Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Почему кочевники кочуют. Кочевник - это неспокойный сосед или полезный партнер? Кочевники в истории Руси |
Кочевники были варварами, по единодушному мнению исследователей представляющих оседлые цивилизации, как средневековых европейских авторов, так и представителей оседлых цивилизаций Азии, от древнего Чина, Сина (Китая) до Персии и иранского мира. Схожее, но не тождественное значение имеет слово номады, номадизм, и именно в силу этой схожести значений, в русскоязычном и возможно других лингво-культурно несхожих оседлых обществах (персидском, сино-китайском, и многих других, исторически страдавших от военных экспансий кочевых народов) существует седентаристский феномен подспудной исторической неприязни, приведший к очевидно намеренной терминологической путанице «кочевник-скотовод», «номад-путешественник», ирландский-английский-шотландский «путешественних-трэвеллер» и т. п. Кочевой образ жизни исторически ведут тюркские и монгольские этносы, и другие народы урало-алтайской языковой семьи, находившиеся в ареале кочевых цивилизаций. На основании генетической языковой близости к урало-алтайской семье, предков современных японцев, древних конных воинов-лучников, завоеваших Японские острова, выходцаев из урало-алтайской кочевой среды, также и корейцев историки и генетики считают отделившимися от протоалтайских народов. Вклад, и древний, и средневековый, и относительно недавний, кочевников в северный и южный синский (древнее название), ханьский или китайский этногенез, вероятно, достаточно большой. Последняя династия Цин была кочевого, манчжурского происхождения. Национальная валюта Китая юань названа в честь кочевой династии Юань, которую основал чингизид Кубилай-хан. Средства к существованию кочевники могли получать из самых разных источников - кочевое скотоводство , торговля , различные ремесла , рыболовство , охота , различные виды искусства (цыгане), наёмный труд или даже военный грабёж, либо «военные завоевания». Обычное воровство было недостойно воина-кочевника, в том числе ребёнка или женщины, так как все члены кочевого общества было воинами своего рода или эля , и тем более кочевого аристократа. Как и другие, считавшиеся недостойными, подобно воровству, особенности оседлой цивилизации, были немыслимы для любого кочевника. К примеру, в среде кочевников, проституция была бы абсурдна, то есть абсолютно неприемлема. Это не столько следствие родоплеменной воинской системы общества и государства, сколько морально-нравственных принципов кочевого общества. Если придерживаться оседлого взгляда, то «каждая семья и народ так или иначе переезжает с места на место», ведут «кочевой» образ жизни, то есть могут классифицироваться в современном русскоязычном смысле как кочевники (в порядке традиционной терминологической путаницы), или номады, если этой путаницы избегать. [ ] Энциклопедичный YouTube1 / 2 ✪ Михаил Кривошеев: "Сарматы. Древние кочевники южнорусских степей" ✪ Истории Великой Степи - все выпуски (рассказывает этнограф Константин Куксин) СубтитрыКочевые народыКочевы́е наро́ды - мигрирующие народы , живущие за счёт скотоводства . Некоторые кочевые народы, кроме того, занимаются охотой или, как некоторые морские кочевники в юго-восточной Азии , - рыболовством . Термин кочевье используется в славянском переводе Библии применительно к станицам измаильтян (Быт. ). Отгонное животноводство основано на сезонных перегонах скота на относительно краткие расстояния. Скот обычно перегоняется на высокогорные пастбища летом и в долины низин зимой. Погонщики имеют постоянные жилища, обычно в долинах. Быт многих народов, традиционно относимых к кочевым , например алтайских древних тюрок , на самом деле может быть охарактеризован именно как отгонное животноводство, поскольку их перекочёвки носили сезонный характер и производились в пределах чётко очерченной территории, принадлежащей роду; часто у них имелись постоянные строения, служившие для заготовки сена на зиму для скота и жилья нетрудоспособных пожилых членов группы, в то время как молодёжь на лето откочёвывала вместе со скотом в предгорья (джейляу). В частности, ритмы сезонного вертикального кочевания распространены в сельской местности в Азербайджане, Киргизии, Таджикистане, Турции. В научном смысле кочевничество (номадизм, от греч. νομάδες , nomádes - кочевники) - особый вид хозяйственной деятельности и связанных с ним социокультурных характеристик, при которых большинство населения занимается экстенсивным кочевым скотоводством. В некоторых случаях кочевниками называют всех, кто ведёт подвижный образ жизни (бродячих охотников-собирателей, ряд подсечных земледельцев и морских народов Юго-Восточной Азии, мигрирующие группы населения, такие, как цыгане, и т. д.). Этимология словаСлово «кочевник» происходит из тюркского слова qoch, qosh, көш. Данное слово есть, к примеру, в казахском языке . Однокоренным является термин «кошевой атаман» и украинская (т. н. козацькая) и южнорусская (т. н. казацкая) фамилия Кошевой. ОпределениеДалеко не все скотоводы являются кочевниками (хотя, прежде всего надо было разграничить в русском языке использование термина кочевник и номад, другими словами, кочевники далеко не то же самое, что обычные номады, и далеко не все номадные народы это кочевники, причем интересен культурный феномен, состоящий в том что всякая попытка устранения намеренной терминологической путаницы - «номад» и «кочевник», традиционно существующей в современном русском языке, натыкается на традиционное же игнорирование). Целесообразно связывать кочевничество с тремя главными признаками:
Кочевники обитали в засушливых степях и полупустынях [сомнительная информация] или высокогорных районах, где скотоводство является наиболее оптимальным видом хозяйственной деятельности (в Монголии, например, земли пригодные для земледелия составляют 2 % [сомнительная информация], в Туркменистане - 3 %, в Казахстане - 13 % [сомнительная информация] и т. д.). Главной пищей номадов были различные виды молочных продуктов, мясо животных, охотничья добыча, продукты земледельческого хозяйства и собирательства. Засуха, снежный буран , заморозки, эпизоотии и другие стихийные бедствия могли быстро лишить номада всех средств к существованию. Для противодействия природным напастям скотоводы разработали эффективную систему взаимопомощи - каждый из соплеменников снабжал пострадавшего несколькими головами скота. Быт и культура кочевниковПоскольку животным постоянно были необходимы новые пастбища, скотоводы были вынуждены несколько раз в год перемещаться с одного места на другое. Наиболее распространённым типом жилищ у кочевников были различные варианты разборных, легкопереносимых конструкций, покрываемых, как правило, шерстью или кожей (юрта , палатка или шатер) . Домашняя утварь и посуда чаще всего делалась из небьющихся материалов (дерево, кожа). Одежда и обувь шились, как правило, из кожи, шерсти и меха, но также и из шелка, и других дорогих и редких тканей и материалов. Явление «всадничества» (то есть наличие большого количества лошадей или верблюдов) давало кочевникам значительные преимущества в военном деле. Кочевники не существовали изолированно от земледельческого мира, но не особо нуждались в продукции земледельческих народов. Для кочевников характерна особая ментальность, которая предполагает специфическое восприятие пространства и времени, обычаи гостеприимства , неприхотливость и выносливость, наличие у древних и средневековых номадов культов войны, воина-всадника, героизированных предков, нашедших, в свою очередь, отражение, как в устном творчестве (героический эпос), так и в изобразительном искусстве (звериный стиль), культовое отношение к скоту - главному источнику существования номадов. При этом необходимо иметь в виду, что так называемых «чистых» кочевников (кочующих постоянно) немного (часть номадов Аравии и Сахары, монголов и некоторых др. народов евразийских степей). Происхождение кочевничестваВопрос о происхождении кочевничества до настоящего времени не имеет однозначного истолкования. Ещё в новое время была выдвинута концепция происхождения скотоводства в обществах охотников. Согласно другой, более популярной сейчас точке зрения, кочевничество сформировалось как альтернатива земледелию в неблагоприятных зонах Старого Света , куда была вытеснена часть населения с производящим хозяйством. Последние были вынуждены адаптироваться к новым условиям и специализироваться на скотоводстве. Существуют и другие точки зрения. Не менее дискуссионен вопрос времени сложения кочевничества. Часть исследователей склоны считать, что кочевничество сложилось на Ближнем Востоке на периферии первых цивилизаций ещё в IV-III тыс. до н. э. Некоторые даже склонны отмечать следы номадизма в Леванте на рубеже IX-VIII тыс. до н. э. Другие полагают, что здесь ещё рано говорить о настоящем кочевничестве. Даже доместикация лошади (IV тыс. до н. э.) и появление колесниц (II тыс. до н. э.) ещё не говорят о переходе от комплексной земледельческо-скотоводческой экономики к настоящему кочевничеству. По мнению этой группы учёных переход к номадизму произошёл не ранее рубежа II-I тыс. до н. э. в евразийских степях. Классификация кочевничестваСуществует большое количество различных классификаций кочевничества. Наиболее распространённые схемы основаны на выявлении степени оседлости и экономической деятельности:
В некоторых других построениях учитывают также вид кочевания:
В географическом контексте можно говорить о шести больших зонах, где распространено кочевничество.
Расцвет кочевничестваВ хуннское время были установлены прямые контакты между Китаем и Римом. Особенно важную роль сыграли монгольские завоевания. В результате сформировалась единая цепь международной торговли, технологических и культурных обменов. По-видимому, в результате этих процессов в Западную Европу попали порох , компас и книгопечатание . В некоторых работах этот период называют «средневековой глобализацией». Модернизация и упадокС началом модернизации кочевники оказались неспособными конкурировать с индустриальной экономикой. Появление многозарядного огнестрельного оружия и артиллерии постепенно положили конец их военному могуществу. Кочевники стали вовлекаться в модернизационные процессы в качестве подчинённой стороны. В результате стало меняться кочевое хозяйство, деформировалась общественная организация, начались болезненные аккультурационные процессы. В XX в. в социалистических странах были сделаны попытки провести насильственную коллективизацию и седентеризацию, которые закончились неудачей. После распада социалистической системы во многих странах произошла номадизация образа жизни скотоводов, возврат к полунатуральным методам ведения хозяйства. В странах с рыночной экономикой процессы адаптации кочевников также происходят очень болезненно, сопровождаются разорением скотоводов, эрозией пастбищ, ростом безработицы и нищеты. В настоящее время примерно 35-40 млн чел. продолжает заниматься кочевым скотоводством (Северная, Центральная и Внутренняя Азия, Ближний Восток, Африка). В таких странах как Нигер , Сомали , Мавритания и др. кочевники-скотоводы составляют большую часть населения. В обыденном сознании превалирует точка зрения, что кочевники были только источником агрессии и грабежей. В реальности существовал широкий спектр различных форм контактов между оседлым и степным миром, от военного противостояния и завоеваний до мирных торговых контактов. Кочевники сыграли важную роль в истории человечества. Они способствовали освоению мало пригодных для жилья территорий. Благодаря их посреднической деятельности устанавливались торговые связи между цивилизациями, распространялись технологические, культурные и др. инновации. Многие общества номадов внесли свой вклад в сокровищницу мировой культуры, этническую историю мира. Однако, обладая огромным военным потенциалом, номады также оказали существенное деструктивное влияние на исторический процесс, в результате их разрушительных нашествий были уничтожены многие культурные ценности, народы и цивилизации. Корни целого ряда современных культур уходят в кочевнические традиции, но кочевой образ жизни постепенно исчезает - даже в развивающихся странах. Многие из кочевых народов сегодня находятся под угрозой ассимиляции и потери самобытности, так как в правах за использование земель они едва могут противостоять оседлым соседям. Кочевничество и оседлый образ жизниВсе кочевники евразийского пояса степей прошли через таборную ступень развития или стадию нашествия. Сдвинутые со своих пастбищ, они беспощадно все уничтожали на своём пути, поскольку перемещались в поисках новых земель. ... Для соседних земледельческих народов номады таборной стадии развития всегда пребывали в состоянии «перманентного нашествия» . На второй стадии кочевания (полуоседлой) появляются зимовники и летовки, пастбища каждой орды имеют строгие границы, а скот перегоняют по определённым сезонным маршрутам. Вторая стадия кочевания была самой рентабельной для скотоводов. В. БОДРУХИН, кандидат исторических наук. Однако оседлый образ жизни, разумеется, имеет свои преимущества перед кочевым, и возникновение городов - крепостей и прочих культурных центров, а в первую очередь - создание регулярных армий, часто строившихся по кочевническому образцу: иранские и римские катафрактарии, перенятые у парфян; китайская панцирная кавалерия, строившаяся по образцу гуннской и тюркютской; русская дворянская кавалерия, впитавшая традиции татарского воинства вместе с эмигрантами из переживающей смуту Золотой Орды; и т. д., со временем дало возможность оседлым народам успешно противостоять набегам кочевников, которые никогда не стремились полностью уничтожить оседлые народы так как не могли полноценно существовать без зависимого оседлого населения и обмена с ним, добровольного или принудительного, продуктами земледелия, скотоводства и ремесла. Омельян Прицак даёт такое пояснение постоянным набегам кочевников на оседлые территории:
Между тем, в эпохи внутреннего ослабления даже высокоразвитые цивилизации нередко гибли или значительно ослаблялись в результате массированных набегов кочевников. Хотя по большей части агрессия кочевых племен была направлена в сторону своих соседей кочевников, зачастую набеги на оседлые племена кончались утверждением господства кочевой знати над народами земледельцами. Например господство кочевников над отдельными частями Китая, а иногда над всем Китаем, повторялось много раз в его истории. Другим известным примером тому является крушение Западной Римской империи, которая пала под натиском «варваров» во время «великого переселения народов», в основном в прошлом оседлых племен, а не самих кочевников, от которых они спасались на территории своих Римских союзников, однако конечный результат был катастрофичен для Западной Римской Империи, которая так и осталась под контролем варваров несмотря на все попытки Восточной Римской Империи вернуть эти территории в VI-м веке , что по большей части также было результатом натиска кочевников (Арабов) на восточные границы Империи. Кочевничество, не связанное со скотоводствомВ различных странах существуют этнические меньшинства, ведущие кочевой образ жизни, но занимающиеся не скотоводством, а различными ремеслами , торговлей, гаданием , профессиональным исполнением песен и танцев. Это цыгане , ениши , ирландские путешественники и другие. Такие «кочевники» путешествуют таборами , живя обычно в транспортных средствах либо случайных помещениях, зачастую нежилого типа. По отношению к таким гражданам властями часто применялись меры, направленные на насильственную ассимиляцию в «цивилизованное» общество. В настоящее время властями разных стран применяются меры по наблюдению за исполнением такими лицами родительских обязанностей по отношению к малолетним детям, которые в результате образа жизни их родителей не всегда получают полагающиеся им блага в области образования и здравоохранения. Перед федеральными органами Швейцарии интересы енишей представляет основанное в 1975 году (de:Radgenossenschaft der Landstrasse), которое наряду с енишами, представляет также и другие «кочевые» народы - рома и синти . Общество получает субвенции (целевые субсидии) от государства. С 1979 Общество является членом Международного союза цыган (англ. ) , IRU . Несмотря на это, официальная позиция общества состоит в отстаивании интересов енишей как отдельного народа. Согласно международным договорам Швейцарии и приговору Федерального суда, кантональные власти обязаны предоставлять кочующим группам енишей место для стоянок и переездов, а также обеспечивать возможность посещения школ для детей школьного возраста. К кочевым народам относятся
Исторические кочевые народы. Кочевники были варварами, по единодушному мнению исследователей представляющих оседлые цивилизации, как средневековых европейских авторов, так и представителей оседлых цивилизаций Азии, от древнего Чина, Сина (Китая) до Персии и иранского мира. Схожее, но не тождественное значение имеет слово номады, номадизм, и именно в силу этой схожести значений, в русскоязычном и возможно других лингво-культурно несхожих оседлых обществах (персидском, сино-китайском, и многих других, исторически страдавших от военных экспансий кочевых народов) существует седентаристский феномен подспудной исторической неприязни, приведший к очевидно намеренной терминологической путанице «кочевник-скотовод», «номад-путешественник», ирландский-английский-шотландский «путешественних-трэвеллер» и т. п. Кочевой образ жизни исторически ведут тюркские и монгольские этносы, и другие народы урало-алтайской языковой семьи, находившиеся в ареале кочевых цивилизаций. На основании генетической языковой близости к урало-алтайской семье, предков современных японцев, древних конных воинов-лучников, завоеваших Японские острова, выходцаев из урало-алтайской кочевой среды, также и корейцев историки и генетики считают отделившимися от протоалтайских народов. Вклад, и древний, и средневековый, и относительно недавний, кочевников в северный и южный синский (древнее название), ханьский или китайский этногенез, вероятно, достаточно большой. Последняя династия Цин была кочевого, манчжурского происхождения. Национальная валюта Китая юань названа в честь кочевой династии Юань, которую основал чингизид Кубилай-хан. Средства к существованию кочевники могли получать из самых разных источников - кочевое скотоводство , торговля , различные ремесла , рыболовство , охота , различные виды искусства (цыгане), наёмный труд или даже военный грабёж, либо «военные завоевания». Обычное воровство было недостойно воина-кочевника, в том числе ребёнка или женщины, так как все члены кочевого общества было воинами своего рода или эля , и тем более кочевого аристократа. Как и другие, считавшиеся недостойными, подобно воровству, особенности оседлой цивилизации, были немыслимы для любого кочевника. К примеру, в среде кочевников, проституция была бы абсурдна, то есть абсолютно неприемлема. Это не столько следствие родоплеменной воинской системы общества и государства, сколько морально-нравственных принципов кочевого общества. Если придерживаться оседлого взгляда, то «каждая семья и народ так или иначе переезжает с места на место», ведут «кочевой» образ жизни, то есть могут классифицироваться в современном русскоязычном смысле как кочевники (в порядке традиционной терминологической путаницы), или номады, если этой путаницы избегать. [ ] Кочевые народы
Основные черты экстенсивного скотоводческого хозяйства мало изменились с течением времени. В жестких экологических условиях пастбищных экосистем были выработаны специфические способы адаптации к природной среде, которые подверглись лишь некоторым изменениям на протяжении столетий. Специальные исследования по сопоставлению экономики древних, средневековых и более поздних кочевников показывают, что видовой состав стад и процентное соотношение различных видов, протяженность и маршруты перекочевок во многом детерминированы структурой и продуктивностью ландшафта. Это прослеживается при сравнении средневекового населения и жителей недавнего прошлого Северной Каракалпакии, древних сарматов и калмыков этапа нового времени, ранних и поздних кочевников Казахстана, населения Тувы I тыс. н.э. и ХЕХ – начала XX в., кочевников Южного Приуралья и Калмыкии в различные эпохи, монголов периода империи и современности [Цалкин 1966; 1968; Вайнштейн 1972; Хазанов 1972; Таиров 1993: 15–16; Динесман, Бодц 1992; Акбулатов 1998; Шишлина 2000; и др.]. По этой причине представляется возможным привлекать исто-рико-статистические и этнографические данные по номадам нового и частично новейшего времени для реконструкции экономических, демографических, социально-политических структур и процессов у кочевников, проживавших на данной территории в эпохи древности и средневековья [Хазанов 1972; 1975а; Шилов 1975; Железчиков 1980; Khazanov 1984/1994; Гаврилюк 1989; Косарев 1989; 1991; Gribb 1991; Barfield 1992; Таиров 1993; Тортика и др. 1994; Иванов, Васильев 1995; Шишлина 1997; 2000; и др.]. Наиболее общие сведения о скотоводческой экономике хуннского общества содержатся в первых строках 110-й главы «Ши цзи» [Ледай 1958: 3]. Перевод этого фрагмента вызвал значительные разногласия среди исследователей. Н.Я. Бичурин перевел его так: «Из домашнего скота более содержат лошадей, крупный и мелкий рогатый скот; частью разводят верблюдов, ослов, лошаков и лошадей лучших пород» [Бичурин 1950а: 39–40]. Н.В. Кюнер предлагает данный фрагмент перевести несколько иначе: «большинство их скота – лошади, коровы и бараны. Что касается их необычного скота, то [он состоит из] верблюдов, ослов, мулов и отличных коней» . В переводе B.C. Таскина этот отрывок выглядит так: «Из домашнего скота у них больше всего лошадей, крупного и мелкого рогатого скота, а из редкого скота – верблюдов, ослов, мулов, калров, тоту и таны» [Материалы 1968: 34]. В интерпретации де Грота tcamipoe следует переводить как мулов, a momy как лошадей. Термин таны де Грот не переводит . B.C. Таскин посвятил специальную статью, посвященную разбору названий трех последних животных [Таскин 1968: 29–30]. По его мнению, слово ка/nip скорее всего обозначало «лошак», то есть помесь лошади с ослом. Термин тоту, по всей видимости, обозначал «пони», древнетюркское слово таны – «кулан». Таким образом, из рассмотренного фрагмента летописи следует, что хунну вели традиционный образ существования для кочевников-скотоводов. Состав стада был классическим для кочевников-скотоводов евразийских степей и включал все пять основных видов разводимых номадами животных: лошадей, овец, коз, верблюдов и крупный рогатый скот (буряты, например, называли данное явление табан хушуу мал, т.е. «скот пяти видов» [Батуева 1992: 15]). Помимо этого у хунну имелись и другие виды разводимых животных. Из всех видов домашнего скота лошадь имела для кочевников наиважнейшее экономическое и военное значение. Не случайно именно там, где получило распространение так называемое «всад-ничество» (в Евразии и Северной Африке; причем для афроазиатского номадизма роль лошади выполнял верблюд), кочевники играли важную роль в военной и политической истории доин-дустриальных цивилизаций . Н.Э. Масанов отмечает и другие положительные качества лошади: рефлекс стадности, способность к тебеневке, подвижность, сила и выносливость, способность терморегуляции, самовыпаса, необязательность ночлега итд. В то же время он фиксирует ряд черт, осложнявших расширенное использование лошади в скотоводческом хозяйстве: необходимость большого числа пастбищ и частых перекочевок, замедленный цикл воспроизводства (сезонность размножения, беременность 48–50 недель, поздний возраст полового (5–6 лет) и физического (6–7 лет) созревания, низкий (всего до 30%) процент выжеребки, избирательность в воде и кормах и пр. . Исследования палеофаунистических останков показывают, что хуннские лошади (Equus caballus) по своим экстерьерным свойствам близки к лошадям монгольского типа. Высота в холке тех и других равнялась 136–144 см [Гаррут, Юрьев 1959: 81–82]. Монгольские лошади были небольшого роста, неприхотливы, выносливы и хорошо адаптировались в местных суровых природно-климатических условиях. Лошадь использовалась для верховой езды, перевозки грузов, а у бурят – дополнительно в работе на сенокосе. Важную роль выполняла лошадь при пастьбе скота зимой. В случае образования снежного покрова лошадей пускали на пастбище первыми, чтобы они своими копытами разбили плотный покров и добрались до травы (тебеневка). По этой причине для нормального выпаса овец и крупного рогатого скота соотношение лошадиювцы в стаде должно быть не менее чем 1:6. В целом лошадь играла важнейшее место в хозяйственной и культурной жизни номадов, что нашло отражение в фольклоре и обрядовой жизни. Не случайно богатство монголов, бурят, как и других кочевых народов, определялось количеством у них лошадей [МКК 13: 2–7, 105-113; Крюков НА. 1895: 80-83; 1896: 89; Мурзаев 1952:46-48; Батуева 1986: 10-11; 1992: 17-20; Ситнянский 1998: 129; и др.], а в глазах цивилизованных жителей городов и оседлых селений мифологизированный образ воинственного кочевника ассоциировался со свирепым кентавром: наполовину человеком – наполовину лошадью. Некоторые дополнительные данные можно получить, основываясь на информации о скотоводстве в Забайкалье. Известно, что бурятская лошадь относилась к лошади монгольского типа. В Забайкалье лошадь использовалась для работы с 4 лет при средней продолжительности жизни около 25 лет. Лошадь могла перевозить груз весом 200–400 кг, под седлом проскакать 50 верст без отдыха, а некоторые – до 120 верст за день [МКК 13: 2–7; НАРБ, ф. 129, оп. 1, д. 2400: 19-22; Крюков НА. 1896: 89]. Можно предположить, что хуннская элита использовала кроме обычных для номадов Центральной Азии лошадей монгольского типа знаменитых среднеазиатских скакунов «с кровавым потом» (например, ахалтекинцев). Во всяком случае, на драпировке из 6-го кургана из Ноин-Улы изображены породистые скакуны, отличные по своим экстерьерным признакам от мелких приземистых монгольских лошадок [Руденко 1962: табл. LXIII]. Крупный рогатый скот хунну также относился к монгольскому типу. Об этом свидетельствуют измерения остеологических материалов из коллекций Иволгинского городища [Гаррут, Юрьев 1959: 81]. Его высота в холке была около ПО см, вес около 340–380 кг. ЮД. Талько-Грынцевич, определяя остеологические коллекции из могильника Ильмовая падь, предположил, что это помесь домашнего быка (Bos taurus) с яком (Poephagus grunnienis L.) . Сопоставляя эти данные с информацией о современных животных Монголии и Бурятии, нетрудно заметить их сходство. В целом крупный рогатый скот более поздних номадов Забайкалья был хорошо приспособлен к суровым местным условиям. Однако он давал гораздо меньше молока, чем при стойловом содержании животных, и отличался меньшим весом, а также хуже переносил перекочевки на длинные расстояния, чем овцы и козы. Для него характерна весьма низкая скорость передвижения, неэкономное освоение пастбищ, слабо выраженные рефлексы тебеневки и стадности. Для крупного рогатого скота характерен замедленный цикл воспроизводства (беременность 9 месяцев, рождаемость до 75 телят на 100 маток) [РГИА, ф. 1265, оп. 12, д. 104а: 100 об.-101 об.; МКК 13: 7-9, 113-124; Крюков Н.А. 1895: 80-82; Мурзаев 1952:44-46; Балков 1962; Миронов 1962; Бонитировка 1995; Батуева 1986: 10; Масанов 1995а: 71; Тайшин, Лхасаранов 1997; и др.]. На хуннских памятниках также встречались останки овец (Ovis aries) [Талько-Грынцевич 1899: 15; 1902: 22; Коновалов 1976: 43, 47, 52, 55, 57, 59, 61, 77, 92, 209; Данилов 1990: 11-12]. Овцы не требовали особенного ухода, достаточно быстро воспроизводились, легче, чем другие породы, переносили бескормицу. В отличие от других видов скота они более неприхотливы к пастбищным условиям. Из более чем 600 видов растений, произрастающих в аридных зонах Северного полушария, овцы поедают до 570, тогда как лошади – около 80, а крупный рогатый скот – лишь 55 разновидностей трав [Тайшин, Лхасаранов 1997: 14]. Овцы способны пастись на подножном корме круглый год, пить грязную воду с повышенной минерализацией, а зимой обходиться без воды, поедая снег, легче переносят перекочевки, чем крупный рогатый скот, меньше теряют веса и способны к быстрой нажировке. Овцы являлись для кочевников источником основной молочной и мясной пищи. Баранина считалась по своим вкусовым и питательным качествам лучшим мясом. Из овечьей кожи изготавливался основной ассортимент одежды, а из шерсти катался незаменимый для номадов войлок [РГИА, ф. 1265, оп. 12, д. 104а: 100; МКК 13: 11-12, 128-133; Крюков НА. 1896: 97; Эггеннберг 1927; Мурзаев 1952: 44–46; Балков 1962; Миронов 1962; Бонитировка 1995; Линховоин 1972: 7–8; Тумунов 1988: 79–80; Тайшин, Лхасаранов 1997; и др.]. < Овцы ягнились обычно в апреле или в мае (беременность 5 месяцев). Чтобы это не происходило ранее, скотоводы применяли методы контроля за случкой животных (использование специальных передников, мешочков, щитов из бересты и пр.). Плодовитость овец составляла примерно 105 ягнят на 100 маток. Чтобы приплод был обеспечен достаточным количеством молока и свежей травы, случка овец производилась в январе-феврале [Линховоин 1972: 8; Бонитировка 1995: 5; Тайшин, Лхасаранов 1997: 65-68]. После зимних голодовок овцы гораздо быстрее восстанавливали свой вес и за лето прибавляли почти 40% массы [Тайшин, Лхасаранов 1997: 38–39]. Средняя масса монгольских и аборигенных бурятских баранов равнялась 55–65, а овец 40–50 кг [Бонитировка 1995: 5, 8; Тайшин, Лхасаранов 1997: 21–23, 42]. Чистый выход мяса с одной головы равнялся 25–30 кг [Крюков НА. 1896: 97; 1896а: 120]. Кроме мяса, овцы являлись источником шерсти. Овец стригли, как правило, один раз в год, в конце весны – начале лета. Буряты настригали с одной овцы 2,5 фунта шерсти [Крюков НА. 1896а: 120; Линховоин 1972: 7, 44]. Хунну также разводили коз (Сага hircus). Их кости встречаются в могильниках Забайкалья. В Ильмовой пади, например, их около 40% – самая представительная коллекция из всех видов жертвенных животных [Коновалов 1976:208]. Однако, скорее всего, по аналогии с другими кочевниками Центральной Азии можно предположить, что коз у бурят (как и у других номадов Центральной Азии и Сибири) было в целом немного (5–10% от общего поголовья стада). Их разведение считалось менее престижным, чем содержание в стаде овец. На этот счет у бурят существовала даже специальная пословица: «Ядапан хун ямаа бариха» («коз держит неимущий») [Батуева 1992: 16]. Кости верблюда (Camelus bactrianus) встречаются на хуннских памятниках в Забайкалье достаточно редко. Они были обнаружены, в частности, на Иволгинском городище [Гаррут, Юрьев 1959: 80–81; Давыдова 1995: 47]. Находки костей верблюда известны и в Ноин-Уле в Монголии [Руденко 1962: 197], а также подтверждены древнекитайскими письменными источниками [Лидай 1958: 3; Бичурин 1950а: 39–40; Кюнер 1961: 308; Материалы 1968: 34]. Среди главных достоинств верблюда следует отметить его способность длительное время (до 10 суток) обходиться без воды и пищи, а также умение пить воду с высокой степенью минерализации и поедать виды растительности, непригодные для скармливания другим видам домашних животных. Не менее важными достоинствами верблюда являлись его мощная сила, высокая скорость передвижения (что обусловило его стратегическое значение для североафриканских номадов), большая масса (до 200 кг чистого мяса и около 100 кг сала), длительный лактационный период (до 16 месяцев) и пр. В частности, в прошлом веке у бурят верблюдов содержали главным образом в богатых хозяйствах. Они использовались для перевозки грузов. Под вьюком верблюд способен перевезти до 300 кг, а в санях – до 500 кг со скоростью 7–8 км/ч. Правда, по сравнению с лошадью или волом верблюд более придирчив к дороге (он неустойчив на гололедице или в грязи). Через три часа дороги ему нужно давать время отдохнуть. Для верблюдов также характерно отсутствие рефлекса тебеневки, необходимость больших площадей выпаса, плохое перенесение холодов и сырости, замедленный цикл воспроизводства (половая зрелость 3–4 года, низкая фертильность самок – примерно раз в 2–3 года, длительный период беременности (более года), низкая рождаемость – 35–45 верблюжат на 100 маток. В Забайкалье мясо и молоко верблюдов в пищу не использовались [РГИА, ф. 1265, оп. 12, д. 104а: 101 об.-102; МКК 13: 10-11, 124-127; Линховоин 1972: 7-8; Хёфлинг 1986: 58–65; Батуета 1992: 22; Масанов 1995а: 70–71; и др.]. Наконец, необходимо упомянуть еще об одном виде домашних животных – собаке – постоянном помощнике и спутнике человека начиная с глубокой древности. Коллекции костей собак (Canis domesticus; по определению В.Е. Гаррута и К.Б. Юрьева – Canis familiaris) из могильника Ильмовая падь были определены Ю.Д. Талько-Грынцевичем. Он предположил, что собаки хунну Забайкалья были близки к современным монгольским собакам . Как же соотносились между собой различные виды скота в дроцентном отношении? Относительно хунну у нас таких сведений нет, но мы с полным основанием можем воспользоваться этнографическими параллелями с более поздним временем. Самым ценным видом скота считались лошади, но наиболее многочисленными в стаде в процентном соотношении были овцы [НАРБ, ф. 2, оп. 1, д. 1612:45; ф. 129, оп. 1, д. 42: 7 об.-8; д. 129:1-2; д. 217:2-3; д. 342: 2; д. 2110: 7 об.; д. 3275:13 об.; д. 3291: 12 об., 13; д. 2355: 140, 142 об.; д. 3462: 23; д. 3945: 164-164 об., 184, 191 об.; ф.131, оп. 1, д. 98: 10 об.–11; Д. 488: 234; ф. 267, оп. 1, д. 3: 76, 76 об., д. 6: 96 об., 118 об.; ф. 427, оп. 1, д. 50: 212; МКК 13: 12-15; Майский 1921; Певцов 1951; Krader 1963:309–317; Хазанов 1975; Шилов 1975:9–14; Массой 1976: 38, 45; Khazanov 1984/1994; Gribb 1991: 28-36; Батуева 1986: 8–9; 1992; 1999; Динесман, Балд 1992: 175–196; Тортика и др. 1994; Иванов, Васильев 1995; Масанов 1995а; Шишлина 1997; 2000; и мн. др.]. Овцы, в целом, занимали 50–60%. Примерно 15–20% стада составляли лошади и крупный рогатый скот. Оставшаяся часть приходилась на коз и верблюдов, которых в структуре стада было меньше всего. В научном смысле кочевничество (номадизм, от греч. νομάδες , nomádes - кочевники) - особый вид хозяйственной деятельности и связанных с ним социокультурных характеристик, при которых большинство населения занимается экстенсивным кочевым скотоводством. В некоторых случаях кочевниками называют всех, кто ведёт подвижный образ жизни (бродячих охотников-собирателей, ряд подсечных земледельцев и морских народов Юго-Восточной Азии, мигрирующие группы населения, такие, как цыгане, и т.д) Этимология словаСлово «кочевник» происходит из тюркского слова ""кёч, коч"", т.е. ""переселяться"", также ""көш"", что означает аул, находящийся в пути в процессе откочевки. Данное слово и поныне имеется, к примеру, в казахском языке . В Республике Казахстан в настоящее время имеется государственная программа по переселению - Нурлы кош . Однокоренным является термин кошевой атман и фамилия Кошевой. ОпределениеДалеко не все скотоводы являются кочевниками. Целесообразно связывать кочевничество с тремя главными признаками:
Кочевники обитали в засушливых степях и полупустынях или высокогорных районах, где скотоводство является наиболее оптимальным видом хозяйственной деятельности (в Монголии, например, земли пригодные для земледелия составляют 2 %, в Туркменистане - 3 %, в Казахстане - 13 % и т. д.). Главной пищей номадов были различные виды молочных продуктов, реже мясо животных, охотничья добыча, продукты земледельческого хозяйства и собирательства. Засуха, снежный буран , заморозки, эпизоотии и другие стихийные бедствия могли быстро лишить номада всех средств к существованию. Для противодействия природным напастям скотоводы разработали эффективную систему взаимопомощи - каждый из соплеменников снабжал пострадавшего несколькими головами скота. Быт и культура кочевниковПоскольку животным постоянно были необходимы новые пастбища, скотоводы были вынуждены несколько раз в год перемещаться с одного места на другое. Наиболее распространённым типом жилищ у кочевников были различные варианты разборных, легкопереносимых конструкций, покрываемых, как правило, шерстью или кожей (юрта , палатка или шатер). Домашняя утварь у номадов была немногочисленна, а посуда чаще всего делалась из небьющихся материалов (дерево, кожа). Одежда и обувь шились, как правило, из кожи, шерсти и меха. Явление «всадничества» (то есть наличие большого количества лошадей или верблюдов) давало кочевникам значительные преимущества в военном деле. Кочевники никогда не существовали изолированно от земледельческого мира. Они нуждались в продукции земледелия и ремесла . Для кочевников характерна особая ментальность, которая предполагает специфическое восприятие пространства и времени, обычаи гостеприимства , неприхотливость и выносливость, наличие у древних и средневековых номадов культов войны, воина-всадника, героизированных предков, нашедших, в свою очередь, отражение, как в устном творчестве (героический эпос), так и в изобразительном искусстве (звериный стиль), культовое отношение к скоту - главному источнику существования номадов. При этом необходимо иметь в виду, что так называемых «чистых» кочевников (кочующих постоянно) немного (часть номадов Аравии и Сахары, монголов и некоторых др. народов евразийских степей). Происхождение кочевничестваВопрос о происхождении кочевничества до настоящего времени не имеет однозначного истолкования. Ещё в новое время была выдвинута концепция происхождения скотоводства в обществах охотников. Согласно другой, более популярной сейчас точке зрения, кочевничество сформировалось как альтернатива земледелию в неблагоприятных зонах Старого Света , куда была вытеснена часть населения с производящим хозяйством. Последние были вынуждены адаптироваться к новым условиям и специализироваться на скотоводстве. Существуют и другие точки зрения. Не менее дискуссионен вопрос времени сложения кочевничества. Часть исследователей склоны считать, что кочевничество сложилось на Ближнем Востоке на периферии первых цивилизаций ещё в IV-III тыс. до н. э. Некоторые даже склонны отмечать следы номадизма в Леванте на рубеже IX-VIII тыс. до н. э. Другие полагают, что здесь ещё рано говорить о настоящем кочевничестве. Даже доместикация лошади (IV тыс. до н. э.) и появление колесниц (II тыс. до н. э.) ещё не говорят о переходе от комплексной земледельческо-скотоводческой экономики к настоящему кочевничеству. По мнению этой группы учёных переход к номадизму произошёл не ранее рубежа II-I тыс. до н. э. в евразийских степях. Классификация кочевничестваСуществует большое количество различных классификаций кочевничества. Наиболее распространённые схемы основаны на выявлении степени оседлости и экономической деятельности:
В некоторых других построениях учитывают также вид кочевания:
В географическом контексте можно говорить о шести больших зонах, где распространено кочевничество.
Расцвет кочевничестваподробнее Кочевое государствоРасцвет кочевничества связан с периодом возникновения «кочевых империй» или «имперских конфедераций» (середина I тыс. до н. э. - сер. II тыс. н. э.). Эти империи возникали по соседству со сложившимися земледельческими цивилизациями и зависели от поступаемой оттуда продукции. В одних случаях кочевники вымогали подарки и дань на расстоянии (скифы , хунну , тюрки и др.). В других они подчиняли земледельцев и взимали дань (Золотая Орда). В третьих они завоевывали земледельцев и переселялись на их территорию, сливаясь с местным населением (авары , булгары и др.). Кроме-того, вдоль маршрутов шёлкового пути проходившего также и по землям кочевников, возникали стационарные поселения с караван-сараями . Известны несколько крупных миграций так называемых «пастушеских» народов и позднее кочевников-скотоводов (индоевропейцы , гунны, авары, тюрки, кидани и половцы , монголы, калмыки и др.). В хуннское время были установлены прямые контакты между Китаем и Римом. Особенно важную роль сыграли монгольские завоевания. В результате сформировалась единая цепь международной торговли, технологических и культурных обменов. По-видимому, в результате этих процессов в Западную Европу попали порох , компас и книгопечатание . В некоторых работах этот период называют «средневековой глобализацией». Модернизация и упадокС началом модернизации кочевники оказались неспособными конкурировать с индустриальной экономикой. Появление многозарядного огнестрельного оружия и артиллерии постепенно положили конец их военному могуществу. Кочевники стали вовлекаться в модернизационные процессы в качестве подчинённой стороны. В результате стало меняться кочевое хозяйство, деформировалась общественная организация, начались болезненные аккультурационные процессы. В ХХ в. в социалистических странах были сделаны попытки провести насильственную коллективизацию и седентеризацию, которые закончились неудачей. После распада социалистической системы во многих странах произошла номадизация образа жизни скотоводов, возврат к полунатуральным методам ведения хозяйства. В странах с рыночной экономикой процессы адаптации кочевников также происходят очень болезненно, сопровождаются разорением скотоводов, эрозией пастбищ, ростом безработицы и нищеты. В настоящее время примерно 35-40 млн чел. продолжает заниматься кочевым скотоводством (Северная, Центральная и Внутренняя Азия, Ближний Восток, Африка). В таких странах как Нигер , Сомали , Мавритания и др. кочевники-скотоводы составляют большую часть населения. В обыденном сознании превалирует точка зрения, что кочевники были только источником агрессии и грабежей. В реальности существовал широкий спектр различных форм контактов между оседлым и степным миром, от военного противостояния и завоеваний до мирных торговых контактов. Кочевники сыграли важную роль в истории человечества. Они способствовали освоению мало пригодных для жилья территорий. Благодаря их посреднической деятельности устанавливались торговые связи между цивилизациями, распространялись технологические, культурные и др. инновации. Многие общества номадов внесли свой вклад в сокровищницу мировой культуры, этническую историю мира. Однако, обладая огромным военным потенциалом, номады также оказали существенное деструктивное влияние на исторический процесс, в результате их разрушительных нашествий были уничтожены многие культурные ценности, народы и цивилизации. Корни целого ряда современных культур уходят в кочевнические традиции, но кочевой образ жизни постепенно исчезает - даже в развивающихся странах. Многие из кочевых народов сегодня находятся под угрозой ассимиляции и потери самобытности, так как в правах за использование земель они едва могут противостоять оседлым соседям. Кочевничество и оседлый образ жизниО половецкой государственности Все кочевники евразийского пояса степей прошли через таборную ступень развития или стадию нашествия. Сдвинутые со своих пастбищ, они беспощадно все уничтожали на своем пути, поскольку перемещались в поисках новых земель. ... Для соседних земледельческих народов номады таборной стадии развития всегда пребывали в состоянии «перманентного нашествия» . На второй стадии кочевания (полуоседлой) появляются зимовники и летовки, пастбища каждой орды имеют строгие границы, а скот перегоняют по определённым сезонным маршрутам. Вторая стадия кочевания была самой рентабельной для скотоводов. В. БОДРУХИН, кандидат исторических наук. Однако оседлый образ жизни, разумеется, имеет свои преимущества перед кочевым, и возникновение городов - крепостей и прочих культурных центров, а в первую очередь - создание регулярных армий, часто строившихся по кочевническому образцу: иранские и римские катафрактарии, перенятые у парфян; китайская панцирная кавалерия, строившаяся по образцу гуннской и тюркютской; русская дворянская кавалерия, впитавшая традиции татарского воинства вместе с эмигрантами из переживающей смуту Золотой Орды; и т. д., со временем дало возможность оседлым народам успешно противостоять набегам кочевников, которые никогда не стремились полностью уничтожить оседлые народы так как не могли полноценно существовать без зависимого оседлого населения и обмена с ним, добровольного или принудительного, продуктами земледелия, скотоводства и ремесла. Омельян Прицак даёт такое пояснение постоянным набегам кочевников на оседлые территории: «Причины этого явления следует искать не во врождённой склонности кочевников к грабежам и крови. Скорее, речь тут идёт о четко продуманной экономической политике». Между тем, в эпохи внутреннего ослабления даже высокоразвитые цивилизации нередко гибли или значительно ослаблялись в результате массированных набегов кочевников. Хотя по большей части агрессия кочевых племен была направлена в сторону своих соседей кочевников, зачастую набеги на оседлые племена кончались утверждением господства кочевой знати над народами земледельцами. Например господство кочевников над отдельными частями Китая, а иногда над всем Китаем, повторялось много раз в его истории. Другим известным примером тому является крушение Западной Римской империи, которая пала под натиском «варваров» во время «великого переселения народов», в основном в прошлом оседлых племен, а не самих кочевников, от которых они спасались на территории своих Римских союзников, однако конечный результат был катастрофичен для Западной Римской Империи, которая так и осталась под контролем варваров несмотря на все попытки Восточной Римской Империи вернуть эти территории в VI-м веке , что по большей части также было результатом натиска кочевников (Арабов) на восточные границы Империи. Кочевничество, не связанное со скотоводствомВ различных странах существуют этнические меньшинства, ведущие кочевой образ жизни, но занимающиеся не скотоводством, а различными ремеслами , торговлей, гаданием , профессиональным исполнением песен и танцев. Это цыгане , ениши , ирландские путешественники и другие. Такие «кочевники» путешествуют таборами , живя обычно в транспортных средствах либо случайных помещениях, зачастую нежилого типа. По отношению к таким гражданам властями часто применялись меры, направленные на насильственную ассимиляцию в «цивилизованное» общество. В настоящее время властями разных стран применяются меры по наблюдению за исполнением такими лицами родительских обязанностей по отношению к малолетним детям, которые в результате образа жизни их родителей не всегда получают полагающиеся им блага в области образования и здравоохранения. Перед федеральными органами Швейцарии интересы енишей представляет основанное в 1975 году (de:Radgenossenschaft der Landstrasse), которое наряду с енишами, представляет также и другие «кочевые» народы - рома и синти . Общество получает субвенции (целевые субсидии) от государства. С 1979 Общество является членом Международного союза цыган (англ. ), IRU . Несмотря на это, официальная позиция общества состоит в отстаивании интересов енишей как отдельного народа. Согласно международным договорам Швейцарии и приговору Федерального суда, кантональные власти обязаны предоставлять кочующим группам енишей место для стоянок и переездов, а также обеспечивать возможность посещения школ для детей школьного возраста. К кочевым народам относятся
Исторические кочевые народы: См. такжеНапишите отзыв о статье "Кочевники"ПримечанияЛитература
Художественная литература
СсылкиОтрывок, характеризующий Кочевники– Прямо, прямо, вот по дорожке, барышня. Только не оглядываться.– Я не боюсь, – отвечал голос Сони, и по дорожке, по направлению к Николаю, завизжали, засвистели в тоненьких башмачках ножки Сони. Соня шла закутавшись в шубку. Она была уже в двух шагах, когда увидала его; она увидала его тоже не таким, каким она знала и какого всегда немножко боялась. Он был в женском платье со спутанными волосами и с счастливой и новой для Сони улыбкой. Соня быстро подбежала к нему. «Совсем другая, и всё та же», думал Николай, глядя на ее лицо, всё освещенное лунным светом. Он продел руки под шубку, прикрывавшую ее голову, обнял, прижал к себе и поцеловал в губы, над которыми были усы и от которых пахло жженой пробкой. Соня в самую середину губ поцеловала его и, выпростав маленькие руки, с обеих сторон взяла его за щеки. – Соня!… Nicolas!… – только сказали они. Они подбежали к амбару и вернулись назад каждый с своего крыльца. Когда все поехали назад от Пелагеи Даниловны, Наташа, всегда всё видевшая и замечавшая, устроила так размещение, что Луиза Ивановна и она сели в сани с Диммлером, а Соня села с Николаем и девушками. Вскоре после святок Николай объявил матери о своей любви к Соне и о твердом решении жениться на ней. Графиня, давно замечавшая то, что происходило между Соней и Николаем, и ожидавшая этого объяснения, молча выслушала его слова и сказала сыну, что он может жениться на ком хочет; но что ни она, ни отец не дадут ему благословения на такой брак. В первый раз Николай почувствовал, что мать недовольна им, что несмотря на всю свою любовь к нему, она не уступит ему. Она, холодно и не глядя на сына, послала за мужем; и, когда он пришел, графиня хотела коротко и холодно в присутствии Николая сообщить ему в чем дело, но не выдержала: заплакала слезами досады и вышла из комнаты. Старый граф стал нерешительно усовещивать Николая и просить его отказаться от своего намерения. Николай отвечал, что он не может изменить своему слову, и отец, вздохнув и очевидно смущенный, весьма скоро перервал свою речь и пошел к графине. При всех столкновениях с сыном, графа не оставляло сознание своей виноватости перед ним за расстройство дел, и потому он не мог сердиться на сына за отказ жениться на богатой невесте и за выбор бесприданной Сони, – он только при этом случае живее вспоминал то, что, ежели бы дела не были расстроены, нельзя было для Николая желать лучшей жены, чем Соня; и что виновен в расстройстве дел только один он с своим Митенькой и с своими непреодолимыми привычками. Пьер после сватовства князя Андрея и Наташи, без всякой очевидной причины, вдруг почувствовал невозможность продолжать прежнюю жизнь. Как ни твердо он был убежден в истинах, открытых ему его благодетелем, как ни радостно ему было то первое время увлечения внутренней работой самосовершенствования, которой он предался с таким жаром, после помолвки князя Андрея с Наташей и после смерти Иосифа Алексеевича, о которой он получил известие почти в то же время, – вся прелесть этой прежней жизни вдруг пропала для него. Остался один остов жизни: его дом с блестящею женой, пользовавшеюся теперь милостями одного важного лица, знакомство со всем Петербургом и служба с скучными формальностями. И эта прежняя жизнь вдруг с неожиданной мерзостью представилась Пьеру. Он перестал писать свой дневник, избегал общества братьев, стал опять ездить в клуб, стал опять много пить, опять сблизился с холостыми компаниями и начал вести такую жизнь, что графиня Елена Васильевна сочла нужным сделать ему строгое замечание. Пьер почувствовав, что она была права, и чтобы не компрометировать свою жену, уехал в Москву. В данный разделе собраны книги про кочевников. Основным видом хозяйственной деятельности кочевников было экстенсивное скотоводство. В поисках новых пастбищ кочевые племена регулярно перемещались на новые места. Кочевников отличает особая материальная культура и мировоззрение степных обществ. СкифыСкифы – один из самых мощных кочевых народов древности. Существует множество версий возникновения этого союза племен, многие древние историки всерьез связывали происхождение скифов с греческими богами. Сами скифы считали, своими родоначальниками детей и внуков Зевса. Во времена их царствования на землю с небес упали золотые орудия труда: ярмо, плуг, секира и чаша. Тот из мужчин, которому удалось взять предметы в руки и не обжечься, стал основателем нового царства. Расцвет царства Эпоха расцвета Скифского царства приходится на V-IV в.в. до нашей эры. Поначалу это был просто союз нескольких племен, но вскоре иерархия стала напоминать раннегосударственное образование, которое имело свою столицу и признаки зарождения социальных классов. Во времена своего расцвета Скифское царство занимало огромнейшую территорию. Начиная от дельты Дуная, все степи и лесостепи вплоть до нижнего течения Дона принадлежали этому народу. В годы правления самого известного скифского царя Атея, столица государства находилась в Нижнем Приднепровье, точнее в Каменском Городище. Это крупнейшее поселение, которое было одновременно и городом и кочевым стойбищем. Земляные баррикады и прочие укрепления могли укрыть от врагов десятки тысяч рабов-ремесленников и пастухов. При необходимости убежище предоставлялось и домашнему скоту.
Религия Религиозные взгляды скифов ограничивались поклонению стихиям. Богине огня – Весте было отдано главенство при произнесении клятв, церемоний причащения и помазания вождей народа. До наших дней сохранились глиняные статуэтки, изображающие эту богиню. Археологи обозначают место находок таких артефактов территорией между Уральскими горами и рекой Днепр. Попадались такие находки и в Крыму. Скифы изображали Весту с младенцем на руках, поскольку для них она олицетворяла материнство. Встречаются артефакты, на которых Веста изображена в образе женщины-змеи. Культ Весты был распространен и в Греции, но греки считали ее покровительницей моряков.
Иерархия
Миграции и войны
СарматыУченые полагают, что сарматы произошли от потомков двух культур, срубной и андроновской. Начало нашей эры и первое тысячелетие до нашей эры ознаменовалось широким расселением племен скифов и сарматов по Великой Степи. Они принадлежали к северным иранским народам, вместе с азиатскими саками и европейскими скифами. В античности считалось, что сарматы произошли от амазонок, чьими мужьями были скифские мужчины. Однако для этих женщин язык скифов оказался трудным, и они его не смогли освоить, и язык сарматов – это искаженный скифский. В частности, таковым было мнение Геродота. В III веке доя нашей эры, ослабевает скифское могущество, и главенствующую позицию в Причерноморье занимают сарматы. Большой период истории нашей страны связан с ними.
Религия сарматов В религиозно-культовом представлении сарматов особое место занимали образы животных, в частности, барана. Изображение барана часто было нанесено на ручки мечей или сосудов для питья. Образ барана олицетворялся с «небесной благодатью», был символом у многих народов древности. И также у сарматов был очень силен культ их предков.
Предметом культа сарматов являлся и меч, он олицетворял собой бога войны. Как утверждают историки, меч втыкался в землю, и ему с благоговением поклонялись.
Общественное устройство У сарматов предметы быта были довольно разнообразны, а это лишь говорит о том, что ремесла у них были хорошо развиты. Они отливали изделия из бронзы, занимались кузнечным ремеслом, кожевенное дело и деревообработка были развиты также. Сарматы продвигались на запад, а для этого приходилось завоевывать территории.
Было развито искусство. Вещи художественно оформлялись полудрагоценными камнями, стеклами, эмалью, далее обрамлялись узором филиграни.
Военное дело Война была основным промыслом у сарматов, впрочем, как и у других варварских племен. Большие конные отряды воинов-сарматов наводили ужас и страх на соседние государства и населявшие их народы. Всадники были прекрасно вооружены и защищены, у них уже имелись панцири и кольчуги, железные длинные мечи, луки, они носили налучья и стрелы их были отравлены змеиным ядом. Головы их защищали шлемы из кожи волов, панцири из прутьев.
Миграции Население сарматов росло, поголовье скота увеличивалось, в связи с этим передвижения сарматов расширялись. Прошло не слишком большое время, и они заняли и обжили огромную территорию между Днепром и Тоболом, до Северного Кавказа на юге. С Востока их начали теснить гунны, другие племена, и в IVвеке сарматы пошли на запад, где достигли Римской империи, Пиренейского полуострова и переправились в Северную Африку. Там они ассимилировались с другими народами.
ГунныГунны это образовавшаяся во II веке ираноязычная группа народов. Как утверждают ученые, их племена вели кочевой образ жизни. Они прославились своими военными действиями и именно ими изобретено одно из лучших оружий того времени. Самые яркие события в жизни этого союза племен происходили со II по V в.
Образ жизни Кочевые племена, не имея постоянного жилья, перемещались по обширным степным территориям, везя за собой весь свой скарб в кибитках. Следом за собой они перегоняли скот. Основное направление их деятельности – набеги и скотоводство.
Неудобная импровизированная обувь сковывала ходьбу, поэтому гунны пешим ходом практически не передвигались, а пеший бой для них вести было вообще невозможно. Зато они в совершенстве владели навыками верховой езды и поэтому все время проводили в седле. Даже переговоры и торговые сделки они вели, не слезая с лошади.
Из Китая в Европу Зародившись в северном Китае, варварские племена гуннов отправились завоевывать новые территории на северо-восток. Их не интересовали плодородные земли, так как они никогда не занимались земледелием, их не интересовали территории для строительства новых городов, их интересовала исключительно добыча.
Самый лучший период для союза племен, в который входили гунны, булгары и покоренные гуннам германские и славянские племена, пришелся на период правления Атиллы. Это был вождь, которого боялись и враги, и сами гунны. Чтоб получить власть он коварно убил собственного брата. В Европейских государствах его прозвали «Бич Божий».
ТатарыТатары – второй по численности этнос в России и самый многочисленный народ мусульманской культуры в стране. Татарские народности имеют очень древнюю историю, которая тесно связана с историей народов Урало-Поволжского региона. И, вместе с тем, документально подтвержденной и правдивой информации по истории возникновения этого народа не так много. События в далеких V-XIII веках так сильно переплелись, что очень сложно отделить историю татарских народностей от истории тюркских племен, с которыми они долгое время проживали совместно на территории монгольской степи. Этноним «татары» известен примерно с V века. По-китайски это название звучало «та-та» или «да-да». Обитали татарские племена в те времена в северо-восточной части Монголии и на некоторых территориях Маньчжурии. Для китайцев название этих народностей означало «грязный», «варвар». Сами татары именовали себя, скорее всего, «приятными людьми». Самым известным племенным союзом древних татар считается “Отуз-татар” – «Тридцать татар», который потом стал союзом «Токуз татар» - «Девять татар». Эти названия упоминаются в тюркской летописи времен Второго тюркского каганата (середина VIII века). Татарские племена, как и тюркские, вполне успешно расселялись по Сибири. И в XI веке известный тюркский исследователь Махмуд Кашгарский называет большую территорию между Северными областями Китая и Восточным Туркестаном не иначе, как "Татарской степью". В последующих трудах ученые того времени указывают следующие татарские племена: дорбен-татар, обое татар, айриуд-буйрууд. А к середине XII века татары становятся одним из наиболее могучих племенных образований в Монголии. В 70-х годах XII века татарское объединение побеждает монгольскую армию и после этого китайцы называют «да-дань» (то есть татарами) всех кочевников, независимо от их этнической принадлежности. Войны и миграции Жизнь татарских племен никогда не была спокойной и всегда сопровождалась военными сражениями. Китайцы опасались татар и предпринимали всяческие превентивные меры. Согласно некоторым летописям, они стремились сократить количество совершеннолетних татар, для чего раз в три года китайцы выступали войной против татарских племен. Кроме того, периодически вспыхивали междоусобные столкновения, а также локальные войны между татарами и монголами. Большую роль в истории татар, как и всех народностей этого региона, сыграло создание Великого Тюркского каганата. Это могущественное образование держало под контролем огромную территорию от Алтая до Крыма. Но в начале VII века оно распалось на две части – Западную и Восточную, а в середине VIII века развалилось окончательно. Известно, что в некоторых сражениях в составе тюркских войск были и многочисленные татарские отряды. После падения Восточного каганата некоторые татарские племена подчинилась уйгурам и впоследствии заключили союз с тюркскими киданями, часть племени ушла на запад в Прииртышье и приняла ведущую роль в образовании Кимакского каганата, на основе которого позднее сложились народности казахов и сибирских татар. История этих каганатов также не была продолжительной. Уйгурский каганат был разгромлен киргизами в 842 году, а спустя некоторое время татары создали множество государств и племенных объединений в юго-восточных областях Сибири и на территории Северного Китая к востоку от Восточного Туркестана, что позволило мусульманским историкам называть этот регион Дашт-и татар или "Татарская степь". Это были могущественные объединения, которые контролировали часть Великого шелкового пути и вели активную внешнюю политику в Центральной Азии. Но в тридцатых годах многочисленные татарские княжества были завоеваны государством Каракитаев (западные кидани). Через тридцать лет татарские войска полностью разгромили монголов, а в конце века пошли войной на Китай. Китайцы были намного сильнее, и побежденные остатки татарских племен были вынуждены уйти подальше от китайских границ. Второй бедой для татар оказалось правление Чингисхана, который в 1196 году разгромил их войско, в 1202 году после татарского восстания в наказание уничтожил все взрослое татарское население. Кимакский каганат просуществовал на территориях Казахстана и Южной Сибири до тридцатых годов XII века. Силы каганата захватывали все больше земель, вытесняя в разных направлениях местные племена, что стало причиной большой миграции татарских племен по территории Евразии. После падения кимаков власть перешла к объединению кипчаков, которые стали продвигаться дальше на запад. Татарские племена шли вместе с ними. Система правления Как и у многих тюркских народов, у татар существовал институт выборности верховного правителя (тэнрикота). К нему предъявлялось множество требований. Он должен был быть умным, справедливым, храбрым и честным. Выбранный вождь должен был походить на верховное тюркское божество – Тэнри (бог неба). Не мыслилось, что этот вождь будет обогащаться за счет своего народа. Наоборот, предполагалось, что он должен быть справедливым представителем интересов всех слоев населения, включая покоренные народности. Доктрина власти в татарском обществе была обусловлена Мандатом Неба и правитель должен был всякий раз заслуживать этот мандат своей добродетелью. Если же окружение правителя понимало, что он больше не достаточно добродетелен, его могли переизбрать. Как правило, удачное покушение всегда было самым успешным способом переизбрания. В последующих образованиях (каганатах) власть стала наследоваться, а каганы получали право на удельное владение землями. Также удельными землями владели и другие высокопоставленные люди в каганатах. Они были обязаны выставлять на сражения определенное количество воинов и следить за выполнением законов на подвластной территории. Как и в большинстве тюркских племен, у татар основополагающим принципом общественного и государственного устройства была строгая иерархия родов и племен. Кроме того, широко практиковалось применение труда рабов (чаще невольниц) в домашнем хозяйстве. Захваченные пленницы участвовали в выпасе скота, заготовлении кормов и других работах. Если же в плен попадал мужчина, его, скорее всего, продавали в Китай.
Религиозные каноны С давних времен в тюркской среде чрезвычайно было распространено тенгрианство – учение о Боге Неба, который властвовал над всеми. Широко были известны языческие верования о тотемах – животных, которые стояли у истока татарских народов и были их покровителями. Образовавшиеся объединения – каганаты (а впоследствии и Золотая Орда), были многоконфессиональными государствами, где никого не заставляли менять свою веру. Но татарские племена, соприкасаясь с другими народами, неизбежно приходили к смене вероучений. Так, уйгуры (и проживавшие на территории их княжеств татары) переняли из Хорезма мусульманство. Татары Восточного Туркестана частично приняли буддизм, частично манихейство и ислам. Большим реформатором в этой сфере стал Чингисхан, который отделил государство от религии и отстранил от власти главного шамана, провозгласив равные права для всех вероучений. А в XIV веке Узбек-хан признал в исламе основную государственную идеологию, которую многие историки признают причиной распада Золотой Орды. Сейчас традиционной религией татар считается ислам суннитского толка. МонголыРодиной монголов считается территория, расположенная к северо-западу и северу от Китая, в регионе, называемом Средней Азией. Эти холодные засушливые плоскогорья, иссеченные выветренными, разрушенными горными хребтами к северу от сибирской тайги и вдоль китайской границы представляют собой бесплодную голую степь и пустыню, где и зарождалась нация монголов. Рождение монгольской нации Основа будущего монгольского государства была заложена в начале XII века, в этот период вождем Кайду были консолидированы несколько племен. Впоследствии его внуком Кабулом были установлены отношения с руководством Северного Китая, которые сначала складывались на основе вассалитета, а после завершения кратковременной войны, в качестве получателя незначительной дани. Однако его преемник Амбакай был передан татарами китайцам, не преминувшим с ним расправиться, после чего бразды правления перешли к Кутуле, потерпевшему в 1161 году поражение от китайцев и вступившему в союз с татарами. Татары, спустя несколько лет убили Есугая, отца Темучина, собравшего вокруг себя всех монголов и покорившего мир под именем Чингисхана. Именно эти события стали катализатором консолидации нескольких кочевых племен в одну нацию под названием монголы, от одного упоминания о которой правители средневекового мира приходили в трепет. Общественное устройство у монголов До начала XIII века, ознаменовавшегося великими завоеваниями монголов во главе с Чингисханом, монгольские кочевники в степях занимались выпасом овец, коров, коз и постоянно увеличивающихся табунов лошадей. В засушливых районах монголы разводили верблюдов, однако на землях, расположенных ближе к сибирской тайге, были племена, жившие в лесах и промышлявшие охотой. Таежные племена с особым трепетом относились к шаманам, занимавшим в их общественном устройстве центральное и ключевое место.
Религиозные верования монголов Религия монголов относилась к шаманскому типу. Шаманство имело широкое распространение у северных кочевников и прочих народов Северной Азии. У них не было развитой философии, догматики и теологии, в связи с чем, мусульманами, христианами и иудеями шаманство не признавалось. Чтобы получить право на существование шаманству пришлось приспособиться к наиболее суеверным формам проявления христианства, таким как несторианство, распространенное на территории Центральной Азии. На монгольском языке шамана называли камом, он был колдуном, лекарем и предсказателем, по верованиям монголов он являлся посредником меж миром живых и мертвых, людей и духов. Монголы искренне верили в естество бесчисленного количества духов, к которым относились и их предки. Для каждого природного объекта и явления у них существовал свой дух, это касалось духов земли, воды, растений, неба, именно эти духи по их верованиям и определяли человеческую жизнь. Духи в монгольской религии имели строгую иерархию, верховным среди них считался небесный дух Тенгри, именно с ним состояли в родстве верховные вожди, служившие ему верой и правдой. По верованиям монголов Тенгри и прочие духи высказывали свою волю в вещих снах, в ходе камлания и в видениях. Если этого требовала необходимость, они открывали свою волю непосредственно правителю. Несмотря на то, что Тенгри наказывал и благодарил своих последователей, в повседневной жизни рядовыми монголами не исполнялось никаких особенных ритуалов, посвященных ему. Немногим позже, когда стало ощутимым китайское влияние, монголы начали украшать таблички, на которых было его имя, окуривая их благовониями. Намного ближе к народу и его повседневным делам стояла богиня Начигай, также называемая Этуген. Она была повелительницей травы, стад и урожая, именно ее изображением украшались все жилища и обращались мольбы о ниспослании хорошей погоды, большого урожая, прибавления в стадах и процветании семейства. Все молитвы монголы обращали к онгонам, это были своеобразные идолы, изготавливаемые женщинами из шелка, войлока и прочих материалов. Войны монголов до эпохи Чингисхана
После образования монгольского государства Хабул-ханом, который был предком Чингисхана, были объединены все монгольские племена. Первоначально они считались вассалами императора Сицзуна, однако в скором времени вступили с ним в боевые действия. В результате этой войны был заключен мирный договор, в лагерь Хабул-хана китайцы отправили наблюдателя, однако он был убит, что послужило поводом для начала очередной войны. На этот раз правители Цзинь направили на борьбу с монголами татар, Хабул-хан не смог выдержать очередного изнурительного похода. Он умер, так и не добравшись до цели. Власть в свои руки получил Амбагай.
Миграция монголов Изначально монгольские племена не были кочевниками, они занимались охотой и собирательством в районе Алтая и Джунгарии, а также на равнинах южнее и севернее Гоби. Вступая в контакт с кочевыми племенами Западной Азии, они переняли их культуру и постепенно мигрировали в степные районы, где занялись скотоводством и превратились в ту нацию, которая нам знакома сегодня. ТюркиИстория возникновения Исследования происхождения тюркских народов, этноса, их культурных традиций, к сожалению, до сих пор являются наиболее проблематичными для академической науки.
Отдельные племена кочевали, чтобы охотиться и набегами воевать с ведущими оседлый образ жизни соседями. Считается, что Монголия – прародительница и тюрок и монголов. Эти группы, совершенно различных, на первый взгляд, народов, в процессе развития цивилизации, смешивались и переплетались. В нескончаемой истории событий, битв, войн, рассвета и застоя держав, нации сходились и расходились, что до сих пор проявляется в похожести их языковых групп.
Приход тюрок с территории современных монгольских равнин – очень длительный по исторической шкале процесс. Этот период времени до конца еще не изучен. Каждая следующая последовательная волна набегов или нашествия знаменует свое появление в исторических хрониках только тогда, когда тюркские племена или прославленные воины захватывают власть в различных, совершенно не свойственных им регионах. Это могло происходить совместно с хазарами, сельджуками или с одной из многочисленных, для того времени, кочевых групп.
Данные по религии До принятия основных мировых религий – ислама, буддизма и частично христианства, у тюркских народов была и остается первая религиозная основа – поклонение Небу – Тенгри, Создателю. В повседневной жизни Тенгри – это синоним Аллаха.
Общественное устройство Ускоренное развитие процессов социальной и территориальной консолидации привело к созданию тюркоязычными народами и племенами ряда государственных образований – каганатов во 2-й половине I тысячелетия. Такой формой политического создания устройства общества знаменовался процесс становления классов у кочевников.
Войны тюрков с другими народами История тюркского народа – это история войн, миграций и переселений. Общественное устройство общества напрямую зависело от успешности сражений и исхода битв. Длительные и жестокие войны тюрков с различными кочевыми племенами и оседлыми народами способствовали формированию новых народностей и образованию государств.
Миграции По антропологическим внешним признакам можно выделить тюрков европеоидной расы и монголоидной. Но самый распространенный тип – переходный, который относится к туранской или южно-сибирской расе.
Огромные пространства способствовали крупным перемещениям-миграциям больших групп скотоводов, что и облегчало процесс смешения и ассимиляции с древними племенами. Кроме того, такой кочевой образ, давал возможность быстрого распространения экономико-культурных достижений скотоводческих племен, народностей и обычного населения из других областей, с которыми они взаимодействовали. И именно поэтому выделение первой тюркской народности знаменовало собой и ступень масштабного освоения степных пространств, развития и распространения на ней производящих форм экономики – разведение скота и выработки кочевых форм ведения хозяйства.
|
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?