Главная - Внимание
О чем молиться у иконы Божьей матери «нечаянная радость. Молитва перед иконой Божией Матери «Нечаянная радость

Память иконы Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость» совершается в Русской Православной Церкви 14 мая и 22 декабря по новому стилю.

История возникновения иконографии образа «Нечаянная Радость»
Икона «Нечаянная Радость» была создана во второй половине XVII века. Поводом для создания этого образа явился рассказ, записанный святителем Дмитрием Ростовским в его труде «Руно орошенное». В эту книгу входят повествования о чудесах, явленных Пресвятой Богородицей в Свято-Ильинском монастыре в Чернигове, где святитель служил некоторое время и свидетелем которых он являлся. Название литературного труда святого восходит к Ветхозаветному рассказу о том, как по молитве израильского судьи Гедеона Божественная роса окропляла руно. Поскольку перед каждым чудом, совершенным Богородицей в монастыре, на иконе Царицы Небесной люди видели слезы, то святой Дмитрий Ростовский сравнил это дивное явление с Ветхозаветным чудом появления росы.
Об удивительном случае, легшим в основу иконографии «Нечаянная Радость», святитель сообщает следующее. Некий человек жил нечестиво, совершал злые и неправедные дела. Однако он отличался большой любовью к Божией Матери и, каждый раз перед тем, как пойти на неправедное дело, он молился перед образом Царицы Небесной. Однажды во время молитвы он увидел, что икона словно ожила: на руках и ногах Богомладенца появились страшные раны, из которых текла кровь. Испуганный этим явлением, грешник просил Богоматерь объяснить увиденный им страшный образ, и тогда получил ответ, что люди по-прежнему продолжают распинать Господа Иисуса Христа своими грехами и нечестивой жизнью. Человек понял, что ему, по милости Божией, было открыто то страшное духовное состояние, в котором он находился из-за своих нечестивых поступков. Со слезами грешник просил помилования, но видел, что Богомладенец отворачивался от него и, лишь когда Божия Матерь попросила Своего Божественного Сына, то получил прощение, в знак чего ему было дано повеление прикоснуться к ранам Спасителя. Когда чудесное видение исчезло, то человек почувствовал большую радость. Святитель Дмитрий Ростовский свидетельствует о том, что после этого бывший грешник полностью переменил свою жизнь и стал благочестивым и праведным человеком.

Описание образа «Нечаянная Радость»
Композиция иконы является достаточно сложной, поскольку образ относится к так называемым событийным иконам, на которых изображается не только святой или Богородица, но также какой-то сюжет, послуживший поводом для написания иконописного образа.
Справа пишется икона Божией Матери Одигитрия или Путеводительница, что очень символично, поскольку на этом образе Царица Небесная указывает на Богомладенца как на истинный путь ко спасению. Мы не знаем, перед какой иконой Божией Матери молился человек, о котором писал святитель Дмитрий, однако сама история с чудесным вразумлением грешника говорит о том, что Богоматерь призывает каждого человека обратиться ко Христу, потому что только в Нем можно найти спасение и избавление от вечной гибели. Богомладенец на иконе изображен с кровоточащими ранами и в порванном одеянии, как символ той муки, которую причиняют Ему люди своими нечестивыми поступками.
Слева перед образом видна фигура человека, стоящего перед чудотворным образом на коленях и молящего с поднятыми к небу руками о прощении. На иконе написаны также слова молитвы, которую грешник обращает к Божией Матери, а внизу образа записано начало истории из книги «Руно орошенное».
Эта икона является очень почитаемой и любимой верующими людьми, так как само название образа дарит радость и надежду. Существует большое количество списков с этой иконы, многие из которых считаются чудотворными.

Тропарь, глас 4:
Днесь вернии людие/ духовно торжествуем,/ прославляюще Заступницу усердную рода христианскаго/ и притекающе к пречистому Ея образу, взываем сице:/ о, Премилостивая Владычице Богородице,/ подаждь нам нечаянную радость,/ обремененным грехи и скорбьми многими,/ и избави нас от всякого зла,/ молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

Кондак, глас 6:
Не имамы иныя помощи,/ не имамы иныя надежды,/ разве Тебе, Владычице./ Ты нам помози,/ на Тебе надеемся/ и Тобою хвалимся,/ Твой бо есмы раби,/ да не постыдимся.

Величание:
Величаем Тя, / Пресвятая Дево / Богоизбранная Отроковице / и чтим образ Твой святый, / имже точиши исцеления / всем с верою притекающим.

Молитва:
О Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, града Москвы Покровительнице, всех сущих во гресех, скорбех, бедах и болезнех Верная Предстательнице и Заступнице! Приими молебное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, Тебе возносимое, и якоже древле грешника, на всяк день многажды пред честною иконою Твоею молившагося, не презрела еси, но даровала еси нечаянную радость ему и преклонила еси Сына Твоего многим и усердным к Нему ходатайством ко прощению сего грешнаго и заблуждшаго, тако и ныне не презри моления нас, недостойных рабов Твоих, и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да и всем нам, с верою и умилением покланяющимся пред цельбоносным образом Твоим, дарует нечаянную по коегождо потребе радость: грешником, погрязшим во глубине зол и страстей, - вседейственное вразумление, покаяние и спасение; сущим в скорбех и печалех - утешение; обретающимся в бедах и озлоблениих - совершенное сих избытие; малодушным и ненадежным - надежду и терпение; в радости и изобилии живущим - непрестанное Благодетелю благодарение; бедствующим - милосердие; сущим в болезни и долгонедужии и оставленным врачами - нечаемое исцеление и укрепление; иждившим от недуга ум - ума возвращение и обновление; отходящим в вечную и нескончаемую жизнь - память смертную, умиление и сокрушение о гресех, дух бодр и твердую на милосердие Судии надежду. О Госпоже Пресвятая! Умилосердися ко всем, чтущим всечестное имя Твое, и всем яви всемощный покров Твой и заступление; во благочестии, чистоте и честнем жительстве пребывающия до последняго их скончания во благости соблюди; злыя благи сотвори; заблуждшия на путь правый настави; всякому делу благому и Сыну Твоему угодному споспешествуй; всякое дело злое и богопротивное разруши; в недоумении и трудных и опасных обстояниих обретающимся незримую помощь и вразумление с Небесе низпосли; от искушений, соблазнов и погибели спаси; от злых человек и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани; плавающим сплавай; путешествующим спутешествуй; сущим в нужде и гладе буди Питательница; неимущим крова и пристанища буди покров и прибежище; нагим подаждь одеяние; обидимым и неправедно гонимым - заступление; клевету, поношение и хуление терпящия незримо оправдай; клеветники и хулители пред всеми обличи; ожесточенно враждующим нечаемое подаждь примирение, и всем нам друг ко другу любовь, мир и благочестие и здравие с долгоденствием. Супружества в любви и единомыслии сохрани; супруги, во вражде и разделении сущия, умири, соедини я друг ко другу и положи им союз любве неразрушимый; матерем, дети родящим, скорое подаждь разрешение; младенцы воспитай; юныя уцеломудри, отверзи им ум к восприятию всякаго полезнаго учения, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави; от домашней брани и вражды единокровных миром и любовию огради. Безматерних сирот буди Матерь, от всякаго порока и скверны отврати я и всему благому и Богоугодному научи, прельщенныя же и во грех и нечистоту падшия, скверну греха отъявши, из бездны погибели изведи. Вдов буди Утешительница и Помощница, старости буди жезл, от внезапныя смерти без покаяния всех нас избави, и всем нам христианскую кончину живота нашего, безболезненну, непостыдну, мирну и добрый ответ на страшнем Судищи Христове даруй. Преставльшияся в вере и покаянии от жития сего со Ангелы и всеми святыми жити сотвори, скончавшимся внезапною смертию милостива быти Сына Твоего умоли, и о всех усопших, иже не имут сродников, о упокоении их Сына Твоего умоляющих, Сама буди непрестанная и теплая Молитвенница и Ходатаица, да вси на Небеси и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную Предстательницу рода христианскаго, и, ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.



В православной традиции икона становится особо почитаемой или даже чудотворной после определенных сверхъестественных событий. Но есть один образ, создание которого предварило чудесное происшествие. Сама икона представляет собой не только традиционный лик Божией Матери и Младенца Христа, но являет целую иконографическую композицию.

«Руно орошенное»

Среди многочисленного литературного наследия митрополита Дмитрия Ростовского, по словам академика Д. С. Лихачева, последнего значимого писателя православной Восточной и Южной Европы, имеется описание чудес, бывших от икон Пресвятой Богородицы. Книга называется «Руно орошенное» и повествует о необыкновенных событиях, имевших место в Ильинском монастыре города Чернигова. Святитель Дмитрий рассказывает о многочисленных чудесных исцелениях, происходивших во время чтения молитв перед иконой Матери Божией, чему свидетелем он сам являлся.

Последовательно описывая 24 чуда, автор прилагает к каждому из них по два душеполезных слова с поучительными примерами из жизни святых. В последней главе он приводит описание случая, произошедшего с одним грешником. Источник этих сведений, место событий и имя человека неизвестны. Книга была издана в 1683 году и посвящена прославлению местночтимой иконы Богоматери (правда, информации о том, какой именно, также не сохранилось).

Повествование о чуде в изложении Дмитрия, Митрополита Ростовского

Святитель описывает это так. Один человек имел привычку каждый день молиться перед образом Богородицы словами благовестия Архангела Гавриила: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!» После такого благочестивого упражнения он отправлялся совершать некое скверное дело. В один из дней во время молитвы он увидел, как из ран на теле Младенца истекает кровь. Видение повергло несчастного в ужас. В исступлении он обратился к Божией Матери с вопросом: "Кто совершил это преступление?"

Матерь Божия ответила, что грешащие люди уподобляются древним иудеям, приговорившим Христа к мучительной смерти: «Ты и подобные тебе грешники распинаете Сына Моего». Человек стал молить о милосердии и прощении, на что ему был дан ответ: «Называете Меня Матерью милосердия, а в то же время доставляете Мне скорби делами своими». На человека снизошло прозрение о том, что греховные поступки имеют воистину вселенские последствия. Он стал умолять Матерь Божию о заступничестве перед Спасителем.

Только после третьего прошения Младенец Христос согласился принять ходатайство Богородицы. Божественное установление повелевает, чтобы Сын чтил Мать. А Тот, Кто установил Закон, Сам должен его исполнять. Ради мольбы Богородицы, этому человеку были отпущены грехи. Видение исчезло. Очистилась и залитая кровью икона. Нечаянная радость прощения грехов преобразила внутренний мир человека. Вдохновленный сверхъестественным вмешательством и заступничеством, с того момента грешник начал новую жизнь.

Уникальный иконографический извод

Внезапное внутреннее озарение и последовавшие вслед за этим покаяние и исправление грешного человека явились причиной того, что в литургическом обиходе русской Церкви появилась икона «Нечаянная Радость». Значение нового образа было настолько близко верующим, что к концу XVIII века почти в каждом храме имелся список этой иконы. Кто был автором живописного образа чуда - неизвестно. Радостью именуется Сама Богородица, поэтому слово в названии пишется с заглавной буквы.

Икона «Нечаянная Радость» - уникальное явление в церковном изобразительном искусстве. Образ представляет собой динамически развивающийся сюжет. На изображении присутствует икона Богородицы в киоте. Как правило, используется один из трех самых распространенных типов - «Одигитрия», что в переводе с греческого означает «указывающая путь к спасению души». Изображается как бы икона в иконе, а действие происходит в храме.

В нижней части напольного киота с образом Девы Марии иконописцы размещают начальные фразы повествования о чуде, взятые из книги «Руно Орошенное», или слова Архангельского благовестия, или же отрывок молитвы перед иконой «Нечаянная Радость». Иногда историю спасения грешника в кратком изложении помещают внизу композиции.

Неотъемлемым фрагментом сюжета является фигура стоящего на коленях перед святым образом мужчины. Его покаянный облик обращен к Богородице с Младенцем. На иконе в виде узкой полосы-ленты пишут слова речи самого мужчины к Матери Божией и Ее ответ. Младенец Христос изображается с открытыми кровоточащими ранами-язвами на теле, которые появились у Него впоследствии, при распятии на кресте

Неповторимая особенность иконы именно в том, что образ, к которому взывает мужчина, развернут непосредственно к грешнику. Этим икона «Нечаянная Радость» отличается от канонического изображения Одигитрии, в котором Матерь Божия склоняется над Богомладенцем. Подобный художественный прием позволил отобразить суть чуда - обращение Богородицы и Сына Божия к молящемуся человеку.

Чудотворная икона «Нечаянная Радость» в храме пророка Ильи

На окраине столицы в Острожье более трехсот лет назад на месте ветхого деревянного храма в честь прока Илии был воздвигнут новый каменный. В наши дни эта приходская церковь известна как храм Илии Обыденного. Множество паломников устремляется сюда потому, что здесь находится, пожалуй, самая чтимая в России икона «Нечаянная Радость». О том, кем и когда был написан чудотворный образ, история сведений не сохранила.

Первоначально икона хранилась в храме св. царей Константина и Елены, у южной стены Кремля в нижнем саду. В конце XIX века здесь служил известный московский проповедник и духовный писатель протоиерей Валентин Амфитеатров. Отец Валентин регулярно читал перед иконой акафисты. Молебны собирали большое количество верующих горожан. После разрушения Константино-Елененского храма в 1928 году образ переправили в Сокольники в Воскресенский храм, в котором имелся придел «Нечаянная Радость». Только в конце войны икона заняла нынешнее почетное место в Ильинской церкви.

Святой образ украшен серебряным окладом и множеством лампад. Украшения, оставленные благодарными верующими, свидетельствуют о многочисленных чудесах, которые оказала икона «Нечаянная Радость». Значение этой святыни поистине всероссийское. На окладе имеется надпись, гласящая о том, что в 1959 году с благословения Святейшего Патриарха Алексия I на иконе была установлена риза. Перед этим образом очень любил молиться Патриарх Пимен, смиренно считавший себя прихожанином этого храма. Сама церковь в советское время никогда не закрывалась, и службы в ней не прекращались. Здесь сохранялись многие святыни из разрушенных и закрытых храмов и монастырей Москвы.

Одним из сокровищ великого духовного наследия наших благочестивых предков является икона «Нечаянная Радость». Фото этого чудотворного образа, благоговейно почитаемого многими православными верующими, представлено ниже.

Храм в Марьиной роще

К северу от Садового кольца, на улице Шереметьевской, находится построенный в первом десятилетии прошлого века храм иконы «Нечаянная Радость». Благолепная церковь была воздвигнута на пожертвования прихожан слободы Марьина Роща. Участок земли для такого богоугодного дела предоставил сам граф А. Д. Шереметьев. В новую церковь был перевезен написанный в середине XIX столетия чудотворный образ «Нечаянная Радость». Икона, где находится и частица мощей мученика Трифона, весьма почитаема среди верующих Москвы и паломников. Прихожане фиксируют чудеса, происходящие в храме от этой иконы. Одно из самых ярких произошло в 2003 году, когда престарелый иудей захотел креститься.

Акафист иконе «Нечаянная Радость»

В православной литургической традиции есть особая форма песнопений, именуемая акафистом. Впервые подобное произведение было создано в VII веке в Византии. Акафист в переводе с греческого означает "неседальное пение" (то есть такое, при котором нельзя садиться, и слушать нужно очень внимательно). В эллинской богослужебной практике акафистом называют только оригинальное песнопение.

В русской Церкви эта форма получила широкое распространение в конце XIX века. К 1901 году цензорами Синодальной комиссии было допущено к печати и последующему употреблению около ста шестидесяти подобных произведений. К этому времени был написан и акафист иконе «Нечаянная Радость». Как и большинство творений своей эпохи, хвалебный гимн в торжественной форме пересказывает описываемые Дмитрием Ростовским события.

В церковном обиходе акафисты читаются в конце Вечерни, вместо кафизм на Утрени, а чаще всего на молебне после Литургии или по запросам прихожан. Чтение акафиста, как на общественном богослужении, так и индивидуально, помогает усилить молитвенное обращение, собраться с мыслями и четко сформировать внутренний духовный строй.

Почему христиане молятся разным иконам

Христианская вера свидетельствует, что Пресвятая Богородица является самой великой Святой. Молитвы за людей Пречистой Девы, вернее сказать, ходатайства за них перед Богом, наиболее действенны. Верующие в своих воззваниях к Богородице просят Ее не просто помочь или услышать, но и спасти. А ведь спасать может только Христос Бог. В этом нет никакого противоречия или искажения догм. Когда христиане призывают Богородицу спасти, они верят в Ее необычайное духовное могущество.

В связи с этим особую важность для молитвенной практики приобретают иконы. Икона в переводе с греческого, означает образ, не саму суть предмета, но его видимость. Воздавая им почести, верующие тем самым выражают молитвенное благоговение перед той личностью, чей лик присутствует на святыне.

С каждой иконой Богородицы связано одно или несколько сверхъестественных событий. Верующие люди в истории жизни святых и Матери Божией находят примеры чудесного избавления от бедствий, болезней, разрешения проблем. Церковные молитвы и образы лишь помогают правильно оформить и выразить свои духовные нужды. Так и молитва иконе «Нечаянная Радость» имеет свои особенности. Но об этом мы поговорим чуть ниже.

Икона является своеобразным окном в иное измерение. Святые образы можно сравнить с духовным костылем для неокрепших и колеблющихся душ. Эта опора способствует отрешению об обыденной суеты и созданию молитвенного настроения.

Кому помогает чудотворная икона

Многие люди ошибочно полагают, что чудотворные иконы - это своеобразные аккумуляторы благодати, которой можно пользоваться в случае возникшей необходимости. То есть если добраться до особо чтимого образа, то в обязательном порядке произойдет чудо, и все, что желается, сбудется. Верующие свидетельствуют, что икона «Нечаянная Радость» помогает обрести именно потерянную надежду.

Благодать исходит не от доски, покрытой красками, помощь идет не от образа, а посредством образа. Можно годами прикладываться к иконе, возжигать десятки свечей, проделывать путь в сотни километров и при этом не иметь веры в действенность силы Божией благодати. А можно единожды поклониться святыни, не ожидая при этом никакого чуда, и получить не желаемое, а необходимое.

Другая крайность - излишняя самонадеянность или дерзость. Некоторые полагают, что если усердно исполнить все внешние предписания церковного устава, то автоматически будет ниспослан дар свыше. Икона Божией Матери «Нечаянная Радость» не является своеобразным оберегом, гарантированно обеспечивающим благополучие или невидимую защиту. Это символ благодатной помощи, способный эту самую помощь оказать.

О чем следует молиться перед иконой

С какими прошениями следует обращаться к Богородице перед этой иконой, говорится в канонической молитве. В богослужебном тексте пишется о том, что икона Божией Матери «Нечаянная Радость», а точнее, молитвенное обращение посредством нее к Пречистой Деве, поможет избавиться от многих болезней, в первую очередь связанных со слухом. Имеется в виду не столько физиологическая способность человека, сколько умение слышать ближнего, а самое главное - быть духовно восприимчивым к нравственным призывам Господа и Его святых.

За более чем двухсотлетнюю историю почитания святыни сложилась традиция молиться перед этим образом при долгой разлуке супругов и потере связи с родными. Молитва иконе «Нечаянная Радость» особенно действенна в крайне сложных жизненных невзгодах, в спасении от несправедливых обвинений, в безнадежных обстоятельствах.

Находящиеся в пути и в сложных условиях близкие и родные нуждаются в духовной помощи и защите от опасностей и различных превратностей судьбы. А также в скором и благополучном возвращении. Порой мы сами не можем предположить, какие нас ожидают неприятности. Именно в преодолении подобных препятствий и содействует молитва перед иконой. Нечаянная радость - та, которую мы уже и не ждали, не надеялись, не чаяли - а она нас озарила.

Внезапной радостью для многих является появление на свет ребёнка. Известно множество свидетельств, когда после молитв перед иконой «Нечаянная радость» у отчаявшихся и потерявших всякую надежду супругов рождались дети.

Дни празднования

Нечаянная радость то чудо, на которое мы уже не надеялись и не рассчитывали – неожиданное, внезапное и непредсказуемое. Верующие обращаются с молитвой к Богородице перед иконой «Нечаянная Радость» тогда, когда, кажется, что огонёк надежды уже угас. Они просят Пречистую о защите от скорбей и бед, молятся об избавлении от душевных тревог и телесных болезней.

Молитва перед иконой «Нечаянная Радость» помогает матерям испросить для своих детей физическое и духовное здоровье. Заблудшие, но раскаявшиеся души могут, наконец, получить прощение и обрести покой. Те, у кого пропали родные и близкие, обращаются к Богородице, чтобы вновь соединиться с дорогими людьми. А страдальцы, которых постигла физическая болезнь, исцеляются. Икона также помогает и тем, кто тяготится тяжёлым душевным бременем – непримиримой обидой или глубокой печалью.

Приблизительно в XVI веке Дмитрий Ростовский написал книгу "Руно Орошенное", в котором описал историю, давшую толчок на написание этого святого образа. Жил один мужчина, который вел очень непростую и далеко не праведную жизнь. Но он был очень привязан к образу Царицы Небесной. Однажды, когда он собирался вновь идти на не богоугодное дело, он упал на колени и стал молиться Матери Божией об успехах в делах. В этот момент он увидел, что из язв у младенца Иисуса на теле начала идти кровь. Руки, ноги и бок младенца кровоточили, и вдруг он услышал голос самой Богородицы: "Иудеи распяли моего сына, но вы грешники делаете это снова. Вы говорите, что я Милосердна и при этом оскорбляете меня своими грехами?!". Мужчина осознал свои грехи и с того момента вел праведную жизнь.

До сих пор досконально не известна история этого образа. Есть предположение, что эта икона окружными путями была передана в Воскресенскую церковь, которая находится в Сокольниках. На то время это был центр обновленческой ереси. Попала она туда из Константино-Еленинской церкви из Тайнинского сада Кремля. В советские года (в 1928 году) храм был разрушен и все святыни и реликвии были изъяты. Позже движение обновленцев было закрыто, оно распалось после того как "красная" власть отказалась спонсировать их. Все уцелевшие образа и святыни были переданы в остальные храмы и монастыри, которые в тот момент были открыты.

После передачи иконы, настоятель "Ильи Обыденного" отец Александр Толгский обратился к патриарху Сергию с просьбой о позволении переноса иконы на свое настоящее место. Патриарх благословил это дело и в 1944 году образ Царицы Небесной помпезно был перенесен. Действие это случилось в пятницу и теперь каждую пятницу в храме проходит торжественная служба, при которой читают акафист "Нечаянной радости".

Слава об этой иконе Божией Матери разнеслась на сотни городов. К образу приходили люди и просили о помощи в рождении детей, наставления своих чад на верный путь, молились о помощи в делах и прощении.

В дни почитания образа, 22 декабря и 14 мая, люди просят помощи и надежды на то, что их проблемы будут решены, матери просят за своих детей, просят об исцелении недугов.


Во времена слабой веры человек обращается к Богу, только познав бесплодность собственных усилий. Непросто умолить Господа, чувствуя на душе груз грехов. Еще сложнее доходит до Него молитва не желающего видеть свою вину. Ожидая покаяния, Господь медлит с исполнением прошений и, окруженный нерешаемыми проблемами, человек чувствует отчаяние в душе.

Отчаяние - страшное духовное состояние, внушаемое бесами. Нельзя поддаваться этому чувству, влекущему за собой неверие и безумие. В случае затянувшихся несчастий для грешника есть последнее пристанище - Пресвятая Богородица.

Желая показать людям силу Своего заступничества, Богородица явила православным Молитва иконе «Нечаянная Радость» приносит надежду, силу терпения и исполняет прошения, казавшиеся бесполезными.

В каких случаях обращаются к «Нечаянной Радости»

Образ «Нечаянной Радости» прославлен множеством чудес. Верующему христианину они не кажутся невероятными: милость и любовь к человеческому роду обычна для Божией Матери.

О чудесах в православии:

История, запечатленная на иконе, напоминает о сильной молитве Богородицы, преодолевающей даже праведный гнев Господа. Но для исполнения просимого необходимо одно условие - покаяние в грехах.

Богородица с Иисусом Христом

Само название иконы - «Нечаянная Радость» - побуждает обращаться к ней в безнадежном положении. Но любовь христиан к этому образу настолько велика, что к нему притекают с любыми просьбами, с уверенностью получить просимое.

Важно! Традиционно принято молиться перед образом Богородицы «Нечаянная Радость» в таких нуждах:

  1. тяжелые заболевания
  2. семейные распри
  3. невозможность иметь ребенка
  4. в поиске супруга и т.п.

С чего начать молитву

В сложной ситуации, желая получить просимое, следует взять исполнение небольшого, но постоянного правила. Обязательно посоветоваться со священником, чтобы быть уверенным в богоугодности начинаемого дела. Полученное благословение придаст силы совершать молитвенный труд, когда бесы станут препятствовать, боясь потерять душу грешника.

Необходимо испытать свою совесть: вспомнить неправедные дела, которые могли навлечь гнев Господа. Обязательно пойти на исповедь, принять Причастие. Без общения с Церковью молитва ослабевает многократно. Нужно помнить, что грешник, изображенный на иконе «Нечаянная Радость», получил прощение Господа только после искреннего покаяния.

О чем молиться

Внимание! Постоянство в молитве угодно Богу, однако следует подумать, действительно ли просимое так необходимо? Не принесет ли исполнение желания новые заблуждения и грехи? К любому прошению верующие добавляют слова «если будет воля Божия».

Храм в честь иконы «Нечаянная радость» В Марьиной роще

Как еще можно молиться «Нечаянной Радости»

Акафист и молитва используются для церковного или домашнего правила. Существуют короткие, легко запоминающиеся молитвы Божией Матери, которые следует знать наизусть и повторять мысленно на работе, в транспорте, в храме перед иконой. Несложные тексты можно выучить с детьми.

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды разве Тебе, Владычице, Ты нам помози! На Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби да не постыдимся
Милосердия двери отверзи нам благословенная Богородице, надеющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед, Ты бо еси спасение родв Христианского
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Молитва Пресвятой Богородице

Куда совершить паломничество для молитвы

  • Храм Ильи Пророка Обыденного в Москве. Здесь хранится старинная чудотворная икона «Нечаянная Радость», пережившая лихолетье революции;
  • Храм иконы «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще (Москва) также имеет чудотворную икону Богородицы;
  • с. Пушкарка (Дивеево) - храм во имя иконы «Нечаянная Радость», который можно посетить во время паломнической поездки в Дивеевский монастырь;
  • мужской монастырь во имя иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в с. Колочава (Закарпатье). Находится в заповедном парке «Синевир», основан в 2002г, относится к Украинской Православной Церкви;
  • в любом храме, посвященном иконе, находится чтимый образ «Нечаянная Радость» справа от алтаря.

Еще о храмах и монастырях:

  • Церковь Новомученников и исповедников Российских в Строгино

Посмотрите видео об Акафисте Иконе Божьей Матери

В 1683 году святитель Дмитрий Ростовский-чудотворец создал чудесное произведение – одну из самых изумительных книг в русской святоотеческой литературе «Руно орошенное». Он написал ее в честь Пресвятой Богоматери, Царицы Небесной, вдохновленный чудесными исцелениями, которые происходили при иконе Матери Божией в черниговском Свято-Ильинском монастыре в XVII веке. Там, перед каждым явлением чуда исцеления, на образе Богоматери появлялись слезы. Святитель Дмитрий сравнивал это событие с ветхозаветным рассказом о том, как Божественная роса по молитве Гедеона окропила руно 1 . Среди 24 чудес описано то, которое подвигло иконописцев XVIII века на написание иконы, посвященной богородичному чуду, коих Заступница немало являла миру, и каждое из них можно именовать нечаянной радостью. Но у иконы с названием «Нечаянная радость» своя чудотворная история.

Повествование об этом чуде Дмитрий Ростовский начинает словами: «Человек некий беззаконный..» Некий грешный человек, который вел весьма порочный образ жизни, тем не менее был сердечно привязан к Царице Небесной и испытывал перед Ней трепетную благоговейную любовь. И хотя в грехе отказать себе не мог – видно, слишком был безволен, ежедневно молился пред Ее иконой и произносил в молитве слова архангела Гавриила, которые тот сказал Деве Марии в его явлении перед Ней: «Радуйся, благодатная!», когда принес Ей весть о будущем Ее Богоматеринстве.

Случилось так, что, собираясь на греховное дело, он стал перед иконой, чтобы помолиться перед выходом. Тут он почувствовал странный сердечный и телесный трепет, изображение на иконе будто двинулось, задышало, и грешник с ужасом увидел, как на ручках и ножках и в правом боку Младенца, сидящего у Нее на коленях, открылись страшные раны, из которых ручьями потекла кровь.

Человек упал перед иконой с воплем ужаса, вопрошая Богородицу, кто это сделал. На что ему дан был скорбный ответ Богоматери, что грешники, такие же, как и он, день за днем распинают и распинают грехами своими Ее Сына, а лицемерно Ее называют милосердной, оскорбляя Ее материнскую любовь своими беззакониями.

Услышав это, грешник, в котором, видимо, сохранилась частица веры и чистоты, взмолился к Царице Небесной, называя Ее Владычицей, чтобы мера его грехов не превысила Ее благости и милосердия. Он стал молить Богородицу, чтобы Она заступилась за него перед Сыном.

В первый раз обратилась Владычица к Сыну Своему, но Он отказал Ей в искуплении грешных дел ходатая.

Второе молитвенное обращение к Богородице у святителя Дмитрия Ростовского описано пространно и весьма поучительно. На иконе Богоматери, изображенной внутри иконы «Нечаянная радость», той, перед которой изображен коленопреклоненный перед Ее образом грешник, мы видим Одигитрию, у которой Младенец восседает на Ее коленях. Как пишет святитель, Заступница посадила Сына отдельно и хотела упасть перед Ним ниц, но Сын воскликнул, останавливая Ее: «Что Ты хочешь сделать?» Богородица ответила, что будет лежать у ног Сына Своего, пока Тот не простит кающегося грешника. На это Господь сказал Ей, что Закон велит Сыну чтить Мать, а правда требует, чтобы Тот, Кто издал Закон, Сам чтил его и исполнял Его. Он сказал, что Он – Сын Матери Своей, а потому должен почитать Ее, слушая ее мольбы к Нему. Поэтому пусть будет, как Мать хочет. Грешник будет прощен, но пусть сначала он облобызает раны Его.

Потрясенный увиденным грешник встал, с радостью облобызал раны Младенца, они тут же закрылись, и видение прекратилось. Тут он испытал и трепет перед величием увиденного, и великую радость, от которой зарыдал очистительными слезами. Вновь он припал к иконе, моля Пречистую и сына Ее сохранить дар видения своих прегрешений и умоляя о получении помилования. С этого часа душа человека этого отвратилась от греха, и он стал вести добродетельную и богоугодную жизнь. Надо отметить, что святитель не указывает, какой именно грех сопровождал жизнь этого человека, оставляя читателю самому увидеть в себе свои грехи и пороки и с верой и силой молиться об исцелении от них.

Какое чудо произошло

Начиная с XVIII века, когда был создан первый список иконы Божьей Матери «Нечаянная радость», от этих икон происходили самые разные чудотворения – исцелялись больные, особенно потерявшие слух, и с возвращением слуха духовного, возвращался слух и физический. Молитвы перед этой иконой помогали отчаявшимся родителям, чьи дети сбились с истинного пути и пошли, что называется, по кривой дорожке.

Много чудесных исцелений происходит перед иконами Владычицы, но самое великолепное, несомненно, – исцеление человеческой души, ее спасение через глубокую душевную перемену.

Мы же – просто люди. И не безгрешны. Признаем это. Но если мы сумеем увидеть в фигуре грешника на иконе «Нечаянная радость» свое отражение, и, видя себя со стороны, начнем понимать, в каком бедственном положении находимся, это не катастрофа. Это – чудо. И это – прекрасно, если вдруг человек осознает, что он творит нечто, что срочно требует молитвы о себе, по примеру грешника из рассказа святителя Дмитрия, прошения о спасении своей души, ибо иначе радости в жизни не будет никакой, тем более – нечаянной, как Господня благодать, которая так и дается – не-чаянно... А Матерь Божья снова и снова за каждого из тех, кто готов к перемене души и возжелал ее, готова пасть ниц перед сыном. Царица Небесная – только вдуматься! – вновь решит молить о наших грехах коленопреклоненно. И когда случится чудо человеческого прозрения, повторится Божественная история внутри истории, приоткрывающая завесу истинных, какими они должны быть и среди нас, созданных по образу Его и подобию, совершенных отношений Матери и Сына и отношения Сына к Его безграничной власти, парадоксально ограниченной Его собственным Законом.

Значение иконы

По типу икона «Нечаянная радость» относится к Одигитрии – путеводительнице ко Христу, все древние изображения исполнены в византийском стиле. Перед иконою на коленях стоит грешник, протягивая к ней руки. Иногда из его уст, в виде лент, иконописцы изображали текст обращенных к Ней молитв. Под изображением иконы Богородицы внутри иконы общей располагают начальные слова из описания этого чуда в «Руне орошенном» – «Человек некий беззаконный...»

Одигитрия «Нечаянная радость» еще раз свидетельствует, что все желающие быть прощенными искренне – будут прощены. Причем в повествовании святителя Дмитрия Ростовского сказано, что покаявшийся грешник молил о даровании видения грехов своих, и это не означает, что он собрался снова вести порочную жизнь. Святитель указывает нам, что любой человек грешен – такова наша двойственная природа, но если грех вдруг, к сожалению, по слабости людской и свершится, то, увидев его в лицо, мы получаем возможность раскаяния и, возможно, полного покаяния, что станет еще одной ступенью спасения в духе.

И другое! Грешник просветился духом, когда увидел, что Богородица готова пасть на колени перед Сыном за каждого грешника, возопившего к Ней о милости. Однако не только это вызывает потрясение в этой удивительной истории. Высота отношений Матери и Сына – вот ошеломляющий пример истинных – уже небесных! – отношений Матери и Сына, который дает нам понимание того, отчего Владычица – наша первая Заступница и Ходатаица ко Господу. Вот как надобно относиться к Матери, как чтить Ее. Сам Господь, Всемогущий Царь, не может не исполнить Ее моления, потому что ходатайство исходит от Матери, просьбе Которой Он не может противиться только потому, что Она – Его Мать.

Сколько выводов мы можем сделать для себя! Такая переоценка ценностей, ревизия души периодически просто необходима. Из событий, ставших вдохновительным источником для написания иконы Божьей Матери «Нечаянная радость», узнавая икону и ее историю, мы обогащаемся нравственно. Сравнивая собственную жизнь в своей семье, видим: вот каким должно быть уважение детей к родителям и уважение родителей к статусу своих выросших детей. К статусу не только социальному – статусу взрослого человека, которого должно избавить от родительского самодурства, частенько затягивающегося весьма надолго.

Нам подается далее пример почитания закона в первую очередь самими законотворцами – еще одна больная тема нашего общества. Вот он, высочайший пример отношения к исполнению власть предержащими законов, ими же издаваемых. Закон, установленный Господом, повелевает чтить Мать, а раз Им этот Закон установлен, то в первую очередь Сам Законодатель обязан ему следовать. Христос выступает образцом истинного отношения к власти, Он Сам – свидетельство исключительной порядочности Властителя, которую так трудно встретить на земле.
_______________________________________
1 «Радуйся, Руно орошенное, еже Гедеон, Дево, прежде виде» – акафист иконе «Нечаянная радость». Знамение шерсти и росы, данное Богом одному из судей израилевых Гедеону. Ветхий Завет. Книга Судей Израилевых. Гл. 6. С. 36–40.

 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS