Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Ненецкие узоры и орнаменты их картины. Исследовательская работа "секреты ненецкого орнамента" |
«Теория большого взрыва» - Периодом Большого взрыва условно называют интервал времени от нуля до нескольких сот секунд. А.Гангнус. Теорию Большого взрыва предложили ученые Фридман и Леметр. Видимо такие комплексы были прообразом будущих клеток. Биохимическая эволюция. Теория большого взрыва. Пространство быстро расширилось, t разлетающихся частиц, обладающих высокой энергией начала снижаться. «Проблемы возникновения жизни на Земле» - Возникновение многоклеточных организмов. Теории происхождения жизни. Представления древних и средневековых философов. Истории представлений о возникновении жизни. Возникновение жизни на Земле. Возникновение первичных организмов. Работы Л.Пастера. Возраст Земли. Развитие жизни. Коацерватные капельки. «Теория жизни на Земле» - Следовательно, «большинство насекомых и червей не самозарождается». Теория панспермии. Опыты Ладзаро Спалланцани. Средние века. Теория стационарного состояния жизни. Опыты Франческо Реди. Теории возникновения жизни на Земле: Древний мир. В Вавилоне же люди верили, что черви появляются сами по себе в каналах. «Как появилась жизнь на Земле» - Черви не заводятся сами собой в гниющем мясе. Сформировать знания об основных гипотезах возникновения жизни на Земле. Жизнь возникала неоднократно в результате самозарождения. Так возник древний мир РНК. Что изображено на рисунке? Образование органических биополимеров – белков, нуклеиновых кислот, сложных углеводов. «Развитие представлений о жизни на Земле» - Проверим ваши знания. Разгадайте кроссворд. Жизнь на Земле. Способ существования белковых тел. Проблемные вопросы. Опыты. Готфрид Лейбниц. Ладзаро Спалланцани. Земная кора. Демокрит. Английский биолог. Антони ван Левенгук. Советский биохимик. Луи Пастер. Живое происходит только от живого. Божественное сотворение мира. «Гипотезы возникновения жизни» - Гипотеза пансмермии. Гипотеза биохимической эволюции, или «коацерватная гипотеза». Станционарное состояние. Гипотезы возникновения жизни: Первенство в образовании жизни А.И.Опарин отдавал белкам, а Дж.Холдейн – нуклеиновым кислотам. Теория опарина-холдина. Происхождения человека. Самопроизвольное зарождение. Всего в теме 22 презентации Герб Ямало-Ненецкого автономного округа .Описание герба автономного округа. (из Закона "О гербе ЯНАО" (N41-ЗАО от13 октября 2003 года).
Официальное толкование герба автономного округа.
Герб ЯНАО внесён в регистр Государственной герольдии при Президенте Российской Федерации за N 584. Флаг Ямало-Ненецкого автономного округа .Флаг Ямало-Ненецкого автономного округа принят Государственной Думой ЯНАО 28 ноября 1996 года и утверждён губентатором округа Ю. Нееловым 9 декабря (Закон Ямало-Ненецкого автономного округа "О флаге Ямало-Ненецкого автономного округа" N47). Согласно тексту Закона: "Статья 2. Флаг Ямало-Ненецкого автономного округа представляет собой прямоугольное полотнище сине-голубого цвета. От нижнего края,на расстоянии одной седьмой части флага, проходит бело-сине-красный горизонтальный рисунок от древка до правого края полотнища общей шириной одной пятой части ширины флага. Ширина белого рисунка, изображённого в виде орнамента (геометрически правильных фигур "Оленьи рога"), составляет восемь частей из десяти общей ширины горизонтального рисунка. Красная, синяя полосы одинаковы по ширине и соответствуют размеру ширины основания орнамента, т.е. каждая равна одной десятой части общей ширины горизонтального рисунка. Площадь единицы элемента, образующего орнамент, имеет ромбовидную форму и составляет 1/1350 часть всей площади флага. Каждый орнамент состоит из девяти равных ромбов. Отношение ширины флага к его длине 2:3". 23 апреля 2003 года на заседании Госдумы Ямала был принят Закон "О внесении изменений в закон "О флаге Ямало-Ненецкого автономного округа". Ненцы В суровых условиях Заполярья Таймырские ненцы живут в низовьях Енисея, севернее города-порта Дудинка. Ненцы — оленеводы и, естественно, рыбаки, поскольку рядом одна из величайших рек мира. Среди бесконечных просторов тундры, в суровых условиях Заполярья веками вырабатывался мужественный и поэтический характер ненцев, людей, влюбленных в природу своей земли, ее своеобразную красоту. Недаром ненецкая пословица гласит: «Я знаю, где сердце у оленя, знаю, где оно у реки, но кто скажет мне, где сердце у тундры?!» Живя среди снега и льда, таймырские ненцы очень любят в одежде и предметах быта два цвета — белый и темно-коричневый. Так и хочется сказать: снег и земля. Ненецкая мужская парка с капюшоном и пришитыми рукавицами так и решена в цвете: сама парка из белой шкуры, а капюшон, кайма подола и рукавицы — темные, из шкуры темного оленя, имеющей общий коричневый тон с серебристым отливом.Женская шуба-парка ненецкая. Меховая с отделкой цветным сукном Такая парка имеет самый простой крой и состоит из двух прямых полотнищ (перед и спинка) с вшитыми под прямым углом рукавами. Это самый простой по принципу народный крой. Так, например, кроилась и шилась и русская крестьянская рубаха. Близкая по крою женская шуба надевается не через голову, а имеет разрез и надевается в рукава обычным порядком. Существует и иная по крою шуба. Она имеет конусовидную, сильно расширяющуюся книзу форму, также сшита из белой шкуры и опушена по вороту и рукавам пушистым белым, чаще всего песцовым мехом. Носят ее не с капюшоном, а с шапкой. Женская шапка ненецкая из оленьего меха, опушенная песцом Женская шапка таймырских ненцев имеет, как и другие головные уборы народов Крайнего Севера, вид капора, однако совершенно иной формы, чем, например, капор у эвенков или долган. Этот капор довольно плоской формы, но с удлинением — «оборкой», спускающейся под воротник шубы. Как и сама шуба, капор отделан таким же пышным белым мехом. Отделкой всех носильных вещей ненцев служат полоски цветного сукна или цветного ситца — красного, желтого, зеленого. Такими полосками, нашитыми параллельно, отделаны манжеты рукавов. Нашиваются полоски на плечи шубы, от горловины к пройме так, чтобы кончики этих тряпочек свободно развевались. Характерным украшением ненецкой женской шапки служат также металлические подвески. Обычно это нанизанные одна за другой медные трубочки, иногда ради живописности перемежающиеся с крупными цветными фарфоровыми или стеклянными бусинами и заканчивающиеся внизу крупной круглой или ромбовидной прорезной медной бляхой. Медная ненецкая прорезная бляха-подвеска В центре такой бляхи можно видеть иногда изображение человечка с раскинутыми в стороны руками, который как бы старается раздвинуть края ромба. Круглые прорезные бляхи часто имеют в центре изображение звезды или иногда бегущего оленя, мастерски вписанного в круг. Такие медные украшения, трубка и бляха делались местными мастерами-ремесленниками. Трубки служили игольниками, а не просто украшениями. В летнее время шуба из оленьей шкуры, естественно, не нужна, ненки одевались в свободную одежду такого же прямого рубашечного покроя ровного синего цвета (у русских такая ткань кубовой окраски носила название синей крашенины) с отделкой по краям или по вороту и рукавам желтыми и зелеными полосками; на боках у подола нашивались также декоративные уголки тех же цветов. z0000039/st046.shtmlНенцы украшают свою верхнюю зимнюю одежду также оригинальным двухцветным мозаичным орнаментом. Орнамент в виде полосы с бесконечно повторяющимся рисунком обыкновенно располагается по краю пол, вдоль подола и на рукавах, непосредственно перед меховой опушкой. Узор ненецкой мозаики строго геометрический и состоит из прямоугольных зигзагов, углов, ромбов, меандровых фигур (меандр — прямоугольный уступчатый зигзаг, известен как элемент орнамента еще в Древней Греции, где он украшал керамические вазы), но, хотя мы воспринимаем эти формы как чистую геометрию, сами ненцы трактуют каждую фигуру как живое воспроизведение близкой им северной природы. Так, например, ряды темных симметричных отростков, возвышающихся над зубчатой полосой, носят название «заячьих ушей», а ряды ромбов, поставленных на угол — название «головешек». Ряды треугольников с зубчатыми основаниями, вписанных в прямоугольные изгибы темной полосы, называются «оленьи следы», сложные асимметричные уступчатые фигуры — «оленьи рога». Наконец, форма, напоминающая геометризованное изображение насторожившегося и присевшего зверя, называется «соболь». Таким же двухцветным геометрическим орнаментом украшены и женские сумки. Ненецкая сумка Большая хозяйственная сумка, служащая для хранения, переноса и перевозки мягких вещей, плоская, двусторонняя, имела форму полуокружности или, вернее, прямоугольника с округленным низом и шилась из кожи двух цветов. Общий ее тон — темный, темно-коричневый, в вертикальном направлении вшиты полосы геометрического орнамента. Еще интереснее те сумки, в которых женщины-ненки носят и хранят свои рукодельные принадлежности: нитки, ленты, кусочки кожи, отделочного меха и т. п. Они полны изящества, затейливы, как игрушки. Такая сумка для рукоделий имеет вид мешка на вздёржке и шьется обычно из подкрашенной в красновато-коричневый тон ровдуги. Бывают и белые в основе сумки, на которых выкладывается аппликационным способом уже знакомый нам ненецкий геометрический орнамент. Края сумки отделываются бахромой из той же крашеной ровдуги. Кроме того, зачастую к сумке подвешиваются звучащие, бренчащие подвески, делаются они из копытцев новорожденных оленят. Конечно, оленят специально ради этих украшений не убивают, а используют копытца тех новорожденных животных, которые по тем или иным причинам не выжили. Ненцы издавна известны как отличные скульпторы. Еще голландский исследователь Крайнего Севера Вильям Баренц (по имени которого названо Баренцево море) во второй половине XVI века видел и отмечал на острове Вайгач множество (от 300 до 400) изображений людей, вырезанных из дерева и воткнутых рядами в землю. Впоследствии именно за огромное количество идолов (или болванов, как их называли русские землепроходцы) мыс острова Вайгач, где эти скульпторы были сосредоточены, был назван Болванским Носом. Большинство скульптур повернуто лицом на восток. Судя по более поздним и более тщательным описаниям, вырезались или, точнее, вытесывались эти скульптуры так же, как в наши дни мастера подмосковного промысла резьбы по дереву — богородского промысла (село Богородское Загорского района, Московской области) — вырезают свои деревянные скульптурки и игрушки. Богородцы режут их из так называемого трехгранника, т.е. из четвертушки расколотого вдоль полена: две грани получившейся призмы служат для вырезания лицевой части скульптуры, а та часть, где была кора, образует спину, или тыльную сторону. Видимо, так поступали и ненецкие мастера. Они раскалывали ствол срубленного дерева или часть ствола длиною от 70 см до 4 м на четыре части и из каждого трехгранника вырезали по фигуре. При этом затрачивался минимум усилий. В верхней части трехгранника намечалось в самых общих чертах человеческое лицо: угол призмы — нос, под ним скалывался кусок — рот, по сторонам косые черточки — глаза. Остальной объем деревянной заготовки оставался необработанным. Нижняя часть трехгранника заострялась, и фигурка втыкалась в землю. Этими фигурами обозначались и населялись священные места, где совершались жертвоприношения, где ненцы-охотники и рыбаки испрашивали у своих древних богов и духов охотничьего счастья. Сравнение с современной народной богородской скульптурой убеждает нас в том, что мастера-резчики, представители самых разных народов, в своем подходе к обработке одинаковых или сходных материалов мыслили и поступали довольно единообразно. В этом смысле народное искусство по существу интернационально. Многие народы Крайнего Севера устраивали жертвоприношения духам — покровителям охоты среди скальных нагромождений, особенно почитая те камни, которые, хотя бы и очень отдаленно, напоминали человека. Как не вспомнить при этом о знаменитых изваяниях острова Пасхи в Тихом океане, которые так подробно описал Тур Хейердал в своей книге «Аку-Аку»? Деревянные скульптуры ненцев, «населявшие» места жертвоприношений, назывались хэ-хэ. Иногда резчики более тщательно отделывали голову фигуры, придавали ей округлую форму. Сам материал, видимо, зачастую подсказывал мастеру ту или иную форму изображения. Если от ствола в подходящем месте отходили в разные стороны два симметричных сучка, их сохраняли: скульптура получалась с руками. Тем же способом вырезались из дерева фигурки меньшего размера — сядэи, покровители дома, жилья, охотничьего и рыболовного промыслов, хранители оленьих табунов. Маленькие деревянные фигурки домашних покровителей ненцы часто одевали, и, вполне объяснимо, что одежда этих деревянных божков походила на обычную одежду, которую носили ненцы. Ненцы выполняли из дерева также и изображения животных — волков, медведей, оленей. Эти скульптуры служили, по мнению их создателей, для защиты от волков и медведей, для охраны оленьих стад. Все эти фигурки вытесаны и вырезаны очень обобщенно, условно, в них, как и в изображениях людей, едва намечены головы ноги, хвосты. 234927/photos/?category=16Живут ненцы и в европейской Канинско-Тиманской тундре на севере Архангельской области. Одежда европейских ненцев более сложна и значительно более многоцветна и узорна, чем у таймырских родичей. Чем-то канинско-тиманские женские шубы-парки, «тыряв-паны» или папины, сходны по декоративности с нганасанскими, и в то же время они совершенно иные. Ненецкая тыряв-паны имеет несколько приталенный, расширяющийся книзу силуэт и двухъярусную пышную меховую опушку. Тыряв-паны отделаны перемежающимися вставками яркого красного и синего сукна, которые так и горят на общем темном фоне. С передней стороны на груди помещается крупный зигзагообразный, исполненный в технике меховой мозаики рисунок. Это снова образ северного сияния. И в отличие от долганской трактовки здесь остался только сам рисунок этого удивительного явления, а цвет сполохов переселился в другую часть паницы и отразился в цветных суконных вставках, не имеющих уже зигзагообразного строения. Надо признаться, что здесь мы немного пофантазировали, поскольку красочность ненецкой одежды побуждает к этому. Но сказанное, пожалуй, не очень далеко от истины, поскольку народные мастера в своем творчестве всегда вдохновлялись окружающей их природой. Ненцы В суровых условиях Заполярья Таймырские ненцы живут в низовьях Енисея, севернее города-порта Дудинка. Ненцы — оленеводы и, естественно, рыбаки, поскольку рядом одна из величайших рек мира. Среди бесконечных просторов тундры, в суровых условиях Заполярья веками вырабатывался мужественный и поэтический характер ненцев, людей, влюбленных в природу своей земли, ее своеобразную красоту. Недаром ненецкая пословица гласит: «Я знаю, где сердце у оленя, знаю, где оно у реки, но кто скажет мне, где сердце у тундры?!» Живя среди снега и льда, таймырские ненцы очень любят в одежде и предметах быта два цвета — белый и темно-коричневый. Так и хочется сказать: снег и земля. Ненецкая мужская парка с капюшоном и пришитыми рукавицами так и решена в цвете: сама парка из белой шкуры, а капюшон, кайма подола и рукавицы — темные, из шкуры темного оленя, имеющей общий коричневый тон с серебристым отливом.Женская шуба-парка ненецкая. Меховая с отделкой цветным сукном Такая парка имеет самый простой крой и состоит из двух прямых полотнищ (перед и спинка) с вшитыми под прямым углом рукавами. Это самый простой по принципу народный крой. Так, например, кроилась и шилась и русская крестьянская рубаха. Близкая по крою женская шуба надевается не через голову, а имеет разрез и надевается в рукава обычным порядком. Существует и иная по крою шуба. Она имеет конусовидную, сильно расширяющуюся книзу форму, также сшита из белой шкуры и опушена по вороту и рукавам пушистым белым, чаще всего песцовым мехом. Носят ее не с капюшоном, а с шапкой. Женская шапка ненецкая из оленьего меха, опушенная песцом Женская шапка таймырских ненцев имеет, как и другие головные уборы народов Крайнего Севера, вид капора, однако совершенно иной формы, чем, например, капор у эвенков или долган. Этот капор довольно плоской формы, но с удлинением — «оборкой», спускающейся под воротник шубы. Как и сама шуба, капор отделан таким же пышным белым мехом. Отделкой всех носильных вещей ненцев служат полоски цветного сукна или цветного ситца — красного, желтого, зеленого. Такими полосками, нашитыми параллельно, отделаны манжеты рукавов. Нашиваются полоски на плечи шубы, от горловины к пройме так, чтобы кончики этих тряпочек свободно развевались. Характерным украшением ненецкой женской шапки служат также металлические подвески. Обычно это нанизанные одна за другой медные трубочки, иногда ради живописности перемежающиеся с крупными цветными фарфоровыми или стеклянными бусинами и заканчивающиеся внизу крупной круглой или ромбовидной прорезной медной бляхой. Медная ненецкая прорезная бляха-подвеска В центре такой бляхи можно видеть иногда изображение человечка с раскинутыми в стороны руками, который как бы старается раздвинуть края ромба. Круглые прорезные бляхи часто имеют в центре изображение звезды или иногда бегущего оленя, мастерски вписанного в круг. Такие медные украшения, трубка и бляха делались местными мастерами-ремесленниками. Трубки служили игольниками, а не просто украшениями. В летнее время шуба из оленьей шкуры, естественно, не нужна, ненки одевались в свободную одежду такого же прямого рубашечного покроя ровного синего цвета (у русских такая ткань кубовой окраски носила название синей крашенины) с отделкой по краям или по вороту и рукавам желтыми и зелеными полосками; на боках у подола нашивались также декоративные уголки тех же цветов. z0000039/st046.shtmlНенцы украшают свою верхнюю зимнюю одежду также оригинальным двухцветным мозаичным орнаментом. Орнамент в виде полосы с бесконечно повторяющимся рисунком обыкновенно располагается по краю пол, вдоль подола и на рукавах, непосредственно перед меховой опушкой. Узор ненецкой мозаики строго геометрический и состоит из прямоугольных зигзагов, углов, ромбов, меандровых фигур (меандр — прямоугольный уступчатый зигзаг, известен как элемент орнамента еще в Древней Греции, где он украшал керамические вазы), но, хотя мы воспринимаем эти формы как чистую геометрию, сами ненцы трактуют каждую фигуру как живое воспроизведение близкой им северной природы. Так, например, ряды темных симметричных отростков, возвышающихся над зубчатой полосой, носят название «заячьих ушей», а ряды ромбов, поставленных на угол — название «головешек». Ряды треугольников с зубчатыми основаниями, вписанных в прямоугольные изгибы темной полосы, называются «оленьи следы», сложные асимметричные уступчатые фигуры — «оленьи рога». Наконец, форма, напоминающая геометризованное изображение насторожившегося и присевшего зверя, называется «соболь». Таким же двухцветным геометрическим орнаментом украшены и женские сумки. Ненецкая сумка Большая хозяйственная сумка, служащая для хранения, переноса и перевозки мягких вещей, плоская, двусторонняя, имела форму полуокружности или, вернее, прямоугольника с округленным низом и шилась из кожи двух цветов. Общий ее тон — темный, темно-коричневый, в вертикальном направлении вшиты полосы геометрического орнамента. Еще интереснее те сумки, в которых женщины-ненки носят и хранят свои рукодельные принадлежности: нитки, ленты, кусочки кожи, отделочного меха и т. п. Они полны изящества, затейливы, как игрушки. Такая сумка для рукоделий имеет вид мешка на вздёржке и шьется обычно из подкрашенной в красновато-коричневый тон ровдуги. Бывают и белые в основе сумки, на которых выкладывается аппликационным способом уже знакомый нам ненецкий геометрический орнамент. Края сумки отделываются бахромой из той же крашеной ровдуги. Кроме того, зачастую к сумке подвешиваются звучащие, бренчащие подвески, делаются они из копытцев новорожденных оленят. Конечно, оленят специально ради этих украшений не убивают, а используют копытца тех новорожденных животных, которые по тем или иным причинам не выжили. Ненцы издавна известны как отличные скульпторы. Еще голландский исследователь Крайнего Севера Вильям Баренц (по имени которого названо Баренцево море) во второй половине XVI века видел и отмечал на острове Вайгач множество (от 300 до 400) изображений людей, вырезанных из дерева и воткнутых рядами в землю. Впоследствии именно за огромное количество идолов (или болванов, как их называли русские землепроходцы) мыс острова Вайгач, где эти скульпторы были сосредоточены, был назван Болванским Носом. Большинство скульптур повернуто лицом на восток. Судя по более поздним и более тщательным описаниям, вырезались или, точнее, вытесывались эти скульптуры так же, как в наши дни мастера подмосковного промысла резьбы по дереву — богородского промысла (село Богородское Загорского района, Московской области) — вырезают свои деревянные скульптурки и игрушки. Богородцы режут их из так называемого трехгранника, т.е. из четвертушки расколотого вдоль полена: две грани получившейся призмы служат для вырезания лицевой части скульптуры, а та часть, где была кора, образует спину, или тыльную сторону. Видимо, так поступали и ненецкие мастера. Они раскалывали ствол срубленного дерева или часть ствола длиною от 70 см до 4 м на четыре части и из каждого трехгранника вырезали по фигуре. При этом затрачивался минимум усилий. В верхней части трехгранника намечалось в самых общих чертах человеческое лицо: угол призмы — нос, под ним скалывался кусок — рот, по сторонам косые черточки — глаза. Остальной объем деревянной заготовки оставался необработанным. Нижняя часть трехгранника заострялась, и фигурка втыкалась в землю. Этими фигурами обозначались и населялись священные места, где совершались жертвоприношения, где ненцы-охотники и рыбаки испрашивали у своих древних богов и духов охотничьего счастья. Сравнение с современной народной богородской скульптурой убеждает нас в том, что мастера-резчики, представители самых разных народов, в своем подходе к обработке одинаковых или сходных материалов мыслили и поступали довольно единообразно. В этом смысле народное искусство по существу интернационально. Многие народы Крайнего Севера устраивали жертвоприношения духам — покровителям охоты среди скальных нагромождений, особенно почитая те камни, которые, хотя бы и очень отдаленно, напоминали человека. Как не вспомнить при этом о знаменитых изваяниях острова Пасхи в Тихом океане, которые так подробно описал Тур Хейердал в своей книге «Аку-Аку»? Деревянные скульптуры ненцев, «населявшие» места жертвоприношений, назывались хэ-хэ. Иногда резчики более тщательно отделывали голову фигуры, придавали ей округлую форму. Сам материал, видимо, зачастую подсказывал мастеру ту или иную форму изображения. Если от ствола в подходящем месте отходили в разные стороны два симметричных сучка, их сохраняли: скульптура получалась с руками. Тем же способом вырезались из дерева фигурки меньшего размера — сядэи, покровители дома, жилья, охотничьего и рыболовного промыслов, хранители оленьих табунов. Маленькие деревянные фигурки домашних покровителей ненцы часто одевали, и, вполне объяснимо, что одежда этих деревянных божков походила на обычную одежду, которую носили ненцы. Ненцы выполняли из дерева также и изображения животных — волков, медведей, оленей. Эти скульптуры служили, по мнению их создателей, для защиты от волков и медведей, для охраны оленьих стад. Все эти фигурки вытесаны и вырезаны очень обобщенно, условно, в них, как и в изображениях людей, едва намечены головы ноги, хвосты. 234927/photos/?category=16Живут ненцы и в европейской Канинско-Тиманской тундре на севере Архангельской области. Одежда европейских ненцев более сложна и значительно более многоцветна и узорна, чем у таймырских родичей. Чем-то канинско-тиманские женские шубы-парки, «тыряв-паны» или папины, сходны по декоративности с нганасанскими, и в то же время они совершенно иные. Ненецкая тыряв-паны имеет несколько приталенный, расширяющийся книзу силуэт и двухъярусную пышную меховую опушку. Тыряв-паны отделаны перемежающимися вставками яркого красного и синего сукна, которые так и горят на общем темном фоне. С передней стороны на груди помещается крупный зигзагообразный, исполненный в технике меховой мозаики рисунок. Это снова образ северного сияния. И в отличие от долганской трактовки здесь остался только сам рисунок этого удивительного явления, а цвет сполохов переселился в другую часть паницы и отразился в цветных суконных вставках, не имеющих уже зигзагообразного строения. Надо признаться, что здесь мы немного пофантазировали, поскольку красочность ненецкой одежды побуждает к этому. Но сказанное, пожалуй, не очень далеко от истины, поскольку народные мастера в своем творчестве всегда вдохновлялись окружающей их природой.
Сегодня фраза "Женщина -хранительница домашнего очага, и ее место на кухне" наверняка будет воспринята прекрасной половиной человечества в штыки. Но есть еще народности, где четкое разделение ролей между мужчиной и женщиной - это не просто дань вековым традициям, а жизненная необходимость. Речь идет о коренных народах Севера. Особой роли слабого пола в суровых условиях жизни посвящена выставка "Искусство, рожденное в чуме", проходящая в Музейном ресурсном центре. У ненцев, проживающих на территории нашего округа, есть традиция: когда в семье рождается ребенок, вне зависимости от пола, ему дарят олененка, приговаривая: "Как малыш растет, так пусть и стадо его увеличивается". Следить и ухаживать за оленями - прерогатива мужчин, они же занимаются охотой и рыбалкой. У женщины - свои функции, не менее важные. Вся работа по ведению домашнего хозяйства лежит на ее плечах: приготовление еды, воспитание детей, заготовка дров, установка и разборка чума. Женщина даже спит поближе к выходу, чтобы раньше всех встать следующим утром и успеть подготовиться к приходу нового дня. Территория вокруг чума - это и есть ее владения, где она полноправная хозяйка. И от ее трудолюбия, мастерства и заботы во многом зависит процветание семьи. К роли заботливой хозяйки девочек начинают приучать с пятилетнего возраста. Именно в этом возрасте мать изготавливает и дарит ей тучанг - сумку для рукоделия. Ее делают из шкурок животных и яркого сукна, украшают орнаментом и интересными поделками. Здесь девочка поначалу хранит куклы, а потом - свои главные сокровища, которые будут сопровождать ее всю жизнь: иголки, наперсток, сухожилия для ниток, бисер, кусочки тканей, ножик. Первыми изделиями юной рукодельницы становятся предметы кукольного гардероба. По мере взросления, наблюдая за работой матери и сестер, девочки учатся выделывать шкуры, делать поделки из бисера, шить теплую одежду и обувь, создавать орнамент. Вообще, до 13 лет ненки должны научиться шить все, чтобы до наступления совершеннолетия подготовить себе приданое. У ненцев даже существует мнение, что если девушка до 15 лет не научилась пришивать подошву к пимам (традиционная теплая обувь аборигенов Севера), то замуж ей уже не выйти. Особую сложность представляет собой шитье ягушки - верхней зимней одежды. На ее создание может уйти от двух недель до нескольких месяцев, все зависит от мастерства. Если учесть, что женщина полностью одевает всю семью, становится ясно, насколько это трудоемкая работа. За всю жизнь у ненки может накопиться до 15 сумок, разных по виду и размерам, где она хранит одежду, обувь, хозяйственные вещи. А в конце жизни тучанг кладут в гроб его обладательницы - ненцы верят в загробную жизнь. Отдельно стоит сказать об орнаменте, который является непременным атрибутом одежды коренных народов Севера и секреты которого передаются из поколения в поколение. Несложные геометрические узоры, которые нашим взором воспринимаются как зигзаги и крестики, на самом деле, имеют особое значение. Это своеобразная знаковая система, где каждая закорючка имеет особое предназначение. Для мастериц она служит оригинальной подписью, которая может многое о ней рассказать: семейное положение, наличие детей, возраст. Каждый природный элемент находит воплощение в женском рукоделии. Словно художник широкими мазками, она вышивает на вещах картину окружающего мира. Сегодня существует огромное множество орнаментов, но особой любовью пользуется у рукодельниц "сломанная ветка березы". Дело в том, что береза считается у ненцев священным деревом, к которому они приходят очищаться. Также бытует мнение, что дух этого дерева помогает женщинам в повседневных делах. Самым сложным орнаментом является "медвежий", но не каждая женщина рискнет выполнить его. Однако, освоив такую технику, она тут же попадает в разряд рукодельниц высшей категории. Дело в том, что медведь для коренных народов - это тотемное животное, а поэтому и к одежде, на которой он изображен, предъявляют особые требования: она не должна лежать где попало, передается по наследству, ее не могут надевать беременные женщины, в ней нельзя ходить на кладбище и в священные места. Чаще всего таким орнаментом украшают детские вещи - для ненцев он служит оберегом. Однако самым популярным на Ямале является узор "оленьи рога". Не трудно догадаться, почему: оленеводство - один из основных видов хозяйственной деятельности в нашем округе, а также его символ - именно этот узор украшает флаг нашего округа. Оксана Зайчукова
|
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?