Главная - Ребенок
Полный пересказ преступление и наказание по главам. Ф.М

Преступление никогда не пройдет незаметно, и оно всегда будет наказано, и независимо от времени, все же буден наказано и, причем в два раза больше. Тайное всегда становиться явным, это тоже очень важно понимать.

Раскольников – это молодой человек, который сам по себе очень оригинальная личность, так как его образ мышления часто не совпадал с другими. Этот человек – умен, рассудителен, но вместе с тем, его мысли, его логичность – просто невероятна. Он тот, кто идет против общества, против каких-то уже давно сложившихся и устоявшихся идей в обществе и вообще в жизни. Он – бунтарь, но бунтарь в душе, и в какой-то степени его можно назвать лидером, но таким, который до поры до времени не будет проявлять себя, пока этого не нужно. Его можно считать скрытной, замкнутой личностью, но вместе с тем, он не даст себя в обиду. Он – студент, который живет в Петербурге, в этом унылом городе, где вечные туманы и дожди.

Может именно погода так сильно влияла на него, но у него не было постоянно денег, и именно мать, такая же бедная, поддерживала его. Также, у него была сестра, которая решила выйти замуж за богатого человека, чтобы в будущем обеспечить себя, а самое главное – любимых брата и мать. Про себя она думала в последнюю очередь.

Раскольников – это человек, который сильно преклоняется перед своим идеалом – Наполеоном Бонапартом. Ведь именно Наполеон чем-то схож с ним, именно он становиться преткновением для Родиона. Ведь Раскольников решает проверить себя – свою теорию, которую он создавал в течении некоторого времени. Эта теория достаточно пугающая – ведь, этот страшный в своем роде человек решил совершить преступление, которое потом стоило ему совести, гордости и чести, а также – спокойствия, и самое главное свободы, и еще что ужаснее – жизни любимого человека, который не пережил этого, и это – мать Родиона.

Раскольников мыслил весьма своеобразно, так как думал, что если Наполеон – человек, который прославился так быстро, и поднялся из низин до высот, почему он, Раскольников, не может также возвыситься и пренебречь несколькими жизнями, ради того, что этим сделать намного больше людей счастливыми. Разве он – тоже не человек, почему же Бонапарт имел на это право, и ведь, он, будучи офицером, мог убивать направо и налево, ради того, чтобы сделать жизнь других – лучше. Пренебрегая жизнью одного, он делал жизнь других намного ярче и лучше. Так мыслил Бонапарт, и так хотел думать Раскольников Родион.

Родин решил испытать себя, чтобы понять для себя самого – сможет ли он преступить через себя, сможет ли переступить ту страшную черту, которая соединяет совесть, честность и доброту, рядом с которой – за чертой стоят убийство, ненависть и холодная жестокость. И он смог это сделать. Долго думал, боялся и размышлял, но все же решился. Его жертвой стала невинная старуха – процентщица. Она была зла и расчетлива, а также, очень жадной, но это не повод убивать человека. Но Раскольникову еще и деньги нужны были. А потому зарубив топором старуху, он украл деньги и некоторые заложенные у нее вещи. Но в тот момент, когда он собирался уже уходить, появилась сестра убитой, и пришлось убить и ее, чтобы не было свидетелей.

Совершив два убийства подряд, он старался жить прежней жизнью, но у него не выходило никак. Он познакомился еще раньше с девушкой, которая ради того, чтобы прокормить мачеху, ее детей, и своего отца, стала девушкой легкого поведения. Но ей удалось остаться чистой и незапятнанной внутри, что очень важно. Именно ей и доверил секрет Раскольников, но она не перестала его любить, и именно она подстегнула его на то, чтобы он пошел и сдался полиции, так как это очень большой грех. Раскольников в какой-то степени наверно любил Соню, эту странную девушку, и в чем-то они были похожи.

Роман учит настоящей любви и доброте, которая важна в нашей жизни.

Читать краткое содержание Преступление и наказание по главам и частям

Часть первая

Глава 1

Стояла невыносимая жара, главный герой произведения Раскольников вышел из своей арендуемой каморки, избегая встречи с хозяйкой, так как должен был ей денег. Молодой, привлекательный, но плохо одетый человек направился к старухе - процентщице.

Он истощен бедностью и вспоминает, что уже как два дня ничего не ел.

Придя к Алене Ивановне он отдает ей заклад - серебряные часы. Старуха уходит в другую комнату, а он тем временем, прислушиваясь, соображает, что она открыла комод и что ключи у нее в одной связке. Он пристальным взглядом осматривает квартиру.

Когда он вышел на улицу, его терзали сомнения по - поводу злого умысла, не покидающего его голову уже на протяжении месяца.

Он заходит в распивочную, выпивает пива и его сомнения улетучиваются.

Глава 2

В распивочной главный герой знакомится с бывшим чиновником Мармеладовым. Тот уже изрядно опьянев, начинает рассказывать ему про свою жену. Она, будучи воспитанной и образованной, имея от прежнего брака троих детей выходит за него замуж. Он же пропивает все домашнее имущество. Его дочь, чтобы заработать денег идет на панель.

Раскольников провожает своего собеседника домой. В их квартире он поражается нищенской обстановке. Он выгребает из кармана монеты, оставляет их и уходит.

Глава 3

Из письма от матери он узнает, что его сестра Дуня работала у Свидригайловых. Там с ней плохо обходились и она вернулась домой. К ней посватался немолодой, но имеющий некоторый капитал Петр Лужин.

Мать надеется, что жених дочери поможет сыну. В заключении, мать оповещает, что скоро они появятся в Петербурге.

Прочитав письмо Родион не мог скрыть злую улыбку, которая змеилась по его губам.

Глава 4

Главный герой встревожен письмом, он не хочет, чтобы сестра выходила замуж только из-за капитала жениха. Он не даст, чтобы Дуня жертвовала своей жизнью ради него. Однако, поразмыслив, юноша понимает, что не в силах противостоять этому.

Его мысли возвращаются к прежней коварной задумке.

Глава 5

Родион узнает, что завтра вечером старуха будет дома одна. Он понимает, что его задумка об убийстве старухи завтра должна свершиться.

Глава 6

Раскольников вспоминает как он впервые сделал заклад старухе. Он припомнил услышанный разговор о богатой, но стервозной старухе. Она издевается над своей сестрой и не достойна жизни.

Родион начинает подготовку к убийству. Он незаметно заходит в каморку дворника, берет топор и идет к старухе.

Глава 7

Недоверчивая старуха впускает его, он отвлекает ее «закладом». Процентщица на секунду отворачивается, и он убивает ее. Старуха мертва, он достает ключи от комода из ее кармана. Он находит богатства и начинает распихивать их по своим кармана. Юноша слышит шум, оказывается, что воротилась сестра старухи. Ему приходится расправиться и с ней. Он собирается уходить.

И тут, в дверь звонят клиенты, они догадываются, что со старухой что-то не так и идут за дворником. Воспользовавшись моментом убийца выходит на улицу, возвращает топор. Заходит в свою каморку и в забытье кидается на диван.

Часть вторая

Глава 1

Проспавшись, молодой человек с ужасом вспоминает о случившемся. Он в панике проверяет свою одежду на наличие следов крови. Он достает украденные ценности, и прячет их под отклеившимися обоями.

Ему приносят повестку в полицию. Он направляется туда, по дороге пытаясь успокоиться.

Там выясняется, что его вызвали по поводу долга за арендуемое жилье.

Когда он уже уходил, то услышал как двое полицейских обсуждают вчерашнее убийство. У него подкосились ноги и он упал. Полицейские считают его больным и отправляют домой.

Глава 2

Раскольников боится обыска и решает перепрятать ценности старухи. Он выходит на улицу и хочет бросить их в реку, но потом видит большой камень возле глухой стены в безлюдном дворе и прячет их там.

Глава 3

Какое-то время он пролежал дома, его лихорадило, он бредил.

Потом он узнает от своего товарища Разумихина, что к нему заходил полицейский. А также пришло письмо от матери с деньгами для уплаты долга за жильё.

Глава 4

К Родиону заходит студент Зосимов, он справляется о его здоровье. У них заходит разговор об убитой старухе и ее сестре. Зосимов рассказывает, что подозреваемых много, в их числе и красильщик Микола. Однако улик против них у полиции пока нет.

Глава 5

Лужин наведывается к Раскольникову. Тот встречает его с неприкрытой неприязнью. Родион упрекает его и выгоняет.

Его товарищи тоже уходят. Однако, они замечают одну странность, что Раскольникова ничего не интересует, и лишь тема убийства вызывает в нем любопытство.

Глава 6

Раскольников идет в распивочную, к нему подсаживается Заметов. Родион заводит разговор об убитой старухе и рассказывает, как бы он поступил на месте убийцы и где бы спрятал украденное. Случайно, у него вырывается фраза, что возможно это он убил старуху. Поведение его истеричное, Заметов решает, что он сумасшедший. Раскольников уходит.

Глава 7

Родион увидел столпившихся людей, он подходит ближе и понимают, что сбили его недавнего знакомого Мармеладова. Пострадавший сильно пьян и находиться в тяжелом состоянии, его относят домой. Он просит прощения у дочери и умирает.

Раскольников выгребает оставшиеся деньги из карманов и отдает на похороны.

Он направляется к Разумихину, затем тот провожает его домой. Поднявшись в каморку товарищи увидели, что к Родиону приехала мать с сестрой. Раскольников увидев их падает без чувств.

Часть третья

Глава 1

Когда Родион пришел в себя он стал настаивать на том, чтобы Дуня отказала Лужину. Он считает, что сестра не должна приносить себя в жертву ради него. Мать желает остаться с ним, переживая за его состояние, но Разумихин отговаривает ее.

Он провожает их в гостиницу, ему очень понравилась Дуня.

Глава 2

На следующие утро Разумихин просыпается с необыкновенным и доселе неведомым чувством, он думает о Дуне. Он приходит к матери Родиона и Дуне, они рассказывают ему, что получили письмо от Лужина. В своем письме он просит встречи с ними, однако настаивает, чтобы брат Дуни на ней не присутствовал.

Мать с Дуней едут к Раскольникову.

Глава 3

Родион утверждает, что он здоров. Он рассказывает матери, что вчера отдал все деньги на похороны знакомому.

Они обсуждают просьбу Лужина, Дуня настаивает, чтобы брат присутствовал на встрече с Петром Петровичем.

Глава 4

К Раскольникову приходит Соня Мармеладова и просит явиться на отпевание и поминки. Раскольников представляет ее родным. Мать чувствует, что он неравнодушен к ней.

Соня уходит, за ней идет незнакомый человек, уже у квартиры он говорит, что недавно в городе и что он ее сосед.

Раскольников просит Разумихина познакомить его со следователем Порфирием.

Глава 5

Товарищи приходят к следователю домой. Раскольников рассказывает, что он делал заклады старухи и узнает, можно ли их вернуть. Порфирий говорит, что видел его вещи среди изъятого и советует обратиться с этим вопросом в полицию.

Во время обсуждения убийства старухи, Раскольников замечает, что он также является подозреваемым.

Глава 6

Раскольников идет домой и проверяет дыру под обоями, ему вдруг подумалось, что там могло что-то остаться.

Выходя с дому, он видит незнакомца, тот кричит ему вслед, что он убийца.

Родион возвращается домой, ему снова сделалось плохо, он начинает бредить.

Когда он пришел в себя, увидел стоящего рядом человека, им оказался господин Свидригайлов.

Часть четвертая

Глава 1

Свидригайлов просит разрешения обратиться к нему за помощью. Раскольников не рад ему. В ходе разговора Свидригайлов вспоминает как познакомился со своей покойной женой и ситуацию произошедшую с Дуней. Он не хочет, чтобы Дуня выходила замуж за Лужина и хочет предложить Дуня десять тысяч за разрыв с ним. Он просит, чтобы Раскольников устроил ему встречу с сестрой.

Глава 2

Раскольников с Разумихиным обсуждают Свидригайлова, Родион говорит, что боится этого человека и не может понять что у него на уме. Они приходят в гостиницу, куда на встречу прибудет Лужин.

Лужин высказывает недовольство, он не рад видеть Родиона, так как был оскорблен им. Они ругаются и Дуня гонит прочь Лужина.

Глава 3

Лужин не ожидал такого поворота событий, он был уверен, что бедная девушка будет подчиняться его словам и просьбам.

Дуня просит прощения у брата, что польстилась на деньги Лужина. Однако, оправдывает себя тем, что не думала, что он такой неприятный человек.

Разумихин предлагает Дуне не уезжать.

Раскольников прощается с ними и просит не приходить к нему, сославшись на плохое самочувствие, он утверждает, что когда надо найдет их сам.

Глава 4

Родион направляется к Соне Мармеладовой. Они ведут разговор о дальнейшей жизни Сони. Он узнает, что она дружила с покойной Лизаветой.

Раскольников обещает, что завтра вернется и расскажет, кто убил сестру старухи.

Всю их беседу подслушивал Свидригайлов.

Глава 5

Раскольников приходит к следователю с просьбой вернуть заложенные им вещи. Тот начинает задавать ему вопросы, которые раздражают Родиона. Он просит, чтобы его не мучили допросами, и признали его либо виновным, либо же нет.

Следователь отвечает, что в соседней комнате его ожидает сюрприз.

Глава 6

Из комнаты выводят красильщика, он признает себя виновным в убийстве женщин.

Следователь опешил, он не ожидал такого поворота событий.

Главный герой возвращается домой, он рад, он чувствует себя практически в безопасности.

Часть пятая

Глава 1

Лужин думает о разрыве с Дуней, он считает, что если бы давал деньги ей, то она по своей натуре благодарной, не смогла бы столь резко его отвергнуть. Он злиться на Раскольникова.

Петр Петрович просит своего друга господина Лебезятникова пригласить Соню в номера.

Он раскладывает на столе деньги и кредитки.

Девушка приходит, Лужин ведет с ней разговор, о то, что хотел бы помочь ее семье деньгами, он дает ей десять рублей.

Когда она ушла, Лебезятников замечает, что у его товарища на уме какой-то не хороший план.

Глава 2

Вдова Мармеладова устроила ему хорошие поминки, она истратила на них деньги, которые дал Раскольников.

Раскольников присутствует на поминках

Во время поминок вдова начинает ругаться с хозяйкой квартиры.

Во время разгоревшегося скандала на пороге комнаты появляется Лужин.

Глава 3

Лужин при всех гостях обвиняет Соню в краже сторублевой купюры. Соня рыдает и говорит, что не брала деньги. Ее мать выворачивает ее карманы и оттуда выпадает купюра в сто рублей.

Лебезятников, наблюдая со стороны эту сцену, вмешивается. Он утверждает, что видел, как Лужин сам подсунул деньги девушке. Однако он думал, что тот сделал это из благородства.

Хозяйка выгоняет вдову с детьми на улицу.

Глава 4

Раскольников приходит к Соне. Он намекает ей, что хорошо знает убийцу и пристально смотрит на нее. Девушка все понимает, она жалеет его, видит как он мучается.

Девушка готова быть с ним даже после вскрывшейся правды. Раскольников говорит, что убил он не от голода, он просто хотел понять сможет ли он осмелиться это сделать.

Глава 5

Вдова Мармеладова обезумела, она ходит с детьми по улице просит милостыню, дети поют и танцуют. Ее приводят домой и она умирает.

Свидригайлов говорит Раскольникову, что возьмет на себя похороны, а также устроит детей в сиротские дома и поможет Соне.

Раскольников интересуется, почему он так щедр. Свидригайлов рассказывает, что он живет в соседней комнате и слышал все разговоры его и Сони.

Часть 6 Преступление и наказание кратко

Глава 1

Родион пребывает в тяжелом душевном состоянии. Его терзают муки и страхи. С головы у него не выходит, что Свидригайлов все знает.

Разумихин рассказывает товарищу, что мать его заболела, а сестра получила какое-то письмо и прочитав его впала в расстройство.

Глава 2

Следователь приходит к Раскольникову. Он знает, что именно Родион убил старуху и ее сестру и просит явиться с повинной в участок.

Глава 3

Главный герой направляется к Свидригайлову на разговор. Он боится, что зная его тайну, тот может злоупотребить этим оружием против сестры.

В голове Раскольникова мелькают мысли об убийстве Свидригайлова.

Глава 4

Они разговаривают о Дуне. Раскольников высказывает свои предположения насчет намерений господина Свидригайлова. Тот говорит, что ранее был влюблен в нее, но теперь он жениться.

Свидригайлов выходит из трактира.

Глава 5

Он встречается с Дуней, и они идут к нему в квартиру. Там он рассказывает ей, что знает об убийстве. Он говорит, что безумно любит ее, и если она будет с ним, он спасет ее брата.

Она хочет выйти, но дверь заперта. Дуня достает револьвер, стреляет в Свидригайлова, но не попадает.

Он отдает ей ключ, она уходит, оставив револьвер.

Глава 6

Свидригайлов проводит время в трактире. Потом идет к Соне, дает ей денег, она благодарит его за помощь.

Он снимает номер в гостинице, ему сниться девочка, которая когда-то утопилась от неразделенной любви к нему.

Утром он выходит из номера и стреляет себе в голову из револьвера.

Глава 7

Раскольников собирается идти в участок давать признательные показания. Он прощается с родными и говорит, что хочет начать новую жизнь.

Глава 8

В полиции он сознается в содеянном.

Он узнает, что Свидригайлов покончил собой.

Эпилог

Глава 1

Раскольникова ссылают в Сибирь на восемь лет. Он раскаялся в содеянном и признал, что пошел на убийство из-за своего малодушия, лишений и бедности.

Его мать, затосковав по сыну умирает.

Сестра его выходит замуж за Разумихина.

Соня последовала за ним. Там она обустроилась и регулярно пишет письма сестре Родиона. В последнем она уведомляет, что он сильно заболел.

Глава 2

Раскольникова не принимали заключенные и избегали. Выздоровев, он встретился с Соней, бросился к ее ногам и говорил о любви. Он раскаялся, что так неразумно поступил со своей жизнью. С этого момента начался новый этап в его судьбе, этап обновления и перерождения.

Осталось всего семь лет и они с Соней будут вместе. В своем романе, автор, на примере главного героя доносит до читателя, что за любое преступление обязательно придется платить наказанием.

Картинка или рисунок Преступление и наказание

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Дикий помещик Салтыков-Щедрин

    В рассказе говорится о зажиточном помещике, у которого было всё, кроме ума. Больше всего на свете его печалили простые мужики, и очень он хотел, чтобы их не было на его земле. Получилось так, что его желание исполнилось, и остался он один в своём поместье

  • Краткое содержание Хемингуэй Старик и море

    Названное произведение повествует об истории жизни старого рыбака Сантьяго, о ловле рыбы на Кубе. Сюжет завязан вокруг важного для Сантьяго события – борьбы в открытом море с гигантским марлином

  • Краткое содержание Азазель Акунина

    Данный роман носит детективный характер. Он состоит из интриг, хитросплетений, неожиданных поворотов событий и приключений. Главным героем является Эраст Петрович, он невольно занимается расследованием, следовательно

  • Краткое содержание Чехов Злой мальчик

    Рассказ Антона Павловича Чехова «Злой мальчик» повествует нам об истории, которая наглядно показывает влияние устоев общества на взаимоотношения и поведение людей. Главные герои рассказа - Анна и Иван

  • Краткое содержание оперы Пуччини Богема

    В этой опере показана трагическая история любви. Трагична она тем, что героиня умирает в финале. Также трудности у влюбленных героев из-за страшной бедности, в которой они живут.

Бедный район Петербурга 60-х гг. XIX в., примыкающий к Сенной площади и Екатерининскому каналу. Летний вечер. Бывший студент Родион Романович Раскольников покидает свою каморку на чердаке и относит в заклад старухе процентщице Алене Ивановне, которую готовится убить, последнюю ценную вещь. На обратном пути он заходит в одну из дешевых распивочных, где случайно знакомится со спившимся, потерявшим место чиновником Мармеладовым. Тот рассказывает, как чахотка, нищета и пьянство мужа толкнули его жену, Катерину Ивановну, на жестокий поступок - послать его дочь от первого брака Соню для заработка на панель.

На следующее утро Раскольников получает из провинции письмо от матери с описанием бед, перенесенных его младшей сестрой Дуней в доме развратного помещика Свидригайлова. Он узнает о скором приезде матери и сестры в Петербург в связи с намечающимся замужеством Дуни. Жених - расчетливый делец Лужин, желающий строить брак не на любви, а на бедности и зависимости невесты. Мать надеется, что Лужин материально поможет её сыну кончить курс в университете. Размышляя о жертвах, которые приносят ради близких Соня и Дуня, Раскольников укрепляется в намерении убить процентщицу - никчемную злую "вошь". Ведь благодаря её деньгам от незаслуженных страданий будут избавлены "сотни, тысячи" девушек и юношей. Однако отвращение к кровавому насилию вновь поднимается в душе героя после увиденного им сна-воспоминания о детстве: сердце мальчика разрывается от жалости к забиваемой до смерти клячонке.

И все же Раскольников убивает топором не только "гадкую старушонку", но и её добрую, кроткую сестру Лизавету, неожиданно вернувшуюся в квартиру. Чудом уйдя незамеченным, он прячет похищенное в случайном месте, даже не оценив его стоимости.

Вскоре Раскольников с ужасом обнаруживает между собой и другими людьми отчуждение. Заболевший от пережитого, он, однако, не в состоянии отвергнуть тяготящие его заботы товарища по университету Разумихина. Из беседы последнего с врачом Раскольников узнает, что по подозрению в убийстве старухи арестован маляр Миколка, простой деревенский парень. Болезненно реагируя на разговоры о преступлении, сам он также вызывает подозрение у окружающих.
Пришедший с визитом Лужин шокирован убожеством каморки героя; их разговор перерастает в ссору и заканчивается разрывом. Особенно задевает Раскольникова близость практических выводов из "разумного эгоизма" Лужина (который кажется ему пошлостью) и собственной "теории": "людей можно резать..."
Бродя по Петербургу, больной юноша страдает от своей отчужденности с миром и уже готов сознаться в преступлении перед властями, как видит раздавленного каретой человека. Это Мармеладов. Из сострадания Раскольников тратит на умирающего последние деньги: того переносят в дом, зовут доктора. Родион знакомится с Катериной Ивановной и Соней, прощающейся с отцом в неуместно ярком наряде проститутки. Благодаря доброму делу герой ненадолго ощутил общность с людьми. Однако, встретив у себя на квартире приехавших мать и сестру, вдруг осознает себя "мертвым" для их любви и грубо прогоняет их. Он снова одинок, но у него появляется надежда сблизиться с "переступившей", как и он, абсолютную заповедь Соней.

Заботы о родных Раскольникова берет на себя Разумихин, едва ли не с первого взгляда влюбившийся в красавицу Дуню. Тем временем оскорбленный Лужин ставит невесту перед выбором: либо он, либо брат.
Чтобы узнать о судьбе заложенных у убитой вещей, а на самом деле - рассеять подозрения некоторых знакомых, Родион сам напрашивается на встречу с Порфирием Петровичем, следователем по делу об убийстве старухи процентщицы. Последний вспоминает о недавно опубликованной в газете статье Раскольникова "О преступлении", предлагая автору разъяснить свою "теорию" о "двух разрядах людей". Получается, что "обыкновенное" ("низшее") большинство всего лишь материал для воспроизводства себе подобных, именно оно нуждается в строгом моральном законе и обязано быть послушным. Это "твари дрожащие". "Собственно люди"("высшие") имеют другую природу, обладая даром "нового слова", они разрушают настоящее во имя лучшего, даже если понадобится "переступить" через ранее установленные для "низшего" большинства нравственные нормы, например, пролить чужую кровь. Эти "преступники" затем становятся "новыми законодателями". Таким образом, не признавая библейских заповедей("не убий", "не укради" и др.), Раскольников "разрешает" "право имеющим" - "кровь по совести". Умный и проницательный Порфирий разгадывает в герое идеологического убийцу, претендующего на роль нового Наполеона. Однако у следователя нет улик против Родиона - и он отпускает юношу в надежде, что добрая натура победит в нем заблуждения ума и сама приведет его к признанию в содеянном.
Действительно, герой все больше убеждается, что ошибся в себе: "настоящий властелин [...] громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе", а он, Раскольников, мучается из-за "пошлости" и "подлости" единичного убийства. Ясно, он "тварь дрожащая": даже убив, "не переступил" через нравственный закон. Сами мотивы преступления двоятся в сознании героя: это и проверка себя на "высший разряд", и акт"справедливости", согласно революционно-социалистическим учениям передающий достояние "хищников" их жертвам.

Приехавший вслед за Дуней в Петербург Свидригайлов, по-видимому, виновный в недавней смерти своей жены, знакомится с Раскольниковым и замечает, что они "одного поля ягоды", хотя последний и не вполне победил в себе "Шиллера". При всем отвращении к обидчику сестры Родиона привлекает его кажущаяся способность наслаждаться жизнью, несмотря на совершенные преступления.
Во время обеда в дешевых номерах, куда Лужин из экономии поселил Дуню с матерью, происходит решительное объяснение. Лужин уличается в клевете на Раскольникова и Соню, которой тот якобы отдал за низменные услуги деньги, самоотверженно собранные нищей матерью на его учебу. Родные убеждаются в чистоте и благородстве юноши и сочувствуют Сониной судьбе. Изгнанный с позором Лужин ищет способ опорочить Раскольникова в глазах сестры и матери.
Последний тем временем, вновь ощутив мучительное отчуждение от близких, приходит к Соне.У нее, "переступившей" заповедь "не прелюбодействуй", ищет он спасение от невыносимого одиночества. Но сама Соня не одинока. Она принесла себя в жертву ради других (голодных братьев и сестер), а не других ради себя, как её собеседник. Любовь и сострадание к близким, вера в милосердие Бога никогда не покидали её. Она читает Родиону евангельские строки о воскрешении Христом Лазаря, надеясь на чудо и в своей жизни. Герою не удается увлечь девушку "наполеоновским" замыслом о власти над "всем муравейником".

Мучимый одновременно страхом и желанием разоблачения, Раскольников вновь приходит к Порфирию, будто бы беспокоясь о своем закладе. Вроде бы отвлеченный разговор о психологии преступников в конце концов доводит юношу до нервного срыва, и он почти выдает себя следователю. Спасает его неожиданное для всех признание в убийстве процентщицы маляра Миколки.

В проходной комнатке Мармеладовых устроены поминки по мужу и отцу, во время которых Катерина Ивановна в припадке болезненного самолюбия оскорбляет хозяйку квартиры. Та велит ей с детьми немедленно съехать. Вдруг входит Лужин, проживающий в том же доме, и обвиняет Соню в краже сторублевой ассигнации. "Вина" девушки доказана: деньги обнаруживаются в кармане её фартука. Теперь в глазах окружающих она ещё и воровка. Но неожиданно находится свидетель того, что Лужин сам незаметно подсунул Соне бумажку. Клеветник посрамлен, а Раскольников объясняет присутствующим причины его поступка: унизив в глазах Дуни брата и Соню,он рассчитывал вернуть расположение невесты.

Родион и Соня уходят к ней на квартиру, где герой признается девушке в убийстве старухи и Лизаветы. Та жалеет его за нравственные муки, на которые он себя обрек, и предлагает искупить вину добровольным признанием и каторгой. Раскольников же сокрушается только о том, что оказался "тварью дрожащей", с совестью и потребностью в человеческой любви. "Я ещё поборюсь", - не соглашается он с Соней.

Между тем Катерина Ивановна с детьми оказывается на улице. У нее начинается горловое кровотечение, и она умирает, отказавшись от услуг священника. Присутствующий здесь Свидригайлов берется оплатить похороны и обеспечить детей и Соню.

У себя дома Раскольников находит Порфирия, который убеждает юношу явиться с повинной: "теория", отрицающая абсолютность нравственного закона, отторгает от единственного источника жизни - Бога, творца единого по природе человечества, - и тем самым обрекает своего пленника на смерть. "Вам теперь [...] воздуху надо, воздуху, воздуху!" Порфирий не верит в виновность Миколки, "принявшего страдание" по исконной народной потребности: искупить грех несоответствия идеалу - Христу.

Но Раскольников ещё надеется "переступить" и нравственность. Перед ним - пример Свидригайлова. Их встреча в трактире открывает герою печальную истину: жизнь этого "ничтожнейшего злодея" пуста и тягостна для него самого.

Взаимность Дуни - единственная надежда для Свидригайлова вернуться к источнику бытия. Убедившись в её бесповоротной нелюбви к себе во время бурного разговора на его квартире, он через несколько часов застреливается.

Тем временем Раскольников, гонимый отсутствием "воздуха", прощается с родными и Соней перед признанием. Он все ещё убежден в верности "теории" и полон презрения к себе. Однако, по настоянию Сони, на глазах народа покаянно целует землю, перед которой "согрешил". В полицейской конторе он узнает о самоубийстве Свидригайлова и делает официальное признание.

Раскольников оказывается в Сибири, в каторжном остроге. Мать умерла от горя, Дуня вышла замуж за Разумихина. Соня поселилась возле Раскольникова и навещает героя, терпеливо снося его мрачность и равнодушие. Кошмар отчужденности продолжается и здесь: каторжане из простонародья ненавидят его как "безбожника". Напротив, к Соне относятся с нежностью и любовью. Попав в тюремный госпиталь, Родион видит сон, напоминающий картины из Апокалипсиса: таинственные "трихины", вселяясь в людей, порождают в каждом фанатичную убежденность в собственной правоте и нетерпимость к "истинам" других. "Люди убивали друг друга в [...] бессмысленной злобе", пока не истребился весь род человеческий, кроме нескольких "чистых и избранных". Ему открывается наконец, что гордость ума ведет к розни и гибели, а смирение сердца - к единству в любви и к полноте жизни. В нем пробуждается "бесконечная любовь" к Соне. На пороге "воскресения в новую жизнь" Раскольников берет в руки Евангелие.

В 1866 году был написан один из главных романов Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание. Краткое содержание по главам и частям передаёт суть романа, в котором судьбы главных и второстепенных героев переплетаются совершенно неожиданным образом. Если излагать содержание «Преступление и наказание» кратко, необходимо сначала назвать героев романа.

Главные герои романа:

  • Родион Раскольников - бывший студент, главный герой романа;
  • Пульхерия Александровна - его мать;
  • Авдотья Романовна - его сестра;
  • Дмитрий Разумихин - его друг.

Второстепенные герои романа :

  • Софья Мармеладова - будущая невеста Раскольникова;
  • Мармеладов Семен Захарович - ее отец;
  • Екатерина Ивановна - его жена;
  • Петр Лужин - жених Дуни;
  • Аркадий Свидригайлов - бывший работодатель Дуни;
  • Зосимов - врач.

Следователи :

  • Порфирий Петрович;
  • Заметов Александр Григорьевич.

Эпизодические лица

  • Алена Ивановна - старуха процентщица;
  • Лизавета Ивановна - её сестра.

Часть первая

Действие начинается в Санкт-Петербурге, в начале июля. Бывший студент Родион Раскольников направляется в сторону моста.

Раскольников живёт в съёмной комнате и задолжал хозяйке квартиры большую сумму, отчего избегает встречи с ней. Раскольников замышляет «дело» и обдумывает его детали. Внешность Раскольникова приятна: тёмно-русые волосы, тёмные глаза, тонкие черты лица, высокий и стройный, но одежда уже превратилась в лохмотья.

Внутри его росло волнение, из-за предприятия, которое он затеял, он шел делать «пробу».

Раскольников пришёл к дому, позвонил, ему открыла старуха. Она с недоверием впустила его на порог своей комнаты, Раскольников сообщил, что принёс заклад.

Пока старуха-процентщица изучала принесённые Раскольниковым часы, он изучает обстановку комнаты. Получив за часы меньше денег, чем ожидал, Раскольников с негодованием уходит. Он обещает вернуться через несколько дней и принести другую вещь.

По пути домой он заходит в распивочную выпить пива . Там он знакомится с титулярным советником Семеном Захаровичем Мармеладовым. Он рассказывает свою историю. Он женат на женщине Катерине, у которой есть трое детей от первого брака. У Мармеладова от первого брака есть восемнадцатилетняя дочь Соня. Семен Захарович, видя бедственное положение несчастной женщины, оставшейся одной с детьми, из жалости женится на ней.

Мармеладов пропивает все деньги, продаёт вещи из дома, поэтому семья живёт в нищете, дети голодают. Катерина Ивановна говорит Соне, что та пользуется жильём, а денег в дом не приносит. Соня встаёт и уходит, а вечером возвращается с деньгами. С тех пор Соня живёт по «жёлтому билету», отдельно от семьи. Соня на свой заработок содержит семью.

Мармеладов уже пять дней не появлялся дома и просит Раскольникова проводить его. Дома Катерина Ивановна устраивает Мармеладову скандал, из-за того, что тот украл и пропил семейные деньги. Раскольников уходит, незаметно оставив деньги, полученные от заклада .

На следующий день Раскольникова будит Настасья - служанка. Она втихаря от хозяйки кормит его, и сообщает, что ему пришло письмо. Это письмо от матери, с которой Раскольников не виделся уже три года, а писем от нее не получал два месяца.

Из письма Раскольников узнаёт причину такого длительного молчания. Его сестра - Авдотья уже полтора месяца живёт с матерью.

Раньше она работала гувернанткой и жила в семье Свидригайловых, а заработанные деньги отправлялись Родиону. Но глава семейства Аркадий Свидригайлов делает Дуне гнусное предложение, о котором узнаёт его жена Марфа Петровна, подслушав их в саду.

Она выгоняет Дуню , и распускает сплетни про нее. Но Свидригайлов раскаивается и представляет жене письмо Дуни в защиту её невиновности. Честь её была восстановлена. К Дуне сватается 45-летний надворный советник Петр Петрович Лужин, родственник Марфы Петровны.

Мать Пульхерия Раскольникова сообщает Раскольникову, что скоро Лужин зайдёт повидаться с ним. И они с Дуней, тоже собираются приехать в Санкт-Петербург. Письмо матери расстроило Раскольникова. Он был против этого брака, на который, по его мнению, Дуня согласилась, чтобы помогать ему и матери.

Обеспокоенный этим письмом, Раскольников выходит из дома. Он идёт к своему другу Разумихину. Но потом передумывает, заходит пообедать и на обратном пути засыпает на улице под кустами.

Раскольникову снится страшный сон. Он маленький гуляет с отцом, они проходят мимо кабака. Из него выходит толпа пьяных людей и запрягают в телегу тощую лошадь. Миколка, хозяин лошади, уговаривает всех лезть на телегу, и шесть человек усаживается в неё. Лошадь не может сдвинуться с места. Миколка и несколько парней в ярости палками забивают лошадь досмерти.

Раскольников в ужасе просыпается и сомневается, что сможет убить старуху-процентщицу топором. Он отправляется домой, и, проходя мимо дома Алены Ивановны, слышит, как её сестру Лизавету в семь часов вечера приглашают к себе соседи. Лизавета обещает прийти. Раскольников уверен, что более удобного случая ему не представится.

На следующее утро в девять его разбудила Настасья. Пролежав весь день в кровати, в шесть часов вечера он начинает готовиться к делу. Первым делом пришивает петлю к пальто изнутри, чтобы не нести в руках орудие преступления, топор. Потом достаёт припрятанный «заклад» , чтобы отвлечь Алену Ивановну. Раскольников выходит из дома, крадёт у дворника топор и приходит к Алене Ивановне.

Старуха с недоверием открывает дверь и впускает его. Он даёт ей заклад. Чтобы лучше разглядеть его, старуха отворачивается к окнам, и в этот момент Раскольников обухом топора наносит ей удар по голове, затем второй раз. Отложив топор, он идёт в спальню, где хранятся заложенные драгоценности и деньги. Он наполняет карманы драгоценностями, и в этот момент слышит шаги в соседней комнате. Взяв топор, он выбегает и видит рядом со старухой Лизавету. Раскольников наносит удар по голове Лизаветы, она умирает.

Потом он идёт на кухню, чтобы отмыть руки и топор от крови. В это время в дверь звонят Кох и Пестряков. Заподозрив неладное, после того как двери никто не открыл, хотя она закрыта изнутри на засов, пришедшие решают звать на помощь дворника. Кох остаётся караулить у двери, но не выдерживает и тоже уходит вниз.

В это время Раскольников выбегает из квартиры, спускается по лестнице и прячется в пустой квартире. Подождав, пока на лестнице никого не будет , он отправляется домой. Кладёт топор в дворницкую и, не раздевшись, ложится спать.

Часть вторая

На следующий день проспав до трех часов дня, он просыпается в смятении. Вспоминает, что не уничтожил улики, распарывает петлю, обрезает испачканные в крови края платья, прячет украденное в дыре между обоями и стеной.

Его разбудил сильный стук в дверь. Это Настасья и дворник. Они принесли ему повестку из конторы. Раскольников идёт в полицию. Хозяйка квартиры, Зарницына требует взыскать с Раскольникова долг сто пятнадцать рублей за аренду. Услышав обсуждение в полиции убийства старухи-процентщицы и её сестры, Раскольников падает в обморок.

Придя домой, Раскольников решает перепрятать драгоценности и, положив их в карманы, выходит на улицу. Он находит глухое заброшенное место и прячет все под большой камень. По пути домой он заходит к своему другу Разумихину и возвращается домой к шести часам.

Раскольников находится в беспамятстве. У него начинается лихорадка, он бредит. Когда он просыпается, в комнате находятся посторонние люди: Разумихин, Настасья, врач Зосимов. Приходит артельщик и передаёт ему тридцать пять рублей от матери. Взяв часть этих денег, Разумихин покупает Раскольникову одежду. От Зосимова Раскольников узнаёт, что в убийстве двух старух подозревают рабочих, которые работали в пустой квартире этажом ниже.

Во время обсуждения произошедшего в дверях показывается незнакомый человек, он ищет Раскольникова. Его приглашают войти. Он представляется Петром Петровичем Лужиным. Во время разговора Раскольников не скрывает своё недовольство и досаду. Лужин сообщает, что встречает Пульхерию Александровну и Дуню и снял им квартиру на первое время. Из-за неприязни Раскольникова разговор перерастает в скандал, и он выгоняет Лужина из комнаты.

Зосимов, Разумихин и Настасья уходят, оставив больного одного. Но, Раскольников одевшись во все новое , берёт деньги, которые прислала ему мать и выходит на улицу.

После прогулки по площади он заходит в трактир и просит принести вчерашние газеты. Там он разговаривает с Заметовым, и на выходе из трактира, встречается с Разумихиным, тот приглашает его к себе на новоселье.

Раскольников отправляется дальше, и решает зайти в квартиру, где совершил убийство. В комнатах работники делали ремонт, мебели уже не было. Их удивляет его появление. Раскольников уходит, он хочет идти в контору, и сознаться в содеянном. Вдруг послышался грохот посреди улицы. Лошадь раздавила человека. Раскольников подходит ближе и узнаёт Мармеладова, он пьян. Родион Раскольников вызывается сопровождать полицейских и Мармеладова в его квартиру.

Полицейские вносят окровавленного, но живого Мармеладова и кладут на диван. Катерина Ивановна посылает за Соней, а сама ухаживает за мужем. Приходит доктор, но говорит, что Мармеладов скоро умрёт, и сделать ничего уже нельзя. Приходит Соня, обнимает отца, он умирает у неё на руках. Раскольников, прощаясь со вдовой, отдаёт ей все деньги, которые прислала ему мать.

Он идёт к Разумихину на новоселье. У Разумихина доктор Зосимов, убеждает Раскольникова возвращаться домой, так как тот ещё болен. Разумихин пьян, но идёт его провожать . Проходя мимо окон Раскольникова, они замечают свет в его окнах. В комнате Раскольникова находились мать и сестра. После объятий с ними, Раскольников от переизбытка чувств падает в обморок.

Часть третья

Уложив Родиона в кровать, мать и сестра узнают подробности вчерашней его встречи с Лужиным. Раскольников говорит, что не примет замужество сестры, потому что это жертва ради него, а ему она не нужна.

Разумихин идёт провожать Пульхерию Александровну и Дуню в квартиру. Он обещает прийти через час и рассказать им о состоянии Родиона и привести с собой доктора. Он сдерживает обещание.

На следующее утро Разумихин собирается к Раскольниковым. Ему стыдно за то, что он был пьян, наговорил много лишнего про Лужина. В девять он приходит к ним, и они три часа проводят, беседуя о Родионе. Мать и дочь узнают, что Родион собирался жениться на дочери своей хозяйки Зарницыной. Но свадьба не состоялась, потому что невеста умерла.

Пульхерия Александровна показывает Разумихину записку от Лужина . Он пишет, что намерен встретиться с ними, при условии, что Родиона не будет. А если он всё-таки придет, тогда уйдёт он сам. Разумихин, Дуня и Пульхерия Александровна идут к Раскольникову. Они хотят показать ему записку, чтобы тот сам принял решение.

Раскольников почти выздоровел. Дуня показывает ему письмо Лужина, после чего решено, что и Раскольников придёт в этот вечер.

Приходит Софья Семёновна Мармеладова. Все смущены от неожиданного визита. Раскольников её узнает и рад встрече. Соня просит от имени Катерины Ивановны Раскольникова прийти завтра на отпевание и на поминки отца.

После ухода Сони Раскольников и Разумихин отправляются к Порфирию Петровичу, чтобы вернуть часы и кольцо которые Раскольников заложил старухе. Порфирий Петрович ждал их. Он уже допросил всех, должников старухи-процентщицы, все пришли за своими вещами. Не пришёл один Раскольников. Порфирий Петрович рассказывает, что недавно прочитал статью Раскольникова о делении людей на обыкновенных и необыкновенных. И что необыкновенные люди имеют право совершать преступления. Он спрашивает Раскольникова, не считает ли тот себя тоже необыкновенным человеком. Раскольников чувствует, что Порфирий Петрович подозревает его.

Часть четвертая

К Раскольникову приходит Аркадий Иванович Свидригайлов. Он просит его помочь встретиться с Дуней. Свидригайлов хочет переубедить её выходить замуж за Лужина и хочет отдать ей безвозмездно десять тысяч рублей, так как они ему не нужны. Раскольников отказывается помогать ему.

Раскольников и Разумихин направляются на ужин к матери и Дуне. В дверях они сталкиваются с Лужиным и, не здороваясь, проходят внутрь. Все садятся за стол и говорят о недавно умершей Марфе Петровне. Она оставила в наследство Дуне три тысячи рублей. Через некоторое время Лужин собирается уходить и упрекает Дуню в том, что она позвала брата , хотя он просил не звать его в этот вечер. Дуня объясняет, что если Родион был не прав при первой встрече, то он извинится перед ним. Однако, Раскольников не извиняется, а упрекает Лужина. Лужин недоволен тем, что понёс издержки, и упрекает Дуню знакомством со Свидригайловым. Дуня выгоняет Лужина.

Раскольников идёт к Софье. Он удручён бедной обстановкой комнаты. Он уверен, что теперь её положение станет ещё тяжелее. Ей придётся содержать Катерину Ивановну и троих детей, потому что без неё они не выживут. Родион кланяется ей в ноги, объясняя это тем, что кланяется всему человеческому страданию.

Перед тем как уйти, Раскольников обещает рассказать ей, кто совершил то двойное убийство. Свидригайлов за стенкой подслушивает их разговор.

Раскольников идёт к Порфирию Петровичу с просьбой вернуть его часы и кольцо. Следователь намекает на то, что Раскольников может быть замешан в убийстве, но прямо об этом не говорит. Раскольников вне себя, нервничает. Порфирий Петрович говорит, что приготовил сюрприз для Родиона. Это красильщик Микола. Он делает признание, что он убийца .

Часть пятая

Лужин винит Раскольникова в том, что между ним и Дуней произошла ссора. Он хочет отомстить Родиону и просит Лебезятникова позвать к нему Соню. Соня приходит и Лужин даёт ей десять рублей, извиняясь, что не может быть на похоронах.

Раскольников приходит на поминки, которые хорошо организованы. Многие не пришли, одним из последних приходит Петр Петрович.

Лужин при всех обвиняет Соню в краже ста рублей. Соня начинает оправдываться, Екатерина Ивановна её защищает. Лебезятников тоже становится на защиту Сони, вспоминая, как Лужин подсунул ей деньги. Раскольников встаёт на сторону Сони. Понимая, что его затея провалилась, Лужин злится, кричит. Мать с детьми вынуждены остаться на улице, их прогоняют из дома. Катерина Ивановна от горя сходит с ума, заставляет детей просит милостыню. Лебезятников сообщает Соне об этом. Её приносят в комнату к Соне . Катерина Ивановна умирает.

Помощь Соне предлагает Свидригайлов. Так как Дуня не взяла те десять тысяч, он обещает Родиону организовать на них похороны Катерины Ивановны и потратить их на детей и определить их по приютам.

Часть шестая

На похоронах Раскольников узнаёт от Разумихина о болезни матери .

Порфирий Петрович сообщает Раскольникову, что он подозревается в убийстве, не приводя никаких улик против него. Следователь советует Родиону прийти с повинной.

Раскольников хочет поговорить со Свидригайловым. Аркадий Иванович признаётся, что был влюблён в Дуню, когда был женат и сейчас её любит.

Свидригайлов добивается встречи с Дуней, втайне от Раскольникова. Он рассказывает ей про разговор Сони и Родиона. И что он может спасти ее брата, если Дуня согласится быть с ним. Дуня отказывается, собирается уходить, но дверь заперта. Тогда она стреляет в Свидригайлова, но не попадает. Он отпускает её.

Вечер Свидригайлов проводит в трактирах. Потом он приходит к Соне и даёт ей деньги. Они ей понадобятся, если она собирается пойти за Родионом на каторгу.

Этой ночью Свидригайлову снится девочка, которая утопилась из-за него. Он выходит на улицу и стреляет себе в голову из револьвера, который оставила Дуня.

Раскольников приходит проститься с матерью и сестрой, признается в совершённом убийстве. Потом он идёт к Соне, та советует идти в полицию и признаться. Раскольников приходит в полицию с повинной.

Эпилог

Родиона посылают в Сибирь на каторгу на 8 лет. Дуня и Разумихин увозят мать из Петербурга, которая больна из-за ареста сына. Соня уезжает за Раскольниковым на каторгу.

Дуня и Разумихин женятся и хотят через несколько лет приехать в Сибирь. Тоска по сыну убивает Пульхерию Александровну. Соня пишет письма о жизни Родиона и каторжан близким.

Заключённые сторонятся Раскольникова , у них нет общих тем. Родион считает, что жизнь его загублена, он провёл её бездарно.

Арестанты любят Соню, которая приходит к Раскольникову. Раскольников заболел, его положили в госпиталь. Соня каждый день приходит навестить его и однажды он бросается ей в ноги, обнимает колени. Соня понимает, что он любит её.

Преступление и наказание - самый известный роман Ф.М. Достоевского, совершивший мощный переворот общественного сознания. Написание романа символизирует открытие высшего, нового этапа творчества гениального писателя. В романе, с присущим Достоевскому психологизмом, показан путь мятущейся души человека сквозь тернии страданий к постижению Истины.

История создания

Путь создания произведения был весьма нелегок. Замысел романа с лежащей в его основе теорией о «сверхчеловеке», начал зарождаться еще во время пребывания писателя на каторге, он созревал в течение многих лет, но сама идея раскрывающая сущность «обыкновенных» и «необыкновенных» людей выкристаллизовалась во время пребывания Достоевского в Италии.

Начало работы над романом ознаменовалось слиянием двух черновиков - незавершенного романа «Пьяненькие» и наброски романа, сюжет которого построен на исповеди одного из каторжан. Впоследствии, в основу сюжета легла история о бедном студенте Родионе Раскольникове, убившем ради блага своей семьи старуху-процентщицу. Полная драм и конфликтов жизнь большого города стала одним из главных образов романа.

Над романом Фёдор Михайлович работал в 1865-1866-х годы, и практически сразу после окончания в 1866 году он был опубликован в журнале «Русский вестник». Отклик среди рецензентов и литературного сообщества того времени был весьма бурным - от бурного восхищения до резкого неприятия. Роман подвергался неоднократной инсценизации и впоследствии был экранизирован. Первая театральная постановка в России состоялась в 1899 году (примечательно, что за границей ее поставили 11-ю годами раньше).

Описание произведения

Действие происходит в бедном районе Петербурга 1860-х годов. Родион Раскольников, бывший студент, закладывает старухе-процентщице последнюю ценную вещь. Преисполненный ненависти к ней он замышляет страшное убийство. По пути домой он заглядывает в одно из питейных заведений, где знакомится с совершенно опустившимся чиновником Мармеладовым. Родион выслушивает тягостные откровения о несчастной судьбе его дочери, Сони Мармеладовой, вынужденной с подачи мачехи зарабатывать на жизнь своей семьи проституцией.

Вскоре Раскольников получает письмо от матери и ужасается моральному насилию над его младшей сестрой Дуней, которое учинил над ней жестокий и развратный помещик Свидригайлов. Мать Раскольникова надеется устроить судьбу своих детей, выдав замуж за Петра Лужина, весьма обеспеченного человека свою дочь, но при этом все понимают, что любви в этом браке не будет и девушка вновь будет обречена на страдания. Сердце Родиона разрывается от жалости к Соне и Дуне, и мысль об убийстве ненавистной старухи прочно закрепляется в его сознании. Он собирается потратить деньги процентщицы, заработанные неправедным путем, на благое дело - избавление страждущих девушек и юношей от унизительной нищеты.

Несмотря на поднимающееся в его душе отвращение к кровавому насилию, Раскольников все же совершает тяжкий грех. Кроме того, помимо старухи он убивает ее кроткую сестру Лизавету, невольную свидетельницу тяжкого преступления. Родиону с трудом удается побег с места преступления, при этом он прячет старухины богатства в случайном месте, даже не оценив их реальной стоимости.

Душевные страдания Раскольникова вызывают социальное отчуждение между ним и окружающими, от переживаний Родион заболевает. Вскоре он узнает, что в совершенном им преступлении обвинен другой человек - простой деревенский парень Миколка. Болезненная реакция на разговоры окружающих о преступлении становится слишком заметной и подозрительной.

Далее в романе описываются тяжкие мытарства души студента-убийцы, пытающегося обрести душевный покой, найти хоть какое-то моральное оправдание совершенному преступлению. Светлой нитью проходит через роман общение Родиона с несчастной, но при этом доброй и высокодуховной девушкой Соней Мармеладовой. Ее душа мятется от несоответствия внутренней чистоты греховному образу жизни и Раскольников находит в этой девушке родственную душу. Одинокая Соня и университетский друг Разумихин становятся опорой для измученного страданиями бывшего студента Родиона.

Со временем, следователь по делу убийства Порфирий Петрович выясняет подробные обстоятельства преступления и Раскольников, после долгих нравственных мучений, признает себя убийцей и отправляется на каторгу. Самоотверженная Соня не покидает своего самого близкого друга и отправляется вслед за ним, благодаря девушке происходит душевная трансформация главного героя романа.

Главные герои романа

(Иллюстрация И. Глазунова Раскольников в своей каморке )

Двойственность душевных порывов заключена в фамилии главного героя романа. Вся его жизнь пронизана вопросом - будут ли оправданы нарушения закона, если они совершены во имя любви к ближним? Под давлением внешних обстоятельств Раскольников на практике проходит все круги морального ада, связанного с убийством ради помощи близким людям. Катарсис наступает благодаря самому дорогому человеку - Соне Мармеладовой, которая помогает обрести покой душе мятущегося студента-убийцы, несмотря на тяжкие условия каторжного существования.

Мудрость и смирение несет образ этой удивительной, трагичной, и в тоже время возвышенной, героини. Ради благополучия ближних она попрала самое дорогое, что у нее есть - свою женскую честь. Несмотря на ее способ заработка, Соня не вызывает малейшего презрения, ее чистая душа, приверженность идеалам христианской морали приводят в восхищение читателей романа. Будучи верным и любящим другом Родиона, она идет с ним до самого конца.

Загадочность и неоднозначность этого персонажа заставляет в очередной раз задуматься о многогранности человеческой натуры. Хитрый и порочный человек с одной стороны, он к концу романа проявляет свое попечение и заботу о своих осиротевших детях и помогает Соне Мармеладовой восстановить свою испорченную репутацию.

Успешный предприниматель, человек с респектабельной наружностью производит обманчивое впечатление. Лужин холоден, корыстолюбив, не гнушается клеветой, он желает от своей жены не любви, а исключительно раболепия и покорности.

Анализ произведения

Композиционное построение романа представляет собой полифоническую форму, где линия каждого из главных персонажей многогранна, самодостаточна, и в то же время активно взаимодействует с темами остальных персонажей. Также особенностями романа является удивительная концентрированность событий - временные рамки романа ограничены двумя неделями, что при таком значительном объеме является довольно редким явлением в мировой литературе того времени.

Структурная композиция романа довольно проста - 6 частей, каждая из них в свою очередь делится на 6-7 глав. Особенностью является несинхронизированность дней Раскольникова с четкой и лаконичной структурой романа, что подчеркивает сумбурность внутреннего состояния главного героя. Первая часть описывает три дня жизни Раскольникова, а со второй - количество событий нарастает с каждой главой, достигая удивительной концентрации.

Еще одной особенностью романа является безысходная обреченность и трагическая судьба большинства ее героев. До конца романа с читателем останутся лишь молодые персонажи - Родион и Дуня Раскольниковы, Соня Мармеладова, Дмитрий Разумихин.

Сам Достоевский считал свой роман «психологическим отчетом одного преступления», он уверен, что душевные муки преобладают над юридическим наказанием. Главный герой отходит от Бога и увлекается популярными в то время идеями нигилизма и только к концу романа происходит возврат к христианской нравственности, автор оставляет герою гипотетическую возможность покаяния.

Итоговый вывод

На протяжении романа «Преступление и наказание» происходит трансформация мировоззрения Родиона Раскольникова от близкого к Ницше, который был одержим идеей о «сверхчеловеке», к христианскому - с его учением о Божественной любви, смирении и милосердии. Социальная концепция романа тесно переплетается с евангельским учением о любви и всепрощении. Весь роман пропитан истинным христианским духом и заставляет воспринимать все происходящие в жизни события и поступки людей сквозь призму возможности духовной трансформации человечества.

Разумихин напомнил Порфирию об их вчерашнем пьяном споре про взгляд социалистов на преступления – дескать люди совершают их, потому что «среда заела». «Социалисты хотят живую историю развития человечества переделать по мёртвой теории, вышедшей из какой-нибудь математической головы. Все людские неустройства одной глупостью объясняют. Хотят дисциплинировать живую душу, сделать рабской, на манер каучука – зато не живая, зато без воли, зато рабская, не взбунтуется! Всё на одну только кладку кирпичиков да на расположение коридоров и комнат в фаланстере свели! Но живой душе рано ещё на кладбище!»

Порфирий посмеивался, но вдруг заговорил о статье Раскольникова в «Периодической речи». Родион и сам не знал, что статью, посланную им в эту газету, там опубликовали. Порфирия интересовала главная мысль этой заметки: «существуют на свете будто бы некоторые такие лица, которые полное право имеют совершать всякие бесчинства и преступления. А обыкновенные должны жить у них в послушании».

Раскольников стал с горячностью объяснять: «Все благодетели человечества были страшные кровопроливцы – иначе и нельзя распространить среди людей полезные установления и идеи. И сделанные ими блага оправдывают их преступления! Обычная масса сохраняет мир и приумножает его численно, а люди особенные двигают мир к цели», к Новому Иерусалиму.

Порфирий удивился тому, что Раскольников всё же верит в Новый Иерусалим. «И в бога веруете?» – спросил он. – «Верую». – «Но как же отличить обыкновенных людей от особых? – не отставал следователь. – А если кто-то из первого разряда сочтёт, что принадлежит ко второму, и начнет устранять все препятствия ? И много ли таких необыкновенных людей, которые других имеют право резать? Жутко-с, если уж очень-то много их будет?». – «Не беспокойтесь, таких людей очень мало», – раздражённо проговорил Раскольников.

Разумихин вытаращил глаза: «Да ты серьезно, Родя? Да ведь это разрешение крови по совести, это страшнее, чем официальное разрешение кровь проливать!» Раскольников грустно глядел на него: «Глупенькие или тщеславные есть всегда. Но общество ведь обеспечено ссылками, тюрьмами, судебными следователями, каторгами. Ищите вора».

«Ну-с, а насчет его совести?» – любопытствовал Порфирий. – «У кого есть она, тот страдай, коль сознает ошибку, – не сдавался Раскольников. – Это и наказание ему, – опричь каторги. Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди, мне кажется, должны ощущать на свете великую грусть». – «А вы когда вашу статейку сочиняли – ведь не может быть, чтобы себя не считали, ну хоть на капельку, – тоже человеком необыкновенным?» – «Очень может быть», – презрительно процедил Раскольников. – «И решились бы ради благородной цели перешагнуть : убить и ограбить?» – «Магометом иль Наполеоном я себя не считаю». – «Полноте, кто ж у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает?», – усомнился Порфирий. – «Уж не Наполеон ли какой будущий и нашу Алену Ивановну на прошлой неделе топором укокошил?» – поддакнул Замётов.

Раскольников встал уходить. «Вы у убитой одним из последних были, – произнёс Порфирий. – Не зайдёте ли ко мне в часть, может, что-то полезное сможем у вас узнать». – «Вы хотите меня официально допрашивать?» – резко обернулся к нему Родион. – «Зачем же-с? Покамест это вовсе не требуется. А когда в последний раз были у старухи, то, проходя по лестнице, работников в отворённой квартире не видали?», – как бы невзначай спросил Порфирий.

«Да ведь красильщики мазали в самый день убийства, а он за три дня до этого был?» – закричал Порфирию Разумихин. – «Фу-ты! Перемешал! Совсем перемешал!» – с деланной рассеянностью хлопнул тот себя по лбу.

Раскольников и Разумихин ушли.

Достоевский «Преступление и наказание», часть 3, глава 6 – краткое содержание

По пути Раскольников возмущался перед Разумихиным тем, что Порфирий явно подозревает его в убийстве. «Если бы у них была эта мысль, они бы наоборот её скрывали!» – полагал Разумихин. – «Не скрывают, потому что у них нет фактов. Вот они и стараются наглостью сбить, чтобы я с досады прорвался», – кричал Раскольников.

Его вдруг поразила тревожная мысль: не осталось ли случаем чего из награбленного в дыре за обоями ? А вдруг придут с обыском! Наскоро распрощавшись с Разумихиным, Раскольников бросился домой. Он обшарил там дыру за обоями, но ничего не нашёл.

Выйдя затем во двор, он увидел дворника и стоявшего рядом с ним незнакомого угрюмого пожилого мещанина, одетого в странный халат. Дворник показывал мещанину на Раскольникова. Родион бросился к ним. Но мещанин, ничего не сказав, строго оглядел его, повернулся и пошёл прочь. Раскольников кинулся за ним.

Нагнав незнакомца, он с минуту шёл бок о бок с ним, не решаясь от волнения ничего спросить. «Вы меня спрашивали у дворника?» – выдавил он из себя наконец. Мещанин остановился и, глядя на него, зловеще произнёс: «Убивец!» – «Да что вы… кто убийца?» – потрясённо бормотал Раскольников. – «Ты убивец», – проговорил мещанин, повернулся и ушёл.

Раскольников вернулся домой в дрожи. Он бессильно лёг на диван. Мысли сами текли без всякой связи. Услышав, что к нему входят Разумихин с Настасьей, он притворился спящим. Те решили не будить его и удалились.

«Кто этот вышедший из-под земли человек? – мучился Раскольников. – Где был он и что видел?»

Он горько клял самого себя: зачем решился на преступление, в душе сознавая, что не Наполеон! «Убить-то убил, а выходит – так и не переступил ! Убеждал себя, что делаю всё для благородной цели , тогда как настоящий гений ставит где-нибудь поперек улицы хор-р-рошую батарею и дует в правого и виноватого, не удостоивая даже и объясниться! Мать, сестра, как любил я их! Отчего теперь я их ненавижу?» (См. полный текст этого монолога .)

Он постепенно задремал. Видел во сне , будто идёт вечером по улице, и давешний мещанин издалека манит его рукой. Раскольников побрёл за ним в подворотню дома. Мещанин исчез. А он вдруг оказался в той самой квартире. За висящим там на стене салопом кто-то прятался. Раскольников отвёл его – и увидел старушонку-процентщицу, с наклонённой головой. Он достал топор и начал бить её по голове, раз за разом, но она даже не шевелилась от ударов. Он нагнулся заглянуть ей в лицо, и увидел – старуха заливается смехом. Тут из спальни послышались голоса. Прихожая и лестница уже были полны людей…

Родион проснулся – и увидел, как продолжение сна, что дверь его каморки распахнута настежь, а на пороге стоит незнакомый дородный человек и смотрит на него.

Раскольников прикрыл глаза, глядя сквозь ресницы. Незнакомец вошёл, притворил дверь и тихо сел на стул, опустив подбородок на трость.

Подождав довольно долго, Раскольников приподнялся на диване. «А ведь я так и знал, что вы не спите, – рассмеялся странный гость. – Аркадий Иванович Свидригайлов , позвольте отрекомендоваться…»



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS