Покойников нередко хоронили вместе с их вещами. Такие предметы, как оружие, орудия труда, различные сосуды, архитектурные остатки, фрагменты материи, могут многое сказать нам о том, как жили эти люди. В гробницах и раскопанных остатках зданий часто можно найти статуи, настенные живописные росписи и мозаики с изображением сцен из повседневной жизни. Виды древнего письма были обнаружены на глиняных черепках, стенах зданий и свитках папируса (разновидность бумаги). Эти письмена рассказывают нам о древних правителях, законах и религиозных верованиях.
Изучение устных традиций
Как гибнут памятники старины
Издавна люди тщательно сохраняли сведения о про-шлом: передавали из поколения в поколение сказания о своих героях, записывали сведения о войнах и стихий-ных бедствиях, устанавливали памятники на местах сражений, снимали на киноплёнку важнейшие события. Материал с сайта
В любой семье хранят свою историю: старые пись-ма и документы, фотографии или кино- и видеозапи-си. Неслучайно говорят, что история — это прошлое, сохранившееся в памяти человечества. Но сохранить всё невозможно. Природные стихии могут мгновенно уничтожить остатки того, что веками создавалось людьми. Однако нельзя винить во всём только приро-ду. Человек своими непродуманными действиями то-же наносит непоправимый вред. Например: во время строительства новых жилых районов снесли церковь, построенную 200 лет назад; дети, занимаясь уборкой комнаты, выбросили старые бумаги, среди которых были дневники их бабушки.
Сил, которые способны уничтожить про-шлое, очень много. Но под слоем песка остатки селения могут сохраняться тысячи лет. После нашествия враже-ского войска город был уничтожен, но под землёй оста-лись фундаменты строений, множество предметов, при-надлежавших людям. В древнем монастыре сохрани-лась написанная несколько веков назад рукопись. На чердаке бабушкиного дома под грудой ненужных ве-щей оказалась старинная ручная мельница. Остатки прошлого можно найти повсюду.
Предметы домашнего обихода, утварь, украшения, орудия труда - разнообразные вещественные источники
Великие памятники древности: 1 - Парфенон, Древняя Греция, V в. до н. э.; 2 - Большой Сфинкс, Древний Египет, 3-е тысячелетие до н. э.; 3 - мавзолей-мечеть Тадж-Махал. Жемчужина мусульманского искусства в Индии. Построен в XVII в.; 4 - буддистский храм Хорюдзи, Япония. Самая древняя деревянная постройка в мире. В переводе на русский язык слово «хорюдзи» означает «храм процветания закона». Построен в VII в.
Почтовая станция XIX в. Россия, г. Екатеринбург. Почтовая станция в Екатеринбурге была построена в XIX в. Подобные станции в XVII-XIX вв. служили средством сообщения между российскими городами. Здесь путешествующие могли поменять лошадей и отдохнуть. Сейчас это здание - памятник архитектуры, музей, рассказывающий об истории почты в России.
Ветряная мельница. Голландия, недалеко от г. Роттердама. Ветряной мельнице, которая находится в Голландии, более 200 лет. Со временем она стала памятником истории развития техники.
Воротник кельтской мужской рубашки
Тема 5
ИСТОРИЧЕСКИЕ
ИСТОЧНИКИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
План
Виды исторических
источников, их внешняя и внутренняя
критика.
Хронологическая
классификация источников.
Типологическая
классификация источников.
Виды исторических
источников,
их внешняя и
внутренняя критика
Изучение исторического
процесса и реконструкция событий
прошлого ведется путем исследования
исторических источников. Для того, чтобы
исследование было качественным и
профессиональным, историк должен собрать
информацию о предмете исследования из
максимально возможного количества
исторических источников.
Исторический
источник –
это
любой материальный объект, являющийся
результатом человеческой деятельности
и содержащий в себе информацию о прошлом
человеческого общества.
В настоящее время
по форме
материального носителя
выделяются пять
видов исторических источников:
1)
вещественные, 2) письменные, 3) устные,
4) кино-, фото-, видео- и аудиоматериалы;
5) электронные источники.
К вещественным
источникам
относятся
археологические источники, гербы,
печати, монеты, бумажные деньги, флаги,
ордена, медали и т.д. Основную массу
вещественных источников изучают
специальные вспомогательные исторические
дисциплины, являющиеся специализированными
отраслями источниковедения (геральдика,
сфрагистика, нумизматика, фалеристика
и другие). Вещественные источники
являются главным и единственным видом
источников для исследователей при
изучении древнейших периодов в истории
человечества, когда письменности еще
не существовало.
К письменным
источникам
относятся
все документы и тексты, существующие в
письменной форме. Письменные источники
имеют еще одно название – нарративные,
от латинского "нарраре" – писать.
С момента появления письменности
нарративные источники становятся
главным видом источников для исследователей,
поскольку они содержат в себе наибольшее
количество информации о прошлом
человеческого общества.
К устным
источникам
относятся
тексты, существующие в настоящее время
в устной форме, либо возникшие и
существовавшие в устной форме в течение
долгого времени, а впоследствии записанные
(например, некоторые былины, которые
появились в Киевской Руси, а были записаны
только в XIX
веке). Основную часть устных источников
составляют фольклорные источники –
произведения устного народного творчества
(народный эпос, народные песни, сказки,
легенды, предания, сказания и т.д.).
К четвертому
виду
источников относятся источники новейшего
времени – фотодокументы (с середины 19
века), кинодокументы (с конца 19 века),
аудиоматериалы (с конца 19 века),
видеоматериалы (с середины 20 века).
Для использования
исторического источника в научном
исследовании необходимо установить
его достоверность. Достоверность
источника определяется путем его внешней
и внутренней критики.
Внешняя критика
– это определение подлинности источника
путем установления времени и места его
возникновения, а также авторства.
Установление времени, места и авторства
называется атрибуцией
источника (установить все это – значит
атрибутировать источник).
Внутренняя
критика
–
это определение достоверности информации
в источнике путем сравнения его содержания
с содержанием других источников по
данному предмету исследования.
Чем древнее
источник, тем сложнее провести его
внутреннюю и внешнюю критику. Однако
без этого ни один исторический источник
не может быть использован в научном
историческом исследовании. Следует
отметить, что объем и сложность решаемых
при этом задач могут быть настолько
велики, что определение достоверности
информации в источнике часто становится
самостоятельной научной проблемой, то
есть проблемой самостоятельного научного
исследования.
2. Хронологическая
классификация исторических источников
В современном
источниковедении существует сложная
система классификации исторических
источников, однако основными видами
являются хронологическая и типологическая
классификации.
Хронологическая
классификация –
это
выделение групп источников по историческим
эпохам в развитии общества. Данная
классификация совпадает с общей
периодизацией отечественной истории.
В современной исторической науке принята
следующая общая периодизация российской
истории.
Общая периодизация
отечественной истории
I. Первобытное
общество
на
территории современной России – с 700
тыс. лет назад (проникновение древнейших
людей на территорию Восточно-Европейской
равнины) до VI
в. н. э. (начало перехода к феодальному
обществу).
II. Период
перехода от первобытного феодальному
обществу
у восточных славян – с VI в. (возникновение
крупных племенных союзов у восточных
славян – Куява, Славия, Артания) до
начала XII века (1132 г., распад раннефеодального
государства Киевская Русь и начало
феодальной раздробленности):
1) период разложения
первобытного общества и формирования
предпосылок складывания государства
у восточных славян – с VI в. до конца IX
века (882 г.);
2) период
раннефеодального государства Киевская
Русь – с конца IX до начала XII вв. (1132 г.)
III. Период
развитого феодализма
в истории российского общества – с
начала XII до середины XVIII века (1764 г., указ
Екатерины Второй о запрещении лицам
недворянского происхождения покупать
крепостных для мануфактур, появление
буржуазных мануфактур, начало перехода
к капитализму).
IV. Период
перехода от феодального общества к
буржуазному
– с середины XVIII в. до начала XX в.
(социалистическая революция в октябре
1917 г.).
V. Период
существования советского (бюрократического)
общества
в СССР – с 1917 г. (Октябрьская революция)
до 1985 г. (начало политики перестройки,
начало распада СССР и перехода к
буржуазному обществу):
период ликвидации
буржуазных отношений, а также остатков
феодальных отношений и формирования
бюрократического (социалистического)
общества – с 1917 г. до конца 1930-х гг.;
период существования
советского общества в сложившейся
военизированно-бюрократической форме
– с конца 30-х до середины 50-х гг. XX
века;
период перехода
советского общества от военизированной
к административно-бюрократической
форме – с середины 50-х до середины 60-х
гг. XX
века;
период существования
советского общества в развитой
административно-бюрократической форме
– с середины 60-х до середины 80-х гг. XX
века.
VI.
Период
перехода России от бюрократического
общества к буржуазному
– с середины 80-х гг. XX
века до настоящего времени.
В соответствии с
общей периодизацией отечественной
истории в современном источниковедении
выделяется 5 видов источников:
1) письменные
исторические источники периода разложения
первобытного общества и перехода к
феодализму (VI
– начало XII
вв.);
2) письменные
исторические источники периода развитого
феодализма (начало XII
– середина XVIII
вв.);
3) письменные
исторические источники периода разложения
феодализма и перехода к капитализму
(середина XVIII
– начало ХХ вв.);
4) письменные
исторические источники советского
общества (1917 – 1985 гг.);
письменные
исторические источники постсоветского
(современного) периода – с 1985 г. по
настоящее время.
Типологическая
классификация исторических источников
Внутри каждой
исторической эпохи письменные исторические
источники делятся на типы.
Типы исторических
источников
–
это совокупность источников одной
исторической эпохи, выделенных по их
происхождению и функциям в обществе.
Среди всего
комплекса вещественных
источников
в
настоящее время выделяются 21 вид, каждый
из которых является предметом изучения
самостоятельной специальной вспомогательной
исторической дисциплины:
Металлические
деньги
– монеты (изучаются нумизматикой).
Бумажные деньги
и ценные бумаги
(изучаются бонистикой).
Ордена, медали,
наградные знаки
(изучаются фалеристикой).
Форменная
одежда и военные мундиры
(изучаются униформоведением).
Печати
(изучаются сфрагистикой).
Гербы
(изучаются геральдикой).
Почтовые марки
(изучаются филателией).
Эмблемы
(изучаются эмблематикой).
Вещественные
источники, извлеченные из земли
(археология).
Костные остатки
людей и животных
(остеология).
Палеографические
источники
Древние тексты
(изучаются палеографией).
Древние
рукописные книги
(изучаются кодикологией).
Берестяные
грамоты
(изучаются берестологией).
Юридические
документы
(изучаются дипломатикой).
Филиграни
– бумажные водяные знаки в древних
текстах (изучаются филиграноведением).
Эпиграфические
источники
Надписи на
твердом материале
(изучаются эпиграфикой).
Надгробные
надписи
(изучаются
эпитафикой).
Имена собственные
(изучаются
ономастикой).
Географические
названия
(изучаются
топонимикой).
Родословные
книги
(генеалогия).
Палеографические
и эпиграфические источники составляют
особую группу вещественных источников,
поскольку они являются одновременно
вещественными памятниками и носителями
текстов. К вещественным, а не письменным
источникам они относятся потому, что в
рамках указанных дисциплин они изучаются
прежде всего не с точки зрения содержания
текста, а с точки зрения внешних
характеристик материального носителя
(качество и техника изготовления бумаги,
качество и техника письма и т.д).
В современном
источниковедении выделяется 9
типов письменных исторических источников
:
1) летописи;
2) законодательные
источники;
3) актовые материалы;
4) делопроизводственная
документация;
5) статистические
источники;
6) документы личного
происхождения (мемуары, дневники,
письма);
7) литературные
произведения;
8) публицистика;
9) научные труды.
Данные типы
письменных источников возникли и
существовали в различные периоды
российской истории. По мере развития
общества увеличивалось общее количество
письменных источников, исчезали одни
типы и возникали новые.
Истори́ческие исто́чники
- весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлёкших за собой те или иные исторические события .
Истори́ческий исто́чник
- продукт (материально реализованный результат) целенаправленной человеческой деятельности, используемый для получения данных о человеке и обществе, в котором тот жил и действовал .
Энциклопедичный YouTube
1
/
5
Существует несколько подходов к общей классификации исторических источников. В XIX веке в Европе была распространена классификация источников на остатки
и предания
.
И. Дройзен
Одним из первых детальную классификацию исторических источников предложил немецкий историк XIX века И. Дройзен . Он разделил все многообразие продуктов целенаправленной человеческой деятельности на исторические остатки и исторические предания (исторические традиции) .
Согласно Дройзену, речь, письмо, изображение - составляют историческую традицию. Она подразделяется на устную (песнь, сага, рассказ, легенда, анекдот, пословицы, крылатые слова),
письменную (генеалогические таблицы, исторические надписи, мемуары, брошюры, газеты и т. п.) и изобразительную (географические карты, иконография исторических личностей, планы городов, рисунки, живопись, скульптура).
По мнению Дройзена, непосредственными результатами самих событий являются так называемые остатки
:
Произведения всех наук, ремесел, искусств, свидетельствующие о потребностях, способностях, взглядах, настроениях, состояниях;
Данные языка;
Обычаи, нравы, учреждения;
Монументы;
Деловые акты, протоколы, делопроизводственные и всевозможные административные документы.
Л. Н. Пушкарёв
Все более и более полное сбережение письменных источников, учреждение архивов, их упорядочивание, реорганизация библиотек, создание каталогов, репертуаров, инвентариев представляют собой в конце классической эпохи нечто большее, чем просто новую восприимчивость ко времени, к своему прошлому, к глубинным пластам истории; это способ введения в уже сформировавшийся язык и в оставленные им следы того же самого порядка, который устанавливают между живыми существами. Именно в этом зарегистрированном времени, в этом разбитом на квадраты и пространственно-локализованном становлении, историки XIX века возьмутся за написание наконец «верной» истории, то есть освобожденной от классической рациональности, от её упорядоченности и от её теодицеи, - истории, отданной во власть неистовой силе вторгающегося времени .
Мишель Фуко
Работа с источниками
Извлекая информацию из источника, исследователь должен помнить два существенных момента:
Источник дает лишь ту информацию, которую в нём ищет историк, он отвечает лишь на те вопросы, которые историк ставит перед ним. И полученные ответы всецело зависят от заданных вопросов.
Письменный источник передает события через мировосприятие автора, его создавшего. Это обстоятельство имеет важное значение, ибо то или иное понимание картины мира, существующее в сознании создателя источника, так или иначе воздействует на те данные, которые он фиксирует.
Так как исторические источники различных видов создаются людьми в процессе осознанной и целенаправленной деятельности и служили им для достижения конкретных целей, то они несут ценную информацию о их создателях и о том времени, когда были созданы. Чтобы извлечь эту информацию, необходимо понимать особенности и условия возникновения исторических источников. Информацию из источника важно не только извлечь, но и критически оценить, а также правильно интерпретировать .
Интерпретация источников
Примеры интерпретации источников
Владимир Библер приводит следующий пример. В 1952 году на Неревском раскопе в Новгороде студенты-археологи МГУ во главе с A. B. Арциховским среди целого ряда берестяных грамот XII-XIV веков обнаружили грамоту № 46 с надписью:
Н В Ж П С Н Д М К З А Т С Ц Т…
Е Е Я И А Е У А А А Х О Е И А…
Несмотря на то, что правая часть надписи не сохранилась, попытки расшифровать грамоту оказались успешными. Оказывается, что нужно было читать её по вертикали, приставляя к букве верхней строчки - букву нижней, а затем начинать все сначала, и так до последней буквы. Часть недостающих букв была восстановлена по смыслу. Непонятная надпись была шуткой новгородского школяра, написавшего: «Невежа писа не дума каза, а хто се цита…» - «Незнающий написал, недумающий показал, а кто это читает…»
. В результате работы с куском бересты исследователь не только расшифровал надпись, но и получил представления о характере людей и культуре того времени. Он также генерировал новое знание о древнерусской культуре и о психологии людей исследуемой эпохи, или, словами Библера, расширил площадь фрагмента прошлого:
…в нашем времени теперь присутствует (в качестве факта) именно такая, действительно осмысленная берестяная грамота. Присутствует и актуально существует кусок быта XII в. вместе с характерным грубоватым юмором, розыгрышем, «обрывком» взаимоотношений .
Условия успешной работы с источниками
Многие историки предупреждают об опасности фетишизации источников. Следует помнить, что источники - это всего лишь рабочий материал для историка, а их анализ и критика закладывают базу для исследования. Основной же этап в работе историка начинается на стадии интерпретации источника в контексте его времени и осмысления отдельно взятого источника в комплексе с другими данными для производства нового исторического знания.
Говоря об исторических источниках, И. Дройзен постоянно подчеркивал их неполноту и фрагментарность, не позволяющую воссоздать полную картину прошлого. Он призывал проводить перекрестный анализ различных видов источников, чтобы избежать их неправильной трактовки. В качестве меры достоверности исследования Дройзен предлагал признать четкость в обозначении пробелов и возможных ошибок .
Для успешной работы с историческими источниками от историка требуется не только кропотливость и непредвзятость, но и глубокие знания предмета исследования и широкий культурный кругозор. В качестве примера плодотворной работы историка с источниками можно привести Сергея Михайловича Соловьева , автора 29-томной «Истории России». В. О. Ключевский так писал о нём:
Широта исторического взгляда была отражением широты его исторического образования. В области русской истории трудно быть специалистом более Соловьева. Не много будет после него ученых, которым удастся так последовательно и полно изучить источники нашей истории. Но Соловьев не закапывался в свою специальность. В этом отношении он - поучительный образец, особенно для занимающихся отечественной историей, между которыми часто проявляется наклонность уединяться в своей цеховой келье .
В. О. Ключевский
См. также
Примечания
Литература
Бескровный Л. Г. Очерки по источниковедению военной истории России. - М.: Издательство Академии Наук СССР, 1957. - 452 с.
Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. - М., 1986. - 254 с.
Бокщанин А. Г. Источниковедение Древнего Рима. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 160 с.
Григорьева И. В. Источниковедение новой и новейшей истории стран Европы и Америки. - М.: Высш. школа, 1984. - 335 с.
Данилевский И. Н., Кабанов В. В. и др. Источниковедение. - М.: Росс. гос. гум. ун-т, 2004 . - 701 с. - ISBN 5-7281-0090-2
Иванов Г. М. Исторический источник и историческое познание. - Томск: Изд-во ТГУ, 1973. - 250 с.
Источниковедение: Теория. История. Методические источники российской истории: учеб. пособие / И. А. Данилевский В. В. Кабанов, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева. - М.: Изд-во Рос. гос. ун-та, 1998. - 702 с. - ISBN 5-7281-0090-2 .
Источниковедение новейшей истории России: теория, методология, практика: Учебник / А. К. Соколов, Ю. П. Бокарев, Л. В. Борисова и др.; под ред. А. К. Соколова. - М.: Высш. школа, 2004. - 688 с. - ISBN 5-06-004521-8
Источниковедение истории СССР / под ред. И. Д. Ковальченко. - 2-е изд. - М.: Высш. школа, 1981. - 496 с.
Источниковедение Древней Греции (эпоха эллинизма) / под ред. В. И. Кузищина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 240 с.
Источниковедение истории Древнего Востока / под ред. В. И. Кузищина. - М.: Издательство Академии Наук СССР, 1962. - 381 с.
Козлов В. П. Тайны фальсификации. Анализ подделок исторических источников XVIII-XIX веков. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 272 с.
Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории / Ин-т общественной мысли; подгот. текста: Р. Б. Казаков, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева; авт. коммент.: Т. В. Гимон, М. Ф. Румянцева. - М.: РОССПЭН, 2010 г. - 631 с. - В 2-х томах. - (Библиотека отечественной общественной мысли с древнейших времён до начала XX века). Оригинал: Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории. Вып. I-II. СПб., 1910-1913.
Методика работы над историческими источниками / А. П. Пронштейн, А. Г. Задера. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. - 82 с.
Пушкарев Л. Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории. - М.: Наука, 1975. - 282 с.
Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка /Пер. с англ. - М: Издательство «Весь Мир», 2000. - 296 с. - ISBN 5-7777-0093-4
Тихомиров М. Н. Источниковедение истории СССР. Выпуск 1. С древнейшего времени до конца XVIII века. - М.: Издательство социально-экономической литературы, 1962. - 495 с.
Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук: Пер. с фр. В. П. Визгина, Н. С. Автономовой / Вступ. ст. Н. С. Автономовой. - СПб., 1994. - 406 с. - ISBN 5-85962-021-7
Шмидт С. О. Путь историка: Избранные труды по источниковедению и историографии. - М., Изд-во РГГУ, 1997 г. - ISBN 5-7281-0046-5
Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения. - М.: Высш. школа, 1986. - 240 с.
Артефакты в кости, археологический объект Лапа-ду-Санто, Бразилия.
Терминология
Слово артефакт
в русскоязычной литературе используется относительно недавно и является заимствованием из английского языка (англ. artifact, artefact
), которое в свою очередь происходит от лат. ars
(искусственно) + лат. factum
(сделанное). Термин проник в первобытную археологию, а затем в другие отрасли археологии из биологии и медицины. Также в русскоязычной литературе для названия артефактов использовались или используются такие эквивалентные термины:
вещественные источники
. При использовании этого термина обычно подразумевается, что речь идёт об артефактах, которые не содержат каких-либо надписей. Артефакты, содержащие письмена, называют «письменными источниками».
предметы материальной культуры
. Здесь слово «культура» используется в том же смысле, что и в термине археологическая культура .
археологические памятники
. Этот термин имеет более широкое значение, археологическими памятниками также называются более крупные объекты, такие как, например, древнее поселение в целом. Археологическими памятниками чаще всего называются особо ценные артефакты.
Применение термина артефакт в археологии в целом нельзя признать приемлемым из-за его семантики. Априорно очевидно, почти все археологические находки изготовлены человеком. Термин применяется только в случаях решения альтернативы происхождения предмета между объектами природного происхождения и объектами, выполненными человеком. При доказательстве изготовления предмета человеком, предмет признаётся артефактом.
См. также
Литература
Авдусин Д. А.
Основы археологии. - М. : Высшая школа , 1989. - 335 с. - 25 000 экз.
-
Введение
Научное познание направлено на изучение и освоение окружающего человека социального и природного мира. Накопленные наукой знания обязательно принимают теоретическую форму. Теория - высшая форманаучных знаний, раскрывающих закономерности функционирования и развития определенных явлений материального и духовного мира. Она описывает и объясняет эти явления и направлена на преобразование и гармонизацию отношений человека с окружающим его миром и совершенствование его внутреннего, духовного мира. В общем можно определить теорию как конкретное сущностно-содержательное знание об объекте познания, которое может быть использовано в предметной и познавательной деятельности. Теория источниковедения имеет своим объектом исторические источники. Ее содержание представления о природе исторических источников, их классификация, оценка возможностей объективного исторического познания на их основе.
Источниковедение - это отрасль исторической науки (истории), разрабатывающая теорию, методику и технику изучения и использования исторических источников. Тесно связано со специальными и вспомогательными историческими дисциплинами. Складывалось с 18 в. (труды Г.Ф. Миллера, А.Л. Шлёцера и др.). В 19-20 вв. представлено рядом школ и направлений, возглавлявшихся К.Н. Бестужевым-Рюминым, А.А. Шахматовым, А.С. Лаппо-Данилевским, М.Н. Тихомировым, Л.В. Черепниным и др.
Источниковедческая методика направлена на оценку достоверности содержащейся в источнике информации. Составляющие ее элементарные действия (группировка материала, его отбор и т.п.) является операциями. Их взаимосвязанная совокупность образует процедуру. Методы приводятся в действие с помощью определенных орудий и инструментов. Они составляют третий структурный компонент научного метода технику исследования.
Вещественные источники
Вещественные источники. Они охватывают огромный комплекс предметов, который является в большинстве своем объектом непосредственной практической деятельности общества. В сущности, речь идет об огромном мире, окружающем нас повседневно.
Данные языка, или лингвистические источники. Эпоха накладывает свой отпечаток на язык общества. Слова и отдельные речевые обороты точно выражают дух своего времени. Поэтому лингвистические источники существенно помогают изучить ту или иную эпоху.
Новый советский человек совместно с ускорившимся ритмом жизни рождал новый язык. Незаметно в быт вторгались и занимали прочное место странная терминология и чудовищная аббревиатура.
Язык Шариковых вслед за простотой отношений тянулся уже как бы сам по себе к простоте изъяснений, близких короткому собачьему лаю: Чеквалап... - лап...лап (Чрезвычайная комиссия по заготовке валенок и лаптей). Подлинный пример: ра-боч-ком-сод. Действовала такая организация -- Всероссийский рабочий комитет содействия организации социалистического сельскохозяйственного производства при ВЦСПС. Были еще горемы (головные ремонтно-восстановительные поезда), губтрамоты (губернские транспортно-материальные отделы совнархозов). Был командюж -- командующий южным фронтом. Пугал ружпульогонь (ружейно-пулеметный огонь). Бегали потельработники (работники почты и телеграфа). Организовывали теревсат (театр революционной сатиры). Можно напомнить диковинное сокращение ЗК (зэ-ка), что означало: заместитель комиссара. Было еще множество учреждений и должностей, важных и не очень, со смешными сокращениями.
Слова-обрубки в большинстве своем оказывались недолговечными. Но некоторые из них врезались в память всем и навсегда: ЧК -- ГПУ -- НКВД -- КГБ, КПСС, колхоз и другие.
Уместно заметить, что аббревиатура -- явление не исключительно советское. В России -- это, прежде всего порождение канцелярского делопроизводства военного ведомства в 1914-1917 гг. Собственно, война и подготовила удобный плацдарм для появления и распространения всяческих сокращений. Они появлялись и в других странах. Вспомним: СС, СД, гестапо, а также США, ООН, НАТО и пр. Другое дело, что, пожалуй, нигде, кроме СССР, это явление не принимало столь широкие масштабы.
В это время изобретались новые революционные имена. Появлялись различные Идлены, Владлены, Рэмы, а затем Сталины и даже Трактор Индустриевич.
Новое и устойчивое значение получали старые слова и выражения: «насаждение» коммун и совхозов, «выкачка хлеба» из деревни и пр.
Обогащался ли язык от новых слов? Формально вроде бы да: ведь слов становилось больше, некоторые приживались. А по существу? Предоставим слово литератору. А. Солженицын утверждает, что революция «от многого спешит отказаться». Вот, например, от слова «каторга». «А это, -- пишет он, -- хорошее, тяжелое слово, это не какой-нибудь недоносок ДОПР, не скользящее ИТЛ. Слово «каторга» опускается с судейского помоста как чуть осекшаяся гильотина и еще в зале суда прибивает осужденному хребет, перешибает ему всяческую надежду» (Солженицын А. Архипелаг ГУЛАГ. Ч. 5. Каторга). И образно, и по существу верно.
В сущности, все происходившее, очевидно, можно квалифицировать однозначно: происходил грандиозный процесс преобразования русского языка в советский.
Сказанным, естественно, не ограничивается значение лингвистики в источниковедении. Например, для раскрытия содержания некоторых документов, особенно личного происхождения, большое значение имеет знание жаргона (сленг), т. е. слов и выражений, употребляемых людьми определенных возрастных групп, профессий или социальных слоев и различными территориальными диалектами.
Все активнее начинают использоваться кинофотодокументы. Полноправными источниками стали фонодокументы. Широко практикуются записи воспоминаний на магнитную пленку.
Кинофотодокументы дают живое, наглядное представление о событиях, фиксируют их во всей внешней полноте, являются как бы материализованными копиями, слепками событий. Однако все ли здесь благополучно? И фотодокументы были объектом фальсификаций. Таких документов, особенно связанных с В.И. Лениным, немало. Так, широко известно пятитомное издание воспоминаний о Ленине. Оно неоднократно переиздавалось. Но каждый раз в 5-м томе проходит фотография, где в группе людей, стоящих на Красной площади, обнаруживается лишняя нога. А туловища нет. Когда на Западе началась публикация настоящих и фальсифицированных фотоматериалов она вызвала растерянность наших идеологов.
Кинодокументы фальсифицировать проще, ибо технология монтажа сводится к примитиву -- отрезать ненужный кусок. Игровое кино сыграло определяющую роль в фальсифицировании образа Ленина. В фильме «Ленин в Октябре» Ленин запечатлен в своем канонизированном виде. Однако известно, что в октябре 1917 г. он был без бороды и усов. Но именно с бородой и усами Ленин перекочевал в другие фильмы, сошел на полотна художников и скульптурные изображения.
Фальсифицировать можно практически все. В том числе и живописные полотна (имеется в виду так называемая советская «парадная» живопись). Здесь-то замазать нежелательное и пририсовать, если есть потребность, необходимое проблем не составляет. Известны, например, два варианта картины Вл.А. Серова, где В.И. Ленин выступает в 1917 г. на II съезде Советов. В первом случае возле него стоит И.В. Сталин, но во втором варианте оного уже нет. О II съезде Советов живописал И.А. Серебряный. Начав картину в 1937 г., он ко времени ее окончательного завершения в 1939 г. не раз менял состав действующих лиц.
Уместно противопоставить советской «парадной» живописи как пример подлинно, можно сказать, документального полотна картину И.Е. Репина (совместно с Б.М. Кустодиевым и И.С. Куликовым) «Заседание Государственного Совета», где историческая правда навеки застыла не только в картине в целом, но и в характере каждого выписанного образа.
Источники, порожденные техническим прогрессом, обогащают возможности исследовательской работы. Вместе с тем технический прогресс принес не только разнообразие способов фиксации человеческой памяти, но и способность не оставлять документальных следов вообще. Именно в таких условиях возникает феномен «телефонного права». Это означает, что с помощью телефона можно отдать любую директиву, документально ее не оформляя.
Телефон удобен не только для оперативного руководства, но и не оставляет следов этого руководства, особенно в случаях отдачи некомпетентных, волевых, а то и прямо противозаконных распоряжений.
«Позвонковая» директива, изложенная даже в виде рекомендации, ненавязчивой, но ясной по своим последствиям в случае ее невыполнения, особенно печальные последствия имеет в судебной практике. «Телефонное право» тянется еще от И.В. Сталина, который запрещал фиксировать свои телефонные разговоры. Но одновременно широко внедрялась практика прослушивания и записи телефонных разговоров советских граждан. Километры пленки наматывали переговоры так называемых сомнительных лиц. Важнейшие события в истории страны часто происходили на основе телефонных распоряжений Сталина, а впоследствии и других руководителей. Причем эта практика укоренилась на уровне всех звеньев партийно-государственного аппарата. Пользуясь «телефонным правом», даже мелкий чиновник всегда уходил от ответственности за свои распоряжения. Сталин, кстати, в последние годы жизни вообще многие распоряжения отдавал в устной форме, обычно, во время трапезы. А решения эти касались видных ученых, государственных деятелей, а иногда и целых народов. И никто не смел ссылаться на Сталина. Тем не менее, содержание разговоров Сталина и других деятелей, рассказы о различных любопытных встречах, событиях устно передавались очевидцами, а затем впоследствии записывались ими или такие записи делались с их слов другими лицами. И эти рассказы нередко становились уже составной частью мемуаров.