Главная - Ребенок
Архитектура шумерской цивилизации. Культура двуречья Искусство шумеро аккадской цивилизации
«Голосувалка» в прошлом посте как-то не очень всех вдохновила, отвечали вяленько, поэтому на этот раз я придумала другую «заманушку». Задам я вам вопросы-«викторинки», для самоконтроля, будете сами себе отвечать. А правильные ответы почитаете в конце этого поста.

Знаете ли вы,

1. 1. Что значат эти слова? - Чавин, Сант-Августин, Паракас, Тиауанако, Уари, Тайрон, Мочика, Чибча, Чиму.

2. 2. Что такое «этнопсихология»?

3. 3. Кто такие хананеи?

Если вы видите такое, смело восклицайте: "Шумер!". Это цилиндрические каменные печати (слева), а справа - современные глиняные "ленты", на которых оставлен отпечаток. Полюбуйтесь, какое утонченное мастерство резчика!

Ужас-ужас! Опять проблема - с чего начать?! Как осветить искусство почти 2000 летней цивилизации, чтобы и самое главное сказать, и в кучу подробностей не удариться (а их много интересных), и самой не заснуть, и чтоб вы не разбежались?!

Мы с вами уже договорились, что в эпоху раннего Бронзового века наиболее значимыми цивилизациями Евразии были Шумерская, Хараппская и Египетская. Хараппскую мы разобрали, теперь идем дальше.

Слева - череп с украшениями, найденный в Уре - захоронение "Царицы Па-Аби", ок. 2600 днэ. Справа - реставрированные украшения

Хоть Шумерская цивилизация и почти ровесница Хараппской, но артефактов осталось побольше, хранятся они в самых приличных музеях мира, и даже в некоторых неприличных (типа Бостонского, на сайте которого нельзя тырить картинки). Творения древних мастеров (в основном - гончаров и скульпторов) можно увидеть в Лувре, в Берлинских музеях, в Британском, во многих американских, и, конечно, в Багдадском (если вы туда попадете). Довольно много фигурок, печатей, осколков, бусин, горшков и флаконов - без ста грамм не разберешься, как обычно: «Ой, пойдем лучше картины смотреть!» (см. опрос в предыдущем посте).


Это - не реставрация, а фотография. Так до сих пор живут "болотные арабы" в Ираке. Примерно так же выглядели первые поселения шумеров в болотистой местности Междуречья.

Вот что вы, лично вы, представляете, услышав слово «Шумер»?У меня, до того, конечно, как я произвела это скромное исследование, в мыслях появлялось что-то вроде: «Ы-ы-ы-ы… Что-то древне. Очень-очень древнее. Что-то в теплых странах». И еще: «Да-а-а!!! Они были крутые! От них все, вроде бы, пошло. Или не от них?». А потом: «Ну, и бог с ними!».

Керамика Убейдской культуры (4500-5500 днэ). Этих коренных жителей Месопотамии потеснили шумеры, придя откуда-то с гор

А может, познакомимся поближе? Зачем это нам? А мы таким образом проследим, как эта цивилизация Бронзового века повлияла на дальнейшие культуры Междуречья, и как те, в свою, очередь повлияли на более близкую нам Грецию.

Начать я решила с картинок. Надергаю, думаю, их из Сети, а там разберемся. Оказалось, многие картинки подписаны примерно так: «Статуя жреца. Шумер». Или того «лучше»: «Древняя статуэтка. Месопотамия». Весьма информативно! Месопотамия-то небольшая относительно, но ведь это же котел древних цивилизаций! Просто многослойный пирог археологических культур!А что значит Месопотамия, вы знаете? Что значит «Что за идиотский вопрос?», я вот не знала, что Двуречье, Междуречье и Месопотамия - одно и то же. Просто «месо-потамия» - это и есть «междуречье» на греческом и латинском языках. Реки даже я знаю - Тигр и Евфрат.


Карта древнего Междуречья (3500-2500 д.н.э.). Я выделила основные города Шумера и Аккада и нанесла изображения самых ярких находок . Чем глубже в древность, тем изолированее и независемее друг от друга существовали шумерские города.

Чтобы вы поняли, о чем я говорю, когда ругаюсь насчет «обтекаемых» подписей к фотографиям, посмотрите на табличку, которую я составила. Это основные цивилизации и культуры, населявшие Междуречье в древности. Мне так легче соображать, кто кому кто, да и вам понятнее.

А ведь это еще не все! Были еще и неолитические культуры.Убейд, например. Раньше убейдских поселений в Месопотамии ничего не нашли - может, и не было их, некоторые ученые предполагают, что здесь вообще плескались воды Персидского залива, а может, их просто занесло многометровыми наслоениями ила от частых паводков. Четвертое, а может и пятое тысячелетие до нашей эры, вы можете себе это представить?!Нет еще ни Китайской стены, ни Московского Кремля, ни египетских пирамид! Таинственные племена-аборигены создавали удивительную для такой древности керамику! Причем, мастерство проявлялось и в росписях, и в форме изделий. Убейдская культура - первая цивилизация Месопотамии. Только потом откуда-то на их голову свалились шумеры и вытеснили их с насиженных мест. Или смешались с ними?


Еще одна табличка - основные города Шумера. Интенсивность окраски означает рассцвет. Границы возникновения и угасания города на самом деле размыты, ориентироваться приходится на последние упоминания и т.п. Все, больше табличками вас не мучаю!

Вообще на рубеже 4-3 тысячелетия в Междречье вполне мирно уживались три этнические группы:шумеры, пришедшие откуда-то с Северо-Востока и жившие в Нижней Месопотамии, представители Убейдской культуры и племена семитов, селившихся где-то посерединке. Потом шумеры прогнали убейдцев, а позже их самих завоевали семиты, которые к тому времени назывались красиво - царство Аккад, вот и стали они Шумеро-Аккадом.

Находки, сделанные в Уре (прим. середина 3000 днэ) . Золотые, каменные, серебряные сосуды, золотой шлем, пластинка с козлами из раковины, полуфигурка богини, каменная голова женщины, золотое оружие.

Шумеры сами не принадлежали к семитской семье, они были индо-европейцами, причем, предположительно, средиземноморского типа (говорят, такие люди сейчас иногда встречаются в Ираке) - это подтвердили антропологические исследования человеческих останков.Невысокие, смуглые, с прямыми носами, черноволосые, с густой растительностью на теле, которую тщательно удаляли - чтобы вшей не кормить. Даже лицо брили, но некоторые социальные группы носили и бороды. Во многих найденных мною статьях говориться, что у них были большие глаза и уши; авторы, видимо, ориентируются на скульптурные изображения. Однако это всего лишь стилизация. Представьте, что наши потомки через две тысячи лет раскопают храм и найдут икону. И ученые того времени будут писать: «У жителей Восточной Европы были продолговатые лица, большие глаза и очень тонкие длинные носы. И все время печальное выражение лица».


Иракские дети. Может быть, шумеры выглядели так.
Чудовищно, но я еле нашла в Сети фотографии обычных деток из Ирака - на большинстве снимков они изувечены, с оторванными конечностями, залиты кровью, с обженными лицами и т.п.. Люди, что вы делаете?!

Конечно, художники и скульпторы того времени были скорее ремесленниками, чем творцами. Свои произведения они делали на заказ: для украшения помещений, для прославления богов, для увековечивания памяти правителей и их подвигов. Техническое мастерство со временем шлифовалось, а вот выразительность и «темперамент» изображений в боле развитого шумерского искусства утерялся по сравнению с более древними формами. Фигуры стали более статичными.

Шумерские статуэтки

Что вдохновляло художника того времени? То же, что и современного: окружающая природа, религия, другие общественные идеи, страхи, почтение к власти, непочтение к врагам. Материалы использовались те, что были наиболее доступны: в основном, глина, ее было очень много. Камня в Междуречье мало, дерева почти совсем нет. Металлы привозились из других стран, как и слоновая кость. Вообще, это была суровая земля - между горами и соленым морем, пустыня чередуется с болотами, засуха сменяет наводнения. Условия для жизни, а тем более для процветания, не самые лучшие.

Ранняя шумерская керамика

Видимо, шумеры были действительно уникальным народом, который проявлял необыкновенную смекалку и фантазию в постоянной борьбе с недружелюбной природой. Еще в додинастический период они освоили систему дренажа и ирригации, научились строить каналы. Дома они возводили из кирпича: поначалу - из высушенного на солнце, позже - из обожженного. У богатых людей жилище имело 2-3 этажа, до 12 комнат. Как и у хараппцев, была канализация, туалетные комнаты. Ели за столами, не на полу!Несмотря на острый дефицит дерева, столяры, по-видимому, было очень искусны! Из дерева в богатых домах изготавливали мебель, музыкальные инструменты.

Поздняя шумерская керамика

Если вы немного внимательнее рассмотрите шумерские древности, вы не только «наметаете глаз», но и получите немалое удовольствие. Рассматривая все эти таблички и статуэтки, я понимаю, почему любители оживления мифологии приписывают шумерам инопланетное и даже чуть ли не божественное происхождение, пытаются связать их с происхождением всех народов мира и т.д. Во всех этих фигурках вождей, божеств и жрецов сквозит какая-та (не побоюсь использовать парадокс!) первобытная свежесть, незамутненное любопытство и жажда жизни!

Находки из Урука. А уважительно относились к бычкам, да?

Очень необычно при наших традиционных представлениях о древности! В конце концов, это просто красиво! Когда вы рассматриваете предмет искусства, чтобы понять, насколько он красив (ну, противоречивые он у вас вызывает чувства при первичном восприятии!), представьте, что ЭТО будет всегда стоять у вас на комоде или висеть на стене и долгие месяцы «мозолить глаза». На стену из шумерских штуковин вешать не чего - живопись если и была, то вы знаете ее пренеприятное свойство - под слоями песка и ила она быстро приходит в негодность, а вот статуэтки - пожалуйста! Любую - добро пожаловать на мою полочку у компьютера! Будем перемигиваться и даже тихонько беседовать украдкой от близких.


Принц Гудеа из Лагаша (22 век д.н.э.). Видимо, этот правитель был весьма энергичен и пользовался немалым уважением - столько его изображений сохранилось! Или культ личности?

Лупоглазая компания фигурок из Эшнуны, наверное, самая типичная и самая подходящая для понимания шумерского искусства. Статуэтки, несомненно, культовые. Но в них нет ни угрозы, ни величия, ни безжизненной статичности, хоть все герои запечатлены в одинаковых строго симметричных позах. Все они разные, все - отдельный характер и статус. Хочется по-детски бросить все, схватить их, спрятаться за копировальную машину в копи-руме и поиграть в «дочки-матери» или «солдатики» (какой там у вас гендер, я не знаю!). Почему такое детское узнавание? Почему к ним непроизвольно тянется рука?


Статуэтки из Эшнуны (2900-2600 днэ)

Может, просто мастерство древнего скульптора было наивным и несовершенным, и поэтому «в доску своим»? Возможно, он хотел сделать нечто значительное и духовное, а получилась компания пучеглазых чудиков. А может быть, эта дружелюбная простота и наивное очарование зеркально отражают жизненную философию и мировоззрение древних шумеров. Надежные жилища, высокие, как для древности, технологии, огромные храмы, цветущая цивилизация между болотами и пустыней, «немилитаристское» изобразительное искусство, масса поэтических образцов, запечатленных на глиняных табличках и вот эти очаровательные фигурки - весьма симпатичный след в истории оставили загадочные шумеры.


Стела Нарамсина (Шумеро-Аккад, 2300). После завоевания Шумера Аккадом, в искусстве наметилась тенденция к милитаризации

Ведь не зря некоторые исследователи (гораздо более глубокие и вдумчивые, чем я) сравнивают предполагаемую философию шумеров с идеями Платона!

А украшения! Это нечто!!! Особенно богатый «урожай» находок был обнаружен в Уре Леонардом Вулли в 1927-28 годах. Он раскопал 16 не разграбленных царских захоронений 2700-2600 днэ, в которых обнаружили прекрасно сохранившиеся предметы искусства - украшения, богато инкрустированные музыкальныеинструменты, золотой шлем и многое другое.

Драгоценности, найденные в Уре при раскопках царских захоронений

После исследований было установлено, что после смерти царицы, например, ее приближенные следовали за ней, принимая яд. Знаменитая арфа с головою быка была обнаружена в руках арфиста, который, похоже, музицировал до последнего мгновения жизни. Эта находка по своей ценности ничуть не уступает знаменитому «троянскому» кладу Шлимана или открытию погребения Тутанхомона, но, почему-то, гораздо менее известна.


Еще драгоценности

Я просто сбилась с ног (или с пальцев), молотя по клавиатуре и рыская по сайтам, в поисках шумерской керамической посуды - нашла буквально пару изображений!Я думаю, они есть, описаний керамики в Интернете предостаточно, но вот изображений почему-то нет. Зато множество керамики убейдского периода, дошумерской. Пишут, что ранняя шумерская керамика была на нее очень похожа - на светлом фоне несложные орнаменты красного, оранжевого и коричневого цветов. Такие уж тогда были краски. Синюю и зеленую придумали гораздо позже. Со временем, когда шумерская цивилизация развивалась и шла вперед, керамика изменилась - она стала рельефной. Сосуды украшали выпуклыми орнаментами и головами животных. А вот глиняных табличек и фигурок очень много - как-никак, глины с речных берегов здесь было просто завались!

Другие находки Ура - штандарт "Война и мир" (вверху), фигурка "Козел в огороде в кустах", Царская арфа, настольная игра, серебранная арфа. А еще они там нашли что-то вроде салазок!

Камень был редок, как я уже говорила, но самые прекрасные и виртуозные скульптурные изображения Шумера,дошедшие до нас, выполнены именно из камня. Довольно много - из стеатита или «мыльного камня». Характерная особенность шумерской скульптуры - «большеглазость». Все культовые фигурки из Эшнуны стоят в одинаковой позе и глаза у них буквально вылуплены от изумления!Длинные юбки, нередко -с фестончатыми краями - как у мужчин, так и у женщин. Руки практически всегда на особый манер сложены перед грудью. Бросаются в глаза мудреные прически и бороды на некоторых мужских статуях - словно накрученные раскаленными щипцами. Такие же мы позже будем видеть и на Вавилонских изображениях.


Лодка Тура Хейердала "Тигрис". На таких жители Междуречья переплывали Персидский залив и достигали Красного моря

Особо узнаваемый атрибут шумеров - огромные постройки культового назначения -зиккураты. Традицию возведения подобных построек потом переняли ассирийцы и вавилоняне. Ученые считают, что легендарная Вавилонская башня как раз и была зиккуратом. Это было что-то вроде ступенчатых пирамид, взгроможденных одна на другую. Они имели столь необычный вид, что нынешние любители пофантазировать приписывают им внеземное происхождение. Предполагают, что зиккураты шумеры возводили, тоскуя по своей древней родине - они, как считается, спустились где-то с гор, на вершинах которых они молились богу Неба. За последние сто лет раскопано несколько зиккуратов. К сожалению, все они лежат в зонах боевых конфликтов, вдали от туристических маршрутов. Знаменитый зиккурат в Уре, лихо подновленный по приказу Хусейна, находится неподалеку от американской военной базы. Лучше всех сохранился без всяких перестроек зиккурат неподалеку от Суз (Шуш в Иране).

Порт в Эриду и тростниковая ладья (реконструкция)

Главные государства древнего мира в третьем втором тысячелетии до нашей эры не разделялись такими расстояниями, как нынешний мир. И хотя транспорт в те времена был попроще, но все-таки жители главных государств того времени - Хараппской цивилизации, Шумера и Египта - умудрялись поддерживать отношения. В Египте, в археологических слоях 3200-3500 днэ при раскопках были обнаружены предметы роскоши, привезенные из Шумера. В египетских и шумерских находках одного периода - 3-го тысячелетия днэ- часто присутствует один и тот же мотив - мифологические животные с длинными переплетенными шеями. И т.д.


Шумерский город (кажется, реконструкция из журнала "Вокруг Света")

С хараппцами шумеры тожеобщались, скорее всего. И вообще онибыли чужды ксенофобии. Активно контактировали с окружающими народами, путешествовали и торговали с дальними странами. Может быть, поэтому их искусство такое разнообразное и полиморфное - художники шумера с готовностью впитывали культуру других народов, рождая новые, оригинальные и самобытные формы. Помните, был такой классный норвежец Тур Хейердал? Друг нашего Юрия Сенкевича. Когда-то я читала книги о его путешествиях «На «Ра» через Атлантику» и «Экспедиция «Тигрис»». Так вот Тигрис - это была тростниковая лодка, на которой Хейердал выплыл из Ирака, пересек Персидский залив, достиг Пакистана (Хараппская цивилизация) и затем в Красное море (Египет).



Зиккурат в Уре, восстановленный по приказу Саддама Хусейна

Этим он доказал, что жители Месопотамии вполне могли путешествовать на таких лодках в весьма отдаленные регионы. Глиняные печати, в большом количестве обнаруженные в Пакистане и на территориях Шумера, весьма сходны. Только хараппцы чаще использовали плоские, а у шумеров больше находят цилиндрические. По всей видимости, контактировали шумеры и с эламитами (нынешний Иран), некоторые «перепевы» наблюдаются в произведениях искусства двух государств. Некоторый воинственный, агрессивный мотив привнесла аккадская культура - после объединения двух царств слияние культур, пусть частичное, однозначно наблюдалось. Шумеро-аккадские мотивы мы, несомненно, наблюдаем в более поздних артефактах Вавилонии и Ассирии.


Зиккурат. Реконструкция


Питер Брейгель "Вавилонская башня"

Куда делся Шумер? А по всей видимости, никуда. Он был завоеван ипоглощен Вавилонской империей в середине второго тысячелетья днэ , а потом попросту растворился в ней.

А еще шумеры придумали четыре времени года, минуту из 60 секунд, знаки зодиака. Похоже, именно у них была первая письменность - клинописная, на которой они много писали, причем не только амбарно-торговые записи, но и поэмы. И врачевание у них было (кажется, даже первыми воду заговаривали), и первые школы.

С ними связывают чуть ли не все европейские и половину азиатских культур. Влияние их мифологии присутствуют в библии. Их изучают представители практически всех наук, а особенно усердно - уфологи. И если правда, что все мы произошли от одной матери-Евы, какой-то мутировавшей обезьяны из центральной Африки, то тогда в каждом из нас есть парочка генов от древних шумеров. Прислушайтесь к себе - не хочется ли вам взглянуть на небо, задуматься, а потом вылепить из глины что-нибудь чудесное?

Ну, и правильные ответы «самовикторины».

1. Подсказываю, добавляя еще два - инки и ацтеки. Я перечислила древние культуры американского континента. Самые старые из них берут начало во втором тысячелетии до нашей эры. Представляете - и там тоже кипела жизнь! Мы их пока изучать не будем, я даже плохо представляю, где это. Это вообще на Земле?

2. Наука такая, конечно же. Изучает психологию народов, этносов. Молодая наука, возникшая на стыке других. Так, согласно этой науке, люди, живущие на равнинах, более склонны к сплоченности, к преодолению трудностей совместными усилиями, однако при этом на них нехорошо влияет однообразный «плоский» пейзаж, и они особо уязвимы для печали и депрессий.

3. Так народы Палестины в библейские времена называли финикийцев. Это был торговый народ мореплавателей, селившийся на побережье Средиземного моря (Левант), основавший такие города, как Тир и Карфаген. Недавно британский ученый-генетик Спенсер Уэлс взял ДНК материал из зубов в древних захоронениях и сравнили ее с ДНК жителей современного Ливана. После этого можно с уверенностью сказать, что современные ливанцы - прямые потомки хананеев (финикийцев).

Кто прочитал - молодец!
До новых встреч!

Основу экономики Шумера составляло земледелие с развитой системой орошения. Отсюда понятно, почему одним из главных памятников шумерской литературы стал «Земледельческий альманах», содержащий наставления по ведению земледелия - как сохранять плодородие почвы и избегать ее засоления. Важное значение имело такжескотоводство. металлургия. Уже в начале III тыс. до н.э. шумеры начали изготовлять бронзовые орудия, а в конце II тыс. до н.э. вступили в железный век. С середины III тыс. до н.э. в производстве посуды применяется гончарный круг. Успешно развиваются другие ремесла - ткацкое, камнерезное, кузнечное. Широкая торговля и обмен имеют место как между шумерскими городами, так и с другими странами - Египтом, Ираном. Индией, государствами Малой Азии.

Следует особо подчеркнуть значениешумерского письма. Изобретенная шумерами клинопись оказалась наиболее удачной и эффективной. Усовершенствованная во II тыс. до н.э. финикийцами, она составила основу почти всех современных алфавитов.

Системарелигиозно-мифологических представлений и культов Шумера отчасти перекликается с египетской. В частности, в ней также присутствует миф об умирающем и воскресающем боге, каковым выступает бог Думузи. Как и в Египте, правитель города-государства объявлялся потомком бога и воспринимался в качестве земного бога. В то же время между шумерской и египетской системами имелись и заметные различия. Так, у шумеров заупокойный культ, вера в загробный мир не приобрели большого значения. В равной мере жрецы у шумеров не стали особым слоем, игравшим огромную роль в общественной жизни. В целом же шумерская система религиозных верований представляется менее сложной.

Как правило, каждый город-государство имел своего бога-покровителя. Вместе с тем были боги, которые почитались во всей Месопотамии. За ними стояли те силы природы, значение которых для земледелия было особенно велико - неба, земли и воды. Таковыми выступали бог неба Ан, бог земли Энлиль и бог воды Энки. Некоторые боги были связаны с отдельными звездами или созвездиями. Примечательно, что в шумерском письме пиктограмма звезды означала понятие «бог». Большое значение в шумерской религии имела богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения. Таких богинь существовало несколько, одной из них была богиня Инанна. покровительница города Урука. Некоторые мифы шумеров - о сотворении мира, всемирном потопе - оказали сильное влияние на мифологию других народов, включая христианские.

В художественной культуре Шумера ведущим искусством былаархитектура. В отличие от египтян шумеры не знали каменного строительства и все сооружения создавали из кирпича-сырца. Из-за болотистой местности постройки возводились на искусственных платформах - насыпях. С середины III тыс. до н.э. шумеры первыми начинают широко использовать в строительстве арки и своды.

Первыми памятниками архитектуры стали два храма, Белый и Красный, обнаруженные в Уруке (конец IVтыс. до н.э.) и посвященные главным божествам города - богу Ану и богине Инанне. Оба храма - прямоугольные в плане, с выступами и нишами, украшены рельефными изображениями в «египетском стиле». Другим значительным памятником является небольшой храм богини плодородия Нинхурсаг в Уре (XXVI в. до н.э.). Он был построен с использованием тех же архитектурных форм, но украшен не только рельефом, но и круглой скульптурой. В нишах стен стояли медные фигурки идущих бычков, а на фризах - горельефы лежащих бычков. У входа в храм - две статуи львов из дерева. Все это делало храм праздничным и нарядным.

В Шумере сложился своеобразный тип культовой постройки - зиккураг, который представлял собой ступенчатую, прямоугольную в плане, башню. На верхней площадке зиккурата обычно находился маленький храмик - «жилище бога». Зиккурат в течение тысячелетий играл примерно ту же роль, что и египетская пирамида, но в отличие от последней не был загробным храмом. Самым известным стал зиккурат («храм-гора») в Уре (XXII-XXI вв. до н.э.), который входил в комплекс из двух больших храмов и дворца и имел три платформы: черную, красную и белую. Сохранилась лишь нижняя, черная платформа, но даже в таком виде зиккурат производит грандиозное впечатление.

Скульптура в Шумере получила меньшее развитие, чем архитектура. Как правило, она имела культовый, «посвятительный» характер: верующий ставил сделанную по его заказу, чаше всего небольшую по размерам, статуэтку в храме, которая как бы молилась о его судьбе. Человек изображался условно, схематически и абстрактно. без соблюдения пропорций и без портретного сходства с моделью, часто в позе молящегося. В качестве примера может служить женская фигурка (26 см) из Лагаша, которая имеет в основном общие этнические черты.

В аккадский период скульптура существенно меняется: она становится более реалистической, приобретает индивидуальные черты. Самым знаменитым шедевром данного периода является портретная голова из меди Саргона Древнего (XXIII в. до н.э.), которая прекрасно передает неповторимые черты характера царя: мужество, волю, суровость. Это редкое по выразительности произведение почти ничем не отличается от современных.

Высокого уровня достигла шумерскаялитература. IТомимо упомянутого выше «Земледельческого альманаха» самым значительным литературным памятником стал «Эпос о Гильгамеше». В этой эпической поэме рассказывается о человеке, который все видел, все испытывай, все познал и который был близок к разгадке тайны бессмертия.

К концу III тыс. до н.э. Шумер постепенно приходит в упадок, и его в конце концов покоряет Вавилония.

Древние Шумеры – это народы, которые заселяли территорию Южного Междуречья (земли между реками Тигр и Евфрат), на самой заре исторического периода. Шумерская цивилизация считается одной из самых древней на планете.

Культура древних шумеров поражает своей многогранностью – это и самобытное искусство, и религиозные верования, и научные открытия, которые поражают мир своей точностью.

Письменность и архитектура

Письменность древних шумеров представляла собой выведение письменных знаков с помощью тростниковой палочки на табличке, изготовленной из сырой глины, отсюда она и получила свое название – клинопись.

Клинопись очень быстро распространилась на окружающие страны, и стала фактически основным видом письменности всего Ближнего Востока, вплоть до начала новой эры. Шумерская письменность представляла собой набор определенных знаков, благодаря которым обозначались те или иные объекты или действия.

Архитектура древних шумеров представляла собой религиозные сооружения и светские дворцы, материалом для строительства которых была глина и песок, так как в Междуречье был дефицит камня и древесины.

Не смотря на не слишком прочные материалы, строения шумеров обладали высокой прочностью и некоторые из них сохранились до наших дней. Культовые сооружения древних шумеров имели формы ступенчатых пирамид. Обычно свои постройки шумеры окрашивали черной краской.

Религия древних Шумеров

Немаловажную роль в шумерском обществе играли и религиозные верования. Пантеон шумерских богов состоял из 50 главных божеств, которые, согласно их верованиям, вершили судьбу всего человечества.

Подобно греческой мифологии, боги древних шумеров отвечали за различные сферы жизни и природные явления. Так самыми чтимыми богами были бог неба Ан, богиня Земли – Нинхурсаг, бог воздуха – Энлиль.

Согласно шумерской мифологии, человек был создан верховным богом- царем, который смешал глину со своей кровью, слепил из этой смеси фигурку человека и вдохнул в нее жизнь. Поэтому, древние шумеры верили в тесную связь человека с богом, и считали себя представителями божеств на земле.

Исскуство и наука Шумеров

Искусство Шумерского народа современному человеку может показаться весьма загадочным и не совсем понятным. На рисунках изображались обычные сюжеты: люди, животные, различные события – но все объекты были изображены в разных временных и материальных пространствах. За каждым сюжетом стоит система абстрактных понятий, что базировались на верованиях Шумеров.

Шумерская культура потрясает современный мир также своими достижениями в области астрологии. Шумеры первыми научились наблюдать за движением Солнца и Луны и открыли двенадцать созвездий, которые составляют современный Зодиак. Шумерские жрецы научились вычислять дни лунных затмений, что не всегда удается современным ученым даже с помощью новейшей астрономической техники.

Древними Шумерами были также созданы первые, организованные при храмах, школы для детей. В школах учили письменности и религиозным основам. Дети, которые показали себя прилежными учениками, после окончания школы имели возможность стать жрецами и обеспечить себе дальнейшую безбедную жизнь.

Все мы знаем, что Шумеры были создателями первого колеса. Но сделали они его отнюдь не для упрощения рабочего процесса, а как игрушку для детей. И только со временем, увидев его функциональность, стали применять его в хозяйственных работах.

1. РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ИСКУССТВО НАСЕЛЕНИЯ НИЖНЕЙ МЕСОПОТАМИИ

Сознание человека раннего энеолита (медно-каменного века) уже далеко продвинулось в эмоциональном и мыслительном восприятии мира. При этом, однако, основным способом обобщения оставалось эмоционально окрашенное сопоставление явлений по принципу метафоры, т. е. путем совмещения и условного отождествления двух или более явлений с каким-либо общим типичным признаком (солнце - птица, поскольку и оно и птица парят над нами; земля - мать). Так возникали мифы, которые были не только метафорическим истолкованием явлений, но и эмоциональным переживанием. В обстоятельствах, где проверка общественно признанным опытом была невозможна или недостаточна (например, за пределами технических приемов производства), действовала, очевидно, и «симпатическая магия», под которой здесь понимается неразличение (в суждении или в практическом действии) степени важности логических связей.

В то же время люди стали уже осознавать существование некоторых закономерностей, касавшихся их жизни и труда и определявших «поведение» природы, животных и предметов. Но они не могли пока найти этим закономерностям иного объяснения, кроме того, что те поддерживаются разумными действиями каких-то могущественных существ, в которых метафорически обобщалось существование миропорядка. Сами эти могущественные живые начала представлялись не как идеальное «нечто», не как дух, а как материально действующие, а следовательно, вещественно существующие; поэтому предполагалось возможным воздействовать на их волю, например задобрить. Важно отметить, что действия логически обоснованные и действия магически обоснованные тогда воспринимались как одинаково разумные и полезные для жизни человека, в том числе и для производства. Разница заключалась в том, что логическое действие имело практическое, эмпирически-наглядное объяснение, а магическое (ритуальное, культовое) - объяснение мифическое; оно представляло собой в глазах древнего человека повторение некоего действия, совершенного божеством или предком в начале мира и совершаемого в тех же обстоятельствах и поныне, потому что исторические изменения в те времена медленного развития реально не ощущались и стабильность мира определялась правилом: делать так, как делали боги или предки в начале времени. К таким действиям и понятиям критерий практической логики был неприменим.

Магическая деятельность - попытки воздействовать на олицетворенные закономерности природы эмоциональным, ритмическим, «божественным» словом, жертвоприношениями, обрядовыми телодвижениями - казалась столь же нужной для жизни общины, как и любой общественно полезный труд.

В эпоху неолита (новокаменного века), видимо, уже появилось ощущение наличия неких абстрактных связей и закономерностей в окружающей действительности. Возможно, это отразилось, например, в преобладании геометрических абстракций в изобразительной передаче мира - человека, животных, растений, движений. Место беспорядочного нагромождения магических рисунков животных и людей (пусть даже очень точно и наблюдательно воспроизведенных) занял абстрактный орнамент. Изображение при этом еще не теряло своего магического назначения и в то же время не обособлялось от повседневной деятельности человека: художественное творчество сопутствовало домашнему изготовлению нужных в каждом хозяйстве вещей, будь то посуда или цветные бусы, фигурки божеств либо предков, но особенно, конечно, изготовлению предметов, предназначавшихся например, для культово-магических праздников или для погребения (чтобы покойник мог ими пользоваться в загробном мире).

Создание предметов как домашнего, так и культового назначения было творческим процессом, в котором древним мастером руководило художественное чутье (вне зависимости от того, осознавал он это или нет), в свою очередь развивавшееся во время работы.

Керамические изделия неолита и раннего энеолита демонстрируют нам одну из важных ступеней художественного обобщения, главным показателем которого является ритм. Чувство ритма, вероятно, органично присуще человеку, но, видимо, открыл его в себе человек не сразу и далеко не сразу сумел образно воплотить. В палеолитических изображениях мы мало ощущаем ритм. Он появляется только в неолите как стремление упорядочить, организовать пространство. По расписной посуде разных эпох можно наблюдать, как человек учился обобщать свои впечатления от природы, так группируя и стилизуя открывавшиеся его глазам предметы и явления, что они превращались в стройный геометризованный растительный, животный или абстрактный орнамент, строго подчиненный ритму. Начиная от простейших точечных и штриховых узоров на ранней керамике и кончая сложными симметричными, как бы движущимися изображениями на сосудах V тысячелетия до н. э., все композиции органично ритмичны. Кажется, что ритм красок, линий и форм воплотил в себе двигательный ритм - ритм руки, медленно вращающей сосуд во время лепки (до гончарного круга), а возможно, и ритм сопровождающего напева. Искусство керамики создавало также возможность зафиксировать в условных образах мысль, ибо даже самый абстрактный узор нес в себе информацию, поддерживаемую устной традицией.

С еще более сложной формой обобщения (но уже не только художественного порядка) мы сталкиваемся при изучении неолитической и раннеэнеолитической скульптуры. Статуэтки, вылепленные из глины, смешанной с зерном, найденные в местах хранения зерна и в очагах, с подчеркнутыми женскими и специально материнскими формами, фаллосы и фигурки бычков, очень часто попадающиеся рядом с человеческими фигурками, синкретически воплощали понятие земного плодородия. Наиболее сложной формой выражения этого понятия кажутся нам нижнемесопотамские мужские и женские статуэтки начала IV тысячелетия до н. э. со зверообразной мордой и налепами-вкладышами для вещественных образцов растительности (зерен, косточек) на плечах и в глазах. Эти фигурки еще нельзя назвать божествами плодородия - скорее это ступень, предшествующая созданию образа божества-покровителя общины, существование которого мы можем предполагать в несколько более позднее время, исследуя развитие архитектурных сооружений, где эволюция идет по линии: алтарь под открытым небом - храм.

В IV тысячелетии до н. э. на смену расписной керамике приходит нерасписная красная, серая или желтовато-серая посуда, покрытая стекловидным поливом. В отличие от керамики предыдущего времени, сделанной исключительно вручную или на медленно вращающемся гончарном круге, она выполнена на круге быстро вращающемся и очень скоро полностью вытесняет посуду, вылепленную от руки.

Культуру Протописьменного периода уже можно уверенно назвать в своей основе шумерской или по крайней мере протошумерской. Памятники ее распространены по всей Нижней Месопотамии, захватывают Верхнюю Месопотамию и район по р. Тигр. К наивысшим достижениям этого периода следует отнести: расцвет храмостроительства, расцвет искусства глиптики (резьбы на печатях), новые формы пластики, новые принципы изобразительности и изобретение письменности.

Все искусство того времени, как и мировоззрение, было окрашено культом. Заметим, однако, что, говоря об общинных культах древней Месопотамии, трудно делать заключения о шумерской религии как о системе. Правда, всюду почитались общие космические божества: «Небо» Ан (аккад. Ану); «Владыка земли», божество Мирового океана, на котором плавает земля, Энки (аккад. Эйя); «Владыка-Дуновение», божество наземных сил, Энлиль (аккад. Эллиль), он же бог шумерского племенного союза с центром в Ниппуре; многочисленные «богини-матери», боги Солнца и Луны. Но большее значение имели местные боги-покровители каждой общины, обычно каждый со своими супругой и сыном, с множеством приближенных. Бесчисленны были мелкие добрые и злые божества, связанные с зерном и скотом, с домашним очагом и хлебным амбаром, с болезнями и напастями. Они по большей части были различными в каждой из общин, о них рассказывали разные, противоречившие друг другу мифы.

Храмы строились не всем богам, а лишь главнейшим, преимущественно же богу или богине - покровителям данной общины. Наружные стены храма и платформы были украшены равномерно отстоящими друг от друга выступами (этот прием повторяется и при каждой последовательной перестройке). Сам же храм состоял из трех частей: центральной в виде длинного двора, в глубине которого помещалось изображение божества, и симметричных боковых приделов по обеим сторонам двора. На одном конце двора располагался алтарь, на другом конце - стол для жертвоприношений. Примерно такую же планировку имели храмы этого времени и в Верхней Месопотамии.

Так на севере и на юге Месопотамии формируется определенный тип культового строения, где закрепляются и становятся традиционными почти для всей позднейшей месопотамской архитектуры некоторые строительные принципы. Главные из них таковы: 1) постройка святилища на одном месте (все более поздние перестройки включают в себя предшествующие, и здание, таким образом, никогда не переносится); 2) высокая искусственная платформа, на которой стоит центральный храм и к которой с двух сторон ведут лестницы (впоследствии, может быть, именно в результате обычая строить храм на одном месте вместо одной платформы мы уже встречаем три, пять и, наконец, семь платформ, одну над другой с храмом на самом верху - так называемый зиккурат). Стремление строить высокие храмы подчеркивало древность и исконность происхождения общины, а также связь святилища с небесным обиталищем бога; 3) трехчастный храм с центральным помещением, представляющим собой открытый сверху внутренний дворик, вокруг которого группируются боковые пристройки (на севере Нижней Месопотамии такой двор мог быть крытым); 4) членение наружных стен храма, а также платформы (или платформ) чередующимися выступами и нишами.

Из древнейшего Урука нам известно особое сооружение, так называемое «Красное здание» с эстрадой и столбами, украшенными мозаичным орнаментом,- предположительно двор для народной сходки и совета.

С началом городской культуры (даже самой примитивной) открывается новый этап и в развитии изобразительного искусства Нижней Месопотамии. Культура нового периода становится богаче и разнообразнее. Вместо печатей-штампов появляется новая форма печатей - цилиндрическая.

Шумерская цилиндрическая печать. Санкт-Петербург. Эрмитаж

Пластическое искусство раннего Шумера тесно связано с глиптикой. Печати-амулеты в форме животных или головок животных, которые так распространены в Протописьменный период, можно считать формой, соединяющей глиптику, рельеф и круглую скульптуру. Функционально все эти предметы - печати. Но если это фигурка животного, то одна сторона его будет плоско срезана и на ней в глубоком рельефе будут вырезаны дополнительные изображения, предназначенные для отпечатывания на глине, как правило связанные с главной фигурой, так, на обратной стороне головы льва, исполненной в довольно высоком рельефе, вырезаны маленькие львы, на обороте фигуры барана - рогатые животные или человек (видимо, пастух).

Стремление как можно точнее передать изображаемую натуру, особенно когда дело касается представителей животного мира, характерно для искусства Нижней Месопотамии этого периода. Маленькие фигурки домашних животных - бычков, баранов, коз, выполненные в мягком камне, разнообразные сцены из жизни домашних и диких животных на рельефах, культовых сосудах, печатях поражают прежде всего точным воспроизведением строения тела, так что легко определяется не только вид, но и порода животного, а также позы, движения, переданные живо и выразительно, а часто и удивительно лаконично. Однако настоящей круглой скульптуры все же почти нет.

Другой характерной чертой раннешумерского искусства является его повествовательность. Каждый фриз на цилиндрической печати, каждое рельефное изображение - рассказ, который можно прочесть по порядку. Рассказ о природе, о животном мире, но главное - рассказ уже о себе самом, о человеке. Ибо только в Протописьменный период в искусстве появляется человек, его тема.


Печати-штампы. Месопотамия. Конец IV - начало III тыс. до н.э. Санкт-Петербург. Эрмитаж

Изображения человека встречаются даже в палеолите, но их нельзя считать образом человека в искусстве: человек присутствует в неолитическом и энеолитическом искусстве как часть природы, он еще не выделил себя из нее в своем сознании. Для раннего искусства нередко характерен синкретический образ - человеческо-животно-растительный (как, скажем, напоминающие лягушку фигурки с ямочками для зерен и косточек на плечах или изображение женщины, кормящей звереныша) или человеческо-фаллический (т. е. человек-фаллос, или просто фаллос, как символ размножения).

В шумерском искусстве Протописьменного периода мы уже наблюдаем, как человек начал отделять себя от природы. Искусство Нижней Месопотамии этого периода предстает перед нами, таким образом, как качественно новый этап в отношении человека к окружающему его миру. Не случайно памятники культуры Протописьменного периода оставляют впечатление пробуждения человеческой энергии, осознания человеком своих новых возможностей, попытки выразить себя в окружающем мире, который он осваивает все больше и больше.

Памятники Раннединастического периода представлены значительным числом археологических находок, которые позволяют смелее говорить о некоторых общих тенденциях в искусстве.

В архитектуре окончательно складывается тип храма на высокой платформе, который иногда (а весь храмовый участок даже обычно) был обнесен высокой стеной. Храм к этому времени принимает более лаконичные формы - подсобные помещения четко отделены от центральных культовых, число их уменьшается. Исчезают колонны и полуколонны, а с ними и мозаичная облицовка. Основным приемом художественного оформления памятников храмовой архитектуры остается членение наружных стен выступами. Не исключено, что в этот период утверждается многоступенчатость зиккурата главного городского божества, который постепенно вытеснит храм на платформе. Одновременно существовали и храмы второстепенных божеств, которые имели меньшие размеры, строились без платформы, но обычно тоже в пределах храмового участка.

Своеобразный памятник архитектуры обнаружен в Кише - светское здание, представляющее собой первый образец соединения дворца и крепости в шумерском строительстве.

Памятники скульптуры в большинстве своем представляют собой небольшие (25-40 см) фигурки из местного алебастра и более мягких пород камня (известняка, песчаника и т. д.). Помещались они обычно в культовых нишах храмов. Для северных городов Нижней Месопотамии характерны преувеличенно вытянутые, для южных, напротив, преувеличенно укороченные пропорции статуэток. Всем им свойственно сильное искажение пропорций человеческого тела и черт лица, с резким подчеркиванием одной-двух черт, особенно часто - носа и ушей. Такие фигуры ставились в храмах для того, чтобы они представительствовали там, молились за того, кто их поставил. Для них не требовалось конкретного сходства с оригиналом, как, скажем, в Египте, где раннее блистательное развитие портретной скульптуры было обусловлено требованиями магии: иначе душа-двойник могла бы перепутать хозяина; здесь же было вполне достаточно короткой надписи на фигурке. Магические цели, видимо, нашли отражение в подчеркнутых чертах лица: большие уши (для шумеров - вместилища мудрости), широко раскрытые глаза, в которых просительное выражение сочетается с удивлением магического прозрения, руки, сложенные в молитвенном жесте. Все это часто превращает нескладные и угловатые фигурки в живые и выразительные. Передача внутреннего состояния оказывается гораздо важнее передачи внешней телесной формы; последняя разрабатывается лишь в той мере, в какой она отвечает внутренней задаче скульптуры - создать образ, наделенный сверхъестественными свойствами («всевидящий», «всеслышащий»). Поэтому в официальном искусстве Раннединастического периода мы уже не встречаем той своеобразной, порой свободной трактовки, которая отмечала лучшие произведения искусства времени Протописьменного периода. Скульптурные фигуры Раннединастического периода, даже если они изображали божеств плодородия, полностью лишены чувственности; их идеал - стремление к сверхчеловеческому и даже нечеловеческому.

В постоянно воевавших между собой номах-государствах были разные пантеоны, различные ритуалы, не было единообразия в мифологии (если не считать сохранения общей главной функции всех божеств III тысячелетия до н. э.: это прежде всего общинные боги плодородия). Соответственно при единстве общего характера скульптуры изображения очень различны в деталях. В глиптике начинают преобладать цилиндрические печати с изображением героев и вздыбленных животных.

Ювелирные изделия Раннединастического периода, известные главным образом по материалам раскопок урских гробниц, по праву могут быть отнесены к шедеврам ювелирного творчества.

Искусство аккадского времени, пожалуй, более всего характеризуется центральной идеей обожествляемого царя, который появляется сначала в исторической действительности, а затем в идеологии и в искусстве. Если в истории и в легендах он предстает человеком не из царского рода, который сумел достичь власти, собрал огромную армию и впервые за все время существования государств-номов в Нижней Месопотамии подчинил себе весь Шумер и Аккад, то в искусстве это мужественный человек с подчеркнуто энергичными чертами сухощавого лица: правильные, четко очерченные губы, небольшой нос с горбинкой - портрет идеализированный, возможно, обобщенный, но достаточно точно передающий этнический тип; этот портрет вполне соответствует сложившемуся из исторических и легендарных данных представлению о герое-победителе Саргоне Аккадском (такова, например, медная портретная голова из Ниневии - предполагаемое изображение Саргона). В других случаях обожествленный царь изображен совершающим победоносный поход во главе своего войска. Он карабкается по кручам впереди воинов, фигура его дана крупнее, чем фигуры остальных, над его головой сияют символы-знаки его божественности - Солнце и Луна (стела Нарам-Суэна в честь его победы над горцами). Он выступает также в виде могучего героя в локонах и с кудрявой бородой. Герой сражается со львом, его мускулы напряжены, одной рукой он сдерживает вздыбившегося льва, чьи когти в бессильной ярости царапают воздух, а другой вонзает кинжал хищнику в загривок (излюбленный мотив аккадской глиптики). В какой-то мере изменения в искусстве аккадского периода связаны с традициями северных центров страны. Иногда говорят о «реализме» в искусстве аккадского периода. Конечно, о реализме в том смысле, как мы сейчас понимаем этот термин, не может быть и речи: фиксируются не действительно видимые (хотя бы и типичные), а существенные для концепции данного предмета черты. Все же впечатление жизнеподобия изображаемого очень остро.

Найдена в Сузах. Победа царя над луллубеями. Ок. 2250 г. до Р. Х.

Париж. Лувр

События времени Аккадской династии расшатали сложившиеся жреческие шумерские традиции; соответственно процессы, происходившие в искусстве, впервые отразили интерес к отдельной личности. Влияние аккадского искусства сказывалось в течение столетий. Его можно обнаружить и в памятниках последнего периода шумерской истории - III династии Ура и династии Иссина. Но в целом памятники этого позднейшего времени оставляют впечатление однообразия и стереотипности. Это соответствует действительности: например, над печатями трудились мастера-гуруши огромных царских ремесленных мастерских III династии Ура, набившие себе руку на четком воспроизведении одной и той же предписанной темы - поклонения божеству.

2. ШУМЕРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Всего в настоящее время нам известно около ста пятидесяти памятников шумерской литературы (многие из них сохранились в виде фрагментов). В их числе - стихотворные записи мифов, эпические сказания, псалмы, свадебно-любовные песни, связанные со священным браком обожествленного царя со жрицей, погребальные плачи, плачи о социальных бедствиях, гимны в честь царей (начиная с III династии Ура), литературные имитации царских надписей; очень широко представлена дидактика - поучения, назидания, споры-диалоги, сборники басен, анекдоты, поговорки и пословицы.

Из всех жанров шумерской литературы наиболее полно представлены гимны. Самые ранние записи их восходят к середине Раннединастического периода. Безусловно, гимн - один из наиболее древних способов коллективного обращения к божеству. Запись такого произведения должна была производиться с особой педантичностью и пунктуальностью, ни одного слова нельзя было изменить произвольно, поскольку ни один образ гимна не был случайным, за каждым стояло мифологическое содержание. Гимны рассчитаны на чтение вслух - отдельным жрецом или хором, и эмоции, которые возникали при исполнении такого произведения,- это коллективные эмоции. Огромное значение ритмической речи, воспринимающейся эмоционально-магически, выступает в таких произведениях на первый план. Обычно в гимне восхваляется божество и перечисляются деяния, имена и эпитеты бога. Большинство гимнов, которые дошли до нас, сохранились в школьном каноне г. Ниппура и чаще всего посвящены Энлилю, богу-покровителю этого города, и другим божествам его круга. Но есть также гимны царям и храмам. Однако гимны можно было посвящать лишь обожествленным царям, а обожествлялись в Шумере не все цари.

Наравне с гимнами богослужебными текстами являются плачи, очень распространенные в шумерской литературе (особенно плачи о народных бедствиях). Но самый древний памятник подобного рода, известный нам, не богослужебный. Это «плач» о разрушении Лагаша царем Уммы Лугальзагеси. В нем перечисляются разрушения, произведенные в Лагаше, и проклинается их виновник. Остальные же дошедшие до нас плачи - плач о гибели Шумера и Аккада, плач «Проклятие городу Аккаде», плач о гибели Ура, плач о гибели царя Ибби-Суэна и др. - безусловно, ритуального характера; они обращены к богам и близки к заклинаниям.

К числу культовых текстов относится замечательная серия поэм (или песнопений), начиная с «Хождения Инапы в преисподнюю» и кончая «Смертью Думузи», отражающая миф об умирающих и воскресающих божествах и связанная с соответствующими обрядами. Богиня плотской любви и животного плодородия Иннин (Инана) полюбила бога- (или героя-) пастуха Думузи и взяла его в мужья. Однако затем она низошла в преисподнюю, по-видимому чтобы оспорить власть царицы преисподней. Умерщвленная, но хитростью богов возвращенная к жизни, Инана может вернуться на землю (где тем временем все живое перестало размножаться), лишь отдав преисподней за себя живой выкуп. Инана почитается в разных городах Шумера и в каждом имеет супруга или сына; все эти божества преклоняются перед ней и молят о пощаде; лишь один Думузи гордо отказывается. Думузи предан злым гонцам преисподней; тщетно сестра его Гештинана («Лоза небес») трижды превращает его в животное и прячет у себя; Думузи убит и уведен в преисподнюю. Однако Гештинана, жертвуя собой, добивается, чтобы Думузи на полгода отпускали к живым, на это время она сама взамен него уходит в мир мертвых. Пока бог-пастух царит на земле, богиня-растение умирает. Структура мифа оказывается много сложнее, чем упрощенный мифологический сюжет умирания и воскрешения божества плодородия, как он обычно излагается в популярной литературе.

К ниппурскому канону относятся также девять сказаний о подвигах героев, отнесенных «Царским списком» к полулегендарной I династии Урука,- Энмеркара, Лугальбанды и Гильгамеша. Ниппурский канон, видимо, начал создаваться в период III династии Ура, а цари этой династии были тесно связаны с Уруком: ее основатель возводил свой род к Гильгамешу. Включение в канон урукских легенд произошло, скорее всего, потому, что Ниппур был культовым центром, который был всегда связан с господствующим в данное время городом. При III династии Ура и I династии Иссина единообразный ниппурский канон был введен в э-дубах (школах) других городов державы.

Все дошедшие до нас героические сказания находятся на стадии образования циклов, что обычно характерно для эпоса (группирование героев по месту их рождения - одна из ступеней этой циклизации). Но памятники эти настолько разнородны, что их с трудом можно объединить общим понятием «эпос». Это разновременные композиции, одни из которых более совершенны и законченны (как замечательная поэма о герое Лугальбанде и чудовищном орле), другие - менее. Однако составить даже примерное представление о времени их создания невозможно - различные мотивы могли включаться в них на разных этапах их развития, сказания могли видоизменяться на протяжении веков. Ясно одно: перед нами ранний жанр, из которого эпос разовьется впоследствии. Поэтому герой такого произведения - еще не эпический герой-богатырь, монументальная и часто трагическая личность; это скорее удачливый молодец из волшебной сказки, родственник богов (но не бог), могучий царь с чертами бога.

Очень часто в литературоведении героический эпос (или праэпос) противопоставляется так называемому мифологическому эпосу (в первом действуют люди, во втором - боги). Такое деление вряд ли уместно по отношению к шумерской литературе: образ бога-героя гораздо менее свойствен ей, чем образ героя-смертного. Кроме названных известны два эпических или пра-эпических сказания, где героем является божество. Одно из них - сказание о борьбе богини Иннин (Инаны) с олицетворением подземного мира, названным в тексте «гора Эбех», другое - рассказ о войне бога Нинурты со злым демоном Асаком, также обитателем подземного царства. Нинурта одновременно выступает и как герой-первопредок: он сооружает плотину-насыпь из груды камней, чтобы отгородить Шумер от вод первозданного океана, которые разлились в результате смерти Асака, а затопившие поля воды отводит в Тигр.

Более распространены в шумерской литературе произведения, посвященные описаниям созидательных деяний божеств, так называемым этиологическим (т. е. объясняющим) мифам; одновременно они дают представление и о создании мира, как оно виделось шумерам. Возможно, что цельных космогонических сказаний в Шумере и не было (или они не записывались). Трудно сказать, почему это так: вряд ли возможно, чтобы представление о борьбе титанических сил природы (богов и титанов, старших и младшие богов и т. д.) не отразилось в шумерском мировоззрении, тем более что тема умирания и воскрешения природы (с уходом божества в подземное царство) в шумерской мифографии разработана подробно - не только в рассказах об Иннин-Инане и Думузи, но и о других богах, например об Энлиле.

Устройство жизни на земле, установление на ней порядка и благоденствия - едва ли не любимая тема шумерской литературы: она наполнена рассказами о сотворении божеств, которые должны следить за земным порядком, заботиться о распределении божественных обязанностей, об установлении божественной иерархии, о заселении земли живыми существами и даже о создании отдельных сельскохозяйственных орудий. Главными действующими богами-творцами обычно выступают Энки и Энлиль.

Многие этиологические мифы составлены в форме прений - спор ведут либо представители той или иной области хозяйства, либо сами хозяйственные предметы, которые пытаются доказать друг другу свое превосходство. В распространении этого жанра, типичного для многих литератур древнего Востока, большую роль сыграла шумерская э-дуба. О том, что представляла собою эта школа на ранних этапах, известно очень мало, однако в каком-то виде она существовала (о чем свидетельствует наличие учебных пособий уже с самого начала письменности). Видимо, как особое учреждение э-дуба складывается не позже середины III тысячелетия до н. э. Первоначально цели обучения были чисто практическими - школа готовила писцов, землемеров и т. д. По мере развития школы обучение становилось все более универсальным, и в конце III - начале II тысячелетия до н. э. э-дуба становится чем-то вроде «академического центра» того времени - в ней преподают все отрасли знаний, тогда существовавшие: математику, грамматику, пение, музыку, право, изучают перечни правовых, медицинских, ботанических, географических и фармакологических терминов, списки литературных сочинений и т. д.

Большинство рассмотренных выше произведений сохранилось именно в виде школьных или учительских записей, через школьный канон. Но есть и специальные группы памятников, которые принято называть «текстами э-дубы»: это произведения, рассказывающие об устройстве школы и школьной жизни, дидактические сочинения (поучения, правоучения, наставления), специально адресованные школярам, очень часто составленные в форме диалогов-споров, и, наконец, памятники народной мудрости: афоризмы, пословицы, анекдоты, басни и поговорки. Через э-дубу до нас дошел и единственный пока образец прозаической сказки на шумерском языке.

Даже по этому неполному обзору можно судить о том, насколько богаты и разнообразны памятники шумерской литературы. Этот разнородный и разновременный материал, большая часть которого была записана только в самом конце III (если не в начале II) тысячелетия до н. э., по-видимому, еще почти не подвергался специальной «литературной» обработке и во многом сохранил приемы, свойственные устному словесному творчеству. Основной стилистический прием большинства мифологических и праэпических рассказов - многократные повторения, например повторение в одних и тех же выражениях одних и тех же диалогов (но между разными последовательными собеседниками). Это не только художественный прием троекратности, столь характерный для эпоса и сказки (в шумерских памятниках он иногда достигает девятикратности), но еще и мнемонический прием, способствующий лучшему запоминанию произведения,- наследие устной передачи мифа, эпоса, специфическая черта ритмической, магической речи, по форме напоминающей шаманское камлание. Композиции, составленные в основном из таких монологов и диалогов-повторов, среди которых неразвернутое действие почти теряется, кажутся нам рыхлыми, необработанными и оттого несовершенными (хотя в древности они вряд ли могли так восприниматься), рассказ на табличке выглядит просто конспектом, где записи отдельных строк служили как бы памятными вехами для сказителя. Однако зачем тогда было педантично, до девяти раз, выписывать одни и те же фразы? Это тем более странно, что запись производилась на тяжелой глине и, казалось бы, сам материал должен был подсказать необходимость лаконичности и экономичности фразы, более сжатой композиции (это происходит только к середине II тысячелетия до н. э., уже в аккадской литературе). Приведенные факты наводят на мысль, что шумерская литература представляет собой не что иное, как письменную запись устной словесности. Не умея, да и не стремясь оторваться от живого слова, она фиксировала его на глине, сохраняя все стилистические приемы и особенности устной поэтической речи.

Важно, однако, заметить, что шумерские писцы-«литераторы» не ставили себе задачей фиксировать все устное творчество или все его жанры. Отбор определялся интересами школы и отчасти культа. Но наряду с этой письменной протолитературой продолжалась жизнь устных произведений, оставшихся незафиксированными,- быть может, гораздо более богатая.

Неправильно было бы представлять эту делающую свои первые шаги шумерскую письменную литературу как малохудожественную или почти лишенную художественного, эмоционального воздействия. Сам метафорический образ мышления способствовал образности языка и развитию такого характернейшего для древневосточной поэзии приема, как параллелизм. Шумерские стихи - ритмическая речь, но в строгий размер они не укладываются, так как не удается обнаружить ни счета ударений, ни счета долгот, ни счета слогов. Поэтому важнейшим средством подчеркнуть ритм являются здесь повторы, ритмические перечисления, эпитеты богов, повторение начальных слов в нескольких строках подряд и т. д. Все это, собственно говоря, атрибуты устной поэзии, но сохраняющие тем не менее свое эмоциональное воздействие и в литературе письменной.

Письменная шумерская литература отразила и процесс столкновения первобытной идеологии с новой идеологией классового общества. При знакомстве с древними шумерскими памятниками, особенно мифологическими, бросается в глаза отсутствие поэтизации образов. Шумерские боги - не просто земные существа, мир их чувств - не просто мир чувств и поступков человеческих; постоянно подчеркиваются низменность и грубость натуры богов, непривлекательность их облика. Первобытному мышлению, подавленному неограниченной властью стихий и ощущением собственной беспомощности, по-видимому, были близки образы богов, творящих живое существо из грязи из-под ногтей, в пьяном состоянии, способных из одного каприза погубить созданное ими человечество, устроив Потоп. А шумерский подземный мир? По сохранившимся описаниям он представляется на редкость хаотичным и безнадежным: там нет ни судьи мертвых, ни весов, на которых взвешиваются поступки людей, нет почти никаких иллюзий «посмертной справедливости».

Идеология, которая должна была что-то противопоставить этому стихийному чувству ужаса и безнадежности, вначале сама была очень беспомощна, что и нашло выражение в письменных памятниках, повторяющих мотивы и формы древней устной поэзии. Постепенно, однако, по мере того как в государствах Нижней Месопотамии укрепляется и становится господствующей идеология классового общества, меняется и содержание литературы, которая начинает развиваться в новых формах и жанрах. Процесс отрыва письменной литературы от устной убыстряется и делается очевидным. Возникновение на поздних ступенях развития шумерского общества дидактических жанров литературы, циклизация мифологических сюжетов и т. п. знаменуют все большую самостоятельность, приобретаемую письменным словом, иную его направленность. Однако этот новый этап развития переднеазиатской литературы, по существу, продолжали уже не шумеры, а их культурные наследники - вавилоняне, или аккадцы.

Шумеры и аккадцы - два древних народа, которые создали неповторимый исторический и культурный облик Междуречья IY-III тысячелетий до н.э. О происхождении шумеров нет точных сведений. Известно только, что они появились в Южной Месопотамии не позднее IY тысячелетия до н.э. Проложив сеть каналов от реки Евфрат, они оросили бесплодные земли и построили на них города Ур, Урук, Ниппур, Лагаш и др. Каждый шумерский город был отдельным государством со своим правителем и армией.

Шумеры создали и уникальную форму письменности - клинопись. Письменность Шумера запечатлела законы, знания, религиозные представления и мифы.

Архитектурных памятников Шумерской эпохи сохранилось очень мало, так как в Междуречье не было ни дерева, ни камня, пригодных для строительства. Большинство зданий возводили из менее долговечного материала - необожженного кирпича. Самыми значительными из дошедших до наших дней построек (в небольших фрагментах) считаются Белый храм и Красное Здание в Уруке (3200-3000 гг. до н.э.). Шумерский храм обычно строили на утрамбованной глиняной платформе. К ней вели длинные лестницы или пандусы. Стены платформы, так же как и стены храма, красили, отделывали мозаикой, оформляли нишами и вертикальными прямоугольными выступами - лопатками. Обычно приподнятый над жилой частью города, храм напоминал людям о нерасторжимой связи Неба и Земли. Храм - низкое толстостенное здание с внутренним двором. На одной стороне двора помещалась статуя божества, на другой - стол для жертвоприношений. Перекрытия обычно опирались на балки, но применялись также своды и купола.

До нашего времени сохранились прекрасные образцы шумерской скульптуры, созданные в начале III тысячелетия до н.э. Наиболее распространенным типом скульптуры был адорант , который представлял собой статую молящегося - фигурку сидящего или стоящего со сложенными на груди руками человека, которую дарили храму. Особенно тщательно выполняли огромные глаза адорантов - их часто инкрустировали. Шумерской скульптуре никогда не придавали портретного сходства; главная ее особенность - это условной изображения.

Стены шумерских храмов украшались рельефами, повествовавшими как об исторических событиях в жизни города (военном походе, закладке храмов), так и о повседневных делах. Рельеф состоял из нескольких ярусов, события разворачивались перед зрителем последовательно от яруса к ярусу. Все персонажи были одинакового роста - только царя всегда изображали крупнее других (стелла правителя города Лагаша Эаннатума - около 2470 г. до н.э.).

Особое место в шумерском изобразительном наследии принадлежит глиптике - резьбе по драгоценному или полудрагоценному камню. Печати прокатывали по глиняной поверхности и получали оттиск - миниатюрный рельеф с большим числом персонажей и тщательно выстроенной композицией . Большинство изображенных на печатях сюжетов посвящено противоборству различных животных или фантастических существ. Печати считали предметами, обладавшими магическим значением, их хранили как талисманы, дарили храмам, помещали в захоронения.


В конце XXIY в. до н.э. территорию Южной Месопотамии завоевали аккадцы. Их предками считают семитские племена, поселившиеся в Центральной и Северной Месопотамии в глубокой древности. Царь аккадцев Саргон Великий подчинил себе ослабленные междоусобными войнами шумерские города и создал первое в этом регионе единое государство - царство Шумера и Аккада, которое существовало до конца III тысячелетия до н.э. Аккадцы бережно отнеслись к шумерской культуре. Они освоили и приспособили для своего языка шумерскую клинопись, сохранили древние тексты и произведения искусства. Даже религия шумеров была воспринята аккадцами, только боги получили новые имена.

В аккадский период появилась новая форма храма - зиккурат . Это ступенчатая пирамида, на вершине которой помещалось небольшое святилище. Нижние ярусы зиккурата окрашивали в черный цвет, средние - в красный, верхние - в белый. Символика формы зиккурата - “лестница в небо”. В XXI в. до н.э. в Уре был сооружен трехъярусный зиккурат, высота которого составляла 21 метр. Позже его перестроили, увеличив число ярусов до семи.

Памятников изобразительного искусства аккадского периода сохранилось очень мало. Отлитый из меди портрет - возможно является портретом Саргона Великого. Облик царя исполнен спокойствия, благородства и внутренней силы. Мастер стремится воплотить в скульптуре образ идеального правителя и воина. Силуэт четкий, детали выполнены тщательно - все свидетельствует о прекрасном владении техникой работы по металлу.

Т.о., в шумерский и аккадский периоды в Месопотамии определились основные направления искусства - архитектура и скульптура, которые в дальнейшем получили свое развитие.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS