Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Роль эпиграфа в литературном произведении (из опыта работы по анализу произведений русской литературы в старших классах). Эпиграф к сочинению: правильный подход |
Прежде чем приступить к написанию романа века или простой повести, следует выяснить, что такое эпиграф. Этим словом называют короткий текст, изречение или цитату, которая предшествует произведению или его части. Обычно эпиграф выражает суть творческого замысла писателя, основную идею произведения и, конечно же, сообщает читателю главную тему авторского произведения, а также его настроение. Зная о том, что такое эпиграф, творец имеет прекрасную возможность настроить читателя на правильный лад уже сразу, лишь только открывается первая страница его произведения. Иногда эпиграф характеризует героев текста или дает общую картину сюжетной линии. Бывают эпиграфы ко всему произведению, а бывают к одной отдельно взятой главе. Некоторые на вопрос о том, что такое эпиграф, заявят, что это - четверостишие. Однако сегодня некоторые авторы используют для этого не только стихи, но и короткие анекдоты «в тему». Это играет роль небольшой передышки в современных самоучителях, учебниках, энциклопедиях, где читателю предлагается довольно сложный для восприятия материал. Например, в самоучителе для начинающих пользователей персональным компьютером перед главой о дисководе помещён анекдот про блондинку, которая звонит в сервисную службу с жалобой, что у неё сломалась «подставка под кофе» - не выдвигается. Он с одной стороны даёт настрой на тему главы, а с другой - слегка разбавляет юмором серьёзность материала. Совсем как хорошие педагоги на лекциях! Чтобы глубже понять, что такое эпиграф, следует заглянуть в «прошлую жизнь» этого слова. Оказывается, оно имело интересную историю. Ведь первым его значением было «надгробная надпись». Отсюда родилось и родственное слово «эпитафия». Вероятно, основной чертой эпиграфа является тот факт, что в короткой фразе должно содержаться максимум смысла и содержания, подобно тому, как в эпитафии буквально несколькими словами высказывается глубокая мысль. Первые эпиграфы появились еще в эпоху Возрождения, однако, прочно укоренились лишь в период Романтизма. Сегодня уже трудно найти где бы они ни применялись. Оформление эпиграфа имеет свои правила, которые следует знать всем, кто решил использовать его в своём произведении. Как правило, его оформляют без кавычек с правой стороны листа. Не следует ставить в скобки фамилию и имя автора, точка после них тоже отсутствует. Набирают его шрифтом на несколько размеров мельче основного текста, иногда выделяют курсивом эпиграф. Оформление же его на иностранном языке, рядом с которым располагается его перевод, отличается от обычного. Ведь набирать текст оригинала и перевода нужно разными очертаниями одного и того же шрифта и размера. Важно также разделить их между собой пробелом. В эпиграфе приводимая цитата должна в точности воспроизводить цитируемый текст, без изменений. в цитате должны быть расставлены так же же, как в авторском тексте. Если цитируется лишь фрагмент отрывка, то на месте пропуска по правилам ставится многоточие. Также и во фразе, которая пишется не с начала, ставится многоточие. Все строчки должны быть приблизительно одной длины. Очень часто в с хорошим оформлением эпиграф ко всей книге размещают на отдельной нечетной странице, следующей за титульным листом. При использовании же таковых к каждой главе, их размещают после их названия или номера. Следует также помнить некоторые аксиомы использования эпиграфов. 1. Поэтический текст ни в коем случае нельзя пересказывать своими словами! 2. Что касается правил пунктуации в прозаических произведениях, то она должна полностью совпадать со при прямой речи. Ян Амос Коменский Эпиграфы, чаще всего маленькие, короткие, берут на себя огромный груз. Прямо или иносказательно, вызывая аналогии или какие-нибудь другие ассоциации, они подсказывают нам главную мысль произведения. Так, уже упомянутый роман В. Астафьева «Пастух и пастушка» имеет эпиграф – строки из стихотворения французского поэта XIX века Т.Готье: Любовь моя, в том мире давнем, Где бездны, кущи, купола, Я птицей был, цветком, и камнем, - И перлом, - всем, чем ты была . Казалось бы, странный эпиграф к произведению о войне. Но в этом романе, кроме описаний страшных военных сражений, есть удивительные лирические строки о любви, что «движет солнца и светила», как сказал Данте еще в начале XIV века. И любовь главных действующих лиц, и любовь пастуха колхозного стада и его жены (жителей деревни, где происходят основные события романа) оказывается главным, что держит людей на Земле. Прочитайте этот пронзительный по силе чувств роман и вы поймете, какая это огромная сила – любовь! Вопросы повышенной трудности 1. Кстати, вы заметили, что в этом коротком эпиграфе – стихотворении Т.Готье - есть как минимум 4 «скважины»? Найдите их. (Ответ в конце книги) Наряду с заголовком верное прочтение эпиграфа – «пусковой» момент на пути к главной мысли. Иногда в произведении со сложной структурой есть эпиграфы не только после заголовка всей книги, но и перед каждой главой, например, в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина. Это помогает думающему читателю выстроить иерархию основных мыслей и основных событий. Эпиграф считают столь же важным для текста, сколь необходим музыкальный ключ (скрипичный или басовый), в котором будет звучать музыкальное произведение. Действительно, эпиграфы могут подсказывать не только главную мысль произведения, но и «тональность» его, то есть эмоциональную окраску текста. Так, четвертую главу «Капитанской дочки» Пушкина, озаглавленную «Поединок», предваряет эпиграф: - Ин изволь, и стань же в позитуру. Посмотришь, проколю как я твою фигуру. Княжнин Этот шутливый эпиграф смягчает тревожное ожидание, навеянное заголовком, и вызывает предположение, что намечающаяся дуэль не завершится трагической развязкой. Тренировка Работа с эпиграфами – это «сильнодействующее» средство для понимания главной мысли (идеи) произведения. Но есть способ, позволяющий вывести учащегося за рамки изучаемого текста и расширить область действия его мысли. Это подбор эпиграфов. В этом случае поиск решения происходит не в одном лишь тексте, а в обширном интеллектуальном багаже читателя; мобилизуется «думающая память», устанавливаются связи между разными областями литературных знаний. Источниками для поиска эпиграфов могут быть художественные произведения, сборники пословиц и разного рода афоризмов, высказывания выдающихся людей и т.д. К каким же текстам можно подбирать эпиграфы? Прежде всего к текстам, авторами которых являются сами учащиеся: к докладам, рефератам. Далее – к разделам учебника; к изучаемым темам, причем не только по литературе, но и по другим предметам. Научно-популярная книга К.Левитина «Горящий светильник» (обратите внимание на заголовок!), посвященная проблемам работы мозга, открывается эпиграфом, взятым из книги французского философа-гуманиста XVI века Мишеля Монтеня: «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный». Надеемся, что вы вспомнили эти слова. В какой части пособия мы их употребили? Не только авторы научно-популярных книг, но и создатели фундаментальных научных работ используют и в качестве эпиграфа, и непосредственно в тексте отрывки из художественных произведений. Так, в одной крупной монографии приводится отрывок из трагедии Эсхила «Прометей Прикованный»: Послушайте, что смертным сделал я: Число им изобрел И буквы научил соединять, - Им память дал, мать муз, - всего причину . Вопросы повышенной трудности 2. Как вы думаете, какой области знаний посвящена эта монография, которой предпосылается эпиграф из Эсхила? Истории? Литературоведению? 3. Сколько здесь «скважин»? (Ответы в конце учебного пособия) А с точки зрения семиотики, эпиграф – это часть знаковой системы , подсказывающая нам определенные культурологические и временные ассоциации и их связь с идеей текста. |
Хлеб едим и воду пьем… | Мы сели обедать. |
А как лютые враги… | «насунутся, так я такую задам остраску, что лет на десять угомоню… |
Придут к нам на пироги… | Зададим гостям пирушку … |
А как тому два года Иван Кузьмич выдумал в мои именины палить… | Зарядим картечью пушку … |
из нашей пушки, так она (Маша), моя голубушка, чуть со страху на тот свет не отправилась. | С тех пор уж не палим из проклятой пушки. |
Учитель помогает ученикам понять, что данные параллели явно свидетельствуют об авторском ироническом отношении к гарнизонной службе, где отсутствовали учения, смотры, караулы.
Полнее раскрыть образы «старинных людей» поможет второй эпиграф из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Учащиеся уже знакомы с данным произведением и нравах госпожи Простаковой, подчинившей себе безгласного мужа и заправляющей всем домом.
После этого учащиеся без труда определят, что содержание эпиграфа проецируется на отношения в семье Мироновых, на образ Василисы Егоровны, которая командует не только своим мужем, но и всем гарнизоном. С Простаковой ее роднит властность и бесцеремонность, но образ комендантши не однозначен: автор наделяет ее и добротой, сердечностью, хлебосольством, преданностью мужу. Именно простота, искренность и доброта привлекают Петрушу в семье капитана Миронова.
С образом Маши Мироновой связаны эпиграфы главы 5, подчеркивающие ее благородство и душевную красоту. Она освобождает Гринева от обещания жениться на ней, потому что не хочет идти против воли его родителей, желает благополучия и счастья своему любимому:
Буде лучше меня найдешь, позабудешь
Если хуже меня найдешь,вспомянешь.
Учащиеся определяют структурные связи эпиграфа с содержанием главы: «…Будьте хоть вы счастливы…коли найдешь себе суженную, коли полюбишь другую, бог с тобою…а я за вас обоих…»
Второй эпиграф - тоже цитата из народной песни. Он указывает на те этические законы, которые веками вырабатывались народом и которым следует Маша. Определяя внутри текстовые структурные связи эпиграфа и главы, восьмиклассники отмечают повторы:
Не ходи, девка молода, замуж;
Ты спроси, девка, отца, матери…
(В тексте) «…Я не выйду за тебя без благословления твоих родителей. Без их благословления не будет тебе счастья.»
Эпиграф к главе 4 помогает читателям понять отношение Пушкина к Петруше Гриневу.
Школьники определяют, что структурная связь литературной цитаты с названием «Поединок» и концом главы («В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча…» - сравниваем «проколю фигуру») осуществляется при помощи синонимического повтора. По смыслу эпиграф полностью прогнозирует предстоящие события, а также исход дуэли и выполняет роль камертона, настраивая читателя на ироническое восприятия событий. Само сочетание серьезной, почти трагической темы поединка и цитаты из комедии проявляет неоднозначное отношение Пушкина как к дворянскому кодексу чести, так и к Петруше Гриневу: с одной стороны, он уважает готовность своего героя заступиться за честь девушки, бороться за справедливость, даже подвергая свою жизнь опасности, но, с другой стороны, комически изображает само средство этой борьбы.
На уроке по теме « Две встречи Гринева с Пугачевым – вожатым в степи и предводителем восстания» также значительное место занимает работа с эпиграфами 2-8 глав. Цитаты из старинной рекрутской песни (глава «Вожатый»), повествующая о добром молодце, которого завела в незнакомую сторону «прыткость, бодрость молодецкая», подчёркивает народный «мужицкий» облик Пугачева, его былинную силу.
Пушкин избрал строки, которые, прямо перекликаются с разговором Петруши и вожатого:
Сторона незнакомая! Что не сам ли я на тебя зашёл,
Что не добрый ли да меня конь завёз.
(Из текста) …- Послушай, мужичок, - сказал я ему, - знаешь ли ты эту сторону?
Сторона мне знакомая, - отвечал дорожный, - слава богу, исхожена и изъезжена вдоль и п поперёк. …. Но расходятся содержанием главы.
Чем это вызвано?
Как в них отразилась биография Пугачёва?
На первом уроке, посвящённом истории создания повести, учитель сообщает ребятам о том, что по происхождению Емельян Пугачёв – донской казак. Три года он был на царской службе, участвовал в сражениях Семилетней войны и был взят одним из полковников в ординарцы за «отличную проворность». По возвращении из войска его ещё два раза призывали на усмирение раскольников и на битву против турок. Царская служба надоела, но отставки Пугачёв не получил и бежал. Два года скитался по Дону, Украине, прячась от ареста, потом подался на Урал. Во время скитания он участвовал в крестьянских волнениях: был ходоком к царице от жителей Терека (поймали и наказали), потом возглавил уход яицких казаков от притеснителей с Южного Урала на Кубань, в турецкую сторону – последовал арест, и теперь ему уже грозила сибирская каторга. Тут под стражей проявилась находчивость Пугачёва, его умение убеждать и влиять на людей – бежал вместе с охранниками.
Отвечая на поставленные вопросы, учащиеся делают вывод о функциях эпиграфа 2 главы. Он указывает на причины появления донского казака вне знакомой стороне, на Урале, помогает выразить отношение автора к этому герою, которого он называет молодцем и подчёркивает его удальство, силу, мужество, родство с былинными богатырями(для него даже буран в степи не страшен). Структурно эпиграф главы связан со словами Пугачёва «сторона мне знакомая…»и указывает на то, что и в уральской степи, и среди яицких казаков предводитель народного восстания – свой человек.
Сравнение двух эпиграфов, предваряющих 2 и 8 главы, помогают перейти к разбору главы «Незваный гость». Если первый - характеризует Пугачёва как доброго молодца, то второй – даёт ему недоброжелательную оценку: «Незваный гость хуже татарина».
Нужно сообщить о том, что первоначально 8 глава предварялась другими строками: «И пришли к нам злодеи в обедни – и у сборной избы выставили три бочки пива, пили - а нам ничего не дали». (Показания старосты Ивана Парамонова в марте 1774 года)
Почему Пушкин отказался от этого варианта, ведь данный текст – более широкая характеристика действий «незваного гостя?
Отказ от этой цитаты можно объяснить несколькими причинами: во-первых, показание старосты имеет сниженную бытовую окраску, рассказывает о частном случае – захвате мятежниками какой-то деревни, во-вторых, в «Капитанской дочке» автор избегает обращения к документам и не хочет нарушать единства художественного повествования.
Выяснив смысл эпиграфа, направляем поиск на определение его связи с текстом. Ставится вопрос:
Подтверждают ли события 8 главы оценку Пугачёва, данную в эпиграфе?
Этот вопрос акцентирует внимание учащихся на созданном Пушкиным портрете Пугачёва, реакции героя на слова Петруши о том, что будет бороться против него, выполняя долг.
На этапе обобщения ученики приходят к выводу о том, что Пушкин противопоставляет содержание 8 главы эпиграфу, показывая предводителя восстания способным на благородство, великодушие и доброту даже по отношению к представителям враждебного лагеря.
Урок «Испытания дворянина Гринёва» (главы 9-12) посвящён раскрытию сложного отношения Петруши Гринёва к Пугачёву и восставшим, сравниваем его мнение с позицией Пушкина.
Эпиграф 10 главы не совсем соответствует содержанию главы и не носит прогнозирующего характера.
С какой же целью Пушкин вводит его в повесть? Он настраивает читателей на понимание важности событий крестьянской войны, которые автор сравнивает по значимости для российской истории с Казанским походом, а Пугачёва – с Иваном Грозным. Необходимо заметить, что параллельно скрытому сравнению героя с российским царём есть и прямое сопоставление его с орлом, который стремится к вольной жизни. Образ орла ещё раз появляется в сказке, рассказанной Пугачёвым Петруше. Эпиграф к главе 11 тоже возвышает главного героя, сравнивая его со львом. Следует сказать учащимся, что данный эпиграф принадлежит самому Пушкину, хотя автор даёт ссылку на А.П. Сумарокова.
Словарная работа: слово «вертеп» имеют два значения:
- пещера - подземный вход, труднодоступные овраги; 2)жилище людей сомнительного поведения, преступников.
– В каком смысле, по вашему мнению, употреблено это слово в цитате? Итак, лев, по природе обыкновенно свирепый, ласково принимает гостя в своей пещере только потому, что в это время сыт. Содержание эпиграфа проецируется на события главы: Пугачёв проявляет благосклонность к Петруше, несмотря на то, что его соратники обвиняют молодого дворянина в шпионаже и требуют его казни. Задаётся вопрос: - Какие черты характера Пугачёва подчёркивает автор эпиграфом – свирепость или ласку? Учитель знакомит учащихся потом с мнением А.П. Сумарокова, который писал о Пугачёве так: Убийца сей, разив, тираня благородных, Колико погубил отцов и матерей! В замужество даёт за ратников негодных Почётных дочерей. Это утверждение о самоуправстве и тиранстве предводителя крестьянского восстания противоречит событиям, описанным Пушкиным: Пугачёв готов помочь Гринёву спасти возлюбленную и даже устроить их свадьбу. Делая вывод о функциях эпиграфа глав 10-11, учащиеся отмечают, что, ставя рядом с именем вожака мятежников названия «царственных « зверей и птиц – льва и орла, - Пушкин хочет подчеркнуть своё мнение о нём как о сильной, могучей личности. Учитель обращает внимание учащихся на то, что все эпиграфы, относящиеся к Пугачёву, взяты из каких-либо литературных произведений, где упоминается слова «русский царь», он вовсе не хочет убедить читателей в царском происхождении самозванца, а ставит перед собой цель показать незаурядность человека, который способен возглавить многотысячные массы людей. Урок «Милосердие самозванца и милосердие самодержицы» должен раскрыть нравственную цельность Пугачёва и показать глубину личности Маши Мироновой ((главы13-14).
Источником эпиграфа к главе 13 является отрывок из комедии Я.Б Княжнина «Хвастун», но некоторые литературоведы утверждали, что данная литературная цитата сочинена самим Пушкиным, а последние две строки только напоминают реплику героя комедии. Смысл эпиграфа учащиеся понимают без особого объяснения: это диалог двух людей, один из которых « по долгу своему» должен арестовать другого, приятеля, и отправить его в тюрьму. Приятель выражает желание сначала объясниться и надеется, что ему представят такую возможность. При анализе обнаруживаются внутри текстовые структурные связи этой цитаты с названием главы и её концом посредством лексических повторов.
По смыслу эпиграф прогнозирует события сюжета. Зурин дружески относится к Гринёву, верит в его невиновность, но обязан выполнить приказ и арестовать его. Петруша не до конца осознаёт опасность, нависшую над ним, потому что верит в торжество справедливости: «Совесть моя была чиста, я суда не боялся…» Пушкин разрушает надежды своего героя: члены следственной комиссии во время допроса относятся к нему с предубеждением. Автор с горечью показывает, как над правосудием берут верх наветы Швабрина и невинный человек оказывается осуждённым.
Глава 14 называется «Суд», но этому важному событию в жизни Гринёва посвящено лишь несколько строк: всё ясно и без длинных описаний. Эпиграфом к этой главе служит пословица «Мирская молва – морская волна». Прибегая к народной мудрости, писатель хотел показать неправомерность судебного приговора, основанного не на объективном разборе дела, а на «людской молве», т.е. клевете Швабрина.
Учащиеся легко определяют связь эпиграфа со словами матери Петруши, которая говорила о «неверности молвы, о шаткости людского мнения» и не могла допустить мысли о предательстве сына. Проводится беседа на тему «Кого можно назвать спасителем Гринёва? Вопросы: - Почему восторжествовала справедливость? - Какая участь ждала Петрушу, если бы Маша не просила за него императрицу? - Какая разница между милостью Екатерины2 и милосердием Пугачёва? Эпиграф 9 главы проецируется на события сюжета: разлуку влюблённых после освобождения из швабринского плена.
Задача урока « Изображение Пушкиным народного восстания и его вожака « - систематизировать представления и впечатления учеников об отношении автора к Пугачёву и крестьянскому бунту. Учитель обращает внимание на эпиграфы глав 6 и 7, первый из них выбивается из общей системы цитат, потому что подчёркивает временную дистанцию между событиями, описываемыми в повести, и современной Пушкину эпохой. Это строки из народной песни, смысл которых заключается в поучении, обращении внимания молодого поколения на важность сообщаемого. Учитель знакомит учащихся с контекстом цитаты:
Вы, молодые ребята, послушайте,
Что мы, старые старики, будем сказывати,
Про Грозного Царя Ивана про Васильевича,
Как он, наш Государь Царь, под Казань - город ходил.
Эти строки ещё раз подчёркивают мнение Пушкина об исторической значимости крестьянской войны под руководством Пугачёва. Автор призывает современников извлечь урок: он чувствует близость новой пугачёвщины. Народные мятежи 30-х годов, восстание в Польше снова разжигали ненависть, готовы были разрастись в новый русский бунт, «бессмысленный и беспощадный», потому что он не приводит к улучшению жизни народа, а приносит беды и горе. Пушкина пугает стихийность восстания, неуправляемость его.
На уроке «Утверждение в повести гуманизма, чести и долга» учитель обращает внимание учеников на общность моральных принципов, по которым живут Гринёв и Пугачёв. Именно они способствуют сближению молодого дворянина и вожака народного бунта. Оба они открыты, искренни, великодушны, умеют платить за добро добром, ненавидят Двуличие, трусость и подлость. Основу нравственности Гринёва заложили его родители, особенно его отец. Но откуда же эти принципы у Пугачёва? Их источник – идеалы добра и справедливости, которые вырабатывались народом на протяжении многовековой истории. Недаром Пушкин в своих эпиграфах отражает два пласта культуры – дворянской и народной.
Литературные эпиграфы повести взяты из произведений поэтов екатерининской эпохи: Я.Б. Княжнина, М.М. Хераскова… Эти поэты в своих произведениях прославляли высокое служение отчизне, верность долгу и дворянской чести. Фольклорные эпиграфы отражают исторический, социальный нравственный опыт народа, его быт, интересы, воззрения и идеалы, его мудрость, подчёркивают высокие нравственные устои народной жизни.
Не случайно для своего жизненного кредо Пушкин использует пословицу «Береги честь смолоду». Она выносится в начало произведения и очень важна для понимания смысла «Капитанской дочки». Писатель опускает её «бытовую» первую часть « Береги платье снову…», что придаёт оставшейся фразе ещё более универсальный характер, возводя её в абсолютный нравственный принцип жизни для людей, независимо от их сословной принадлежности. « Береги честь смолоду» - значит, оставайся человеком в любых условиях, в какие бы ни поставила тебя судьба.
Итак, система работы, описанная мною с эпиграфами к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», убедила меня в том, что это один из эффективных путей обучения учащихся анализу художественного произведения, также формирует познавательный интерес к изучаемому предмету и литературному произведению, воспитывает вдумчивого, грамотного читателя, умеющего видеть события и героев произведения глазами автора. Надеюсь, что эта работа принесёт пользу и поможет моим коллегам.
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?