Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
И г р а «Магическая буква. «Звуки, и буква М» |
Тихоненкова Елена Павловна Учитель-логопед, МБДОУ общеразвивающего вида детский сад № 62 "Жемчужинка г. Мытищи, г. Москва Тихоненкова Е.П. Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте: "Звуки М, Мь и буква М" // Совушка. 2016. N4(6)..02.2019). Цель: уточнение знаний о звуках [М], [М"] Задачи:
Оборудование: Демонстрационный материал : красивый конверт с указанным адресом группы, листочки из лёгкой бумаги, “камни” - буквы, ковёр-“речка”, большой лабиринт c “норками”, игрушка мышка, рисунок дома, образец буквы, образцы заданий из рабочего листочка, три короба разной величины. Раздаточный материал : разрезные картинки на подгруппу детей, рабочие листочки с заданиями, карандаши, подносы с элементами букв, полоски-слова, кружочки (зеленый, красный, синий). Ход занятия 1. Оргмомент Детей встречают на входе в группу. “Доброе утро, ребята! Многие из вас пришли в садик очень рано, а вы не забыли умыться и почистить зубы? Давайте вспомним, как мы это делаем” - Самомассаж и артикуляционная гимнастика Водичка, водичка, умой моё личико (ладошками рук ведём по лбу от центра к вискам) Чтобы глазки блестели (от уголков глаз по скулам к вискам ) Чтобы щёчки краснели (круговыми движениями ладошками растираем щёчки) Чтоб смеялся роток (указательными пальцами рук от центра над верхней губой, а затем под нижней губой ведём к краям губ) Чист и бел был зубок (улыбнуться, показать зубки и удержать продолжительное время) Логопед: Сегодня в садик пришло для вас послание из страны звуков и букв! (Показывает конверт) “Дорогие ребята! Приглашаем вас посетить нашу страну, познакомиться с новым звуком и научиться писать букву, обозначающую этот звук” - работа над силой речевого дыхания Когда дети дадут своё согласие и отправятся в путь, дорогу перекрывает “быстрая речка”. Но нет переправы. Логопед спрашивает детей, какое время года на улице и предлагает обосновать ответ. (Дети называют признаки зимы.) Логопед: И у нас снежинки закрыли всё на подносе. Давайте все вместе глубоко вдохнём носиками и сильно подуем на снежинки, сложив губы трубочкой. Дети сдувают листочки и видят “камни ”с буквами А, О, У, Э, И. Логопед: Эти камни мы используем для переправы через речку. Камни помещают поперёк речки, и каждый ребёнок по образцу учителя перепрыгивает с камня на камень, называет букву громко и чётко на твёрдой атаке. Перебравшись на другой берег, дети видят дом. “Кто в домике живёт?” Дети отгадывают загадку: В подполье, в коморке Живет она в норке Серая малышка Кто же это?... (Мышка) 3. Сообщение темы. - Работа над словообразованием прилагательного от существительного Логопед достаёт мышку-хозяйку. “Мышь бывает разная. Как можно назвать мышь, которая живёт в доме человека? (домашняя мышь). Мышь у компьютера? (компьютерная). А мышь, живущая в поле?” (полевая) Вот полевая мышка Мила и приготовила вам сегодня задания. - Работа над ориентировкой на листе бумаги и развитием слухового внимания. Перед детьми появляется планшет - лабиринт. Логопед: У полевой мыши много кладовых и все они соединены подземными ходами. По моей подсказке пройдём в первую кладовую и узнаем, с каким звуком нас хотят познакомить. Логопед говорит маршрут, а ребёнок ведёт по нему мышку: “Идём от стрелки вверх, поворачиваем направо, вниз, мимо цветочка”. Норку снимают с планшета, переворачивают и видят “?” (вопрос). Учитель показывает карточку с предметами: цветы, стол, стул, кровать. Просит перечислить предметы: ”Что на карточке лишнее? (Машина. Почему?(ответы детей) Эта лишняя картинка поможет нам в раскрытии темы занятия. Произнесём ещё раз слово “машина” и назовём первый звук” (мммашина). Дети выделяют звук [М]. А вот еще одно задание, кто же лишний на этой карточке? Произнесём ещё раз слово “медведь” и назовём первый звук” (мммедведь). Дети выделяют звук [Мь]. Назовите еще раз первые звуки этих слов. Мммашина. [М] Мммедведь. [Мь] Логопед: Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить. 4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. Логопед: Посмотрите в зеркало и произнесите сначала звук [М]. А теперь звук [Мь]. (хором, затем индивидуально) Вопросы по схеме: Губы открыты или смыкаются? (Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.) Где находится язык? (он лежит на дне рта) Мешает ли что-либо выходить воздушной струе изо рта? (да, губы) Вывод: Как мы называем звуки, при произношении которых воздушная струя встречает преграду? (согласные) Значит, звуки [М] и [Мь] какие? (согласные). Логопед: А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [М] и [Мь]. … Чувствуете как звенит голос? Значит звуки [М] и [Мь] какие? (звонкие). Логопед: Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (синим). А мягкие? (зеленым). 5. Развитие фонематическо восприятия. Логопед предлагает пройти ко второй норке другому ребёнку с мышкой. (Идём вверх, поворачиваем налево, вверх, мимо колокольчика, мимо гриба боровика) С другой стороны норки нарисовано ухо. Логопед: Поиграем в игру «Поймай звук». Я буду называть разные звуки. Если вы услышите [М], хлопните в ладоши, а если [Мь], топните ногой... (Небольшим экраном логопед прикрывает рот от глаз детей и произносит звуки) О-в-м-у-м-ы-мь-м-ш-н-нь-м-мь-мь-м. (Затем слоги) Ма-со-мы-ми-ты-ым-ом-им-ни-но-не. Затем слова: ложка, рыба, мед, коты, дым, помидор, малина, лыжи, ручка, мир, бык, дым… А теперь физминутка. Физминутка 6. Произношение звука в словах. Определение позиции звука в слове Дети на столах работают с разрезными картинками на каждого ребёнка: на 1 ряду лежат 5 разрезных картинок: малина, морковь, мед, лимон, мороженое, помидоры. На 2 ряду лежат разрезные картинки: самолет, машина, трамвай, самосвал, мотоцикл, метро. Логопед: Назовите собранные картинки одним словом. (продукты (еда), транспорт) Каждый ребёнок ещё раз называет собранную картинку, выделяя голосом звук [м] или [мь], и объясняет, где услышал заданный звук. (В начале, в середине, в конце слова). И выставляет кружочек в нужном месте. 7. Обозначение звуков [М] и [Мь] буквой “ЭМ”. Один из детей снова подходит к лабиринту и проходит путь к норке по инструкции. На обратной стороне норки нарисован карандаш. “Ребята, как вы думаете, что мы с вами будем делать сейчас?” (учиться писать букву М). Ребята, вот мы с вами говорили о звуках М и М. Мы их слышали, произносили, а что сделать, чтобы их увидеть. Что нам для этого нужно? (Буква). Логопед: Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она. Дети садятся за столы для письменных работ. Учитель показывает на карточке букву М. Сколько элементов в букве? Какие? (четыре вертикальных палочки), Логопед: Соберите букву М по образцу из 4 элементов, которые лежат у каждого на столе. - Развитие зрительного восприятия. Логопед: Карандаш решил проверить вас и почти полностью закрыл букву от наших глаз, спрятал ее за рисунком (показывает карточку и направляет внимание детей на их рабочие листочки) (Приложение) Найдите букву за линиями и раскрасьте её наполовину синим, наполовину зеленым карандашом. А чтобы буква получилась красивой, надо размять пальчики. - Пальчиковая гимнастика.
Затем дети раскрашивают букву. Логопед: А теперь напишем букву в воздухе: (Логопед объясняет и показывает) Палочка и палочка, Между ними галочка. И понятно сразу всем: Получилась буква М. Несколько раз дети вместе с логопедом “пишут” букву в воздухе. Затем логопед ставит образец следующего задания на доску. У детей задание напечатано на рабочих листках. Ребята учатся писать букву простым карандашом по пунктирным линиям. Дети обводят букву на листочках, затем по образцу пишут букву самостоятельно. 8. Развитие фонематических представлений и работа над звуковым анализом и схемой слова “дом”. В нашем конверте-приглашении находятся звуки: мы их не можем увидеть, но можем услышать. Если звуки назвать быстро в той очерёдности как вы их ловили, то узнаете слово из конверта. Логопед достаёт и “кидает” звуки [д] (Маша, какой ты звук поймала?) , [о] (Иван, какой ты звук поймал?),[м]. Какое слово было в конверте? (дом). Молодцы, вы хорошо справились с заданием. У детей на столах есть конверты с кружочками для звукового анализа. Им необходимо составить из кружочков правильную схему. А теперь придумайте красивые предложения с этим словом. 9. Организация окончания занятия. Наше занятие подошло к концу. С какими звуками познакомились? Какое задание понравилось больше всего? Логопед: Мне понравилось с вами путешествовать, поэтому на память для вас приготовлен сюрприз. Он находится не в первом и не в высоком коробе. Дети отгадывают. Это картинка с последним заданием из рабочего листочка. Детям предлагается выполнить задание - провести мышку по лабиринту к сыру -по желанию самостоятельно или с родителями дома. Дата: Класс: Тема: «Звук и буква М». закрепить четкое произношение звуков ибукв [м], [м‘], буквами “М”, “м”; Коррекционно-развивающая Коррекционно-воспитательная : Оборудование: Ход урока 1. Организационный момент. Живет она в норке Произнесите несколько раз это слово. Какой звук слышится в начале слова? - (Звук [м]) Какой он гласный или согласный? -(Согласный, при произношении образуется преграда из губ) Звонкий или глухой? Назовите слова, в которых есть звук [м] -(Машина, молоко, малыш, магнитофон, март, май) Получилась буква М? – Да! 3. Основная часть. Знакомство со звуком [М]. Голодная - мычит, Сытая - жует, Всем детям молоко дает. (Корова ) Воздух выходит через нос; Горлышко «работает». Фонетическое упражнение. Корова мычит: ММММММММММ... (вслед за взрослым произносить звук [М] длительно). Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки». м, а, у, м, м, и; ам, ар, ор, ом, ма, му, ка, са, мы; мак, Оля, муха, дом, суп, мука; Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить слоги, при этом ребенок должен почувствовать смыкание губ при произнесении звука [М]: ма, мо, му, мы; ам, ом, ум, им. Повторить слоговой ряд: ма-мо, ма-мы, му-ма, му-мы; ам-ом, ум-им, ум-ам, ом-им. Скороговорка: Мама мыла Милу мылом. - Произносите скороговорку с разными интонациями (удивления; радости; печали). Игра “Догоняй-ка” (Работа продолжается до тех пор, пока произношение детьми не достигнет темпа скороговорки) 4. Пальчиковая гимнастика Этот пальчик хочет спать, Игра “Дополни слоги до слов” ма- (машина, малина, матрешка, мальки) мо- (море, морж, мойка, мост, мох) му – (мусор, муха, муравей) мы – (мышка, мышь, мысли) ми – (мишка, миска, минута, мир) ме – (месяц, метр, мебель, мех, мел) Чтение слогов и чистоговорок. Ма-ма-ма - дома я сама. Письмо буквы М в тетради. 5.Итог занятия. говорили на занятии ? Какой это звук? Каким цветом обозначаем? Дата: Класс: Тема: «Звук и буква М». Коррекционно-образовательная: Познакомить детей с новыми звуками [м], [м‘], буквами “М”, “м”; учить сравнивать звуки, различать буквы; . Коррекционно-развивающая формировать навыки сознательного, правильного, слогового, беглого чтения; делить слова на слоги; развивать умение анализировать слова, познавательные интересы и способности; развивать речь, внимание, память; обогащать словарный запас; Коррекционно-воспитательная : развивать внимание, самоконтроль; развивать коммуникативные и речевые навыки. Оборудование: индивидуальные зеркала, карандаши, мячик, Ход урока 1. Организационный момент. Игра «Запомни – повтори» На что похожа буква М? Что она напоминает вам? Выйти и взяться за руки. Получилась буква М? – Да! Давайте вместе громко произнесём этот звук, тихо, шепотом, без звука. Сегодня на уроке мы не только повторим, то что изучили ранее, но познакомимся с новой буквой. 2. Артикуляционная гимнастика: 3. Основная часть. Знакомство со звуком [М]. Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку и ответить на вопрос: Голодная - мычит, Сытая - жует, Всем детям молоко дает. (Корова ) «Как мычит корова?» - «МММ...» Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [М]: когда мы произносим звук [М]: Губки сомкнуты без напряжения; Воздух выходит через нос; Горлышко «работает». Звук [М] петь нельзя, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук - согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [М] синим кружком с колокольчиком. Таким образом ребенок усваивает характеристику звука [М]. Дидактическое упражнение «Доскажи словечко, назови первый звук в слове». В подполье, в каморке Живет она в норке, Серая малышка. Кто это?., (мышка ) Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А проснувшись, стал реветь. Это зверь лесной... (медведь ) Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке: Зимой - спит, Летом - ульи ворошит. (Медведь ) Без рук, без ног, А рисовать умеет. (Мороз ) Сидит девица в темнице, А коса на улице. (Морковь ) Целый день летает, Всем надоедает, Ночь настанет, Тогда перестанет. (Муха ) 4. Пальчиковая гимнастика “Молоточки” . О.С. – ноги – на ширине плеч, руки опущены. Пальцы сжаты в кулачок. – Кулачок об кулачок постучали – чок да чок. Молоточки тук-тук-тук. По гвоздочкам стук-стук-стук. Молоточки тук-тук, по гвоздочкам стук-стук. Молоточки тук-тук-тук. По гвоздочкам стук-стук-стук. (Повтор – 2 раза под музыку, дети выполняют соответствующие движения Звуки М – Мь в предложениях
Письмо буквы М в тетради. 5.Итог занятия. Ребята, вспомните, о каком звуке мы сегодня говорили на занятии ? Какой это звук? Каким цветом обозначаем? Что понравилось больше всего? Выучить чистоговорки: Ма-ма-ма - дома я сама. Му-му-му - молоко кому? Мо-мо-мо - едим эскимо. Мы-мы-мы - прочитали книгу мы. Ми-ми-ми - поем ноту ми. Ме-ме-ме - дай-ка травки мне. Взрослый произносит пару слов и просит ребенка определить, какой первый звук в этих словах, а затем составить с каждым словом предложение: мышка - мишка; мыла - Мила; мал - мял. Задание 19. Упражнение для пальчиков и развития координации речи с движениями: Мы писали, мы писали, Ритмично сжимать пальцы А теперь все дружно встали. в кулачки. Ножками потопали, Выполнять соответствующие Ручками похлопали. движения. Мы писали, мы писали, Ритмично сжимать пальцы Наши пальчики устали. в кулачки. Мы немножко отдохнем - Опять писать начнем. Задание 20. Знакомство с буквой М. Буква М с двумя горбами, Как верблюд - смотрите сами! О. Гофман На что похожа буква М? Буква М из пальчиков: сомкнуть кончики указательных пальцев, опустить их вниз вместе со средними пальцами, а остальные - сжать в кулачок. Игры с буквой. Задание 21. Анализ слогов: АМ, МА. Составление схем из кружков. (Согласный звук - синий кружок с колокольчиком, гласный звук - красный кружок.) Составление из букв разрезной азбуки слогов АМ, МА. Чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку. Зинаида Ангарова Цели : Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков (М,МЬ) в слогах в словах, фразах развивать фонематический слух, упражнять в подборе антонимов; учить понимать и правильно объяснить крылатые выражения. 1. Орг. момент. Сядет тот, кто правильно ответит одним словом -Игра с мячом «Назови одним словом» (лук, огурец, помидор-) и т. д. 2. Артикуляционная гимнастика по Косиновой А. М. Дыхательная гимнастика. - 3. Знакомство со звуком М ,МЬ. Выставляется на полотно картинки со звуком М , МЬ. Какой звук чаще других звуков встречается во всех этих словах? Дети отвечают (Звуки М ,М.) Артикуляция звука : М – губы сжаты и напряжены, язычок лежит на донышке, воздух проходит через нос. Характеристика звука М : - Звук (М) – согласный, звонкий, твердый, его нельзя петь, обозначается синим цветом. Звук МЬ - согласный , звонкий, мягкий. 4. Речевая зарядка : ма-мя, мо-мё, му-мю, мы-ми, мэ-ме, ам-амь,ом-омь, у -Произнести чистоговорки Ом-ом –вот наш дом Ом-ом – в лесу гном Ом-ом - в реке сом Ом-ом - на полке альбом м-умь, ым- ымь, эм-эмь Бедный мишка заболел, Мишка много меда съел. Мишка плачет и кричит : У меня живот болит. 5. Игра «Слушай внимательно» . Работа с сигнальными картами- Дети показывают синий кружок, если среди согласных звуков услышит звук «М» ; зеленый кружок, если услышит «МЬ» : т, ш, мь, д, ж, м, п, мь, к, с, ч, в, м, ф,х, ц, р, н, мь и т. д. В слогах : са, то, мо, ка, по, му, во, ми, да, и т. д. В словах : сом, Соня, Рита,Саша, море, Толя, март, мох и т. д. 6. Определить звук по дидактическим картинкам по звуковым домикам . - (в начале в середине и в конце) мак, Тим, Миша, ком, Том, маяк и т. д.) 7. Физкультминутка 8. Знакомство с буквой «М» - Чертим в воздухе, составить букву «М из палочек, из крупы из проволоки. 9. Какие буквы спрятались ? - 10. Игра «Камень и вата» Работа с сигнальными картами. - На полу скребется мышка, Спит в берлоге бурый мишка. Этот мишка очень мил, Только лапу он не мыл. Убежала в норку мышка, Спать залег в берлогу мишка. Мальчик мал, но очень мил. Он водичкой руки мыл. 11. Игра «Наоборот» Папка с антонимами. 12. Знакомство с крылатыми выражениями. Медвежья услуга. Как вы понимаете? Дети отвечают свои мысли. Логопед делает вывод : (услуга, которая приносит вместо помощи вред, неприятность) . Махнуть рукой. Как вы понимаете? Дети отвечают свои мысли. (перестать обращать внимание на что-либо, перестать заниматься кем-либо или делать что-либо). Мутить воду. Как вы понимаете? Дети отвечают свои мысли. (специально запутывать какое-либо дело, вносить неразбериху во что-либо) . Все выражения начинаются с какой буквы ? Дети отвечают. 13. Печатание буквы «М» . Знакомство с буквой М ,МЬ. Место в алфавите. На что похожа буква М ? (Ответы детей ) . Буква М состоит их четырех элементов : две прямые палочки и две короткие палочки. Взявшись за руки мы встали - И на М похожи стали. Рисуем пальчиком в воздухе. Выкладывание буквы М из крупы . Сделайте фигуру буквы М из проволоки . 14. Работа с графической записью. Составление предложений из 3-х, 4-х слов. Мама моет Милу. Мила играет с Анной. Печатание букв М , м; слогов ма , мо, му, мы, ми, ам, ом, ум, ым, им; слова мама 15. Чтение слогов и слов с доски . Цель занятия: изучаем букву М, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.
Спросите: Как мычит корова? (My!..) Назови, что нарисовано на картинках снизу: Мышка
Морковь
Медведь
Муравей
МЫШКА, МОРКОВЬ - скажи, как я. Какой первый звук в этих словах? Когда мы произносим звук [м], губы сначала смыкаются, потом размыкаются. Произнеси: МММ. Губы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [м]. Запомни, пожалуйста: если ты произносишь звук, а губы, зубы или язык мешают воздуху свободно выходить изо рта, то этот звук - согласный. Одни, согласные звуки произносятся с голосом, другие - без голоса.
Кто больше?
Задание: печатная буква М для дошкольников
Нарисуй палочки аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой. В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки. Продолжи фразуОн всю зиму в шубе спал, Погляди на молодцов: Руки мыть пошла Людмила, Каждый тут в лесу талант - Наша Таня громко плачет. Зеленеет даль полей, Мы щенка в воде и в мыле Под тяжелой ношей - В черном поле заяц белый Загадки для детей на букву МВеликан стоит в порту, Над рекой, поперек. Хозяин лесной просыпается весной, В лесу у пня беготня, суетня: Красный нос в землю врос, Целый день летает, Многолюден, шумен, молод, Ускользает как живое, Какой это мастер на стекла нанес Маленький рост, длинный хвост, Раскаленная стрела Жидко, а не вода. Белый камешек растаял, Рогатый, а не бодается. Пословицы и поговорки на букву ММир строит, а война разрушает. Кто сеет мир, пожнет счастье. Много снега - много хлеба, много воды - много травы. Москва - всем городам мать. Мало хотеть, надо уметь. Сказка про букву ММышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на полянке и ели малину. Мыша и говорит: Каждый день и каждый час мы твердим упрямо: Малины! - заорал Миша. Не ешьте белые макароны, Что ты, что ты! - испугался мышонок. В лесу нет доктора важней, Айболит! - заорал медвежонок. Веселые стихи про букву М для детейПосидим в тишине Запутались Мы таблицы умноженья Мама, бабушка, сестра - Мама! Так тебя люблю, Маяк Медвежонок Мишка в улей влез, Март месяц, а метель, мороз… Бедный Мишка заболел То вниз, то вверх бежит перо, Мячик Медвежий марш и вальс медвежий! Итоги урока:
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук и буква М» Задачи: 1. Образовательные: Учить детей выделять первый согласный звук в слове; познакомить с буквой М; закрепить навыки звукового анализа, составления звуковой схемы слова; закрепить умение восстанавливать деформированное предложение. 2. Развивающие: Развитие фонематического слуха и слухоречевой памяти; развитие логического мышления, внимания, памяти. 3. Воспитательные: воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к членам своей семьи. Оборудование: картины «Дом», картинки: мяч, мышь, малина, мука, медведь, дым, машина; звуковые домики; буквы М, разрезная азбука; кружки синего и красного цвета для обозначения звуков; карточки со слогами и словами: ам, ом, ум, ма, мо, му, мама. Ход занятияI. Оргмомент. Доброе утро. Посмотрите сколько гостей пришли к нам, поздоровайтесь с ними. А сейчас встаньте в круг. У меня в руках волшебный мячик, он дарит всем, кто подержит его в руках хорошее настроение. Мы будем передавать его по кругу и желать друг другу доброго утра. II. Сообщение темы занятия. В: Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. А скажите, чем отличается буква от звука? Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем. В: С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их. А, О, У, И. В: Они какие? Гласные. В: Как они произносятся? +Свободно, легко, с голосом. В: Посмотрите на схему этого слова. Из каких звуков оно состоит? + Из гласных. В: Сколько их? + Два. В: Подберите короткие слова для этой схемы. Ау! Уа! Иа! В: А как называются звуки, при произнесении которых нам что-либо мешает? + согласными. Что это? (выставляется картина «Дом») Какой последний звук вы услышали в этом слове? Сегодня мы с вами будем изучать звук и букву «М» Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она. Палочка и палочка, между ними галочка. И понятно сразу всем: получилась буква М. Взявшись за руки, мы встали И на М похожи стали. Похожи ребята на букву М? В: Посмотрите на неё внимательно. На что она похожа? В: Сколько в ней элементов? В: А теперь давайте напишем эту букву в воздухе. III. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. При произнесении звука [м] губы сомкнуты, на пути воздушной струи стоит преграда, воздушная струя как бы разрывает губы. Какой это звук? (согласный) А я хочу с вами поиграть в слова. Назовите овощи со звуком М. (морковь, помидор). Назовите фрукты и ягоды с этим звуком(смородина, мандарин, малина, лимон). А теперь назовите весенние месяца со звуком М (март, май). В: А я знаю ещё одну игру, она называется «Где звук живет? » В: Вы должны определить место звука в слове, в середине, в конце или в начале. В: Маска, гном, сом, мухомор, лимон, медуза. (показываю рисунки). Физкультурная минутка. Звуко – буквенный анализ. В: ребята, скажите, а как вы думаете, какое самое любимое слово для всех детей в мире? МАМА В: Давайте разберём это слово и составим его схему, а потом прочитаем. (составление схемы слова). В: - Как ласково дети называют маму? (Мамочка, мамулечка, мамуленька, любимая, милая) IV. Развитие фонематического слуха. Сейчас мы поиграем в игру «Кто внимательный? - (имя девочки, придуманное детьми) учится говорить слова, но пропускает звуки. Поможем ей: .алина, .уха, .едведь, ды., .ашина, до.. Дети определяют место звука м Проговаривание хором, подгруппами, индивидуально VI. Физкультминутка. VII. Развития зрительного внимания и памяти. Майя и Митя очень любят играть в игру «Чего не стало?» Мы с вами тоже в нее поиграем. Выставляются игрушки: машинка, мозаика, пирамидка, матрешка. Запомните, как стоят игрушки. Закройте глаза. Игрушки переставляются. А теперь откройте глаза. Что изменилось? (Игрушки переставлены. Раньше матрешка стояла между машиной и пирамидкой, а теперь стоит…). VIII. Развитие фонематических представлений. Вся семья собирается в отпуск к морю. На чем они поедут? (на машине). А полетят? (на самолете). Какой первый звук в слове «машина»? Где вы услышали звук [м] в слове «самолет»? Что они взяли с собой? Назовите только те предметы, в названии которых есть звуки [м]. IX. Восстановление деформированных предложений. Мама предложила Мите составить предложения. Послушайте, что у него получилось: «Мама мыть Митя». «Возле дома цвести мак». «Дима мыть руки мыло». Поможем Мите составить эти предложения правильно. Нахождение буквы М в кассе букв Найдите букву, которой обозначаются звуки [м]. Закрасьте ее. XI. Итог занятия. С какими звуками сегодня познакомились? Что еще нового узнали на занятии? Что было трудным для вас на занятии? Спасибо всем за работу. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?