Главная - Внимание
Практический психологдолжностная инструкция. Должностная инструкция психолога, должностные обязанности психолога, образец должностной инструкции психолога


Организационная психология, или психология труда – прикладная наука, где решающее значение имеет практика, работа в «поле».
Стоит отметить, что основными проводниками психологии труда будут психологи, кадровики, работающие на предприятии. Постоянное совершенствование, изменение трудовых процессов есть их обязанность, с другой стороны, сбор информации о трудовых процессах позволяет развивать теоретическую базу психологии труда. Предметом наблюдений и исследования организационной психологии будут поведение людей в организации, психические феномены.

Психологическая служба

Психологическая служба – структурное подразделение организации, использующее психологические методы в работе, на базе кᴏᴛᴏᴩых осуществляется прием на работу, планирование стратегии и тактики организации, прогнозируется дальнейшее развитие. В штат службы входят специалисты в области психологии организаций, психологии труда и психологии той сферы, в кᴏᴛᴏᴩой осуществляет ϲʙᴏю деятельность организация. Психологическая служба была введена в деятельность организаций не так давно, но уже показала ϲʙᴏю необходимость в трудовой деятельности.
Штатный психолог следит не только за жизнедеятельностью предприятия, но и учитывает факторы, влияющие на трудовую активность работников, и стремится снизить их негативное воздействие и повысить положительное. С ϶ᴛᴏй целью предприятие создает собственную инфраструктуру, кᴏᴛᴏᴩая включает медицинское обслуживание, культурные и досуговые программы, предоставление туристических баз отдыха для работника и его семьи, что позволяет стимулировать сотрудников, формировать привязанность к предприятию.

Должность психолога в организации

Должность психолога в организации предоставляется лицам, имеющим высшее специальное образование. Приоритетом пользуются опытные работники, имеющие стаж работы не менее трех лет. Специфика деятельности психолога подразумевает ответственное отношение к ϲʙᴏим обязанностям и наличие необходимых для данной работы ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих личностных качеств. Наличие должности психолога говорит о развитом, современном предприятии, ориентированном на введение новшеств, заботе о сотрудниках, ориентации на современные методы работы, адекватном восприятии рынка труда.

Должностные обязанности организационного психолога

Для того ɥᴛᴏбы деятельность психолога была эффективной и оправданной, ему необходимы не только теоретические знания и умения в данной области, но и опыт, объективность, умения анализировать проблемные зоны и правильно давать им определение и суметь решить все возникшие проблемы, связанные с областью психологии труда. Профессиональные умения, необходимые для эффективной деятельности организационного психолога, охватывают обширный спектр его действий по выполнению профессиональных функций и обязанностей. Ему крайне важно уметь объективно всесторонне анализировать условия и факторы, цели и задачи труда и жизни работника. К должностным обязанностям организационного психолога можно отнести:

  1. изучение человеческого фактора в трудовой деятельности предприятия;
  2. поиск и отбор персонала;
  3. разработку инструмента отбора – тестов, анкет, интервью и прочее;
  4. мониторинг умений работников;
  5. помощь в организации труда и рабочего места сотрудников;
  6. участие в разработке дизайна продукции;
  7. разработку брэнда компании;
  8. рекламу продукции организации;
  9. проведение маркетинговых исследований рынка, на кᴏᴛᴏᴩый поступает продукция организации.

Деятельность психолога направлена на достижение максимальной эффективности труда работников, качества, удобства и внешней привлекательности продукции компании и достижение того, ɥᴛᴏбы организация было узнаваема и уважаема на рынке.

Принципы отбора персонала

Важно заметить, что одной из важных задач в психологии труда будет разработка, обоснование и применение системы профессионального психологического отбора. Оценка профессионализма того или иного кандидата на вакантную должность или уже работающего сотрудника и определение профпригодности – вот на что в основном направлен профотбор. Исследования в ϶ᴛᴏй области ведутся уже более сотни лет, и они принесли положительные результаты. Было установлено, что индивидуальные психологические, физиологические особенности, профессиональная подготовка, другие характеристики связаны с показателями производительности и безопасности труда.

Г. Мюнстенберг внедрил профессиональный отбор и внес огромный вклад в его популяризацию. Нельзя сказать, что именно Г. Мюнстенберг стал основателем профотбора, так как многие психологи занимались им и до него. Но именно им было доказано преимущество научного экспериментально-психологического подхода при выявлении профессионализма у сотрудников по сравнению с интуитивными или житейскими представлениями. Последователи Г. Мюнстенберга использовали во время проведения профотбора несколько иные методы, а именно: изучали проф-отбор при помощи методов дифференциальной психологии, при ϶ᴛᴏм исследовались исключительно некᴏᴛᴏᴩые функции, к примеру, память, внимание. Также активно использовались исследования нервно-психического напряжения в процессе трудовой деятельности и ставились эксперименты, позволяющие изучить кандидата и пр.

Возникновение профотбора значительно сократило время работодателей на некомпетентных сотрудников, так как позволяло преодолевать неϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие кандидата и должности, профессии, а также метод профотбора помог добиться высоких результатов в эффективности трудовой деятельности, при ϶ᴛᴏм достигалась максимальная удовлетворенность работником при выполнении трудовой деятельности. Материал опубликован на http://сайт

По данной причине представляется необходимым дать определение профотбору. Под профотбором понимается комплекс мероприятий, кᴏᴛᴏᴩый направлен на определенного человека для выявления его здоровья, психологических и физических особенностей, уровня его образования и степени обучаемости.

При «обследовании» человека в профотбор включаются не только анализ его профессионализма, но и медицинские, физиологические и психические аспекты.

Психологический профотбор можно назвать специализированной процедурой, позволяющей определить степень развития совокупности психологических качеств личности. Правильный подход при профотборе позволяет во многом сократить финансовые издержки и текучесть кадров, что будет немаловажным.

Важно заметить, что одним из аспектов работы организационного психолога будет отбор персонала.

Принципы отбора персонала подразделяются:

  1. способы рекрутинга;
  2. объявления в Интернете, газетах – наиболее эффективный в современных условиях способ набора персонала;
  3. рекомендации уже работающих в организации знакомых, родных;
  4. направление службы занятости;
  5. встречи со студентами-выпускниками нужной специальности;
  6. предложения о переходе на работу работникам других организаций.

Личностные качества специалиста по отбору кадров имеют решающее значение особенно для тех, кто впервые устраивается на работу. Кандидат соглашается или не соглашается в зависимости от поведения, доброжелательности, умения слушать и предоставления полной информации о компании психологом-кадровиком.

Обычно методы отбора кандидатов включают :

  1. тестирование;
  2. опрос;
  3. личное интервью.

Исключая выше сказанное, учитывается наличие рекомендательных писем, опыта работы, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙия профилю работы.

Отметим, что тестирование обычно включает тест СМИЛ (стандартизированный многофакторный метод исследования личности), цветовой тест Люшера, тест на уровень тревожности и некᴏᴛᴏᴩые другие тесты.

Отметим, что тестирование призвано выявить некᴏᴛᴏᴩые личностные особенности кандидата на ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие профессиональным требованиям. Уместно отметить, что опрос направлен на выявление биографических данных кандидата, опыта работы и особенностей поведения на предыдущем месте работы, причин увольнения и т. д. Личное интервью позволяет составить определенное впечатление о кандидате.

Кадровая политика

Кадровая политика должна быть направлена на усиление стимулирующей роли оплаты труда, создание современных методов и технологий отбора персонала, разработку программ развития персонала, разработку социальной программы и многое другое.

Кадровая политика не должна быть дискриминационной.

Дискриминация – ущемление интересов сотрудника по каким-либо признакам. Факторы дискриминации:

  1. пол – женский труд обычно менее оплачиваем, и женщин, особенно молодого возраста, обычно неохотно принимают на работу из-за возможного рождения ребенка и ухода в декретный отпуск;
  2. возраст – работодатели склонны предоставлять рабочие места людям от 25 до 45 лет, люди старшего или младшего возраста обычно с трудом находят работу, поскольку либо не имеют опыта, либо считаются неперспективными (старыми) работниками в силу того, что возможен скорый уход на пенсию, частые отсутствия из-за болезней и т. д.;
  3. национальность (раса);
  4. место проживания и прописка;
  5. состояние здоровья – негативные установки по отношению к людям, имеющим проблемы со здоровьем и в силу ϶ᴛᴏго выполняющим рабочие обязанности не в полную силу;
  6. сексуальная ориентация;
  7. внешние данные;
  8. религиозные воззрения.

Правила поведения при приеме на работу

Учитывая зависимость от того, как пройдет первая встреча, возможно, с будущим работодателем, зависит ваша дальнейшая карьера и успешность ее построения в ϶ᴛᴏй организации.

На собеседовании предоставляется возможность показать себя с наилучшей стороны: прийти вовремя, одетым подобающим образом, блеснуть знанием хороших манер. В той ситуации, когда руководитель или менеджер по подбору кадров той организации, в кᴏᴛᴏᴩую вы пришли на собеседование, немного задержался и пришел к вам не вовремя, попытайтесь не показывать ϲʙᴏе недовольство и возмущение, так как вам крайне важно произвести положительное впечатление.

Перед тем как идти на собеседование, постарайтесь определить, какова ваша цель во время первой встречи с возможным работодателем. Постарайтесь быть похожим на ϲʙᴏего собеседника, будьте ему равным. Преподнесите себя как успешного, добивающегося всего как в карьерном, так и личном плане сотрудника. Первоначальное мнение о человеке складывается из следующих составляющих: аккуратная прическа, чистая обувь, одежда в деловом стиле, вас должен сопровождать приятный запах, ногти должны быть ухожены.

В случае если ваш собеседник ведет себя чересчур расслабленно и позволяет себе эмоционально жестикулировать, повышать голос и т. д., не обращайте внимания, так как ϶ᴛᴏ может быть только провокацией и проверкой для вас, что-то вроде испытания на реакцию в стрессовой ситуации;

  • по окончании собеседования в одной фразе подчеркните ϲʙᴏе желание работать в данной организации.
  • Следуя данным несложным правилам, можно великолепно преподнести себя, возможно, будущему работодателю.

    Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции психолога, образец 2019 года. Должностная инструкция психолога должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности психолога, права психолога, ответственность психолога.

    В должностной инструкции психолога должны быть отражены следующие пункты:

    Должностные обязанности психолога

    1) Должностные обязанности. Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия, учреждения, организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы. Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих. Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом. Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих. Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы. Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития. Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих. Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей. Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов. Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением. Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников. Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований. Консультирует руководителей предприятия, учреждения, организации по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.

    Психолог должен знать

    2) Психолог при выполнении своих должностных обязанностей должен знать: постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам практической психологии; психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию; методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников; технические средства, применяемые при изучении условий труда; передовой отечественной и зарубежный опыт работы психологов; основы технологии производства; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы профориентационной работы; законодательство о труде; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда.

    Требования к квалификации психолога

    3) Требования к квалификации.

    1. Общие положения

    1. Психолог относится к категории специалистов.

    • Психолог II категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога не менее 3 лет.
    • Психолог: высшее профессиональное (психологическое) образование без предъявления требований к стажу работы.

    3. Психолог принимается на должность и освобождается от должности директором организации.

    4. Психолог должен знать:

    • постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам практической психологии;
    • психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию;
    • методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников;
    • технические средства, применяемые при изучении условий труда;
    • передовой отечественной и зарубежный опыт работы психологов;
    • основы технологии производства;
    • основы экономики, организации производства, труда и управления;
    • основы профориентационной работы;
    • законодательство о труде;
    • правила внутреннего трудового распорядка;
    • правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

    5. В своей деятельности психолог руководствуется:

    • законодательством РФ,
    • Уставом организации,
    • приказами и распоряжениями работников, которым он подчинен согласно настоящей инструкции,
    • настоящей должностной инструкцией,
    • Правилами внутреннего трудового распорядка организации.

    6. Психолог подчиняется непосредственно начальнику отдела кадров.

    7. На время отсутствия психолога (командировка, отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное директором организации в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права, обязанности и несет ответственность за исполнение возложенных на него обязанностей.

    2. Должностные обязанности психолога

    Психолог:

    1. Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия, учреждения, организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.

    2. Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих.

    3. Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом.

    4. Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих.

    5. Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы.

    6. Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития.

    7. Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих.

    8. Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей.

    9. Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов.

    10. Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением.

    11. Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников.

    12. Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований.

    13. Консультирует руководителей предприятия, учреждения, организации по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.

    14. Соблюдает Правила внутреннего трудового распорядка и иные локальные нормативные акты организации.

    15. Соблюдает внутренние правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

    16. Обеспечивает соблюдение чистоты и порядка на своем рабочем месте,

    17. Выполняет в рамках трудового договора распоряжения работников, которым он подчинен согласно настоящей инструкции.

    3. Права психолога

    Психолог имеет право:

    1. Вносить на рассмотрение директора организации предложения:

    • по совершенствованию работы связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями,
    • о поощрении подчиненных ему отличившихся работников,
    • о привлечении к материальной и дисциплинарной ответственности подчиненных ему работников, нарушивших производственную и трудовую дисциплину.

    2. Запрашивать от структурных подразделений и работников организации информацию, необходимую ему для выполнения своих должностных обязанностей.

    3. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

    4. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.

    5. Требовать от руководства организации оказания содействия, в том числе обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

    6. Иные права, установленные действующим трудовым законодательством.

    4. Ответственность психолога

    Психолог несет ответственность в следующих случаях:

    1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, установленных трудовым законодательством Российской Федерации.

    2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, - в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

    3. За причинение материального ущерба организации - в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.


    Должностная инструкция психолога - образец 2019 года. Должностные обязанности психолога, права психолога, ответственность психолога.

    Должностная инструкция психолога

    1.Общие положения

    1.Отдел:кадров.

    2.Подразделение:Центр развития.

    3.Полное наименование должности:психолог.

    4.Назначение и снятие с должности осуществляется Генеральным директором.

    5.Исполнитель этой должности непосредственно подчиняется начальнику отдела.

    6.Исполнителя этой должности на период отсутствия замещает специалист (по отбору).

    7.В своей деятельности работник руководствуется следующими правовыми актами и нормативными документами:

    КЗОТ РФ,

    ГОСТ 6/30-97,

    Устав ООО "Колпино" ,

    Правила внутреннего трудового распорядка,

    Приказы (указания) прямого руководства,

    Положение об отделе кадров,

    Кадровая политика и стратегия,

    Концепция системы развития персонала,

    Положение об аттестации,

    Другие нормативные документы кадровой службы.

    1.Требования к квалификации:

    Работа на данной должности требует от работника следующей квалификации:

    Высшее профессиональное психологическое образование (МГУ, СПбГУ)

    Стаж работы по специальности не менее 3 лет.

    1.Исполнитель этой должности должен знать:

    Законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по управлению персоналом.

    Структуру и штаты предприятия, его профиль, специализацию и перспективы развития.

    Кадровую политику и стратегию предприятия.

    Системы и методы оценки персонала.

    Основы общей психологии, социальной психологии, психологии труда, психологического консультирования.

    Основы профессиографии.

    Основы профориентационной работы.

    Средства вычислительной техники, коммуникаций и связи.

    Правила и нормы охраны труда.

    Культуру труда и служебную этику.

    1.Функции

    На исполнителя этой должности возлагаются следующие функции:

    Мониторинг и психологическое сопровождение деятельности подразделений ООО "Колпино" .

    Проведение психологической диагностики персонала (по запросам руководителей подразделений).

    Проведение семейных консультаций, в том числе по детско-родительским отношениям (по запросу).

    Профессиональная ориентация детей сотрудников и подготовка отдельных из них к обучению и последующему поступлению на работу в ООО "Колпино" (по запросу).

    1.Должностные обязанности

    Психолог обязан:

    1.Выявлять факторы, влияющие на производительность труда и удовлетворенность трудом.

    2.Готовить предложения руководству и участвовать в реализации мероприятий, направленных на повышение производительности труда и удовлетворенности трудом.

    3.Разрабатывать и применять на практике методики оценки организационной культуры, морально-психологического климата и стилей управления в компании и предоставлять руководству систематизированную информацию и рекомендации по результатам изучения.

    4.Участвовать в реализации мероприятий по формированию и транслировании корпоративной культуры и улучшению социально-психологического климата в коллективе.

    5.Формировать и обновлять методическую базу.

    6.Готовить учебные, методические и информационные материалы для подразделений Фирмы по направлению деятельности.

    7.Консультировать руководителей подразделений по вопросам психологии управления, рекламы; ведения переговоров, работы с персоналом и клиентами.

    8.Выявлять причины, вызывающие конфликты между сотрудниками Фирмы. Разрешать конфликтные ситуации.

    9.Отбирать адекватные поставленным задачам методы и методики диагностики персонала и проводить диагностику.

    10.Давать качественные анализ и интерпретацию результатов диагностики и рекомендации руководителям подразделений.

    11.Периодически проводить лекции и семинары для руководителей подразделений, их заместителей по административной работе, ответственных за работу с персоналом отделов по актуальным вопросам организационной психологии и психологии личности.

    12.Проводить консультирование сотрудников по вопросам адаптации.

    13.Проводить собеседования с увольняющимися сотрудниками Фирмы.

    14.Систематически проводить анализ обратной связи по результатам реализации проводимых мероприятий, вносить изменения в проводимые мероприятия.

    15.Своевременно отвечать на запросы других сотрудников по направлению профессиональной деятельности, предоставлять требуемую информацию в полном объеме.

    16.Непредвзято относиться к другим сотрудникам, оценивать их вклад в достижение целей Фирмы по результатам их работы независимо от личного отношения.

    17.Соблюдать установленные сроки исполнения заданий и поручений.

    18.Оказывать помощь коллегам по работе при решении задач их деятельности в случае, если помощь может привести к качественному улучшению результатов их деятельности.

    19.Соблюдать правила конфиденциальности при работе с личной информацией сотрудников Фирмы.

    20.Непрерывно повышать свой профессиональный уровень.

    Психолог имеет право:

    1.Знакомиться с проектами решений руководителя отдела и руководителя организации по направлению деятельности.

    2.Присутствовать на совещаниях комитетов и рабочих групп, других собраниях сотрудников по направлению деятельности.

    3.Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с деятельностью кадровой службы.

    4.Вносить на рассмотрение директора по персоналу и начальника отдел кадров предложения по улучшению деятельности отдела и Фирмы и совершенствованию методов работы; варианты устранения имеющихся в деятельности компании недостатков.

    5.Осуществлять взаимодействие с сотрудниками всех структурных подразделений.

    6.Запрашивать лично или по поручению руководства от иных структурных подразделений информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

    7.С разрешения директора по персоналу или начальника отдела кадров привлекать специалистов всех структурных подразделений к решению задач по направлению деятельности.

    8.Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

    9.Требовать от директора по персоналу и начальника ОК содействия в исполнении должностных обязанностей и реализации прав, предусмотренных настоящей должностной инструкцией.

    10.Действовать от имени отдела кадров и представлять его интересы во взаимоотношениях с иными структурными подразделениями организации в пределах своей компетенции.

    1.Ответственность

    Психолог несет ответственность за:

    1.Нечеткое и несвоевременное выполнение своих должностных обязанностей - взыскание в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

    2.Правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации

    3.Причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

    4.Нарушение трудовой дисциплины и несоблюдение внутренних правил трудовой деятельности – в пределах, определенных внутренними нормативными документами фирмы.

    5.Некорректное отношение к сотрудникам фирмы – в пределах, определенных директором по персоналу и начальником отдела кадров.

    1.Взаимоотношения

    6.Исполнитель данной должности в процессе работы взаимодействует по направлению деятельности с сотрудниками всех структурных подразделений.

    2.Критерии эффективности и оценки работы психолога

    1.Отсутствие конфликтов в подразделениях, рост производительности труда и снижение текучести кадров.

    2.Четкое, полное и своевременное предоставление запрашиваемой по направлению деятельности информации из других отделов.

    3.Реализация функций кадровой службы, обозначенных в настоящей должностной инструкции.

    Начальник отдела кадров __________________ В.Л. Павлов

    Согласовано

    Начальник юридического отдела __________________ А.Т. Михнева

    Директор по персоналу __________________ Е.Р. Бондарчук

    С инструкцией ознакомлен:

    _________________ /___________ “____” ______________ 2001 г.

    С настоящей должностной инструкцией ознакомлен: Дата. Подпись.

    1. Осуществляет психолого-педагогическое изучение детей с целью обеспечения индивидуального подхода к ним на протяжении всего периода обучения в средней общеобразовательной школе. На основе использования достижений психологической науки способствует обеспечению полноценного личностного и интеллектуального развития учащихся.

    2. Выступает в роли участника воспитательного процесса в работе с семьёй и ребёнком.

    3. Проводит психопрофилактическую и диагностическую работу:

    1) по запросам педагогов, администрации школы, родителей учащихся изучает интеллектуальные, личностные, межличностные, эмоционально-волевые особенности школьников, их интересы, склонности;

    2) участвует в приёме детей в 1-ые классы школы с целью раннего выявления недостаточной психологической готовности к школьному обучению;

    3) проводит психологическое обследование детей при переходе из начальной школы в неполную среднюю;

    4) использует наиболее эффективные диагностические методы для установления причин неуспеваемости и недисциплинированности учащихся, причин нарушений межличностных отношений школьников со сверстниками с целью своевременного оказания психологической помощи и поддержки;

    5) проводит углублённое психологическое обследование учащихся, направляемых на ПМПК.

    4. Совместно с педагогами разрабатывает программу индивидуальной работы с учащимися для обеспечения полноценного включения их в учебную деятельность с первых дней пребывания в школе и при обучении на новом школьном этапе.

    5. Проводит необходимую психокоррекционную работу.

    6. Прогнозирует и оказывает поддержку в развитии индивидуальных и творческих способностей учащихся.

    7. Проводит индивидуальные и групповые консультации учащихся по вопросам обучения, культуры умственного труда, развития, жизненного самоопределения, самовоспитания, профессиональной ориентации, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

    8. Консультирует администрацию школы, учителей, родителей учащихся по проблемам обучения и воспитания детей.

    9. По запросам народных судов, милиции, органов опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних проводит психологическую экспертизу психического состояния ребёнка и условий семейного воспитания.

    10. Принимает участие в работе педсоветов, методических объединений. Подготавливает необходимую информацию для педагогического совета и педагогического консилиума для разрешения основных проблем, связанных с обеспечением индивидуального подхода к учащимся.

    11. Проводит психологическую работу с учителями (семинары, тренинги, методические учёбы).

    12. Работает в тесном контакте с классными руководителями, социальным педагогом, логопедом, администрацией школы.

    13. Пропагандирует психолого-педагогические знания среди родителей учащихся (общешкольные и классные родительские собрания).

    14. Несёт ответственность за сохранность документации и оборудования школьного психологического кабинета, обеспечивает правильное его использование.

    15. Осуществляет учёт результатов психолого-педагогической работы в строгом соответствии с формами, установленными научно-методическими центрами школьной психологической службы.

    Основными направлениями деятельности практического психолога, предусмотренные "Положением о психологической службе образования" являются:

    · Психопрофилактическая работа Психологическая профилактика предусматривает деятельность по:

    разработке, апробации и внедрению развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа;

    контролю за соблюдение психогигиенических условий обучения и развития детей в образовательных учреждениях и семье, обеспечением гармоничного, психического развития и формирования личности детей на каждом этапе их развития;

    элиминированием неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, семье;

    обеспечению условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей и подростков в процессе непрерывной социализации;

    подготовке детей и подростков к сознанию тех сфер жизни, в которых они хотели бы реализовать свои способности и знания;

    своевременному предупреждению возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей.

    · Психодиагностическая работа

    · Развивающая и психокоррекционная работа (Развивающая и психокоррекционная работа предусматривает деятельность по:

    активному взаимодействию психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающему психическое развитие и становление личности детей, реализации возрастных и индивидуальных возможностей развития детей;

    участию в разработке, апробации и внедрении комплексных психолого-медико-педагогических развивающих и коррекционных программ;

    реализации комплекса индивидуальных ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений физическом, психическом, нравственном развитии несовершеннолетним.

    · Консультативная работа (психологическое консультирование) Психологическое консультирование предусматривает деятельность по:

    консультированию администрации образовательного учреждению по вопросам управления педагогическим коллективом, администрации и педагогов, по вопросам развития, обучения и воспитания и образования детей;

    консультированию родителей и членов семей детей по вопросам воспитания, семейных и межличностных взаимодействий;

    консультированию представителей других служб и государственных органов, обращающихся в образовательное учреждение с вопросами, связанными с развитием детей по проблемам возрастных и индивидуальных особенностей психического, личностного развития детей и молодежи.

    социализации и социальной адаптации несовершеннолетних.

    · Психологическое просвещение

    Просвещение - важное направление деятельности практического психолога. Представляет собой совокупность методов, средств по информированию лиц, заинтересованных в психологических знаниях и имеющих отношение к воспитанию и образованию детей (Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000)

    Психологическое просвещение предусматривает деятельность:

    получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей и подростков, динамике процесса развития, необходимой для оказания психологической помощи детям. Их родителям педагогам;

    выявлению возможностей. интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного и профессионального самоопределения;

    определению причин нарушений в обучении, поведении и развитии несовершеннолетних.

    · Психологическая реабилитация Психологическая реабилитация предусматривает деятельность по:

    психологическому сопровождению детей, членов их семей в процессе консультативной и психокоррекционной работы с ним;

    конструированию адаптивных моделей поведения и социальных взаимодействий, обеспечивающих наиболее полную социализацию и интеграцию в общество проблемных детей и их семей.

    Кабинет психолога находится на втором этаже реабилитационного центра.

    Цвет стен, пола, мебели, жалюзи подобран по принципу использования спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения и раздражения. Мебель в кабинете с округленными формами и установлена в контексте общей композиции. Освещение в кабинете соответствует нормам.

    Зона ожидания. Находится за пределами.

    Консультативная зона: мягкая мебель, журнальный столик.

    Рабочая зона: письменный стол, компьютерный стол, стулья, компьютер, множительная техника, шкафы для хранения методических материалов, дидактических игр и игрушек, библиотека, сейф для хранения документов.

    Зона развивающих занятий: детский стол и стульчики, игрушки Психотерапевтическая зона: стеллажи для хранения изоматериалов и наборов игрушек, песочница.

    Должностная инструкция педагога психолога


    I. Общие положения
    1. Педагог-психолог относится к категории специалистов.
    2. На должность педагога-психолога назначается лицо, имеющее среднее психологическое или среднее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология" (без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы (работы по специальности): от 2 до 4 лет; от 4 до 6 лет; свыше 6 лет) или высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология" (без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы (работы по специальности): от 2 до 4 лет; от 4 до 6 лет; от 6 до 10 лет; свыше 10 лет) или квалификационную категорию. (II, I, высшую)
    3. Назначение на должность педагога-психолога и освобождение от нее производится приказом директора учреждения по представлению.
    4. Педагог-психолог должен знать:
    4.1. Конституцию РФ.
    4.2. Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и федеральных органов управления образованием по вопросам образования.
    4.3. Декларацию прав и свобод человека.
    4.4. Конвенцию о правах ребенка.
    4.5. Нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся (воспитанников) и их социальной защиты.
    4.6. Общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику.
    4.7. Основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики.
    4.8. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

    5. Педагог-психолог подчиняется непосредственно (директору учреждения; иному должностному лицу)
    6. На время отсутствия педагога-психолога (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо, приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

    II. Должностные обязанности педагога-психолога
    Педагог-психолог :
    1. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников) в процессе воспитания и обучения в учреждениях.
    2. Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка.
    3. Способствует гармонизации социальной сферы учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации.
    4. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся (воспитанников) и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной).
    5. Оказывает помощь обучающимся (воспитанникам), родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.
    6. Проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения.
    7. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (лиц, их заменяющих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся (воспитанников).
    8. Ведет документацию по установленной форме и использует ее по назначению.
    9. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности обучающихся (воспитанников), способствует развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.
    10. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся (воспитанников), содействует их развитию и поиску.
    11. Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся (воспитанников), а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.
    12. Формирует психологическую культуру обучающихся (воспитанников), педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания.
    13. Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся (воспитанников), педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих).

    III. Права педагога-психолога
    Педагог-психолог вправе:
    1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.
    2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
    3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
    4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - то с разрешения руководителя учреждения).
    5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.

    IV. Ответственность педагога-психолога
    Педагог-психолог несет ответственность:
    1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
    2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
    3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации

    Примерная должностная инструкция педагога-психолога
    среднего специального учебного заведения

    1. Общие положения

    1.1. Педагог-психолог является работником образовательного учреждения среднего профессионального образования, осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение, укрепление и развитие психического и психологического здоровья студентов, их родителей, преподавателей и других участников образовательного процесса.

    1.2. Педагог-психолог назначается приказом директора учебного заведения из числа лиц, имеющих высшее психологическое образование или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология» и непосредственно подчиняется руководителю психологической службы или директору образовательного учреждения.

    1.3. Педагог-психолог в своей работе опирается на Конституцию Российской Федерации; Законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования и воспитания студентов; основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям (Конвенция о правах ребенка; Международная конвенция о правах и основных свободах человека); Декларацию прав и свобод человека; Федеральный закон «Об образовании»; Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и подростков; основы законодательства в области охраны труда (требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий учебного заведения, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты), здравоохранения, профориентации, занятости населения и его социальной защиты.

    2. Требования к знаниям и умениям педагога-психолога

    2.1. Педагог-психолог должен знать: общую психологию, педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психологию общения, основы психодиагностики, основы дефектологии, основы психотерапии, основы сексологии, основы психологической гигиены, основы профориентации, психологии труда, основы психологического консультирования и психопрофилактики, возрастную анатомию и физиологию подростка.

    2.2. Педагог-психолог должен владеть: методами активного обучения, социального психотренинга, современными методами индивидуальной и групповой профконсультации, методами диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка.

    3. Обязанности педагога-психолога

    Педагог-психолог обязан:

    – обеспечивать и поддерживать психологическое здоровье и развитие личности студентов;

    – по мере необходимости проводить психологическую диагностику, выявлять индивидуально-психологические особенности студентов на протяжении всего периода обучения;

    – оказывать помощь студентам в процессе адаптации;

    – выявлять и предупреждать возможные нарушения в становлении и развитии личности студента посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации;

    – оказывать психологическую помощь и поддержку студентам, преподавателям, родителям в решении личностных, профессиональных и других проблем;

    – участвовать в психологической поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

    – содействовать формированию благоприятного социально – психологического климата в студенческих и педагогических коллективах;

    – оказывать психологическую помощь и поддержку преподавателям, мастерам производственного обучения и студентам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;

    – участвовать в формировании здоровьесберегающих образовательных технологий, здорового образа жизни, профилактике асоциальных явлений в студенческой среде;

    – содействовать развитию профессионально-значимых качеств и социальной зрелости студентов;

    – содействовать предупреждению возможных асоциальных действий студентов, осуществлять коррекцию асоциального поведения студентов;

    – повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов, студентов и их родителей, используя различные формы и методы пропаганды психологических знаний;

    – участвовать в планировании и разработке развивающих и психокоррекционных программ учебной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности студентов;

    – содействовать творческому развитию одаренных студентов;

    – консультировать администрацию, педагогов и родителей по проблемам индивидуального развития студентов;

    – консультировать студентов по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;

    – осуществлять консультирование администрации и сотрудников образовательного учреждения по вопросам использования достижений психологии в управлении персоналом среднего специального учебного заведения;

    – осуществлять профориентационную работу, способствующую самостоятельному и осознанному выбору молодежью профессии с учетом их ценностных ориентации, способностей, а также жизненных планов;

    – систематически повышать собственную профессиональную компетентность и квалификацию.

    5. Права педагога-психолога

    Педагог-психолог имеет право:

    – знакомиться с документацией образовательного учреждения;

    – участвовать в работе педагогического и методического советов учебного заведения, а также предметных (цикловых) комиссий, вносить свои предложения по формированию индивидуальной программы адаптации студентов в среднем специальном учебном заведении, созданию благоприятного социально-психологического климата в педагогическом и студенческом коллективах, подготовке конкурентоспособных специалистов на рынке труда;

    – участвовать с правом совещательного голоса в работе медико-психолого-педагогических и др. комиссий по вопросам обучения и воспитания студентов;

    – сотрудничать со специалистами социальных служб, медицинских учреждений, инспекций по делам несовершеннолетних, с субъектами социального партнерства в вопросах воспитания и развития студентов, обращаться с запросами в медицинские дефектологические и научные психологические учреждения, а также в учреждения городской, районной, областной психологической службы за помощью и содействием;

    – самостоятельно выбирать приоритетные направления работы, учитывая особенности функционирования и развития среднего специального учебного заведения;

    – самостоятельно формировать конкретные задачи работы с студентами и взрослыми, выбирать формы и методы работы, принимать решения по вопросам очередности проведения различных видов работ;

    – повышать свою квалификацию, посещать семинары, курсы;

    – проводить групповые и индивидуальные социально – психологические обследования;

    – участвовать в преобразовании образовательной среды с учетом особенностей студентов и педагогического коллектива;

    – участвовать в формировании корпоративной культуры;

    – вести пропаганду психолого-педагогических знаний (лекции, беседы, выступления);

    – консультировать администрацию учебного заведения по психологическому сопровождению управленческой деятельности;

    – выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах, газетах и других средствах массовой информации;

    – участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и др. видов работы, оценке их эффективности;

    – участвовать в работе молодежных общественных объединений, советов студенческого самоуправления;

    – обращаться в центры профориентации по вопросам, связанным с профессиональным самоопределением студентов.

     


    Читайте:



    Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

    Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

    Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

    Почвенный покров южной америки

    Почвенный покров южной америки

    Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

    Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

    Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

    Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

    Cобытия Второй мировой войны

    Cобытия Второй мировой войны

    Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

    feed-image RSS