Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Конспект урока по изо на тему "портрет". Конспект урока по изобразительному искусству на тему " Портрет: пропорции лица человека" (4 класс) Из истории портрета |
Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе Тема: «Портрет. Виды портрета» Составила: Учитель ИЗО, Сурсякова Любовь Ивановна Цель: п ознакомить с изображением человека в искусстве разных эпох Задачи: познакомить с понятием «портрет», видами портрета, художниками-портретистами, научить различать виды портрета развить способность учащихся к анализу, сопоставлению и сравнению произведений искусства формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем образе человека; Оборудование: презентация PowerPoint , рабочая тетрадь, принадлежности для рисования Ход урока 1.Организационный момент 2. Вводная беседа 1.Определение темы урока Когда художник, независимо от века, Изобразил нам на картине человека, То ту картину назовем, сомнений нет, Конечно, не иначе как... (портрет) 2.Формулировка целей и задач урока 3.Изучение нового материала Портретный жанр возник раньше других - известный скульптурные египетские портреты многовековой давности. Портрет - изображение человека или группы людей в произведении живописи или скульптуры. Портрет является одним из основных жанров живописи, скульптуры, графики (слайд 2). Искусство портрета зародилось несколько тысячелетий тому назад. Первые портреты был созданы египтянами. Они выполняли религиозно-магическую функцию: душа умершего должна была покинуть тело, а затем вернуться после судилища богов к мумии своего владельца и поселиться в нем навечно. В созданных величественных статуях она чувствовала себя спокойно. Необходимо было соблюдать и портретное сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из которого она вылетела. Только в IV веке в портрете начинает отражаться вся полнота индивидуальности личности (Платон, Аристотель, Софокл и др.). «Я заканчиваю ваш портрет» - сказал Пикассо человеку, которого рисовал. - «А теперь постарайтесь быть похожим на него» Пабло Пикассо (слайд 1) Как вы понимаете это высказывание? Портрет - это художественный образ человека. В нем должна ощущаться конкретная личность с присущими ей, и только ей, особенностями внешности, психологии, нравственного облика. Портрет должен увековечить в истинном, правдивом, неискаженном виде облик определенного реального человека. А как этого добиться? Копируя его? Нет, дело не в том, чтобы точно скопировать внешность. Главное - передать сущность портретируемого. Постепенно в искусстве стали выделяться виды портрета. На сегодняшний день существуют следующие: (слайд 3) -Парадный портрет , репрезентативный портрет - подтип портрета , абсолютизма . Его главной задачей является нетолько передача визуального сходства , но и возвеличивание заказчика , уподобление изображенной персоныбожеству ( в случае портретирования монарха ) или монарху ( в случае портрет ирования аристократа ) (слайд 4). http://www.art-spb.ru Ширина блока px Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт Конспект урока изобразительного искусства во 2 класс б Тема: Портрет. Планируемыерезультаты: Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: - интерес к художественно -творческой деятельности; - понимание чувств других людей; - первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека; - выражение в собственном творчестве своих чувств и настроений. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя ; - планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, инструкцией учителя и замыслом художественной работы. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - расширять свои представления об искусстве; - ориентироваться в способах решения исполнительской задачи; -анализируют, обобщают полученную информацию в ходе беседы о портрете, о маме; Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи, принимать участие в их обсуждении; - формулировать собственное мнение и позицию; - контролировать свои действия в коллективной работе; - выполнять работу со сверстниками; - договариваться, приходить к общему решению. Предметные результаты Обучающийся научится: - понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства; - использовать базовые формы композиции: геометрическая форма - предмет. - рисовать женский портрет, его характерные черты; владеть практическими умениями и навыками. Воспитательная: воспитывать у обучающихся чувства прекрасного, аккуратность при выполнении работы; потребность учащихся в «общении» с произведениями искусства, формировать способностьвоспринимать прекрасное; Развивающая:развивать творческий потенциал учащегося средствами художественной деятельности, развитие воображения и фантазии; совершенствовать эмоционально- образное восприятие произведений искусства и окружающего мира; Образовательная: Изобразительная: учить рисовать женский портрет по алгоритму; Техническая: совершенствовать навыки рисования портрета методом геометретизации с основой на вспомогательные линии карандашом, совершенствовать навыки рисования кистью (№6 при закрашивании лица, причёски, Композиционная: учить при рисовании располагать части лица симметрично в соответствии с алгоритмом рисования портрета; Цветовая: учить смешивать краски при подборе цвета в соответствии с цветом лица человека. Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация урока, репродукции картин; альбом, простой карандаш, ластик. План урока 1.Организационный момент (2 -3 мин) 2.Мотивация к учебной деятельности (1 -2 мин) 3.Постановка темы и целей урока. 4.Изучение нового материала. (15 мин) 5.Практическая работа. (20 мин) 6.Выставка детских работ. (2 -3 мин) 7.Итог. Рефлексия. (2 -3 мин) Ход урока I.Организационный момент. 2. Мотивация к учебной деятельности. Звучит музыка (В.А.Моцарт) Представьте, что вы в картинной галерее.Как вести себя надо (не шуметь) Давайте вспомним, какие жанры изобразительного искусства вы знаете? Какое литературное произведение мы недавно изучали о жанрах живописи? Кто помнит Кто вспомнит и расскажет строки о пейзаже, о натюрморте, о портрете? Мне бы хотелось проверить сможете ли вы точно определить жанры художествен ных произведений. РАБОТА ПО ГРУППАМ: 1-ый ряд определяет номера картин натюрмортов. Дайте определение натюрморту 2 ой ряд определяет номера картин пейзажей. Дайте определение пейзажу 3-ый ряд определяет номера картин портретов. Дайте определение портрету Отчитывается один человек - мы считаем ..... - Рассмотрите репродукции картин. Обратите внимание, что общего на всех картинах. -Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, внимательно послушайте загадки. - Итак, первая загадка: 1) Кто вас, дети, больше любит,кто вас нежно так голубит И заботится о вас,не смыкая ночью глаз? (Мама) 2) Если, дети, вы ленивы,непослушны, шаловливы, Что бывает иногда, - кто же слёзы льет тогда?-«Всё она, родная». (Мама) 3) Кто пришёл ко мне с утра?Кто сказал: «Вставать пора»? Кашу кто успел сварить?Чаю -в кружечку налить? Кто косички мне заплёл?Целый дом один подмёл? Кто цветов в садунарвал?Кто меня поцеловал? Кто ребячий любит смех?Кто на свете лучше всех? (Мама) - Какая общая тема объединяет эти загадки? (мама) - Итак, все загадки о маме. 3. Постановка цели и задач урока. -Как вы думаете, какая тема нашего урока? -Совершенно верно. Тема нашего урока «Портрет мамы». -Какая будет цель урока? (учиться рисовать портрет мамы, узнаем больше о том, какие бывают портреты.) 4. Изучение нового материала. Ребята, что такое портрет? (варианты детей) изображением человека или группы людей. В портретах художники стремятся не только передать внешнее сходство, но и характер, настроение человека. -О чём нам может рассказать портрет? (о человеке) 1. Костюм и окружающая обстановка могут дать представление о том времени, когда жил человек (эпоха ). 2. Композиция, колорит, окружающая обстановка, внешний облик человека могут дать представление о его положении в обществе. 3. Одежда, окружающая обстановка, характерные предметы и детали интерьера могут дать представление о профессии человека. 4. Внешний облик человека дает представление о возрасте человека. 5. Колорит, поза, мимика, характерные предметы и детали интерьера могут дать представление об увлечениях человека. 6. Композиция, колорит, поза, мимика, особенно выражение глаз, могут рассказать о характере , о настроении человека. -Какие части лица помогают создать настроение ? НАСТРОЕНИЕ в портрете слайд -Рассмотрите иллюстрации и скажите, какое настроение выражено у каждого человека, нарисованного в портрете? (Радость, плач, удивление, злость, смех, страх) Как известно у человека бывает разное настроение. Приведите примеры. Игра ЭМОЦИИ . Повернитесь лицом друг к другу. Я называю вам эмоцию, а вы ее показываете. Удивление, радость, страх, грусть, восхищение, боль. По жанру портреты бывают: Индивидуальный портрет –портрет, включающий одного персонажа. По формату:в полный рост, по бёдра, поясной, погрудный, портрет головы. Групповой портрет –портрет, на котором изображено не менее трех персонажей, находящихся в одной обстановке, связанных единым действием или сценой. Есть еще один вид портрета… Узнать о нем вам поможет ответ на загадку: «Есть в комнате портрет, во всемна вас похожий. Засмейтесь - и в ответ он засмеется тоже. Я увидел свой портрет, отошел - портрета нет...» (зеркало) изображения. Только по автопортретам мы и знаем портреты великих художников мира. необычно. При изображении сказочных персонажей художники не редко изображают отдельные части лица, увеличено, условно, иногда комично. Литературный портрет - описание словами внешнего вида героя, его костюма, манер поведения, речи, жестов, его жилища, интерьера. ВСПОМНИМ ,ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПОРТРЕТКАКОГО ГЕРОЯ МЫ СОСТАВЛЯЛИ? Что это такое? опишите героя? - Как вы думаете, достаточно ли полученных сегодня знаний для того, чтобы приступить к работе? (Нет) Что ещё нужно нам узнать? -Хотели бы вы нарисовать портрет мамы? -Посмотрите как это сделали другие дети. (показ детских рисунков) кормит его, и поит, и укачивает в колыбели. Мама и пожалеет, и приласкает, и наставит на правильный путь. -Ребята, а какие ассоциации у вас возникают, когда вы произносите слово «мама»? - Так, хорошо.… Еще что? - Мама, мамочка.… Сколько тепла таит это магическое слово, которое называет самого близкого, родного человека! Слово "мама" - особое слово. Оно рождается как бы вместе с нами, сопровождая нас всю жизнь. -Чему учит нас мама? Мама учит нас быть добрыми, мудрыми, дает советы, заботится о нас, оберегает нас. 1. Поэтапное рисование портрета -Ребята, сейчас я вам объясню приемы работы рисования портрета. Изображение человека с разных точек зрения. -В портрете человека можно рисовать в анфас и в профиль. -Как вы понимаете, что значит в анфас? В анфас значит лицом к смотрящему. В профиль?В профиль значит вид лица сбоку. Может быть ещё полупрофиль. 1 этап. Делаем эскиз - Чтобы правильно нарисовать голову человека, нужно знать её пропорции. Какую форму имеет голова? (овальную). 1.Сначала сделаем овал и разделяем его линиями. Вертикальная линия ровно посредине пересекает его. 2 .Овал делим на четыре равные части горизонтальной линией. И сейчас каждую часть линия рта. Лицо рисовать довольно сложно. Вспомогательные линии рисуем сильно не нажимая на карандаш, чтобы потом их было легко стереть. 3. На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца - сами открываются. Переходим к прорисовке глаз. Намечаем линию глаз –горизонтально посередине. Делим её на 5 равных частей. Расстояние между глазами –равно ширине одного глаза. Они расположены чуть выше носа. Внешние края носа указывают, где будут идти внутренние уголки глаз. Сделайте эскиз, как показано на рисунке. Тут нужно учесть важный фактор: анатомия человека устроена так, что расстояние между глаз равно величине еще одного глаза. На рисунке это показано красной стрелкой. В середине глаза рисуем радужку и зрачок.Чего еще не хватает у глаз? Правильно, ресниц. Ресницы расположены как на верхнем веке, там и на нижнем. Он бывает самым разным: длинным, гордым, важным, маленьким, горбатым, толстым, тонким, конопатым. Есть всегда у людей, есть всегда у кораблей. (нос) 4. Прорисовываем части лица. Рисуем нос. Намечаем линию носа –вертикально посередине. Рисуем ее плавной дугообразной линией. Есть у радости подруга в виде полукруга. На лице она живет. То куда- то вдруг уйдет, то внезапно возвратится. Грусть, тоска её боится. (улыбка) 5.Прорисовываем рот. Тема :Портрет: пропорции лица человека 4 класс Цель урока: познакомить учащихся с закономерностями в конструкции головы человека, пропорциями лица человека, величиной и формой глаз, носа, расположением и формой рта; дать понятие средней линии и симметрии лица. Задачи: научить изображать голову человека; развивать наблюдательность, творческую активность; воспитывать эстетический вкус, активизировать познавательный интерес к окружающему миру. Формирование УУД: Личностные УУД: стремление к самоконтролю процесса выполнения творческого задания по созданию рисунка. Регулятивные УУД: управлять своими эмоциями и учебными действиями; понимать, в выполнении каких заданий приходится испытывать затруднения; проявлять реальные действия по выполнению поставленных заданий и решению выдвинутой проблемы. Познавательные УУД: анализ и сравнение произведений искусства. Коммуникативные УУД: уметь задавать вопросы, с помощью вопросов получать необходимые сведения от учителя или партнера по деятельности Оборудование: Литература: Шпикалова Т. Я.Изобразительное искусство . Учебник. 4 класс План урока 1.Организационный момент 2.Актуализация знаний. 3.Изучение нового материала 4. Самостоятельная работа 5.Подведение итогов урока. 6.Рефлексия Этапы урока Ход урока Деятельность учащихся Формирование УУД I .Орг.момент II .Актуа лизация III. Изучение нового материала Физкультминут ка. IV . Практическая работа. . V .Подведение итогов. Рефлексия Здравствуйте ребята, проверьте пожалуйста все ли необходимое у вас лежит на партах. -Все готовы к уроку, ничего дома не осталось? Молодцы, правильно. Какие жанры изобразительного искусства вы знаете? Что такое натюрморт? Что такое пейзаж? Что мы сегодня будем учиться рисовать, вы узнаете, отгадав загадку. Отгадайте загадку В нарисованной картине Это главное лицо. Может папа или мама, Может дедушка и я Нарисованы в картине Может вся моя семья. Догадаться тут несложно, Неуверенности нет, Что красивая картина Называется …. (портрет) Так что мы будем рисовать на уроке? (портрет) Тема нашего урока так и звучит Портрет: пропорции лица человека А что такое портрет? Презентация Слайд1,2 Какие бывают портреты В изобразительном искусстве существует много разновидностей портретного жанра. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся. По формату Слайд 3-- По жанру: Исторический портрет - изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера. Портрет-картина -человек представлен во взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой. Костюмированный портрет - человек представлен в виде мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. Автопортрет - это портреты художников, написанные с помощью зеркального изображения. Только по автопортретам мы и знаем портреты великих художников мира. Семейный портрет Для чего рисуют портреты? О чём нам может рассказать портрет? Как известно у человека бывает разное настроение. Давайте отдохнём, поиграем. Игра «Эмоции». Я называю вам эмоцию, а вы ее показываете: Удивление, радость, страх, грусть, восхищение, боль. Работа с учебниками. Перед вами иллюстрации с изображениями портретов, нарисованных известными художниками, посмотрите на них и скажите, что их объединяет. Посмотрите внимательно и скажите что художники стараются передать в портрете? А как можно узнать характер человека? Совершенно верно, художник, перед написанием портрета стремится больше узнать о человеке, чтобы точнее его нарисовать. Художник стремится передать не просто внешнее сходство, а выражение глаз, позу, манеры и др. Русская земля богата талантами. Искусные мастера – кузнецы, гончары, художники, ткачи, резчики -на весь мир прославили своим трудом маленькие города и села, где зародились их уникальные промыслы. Работы российских мастеров давно приобрели мировую славу. Гости, приезжающие в нашу страну, обязательно увозят с собой на память изделия народных мастеров. В России очень много мест, где с любовью создаются великолепные предметы и изделия, неповторимые по своей красоте! Многие вещи и предметы, сделанные человеком стали гордостью и лицом нашей страны. А теперь мы с вами побудем немного художниками. Как вы думаете, что мы будем сейчас рисовать? Совершенно верно. И вы можете написать портрет своего друга, соседа по парте, мамы, папы или любого человека, которого захотите нарисовать Рисунки лица человека, портрет - это самый сложный вид изобразительного искусства. Научиться простой технике рисования лица человека вполне возможно самостоятельно, но для начала можно попробовать рисовать лицо человека
поэтапно, простым карандашом. 1. Общий контур лица человека самый важный Чтобы нарисовать правильно портрет человека
важно точно сделать первый контур, контур лица. 2. Разметка основных частей лица человека Ровно по центру нарисуйте горизонтальную линию, делящую портрет на две части, и чуть ниже еще одну параллельную линию. 3.Глаза - главная часть портрета человека Глаза на лице человека - это самая важная часть портрета. Поэтому давайте с них и начнем рисовать этот шаг портрета. Нарисуйте контуры бровей, рта и губ Нарисуйте брови и закончите рисовать контур волос. Теперь давайте нарисуем чуть сложнее элемент лица человека - губы. Начините рисовать нос с его кончика, в виде "галочки", а по краям две дуги. Аккуратно ластиком удалите с вашего рисунка лица человека лишние контурные линии и посмотрите, получился настоящий портрет человека. Если вы дошли до этого этапа и вполне довольны своим рисунком человека, то вы настоящий художник и видимо много чего еще можете красиво нарисовать. . Кто закончил с рисованием в карандаше раскрасьте цветными карандашами или фломастерами. Давайте посмотрим, как вы сегодня постарались на уроке. Сейчас каждый похвастается своим рисунком и затем мы их вывесим на стенд. Сегодня мы все с вами хорошо постарались, смотрите, какие замечательные портреты у вас получились. Мне было очень приятно с вами работать, спасибо вам за урок. Уберите все со столов, приготовьте все необходимое к следующему уроку и можете идти на перемену. Приветствие. Ответы детей. (Портрет) Портрет – это жанр изобразительного искусства, посвященный изображению одного или группы людей. По формату головные (оплечные) погрудные поясные по бедра поколенные во весь рост Художники нарисовали портреты Портреты разных профессий, разные возраста Портрет Познавательные УУД 1 . Ф ормируем умение извлекать информацию из текста. Регулятивные УУД Формирование умения высказывать своё предположение. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формирование умения составлять план деятельности на уроке. Коммуникативные УУД 1. Формируем умение слушать и понимать других; 2 . Формируем умение видеть и говорить на языке искусства. Личностные УУД 1. Формирование эмоционального отношения к портрету 2. Формирование понимания значения сочетания различных портретов. 3. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Цели урока:
Задачи:
Материал и оборудование для учителя:
компьютер,
проектор, проекционная доска, диск с обучающей
презентацией по теме «Виды портрета»;
музыкальный ряд. Оформление доски: Форма организации учебной деятельности: индивидуальная. Тип урока: комбинированный. План урока: 1. Вводная часть (притча). ХОД УРОКА Притча о художнике Жил на свете художник, который имел дар видеть и
запечатлевать прекрасное. Художник этот был Великим Мастером КРАСОТЫ! Он прикасался взглядом души к тому, что видел, – и изображал прекрасный миг Вечного Бытия на своих полотнах. И тогда – происходило чудо: незаметная прежде КРАСОТА – становилась явной для каждого, кто смотрел на картину художника! Однажды он взялся за портрет худенькой и
неприметной девушки, которую прежде никто не
считал красивой. И сама она тоже стеснялась себя
и всегда смущённо прятала глаза… И девушка смотрела, чуть дыша: «Не может быть,
что это я… И женщину он старую увидел – и её портрет стал
он рисовать. И удивлялись люди: что в такой
старухе он нашёл? – Ребята, скажите пожалуйста, в чём вы видите разницу между двумя понятиями: «КРАСИВЫЙ» и «ПРЕКРАСНЫЙ»? И как вы понимаете фразу «Портрет – зеркало души?» – Сегодня на уроке мы продолжим разговор о портрете. Наша задача, познакомиться с историей
возникновения портрета, сформировать своё
отношение к портрету, выразить своё отношение к
увиденному. Разновидности портрета: Исторический портрет – изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т. п.) материала. В сочетании портрета с бытовым или историческим жанром модель часто вступает во взаимодействие с вымышленными персонажами. Портрет-картина, жанровый портрет – портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми (последнее – групповой портрет-картина). Портрет-тип – собирательный образ, структурно близкий портрету. Костюмированный портрет – человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. (В наименования таких портретов обычно включаются слова «в виде» или «в образе», например, «Екатерина II в виде Минервы»). Различают: Аллегорический, Мифологический, Исторический,Семейныйпортрет Автопортрет – принято выделять в отдельный поджанр. Парадный (репрезентативный) портрет – как правило, предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В парадном портрете фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне; бо?льшая проработанность делает его близким к повествовательной картине, что подразумевает не только внушительные размеры, но и индивидуальный образный строй. В зависимости от атрибутов парадный портрет бывает:
Камерный портрет – используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура зачастую даётся на нейтральном фоне.
Портрет ныне является прекрасным источником знаний о человеке, живущем в разное время, так же, как письма, дневники или записки историков. Но только ли исторические сведения нам важны и интересны, только ли портретное сходство с изображенным человеком нас привлекает? Каждый портрет хранит свою тайну о внутреннем мире человека. Из истории портрета – Путешествуя во времени и знакомясь с произведениями искусства портретного жанра давайте попробуем определить не только эпоху, но ответить на вопрос: почему же портрет называют «зеркалом души». Древний Египет Первые портреты были созданы египтянами. Они
выполняли религиозно-магическую функцию: душа
умершего должна была покинуть тело, а затем
вернуться после судилища богов к мумии своего
владельца и поселиться в нём навечно. Необходимо
было соблюдать и портретное сходство, чтобы душа
могла отыскать то тело, из которого она
вылетела. Одним из известных портретов того
времени является портрет Нефертити (около 1360
года до н.э.). Древняя Греция Древние греки тоже писали, но больше любили лепить портреты, но изображенные на них люди напоминали богов и героев из мифов. В Древней Греции создавались идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, общественных деятелей. Авторы стремились подчеркнуть круг занятий портретируемого, его общественную функцию, но не заботились о сохранении индивидуальных чёрт изображаемого человека (Гомер как поэт, Перикл как стратег). Древний РИМ подарил нам первые психологические портреты. Возрождение Эстетика Возрождения определила специфику
портрета: человек являлся высшим началом и
центром земного бытия. При этом реальные
персонажи приравнивались к
вымышленным(мифологическим). Примеры тому –
живопись С.Боттичелли, Дюрера. Беседа по картине Леонардо да Винчи «Джоконда». Учитель. Только из всего огромного количества портретов в мире есть один, о котором знает практически каждый человек на земле, но хранящий даже по прошествии многих лет, свою загадку. Как вы думаете, что это за портрет? (Ответы учащuхся.) Джоконда! Это имя стало нарицательным. Средневековье Средневековье стало периодом унификации личности, подчинения её определённым правилам и нормам, что нашло отражение в создании портретов прежде всего людей общественно значимых (правителей, приближенных).Они смогли проникнуть и во внутренний мир своих героев, сделав их олицетворением определённых нравственных черт – чванства, тщеславия, гордыни. Западная Европа Величайший расцвет портретной живописи
приходится на XVII век, подаривший миру таких
великих мастеров, как голландцы Рембрандт
Харменс ван Рейн и Франс Гальс, фламандец Антонис
ван Дейк или испанский художник Диего де Сильва
Веласкес. Русский портрет Первые портреты в России назывались «ПАРСУНЫ». И вот здесь мы с вами впервые начинаем понимать, что на портрете человек со своими мыслями, чувствами, характером. Между художником и зрителем происходит самый настоящий разговор через века. Это ли не настоящая тайна? Перед вами картина Федора Рокотова «Портрет Струйской». Внимательно рассмотрите ее, какой представляется вам эта женщина?
Есть в русской живописи еще один женский портрет, который окутан дымкой таинственности и красоты (слайд Д. Боровиковский «Портрет М. Лопухиной»).Поэт Я. Полонский был очарован образом молодой женщины и воспел ее в своих стихах:
А какие чувства вызывает у вас этот образ?
Запишите эти несколько слов в тетрадь (удивление,
восхищение, тишина, изящество, мечтательность,
задумчивость и т.д.) – Ребята, прочитайте, пожалуйста, еще раз эпиграф нашего урока: «Портрет – зеркало души». Вывод: Художник не только передаёт внешний облик человека, но и его индивидуальность, он проникает внутрь души человека, раскрывает его характер, чувства, и взгляды на мир. «Они думают, что я схватываю только черты их лиц, но я без их ведома спускаюсь в глубины их души и овладеваю ею целиком» (Латур ) – Что должен учитывать художник, создающий портрет, который действительно бы отображал внутренний мир человека? Техника исполнения: – выбор характерной позы; Основными средствами художественной выразительности становятся: деталь, цвет, колорит, композиция, линия, штрих, тон, фон на котором располагается фигура портретируемого. – А сейчас я предлагаю вам попытаться самим создать образ и настроение.
Повторение пропорций частей лица при рисовании портрета при помощи учебной таблицы. Техника пастели. Мастер класс Поэтапный показ учителем на доске выполнение рисунка портрета в технике пастель. Практическая работа учащихся Заключительная часть урока – Давайте посмотрим, что у нас получилось, удалось ли нам справиться с поставленной задачей? Мини-выставка работ учащихся, обсуждение. – Сегодня мы совершили с вами путешествие в удивительный мир человеческих образов. Было интересно? Так почему же портрет называют зеркалом души? (Ответы учащихся.) Вывод урока: в портрете художником передается не только сходство с человеком, но и его богатый духовный мир и признаки эпохи, а внимательному зрителю удается разгадать эту загадку (запись). Домашнее задание (слайд, запись в тетрадь): 1. Знать записи в тетради. – Наш урок окончен. Спасибо. Краевой педагогический фестиваль «Инновационный поиск – 2013.Компетентностныйподход на уроках и во внеурочной деятельности». Развернутый план-конспект урока « К артина – портрет» Учитель изобразительного искусства МБОУ НОШ №12 «Гармония» Ст. Каневской Каневского района Серга Елена Серафимовна 2013 год Тема урока «Картина – портрет». 3 класс. Курс «Изобразительное искусство» 1-4 классы. Москва, «Просвещение», 2011 год. Автор программы народный художник России, академик, член РАО и РАХ, лауреат Государственных премий СССР и РФ, премии Президента Российской Федерации, ряда международных премий Б.М. Неменский. Ценностные основы урока - духовное развитие ребенка. Тип урока - учебный диалог. Дидактическая задача урока: расширить знания учащихся о жанрах изобразительного искусства. Цели урока: образовательные: сформировать знания о жанре « портрет»; познакомить с известными картинами – портретам; развивать практические навыки изображения портрета; воспитательные : формировать эстетическое отношение к действительности; укрепить любовь к родному краю, уважение к землякам, работающим в нем; развивающие : развивать навыки диалога учителя с учениками, учеников друг с другом, умение доказывать свою точку зрения; формировать навыки диалога с авторами художественных произведений через эмоциональное восприятие произведений искусства, развивать фантазию, творческое воображение. Планируемые результаты: предметные
личностные
коммуникативные
познавательные
регулятивные сформировать умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формы работы на уроке. Фронтальная . Работа в группах . Самостоятельная. Ресурсы урока: интерактивная доска
План урока:
Развёрнутый план-конспект урока .
Учитель: - Добрый день, ребята! Надеюсь, что наша встреча будет полезной и интересной для всех. Девиз поможет нам в пути: смело иди вперед, не стой на месте, что не сделаешь один, сделаем мы вместе.
Учитель: - Ребята! Что объединяет архитектурные сооружения, представленные на слайде? Саша: - Это музеи. Дети: - Это здание Эрмитажа... Дети: - Здание Третьяковской галереи в Москве. Дети: - Русского музея... Дети: - И народной картинной галереи станицы Привольной Каневского района! Учитель: - У кого какие еще мнения? Катя: Саша, я соглашусь с тобой, но дополню: это художественные музеи! В залах художественных музеев хранятся картины, рисунки, скульптура... Учитель: - Верно! Вот и сегодня продолжается полюбившееся нам путешествие по залам художественных музеев. Впереди новые встречи и новые впечатления. (Звучит музыка. Дети рассматривают картины - портреты, представленные на слайде). Учитель: - Рассмотрите внимательно картины. Это картины - пейзажи? Почему? Дети: - Нет! Дети: - Нет - нет! Пейзаж - это изображение природы: сады, поля, заросший камышом берег реки... (Дети указывают на оформленную в классе выставку работ учащихся по теме "Картина - пейзаж"). Дети: - Мы же видим на картинах человека...Людей! Дети: - Разных людей. Дети: - На картинах изображены мальчики и девочки. Мужчины и женщины. Дедушки и бабушки. Возраст разный и пол. Дети: - Разный рост. Высокие и низкие. Дети: - Одежда у них разная! По - моему, они жили в разные исторические времена... Дети: - Я вижу, что и характеры у них разные. Дети: - Настроение разное и профессия! Учитель: - Каждый человек – отдельный удивительный мир. Вот поэтому настроение, чувства, мысли людей всегда были интересны художнику, и во все времена ему так хотелось их изображать! (Дети смотрят фрагмент мультфильма "О картинах" А.Кушнера) Учитель: - Кто сможет предположить, какова тема урока? Дети: - Человек! Витя: - Портрет! Лиза: - Интересная мысль, Витя, но я дополню: тема урока картина - портрет. Учитель: - Молодцы! (По просьбе учителя дети открывают словарь и знакомятся с термином «портрет»). 3.Работа по теме урока. Дети - Портрет – жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего, индивидуального сходства художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир. Портрет – это, прежде всего, лицо, изображённое художником так, как художник его видит.
Учитель – Внимание художников к людям всех слоев общества, способствовало расцвету искусства портрета в XIX веке. Замечательный русский художник Валентин Александрович Серов создал много портретов своих современников. Учитель - Одет малыш в костюмчик? Его волосы тщательно расчесаны? Дети - Нет. На нем ночная рубашечка. И волосы его спутались! Учитель - Посмотрите, у него розовые щёчки после сна, огромные блестящие глазки. И не только потому, что утро такое солнечное. Очень много интересного вокруг! Учитель - Ребята! Как вы думаете, чем будет заниматься Мика в течение дня? Что он любит делать? Какой у него характер? Дети – Мика любит бегать, прыгать, играть в прятки. Ещё он любит кататься на качелях! И на велосипеде! Любит строить город из песка. Кушать конфеты! У него, наверное, есть щенок и котёнок. Он с ними играет! Учитель – Ребята, а что делает Мика сейчас? Дети – Он сидит в кресле. Учитель – Да. Сидя в кресле, мальчик позирует художнику. Как вы думаете, ему трудно усидеть на месте? Дети – Да! Трудно! Учитель – Почему вы так решили? Дети - … Учитель - Как сидит Мика? Опираясь на спинку кресла? Удобно? Надолго? Сравните, как сидит девушка, освещенная солнцем. Попробуйте сесть так, как сидит Мика. Пожалуй, мама или бабушка рассказывают ему интересную сказку. Сказки мальчик любит слушать. И о рыбаке и золотой рыбке, и про Красную Шапочку...
Дети - Он хоть и заинтересован очень – готов соскочить с места и бежать по своим важным-преважным делам! Учитель - Ребята! Мика напоминает ваших младших братьев и сестричек? Вы бы хотели с ним подружиться? Дети – Да. Он такой же, как мой брат: подвижный и забавный. Учитель – А это – великий русский художник Илья Ефимович Репин, автор уже известного вам портрета Павла Михайловича Третьякова, основателя Галереи. Довольно часто художники рисуют себя – это изображение называется – автопортрет. Художнику удалось передать свой собственный характер, свою духовную жизнь, пытливое, внимательное отношение к окружающему миру… Особенно красочно - задушевны у И. Репина образы родных художника. (На экране портрет дочери художника Веры Репиной «Стрекоза»). Учитель – Ребята! Почему художник назвал портрет дочери «Стрекоза»? Дети – Я люблю бегать, прыгать, танцевать и моя бабушка называет меня «стрекоза». Как высоко взобралась! Художник изобразил девочку на фоне неба. Не случайно! Мы видим девочку, которая весело покачивая ножками, сидит на высокой перекладине штакетника. Она напоминает стрекозу, которая сидит на цветке и помахивает прозрачными крылышками. Учитель - Вот-вот непоседа и озорница соскользнет вниз и весело убежит прочь. Учитель – Портрет Мики Морозова был написан в 1901 году, портрет Веры Репиной - в1884году – более ста лет назад. Ещё тогда, когда не было ни самолетов, ни космонавтов, ни электричества. В музеях же хранятся портреты, которым 300, 400, 500 и более лет. (На экране портрет «Дама с горностаем» Леонардо да Винчи (около 1485 г.)) «Дама с горностаем» - портрет семнадцатилетней Чечилии Галлерани, которой В народной картинной галерее станицы Привольной особое место занимают портреты механизаторов, птичниц, доярок, агрономов - наших прославленных земляков - тружеников. (На экране - портреты народной картинной галереи станицы Привольной. Учитель обращает внимание детей на портрет птичницы Александры Ильиничны Кононец кубанского художника Крысина Виктора Михайловича).
минутку представим, что Виктор Михайлович Крысин у нас в гостях и зададим ему такие вопросы, которые помогут нам понять особенности его творчества. И, конечно, как всегда, обсудим наше умение вести диало г. (Вопросы дети задают самые разные, порой неожиданные). Дети: - Виктор Михайлович, где Вы живете? Дети: - У Вас есть внуки? Дети: - Скажите, пожалуйста, почему Вы захотели написать портрет именно этой труженицы? Дети: - А какие картины Вы ещё написали? Дети: - За какой срок был написан портрет? Дети: - Скажите, а самой героине портрет понравился? Дети: - Виктор Михайлович, а почему птичницу Вы написали не за работой? Учитель: - Спасибо, ребята! Сколько разных вопросов! А какие из них, на ваш взгляд, наиболее интересны, помогают понять творчество художника? Какие вежливы? Тактичны ? (Дети обычно правильно выделяют вопросы). А сейчас мы разделимся на творческие группы и постараемся, как настоящие экскурсоводы, рассказать о портрете, исполненном по заказу колхоза специально для галереи. (На столах «экскурсоводов» карточки с опорной лексикой.
(Группы намечают построение текста. Класс слушает «экскурсоводов»). Учитель: - Спасибо. Что же самое важное художник хотел сказать нам, зрителям? Саша: - Я думаю, что птичницей работать нелегко, что птичница хорошая труженица. Лиза: - Я соглашусь с Сашей. Надо очень рано приходить на работу. С восходом солнца птицы начинают кричать, хлопать крыльями, требуя еду и внимание. За день их надо кормить и поить не один раз. Аня: - У Александры Ильиничны внимательный, спокойный взгляд, загоревшее и обветренное лицо... Учитель: Что вы можете сказать о позе птичницы? Саша: - Твердо стоит она посреди птичьего двора. Соня: - По-хозяйски! Лена: - Уверенно стоит! Света: - У нее стать, которая бывает только у казачки! Она сильный человек. Учитель: - Точно подмечено. Молодцы! Ребята, фон портрета это огромный птичий двор, залитый солнцем, переполненный шумными утками, тянущийся до маленького лоскутка реки на горизонте. С какой целью художник выбрал этот вариант фона? Света: - Я думаю художник, таким образом, рассказал о профессии своей героини. Показал ее рабочее место. Таня: - Света, я с тобой не согласна. Моя бабушка называет наших 6 уточек "беспокойным хозяйством". У Александры Ильиничны, как рассказал нам фон картины, их в сотни раз больше, а значит много и работы. Об этом рассказал художник. Учитель: - Ваши мнения? Саша: - Я соглашусь с обеими девочками... Учитель: - Хорошо! Катя: - Птичница одета в выгоревшее платье, передник, косынка на голове укрывает от палящего солнца - приходится работать и в жару и в холод. Лиза: - У неё натруженные сильные руки. Аня: - Лиза, ты очень точно сказала, но дополню: руки работящие и щедрые. Думаю, они кормят не только птиц, но и выпекают вкуснейшие пироги, щедро одаряя ими родных и близких. Учитель: - Молодцы, ребята! Не безмолвен для вас портрет. Вы чуткие и внимательные зрители. Диалог художника со зрителем состоялся. 4. Постановка художественной задачи практического задания. Практическая работа учащихся . Для проживания детьми творческого процесса создания художественного образа в форме художественных действий (этап урока - практическая работа учащихся), необходимо грамотное использование художественных материалов, их выразительных средств, элементарных знаний основ композиции. Дети получают советы от педагога во время постановки задач практической работы и выполнения творческого задания. Учитель – Ребята, а вам хотелось бы написать портрет? Подумайте, чей это будет портрет? Пусть в нём раскроется характер интересного для вас человека – друга, подруги, брата, сестры, тренера, учителя, а может быть папы, мамы, бабушки, дедушки. Найдите то, чем каждый из них отличается от других людей, чем близок и дорог вам. Это и будет главным в портрете (короткий ёжик волос, коса, чёлка, белёсые или чёрные брови, улыбка, прищур глаз, рыжие волосы и веснушки, синяк под глазом…). Дорисуйте одежду, подумайте, какие предметы могут оказаться рядом с героем портрета. Портрет можно писать гуашью или пастелью. Не забудьте, что фон портрета тоже часть картины. Учитель оказывает практическую помощь детям. Учащимся можно предложить выполнить портреты героев детских стихотворений. Например, иллюстрацию к стихотворению кубанского поэта В.Д. Нестеренко «Пшеничный цвет». (Звучат детские песни о дружбе, друзьях, школе…) 5 . При подведении итогов урока необходимо организовать выставку рисунков всего класса. Художники становятся зрителями. Вместе с учителем дети анализируют написанные портреты. Учащиеся дают положительную оценку работам. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?