Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Русский стиль в архитектуре. Особенности архитектуры загородных домов в России: исторические русские стили |
АРХИТЕКТУРНЫЙ ЛИКБЕЗ ЧАСТЬ ДЕВЯТАЯ Псевдорусский стиль
, как проявление историзма
в России, наиболее явственно проявил себя в русской архитектуре середины XIX - начала ХХ века. Дом Игумнова на Большой Якиманке в Москве В середине XIX века наиболее интересные здания, построенные в псевдорусском стиле, принадлежат авторству архитектора К. А. Тона . Большой Кремлевский дворец (1838 - 1849 гг.): Боголюбский собор (1866 г.): Храм Христа Спасителя (1839 - 1860 гг.; внутренняя отделка продолжалась до 1883 г.): К сожалению, большинство культовых сооружений К. А. Тона постигла та же судьба, что и взорванный в 1931 году храм Христа Спасителя. Вот только восстановлены они не были. Например, Введенская церковь лейб-гвардии Семеновского полка, Преображенская церковь Гренадерского полка и многие другие. Наряду с К. А. Тоном первопроходцем псевдорусского стиля был архитектор А. М. Горностаев . Его авторству принадлежит крупнейший православный храм в Северной Европе - Успенский собор в Хельсинки: В конце XIX века копирование декоративных мотивов русской архитектуры XVI - XVII веков достигает своего апогея. Если вы видите "пузатые" колонны, низкие сводчатые потолки, узкие окна-бойницы, теремообразные кровли, фрески с растительными элементами, многоцветные изразцы, то перед вами именно псевдорусская архитектура. Наиболее характерными зданиями, построенными в этом стиле, являются: Здание Верхних торговых рядов, Исторический музей на Красной площади в Москве Храм Воскресения Христова (Спас на крови) в Петербурге Однако стиль эклектики в России представлен далеко не одним только псевдорусским стилем. Для примера можно привести построенную в неоготическом стиле в 1837 - 1839 годах архитектором М. Д. Быковским усадьбу в подмосковном селе Марфино: Необарочный дворец Белосельских-Белозерских на Невском проспекте Построенный в 1898 - 1912 гг. архитектором Р. И. Клейном Здание универсального магазина "Мюр и Мерилиз" на Петровке, 7 русских архитектурных стилей Эти стили можно не только назвать «русскими», но и сказать, что они повлияли на международную сцену. Хорошая возможность вспомнить национальную архитектуру, возможно, актуализировать саму школу… ну и избавится от комплекса неудачников в архитектуре. ~~~~~~~~~~~ ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО РУССКОГО СЕВЕРА Время: испокон веков - до XIX века. Место: Русский Север Сейчас уже никто не скажет, откуда взялось это зодчество: шатровые церкви, похожие на космические ракеты; избы-дворы размером с полпятиэтажки; серебристая осиновая «чешуя»- лемех на крышах и главках. Что-то, конечно, выковал суровый северный климат - хоть те же дома-дворы, где все, от жилья до хлева, убирали под одну крышу для защиты от снегов и морозов. Что-то, наверное, позаимствовали в незапамятные времена у соседей: клетские церкви отдалённо напоминают варяжские ставкирки, а изобретение шатра пытаются оспорить татары. Как бы то ни было, всем этим типам построек более тысячи лет, и например первая София Новгородская, срубленная в год Крещения Руси, была шатровым храмом. Порожденные той землей, где стоят, её природой и историей, эти постройки столь же естественны, как окрестные рощи, холмы и реки. Семь ярких примеров:
МОСКОВСКОЕ БАРОККО И УЗОРОЧЬЕ Время: XVII-XVIII века. Место: Средняя Россия, Русский Север и Поволжье Услышав словосочетание «русская церковь», чаще всего представляешь себе образцы именно этого стиля. Эти ни то пряничные, ни то игрушечные церквушки с пышными формами, непременной бело-красным расцветкой, фейерверком кокошников над крышей, разноцветными главками и вычурными крестами. В Москве и окрестных городах в середине XVII века этот стиль пришёл на смену суровой, холодной византийской архитектуре, господствовавшей со времён Древней Руси. Более раннее узорочье отождествляют с маньеризмом, но провести границу между ним и собственно московским барокко не так-то просто - один стиль плавно вырос из другого. У их истоков стояли купцы. Они ходили торговать в Европу и видели там новые веяния… но создали нечто совершенное иное. Скорее всего, им просто захотелось новизны. Семь ярких примеров:
«ЛОЖНАЯ ГОТИКА» Время: конец XVIII - начало XIX века. Место: окрестности Москвы и Петербурга. …Устав от строгости классицизма и безумия барокко, европейцы в XVIII веке вдруг вспомнили о готике, первом архитектурном стиле, который они изобрели сами, без оглядки на греков и римлян. Европейские города, а в России - усадьбы самых просвещенных купцов и аристократов тогда украсили многочисленные стилизации под ту эпоху. Но вышло то же, что и с барокко полутора веками ранее: Казаков, Баженов, Фельтен, скорее всего сами не заметив как, создали совершенно русский архитектурный стиль, который и называют теперь даже не «неоготикой», а «ложной готикой». В сущности, это просто русское барокко удачно замаскировалось под готику. Показательно и то, что старообрядцы, хранители Руси Допетровской, которым в те годы Екатерина II даровала недолгую оттепель, свои храмы строили именно в этом стиле, предпочтя его «латынянскому» классицизму. Семь ярких примеров:
СИБИРСКОЕ БАРОККО Время: XVIII - начало XIX века. Место: Сибирь Собственная готика в России тоже есть, и искать её надо в Сибири. Вообще, «московское барокко» оказалось не близко купцам Русского Севера - самым деловитым и патриархальным - и они создали совсем другой стиль. Северные церкви - белые, тонкие и высокие - напоминают парусные корабли. От города к городу они порядком отличались, и церкви Тотьмы не спутаешься с церквями Устюга и Вятки, а церкви Вятки - с церквями Урала. Чем дальше на восток - тем их облик был самобытнее, достигнув апофеоза где-то между Уралом и Байкалом. Сибирские церкви незабываемы. Их устремлённость к небу, пламенеющие силуэты крыш и наличников, маленькие главки, похожие на огоньки свечей - среди приземистых деревянных городов, к которым в старину вплотную подступала тайга, они казались застывшим сиянием. Семь ярких примеров:
ДЕРЕВЯННЫЙ МОДЕРН Время: конец XIX - начало XX века. Место: вся бывшая Российская империя. Да и, на самом деле, не только модерн - и эклектика, и отголоски классицизма: в полвека перед революцией русское деревянное зодчество переживало настоящий ренессанс. Причём если в допетровские времена задавали тон деревянные церкви, в XIX веке лидерство перешло к особнякам. Самым разным: городские дома, усадьбы, дачи… Зачастую - с деревянным кружевами. Как бывало в России не раз, законодателями этого стиля были купцы и промышленники из числа освободившихся крестьян, и лишь затем эту пришедшую из глубины России моду восприняли столичные интеллигенты. Огромные районы-ансамбли резных деревянных домов - одна из самых уникальных достопримечательностей России. Семь ярких примеров:
КОНСТРУКТИВИЗМ Время: 1920-30-е годы XX века. Место: весь Советский Союз в довоенных границах В любом иностранном учебнике по истории архитектуры о советском конструктивизме (он же «советский авангард») пишут с нескрываемым восхищением. В научно-популярной литературе именно он, как правило, представляет Россию. Конструктивизм многие путают с функционализмом, но их разница видна из названия: функционализм - он функционален, а авангард - он как стихи Маяковского: вызов всему старому миру с его традициями и шаблонами. Особенно безумны ранние творения, такие как дом Мельникова. Многие идеи, такие как дома-коммуны, оказались слишком радикальны и остались памятниками несбывшейся мечте. Здесь же - гиперболоиды инженера Шухова, появившиеся еще до революции. Самые грандиозные проекты, такие как московский Дворец Советов и ленинградская башня Татлина, так и остались на бумаге. К 1930-м годам конструктивизм подрастерял авангардность, его образцы стали все больше походить на пятиэтажки, и на смену «отец народов» назначил сталинский ампир. Конструктивизм замышлялся как интернациональный стиль, но получился едва ли не самым русским: в нём воплотилась наша вечная мечта: взять - да перепрыгнуть через несколько столетий. Семь ярких примеров:
НЕОКУПЕЧЕСКИЙ СТИЛЬ Время: конец XX - начало XXI века. Место: вся Россия и пол-Казахстана. В наш век глобализации легко подумать, что «национальной архитектуры» более не существует: сверкающий хай-тек да стилизации под всё и вся заполонили мир от Нью-Йорка до Шанхая. Если где и стоит искать действительно национальную архитектуру - подальше от больших городов. В российской провинции настоящий ренессанс переживает купеческое зодчество, только на смену купцу пришёл бизнесмен. Но - тот же дух, то же настроение. Местами аляповатые, порой неказистые, но очень уютного вида здания редко выше нескольких этажей. Как и купчины в старину, строят их кто во что горазд, без оглядки на историю и соседей, а в малых городах - и вовсе «от чистого сердца», украшая не так, как написано в книгах, а так, как велит память поколений. В последнее время многие вспомнили и о деревянном зодчестве. Искусствоведы этих домиков, как правило, в упор не замечают - а традиция живёт! Семь ярких примеров:
Илья Буяновский
В учебном пособии рассматривается проблема национальных особенностей русской архитектуры XI-XIX веков; выявляются конкретные черты, которые в совокупности и определяют самобытность русского зодчества. Текст иллюстрирован оригинальными зарисовками памятников русского зодчества, выполненными великим русским архитектором Джакомо Кваренги. Национальные особенности русской архитектуры
Культурные особенности китайской архитектуры July 2nd, 2011 Наблюдения сделаны в ходе небольшого путешествия по Китаю. Есть вариант "для ленивых" - требующие высокого мастерства и больших трудозатрат пагоды не делаются, но общая композиция строения явно указывает на попытку придерживаться традиций. Китайцы чтят свою культуру. Именно поэтому, кстати, до сих пор не отказались от иероглифической письменности, неудобной не только для всего остального мира, но и для них самих. И в этом почитании корней они нередко вклинивают свои традиционные архитектурные элементы в здания явно для этого не предназначенные. Башенка на крыше выполнена в форме типовой китайской беседки. И своим внешним видом она, конечно, никак не сочетается с тем, на чём установлена. Немало подобных зданий было построено у нас в советскую эпоху. Но это вовсе не значит, что китайский архитектор пытался скопировать стиль. Просто оно так совпало. А случается, что она, как бы, не совсем уместна. Более того, не свойственна вообще никакому архитектурному стилю. Надо заметить, в самой башне угадывается что-то китайское. В частности, намекающие на традиционную пагоду разлёты у её основания. Но чувствуется, что дело не только в этом. Тщательно проанализировав составляющие элементы, можно сделать для себя небольшое открытие: форма крыши - одна и форм традиционной шапки мелкого китайского чиновника. Часть строения, увенчанная башенкой, сама по себе выглядит неплохо. Однако смотрится несколько несуразно в трёхэлементной композиции. Или вот такой дворец двухсотлетней давности, с башней, которая на нём вообще не очень-то стилистически уместна (в действительности, зданию не более десяти лет). Однако бывают и конструкции, в которых угадывается единство стиля. Это так называемый нео-грек, призванный оправдать не совсем удачные попытки закосить под античность. Стоит заметить, треугольная штучка на крыше - это не крыша, а именно всего лишь штучка. То есть, что-то вроде архитектурного кокошника в псевдогреческом стиле. Макушка, как водится - просто бордюрчик, грозящий в ветренную погоду обрушиться на прохожих. А бывают такие, которые такое впечатление не совсем создают. В принципе, для современной архитектуры это нормально. Однако одно дело - когда так задумано, когда архитектор заложил в такую расстановку какую-то идею, и совсем другое - когда понимаешь, что архитектор - значительно в большей мере проектировщик, совокупляющий (во всех смыслах) элементы дизайна, чем хоть сколько-нибудь зодчий, вынашивающий единую стилистическую композицию. "Кокошник" на крыше дома - это воплощённый в архитектуре элемент головного убора древнего китайского воина. Ну и, конечно, на дальнем углу здания мы можем видеть уже привычную башенку. Единственное, чем, как мне думается, можно оправдать военную тематику в обычном жилом доме - непосредственная приграничность. Дом стоит на набережной реки Хэйлунцзян. Точнее, это китайцы так думают, в действительности, река называется Амур. Через реку располагается русский город Благовещенск. Думаю, арочки на крыше не следует считать заимствованием из какой-то стилистики (такие формы были популярны и в античности, и в романском стиле, и в готике). Для китайской традиции это, конечно, совершенно не свойственный элемент, однако современный мир имеет вектор к смешению культур, оттого теперь где угодно используется что угодно. С начала пятидесятых годов XIX века в России резко возрос интерес ко всему национальному. Толчком послужило снятие запрета на строительство домов по свободным проектам. Специальным распоряжением правительства в 1858 году разрешалось возводить постройки, в которых не копировались установленные образцы. Сразу же во многих городах страны - Томске, Иркутске, Тамбове -появляются целые улицы, состоящие из домов, построенных с учетом традиционной русской архитектуры. Новые сооружения напоминали терема и крестьянские избы. Но утверждение русского стиля произошло на двух промышленных выставках, состоявшихся в Москве и Петербурге в 1877 году (заметка сайт), которые были приурочены к 40-летию со дня гибели А.С.Пушкина. На выставках было представлено множество проектов, где использовались элементы древнерусской архитектуры, применялись древние, традиционно народные приемы внутренней отделки зданий. Представленные на выставках образцы мебели, домашней утвари и внутреннего убранства зданий (изразцы, резные изделия) стали тиражироваться на многочисленных предприятиях. Они определили новый облик зданий различного назначения, которые на протяжении последующих двадцати пяти лет строились по всей России. Своеобразной эмблемой русского стиля становятся две постройки - храм Христа Спасителя, строительство которого было завершено в 1883 году, и храм Воскресения па крови, построенный в Петербурге в 1882-1884 годах. Оформленные в русском стиле строения определили впоследствии художественный облик целых районов. Во время выставок впервые заявили о себе архитекторы В.Гартман, В.Каминский, И.Монигетти, М.Преображенский, В.Шервуд, которые выступили за возвращение архитектуры к древнерусским традициям. После закрытия выставок в Москве и Петербурге было организовано три музея, в которых разместили экспонаты, демонстрировавшиеся па выставках. Эти экспозиции стали хранилищами образцов, на которые в последующие годы ориентировались многие архитекторы и художники. Впервые в русской культуре произведения народных мастеров стали фактом искусства, определившим развитие общественного вкуса. Традиционные элементы русского зодчества проникают в театрально-декорационное искусство, книжную графику, станковую живопись, музыку. Восстанавливаются и такие приемы в наружной отделке зданий, как цветная изразцовая мозаика и яркая роспись. На фасадах зданий появляются резные украшения, на крышах - башенки, стены и балюстрады. Они придают постройкам неповторимость и праздничность. Во время Парижской выставки 1880 года в оформлении павильонов России преобладает русский стиль. К концу XIX - началу XX века он доминирует в живописи, графике и театральном искусстве. По степени распространенности с ним не может сравниться ни одно другое художественное направление |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?