Главная - Язык тела
Железобетонные кривые оскара нимейера. Оскар Нимейер — самый советский архитектор Бразилии

России имя Оскара Нимейера стало широко известно в 1963 году — после присуждения ему Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами». Профессионалы, конечно, знали о его постройках по зарубежным журналам, доходившим до спецбиблиотек, но момент присуждения премии стал решающим: в Москве выходит книга Нимейера "Мой опыт строительства Бразилиа" с предисловием Алексея Аджубея и послесловием Игнатия Милиниса; журнал «Архитектура СССР» опубликовал статью Владимира Хайта и Олега Яницкого о творчестве архитектора. Теперь Оскара Нимейера можно было любить со всей определенностью — и как архитектора, и как человека. До этого еще два бразильца были удостоены такого доверия, но если в отношении общественной деятельницы Элизы Бранко советскому интеллигенту сказать было нечего, кроме того, что она ткачиха (привычно), то Жоржи Амаду уже считали почти своим, и даже прилагательное к премии «Сталинская» не охладило теплого чувства к писателю. Затем были еще издания — и Нимейера, и о нем; чрезвычайно важным оказался тот факт, что архитектор был человеком еще цельного, не расколотого войнами XX века. Этот раскол и последующее дробление прошли всюду, и в профессии тоже: архитекторы разделились на урбанистов, «объемщиков», теоретиков и — позже — «интерьерщиков». Нимейер и по богатству натуры, и по образованию счастливо сочетал в себе обе ипостаси, будучи вдобавок талантливым художником и скульптором. Этот последний дар был виден сразу, но развился и оформился уже в зрелые годы. Тогда, в начале 1960-х, особенно важно было услышать его прямую речь, ведь в большинстве случаев мы получали «перепев Карузо», а вернее, «Поля Робсона» — идеологически правильные пересказы, часто недобросовестные, а иногда просто глупые. Мое личное знакомство с текстами Нимейера началось с поступления в архитектурный институт в 1975-м. Тут-то я и приобрела выпущенную издательством «Прогресс» книгу с говорящим названием "Архитектура и общество".

Оскар Нимейер в собственном доме, в архитектуру которого он включил фрагмент скалистой породы. Внизу, в гостиной, заняты чтением его жена и внук

Наверное, лишним было бы упоминать, что в это время каждый второй, если не первый студент был подпольным антисоветчиком; иностранцы-коммунисты вызывали желание открыть им глаза, хотелось сказать укоризненно: «Ну что же ты, Жоржи...» И чтобы Жоржи раскаялся, порвал партбилет, отказался от Сталинско-Ленинской премии и больше никогда с коммунистами не водился. Нимейер оказался крепким орешком. По текстам я почувствовала это сразу — и не ошиблась. За свою невероятно долгую жизнь этот человек не менял своих взглядов, до конца утверждая, что в мире есть только два настоящих коммуниста — он и Фидель.

Сейчас, перечитывая эту книгу, я понимаю и признаю его правоту — в первую очередь правоту художника — и последовательность, без которой не могло произойти всего того, что состоялось за долгие годы его жизни (более 500 (!) масштабных построек). Это понимание приходит вместе со способностью заново оценить архитектуру тамошних 1950-х — наших 1960-х и ее социальный пафос. Архитектура, которая в те годы критиковалась справа по эстетическим мотивам, а сегодня осуждается левыми еще и как «антигуманная», видится мне выбором и — вследствие этого — профессиональной необходимостью делающих этот выбор художников. Не стоит думать, что служение обществу в советское время соотносилось только с масштабом преобразований. В 1977 году В. Хайт в юбилейной статье к 70-летию Нимейера пишет неожиданные с сегодняшней точки зрения слова: «С первых шагов творчество Нимейера вызывало резкую критику и обвинения в формализме. Они особенно усилились с выдвижением в архитектуре капиталистических стран нового поколения архитекторов, выступивших против эстетизма своих предшественников. Однако эти критики, верно подмечая действительные недостатки и противоречия его работы, часто не учитывают требований социального заказа, которые вынужден постоянно выполнять архитектор при капитализме: престижность, уникальность, заведомая броскость. Многие молодые архитекторы Запада призывают к архитектуре скромной и даже бедной (в некоторых концепциях рассчитанной на последующее украшение обитателями), выступают со своеобразной проповедью «малых дел», в чем, возможно, проявляется ухудшение экономической и строительной конъюнктуры в 70-е годы». Здесь Хайт отчасти цитирует самого архитектора, который говорил о желании частных заказчиков «придать своим зданиям броскость, чтобы о них говорили зрители», и признает справедливость критики, объясняя «отдельные недостатки» капиталистическим соцзаказом. Прошло каких-то 35 лет, и на фоне «ухудшения конъюнктуры» проповедь малых дел зазвучала и у нас. Скажем, однако, прямо: без той, прежней, принципиальности не было бы сегодняшней сервильности; первая вовсе не противоречит второй, более того, недостатки архитектуры, рожденные этой принципиальностью, дают сегодня значительные преференции сторонникам архитектуры как разновидности общественного сервиса. Весьма показательны в этом отношении беседы в Facebook. Комментируя высказывание Нимейера о бразильских трущобах («Это исключительно важная проблема. Но ведь это не архитектурная, а социальная проблема, и ее не решить на чертежной доске»), художник Юрий Альберт повторяет упреки в формализме 40-летней давности: «Тогда он не левый архитектор, а украшатель жизни. Производитель застывшей музыки». И добавляет: «Да, хорошую человеческую архитектуру обычно делают не великие архитекторы, а простые профессионалы». Следует признать, что социум изменился, общество больше не нуждается в титанах. Простые профессионалы делают удобную архитектуру, от звезд общество — по Хайту — требует не идеологии и веры, а «престижность, уникальность, заведомую броскость». Последние работы Нимейера в Италии и Испании — та самая «броская архитектура». Огромные пластически выразительные игрушки из разряда того, что теперь принято называть объектами, чистая прихоть еще не вошедшей в кризис Европы. Они идеально выполнены по ранним эскизам зодчего, но при этой идеальности значительно уступают мощи бетона 1950-х.

Надо сказать, эта мощь резонировала с ощущением и пониманием архитектуры советских архитекторов модернистов. Социалистическая уравниловка отменяла корыстные мотивы, вперед выдвигались самые способные и честолюбивые. Архитектура Нимейера восхищала и будоражила, она показывала возможные масштабы преобразований.

Многочисленные устные и письменные свидетельства, а главное, постройки того времени рассказывают о поисках правды. О возвращении в архитектуру понятия честности. О безоглядной вере в технический и социальный прогресс. Нимейер писал о себе — и о них тоже: «Сегодняшний художник совсем не то, что «непонятый гений» прошлого столетия. Это нормальный человек, который смотрит на жизнь и окружающих его людей прямо, глубоко сознает проблемы современного общества, от которых в прошлом художник устранялся. Его труд приобретает сейчас действительно общечеловеческую значимость. Он знает, что его искусство — только часть более важных дел, и в этом — как ни странно это звучит — источник его творческой силы».

Сегодня от наших архитекторов трудно ожидать чего-то подобного. И впрямь, это 50 лет назад бразильский президент Жуселино Кубичек строил новый город и переселял в него чиновников, чтобы покончить с коррупцией. Спустя полвека здесь, в России, вряд ли кто-то из честных профессионалов верит в выселение чиновников за пределы исторического центра столицы.

В книжке моей юности строитель самого большого нового города писал: «Я разработал сотни проектов, но должен признаться, что в целом не удовлетворен своей работой, так как она никогда не приносила пользу обездоленным классам, а ведь беднота составляет большинство бразильской нации... Есть одна вещь, которая меня утешает. Это то, что я никогда не придавал первостепенного значения самой архитектуре. Мои интересы обращены непосредственно к жизни, к социальным проблемам, к политическому и экономическому освобождению моей страны, к борьбе против империализма, нищеты и невежества». Может ли кто-то из архитекторов сказать сегодня подобное? Утешиться подобной мыслью? Нимейер не только говорил, он строил —талантливо, много и разное.

Девятому гению из 100 гениев современности сто два года. Это выдающийся бразильский архитектор Оскар Нимейер.

Оскар Нимейер - гениальное дитя ХХ века, ученик великого французского архитектора Ле Корбюзье (1887-1965) и последний из живущих сегодня знаменитых градостроителей ушедшего века. Зданиями, выстроенными по проектам Нимейера, восхищалась вся мировая архитектурная плеяда модернизма прошлого столетия. Время быстротечно. Наступил ХХI век, век космического размаха. Восхищение достижениями ХХ века идет на убыль. Но гениальное творчество бразильского архитектора в прошлом столетии, безусловно, стало мощным трамплином в ХХI век.

Оскар Нимейер строил только общественные сооружения. Эпохальный масштаб его мышления в сочетании с «интернациональным» строением его души – качества, позволившие художнику пространства создавать монументальные здания, ставшие современным портретом нашей планеты.

Оскар Нимейер в 30-е годы вошел в группу бразильских архитекторов. Работал в мастерской своего знаменитого земляка, градостроителя, Лусио Косты, совместно с ним проектировали здания Министерства образования и здравоохранения в Рио-де-Жанейро, где впервые были использованы новейшие архитектурные средства.

Архитектор спланировал бразильский павильон на всемирной выставке в Нью-Йорке, поразил мир своим спортивно-развлекательным комплексом в Пампулье. Оскар Нимейер в 1957 году стал главным архитектором новой столицы Бразилии - Бразилиа. Совместно с Лусиу Коста, он спроектировал все крупные общественные здания нового города, включающие Дворец Рассвета - президентский дворец, Дворец Арок - министерство иностранных дел, Верховный Суд, кафедральный собор и здания Конгресса.

ЮНЕСКО признало Бразилиа всемирным архитектурным наследием, так как город является самым законченным ансамблем модернизма в мире, своеобразным городом-галереей. Нимейеру удалось гениально адаптировать «интернациональный стиль» к экзотичности тропиков бразильского ландшафта. Используя изогнутые линии, архитектор смог придать железобетонным конструкциям лиричное, даже несколько барочное настроение.

Творчество Оскара Нимейера подробно изучено специалистами, которые делят его на пять этапов. Количество зданий, спроектированных архитектором, очень велико.

Первый этап творчества Нимейера, 1940-43 года, - оригинальное применение прямых и изогнутых линий в создании конструкций правительственных зданий. Архитектор решает задачи совмещения формальных элементов с функциональными принципами композиции комплексных конструкций.

Второй этап, это десятилетие с 1943 по 1953, которое погружает Нимейера в поиск новых художественных средств. В это время его железобетонные здания приобретают лирический облик, благодаря сочетанию конструкции со скульптурой, с тропическим ландшафтом.

Третий этап, это следующие 12 лет, 1953-1965, когда он возглавил проект построения новой столицы Бразилии.

Четвёртый этап – 23 года, с 1965 по 1989 годы. Живет в Европе, знакомится с античностью. Сохраняя свою индивидуальность, его творчество обогащается гражданственной значимостью строений.

Пятый этап – с 1989 года до сих пор, - шлифовка творческого почерка, еще более яркое воплощение личности автора в общественную значимость сооружений. Нимейер создает культурное строение - Музей современного искусства в Нитерое и мемориал «Латинская Америка» в Сан-Паулу.

С конца апреля 2010 года Оскар Нимейер Суарис Филью, рожденный в Рио-де-Женейро, придавший своей стране Бразилии облик ХХ века, госпитализирован.




{mospagebreak}




Хава Тор. Великая Эпоха

О́скар Рибе́йру ди Алме́йда ди Ниме́йер Соа́рис Фи́лью реализовал свой первый проект (детские ясли в Рио-де-Жанейро) в 1937 году, в свои неполные 30 лет. Последним проектом, реализованным при жизни архитектора, стала телевизионная башня в Бразилиа, открытая в 2012 г.

Нимейер работал постоянно и неустанно. На его рабочем столе остался лежать проект здания ресторана в Рио-де-Жанейро, над которым 104-летний зодчий трудился в последние дни жизни.

Творец жив в своих творениях. А это значит, что более 400 зданий, построенных этим фантастическим архитектором в 18 странах мира, продолжают жизнь своего Творца. В настоящий момент по его проекту заканчивается строительство музея Пеле в городе Сантос. А сколько еще готовых, но пока нереализованных проектов увидят жизнь благодаря коллегам и ученикам Нимейера, смогут рассказать наши потомки.

«Нет архитектуры древней и современной. Есть хорошая или плохая»

«Главное в архитектуре - чтобы она была нова, трогала человека за душу, была полезна ему, чтобы человек мог насладиться ею…»

«Я всю свою жизнь любил смотреть на облака, ожидая откровения в их постоянно меняющихся формах»

«…прямые линии и углы делят и разделяют пространство, а я всегда любил изгибы, которые являются сутью окружающей нас природы»

«Меня манит свободно изогнутая и чувственная линия. Та линия, которая напоминает мне горы моей страны, причудливые изгибы рек, высокие облака, тело любимой женщины»

«Только бетон позволяет мне управлять изгибами такого широкого размаха… бетон обеспечивает непрерывную модуляцию пространства»

1. Дом Каноас (Casa das Canoas) – Рио-де-Жанейро, Бразилия. 1954

Чертежи и фотографии этого дома, построенного Нимейром для своей семьи, вошли в международные справочники по архитектуре, как яркий пример слияния здания с окружающей природой. Здесь нет четких границ и углов, конструкция дома адаптирована к неровностям земной поверхности. Одна из стен дома возведена над огромным камнем, пролежавшим тысячелетия на этом месте. Часть этого камня находится во дворе, а другая создает оригинальный интерьер гостиной.

2. Национальный Конгресс – Бразилиа, Бразилия. 1958

Это самое известное здание Оскара Нимейера находится на центральной оси столицы Бразилии. Оно по праву считается главной архитектурной доминантой города.

Здание вписано в окружающий рельеф и соединено с административными корпусами подземными переходами. За зданием Конгресса находится площадь Трех Властей, где проходят торжественные парады и встречи официальных гостей.

3. Дворец рассвета (Palácio da Alvorada) – Бразилиа, Бразилия. 1958

Это трехэтажное здание общей площадью 7000 м², расположенное на полуострове водохранилища Параноа, является официальной резиденцией президента Бразилии.

Медицинский центр, зал для конференций, бассейн, несколько обеденных залов, музыкальная комната и библиотека…

Первый этаж дворца предназначен для официальных приемов; на втором этаже размещены помещения для личного пользования президента и его семьи.


4. Резиденция Копан (Résidence Edifício Copan) - Сан-Пауло, Бразилия.1966

Огромное волнистое здание, напоминающее развивающийся флаг, это – самый большой жилой комплекс в Латинской Америке.

В принципе, это один дом. Но дом настолько большой, что у него есть даже свой почтовый индекс. На площади в 6006 м², под крышей 38-этажного Копана, разместилось шесть жилых блоков, в которых проживает около 5 тысяч человек, и торговый центр.

5. Кафедральный собор (Catedral de Brasília) – Бразилиа, Бразилия. 1970

Именно за проект этого собора Нимейер получил Притцкеровскую премию "за лучшее сооружение в стиле модернизма".

Шестнадцать гиперболоидных колонн католического собора Пресвятой Девы Марии символизируют 8 пар рук, воздетых к небу.

Чтобы попасть внутрь собора, необходимо спуститься на несколько метров под землю. Пройдя по темному коридору, как сквозь темноту собственных грехов, посетитель попадает в светлое, яркое, сказочное пространство. Свет с потолка и сквозь витражи, расположенные между 16 колоннами, дает ощущение бесконечного райского счастья.

6. Культурный центр Вулкан – Гавр, Франция. 1982

Культурный центр Вулкан - одна из достопримечательностей города Гавра. Он состоит из двух блоков, которые называют соответственно «Большой вулкан» и «Малый вулкан». В Большом находятся театр на 1200 мест и 350-местный кинотеатр. В Малом – несколько различных залов от 60 до 500 мест.

7. Музей современного искусства – Нитерой, Бразилия. 1996

По мнению архитектора, это его самый грандиозный проект.

Здесь грандиозно все: необычный внешний вид здания, который все единодушно окрестили «космическим кораблем инопланетян»; расположение залов экспозиций по спирали; и завораживающий вид, который открывается со смотровой площадки. Этот вид на Рио-де-Жанейро с огромной скульптурой Христа, с океаном и пляжами, зачастую отвлекает посетителей музея от самих экспозиций.

8. Музей Оскара Нимеера - Куритиба, Бразилия. 2002

Музей видеоарта, архитектуры и дизайна занимает площадь в 19 000 м². Здание музея, высотой 16 м с трехэтажным куполом диаметром 50 м, установлено в центре искусственного водоема на бетонном постаменте.

Из множества прозвищ, за этим зданием закрепилось два: «Всевидящее око» и «глаз Оскара». Днем «глаз» из зеркального стекла отражает небо, а ночью светится изнутри.

9. Концертный зал Ибирапуэра (Auditório Ibirapuera) - Сан-Пауло, Бразилия. 2005

Публика единодушно решила, что почти столетний архитектор Оскар Нимейер таким образом «показал язык всему миру». И действительно, ярко-красный козырек над входом в концертный зал напоминает длинный язык.

Одной из особенностей конструкции здания является возможность опускать заднюю стену. Таким образом, зрители имеют возможность смотреть представления, находясь под открытым небом.

10. Башня Цифрового Телевидения – Бразилиа. 2012

Строительство телевизионной башни было закончено в 2010 году, к 50-летию города Бразилиа, но торжественное открытие состоялось только 2 года спустя, 21 апреля 2012.

Общая высота башни – 180 м. 60-метровая верхушка – это, собственно, металлическая телевизионная антенна.

120-метровое основание башни с двумя ответвлениями, заканчивающимися стеклянными куполами, Нимейер назвал «Цветок Серрадо». В верхнем «цветке», в 80 метрах от поверхности земли, планируется открыть ресторан, а нижний «цветок» будет использоваться в качестве художественной галереи.

Нимейер работал постоянно и неустанно. На его рабочем столе остался лежать проект здания ресторана в Рио-де-Жанейро, над которым 104-летний зодчий трудился в последние дни жизни.

Творец жив в своих творениях. А это значит, что более 400 зданий, построенных этим фантастическим архитектором в 18 странах мира, продолжают жизнь своего Творца. В настоящий момент по его проекту заканчивается строительство музея Пеле в городе Сантос. А сколько еще готовых, но пока нереализованных проектов увидят жизнь благодаря коллегам и ученикам Нимейера, смогут рассказать наши потомки.

«Нет архитектуры древней и современной. Есть хорошая или плохая»

«Главное в архитектуре - чтобы она была нова, трогала человека за душу, была полезна ему, чтобы человек мог насладиться ею…»

«Я всю свою жизнь любил смотреть на облака, ожидая откровения в их постоянно меняющихся формах»

«…прямые линии и углы делят и разделяют пространство, а я всегда любил изгибы, которые являются сутью окружающей нас природы»

«Меня манит свободно изогнутая и чувственная линия. Та линия, которая напоминает мне горы моей страны, причудливые изгибы рек, высокие облака, тело любимой женщины»

«Только бетон позволяет мне управлять изгибами такого широкого размаха… бетон обеспечивает непрерывную модуляцию пространства»

1. Дом Каноас (Casa das Canoas) – Рио-де-Жанейро, Бразилия. 1954

Чертежи и фотографии этого дома, построенного Нимейром для своей семьи, вошли в международные справочники по архитектуре, как яркий пример слияния здания с окружающей природой. Здесь нет четких границ и углов, конструкция дома адаптирована к неровностям земной поверхности. Одна из стен дома возведена над огромным камнем, пролежавшим тысячелетия на этом месте. Часть этого камня находится во дворе, а другая создает оригинальный интерьер гостиной.

2. Национальный Конгресс – Бразилиа, Бразилия. 1958

Это самое известное здание Оскара Нимейера находится на центральной оси столицы Бразилии. Оно по праву считается главной архитектурной доминантой города.

Здание вписано в окружающий рельеф и соединено с административными корпусами подземными переходами. За зданием Конгресса находится площадь Трех Властей, где проходят торжественные парады и встречи официальных гостей.

3. Дворец рассвета (Palácio da Alvorada) – Бразилиа, Бразилия. 1958

Это трехэтажное здание общей площадью 7000 м², расположенное на полуострове водохранилища Параноа, является официальной резиденцией президента Бразилии.

Медицинский центр, зал для конференций, бассейн, несколько обеденных залов, музыкальная комната и библиотека…

Первый этаж дворца предназначен для официальных приемов; на втором этаже размещены помещения для личного пользования президента и его семьи.

4. Резиденция Копан (Résidence Edifício Copan) - Сан-Пауло, Бразилия.1966

Огромное волнистое здание, напоминающее развивающийся флаг, это – самый большой жилой комплекс в Латинской Америке.

В принципе, это один дом. Но дом настолько большой, что у него есть даже свой почтовый индекс. На площади в 6006 м², под крышей 38-этажного Копана, разместилось шесть жилых блоков, в которых проживает около 5 тысяч человек, и торговый центр.

5. Кафедральный собор (Catedral de Brasília) – Бразилиа, Бразилия. 1970

Именно за проект этого собора Нимейер получил Притцкеровскую премию "за лучшее сооружение в стиле модернизма".

Шестнадцать гиперболоидных колонн католического собора Пресвятой Девы Марии символизируют 8 пар рук, воздетых к небу.

Чтобы попасть внутрь собора, необходимо спуститься на несколько метров под землю. Пройдя по темному коридору, как сквозь темноту собственных грехов, посетитель попадает в светлое, яркое, сказочное пространство. Свет с потолка и сквозь витражи, расположенные между 16 колоннами, дает ощущение бесконечного райского счастья.

6. Культурный центр Вулкан – Гавр, Франция. 1982

Культурный центр Вулкан - одна из достопримечательностей города Гавра. Он состоит из двух блоков, которые называют соответственно «Большой вулкан» и «Малый вулкан». В Большом находятся театр на 1200 мест и 350-местный кинотеатр. В Малом – несколько различных залов от 60 до 500 мест.

7. Музей современного искусства – Нитерой, Бразилия. 1996

По мнению архитектора, это его самый грандиозный проект.

Здесь грандиозно все: необычный внешний вид здания, который все единодушно окрестили «космическим кораблем инопланетян»; расположение залов экспозиций по спирали; и завораживающий вид, который открывается со смотровой площадки. Этот вид на Рио-де-Жанейро с огромной скульптурой Христа, с океаном и пляжами, зачастую отвлекает посетителей музея от самих экспозиций.

8. Музей Оскара Нимеера - Куритиба, Бразилия. 2002

Музей видеоарта, архитектуры и дизайна занимает площадь в 19 000 м². Здание музея, высотой 16 м с трехэтажным куполом диаметром 50 м, установлено в центре искусственного водоема на бетонном постаменте.

Из множества прозвищ, за этим зданием закрепилось два: «Всевидящее око» и «глаз Оскара». Днем «глаз» из зеркального стекла отражает небо, а ночью светится изнутри.

9. Концертный зал Ибирапуэра (Auditório Ibirapuera) - Сан-Пауло, Бразилия. 2005

Публика единодушно решила, что почти столетний архитектор Оскар Нимейер таким образом «показал язык всему миру». И действительно, ярко-красный козырек над входом в концертный зал напоминает длинный язык.

Одной из особенностей конструкции здания является возможность опускать заднюю стену. Таким образом, зрители имеют возможность смотреть представления, находясь под открытым небом.

10. Башня Цифрового Телевидения – Бразилиа. 2012

Строительство телевизионной башни было закончено в 2010 году, к 50-летию города Бразилиа, но торжественное открытие состоялось только 2 года спустя, 21 апреля 2012.

Общая высота башни – 180 м. 60-метровая верхушка – это, собственно, металлическая телевизионная антенна.

120-метровое основание башни с двумя ответвлениями, заканчивающимися стеклянными куполами, Нимейер назвал «Цветок Серрадо». В верхнем «цветке», в 80 метрах от поверхности земли, планируется открыть ресторан, а нижний «цветок» будет использоваться в качестве художественной галереи.


Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки на

Оскар Нимейер - известный архитектор из Латинской Америки. Считается одним из основоположников современной школы бразильской архитектуры. Много экспериментировал в области железобетонной архитектуры. Был ярым приверженцем коммунистической партии, состоял в ней около 70 лет.

Биография архитектора

Оскар Нимейер родился в Рио-де-Жанейро в 1907 году. Его родители были вполне обеспеченными. В юности будущий архитектор вел беспечный образ жизни, который можно назвать богемным. Главными его увлечениями были футбол и книги. Причем читал он много, но чаще всего бессистемно.

В 21 год Оскар Нимейер женился на Анните Бальдо. Она была дочерью итальянских иммигрантов, которые приехали из Венеции. Ради свадьбы он даже бросил учебу. Этот брак принес ему единственную дочь, которую звали Анна Мария Нимейер.

Интерес к архитектуре Оскар Нимейер проявил еще в привилегированном колледже, в котором учился. Впоследствии он часто рассказывал, что выбрал эту профессию случайно. Оскар вспоминал шутку, кто-то увидел, как он рисовал пальцем в воздухе, после этого на семейном совете решили дать ему художественное образование.

В начале карьеры

Становление карьеры Нимейера пришлось на 30-е годы ХХ века. Он начинал работать под руководством основоположника современной латиноамериканской архитектуры Лусио Косты.

Окончить государственную школу архитектуры Оскару удалось в 1934 году. Его первым осуществленным проектом стали ясли для детей в Рио-де-Жанейро. Их открытие состоялось в 1937 году.

Нимейер как раз застал формирование школы современной архитектуры в Бразилии. Первым результатом ее работы стало строительство здания для Министерства просвещения и здравоохранения, которое достроили к 1943 году. Непосредственно руководил проектом Лусио Коста, в качестве советника ему помогал француз Ле Корбюзье - пионер архитектурного модернизма. Когда именитый мастер уехал, последние изменения в проект внес архитектор Оскар Нимейер. Они так впечатлили Косту, что после 1939 года дальнейшую разработку проекта посвятили только ему.

Признание на международной арене

Взял за основу современный стиль Ле Корбюзье и пропустил его сквозь призму жарких тропиков Рио-де-Жанейро Оскар Нимейер. Его работы получили признание во всем мире в 40-50-е годы ХХ века. В 40-х он творил практически без остановки. По его проектам создавались гостиницы, яхт-клубы, церкви и казино. В 1946 году был построен банк в Рио-де-Жанейро, а на рубеже 40-50-х годов - технический центр.

В 1947 году Оскар Нимейер, биография которого к тому времени была уже хорошо знакома многим, участвовал в проектировании штаб-квартиры ООН, которая располагается в Нью-Йорке.

Политические взгляды

В годы Второй мировой войны архитектор открыто симпатизировал СССР. После победы Советского Союза он стал членом бразильской коммунистической партии. Для коммунистов в Латинской Америке тогда были непростые времена. Генеральный секретарь партии Престес вместе с 15 соратниками содержался в тюрьме. Когда они вышли, всех приютил у себя дома Нимейер.

С середины 50-х годов Нимейер издавал архитектурный журнал, который придерживался взглядов левой интеллигенции. Периодически издание закрывалось, а затем работа над ним возобновлялась вновь.

Для Нимейера политические взгляды и архитектурные решения были тесно связаны между собой. Например, он пытался решить социальные проблемы в Бразилии. Одна из самых серьезных - жилищные кризис, из-за которого многие вынуждены были жить в фавелах в полной антисанитарии.

Из-за приверженности коммунизму въезд в США для него был закрыт. Например, в 1946 году ему отказали выдавать визу, несмотря на то что бразилец получал официальные предложения о работе сначала в Йельском университете, потом в школе дизайна в Гарварде.

К работам архитектора 50-х годов относятся собственный дом Оскара Нимейера, который находится неподалеку от Рио-де-Жанейро, больница, жилой комплекс имени Кубичека, здание кондитерской фабрики, комплекс международной выставки в Сан-Паулу.

Благоустройство столицы

С 1957 года Нимейер начал обустраивать новую столицу - город Бразилиа. Его строили по инициативе президента страны Кубичека. Сам глава государства вскоре после инаугурации встретился с Нимейером, чтобы обсудить планы будущей столицы. В итоге ее перенос из Рио-де-Жанейро в Бразилиа состоялся в 1960 году.

Многие здания отличаются контрастными и необычными формами: имеются сооружения виде чаши, стреловидной колонны, пирамиды, купола. Именно так выглядят, например, правительственные центры.

Сам Нимейер проектировал президентский дворец, здание Верховного суда, Дворец национального конгресса, кафедральный собор, театр, больницу и Дворец правосудия. Все это здания, к которым приложил руку Оскар Нимейер. Достопримечательности Бразилии - именно так сегодня можно назвать многие из них.

Отличительными чертами архитектуры Нимейера становятся выразительность, пластичность и теплота. Ему одному из первых удались монолитные строения из железобетона. Несмотря на свою необычность и даже вычурность, проекты зданий детально разработаны. Архитектор всегда стремился к появлению новых архитектурных форм.

Эмиграция

В 1964 году Нимейер возвратился из продолжительной командировки в Израиль и не узнал своей страны. В Бразилии случился государственный переворот, в результате которого к власти пришли военные.

Из-за установившейся в стране диктатуры архитектор был вынужден переехать во Францию, где жил с середины 60-х годов до 1985 года. Все это время в своей любимой Бразилии он бывал изредка и недолго. В то же время строительство общественных зданий в столице по его проектам продолжалось. Временами Нимейер жил на Кубе и в СССР.

Последние годы жизни

Нимейер дожил до завершения в Бразилии военной диктатуры. Она пала в 1985 году. Сразу после этого архитектор вернулся на родину.

В середине 90-х годов он руководил Бразильской коммунистической партией, причем ее ортодоксальным крылом, которое не согласилось с преобразованием компартии, произошедшим после распада СССР. Известный руководитель Кубы Фидель Кастро часто называл себя и Нимейера последними коммунистами на планете.

Даже в весьма преклонном возрасте продолжал работать Оскар Нимейер. Музей современного искусства по его проекту был построен в 1996 году, когда архитектору было уже 89 лет. В 2000-е годы он руководил возведением собственного музея в Куритибе, национальной библиотеки в Бразилиа, культурного центра в Гоянии.

Нимейер был тесно связан с Советским Союзом. В 1983 году его приняли в почетные члены Академии художеств. А в 2007 году президент Российской Федерации Владимир Путин подписал постановление о награждении архитектора орденом Дружбы с формулировкой за вклад в развитие отношений между двумя государствами.

Оскар Нимейер умер в Рио-де-Жанейро в 2012 году. До своего 105-летнего юбилея он не дожил всего 10 дней. Незадолго до этого архитектор попал в больницу с диагнозом "почечная недостаточность". Она стала осложнением после перенесенного Оскаром вируса гриппа.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS