Главная - Кастинги
Учебно-методическое пособие "изучение уровня лексико-семантического развития детей дошкольного возраста". Рекомендации к проведению обследования - Ушакова О.С., Струнина Е.М

его богатству и красоте. Воспитательное воздействие оказывает

и содержание литературных произведений, начиная с произведенийустногонародноготворчества,атакжесодержаниекартин, народных игрушек и пособий развивает у детей любознательность, гордость и уважение к их создателям. Кроме того, такие методы, как рассказывание совместно, группами («командами») предполагает и умение договариваться между собой, в случае необходимости помогать товарищу, уступать ему и т.д.

Ознакомлениедетейслитературой,пересказхудожественных произведений, обучение детей составлению коллективного рассказа способствует формированию не только этических знаний

и нравственных чувств, но и нравственного поведения детей. Работа над смысловой стороной слова, семантическое обога-

щение словаря детей, их развивающаяся лексика может и должна включать введение в речь детей (и в понимание речи) групп слов, обозначающих качества человека, его эмоциональные состояния, оценки поступков человека, так же, как и эстетические качества и оценки.

Принципы обучения родному языку

Основныезадачиразвитияречи-воспитаниезвуковойкуль- туры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания.

Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возрастаквозрастуидетпостепенноеусложнениекаждойзадачи именяются методыобучения.Удельныйвестойилиинойзадачи также меняется при переходе от группы к группе. Воспитателю надо представлять основные линии преемственности задач по развитиюречи,которыерешаютсявпредыдущейипоследующей возрастной группе, и комплексный характер развития каждой задачи.

Обогащать словарь через обогащение представлений

Так,всевоспитателизнают,чтонеобходимопополнятьсловарь детей новыми словами. Они стараются называть детям все окружающие их предметы, игрушки. Однако далеко не все заботятся о том, чтобы ребенок осознавал смысл слова, его значение. Особенность словарной работы заключается в том, что она нераз-

рывно связана с обогащением знаний и представлений дошкольников, а значит, такая работа осуществляется в разных видах ознакомления детей с окружающим, с предметами и явлениями быта, повседневной жизни, с природой. Ребенок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Всё это является необходимым звеном для словарной работы в развитии речи детей и обучения их родному языку.

Работа над пониманием слова

Однако для развития речи детей важно не только увеличение запаса слов, но и формирование точного понимания их значения иправильного всмысловом отношенииупотребления.Практика речевого общения постоянно сталкивает детей с различными по значению словами, с синонимами, антонимами. Известно, что у детей дошкольного возраста ориентировка на смысловое содержание очень развита, а правильность высказывания зависит от того, насколько точно передается смысл выбранного слова. Однако речь дошкольника имеет существенное отличие от речи взрослого в отношении смысла, который ребенок вкладывает в произносимые им слова. Зачастую ребенок сам пытается осмыслить слова, вкладывает в их содержание свойственное его опыту понимание.(МножествопримеровтомусобралК.И.Чуковский.) Поэтому в развитии словаря одним из важных направлений должна быть работа над правильным пониманием значения (смысла) слов, развитие точности словоупотребления. Это в дальнейшем определяет культуру речи.

Приемы развития речи

Для решения этих задач служат речевые упражнения, словесные игры, основное назначение которых в том, чтобы развивать у детей внимание к слову, его точному употреблению. Упражнения создают условия для речевой практики детей и пополнения и активизации словаря словами разных частей речи.

Среди словесных приемов словарной работы особое место занимают лексические упражнения, которые способствуют предупреждению речевых недочетов, активизируют словарь детей, развивают у них внимание к слову и его значению. Они формируютудетейпрактическиенавыки:умениебыстровыбрать

из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово, составить предложение, различать оттенки в значении слова. Подобные упражнения не требуют предметов и игрушек. В них используются уже знакомые слова.

В упражнениях большое место отводится такому приему как вопрос. От речевой формулировки вопроса зависит направление и содержание их мыслительной деятельности, вопрос должен вызывать умственную активность детей. Ставя перед детьми вопросы, взрослый не просто добивается воспроизведения знаний, аучитдетейобобщать,выделятьглавное,сравнивать,рассуждать. Надочащезадаватьтакиевопросы,как«Можнолитаксказать?», «Как сказать лучше?», «Почему ты думаешь, что так можно сказать?», «Скажи всем, как ты это понимаешь» и т.п.

Игра - самодеятельная детская активность, в которой взрослый может занять то или иное место. Можно влиять на игру косвенно, через ролевое поведение и отдельные предложения, реплики, вопросы. В творческой детской игре бурно развивается речь ребенка, грамматически оформленная речь. Но взрослый не должен ставить перед играющим ребенком дидактические цели, связанные с освоением форм и функций речи. Игры, оказывающие комплексное воздействие на словарь, грамматику, связность речи, должны быть интересными, увлекательными.

Наряду с играми, имеющими широкое общеразвивающее влияние, существуют и дидактические игры, в которых решаются задачи активизации, уточнения той или иной грамматической формы. Например, игры, помогающие освоить родительный падеж множественного числа, повелительное наклонение глагола, согласование слов в роде, способы образования слов (наименований детенышей животных, людей разных профессий, однокоренных слов).

Игры, направленные на обучение детей рассказыванию, развивают у детей умение описать предмет по основным признакам (цвет, форма, величина), действиям; рассказать о животном, об игрушке, по картинке (составить сюжет, развернуть его в соответствии с замыслом).

Дидактическаязадачаоблеченавигровыеситуации,вкоторых отчетливо выступают побудительные мотивы к связному изложениюмыслей.Виграх«Найдемигрушку»,«Угадай,чтовруке?» ребенокотыскиваетзнакомыйемупредмет,азатемрассказывает

о нем. Таким образом, специальные занятия, игры и упражнения решают в комплексе все задачи речевого развития (воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, словарную работу, развитие связной речи).

Критерии оценки речевого развития дошкольника

Высокий уровень развития речи дошкольника включает:

- владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания;

- развитую культуру общения, умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, ответить, возразить, спросить, объяснить;

- знаниенормиправилречевогоэтикета,умениепользоваться ими в зависимости от ситуации.

Вопросы и задания

1. Что такое «чувство языка»?

2. Нужно ли обучать детей родному языку? Почему?

3. Как связано развитие речи дошкольника с другими сторонами его личностного развития?

4. Какие компоненты включает в себя система обучения родному языку?

5. Перечислитекритерии,покоторымоцениваетсяразвитость речи дошкольника.

Литература

1.СохинФ.А. Психолого-педагогическиеосновыразвитияречи дошкольников. М., 2002.

2. ГвоздевА.Н. Вопросыизучениядетскойречи.Спб:«Детство-

Пресс», 2007.

3. Леонтьев А.А . Язык, речь, речевая деятельность. М.: «КомКнига», 2007.

4. Алексеева М.М ., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения дошкольников родному языку. М., 1997.

5. УшаковаО.С. Теория и практика развития речи дошкольни-

ка. М.: «Сфера», 2008.

Лекция 2. Развитие звуковой стороны речи дошкольников

Что такое фонетика?

Фонетика, изучающая звуковую сторону речи, рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, которые служат для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму.

Лингвисты-Р.А.Аванесов,Г.О.Винокур,В.А.Богородицкий, И.Л. Бодуэн де Куртене, А.Н. Гвоздев, Л.Р. Зиндер, А.А. Потебня, Ф. де Соссюр, А.И. Томсон, Л.В. Щерба - рассматривают звуковую сторону языка с разных точек зрения По Ф. Соссюру, основные единицы языка (слова, словосочетания, предложения) имеютсмысловуюсторону(значение)иматериальную(они-ряд звуков). Такой двусторонностью обладают знаки, у которых есть обозначаемое(смысл)иобозначающее(материальнаяданность). Звуки и их сочетания являются обозначающими. Звуковые единицы языка - звук, слог, такт, фраза - связаны между собой и составляют систему. Звук характеризуется высотой и тембром, слогсостоитизнесколькихзвуков,такт-группаслогов,объеди- ненная одним ударением, фраза (или синтагма) состоит из нескольких тактов, объединенных интонацией. Эти единицы речи, которые обладают самостоятельной протяженностью, называют линейными. Кроме линейных, различают просодические единицы речи. Просодия - от греческого «просодиа», ударение. Просодические единицы речи связаны с ударением и элементами интонации: мелодикой, силой произношения, темпом речи. Ударение, в свою очередь, бывает фразовым, логическим, эмоциональным.

От звукового оформления речи во многом зависит сила воздействия на слушателей, поэтому необходима специальная работа над звуковой стороной речи. Русский язык обладает сложной звуковой системой, поэтому на него обращают внимание многие исследователи, которые занимаются теорией звучащей речи. Именно на основе анализа звукового строя языка создается база для теоретического осмысления процессов, происходящих в языке. Ученые характеризуют звуковые единицы языка с точки зрения образования звука (это артикуляционные свойства языка), звучания (акустические свойства языка) и вос-

приятия (перцептивные качества языка). Все эти единицы взаимосвязаны.

Фонологические средства языка

А.Н. Гвоздев показал, какую большую работу проделывает ребенок, овладевая фонологическими средствами языка. Для усвоенияотдельныхзвуковречиребенкутребуетсяразноевремя. Правильные условия воспитания и обучения ребенка приводят к усвоению грамматической и звуковой стороны слова.

Артикуляционная сторона речи

Исследования лингвистов, психологов, педагогов дают основание полагать, что именно звуковая сторона языка рано становится предметом внимания ребенка (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Н.Х. Швачкин, Ф.А. Сохин, М.И. Попова, А.А. Леонтьев, А.М. Шахнарович, Е.И. Негневицкая, Л.Е. Журова, Г.А. Тумакова).

Л.С. Выготский, говоря об усвоении ребенком знаковой стороны языка, подчеркивал, что сначала ребенок овладевает внешней структурой знака, т.е. звуковой. Д.Б. Эльконин писал: «Очевидно, что развитие связной речи у ребенка и тесно связанное с нимусвоениеграмматическогострояневозможнывнеовладения звуковой системой языка» (1989, с. 374). Последнее, по мнению Д.Б. Эльконина, представляет собой основу становления речи ребенка. «Овладение звуковой стороны языка включает два взаимосвязанныхпроцесса:формированиеуребенкавосприятия звуков языка, или, как его называют, фонематического слуха, и формирование произнесения звуков речи» (там же).

Количество правильно произносимых звуков психологи связывают с расширением запаса активно используемых слов (Н.Х. Швачкин, Н.И. Жинкин, Г.Л. Розенгарт-Пупко, М.И. Попова). Отметим также, что методика обучения дошкольников чтению,разработаннаяД.Б.Эльконинымиегопоследователями, основана на действии со звуковой стороной языка (Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Л.Н. Невская, Н.В. Дурова, Г.А. Тумакова). Обучениечтениюначинаетсясвведенияребенкавзвуковуюдействительность языка, «чтобы обеспечить последующее усвоение грамматики и связанной с ней орфографии» (Л.Е. Журова, 1974,

Звуковая сторона речи дошкольников изучалась в разных аспектах: как развитие восприятия речи и как формирование речедвигательного аппарата (Е.И. Тихеева, О.И. Соловьева, В.И. Рождественская, Е.И. Радина, М.М. Алексеева, А.И. Максаков,М.Ф. Фомичева, Г.А.Тумакова). Многиеисследователиподчеркивают роль развитого осознания детьми фонетической стороны речи. Дети рано начинают замечать недостатки в своей и чужой речи (А.Н. Гвоздев, К.И. Чуковский, М.Е. Хватцев, Д.Б. Эльконин, С.Н. Карпова). От понимания особенностей звуковой стороны речи можно протянуть нить к формированию произвольности речи (Ф.А. Сохин, Г.П. Белякова, Е.М. Струнина, Г.А. Тумакова, М.М. Алексеева).

Фонетические наблюдения детей над артикуляцией создают основу не только для формирования речевого слуха, но и для развития культуры устной речи в ее произносительном аспекте. Л.В. Щерба подчеркивал, что изучение грамматики живого, произносимогоязыкаприучаетученикакнаблюдениюнадсобственной речью: понимая значение слова, он связывает его со звуками, составляющими это слово. Отсюда начинаются наблюдения над произношением слова, явлением чередования гласных и согласных;детиначинаютзадумыватьсянадрольюударенияврусском языке, значением интонации.

Интонация

Работа над звуковой стороной речи с детьми дошкольного возраста включает упражнения, проводимые со всеми элементами фонетики. В построении высказывания чрезвычайно важна ролькаждогоэлементазвуковойкультурыречи,особуюрольпри этом играет интонационная характеристика произносимой речи. Мастера устного рассказа считают диапазон интонаций, расширяющих смысловое содержание речи, беспредельными. А учителя школы считают формирование интонационных навыков важными и для восприятия письменной речи.

Некоторыеисследователисвязываютречевоеразвитиеребенка с процессом овладения интонационной системой языка (Н.М. Аксарина, М.И. Кольцова, Р.В. Тонкова-Ямпольская, О.И. Яровенко).

М.М. Бахтин, рассматривая предложение как единицу языка, подчеркивал, что оно обладает особой грамматической интона-

цией - законченности, пояснения, разделения, перечисления. Особое место он отдает интонации повествовательной, вопросительной, восклицательной и побудительной. А экспрессивную интонацию предложение приобретает только в целом высказывании. Итак, интонация передает не только содержание высказывания, но и его эмоциональные особенности.

Необходимо научить детей правильно пользоваться интонацией,строитьинтонационныйрисуноквысказывания,передавая не только его смысловое значение, но и эмоциональные особенности. Параллельно с этим идет формирование умений правильно пользоваться темпом, громкостью произношения в зависимости от ситуации, отчетливо произносить звуки, слова, фразы, предложения (дикция).

Речевой слух

Практическое владение языком предполагает умение различать на слух и правильно воспроизводить все звуковые единицы родного языка. В педагогических исследованиях подчеркивается, что в период дошкольного детства у ребенка одновременно с интонационной стороной речи развивается и речевой слух - ощущение высоты тона, сила звука, чувство тембра и ритма.

Тон, тембр, паузы, разные типы ударений - являются важными средствами звуковой выразительности речи.

Темп речи

Среди общих характеристик звуковой культуры речи внимание исследователей привлекал такой показатель, как темп, который имеет самое непосредственное отношение к развитию произносимой речи. В литературе имелись лишь беглые указания на повышенную скорость речи дошкольников в связи с недостаточным развитием контроля за своей речью и слабостью тормозных процессов у дошкольников.

А.И.Максаковымбылапредпринятапопыткапроследитьвозможности дошкольников в регуляции темпа речи. Полученные данные свидетельствовали о том, что дети легче ускоряют темп речи, чем замедляют его, темп во многом зависит от содержания высказывания,егосложности.Привоспроизведениидетьмипростых, легких по содержанию рассказов скорость речи взрослого

не оказывала существенного влияния на точность и последовательность передачи текста ребенком. При использовании более сложных текстов правильно передали его лишь те дети, которые слушали рассказ в замедленном темпе. Был сделан вывод о том, что темп речи взрослых имеет немаловажное значение для точного и правильного восприятия и понимания речи детьми дошкольного возраста.

Таким образом, важна роль разных элементов звуковой стороны речи при построении любого высказывания. Каждый из этих элементов по-разному влияет на звуковое оформление изложения текста: от темпа речи, ее громкости во многом зависит понимание его содержания, от дикции также зависит смысловое восприятие произносимого высказывания. В конечном итоге от осознания звуковой стороны речи во многом зависит сила и глубина воздействия высказывания на слушателя.

Конечно, такие характеристики звуковой культуры речи, как темп, громкость, дикция, во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента, условий воспитания и той речевой среды, которая окружает ребенка. Поэтому необходима специальная работа, чтобы научить ребенка в зависимости от речевой ситуации менять как силу голоса, так и темп речи, чтобы пользоваться выразительными средствами речи уместно и осознанно. И эта работа должна проводиться систематически.

Возрастные особенности становления звуковой стороны слов

Принципы работы с детьми младшего дошкольного возраста

Воспитаниезвуковойкультурыречидетеймладшегодошкольного возраста (3–4 года) включает, прежде всего, работу по обучению правильному звукопроизношению.

даетсясучетомтрудностиихпроизнесенияипоследовательности их появления в процессе речевого развития (А.И. Максаков, Г.А. Тумакова).

Исследователи подчеркивали, что наряду с работой над правильным звукопроизношением следует работать над всеми элементами звуковой стороны речи - над темпом речи, силой голоса, интонацией.

В этих умениях заложено наиболее важное условие становления всех сторон речи и особенно ее связности. Работа над интонационнойвыразительностьюречипомогаетизбежатьтаких недостатковвысказывания,какмонотонность,нерасчлененность речи,нечеткостьдикции,замедленный(илиубыстренный)темп, так как от звукового оформления речи зависит понимание содержания и эмоционального смысла высказы­ ­вания.

В младшем дошкольном возрасте необходимо научить детей слышать, различать и произносить звуки в словах. Работу над правильным произношением гласных звуков, их дифференциацией необходимо проводить для формирований четкой артикуляции звуков родного языка, а также для того, чтобы приучить детей вслушиваться в речь взрослого, различать на слух отдельные звуки и звукосочетания.

Произношение согласных звуков (их последовательность достаточно подробно обоснована в работах логопедов - [м], [б], [п], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ф], [в], [л], [с], [ц]) готовит органы артикуляционного аппарата к произношению шипящих звуков. Для работы с произношением используются игры и упражнения, направленные на развитие умения детей дифференцировать родственные по месту образования звуки ([п] и [б], [т] и [д], [ф] и [в]) в небольших речевых единицах - слогах: па-па; ба-ба; то-то, до-до и т.п. Затем отрабатывается дифференциация твердых и мягких согласных, дети подводятся к правильному произношению шипящих.

Игры для развития артикуляционного аппарата

Дудочка и колокольчик

Для развития артикуляционного аппарата широко используются звукоподражательные слова, голоса животных. Например, детям даются музыкальные инструменты - дудочка и колоколь-

Рекомендации к проведению обследования
Уровень речевого развития дошкольников может выявляться как в начале учебного года, так и в середине (или в конце). Обследование могут проводить воспитатели, методисты, родители. Если дети хорошо знакомы со взрослым, опрашивающим их, они легко идут на контакт и охотно отвечают на вопросы. Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком (беседа не должна превышать 15 минут). Если же приходит незнакомый взрослый, то ему следует заранее познакомиться с детьми, наладить эмоциональный контакт, для того чтобы дети вступали в речевое общение с удовольствием. Задания надо давать в интересной, интонационно выразительной форме.
Правильные ответы должны вызывать одобрение, поддержку; в случае затруднения не стоит показывать ребенку, что он не справился, а просто следует дать самому ответ (например; ребенок не смог назвать обобщающего слова, и взрослый сам говорит: «Это можно назвать словом одежда»), но в протоколе отметить невыполнение.
Задания лучше всего предлагать детям при рассматривании хорошо знакомых игрушек или предметов, а если берутся изолированные слова (без наглядности), их значение должно быть детям известно. Для проверки уровня речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста широко используется наглядность (предметы, картинки, различные игрушки). Для старших дошкольников задания могут предлагаться и без наглядных средств, но на знакомых словах. Здесь большое значение приобретает точная формулировка вопросов, особенно это важно при выполнении речевых заданий на выявление:
§ умения подбора синонимов и антонимов к именам прилагательным и глаголам;
§ способности к точному (в смысловом отношении) употреблению слов;
§ навыков выполнения различных творческих заданий (речевых ситуаций);
§ навыков составления разных типов высказываний. Наши вопросы идут в логической последовательности, этим вызвана иногда неполнота формулировки. Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). При условности количественных оценок за

высказывания разной полноты и правильности они (оценки) помогают выявить уровни речевого развития: I - высокий, II - средний (достаточный) и III (ниже среднего).
3 балла ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно. 2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого. 1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого , повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.
Примерные (возможные) ответы детей даются после каждого задания в такой последовательности:
1) правильный ответ;
2) частично правильный;
3) неточный ответ.
В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3, это высокий уровень. Если больше половины ответов с оценкой 2, это средний уровень, а с оценкой 1 - уровень ниже среднего.

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит к четырем годам (правильное звуко-произношение, становление интонационной структуры речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания). Ребенок накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи. Превалирующее место в детском словаре занимают глаголы и имена существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действие и состояние. У ребенка активно формируются обобщающие функции слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами: появляется множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных, уменьшительно-ласкательные суффиксы, настоящее и прошедшее время глагола, повелительное наклонение; развиваются сложные формы предложений, состоящих из главных и придаточных, в речи отражаются причинные, целевые, условные и другие связи, выраженные через союзы. Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями и подводятся к составлению связных высказываний описательного и повествовательного типа.
Однако в речи многих детей четвертого года жизни отмечаются и другие особенности. В этом возрасте дошкольники могут неверно произносить (или совсем не произносить) шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (р, рь, л, ль) звуки. Требует совершенствования интонационная сторона речи, необходима работа как над развитием артикуляционного аппарата ребенка , так и над развитием таких элементов звуковой культуры, как темп, дикция, сила голоса. Овладение основными грамматическими формами также имеет свои особенности. Далеко не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже. В процессе построения простых распространенных предложений они опускают отдельные члены предложения.
Очень ярко выступает и проблема речевых новообразований, которые порождаются словообразовательной системой родного языка. Стремление к созданию новых слов диктуется ребенку творческим освоением богатств родного языка.
Детям четвертого года жизни доступна простая форма диалогической речи, однако они часто отвлекаются от содержания вопроса. Речь ребенка ситуативна, преобладает экспрессивное изложение.
ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ВЛАДЕНИЯ РЕЧЕВЫМИ УМЕНИЯМИ И НАВЫКАМИ ПО
РАЗНЫМ СТОРОНАМ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Для краткости изложения условно обозначаем речевые задачи: словарь, грамматика, фонетика, связная речь. Словарь Выявить умения:
1) называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным (кошка, собака, кукла, мяч) и отвечающие на вопросы кто это? что это?
2) обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным (пушистая, круглый, красивая) и отвечающие на вопросы какой? какая?
3) называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы что делает? что можно с ним делать?
4) употреблять обобщающие слова (одежда, игрушки);
5) понимать противоположные значения слов (большой - маленький, громко - тихо, бежать - стоять).
Грамматика
Выявить умения:
1) образовывать наименование животных и их детенышей в единственном и множественном числе, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы (кот - кошка - котенок - котик - котята);
2) согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде и числе (пушистый котенок, маленькая кошечка);
3) составлять простые и сложные предложения по картинкам совместно со взрослым.
Фонетика
1) Уточнить произношение звуков родного языка, четкое артикулирование их в звукосочетаниях и словах;

2) выявить умение отчетливо произносить фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи.
Связная речь
1) Определить умение детей отвечать на вопросы по содержанию картины и составлять короткий рассказ совместно со взрослым;
2) выявить умение воспроизводить текст хорошо знакомой сказки;
3) предложить составление рассказа из личного опыта ребенка;
4) выявить умение пользоваться словами, обозначающими речевой этикет (спасибо, пожалуйста, здравствуйте).
Материал для обследования: кукла (которая может сидеть, стоять, поднять руку, идти); мяч (яркой расцветки, резиновый); кошка (лучше всего мягкая игрушка); картинки небольшого формата: 1) кошка с котятами, 2) изображение игрушек, 3) отдельные предметы посуды , одежды, мебели.
ХОД ОБСЛЕДОВАНИЯ
Задание 1. Кукла.
Воспитатель показывает ребенку куклу, задает вопросы в следующей последовательности.
1. Как зовут куклу? Придумай ей имя.
1) Ребенок называет имя в предложении (Я хочу назвать ее Марина);
2) дает имя (одним словом);
3) не дает имя (повторяет слово кукла).
2. Скажи, какая Марина?
1) Называет два слова и более (красивая, нарядная);
2) называет одно слово (хорошая);
3) не называет качеств, признаков (повторяет слово кукла).
3. Что на ней (Марине) надето?
1) Самостоятельно называет более двух предметов одежды (в зеленом платье, белых носочках);
2) с помощью вопросов педагога: «Что это? Покажи...» (Это - носочки, это - платье);
3) показывает предметы одежды, но не называет.
4. Как назвать одним словом? (Педагог называет: «Платье, носки - это...?»)
1) Ребенок называет обобщающие слова (одежда, вещи);
2) называет другие виды одежды (трусики, колготки, кофта...);
3) повторяет слова, которые назвал педагог (платье, носочки).
5. Какая одежда надета на тебе?
1) Называет более двух слов (рубашка, майка, брюки);
2) называет два предмета одежды (сарафан, майка);
3) называет только одно слово (платье) или перечисляет обувь (тапочки, туфли).
6. Что делает Марина? (Педагог выполняет действия: кукла садится, встает, поднимает руку, машет ею.)
1) Ребенок называет все действия;
2) называет два действия (встала, подняла руку);
3) называет одно слово - действие (стоит или сидит).
7. Что можно делать с куклой?
1) Называет более двух слов {укладывать спать, качать ее, играть);
2) называет два действия (катать в коляске, кормить куклу);
8. Саша, попроси Марину вежливо, чтобы она встала, села.
1) Использует прямую речь и вежливые формы (Марина, встань, пожалуста);
2) называет два глагола в повелительной форме (встань, сядь);
3) называет действия не в требуемой форме (встать, сесть).
9. Составление совместного рассказа по схеме: «Это... (кукла). Она... (красивая). Ее зовут...
(Марина). У net есть... (красное платье, белый бант). С куклой можно... (играть)».
2) заканчивает два предложения;

3) называет одно слово (или говорит о другом, рассказывает про свою куклу).
Задание 2. Мяч.
1. Какой мяч (дать в руки ребенка)?
1) Называет два признака и более (круглый, резиновый);
2) называет одно слово;
3) не называет качеств, говорит другое слово (играть).
2. Что с ним можно делать?
1) Называет более двух слов (глаголов) (подбрасывать, в футбол играть);
2) называет два действия (играть, бросать);
3) называет одно слово (играть).
3. Взрослый задает вопрос после действия. Бросает ребенку мяч и говорит:
- Что я сделала (бросает мяч)? (Бросила.)
- А ты что сделал? (Поймал.)
- Теперь ты бросай. Что ты сделал? (Бросил.)
- А я что сделала? (Поймала.)
1) Ребенок называет все глаголы в нужной форме;
2) называет 2-3 глагола правильно;
3) называет только одно действие.
4. Составим рассказ про мяч: «Это... (мяч). Он... (круглый, си-ний). Мяч можно... (катить, ловить, бросать). Я люблю... (играть с мячом)».
1) Ребенок заканчивает предложение, называя 2-3 признака и действия;
2) называет по одному слову, повторяя сказанное взрослым;
3) не может закончить предложение, начатое взрослым.
Задание 3. Картина «Кошка с котятами».
1. Воспитатель спрашивает: «Кто это? (Кошка.) Какая она?»
1) Ребенок самостоятельно отвечает (Это - кошка, у нее котята. Кошка черная);
2) отвечает по вопросам педагога;
3) описывает своего кота (из опыта) (У меня есть кот Мартын, он очень толстый).
2. Как назвать детеныша кошки?
1) Называет правильно (единственное число - котенок, котик);
2) вместо единственного называет множественное число (ко-тенки, котята);
3) не выполнил задания.
3. Когда много детенышей , как сказать?
1) Называет множественное число (котятки, много котят);
2) вместо множественного называет единственное число (котеночек, котик)",
3) не выполнил задания.
4. Педагог говорит: «Сравним кошку и котят. Кошка большая, а котята... (маленькие); у кошки хвост длинный, а у котенка... (короткий); кошка бегает быстро, а котята... (медленно); кошка-мама мяукает громко, а котята (тихо)».
1) Ответил на все задания;
2) выполнил 2-3 задания;
3) ответил на одно.
5. Совместное рассказывание. «Это... (кашка). Она... (большая). У кошки есть... (котята). Кошка любит... (своих котят; играть, лакать молоко)».
1) Ребенок заканчивает все предложения;
2) заканчивает 2-3 предложения;
3) называет одно слово.
Задание 4.
1. Как одним словом назвать куклу, мяч?
1) Ребенок дает обобщающее слово (игрушки);
2) перечисляет названия (Катя, мяч);
3) говорит одно слово (кукла).

2. Расскажи, какие игрушки есть у тебя дома, как ты с ними играешь, с кем?
1) Составляет рассказ из личного опыта (Уменя дома есть машинки. Их много, все машинки разные.
Я ставлю их в гараж);
2) перечисляет игрушки;
3) называет одну игрушку.
Задание 5.
Взрослый предлагает ребенку рассказать сказку: «Ты знаешь сказку про курочку Рябу? Расскажи ее».
1) Ребенок пересказывает сказку самостоятельно;
2) рассказывает по вопросам воспитателя;
3) называет отдельные слова.
Задание 6.
Ребенку показывают картинки, он их называет (шар, шуба, жук, заяц, рыба, трамвай, лампа, лопата). Взрослый отмечает звуки, которые ребенок не произносит. Таблица по выявлению фонетической стороны речи составляется отдельно.
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Главное направление развития речи на пятом году жизни - это освоение связной монологической речи. Происходят заметные изменения и в освоении способов словообразования, начинается взрыв словотворчества. Дети получают начальное представление о слове как звуковом процессе (оно звучит, состоит из звуков, звуки произносятся друг за другом, последовательно). У детей этого возраста очень велико тяготение к рифме. Они подбирают слова, порой лишенные всякого смысла.
Но само это занятие далеко не бессмысленное: оно способствует развитию речевого слуха, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию.
Ребенок научается правильно понимать и употреблять термины слово, звучит, звук, вслушиваться в звучащее слово, самостоятельно находить слова разные и сходные по звучанию, определять последовательность звучания звуков в слове , выделять определенные звуки. Это период ознакомления детей со словом - его смысловой стороной (оно имеет смысл, обозначает какой-то предмет, явление, действие, качество). Активный словарь ребенка обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные признаки (Мяч - это игрушка: в него играют). Они начинают подбирать слова с противоположным значением, сравнивают предметы и явления, употребляют обобщающие слова (имена существительные с собирательным значением).
Это период практического усвоения правил употребления грамматических средств. Речь детей изобилует грамматическими ошибками, неологизмами («детскими» словами типа «ма-шинский»,
«откнопил», «ползук»).
Дети овладевают морфологическими средствами языка (согласование слов в роде, числе, падеже; чередование согласных в основах глаголов и имен существительных). Ребенок подводится к пониманию многозначности отдельных грамматических форм. Он усваивает способы словообразования существительных с суффиксами эмоционально-экспрессивной оценки, с суффиксами, обозначающими детенышей животных, а также некоторые способы образования глаголов с приставками, степеней сравнения прилагательных.
Дети осваивают умение строить разные типы высказывания - описание и повествование. При составлении рассказов совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т. е. все те умения, которые необходимы ребенку пятого года жизни для развития связной речи. Речевая активность возрастает и в связи с тем, что это возраст «почемучек».
Вместе с тем в речи детей пятого года жизни встречаются нарушения. Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность. Имеются недостатки и в освоении грамматических правил речи (согласование имен существительных и имен прилагательных в роде и числе, употребление родительного падежа множественного числа).

Речь детей от четырех до пяти лет отличается подвижностью и неустойчивостью. Они могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако точное употребление слова вызывает у многих детей затруднение. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование: нарушают структуру , последовательность, не владеют умением связывать между собой предложения и части высказывания.
Эта характеристика приблизительна. Уровни речевого развития детей одного возраста бывают очень различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Во-первых, к этому времени большинство детей усваивает словои звукопроизношение.
Во-вторых, ребенок овладевает связной речью и начинает строить самостоятельное высказывание, состоящее на первых порах лишь из нескольких предложений.
Уровень речевого развития детей пятого года жизни можно выявлять по методике, разработанной для младшей группы. Однако добавляются и усложняются некоторые задания.
Речевые задачи по отношению к детям пятого года жизни состоят в следующем.
Словарь
1) Понимать слова, близкие и противоположные по смыслу, а также разные значения многозначного слова;
2) понимать и употреблять обобщающие слова (мебель, овощи, посуда);
3) подбирать признаки, качества и действия к названию предметов;
4) сравнивать и называть предметы по размеру, цвету, величине.
Грамматика
1) Соотносить названия животных и их детенышей (лиса - лисенок, корова - теленок);
2) употреблять глаголы в повелительном наклонении (побегай, помаши);
3) правильно согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончание (пушистая кошка, пушистый котик);
4) составлять предложения разных типов.
Фонетика
1) Правильно произносить звуки родного языка;
2) находить слова, сходные и различные по звучанию;
3) правильно пользоваться умеренным темпом речи, силой голоса, интонационными средствами выразительности.
Связная речь
1) Определить умение детей пересказывать короткие сказки и рассказы с незнакомым им ранее содержанием;
2) составлять рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым;
3) выявить умение описывать предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества, действия, высказывая свою оценку;
4) выявить умение пользоваться разнообразными вежливыми формами речи.
Детям среднего дошкольного возраста даются такие же задания, что и детям четвертого года жизни, однако они усложняются тем , что ребенку, помимо называния игрушек и домашних животных, выделения признаков и качеств предмета, предлагается определить значение слова, обозначающего предмет.
ХОД ОБСЛЕДОВАНИЯ

Методика выявления уровня развития активного словарного запаса.

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина .

Цель: выявить уровень развития активного словаря.

1.Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда?

1)Ребенок объясняет значение слов;

2)называет отдельные признаки, действия;

3)называет 1 - 2 слова.

2.Что бывает глубоким? Мелким? Высоким? Низким? Легким? Тяжелым?

1)Выполняет все задания, называет 1 - 2слова к прилагательному;

2)подбирает слова к 2 - 3прилагательным;

3)подбирает слово только к одному прилагательному.

3.Что называют словом ручка?

1)Называет несколько значений этого слова;

2)называет два значения этого слова;

3)перечисляет предметы у которых есть ручка.

4.Придумай предложение со словом ручка.

1)Составляет грамматически правильно предложение из трех слов.

2)называет два слова (словосочетание);

5.Ручка нужна, чтобы…Ручкой можно…

1)Правильно заканчивает разные типы предложений;

2)называет два слова;

3)подбирает только одно слово.

6.Взрослый предлагает ребенку ситуацию: «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у него веселое. Вернулся он домой такой … А если зайчонок бел веселый и радостный, то он не просто шел, а …»

1)Ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу;

2)называет 2 - 3 слова;

3)подбирает только одно слово.

7. Педагог дает другую ситуацию: «Другой братец зайчика пришел невеселый, его обидели. К слову веселый подбери слова, противоположные по смыслу. А если зайчик был обиженный, он не просто шел, а…

1)Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу;

2)называет 2 - 3слова;

3)подбирает только одно слово.

8.Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал.

1)Правильно называет слова в повелительном наклонении;

2)подбирает два слова;

3)называет одно слово.

9.Скажи, кто детеныш у зайца? Детеныши? У зайца много…

Аналогичные вопросы задается про других животных.

1)Ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме;

2)называет правильно только одну форму;

3)не выполняет задание.

10.Назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы.

1)Ребенок называет все слова правильно;

2)называет два - три слова;

3)говорит одно слово.

11.Где живут звери? Какие слова можно образовать со словом лес?

1)Называет более двух слов;

2)называет два слова;

3)повторяет заданное слово.

12.Что называют словом игла? Какие иглы ты еще знаешь?

1)Ребенок называет иглы у елки, ежа, у сосны, швейную и медицинскую иглу;

2)называет только одно значение этого слова;

3)повторяет слово за взрослым.

13.Какая игла у ежа? Про что мы говорим: острый, острая, острые?

1)Ребенок называет несколько предметов;

2)правильно подбирает два слова;

3)называет одно слово.

14.Что можно делать иглой? Для чего она нужна?

1)Ребенок называет разные действия;

2)называет два действия;

3)называет одно действие.

15.Составь предложение со словом игла.

1)Ребенок составляет сложное предложение;

2)составляет простое предложение;

3)называет одно слово.

16.Взрослый говорит, что дети из другого детского сада сказали так: «Папа, иди шепотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как сказать правильно?

1)Ребенок правильно исправляет все предложения;

2)правильно исправляет два предложения;

3)повторяет предложения без изменения.

Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). При условности количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности они помогают выявить уровни развития словаря:

I - высокий (48 - 37 балла). Ребенок отвечает на вопросы точно, самостоятельно. Правильно употребляет в речи существительные, прилагательные, глаголы. Подбирает синонимы, антонимы к заданным словам разных частей речи.

II - выше среднего (36 - 25 баллов). Ребенок отвечает на все вопросы, допускает неточности, иногда пользуется помощью взрослого.

III - средний (24 - 12 баллов). Ребенок отвечает не на все вопросы, допускает неточности, пользуется помощью взрослого.

IV - низкий (11 - 0 баллов). Ребенок активно пользуется помощью, не выполняет задания.

3 балла ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно.

2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого.

1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.

В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов получило оценку 4, это высокий уровень. Если больше половины ответов с оценкой 3, это уровень выше среднего, 2 - средний уровень, а с оценкой 1 - низкий уровень.

Ни для кого не секрет, что речь человека - это не только способ общения друг с другом. Прежде всего, это психофизический портрет самого человека. По тому, как выражаются те или иные люди, можно сразу сказать об уровне их образования, мировоззрения, пристрастиях и увлечениях. Основной период формирования правильной речи происходит в В это время у ребенка идет активное познание мира.

Когда стоит начинать?

В рамках нового стандарта (ФГОС) очень большое внимание уделяется именно развитию речи у детей дошкольного возраста. В возрасте 3 лет при нормальном развитии ребенка в его словарном запасе должно быть около 1200 слов, а у 6-летнего - около 4000.

Все специалисты усиленно работают над развитием речи своих воспитанников. Цель у всех едина, а вот способы каждый использует свои, в зависимости от выбранной в ДОУ методики. Та или иная методика развития речи предоставляет возможность педагогам-воспитателям воспользоваться успешным опытом профессионалов, работающих по данной проблеме.

Кто и чему учит детей?

Если заглянуть в диплом воспитателя, а речь идет именно о квалифицированных специалистах, то там можно увидеть такую дисциплину, как «теория и методика развития речи детей дошкольного возраста». Изучая данный предмет, будущий специалист получает теоретические знания о развитии речи детей по возрастным категориям, а также знакомится с различными методиками проведения занятий в ДОУ соответственно возрастной группе обучаемых.

Каждому человеку известно из уроков истории, как формировалась речь человека. Ее построение шло от простого к сложному. Сначала это были звуки, затем отдельные слова, и только потом слова стали объединяться в предложения. Каждый ребенок проходит в своей жизни все эти ступени формирования речи. Насколько правильной и литературно богатой будет его речь, зависит от родителей, воспитателей и общества, которым окружен малыш. Педагог-воспитатель является основным показательным образцом по использованию речи в повседневной жизни.

Цели и задачи формирования речи

Правильно поставленные цели и задачи развития речи детей дошкольного возраста помогают педагогам максимально эффективно трудиться над данной проблемой.

Основной по развитию речи детей дошкольного возраста является формирование устной речи ребенка и навыков его общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.

Задачи, решение которых поможет в достижении поставленной цели, следующие:

  • воспитание ребенка;
  • обогащение, закрепление и активация словаря ребенка;
  • совершенствование грамматически правильной речи ребенка;
  • развитие связной речи ребенка;
  • воспитание у ребенка интереса к художественному слову;
  • обучение ребенка родному языку.

Добиться решения поставленных задач и достичь конечного результата поставленной цели при выпуске ребенка из ДОУ помогает методика развития речи детей дошкольного возраста.

Методики по развитию речи в ДОУ

Любая методика, независимо от предмета, всегда сконструирована от простого к сложному. И невозможно научиться выполнять сложные задания, если нет навыка в выполнении более простых. На сегодняшний момент существует несколько методик по развитию речи. Наиболее часто в ДОУ используют две методики.

Методика развития речи детей дошкольного возраста Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичевой, В.К. Лотарева дает возможность теоретически узнать о развитии речи детей с самого раннего возраста (2 месяцев) и до семи лет, а также содержит практические рекомендации для педагогов-воспитателей. Данным пособием может воспользоваться не только специалист, но и любой заботливый родитель.

Книга Ушакова О.С., Струнина Е.М. "Методика развития речи детей дошкольного возраста" - это пособие для воспитателей. Здесь широко раскрыты аспекты развития речи детей по возрастным группам дошкольного учреждения, приведены разработки занятий.

В данных методиках по развитию речи детей все начинается со звуковых занятий, где воспитатели обучают и следят за чистотой и правильностью произношения звуков. Кроме того, только специально обученный человек может знать, в каком возрасте и какие звуки нужно ставить ребенку. Например, звук «р» нужно пытаться начинать произносить только в возрасте 3 лет, конечно, если ребенок не нашел его раньше самостоятельно, но это совсем не значит, что до этого с этим звуком работа не ведется. Чтобы малыш своевременно и правильно научился произносить звук «р», педагоги-воспитатели проводят подготовительную работу, а именно занимаются с детьми гимнастикой язычка в форме игры.

Игра - основной способ развития речи

В современном мире теория и методика развития речи детей дошкольного возраста говорят об одном, что основным способом считается игра с ребенком. В основу этого положено психическое развитие, а именно эмоциональный уровень развития, если ребенок пассивен, то и с речью у него будут наблюдаться проблемы. А чтобы побудить ребенка к эмоциям, ведь именно они служат толчком к речи, на помощь приходит игра. Знакомые малышу предметы становятся вновь интересны. Например, игра «прокати колесо». Здесь сначала воспитатель катит колесико с горки, проговаривая: «Колесико круглое с горки скатилось и по дорожке потом покатилось». У детей обычно это вызывает восторг. Затем педагог предлагает прокатить колесо кому-нибудь из ребят и снова проговаривает те же слова.

Дети, сами того не подозревая, начинают повторять. Таких игр в методиках для ДОУ достаточно много, все они разнообразны. В более старшем возрасте занятия уже проводятся в форме ролевых игр, здесь уже общение идет не воспитатель-ребенок, а ребенок-ребенок. Например, это такие игры, как «дочки-матери», «игра в профессии» и другие. Развитие речи у детей дошкольного возраста в игровой деятельности протекает наиболее эффективно.

Причины плохого развития речи у ребенка дошкольного возраста

Одной из наиболее часто встречающихся причин плохого развития речи у ребенка является недостаток внимания со стороны взрослых, особенно если ребенок сам по себе от природы спокоен. Чаще всего такие дети с самого раннего возраста сидят в кроватке или манеже, закиданные игрушками, и лишь изредка родители, занятые своими делами, заходят в комнату посмотреть, все ли в порядке.

Другая причина тоже происходит по вине взрослых. Это односложное общение с ребенком. В виде таких высказываний, как «отойди», «не мешай», «не трогай», «отдай». Если ребенок не будет слышать сложных предложений, то и требовать от него нечего, ему просто не с кого брать пример для подражания. Ведь совсем нетрудно сказать ребенку «дай мне эту игрушку» или «не трогай, здесь горячо», а уже сколько слов прибавится в его словаре.

Тонкая грань между развитием речи и психологическим развитием малыша

Если две вышеперечисленные причины плохого развития речи у ребенка полностью исключены, а речь развивается слабо, то надо искать причины в его психическом здоровье. С самого раннего возраста и до школы большинство детей не умеют мыслить абстрактно. Поэтому обучать малыша речи нужно, используя какие-то конкретные примеры или ассоциации. Методика развития речи детей дошкольного возраста построена на основе изученного психологического развития детей. Существует очень тонкая грань между развитием речи и психическим развитием. В возрасте 3 лет у ребенка начинает развиваться логика и воображение. И часто родители бывают обеспокоены появлением фантазий, начинают обвинять ребенка во лжи. Ни в коем случае делать этого не нужно, потому что ребенок может замкнуться в себе и перестать разговаривать. Не нужно бояться фантазий, их просто надо направлять в правильное русло.

Как помочь ребенку, если речь развивается плохо?

Конечно, каждый ребенок индивидуален. И если ребенок к четырем годам выражается только отдельными словами, не связанными даже в простые предложения, то нужно звать на помощь дополнительных специалистов. Методика предусматривает включение в процесс образования таких специалистов, как педагог-логопед и педагог-психолог. Деток таких чаще всего определяют в логопедическую группу, где с ними занимаются более интенсивно. Не нужно бояться логопедических групп, ведь сколько будет радости у ребенка, когда он сможет говорить связанно и логически правильно.

Необразованность родителей - источник плохого развития детей

Методика развития речи детей дошкольного возраста - это настольная книга не только воспитателей, но и родителей. Потому что необразованность родителей ведет к плохому развитию детей. Кто-то требует от ребенка слишком многого, а кто-то, наоборот, пускает все на самотек. В данном случае необходим тесный контакт родителей с воспитателем, возможно даже проведение тематических родительских собраний. Ведь лучше ошибки предотвратить, чем потом их долгое время исправлять. А если действовать правильно, совместно и согласованно, то ребенок к окончанию ДОУ обязательно будет обладать прекрасной литературной речью с необходимым словарным запасом, который в дальнейшем, на следующих ступенях обучения, будет становиться только глубже и шире.

(СНОСКА: Исследование А.И. Лаврентьевой)

Развитие семантической стороны речи является одним из основных условий становления навыков связной речи и речевого общения дошкольника. Это объясняется тем, что степень сформированности лексико-семантической системы ребенка-дошкольника оказывает непосредственное влияние на его умение точно и адекватно отбирать слова в соответствии с ситуацией общения и контекстом высказывания. «В обучении родному языку центральное место должна занять работа над словом, определяющим свойством которого является семантическое содержание, значение. Именно правильное понимание смысла слов позволяет ребенку вступать в общение со взрослыми и сверстниками», - пишут О.С. Ушакова и Е.М. Струнина. (СНОСКА: См.: «Дошкольное воспитание», 1981 № 2.)

Выявление уровня семантического развития детей дошкольного возраста должно отразить не столько количественный состав его словаря, сколько качественное состояние лексики.

Лексико-семантическая система представляет собой совокупность лексических единиц, связанных между собой семантическими отношениями. В ней зафиксированы все отношения, в которые данная лексическая единица вступает с другими лексическими единицами. Любая вновь поступающая семантическая информация так или иначе перестраивает эту систему, поэтому она находится в постоянном движении. Наиболее интенсивное развитие лексико-семантической системы происходит именно в дошкольном возрасте: ознакомление с окружающей действительностью несет новую информацию о предметах, явлениях и их свойствах, а она, в свою очередь, воплощается в изменениях складывающейся у ребенка лексико-семантической системы. Развитие детей старшего дошкольного возраста представляет собой в определенной степени результат предшествовавшего семантического развития, так как структура основных семантических шкал уже может считаться вполне сложившейся. Видимо, по этой причине диагностика состояния лексико-семантической системы детей 5-6 лет не представляет особых сложностей: дети способны адекватным образом реагировать на слова-стимулы в условиях ассоциативного эксперимента, не испытывают трудностей при подборе синонимов и антонимов, дают толкования значениям слов по просьбе экспериментатора. Но этому результату развития семантической системы ребенка старшего дошкольного возраста, которая уже приближается по своей организации к семантической системе взрослого носителя языка, предшествует длительный процесс ее становления. Этот процесс начинается на самых ранних этапах речевого развития, и к возрасту 2-3 лет у ребенка стихийно складывается некоторая лексико - семантическая система. При этом значения многих слов понимаются неточно, что обусловлено, в частности, небогатым речевым и коммуникативным опытом ребенка. Существенные семантические связи не учитываются, а несущественные начинают играть неоправданно важную роль, что и вызывает неадекватное употребление слов в ситуациях речевого общения.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS