Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Последнее объяснение Печорина и Мери. Анализ эпизода из романа М.Ю.Лермонтова Герой нашего време |
любовь
Печорина к Вере - большое и искреннее
чувство. Сознание, что он теряет Веру
навсегда, вызывает непреодолимое желание
удержать «погибшее счастье» . Искренний
порыв Печорина, его волнение, заставляющее
героя бешено гнать коня, определяет
характер повествования. Здесь все -
движение! Печорин торопится, волнуется,
ему не до проносящихся перед его взором
картин, он не пишет о них, потому что не
замечает окружающей природы. Одна мысль
владеет им: во что бы то ни стало догнать
Веру. Отбор слов и характер предложений
выражает это стремление. Печорин
действует, движется и ничего не описывает,
и поэтому в тексте нет определений-прилагательных,
но он максимально насыщен глаголами
(на пять предложений здесь тринадцать
глаголов) .
«Я два раза пожал её руку... во второй раз она её выдернула, ни говоря ни слова. - Я дурно буду спать эту ночь, - сказала она мне, когда мазурка кончилась. - Этому виноват Груш нищий. - О нет! - И лицо её. стало так задумчиво, так грустно, что я дал себе слово в этот вечер непременно поцеловать её руку. Стали разъезжаться. Сажая княжну в карету, я быстро прижал её маленькую ручку к губам своим. Было темно, и никто не мог этого видеть. Я возвратился в залу очень доволен собой». В этой сцене как в капле воды отразился весь замысел Печорина относительно княжны Мери и Грушницкого. Здесь же великолепно выразился летящий психологизм самого М. Ю. Лермонтова. Каждая фраза, несмотря на их внешнюю бессодержательность, подразумевает целое направление мысли и скрываемых желаний. На наших глазах происходит переплетение светской игры с реальными чувствами. Печорин направляет мысли и чувства княжны «от противного», заставляя её сначала выдёргивать руку, а после отрицать свои слова. Этим он маскирует собственное руководство событиями, узнаёт меру погружения княжны в предложенную им игру и подчёркивает, как нежелательное, имя Грушницкого. При этом совершенно неважно, что княжна не согласилась с его утверждением, важно было косвенно указать на соперничество Печорина с Грушницким, убедить девушку на уровне почти НЛП- программирования, что Печорин на самом деле включился в борьбу за её сердце.
Анализ эпизода. Последняя встреча Мери с Печориным (М. Ю. Лермонтов, “Герой нашего времени”) Эпизод, в котором оба литературных героя встречаются в последний раз, начинается со слов: “...я зашел к княгине проститься...”, и заканчивается следующим предложением: “Я поблагодарил, поклонился почтительно и вышел.” Этот отрывок чрезвычайно важен для понимания авторского замысла. Главный герой - Григорий Александрович Печорин - открывается читателю в несколько ином свете, нежели, например, в новелле “Бэла”... Итак, в данном эпизоде - двое: княжна Мери и Печорин.(Третий персонаж - старая княгиня Лиговская - “участвует” лишь в начале выбранного нами отрывка, и ее речь, обращенная к главному герою, служит доказательством благородства Печорина: “ - Послушайте, мсье Печорин! Я думаю, что вы благородный человек...” И, хотя эта героиня - персонаж второстепенный, он важен: благодаря оценке умудренной жизненным опытом княгини веришь, что она не ошибается). Каковы главные герои эпизода? Княжна Мери - юная, неопытная девушка, без памяти влюбившаяся в светского обольстителя; Печорин, молодой, но уже пресыщенный салонными вечерами и кокетливыми женщинами офицер, от скуки рушащий чужие судьбы. Повествование ведется от первого лица, и этот авторский прием дает возможность читателю”увидеть”, почувствовать состояние главного героя: “Прошло минут пять; сердце мое сильно билось, но мысли были спокойны, голова холодна;как я ни искал в груди моей хоть искры любви к милой Мери...” Трогательно описание облика девушки, данное героем:” ...ее большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти, казалось, искали в моих что-нибудь похожее на надежду; ее бледные губы напрасно старались улыбнуться; ее нежные руки, сложенные на коленях, были так худы и прозрачны, что мне стало жаль ее.” Печорин, со свойственной ему прямотой, сразу ставит все точки над “i” в объяснении с Мери: “...вы знаете, что я над вами смеялся?.. Вы должны презирать меня.” (Он намеренно жесток с девушкой, чтобы у той не осталось даже призрака надежды на взаимность; он похож на хирурга, который ампутирует ногу или руку, чтобы не заразился весь организм). Но, говоря столь страшные слова, сам находится в волнении и смятении: “Это становилось невыносимо: еще минута, и я бы упал к ногам ее...” Это благородный поступок, несмотря на кажущуюся его жестокость (как тут не вспомнить “отповедь” Онегина Татьяне?) Герой не боится себя оклеветать (“...вы видите, я играю в ваших глазах самую жалкую и гадкую роль...”) Можно быть абсолютно уверенным, он совершает над собой насилие!.. Печорин удивителен, прекрасен в этом эпизоде, насколько этот человек умеет видеть и чувствовать! “Она обернулась ко мне бледная, как мрамор, только глаза ее чудесно сверкали...” Мери достойно выходит из невыносимо мучительной для нее ситуации. “Я вас ненавижу... - сказала она.” Данный эпизод дополняет портрет главного героя, доказывая, что тот способен на глубокие чувства и благородные поступки. По теме: методические разработки, презентации и конспектыМ.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени" интеллект-карта Интеллект-карта разработана ученицей 10 класса "А" Пелымской Анастасией. Она дает возможность вспомнить всех основных героев произведения, прослеживает связь между ними, дает краткую характеристику пе... конспект урока литературы в 10 классе "Анализ главы "Княжна Мери" из романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Данный урок даёт возможность, проанализировав главу, ответить на вопросы:кто же такой Печорин, почему именно эта глава является центральной в романе... Конспект урока литературы «Литературный суд над Г.А.Печориным – главным героем романа «Герой нашего времени» Тип урока: урок обощения знаний.Форма урока: урок - суд.Каждый из учеников во время урока побывает на месте кого - либо из героев романа или выступит в роли свидетелей и присяжных заседателей, в резул... Сам М.Ю. Лермонтов определил цель романа "Герой нашего времени" как изображение всего поколения. Он подчеркивал, что "история души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа". Но душа Григория Александровича Печорина отнюдь не мелкая, ведь, как мы понимаем, читая роман, он человек необыкновенный. Именно поэтому для Лермонтова важно как можно глубже раскрыть характер Печорина. Поэтому он и прибегает к весьма необычному построению романа. В повести "Княжна Мери" намечены основные мотивы всего романа: стремление Печорина к активным действиям, любопытство, толкающее его к экспериментированию над окружающими и над собой, его безрассудная храбрость и стремление понять, что движет людьми, выявить мотивы их поступков, постичь их психологию. "Княжна Мери" построена на дневниковых записях, это почти ежедневная летопись жизни Печорина. При этом главный герой описывает не столько сами события (похоже, они вообще его не интересуют), сколько свои мнения, чувства, словно он тщательно исследует, анализирует свою душу и тех людей, с которыми сталкивает его жизнь. Дневник Печорина не раз напоминает "Думу" Лермонтова: читая роман, убеждаешься в правильности строк: К добру и злу постыдно равнодушны... . И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви... Это равнодушие никому не мешает, пока все идет гладко. Но что делать, когда приходит буря? А ведь Печорин не может жить без бурь, он сам их создает (на ум приходят строчки из лермонтовского "Паруса", прекрасно характеризующие молодого человека: "А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой"). Так вот, в подобной ситуации холодное равнодушие Печорина может обернуться и оборачивается злом. От доктора Вернера молодой человек узнает о приезде на Кавказ Веры. Когда он встречается с ней, то мы понимаем, что ее-то он любит, однако же любит лишь "для себя", не думает о ней, о том, что мучит ее. Налицо явное противоречие: если он любит Веру, то зачем ухаживать за Мери? Так как же обстоят дела с Мери? 16 мая молодой человек делает в своем журнале следующую запись: "В продолжение двух дней мои дела ужасно продвинулись". Что же это за дела? Он занят тем, что влюбляет в себя княжну из желания развеять скуку, досадить Грушницкому или бог знает из какого другого. Ведь он даже сам не понимает, зачем это делает: Мери, считает Печорин, он не любит. Главный герой верен себе: ради развлечения он вторгается в жизнь другого человека. "Из чего же я хлопочу?" - спрашивает он себя и отвечает: "Есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся душой!" Это же чистейший эгоизм! И кроме страданий, он ничего не может принести ни Печорину, ни окружающим. Комедия, задуманная Печориным, превращается в трагедию. Защищая честь оклеветанной Мери, он вызывает Грушницкого на дуэль. И здесь, на дуэли, он проводит такой эксперимент над юнкером, на который решится далеко не каждый. Он стоит под дулом пистолета, желая проверить, насколько Грушницкий подчинен злу, хватит ли у него сил и подлости убить безоружного (мы ведь знаем, что пистолет молодого человека не был заряжен). Чудом он остается в живых. Однако оказывается вынужденным убить юнкера. Грушницкий погибает. "Княжна Мери" показывает нам истинную трагедию Григория Печорина. Ведь такую недюжинную натуру, огромную энергию он тратит на пустяки, на мелкие интриги. Это ли не трагично?! Особенно это заметно в последнем эпизоде, когда Печорин перед отъездом зашел в дом Литовских, где княгиня предложила ему жениться на ее дочери. Печорин поговорил с Мери наедине, признался, что смеялся над ней: "Как я не искал в груди моей хоть искры любви к милой Мери, но старания мои были напрасны". Итак, в "Княжне Мери" нам раскрывается душа человеческая. Мы видим, что Григорий Александрович Печорин - человек противоречивый, неоднозначный. Сам он перед дуэлью говорит: "Одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец. И то и другое будет ложно". И действительно, эта повесть показывает и хорошие качества молодого человека (поэтичность натуры, незаурядный ум, проницательность), и плохие черты его характера (ужаснейший эгоизм). Действительно, настоящий человек не бывает исключительно плохим или хорошим. Эта глава играет главнейшую, центральную роль в романе, так как позволяет читателю самостоятельно проследить развитие характера главного героя, узнать о формировании его натуры, "себялюбивой и сухой", как сказал бы А.С. Пушкин. А вот его слова из исповеди Мери: молодой человек признается ей, что такое вот общество Грушницких сделало из него "нравственного калеку". Видно, что эта "болезнь" прогрессирует: изнуряющее чувство пустоты, скуки, одиночества все больше овладевает главным героем. В конце повести, находясь в крепос ти, он уже не видит тех ярких красок, которые так радовали его на Кавказе. "Скучно", - заключает он. Все основные вопросы романа - социальные, психологические и философские - поднимаются именно в этой повести (вот почему она занимает центральное положение в романе) и плавно переходят в завершающую новеллу "Фаталист", где герой снова пытается решить важную загадку: в чем истинное предназначение человека, каков смысл бытия, какую роль в жизни человека играет свобода, судьба, вера? Становится понятно, что своим поведением Печорин во многом обязан отсутствию нравственных заповедей, выработанных верой в какую-то высшую идею. Читая роман, мы понимаем, что Григорий Александрович Печорин как бы поднес зеркало ко всему своему поколению. Честно говоря, неплохо бы и нам посмотреться в это зеркало, тем более что и мы ведь живем в то время, когда, разрушив старые принципы, еще не выработали новые, когда царят разочарование и безверие. Не теряем ли мы человеческого облика? Не становимся ли "нравственными калеками"? Не стоит ли поискать ответ в романе "Герой нашего времени", а особенно в главе "Княжна Мери"?.. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?