Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Название кружков по истории для школьников. Программа кружка по истории "все тайны и загадки мира, или тайна, о которой я хочу рассказать" |
Утверждаю
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Технологии поддерживающего обучения Таблица 2. Педагогические технологии Технология индивидуализации обучения
изучение генеалогических таблиц;
Где была Куликовская битва? (1 час)
3. КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОГО
4. Методические условия реализации программы Пояснительная записка Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и вырос. Программа кружка «КЛИО» направлена расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны, воспитать чувство гордости за своих земляков, способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения. Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие. Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием информационных технологий. Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности. Основные направления в деятельности кружка – изучение истории родного края и села, оформление и пополнение экспозиций школьного историко-краеведческого уголка. Занятия в Историческом кружке способствуют воспитанию уважения к духовному наследию своего района, города, края; сохранению и приумножению исторических и культурных традиций своего народа; стимулированию творческой активности учащихся. Программа кружка предусматривает теоретические и практические занятия: 1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа). 2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями). Основными видами и методами работы являются лекции, беседы, встречи с жителями села, оформление выставок и экспозиций, проведение экскурсий, поисково-исследовательская деятельность, проведение викторин, внеклассных мероприятий. Лекции и беседы строятся в плане знакомства с историей, культурой и бытом жителей района и села. Посещение и беседы с жителями села, тематические экскурсии и походы дают опыт этнографической работы, помогают приобрести коммуникативные навыки. В работе исторического кружка участвуют дети с 12 – 16 лет. Продолжительность программы – 1 год, в объеме 70 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю в школьном музее. Цели программы : сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала; расширить и углубить знания учащихся о родном крае; формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ; воспитывать патриотизм. Для достижения этих целей поставлены ряд задач: Обучающие: Изучить особенности Воронежской области, Хохольского района, села Гремячье; Проводить организационные работы по созданию эффективных форм краеведческой работы; Повысить уровень самостоятельной работы детей; 2. Воспитательные: развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю; воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни; воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда. 3. Развивающие: Развивать у воспитанников умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, работать с различными источниками информации: Создавать возможность выбора сферы деятельности и общения; Формировать такие качества личности как способность к самоопределению, к саморазвитию и самореализации в обществе, умения ориентироваться в жизни, быть равноправным членом нашего общества Данная программа позволяет ориентироваться на интересы детей и поэтому помогает решать также учебно – воспитательные задачи, углубляя и расширяя географическое знание воспитанников. Близкое общение педагога с детьми при выполнении индивидуальных работ позволяет лучше узнать ребёнка, его стремления, способности, а исходя из этого, руководить развитием его интересов, самостоятельной познавательной деятельности. Данная программа целесообразна, соответствует возрасту детей. Работа в основном ведется в виде познавательных игр, экскурсий, викторин, заочных путешествий, путешествий во времени. Программа построена на теоретическом и практическом изучении истории родного края. В ходе теоретического изучения учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать вопросы истории нашего села. Верить в родину, родную землю, может лишь тот, кто живет ею, вместе с нею и ради нее, кто соединил с нею свои истоки. Поэтому вся деятельность историко-краеведческого общества направлена на изучение истории родной земли, родного села на различных этапах нашей столь непростой истории. Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, ибо неуважение к этому есть постыдное малодушие. В практической части программы учащиеся работают с документами, хранящимися в школьном музее, краеведческой литературой. В рамках данной программы ребята приобщаются к историческому наследию родного села и края. После обучения по данной программе воспитанники должны знать: Историю родного края и села Основы музееведения Традиции народов России. Основы природопользования и охраны окружающей среды. Воспитанники должны уметь: Провести беседу об интересном земляке Написать сочинение о земляке, о селе, о крае Собирать материал, систематизировать и обобщать Ожидаемый результат Знать особенности родного края Научиться пользоваться с источниками информации: периодическая печать, научные журналы, видеофильмы, диски, Интернет, телевидение Иметь представление об источниках загрязнения окружающей среды Гордиться своей малой Родиной Научиться выступать с докладом перед своими одноклассниками Учебно-тематический план
Основное содержание программы. Раздел I . Введение. Теория. Организация работы дополнительного образовательного объединения. Формы занятий. Режим работы. Краткое описание событий истории родного края. Раздел II . Древо жизни. Наука генеалогия. Генеалогия известных российских династий. Практика. Поиск информации о родственниках для составления генеалогического «древа». Составление «древа жизни» своей семьи. Раздел III . Моя семья в истории страны. История семьи, основанная на воспоминаниях, семейных архивах, документа, фотографиях. Этапы становления и развития, взлеты и трудные периоды жизни семьи, ее членов. Практика. Научно исследовательская деятельность. Объективная оценка роли и места человека, каждой отдельной личности в формировании истории целого народа, ясная постановка вопроса, критический отбор фактического материала, осознание личной связи с выбранной темой. Раздел IV . «Малая родина- моя деревня» Исторические источники, летописи, раскрывающие вопросы изучения природного наследия родного села. Практика. Отбор фактического материала. Проведение научно – исследовательской работы. Легенды, связанные с происхождением названия с. Гремячье. История села. Раздел V . Михаил Матвеевич Петров. Биография М.М..Петрова. Практика. Работа с историческими источниками и литературой, знакомство с экспонатами, связанными с жизнью и деятельностью Героя Отечественной войны 1812 года М.М.Петрова. Раздел VI . Государственная символика Российской Федерации. История государственных символов Российской Федерации, их историческая преемственность, сущность и значение в различные периоды истории. Герб. Гимн. Флаг. Практика. Научно – исследовательская деятельность. Поиск информации о государственных символах РФ. Составление отчета. Раздел VII . с. Гремячье в годы войны Изучение военной истории края, основные боевые действиями на территории нашего края ходе ВОВ и военных конфликтов. Подготовка экскурсии. Практика. Пополнение экспозиции. Тематическая выставка. Раздел VIII . Наш край родной. Исторические источники, летописи, раскрывающие вопросы изучения природного наследия родного края. Практика. Отбор фактического материала. Раздел IX . Воронежской области – 390... История образования Воронежской области. Практика. Организация и проведение классных часов по этой теме. Раздел X . Выдающиеся люди нашего села. Практика. Встреча с выдающимися людьми нашего села. Исследовательская работа: устные рассказы, документы, архивы, фотоматериалы. Оформление стенда. Раздел XI . Наши ветераны. Практика. Встреча с ветеранами труда, ветеранами Великой Отечественной войны. Беседа. Проведение экскурсии в музей села Гремячье. Раздел XII . История школы. Работа с летописью школы. Практика. Встречи и поздравления учителей ветеранов работавших раньше в нашей школе. Методическое обеспечение образовательной программы. Педагогическое сопровождение программы: Формы и методы работы: беседы, викторины, конкурсы, экскурсии, наблюдения, рассказы, составление эссе, сбор материалов (фотографии, газетных материалов), работа с источниками интернет – сайтов, составление карт –схем, встреча с интересными людьми. Дидактический материал: при работе по образовательной программе используются: книги, брошюры, газетные материалы, сведения из Интернета, картографические материалы о Ростовской области (об истории края, о природных особенностях родного края, о населении, о знаменитых людях края). Организационное сопровождение ОП : для осуществления целей и задач программы кружка «Страницы истории» созданы необходимые условия: помещение, интернет, книги, газеты. Литература для педагога: 1. Журавлёва О.Н. Учимся писать рефераты по истории: Методические рекомендации / О.Н.Журавлёва – Санкт- Петербург: СМИО Пресс, 2002.-32с. 2.Лутовинов В.И. В патриотизме молодёжи - будущее России /В.И. Лутовинов. - М.: «Фонд Андрея Первозванного», 1999- 207с. Митрофанов К. Г., Шаповал В.В. Как правильно написать реферат и эссе по истории / К.Г. Митрофанов, В.В. Шаповал. – М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003. – 64с. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории/ А.Ф.Родин, Ю.Е. Соколовский - М.: «Просвещение», 1974. – 155с. Савидова Е.П. Школьный краеведческий музей как форма организации поисково-исследовательской деятельности учащихся. Интернет ресурсы, 2009г. Музейное дело России / Под ред. М. Е. Каулен. М., 2003. Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музееМ.,2001. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2001. Музееведение. Музеи исторического профиля. М.,1988. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. М.,2001. Литература для детей: 1.Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. – М., «Просвещение». 1991г. 2. Парамонова Л. А. Музей и дети. М., «Карапуз», 1999г. 3. Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. –С.Пб. 1996г. 4.Доронова Т. Н. Дошкольникам о художниках детской книги.- м. 1991г. 5. Компанцева. Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке.-М.1985г. 6. Чумичева Р. М. Дошкольникам о живописи. – М. 1992г. 7. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа – С. Пб., 1997г. 8.Журнал « Дошкольное воспитание» №5 ,2002г. стр 13 Н. Кутьина « На пути к музею». Воронина И.С.учитель историиМОУ «Безруковская ООШ», Новокузнецкий район, Кемеровская обл. Увеличение объема научно-познавательной и образовательной информации, обрушивающейся на современных детей и подростков, – хорошо известное явление. Вступая в школьную жизнь, ученик радуется новому, ему всё интересно. Но проходит время, и наступает «перенасыщение» знаниями, которые начинают отягощать сознание ребенка. В результате теряется интерес к учебе и рождается обычный троечник. Как избежать этого, как сохранить свежесть детского восприятия? Вероятно, выход следует искать не только в повышении занимательности самого учебного материала, но и в активном привлечении учащихся к внеклассным занятиям по предметам образовательного цикла. Формы внеклассных занятий по истории разнообразны. Основными являются три формы. Это – массовая форма, групповая и индивидуальная. К массовой форме внеклассной работы относятся: исторические вечера, олимпиады, викторины, конференции, встречи с участниками исторических событий. Групповая форма внеклассной работы включает исторические кружки, общества, экскурсии, походы, экспедиции, лектории. Индивидуальная внеклассная работа по истории предполагает изучение краеведческой литературы, работу с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, запись воспоминаний и др. Формы внеклассной работы находятся в тесной взаимосвязи. Из массовой работы вырастает групповая , результаты занятий в группе часто выносятся на общественные вечера, конференции. Индивидуальная работа является необходимым элементом как массовых, так и групповых форм. Основные направления деятельности исторического кружка в школе. Известный методист-историк А.А. Вагин подчеркивал, что «кружок является наиболее гибкой формой, которая чаще всего становится организационным центром целого ряда внеклассных мероприятий». Высокая оценка кружковой работы неслучайна. Именно кружок позволяет сочетать и использовать разнообразные формы внеклассной работы. Школьный кружок базируется на знаниях, полученных учащимися на уроках. Он дает возможность организовать систематические занятия по определенной программе и с постоянным составом . Работа в кружке превращает учащихся в активных помощников учителя, как в проведении внеклассных мероприятий, так и уроков. Успех работы кружка зависит от умения, желания, инициативы и знаний его руководителя. Работа исторического кружка осуществляется в двух направлениях: Теоретическом (беседы, лекции, доклады, конференции, викторины, самостоятельная работа). Практическом (экскурсии, экспедиции, практикумы в музее, архиве, библиотеке). Руководитель кружка, учитель истории, обеспечивает научное и методическое руководство кружком : консультирует учеников, рекомендует необходимую литературу, помогает систематизировать, оценивать и обобщать собранный материал. Для текущей организационной и технической работы на общем собрании кружковцев избираются ответственный секретарь и его помощник. Они по согласованию с учителем назначают занятия кружка, дают отдельные поручения его членам и проверяют выполнение заданий. В работе кружка особое внимание следует уделять выбору тематики, определению источников и планированию. Кружок работает по плану, утвержденному на собрании кружковцев в начале учебного года . План работы составляется с учетом: Самых сложных вопросов школьной программы; Вопросов по историческому краеведению; Материалов по вспомогательным историческим дисциплинам, не входящим в учебную программу; В плане определяются цели и задачи и указываются различные формы работы. Основной формой работы кружка является самостоятельная деятельность учащихся. Каждый член кружка с учетом индивидуальных интересов выбирает тему и работает над ней. В итоге работы кружка каждый из его участников овладевает определенными умениями и навыками исследовательской деятельности. Особое внимание следует уделять углубленному изучению тем по историческому краеведению. Когда изучается значительное историческое событие и показывается, как оно преломлялось в данной конкретной местности, это приобретает особое воспитательное и образовательное значение. Учащиеся видят крупнейшие исторические события, отраженные в близкой им обстановке. Все записи рассказов очевидцев исторических событий, а также копии архивных и музейных документов, изучаются, группируются по темам, систематизируются, обрабатываются и используются для подготовки ученических исследовательских работ, выступлений и выставок. Работа кружка заканчивается итоговым занятием. Оно может быть проведено в форме исторического вечера или конференции. Историк Вяземский Е.Е. утверждает, что «постоянно развивая интерес учащихся к занятиям в кружке, необходимо не только разнообразить методы и приемы работы, сочетать теоретические и практические занятия, но умело их чередовать». Исторический кружок как форма внеклассной работы по истории способствует углубленному изучению программного материала, его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения школьников. Тренирует мыслительную деятельность, обогащает опыт самостоятельной эмпирической и исследовательской работы с исторической литературой, научно-историческими источниками, справочно-энциклопедическим и архивным материалами. Воспитывает такие качества личности, как инициативность, уважительное отношение к духовно-нравственным традициям Отечества, гордость за славное прошлое своей страны, принадлежность к её корням.
1. Вагин А.А. Методика обучения истории в школе / А.А. Вагин. – М. : Просвещение, 1972. – 311 с. 2. Вяземский Е.Е. Методика преподавания истории в школе / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М. : ВЛАДОС, 1999 – 174 с. В школе внеклассная работа проходит в различных формах. Каждая из которых имеет свои особенности и ориентируется на возраст и количество участников. В педагогической практике сложились общие принципы организации внеклассной работы 8. Наиболее общим принципом, определяющим специфику занятий с учащимися во внеурочное время, является добровольность в выборе форм и направлений этих занятий. Важно, чтобы школьнику был предоставлен выбор кружков или секций. Для выявления круга интересов учащихся в школе можно распространить анкету о том, чем бы ребята хотели заниматься после уроков. Важно, чтобы любой вид занятий, в который включаются учащиеся, имел общественную направленность, чтобы он видел, что то дело, которым он занимается, нужно и полезно обществу. Очень важна опора на инициативу и самодеятельность, особенно в условиях организации мероприятий в школе, где учителя многое делают за ребят. Если этот принцип правильно реализуется, то любое дело воспринимается школьниками так, как будто оно возникло по их инициативе. Успеху внеурочной воспитательной работы содействует чёткая организация. Осуществление комплексного подхода к обучению и воспитанию требует, чтобы при организации всех мероприятий решалась бы не только одна профильная задача, важно, чтобы каждое мероприятие решало максимум учебных и воспитательных задач. При выборе содержания, организации форм всегда необходимо соблюдать принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Важным условием действенности всех видов воспитательной работы является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия. Наиболее распространено следующее деление форм внеклассной работы: массовые, групповые (кружковые) и индивидуальные. Одна из форм - массовая работа, которая дает возможность охватить сразу большое количество учащихся в качестве слушателей. Массовые формы - это вечера, олимпиады, викторины, конференции, клубы, школьные краеведческие уголки, музеи, встречи с участниками исторических событий и др. Групповые формы внеклассной работы - кружки, общества, экскурсии, походы, экспедиции, лектории и др. Индивидуальная работа по истории предполагает чтение исторической литературы, работу с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, запись воспоминаний и др. Формы внеклассной работы находятся в тесной взаимосвязи. Из массовой работы вырастает кружковая. Результаты занятий в кружке часто выносятся на общественные вечера, конференции. Индивидуальная работа является необходимым элементом как массовых, так и групповых форм. Исторический кружок относится к систематичным формам внеклассной работы. Он рассчитан на углубленную работу в течение длительного времени с постоянным составом учащихся. Кружковая работа по истории способствует углубленному усвоению знаний, полученных на уроках, развивает интерес к предмету и творческие способности, формирует навыки исследования, практические умения школьников. Для успешной работы исторического кружка необходимо соблюдать ряд условий. К ним относятся руководящая роль учителя, добровольность и работа по интересам, самостоятельная деятельность учащихся. Очень важно, чтобы занятия кружков проводились по твердому расписанию, без переносов и пропусков, без траты времени на поиск свободного помещения. В ряде школ вводится так называемый клубный день, в который кружковцы собираются к определенному часу, расходятся по заранее намеченным местам. Эта организационная четкость и планомерность, сложившиеся традиции создают благоприятные условия и психологическую установку на творческую работу в области добровольно избранного и интересующего школьника занятия. Кружковая работа обеспечивает возможности и для осуществления более тесной связи и общения между школьниками разных классов, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной обстановки, создающейся на основе общности интересов и духовных потребностей. Кружки могут быть разных профилей: военно-патриотические, историко-биографические, историко-искусствоведческие, историко-краеведческие и другие. Выбор направления работы исторического кружка определяется возможностями учащихся. В кружке могут быть ученики одного класса, одной параллели или разных параллелей. Желательно, чтобы кружок имел свое название ("Юный историк", "Юный краевед", "Клуб знатоков истории" и др.), символику, определенные ритуалы. В кружке должны использоваться разнообразные виды деятельности учащихся, игровые моменты, соблюдение традиций. Результаты работы исторического кружка должны демонстрироваться и активно использоваться в учебно-воспитательном процессе. Углубленная постоянная и систематическая историко-краеведческая работа нередко приводит к созданию в школах историко-краеведческих музеев. Организация школьного музея - одна из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов-историков, объединяющая не только членов кружка, но и широкие массы учащихся, их родителей. Учителю истории остается только использовать в образовательно-воспитательных целях тягу школьников к не всегда осознанному ими коллекционированию: от собранных вещей, изображений, письменных документов вести подростков к знанию, ибо история, воплощенная в них, становится доступнее и понятнее учащимся. " Воспитание интереса к истории, понимание ценности памятников истории и культуры гордость за деяния славных земляков - одна из основных задач школьного краеведческого музея". Школьное краеведение обязательно предполагает непосредственное участие в поисково-исследовательской деятельности, как учащихся, так и самого учителя. Подготовка учителя к краеведческой работе проводится в теоретическом и методическом плане. Успех исследования определяется следующими фактами: 1) учитель сам глубоко интересуется историей края и принимает непосредственное участие в его изучении. Здесь исследовательская деятельность учителя выступает как условие повышения его педагогического мастерства, уровня обучения учащихся истории; 2) учащимся создаются условия для самостоятельных, хотя и небольших, изысканий; 3) организуются интересные школьные экспедиции, походы, специализированные научно-исследовательские лагеря, школьные музеи, кружки, общества; 4) соблюдаются принципы добровольности и учета индивидуальных интересов и способностей учащихся при определении тем исследования; 5) учитель умело руководит исследование ученика, постоянно поддерживает атмосферу поиска; 6) учитель непосредственно участвует в исследованиях вместе с учащимися; 7) ученики должны знать и видеть, что к их исследованиям проявляют глубокий интерес учителя, родители, что результаты их работы бережно хранятся в школьном музее и широко используются в учебно-воспитательном процессе. В зависимости от возраста учащихся и по мере их интеллектуального роста, исследовательская работа усложняется по количеству и сложности источников, разнообразию приемов работы, степени самостоятельности исследований. Одним из видов туристско-краеведческой деятельности в школе, совместного коллективного творчества педагогов и учащихся является школьный музей, функционирование которого способствует улучшению учебно-воспитательного процесса школы, развитию творчества, пробуждению у учащихся интереса к самостоятельным исследованиям и участию в общественно полезной работе. Основными аспектами туристско-краеведческой деятельности являются:
Цель достигается посредством решения следующих задач:
Сама организация школьного музея - одна из форм проявления самодеятельности и инициативы учащихся, а созданный ими музей становится поисково-творческой лабораторией. Школьный музей - это не только хранилище документальных материалов, памятников истории и культуры, реликвий прошлого и ценностей наших дней, но и место научно-педагогической обработке собранного материала и создания на его основе дидактических пособий по ряду предметов школьной программы. Иными словами, экспонаты музея становятся учебно-наглядными пособиями на уроках. Изучение материалов музея в обучении активизирует учебный процесс по ряду предметов и поднимает у учащихся интерес к знаниям. Здесь школьники овладевают навыками самостоятельной исследовательской работы, делают доклады и пишут рефераты. Уроки можно проводить прямо в музее или в классе, используя материалы музея - фотографии, картины, гербарии, диаграммы, различные таблицы. Школьный курс предусматривает изучение вопросов краеведческого характера. Учитель может использовать местный материал музея для иллюстрации и конкретизации основных исторических событий, изучаемых в общем курсе. Другая форма работы с материалами музея - экскурсии непосредственно в самом музее. Экскурсию в музей целесообразнее проводить после изучения темы в классе с целью повторения и закрепления полученных знаний. Рассказ в школьном музее о событиях, связанных с войной, на примере родного края, истории своей деревни, города способствует военно-патриотическому воспитанию учащихся, развивает чувство любви к малой родине, повышает активность ребят. С одной стороны, учащиеся могут сравнить общие положения с явлениями местного характера, проявив понимание общих положений, с другой - объяснить и истолковать местные явления, основываясь на общих положениях, показав свое умение самостоятельно мыслить. Школьный музей способен стать центром воспитательной работы в образовательном учреждении. В школьном музее на основе его материалов возможно проведение различных конференции учащихся, а также педагогов, встреч с ветеранами, представителями той или иной профессии. Велика роль школьных музеев в сельской местности, где они выполняют просветительские функции, являясь своего рода очагами культуры. Авторитет музея сельской школы, как правило, очень высок, а потому односельчане охотно сдают в музей материалы о своей работе, награды родителей, считают престижным иметь стенд с рассказом о своей семье. В наше время, когда теряется значение многих духовных ценностей, школьные музеи способствуют воспитанию учащихся в духе дружбы между народами нашей многонациональной страны. Так, в их работе практикуются показы в экспозициях материалов, посвященных освобождению в годы Великой Отечественной войны местных населенных пунктов от фашистских захватчиков, рассказы о погибших воинах. Это были представители разных народов, населяющих нашу страну и внесших свой вклад в победу над врагом. Школьные музеи разрабатывают тему, помогая установлению контактов с семьями погибших, со своими сверстниками из других регионов. «Увлекательный мир истории». Учитель истории и обществознания Нигматуллина А.Ш. МБОУ СОШ №4 г. Гусиноозерска. Пояснительная записка. В последние десятилетия стала ощутимой потребность в думающей и творческой личности. В психологической и педагогической литературе появилось немало трудов, посвященных формированию творческой личности. Актуальность данной темы, как утверждает профессор М. Кочурин в том, что: «Конструктивно - творческая природа человека должна развиваться обществом, «воспитывая человека как искателя, как автора предложений, гипотез, более или менее далеко уходящих в пространство времени, нам нужно воспитывать человека как экспериментатора - исследователя, сталкивающего в своих пробах и с ошибками, вынужденного постоянного корректировать, проявить себя». Я уверена в том, что именно в XXI веке человек должен быть творческим, который должен творчески подходить к любому вопросу и быть профессионалом своего дела. Можно выделить два аспекта творческой деятельности: Исследовательская деятельность (как творческий вид познания); Собственно творческая деятельность, создание своего продукта. На мой взгляд, надо добиваться, чтобы школьники овладели обоими видами творческой деятельности. К творчеству надо идти поэлементно и целостно обучая его особенностям, вооружая необходимыми умениями и навыками, и конечно, стимулируя творческую деятельность. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности, которые определены как одно из условий реализации основной образовательной программы образования. Современные развивающие программы образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей. Именно творческий ученик, может себя реализовать как личность в условиях развития рыночной экономики и современного общества. И этому нужно учить в условиях современной школы. Так возникла идея объединить детей в историческом кружке «Увлекательный мир истории». Программа – интеллектуальной направленности, является продолжением урочной деятельности. Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся один раз в неделю. Цель: С формировать познавательную потребность в освоении исторического материала. Задачи: Образовательные: Сформировать представление об основных этапах и ключевых событиях истории России; Развивающие: развивать познавательные потребности и способности, креативность; повышение интереса учащихся к истории Отечества, родного края, семьи; формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска; овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации; совершенствование и расширение круга общих учебных умений, навыков и способов деятельности (развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации; формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение истории; Воспитательные: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов: Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом; Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности; Системность организации учебно-воспитательного процесса; Широкое использование ИКТ, Интернет-ресурсов, создание электронных презентаций; Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей. Календарно-тематическое планирование. 5 класс Тема занятий. Количество часов Введение. «Листаем страницы истории». Что такое история. Что дает изучение истории как науки. Источники изучения истории. «Мир символов». Создаем аппликации на темы: Возникновение земледелия и скотоводства. Изобретение лука и стрел. Демонстрация работ. «Своими руками». Моделирование. Лекция. Групповая, практическая работа. (Подбор информации, материала, чертеж, моделирование.) Моделирование: 1.Первобытное жилище, 2.Шадуф. Занимательные задания. «Изобретения древности, изменившие жизнь человека». Сообщения учащихся. Учимся создавать слайд - презентации. «О, великие правители Древнего мира». Сообщения учащихся. Работа в группах. «Беседа с правителями» 1. Беседа с А. Македонским. 2.Беседа с Хаммурапи. 1. Сочинение «Военное искусство А. Македонского». Придумай окончание сказки. Составление библиографического словаря. 1. Великие правители Древней Греции. 2. Великие правители Древнего Рима. «Семь чудес света». Сообщения. Создаем слайд-презентации. Проектная работа: «Современное чудо света». Предложи свое задание. Создание сборника «Наши проекты». Итого: 30 (4 ч. - резервных) 6 класс Введение. Чем увлекательна история. «В поисках исторических источников». Исторические источники. ВИД. Лекция. Как работать с историческим документом. Памятка. Исследование текста. Чтение фрагмента документа на древнерусском языке. Пословицы, поговорки, сказки как исторические источники. Написание сказки с историческим героем. Посещение Селенгинского районного архива. «Создаем своими руками». Жилище - как исторический источник. Моделирование жилища. Поиск информации. Чертеж. Тема: Древнерусское жилище: Княжеские хоромы. Боярские хоромы. Крестьянская изба. Создание слайд - презентации. Создаем одежду. Поиск информации. Готовим выкройку. Шьем одежду. «Предложи свое задание» «Предание глубины глубокой». Приметы древних славян. Сообщения учащихся. Ритуалы и обряды славян. Жилище древних славян. Исследовательская работа. Создаем слайд-презентации. «По городам Руси». Составление экскурсионного маршрута. Исследование карты. Поиск информации. Создаем слайд - презентацию. «Предложи свое задание». Проведение экскурсии по городу Гусиноозерск. Выбираем экскурсоводов, местность. Подбор информации. «Листаем страницы истории». Создание сборник. Итого: 30 (4 ч. - резервных) 7 класс Введение. Исторические факты. Загадки истории. «Интереснейшие факты». XVII -XVIII вв.. Работа в библиотеке. Поиск интересных фактов истории Отечества XVII -XVIII вв.. Составление сборника. Работа с историческими документами. «Предложи свое задание». «История в датах и цифрах». Лекция. «Это интересно» Решение исторических задач. Составление задачника. Составление хронологической таблицы. Составление хронологических комплексов. (Закрепощение крестьян, борьба России за выход к Черному морю, монголо - татарское нашествие). Учимся анализировать статистические данные. «Загадки истории». Загадочные истории. Сообщения. Проводим расследования. (Учимся доказывать свои суждения, применяя факты). Создаем слайд-презентации. «Историческое моделирование» Сообщения. Темы: «Бьется в тесной печурке огонь» (описание жилища,домашней утвари), «Во саду ли, в огороде...» (с/х орудия,работа животноводов, «Не хлебом едины...» (праздники, костюмы). Создание чертежей. Моделирование. «Снимаем кино» Пишем сценарий. Темы: «Петр I в заграничном походе», «Заседание коллегий», «Ассамблеи». Распределяем роли. Репетиция. Съемки. «Создание сборника» «Работы творческой мастерской» Итого: 30 (4ч. - резервные) 8 класс «Введение» «Личность в истории». «Открытия, изменившие мир» Лекция. «Открытия, изменившие мир». Сообщения. «Великие открытия XIX – XX вв.» Занимательные задания. Мифы о научных открытиях. Обыгрывание ситуаций. Создание слайд-презентаций. Сочинение: «Как делаются великое открытия». Создание вопросника по теме. «Выдающие люди XIX – XX вв» Лекция. «Выдающие люди». Работа в группах. Интервью. Составление библиографического словаря справочника. Творческое задание. «Гордость нашей семьи». Занимательные задания. Предложи свое задание. «Глазами художника». Лекция. «Выдающие деятели искусства». Совершим экскурсию. Выбор репродукции. Поиск информации. Подготовка выступлений. Создание слайд-презентации. Занимательные задания. Творческое задание: «Оживи ситуацию» Создание картины. Беседа. «Как это, быть художником?» Предложи свое задание. Создание сборника. «Великие открытия». Итого: 30 ч. (4 ч. - резервные) Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита работ, мини-конференция. Технологии, методики: уровневая дифференциация; проблемное обучение; моделирующая деятельность; поисковая деятельность; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии; Межпредметные связи. с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений; с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов; с уроками информатики: оформление презентаций, подбор информации из Интернет-ресурсов. с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов. Возможные результаты («выходы») творческой деятельности:
альбом, газета, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, коллекция, костюм, макет, модель, музыкальная подборка, наглядные пособия, плакат, презентации, серия иллюстраций, сказка, справочник, стенгазета, сувенир-поделка, учебное пособие, фотоальбом, экскурсия. При составление рабочей программы использован следующий учебно-методический комплекс: Балязин В.Н. Занимательная история России – М.: издательство «Первое сентября», 2001. Плоткин Г.М. Материалы и познавательные задания по отечественной истории- М.:Просвещение: Учеб. лит., 2000. Козленко С.И. История. Всероссийские олимпиады. Вып.1- М.: Просвещение, 2008. Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5-9 классы.- М.: Айрис-пресс, 2006. Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней: Дидактические материалы – М.: Дрофа, 2001. Варакина И.И, Парецкова С.В. Внеклассные мероприятия по истории России 10-11 классы.- Волгоград, «Учитель-АСТ», 2005. Цифровые образовательные ресурсы (электронные учебники) 1.Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Древний мир. Приложение 5 класс. Мир символов. Создание аппликации. Аппликация - это особое средство наглядности, который вводит нас в мир символов, условностей. На этом занятии детям дается задание выполнить аппликацию на определенною тему. Примерные темы: «Возникновение земледелия и скотоводства», «Изобретение лука и стрел». Предлагается два способа выполнение аппликации: 1. Копирование силуэтов рисунков и вырезание их. 2. Создание своего изображения на основе предложенных иллюстраций и его вырезание. Этот путь гораздо труднее первого, требует не только художественных способностей, но и творческого осмысления. В работе детям важно уловить суть проблемы, показать развитие явления. Нужно использовать подвижную аппликацию: в определенный момент перемещать силуэты, пополнять новыми картинками, убирать ненужные. Детям перед началом работы необходимо продемонстрировать пример. Охота на мамонта. Люди роют огромную яму - налаживают ее ветвями - появляется мамонт - попадает в яму - люди забрасывают его камнями . Историческое моделирование. Материальные памятники воплощенные в моделированных объектах - это спутники жизни прошлого. Моделирование развивает творческие способности, пополняет исторические знания, представления, заставляет предметно взглянуть на историческое прошлое. Моделирование можно поделить на несколько видов: общественные здания (храмы, дворцы, театры) частные постройки, орудия труда, технические приспособления, оружие, предметы быта, украшения, одежда. «Строительным» материалом для макетов является: картон, бумага, лучина, бруски, фанера, круглые палочки, сосновая кора, пластилин, клей, вата, вымоченная в клейстере (лепка барельефов, куполов), гипс. Для имитирования ландшафта может использоваться: опилки, окрашенные в нужный цвет, истолченный мел, губка, гуашь, краски. Прежде, чем делать макет нужно провести предварительную работу: Найти и изучить информацию, по тому объекту, макет которого вы хотите выполнить; Выполнить чертеж, соблюдая масштаб. Сначала делается чертеж из простой бумаги и вырезается, только после того как вы прикинете, что получиться, нужно перейти к оригинальному чертежу. Примерные темы: «Первобытное жилище», «Шадуф». «Первобытное жилище». Материал: палочки, неочищенные от коры, куски коры, солома, писчая бумага, оклеенная ватой, и окрашенная, имитирующая шкуры животных. Могут быть представлены макеты Хижин, свайных построек, пещеры, дольменов. Модель шадуфа. (Отчасти напоминает деревенский «журавль»). Сам колодец делается из красного материала (пластилин, гипс, глина). Для коромысла берется прут, к одному концу привязывается камень, к другому ведро. Коромысло крепиться к выемке. Рядом с колодцем крепиться желоб, по которому будет стекать вода. «Беседа» с исторической личностью. Памятка. Выбор исторической личности (определить кто будет выполнять роль). Поиск информации. Составление простого плана по тексту. Можно использовать метода «от обратного», представить жизнь народа изучаемого периода, выбрать группы населения, которые положительно относились к деятельности выбранной личности (либо отрицательно). Продумать свой диалог (как представители конкретной группы). Занимательные задания. 5 класс. Задание к блоку «Мир символов». Задание 1. В криптограмме зашифровано имя одного из героев Древней Греции. Найдите способ её решения и ответьте на вопрос, чем знаменит данный герой. Задание 3 . Придумайте окончание сказки. В Древнем Египте была создана сказка о заколдованном царевиче. Ее конец не сохранился. Вот начало этой сказки. «Жил да был фараон. Родился у него сын. Это был единственный и долгожданный ребенок, который фараон вымолил у богов. Но царевич заколдован и уже с его рождения богини предсказывают, что он умрет молодым или от крокодила, или от змеи, или от собаки. Такова судьба, которую никто нне силах изменить Но родители царевича хотят перехитрить судьбу. Они отделили своего сына от всего живого - поместили мальчика в большой башне и приставили к нему верного слугу. Проходят года. Мальчик растет и начинает интересоваться окружающим миром. Как то внизу он замечает какое то странное существо на четырех ногах...»Это собака», - объясняет удивленному ребенку слуга. «Пусть приведут мне такую же!» - просит царевич. И ему дают щенка, которого он растит в башне. Но вот мальчик становиться юношей, и родители вынуждены объяснить ему, почему он живет один, строго охраняемый, в этой башне. Царевич убеждает отца, что судьбы не миновать. И тот отпускает его в дальнее странствование. В сопровождение своего верного слуги и собак и царевич на колеснице добирается до страны Сирии. Здесь так же в высокой башне живет красавица царевна. Она достанется тому в жены, кто проявит богатырскую силу и прыгнет на высоту70 локтей прямо в окно башни, из которого выглядывает эта царевна. Никому этого не удается и лишь наш герой совершает этот прыжок и добирается к ней. С первого взгляда они полюбили друг друга. Но отец царевны не хочет отдавать свою дочь в жены какому то безвестному египтянину. Дело в том, что царевич скрыл свое происхождение и выдал себя за сына воина, бежавшего от злой мачехи. Но царевны и слышать ничего не хочет ни о ком другом «Если отнимут у меня этого юношу, не буду есть, не буду пить, умру в тот же час!». Пришлось отцу уступить. Молодые люди поженились. Они счастливы. Но царевна стала замечать, что ее супруг иногда грустит. И он открывает ей страшную тайну, говорит о предсказании богинь: Я обречен трем судьбам - крокодилу, змее, собаке». Тогда жена сказала ему: «Прикажи убить собаку». Он же ответил ей: «Нет, не прикажу убить собаку, которую взял щенком и вырастил». Царевна решает предотвратить страшный рок, нависший над ее мужем, и ей это дважды удается. Первый раз она спасает его от змеи, которая вползла в спальню. Предчувствую грозящую царевичу опасность, царевна поставила в спальню чашку молока, и змея, прежде, чем ужалить царевича, набросилась на молоко. Тем временем царевна проснулась, призвала на помощь служанку, и вдвоем они раздавили гадину. Молодожены отправляются в Египет, и тут царевна снова спасает своего супруга - на этот раз от крокодила. И вот наступил следующий день...» На этом месте текст на папирусе обрывается. Как, по-вашему, закончилась сказка? |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?