Главная - Дыхание
Образ русской женщины в творчестве Н. Некрасова (по поэмам «Мороз

Еще в древние времена многие человеческие права и обязанности были разделены на мужские и женские. Так уж повелось, что если мужчина был добытчиком и защитником, то женщине отводилась роль хранительницы уюта, домашнего очага, любви. На первый взгляд может показаться, что не так уж и сложно сделать, чтобы в доме всегда был уют и порядок, а в семье поддерживалась теплая атмосфера взаимоуважения, доброжелательности, любви. На самом же деле существуют обстоятельства или ситуации, когда достойное выполнение своих обязанностей требует от женщины настоящего подвига и самоотречения. Во все времена прекрасные женские образы были объектом восхищения и преклонения. Одним из самых проникновенных и величественных я считаю образ «величавой славянки», созданный замечательным русским поэтом Н. А. Некрасовым: Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц… Румяные, стройные, высокие красавицы «идут той же дорогой», что и весь простой народ в суровые времена крепостного права: они терпят лишения и страдания, проходят сквозь нужду и нищету, унижения и обиды, часто выполняют непосильную работу. И поэта восхищает, что «грязь обстановки убогой к ним словно не липнет». Однако не только внешние качества являются привлекательными для поэта в русской крестьянке. Больше всего ценит он ее отношение к труду, от которого, в основном, и зависит достаток в крестьянской семье: В ней ясно и крепко сознанье, Что все их спасенье в труде, И труд ей несет воздаянье: Семейство не бьется в нужде… Умея весело, от души отдыхать, эта женщина никогда не смешивает будни и праздники, живя по закону: делу время, потехе - час. Даже крепостная зависимость не смогла убить в русской крестьянке любви к труду, серьезного и ответственного отношения к нему. Вот почему Всегда у них теплая хата, Хлеб выпечен, вкусен квасок, Здоровы и сыты ребята, На праздник есть лишний кусок. Воплощены в этой женщине и многие другие замечательные общечеловеческие черты: она умна, терпелива, упорна, никогда не откажет в помощи и не бросит в беде. Поэтому и утверждает поэт, завершая свое описание крестьянской мадонны: И по сердцу эта картина Всем любящим русский народ!

Лирика Н. А. Некрасова явилась совершенно новым этапом в русской литературе. Он провел большую часть жизни в непосредственной близости к простому народу, поэтому во всех подробностях узнал все тяготы жизни крепостного крестьянина. «Зрелище бедствий народных» еще в ранние годы стало волновать будущего поэта. «…Сердце, обливаясь кровью, чужою скорбию болит…» - говорил он в своих стихах и называл свою поэзию «печальной спутницей печальных бедняков, рожденных для труда, страданий и оков». В его стихотворениях уже не просто скорбь о тяжелой судьбе русского народа, в них - голос самого народа, воплощение его мыслей и чувств. Поэт настолько слился с народом, с его представлениями и идеалами, что его авторским «я» стал сам человек из народа - бедняк, крепостной мужик, женщина-крестьянка. Их голоса, их чувства и настроения мы ощущаем и в поэме «Мороз, Красный нос»; это они сами говорят о своей боли, страданиях, мечтах, любви и ненависти… Но в целом произведение исполнено светлой веры и надежды на лучшее. Центральное событие поэмы - смерть крестьянина, и действие в поэме не выходит за пределы одной крестьянской семьи, но смысл, вложенный в нее автором, - общенациональный. Крестьянская семья в поэме воспринимается как частица огромной России: мысль о Дарье, углубляясь, переходит в думу о «величавой славянке», а усопший Прокл напоминает былинного богатыря Микулу Селя-ниновича. Да и само горе Дарьи - отражение вековых бед многострадальной русской крестьянки, женщины-матери, «великое горе вдовицы и матери малых сирот», как говорит автор. Читая произведение, постоянно отмечаешь, что в частном проступает общее, а сквозь быт одной крестьянской семьи просвечивает веками устоявшийся уклад русской народной жизни. Некрасов в своем произведении как бы поэтизирует «мысль семейную», но не только это привлекает его. Поэт не может без сострадания говорить о судьбе простой русской женщины. Века протекали - все к счастью стремилось, Все в мире по нескольку раз изменилось, - Одну только бог изменить забывал Суровую долю крестьянки… Эти строки также отражение общенациональной, всенародной жизни. В образах и картинах, поражающих своей правдивостью и силой, отобразил Некрасов думы и чувства, труд и борьбу, каждодневные страдания и редкие радости русской женщины. В произведениях поэта часто возникает образ женщины-крестьянки, чистой сердцем, светлой умом, сильной духом. Такова и Дарья, героиня поэмы «Мороз, Красный нос». Восхищение автора вызывает красота Дарьи, ее ловкость и сила в работе, ее отзывчивость, самоотверженность, душевная стойкость и способность к самопожертвованию. Когда-то в молодости она красотою дивила, была и ловка, и сильна, но ей, как и всякой женщине-крестьянке, выпала на долю такая жизнь, «трудней которой вряд ли сыскать». Поэт не мог равнодушно видеть, как страдает раздавленная рабством и непосильным трудом бесправная русская женщина. И говорит, обращаясь к крестьянке: Тот сердца в груди не носил, Кто слез над тобою не лил. «Человек брошен в жизнь загадкой для самого себя, каждый день его приближает к уничтожению - страшного и обидного в этом много! На одном этом можно с ума сойти, - писал Некрасов Льву Толстому. - Но вот Вы замечаете, что другому или другим нужны Вы - и жизнь вдруг получает смысл, и человек уже не чувствует той сиротливости, обидной своей ненужности…» Потому-то и преодолевает свое горе овдовевшая Дарья, что, встречая беду, не о себе она печется в первую очередь. Она «полная мыслью о муже, зовет его, с ним говорит». Мечтая о свадьбе сына, она думает не о своем счастье, а о счастье любимого Прокла, обращается к умершему мужу, радуется его радостью. Такая же теплая, родственная любовь распространяется у нее и на других людей. И свою собственную смерть Дарья преодолевает силой любви, распространяющейся на детей, на Прокла, на всю природу, на землю-кормилицу. Некрасов восхищается русской крестьянкой, ее внутренней красотой и душевным богатством.

Н. А. Некрасова изначально задумывал произведение «Мороз, Красный нос» как драматический рассказ о смерти крестьянина. Но в конечном итоге он написал эпическую поэму, на первый план которой вышла героиня - простая крестьянка Дарья. Отступая от основной темы - нелегкой судьбы молодой вдовы, автор включает в поэму монолог о «величавой славянке». Русской женщине не часто приходилось радоваться. Тяжелым физическим трудом она зарабатывала копейки, чтобы прокормить семью. Но поэт не хочет плакать над ее горькой судьбой. Он поет ей «величальную песнь», пусть и несколько идеализируя образ. Он рассказывает нам о настоящей красавице, крепко сложенной, румяной, сильной, гордой Есть женщины в русских селеньях, С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, с походкой, со взглядом цариц.

Сочинение

Красавица миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
Н. А. Некрасов
"Величавая славянка" стала героиней многих стихотворений и поэм Н. А. Некрасова; все они проникнуты глубоким состраданием к ее судьбе. Поэт страдает вместе с ней и от непосильной работы, и от моральных унижений. Однако нельзя сказать, что русская женщина предстает в стихах Некрасова только лишь в образе замученной работой крестьянки, на судьбе которой отразились все социальные противоречия страны. Есть в поэзии Некрасова и другой тип женщины, в котором воплотились народные представления о настоящей красавице, крепко сложенной, румяной, живой, трудолюбивой. Некрасов обращает внимание на внутреннюю красоту, душевное богатство русской крестьянки:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.
В образе русской женщины Некрасов воспевает стойкость, гордость, достоинство, заботу о семье, о детях.
Наиболее полно этот тип был раскрыт Некрасовым в поэме "Кому на Руси жить хорошо" в образе Матрены
Корчагиной.
Одна из частей названа "Крестьянка", в которой Матрена сама рассказывает о своей судьбе. В этом рассказе отразились все жизненные тяготы русской женщины: разлука с мужем, вечные унижения, страдания матери, потерявшей сына, пожары, падеж скота, неурожай. Однако эти испытания не сломили ее духа, она сохранила свое человеческое достоинство.
Образ Матрены Тимофеевны дан в поэме в динамике, в развитии. Так, например, в истории с Демушкой она вначале, в порыве отчаяния, готова все стерпеть:
И тут я покорилася,
Я в ноги поклонилася...
Характер героини закаляется именно в этих тяжких испытаниях. Это - женщина большого ума, самоотверженная, волевая, решительная. В характеристике Матрены широко используются фольклорные жанры: песни, плачи, причитания. Они помогают выразить боль и тоску, ярче показать горькую жизнь Матрены Тимофеевны.
В ее речи наблюдаются фольклорные особенности: повторы, постоянные эпитеты, восклицательные формы, обращения, обилие уменьшительно-ласкательных слов. Эти особенности делают речь Матрены неповторимо индивидуальной, придают ей особую живость, эмоциональность. Это образ крестьянки не только сильной духом, но и одаренной, талантливой.
Рассказ Матрены о своей жизни - это рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины. Сама глава названа не ее именем, а "Крестьянка". Этим подчеркивается, что судьба Матрены вовсе не исключение из правил, а типичная судьба миллионов русских крестьянок.
Описывая тип "величавой славянки", Некрасов находит таких женщин не только в крестьянской среде. Лучшие душевные качества - сила воли, умение любить, верность - роднят Матрену с героинями поэмы "Русские женщины".
Произведение это состоит из двух частей: первая посвящена княгине Трубецкой, а вторая - княгине Волконской.
Княгиню Трубецкую Некрасов показывает как бы со стороны, рисует внешние трудности, встретившиеся на ее пути. Недаром центральное место в этой части занимает сцена с губернатором, пугающим княгиню ожидающими ее лишениями:
Острожным жестким сухарем
И жизнью взаперти,
Позором, ужасом, трудом
Этапного пути...
Все доводы губернатора о тяготах жизни в Сибири мельчают и теряют свою силу перед мужеством героини, ее горячей готовностью быть верной своему долгу. Служение высшей цели, исполнение святого долга для нее выше всего сугубо личного:
Но знаю: к родине любовь
Соперница моя...
Повествование во второй части поэмы ведется от первого лица - от лица княгини Волконской. Благодаря этому яснее понимаешь глубину страданий, которые перенесла героиня. В этой части также есть спор, по напряжению равный разговору губернатора и Трубецкой:
--- Ты всех безрассудно бросаешь,
За что же?
- Я долг исполняю, отец.
При этом подчеркивается предначертанность судьбы героини:
Делить с ним радость,
Делить и тюрьму
Должна я, так небу угодно!
Описание декабристов сходно с описанием христианских мучеников и самого Христа:
Не покажусь я палачу
Свободных и святых.
И я полюбила его, как Христа,
В своей арестантской одежде
Теперь он бессменно стоит предо мной,
Величием кротким сияя.
Терновый венец над его головой,
Во взоре - любовь неземная...
Поступок жен декабристов окрашен в возвышенно-религиозные тона.
Замена первоначального названия "Декабристки" на "Русские женщины" подчеркнула, что героизм, сила духа, нравственная красота присущи русской женщине испокон веков.
Надо отдать должное Н. А. Некрасову, который сумел создать в русской литературе такой замечательный образ женщины, верной долгу, которая поражает своей цельностью.
Некрасов показал, что образ "величавой славянки" не принадлежит одному социальному слою. Этот тип женщин - всенароден, его можно встретить и в крестьянской избе, и в великосветской гостиной, поскольку главная составляющая его - духовная красота.

Другие сочинения по этому произведению

Выразительные средства поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» Фольклор и его роль в поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» Женский образ Дарьи в поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» Какие чувства вызвала у меня поэма Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» (1) Сказочный Морозко в поэме Некрасова «Мороз Красный Нос» Что восхищает поэта в русской женщине-крестьянке (по поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос») (3)

Тип идеальной женщины пытались создать в своих произведениях многие писатели. Однако большинство героинь были порождены дворянской средой. Н. А. Некрасов первым ввел в свои поэмы новый тип героини - простую крестьянку. В поэме «Мороз, Красный нос» автор рассказывает о нелегкой жизни молодой вдовы Дарьи. Горестное повествование о ее судьбе прерывается монологом поэта о русских женщинах-крестьянках. В нем он рисует обобщенный образ женщины, которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Так говорят о сильных духом, мужественных женщинах,не поддающихся унынию, стойко борющихся со всеми невзгодами. Несмотря на все трудности, русские женщины сумели сохранить свою красоту и очарование. Вот как автор преподносит нам свое представление о женской красоте: Красавица, миру на диво, Румяна, стройна, высока, Во всякой одежде красива, Ко всякой работе ловка. А чего стоит выносливость и трудолюбие русских женщин. Ведь зачастую именно женщины кормили семью, растили детей. Каждая копейка достигалась непосильным трудом. В ней ясно и крепко сознанье, Что все их спасенье в труде, И труд ей несет воздаянье: Семейство не бьется в нужде. Даже в рабстве русская женщина сохранила свое доброе сердце свободным, сохранила духовную красоту, не разучилась любить. Да, «есть еще женщины в русских селеньях!» Поэт одновременно и восхищен, и полон сопереживания к их судьбам. С большой нежностью и теплом он ведет свое повествование. И негодует по поводу их бесправного существования, их горькой судьбины. Ведь русская женщина, по мнению Некрасова, достойна счастливой и свободной жизни.

Сочинение

Тип идеальной женщины пытались создать в своих произведениях многие писатели. Однако большинство героинь были порождены дворянской средой. Н. А. Некрасов первым ввел в свои поэмы новый тип героини - простую крестьянку. В поэме «Мороз, Красный нос» автор рассказывает о нелегкой жизни молодой вдовы Дарьи. Горестное повествование о ее судьбе прерывается монологом поэта о русских женщинах-крестьянках. В нем он рисует обобщенный образ женщины, которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Так говорят о сильных духом, мужественных женщинах, не поддающихся унынию, стойко борющихся со всеми невзгодами. Несмотря на все трудности, русские женщины сумели сохранить свою красоту и очарование. Вот как автор преподносит нам свое представление о женской красоте:

Красавица, миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка.

А чего стоит выносливость и трудолюбие русских женщин. Ведь зачастую именно женщины кормили семью, растили детей. Каждая копейка достигалась непосильным трудом.

В ней ясно и крепко сознанье,

Что все их спасенье в труде,

И труд ей несет воздаянье:

Семейство не бьется в нужде.

Даже в рабстве русская женщина сохранила свое доброе сердце свободным, сохранила духовную красоту, не разучилась любить. Да, «есть еще женщины в русских селеньях!» Поэт одновременно и восхищен, и полон сопереживания к их судьбам. С большой нежностью и теплом он ведет свое повествование. И негодует по поводу их бесправного существования, их горькой судьбины. Ведь русская женщина, по мнению Некрасова, достойна счастливой и свободной жизни.

Другие сочинения по этому произведению

Выразительные средства поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» Фольклор и его роль в поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» Женский образ Дарьи в поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» Какие чувства вызвала у меня поэма Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» (1) Сказочный Морозко в поэме Некрасова «Мороз Красный Нос» Что восхищает поэта в русской женщине-крестьянке (по поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос») (3) «Есть женщины в русских селеньях...»(по поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос») (2) Что восхищает поэта в русской женщине-крестьянке (по поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос») (2) Отношение Тургенева к Славянке в поэме «Мороз, Красный нос» Какие чувства вызвала у меня поэма Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» (2) Поэма Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос»

/ / / Образ русской женщины в поэме Некрасова «Мороз, Красный нос»

Образ русской женщины есть в ряде произведений Н. Некрасова. Однако наиболее полно он раскрыт в поэме «Мороз, Красный нос». В ней автор охватывает все аспекты образа: внешность, характер и, наконец, судьбу. Как ему это удается? Дело в том, что в образной системе произведения главным персонажем является женщина. Кроме того, Н. Некрасов создает собирательный образ русской женщины, который, по его мнению, является идеальным.

Характеристика собирательного образа очень объемная, занимает несколько десятков строк. Начинается она с описания судьбы крестьянок. Н. Некрасов пытается объяснить причину бед «женщин русской земли». Он считает, что все из-за того, что крестьянка – жена и мать рабов и рабу покоряется. Автор утверждает, что Господь забывал о крестьянке, поэтому она и стала жертвой судьбы. Он искренне жалеет русскую женщину: «Тот сердца в груди не носил, кто слез над тобою не лил».

Далее Н. Некрасов пытается воссоздать «тип величавой славянки». Это русская женщина, которая при любых невзгодах умеет сохранять «важное спокойствие лица», грациозные движения и «взгляд царицы». Такая женщина приковывает к себе взгляд и, кажется, дарит окружающим свое внутреннее солнце. Она всегда рядом с народом, но выделяется среди простых людей тем, что к ней не липнет «грязь» убогой жизни.

Создавая портрет идеальной женщины, поэт не забывает о чертах, которые в народе всегда считали красивыми. Женщина из поэмы «Мороз Красный нос» «румяна, стройна, высока», поэтому любая одежда ей к лицу.

Истинное украшение русской красавицы – длинные русые косы, аккуратно собранные под платок. Они привлекают внимание парней, которые осмеливаются приблизиться к неприступной девушке и закинуть ей волосы наперед.

Характеру русской женщины также уделяется много внимания. В первую очередь Н. Некрасов говорит о ее выносливости и трудолюбии. Крестьянка никогда не сидит без работы, ловко выполняет любое дело. Женщина, воспеваемая Николаем Алексеевичем, никогда не сплетничает. Ей некогда «лясы точить», о чем прекрасно знают ее соседушки, поэтому и не смеют приходить к ней за чем-либо.

Если в будни крестьянка полностью отдает себя работе, то в выходные от души веселится. Тогда она искренне смеется, прекрасно пляшет и поет, чем любуются мужики. О веселье русской женщины поэт рассказывает мало, после двух строф он снова возвращается к будням, с гордостью заявляя, что на русскую красавицу всегда можно положиться, ведь она поможет в любой беде. В фразе, которая сегодня стала афоризмом, поэт воспевает силу женщины: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».

В конце характеристики сборного образа Н. Некрасов рассказывает о главной женской роли – материнстве. Он считает, что идеальная женщина – заботливая мать, хранительница домашнего очага. Ее семья всегда сыта и окутана любовью.

Собирательному образу русской женщины соответствует главная героиня, . На ее примере Н. Некрасов показал, какая печальная участь ждала многих русских женщин, которые вышли замуж за рабов и родили рабов.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS