Главная - Кастинги
Когда родился айвазовский иван константинович. Тайна Айвазовского: почему маринист сменил фамилию? Последние дни жизни

Ованес Айвазовский (Հովհաննես Այվազյան) родисля в 1817 году в семье купца Геворка Айвазовского в Феодосии. К моменту рождения будущего художника дела в семье шли не очень: Геворк разорился во время эпидемии чумы 1812 года. Так что карандаши, бумагу и краски юному дарованию дарил феодосийский архитектор Яков Кох, одним из первых заметивший талант Айвазовского. Уже в юности он чаще всего изображал именно море. В 1833 году Айвазовский за казенный счет был принят в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга.

В сентябре 1837 года он получил Большую золотую медаль за картину «Штиль», а вместе с медалью еще и право на двухлетнюю поездку в Крым и в Европу. В Крыму Айвазовский провел два плодотворных лета, после чего в 1840 году уехал в Италию, а затем еще несколько путешествовал по Европе. В Венеции он познакомился с Гоголем, а также проведал своего брата Габриэла на острове Сан-Ладзаро (одна из самых известных картин Айвазовского - «Посещение Байроном мхитаристов на острове Св. Лазаря в Венеции»). Папа римский Григорий XVI купил картину «Хаос» и наградил художника золотой медалью, другую, тоже золотую, он получил и от Парижской академии художеств. Интересно, что не раз писавший картины с тонущими кораблями Айвазовский во время своего европейского путешествия сам чуть не погиб в кораблекрушении. В парижских газетах даже появились новости о его гибели, но все, к счастью, обошлось.


С 1845 года Айвазовский вернулся в родную Феодосию, где на собственные деньги открыл школу искусств и картинную галерею, построил новое здание для Феодосийского музея древностей, выступал инициатором строительства железной дороги Феодосия - Джанкой, и вообще был активно вовлечен в дела города.


Айвазовский, написавший в общей сложности более 6 тысяч картин, всю жизнь активно контактировал с армянскими общинами, в особенности с константинопольскими армянами. По их приглашениям он несколько раз бывал в турецкой столице и встречался с султанами. В 1856 благодаря протекции придворного архитектора Саркиса Баляна художник был принят султаном Абдул-Меджидом I, который наградил его орденом, а султан Абдул-Гамид II в 1890 году наградил его алмазной медалью, от которой, однако художник отказался несколько лет спустя, когда в Турции начались массовые погромы армянского населения. В числе работ мариниста есть и немало полотен, посвященных истории Армении. Самые известные - «Крещение армянского народа. Григорий Просветитель», «Клятва перед Аварайской битвой (Полководец Вартан Мамиконян)» и «Сошествие Ноя с Арарата».


В последние годы работы Айвазовского можно все чаще увидеть на различных аукционах. В 2012 году, например, на аукционе Sothebys картина «Вид Константинополя и Босфора», написанная в 1856 году, была продана за 3,2 млн фунтов стерлингов.

В Национальной академии наук РА состоялась конференция, посвященная 200-летию со дня рождения нашего великого соотечественника Ивана Константиновича Айвазовского (Ованеса Айвазяна). О том, как прошла эта конференция, рассказывает в интервью "ГА" директор Института искусств НАН РА, член-корреспондент НАН РА Арарат АГАСЯН.

- Г-н Агасян, интерес к искусству Айвазовского не ослабевает, об этом свидетельствуют и юбилейные торжества, прошедшие в Москве, Санкт-Петербурге, Феодосии, Киеве, и выставка в Национальной галерее Армении, а теперь и научная конференция в Ереване...

Иван Константинович Айвазовский был первым художником армянского происхождения, который еще при жизни удостоился широкого международного признания и чьи лучшие полотна были причислены к наиболее значительным произведениям, когда-либо созданным в истории изобразительного искусства. Он поднял на новый художественный уровень жанр марины. Но наряду с многочисленными видами моря и сценами морских сражений он писал и сухопутные, пронизанные солнцем и дышащие зимней стужей пейзажи, а также портреты и автопортреты, жанровые картины, полотна, вдохновленные библейскими и историческими образами и сюжетами. В ходе нашей конференции было зачитано 15 докладов, 13 из которых подготовлены сотрудниками нашего института. Участвовали в конференции и представители Академии художеств, Ереванского государственного и Педагогического университетов. Доклады касались не только различных сторон живописи Айвазовского, но и его творческих контактов с музыкантами и писателями. Кандидат искусствознания Мариам Тигранян подготовила доклад "Иван Айвазовский и Михаил Глинка", доктор искусствознания, профессор Анна Асатрян - "Ованес Айвазовский и армянские музыканты", а член-корреспондент НАН РА искусствовед Генрих Ованесян - "Айвазовский в поэтическом творчестве Петроса Адамяна и Ованеса Туманяна". Конференция носила чисто академический характер, а содержание основной части докладов касалось самых разнообразных связей Айвазовского с армянским народом, армянской культурой, деятелями армянского искусства и литературы.

- Как часто Айвазовский обращался в своем творчестве к армянской тематике?

Айвазовский был одним из первых армянских живописцев, обратившихся к теме гамидовских погромов на территории Османской империи. Резня мирных жителей, которая сопровождалась разрушениями и поджогами, осквернением армянских храмов и очагов культуры, больно ранила сердце старого художника. Он создал несколько крупных живописных полотен, а также эскизы и графические произведения, отображающие и осуждающие эти акты массового насилия. Среди них масштабное полотно "Избиение армян в Трапезунде в 1895 г.", а также ряд картин 1897 года: "Армян погружают на корабли", "Ночь. Трагедия в Мраморном море", "Тихая ночь. Армян сбрасывают в море с турецких кораблей". Графические эскизы к ним были опубликованы на страницах сборника "Братская помощь пострадавшим в Турции армянам", вышедшего в свет по инициативе литературного и общественного деятеля Григория Джаншиева в Москве. В сборник вошли и работы на темы погрома Вардгеса Суренянца, Григора Габриеляна и Поля Асатура (Погос Тер-Асатрянц). Обращался он и к древней истории Армении, периоду национально-освободительной борьбы. На эти темы написаны "Крещение армянского народа. Григорий Просветитель", "Клятва перед Аварайрской битвой. Полководец Вардан Мамиконян", "Посещение Байроном мхитаристов на острове Святого Лазаря" и ряд других. В галерее созданных им портретов представлены и государственные, общественные, религиозные деятели армянского происхождения, в том числе министр внутренних дел Российской империи Микаел Лорис- Меликов, градоначальник Новой Нахичевани Арутюн Халибян, Католикос Всех Армян Мкртич Хримян, настоятель армянского монастыря Сурб Хач в Крыму епископ Хорен Степанэ...

В конце 50-х годов прошлого века художник и искусствовед Рафаел Шишманян издал книгу "Пейзаж и армянские художники". Этот капитальный, интересный во многих отношениях труд не потерял своей научной значимости и сегодня. Но утверждение автора, что Айвазовский писал виды Арарата и Севана на армянской земле, к сожалению, не имеют фактических доказательств. В 1868 году во время своего кавказского турне художник посетил Тифлис, где состоялась его персональная выставка из созданных во время этого путешествия картин. Среди них были два пейзажа с изображениями озера Севан и горы Арарат, но свидетельств, что он побывал тогда в Армении, нет. Да, он писал из Тифлиса письма Католикосу Всех Армян, обещал приехать, но не смог. Среди написанных им пейзажей есть 7-8 картин с видами Арарата и Араратской долины, а также озера Севан. Но все они сделаны на основе фотографий. Этот принцип широко использовался художниками того времени. В целом же армянская тематика составляет всего десятую часть творческого наследия Айвазовского.

- Живя в России, общаясь с выдающимися представителями русской культуры, Айвазовский и сам стал одним из крупнейших представителей русского изобразительного искусства. А каковы были его связи с исторической родиной, ее общественными деятелями, армянской культурой?

Айвазовский был тесно связан с армянской действительностью. Патриотические чувства художника находили множество разнообразных проявлений. Конгрегации мхитаристов в Венеции он подарил картину "Неаполитанский маяк". Для алтаря вновь построенной в Бурсе Армянской церкви написал икону Св. Геворга, способствовал публикации рукописей древних армянских историков. В значительной степени он способствовал и становлению армянского национального искусства. Заметно влияние Айвазовского и на развитие армянской маринистики и пейзажного жанра в целом. У него учились, следовали его советам Геворг Башинджагян и Вардгес Суренянц, увлекавшийся живописью актер Петрос Адамян. Сохранилась его переписка с армянскими писателями, духовенством и деятелями культуры. Среди адресатов Айвазовского были Ованес Туманян, Акоп Паронян, Саргис Палян, Александр Ширванзаде, Александр Спендиаров, Геворг IV Константинопольский, Католикос Всех Армян Нерсес Аштаракеци, министр Османской империи, государственный деятель и дипломат Арутюн Татян и многие другие. Свои письма к некоторым из них Айвазовский писал на армянском языке и подписывал Ованес Айвазян. Он всегда проявлял заботу о нуждах армянского населения Крыма, выделял крупные суммы приходской школе, в которой учился в детстве, организовывал благотворительные выставки в пользу неимущих армян, часть своего состояния завещал церкви Сурб Саргис в Феодосии.


- Институт поддерживает связи с Музеем Айвазовского в Феодосии?

В свое время такие связи были. Наш сотрудник, один из крупных специалистов в области армяно-русских художественных связей Минас Саргсян, автор многих монографий, на протяжении десятилетий занимался творчеством Айвазовского. Он был дружен с Музеем Айвазовского в Феодосии, его директором Николаем Барсамовым, автором книги "Айвазовский", изданной в Москве еще в 1962 году. К сожалению, после развала СССР наши контакты значительно ослабились, можно сказать даже, прервались, и не только с музеем в Феодосии. Сейчас мы пытаемся по мере возможности восстанавливать старые связи, поддерживать их, а если удается, то и расширить. Уже подписан договор о сотрудничестве с Российским государственным институтом искусствознания - заместителем директора там работает наш бывший сотрудник, ныне иностранный член Национальной академии наук Армении Армен Казарян. Установлены связи и с московским Научно-исследовательским институтом теории и истории архитектуры. Собираемся подписать договор о сотрудничестве с Нанкинским нормальным университетом. В Армению приезжал декан факультета изобразительного искусства этого университета, китайская сторона сама предложила нам сотрудничество. В 2018 году с ними будет заключено соглашение по обмену специалистами, представители армянской стороны будут читать в Китае лекции по армянскому национальному искусству, а они в Ереване - по национальному искусству Китая. Поддерживаются связи и с другими зарубежными центрами, но, к сожалению, они не так широки, как хотелось бы. Во времена СССР институт организовал пять международных симпозиумов по армянскому искусству. В них участвовали десятки известных специалистов со всего мира. Это были заметные события, внесшие серьезный вклад в дело изучения средневекового армянского изобразительного искусства.

Наш научно-исследовательский институт - единственный в республике, где занимаются проблемами истории и теории всех видов армянского искусства - изобразительного, архитектуры, театра, музыки и т.д. С 1995 года при институте действует специализированный совет по искусствознанию, обладающий правом присуждения ученых степеней. Таким уникальным правом в Армении не обладает ни один другой научно-исследовательский институт, какой бы отраслью науки он ни занимался. Тем не менее проблем, как и у всех других наших институтов, много. Но есть и подвижки. В 2003 году, когда я стал директором, у нас не было совета молодых искусствоведов, не проводились конференции молодых специалистов, но постепенно мы набрали неплохой костяк молодых по разным областям искусства. И теперь активно действующий Совет молодых искусствоведов ежегодно проводит свои конференции. В конце ноября состоится очередная такая конференция, 12-я по счету. Возможность выступить, которую мы предоставляем молодым, публикация сборников их докладов дают свои очень интересные результаты. Однако проблемы в целом пока не решают. Молодых людей, желающих работать в науке, много, однако в нынешних условиях и при мизерных зарплатах полностью посвятить себя науке нереально. Сосредоточиться только на науке сегодня может позволить себе далеко не каждый, и это наша самая большая проблема.

. «17 июля 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворга) Гайвазовского и его жены Репсиме родился „Ованес, сын Геворга Айвазяна“. Выходец из южной Польши - Галиции - Геворг Айвазян писал имя и фамилию на польский лад - Константин Гайвазов­ский»

  • Шаэн Хачатрян (директор Национальной галереи Армении и Музея Мартироса Сарьяна). Поэт моря . «Предки Айвазовского в XVIII веке переселились из Западной (Турецкой) Армении на юг Польши. В начале XIX века оттуда перебрался в Феодосию торговец Константин (Геворг) Гайвазовский.»
  • Вагнер Л. А., Григорович Н. С. Айвазовский. - «Искусство», 1970. - Стр. 90. «Их дальние предки тоже жили когда-то в Армении, но, подобно другим беженцам, вынуждены были переселиться в Польшу. Фамилия их предков была Айвазян, но среди поляков постепенно обрела польское звучание»
  • Каратыгин П. Иван Константинович Айвазовский и его художественная XVII-летняя деятельность.- «Русская старина», 1878, т. 21, № 4
  • Семевский, Михаил Иванович / Иван Константинович Айвазовский: Полувековая годовщина его художественной деятельности. 26 сент. 1837-1887. художественной деятельности. 26 сент. 1837-1887 / Санкт-Петербург, тип. В. С. Балашева, ценз. 1887. Стр. 18
  • Барсамов Н. С. Иван Константинович Айвазовский. 1962. «Искусство». стр. 92. «О происхождении отца Айвазовского имеются и такие сведения: „… в половине прошлого столетия фамилия Айвазовских явилась в Галиции, где ближайшие родственники нашего знаменитого художника живут и до сих пор, владея там земельной собственностью. Отец Ивана Константиновича, Константин Георгиевич, исповедовал армяно-григорианскую религию. По своему времени он был человек весьма развитой, знал основательно несколько языков и отличался живым умом, энергичным характером и жаждою деятельности…“. Литературные сведения о предках Айвазовского очень скудны, да к тому же противоречивы. Никаких документов, которые могли бы внести ясность в родословную Айвазовских, не сохранилось. »
  • Габриэл Айвазян (брат Ивана Айвазовского). ЦГИА Арм. ССР, ф.57, оп.1, д.320, л.42. (Цитируется по Айвазовский: документы и материалы / сост. М.Саргсян). «Детство Кайтана Айваза прошло в Молдавии, затем в России. Но так как Кайтан переехал в Россию, присвоил себе имя Константин Григориан (сын Григора), то и свою фамилию Айваз или Гайваз счел нужным переделать на Айвазовского»
  • Украинская Советская Энциклопедия. 1978. Стр. 94. «Иван Константинович - русский живописец. Армянин по происхождению.»
  • «Айвазовский-отец, вследствие семейных несогласий со своими братьями, в молодости переселился из Галиции и жил в Валахии и Молдавии, занимаясь торговлею. Он знал в совершенстве языки: турецкий, армянский, венгерский, немецкий, еврейский, цыганский и почти все наречия нынешних дунайских княжеств…. »Цит. по: Барсамов. Иван Константинович Айвазовский. 1962. Искусство. стр. 8.
  • А. Д. Блудова. Воспоминания . М., 1888. С. 23-25. «обычай привозить с собою, после походов, спасенного от гибели турчонка или взятых в плен турчанок и дарить их своим родственникам на воспитание или в прислугу занес много примеси южной крови между нами, и в пользу нам, а не в ущерб, судя по Жуковскому, Аксаковым, Айвазовскому, которые по женской линии турецкого происхождения, и по Пушкину, который, как известно, был по матери потомок Негра »
  • Воспоминания об И. К. Айвазовском / Н. Н. Кузьмин. Санкт-Петербург: типо-лит. В. В. Комарова, 1901

    О своем происхождении сам И. К. Айвазовский вспоминал однажды, в кругу своей семьи, следующее интересное и вполне, стало быть, достоверное предание. Приведенный здесь рассказ первоначально записан с его слов и хранится в семейных архивах художника. "Я родился в городе Феодосии в 1817 году, но настоящая родина моих близких предков, моего отца. была далеко не здесь, не в России. Кто бы мог подумать, что война - этот бич всеистребляющий, послужила к тому, что жизнь моя сохранилась и что я увидел свет и родился именно на берегу любимого мною Черного моря. А между тем это было так. В 1770 году русская армия, предводительствуемая Румянцевым, осадила Бендеры. Крепость была взята, и русские солдаты, раздраженные упорным сопротивлением и гибелью товарищей, рассеялись по городу и, внимая только чувству мщения, не щадили ни пола, ни возраста. «В числе жертв их находился и секретарь бендерского паши. Пораженный смертельно одним русским гренадером, он истекал кровью, сжимая в руках младенца, которому готовилась такая же участь. Уже русский штык был занесен над малолетним турком, когда один армянин удержал карающую руку возгласом: „Остановись! Это сын мой! Он христианин!“ Благородная ложь послужила во спасенье, и ребенок был пощажен. Ребенок этот был отец мой. Добрый армянин не покончил этим своего благодеяния, он сделался вторым отцом мусульманского сироты, окрестив его под именем Константина и дал ему фамилию Гайвазовский, от слова Гайзов, что на турецком языке означает секретарь. Прожив долгое время со своим благодетелем в Галиции, Константин Айвазовский поселился, наконец, в Феодосии, в которой он женился на молодой красавице-южанке, тоже армянке, и занялся первое время удачно торговыми операциями».

  • 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.

  • Энциклопедия пейзажа . - М : ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
  • David Marshall Lang , Armenia: cradle of civilization , Allen and Unwin, 1970, стр. 245
  • Г. С. Чурак Иван Айвазовский . « 17 (29) июля года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворга) Гайвазовского и его жены Репсиме родился „Ованнес, сын Геворга Айвазяна“. Выходец из южной Польши - Галиции - Геворг Айвазян писал имя и фамилию на польский лад - Константин Айвазов­ский».
  • Шаэн Хачатрян (директор Национальной галереи Армении и Музея Мартироса Сарьяна). Поэт моря . «Предки Айвазовского в XVIII веке переселились из Западной (Турецкой) Армении на юг Польши. В начале XIX века оттуда перебрался в Феодосию торговец Константин (Геворг) Гайвазовский».
  • Вагнер Л. А., Григорович Н. С. Айвазовский. - «Искусство», 1970. - Стр. 90. «Их дальние предки тоже жили когда-то в Армении, но, подобно другим беженцам, вынуждены были переселиться в Польшу. Фамилия их предков была Айвазян, но среди поляков постепенно обрела польское звучание»
  • Каратыгин П. Иван Константинович Айвазовский и его художественная XVII-летняя деятельность.- «Русская старина», 1878, т. 21, № 4
  • Г. С. Чурак (заведующая отделом живописи второй половины XIX и начала XX века Третьяковской галереи). Иван Айвазовский . « 17 (29) июля 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворга) Айвазовского и его жены Репсиме родился „Ованнес, сын Геворга Айвазяна“. Выходец из южной Польши - Галиции - Геворг Айвазян писал имя и фамилию на польский лад - Константин Гайвазов­ский».
  • Барсамов Н. С. Иван Константинович Айвазовский, 1817-1900. - М.: Искусство, 1962. - С. 92. «О происхождении отца Айвазовского имеются и такие сведения: „… в половине прошлого столетия фамилия Айвазовских явилась в Галиции, где ближайшие родственники нашего знаменитого художника живут и до сих пор, владея там земельной собственностью. Отец Ивана Константиновича, Константин Георгиевич, исповедовал армяно-григорианскую религию. По своему времени он был человек весьма развитой, знал основательно несколько языков и отличался живым умом, энергичным характером и жаждою деятельности…“. Литературные сведения о предках Айвазовского очень скудны, да к тому же противоречивы. Никаких документов, которые могли бы внести ясность в родословную Айвазовских, не сохранилось ».
  • Габриэл Айвазян (брат Ивана Айвазовского). ЦГИА Арм. ССР, ф.57, оп.1, д.320, л.42. (Цитируется по Айвазовский: документы и материалы / сост. М.Саргсян). «Детство Кайтана Айваза прошло в Молдавии, затем в России. Но так как Кайтан переехал в Россию, присвоил себе имя Константин Григориан (сын Григора), то и свою фамилию Айваз или Гайваз счёл нужным переделать на Айвазовского»
  • Украинская Советская Энциклопедия. 1978. Стр. 94. «Иван Константинович - русский живописец. Армянин по происхождению».
  • «Айвазовский-отец, вследствие семейных несогласий со своими братьями, в молодости переселился из Галиции и жил в Валахии и Молдавии, занимаясь торговлею. Он свободно говорил на шести языках: турецком, армянском, венгерском, немецком, еврейском, цыганском, также владел почти всеми наречиями нынешних дунайских княжеств… » Цит. по: Барсамов Н. С. Иван Константинович Айвазовский, 1817-1900. - М.: Искусство, 1962. - С. 8.
  • Семевский, Михаил Иванович / Иван Константинович Айвазовский: Полувековая годовщина его художественной деятельности. 26 сент. 1837-1887. художественной деятельности. 26 сент. 1837-1887 / Санкт-Петербург, тип. В. С. Балашева, ценз. 1887.
  • Каратыгин П. Иван Константинович Айвазовский и его художественная ХVII-летняя деятельность .- «Русская старина», 1878, т. 21, № 4. «Въ семейств? И. К. Айвазовскаго сохраняется преданіе, что его предки были турецкаго происхожденія. Его прад?дъ, сынъ турецкаго военачальника, ещё будучи ребёнкомъ, едва не былъ заколотъ солдатами при взятіи Азова въ 1696 году. Спасъ его армянинъ, которымъ онъ впосл?дствіи былъ усыновленъ.»
  • А. Д. Блудова. Воспоминания . М., 1888. С. 23-25. «обычай привозить с собою, после походов, спасенного от гибели турчонка или взятых в плен турчанок и дарить их своим родственникам на воспитание или в прислугу занес много примеси южной крови между нами, и в пользу нам, а не в ущерб, судя по Жуковскому, Аксаковым, Айвазовскому, которые по женской линии турецкого происхождения, и по Пушкину, который, как известно, был по матери потомок Негра »
  • Воспоминания об И. К. Айвазовском / Н. Н. Кузьмин. Санкт-Петербург: типо-лит. В. В. Комарова, 1901

    О своём происхождении сам И. К. Айвазовский вспоминал однажды, в кругу своей семьи, следующее интересное и вполне, стало быть, достоверное предание. Приведённый здесь рассказ первоначально записан с его слов и хранится в семейных архивах художника.

    «Я родился в городе Феодосии в 1817 году, но настоящая родина моих близких предков, моего отца, была далеко не здесь, не в России. Кто бы мог подумать, что война - этот бич всеистребляющий, послужила к тому, что жизнь моя сохранилась и что я увидел свет и родился именно на берегу любимого мною Чёрного моря. А между тем это было так. В 1770 году русская армия, предводительствуемая Румянцевым, осадила Бендеры. Крепость была взята, и русские солдаты, раздражённые упорным сопротивлением и гибелью товарищей, рассеялись по городу и, внимая только чувству мщения, не щадили ни пола, ни возраста.»

    «В числе жертв их находился и секретарь бендерского паши. Поражённый смертельно одним русским гренадером, он истекал кровью, сжимая в руках младенца, которому готовилась такая же участь. Уже русский штык был занесён над малолетним турком, когда один армянин удержал карающую руку возгласом: „Остановись! Это сын мой! Он христианин!“ Благородная ложь послужила во спасенье, и ребёнок был пощажен. Ребёнок этот был отец мой. Добрый армянин не покончил этим своего благодеяния, он сделался вторым отцом мусульманского сироты, окрестив его под именем Константина и дал ему фамилию Гайвазовский, от слова Гайзов, что на турецком языке означает секретарь.

    Прожив долгое время со своим благодетелем в Галиции, Константин Айвазовский поселился, наконец, в Феодосии, в которой он женился на молодой красавице-южанке, тоже армянке, и занялся первое время удачно торговыми операциями» .

  • Микаелян В. А. И. К. Айвазовский и его соотечественники. (рус.) // Вестник общественных наук НАН РА. - 1991. - № 1 . - С. 65 .
  • Барсамов Н. С. Айвазовский в Крыму. - Симферополь, 1970
  • // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого [и др.]. - СПб. ; [ М. ] : Тип. т-ва И. Д. Сытина , 1911-1915.
  • В. Н. Пилипенко, Иван Константинович Айвазовский, Художник РСФСР (Ленинград), серия «Русские живописцы XIX века», 1991, ISBN 5-7370-0247-0
  • Иван Айвазовский: К 200-летию со дня рождения / Т. Л. Карпова. - Москва: Государственная Третьяковская галерея, 2016. - 360 с.
  • Г. Чурак. Иван Айвазовский. - Москва. 2007
  • Барсамов Н. С. 45 лет в галерее Айвазовского. - Крым, 1971.
  • Почетные граждане Феодосии (неопр.) . Официальный портал Правительства Крыма .
  • И. К. Айвазовский сообщил М. И Глинке три татарских напева, из которых два композитор использовал в лезгинке, а третий для Andante сцены Ратмира в третьем акте оперы «Руслан и Людмила».
  • А. П. Чехов. Собрание сочинений, том 11, стр 233. Государственное издательство художественной литературы, Москва, 1963
  • И. К. Айвазовский - Взрыв корабля (последняя неоконченная работа)
  • Rogachevsky, Alexander. «Ivan Aivazovsky (1817-1900)». Tufts University. Archived from the original on 19 March 2014.
  • «Ivan Constantinovich Aivazovsky». Art Renewal Center. Retrieved 30 September 2013. One of the greatest seascape painters of his time, Aivazovsky conveyed the movement of the waves, the transparent water, the dialogue between sea and sky with virtuoso skill and tangible verisimilitude.
  • «Այվազովսկի Հովհաննես Կոստանդնի » (in Armenian). National Gallery of Armenia. Archived from the original on 19 March 2014.
  • Оставил о себе бессмертную память
  • Minasyan, Artavazd M. How Did I Survive? / Artavazd M. Minasyan, Aleksadr V. Gevorkyan. - Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2008. - P. 56. - «Aivazovsky, Ivan Konstantionvich (real name: Hovannes Gevorgovich Aivazyan) (1817–1900) – grand Russian artist-painter of seascapes, ethnic Armenian. Aside from his artwork, I.A. was also known for his valuable contributions to the developments of the Russian and Armenian cultures of the 19th century. He lived and worked in Feodosia, Crimea. He was buried there according to his will. A sign on his tombstone, written in ancient Armenian, has a quote from the 5th century "History of Armenia" by Moses Khorenatsi says: "Born as a mortal, left the immortal memory of himself."». -
  • Расскажу пару слов о моем любимейшем, с детства, надо признать художнике - Иване Константиновиче Айвазовском.
    Много интересного в его судьбе, как и в творчестве.

    Предки Айвазовского были из галицийских армян, переселившихся в Галицию из турецкой Армении в XVIII в. Его отец Константин (Геворг) после переселения в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский» (фамилия — полонизированная форма армянской фамилии Айвазян). Сам Айвазовский в своей автобиографии говорит об отце, что тот ввиду ссоры со своими братьями в юности переселился из Галиции в Дунайские княжества (Молдавию, Валахию) где занялся торговлей, оттуда в Феодосию, знал несколько языков.

    Ованес (Иван Константинович) Айвазовский родился в семье разорившегося, как известно, купца Константина (Геворга) и Рипсиме Гайвазовских. 17 июля 1817 года. Священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворга) Гайвазовского и его жены Рипсиме родился «Ованес, сын Геворга Айвазяна».

    Портрет И.К.Айвaзовского, работы Тыранова А.В. 1841 г. Маэстро моря всего 24 года.

    Об Айвазовском много писали современники. Они пространно изображали счастливую жизнь, шумную славу художника, его огромное трудолюбие и исключительную плодотворность. Сам же художник показывался ведущим уединенный образ жизни, ушедшим целиком в созерцание морской стихии. Все так, но и он не избежал первого и второго браков... так же как и многих интересностей Судьбы.

    Детство Айвазовского проходило в обстановке, будившей его воображение. По морю в Феодосию из Греции и Турции приходили смоленые рыбацкие фелюги, а иногда бросали якоря на рейде огромные белокрылые красавцы - боевые корабли Черноморского флота. Среди них был, конечно, и бриг "Меркурий", слава о недавнем, совершенно невероятном подвиге которого облетела весь мир и ярко запечатлелась в детской памяти Айвазовского. Они доносили сюда молву о суровой освободительной борьбе, которую вел в те годы греческий народ.
    С детства мечтал Айвазовский о подвигах народных героев. На склоне лет он писал: "Первые картины, виденные мною, когда во мне разгоралась искра пламенной любви к живописи, были литографии, изображающие подвиги героев в исходе двадцатых годов, сражающихся с турками за освобождение Греции. Впоследствии я узнал, что сочувствие грекам, свергающим турецкое иго, высказывали тогда все поэты Европы: Байрон, Пушкин, Гюго, Ламартин… Мысль об этой великой стране часто посещала меня в виде битв на суше и на море".

    В 1848 году Иван Константинович женился. Первая жена Айвазовского, Юлия Яковлевна Гревс, англичанка, дочь штабс-доктора, находившегося на русской службе. У них было четыре дочери: Елена, Мария, Александра и Жанна. Из-за нежелания Айвазовского жить в столице Юлия Яковлевна ушла от мужа спустя 12 лет. Однако брак был расторгнут лишь в 1877 году.

    Вторая жена — Анна Никитична Саркизова.
    Айвазовский увидел Анну Никитичну на похоронах её мужа, известного феодосийского купца, в 1882 году. Красота молодой вдовы поразила Ивана Константиновича. Спустя год они поженились. В галерее хранится портрет Анны Никитичны, написанный Айвазовским.

    Он вошел в историю мирового искусства как маринист-романтик, мастер русского классического пейзажа, передающий на полотне красоту и мощь морской стихии. Большего романтиа, надо признать, у нас больше не было! В сердцах же земляком он остался как человек, видящий и чувствующий проблемы простого народа, простого мужика.

    Дом Айвазовских в Феодосии. 1902 г.

    До сих пор в Феодосии живут легенды о мальчике, рисовавшем самоварным углем на белёных стенах домов армянской слободки.

    Дом-музей И.Айвазовского в Феодосии сегодня.

    При содействии губернатора Тавриды А. И. Казначеева (до 1830 года он был градоначальником Феодосии и всячески поощрял первые шаги рисования мальчика) талантливый подросток в 1831 году был принят в Таврическую гимназию, а в 1833 - зачислен в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга, которую окончил с большой золотой медалью и с правом поездки в Крым, а затем в Европу. Уже в академический период творчество молодого художника было замечено его великими современниками А. С. Пушкиным, В. А. Жуковским, И. А. Крыловым, М. И. Глинкой, К. П. Брюлловым, личное знакомство с которыми не могло не сказаться на развитии и характере его искусства.

    Вид Одессы с моря. 1865 г.

    В 1840 году Айвазовский в числе других пансионеров Академии художеств едет в Рим для продолжения образования и усовершенствования в пейзажной живописи. В Италию он отправился уже сложившимся мастером, впитавшим все лучшие традиции русского искусства. Проведенные годы за границей отмечены неустанной работой. Он знакомится с классическим искусством в музеях Рима, Венеции, Флоренции, Неаполя, посещает Германию, Швейцарию, Голландию, Францию, Англию, Испанию, Португалию.

    Штиль на море. 1876 г.

    В короткое время Айвазовский становится самым знаменитым художником в Европе. Его картины вызывают у зрителей небывалый интерес. Его приветствуют жившие в то время в Италии писатель Н. В. Гоголь, художник А. А. Иванов, профессор Петербургской Академии художеств Ф. И. Иордан, знаменитый английский маринист Дж. Тёрнер. К этому времени сложился и творческий метод живописца, которому он был верен на протяжении всей своей жизни. Он пишет по памяти и воображению, объясняя это следующим образом: "... движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны - немыслимо с натуры...".

    Известного английского мариниста Дж. Тернера, побывавшего в Риме в 1842 году, настолько потрясли картины И. Айвазовского («Штиль на море» и «Буря»), что он посвятил ему стихотворение:

    Прости меня, великий художник, если я ошибся,
    Приняв твою картину за действительность
    Но работа твоя очаровала меня,
    И восторг овладел мною.
    Искусство твое высоко и монументально,
    Потому что тебя вдохновляет гений.
    (дословный перевод)

    Буря. 1857 г.

    В 1844 году после четырех лет пребывания за границей Айвазовский вернулся на родину признанным мастером, академиком Римской, Парижской и Амстердамской академий художеств. По возвращении в Россию он был возведён в звание академика Петербургской Академии художеств и вслед за этим был причислен царским указом к Главному морскому штабу со званием живописца и правом ношения мундира морского министерства. В это время художнику едва исполнилось 27 лет, но за плечами уже была блестящая школа живописи, огромный творческий успех, мировая слава пейзажиста.

    Итальянское побережье, весер. 1858 г.

    В 1845 году Айвазовский начинает строительство своего дома в Феодосии. Его всегда влекло на родину, к Черному морю. Дом строится по собственному проекту мариниста в стиле итальянских ренессансных вилл, украшается слепками с античных скульптур. К жилым комнатам примыкает просторная мастерская, в которой он впоследствии создаст большую часть из шести тысяч написанных им картин. Среди них этапные произведения "Девятый вал", "Черное море", "Среди волн". Из стен его мастерской выйдут талантливые художники А. Фесслер, Л. Лагорио, А. Ганзен, М. Латри, К. Богаевский.

    Девытый вал. 1850 г.

    Его дом и мастерскую посещают художники И. Е. Репин, И. И. Шишкин, Г. И. Семирадский, известный коллекционер. М. Третьяков, польский скрипач-виртуоз Генрих Венявский, писатель А.П. Чехов и другие.

    Черное море. 1881 г.

    В Феодосии Айвазовский прожил долгую, полную творческого огня и неукротимой энергии жизнь. У главного фасада дома художника установлен бронзовый памятник, на постаменте которого лаконичная надпись: "Феодосия - Айвазовскому".

    Фонтан И. К. Айвазовского - своеобразная визитная карточка Феодосии.
    «Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50 тыс. ведер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника», — так писал в своем обращении к городской думе Иван Айвазовский в 1887 году.
    Субашский источник находился в имении Шах-Мамай, неподалеку от Старого Крыма. В 1887 году были начаты работы по прокладке водопровода, благодаря которому вода пришла в Феодосию. В городе построили фонтан, воду из которого местные жители получали бесплатно.
    В одном из писем Айвазовский сообщал: «Фонтан в восточном стиле так хорош, что ни в Константинополе, ни где-либо я не знаю такого удачного, в особенности, в пропорциях».Фонтан явился точной копией фонтана в Константинополе. У фонтана была серебряная кружка с надписью «За здоровье Айвазовского и его семьи».

    Фонтан И.К. Айвазовского сегодня. Феодосия

    Городская дума собиралась назвать фонтан именем Александра III, были подготовлены и отправлены по инстанциям соответствующие документы. Не дожидаясь принятия решения городские власти приготовили закладную плиту на которой были выбиты слова "Императора Александра". Однако, учитывая заслуги И. К. Айвазовского, Высочайшим Указом, последовавшем в сентябре 1888 года, было велено дать фонтану имя великого художника. В связи с этим на закладной плите фонтана вместо слов "Императора Александра" выбили "И. К. Айвазовского", денег на новую плиту, по видимому, уже не было, поэтому было принято решение вырезать ее центр с надписью и вставить блок с новым текстом. Если присмотреться к закладной плите, то перед первой буквой в имени И. К. Айвазовского четко видны детали буквы "И" большего размера, от слова "Императора", а после окончания имени детали буквы "А" от слова "Александра". За пользование феодосийско-субашским водопроводом взималась плата, но воду из фонтана пили бесплатно.

    Айвазовский пережил два поколения художников, а его искусство охватывает огромный отрезок времени - шестьдесят лет творчества. Начав с произведений, насыщенных яркими романтическими образами, Айвазовский пришел к проникновенному, глубоко реалистическому и героическому образу морской стихии, создав картину "Среди волн".

    Среди волн. 1898 г.

    До последнего дня он счастливо сохранил не только непритупленную зоркость глаза, но и глубокую веру в свое искусство. Он прошел свой путь без малейших колебаний и сомнений, сохранив до глубокой старости ясность чувств и мышления.

    Спокойное море. 1863

    Творчество Айвазовского было глубоко патриотично. Заслуги его в искусстве были отмечены во всем мире. Он был избран членом пяти Академий художеств, а его адмиралтейский мундир был усыпан почетными орденами многих стран

    Айвазовский И.К. Портрет работы Лорис-Меликова. 1888 г.

    Перед самой смертью Айвазовский написал картину, которая называется «Морской залив», а в последний день жизни начал писать картину «Взрыв турецкого корабля», которая осталась незаконченной.

    Взрыв турецкого корабля. 1900... Последняя, неоконченная картина И.К.Айвазовского.

    Так описан последний день на сайте Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского.

    Утром 19 апреля (2 мая) 1900 года художник привычно устроился за мольбертом в своей феодосийской мастерской. На подрамнике небольшого размера был натянут чистый холст. Айвазовский решил осуществить свое давнее желание — еще раз показать один из эпизодов освободительной борьбы греческих повстанцев с турками. Для сюжета живописец избрал реальный факт — героический подвиг бесстрашного грека Константина Канариса, взорвавшего турецкий адмиральский корабль у острова Хиос. В течение дня художник почти закончил работу.
    Глубокой ночью, во время сна, внезапная смерть оборвала жизнь Айвазовского. Незаконченная картина «Взрыв корабля» так и осталась на мольберте в мастерской художника, дом которого в Феодосии превращен в музей.

    Морской залив. 1900 г.

    Могила И.К.Айвазовского. Феодосия

    Айвазовский похоронен в Феодосии, в ограде средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Сергия). В 1903 году вдова художника установила мраморное надгробие в форме саркофага из цельного блока белого мрамора, автором которого является итальянский скульптор Л. Биоджоли. На древнеармянском языке написаны слова армянского историка Мовсеса Хоренаци:

    «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память»...

    Вот это - живопись! Вот это - Жизнь певца моря! Вот это - пример для поколений! а не...современное искусство, извините!
    Хотелось бы иметь хорошего художника на борту, когда поедем нашу



     


    Читайте:



    Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

    Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

    Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

    Почвенный покров южной америки

    Почвенный покров южной америки

    Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

    Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

    Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

    Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

    Cобытия Второй мировой войны

    Cобытия Второй мировой войны

    Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

    feed-image RSS