорема о дедукции, которые мы рассматривали на примере исчисления высказываний.

Правило подстановки. В математике подстановка определяется как замена каждого из элементов а данного множества каким-либо другим элементом Р(а) из того же множества. В математической логике правило подстановки формулируется следующим образом: «Если истинная формула М в исчислении высказываний содержит букву, скажем А, то, заменив ее повсюду, где она встречается, произвольной буквой /), мы получим формулу, так же истинную, как и исходная».

Это возможно и допустимо именно потому, что в исчислении высказываний отвлекаются от смысла высказываний (формул). Учитываются только значения «истина» или «ложь». Например, в формуле Я:А^(В V А)) на место Л подставляем выражение (В V А), в результате получаем новую формулу Я: (Ач В)^(В V V В)).

Правило вывода заключений (иногда называют правилом отделения) соответствует структуре условно-категорического силлогизма modus ponens (модус утверждающий) в формальной логике. Он имеет следующий вид:

а, а -> b b

Дано высказывание а и еще дано а -> Ь. Из этого следует Ь. Например: «Если идет дождь, то мостовая мокрая , дождь идет (а), следовательно, мостовая мокрая (b )». В математической логике это высказывание записывается таким образом :

((а -> Ь) & а) -> Ь.

Умозаключение определяется как правило отделения для импликации. Если дана импликация -> Ь) и ее посылка (а), то мы вправе присоединить к рассуждению (доказательству) также и следствие данной импликации (b ). Силлогизм носит принудительный характер, составляя арсенал дедуктивных средств доказательства, т.е. абсолютно отвечая требованиям математических рассуждений.

Большую роль в математическом доказательстве играет теорема дедукции - общее название для ряда теорем, процедура которых обеспечивает возможность установить доказуемость импликации: А -> В, когда налицо логический вывод формулы В из формулы А. В наиболее распространенном варианте исчисления высказываний (в классической, интуиционистской и других видах математики) теорема о дедукции утверждает следующее: «Если дана система посылок G и посылка А, из которых согласно правилам выводимо В (G, Ah В, где I- - знак выводимости), то следует, что только из посылок G можно получить предложение А В».

Выделяется два вида доказательств - прямое и косвенное.

При прямом доказательстве доказывается тезис, а при косвенном используется антитезис.

Наиболее используемые виды прямых доказательств:

  • прямой логический вывод;
  • обратное рассуждение;
  • доказательство по индукции;
  • доказательство с помощью трансфинитной индукции. Рассмотрим несколько примеров прямых доказательств.

Прямой логический вывод. При прямом логическом выводе, устанавливая истинность А В, мы предполагаем, что А - истинно, и показываем истинность В. Такой способ доказательства исключает ситуацию (согласно таблице истинности импликации), когда А - истинно, а В - ложно.

Задача 4.9. Прямой вывод.

Доказать общезначимость формулы VxR(x) -> 3xR(x).

Доказательство.

  • 1. Предположим, что формула общезначима.
  • 2. Тогда, используя равносильности для двойственности исчисления предикатов, получим тождественно истинную формулу

/xR{x) -> 3xR{x) = /xR(x) v 3xR(x) = /xR(x) v 3xR(x) =

  • - 3xR(x) v 3xR(x) = 3x(R(x) v R(x)) = 3x1 = 1.
  • 3. Раз формула тождественно истинна, так она общезначима.

Ч.т.д.

Доказательство через обратное рассуждение. Доказывая истинность Л -> В, мы предполагаем, что В - ложно, и на основе аргументированных предположений доказываем ошибочность Л. То есть фактически прямым способом проверяем истинность импликации

A^B = ?vB = Bv?=B^?.

Задача 4.10. Обратное рассуждение.

Доказать общезначимость формулы R = (/хР(х) -> ЗхР(х)) через обратное рассуждение.

Доказательство.

Давайте определим, какое высказывание А В мы здесь должны доказать: «Из формулы R следует, что она общезначима». Таким образом, высказывание А - «формула R», высказывание В - «общезначимость R».

Отрицанием высказывания, что формула общезначима, является: «Формула R тождественно ложна». Отрицанием от формулы R является формула R.

Таким образом, мы должны доказать следующее высказывание:

«Из того, что формула R тождественно ложна, следует, что R равна нулю».

  • 1. Предположим, что это так.
  • 2. Тогда, используя равносильность для двойственности и равносильность для импликации, получаем

R = (/хР(х) -> ЗхР(х)) = /хР(х) v ЗхР(х) = ЗхР(х) v ЗхР(х).

3. Внесем квантор существования под скобку и получим, что R = 0:

R = Зх(Р(х) V Р(х)) = Id = Т = 0.

4. т.д.

Математическая индукция - один из методов прямого доказательства. Обычно используется, когда нужно доказать некое утверждение для всех элементов множества, равномощного множеству натуральных чисел. Для этого доказывается «первое утверждение» - база индукции, и затем, доказывая, что если любое утверждение в бесконечной последовательности утверждений верно, то верно и следующее, - шаг индукции.

Задача 4.11. Прямое доказательство по индукции.

Пусть Р(п) - предикат, определенный для всех натуральных п. Требуется установить справедливость бесконечной последовательности утверждений, занумерованных натуральными числами : Р(1), Р(2), ..., Р(п), ... .

Доказательство.

Допустим, что:

  • 1. Установлено, что Р( 1) верно. (Это утверждение называется базой индукции.)
  • 2. Для любого п доказано, что если верно Р(п), то верно Р(п + 1), т.е. /k > 1 импликация Р(п) -> Р(п + 1) верна. (Это утверждение называется индукционным переходом.)
  • 3. Тогда все утверждения нашей последовательности верны, т.е. Р(п) = 1 для любого натурального п. Ч.т.д.

Задача 4.12. Доказательство по индукции.

Доказать, что бинарное отношение T(N) = {res(Z> + 1, а) = 1}, заданное на множестве натуральных чисел N > 1, обладает свойством рефлексивности.

Доказательство.

  • 1. База индукции. Пусть а = 2, b = 2. Тогда res(2 + 1, 2) = 1 и пара (2, 2) принадлежит бинарному отношению Т.
  • 2. Индукционный переход. Рассмотрим Ь- а - /". Тогда res(/ + 1, /) = = (/ + 1) - / = 1 и пара (/, /) принадлежит бинарному отношению Т. Возьмем Ь- а - / + 1, res(/ + 1 + 1, / + 1) = (/ + 1 + 1) - (/ + 1) = 1 и пара (/+ 1, /+ 1) принадлежит бинарному отношению Гдля любого /.
  • 3. Тогда наша последовательность верна и все рефлексивные пары на натуральных числах N > 1 принадлежат нашему бинарному отношению Т. Ч.т.д.

Трансфинитная индукция - метод доказательства, обобщающий математическую индукцию на случай несчетного числа значений параметра.

Трансфинитная индукция основана на следующем утверждении.

Пусть М - упорядоченное множество, Р(х ) при х е М - некоторое утверждение. Пусть для любого X Е М из того, что Р(у) истинно для всех у ос, следует, что верно Р(х), и пусть верно утверждение Р(х), если х - минимальный элемент М, тогда утверждение Р(х) верно для любого X.

Косвенные доказательства. Не имея в силу ряда причин (недоступность объекта исследования, утрата реальности его существования и т.п.) возможности провести прямое доказательство истинности какого-либо утверждения, тезиса, строят антитезис. Убеждаются, что антитезис ведет к противоречиям и, стало быть, является ложным. Тогда из факта ложности антитезиса делают - на основании закона исключенного третьего (?v?)- вывод об истинности тезиса.

Косвенное доказательство устанавливает справедливость тезиса тем, что вскрывает ошибочность противоположного ему допущения, антитезиса. Оно особенно ценно и незаменимо в принятии фундаментальных понятий и положений математики, например понятия актуальной бесконечности, которое никак иначе ввести невозможно.

Известны следующие схемы косвенных доказательств:

  • доказательство от противного;
  • доказательство через контрпример.

Доказательство от противного в математике - один из самых часто используемых методов доказательства утверждений. Дана последовательность формул G и отрицание А (G, А). Если из этого следует В

и его отрицание (G , А, В , В, не-В), то можно сделать вывод, что из последовательности формул G вытекает истинность А. Иначе говоря, из ложности антитезиса следует истинность тезиса.

То есть, доказывая истинность А -> В, мы предполагаем, что И - истинно, В - ложно, и на основе аргументированных предположений получаем противоречие.

Этот способ доказательства основывается на истинности формулы ((А -> В) & В) -> А в классической логике и законе двойного отрицания А - А.

Доказательство утверждения А проводится следующим образом.

  • 1. Сначала принимают предположение, что утверждение А неверно, а затем доказывают, что при таком предположении было бы верно некоторое утверждение В, которое заведомо неверно.
  • А = А, которое по закону двойного отрицания равносильно утверждению А

Задача 4.13. Доказательство от противного.

Доказать равносильность формул

/хР(х) & /xQ(x) = /х(Р(х) & Q(x)).

Доказательство.

  • 1. Предположим, что это не так, что формулы неравносильны, т.е. УхР(х) & /xQ(x) Ф /х(Р(х) & Q(x)).
  • 2. Тогда должны найтись Р(х) и Q(x) такие, что равносильность не выполняется. В этом случае возможно три варианта:
    • Р(х) и Q(x) оба тождественно истинные;
    • один предикат тождественно истинен, другой - нет, например Р(х) тождественно истинен, а Q(x) - нет;
    • Р(х) и Q(x) оба не тождественно истинные.
  • 3. Рассмотрим случай, когда Р(х) и Q(x) оба тождественно истинные (табл. 4.6).

Таблица 4.6

Таблица для задачи 4.3 (шаг 3)

Предикат

Значение

Тождественно истинное

Тождественно истинное

Р(Х) & Q(x)

Тождественно истинное

/хР(х)

VxP(x) & VxQ(x)

Vx(P(x) & Q(x))

  • 4. Рассмотрим случай, когда Р(х) тождественно истинен, а Q(x) - нет (табл. 4.7).
  • 5. Рассмотрим случай, когда Р(х) и Q(x) оба не тождественно истинные (табл. 4.8).

Во всех трех случаях обе формулы принимают одинаковые значения при одинаковых условиях, следовательно, наше предположение о неравносильных формулах было неверным.

6. Следовательно, указанные формулы равносильны. Ч.т.д.

Таблица для задачи 4.3 (шаг 4)

Предикат

Значение

Тождественно истинное

Тождественно истинное

РІХ) & Q(x)

VxP(x) & Vx(2(x)

/x(P(x) & Q(x))

Таблица 4.8

Таблица для задачи 4.3 (шаг 5)

Предикат

Значение

Pix) & Qix)

УхРіх)

УхРіх) & VxC(x)

/хіPix) & ?(x))

Задача 4.14. Доказательство от противного. Доказать общезначимость формулы

Vx(/?(x) v Pix)) -> (Зх/?(х) v ЗхР(х)).

Доказательство.

  • 1. Предположим, что это не так, что формула не общезначима, т.е. должны найтись Р(х) и Q(x) такие, на которых формула равна нулю.
  • 2. Тогда

Vx(/?(x) v Pix)) -> (3xR(x) v ЗхР(х)) =

Vx(/?(x) v Р(х)) v 3xR(x) v ЗхР(х) =

= 3x(R(x) & Р(х)) v 3xR(x) v Зх/ > (х) =

3x(R(x) & Р(х) v R(x) v Р(х) = Зх(1) = 1.

Таким образом, мы получили тождественно истинное высказывание для любых R(x) и Q(x).

3. Следовательно, наше предположение об отсутствии общезначимости было неверным и наша формула - общезначима. Ч.т.д.

Доказательство через контрпример строится по другой схеме.

  • 1. Сначала принимается предположение, что утверждение А верно, а затем рассматривается особый случай - контрпример , при котором данное утверждение А неверно.
  • 2. Полученное противоречие показывает, что исходное предположение было неверным, и поэтому верно утверждение А.

Задача 4.15. Использование контрпримера.

Исследовать , является ли формула

УхР(х) v VxQ(x) = Vx(P(x) v Q(x))

общезначимой.

Решение.

  • 1. Предположим, что формула общезначима. Тогда она тождественно истинная для любой области.
  • 2. Приведем контрпример. Положим, 0(х) = Р(х), оба не тождественно истинные. Тогда:

/х(Р(х) v Р(х)) = /х = 1 - тождественно истинное высказывание;

/хР(х) v /хР(х) = 0 v 0 = 0 - тождественно ложное высказывание.

  • 3. Правая и левая части формулы не равны между собой. Это означает, что мы получили противоречие и на данном контрпримере рассматриваемая формула ложна.
  • 4. Следовательно, наше предположение об общезначимости было неверным.
  • 5. Значит, рассматриваемая формула не является общезначимой.

Рассмотрим несколько задач на построение доказательств для

свойства делимости.

Задача 4.16

Доказать методом математической индукции , что число п 3 - п делится на 3 для всех натуральных п.

Доказательство.

  • 1. База индукции. Пусть п = 1, тогда I 3 - 1 =0. Число 0 делится нацело на любое натуральное число, в том числе и на 3.
  • 2. Индукционный переход. Предположим, что п 3 - п делится на 3 при каком-то натуральном к. Тогда
  • + I) 3 ~(к +) = (к + 1 )((к + I) 2 - 1) =

= (к + 1 )(к + 1 + )(к + !-!) = (* + 2 )(к +1 )к.

Из трех последовательных натуральных чисел одно обязательно кратно трем.

3. Следовательно, наше выражение кратно трем для любого натурального п. Р(п) для любого п. Ч.т.д.

Задача 4.17

Доказать методом математической индукции, что число 7" - 1 делится на 6 для всех натуральных п.

Доказательство.

Вспомним несколько утверждений, которые касаются делимости целых чисел друг на друга:

  • целое число а делится на целое число b тогда и только тогда, когда а = kb при каком-то целом числе к;
  • сумма чисел, делящихся на Ь, также делится на Ь.
  • 1. База индукции. Пусть п = 1, тогда 7 1 - 1 = 6. Число нацело делится на 6.
  • 2. Индукционный переход. Предположим, что 7" - 1 делится на 6 при каком-то натуральном к. Тогда
  • 7* +| -1 = 7- 1 к -1 + 6- 6 = 7(7* - 1) + 6.

Число 7* - 1 делится на 6 в соответствии с нашим предположением. Делится на 6 и 7(7* - 1). Сумма чисел, кратных шести, также кратна шести.

3. Следовательно, наше выражение кратно шести для любого натурального п. Индуктивным рассуждением мы доказали истинность предиката Р(п ) для любого п. Ч.т.д.

Говоря «математическое доказательство», мы имеем в виду доказательство математического предложения. Доказательства, по способу ведения, подразделяются на прямые и косвенные.

Прямым доказательством теоремы Т называется конечная последовательность предложений j 1 , j 2 , ..., j n данной теории, удовлетворяющая следующим требованиям:

1) предложение j 1 – какое-либо несомненное начало;

2) каждое предложение j i последовательности или аксиома, или получается из предшествующих предложений по какому-либо из правил вывода математической логики;

3) последнее предложение последовательности j n есть Т .

Ввиду того, что в соответствии с этим определением формальные доказательства являются очень длинными (состоят из большого числа предложений), их сокращают, допуская в качестве посылок наряду с аксиомами ранее доказанные теоремы и определения.

Доказательство называется косвенным (непрямым), если истинность теоремы обосновывается посредством опровержения истинности противоречащей теоремы. Например, в математике часто используют различные варианты косвенного доказательства (известного из школьного курса под названием доказательства способом «от противного»).

Косвенное доказательство некоторой теоремы Т состоит в том, что исходят из отрицания Т и выводят из него ложное заключение. Это выведение называют «приведением к нелепости», или «приведением к абсурду». Основная форма косвенного доказательства начинается с и оканчивается предложением типа . В завершение такого доказательства обычно говорят: «полученное противоречие доказывает теорему».

Среди косвенных доказательств встречаются разделительные, в которых есть разделительное суждение вида «S есть Р 1 , Р 2 », где число всевозможных случаев n ³ 2 и конечно.

По форме умозаключения, в которой совершаются доказательства, различают индуктивные и дедуктивные. Индуктивные доказательства получаются в результате применения методов полной индукции и математической индукции.

Метод математической индукции – специальный метод доказательства, применяющийся к предложениям типа ("n Î N ) P (n ), т.е. к предложениям, выражающим некоторое свойство Р , присущее любому натуральному числу n . Многие утверждения содержат целочисленную переменную n , и если надо доказать, что утверждение верно для любого числа n ³ n 0 , то это можно осуществить в два этапа:

1) Утверждение проверяют для n = n 0 .

2) Предположив, что утверждение справедливо для некоторого n = k ³ n 0 , доказывают его справедливость для n = k + 1.

Если это осуществлено, то утверждение оказывается (этап 1) верным для n = n 0 и следовательно (этап 2), для n = n 0 + 1. Тогда (этап 2) оно верно для n = n 0 + 2 и т.д.

Эти этапы составляют основу метода математической индукции.

П р и м е р. Докажем методом математической индукции, что для всех n ³ 1 верное равенство

.

Для упрощения выкладок введем обозначение S (n ) = 1 + 2 + … + n ; требуется доказать, что для всех n ³ 1 верно равенство .

1) Для n = 1 оно очевидно.

2) Допустим, что для n = k оно выполнено, т.е. . Докажем, что тогда исходное равенство верно и для n = k + 1, т.е. . Действительно, S (k + 1) = 1 + 2 + … + k + (k + 1) =
= .

Ввиду того, что непосредственная проверка наличия этого свойства у любого натурального числа невозможна из-за бесконечности множества N , поступают так: устанавливают наличие этого свойства для n = 1 и доказывают, что из допущения о наличии его для n = k , где k – произвольное натуральное число, следует наличие этого свойства и для n = k + 1, т.е. для числа, «непосредственно следующего за k ».

После этого заключают об истинности предложения ("n Î N ) P (n ), т.е. о том, что свойством Р обладает любое натуральное число.

Нестрогое гипотетическое обоснование суждений, основанное на применении одних только умозаключений правдоподобия (вероятности), например, неполной индукции или аналогии, не является доказательством. Подавляющее большинство математических предложений доказывается на основе дедуктивных умозаключений – умозаключений достоверности. Математические доказательства – это в основном чисто дедуктивные доказательства. Они представляют собой цепочки дедуктивных силлогизмов.

Правильные умозаключения

Умозаключение – это форма мышления или логическое действие, в результате которого из одного или нескольких известных нам определенным образом связанных суждений получается новое суждение, в котором содержится новое значение.

Форма записи умозаключения такова: . Над чертой записаны Р 1 , Р 2 , ..., Р n – исходные высказывания, они называются посылками. Под чертой записано высказывание Р , которое логически следует из исходных и называется заключением или выводом.

Заключение следует из посылок либо по правилам формальной логики (является простым логическим следствием посылок), либо выводится по правилам математики и формальной логики.

Умозаключения, позволяющие строить из общих суждений частные, называются дедуктивными или дедукцией.

Схема такого рассуждения записывается так:

и называется правилом заключения .

П р и м е р. Если четырехугольник – параллелограмм, то его диагонали пересекаясь делятся пополам. АВСD – параллелограмм. Следовательно, его диагонали пересекаясь, делятся пополам.

Существуют еще два вида дедуктивных умозаключений. Приведем их схемы.

1) правило отрицания .

П р и м е р. В любом прямоугольнике противоположные стороны попарно равны. В четырехугольнике АВСD противоположные стороны попарно не равны, значит, АВСD – не прямоугольник.

2) правило силлогизма .

П р и м е р. Если числитель меньше знаменателя, то дробь правильная. Если дробь правильная, то она меньше 1. Следовательно, если числитель дроби меньше знаменателя, то дробь меньше 1.

Умозаключение, в результате которого на основании знания об отдельных предметах данного множества получается общий вывод, называется индуктивным или полной индукцией .

Его схема выглядит следующим образом:

П р и м е р. При умножении любого натурального числа на 5 последняя цифра в записи произведения 0 или 5.

Если натуральное число оканчивается на 0, то произведение оканчивается нулем. Если натуральное число оканчивается на 1, то произведение оканчивается на 5 и т.д. до 9. Переберем все возможные случаи. Значит, при умножении любого натурального числа на 5 последняя цифра в записи произведения 0 или 5.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Установите способы определения следующих понятий из начального курса математики: математическое выражение, однозначное число, двузначное число, нечетное число, деление, произведение, сантиметр.

2. Докажите с помощью таблицы истинности равносильности:

(A Ú B ) Ù C Û (A Ù C ) Ú (B Ù C );

Доказать какое-либо утверждение – это значит показать, что это утверждение логически следует из системы истинных и связанных утверждений.

В логике считают, что если рассматриваемое утверждение логически следует из уже доказанных утверждений, то оно обосновано и также истинно, как и последние.

Таким образом, основой математического доказательства является дедуктивный метод. Доказательство – это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо утверждения с помощью других истинных и связанных с ним утверждений.

Математическое доказательство – это не просто набор умозаключений, это умозаключения, расположенные в определенном порядке.

Доказательства различают прямые и косвенные.

Прямые доказательства .

1) Основываясь на некоторых истинных предложениях и условии теоремы строится цепочка дедуктивных умозаключений, которые приводят к истинному заключению.

Пример. Докажем, что вертикальные углы равны. Углы 1 и 2 – смежные, следовательно,
Ð 1 + Ð 2 = 180 о. Углы 2 и 3 – смежные, следовательно, Ð 2 + Ð 3 = 180 о. Имеем: Ð 1 = 180 о – Ð 2 Ð 3 = 180 о – Ð 2 Þ Ð 1 = Ð 2.

2

2) Метод математической индукции. Утверждение справедливо для всякого натурального числа п , если: оно справедливо для п = 1 и из справедливости утверждения для какого-либо произвольного натурального п = k следует его справедливость для п = k + 1. (Подробнее будет рассмотрено на старших курсах.)

3) Полная индукция (смотри ранее).

Косвенные доказательства.

1) Метод от противного. Пусть требуется доказать теорему А Þ В . Допускают, что ее заключение ложно, а значит, его отрицание истинно. Присоединив предложение к совокупности истинных посылок, используемых в процессе доказательства (среди которых есть и условие А ), строят цепочку дедуктивных умозаключений до тех пор, пока не получится утверждение, противоречащее одной из посылок. Полученное противоречие доказывает теорему.

Пример . Если две прямые параллельны одной и той же прямой, то они параллельны между собой.

Дано: х úú с , у úú с . Доказать, что х úú у .

Доказательство. Пусть прямая х не параллельна прямой у , т.е. прямые пересекаются в некоторой точке А . Следовательно, через точку А проходят две прямые, параллельные прямой с , что невозможно по аксиоме параллельности.

2) Доказательство, основанное на законе контрапозиции: вместо теоремы А Þ В доказывают равносильную ей теорему . Если она истинна, то исходная теорема тоже истинна.

Пример . Если х 2 – четное число, то х – четное число.

Доказательство. Предположим, что х – нечетное число, т.е. х = 2k + 1 Þ х 2 = (2k + 1) 2 =
= 4k 2 + 4k + 1 = 2(2k 2 + 2k ) + 1 – нечетное.

Контрольные вопросы

1. Что называется умозаключением?

2. Какое умозаключение называется дедуктивным?

3. Дайте определения неполной и полной индукции.

4. Дайте определение умозаключения по аналогии.

5. Запишите схемы дедуктивных умозаключений и докажите тождественную истинность формул, лежащих в основе этих правил.

6. Как проверить правильность умозаключений с помощью кругов Эйлера? Какие еще известны способы проверки правильности умозаключений?

7. Какое умозаключение называется софизмом?

8. Что значит доказать утверждение?

9. Какие доказательства различают по способу ведения?

10. Опишите способы ведения рассуждения при различных формах прямого и косвенного доказательства.

Понятие эвристики в математике

1.1. Понятие доказательства в математике

Теория доказательства разработана в логике и включает три структурных компонента: тезис (то, что предполагается доказать), аргументы (совокупность фактов, общепринятых понятий, законов и т.п. соответствующей науки) и демонстрация (сама процедура развертывания доказательства; последовательная цепь умозаключений, когда n-ное умозаключение становится одной из посылок n+1-го умозаключения). Выделяются правила доказательства, указаны возможные логические ошибки.

Математическое доказательство имеет много общего с теми принципами, которые устанавливаются формальной логикой. Более того, математические правила рассуждений и операций, очевидно, послужили одной из основ в разработке процедуры доказательства в логике. В частности, исследователи истории становления формальной логики считают, что в свое время, когда Аристотель предпринял первые шаги по созданию законов и правил логики, он обратился к математическим и к практике юридической деятельности. В этих источниках он и находил материал для логических построений задуманной теории.

В XX в. понятие доказательства утратило строгий смысл, что произошло в связи с обнаружением логических парадоксов, таившихся в теории множеств и особенно в связи с результатами, которые принесли теоремы К. Геделя о неполноте формализации. Серебряников О.Ф. Эвристические принципы и логическое мышление. М.: 1979. - с. 111

Прежде всего, это коснулось самой математики, в связи, с чем было высказано убеждение, что термин "доказательство" не имеет точного определения. Но если уж подобное мнение (имеющее место и поныне) затрагивает самое математику, то приходят к выводу, согласно которому доказательство следует принять не в логико-математическом, а в психологическом смысле. При том подобный взгляд обнаруживают и у самого Аристотеля, считавшего, что доказать означает провести рассуждение, которое убедило бы нас в такой степени, что, используя его, убеждаем других в правоте чего-либо. Определенный оттенок психологического подхода находим у А.Е. Есенина-Вольпина. Он резко выступает против принятия истины без доказательства, связывая это с актом веры и далее пишет: "Доказательством суждения называют честный прием, делающий это суждение неоспоримым". Есенин отдает отчет, что его определение нуждается еще в уточнениях. Вместе с тем, сама характеристика доказательства как "честного приема" не выдает ли апелляцию к нравственно-психологической оценке?

Вместе с тем обнаружение теоретико-множественных парадоксов и появление теорем Геделя как раз содействовали и разработке теории математического доказательства, предпринятой интуиционистами, особенно конструктивистского направления, и Д. Гильбертом.

Иногда считают, что математическое доказательство носит всеобщий характер и представляет идеальный вариант научного доказательства. Однако оно - не единственный метод, есть и другие способы доказательных процедур и операций. Верно лишь то, что у математического доказательства немало сходного с формально-логическим, реализуемом в естествознании, и что математическое доказательство имеет определенную специфику, равно, как и набор приемов-операций. На этом мы и остановимся, опуская то общее, что роднит его с другими формами доказательств, то есть не развертывая во всех шагах (даже и основных) алгоритм, правила, ошибки и т.п. процесса доказательства.

Математическое доказательство представляет рассуждение, имеющее задачей обосновать истинность (конечно, в математическом, то есть как выводимость, смысле) какого-либо утверждения.

Свод правил, применяемых в доказательстве, сформировался вместе с появлением аксиоматических построений математической теории. Наиболее четко и полно это было реализовано в геометрии Эвклида. Его "Начала" стали своего рода модельным эталоном аксиоматической организации математического знания и долгое время оставались таковыми для математиков.

Высказывания, представляемые в виде определенной последовательности, должны гарантировать вывод, который при соблюдении правил логического оперирования и считается доказанным. Необходимо подчеркнуть, что определенное рассуждение является доказательством только относительно некоторой аксиоматической системы.

При характеристике математического доказательства выделяют две основные особенности. Прежде всего, то, что математическое доказательство исключает какие-либо ссылки на эмпирию. Вся процедура обоснования истинности вывода осуществляется в рамках принимаемой аксиоматики. Академик А.Д Александров в связи с этим подчеркивает. Можно тысячи раз измерять углы треугольника и убедиться, что они равны 2d Серебряников О.Ф. Эвристические принципы и логическое мышление. М.: 1979. - с. 48-49. . Но математику этим ничего не докажешь. Ему докажешь, если выведешь приведенное утверждение из аксиом. Здесь математика и близка методам схоластики, которая также принципиально отвергает аргументацию опытно данными фактами.

К примеру, когда была обнаружена несоизмеримость отрезков, при доказательстве этой теоремы исключалось обращение к физическому эксперименту, поскольку, во-первых, само понятие "несоизмеримость" лишено физического смысла, а, во-вторых, математики и не могли, имея дело с абстракцией, привлекать на помощь вещественно-конкретные протяженности, измеряемы чувственно-наглядным приемом. Несоизмеримость, в частности, стороны и диагонали квадрата, доказывается, опираясь на свойство целых чисел с привлечением теоремы Пифагора о равенстве квадрата гипотенузы (соответственно - диагонали) сумме квадратов катетов (двух сторон прямоугольного треугольника). Или когда Лобачевский искал для своей геометрии подтверждение, обращаясь к результатам астрономических наблюдений, то это подтверждение осуществлялось им средствами сугубо умозрительного характера. В интерпретациях неэвклидовой геометрии, проведенных Кэли - Клейном и Бельтрами, также фигурировали типично математические, а не физические объекты Лакатос И. Доказательства и опровержения. М., 1967. - с. 84. .

Вторая особенность математического доказательства - его наивысшая абстрактность, которой оно отличается от процедур доказательства в остальных науках. И опять же, как в случае с понятием математического объекта, речь идет не просто о степени абстракции, а о ее природе. Дело в том, что высокого уровня абстрагирования доказательство достигает и в ряде других наук, например, в физике, космологи и, конечно, в философии, поскольку предметом последней становятся предельные проблемы бытия и мышления. Математику же отличает то, что здесь функционируют переменные, смысл которых - в отвлечении от любых конкретных свойств. Напомним, что, по определению, переменные - знаки, которые сами по себе не имеют значений и обретают последние только при подстановке вместо них имен определенных предметов (индивидные переменные) или при указании конкретных свойств и отношений (предикатные переменные), или, наконец, в случаях замены переменной содержательным высказыванием (пропозициональная переменная).

Отмеченной особенностью и обусловлен характер крайней абстрактности используемых в математическом доказательстве знаков, равно, как и утверждений, которые, благодаря включению в свою структуру переменных, превращаются в функции высказывания.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Математическое доказательство представляет рассуждение, имеющее задачей обосновать истинность какого-либо утверждения.

При характеристике математического доказательства выделяют две основные особенности. Прежде всего, то, что математическое доказательство исключает какие-либо ссылки на эмпирию. Вторая особенность математического доказательства - его наивысшая абстрактность, которой оно отличается от процедур доказательства в остальных науках.

Векторное обоснование евклидовой геометрии-аксиоматика Вейля

Задача 1: Доказать, что диагонали ромба взаимно перпендикулярны. Доказательство: Пусть ABCD - данный ромб (рис.3). Введем обозначения =, =. Из определения ромба следует ==, ==. По определению суммы и разности векторов =+;=-. Рассмотрим *=+)(-)=-...

Возможности учебных исследований на динамических чертежах

Эффективное использование учебных исследований при обучении математике предполагает знание их структуры и назначения ее основных компонентов. Для этого обратимся к анализу точек зрения психологов, педагогов, математиков и методистов...

Задачи на максимум и минимум в геометрии

История формирования понятия "алгоритм". Известнейшие алгоритмы в истории математики

Математика и современный мир

До начала 17 в. математика - преимущественно наука о числах, скалярных величинах и сравнительно простых геометрических фигурах; изучаемые ею величины (длины, площади, объемы и пр.) рассматриваются как постоянные...

уравнение неравенство математика Понятие «уравнение » относится к важнейшим общематематическим понятиям. Существуют различные трактовки понятия «уравнение». И.Я. Виленкин и др. приводит логико - математическое определение уравнения...

Научные достижения Пифагора

Ниже приведённые доказательства, несмотря на их кажущуюся простоту, вовсе не такие простые. Все они используют свойства площади, доказательства которых сложнее доказательства самой теоремы Пифагора. Доказательство через равнодополняемость...

Определители и их применение в алгебре и геометрии

Свойство №1: Определитель не изменяется при транспортировании матриц (строк и столбцов). Доказательство: Опр. Матрицы Aji называется транспонированной матрицей Aij = det A = det AT det A = det AT Выберем любое слагаемое из суммы определителя...

Отношение эквивалентности

I. Отношения между геометрическими объектами Многие хорошо известные из школьной математики понятия, в сущности, являются названиями бинарных отношений, а основные связанные с ними теоремы выражают свойства этих отношений. Пример 3.1...

Равновеликие и равносоставленные многоугольники и многограники

Положим, что некоторый многогранник, каким - либо образом разбит на составляющие многогранники; ребра этих многогранников располагаются в исходном многограннике по отрезкам, совокупность которых мы будем называть скелетом разложения...

Задача -- проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь; в более узком смысле задачей также называют саму эту цель, данную в рамках проблемной ситуации, то есть то, что требуется сделать...

1. Способы математического доказательства

2. Прямые и косвенные доказательства. Доказательство методом от противного.

3. Основные выводы

Способы математического доказательства

В обыденной жизни часто, когда говорят о доказательстве, имеют в виду просто проверку высказанного утверждения. В математике проверка и доказательство – это разные вещи, хотя и связанные между собой. Пусть, например, требуется доказать, что если в четырехугольнике три угла прямые, то он – прямоугольник.

Если мы возьмем какой-либо четырехугольник, у которого три угла прямые, и, измерив четвертый, убедимся в том, что он действительно прямой, то эта проверка сделает данное утверждение более правдоподобным, но еще не доказанным.

Чтобы доказать данное утверждение, рассмотрим произвольный четырехугольник, в котором три угла прямые. Так как в любом выпуклом четырехугольнике сумма углов 360⁰, то и в данном она составляет 360⁰. Сумма трех прямых углов равна 270⁰ (90⁰ 3 = 270⁰), и, значит, четвертый имеет величину 90⁰ (360⁰ - 270⁰). Если все углы четырехугольника прямые, то он – прямоугольник Следовательно, данный четырехугольник будет прямоугольником. Что и требовалось доказать.

Заметим, что сущность проведенного доказательства состоит в построении такой последовательности истинных утверждений (теорем, аксиом, определений), из которых логически следует утверждение, которое нужно доказать.

Вообще доказать какое-либо утверждение – это значит показать, что это утверждение логически следует из системы истинных и связанных с ним утверждений .

В логике считают, что если рассматриваемое утверждение логически следует из уже доказанных утверждений, то оно обоснованно и также истинно, как и последние.

Таким образом, основой математического доказательства является дедуктивный вывод. А само доказательство – это цепочка умозаключений, причем заключение каждого из них (кроме последнего) является посылкой в одном из последующих умозаключений.

Например, в приведенном выше доказательстве можно выделить следующие умозаключения:

1. В любом выпуклом четырехугольнике сумма углов равна 360⁰; данная фигура – выпуклый четырехугольник, следовательно, сумма углов в нем 360⁰.

2. Если известна сумма всех углов четырехугольника и сумма трех из них, то вычитанием можно найти величину четвертого; сумма всех углов данного четырехугольника равна 360⁰, сумма трех 270⁰ (90⁰ 3 = 270⁰), то величина четвертого 360⁰ - 270⁰ = 90⁰.

3. Если в четырехугольнике все углы прямые, то этот четырехугольник – прямоугольник; в данном четырехугольнике все углы прямые, следовательно, он прямоугольник.

Все приведенные умозаключения выполнены по правилу заключения и, следовательно, являются дедуктивными.

Самое простое доказательство состоит из одного умозаключения. Таким, например, является доказательство утверждения о том, что 6 < 8.

Итак, говоря о структуре математического доказательства, мы должны понимать, что она, прежде всего, включает в себя утверждение, которое доказывается, и систему истинных утверждений, с помощью которых ведут доказательство.

Следует еще заметить, что математическое доказательство – это не просто набор умозаключений, это умозаключения, расположенные в определенном порядке.

По способу ведения (по форме) различают прямые и косвенные доказательства. Рассмотренное ранее доказательство было прямым – в нем, основываясь на некотором истинном предложении и с учетом условия теоремы, строилась цепочка дедуктивных умозаключений, которая приводила к истинному заключению.

Примером косвенного доказательства является доказательство методом от противного . Сущность его состоит в следующем. Пусть требуется доказать теорему

А ⇒ В. При доказательстве методом от противного допускают, что заключение теоремы (В) ложно, а, следовательно, его отрицание истинно. Присоединив предложение «не В» к совокупности истинных посылок, используемых в процессе доказательства (среди которых находится и условие А), строят цепочку дедуктивных умозаключений до тех пор, пока не получится утверждение, противоречащее одной из посылок и, в частности, условию А. Как только такое противоречие устанавливают, процесс доказательства заканчивают и говорят, что полученное противоречие доказывает истинность теоремы

Задача 1. Доказать, что если а + 3 > 10, то а ≠ 7. Метод от противного.

Задача 2. Доказать, что если х² - четное число, то х – четно. Метод от противного.

Задача 3. Даны четыре последовательных натуральных числа. Верно ли, что произведение средних чисел этой последовательности больше произведения крайних на 2? Метод неполной индукции.

Полная индукция – это такой метод доказательства, при котором истинность утверждения следует из истинности его во всех частных случаях.

Задача 4. Доказать, что каждое составное натуральное число, большее 4, но меньшее 20, представимо в виде суммы двух простых чисел.

Задача 5. Верно ли, что если натуральное число n не кратно 3, то значение выражения n² + 2 кратно 3? Метод полной индукции.

Основные выводы

В этом пункте познакомились с понятиями: умозаключение, посылка и заключение, дедуктивные (правильные) умозаключения, неполная индукция, аналогия, прямое доказательство, косвенное доказательство, полная индукция.

Мы выяснили, что неполная индукция и аналогия тесно связаны с дедукцией: выводы, полученные с помощью неполной индукции и аналогии, надо либо доказывать, либо опровергать. С другой стороны, дедукция не возникает на пустом месте, а является результатом предварительного индуктивного изучения материала.

Дедуктивные умозаключения позволяют из уже имеющегося знания получать новые истины, и притом с помощью рассуждения, без обращения к опыту, интуиции и т.д.

Мы выяснили, что математическое доказательство – это цепочка дедуктивных умозаключений, выполняемых по определенным правилам. Познакомились с простейшими из них: правилом заключения, правилом отрицания, правилом силлогизма. Узнали, что проверять правильность умозаключений можно с помощью кругов Эйлера.

ТЕКСТОВАЯ ЗАДАЧА И ПРОЦЕСС ЕЕ РЕШЕНИЯ

Лекция 11. Текстовая задача и процесс ее решения

1. Структура текстовой задачи

2. Методы и способы решения текстовых задач

3. Этапы решения задачи и приемы их выполнения

Кроме различных понятий, предложений, доказательств в любом математическом курсе есть задачи. В обучении математике младших школьников преобладают такие, которые называют арифметическими, текстовыми, сюжетными. Эти задачи сформулированы на естествен­ном языке (их называют текстовыми): в них обычно описывается количественная сторона каких-то явлений, событий (поэтому их часто называют арифметическими или сюжетными); они представ­ляют собой задачи на разыскание искомого и сводятся к вычислению неизвестного значения некоторой величины (поэтому их иногда назы­вают вычислительными).

В данном пособии мы будем применять термин «текстовые задачи», поскольку он чаще других используется в методике обучения математике младших школьников.

Решению текстовых задач при начальном обучении уделяется ог­ромное внимание. Связано это с тем, что такие задачи часто являются не только средством формирования многих математических понятий, но и главное - средством формирования умений строить математические модели реальных явлений, а также средством развития мышления детей.

Существуют различные методические подходы к обучению детей решению текстовых задач. Но какую бы методику обучения ни вы брал учитель, ему надо знать, как устроены такие задачи, и уметь их решать различными методами и способами.

Структура текстовой задачи

Как было сказано выше, любая текстовая задача представляет собой описание какого-либо явления (ситуации, процесса). С этой точки зре­ния текстовая задача есть словесная модель явления (ситуации, процесса). И, как во всякой модели, в текстовой задаче описывается не все явление в целом, а лишь некоторые его стороны, главным образом, его количественные характеристики. Рассмотрим, например, такую задачу: «Автомобиль выехал из пункта А со скоростью 60 км/ч. Через 2 ч вслед за ним выехал второй автомобиль со скоростью 90 км/ч. На каком рас­стоянии от А второй автомобиль догонит первый?»

В задаче описывается движение двух автомобилей. Как известно, любое движение характеризуется тремя величинами: пройденным расстоянием, скоростью и временем движения. В данной задаче из­вестны скорости первого и второго автомобилей (60 км/ч и 90 км/ч), известно, что они прошли одно и то же расстояние от пункта А до места встречи, количественную характеристику которого и надо найти. Кро­ме того, известно, что первый автомобиль был в пути на 2 ч больше, чем второй.

Обобщая, можно сказать, что текстовая задача есть описание на естественном языке некоторого явления (ситуации, процесса) с требо­ванием дать количественную характеристику какого-либо компонен­та этого явления, установить наличие или отсутствие некоторого от­ношения между компонентами или определить вид этого отношения.

Рассмотрим еще одну задачу из начального курса математики: «Свитер, шапку и шарф связали из I кг 200 г шерсти. На шарф по­требовалась на 100 г шерсти больше, чем на шапку, и на 400 г меньше, чем на свитер. Сколько шерсти израсходовали на каждую вещь?»

В задаче речь идет о расходовании шерсти на свитер, шапку и шарф. Относительно этих объектов имеются определенные утверждения и требования.

Утверждения:

1. Свитер, шапка и шарф связаны из 1200 г шерсти.

2. На шарф израсходовали на 100 г больше, чем на шапку.

3. На шарф израсходовали на 400 г меньше, чем на свитер.

Требования:

1. Сколько шерсти израсходовали на свитер?

2. Сколько шерсти израсходовали на шапку?

3. Сколько шерсти израсходовали на шарф?

Утверждения задачи называют условиями (или условием, как в на­чальной школе). В задаче обычно не одно условие, а несколько элемен­тарных условий. Они представляют собой количественные или каче­ственные характеристики объектов задачи и отношений между ними. Требований в задаче может быть несколько. Они могут быть сформу­лированы как в вопросительной, так и утвердительной форме. Усло­вия и требования взаимосвязаны.

Систему взаимосвязанных условий и требований называют высказывательной моделью задачи.

Таким образом, чтобы понять, какова структура задачи, надо вы­явить ее условия и требования, отбросив все лишнее, второстепенное, не влияющее на ее структуру. Иными словами, надо построить высказывательную модель задачи.

Чтобы получить эту модель, надо текст задачи развернуть (сделать это можно письменно или устно), так как текст задачи, как правило, дается в сокращенном, свернутом виде. Для этого можно перефрази­ровать задачу, построить ее графическую модель, ввести какие-либо обозначения и т.д.

Кроме того, вычленение условий задачи можно производить с раз­ной глубиной. Глубина анализа условий и требований задачи зависит главным образом от того, знакомы ли мы с видом задач, к которому принадлежит заданная, и знаем ли мы способ решения таких задач.

Пример 1. Сформулируйте условия и требования задачи:

Две девочки одновременно побежали навстречу друг другу по спортивной дорожке, длина которой 420 м. Когда они встретились, первая пробежала на 60 м больше, чем вторая. С какой скоростью бежала каждая девочка, если они встретились через 30 с?

В задаче речь идет о движении двух девочек навстречу друг другу. Как известно, движение характеризуется тремя величинами: расстоя­нием, скоростью и временем.

Условия задачи:

1. Две девочки бегут навстречу друг другу.

2. Движение они начали одновременно.

3. Расстояние, которое они пробежали, - 420 м.

4. Одна девочка пробежала на 60 м больше, чем другая.

5. Девочки встретились через 30 с.

6. Скорость движения одной девочки больше скорости движения
другой.

Требования задачи:

1. С какой скоростью бежала 1-я девочка?

2. С какой скоростью бежала 2-я девочка?

По отношению между условиями и требованиями различают:

а) определенные задачи - в них заданных условий столько, сколько
необходимо и достаточно для выполнения требований;

б) недоопределенные задачи - в них условий недостаточно для получения ответа;

в) переопределенные задачи - в них имеются лишние условия.

В начальной школе недоопределенные задачи считают задачами с недостающими данными, а переопределенные - задачами с избыточ­ными данными.

Например, задача «Возле дома росло 5 яблонь, 2 вишни и 3 березы. Сколько фруктовых деревьев росло возле дома?» является переопре­деленной, так как содержит лишнее условие.

Задача «Из зала вынесли сначала 12 стульев, потом еще 5. Сколько стульев осталось в зале?» является недоопределенной - в ней условий недостаточно, чтобы ответить на поставленный вопрос.

Уточним теперь смысл термина «решение задачи». Так сложилось, что этим термином обозначают разные понятия:

1) решением задачи называют результат, т.е. ответ на требование
задачи;

2) решением задачи называют процесс нахождения этого результата, причем этот процесс рассматривают двояко: и как метод нахождения результата (например, говорят о решении задачи арифметическим способом) и как последовательность тех действий, которые выполняет решающий, применяя тот или иной метод (т.е. в данном случае под
решением задачи понимается вся деятельность человека, решающего задачу).

Упражнения

1. В следующих задачах выделите условия и требования:

а) Два автобуса отправились одновременно из города в село, расстояние до которого 72 км. Первый автобус прибыл в село на 15 мин раньше второго. С какой скоростью шел каждый автобус, если скорость одного из них на 4 км/ч больше скорости другого?

б) Сумма двух чисел равна 199. Найдите эти числа, если одно из них больше другого на 61.

2. Задачи из упражнения 1 сформулируйте таким образом, чтобы предложение, содержащее требование, не содержало условий.

3. В задачах из упражнения 1 повелительную форму требований замените вопросительной, вопросительную - повелительной.

4. Решите задачи из упражнения I.

5. Даны условия задачи: «Собрали 42 кг огурцов и 5/7 всех огурцов засолили».

Из нижеследуемого списка выберите требования к данному усло­вию и решите полученную задачу:

а) Сколько килограммов огурцов осталось незасоленными?

б) Сколько килограммов помидор осталось незасоленными?

в) Что больше - масса огурцов, которые посолили или масса огурцов, которые остались незасоленными?

6. Сформулируйте возможные требования к условию задачи:

а) Купили 12 м ткани и третью часть ткани израсходовали на платье.

б) Из деревни вышел пешеход, а через 2 ч вслед за ним выехал велосипедист. Скорость велосипедиста 10 км/ч, а скорость пешехода 5 км/ч.

7. Какие данные необходимы для ответа на следующее требование
задачи:

а) Какая часть урока использована на решение задачи?

б) Сколько платьев сшили из купленной ткани?

в) Найдите периметр прямоугольника.

8. Ученику была предложена задача: «Велосипедист ехал 2 часа с
некоторой скоростью. После того как он проедет 60 км с такой же
скоростью, его путь станет равным 48 км. С какой скоростью ехал
велосипедист?» Он решил ее так:

1)60-48= 12 (км)

2) 12:2 = 6 (км/ч)

Ответ: 6 км/ч - скорость велосипедиста.

Согласны ли вы с таким решением данной задачи?

9. Можете ли вы дать ответ на требование следующей задачи:

а) За 3 м ткани заплатили 60000 р. Во второй раз купили 6 м ткани. Сколько денег заплатили за ткань, купленную во второй раз?

б) Два мотоциклиста едут навстречу друг другу. Скорость одного них 62 км/ч, а скорость другого 54 км/ч. Через сколько часов мотоциклисты встретятся?

В случае если нельзя ответить на требование задачи, дополните ее условие и решите задачу.

10. Есть ли среди нижеприведенных задачи с лишними данными:

а) Объем комнаты равен 72 м³. Высота комнаты 3 м. Найдите площадь пола комнаты, если ее длина 6 м.

5) Для посадки леса выделили участок, площадь которого 300 га. Ду6ы посадили на 7/10 участка, а сосны на 3/10 участка. Сколько гектаров занято дубами и соснами?

В случае если в задаче есть лишние данные, то исключите их и реш­нте задачу.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS