Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Звуковые обозначения шипящих согласных звуков. Твердые и мягкие согласные звуки |
Это статья о том какие бывают шипящие звуки а алфавите. О том как они правильно произносятся, о их происхождении. В русском алфавите 33 буквы. Буквы мы видим, а звуки произносим и слышим. Гласных звуков - 10, согласных - 21, буквы Ь и Ъ звуков не имеют. А вот согласные Ж Ш Ч Щ имеют шипяший звук и являются шипящими буквами. Ещё с начальной школы хорошо помню правило о шипящих: "жи-ши" пиши с "и", "ча-ща" пиши с "а", "чу-щу" пиши с "у", тоже полезно помнить и знать, но это уже тема для другого вопроса.) Шипящий звук в русском алфавите дают четыре согласные буквы: Ж, Ш, Ч, Щ. Буквы "Ж" и "Ч" являются звонкими согласными, две другие буквы "Ш" и "Щ" - глухими. При произношении этих букв губы ведут себя совершенно одинаково - они напрягаются и чуть-чуть вытягиваются вперед. С сомкнутыми губами эти звуки произнести не удастся (сравните, например, с произношением буквы "М" - ее можно "проговорить" и с сомкнутыми губами). Кончик языка при этом слегка прижимается краями к небу, оставляя небольшое пространство по центру языка. Именно через это пространство (или щель) и проходит воздух, который образует шипящий звук от произношения данных букв. Воздух при этом выдыхается. При произношении звука "жжжжж" включаются голосовые связки, поэтому этот звук получается более громким. Щипящие согласные - согласные [ш], [ж|, [«"], а также [ш"] [ж"], называемые так по производимому ими акустическому впечатлению. В др.-рус. языке Ш. с. [ш"], [ж"], [V] исконно были мягкими: они возникли в результате первой палатализации (см.) или в результате изменения сочетаний согласных с /: "chj, "sj>$", *gj, "zj, "dj>z\ "kj", "tj>c" . Исконная мягкость \ш"], [ж"], [ч"\ обусловливала то, что в памятниках письменности буквы, обозначающие эти согласные, употреблялись с последующими гласными буквами ь, и, а также л(ед) и ю: мышь, мужь, сЛчь; нессши, бежишь, чисть; несошл, жлти, часъ; пишю, кожюхъ, уюти. Вместе с тем буквы ш, ж, ч могли употребляться и с последующими а и у (но не с ы), и это свидетельствовало о том, что согласные [и/"], [ж"], [ч"] не имели твёрдой пары и не было необходимости после них дифференцировать написание гласных. Обучение буквамВ истории рус. языка [шг] и [ж"] подверглись отвердению, а [ч"\ сохранился как мягкий согласный; отвердение Ш. с. относится к 14 в.: в этот период в памятниках появляются написания ш и ж с последующей буквой ы: живите, де-ржыть, Шышкина (Духовная грамота Дмитрия Донского, 1389). Совр. орфография сохраняет традиционные написания букв и и ъ (в конце существительных жен. рода и нек-рых форм глаголов) после ш и ж: шить, жир, мышь, рожь, несёшь, не тревожь. Современные долгие Ш. с. [ЯГ] и [ж"] возникли из Древне -русские сочетаний [ш"т"ш"], [ж"д"ж"] (восходящих к сочетаниям соответственно "stj, "skj, *sk и "zdj, *zgj. "zg) в результате утраты взрывного элемента в этих сочетаниях в таких словах, как ищу - [иш"т"ш"у]> >[иш"у], леща - [л"сш"т"ш"в]>[л"еш"а], дрожжи - [др6ж"д"ж"и\>\др6Ж"и], дождик - \д6ж"д"ж"ик]>[д6Ж"ик]. Они сохраняют мягкость во многих рус. диалектах и в старомоск. произношении, лёгшем в основу устной формы лит. языка (см. Московское произношение); в других говорах они подверглись отвердению, а иногда сохраняются в виде [шч"}, [ждж"] или [шт"], [жд"]. В совр. рус. лит. языке наблюдается тенденция к произношению твёрдого [ж\: ёжу], [вбжы], [в"иЖат"] или сочетания [жд"] Как известно, русский алфавит включает в себя 33 буквы. Причем, нужно отличать понятие «буква» от звука. Буква - это то, что мы пишем и видим, а звук - это то, что мы слышим и произносим. Из 21-й согласной буквы две (это «Ь» и «Ъ») звуковых эквивалентов не имеют. Другие подразделяются на несколько категорий по звукам, одна из них - это шипящие. С первого класса все изучают простое правило о них: «жи» и ши» пишется с «и», «ча» или «ща» пишется через «а», а сочетания «щу» или «чу» через «у». Фонетика русского языка включает в себя гласные и согласные, обозначающиеся в письме теми или иными буквами. Ключевых гласных звуков , которые находятся под ударением, существует всего шесть: Поскольку согласных звуковых образований в русском языке больше, они классифицируются по следующим признакам:
При этом Ж и Ш всегда являются твердыми, а Ч и Щ - только мягкими. Особенности шипящих звуковШипящие при произношении имеют свои особенности . Так, губы нужно напрячь и немного выдвинуть вперед. Их нельзя произнести с сомкнутыми губами в отличие от некоторых других (например, М). Кончик языка слегка прижимается к небу краями, оставляя по центру языка незначительное пространство. Именно через него и проходит воздух, образующий шипящий звук при произношении. Изначально шипящие согласные были в древнерусском языке мягкими. Они появились вследствие первой палатализации, или же при изменении сочетания согласных с , [‘zj] и другими звуками. Первоначальная мягкость этих звуков обуславливала факт, что во многих литературных памятниках буквы, которые их обозначали, произносились с последующими гласными или «ь» , например:
Однако в процессе формирования языковых норм и наречий [ш] и [ж] отвердели, однако «ч» все равно осталось мягким. Отвердение [ш] состоялось примерно в 14-м веке. В это время в литературных памятниках появляются варианты написания звуков [ш] или [ж] с буквой «ы» после них. Например, «Шышкин» или «держыте». В современном языке традиционно написание мягкого знака в конце или буквы «и» для обозначения звука [ы] в таких словах, как:
Такие сочетания, как мягкие [щтщ] или [ждж], которые были распространены в древности, затем утратили в таких сочетаниях взрывной элемент в таких словах, как «ищу» или «дрожжи». Примерные задания по теме шипящих согласныхУчитель, который будет проводить урок для первоклассников, посвященный данной теме, должен ставить перед собой следующие задачи:
После того как учитель объяснит суть урока, он может написать на доске несколько букв (Б, Ь, Ч, К, Р). Затем задается вопрос, какая из представленных букв не обозначает никакого звука, на то правильным ответом является Ь. Также можно попросить учеников найти букву, обозначающую шипящий звук.
Следующей частью урока предлагается сделать работу с изображениями . Повесьте на доске рисунки и задайте ученикам вопросы:
Работа со скороговоркамиСкороговорки - это отличная разминка для детей , которая отлично развивает их речевые навыки. В учебном процессе они применяются по-разному, в частности, и при изучении шипящих согласных. Расспросите у детей, какие шипящие звуки они нашли в скороговорках, отличаются ли они друг от друга, и какие их основные характеристики. Под диктовку предложите записать в тетради одну из них и попросите учеников подчеркнуть твердые (или мягкие) шипящие. Одному из учащихся предложите это сделать у доски. О частичной письменной работе было сказано выше. Также она может заключаться в домашних заданиях. Иногда в рабочих тетрадях содержатся задания, когда нужно вставить пропущенные буквы в слова, где присутствуют те или иные шипящие. Их следует подчеркнуть. Итак, мы рассмотрели, что представляют собой шипящие согласные звуки, как их можно определить, и с помощью каких заданий можно провести урок в школе на данную тематику. ВидеоСмотрите интересный видео-урок о шипящих согласных.
Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему. Нижегородская обл. р .п. Шатки МОУ « Шатковская ОШ» УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ 1 КЛАСС Тема урока: « ШИПЯЩИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ» У читель начальных классов : Орешкина Н.И. ТЕМА: ШИПЯЩИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ЦЕЛЬ: 1. обобщение знаний о шипящих согласных звуках [Ж] [ ш ][ч’][щ’]; формирование правильного, выразительного чтения стихотворения, текста; развитие фонематического слуха, обогащение словарного запаса; воспитание интереса к чтению. ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, учебник, карточки с читоговорками ХОД УРОКА ОРГМОМЕНТ. Прозвенел звонок Начинается урок. Если хочешь много знать Многого добиться,- Обязательно читать Должен научиться. Актуализация знаний. - На уроке будем повторять изученные буквы, шипящие согласные звуки, будем читать выразительно стихотворение, читать текст, находить слова, в которых есть шипящие согласные звуки. ПОВТОРЕНИЕ Слайд 2 ИЗУЧЕНННОГО Вспомните. -Какие звуки в русском языке всегда мягкие? -Какие звуки всегда твердые? -Какие буквы не обозначают звуков? -Какие гласные буквы показывают мягкость предшествующего согласного? -Какие гласные буквы обозначают два звука? - Теперь посмотрим на столбики слов и сделаем вывод Какими общими буквами связаны слова каждого столбика? Слайд 3 По … та ро..а лы…и шала… Ласто..ка …ётка …уК ма…ина Асы до..ечка у…и у..и - Это буквы Ж, Ш,Ч, Щ. Произнесем звуки. Дадим характеристику звуков. Вывод: это шипящие звуки. Это тема нашего урока. Слайд 4 РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА. Работа в парах . Речевая разминка. Почитаем чистоговорки. Правила работы в парах. - Говори тихо! -Будь вежлив! - Умей договариваться! Нет согласия надо останавливаться! ЧА- ЧА- ЧА - горит в комнате свеча ЧУ -ЧУ - ЧУ - молоточком я стучу ОЧЬ - ОЧЬ - ОЧЬ - наступила ночь ЩА- ЩА -ЩА - мы несем домой леща АЩ - АЩ - Ащ - мы наденем плащ ЖИ -ЖИ -ЖИ - здесь живут ежи ЖУ -ЖУ -ЖУ - молоко дадим ежу ЖА- ЖА -ЖА - есть иголки у ежа ЖЕ- ЖЕ- ЖЕ - дождь прошел уже ША -ША -ША- мама моет малыша ШУ -ШУ - ШУ - другу я письмо пишу АШ- АШ- АШ - дам сестренке карандаш -Прочитайте друг другу чистоговорки. Кто желает вслух прочитать свои чистоговорки. Молодцы! -Какие звуки встретились в чистоговорках? Звук ж, почему отнесен к шипящим? Скорее всего звук жужжащий, чем шипящий. Но произнесите слово багаж, гараж, ёж и слышите шипящий звук Ш ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Ща- ща -ща- (3 хлопка) Кто ходит без плаща? (Шаги) Щи - щи - щи (3 хлопка) Щиплем мы щавель на щи. (сбор травы) 6. Работа по Букварю.
-Прочитаем буквы. -Есть ли здесь шипящие? Все они здесь? -Какого звука нет?
« Ручеёк» Чтение про се бя самостоятельно. Прочитаем вслух. с. 98 Словарная работа. Слайд 6 Туман - непрозрачный воздух, насыщенный водяными парами или ледяными кристалликами. Ручей - водный поток, текущий струей - В виде чего написано стихотворение? (Диалога) - Что такое диалог? - Между кем и кем идет разговор?(между автором и ручейком, может спрашивать ветер, ёжик, нам не понять) - На какое предложение надо обратить внимание? (на последнее) - Что означает такая запись? (долгий звук А) - Каким этот звук должен быть по громкости?(Звук постепенно должен стихать, так как ручеек удаляется, убегает от собеседника) - Сколько человек должны читать это стихотворение по ролям?(Трое: ручеек, воображаемый собеседник, автор) 6.3 Чтение стихотворения по ролям. Сколько человек могут инсценировать это стихотворение? (два, без автора) ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА. -Разыграем сценку. Включите другие средства устного общения: жесты, мимику, движение. 7. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. 8. РАБОТА С ТЕКСТОМ Н. СЛАДКОВА. С.98 - Чтение текста учителем, читающим учеником. Сравнение соде ржания рассказа н стихотворения Общее: ручей бежит к реке. Различие: В стихотворении ручей совсем маленький и тихий, а в тексте он большой и шумный) - Как бы вы озаглавили этот текст? (« Ручей», « Весна пришла», «Ручей и река», « Просыпайся речка») - Давайте восстановим путь ручья. Он рождается из родника (ключа, источника) и бежит маленьким ручьем. Затем, соединяясь с другими такими же ручейками, превращается в большой ручей. Большие ручьи, сливаясь вместе, рождают небольшую речку.. Небольшие речки превращаются в одну большую реку, которая впадает или в озеро, или в море. Слайд 7 - Какой темп чтения вы выберете для каждого абзаца? Выразительное чтение текста. - Найти в тексте слова, которые рассказывают о том, что делает ручей, чтобы разбудить речку. Журчит, шумит, булькает, гремит, плещет, будит, брызжет, щекочет. Слайд 8 - Какие звуки в этих словах способствуют передаче бурных и шумных действий ручья? - С помощью шипящих звуков. - Почему же как вы думаете, звуки названы шипящими. - Поработаем с иллюстрацией на странице Букваря слева. Воспитательная беседа. Поведение весной на водоемах. 10. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. 11. РАБОТА СО СЛОВАМИ В СТОЛБИКАХ. Интеллектуальный марафон. Задание на смекалку. Найди лишнее слово. Слайд 9 Ручка, морж, веселье, водитель (объяснить орфограммы) Остальные слова связаны по смыслу и имеют общую часть. - Из этих слов выберите слова, которые связаны с темой прочитанных нами сегодня текстов( ручей, море, весна, вода) Слайд 10 Работа с домиком - таблицей. Заселен последний домик в городе Алфавитинске - Какие буквы в нем живут? - Какие звуки они обозначают? -Что общего? (непарные глухие согласные) 13. ИТОГ УРОКА. - Какие звуки мы сегодня повторяли? - Что вам понравилось, запомнилось? -Что показалось сложным? 14. Рефлексия. - Все ли сегодня у вас получилось? Поднимите сигнальные карточки. Я молодец. Был активным на уроке, у меня все получилось, я все понял. Я могу лучше работать на уроке. У меня не все получалось. Мне было трудно на уроке. Мне нужна помощь. Урок окон чен. Спасибо за работу! Слайд 11 Шипящие согласные звуки - Учебник по Русскому языку 1 класс (Канакина, Горецкий) Краткое описание: Очень часто названия звукам речи достается не случайно. Гласные названы так, потому что они голосистые. Новая тема в твоем учебнике русского языка называется «Шипящие согласные звуки». Это звуки [ш] и [ж], [щ’] и [ч’]. И они действительно шипят, не правда ли?! Получается, что такое имя им дали по принципу звукоподражания. В науке о русском языке они относятся к непарным. Но все-таки между собой образуют две пары. Всегда твердые непарные [ш] и [ж] – это одна пара. А всегда мягкие непарные [щ’] и [ч’] — другая. Не только по своему звучанию, но и по своему характеру эти согласные выделяются среди других. Можно сказать, что у них трудный характер. С ними связаны несколько довольно трудных случаев правописания в русской письменной речи. Тебе следует повнимательней присмотреться и прислушаться к шипящим согласным звукам. Изучить их характер, понять их особенности означает успешно справиться с теми правилами, которые нужно будет выучить в дальнейшем. В этой статье поговорим про согласные звуки, их количестве, видах (мягкие, твердые, глухие и звонкие) и других особенностях и интересных фактах. В русском языке 33 буквы из которых 21 согласная:
Все названные согласные буквы обозначают 36 согласных звука. В русском языке имеются также 10 гласных букв и лишь 6 гласных звука. Итого 33 буквы (10 гласных + 21 согласных + «ь» и «ъ»), обозначающие 42 звука (6 гласных и 36 согласных) далеко не все звуки речи, а только основные. Разница между количеством букв и звуков обусловлена особенностями русского письма, ведь, к примеру, твердые и мягкие согласные звуки обозначаются одной буквой. Согласные звуки делятся на:
Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих - 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких - 20 (10 мягких и 10 твёрдых). Твердые и мягкие согласные звукиСогласные делятся на твердые и мягкие , такое деление обусловлено различием положением языка при их произнесении. Когда произносим мягкие согласные, тогда средняя спинка языка поднята к твердому нёбу. Отметим также, что кроме того, что согласные делятся на твердые и мягкие, они могут быть парными и непарными. Например, буква «к» может обозначать как твердый звук [к], например, в слове кот, так и мягкий звук [к`], например, в слове — очки. Получаем, что звуки [к] и [к’] образуют пару по твёрдости-мягкости . Для согласных звуков, у которых есть пара по твёрдости мягкости, справедливо следующее правило:
В русском языке существую буквы, у которых звук, который они обозначают может быть только твердым ([ш], [ж], [ц]), либо только мягким ([й ], [ч`], [щ`]). Такие звуки не относятся к парным звукам, а являются непарными. Глухие и звонкие согласные звукиСогласные делятся на звонкие и глухие звуки . При этом глухие согласные произносятся практически с прикрытым ртом и голосовые связки при их произнесении не работают. Для звонких согласных требуется больше воздуха, и при их произношении голосовые связки работают. То есть звонкие согласные состоят из шума и голоса, а глухие согласные – только из шума.
Некоторые согласные звуки схожи как по своему звучанию, а также по способу произношения. Однако произносятся такие звуки с разной тональностью, то есть либо глухо, либо звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Всего таких пар 6, в каждой из них имеется глухой и звонкий согласный звук. Остальные согласные являются непарными.
Сонорные, шумные, шипящие и свистящие согласныеВ русском языке также выделяют сонорные, шумные, а также шипящие и свистящие согласные звуки. Приведем определение каждого из названных вида согласных, а также перечислим какие именно согласные относятся к тому или иному виду. Сонорные согласныеСонорные согласные звуки - это звонкие непарные согласные. Всего существует 9 сонорных звуков: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]. Шумные согласные звукиШумные согласные звуки делятся на звонкие и глухие. К глухим шумным согласным относятся 16 звуков: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’], а к шумным звонким согласным звуком относятся 11 звуков: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’]. Шипящие согласные звукиВсего в русском языке 4 шипящих согласных звука: [ж], [ч’], [ш], [щ’]. Все они напоминают на слух шипение, именно поэтому их и называются шипящими согласными. Свистящие согласные звукиСвистящие согласные звуки [з] [з’] [с] [с’] [ц] являют по своему произношению переднеязычными, щелевыми. При артикуляции твердых звуков [з], [c] и [ц] зубы обнажаются, кончик языка прислоняется к нижним зубам, а спинка языка слегка выгибается, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздух при этом проходит, создавая трением шум. При артикуляции мягких звуков [с’ ] и [з `] происходит тоже, однако спинка языка поднимается к твердому нёбу. При произнесении звонких звуков [з] и [з`] голосовые связки сомкнуты и вибрируют, а вот нёбная занавеска поднята. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?