Главная - Язык тела
Индивидуальное занятие по автоматизации звука. Конспект занятия по автоматизации звука «Ш

Наталья Ахтямова
Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах»

Цель : автоматизировать звук [ш] в слогах и словах .

Задачи :

Образовательные :

Продолжать учить правильно, произносить звук [ш] в слогах и словах .

Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [ш] .

Продолжать формировать длительную, направленную воздушную струю.

Учить определять наличие звука в словах .

Закреплять умение находить место звука в слове .

Упражнять в образовании множественного числа имен существительных.

Активизировать словарь ребенка прилагательными (колючий, круглый, высокий, пушистая, голосистый, душистый, цветной, зеленая).

Развивающие :

Развивать фонематический слух, внимание, память, мелкую моторику рук.

Воспитательные :

Воспитывать интерес к занятиям через игровую форму .

Воспитывать навыки самоконтроля.

Воспитание любознательности, творческого воображения.

Предварительная работа :

Разучивание артикуляционных упражнений для звука [ш] .

Разучивание пальчиковой гимнастики «Мышка мылом лапки мыла» .

Работа над общими речевыми навыками.

Оборудование :

Карта «Путешествие маленькой мышки» ; карточки для проведения артикуляционной гимнастики; трафаретные изображения листьев с нарисованными на них картинками; картинка «Гусь в камыше» (наложенные изображения) ; корзинка; предметные картинки для упражнения «Яблоневый сад» ; карандаш; картинки веселой и грустной мышки.

Ход занятия.

Логопед предлагает ребенку рассмотреть картину.

Посмотри на полянке стоит домик. Как ты думаешь, кто же в нем живет? (ответ ребенка) . Ты узнаешь это, когда отгадаешь загадку.

В подполье, в каморке

Живет она в норке.

Серая малышка,

Кто же это? (мышка)

Правильно, это мышка. Зовут ее Шуша.

Давай вспомним, что делают губы и язык, когда мы произносим этот звук . Какой выходит воздух : теплый или холодный?

Логопед : Шуша решила отправиться в небольшое путешествие и приглашает нас с собой. Она составила карту, которая не только покажет дорогу, но и поможет ничего не перепутать и не забыть.

Посмотри, здесь на карте все нарисовано.

Что ты видишь в самом начале?

(Домик.)

Рано утром Шуша проснулась, умылась.

И мы умоемся вместе с ней.

Пальчиковая гимнастика.

Мышка мылом мыла лапку

(Одной рукой «мыть» другую)

Каждый пальчик по порядку.

(указательным пальчиком коснуться каждого пальца)

Вот намылила Большой,

(«намыливаем» )

Сполоснув потом водой.

Не забыла и Указку,

Смыв с него и грязь и краску.

Средний мылила усердно

Самый грязный был, наверно.

Безымянный терла пастой -

Кожа сразу стала красной.

А Мизинчик быстро мыла :

Очень он боялся мыла!

(быстро и осторожно «намылить» мизинцы)

(Карельская Е.)

И стала делать зарядку. И мы сделаем зарядку вместе с ней. Потому что для путешествия нам понадобится много сил.

Артикуляционные упражнения : «Лопатка» , «Бублик» , «Чашечка»

Упражнение «Лопата» .

Язык широкий, гладкий.

Получается лопатка.

Упражнение «Бублик» .

Губы бубликом сложу,

Зубы всем я покажу.

Упражнение «Чашечка» .

Язычок наш поумнел.

Чашку сделать он сумел.

Можно чай туда налить.

И с конфетами попить.

Упражнение «Фокус» .

Дую, дую, подуваю

И на нос я попадаю.

Логопед : Посмотри, подул ветерок, ветки деревьев закачались, листья зашелестели. Давай и мы с тобой покажем, как шелестят листья (длительно

произносит звук [ш] ). Ш-ш-ш-ш-ш.

Сделала Шуша зарядку и вдруг захотелось ей поиграть с воздушным шариком. Если его плохо держать, то из него начинает выходить воздух : ш-ш-ш. Слушай внимательно и крепко сжимай кулачки, когда шар начнет спускаться :

С, Ф, Ш, Х, Ш, Ж, Ч, Ш.

ША, СА, ШУ, ЖИ, ШИ.

ШАПКА, ЖАБА, ШУБА, САПОГИ, МАШИНА.

Логопед : Поиграла Шуша с шариком и пошла на прогулку.

Посмотри, что нарисовано возле домика? (На карте изображение листьев.)

Шуша побежала по дорожке из сухих листьев : ш-ш-ш. Давай пойдем за ней и пошуршим, как листочки. Я буду начинать слово , а вы с мышкой шуршите погромче, чтобы его закончить : мы… ду… камы… малы… каранда…

(Показываю и называю листочек с нарисованной на нем картинкой, а ребенок договаривает последний звук .)

Да, к пруду. Здесь камыши. Шуша любит слушать, как они шуршат. Послушай камыши и пошурши, как они (ребенок качает поднятыми над головой руками и проговаривает слоговые цепочки ):

ша-шу-ша; ши-шо-ши;

ше-ша-шу; ша-ши-шо.

А кто же тут прячется в камышах? Это гусь. Испугался гусь, захлопал крыльями. Покажи, как он это делает (ребенок проговаривает слоги , имитируя руками хлопанье крыльев):

аш-аш; ош-ош;

ыш-ыш; уш-уш.

Логопед : Шла, шла Мышка по дорожке и подошла к реке, а на мосту нет нескольких досок. Нам нужно его почить. Слева положим те картинки, в названии которых звук «Ш» встречается вначале слова , в центре - если звук встречается в середине, а справа те картинки, в названии которых звук «Ш» в конце слова . К каждому слову будем подбирать признак. Шиповник какой? (колючий)

Шар какой? (круглый)

Шкаф какой? (высокий)

Кошка какая? (пушистая)

Ландыш какой? (душистый)

Карандаш какой? (цветной)

Лягушка какая? (зеленая)

Кто это повстречался нам на пути? Черный кот. Хочет мышку поймать.

Динамическая пауза.

Вот идет черный кот,

Притаился, мышку ждет.

Мышка норку обойдет

И к коту не попадет.

Логопед : Убежала мышка от кота и побежала дальше по дорожке. Мышка привела нас в яблоневый сад. Стала Шуша собирать яблочки в корзинку, но только те, на обратной стороне которых, нарисована картинка со звуком [ш] . (Перед ребенком картинки : шуба, яйцо, машина, тарелка, утка, ботинки, шкаф, подушка, кровать, каштан, карандаш, лягушка, окошко). Давай поможем Мышке. Вместе мы собрали много яблок.

А теперь, давай поиграем в игру «Один - много» . (Играем со словами , которые положили в корзинку) .

Логопед : А как же вернуться домой? Карта нам поможет. Вот и знакомая дорожка. А дальше пойдем по короткому пути. На карте он обозначен еле заметной линией. Возьми карандаш и проведи линии, чтобы был хорошо виден наш путь. (Ребенок проводит карандашом по пунктирным линиям) .

Вот и домик Шуши. Нам пора прощаться с мышкой. Ты сегодня очень хорошо ей помогал!

Какой мы сегодня звук учились произносить ?

Наша прогулка подошла к концу. И если тебе было интересно, возьми с собой весёлую мышку, ну, а если нет, то – грустную.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях» Цели: - закрепить правильное произношение звука «Р» в слогах, словах, предложениях; - развивать фонематический слух, моторику артикуляционного.

Конспект группового занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах» Тема: «Автоматизация звука [с] в слогах, словах» Цели: Образовательные: -уточнить правильную артикуляцию и произношение изолированного.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах и словах. Наш гость - Лунтик» Цель: правильно и четко произносить звук [Л] в слогах и словах. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ Л] в слогах,.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях» Цели: 1. Коррекционно-образовательная:упражнять в правильном произнесении звука[л], по акустическим и артикуляционным признакам в слогах,.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах» Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах» Учитель-логопед Вишнякова О. А. Цель: автоматизировать.

Цель: автоматизировать звук [р] в слогах, словах. Задачи: Коррекционно-образовательные: - закреплять правильное произношение звука [р].

Занятие 2 Автоматизация звука [ц] в обратных слогах, в слогах (интервокальное положение, в прямых открытых слогах. Цель: автоматизировать.

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [ц] в слогах» Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [ц] в слогах» Елена Соловьева Занятие 2 Автоматизация звука [ц] в обратных слогах,.

Конспект логопедического индивидуального занятия для детей 5–6 лет «Автоматизация звука [ш] в слогах и словах» Тема: «Космос» Цель: Формирование правильного произношения звука [ш] в слогах и словах. Задачи: Коррекционно-образовательные: формировать представления.

Конспект занятия «Автоматизация звука [ж] в слогах, словах и словосочетаниях» Тема: автоматизация звука [ж] в слогах, словах и словосочетаниях. Задачи: Закреплять правильное произношение звука [ж] в слогах, словах.

Библиотека изображений:

Этап: Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, фразовой речи.

1. Образовательные:

  • закрепление знаний об акустико-артикуляционном образе звука [Ш];
  • закрепление звука [Ш] в отраженном повторении за логопедом и самостоятельно.

2. Коррекционные:

  • закрепление кинестетических ощущений при произнесении звука [Ш];
  • развитие фонематического слуха (упражнения направленные на умение воспринимать и выделять звук [Ш] из потока слогов и слов);
  • формирование навыков фонематического анализа (применение схемы);
  • развитие моторики артикуляционного аппарата (артикуляционные упражнения);
  • формирование длительного ротового выдоха (игры на поддувание);
  • закрепление звука в изолированном виде, в слогах, словах и фразовой речи (повторение чистоговорок);
  • развитие силы голоса (игры на подражание);
  • развитие тонкой моторики (самомассажа).

3. Воспитательные:

  • развитие стремления говорить красиво и правильно;
  • воспитание ответственности, инициативности.

Оборудование: макет звука [Ш], игрушечный самолёт, картонный домик с несколькими окнами в которых живёт звук [Ш], картонный гусь, артикуляционная схема, шкатулка с печатными буквами (Ц, Ш,Щ), предметные картинки, схема для звукослогового анализа, зеркало.

Ход занятия

Этапы занятия Содержание
1. Организационный момент “Прилетел к нам самолёт, приглашает нас в полёт,
Если хочешь с ним с играть - нужно только “Да” сказать”

(Логопед имитирует полёт с помощью игрушечного самолёта)

“Ну что, ты готов отправиться в путешествие?”

(Ребёнок - Да)

“Тогда отправляемся в полёт”

2. Сообщение темы “А вот в какое царство-государство мы попадём, ты сможешь узнать, если будешь правильно слушать стихотворение:

Что за странный шум вокруг
Шелестит листва мой друг.
Осень на порог пришла,
Шапку, шарф одеть пора”. (Логопед утрированно произносит звук [Ш])

“Ты догадался, к какому звуку мы отправимся сегодня в гости?”

(Ребёнок – Да, это звук [Ш])

3. Развитие тонкой моторики посредствам самомассажа “Вот первое задание, которое приготовил для нас звук [Ш]” (Логопед достаёт письмо и читает задание) “Для того, чтобы ваши пальчики были умелыми, подвижными, надо их чуть – чуть размять. Давай сделаем зарядку для пальчиков. Повторяй за мной” (Примерные задания для самомассажа:

а) самомассаж фаланг пальцев, от ногтевой фаланги к основанию пальца;

б) массаж подушечек пальцев: кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, катая его на подушечке вправо-влево;

в) “щелчки”: ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъёму). Затем палец отпускают, и он со стуком резко падает на стол).

4. Артикуляционная гимнастика “Вот незадача, мне кажется, мы забыли сделать что-то очень важное? Зарядку для пальчиков мы сделали, а про какую зарядку мы забыли?”

(Ребёнок – зарядку для языка)

“Правильно, а для чего нам надо делать артикуляционную гимнастику?”

(Ребёнок – чтобы говорить красиво и правильно)

“Совершенно верно, давай начнём зарядку с упражнений для губ: “улыбочка”, “трубочка”, “рупор”. Выполняем 8 – 10 раз. Теперь выполним зарядку для язычка: “качели”, “скачем на лошадке”, “вкусное варенье”, “чашечка”, “грибок”. Удерживаем под счет до 5 – 7. Выполнить 8 – 10 раз”.

5. Формирование длительного ротового выдоха с помощью игры на “поддувание” “Посмотри, самолетик принёс нам новое задание. Какой загадочный домик. В послании написано, что мы сможем узнать, кто в нём живёт, только если будем правильно дуть на шторки, которые весят на окнах. Ты помнишь, как надо правильно дуть?”

(Ребёнок – долго и чтобы щёки не надувались)

“Правильно, давай попробуем. Кого ты видишь в первом окошке? Кто живёт во втором?”

6. Произнесение изолированного звука Во время паузы логопед кладёт на стол картонного гуся.

“Откуда на нашем столе взялась эта птица? Ты знаешь, как она называется?”

(Ребёнок - Да, это гусь)

“Правильно, покажи мне как шипит гусь (ш-ш-ш). Теперь шипи как большой гусь - громко. Теперь представь, что ты маленькиё гусёнок - шипи тихо”

7. Анализ артикуляции с помощью схемы “Теперь я предлагаю посмотреть схему, на которой изображено нужное положение органов артикуляции. Скажи, когда мы произносим звук [Ш] в каком положении находятся губы? (в положении рупора). А где находится язычок и какую форму он принимает? (язычок приподнят к верху, принимает форму чашечки). Какой воздух мы выдыхаем? (воздушная струя теплая). Моторчик работает или нет? (моторчик – не работает)”.
8. Характеристика звука “Давай вспомним, что мы знаем о звуке [Ш]. При произнесении звука [Ш] моторчик не работает, значит какой это звук? (глухой). Мы можем его пропеть? (нет), значит какой это звук? (согласный). А почему он всегда твёрдый? (если он будет мягким, то получится звук [Щ])”
9. Связь звука и буквы “Звук [Ш] решил загадать тебе загадку. Открой шкатулку и достань буквы, которые в ней лежат. Посмотри на них внимательно и покажи ту согласную букву, которая является домиком звука [Ш].”

(Если ребёнок показывает не правильно, можно напомнить, что он видел сегодня эту букву, когда дул в окошки домика)

10. Ритмическая пауза “Предлагаю сделать паузу. Внимательно послушай стихотворение и скажи, о каком времени года идёт речь?

За окном листва летает
Ветер тучи рвёт в клочки,
Снег наверно не растает,
Улетели прочь грачи.

“Ты понял о каком времени года идёт речь?”

(Ребёнок - Да, это осень)

“Теперь попробуем оживить это стихотворение. Повторяй за мной” (Логопед читает стихотворение и сопровождает его следующими движениями:

1. Поднимаем руки вверх. Шевелим пальцами и разводим руки в стороны.

2. Руки вверх. Наклоны туловища влево – вправо.

3. Наклон туловища вниз. Кончиками пальцев касаемся пола.

4. Имитируем полёт грачей.)

11. Развитие фонематического слуха “Предлагаю поиграть в игру “Поднимайка”. Сейчас я буду произносить различные звуки, а ты поднимай руку только, если услышишь:

1) слоги со звуком [Ш]: ША, БА, ПО, ШО, ШИ, РА, ДО, ШО, КУ, ШУ

2) слова со звуком [Ш]: Шапка, дом, шуба, шок, грибок, фокус”

12. Закрепление звука в слогах посредством повторения чистоговорок “Давай покажем нашему звуку как, мы научились его произносить. Повторяй за мной:

Ша-ша-ша, мама моет малыша;
Ши-ши-ши, что-то шепчут камыши;
Шу-шу-шу, я письмо пишу”

13. Закрепление звука в словах “Мне кажется звук [Ш] пытается нам что-то сказать. Он передал конверт, в котором лежат разные картинки. Давай их посмотрим”. (Логопед достаёт из конверта картинки (шарф, шапка, шуба, шорты, шляпа) и раскладывает их перед ребёнком и просит назвать).

“А вот и задание, все эти вещи надо разделить на две кучки. С одной стороны положить те вещи, которые мы носили летом, а с другой стороны те вещи, которые нам пригодятся сейчас.”

14. Звукослоговой анализ слов с использованием схемы “Подбери к слову шарф (шорты, мешок, камыш, душ) нужную схему” (Логопед предлагает три варианта схемы, в которых звук стоит в начале, середине и в конце слова. Задача ребёнка подобрать к каждому слову подходящую схему).
15. Закрепление звука в предложении “Послушай стишок: Шура шубку надевала, шарф и шапку потеряла.

Скажи какие слова – названия одежды начинались со звука [Ш]?”.

(Ребёнок – шарф, шапка, шуба, Шура)

“Правильно, а теперь давай выучим это стихотворение”

16. Домашнее задание 1. Повторить артикуляционную гимнастику

2. Закрепить артикуляционный уклад

3. Придумать три слова со звуком [Ш] в начале, середине и в конце слова.

4. Выучить стихотворение.

14. Итог “Скажи, к какому звук мы ходили, сегодня в гости? Какая игра тебе понравилась? Какое задание было для тебя трудным? Давай вспомним артикуляцию звука [Ш]. В каком положении находятся губы, язык, струя, моторчик?”
15. Оценка “Сегодня у тебя было хорошее произношение. Ты правильно выполнял задания. Молодец.”

Использованная литература.

1. Индивидуальные формы логопедической работы/ Авт.-сост. Н.Э. Куликовская, С.В. Семёнова -Якутск: Из-во Ин-та мерзлотоведения СО РАН, 2010 – 122 с.

2. О.В. Бачина, Н.Ф. Коробова. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. – М.: АРКТИ, 2009. – 88 с. (Развитие и воспитание)

Елена Устинова
Конспект занятия по автоматизации звука «Ш»

Тема «Автоматизация звука «Ш»

Цель : 1. Уточнить артикуляцию и изолированное произношение

звука «Ш» ;

3. Закрепить произношение звука «Ш» в слогах, в словах,

в предложении, в стихотворениях.

4. Упражнять в определении звука в словах .

5. Уточнить словарь по теме «Одежда» .

Оснащение : 1. Картинка с изображением девочки.

2. Картинки с изображением одежды.

Ход занятия:

1. Артикуляционные упражнения :

«Лягушка-хоботок» : на счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и «Хоботок» .

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я как лягушка.

А теперь слоненок я,

Хоботок есть у меня.

«Чашечка» : улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти.

Язык широкий положи,

а края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка.

«Маляр» : улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить комнаты пора,

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы помогаем. и др.

Дыхательное упражнение "Ветер". Губы вытянуть вперед, поизвести длинный, плавный выдох. Повторить 3 раза.

3. Закрепить изолированное произношение звука «Ш»

Логопед напоминает ребенку о положении губ и языка при произношении звука «Ш» .

Игра «Звук – ты мой друг »

Логопед : - я произнесу строчку, ты только звук .

Вышли гуси на луга – Ш

Зашипели свысока – Ш

За гусями повторяй – Ш

И смотри-ка не зевай – Ш.

Логопед : - как шипят гуси?

Ребенок : - ш-ш-ш-ш

Произнеси звук сначала тихо , затем громко.

3. Закрепить звук в слогах .

Игра "Слоговые цепочки":

Произнеси на выдохе слоги : Ша – шо – шу – ши – ше (2 раза) . Затем повторить слоговую цепочку, поменяв порядок слогов.

4. Закрепить произнесение звука в словах :

Перед ребенком лежат картинки с изображением предметов одежды.

Логопед : - Назови картинки одним словом.

Ребенок : - Одежда.

Логопед : - Найди одежду со звуком "Ш".

Показать картинку с изображением девочки.

Логопед : - Назови девочку. В ее имени должен быть звук "Ш" .

Ребенок : - Маша, Даша, Наташа, Луша, Ксюша.

Логопед : - Составь предложения по образцу : У Маши (Даши) шапка и т. д.

Игра «Доскажи словечко»

Я рубашку сшила мишке

Я сошью ему …штанишки

Не влезает в книжку

Косолапый …мишка.

Говорит мартышка мишке :

Я в гостях была у …мышки.

Я давно заметил крошки

Да боюсь сердитой …кошки.

5. Определить позицию звука в слове .

Игра "Где живет звук ?"

Логопед : - Где живет звук «Ш» в слове «шапка» , «шарф» , «рубашка» , «шуба» ? и т. д.

6. Закрепить звук «Ш» в стихах.

Логопед : - Вот у Маши сколько одежды. Вспомни стихотворения о рубашке, шубе.

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему штанишки,

Надо к ним карман пришить

И конфетку положить.

Теплую шубку

Наденем на Мишутку.

В шубке наш малышка,

Как медвежонок мишка!

7. Вывод : - С каким звуком мы работали ?

Чья это песенка?

Ольга Матвеева
Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях»

Цели:

Коррекционно-образовательные:

Закрепить артикуляционный и оптический образ звука Ш, умение определять наличие звука в словах,

Упражнять в правильном произнесении звука [ш] в слогах, словах и предложениях,

Продолжать упражнять в делении слов на слоги, в состоавлении предложений по опорным словам, навыку словообразования, пересказу текста.

Коррекционно-развивающие:

Развивать артикуляционную и мелкую моторику; фонематический слух; речевое дыхание; зрительное внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию, положительный эмоциональный настрой на занятие.

Ход занятия.

Организационный моме нт:

Послушай загадку.

Любит мух и комаров,

Да имеет громкий зов,

Вся зелёная скажу,

Дом на речке и в пруду.

Артикуляционная сказка

Кто это? Сегодня к нам на занятие пришла лягушка-квакушка. Она хочет посмотреть как ты будешь заниматься, но сначала послушай сказку, которую она тебе приготовила.

Логопед. Жила-была на лесной опушке лягушка-квакушка, она была очень забавной, веселой, потому что любила распевать песенку. Вот сидит однажды лягушка-квакушка и видит бабочек. Спрашивает она их.

Квакушка. Ква-ква-ква, бабочки, что с вами случилось, почему вы не летаете?

Бабочки. Как же мы полетим, лягушка-квакушка, если налетели тучи темные и намочили дождиком наши крылышки?

Квакушка. Да, вот если бы ветерок вам помог, только в такую погоду он не дует.

Бабочки. Что же делать, кто нам поможет?

Логопед. Не переживайте, бабочки, мы вам поможем. Мы подуем на вас, ваши крылышки и обсохнут.

Нужно сделать глубокий вдох носом и медленный, долгий выдох ртом. Подойдите и встаньте поближе. (Выставляет схему упражнения на дыхание.)

Упражнение на дыхание «Подуем на бабоч ек»

Логопед. Вот и обсохли крылышки у бабочек. Как они красиво летают! И наша лягушка заулыбалась.

Упражнение «Улыбка»

Логопед. Покажи, как улыбнулась лягушка бабочкам? (Счет от 1 до 10.)

Ребёнок выполняет.

Посмотри и тебе улыбается лягушка-квакушка, и ты ей улыбнись.

Логопед. Сидит лягушка-квакушка на лесной опушке и видит, расцвел красивый цветок, полюбовалась она его красотой, понюхала его и говорит: «Ах, как пахнет».

Давай и мы с тобой понюхаем цветок: сделаем вдох – носом, а на выдохе скажем «Ах, как пахнет»

Развеселилась лягушка-квакушка и вот запрыгал у нее язычок, вверх-вниз. Покачаемся и мы.

Упражнение «Каче ли»

Логопед. Улыбнись шире:

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Я все выше поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

Устал язычок.

Упражнение «Лопат ка»

Язык лопаткой положи,

И немного подержи

Язык нужно расслаблять

И под счет его держать,

Раз, два, три, четыре, пять –

Язык можно убирать.

Хотела лягушка-квакушка что-то сказать, да только язычок перестал ее слушаться, нужно его наказать.

Упражнение «Накажем непослушный языч ок»

Дети произносят: пя-пя-пя (5 раз).

Логопед. Захотелось лягушке-квакушке попить чая, а чашечки-то нет, сделаем чашечку.

Упражнение «Чашеч ка»

Логопед.

Язык лопаткой положи,

А края приподними,

Получилась чашечка,

Кругленькая чашечка.

Чашку в дом мы занесем.

Ее края к зубам прижмем.

Наша лягушка чай любит пить с бубликами. Давай сделаем упражнение «Бублик»

Попила лягушка-квакушка чай из чашечки с бубликами, глаза от удовольствия закрыла. И ты глаза закрой. Сидит так лягушка-квакушка, тишину лесную слушает, вдруг слышит. лошадка копытами цокает. Понравился лягушке-квакушке этот звук и давай она цокать язычком, как лошадка.

Упражнение «Лошадка»

Ребёнок цокает (от 1 до 10 раз).

Логопед. Посмотрела лягушка-квакушка по сторонам и вдруг видит: грибок растет, улыбнулась она тогда и сделала язычком грибок.

Упражнение «Грибок»

Логопед . Тут и сказке конец, а кто слушал - молодец!

Понравилась тебе сказка? Тогда в следующий раз лягушка-квакушка придет и расскажет новую сказку!

Наша лягушка-квакушка хочет посмотреть какой ты сильный. Покажем ей? Возьми эспандер.

Упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев.

Сжимание – на ударные слоги:

Сжать кольцо поможет нам сила с волей пополам.

Станут пальчики сильнее, а головушка – умнее.

Я друзей своих встречаю.

Им всем руку пожимаю. - Молодец!

Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах словах и предложени ях.

1. - Послушай, какой звук я выделю голосом в слове лягушка, назови его.

– Верно, это звук [Ш].

Сегодня на занятии мы с ним поиграем.

– Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш]?

– Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик.

– Верно, они круглые как бублик.

– Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]? (поднимается вверх)

А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и произнесем звук шшшш.

–Когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Выходит струя теплого воздуха.

2. - Покажи мне правую руку, а теперь левую, левое ухо, а теперь правое, закрой левый газ, а теперь правый.

Коснись правой рукой правого уха и т. д.

А, теперь пальчики здороваются друг с другом (одновременное проговаривание слогов прямых и обратных, сначала на одной руке, затем на другой, затем обе руки вместе)

3. - Посмотри какие картинки я для тебя приготовила. Положи перед собой только те картинки, в названии которых слышится звук Ш.

4. - Молодец. Назови их ещё раз, чётко выделяя звук Ш. Перечисли предметы от самого большого к самому маленькому и наоборот – от самого маленького к самому большому.

5. - Лягушка-квакушка вместе со своими друзьями хочет отправится в путешествие на весёлом поезде. Назови каждого пассажира, выделяя звук Ш. Прохлопай в ладоши количество слогов в каждом слове, и ты узнаешь, кто в каком вагоне поедет. (шмель, матрёшка, петушок, кошка, мышь, мишка, лошадка, лягушка)

Зрительная гимнасти ка.

Открываем глазки – раз,

А зажмуриваем – два,

Раскрываем глазки шире.

А теперь опять сомкнули,

Наши глазки отдохнули.

6. -Посмотри,какие загадочные открытки принёс с собой лягушонок, давай попробуем их расшифровать. Посмотри на схемы и составь предложения. (Маша ест ложкой кашу. Бабушка вяжет жёлтую шапку, варежки и шарфик. У машины лопнула шина. и т. д.)

7. - Лягушонок не знает, как ответить на вопрос одним словом. Поможем ему. Ответь на вопросы, отчётливо произнося звук Ш.

Каша из пшена какая? Сок из вишни какой? Слон не маленький, а какой? Компот из груш какой? Конфеты из шоколада какие? Из шерсти шапка какая? Портфель для школьника какой?

8. -Помоги расколдовать непонятный рассказ. Послушай его внимательно. Если услышишь название цифры, найди картинку рядом с этой цифрой и назови её.

Перескажи рассказ. Ответь на вопросы. (Ребёнок должен отвечать полными предло-жениями.)

У кого был День рождения? Кто пришёл в гости к Лягушонку? Что подарил лягушонок Мишутке? Кто прилетел с воздушными шарами?

С чем пришёл к лягушонку петушок? Какой подарок сделала мышка? Понравились ли лягушонку подарки? Что лягушонок должен сказать друзьям?

Итог занятия

Молодец! Ты сегодня хорошо занимался!

Посмотри какое хорошее настроение и у нашей лягушки.

А когда нам весело мы что делаем? (улыбаемся) правильно

А, если вдруг солнце закрыли тучи, мы что сделаем? (удивимся)

И вдруг гром и молния, мы что сделаем? (испугаемся)

А потом пошёл дождь и мы что сделали? (расстроились) Покажи как ты растраиваешься.

Чтобы было у нас хорошее настроение давай на песочном столе нарисуем солнышко с улыбкой.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] для ребёнка 5-6 лет

Пономарева Татьяна Александровна, учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 166 «Ласточка», г. Саратов

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] «Дорога для Маши»

Описание материала: Предлагаю вам конспект занятия по автоматизации звука [Ш] для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Данный материал будет полезен учителям-логопедам детских садов. Этот конспект для этапа автоматизации звука в слогах, словах, предложениях и стихотворениях. Форма проведения: индивидуальное занятие.
Оборудование: кукла Маша, коробочка, предметные картинки со звуком [Ш], картинки с заданиями, иллюстрации к стихотворениям.
Цель: автоматизация звука [Ш]
Задачи:
а) коррекционная: вырабатывать четкие и дифференцированные движения артикуляционного аппарата; учить произносить звук [Ш] изолированно, в слогах, словах, предложениях, стихотворениях; уточнить акустический и произносительный образ звука [Ш],
б) развивающая: развивать фонематические процессы, память, внимание, моторику; совершенствовать лексико-грамматические категории;
в) воспитательная: воспитывать желание помогать другу, желание красиво и правильно говорить, формировать положительную мотивацию на занятии.

Ход занятия:
I. Организационный момент.

- По пути сюда я встретила куклу Маша. Она забыла дорогу домой. Давай проводим ее домой к маме? Хорошо, я как раз знаю по какой тропинке нам нужно пойти. А чтобы было веселее, будем по дороге выполнять разные задания.

II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика.

- Давай научим Машу выполнять следующие упражнения:
«Заборчик/Трубочка»- 5 раз.
«Вкусное варенье»- 5 раз.
«Качели»- 10 раз.
«Чашечка»- 10 секунд.
«Грибочек»- 5 секунд.
«Лошадка»- 5 раз.

2. Повторение артикуляции звука [Ш]

- Посмотри, это же уж ползет по дорожке и шипит! Давай пошипим, также как он. Теперь веди пальчиком по дорожке и шипи. А теперь веди карандашиком и не забывай шипеть, как змея.
- Расскажи Маше как мы произносим звук [Ш]. Что делают наш язык, губы, зубы при произношении звука [Ш]? (губы округлены, зубы сомкнуты с небольшой щелкой, язык похож на «чашечку» и поднят за бугорки за верхними зубами).

3. Автоматизация звука в слогах.
- Посмотри, на этой тропинке остались следы. Давай прочитаем, что там написано.
Ши-шу-шо
Ша-ше-шу
Шу-шо-ша
Што-шты-шта
Шты-шту-шта
Шка-шки-шку
Шко-шко-шку
Швы-шва-шву
Шве-шво-швы

4. Пальчиковая гимнастика.
«Лягушонок»
Безымянный пальчик, средний,
Я с большим соединю.
Два других назад согну,
Лягушонка покажу.

5. Автоматизация звука в словах.
а) «Назови слово и определи место звука».
- А что это за коробочка на тропинке? Посмотри что в ней.
- Назови слова и разложи картинки соответственно: со звуком [Ш] в начале слова, в середине и в конце слова. (Предметные картинки: шуба, ромашка, шарф, рубашка, душ, шкаф, кошка, мышка, камыш, шахматы).
б) «Посчитай».
- Кто это спит на полянке? (Кошка). Кого в своем сне видит кошка? (Мышек). Посчитай сколько мышек кошка увидела во сне. (Одна мышка, две мышки, три мышки…)


6. Автоматизация звука в предложениях.
- Соедини слова-действия с подходящими картинками. Составь и проговори предложения. Узнаем, что делала Маша. (Маша ела шоколадку. Маша ела грушу. Маша ела вишню. Маша мыла грушу. Маша увидела школу. Маша подошла к школе. Маша вышивала подушку. Маша купила шоколадку. Маша подшивала шорты. Маша гладила шорты.)


7. Автоматизация звука в стихотворениях.


Петушок нашел мешок.
А в мешке лежал горшок.
А в горшке – горошек
И немножко крошек.


В темноте шуршал камыш.
Кошка думала, что мышь.
Прибежала в камыши –
В камышах нет ни души.

III. Подведение итогов.
- Зато я вижу, чей домик спрятался за камышами. Вот мы и пришли. Маша говорит тебе спасибо. Ты проводил ее домой и научил произносить звук [Ш]. Как мы произносим звук [Ш]? Вспомни, кого мы встретили по дороге? Молодец! Ты сегодня старался и правильно произносил звук и помог кукле Маше найти дорогу домой.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS