Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Что обозначает музей. Что такое Музей? Музей учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов памятников естественной истории, материальной |
Что такое музей?
Слово ""музей"" происходит от греческого museion и латинского museum – храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую или художественную ценность. Музеи возникли в 15-16 вв. 2. Социальные функции музея.
Школьные музеи являются негосударственными музеями, работающими на общественных началах, и выполняют те же функции, что и государственные. Признаки школьного музея.
6. Задачи школьного музея.
7. Жанры школьных музеев.
Музей-мастерская (студия). Экспозиционное пространство выстраивается в этом музее таким образом, что в нем обязательно присутствуют рабочие зоны для творческой деятельности учащихся. Иногда такой музей располагается в классах, где проводятся уроки технологии, или в художественных мастерских. Экспозиции может быть также рассредоточены по отдельным кабинетам. Музей-лаборатория. Этот жанр очень близок музею-мастерской. Отличие состоит в характере коллекции, на основе которых музей осуществляет свою деятельность. Это коллекции естественнонаучного и технического профиля, обычно весьма обширные. Часть их размещена в предметных кабинетах. Экспозиционное пространство включает исследовательские лаборатории и оборудование. Музей-клуб, музей-театр. Экспозиция музея данного жанра, как правило, достаточно компактная и статичная, служит подспорьем для развитых форм клубно-кружковой деятельности. Она органично включается в работу школьного театра, становится основой для преподавания страноведения, изучения культуры, обычаев, языка того или иного народа и пр. Фонды музея-театра или музея-клуба могут быть представлены театральными костюмами, фото- и кинодокументами о театральных постановках, афишами, летописями истории театра или клуба, выпусками журналов и газет, рефератами по культуре или обычаям изучаемой страны, музыкальными записями и пр. Музей-адаптационный центр. Это может быть музей с четко выявленной социально-психологической задачей – создание атмосферы психологически комфортного общения. Чаще всего руководитель такого музея – психолог, работающий с детьми из неблагополучных семей, с подростками, имеющими отклонения в развитии, с инвалидами. Важно, чтобы работа музея велась по специально разработанной, рассчитанной на длительный срок программе, учитывающей специфику аудитории. Музей-экскурсионное бюро . Создание подобного музея возможно на базе активных краеведческих изысканий в области истории и культуры того или иного района. Накапливаемая информация может стать основой школьного экскурсионного бюро, которое разрабатывает местную краеведческую тематику и предлагает этот «продукт» образовательным учреждениям своего района, в том числе через циклы лекций (включая выездные) и экскурсий. Музей-игротека. Это может быть музей игр и игрушек, часть которых принесена из дома, но основная – изготовлена руками детей, например, на уроках технологии. Необходимой составляющей деятельности подобного музея является изучение истории производства и бытовыми игрушки. Музейное кафе уместнее всего организовать в школах или учреждениях профессионального образования (начального, среднего), где готовят будущих кулинаров. Музей-ярмарка
одновременно выполняет функцию торгового и рекреационного центра.
Внимание! Это важно!
9. Профессии в музее. В музее работают люди разных специальностей. Прежде всего это историки, археологи. Также в некоторых музеях работают реставраторы, таксидермисты, художники, фотографы. Многие работники музея являются научными сотрудниками, ведут научно-исследовательскую работу. 10. Личные качества работника музея.
Внимание! Это важно! Запрещается хранение нарезного, гладкоствольного огнестрельного оружия, боеприпасов. Запрещается хранение взрывоопасных предметов. Ордена и медали, содержащие драгметаллы, в школьных музеях хранить и экспонировать запрещено. Вырезки из газет не относятся к основному фонду. Негативы, кинопленки, магнитные ленты не следует относить к основному фонду, так нет возможности сохранить этот вид материала. Вспомогательный фонд – это материалы, которые не являются подлинными памятниками истории и культуры.
Наименование учреждения (школы, внешкольного учреждения), при котором работает музей ____________________.
Подпись директора школы или внешкольного учреждения ""____""_____________200 г.
Название музея ____________________________ Адрес музея ______________________________ Акт № _____ приема предметов на постоянное (временное) хранение ""_____"" ___________________200 _г. Настоящий акт составлен представителем школьного музея
с одной стороны, и __________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество, должность, названия учреждения) с другой, в том, что первый принял, а второй сдал на постоянное (временное) хранение следующие предметы: Всего по акту принято: ________________________________предметов. (цифрами и прописью) Акт составлен в _________экз. и вручен подписавшим его лицам. Принял: Сдал: Внимание! Это важно!
На каждый фонд заполняется отдельная книга поступлений. Структура книги поступлений основного фонда.
5. Правила ведения книг поступлений.
При необходимости музей может иметь книги временного хранения (для материалов, поступивших в музей на временное хранение), книги обменного фонда (внепрофильные и дубликатные материалы). Справочный аппарат состоит из картотек и системы картотек (возможно, в компьютерном варианте), позволяющих быстро обнаружить существование памятника в фондах, его местонахождение.
1 Инвентарные; 2 Систематические; 3 Тематические; 4 Именная; 5 Топографические; 6 Предметные; 7 Хронологические; 8 Географические. Справочная картотека обычно содержит следующие сведения: 1 Наименование предмета (иногда с кратким описанием); 2 Учетный номер; 3 Место хранения. 7. Библиотека музея. В музейную библиотеку могут входить нормативные документы по охране памятников истории и культуры, музееведению, краеведению, туризму. 8. Шифрование предметов.
Запрещается проставлять шифры шариковой пастой, цветными или химическим карандашом, прикреплять этикетки металлическими булавками, кнопками. 9. Схема описания музейных предметов.
Аверс – лицевая сторона монеты (чаще всего на ней изображается герб Российской империи до 1917 года – двуглавый орел, или портрет императора, затем Герб СССР, затем герб РФ). Реверс – оборотная сторона монеты. Номинал – стоимость монеты (прописью или цифрами). Гурт – боковая поверхность монеты. Новодел – неподлинные монеты, чеканившиеся на Петербургском и Екатеринбургском монетных дворах по заказам коллекционеров или для выставок. Описание:
Например: для обычной монеты – монета 5 коп. 1833 г.; Николай I, ЕМ-ФХ. Материал: медь. Техника: штамповка. Количество: 1. Размер: d -3,5. Сохранность: царапины, потертости. Условия поступления.
Например: билет государственный казначейский 3 руб. 1947 г. ПА 006891. материал: бумага. Техника: печать типографская. Количество: 1. Размер: 13,5x8,5. Сохранность: помят. Описание: лицевая сторона – вверху герб СССР, в центре подпись ""Гос. казначейский билет СССР. 3 рубля"". Внизу номер билета красного цвета. Фон и изображение зеленого цвета. В нижней половине – розовая полоса. Об. ст. – на зеленом фоне надписи: ""Гос. казначейские билеты обеспечиваются всем достоянием…"", ""Три рубля"", ""Подделка гос. казначейских билетов преследуется по закону"". Условия поступления.
Часто на значке бывают видны мелкие царапины, полученные при изготовлении – ""механические повреждения"". Об этом следует написать в графе ""сохранность"". При описании следует указывать форму значка и крепление.
Обязательно указание количества. Сохранность: пятна, деформации, надрывы, проколы, царапины, изломы, следы клея, краски, чернил и др. 10. Хранение материалов музея. Основной задачей фондовой группы является учет и хранение фондов школьного музея. Большое влияние на сохранность фондов влияет расположение музея. Существуют правила при выборе помещения под музей. 1. Выставочный зал должен быть на теневой стороне здания. 2. Экспонаты должны быть защищены от выцветания. Окна следует затемнять. 3. Необходимо поддерживать постоянную комнатную температуру. 4. Необходимо поддерживать постоянную влажность воздуха (50-60%). 5. Необходимо обеспечивать противопожарные условия. Условия хранения экспонатов. 1. Книги обычно хранят закрытыми, в вертикальном положении, корешками наружу. 2. Гравюры, рисунки, фотографии в книгах следует переложить папиросной бумагой. 3. Книги демонстрируют в отрытом виде под стеклом. 4. Медали и монеты можно экспонировать при помощи планшетов и коробок со специальными отверстиями. 5. Подлинники, не включенные в экспозицию, рекомендуется перекладывать чистыми листами бумаги и хранить в папках, размещаемых в вертикальном положении на полках шкафов. 6. Фотоснимки лучше всего хранить в конвертах из черной бумаги. 7. Экспонируемые фотографии, рукописи, печатные документы следует располагать подальше от окон и источников тепла, а стенды и витрины с этими материалами прикрыть плотной, не пропускающей света материей. Внимание! Это важно! 1. Нельзя проводить ""реставрацию"" экспонатов: закрашивать, выпрямлять вмятины, штопать, прорисовывать утраченные изображения, припаивать, заклеивать. Экспозиционная работа. Экспозиция – показ памятников в определенной системе. Слово ""экспозиция"" (от лат. expositio) означает изложение, описание. Основой экспозиции является экспонат – предмет, выставленный для обозрения, напоказ. Экспозиционное оборудование – стенды, витрины, подиумы, турникеты. План работы над созданием экспозиции.
1. Тематико-экспозиционный план.
Внимание! Это важно!
6. Составление монтажных листов. На листах показываются художественное решение экспозиции и размещение экспозиционных материалов. Необходимой частью подготовки экспозиций является подбор и составление текстов. Существенные черты музейного предмета могут остаться незамеченными, непонятыми рядовым посетителем. Сколько бы посетитель ни рассматривал выставленный предмет, он не может обнаружить так называемую скрытую информацию, которая лежит за пределами зрительного восприятия и извлекается лишь в результате всестороннего изучения предмета. С этой целью в экспозицию включаются письменные тексты разного характера и назначения, а иногда и комментарии, записанные на магнитофонную пленку. Правильное использование текстов обогащает содержание экспозиций и повышает ее воздействие. Внимание! Это важно! 1. Тексты должны быть лаконичными: краткими и точными. 2.Тексты должны комментировать то, что скрыто от непосредственного восприятия.
2. Виды текстов Тексты в экспозиции принято разделять на следующие виды: Оглавительные, Ведущие, Объяснительные, Этикетаж Оглавительные (заглавные) тексты помогают ориентироваться в экспозиции. Оглавительным является и текст-название конкретного экспозиционного комплекса. Разновидностью оглавительных текстов считаются и текстовые указатели осмотра экспозиции («начало осмотра», «продолжение осмотра» и т.п.). Ведущий текст можно сравнить с эпиграфом к литературному произведению. Его назначение – в яркой, четкой форме выразить основную идею экспозиции, выявить смысл и содержание какого-то ее раздела, темы или комплекса. Широко используются в качестве ведущих текстов отрывки из воспоминаний, писем, дневников, записей, сделанных героями экспозиции, т.е. материалов, имеющих ярко выраженный личностный характер. Размещение текстов определяется их назначение. Текст, охватывающий содержание всего зала, помещается в начале экспозиции на видном месте. В некоторых случаях тексты даются к разделам и экспозиционным комплексам. Объяснительный текст представляет собой комментарий к залу, теме, комплексу. Он содержит информацию, которая дополняет и обогащает зрительный ряд, содействует целостному восприятию экспозиционного образа. Объяснительный текст к комплексу должен помочь посетителю воспринять его как целое и одновременно понять место в нем каждого экспоната. Текст к комплексу может представлять собой систему этикеток, в каждой из которых содержатся упоминания события, которому посвящен комплекс. Например, к экспозиционному комплексу, посвященному истории гимназии 1506, составлена следующая аннотация: Первый звонок. Открытие общеобразовательной средней школы Сочинение по литературе ученицы 8 класса «А» Ивановой Кати. 1968 г. Школьная форма образца конца 1980-х гг. выпускницы гимназии 1997 года Синельниковой Алены. Учебники по математике, русскому языку и литературе 1965-1980 гг.
Этикетажем в музее называется совокупность всех этикеток данной экспозиции. Каждая этикетка является аннотацией к конкретному экспонату. Ее содержание зависит от профиля музея, задач экспозиции и характера самого музейного предмета. 3. Составление этикетажа. Предлагается условное разделение этикетажа на две группы: одиночный (индивидуальный) и «пучковый». Под одиночным этикетажем понимается система, при которой каждому экспонату дается отдельная этикетка. Когда в экспозиции представлен комплекс материалов (значки, медали, марки, образцы оружия и т.д.), то применяют «пучковый» этикетаж. Все экспонаты, входящие в комплекс, нумеруются, и на одну этикетку выносят цифровые обозначения, собирая аннотации как бы в один пучок. В музейной практике сложилась определенная форма размещения сведений в этикетке. Каждая этикетка включает, как правило, три основных компонента:
В.А. Молодцов (1911 – 1942 гг.). Герой Советского Союза. В годы Великой Отечественной войны под именем Павла Бадаева возглавлял диверсионно-разведывательный отряд, который действовал в оккупированной Одессе. С фотографии 1941 г. В этикетке выделяется название предмета, но это отнюдь не повторение названия, зафиксированного в учетной документации. Оно дается обычным литературным языком без инверсии («Хрустальная ваза», а не «Ваза хрустальная»). При назывании предмета учитывается прежде всего тема, которая должна быть раскрыта с его помощью. Так, название «стол» ничего не прибавляет к тому, что посетителю ясно и без этикетки. Если нужно подчеркнуть материал, из которого он сделан, в названии будет указано: «Стол из красного дерева»; если важнее выявить мемориальный характер этого предмета – описывается принадлежность его историческому деятелю, а в том случае, если следует отметить его изготовителя, дается указание на авторство. Внимание! Это важно!
4. Этикетаж музейных предметов.
Построена в 1750-1763 гг. Москва, 1997 г.
В последнем ряду (крайний справа) Алексей Вавилин. Московская область, 1934 г.
Москва, 1969 г.
Москва, 1941 г. Этикетку следует начинать с инициалов, а не с фамилии. В зависимости от содержания экспозиции в аннотации можно подчеркнуть характерные особенности, историческое значение той или иной личности, например: лауреат Государственной премии, лауреат Ленинской премии, делегат съезда, выдающийся деятель военной медицины, автор важных исследований в области космоса, биологии, истории и т.д. Аннотирование снимков военнослужащих обычно дается в следующей последовательности: звание, инициалы, фамилия, должность, время съемки, автор съемки (если он известен). Порядок перечисления лиц на групповых фотографиях – слева направо. В отдельных случаях указывается место или условия съемки (снимок сделан на передовой в 1942 г., съемка произведена со спутника, самолета, вертолета и т.д.). При экспонировании на одном стенде, планшете или в турникете нескольких фоторепортеров дается общая (групповая) аннотация и краткие этикетки под каждым портретом. Если в экспозиции представлены фотокопии, это оговаривается в аннотации. При аннотировании копий уникальных фотографий можно подчеркнуть, что подлинник хранится в фондах музея. Если нельзя или трудно установить дату, надо указать ее приблизительность: 1890-е гг. или заключить в квадратные скобки . В аннотациях музейных предметов, монографическое изучение которых еще не закончено и датировка не установлена, допустим и знак вопроса. При аннотировании фотографий и других музейных предметов дореволюционного периода можно указать две даты: вначале по старому, затем, в скобках по новому стилю. При переводе дат со старого стиля на новый к дате по старому стилю прибавляется (или от даты по новому стилю отнимается): для ХХ в. – 13 дней, XIX в. – 12 дней и для XVIII в. – 11 дней. При этом началом века следует считать 1 марта 1900, 1800, 1700 годов. При указании места событий используются общепринятые сокращения: г. – город, с. – село, пер. – переулок, пл. – площадь, д. – деревня и т.д. Примеры: Герой Советского Союза А.В, Иванов (1907 – 1943). Январь 1942 г. Фотография Б. Петрова. На обороте надпись: «Дорогой, любимой маме, Гоним врага от Москвы».
Москва, 1988 г.
Б.Н. Петров сообщает родственникам о настроении офицеров перед решающим штурмом. Апрель 1945 г. Ксерокопия.
1942 г. Ксерокопия. Подлинник хранится в фондах музея Краснознаменного Черноморского флота. «За советский флот и за Советское государство, если и придется умереть, то я всегда на это готов, и сердце нашего флота – Севастополь – мы, моряки, никогда не отдадим, какая бы там обстановка не складывалась». Аннотация на произведения печати составляется на основе титульной страницы аннотируемой книги, автографов и пометок в следующей последовательности: инициалы и фамилия автора, название произведения, выходные данные. Но этикетаж к этим произведениям не должен копировать титульной страницы. Иногда важно показать автограф, подчеркнуть уникальность издания (место издания, тираж). Интересным является и то, кто пользовался книгой. И. Дитятин Городское самоуправление в России. Том 2. Ярославль, 1877 г. При аннотировании газет, если текст находится не на первой странице, в аннотации приводятся инициалы и фамилия автора статьи, ее название, в случае необходимости, краткое ее содержание, затем дается название газеты, число, месяц, год издания. Если статья помещена на первой странице, аннотация излишня. Сообщение Министерства Внутренних Дел СССР о незаконном аресте группы врачей, обвиненных во вредительстве, шпионаже и терроризме и их полной реабилитации. «Известия», 4 апреля 1953 г.
Если грамоты, благодарности и т.д. состоят из сдвоенных листов и текст находится на развернутом листе, а экспонируется только лицевая, то аннотация необходима. Она дается в следующей последовательности: наименование (почетная грамота, поздравительный адрес и т.п.), от кого, кому, за что и дата. При необходимости указывается место вручения грамоты, место нахождения организации, выдавшей документ и т.д. Например: Почетная грамота Наркома ВМФ СССР начальнику планового отдела мастерской № 1 Д.М. Комзикову за отличную работу по ремонту кораблей и боевой техники в годы Великой Отечественной войны. 1942 г.
К.Г. Дорохов (1906 – 1960). Портрет командира 8-й бригады морской пехоты П.Ф. Горпищенко. 1941 г. Бум., кар. В отдельных случаях помимо основных данных к произведению искусства даются дополнительные пояснения по содержанию изображения: имена лиц, топографические указания, краткая характеристика событий или явлений, получивших отражение на данной картине или рисунке и т.д. Если произведение искусства экспонируется на выставке, указывается, кому принадлежит данное произведение (собственность автора, музея, частное собрание и т.п.). На персональной выставке дается пояснительный текст, в котором приводятся дополнительные сведения о художнике, говорится о его специальности (график, живописец, сценограф, скульптор). В аннотациях приняты следующие сокращения: х. – холст, м. – масло, Б. или бум. – бумага, кар. – карандаш. Слова картон, гуашь, сангина, пастель, уголь, темпера принято писать полностью. При этом материал пишется в этикетке с прописной буквы, а техника исполнения после точки с запятой – со строчной. Примеры: А.С. Ивашов (род. 1976) Осень в селе Леоново. 1998 г. Х., м.
Портрет Мити Шостаковича. 1919 г. Бум., цветные карандаши. Собственность И. Шостакович.
Вутечич Е.В. (1908 –1974) Гипс тон. 1949 г.
Худ. Тоидзе И. Изд-во «Искусство», М.-Л., 1941 г.
Худ. Чижов М.С. Федоскино, 1966 г.
Получен им на фронте в 1942 г. Такие полушубки шили для фронта в КОМИ республике.
Найдены во время экспедиции учащихся школы № 274 г. Москвы. Московская область, Дмитровский район, 1982 г.
Найдена во время археологических раскопок на территории бывшей Мещанской больницы для бедных. Подарена музею учеником колы № 242 А. Дружининым.
Макет. Уменьшен в 10 раз. Изготовлен учеником 8-го класса Александром Глозманом. Ныне учитель технологии школы № 293, «Учитель года России – 97». Модель атомного ледокола «Арктика». Изготовлена учеником школы В. Васильевым. Москва, 1993 г.
П.Г. Кирсанов руководил партизанским отрядом в Заречье, погиб при рейде по тылам врага в 1943 г.
П.Г. Кирсанов (1912 – 1943). Рабочий н-ского завода. Руководил партизанским отрядом в Заречье. С фотографии 1941 г.
Экскурсионная работа. Просветительная работа музея бывает двух видов:
« Что такое музей?» Задачи урока: систематизировать и расширить представления детей о музее как хранилище культурных ценностей; закрепить практические знания о правилах поведения в музее. Формирование УУД: Познавательные УУД – Регулятивные УУД - Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; планировать свою деятельность на уроке; контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности Коммуникативные УУД - Формирование умения строить речевое высказывание в устной форме; слушать и слышать учителя, другого ученика; формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; формировать умение адекватно оценивать работу в паре. Личностные УУД - Формирование положительной учебной мотивации, навыков адекватной самооценки, ответственности за конечный результат. Формирование учебно-познавательных мотивов; учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой учебной задачи. Развитие доброжелательности, внимания к людям. Оборудование. Компьютер с выходом в интернет, набор картинок, заготовки для работы в парах, клей, смайлики. Содержание взаимодействия педагога и учащихся. Деятельностьучащихся УУД на этапах занятия 1.Оргмомент . Здравствуйте, садитесь. Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. На уроке вас ожидает много интересных открытий. Вы готовы? Тогда мы начинаем. Слушают учителя, рассаживаются по местам. Личностные УУД: Формирование навыков самоорганизации 2. Постановка проблемы, определение темы урока . Детям предлагается набор картинок (по выбору учителя). В какие группы можно объединить эти предметы? Многие люди собирают одинаковые предметы. Кто знает, как называется такое собирание предметов? (коллекция) Раньше коллекцию предметов называли словом «музей». Слышали ли вы слово «музей»? Кто объяснить, что оно обозначает? О чем мы будем говорить на уроке? Как вы думаете, что мы должны узнать? (Что такое музей? Что находится в музее? Как вести себя в музее?) Дети группируют картинки: ракушки, куклы, машинки. Выдвигают предположения. Формулируют тему и задачи урока. Познавательные УУД – Развитие способностей учащихся управлять своей познавательной деятельностью; формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию; делать выводы и обобщения Коммуникативные УУД: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. Регулятивные УУД: Умение ставить учебную задачу. 3.Работа над темой урока. 4. Мастерская художника. (Работа в парах) 5. Рефлексия 1Я предлагаю посмотреть ролик, который поможет ответить на эти вопросы. (Просмотр ролика ) Что же такое музей? Где можно найти сведения о том, что такое музей? Где были созданы первые музеи? Чем ещё служили музеи в древние времена? Почему музей получил такое название? Как в музее накапливались вещи? Для чего нужны музей? О каких музеях вы узнали? Как называются вещи, выставляемые в музеях? (экспонаты) Я предлагаю вам своими руками создать экспонат для музея. (Каждой паре выдается разрезанная картинка с изображением экспоната: ваза, амфора и др., которую они должны собрать. По окончании работы устраивается выставка) Я предлагаю вам посетить музей, который у нас получился. Как нужно вести себя в музее? Внимательно рассмотрите его экспонаты, но помните о правилах поведения в музее. Еще не забывайте о том, что после экскурсии необходимо оставить отзыв. Пусть вашим отзывом о нашем музейном уроке будет смайлик. Дети смотрят ролик. Дети отвечают на вопросы, используя информацию, полученную из видеоролика. Дети работают в парах. Дети проходят к экспонатам, рассматривают их. После просмотра экспозиции, дети прикрепляют к доске выбранный ими смайлик Познавательные УУД: развитие познавательных интересов, инициативы и любознательности, извлечение необходимой информации Коммуникативные УУД: Формирование умения строить речевое высказывание в устной форме Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; оценивать работу в паре. Личностные УУД: Развитие доброжелательности, внимания к людям Итог урока. На все ли вопросы мы с вами ответили? Составьте отзыв о нашем уроке, используя опорные слова: СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я УЗНАЛ …………… Я НАУЧИЛСЯ……………….. МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ……………… Я ХОТЕЛ БЫ…………………………… НОВЫЕ ЗНАНИЯ МНЕ ПРИГОДЯТСЯ ……… Спасибо вам, ребята, за урок. Составляют отзыв об уроке, используя опорные слова. Личностные УУД: контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности Нестеров А.К. Понятие и функции музея // Энциклопедия сайт Музей является социальным институтом, выполняющим определенные социокультурные функции. Рассмотрим понятие и функции музея в современных условиях. Сущность музея, как особого вида культурного учрежденияМузей – это концентрированное выражение культуры прошлого и настоящего, через которое человек осуществляет свою адаптацию к изменяющимся условиям окружающей его действительности. В музее посетители участвуют в диалоге культур, исторических событиях, формирует спектр ценностных представлений. Учитывая, что посетители по-разному воспринимают музейные экспонаты, то их понимание и осмысление требует объяснения и созерцания. Музей позволяет человеку путем собственных душевных усилий, преодоления собственных и внешних стереотипов, внутренних барьеров сформировать целостное восприятие прошлого и настоящего времени. Реализация функций музея способствует стабилизации социокультурных связей и отношений в обществе. Музеи также выполняют функции организации взаимодействия культур, изучения исторических традиций и культурного наследия. Понятие "музей"Понятие музея связано с дихотомической природой его системы целей: сохранить культурное и историческое наследие для будущих поколений, одновременно открыв его для современников. Понятие "музей" происходит из древнегреческой культуры – "museion", что переводится как "храм муз". Вместе с тем в Древней Греции музей отличался от его современного значения, это было место созерцания, познания окружающего мира, всевозможных раздумий. В Российской музейной энциклопедии дано такое понятие музея : Музей – это исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы природных и культурных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение, – музейных предметов. В своем исследовании Ю.В. Зиновьева сформулировала вывод, что составляющими понятия музей являются:
Необходимо также дополнить, что понятие музей включает в себя феномен социально-культурной памяти, т.е. музей создается и функционирует для сохранения памяти, стабилизации норм и ценностей в современном обществе. В словаре "Музейные термины" дано такое определение: "музей – это научно-исследовательское и культурно-просветительное учреждение, которое в соответствии со своими социальными функциями осуществляет комплектование, учет, хранение, изучение и популяризацию памятников истории, культуры и природных объектов". В данном определении отражена взаимосвязь музея с его социальными функциями, а экспонаты обозначены как непосредственные источники формирования знаний об истории, культуре, природе определенных областей, обществ. Таким образом, в определении понятия музей приоритет имеет его научная, исследовательская, просветительская природа, которая служит удовлетворению потребностей общества в сохранении и использовании предметов реального мира как элементов исторической памяти, социальной информации и эстетических ценностей. Такого подхода придерживался также отечественный ученый А.M. Разгон . Предназначение музея состоит в накоплении информации и выявлении закономерностей, относящихся к процессам познания и передачи знаний (например, исторических) посредством музейных предметов. Согласно данному подходу: Музей – источник информации и социальный институт. С учетом современных реалий, кроме процессов исторического познания, передачи исторических знаний, философско-культурного осмысления, ознакомления с информацией, в понятие музей закладывается также эстетическая составляющая в понимании действительности. В этом контексте реальность оказалась результатом культурного акта, его творения и сконструированной языковой практикой. В настоящее время, музей играет также роль культурного центра и социального инструмента воздействия. С этой точки зрения в понятие музей включается и коммуникативная составляющая, согласно которой музейные фонды создаются осмысленно с целью передачи по такому специфическому каналу коммуникации сложную информацию. Музейные фонды при создании наделяются ценностными значениями, сопутствующей информацией, которую посетители должны воспринять и осознать. Таким образом, формируется диалог, направленный на выработку общего взгляда на предметы музейных экспозиций. В рамках данного понятия теоретическая интерпретация приводит также к уточнению технологических характеристик экспонатов музея и ситуаций музейной коммуникации. Выделяют 2 основные функции музея :
Документирование , как функция музея, означает целенаправленное, скоординированное, структурированное отражение с помощью музейных экспонатов различных фактов, исторических событий, явлений, природных и общественно-культурных процессов. Данная функция музея проявляется через выявление и отбор природных объектов и созданных человеком предметов труда, одежды и т.п., а также иных сложных объектов, которые могут быть представлены в виде физических свидетельств объективной реальности. Демонстрация собранных экспонатов означает реализацию данной функции, а сами экспонаты становятся знаками и символами конкретного исторического периода, события, природного явления, культурного наследия. Функция документирования раскрывается в музее в процессе изучения и составления научного описания экспонатов, что позволяет посетителям музея воспринимать действительность объективно. Образование и воспитание , как функция музея, основывается на содержании и экспрессивном воздействии музейных экспонатов на посетителей, что сопровождается большим объемом получаемой информации. В результате реализации данной функции музей стимулирует и удовлетворяет познавательные и культурные запросы общества. Данная функция музея также проявляется в различных формах экспозиционной и культурно-образовательной деятельности. В качестве дополнительных функций музея выступают:
В рамках выполнения социально-культурной функции музей выступает в виде своеобразного посредника при взаимодействии посетителей, музейных работников и представленных экспонатов. В этом проявляется специфика музея в ряду других коммуникационных систем, что соответствует его понятию в социально-культурном плане. Реализуя социально-культурную функцию, музей согласует ее с коммуникативной функцией, тогда как сам он выступает в качестве информационно-коммуникативного учреждения, посредством которого общество удовлетворяет потребности в сохранении и использовании предметов реального мира в виде свидетельств объективной реальности. Таким образом, музей осуществляет передачу социально-значимой информации. Подлинные исторические предметы изучаются и экспонируются как первичные источники познания с учетом сложившегося представления о предназначении самого музея и его роли в обществе. Организация досуга в обществе, как функция музеев, проявляется в современных условиях, когда музеи реализуют свои задачи по ознакомлению посетителей с историческим и культурным наследием. Выполнение музеями данной функции обусловлено потребностями современного общества в культурных формах досуга и эмоциональном развитии. Так называемая общая функция музеев сохранения социальной памяти иногда выделяется отдельно от функции документирования, так как особенности исторического периода времени постоянно накладывают свою специфику на музейное дело, в результате, музеи эволюционируют вместе с изменениями экономической, политической, социальной, духовной жизнью общества. У жителей различных стран, народов и социальных общностей это проявляется различным образом, что и обуславливает разные подходы к систематизации своих представлений о мире, стремление к гармонии, красоте, эстетике, определяя специфику представления музейных экспонатов. Таким образом, с помощью данной функции музеи сохраняют социальную память, фиксируя ее в своих экспонатах. Функция профессиональной музейной деятельности проявляется через разделение труда. Общая профессионализация выполнения работниками музея своих функций требует высокого уровня подготовки. На практике данная функция в музеях реализуется по всем направлениям музейной работы: научно-исследовательская, экспозиционная, фондовая, реставрационная, просветительская, педагогическая и другие виды деятельности. Функция символического воздействия в музеях обусловлена наличием пласта культурных символов различных уровней. На уровне государства, например, это флаг, герб, гимн, на уровне города также добавляются памятники, известные места и т.п., а на культурно-бытовом уровне – это традиционные костюмы, одежда, свойственная определенной эпохе и т.п. В музее данная функция проявляется в их дифференциации в соответствии с типами и видами. Также сюда относятся установки, образцы поведения, изучение прошлого, социальной памяти и опыта, которые могут быть представлены в виде музейных экспонатов или подтверждающих фактах, свидетельствах, описывающих объективную реальность. Реализация музеями функции взаимодействия обусловлена наличием учреждений и общественных институтов, активно взаимодействующих с музеями и другими общественными институтами – учреждениями культуры, образования, науки. Система этих связей должна быть разнообразной и эффективной и в первую очередь, это касается дошкольных и школьных учреждений, всей системы среднего специального и высшего образования. В первую очередь, это групповые экскурсии. Кроме того, у учащихся и исследователей прямой интерес во взаимодействии с музейными экспонатами, которые являются объектами исторического, культурного, общественного и природного наследия. ВыводТаким образом, сущность понятия музей обусловлена необходимостью сохранения исторического, культурного, природного общественного наследия для потомков и демонстрация уже накопленного наследия современникам. Реализация функций музея связана с концепцией комплектования музейных коллекций, в создании которой принимает участие весь научный и профессиональный коллектив музея. Это происходит с широким привлечением научной общественности, краеведов, преподавателей вузов и школ, всех заинтересованных лиц. Реализуя свои функции, музей не только учитывает потребности и интересы различных групп населения, но в дальнейшем активно опирается на их поддержку при организации выставок и сохранении историко-культурного наследия. Формализм зачастую губителен для музейной культуры, он гасит интерес к ней, порождает представление о музее как скучном складе ненужных вещей и бесполезной информации. Необходима более глубокая и возвышенная идея, чем просто "дополнительная информация" – это одна из главных задач музея при работе с публикой. Литература
Слово музей происходит от греческого – museum, что в переводе означает «дом муз ». В современном понимании музеи – это учреждения, которые занимаются изучением и хранением памятников культуры, а также просветительскими целями. Изначально слово музей означало какую-либо коллекцию, но со временем это понятие стало обозначать дома и здания, в которых находились экспонаты. Первый прототип современного музея был основан в под названием в 290 году до н.э. В этом здание было огромное количество комнат, и в одной из них была знаменитая Александрийская библиотека, которая не сохранилась до нашего времени. Также там были залы для чтения, столовая и другие комнаты. Постепенно здание расширялось и туда добавлялись новые экспонаты, такие как чучела животных, которые использовались как наглядное пособие для обучения. Музеи в древние векаВ древней Греции также существовали помещения, в которых находились предметы искусства и культуры, захваченные у других народов во время войн, такие как скульптуры, статуи и другие произведения искусства. В средних веках произведения искусства представлялись в храмах и монастырях (ювелирные украшения, манускрипты). В это время, экспонаты захваченные во время войны служили, можно сказать, оплатой за выкупы или прочие расходы. В 15 веке (всемирно знаменитого рода) дал указание создать так называемый Сад Скульптур . Именно в эти века становится модным строить здания с длинными коридорами, а в них располагать картины и статуи. Со временем мода взяла свое, и начали создаваться так называемые «кабинеты» - помещения, специально предназначенные для размещения произведений искусства. Это очень быстро распространилось в Италии, затем в Германии и потом уже по всей Европе. Наряду с кабинетами в Германии создавались коллекции необычных вещей (Wunderkammer). Создание современных музеевЛюбой современный музей был создан на основе частной коллекции. Многие знаменитые персоны жертвовали своими коллекциями, чтобы расширить ее, сделать более богатой и выставить на всеобщее обозрение. Такие меценаты часто спонсировали собирательство произведений искусства, тем самым помогая создавать музеи. Многие мелкие коллекции объединялись в более крупные, так и создавались современные музеи. Самым первым современным музеем является Науки, техники и других сфер деятельности человечества. Кроме того, этого заведение занимается просветительской деятельностью, выставляя экспонаты на обозрение публики.Свое начало музей берет от частных коллекций предметов искусства, артефактов и раритетов. Но всегда все эти собрания отражали приоритет культурного интереса той или иной эпохи. Например, в античные времена это в основном были произведения искусства. В средние века внимание больше уделяли иконам, церковной утвари, шитью, мощам святых и т.д. Первые музеи, поставившие перед собой научные цели, появились в Европе в эпоху Возрождения. В них стали собирать минералы, астрономические инструменты, предметы этнографического характера и многое другое.В России первым музеем, доступным для публичного посещения, стала Кунсткамера. В основу ее коллекции легли собрания Петра I: оружия , гравюры, станки, инструменты и т.п.Все музеи можно разделить на: исследовательско-научно-просветительские, естественнонаучные, исторические, литературные, искусствоведческие, технические, учебные и исследовательские. В основу такого деления легла профилирующая направленность заведения и принадлежность его к определенной сфере деятельности человека. И как у любого социокультурного института у музея есть свои функции:- документирование: отражение, с помощью экспозиций, различных факторов, событий произошедших в обществе;- образование и воспитание: знакомство посетителей с историческими моментами, формирование эстетического вкуса;- досуга: проведение привлекательных для посетителей форм экскурсий, воссоздание интерьеров помещений, использование театрализованных форм работы, проведение концертов, балов, праздников и т.п.Именно уровень развития и постановка музейного дела говорит об общей культурной народа и о том, как население страны к своему прошлому, чем дорожит и гордится. Источники:
В мире существует много различных музеев. Как правило, в них выставляют наиболее известные произведения искусства и предметы быта, отражающие историю человечества и являющиеся его культурным достоянием. Но некоторые музеи выбиваются из привычных рамок, одним из них является знаменитый «Музей всего». «Музей всего» (The Museum of Everything), основанный англичанином Джеймсом Бреттом, является передвижным музеем, в котором выставляются работы неизвестных и непризнанных художников XIX, XX и XXI веков. Он работает с 2009 года, его выставки посетили более трехсот тысяч человек. Музей принимают самые известные выставочные площадки мира, среди которых галерея Тейт (Tate Britain), Selfridges, музей Аньелли и другие. В августе 2012 года «Музей всего» проводит выставки в городах России – Екатеринбурге, Казани, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Москве. В частности, в Петербурге музей будет работать с 16 по 19 августа, а в Москве - с 23 по 26 августа. Проводя выставки в различных городах мира, The Museum of Everything одновременно ищет непризнанные таланты, работающие в области современного, нетрадиционного и наивного искусства. Любой художник, даже непрофессиональный, имеет шанс выставить свои картины. Более того, передвижной музей работает с людьми, которым трудно донести свои работы до зрителя – бездомными, инвалидами, заключенными. Для просмотра принимаются рисунки, скульптуры, живопись. Работы могут быть выполнены в самых разных жанрах. Финальной выставкой музея в России станет «Выставка №5», на которой будут показаны найденные оригинальные работы. Точная дата ее проведения будет указана на сайте «Музея всего». Если вы являетесь одним из непризнанных художников или художником, не считающим себя частью современного мира искусства, вы можете представить в «Музей всего» свои работы. Передавать их надо лично (или через вашего представителя), в электронном виде они не принимаются. Чем больше своих работ вы представите, тем лучше, так как это позволит сотрудникам музея лучше оценить ваше творчество. Все представленные работы будут изучены командой специалистов, отобранные включат в шорт-лист «Выставки №5» в Москве. Их авторы получат предложение включить свои работы в международную коллекцию музея. Зайдя на сайт музея, существующего и в русскоязычном варианте, вы найдете всю необходимую информацию. Следует учесть, что The Museum of Everything не работает с профессиональными художниками и студентами (бывшими или настоящими) художественных вузов. Всех остальных художников «Музей всего» приглашает к сотрудничеству. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?