Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Абсентеизм в политике: причины и последствия. Политическая активность и абсентеизм опыт россии и других стран снг - реферат |
Абсентеизм - это безразличное отношение людей к своим общественно-политических прав характерный проявление абсентеизма - сознательное уклонение избирателей (электората) от участия в голосовании Первые сведения о абсентеизм появляются еще в III в до н э В настоящее время значительная часть римских граждан, которые, в отличие от афинян, не получали никакого вознаграждения за участие в политическом процессе, н не могли позволить себе частой и частного участия в собраниенях. Сегодня во многих странах мира считается нормальным, когда на избирательные участки приходят от трети до половины избирателей, а кое-где голосует чуть 1/10 электората В большинстве либеральных государств счи ажаеться, не идти на выборы - это такое же право свободного человека, как и остальные, которые гарантирует лицу цивилизованное общество В Украине участие в голосовании добровольное, а в мире есть примеры, когда законод авчо установлена??его обязательность Так, неучастие в выборах в Италии приводит к моральных санкций, в Мексике - до штрафа или лишения свободы, в Греции и Австрии - к тюремному заключению на срок в ид месяца до одного рококу. Есть два важнейших типа причин абсентеизма: 1) связанные с особенностями конкретной избирательной кампании, когда в силу определенных причин выборы не интересны: выдвинутые неяркие кандидаты, отсутствует подлинная состязательность на выборах и т.д.; 2) связанные с общей политической, социальной и экономической ситуацией в стране ОВЛазаренко и ОО Лазоренко считают, что абсентеизм как тип политического поведения личности являются: 1) чертой ее характера, жизненной позицией, проявляющаяся в отсутствии потребности, привычки, желания политического действия; 2) мировоззрением, ориентированным, например, на внутреннее совершенствование Среди причин абсентеизма отметим низкий уровень политической культуры, инфантильность или осознание собственного политического бессилия, неспособности влиять на принятие политических решений, отчуждение я собственных политических ценностей и потребностей от возможностей их удовлетворения, высокий уровень недоверия избирателей политическим институтам и и. Абсентеизм является отражением стремления людей отстраниться от политики, в которой часть из них видит тщеславное и амбициозная соревнования групповых и эгоистических интересов По мнению МРокара, в современном суспильс стви, в котором влияние религии весьма ослабел, все трагическое и священное связывают с политикой Когда же она не оправдывает их ожиданий, в ней разочаровываются, и как одно из следствий - абсентеизма. 41. Избирательная система рбБелоруссия, Беларусь, Республика Беларусь (белор. Рэспубліка Беларусь) - президентская республика, унитарное государство. Конституция Республики Беларусь принята парламентом 15 марта 1994 года. В ноябре 1996 года 70,5 процентов избирателей высказались за президентский вариант новой Конституции, предусматривающей существенное расширение полномочий главы государства. В 2004 году в Конституцию Республики Беларусь также были внесены изменения и дополнения. Президент Республики Беларусь является главой государства и избирается путем прямых выборов сроком на 5 лет. Одно и то же лицо может занимать должность Президента Республики Беларусь более двух сроков подряд. В соответствии с Конституцией парламент - Национальное собрание Республики Беларусь - высший законодательный орган Белоруссии. Состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики, срок полномочий парламента - 4 года. Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь (белор. Палата Прадстаўнікоў Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь) - нижняя палата парламента Белоруссии. Состав Палаты представителей - 110 депутатов. Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь - верхняя палата парламента Республики Беларусь. Состав Совета Республики - 64 сенатора. Выборы Президента Белоруссии проводятся по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства - для избрания в первом туре кандидату необходимо получить более 50 процентов голосов избирателей. Выборы Президента Республики Беларусь считаются состоявшимися, если в голосовании приняли участие более половины граждан Республики Беларусь, включенных в список избирателей. Если ни один из кандидатов не получил в первом туре необходимое число голосов избирателей, не позднее чем в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы происходят по одномандатным округам. Совет Республики является палатой территориального представительства. На заседаниях депутатов местных советов от каждой области и города Минска избираются по восемь членов Совета Республики. В дополнение к ним восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь. Порог явки на выборах депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь - более 50 процентов избирателей для первого тура и более 25 процентов - для второго тура. Если указанные пороги явки избирателей не достигнуты, то проводятся повторные выборы. В соответствии с законодательством возможно досрочное прекращение полномочий палат парламента. При прекращении полномочий одной из палат могут быть прекращены полномочия другой палаты. Очередные выборы Президента Республики Беларусь пройдут 19 декабря 2010 года. Постановление о дате их проведения было принято 14 сентября 2010 года белорусским парламентом. ЦИК Республики Беларусь зарегистрировала 10 кандидатов, в том числе и действующего Президента Александра Григорьевича Лукашенко. В наблюдении за выборами Президента Республики Беларусь с российской стороны планируется участие наблюдателей в международных миссиях по линии СНГ и ОБСЕ, а также на двусторонней основе. Билет 7 Вопрос 1Политический абсентеизм и политическое участие граждан: понятие, формы, типы. Исследователи выделяют несколько групп людей, добровольно отказавшихся от участия в политической жизни: 1) ^ Апатичные люди, т.е. не интересующиеся политикой из-за вовлеченности в собственные проблемы, требований профессиональной карьеры, увлечений богемной жизнью или субкультурой (молодежной, расовой, религиозной и т.д.). Они не связывают события собственной жизни с событиями, происходящими «вовне» их замкнутого мира. Некоторые из них считают политику непонятной, скучной, бессмысленной. 2) ^ Отчужденные от политики – те, кто считает, что политика отказалась от них. Они верят, что независимо от того, будут они голосовать или нет, политические решения все равно будут принимать немногие (истэблишмент). Они не видят каких-либо различий между политическими партиями или кандидатами на выборах. Эти люди считают, что политика обслуживает лишь интересы элиты, а обычному человеку каких-либо выгод участие в политическом процессе не принесет. Отчужденные, в отличие от апатичных, не просто пассивны, а отрицают политическую систему как таковую и могут быть мобилизованы различными экстремистскими движениями, особенно в периоды значительных социальных потрясений. 3) Аномичные люди – это те, кто потерял веру в собственные возможности, цели, социальные корни, идентичность с какой-либо социальной группой. Они ощущают собственную бесцельность и бессильность, поскольку потеряли смысл жизни. Эти люди считают социальные изменения непредсказуемыми и неуправляемыми, а политических лидеров неспособными как-то откликнуться на их нужды. 4) ^ Доверяющие политикам группа людей, отказывающихся от участия в политике в силу доверия к правосудию, законности, стабильности, справедливости политических решений. Такие люди считают, что перспективы политической жизни будут благоприятны и без их активного участия. Однако они могут энергично включиться в политический процесс в период депрессии. Поскольку наиболее доступной из форм политической активности является участие в выборах, политический абсентеизм проявляется у граждан, прежде всего в их неучастии в выборах. Согласно данным, представленным в таблице 47, средний процент абсентеизма в России за период с 1993 по 2007 гг. составляет 40,9%. Много это или мало? Ответить на этот вопрос позволяют данные об уровне абсентеизма в странах либеральной демократии Представленные данные свидетельствует о том, что уровень неучастия россиян в парламентских выборах довольно высок. Мы уступаем только американцам и швейцарцам, но высокий абсентеизм в США объясняется иными причинами: сложностью регистрации (это происходит за несколько недель до выборов и, как правило, в окружном суде), неспособностью американских партий мобилизовать избирателей, а также тем обстоятельством, что день выборов в США является рабочим днем. Таким образом, абсентеизм является общим явлением для всех демократических стран. Как замечает российский исследователь В.С. Комаровский, «широкое распространение абсентеизма –болезнь демократии, рецидив олигархического правления (власти немногих)».Чем объясняют россияне свою неявку на выборы? Согласно, данным социологического исследования, главными причинами неприхода на избирательный участок, граждане называют: случайное стечение обстоятельств (33,3%), неверие в то, что отданный голос способен что-либо изменить (27,6%), отсутствие интереса к выборам (20%), сетования, что их никто не привлекал (13,7%), несоблюдение избирательными комиссиями законодательства (2%), неравное положение кандидатов (1%) и другое (4,5%). Если исключить из вариантов ответа ссылки на стечение обстоятельств и отсутствие привлечения к выборам, которые представляют явные отговорки, главными причинами политического абсентеизма следует признать отсутствие интереса к политике и неверие в возможность повлиять на политический курс страны. Таким образом, среди россиян-абсентеистов преобладают апатичный, отчужденный и аномичный типы. Следует также заметить, что абсентеизм в России, также как и в других странах, зависит от значимости выборов. В России доля неучаствовавших в выборах президента существенно меньше, чем в парламентских выборах: в 1991г. за президента не голосовало 25,3%, в первом туре выборов 1996 г. –30,3%, в 1999 –38,2%, в 2004 –44,3% Между минимумом политической активности (абсентеизмом) и ее максимумом (властноуправленческой деятельностью) располагается политическое участие (political participation). Первопроходцами в области изучения политического участия являлись американские ученые Сидней Верба, Норман Най и Джеон Ким, авторы книги «Участие и политическое равенство: Сравнение семи стран» (1978). Они определили политическое участие так: «Законные действия частных граждан, более или менее прямо направленные на то, чтобы воздействовать на отбор правительственного персонала и (или) влиять на его действия». По сути, американские ученые определили участие как законную возможность граждан влиять на формирование и осуществление власти, но, как представляется, такая трактовка неточна, поскольку ее сторонники не считают участием вовлеченность граждан в запрещенные акции или государственные перевороты. Т.е., по логике американских политологов, то, что не разрешено законом, не может быть политическим участием. Это неверно. Более точным было бы такое определение: ^ Политическое участие – это деятельность отдельных граждан или групп, стремящихся разными путями оказать влияние на процесс политического управление и формирования политического руководства. Современные исследователи выделяют различные формы политического участия , такие как 1. чтение газет и обсуждение политических сюжетов с родными и близкими; 2. подписание петиций в адрес властей; 4. обращение во властные структуры, общение с представителями власти и политическими лидерами; 5. участие в митингах и собраниях; 6. содействие партии или кандидату на выборах; 7. участие в забастовках, митингах, бойкотах, пикетах государственных органов; 8. участие захвате зданий и столкновениях; 9. членство в партиях и легальных организациях; 10. выполнение роли партийного активиста и др. Совершенно очевидно, что среди форм политического участия во всех странах мира наиболее распространенной является электоральное участие (голосование). Исключение составляют лишь США. Наиболее популярными среди неэлекторального участия являются собрания, митинги и подписание петиций, в то время как агрессивные формы политического участия сравнительно мало распространены (исключение Чехословакия). Впрочем, следует оговориться, что 1991 г., когда проводилось исследование, был временем «бархатных революций» – периодом свержения социалистических правительств. Именно этим объясняются высокие показатели таких форм участия как собрания, митинги и агрессивные формы. Множественные проявления политического участия заставили исследователей задуматься об их типологии. Наиболее распространенной среди типологий форм политического участия является дихотомия: конвенциональное (традиционное, рутинное) – неконвенциональное (нетрадиционное, протестное) участие . При этом к первому типу относят 1,3,4,5,6,9,10, а ко второму – 2,7 и 8 формы политической активности. В зависимости от степени свободы участника, исследователи выделяют автономное политическое участие (сознательное и самостоятельное) и мобилизованное (под давлением других субъектов, зачастую приводящее к искажению собственных предпочтений) участие . Весьма удачной признана типология, разработанная западными исследователями М. Каазе и А. Маршем. Политологи разделили формы политического участия на пять типов: пассивный – абсентеизм, чтение газет, а также подписание петиций и участие в выборах «за компанию»; конформистский (приспособленческий) – эпизодическое конвенциональное участие; реформистский – более активное, чем при конформизме, конвенциональное участие; активистский – активное конвенциональное участие, а также эпизодическая протестная активность; протестный тип участия – преобладание неконвенционального участия. Проведенное в конце 1980-х гг. сравнительное исследование политической активности в Европе и США, выявили следующее соотношение типов политического участия, выделенных М. Каазе и А. Маршем Анализируя политическое участие в странах Запада, следует отметить, значительную роль реформизма. Вместе с тем, в ряде стран (Нидерланды, Германия, Италия) значительная доля населения предпочитает другим формам участия акции протеста. В Великобритании, Австрии и Финляндии, напротив, лидирующие позиции занимают пассивные формы политического участия. Несмотря на значительную долю конформизма и активизма, эти типы политической активности ни в одной стране не вышли на первое место.Характеризуя формы политической активности в современной России, следует отметить, что значительная часть россиян (29-33%) регулярно обсуждают политические вопросы с родными, друзьями и коллегами; еще 16% содействуют проведению выборов; собрания, встречи и конференции посещают 12%; принимают участие в подписании петиций в СМИ и органы власти – 11%; ходят на митинги и демонстрации – 7%. Но самой массовой формой политического участия для россиян, как и для граждан других стран, является голосование на выборах. Большинство опрошенных россиян заявили о том, что они принимали участие в прошедших вы борах и собираются участвовать на будущих. При этом федеральные выборы (Президента и Госдумы) граждане России считают более важными, чем региональные и местные. Если об участии в первых заявило 95 и 84% респондентов, то в голосовании за губернатора, мэра и законодательные собрания региона и города признались 76, 81, 67 и 72 % соответственно. Граждане России рассматривают выборы в основном как средство выражения отношения к власти (31%) или политикам (25%). Другие мотивы встречаются гораздо реже. В возможности отстаивания с помощью голосования собственных интересов убеждено 18% респондентов, выборы считают участием в формировании органов власти – 11%, способом решения общественных проблем – 10%. Таким образом, россияне относится к выборам как к своеобразному каналу донесения до власти общественного мнения. Это, очевидно, происходит потому, что большинство граждан (53%) убеждено, что результаты выборов определяются органами власти и лишь 29-30% респондентов считают, что итоги соответствуют результатам голосования. В отличие от стран Европы, в акциях протеста участвует лишь 1-2% россиян. Столь незначительная доля протестующих, очевидно, связана с особенностями политического сознания граждан нашей страны, готовых терпеть в надежде, что жизнь улучшится. Абсентеизм - это уклонение от участия в политической жизни, бездействие народа, уклонение от своих электоральных функций. Симптомами такой ситуации в обществе является низкая явка на выборах, низкая партийная активность. Мне кажется это очень характерно для современной России. Я постоянно слышу от людей такие мнения о политике: "мне это не интересно", "политика - грязное дело", "все равно ничего не изменишь", "там все воры, какая разница кто там у власти, все хороши". Это вместе с низкой явкой на выборах, вместе с низким уровнем участия нашего общества в политических партиях и политических акциях говорит о том, что в нашей стране наблюдается классический случай абсентеизма. Причиной абсентеизма в нашей стране можно считать: разочарованность народа во власти и в политике, постоянной пропагандой в различных СМИ и ограничения в свободе слова, общее снижение уровня культуры и образованности общества, конформизм людей, малое количество независимых СМИ, отток (эмиграция) политически активного населения за границу. Все это ведет к тому, что власть пользуется пассивностью общества и управляет страной без учета мнения народа, часто фальсифицируя различные выборы или манипулирует сознанием через подконтрольные СМИ. Подобная ситуация наблюдается в некоторых бывших республиках Советского Союза. В-первую очередь это: Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Турменистан, Казахстан, Молдова, Беларусь. История человечества говорит о том, что власть всегда стремилась уменьшить, ограничить права общества на участие в политической жизни. Как мне кажется, исходя из самого определения абсентеизма как о добровольном уклонении от участия в политической жизни можно говорить только в последние 100 лет мировой истории. До этого тоталитарные, абсолютистские, авторитарные режимы всячески ограничивали возможности общества например участвовать в выборах власти. А обществе все эти века боролись за такие права. И только в последние годы у людей появилась сама возможность избирать власть (когда появились демократии) и соответственно уклоняться по собственному желанию от этого права. Историки говорят, что в Древнем Риме в 3 веке наблюдался абсентеизм. Но вряд ли можно говорить, что у всех римлян были права участвовать в выборах, голосовать. Но многих даже демократических странах был имущественный ценз. Не любой гражданин могу участвовать в выборах, голосовать. Поэтому если говорить про примеры абсентеизма в мировой литературе следует в первую очередь рассматривать современную литературу. Абсентеизм - крайне опасное для любого общества ситуация. Пассивное, равнодушное общество, уклоняющееся от участия в политической жизни страны - это прямая дорога к тоталитаризму и автократии. - англ. absenteeism, political; нем. Absentismus, politischer. Уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах представителей власти, главы государства и т. д.
"АБСЕНТЕИЗМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ" в книгахПолитический театрИз книги Мой «Современник» автора Иванова Людмила ИвановнаПолитический театр Театр «Современник» всегда отражал политическую и общественную жизнь страны. И Галина Волчек это понимала. Поэтому у нас был и спектакль «Погода на завтра» о строительстве ВАЗа, и спектакль о партийной жизни – «Обратная связь». В спектакле «Погода на Политический проектИз книги Тамерлан автора Ру Жан-ПольПолитический проект Эскиз политического проекта уже представлен. Следует его уточнить. Тимур оказался на стыке двух культур, уже давно друг с другом враждовавших, виной чего еще с древнейших времен была сама их природа - одна оседлая, другая кочевническая. Усугубила ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛИз книги Лес богов автора Сруога БалисПОЛИТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ Политический отдел лагеря не оправдывал своего громкого названия.И он не брезговал побоями, но избивал скорее ради удовольствия и телесной гимнастики, нежели из политических соображений. По правде говоря, это было никому не нужное учреждение не Политический бытИз книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора Ключевский Василий ОсиповичПолитический быт Внешние и внутренние условия, в каких жил вольный город, укоренили в его политическом быту два противоречия, сообщившие своеобразный характер его политической жизни и не оставшиеся безучастными в решении судьбы его вольности. Я только что указал одно из АБСЕНТЕИЗМИз книги Ирландия. История страны автора Невилл ПитерАБСЕНТЕИЗМ Если местный землевладелец был силен и, что важнее, жил на своей земле, система управления работала без сбоев. Однако в начале XIV столетия экономические факторы этому не способствовали. Падение цен на зерно в сочетании со снижением численности крестьянского В. Жид политическийИз книги Международное тайное правительство автора Шмаков Алексей СеменовичВ. Жид политический Абсентеизм (земледельческий)БСЭАбсентеизм (уклонение от выборов)Из книги Большая Советская Энциклопедия (АБ) автора БСЭАбсентеизмИз книги Энциклопедический словарь (А) автора Брокгауз Ф. А.Абсентеизм Абсентеизм (англ. Absenteeism, от absent – отсутствующий) – слово, обязанное своим происхождением известному тяжелому положению Ирландии, и обозначающее постоянное отсутствие тамошних крупных землевладельцев из своих поместий. В этом отсутствии видели главную АбсентеизмИз книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестенАбсентеизм АБСЕНТЕИЗМ - Неучастие избирателей в голосовании при выборах депутатов и должностных лиц, а также в голосовании на референдумах.Для противодействия А. в некоторых странах устанавливают штрафные санкции или иную юридическую ответственность ПОЛИТИЧЕСКИЙИз книги Преступники и преступления. Законы преступного мира. 100 дней в СИЗО автора Маруга Валерий МихайловичПОЛИТИЧЕСКИЙ Коверчук Иван Федорович попал в следственный изолятор в свои пятьдесят девять лет. До этого тянулась его длинная и сложная жизнь, довольно типичная для здешних мест.Еще подростком он привлекался к уголовной ответственности за участие в бандах ультраправых Глава 4. Политический роман? или политический детектив?Из книги В лабиринтах детектива автора Разин ВладимирГлава 4. Политический роман? или политический детектив? - Политика - грязное дело! - с удовольствием говаривают наши политики, погружаясь все глубже и глубже в трясину подковерных войн, борьбу компроматов и т. д. и т. п. Еще грязнее, на наш взгляд, политика международная. 5. Эмоциональный абсентеизм, или холодностьИз книги Как сохранить любовь в браке автора Готтман Джон5. Эмоциональный абсентеизм, или холодность Утро, которое едва не прекратило брак Тины, началось с того, что у ее отца случился сердечный приступ, оказавшийся смертельным. Ее муж Джин извинился и сказал, что не поедет с ней в госпиталь, поскольку у него очень важная встреча. Политический умИз книги Смертоносный экспорт Америки - демократия. Правда о внешней политике США и многом другом автора Блум УильямПолитический ум Американские лидеры убедили большинство американского народа в доброжелательности внешней политики своего правительства. То, что им вообще удалось убедить в этом американцев, а также множество других людей по всему миру (вопреки бесчисленным ПолитическийИз книги автораПолитический Политический цугцванг Ростислав Ищенко Политика Украина Яценюк 10 апреля Арсений Яценюк заявил о том, что 12 апреля подаст в отставку с поста премьер-министра Украины. Формально отставка Яценюка ещё не состоялась. И Верховная Рада может не проголосовать за У. Милбрайт подразделяет политическое участие на конвенцио нальное (легальное и регулируемое законом) и неконвенциональное (незаконное, отвергаемое большей частью общества по моральным, религиозным или другим соображениям). Виды деятельности, относящиеся к конвенциональным и неконвенциональным формам, различаются по степени активности. Сочетание этих двух характеристик политического участия позволило выделить 6 групп политического участия (см. табл). Типология политического участия (по У. Милбрайту)
Особым видом политического участия является протестное поведение. Политический протест – это проявление негативного отношения к политической системе в целом, ее отдельным элементам, нормам, ценностям, принимаемым решениям в открыто демонстрируемой форме. К протестным формам поведения относят митинги, демонстрации, шествия, забастовки, пикетирование, массовые и групповые насильственные акции. Наиболее распространенной теоретической моделью, объясняющей причины протестного поведения, является концепция депривации. Депривация – это состояние недовольства, вызываемое расхождением между реальным и ожидаемым состоянием, к которому стремится субъект. В том случае, когда сравнение социальной действительности с социально значимыми ценностями порождает чувство глубокой неудовлетворенности, возникает ощущение, что при некоторых социальных и политических изменениях желанные цели могут быть достигнуты в относительно короткий срок. В том случае, если описываемое расхождение становится значительным, а недовольство приобретает массовый характер, возникает мотивация участия в протестных действиях. Факторами депривации могут быть экономический спад, резкий рост цен и налогов, утрата привычного социального статуса, завышенные ожидания, отрицательные результаты сравнения собственных успехов с успехами других или с некоторым «нормативным» состоянием. Для того чтобы протест состоялся, необходим определенный уровень социального недовольства, признание силы и массовых действий в качестве приемлемого средства социальных перемен. Росту депривации и активизации протестных действий способствуют радикальные идеологии, лозунги, недоверие к политическому режиму, упадок веры в традиционные способы выражения требований. Достаточно часто политический протест проявляется в форме митингов, демонстраций, шествий, забастовок. При низкой степени инсти-туционализации и организованности подобные акции могут приводить к массовым беспорядкам, насилию, прямому столкновению с властями. Именно поэтому проведение массовых политических мероприятий регулируется специальными законами, которые предусматривают ряд необходимых мер, предшествующих проведению подобных акций (уведомление властей о проводимом мероприятии или получение организаторами предварительного разрешения властей на проведение митингов, демонстраций, шествий). И все-таки опасность перерастания конвенциональных форм протеста в неконвенциональные сохраняется всегда. Крайней формой неконвенционального типа политического поведения и участия является терроризм. Под терроризмом понимается оппозиционная деятельность экстремистских организаций или отдельных личностей, целью которой является систематическое или единичное применение насилия (или его угрозы) для запугивания правительства и населения. Характерной чертой, отличающей терроризм от уголовных преступлений, является целевая установка – повлиять на ход политических событий и принятие решений, вызвать широкий общественный резонанс. Существуют различные виды политического терроризма: 1) по идеологическим ориентациям выделяют правый (неофашистский) и левый (революционный, анархистский) терроризм; 2) по исторической направленности терроризм может подразделяться на «анархо-идеологический», стремящийся изменить традиционную политическую систему, прервать историческую преемственность, и «национал-сепаратистский», стремящийся, наоборот, восстановить былое величие нации, ее единство, независимость, отвоевать утраченные территории, отомстить за нанесенные обиды; 3) в отдельный вид выделяется религиозный терроризм как война против «неверных». Среди организаций такого типа наиболее воинственными являются некоторые группы исламско-фундаменталистского толка. К методам террористической деятельности относятся убийства политических деятелей, похищения, угрозы, шантаж, взрывы в общественных местах, захват зданий и организаций, захват заложников и т.п. Для членов террористических организаций характерно стремление оправдать свои действия высшими целями, невозможностью иначе повлиять на ситуацию. Однако мотивы включенности в террористические организации чаще всего бывают абсолютно иные. Было бы неправомерно объяснять политический терроризм исключительно психопатологическими чертами его агентов. Обследования задержанных террористов показывают, что лиц с психопатологическими отклонениями среди них немного. Для террористов характерны такие черты личности, как завышенные притязания, неадаптированность к реальности, неудачи в освоении социальных ролей, обвинение других в собственных неудачах, эмоциональная неразвитость, повышенная степень агрессивности, фанатизм. Участие в террористических организациях – это своего рода способ компенсации заниженной самооценки (за счет чувства господства над другими), способ преодоления чувства одиночества, формирования ощущения сопричастности, единства. Основу террористических организаций составляют лица от 20 до 30 лет. Высок удельный вес студенчества (среди которых, в свою очередь, преобладают студенты гуманитарных специальностей). Лица старше 30 лет либо возглавляют эти организации, либо являются «экспертами» или «спонсорами». Какими бы целями ни оправдывался политический терроризм, он был и остается одним из тяжелейших преступлений. Поэтому проблемы борьбы с терроризмом признаются международным сообществом одними из наиболее приоритетных. Говоря о политическом участии, необходимо остановиться еще на одном феномене. Абсентеизм – это уклонение от участия в политической жизни (в голосовании, в акциях протеста, деятельности партий), утрата интереса к политике, т.е. политическая апатия. Обычно рост доли абсентеистов в обществе интерпретируется как проявление серьезного кризиса легитимности политической системы, глубокого кризиса ее норм и ценностей. Иногда абсентеизм рассматривается как проявление политического протеста. В то же время этот тип поведения может являться, напротив, показателем уважения и доверия людей к своим представителям во власти. Многие политологи полагают, что признаком нормально функционирующей системы политических отношений является не всеобщая политизация населения, а нормальная деятельность граждан и политиков в своих сферах, причем индивид, успешно занимающийся своим делом и полноценно обеспечивающий свою жизнь, как правило, не вмешивается в политику. Подобного типа люди ограничивают свою политическую деятельность участием в выборах, референдумах. Более активное участие и включение в политическую деятельность происходит в том случае, если их существование и деятельность испытывает ограничения и давление со стороны существующей власти (несовершенство законодательства, завышенные налоговые ставки, расовая дискриминация и т.п.). В политической науке выделяются несколько причин, обусловливающих абсентеизм определенной части населения: 1) высокая степень удовлетворенности личных интересов; с точки зрения некоторых политологов, способность личности самостоятельно справляться со своими проблемами, частным образом отстаивать свои интересы может порождать ощущение ненужности политики и, наоборот, угроза собственным интересам со стороны более могущественных групп порождает необходимость обратиться к политике как средству отстаивания и защиты своих интересов; 2) на политическую апатию может влиять недоверие к политическим институтам, ощущение невозможности хоть как-то повлиять на процесс выработки и принятия решений («от меня ничего не зависит», «все уже решено»); 3) абсентеизм может быть обусловлен отсутствием представлений о связи политики и частной жизни. Абсентеизм в большей степени наблюдается у молодежи, представителей отдельных субкультур, лиц с низким уровнем образования. В современной России доля политически апатичных людей в составе населения довольно большая. Это обусловлено кризисом массового сознания, конфликтом ценностей, отчуждением большинства населения от власти и недоверием к ней, политико-правовым нигилизмом. Многие потеряли веру в собственные возможности, не верят, что могут повлиять на политические процессы, считают, что политические решения принимаются независимо от их участия в голосовании и других политических акциях. Люди не ощущают личной выгоды от участия в политике, считая, что она обслуживает интересы элиты. На абсентеизм определенной части российского населения значительное влияние оказало крушение мифа о скорейшем вхождении в круг высокоразвитых стран. Оценка роли абсентеизма в политической науке неоднозначна. Одни исследователи настаивают на необходимости вовлечения как можно большей части людей в различные формы политического участия. Другие считают, что ограниченное участие и неучастие может рассматриваться как стабилизирующий фактор, поскольку активизация аполитичных слоев населения, включение их в политический процесс может привести к дестабилизации политической системы. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?