Главная - Язык тела
Музей шереметьевский дворец. Дворец графов шереметевых
Русское барокко: ШЕРЕМЕТЕВСКИЙ ФОНТАННЫЙ ДВОРЕЦ


Шереметьевский дворец, известный также благодаря Анне Ахматовой как Фонтанный дом - уникальный архитектурный памятник усадебного типа, выполненный в стиле раннего барокко.

Бывшая усадьба графов Шереметевых - уникальный историко-культурный памятник и редкий для Петербурга образец застройки усадебного типа.

Летом 1712 года по приказу Петра велось межевание окрестных земель. Пётр I, стремясь как можно скорее освоить прилегающие к городу земли, щедро раздавал их своим приближённым. Б.П. Шереметев получил от Петра I в подарок к свадьбе участок земли «вниз по реке… мерою по поперечнику 75 сажен, длиннику от реки Ерик 50 сажен».

У Бориса Петровича не было времени и возможности самому наблюдать за строительством своего дома - он возводился под надзором управляющих. Основное время Шереметева занимала военная служба. Он вписал немало славных страниц в историю Северной войны. Пётр пожаловал своего полководца первым в русской армии чином фельдмаршала. Кроме того, Шереметев был награждён орденом Андрея Первозванного и портретом государя, осыпанным бриллиантами. В 1717 году Борис Петрович скончался и все имения перешли к его старшему сыну Петру.

В 1743 году Пётр Борисович женился на дочери канцлера А.М. Черкасского - княжне Варваре Алексеевне. Этот союз привел к объединению двух крупнейших состояний и сделала Шереметева одним из самых богатых людей России. В Петербурге ходили легенды о сказочном богатстве этого рода. Рассказывали, что однажды к графу в его дворец на Фонтанке неожиданно явилась императрица Елизавета Петровна. Её свита состояла из 15 человек. Но это не повергло хозяев дворца ни в панику, ни в смущение. К обеду, который тут же был предложен государыне, даже ничего не пришлось добавлять.

Пётр Шереметев был известен как коллекционер, приобретавший редкие минералы и другие раритеты для собственной кунсткамеры. Он многое сделал для воспитания собственных, российских, талантов. Меценат и рачительный хозяин, Шереметев организовал в своих вотчинах школы для обучения крепостных «наукам, которые по дому нужны». Вступив в права наследства, Пётр Борисович сначала не проявлял большого интереса к загородному имению на Фонтанке. Желание заново перестроить дом возникло, вероятно, в связи с начавшимся неподалёку строительством Летнего дворца Елизаветы.

В 1730-е на участке был вырыт большой пруд, грунт из которого пошел на подсыпку проезжей части Литейного проспекта, тогда же был построен новый каменный дом, выходивший на эту магистраль.

Строительство завершилось в 1750 году, а уже на следующий год в домовой церкви святой великомученицы Варвары крестили сына Петра Борисовича Шереметева - Николая. Николай Петрович войдёт в историю отечественной культуры как создатель одного из лучших театров в России. И это с ним будет связана пронзительная история любви графа и крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой.

Новый дом представлял собой двухэтажное здание с мезонином, состоящее из трёх частей: центрального корпуса, выступающего к Фонтанке, и двух флигелей. Эта композиция Шереметевского дворца сохранилась до наших дней.

Парадная анфилада дворца состояла из восьми комнат с окнами, выходящими в сад. Со стороны Фонтанки, к северу от парадной лестницы, находилась «Прихожая зелёная комната» (Зелёная комната или «Первый нумер»). Следующая за ней называлась «Вторым нумером». Большая угловая комната с девятью окнами в середине XVIII века именовалась галереей. Комнату, расположенную в противоположном конце центрального корпуса, называли Наугольной. Она, как и галерея, действительно расположена «на углу» дома. Возле неё находилась малиновая комната.

В северном флигеле был танцевальный зал, названный впоследствии Старой залой, столовая, буфетная и бильярдная.

Домовая церковь неизменно оставалась в южном флигеле. Позднее в примыкавших к ней помещениях находились личные апартаменты владельцев Фонтанного дома. Комнаты для детей, вероятно, располагались в мезонине. Первый этаж в основном занимала прислуга. Там же находились кунсткамера и ригскамора (комната для хранения оружия).

Оформление апартаментов отвечало вкусам елизаветинской эпохи. Цветные узоры наборных паркетов, пышное убранство стен и потолков. Комнаты обильно украшала золочёная резьба, широко применялись привозные декоративные ткани. Стены прихожей были отделаны расписными панно, выполненными на коже.Зала была оформлена деревянными панелями с орнаментальной росписью. В ней и нескольких других помещениях имелись живописные плафоны, написанные по эскизам художника Ле Грена. Убранство так называемой плиточной комнаты тяготело к более ранней традиции петровского времени. Она напоминала декорированные голландскими изразцами комнаты, сохранившиеся, например, в Меншиковском и Летнем дворцах.

Первые изменения в отделке парадных покоев Фонтанного дома произошли уже в конце 1750-х годов. В 1760-х годах окончательно сложилась композиция всей усадебной застройки. Тогда же за главным домом создаётся регулярный сад. Вплоть до конца XVIII века в саду постоянно велись работы по устройству аллей и боскетов. Их украсили мраморные статуи итальянских мастеров. Были устроены фонтаны. Завершается строительство и отделка грота. В дальнейшем возводятся новая китайская беседка и павильон Эрмитаж. Так сад Фонтанного дома постепенно украшался всеми традиционными «затеями» XVIII века.

В начале 1750-х годов по проекту С. И. Чевакинского и крепостного архитектора Ф. С. Аргунова это здание было надстроено вторым этажом. Двухэтажный дворец построен в стиле русского барокко.

Гостиная во дворце Шереметевых на Фонтанке

В 1767 году, после смерти жены и старшей дочери, Шереметев оставляет столицу и поселяется в Москве. Намереваясь осенью 1770 года посетить Санкт-Петербург, он затеял новые перестройки в доме. В частности, на другое место переместили Кунсткамеру, новое помещение оклеили входившими в моду бумажными обоями. Тогда же изменилось декоративное убранство почти всех парадных комнат. Существенные перемены в отделке парадных комнат происходили и в 1780-х годах.

Уже после смерти Шереметева усадьбу сдавали в аренду.

Центр главного фасада выделен пилястрами и мезонином, завершенным лучковым фронтоном. В поле фронтона помещен картуш с гербом Шереметевых.

Боковые крылья здания завершены слегка выступающими ризалитами, украшенными пилястрами и увенчанными треугольными фронтонами.

Первоначально по краю крыши была устроена деревянная балюстрада со статуями на тумбах.

В центре здания располагалось высокое двухпролётное крыльцо. У подъезда в 1759 году были установлены на пьедесталах две деревянные позолоченные фигуры коней работы скульптора И.-Ф. Дункера.


Портрет Н. П. Шереметева работы Н. И. Аргунова. 1801—1803.

После смерти Петра Борисовича в 1788 году усадьба перешла к его сыну Николаю. Долгое время Николай Петрович проводил в Москве, однако в конце 1790-х годов он стал регулярно жить в столице. Для обновления интерьеров своего дворца он нанимал архитектора И. Е. Старова. В 1796 году граф поселился в Фонтанном доме. У Шереметевых здесь был свой крепостной театр, оркестр. После Старова помещения во дворце перестраивались Д. Кваренги и А. Н. Воронихиным. На территории усадьбы были построены Летний дом, Каретные сараи, Садовый павильон, перестраивались служебные флигели.

Сергей Дмитриевич и Александр Дмитриевич Шереметевы

После смерти Николая Петровича в 1809 года усадьба перешла его шестилетнему сыну Дмитрию Николаевичу. По инициативе императрицы Марии Фёдоровны над имуществом Шереметевых было учреждено опекунство по причине малолетства наследника. В 1811—1813 годах по проекту Х. Мейера на месте Оранжереи выходящей на Литейный проспект был построен Канцелярский флигель и примыкавший к нему Больничный флигель. В 1821 году архитектором Д. Квадри построен трёхэтажный с главным фасадом на Фонтанку Фонтанный флигель. Между ним и Больничным флигелем был построен Певческий флигель. Здесь были поселены хористы шереметевской капеллы, образованной из крепостного хора его отца.



В период службы Дмитрия Николаевича в Кавалергардском полку во дворце часто гостили его сослуживцы. Офицеры часто пользовались гостеприимством графа, в полку даже появилось выражение «жить на шереметевский счёт».

В 1830—1840-х годах во дворце работал архитектор И. Д. Корсини. По его проекту была сделана чугунная ограда с воротами (1838) на Фонтанку, украшенными гербом графов Шереметевых. Им были полностью перестроены дворцовые интерьеры, а в 1845 году построен Садовый флигель.


В Фонтанном доме устраивались музыкальные вечера, на которых выступали приглашенные композиторы Глинка, Берлиоз, Лист, певицы Виардо, Рубини, Бартенева.


В 1867 году ко дворцу по проекту Н. Л. Бенуа был пристроен Северный флигель.


После смерти графа Дмитрия Николаевича в 1871 году произошёл раздел имущества между его сыновьями Сергеем и Александром. Фонтанный дом достался Сергею Дмитриевичу. В 1874 году в имении Шереметевых работал архитектор А. К. Серебряков, построивший здесь новые пятиэтажные корпуса. В результате участок был поделён на две части.



Со стороны Литейного проспекта были построены доходные дома (№ 51), парадная часть осталась со стороны Фонтанки (дом № 34). В начале ХХ века закончены работы по переустройству доходной части участка. Были уничтожены Садовые ворота, Грот, Эрмитаж, Оранжерея, Китайская беседка и другие садовые постройки.

В 1908 году Манеж и Конюшни перестроили в Театральный зал (ныне Драматический театр на Литейном). В 1914 году по проекту М. В. Красовского здесь были возведены двухэтажные торговые павильоны.


При графе С. Д. Шереметева в Фонтанном Доме, где был собран огромный семейный архив, развернулась деятельность нескольких исторических обществ, в том числе Общества любителей древней письменности, Русского генеалогического общества и др. После революции 1917 года последний владелец усадьбы граф Сергей Шереметев добровольно пошел на национализацию дворца.


Архитектор постройки - С.Чевакинский. Есть основания полагать, что в проекте были использованы чертежи Ф.-Б.Растрелли. Освоение усадьбы продолжалось на протяжении двух веков. В создании интерьеров дворца и усадебных построек в разное время участвовали архитекторы Ф.С.Аргунов, И.Д.Старов, А.Н.Воронихин, Д.Кваренги, Х.Мейер, Д.Квадри, И.Д.Корсини, Н.Л.Бенуа, А.К.Серебряков и др. До 1917 г. Шереметевский дворец и усадьба принадлежали пяти поколениям старшей (графской) ветви известного русского рода Шереметевых



При графах Шереметевых Фонтанный дом был одним из великосветских центров Петербурга, местом встреч выдающихся музыкантов, деятелей культуры и науки. Шереметевская хоровая капелла, созданная для сопровождения богослужений в домовой церкви Фонтанного дома, была хорошо известна не только в России, но и в Европе. Дворец являлся практически музеем истории рода Шереметевых, в течение многих столетий игравших важную роль в российском государстве.

После революции Шереметевский дворец был музеефицирован и как Музей дворянского быта просуществовал до 1931 г. В основу его фондов было положено формировавшееся в течение 200 лет частное собрание Шереметевых, представлявшее собой сложный комплекс разнообразных наслоений.

Собрание, универсальное по характру и разнообразное по предметам, включало в себя живописную картинную галерею, собрание скульптуры, оружия, нумизматику, предметы декоративно-прикладного искусства (в т.ч. собрания бронзы, фарфора, серебра, мебели), библиотеку (нотное и книжное собрание, рукописные материалы, открытки), собрание церковной утвари и икон (из домовой церкви Фонтанного дома) и т.д.

После революции в доме был открыт Музей дворянского быта и быта крепостных XVIII—XX вв., затем вошедший в состав Историко-бытового Отдела Русского музея, и просуществовавший до 1931 года. Все это время его директором и хранителем был В. К. Станюкович. В основу фондов музея было положено частное собрание Шереметевых.

Оно включало в себя картинную галерею, собрания скульптуры, оружия, предметы декоративно-прикладного искусств (бронзы, фарфора, серебра, мебели), библиотеку (нотное и книжное собрание, рукописные материалы), собрание церковной утвари и икон (из домовой церкви Фонтанного дома).


Попытки музейщиков в 1920-е годы сохранить целостность коллекции потерпели поражение. Дворец разделил судьбу всех «дворянских гнезд». Он был отдан в ведение разных казенных учреждений, интерьеры уничтожены. Лишь небольшая часть предметов искусства попала в Эрмитаж, Русский музей, часть разрозненной библиотеки — в РНБ


Позже и вплоть до 1984 г. Шереметевский дворец был приспособлен под нужды научно-исследовательского учреждения. С конца 1980-х годов в Шереметевском дворце начались реставрационные работы, связанные с воссозданием парадных и мемориальных интерьеров XIX столетия.Экспозиция дворца организована по трем направлениям: а) история рода Шереметевых и дворянский быт XVIII - XX вв. б) открытые фонды уникальной коллекции музыкальных инструментов; в) выставка частных коллекций.

В музее функционирует постоянная выставка "Шереметевы и музыкальная жизнь Петербурга XVIII - начала XX веков", открывшаяся в 1995 г. и осуществленная совместно с Государственным Эрмитажем, Государственным Русским музеем, Российской национальной библиотекой, Пушкинским Домом, Государственной Третьяковской галереей, Останкинским дворцом-музеем, Музеем русского фарфора Кусково, владельцами частных коллекций.

В четырех залах Шереметевского дворца в продолжение традиций Музея дворянского быта, воссозданы интерьеры дома В.В.Стрекалова-Оболенского, являющие собой поистине благородное собрание уникальных произведений декоративно-прикладного и изобразительного искусства XVII-XX веков, которое отражает духовную жизнь интеллигенции России (этот бесценный дар, более 700 предметов, Шереметевский дворец получил от его жены А.М.Сараевой-Бондарь).


Музей Музыки демонстрирует коллекцию музыкальных инструментов, насчитывающую более трёх тысяч экспонатов. Здесь можно увидеть и услышать русские колокола, копии античных инструментов, изготовленные в XIX веке на основе оригиналов, найденных при раскопках древней Этрурии. Барочная причудливость форм европейских инструментов XVII-XVIII столетий - старинных арф, виол, клавесинов - необыкновенно созвучны стилю дворца, ажурным узорам чугунной ограды, лепным украшениям интерьеров. Знаменитая коллекция в старинной оправе барочной архитектуры воспринимается как одна из новых страниц музыкально-исторической летописи Фонтанного дома, хранящей имена знаменитых артистов прошлого, известных историков, живописцев, архитекторов.

Дворец стал популярным местом проведения концертов.

В Музее помимо временных выставок действует постоянная экспозиция "Возращённое наследие", в которой отражён последний зарубежный период жизни русского композитора, педагога, дирижёра Александра Глазунова. Сохранение наследия и передача его в Петербург - заслуга приёмной дочери композитора Елены Александровны Глазуновой-Гюнтер.

При жизни отца она много концертировала как пианистка, и музыка Глазунова постоянно была в её репертуаре. После кончины отца она основала Фонд Глазунова. В 2003 году Фонд и его глава Николай Воронцов при содействии Министерства культуры Российской Федерации вернули наследие композитора в Россию. Архив Глазунова, включающий в себя книги, письма, нотные автографы и издания произведений композитора, передан на постоянное хранение в Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства.

Красная гостиная в Шереметевском дворце на Фонтанке.

В экспозиции воссоздана обстановка парижской квартиры, где Глазунов провёл последние свои годы. Здесь представлены: мебель, фотографии, документы семьи Глазуновых; письменный стол, рояль фирмы Bechshtein, дирижёрская палочка, личные вещи, ноты и автографы композитора, его посмертная маска

https://history.wikireading.ru/
http://www.museum.ru/M102

http://www.aquauna.ru/modules/sights/

http://www.citywalls.ru/house16.html
https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Fountain_House_(Fontanka_Embankment_34)

Краско А. В. Три века городской усадьбы графов Шереметевых. Дюди и события. — М.: Центрполиграф, 2009—443 с.

Усадьба графов Шереметевых «Фонтанный дом». — СПб.: СПб ГБУК «СПб ГМТиМИ». 2012—304

В воскресенье отправились с подругой в Шереметевский дворец. Я хотела ей показать Музей музыкальных инструментов. Но, к сожалению, он оказался закрыт на реставрацию Обещают открыть в мае, и отдадут под него весь первый этаж, т.к. в прежнем помещении была жуткая теснотища, и к некоторым инструментам даже подойти было невозможно.
Зато мы прошлись по залам дворца и домовой церкви.
Немного истории.

После того, как в 1712 году Санкт-Петербург стал столицей России, Петром I стали сюда переселяться знатные люди, среди которых был генерал-фельдмаршал граф Борис Петрович Шереметев.

Для благоустройства окраин новой столицы Петр I стал жаловать земельные участки на берегах Фонтанки, по которой проходила южная граница города, своим приближенным.

И в 1712 году участок, на котором ныне расположен дворец, и был пожалован фельдмаршалу Б.П. Шереметеву, женатому, кроме того, на родственнице государя - А.П.Нарышкиной.

Участок Шереметева занимал огромную территорию. Начинаясь от самых берегов Фонтанки, он доходил до линии нынешнего Литейного проспекта.
Первоначально здесь был построен большой деревянный дом со службами, а в середине XVIII столетия его заменили на еще более крупное каменное здание.

Началось его строительство в 1740–е годы под руководством архитектора Г.Д.Дмитриева, затем его возглавил С.И.Чевакинский.

Отделкой дворца занимался крепостной архитектор Ф.С.Аргунов на рубеже 50–60 годов XVIII столетия.

После смерти жены и дочери сын Б.П. Шереметева, граф Пётр Борисович, переехал в Москву, но усадьба продолжала перестраиваться и во время отсутствия хозяев.
В 1788-1792 годах она сдавалась внаём португальскому посланнику, а затем князю В. Б. Голицыну.

После смерти Петра Борисовича усадьба перешла к его сыну Николаю. При нем интерьеры дворца были переоформлены по проекту архитектора И.Е.Старова.

В 1796 году граф поселился во дворце. У Шереметевых здесь был свой театр, оркестр. Исполнителями были наиболее талантливые люди из крепостных.
В 1801 году Николай Петрович женился на одной из таких крепостных, Прасковье Ивановне Ковалёвой.

После Старова помещения во дворце перестраивались Д. Кваренги и А. Н. Воронихиным. На территории усадьбы были построены летний дом, каретные сараи, садовый павильон, перестраивались служебные флигели.

После смерти Николая Петровича усадьба перешла его шестилетнему сыну Дмитрию Николаевичу. По инициативе императрицы Марии Фёдоровны над имуществом Шереметевых был создан Опекунский совет. Главным попечителем был назначен М. И. Донауров, чья семья поселилась во дворце.

В период службы Дмитрия Николаевича в Кавалергардском полку, во дворце часто гостили его сослуживцы. Офицеры пользовались гостеприимством графа, в полку даже появилось выражение "жить на шереметевский счёт".
Среди гостей здесь бывал художник О. А. Кипренский. Летом 1827 года сюда приходил Александр Сергеевич Пушкин, в мастерской дворца Кипренский написал его самый известный портрет.

18 апреля 1837 года в Шереметевском дворце состоялась свадьба графа с фрейлиной императрицы Александры Фёдоровны Анной Сергеевной. В 1844 году у них родился сын - Сергей.

Почти двадцать лет на Шереметевых работал архитектор И. Д. Корсини.
16 мая 1838 года состоялось торжественное открытие чугунной ограды с воротами, украшенными гербом графов Шереметевых. Корсини были полностью перестроены дворцовые помещения, в 1845 году построен садовый флигель.
Во дворце устраивались музыкальные вечера. Здесь выступали Глинка, Берлиоз, Лист, Вильегорский, Шуберт.

В 1917 году семья Шереметевых передала дом во владение Советской власти.

С середины 1924 до 1952 года в одном из флигелей дворца жила А. А. Ахматова. Здесь, в 1989 году, в честь столетия поэтессы открылся её музей. Именно Ахматова в своих стихах дала второе название дворцу - "Фонтанный дом".

В советское время во дворце находился Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт. С 1990 года здесь расположен филиал музея театрального и музыкального искусства. В 1999 году после реставрации во дворце был открыт Белый концертный зал, где проводятся концерты классической музыки.

Итак, пошли по залам.
Дуговой кабинет.

Походные стул и стол-бюро, конец 18 в.

Античная комната

За арфой - шкаф в форме лиры.

Предцерковная комната. Двери ведут в домовую церковь.

Часы-орган, конец 18 в.

Шкафчики красного дерева с фарфоровыми статуэтками 18 в.

Одна из статуэток при ближайшем, насколько можно, рассмотрении

Белая столовая. Все предметы переданы в дар потомками князей Оболенских - Стрекаловыми-Оболенскими.

Лепная гостиная

Фрагмент лепки

Белая гостиная. Инструменты - из Музея музыкальных инструментов: клавесин с фортепьянной механикой, 1790-е годы, клавишная арфа, 1814г. и подставка под ноты:

Клавесин трёхмануальный, 18 в.

Фортепьяно-жираф, первая четверть 19 в. и клавишный металлофон, середина 19 в:

Кабинет-спинет, 18 в:

Жёлтая гостиная. Арх. И. Корсини

Фрагменты потолочной росписи:

Музыкальная шкатулка "Танцующая обезьянка" Конец 19 - начало 20 в.

Скрипка, выдолбленная из цельного куска дерева

А это пошетты. Пошетт (франц. pochette, от pocheter - носить в кармане), - небольшой струнный смычковый муз. инструмент (общая длина ок. 350 мм).
Возник в нач. 16 в. как ответвление скрипичного семейства. Первоначально П. представляла собой 3-струн. инструмент с лодковобразным корпусом.
Впоследствии она становится 4-струнной и приобретает разнообразные формы: виолы, скрипки, гитары и других инструментов.
Основная функция - музыкальное сопровождение во время уроков танцев. Просуществовав до нач. 19 в., в единичных случаях использовалась как оркестровый и сольный инструмент.
Изготовлением пошетт занимались иногда выдающиеся мастера смычковых инструментов: К. Мюллер, Д. Полли; известна пошетта работы А. Страдивари.

Этрусская гостиная. Арх. И.Корсини

Фрагмент потолочной росписи

Рояль М.И.Глинки

Далее идут зелёная и малиновая гостиные, в которых было запрещено снимать, т.к. там располагается
коллекция Валентины Михайловны Голод, известной петербургской коллекционерки
Снимала тайком, но удалось очень немного.

А затем мы пошли в домовую церковь. Всё убранство её было в своё время конфисковано в пользу голодающих Поволжья. Сейчас она отреставрирована, но как церковь пока не используется.

Сохранившиеся отреставрированные фрески

Купол

Оклады от утерянных икон

Следующий визит во дворец мы нанесём, когда откроется интереснейший музей музыкальных инструментов.

Фонтанный дом — одна из самых интересных достопримечательностей Санкт-Петербурга, практически ровесник города. Название «Фонтанный дом» еще с XVIII в. закрепилось за усадьбой графов Шереметевых, построенной на обширном участке между набережной реки Фонтанки и Литейным проспектом.

Архитектором главного усадебного дома стал С. И. Чевакинский. Возможно, в проекте были использованы чертежи Ф.-Б. Растрелли. В создании интерьеров дворца и усадебных построек на протяжении нескольких веков участвовали именитейшие архитекторы разных эпох: Ф. С. Аргунов, И. Д. Старов, А. Н. Воронихин, Д. Кваренги, Х. Мейер, Д. Квадри, И. Д. Корсини, Н. Л. Бенуа, А. К. Серебряков и другие.

При графах Шереметевых Фонтанный дом был одним из великосветских центров Петербурга, местом встреч выдающихся музыкантов, деятелей культуры и науки. Шереметевская хоровая капелла, созданная для сопровождения богослужений в домовой церкви Фонтанного дома, была хорошо известна не только в России, но и в Европе. Дворец являлся практически музеем истории рода Шереметевых, в течение многих столетий игравших важную роль в российском государстве.

С 1990 года Шереметевский дворец — один из филиалов Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства. В стенах дворца создается Музей музыки, в основе которого лежит крупнейшее в России собрание музыкальных инструментов со всего света. В залах Шереметевского дворца можно увидеть предметы шереметевских коллекций, а также произведения живописи и декоративно-прикладного искусства XVIII-XIX столетий, поступившие в музей за последнюю четверть века.


Режим работы:

Экспозиции «Анфилада парадных залов дворца» (2 этаж):

  • четверг—понедельник: с 11:00 до 19:00 $
  • среда с 13:00 до 21:00.
  • Выходные: вторник и последняя среда месяца
  • Среда — воскресенье:
  • с 13:00-21:00:; с четверга по воскресенье:
  • с 11:00 до 19:00. Выходные дни: понедельник, вторник

Стоимость билетов:

Экспозиция «Анфилада парадных залов дворца» (2 этаж):

взрослый — 300 руб., студенты и школьники — 100 руб., пенсионеры — 150 руб., дети до 7 лет — бесплатно, льготные категории граждан — 70 руб.

Экспозиция музыкальных инструментов «Открытые фонды» (1 этаж):

взрослый — 250 руб., студенты и школьники — 100 руб., пенсионеры — 150 руб., дети до 7 лет — бесплатно, льготные категории граждан — 70 руб.

Посещение второй экспозиции (в этот же день) — 70 руб.

Бесплатно :

  • посетителям до 18 лет третий четверг каждого месяца
  • посетителям с Картой Гостя Санкт-Петербурга, в течение срока действия карты.

Aфиша — Шереметевский дворец - Музей музыки

Шереметевский дворец

Шереметевский дворец

Билеты: от 900 ₽

Купить билеты

Шереметевский дворец

Шереметевский дворец

Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, 34, , RU

Классика во дворцах: от Вивальди до ЧайковскогоWizard music и Молодежный симфонический оркестр приглашает всех петербуржцев и гостей города на музыкальный летний фестиваль Классика…Подробнее RU

Классика во дворцах: от Вивальди до ЧайковскогоWizard music и Молодежный симфонический оркестр приглашает всех петербуржцев и гостей города на музыкальный летний фестиваль Классика…Подробнее Классика во дворцах: от Вивальди до ЧайковскогоWizard music и Молодежный симфонический оркестр приглашает всех петербуржцев и гостей города на музыкальный летний фестиваль Классика во дворцах.Классика во дворцах - это уникальные вечера в императорском стиле. У зрителей будет возможность посетить внутренние интерьеры Императорских дворцов Санкт-Петербурга, увидеть изысканные убранства и музейные экспозиции, а также услышать шедевры классической музыки различных эпох и стран в исполнении симфонического оркестра.Программа вечеров специально подобрана так, чтобы слушатель смог насладиться лучшими произведениями музыкальных гениев. На каждом концерте вас ждет новое переживание: Вивальди, Чайковский, великие венские классики - Бетховен, Мендельсон…За час до концертов каждый зритель сможет совершить самостоятельную прогулку по парадным залам дворца и осмотреть музейную выставку.Свернуть

Билеты: от 600 ₽

Купить билеты

Шереметевский дворец

Шереметевский дворец

Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, 34, , RU

Подробнее Свернуть

Билеты: от 700 ₽

Купить билеты
Нет событий
Нет событий
Нет событий

Шереметевский дворец

Шереметевский дворец

Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, 34, , RU

Классика во дворцах: от Вивальди до ЧайковскогоWizard music и Молодежный симфонический оркестр приглашает всех петербуржцев и гостей города на музыкальный летний фестиваль Классика…Подробнее Классика во дворцах: от Вивальди до ЧайковскогоWizard music и Молодежный симфонический оркестр приглашает всех петербуржцев и гостей города на музыкальный летний фестиваль Классика во дворцах.Классика во дворцах - это уникальные вечера в императорском стиле. У зрителей будет возможность посетить внутренние интерьеры Императорских дворцов Санкт-Петербурга, увидеть изысканные убранства и музейные экспозиции, а также услышать шедевры классической музыки различных эпох и стран в исполнении симфонического оркестра.Программа вечеров специально подобрана так, чтобы слушатель смог насладиться лучшими произведениями музыкальных гениев. На каждом концерте вас ждет новое переживание: Вивальди, Чайковский, великие венские классики - Бетховен, Мендельсон…За час до концертов каждый зритель сможет совершить самостоятельную прогулку по парадным залам дворца и осмотреть музейную выставку.Свернуть

Билеты: от 900 ₽

Купить билеты

Шереметевский дворец

Шереметевский дворец

Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, 34, , RU

Классика во дворцах: от Вивальди до ЧайковскогоWizard music и Молодежный симфонический оркестр приглашает всех петербуржцев и гостей города на музыкальный летний фестиваль Классика…Подробнее Классика во дворцах: от Вивальди до ЧайковскогоWizard music и Молодежный симфонический оркестр приглашает всех петербуржцев и гостей города на музыкальный летний фестиваль Классика во дворцах.Классика во дворцах - это уникальные вечера в императорском стиле. У зрителей будет возможность посетить внутренние интерьеры Императорских дворцов Санкт-Петербурга, увидеть изысканные убранства и музейные экспозиции, а также услышать шедевры классической музыки различных эпох и стран в исполнении симфонического оркестра.Программа вечеров специально подобрана так, чтобы слушатель смог насладиться лучшими произведениями музыкальных гениев. На каждом концерте вас ждет новое переживание: Вивальди, Чайковский, великие венские классики - Бетховен, Мендельсон…За час до концертов каждый зритель сможет совершить самостоятельную прогулку по парадным залам дворца и осмотреть музейную выставку.Свернуть, RU

Классика во дворцах: от Вивальди до ЧайковскогоWizard music и Молодежный симфонический оркестр приглашает всех петербуржцев и гостей города на музыкальный летний фестиваль Классика…Подробнее Классика во дворцах: от Вивальди до ЧайковскогоWizard music и Молодежный симфонический оркестр приглашает всех петербуржцев и гостей города на музыкальный летний фестиваль Классика во дворцах.Классика во дворцах - это уникальные вечера в императорском стиле. У зрителей будет возможность посетить внутренние интерьеры Императорских дворцов Санкт-Петербурга, увидеть изысканные убранства и музейные экспозиции, а также услышать шедевры классической музыки различных эпох и стран в исполнении симфонического оркестра.Программа вечеров специально подобрана так, чтобы слушатель смог насладиться лучшими произведениями музыкальных гениев. На каждом концерте вас ждет новое переживание: Вивальди, Чайковский, великие венские классики - Бетховен, Мендельсон…За час до концертов каждый зритель сможет совершить самостоятельную прогулку по парадным залам дворца и осмотреть музейную выставку.Свернуть

Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства в рамках культурно-просветительского фонда «Магия моды» представляет выставку «Мода - народу! От конструктивизма к дизайну». Она будет доступна для посетителей до 2 сентября в Шереметевском дворце (набережная Фонтанки, 34).

В Санкт-Петербурге впервые экспонируется выставочный проект «Мода - народу! От конструктивизма к дизайну», созданный большим коллективом авторов и лучшими музеями страны. Ключевые экспонаты выставки - более 40 реконструкций костюмов, созданных дизайнерами-волонтерами под руководством историка моды Наталии Козловой и художника Сергея Васильева. В основе работы лежал огромный исследовательский труд: дизайнеры по эскизам и фотографиям А. Родченко, Н. Ламановой, В. Степановой, Л. Поповой, С. Эйзенштейна, А. Экстер, А. Веснина и других художников реконструировали целую эпоху.

На выставке также представлены театральные костюмы, ткани, платки, спортивная одежда, фотографии, афиши и обложки журналов, эскизы шедевров архитектуры 1920-х годов из крупнейших музеев России.

Авторы выставки «Мода - народу! От конструктивизма к дизайну» раскрывают роль конструктивистов в создании индустриального искусства 1920-х годов, которое лишь спустя 50 лет стало называться дизайном. На выставке отражены все грани авангардного стиля, проявлявшиеся в российском изобразительном и прикладном искусстве, в архитектуре, фотографии, полиграфии и литературе, спорте, театре и костюме.

Конструктивисты первыми в мире выдвинули лозунг: «Искусство принадлежит народу!» - и создали в тяжелых условиях разрушенной страны новое демократичное искусство и новую моду, получившую развитие только через полвека. Многоплановые проекты А. Родченко и В. Степановой, режиссеров В. Мейерхольда и С. Эйзенштейна, художников А. Экстер и Л. Поповой, скульптора В. Мухиной, архитекторов Я. Чернихова и братьев Весниных не потеряли актуальности и через 100 лет. Конструктивизм оказал огромное влияние на отечественное и мировое искусство.

Выставка «Мода - народу! От конструктивизма к дизайну» успешно прошла в Москве в 2017 году (Выставочный центр «Рабочий и колхозница», Торговый дом ГУМ, Российский государственный университет имени Косыгина) и весной 2018 года в Нижегородском государственном выставочном комплексе. Награждена призом «Российская Виктория».

Дворец Шереметевых занимает обширный участок между набережной Фонтанки и Литейным проспектом. Усадебный дом графов Шереметевых является ровесником Петербурга. С 18 в. огромный особняк называли «Фонтанным домом» по его расположению на реке Фонтанке, 34.

Старейшая дворянская городская усадьба создавалась известными зодчими того времени: Саввой Чевакинским, Джакомо Кваренги, Андреем Воронихиным.

При графах Шереметевых роскошный дворец был центром великосветской жизни. Здесь встречались музыканты, поэты, литераторы и ученые. Хоровая капелла, певшая в домовой церкви во время богослужений, была известна даже в Европе.

Ныне в стенах дворца создан музей музыки. Лучшая в России коллекция насчитывает больше 3 тысяч инструментов, созданных европейскими и русскими мастерами 16-20 вв. Посетители музея смогут ознакомится с такими экспонатами, как:

  • скрипка М. Глинки;
  • коллекция флейт императора Александра I;
  • виолончель царя Николая II;
  • рояли композиторов А. Рубинштейна, Д. Шостаковича.

Посетители дворца смогут:

  • открыть для себя красоту набережной Фонтанки и изысканность дворянской городской усадьбы в стиле барокко;
  • узнать, в каких интерьерах проходила жизнь культурного русского общества 18-19 вв;
  • восхититься декоративным убранством восстановленных парадных интерьеров.

Экспонаты музея включают в себя музыкальные инструменты императорской семьи. В рамках экскурсий посетители узнают историю семьи Шереметьевых, смогут сами поиграть на некоторых инструментах. В помещениях музея проводятся творческие встречи, интерактивные экскурсии, квесты. Для каждой возрастной категории существуют свои тематические программы. Обзорные экскурсии длятся порядка 45 минут.

До Шереметьевского дворца на Набережной Фонтанки легко дойти пешком от станций метро «Маяковская», «Гостиный двор». Выйдя на Невский проспект, необходимо дойти до Набережной Фонтанки (при выходе со ст. м. «Гостиный двор» нужно идти в противоположную от Адмиралтейства сторону, со станции «Маяковская» - наоборот). Затем дойти до дома 68а по Невскому проспекту и свернуть рядом с ним по Набережной в сторону Итальянского сада.

Экспозиции первого и второго этажей принимают посетителей с четверга по понедельник с 11 до 19 часов; в среду музей открыт с часу дня до девяти вечера. Во вторник музей не работает.

Касса перестает продавать билеты на час раньше закрытия музея.

Взрослым, имеющим карту гостя Санкт-Петербурга, вход во дворец свободный.

В южном крыле Шереметевского дворца с 1989 г. открыт музей Анны Ахматовой. В 2009 г. экспозиция насчитывала 50 тыс. предметов: книги стихов Ахматовой и других поэтов Серебряного века, автографы, рукописи, фотографии, письма, личные вещи, мебель.

Вход в музей под арку дома 53 по Литейному проспекту.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS