Главная - Внимание
Три признака современной Золушки (и почему они мешают вам быть счастливой). Интересные факты о «Золушке Сказка золушка влияние на девочек

Сказка для взрослых

Зима. Заснеженный лес - зимняя сказка. Принаряженный город - обыкновенное новогоднее чудо. В стране - по-прежнему актуален нестареющий девиз "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью". В мыслях - где бы взять на это силы и найти помощницу в виде бескорыстной феи? В сердце - мечты, желания, надежды. Люди любят мечтать, и им нравится надеяться на чудо. Особенно женщинам, а возраст не имеет никакого значения. Но все-таки особенно сладко мечтается в юности. Есть и определенное время года, когда мечтать и загадывать желания можно и нужно, высказывать вслух, держать в тайне, и обязательно настойчиво и трепетно ждать чуда. Это самые таинственные и сказочные месяцы года: декабрь и январь.

Одно из самых заветных желаний многих девушек - судьба Золушки. И как-то сам собой напрашивается вопрос: а что было бы, если б в Западной Европе не появилась эта сказка? Но есть предположение, что история, напоминающая сказку "Золушка", была известна в Китае в очень давние времена - 3 000 лет назад, то есть, простите, до нашей эры. Но сегодня не удивительно, что Поднебесная впереди планеты всей во многих вопросах бытия.

Грустная история со счастливым концом

Сюжет этой сказки имеет тысячу интерпретаций в мировом фольклоре, а сколько будоражащих воображение историй из жизни мы знаем! На французском языке сказка называется Cendrillon, на немецком - Aschenputtel. С легкой руки И.С.Тургенева название звучало не очень привлекательно и несколько пренебрежительно - "Замарашка". Такое сгущение красок свойственно русскому менталитету: чем хуже сейчас, тем слаще будет счастье. К тому же по законам жанра надо сначала страдать, чтобы потом получить от жизни такой большой бонус. Однако прижилось слово более мягкое, став и названием сказки, и именем героини - Золушка, которое кажется вполне изысканным: "Вечером, окончив работу, она забиралась в уголок возле камина и сидела там, на ящике с золой. Поэтому сестры, а за ними и все в доме прозвали ее Золушкой" (Ш.Перро).

Как звали Золушку?

Странно, что ни один автор не открыл тайну настоящего имени Золушки. Словно это не имело никакого значения, потому что вся прошлая жизнь ее была кошмаром и неудачей, о которых хочется забыть. К тому же, выйдя замуж за принца, она получила не просто фамилию мужа, а титул. Именно титул и целое королевство - главное, что привлекает девушек.

Из грязи в князи?

Сегодня принято думать, что Золушка - девушка из бедной семьи , а потому ей приходилось выполнять роль прислуги и делать всю черную работу по дому. Но это не так. Получить приглашение на бал, который устраивает королевская семья, не пустяк. Надо быть знатным человеком, каким, очевидно, и был отец Золушки. Все зло в ее жизни исходило от мачехи и ее дочерей. И если бы папа Золушки не был подкаблучником и мог защитить свою дочь, то она спокойно поехала бы на бал и очаровала принца, так сказать, без всяких интриг и трудностей. Но тогда не было бы сказки.

Добрая фея

Стоит ли говорить, что искусство волшебства - это большая сила во все времена и у всех народов. Но и сама Золушка кажется почти волшебницей: каждое воскресенье Золушка расчесывала волосы, из них выпадали золотые зернышки, которые склевывали гуси. Одним словом, у Золушки все-таки были шансы стать счастливой. Сегодня эти факты почему-то забываются, а потому бытует мнение, что Золушкой может стать девушка, которая в этой жизни вообще не могла ни на что рассчитывать: бедна, из неблагополучной или очень простой семьи, без образования, да и собой не так уж хороша.

В советские времена Золушками называли себя девушки из рабочих семей, которым посчастливилось выйти замуж за сына, например, работника обкома партии. Впрочем, об этом могли мечтать практически все девочки. Времена в этом плане не изменились, поменялись лишь названия. Но только не у этой сказки.

Почему именно ОНА?

Стать Золушкой мечтают многие. Но не у всех получается. А потому часто задается вопрос, почему именно она? Например, девушкам из благополучных семей, красавицам и умницам, как-то неприлично мечтать о судьбе Золушки. За ними ухаживают хорошие мальчики - потенциальные женихи, открыты все дороги к образованию, а не черной работе, есть деньги на красивые платья и хрустальные туфельки. Будущее почти прописано по пунктам… Но не всем им, однако, выпадает большое личное счастье: не смея желать Принца, некоторые выбирают в мужья свинопасов; хорошие мальчики оказываются подлецами; благополучие исчезает, как туман, становясь семейным преданием. Вырваться из неприятных жизненных ситуаций, сломать старую неудачную жизнь и построить новую, счастливую, как у Золушки, эти девушки, увы, не могут. Причина до обидного банальна: мешает интеллект и вечный вопрос: а разве такое возможно? А в жизни возможно все, надо только уметь вставать из пепла и перерождаться. Кстати, слово "аschen" переводится с немецкого как "пепел".


Все средства хороши

Золушка всегда отождествлялась с Вестой, богиней дома и домашнего очага, и была символом смирения, которое когда-то считалось добродетелью. Естественно, что сегодня ждать можно всю жизнь, если не поехать на бал - устроиться на работу в известную компанию, пойти на вечеринку, поехать отдыхать на дорогой курорт, то есть туда, где будут мужчины, которым можно присвоить почетное звание "принц".

Но и знакомство с Принцем - это только аванс, потому что своего счастья необходимо добиваться. Помните, у Золушки даже на балу находится при себе нитка и иголкой? Этот факт очаровал короля, ведь у юной красавицы еще и золотые руки! Золушка волшебным образом улучшает настроение Принца: это самый большой плюс, и этим придется заниматься всегда! Намного хуже, если до встречи с вами у него было хорошее настроение, а потом испортилось.

Туфелька


Как мы знаем, туфелька, которую потеряла Золушка, была хрустальной. Вернее, из голубого хрусталя. Но это у Шарля Перро. Братья Гримм решили, что туфелька должна быть золотой.
В пересказах этого действительно легендарного произведения обувь Золушки бывала расшита жемчугом и драгоценными камнями. Одним словом - дорогая. Так что, отправляясь на поиски принца, не надо забывать о том, что обувь делает женщину женщиной (х\ф "Служебный роман"), а дорогая обувь - дорогой женщиной. И уж если на лестнице, по хитрости принца намазанной смолой, как в сказке Гримм, вы потеряете туфельку именитого дизайнера, то придется вам вернуться за ней самой.

Принц

Сказочный Принц Мирлифлор был на самом деле хорош. Современные Принцы стали другими: у них поменялись вкусы. Одна Золушка, вторая, третья. В этой ситуации считать до трех довольно утомительно. К тому же, зачем Золушку официально превращать в Принцессу? Этого хочется ЕЙ, но, как говорят на Западе, а теперь у нас: это ЕЁ проблемы. Золушке лучше подарить иллюзию, ожидание счастья, а это, как утверждают психологи, - уже и есть счастье. При этом жениться лучше на девушке из хорошей семьи, со звучной фамилией, намекающей на то, что ее предки были аристократами и близки к короне, смешать свою голубую кровь, даже если она такой не была еще 20 лет назад, с еще более голубой. Потому стало модным искать жену через брачное агентство и за рубежом, например, в Великобритании, но идеальную, которой не напомнят при случае, что она была Золушкой.

Но и Золушки все чаще хотят не Принца, а самого короля.

Диссонансы



Бывает, что Принцев тоже бросают бывшие Золушки, потому что надоел и хочется нормального мужика, но - не будем лукавить - не самого простого, а с изюминкой, с лаврами, с огнем в очах, с обещанием того, чего еще не было в жизни.

Под елкой

Лучшее место для сладких мечтаний в ожидании чуда - под елкой. В полумраке, в переливах света гирлянд и огне свечей, в аромате хвои хочется верить, что счастье прямо сейчас или немного позже постучит в дверь. Но самое интересное, что не только девушки мечтают о судьбе Золушки. Часто предаются мечтам и мужчины: они тоже хотят рассчитывать на помощь Феи и стать Принцами благодаря доброй и понимающей Принцессе, главное - они верят, что рано или поздно так и будет. Вот только как зовут этих парней? Смешно, но название сказки вполне универсально. Так, может быть, "Золушок"? О, могучий и великий русский язык, что бы мы без тебя делали?


Оригинал записи и комментарии на


«Выпрями спину, ты же будущая принцесса», - говорит женщина за соседним столом в ресторане. Она обращается к дочке лет пяти, которая действительно выравнивает спинку, умильно поджимает губу и осторожно подносит вилку к макаронам. Каких-то династических признаков у ребенка я при этом не вижу, но мама знает лучше. «Фу, как ты растрепалась! Такую принц никогда не полюбит», - раздается на детской площадке питерского двора. Это мама хочет расчесать шестилетнюю Любочку, которая играет со своими подружками в догонялки. Принц в планы девочки в этот момент точно не входит.

Принц и принцесса - персоны для современного человека мифические. Нет, конечно, в Европе сохранились династии, но давайте будем честны: эти ребята давно уже не походят на персонажей, которых хочется ставить в пример детям, они обычные люди с земными проблемами. Поэтому мне кажется, когда мама говорит что-то подобное, она вкладывает в эти слова образ героя, взятого из детской литературы, понятный ее чаду. И я, как человек, пишущий сказки и с удовольствием читающий чужие, предлагаю подумать о том, что мы несем своим дочерям, желая вырастить из них принцесс, ожидающих принцев? Давайте возьмем за основу, например, всем известную «Золушку».

Это не только узнаваемая, но и древняя сказка: встречалась она на египетских папирусах, существует ее итальянский пересказ начала XVII века, французский вариант Шарля Пьеро и, конечно, кровожадная и потому наиболее приближенная к жизни версия Братьев Гримм. Но важно то, что сюжет, согласно которому бедная девушка чудом оказывается на балу, где в нее влюбляется принц, выходит за него замуж, и уже это само по себе является счастливым концом, сегодня вызывает сомнения.

Эта история, как и любая другая, идущая из народа и лишь записанная сказочниками, придумана простыми людьми далеко не в XXI веке. Передавалась она из уст в уста в крестьянских домах в бедных кварталах городов сотни лет назад. В те времена единственным шансом женщины повысить свой социальный статус было выйти замуж за человека выше по положению. Наверное, тогда «выйти замуж за принца» действительно было счастливым «концом» не только для самой девушки, но и для всей ее семьи. Хотя и тут мне хочется усомниться, потому что слишком уж много возникает вопросов. А как себя чувствовала Золушка, когда она оказалась на приеме в честь датского посла и выяснилось, что все говорят на иностранных языках, а она нет? А им было, о чем поговорить с принцем, увлеченного древнегреческой философией? А каково было самой Золушке чувствовать себя бедной родственницей? А ее папа был желанным гостем во дворце?


Сценарий «выйти замуж за принца» уже давно не является идеалом женского счастья, да и «жениться на принцессе» - спорный вариант для современного мужчины. Счастливым в нашем бурное свободолюбивое время можно назвать союз максимально равных и созвучных между собой людей. Конечно, стопроцентных совпадений не бывает, но глупо отрицать тот факт, что чем больше общего у пары, в том числе в социальном статусе, тем меньше коэффициент сопротивления и тем лучше состыкуются шестеренки сложного механизма под названием «семья». Так почему до сих пор звучат все эти «принцессы» и «принцы» в педагогических речах родителей абсолютно не королевского происхождения?

Приходишь потом в ресторан «Ginza», а там все столы золушками забиты, только принцев нет, а если есть, то лысеющие и с барсетками. Девушек хозяева дорогих ресторанов называют не «принцессами», а «чайками», потому что те только заказывают чай и часами ждут. Мне не жалко рестораторов, столов, принцесс с лысеющими принцами, пусть сидят, но я бы не желала такой судьбы своим дочерям.


Справедливости ради, замечу, что историй с подобным сюжетом, идущих из прошлых веков, много: «Рапунцель», «Белоснежка и розочка», немецкий и шведский фольклор, наш русский Иван-дурак тоже в конце каждой сказки не прочь на царевне жениться. А в «Золушке», кроме выделенной мной сюжетной линии, можно найти много полезного для современной девочки: не встречать по одежке, судить о человеке по его поступкам, не держать зла и уметь прощать. Это лишь маленькая часть того, на что можно обратить внимание ребенка в этой красивой древней истории. Ну а выйти замуж за принца - если только очень захочется.

« Где же там жертвоприношения, а тем более каннибализм?» — удивитесь вы. Сказка-то о доброй и кроткой девочке, которая ковырялась в золе, пока не пробил ее час. Все дело в том, что сказки братьев Гримм и Шарля Перро — сказки, записанные уже в XVIII—XIX вв. еках, то есть близко к нашему времени.

Первоначальный же, мифологический контекст в более поздних обработках бывает сильно искажен. Мифологические элементы, присутствующие в ранних версиях сказки, забываются, ведь миф далеко не всегда логичен и понятен. Миф куда более архаичный и пугающий, а сказка — попытка его рационализации.

« Золушка» — один из популярнейших« бродячих сюжетов», который имеет свыше тысячи воплощений в фольклоре разных народов мира.

Где мать Золушки? Ее съели!

Одним из важнейших образов в сказке« Золушка» является образ погибшей матери. У читателя не возникает вопроса, отчего могла умереть несчастная женщина. Появление доброй феи-крестной в версии Шарля Перро также не вызывает удивления. И мало кому приходит в голову, как тесно связаны между собой эти два образа.
Итак, в самом начале сказки у Золушки умирает родная мать, а отец, погоревав, находит себе другую жену. Отчего же наступает смерть? В большинстве сказок это не освещается, а приводится как данность, но до сих пор остались сказки, сохранившие в себе самые древние мотивы, которые дают ответ на этот вопрос.
В греческой версии« Девка-на-насесте»(Edmund Martin Geldart, Folk-Lore of Modern Greece: The Tales of the People, Little Saddleslut) мать принимает смерть от рук собственных дочерей:

Однажды три сестры сидели и пряли лен. И сказали они: «Чье веретено упадет на землю, ту мы убьем и съедим». Первым упало веретено их матери, но они не тронули ее, а сели прясть дальше. И вновь упало матушкино веретено, и опять, опять… «Ну что ж! — сказали они. — Теперь-то мы ее съедим». Но Золушка вступается за мать, хотя и безрезультатно: « Нет! — сказала самая младшая из сестер. — Не ешьте ее. Раз уж вам так хочется мяса, съешьте лучше меня». Но сестры отказались; двое из них убили, а затем приготовили мать.

Вот так жестоко расправились дочери над собственной матерью. Золушка же отказывается от трапезы и впоследствии будет за это вознаграждена.
Из текста можно предположить, что мать нарочно роняет веретено, чтобы спасти своих детей. Впоследствии в сказке Little Saddleslut(«Девка-на-насесте») именно мать становится волшебной дарительницей для младшей дочери, над которой насмехались сестры:

Затем самая младшая, которую называли Девка-на-насесте [после смерти матери девушка все время сидела на курином насесте, за что сестры дали ей эту кличку], собрала все материны кости и похоронила их под изгородью. Сорок дней девушка окуривала их ладаном, а затем хотела отнести в другое место. Только она подняла камень, как лучи света ослепили ее. Она нашла там прекрасное одеяние, будто сотканное из неба и звезд, из весны и морских волн. Кроме платья, там лежало множество монет.

Но это не единичный случай. Примеров с упоминанием поедания матери членами ее семьи встречается довольно много. Нередко мотив так называемого эндоканнибализма(поедание родственника) совершается в более мягкой форме, то есть отсутствует прямое упоминание вкушения человеческой плоти. Мать в этих версиях превращается в животное — часто корову — и только после этого съедается.

Нарушение волшебного запрета

В некоторых сказках трансформация матери в животное является следствием нарушения волшебного запрета. Вот что рассказывает нам сербская сказка« Пепелюга»(Woislav M. Petrovitch, Hero Tales and Legends of the Serbians, Pepelyuga):

На высокогорных пастбищах, поблизости от глубоких пропастей, несколько девушек пряли пряжу и присматривали за скотом. Вдруг они заметили странного мужчину с длинной белой бородой до пояса. Он остановился и сказал: «Прекрасные девы, остерегайтесь пропасти. Ведь если кто-нибудь из вас уронит в нее свое веретено, мать той девушки превратится в корову в тот же момент!» Сказав это, старик исчез. Девушки же, озадаченные его словами и обсуждая странное происшествие, подошли к самому краю обрыва… Они с любопытством заглядывали в расщелину, будто надеялись увидеть там что-то необычное. Внезапно веретено выскользнуло из рук самой красивой из них и, ударяясь о камни, улетело в бездну. Когда вечером девушка вернулась домой, худшие ее страхи воплотились в жизнь. Вместо матери она увидела перед дверью корову.

Корова помогает Марре(сербской Золушке), когда ее отец женится на злой и строптивой женщине. Но мачеха не глупа — она велит своей дочери отправиться вслед за Маррой и проследить, как той удается всегда быть сытой. Обман открывается, и сводная сестра доносит матери, что корова подкармливает девушку и помогает выполнять задания мачехи. Злая мачеха приказывает убить корову, но та, предчувствуя смерть, велит Марре не пробовать ее мяса, а кости собрать и похоронить в определенном месте.
Довольно часто мать, обращенная в животное, предвидит свою смерть и не страшится ее.
Еще одним примером наказания за нарушенный запрет может служить сказка« Злая мачеха»(J.Hinton Knowles, Folk-Tales of Kashmir, The Wicked Stepmother) государства Кашмир. В этой сказке в качестве матери Золушки выступает жена брахмана. Уходя из дому, брахман настоятельно просит супругу не есть ничего до его возвращения. В противном случае она превратится в козу. Если же он сам отведает пищи вне дома, то обернется тигром.
Ослушавшись завета мужа, жена пробует пищу в его отсутствие и оборачивается козой. Ее бывший муж женится заново. В этой версии сказки у Золушки есть еще братья и сестры, которых и выручает волшебная коза до того момента, как злая мачеха не вычисляет их помощника. После этого новая жена, прикинувшись больной, велит лекарю сказать, что спасти ее может только козье мясо. Лекарь безропотно выполняет ее повеление. У брахмана в это время не было денег на другую козу, поэтому печальная участь постигает его бывшую жену.

При чем тут жертвоприношение?


Выделяют две основные причины каннибализма как реального явления: вынужденный каннибализм, связанный с тяжелыми бытовыми условиями(голод, засуха и прочие), и каннибализм ритуальный. В контексте данной истории можно с относительной уверенностью отклонить версию поедания родственника в связи с голодом, так как в сказках неоднократно упоминаются тучные стада овец и другие признаки достатка.
Явление эндоканнибализма уходит корнями в глубокую архаику и довольно часто упоминается в мифах и сказках. Если изначально каннибализм был присущ верховным божествам, то по мере распространения запрета он становится особенностью низших мифологических существ: вампиров, оборотней и так далее. Обычно он сурово наказывается.

Так, в большинстве сказок о Золушке, в которых присутствует мотив косвенного или прямого каннибализма, животные, являющиеся духом погибшей матери, запрещают ей пробовать их мясо.

Мстительная Золушка из Вьетнама


Временами сюжет сворачивает в совершенно немыслимые стороны. В одной из вьетнамских версий сказки« Тэм и Кэм»(Tấm Cám) Золушка карает мачеху жесточайшим образом, заставляя ту отведать плоти собственной дочери.
Когда вьетнамская Золушка Тэм уже вышла замуж за принца, ее сводная сестра Кэм спрашивает у нее, как той удается сохранять свою красоту. Тэм отвечает, что она всего лишь принимает ванну с кипятком. Сделав так, как ей посоветовала сестрица, Кэм погибает, сварившись заживо. Тэм разрезает ее тело на части и готовит из мяса еду, а потом отправляет мачехе. Женщина без раздумий принимается за трапезу, но тут ворон садится на крышу ее дома и каркает: «Вкуснятина! Мать ест плоть собственной дочери! Осталось ли еще? Дай и мне кусочек!» И только доев до конца, мачеха обнаруживает череп своей девочки на дне горшка, после чего умирает от шока.

Животные-помощники: от коровы до рыбы

С течением времени мотив каннибализма прошел длинный путь рационализации. Сказка очень долгое время оставалась устным жанром. Передавая из уст в уста знакомый сюжет, рассказчики привносили в историю о Золушке что-то свое, часто опуская или рационализируя то, что было непонятно повествователю. Таким образом, разрыв между матерью Золушки и добрым помощником, возникающем на ее пути, стал увеличиваться.
Во многих версиях сказки образ матери утрачивает свою значимость, но при этом сохраняется образ животного-помощника, появление которого никак не объясняется. В ирландском, шотландском и сербском аналогах« Золушки» в качестве такого животного выступает овца или корова, что в какой-то степени роднит эту сказку с не менее известной нам историей« Крошечка Хаврошечка».

Чаще всего в качестве животного-помощника выступает самка, но встречаются и мужские вариации, далеко ушедшие от идеи матери-спасительницы. И если в малайской народной сказке« Bawang Putih Bawang Merah» рыба еще признается в том, что она и есть мать девушки, то во вьетнамской« Тэм и Кэм» рыба явно символизирует мужскую фигуру — по некоторым версиям, девушке помогает сам Будда.
Рыба появляется в азиатских сказках не случайно: часто она символизирует бога.
Помогают Золушке и другие животные: бык увозит ее прочь от злой мачехи в норвежской сказке« Кэти Деревянный плащ»; красный теленок в шотландской Rashin-Coatie ведет ее через лес. Встречаются и персонажи« нижнего мира»: мышь, жаба и другие.
На следующем этапе рационализации в качестве помощников Золушки выступают птицы или дерево, выросшее на могиле матери. По версии братьев Гримм, Золушка совершала паломничество на место захоронения матери и там поливала землю слезами до тех пор, пока на том самом месте не выросло дерево. Стоило Золушке потрясти его, как с веток падали орехи, в которых для нее были спрятаны волшебные дары. Точно так же поступает Золушка Джозефа Якобса, сажая орешник. К ней прилетает птичка и советует потрясти дерево, чтобы с него упал орех.
В итальянской сказке« Золушка»(Thomas Frederick Crane, Italian Popular Tales, Cinderella) отец привозит младшей дочке маленькую птичку Верделио, которая и наделяет Золушку красотой. Образ птицы повсеместно в мифах различных стран является образом человеческой души. Так, погибшие родственники приходят к живым в виде птиц и помогают в беде или предупреждают о несчастье. Птица — небесный житель, близкий к богам. Именно птицы предупреждают принца об обмане, когда сводные сестры Золушки, желая выйти замуж за королевскую особу, отрезают себе часть ноги, чтобы туфелька пришлась впору.
Почему именно лещина становится защитницей Золушки, тоже понятно. У многих народов лещина(орешник) считалась тесно связанной с загробным миром. В некоторых местах Европы на Святки хозяева рассыпали орехи по полу и по углам, чтобы накормить души умерших. В немецкой сказке Aschenputtel Золушка просит у отца привезти ей первую ветку, которая собьет его шляпу, чтобы она могла посадить ее на могиле матери. Этой веткой оказывается ветка лещины. Помимо связи с загробным миром, орешник также наделяет своего обладателя великой мудростью, у друидов это дерево считалось священным.

Рождение феи


Если образы птиц или деревьев как волшебных помощников уже воплощали дух умершей матери лишь чисто символически, то в дальнейшем этот образ совсем утратил свое первоначальное значение. На данном этапе помощник Золушки — либо существо божественной природы, либо человек, друг.
В известной нам сказке Шарля Перро Золушке помогают не животные и не птицы, а фея-крестная, появившаяся из ниоткуда. В грузинской Золушке, «Маленькой оборванке»(Conkiajgharuna) бедной девушке помогает деви — мистическое существо, одна из ипостасей богини-матери. Она делает это довольно жутким способом:

Однажды, когда Маленькая Оборванка пасла корову, та по случайности забежала на крышу. [Прим. автора: в некоторых местностях Кавказа дома крестьян врыты в землю, так что вполне возможно случайно зайти на крышу]. Девушка последовала за коровой, чтобы вернуть ее обратно на дорогу, но случайно уронила веретено в дом. Заглянув внутрь, она обнаружила там старуху и попросила ее: «Добрая женщина, отдайте мне мое веретено». «Не могу, дитя мое, — отвечала старуха, — зайди-ка и возьми его сама». Эта старая женщина была деви. Когда Оборванка подобрала веретено, хозяйка дома обратилась к ней с просьбой: «Доченька, доченька, подойди ко мне и взгляни на мою голову, я же почти съедена». Девушка подошла ближе и взглянула на голову старухи. Сердце ее ушло в пятки, когда она обнаружила там червей, копошащихся внутри. Но Оборванка собралась с духом и счистила несколько червей, после чего сказала: «На что же тут смотреть? У вас чистая голова!»

Боги помогают не только Оборванке. Богиня Бхагавани пожалела Мугазо, героиню вьетнамской сказки« Золотая туфелька».
Поддерживают Золушку и просто женщины — добрые и не очень. Зезолла, итальянская Золушка из сказки Джамбаттиста Базиле(1575−1632), сговорившись с няней, ломает мачехе шею крышкой сундука. Добрая соседка из грузинской сказки велит своим птицам собрать все просо, что рассыпала мачеха и приказала собрать падчерице.
А в уже упомянутой выше греческой сказке Золушке напрямую помогает Бог. Оказавшись в пустыне, она молится: «Господи, дай мне ямку в земле, чтобы только я могла сунуть туда голову, дабы не слышать, как воют дикие звери». После того, как просьба Золушки была исполнена, она попросила себе нору побольше, такую, в которой поместилась бы по пояс. И лишь в третий раз Золушка взмолилась о хижине, где могла бы жить.

Таким образом, образ матери Золушки, скрытый за слоями многочисленных преобразований и искажений, обретает мистический, сакральный смысл.
Отвергнув поздние, более мягкие версии, где Золушка забывает или прощает злую мачеху и сестер, мы встречаемся с распространенным мотивом, в котором дух погибшей матери жестоко мстит за свои обиды. Мачеха ломает шею, птицы выклевывают ее дочерям глаза, Золушка заставляет мачеху отведать плоти собственного ребенка…
В свете всего вышеизложенного возникает вопрос: кто на самом деле является главным персонажем этой истории? Не является ли Золушка всего-навсего орудием, проводником, при помощи которого дух покойной матери вершит свое, порой кровавое правосудие? Умирая, она не оставляет окончательно мир живых, но незримо присутствует в нем, передавая дочери свою волю и указывая ей путь.

Популярное

Недавно мы отпраздновали 8 марта. В этот прекрасный весенний день каждая женщина хоть немного почувствовала себя сказочной принцессой, а каждый мужчина – добрым принцем для своей любимой.

Одной из самых красивых и заманчивых сказок, знакомых нам с детства, но не забываемых и во взрослом возрасте, является история о Золушке. Эта сказка привлекает нас тем, что даёт возможность поверить в то, что на свете бывают чудеса и что даже несбыточная мечта достижима.

Мы давно привыкли к представлению о Золушке как о бедной работящей девушке, которой очень повезло выйти замуж за принца. Но так ли все просто и очевидно в сказке Шарля Перро? Давайте откроем правду об этой героине и разберемся, в чем же настоящая причина её успеха.

На самом деле Золушка была знатного происхождения: её отец – «почтенный и знатный человек», да и простую семью не пригласили бы на королевский бал во дворец: «сын короля той страны устроил большой бал и созвал на него всех знатных людей с женами и дочерьми».

Золушка была не из бедной, а из обеспеченной семьи. Её сводным сестрам для королевского бала купили дорогие наряды: старшей – «красное бархатное платье и драгоценный убор, который... привезли из-за моря», младшей – скромное платье и «накидку, расшитую золотыми цветами, и бриллиантовый пояс, какого нет ни у одной знатной дамы». Также чепчики им пошила искуснейшая модистка (и, видно, дорогая), а мушки «купили у самой лучшей мастерицы в городе» (все лучшее – дорого!).

Такое же платье, чепчик и накидку могла бы надеть и Золушка для совместной поездки с отцом, мачехой и сестрами на королевский бал. Если бы не злая воля мачехи, которая в падчерице видела явную конкурентку для своих некрасивых и грубых дочерей.

Золушка не была и невежественной простушкой – очевидно, до смерти матери она успела получить неплохое образование и воспитание, положенное для знатной барышни того времени. Отметим, что девушка великолепно разбиралась в моде, у неё было развито эстетическое чувство (помните, что сестры спрашивали у Золушку, какой выбрать гребень, ленту или пряжку, потому что она лучше их понимала, «что красиво и что некрасиво», да и «никто не умел так искусно, как она, приколоть кружева или завить локоны» – откуда бы взялся такой вкус у необразованной служанки?!). Когда Золушка находилась во дворце – она, видимо, поразила всех не только своей красотой, богатым выездом и шикарным платьем, но и хорошими манерами (ведь за принцессу не приняли бы простушку, даже одетую в бархат и шелка). Вот пример: Золушка подсела к своим сестрам, сказала каждой несколько приятных слов (это был не только зов доброй Золушкиной души, но и правило этикета того времени, угостила их фруктами, которые поднес ей сам принц). Когда часы пробили без пятнадцати двенадцать, она всем присутствующим поклонилась (опять же, знание норм этикета). И танцевала она великолепно – и это непростые танцы 17 века! – («Она танцевала так легко и грациозно, что все залюбовались ею еще больше, чем прежде»), видимо, раньше у неё был учитель танцев.

То есть, по сути, девушка была обеспечена, воспитана и образованна, помимо остальных достоинств, данных ей природой. Почему же она была служанкой в собственном доме? Почему она, казалось, не видела или не хотела признать реальной причины, по которой она не может поехать на бал, а находила для себя и других отговорки? Помните, когда сестры язвительно её спрашивают, хотелось бы ей поехать на королевский бал, она по душевной простоте отвечает: «Ах, что вы, сестрицы! Вы смеетесь надо мной! Разве меня пустят во дворец в этом платье и в этих башмаках?!».

А дело ведь было не в страшненьком платье и не в дебелых деревянных башмаках. Правда была в том, что Золушка имела право быть во дворце, носить красивые платья, изящные туфельки – ей это право принадлежало даже больше, чем неродным сестрам – это было её наследство – деньги отца. Но она не решалась отстоять свое право – то, что уже принадлежало ей – просто ей трудно было пройти этот путь. Она, видимо, любила отца и не хотела его огорчать «разборками», она была очень «добрая, приветливая, милая – вся в покойную мать». Или, возможно, у неё были навязанные комплексы – она действительно видела себя недостойной того, что имели её сестры. Ей легче было уйти в себя, тяжело работать по дому (хотя денег у её семьи вполне хватило бы, чтобы нанять служанку, да и не одну, или, в крайнем случае, все обязанности четыре женщины в доме могли бы поделить, а не сваливать все на одну беззащитную девушку), сидеть вечерами у камина на ящике с золой (что, ей не нашлось бы какой-нибудь скамейки, чтобы не пачкать единственное латанное и застиранное платьице?), спать на колючей соломенной подстилке на чердаке, не только чистить котлы и кастрюли, мыть лестницы, но и убирать комнаты мачехи и двух её дочерей. И это делала наследница, хорошо воспитанная и образованная! Явное унижение – она могла бы занять любую спальню, иметь кровать под балдахином и резной туалетный столик, а она всего лишь смотрела на эти прекрасные вещи: не как на свои, а как на принадлежащие «обеим барышням», как будто Золушка была не законная дочь, а бедная сирота, принятая на воспитание, но и с сиротой порой поступают намного лучше!

Какая странная ситуация – та, которой могло принадлежать все в доме, была бесправнее служанки. Имея богатства и возможности, Золушка или все видела в другом свете – не решалась признаться себе, что с ней поступают несправедливо, что у неё тоже есть права, или не верила в себя, считая себя недостойной, или её сдерживал страх перед мачехой или боязнь огорчить отца.

Не так ли часто бывает и в нашей жизни, когда у нас есть богатство – потенциал возможностей, когда у нас есть талант, способности, а мы видим лишь преграды и незавидные обстоятельства, застилающие нам глаза – вместо того, чтобы оглянуться вокруг, осмелиться сделать первый шаг, все преодолеть и жить той жизнью, которую мы достойны, которая нам предназначена!

Но у Золушки были чудесный дар, который все-таки помог ей осуществить свою мечту – поехать на бал и выйти замуж за принца. Это – её характер.

Что выгодно отличало Золушку от её сестриц – это её благодарность. Если те как должное воспринимали то, что их сводная сестра ухаживает за ними как служанка, то Золушка была совсем не такая. После первого бала она забежала к крестной-волшебнице поблагодарить её за вечер, полный радости. Так нужно и нам благодарить судьбу, окружающих людей за то, что мы имеем, особенно за успехи, за приятные моменты, даже когда в жизни много и неприятностей – нужно не зацикливаться на негативе, а думать только о хорошем. Без благодарности никто не достигнет многого. Я думаю, крестная очень порадовалась благодарности своей воспитанницы и щедро её наградила – Золушка на следующий день на балу «была еще прекраснее и наряднее, чем накануне».

Еще Золушка была не мстительна, не злопамятна – она никогда не жаловалась крестной на свою горькую судьбу, хотя я хорошо себе представляю, что могла бы сделать женщина, обладающая магическими способностями, с обидчицами бедной девушки – с мачехой и её дочерями. Золушка не держала зла в себе – в двояком смысле – не думала плохо о мачехе и одновременно не отравляла свою душу злобой и гневом – вполне справедливыми в этой ситуации чувствами.

Итак, девушка после первого визита во дворец побежала к крестной – видимо, она делала это и раньше – и весьма нередко – когда, конечно, по дому все было сделано, чтобы мачеха не ругалась. Почему же крестная не помогла ей раньше? Я думаю, что девушка не была еще готова, возможно, у неё не было сильного желания что-то изменить – она мирилась с поведением мачехи, её пока все устраивало – в том смысле, что ещё можно было терпеть, а вот когда дело коснулось важного, когда у Золушки наконец проявилось сильное чувство, желание, мечта – поехать на бал (как она горько заплакала, когда мачеха и «сестры» уехали во дворец!), тут-то и появилась её крестная – волшебница…

Это история учит, что если вам трудно начать изменения в своей жизни самому, найдите человека, способного вас научить, помочь достичь вашей цели.

Золушка давно имела те качества, которые в результате привели её к успеху, нужен был только случай, чтобы они открылись явно и другим. Какого случая ждете вы? Может, пора уже начать действовать? Может, ваш случай уже был, а вы его не заметили?

У нас часто бывает много знаний, и умений, но не хватает решительности, возможно уверенности в себе, но помните: для того, чтобы положить начало исполнению вашей мечты, все нужное, как у Золушки, у вас уже есть!

Идем дальше. Когда её сестры напрасно старались натянуть на свои большие ноги туфельку, которую потеряла загадочная принцесса, девушка улыбалась. Я не думаю, что это было злорадство, просто, наконец, к ней пришло осознание, что и она достойна жить той жизнью, о которой она так мечтала и которая ей предназначена. Она даже сказала с достоинством: «А ведь она, кажется, будет впору мне». Золушка уже не боялась гнева мачехи, недовольства и упреков отца: она узнала свою судьбу – и уже ничто не могло помешать её счастью.

Триумфом Золушки стал момент, когда ей пришлась впору туфелька, – тогда всем, наконец, открылось, кто на самом деле эта девушка в стареньком перепачканном золе платье! Девушка, достойная, по меньшей мере, принца! Но еще большее торжество, когда Золушка достала из передника вторую туфельку и её надела – тут уж никто не стал бы сомневаться, говорить про совпадения: девушке принадлежало настоящее сокровище, которое никто уже не способен был у неё отнять! И что еще примечательное – в этот момент появилась её крестная и снова превратила старенькое платье в ещё более великолепный наряд.

Итак, я призываю вас, дорогие женщины, стать, наконец, доброй феей для самой себя, найти свою мечту и идти за ней, несмотря ни на что – на якобы непреодолимые препятствия, на неверие в вас окружающих, главное – поверьте вы в себя сами, сделайте, наконец, то, о чем мечтаете, идите смело навстречу своей судьбе – и тогда ничто не способно будет вам помешать! http://www.lifeplayer.ru/free_mission/

А вас, мужчины, - чтобы ваша любимая рядом с вами всегда чувствовала себя настоящей принцессой!

Каждая популярная сказка воплощает архетипы человеческого поведения. Сказки, в которых рассматриваются модели женско-мужских отношений, называются волшебными. На примере любимой волшебной сказки можно лучше понять ожидания женщины в отношении мужчины, её цель, средства, которыми она добивается цели, и многое другое.

Клиентка, назовём её О., замужем. Муж хорошо зарабатывает, имеет высокий статус, но его почти не бывает дома. О. отказалась от социальной реализации, все домашние хлопоты взяла на себя. Она чувствует себя одинокой и никому не нужной.

Для анализа модели её поведения я предложила работу со сказкой. Любимой сказкой клиентки оказалась хорошо всем известная "Золушка". Кстати, в моей практике это самая популярная сказка. Но до чего же разные все Золушки. Пожалуй, единственное, что их объединяет — потребность много работать. Ленивых Золушек я ещё не встречала.

Итак, сначала О. читает уже написанную дома сказку вслух. Я внимательно слушаю, обращая внимание на изменение голоса, мимики, жестов. Порой эта информация оказывается важнее самого содержания сказки.

Жил богач, и была у него дочка. После смерти жены мужик женился на другой женщине, которая привела в дом двух своих дочерей. И стала эта женщина мачехой для дочки мужика. Девочку звали Золушка.

Золушка помогала отцу по хозяйству вести домашние дела и быт. А старшие "сёстры" только и наряжались весь день перед зеркалом. И смеялись, как Золушка трудится. Мачеха невзлюбила дочку и давала ей задания на целый день и ночь — убрать, перебрать, постирать, подмести, сшить и т.д. Бедная девочка молча переживала все обиды и не решалась пожаловаться даже отцу, так как он полностью смотрел на всё глазами своей новой жены. Девочка от обиды забиралась за печку, где стояли мешки с золой. Сёстры и прозвали её Золушкой.

И как-то раз король устроил огромный бал. И созвал на него всех с жёнами и дочерьми. Золушка и сёстры тоже получили приглашение. Начались приготовления к балу, Золушка шила красивые платья для сестёр и делала причёски. Мачеха и сестры уехали на бал, а Золушка расплакалась, что не смогла туда попасть.

Её добрая крестная фея решила помочь девочке. Из тыквы сделали карету. Из мышей — кучера. Из ящериц — лакеев. Из старого платья — шикарное, красивое платье. И подарила Фея Золушке хрустальные туфельки. И сказала возвратиться домой до полуночи, иначе всё превратится обратно на свои места.

Золушка приехала на бал, но её никто не узнал. Принц выбежал даже её встречать. "Какая она красивая", — шептали гости. Золушка и Принц протанцевали весь праздник. И тут часы бьют двенадцать раз. Золушка очень быстро убежала, теряя на лестнице туфельку. А Принц даже не успел спросить её имени и только подобрал хрустальную туфельку.

…Издал Король "указ" — кому подойдёт туфелька, та и будет женой Принца. Очень много дворов объехал принц со свитой, но так и никому туфелька не подошла. Принц огорчился. И тут остался последний двор, где жила Золушка с сёстрами. Сестры наперебой начали примерять маленькую хрупкую туфельку, но не одной она не подошла. Принц увидел маленькую чумазую девочку, которая не привлекла его внимания. Но так как туфельку должны были примерить все, Золушке пришлось её надеть.

Туфелька оказалась впору. Сёстры и поверить не могли. Они злились на Золушку и поняли, что той красавицей на балу была она.

…Принц отвёз её во дворец и через несколько дней сыграли весёлую свадьбу.

Золушка простила свою мачеху и сестёр, так как была очень доброй девочкой.

На этом сказка заканчивается, и мы переходим к её анализу.

— Чего Золушке не хватало в начале сказки?

— Отца.

— Какие события сказки вызвали больше всего эмоций?

— Когда Золушка делала всё за всех, обидно.

— В сказке говорится про мешки с золой, которые стояли за печкой. Для чего они там хранились?

— Не знаю.

— Пофантазируй.

— Золушка могла там уединяться, к грязным мешкам с золой никто не подходил.

— Что случилось с мамой Золушки, почему она умерла?

— Мама умерла от бессилия, очень сильно переживала отношения с мужем, всё время была одна, всё сама, не чувствовала себя нужной. Душевная болезнь, нервный срыв, закрыла глаза и умерла.

— Что она хотела от мужа?

— От мужа хотела любви.

— Каких действий она хотела от мужа? Что для неё является проявлением любви?

— Хотела поддержку во всех трудностях, понимания, что нужна она одна.

— Значит, ей нужны трудности, чтобы муж мог поддержать?

— Да (с грустью). Для неё характерна неуверенность в себе, самокопание.

— У неё были сомнения, что мужу нужна она одна.

— Муж больше времени, чем жене, уделял работе, сделал состояние. Жена ему в этом помогала.

— В чём заключалась её помощь?

— Обустройство быта, сопереживание ему. В ответ она не получала того же.

— Как получилось, что отец выбрал в жены именно эту женщину — мачеху.

— Она сама женила его на себе, привлёк состоянием.

— Дай определение, кто такой "мужик". В сказке ты называешь отца — "мужик богатый".

— Мужик — тот, кто постоянно пашет, труженик.

— А мужчина — это кто такой?

— Это более благородное создание.

— А принц?

— Принц — нежное, беспомощное существо, тонкой натуры человек.

— Что общего между принцем и мужиком?

— Состояние.

— Финансовая успешность мужа была важна и для первой, и для второй жены, и для Золушки это тоже важно, я правильно поняла?

— Да, это так. Беспечная жизнь в материальном плане важна.

— Почему Фея наградила Золушку?

— Золушка была добрая, отзывчивая.

— В чём проявлялась её доброта?

— Усмешки и зло мачехи и её дочерей она принимала как должное.

— Усмешки и зло Золушка принимала как должное, это действительно полезное качество, за которое следует вознаграждать?

— Нет, конечно. Это ужасно, глотать слёзы вперемешку с обидой.

— Что Золушка могла сделать по-другому?

— Могла выразить мачехе и её дочерей своё недовольство, пожаловаться отцу (хотя он вряд ли стал бы слушать её жалобы).

— Она могла жить отдельно, самостоятельно?

— Да, могла. Отец даже помог бы ей материально.

— Мы с тобой выяснили, что жертвенность и терпение — это не те качества, за которые стоить награждать. Тогда всё-таки почему Фея наградила Золушку?

— Наверное, она дала Золушке… шанс взбодриться, подтолкнула её вперёд, но это не помогло.

— Что ей помешало?

— Привычка быть покладистой, жертвой, её мама была такой же.

— Хочу тебе напомнить, что в психологии жертвы могут быть выделены три позиции, впервые изображённые в виде рисунка психиатром и мэтром транзактного анализа Стивеном Карпманом. Он назвал этот рисунок драматическим треугольником.

Всё многообразие ролей может быть сведено к трём основным — Спасателя (С), Преследователя (П) и Жертвы (Ж).

Треугольник, в который объединяются эти роли, символизирует их связь, постоянную смену. Общение в пределах этого треугольника даёт возможность не брать ответственность за свои поступки и решения, а также в награду за это получать сильные эмоции и право не решать свои проблемы (так как в этом всём виноваты другие). Текст сказки заканчивается следующими словами: "Золушка простила свою мачеху и сестёр, так как была очень доброй девочкой". Происходит перемещение ролей героини внутри "драматического треугольника" из жертвы в спасателя. Спасение — это та же зависимость, потому что Спасителям необходимо чувствовать, что их ценят. Им не разрешено заботиться о себе и своих потребностях, поэтому они заботятся о других.

— Неважно, какую роль мы играем в треугольнике в данный момент, в конце концов, мы всегда превращаемся в жертву? Если мы в треугольнике, мы живём как жертвы?

— Да. Каждый раз, когда мы отказываемся принимать на себя ответственность, мы бессознательно выбираем роль жертвы. Что Золушка получила в конце сказки?

— Вышла замуж за принца.

— Помнишь, я тебя спросила: "Чего Золушке не хватало в начале сказки?".

— Да. Я ответила: "Отца".

— Получается, что вместо отца Золушка встретила принца. Что Золушке понравилось в принце?

— Его красота, красивые слова, которые он ей говорил.

— Но ведь он не узнал даже имени Золушки. Получается, что он ей говорил красивые слова, не зная её имени. Может быть, ему было всё равно, кому говорить красивые слова, он просто хорошо умел это делать?

— Да, это так.

— Ранее ты называла принца "беспомощное существо". Зачем Золушке такой принц?

— То, что он беспомощный даёт Золушке ощущение собственной нужности.

— В чём проявляется беспомощность принца?

— Он не в состоянии обслужить себя сам, самостоятельно гладить, убирать, готовить.

— Но, если всё это будет делать Золушка, чем её жизнь будет отличаться от жизни с мачехой?

— (с удивлением) Ничем.

— Золушке не хватало отца, в конце сказки она вышла замуж за принца, то есть нашла символического отца, но оказалось, что в её жизни ничего принципиально не изменилось. Она будет также гладить, убирать, готовить, как это делала, живя с мачехой. Она будет вести себя так, как её мама, не ощущая себя нужной и умерев от бессилия и одиночества. Что же тогда на самом деле является целью жизни Золушки?

— Быть нужной для мужчины, который рядом.

— Сколько лет было Золушке, когда умерла её мама?

— Что происходило в твоей жизни, когда тебе было 17?

— Ничего особенного, заканчивала школу.

В это время я внимательно рассматривала генограмму, добавив к году рождения А. 17 лет. Родилась она в 82 году. Какие же важные события происходили в её семье в 99 году? Практически одновременно мы произнесли: "умер отец". Отец О. трагически погиб под колёсами автомобиля, на тот момент у него давно уже была другая семья. Мама О. рассталась с её отцом, когда О. было 11 лет, не выдержав его постоянных измен. Сейчас стало понятно, почему в начале анализа на мой вопрос: "Чего Золушке не хватало в начале сказки?", она ответила: "Отца" .

— Если бы ты могла сейчас изменить сказку, что бы ты изменила?

— После смерти матери Золушка бы стала жить самостоятельно. Встретила надёжного, верного мужчину.

— Где его можно встретить?

— Среди тех, кто трудится.

— Что дало бы Золушке ощущение того, что она нужна своему мужчине?

— Его слова благодарности за заботу, отзывчивость на просьбы, совместное налаживание быта и вообще совместное времяпровождение.

Изменение отношения к мужу у О. случилось позднее, а в результате анализа сказки произошло осознание следующих моментов:

  1. О. копирует мамину модель поведения,
  2. серьёзной травмой для неё является потеря отца (сначала его уход из семьи, затем смерть),
  3. существует желание заменить отца мужем,
  4. пассивная позиция (выполнение указаний мачехи и сестёр, феи, принца),
  5. отсутствие контакта с собственными желаниями (в сказке не упомянуты желания героини),
  6. нахождение в драматическом треугольнике, установка жертвы — терпение и смирение — это хорошо,
  7. привычка к уединению как способ решения проблем.


 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS