Главная - Ребенок
Какие фрукты нарисовал художник машков. Рисуем натюрморт с фруктами Ильи Машкова

Илья Иванович Машков — знаменитый русский художник. Родился в 1881 году в станице Михайловская-на-Дону. Один из самых ярких представителей русского авангарда . Работал в жанрах: реализм, кубизм, постимпрессионизм, лубок и т.д. Илья Машков также известен и как один из основателей объединения художников « ». Кроме того, был создателем и активным членом Общества Московских художников. Помимо этого, был членом объединений художников «Мир искусства», «Московские живописцы», «Ассоциация художников Революционной России». Принимал участие в многочисленных выставках в России и за рубежом.

Учителями Ильи Машкова были такие известные художники, как Валентин Серов, Константин Коровин, Аполлинарий Васнецов. В годы учёбы Машков отличался эксцентричным поведением, за что и был впоследствии исключён. Однако к тому времени он уже обзавёлся собственной студией и даже имел собственных учеников.

В настоящее время его авангард считается одним из ярчайших явлений в русской культуре и живописи. Картины И. И. Машкова находятся в самых известных музеях, среди которых Государственная Третьяковская галерея в Москве, Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге и другие. Стоит также сказать и о том, что картины этого художника являются необычайно дорогими. Так, например, его натюрморт «Цветы» был продан за 3.5 миллионов долларов, картина «Натюрморт c фруктами» была продана за 7.25 миллионов долларов.

Великий русский художник, прославивший русский авангард на весь мир, умер в 1944 году в Абрамцево. Похоронен на Новодевичьем кладбище, Москва.

Автопортрет и портрет Петра Кончаловского

Городской зимний пейзаж

Дама с контрабасом

Женский портрет. Минск

Натюрморт с веером

Натюрморт с самоваром

Натюрморт. Рыбы

Пионерка с горном

Портрет дамы в кресле


«Натюрморт» 1912 - 1913
Саратовский государственный художественный
музей имени А. Н. Радищева
Саратов

Ты знаешь, когда интереснее всего ходить на рынок? Конечно, в конце лета! И чего там только нет! Помидорчики и помидорищи, огурчики и длиннющие огурцы, фиолетовые баклажаны и зеленые кабачки, лук и морковка, огромные, как корзины, тыквы, покрытые мелкой сеточкой дыни и арбузы, такие большие, что и не поднять! А ягоды! А всякая зелень!

И запахи какие! Здесь пахнет солеными грибочками, тут - квашеной капустой, тут антоновским яблоком... Эх, до чего ж земля на всякие дары богата!
В один из таких дней пришла на московский рынок молодая. круглолицая кухарка Маша. Набрала она в свою корзину всякой всячины - еле-еле домой на извозчике привезла.
Пришла Маша в большую, очень светлую комнату, вывалила всю корзину на деревянный стол и ушла. А овощи и фрукты зашептались, заговорили между собой. Вот сейчас нас и съедят, решили все. Хорошо, если хоть повар хороший попадется, что-то особенно вкусное приготовит.

Тут быстро распахнулась дверь и в комнату ворвался повар - высокий, румяный, с пышными усами. Зубы белые, руки сильные, улыбка веселая! В халате каком-то, но без передника, и колпака поварского на голове тоже нет. Наклонился он над столом, каждый помидорчик и огурчик пощупал толстыми пальцами, бархатные персики понюхал, сливами полюбовался, гранат потрогал, арбуз погладил.

Ну-с, - говорит, - за-ме-ча-тельно! Сейчас мы чудо-натюрмортик сотворим.
- «Это, наверное, какое-то вкусное кушанье, - подумали фрукты-овощи. – Вот-вот начнут крошить и резать, только держись!»


«Натюрморт с крабами»
1925г.

А повар зачем-то постелил на столе скатерть, принес большое серебряное блюдо и начал на нем их раскладывать - то так положит, то этак. Отойдет подальше, глаз прищурит, руку лодочкой над бровью приложит или сложит ее подзорной трубой, посмотрит и опять что-то перекладывает. А фрукты да овощи уж и бояться забыли - понять не могут, что происходит.

Тут повар потер довольно руки и куда-то ушел.
- Ну, - решили все, - уж теперь-то точно за ножом отправился!
И опять не угадали! Повар явился с куском серого полотна, который был натянут на деревянную раму. Укрепил он это полотно на трехногую подставку, надел на большой палец левой руки какую-то дощечку с дырочкой сбоку и начал на эту дощечку выдавливать разноцветные червячки красок из железных тюбиков. Потом взял в правую руку большую кисть, да и давай этой кистью краски мешать и ими полотно мазать. Быстро, весело, с удовольствием.


Натюрморт с самоваром

Ой, нам какой-то сумасшедший повар достался, - решили фрукты.
- Да нет, это и не повар совсем, - тихо прошептал самый крупный персик. - Я такое уже видел, еще когда цветком был. К моему родному дереву пришел раз человек и целый день красками такую же тряпочку на рамке мазал. А потом мы увидели, что на холсте этом наше дерево стоит - как живое, все в розовых цветах. Я слышал, что таких людей художниками называют.
- А с нами-то что будет? - спросило румяное яблоко.
- Ну, если уж мы попали в такую историю, то и судьба нас ждет необыкновенная, - важно заявила тяжелая оранжевая тыква.
- Ах, все равно слопают, только косточки останутся, - печально пискнула крупная сизо-синяя слива.


«Натюрморт с виноградом»
1910

И все надолго замолчали.
Только слышно было, как что-то мурлыкал себе под нос художник, то и дело посматривая на фрукты острыми, быстрыми глазами.
Потом он отложил кисти, снял халат, еще раз посмотрел на холст, довольно хмыкнул и ушел. А фрукты остались ждать - что еще им оставалось делать?
И тут дверь опять тихо отворилась и в комнату осторожно вошли два маленьких человечка.
- Смотри, новый натюрморт, - сказал один.
- А что это такое? - спросил другой, чуть постарше.
- Ну, Это когда художники на картинах какие-то предметы, цветы там, фрукты всякие рисуют... А вы разве французский в гимназии не учите?
- Погоди-ка… Это, значит, «мертвая натура»? Фи, чего ж тут хорошего!
- Да она не мертвая как раз. Просто название такое, может быть, не очень правильное. Мне мама говорила, что на голландском языке такие картины называются правильнее - «тихая жизнь».


«Ягоды на фоне красного подноса»
1910

А зачем все это рисовать? - удивился второй. - Я понимаю, какого-то человека изобразить, или, например, сражение. А кому нужны нарисованные фрукты? Их есть надо. Вон, смотри, какие персики на блюде! Давай возьмем по одному?
- Что ты, здесь ничего трогать нельзя! Если мы что-нибудь возьмем, сразу заметно будет. Они ведь не просто кучей лежат. Художник всегда сначала думает, куда что положить или поставить, чтобы каждый предмет было хорошо виден и каждый казался особенным. Натюрморты для красоты нужны.

Ничего себе, красота! - фыркнул второй. - Смотри, какая тыквища! А тут вон слива какая здоровая, с кулак. Так не бывает!
- Ага, а когда ты огромный сапог у сапожной мастерской или крендель у булочной видишь, ты ведь не удивляешься?
- Так это ж вывеска, чтоб издалека видно было!
- А это такая картина. Ее тоже издалека смотреть надо.
- Тоже мне, картина... Я и сам так нарисовать смогу!
- Ух ты, расхвастался, - прыснул мальчик помладше. - Я тоже так говорил, а потом мама велела мне вон тот персик, на другой картине срисовать.
- Ну и что?
- Ну и ничего... Сам посмотри. Там и красный, и вишневый, и розовый и лиловый, и желтый, и зеленоватый и какие-то еще цвета, я и названий их не знаю. И так они подобраны, что персик этот на картине кажется тяжелым, бархатным, сочным. И краски сияют, будто это драгоценность какая-то. А у меня только круг разноцветный вышел, а вовсе не персик.


«Натюрморт»
1930-е
Курская картинная галерея имени А. А. Дейнеки
Курск

А почему все такое яркое? Аж глаз режет… Вон, посмотри на ту картину. Вроде тетя какая-то сидит, а лицо у нее тоже все разноцветное.
-Но ведь красиво же! Мама мне сказала, что Илья Иванович иногда немножко шутит, хулиганит даже. Ему нравится, когда все вокруг возмущаются.
- А кто это такой - Илья Иванович? – тут же спросил второй.
- Ну, Машков же, кто все эти картины написал, - ответил первый. – Он знаешь, какой веселый! А на самом деле это очень трудно - такие яркие цвета соединить, чтобы они друг с другом не спорили, а только еще ярче делались. И вообще, на картине и не должно быть все как в жизни. Потому что это не зеркало.


Натюрморт. Виноград, лимон и рак.
1924

А что же это тогда?
- Я тоже так спросил, а мама сказала, что каждый художник все видит не так, как другие, поэтому и картины у всех разные. И что таких замечательных живописцев, как Илья Иванович, очень мало.
- А что такое «живописец»?
- Ну, понимаешь, это такие художники, которые умеют особенно легко и красиво краски соединять. Это от природы дается, как, например, голос необыкновенный…
- Ну, ты прямо профессор, - сказал второй мальчик.
- Да ладно тебе, - застеснялся первый. - Пойдем, а то нас, наверное, уже ищут.
И они убежали.


Натюрморт. Ананасы и бананы.

Как только все стихло, фрукты и овощи тут же скатились со стола – посмотреть на свои портреты.
-Ой, неужели я и в самом деле такой красивый! - прошептал персик. – Смотрите, какая кожица бархатная, и вся переливается разными цветами!
-И я не хуже тебя получился, - сказал второй.
- Не хуже, - ответил первый. – Только ты немножко другого цвета, вроде как посветлее.
- А мы-то, мы-то, поглядите! - вразнобой закричали сливы. – Какие мы синие, фиолетовые, какой чудесный сизый налет у нас на боках!
- Нет, все-таки я лучше всех, - сказало большое зеленое яблоко и даже вроде немножко порозовело от гордости. – Ах, какое я зеленое, гладкое, прохладное…
- Ну уж нет, лучше всех вышла я! – уверенно сказала тыква. – Самая большая и тяжелая! Да, теперь и умирать не жалко…


Яблоки и рябина

Тут все почему-то замолчали. А потом персик сказал:
- У меня внутри вызрела замечательная косточка. Если ее посадят в землю, то из нее вырастет персиковое дерево, которое зацветет однажды розовыми цветами
- И у меня тоже семечки созрели, - отозвалась груша. – И вы знаете, мне кажется, я уже переспела. Еще день-другой – и совсем пропаду. Лучше уж съели бы меня поскорее!
- Да, уже пора бы, - согласились остальные. – Иначе из наших косточек никогда не вырастет новое деревце или куст.
- И все-таки, какие мы счастливые! – сказал персик. – Мы теперь останемся на этих картинах навсегда и много людей будут любоваться нами.
И можешь себе представить – так и случилось! Из каждой косточки и семечка выросло большое дерево. Может быть, они и сейчас еще шумят под ветром и дают плоды. А звонкие, радостные картины художника Машкова радуют людей и сегодня.

В этом мастер-классе я расскажу и покажу как сделать копию натюрморта Ильи Машкова. При этом предлагаю не ставить само произведение главной самоцелью. Полное и супер-точное соответствие оригиналу — не наша задача. Есть более важные вещи — научиться навыкам эскизного рисования, понять, какие необходимые этапы есть в таком рисунке,

как можно быстро зафиксировать главное и организовать лист.

Ещё один ключевой момент — это почувствовать характер данной работы, за которой стоит огромное и очень интересное направление — Фовизм. В ней — радость от непосредственного контакта с миром, радость проживания цвета, формы, вот этих сочных фруктов, которые лежат на блюде. И передаёт это все Машков через активный, открытый цвет, яркие пятна рефлексов, контраст тёмного фона и цветного центра, а также черного графического контура, который усиливает энергию работы.

В этом видео я рассказываю о ходе работы и её особенностях,
на примере другой работы Машкова, но общие принципы одни и те же.Смотрите и пробуйте!

А вот как выглядят поэтапные стадии работы:

Конкретизируем рисунок, делая его чуть более проработанным, обозначая отдельные фрукты:

Отделяем темный фон широкими штрихами угля или пастели, немного втирая его в бумагу. Делаем несколько темных линейных акцентов, чтобы задать силовую структуру композиции:

Добавляем несколько пастельных пятен, в соответствии с цветом фруктов, начиная с самых крупных.
Когда берем один цвет, штрихуем им все части листа, в которых он встречается.
Можно делать это пока довольно свободно, позже можно будет подкорректировать очертания.

Перед тем как красить, советую подобрать себе подходящие цвета и попробовать их на листе-черновике.
Самые светлые места стараемся сохранять и не забивать цветом, перекрыть их белой пастелью будет непросто:

Заполняем цветом практически весь лист, добавляем цветовые рефлексы, которые Машков активно использует — например, присутствие фиолетового на желтом, красного на зеленом.
Обратите внимание, что в композиции довольно много сложных оттенков, а не просто красный-желтый-синий-зеленый.
Добавляем черный контур:

Еще больше усиливаем контур-обводку и фон. Прорабатываем детали композиции более подробно, не забывая растирать пастель на листе:

Илья́ Ива́нович Машко́в (17 июля 1881, Михайловская, Область Войска Донского - 20 марта 1944, Москва) - русский и советский художник, один из основателей и участник художественного объединения «Бубновый валет» (1910) и Общества московских художников (1927-1929), входил в состав объединений «Мир искусства» (с 1916) и общества «Московские живописцы» (с 1925), в период 1924-1928 член Ассоциации художников Революционной России, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1928).

Илья Машков родился 29 июля 1881 года в станице Михайловской-на-Дону Хоперского округа Области Войска Донского (ныне Урюпинский район Волгоградской области). Художник пишет: «Мои родители по отцу и матери пришли на Дон.. из Проненского уезда, Рязанской губернии.. были государственными крестьянами». Родители занимались мелочной торговлей. Илья Машков был старшим из девятерых детей в семье.

В 1889-1892 гг. учился в приходских школах, в станице Михайловской и на хуторе Сычеве.

В 1892-1899 гг. - отдан родителями «в люди», вначале в станицу Филоновскую, в бакалейную торговлю, затем в г. Борисоглебск к купцу М. Е. Юрьеву. Рисовал вывески. Начал учиться рисованию у учителя Борисоглебской гимназии Н. А. Евсеьева.

В 1900-1905 и 1907-1910 годах учится в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у знаменитых художников Л. О. Пастернака, Валентина Серова , Константина Коровина , Аполлинария Васнецова, А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина, С. Д. Милорадовича. Во время учёбы отличался эксцентричным характером. Более всего любил работу с цветом, гиперболу, преувеличение, гигантизм. В 1904 г. оставил учение, на три года: в 1907 г. вновь его возобновил.

Как нуждающемуся ученику, ещё во время учения, Машкову был предложен «заработок в виде уроков по рисованию». С 1904 г. преподаёт; частные уроки художник давал вплоть до сентября 1917 года. Из тех. кто учился у него рисованию, Машков выделял немногих: «.. занимались серьёзно живописью Фальк, Грищенко, Фёдоров, Мильман Татлин, Осмёркин. Блюменфельд, М. Родионов, Королёв». У Машкова учились И. Клюн, В. Мухина и многие другие художники.

В 1905 г. женился на Софии Стефановне Аринцвари. В 1906 г. в этом браке родился сын, Валентин Ильич Машков (репрессирован в 1937 г.) .

В 1906 г. выстроил для себя мастерскую в здании Политехнического общества, по адресу Малый Харитоньевский пер,. 4. Работал в этой мастерской до конца жизни.
В 1907 г. познакомился с художником П. П. Кончаловским.

В 1908 г. , с марта по август. путешествовал по Франции, Германии, Австрии, Англии, Испании и Италии. По возвращении из поездки продолжил учение. в мастерской К. а. Коровина. Пишет портреты и натюрморты.

В 1910 г. исключён из училища (МУЖВЗ).

С весны 1938 года художник подолгу жил в Абрамцеве. Период творчества этих лет, многие исследователи называют «абрамцевским».

В 1910 г. в выставке «Салон. Интернациональная выставка картин, скульптуры, гравюр, и рисунков» в Санкт Петербурге, Риге, Киеве и Одессе. Предствил на ней 10 работ. Участвует в «Осеннем салоне» в Париже. Натюрморт художника «Синие сливы» приобретён И. А. Морозовым. Пишет «Автопортрет и портрет П. П. Кончаловского».

В 1911 году И. И. Машков вместе с П. П. Кончаловским участвует в создании общества «Бубновый валет». Стал секретарём общества. В 1911-1914 гг. представляет свои работы на всех выставках общества.

В 1914 г. участвует в Комиссии помощи «Художники - товарищи воинам». Делает серию «военных» лубков со стихами В. В. Маяковского.

В 1915 г. вступил в брак со своей ученицей, художницей Еленой Фёдоровной Фёдоровой. В 1915 г. для собрания Третьяковых были приобретены два натюрморта Машкова.

В 1916 г. вошёл в члены объединения «Мир искусства».

В апреле 1916 г. экспонирует более 70 работ на «Выставке современной русской живописи», ставшей самой большой прижизненной Экспозицией художника.

В 1917-1919 гг. после Февральской революции Машков занимался организацией профсоюза художников. После Октябрьской революции он преподавал рисование, читал курс лекций в военной школе.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Машков Илья Иванович (17 (29) июля 1881, станица Михайловская области войска Донского, ныне Волгоградская обл. - 20 марта 1944, Москва) - российский художник, один из наиболее значительных и в то же время самых характерных живописцев круга «Бубнового валета». Заслуженный деятель искусств РСФСР (1928год).
Родился в крестьянской семье. В юные годы работал сидельцем в лавках. Приехав в Москву, с 1900 посещал Училище живописи, ваяния и зодчества, где среди его наставников были К.А.Коровин и В.А.Серов. В 1909 был исключен из училища за художественное вольнодумство. В студенческие годы много путешествовал, посетив ряд стран Западной Европы, а также Турцию и Египет. Был членом объединений «Мир искусства» и «Бубновый валет». Жил в Москве, порою (особенно часто в 1930-е годы) наезжая в родную станицу.
Экспонированное на первой выставке "Бубновый валет" (1910) огромное полотно И. И. Машкова "Автопортрет и портрет Петра Кончаловского" (частное собрание, Петербург) ошеломило многих. В полуобнаженных фигурах музицирующих силачей с грубо размалеванными телами и шаровидными бицепсами присутствовала та доза эпатажа, к каковой русская публика в ту пору еще не привыкла. Картина и была задумана как манифест нового подхода, предлагаемого новым выставочным сообществом.
Скандальная слава вообще сопутствовала молодому Машкову - азартному и предприимчивому самородку, набравшемуся жизненного опыта "в людях" (работая в лавках у торговцев), прошедшему "университеты" в европейских музеях, но изгнанному в 1909 г. из стен МУЖВЗ. Впрочем, еще обучаясь, Машков с большим успехом учил сам - его студия (1904-17; в 1925 преобразована в Центральную студию АХРР) была самой дорогой и одновременно самой посещаемой в Москве.


Автопортрет и портрет Петра Кончаловского. 1910

Поразив зрителей и критиков "варварским" напором своей живописи на выставках "Золотого руна" и "Салона Издебского" (1909-10), Машков нашел свое место среди художников, составивших общество "Бубновый валет" (П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов и др.). "Валеты" утверждали материальность мира и "низкого" предмета; щедрость и мажорность машковской палитры, изобильность его натюрмортных постановок оказались созвучны программе объединения.
Уже в ранних произведениях Машкова проявилось его замечательное умение строить форму цветом – плотным, сильным, выразительно раскрывающим материальную плоть мира. В отличие от ряда других «бубновалетцев», влияния западного авангарда влекли его не столько к кубизму с его сдержанными тональностями, а к фовизму. Фовистская красочная стихия господствует в его портретах конца 1900 – начала 1910-х годов (Мальчик в расписной рубашке, 1909; Дама с фазанами (Ф.Я.Гессе), 1911; оба – в Русском музее).

Портрет дамы с фазанами. 1911. Русский музей


Автопортрет. 1911. ГТГ, Москва


Натурщицы. 1916г.
Яркой, но в то же время и конструктивно-четкой декоративностью выделяются его натюрморты (Ягоды на фоне красного подноса, 1910–1911, Русский музей). Художник охотно использует приемы примитива и изо-фольклора (живопись вывесок и подносов), благодаря чему смысловые планы гротескно смещаются, и, к примеру, чучела фазанов в портрете Гессе кажутся не менее «живыми», чем сама дама.

Ягоды на фоне красного подноса. 1910. Русский музей

Игровое, отчасти «протофутуристическое» начало, присущее раннему творчеству Машкова, с годами стихает. Примкнув в 1924 к традиционалистам АХРР, он придает своим композициям более академичный, классически уравновешенный вид. Известные его «парадные натюрморты» со «снедью московской» – Хлебы и Мясо и дичь (оба – 1924, Третьяковская галерея) – воспринимались как красочные символы сравнительного благополучия и сытости, наступивших в годы нэпа.


Снедь московская. Хлебы. 1924. Государственная Третьяковская галерея.


Снедь московская: мясо, дичь (1924) Третьяковская галерея.

Плодотворно работал как живописец и позже, вместе с тем с годами как бы отступая в тень официально-выставочной жизни. Прославился и как педагог, завел свою школу-студию уже в 1902; преподавал в ней, а в 1918–1930 – во Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские).
Академический идеал советской живописи выглядит сбывшимся в его натюрмортах 1930-х гг. ("Ананасы и бананы", 1938; "Клубника и белый кувшин",1943). Но слишком многое из созданного им в поздний период - ниже его возможностей, и, видимо чувствуя это, с середины 1930-х он подолгу живет в родной станице, уклоняясь от участия в общественной и художественной жизни столицы. Новое, триумфальное открытие живописи Машкова случится позднее, в связи с общим интересом к искусству 1910-х гг. И в сознании потомков он останется одним из самых ярких художников того времени.


Натюрморт. Фрукты на блюде. 1910. ГТГ



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS