Главная - Ребенок
Повесть и рассказ: чем отличаются и что общего. Жанры литературы Что такое повесть как жанр

В данной главе главным образом рассматривается история возникновения жанра повести, ее особенности, проблематика, типология. Она разделена на два параграфа: первый параграф посвящен непосредственно истории жанра, второй - типологии повести первой трети XIX века.

Определение жанра повести в современном литературоведении

Повесть прозаическая - одна из жанровых разновидностей средней эпической формы (наряду с новеллой, рассказом и новой, неканонической поэмой), которую отличает следующая система константных структурных признаков: 1) в области "события, о котором рассказывается" - доминирование циклической сюжетной схемы, ситуация испытания героя и поступок как результат этического выбора, принцип обратной ("зеркальной") симметрии в расположении важнейших событий; 2) в структуре "события самого рассказывания" - нерефлектируемый его характер, предпочтение временной дистанции, оценочная направленность повествования на этическую позицию героя и возможность авторитетной резюмирующей позиции, тенденция к переосмыслению основного события и приданию ему иносказательно-обобщенного значения (параллельный вставной сюжет или дополнительный его аналог в финале); 3) в аспекте "зоны построения образа" героя - серьезность, неравноценность изображенного мира действительности автора и читателя и в то же время потенциальная близость кругозоров действующего лица и повествователя (может реализоваться в финале); соотнесение героя и его судьбы с известными образцами поведения в традиционных ситуациях и, следовательно, трактовка центрального события как "примера" (зачастую - временного отклонения от нормы), а также извлечение из рассказанной истории жизненных уроков. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / Гл. научный руководитель Н. Д. Тамарченко / М., 2008.

Повесть в современной русской теории литературы - средний по объему текста или сюжета эпический прозаический жанр, промежуточный между рассказом и романом. В мировой литературе чаще всего четко не вычленяется. В древнерусской литературе повесть не была жанром; этим словом обозначались произведения самых разных типов, включая летописные ("Повесть временных лет"). В 18 веке появились авторские стихотворные повести: у И.Ф.Богдановича "Душенька" (1778)--"древняя повесть в вольных стихах", "Добромысл" (конец 1780-х) -- "старинная повесть в стихах". Сатирический "Каиб" (1792) И. А. Крылова, напоминающий "восточные повести" Вольтера, снабжен подзаголовком "восточная повесть". А.С.Пушкин применял слово "повесть" к своим поэмам: "Кавказскому пленнику" (1820-21), "Медному всаднику" (1833). У Н.В.Гоголя ранние повести короче, чем последующие, а "Тарас Бульба" (1835) по объему сопоставим с некоторыми романами 1830-х. М. Горький дал своей четырехтомной хронике "Жизнь Клима Самгина. Сорок лет" подзаголовок "повесть", судя по всему, подчеркивая прежде всего, что это не роман, а повествование вообще. В последней трети XX века были писатели, проявившие себя именно в повести потому, что средний жанр подвергался критике меньше, чем крупный. Это зрелый Ю.В.Трифонов, ранний Ч.Т.Айтматов, В.Г.Распутин, В.В.Быков. Литературная энциклопедия терминов и понятий/под ред. А. Н. Николюкина/ М, 2001.--1600 стб.

Первоначальное значение слова "повесть" в нашей древней письменности весьма близко к его этимологии: повесть -- то, что повествуется, представляет законченное повествование, поэтому применяют его свободно и широко. "Так, повестью часто назывались житийные, новеллистические, агиографические или летописные произведения (например, "Повесть о житии и отчасти чудес исповедание блаженного Михаила...", "Повести о мудрых женах" или известное "Се повести временных лет" и т. д.). И наоборот, в заглавиях старинных повестей можно найти термины "Сказание", "Житие", "Деяния" соответственно распространенному на Западе лат. "gesta", "Слово", при нравоучительном осмыслении -- нередко "Притча", позже "Приклад" (т. е. пример)". Виноградов В В. , Избр. труды: О языке художественной прозы. [Т. 5]. М., 1980. Тем не менее старинная повесть теснейшим образом переплетается с большинством других повествовательных жанров. В недостаточно дифференцированной, "синкретичной" древней письменности повесть является общей жанровой формой, в которой переплетаются почти все повествовательные жанры: житийные, апокрифические, хроникальные, воинско-эпические и т. п. Для повести характерно связное изложение не одного, а целого ряда фактов, объединенных единым стержнем. Центральную линию развития повестийных жанров дают повести светские, которые содержали в себе тенденцию развития беллетристики. Вместе с тем сравнительная простота социальных отношений и бытовых их проявлений и примитивность познавательных возможностей литературы определяли сюжетную однолинейность, "одноплановость" древних произведений, свойственную повести. Только в позднейший период средневековой литературы появляются бытовые, авантюрные, говорящие об "обычных" людях и построенные на художественном вымысле светские повести. Этот период является этапом в развитии русской литературы, когда общая масса повествовательных жанров начинает с большей отчетливостью диференцироваться, выделяя, с одной стороны, новеллу, с другой -- роман как уже отчетливо определившиеся жанры. Такого рода произведения, как "Повесть о Карпе Сутулове", "О Шемякине суде" и т. п., терминологически еще не обособившиеся в отдельный жанр, являются в сущности типичными новеллами. При наличии такой диференциации повествовательных форм понятие "повесть" приобретает новое и более узкое содержание, занимая среднее положение между романом и новеллой. Это прежде всего определяется масштабом объема и сложности охватываемой произведением действительности. Но размер произведения решающей роли при этом не играет: маленькая повесть может быть короче длинного рассказа (например, у Л. Н. Толстого повесть "Записки маркера" и рассказ "Метель"), большая же может оказаться длиннее небольшого романа. Однако в среднем повесть длиннее рассказа и короче романа; размер произведения является производным от его внутренней структуры. По сравнению с рассказом повесть -- более емкая форма, поэтому число действующих лиц в ней обычно больше, чем в рассказе. В первой трети XIX века в господствующем стиле, т. е. в стиле различных групп дворянства, выдвигаются преимущественно стихотворные повести и драматургические жанры. Позднее, в 30-х гг., когда с чрезвычайной интенсивностью начинает расти проза, в ней выдвигается на первый план вместе с романом и повесть. Так, Белинский в 30-х гг. утверждал: "Теперь вся наша литература превратилась в роман и повесть" ("О русской повести и повестях Гоголя"). Развитие повести несомненно связано с обращением литературы к "прозаической", обыденной действительности (недаром Белинский противопоставляет повесть и роман "героической поэме" и оде классицизма), хотя сама эта действительность может восприниматься авторами и в романтическом аспекте (например, петербургские повести Н. В. Гоголя, ряд повестей В. Одоевского, Марлинского, такие произведения Н. Полевого, как "Блаженство безумия", "Эмма" и др.). Но среди повестей 30-х гг. было немало и обладавших исторической тематикой (романтические повести Марлинского, повести Вельтмана и др.). Но подлинно типичными для эпохи, новыми по сравнению с предыдущим этапом, являются повести с реалистической устремленностью, обращенные к современной, будничной жизни ("Повести Белкина" А. С. Пушкина, буржуазная и мелкобуржуазная бытовая повесть М. П. Погодина, И.Н. Павлова, Н. А. Полевого и других; у романтиков -- В. Ф. Одоевского и А. А. Марлинского). С дальнейшим развитием русской литературы, в которой все большую роль начинает играть роман, повесть все же сохраняет достаточно заметное место. Приблизительно такой же удельный вес сохраняет повесть в творчестве наших современных писателей. Исключительный вклад в развитие повести сделал М. Горький своими автобиографическими повестями ("Детство", "В людях", "Мои университеты"), структурной особенностью которых является большая значимость окружающих основное действующее лицо персонажей. Прочное место заняла повесть в творчестве ряда других современных писателей. Достаточно назвать такие популярнейшие произведения советской литературы, как "Чапаев" Д.А.Фурманова, "Ташкент -- город хлебный" С.И.Неверова и мн. др. При этом "однолинейность" повести, известная простота ее структуры в литературе социалистического реализма, не идет в ущерб глубине социального осмысления отражаемых явлений и эстетической ценности произведения. Виноградов В. В. Сюжет и стиль. Сравнительно-историческое исследование, М.: АН СССР,1963. - С.102


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
Факультет филологии и журналистики
Кафедра русской зарубежной литературы

Курсовая работа
на тему: «Особенности жанра повести Н. А. Дуровой «Серный ключ»

Выполнила: студентка 2 курса специальности 050301.65. Русский язык и литература Н. А. Липина
Научный руководитель: к. филол. наук, доцент О. И. Позднякова

Йошкар-Ола
2012
Содержание
Введение………………………………………………………… …………..…………3
1. Повесть как литературный жанр……………………………..…………………….5
1.1 Определение жанра повести в современном литературоведении………….5
1.2 Типология повести первой трети XIX века…………………………………..8
1.2.1. Романтическая повесть……………………… …………........................11
1.2.2. Историческая повесть………………………… ………………………..14
1.2.3. Фантастическая повесть. …………………………………………….....16
1.2.4. Светская повесть….………………………………………………….. ....17

1.2.5. Бытовая повесть……………………………….…………………….. ....19
2. Анализ жанровых особенностей произведения Н. А. Дуровой «Серный ключ»………………………………………………………………… …............................. ...21
Заключение…………………………………………………… …..….......................... .27
Список использованных источников и литературы………………………………………..……… ………………………….............29

Введение
Творчеством Н. А. Дуровой восхищались многие ее современники. Бесспорно, ее ждало блестящее будущее, но будто та самая улановская сабля, о которой говорил А. С. Пушкин, внезапно перерубила перо. Стоит отметить, что сейчас уже мало кто знает про Дурову-писательницу, а если что-то и знают, то разве только то, что она автор «Записок кавалерист-девицы". Но кроме этой книги она является автором романа, ряда рассказов и повестей. Взятые в целом произведения Н. А. Дуровой являются значительным достоянием русской литературы тридцатых годов XIX века. Закончив в 1840 году издание произведений, Дурова навсегда отказалась от литературной деятельности и в течение двадцати шести лет не написала ни строчки. Возможно, сказалось отсутствие ярких впечатлений во время жизни в Елабуге, возможно, подействовала резкая критика последних произведений. Сама Дурова на вопрос, почему она больше не пишет, отвечала, что она уже не сможет написать так, как писала раньше, «а с чем-нибудь явиться в свет не хочется» 1
Деятельность Н. А. Дуровой как писательницы интересовала не только ее современников. Но стоит отметить, что исследователи изучали ее творчество в целом, не особо углубляясь в жанровые особенности отдельных произведений. Так было и с повестью «Серный ключ». Опираясь на вступительные статьи сборников произведений автора, мы пришли к выводу, что вопрос о жанровой особенности повести почти не изучен. Так, к примеру, Б. В. Смиренский писал, что «в сборнике «Сто русских литераторов», том I, помещена повесть «Серный ключ» с портретом автора работы А. Брюллова. Последняя вошла в сборник повестей Дуровой под названием «Черемиска». 2 Также Смиренский отметил, что «повесть написана в присущем Дуровой романтическом духе. Художественный прием создания повести «Серный ключ» заключается в обычной манере автобиографических произведений Дуровой: герою повести рассказывают историю, послужившую сюжетом произведения». 3 Вл. Муравьев писал, что сюжет повести «целиком принадлежат эпохе романтизма». 4 А В. В. Афанасьев отметил то, что Дурова «удивительно верно схватывала тончайшие оттенки облика представителей разных народов – татар, марийцев («Серный ключ»), поляков, литовцев («Гудишки»). 5
Все исследователи рассматривают какие-то отдельные аспекты и не акцентируют свое внимание на особенностях жанра, поэтому мы считаем, что этот вопрос требует более глубокого изучения. В силу вышесказанного данная тема является актуальной.

Цель данного научного исследования – выявить особенности жанра повести «Серный ключ» Н. А. Дуровой.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

    изучить особенности жанра повести;
    определить жанровую специфику повести «Серный ключ»;
    установить место повести «Серный ключ» в творчестве Н. Дуровой;
Научная новизна данной исследовательской работы заключается в том, что в ней рассматривается повесть «Серный ключ» Н. А. Дуровой в аспекте жанровых особенностей.
Объектом исследования является повесть Н. А. Дуровой «Серный ключ».
Предметом – эпический жанр повести, его типология и художественная специфика.
Метод исследования: в работе используется комплексный подход, состоящий из сочетания историко-генетического и типологического методов исследования.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка использованных источников и литературы, включающего 12 наименований. В первой главе рассмотрены теоретические вопросы, связанные с определением повести как жанра русской поэзии. В практической части приводится типологический анализ повести «Серный ключ» Н. А. Дуровой.

Тексты произведения Н. А. Дуровой цитируются по изданию: Избранные сочинения кавалерист -девицы Н. А. Дуровой/ Сост., вступ. примеч. Вл. Муравьева. – М.: Моск. Рабочий, 1983. – 479 с. В работе в круглых скобках арабскими цифрами обозначаются страницы.
1. Повесть как литературный жанр
В данной главе главным образом рассматривается история возникновения жанра повести, ее особенности, проблематика, типология. Она разделена на два параграфа: первый параграф посвящен непосредственно истории жанра, второй – типологии повести первой трети XIX века.
1.1. Определение жанра повести в современном литературоведении
Повесть прозаическая – одна из жанровых разновидностей средней эпической формы (наряду с новеллой, рассказом и новой, неканонической поэмой), которую отличает следующая система константных структурных признаков: 1) в области «события, о котором рассказывается» - доминирование циклической сюжетной схемы, ситуация испытания героя и поступок как результат этического выбора, принцип обратной («зеркальной») симметрии в расположении важнейших событий; 2) в структуре «события самого рассказывания» - нерефлектируемый его характер, предпочтение временной дистанции, оценочная направленность повествования на этическую позицию героя и возможность авторитетной резюмирующей позиции, тенденция к переосмыслению основного события и приданию ему иносказательно-обобщенного значения (параллельный вставной сюжет или дополнительный его аналог в финале); 3) в аспекте «зоны построения образа» героя – серьезность, неравноценность изображенного мира действительности автора и читателя и в то же время потенциальная близость кругозоров действующего лица и повествователя (может реализоваться в финале); соотнесение героя и его судьбы с известными образцами поведения в традиционных ситуациях и, следовательно, трактовка центрального события как «примера» (зачастую – временного отклонения от нормы), а также извлечение из рассказанной истории жизненных уроков. 6
Повесть в современной русской теории литературы - средний по объему текста или сюжета эпический прозаический жанр, промежуточный между рассказом и романом. В мировой литературе чаще всего четко не вычленяется. В древнерусской литературе повесть не была жанром; этим словом обозначались произведения самых разных типов, включая летописные («Повесть временных лет»). В 18 веке появились авторские стихотворные повести: у И.Ф.Богдановича «Душенька» (1778)-«древняя повесть в вольных стихах», «Добромысл» (конец 1780-х) - «старинная повесть в стихах». Сатирический «Каиб» (1792) И. А. Крылова, напоминающий «восточные повести» Вольтера, снабжен подзаголовком «восточная повесть». А.С.Пушкин применял слово «повесть» к своим поэмам: «Кавказскому пленнику» (1820-21), «Медному всаднику» (1833). У Н.В.Гоголя ранние повести короче, чем последующие, а «Тарас Бульба» (1835) по объему сопоставим с некоторыми романами 1830-х. М. Горький дал своей четырехтомной хронике «Жизнь Клима Самгина. Сорок лет» подзаголовок «повесть», судя по всему, подчеркивая прежде всего, что это не роман, а повествование вообще. В последней трети XX века были писатели, проявившие себя именно в повести потому, что средний жанр подвергался критике меньше, чем крупный. Это зрелый Ю.В.Трифонов, ранний Ч.Т.Айтматов, В.Г.Распутин, В.В.Быков. 7
Первоначальное значение слова «повесть» в нашей древней письменности весьма близко к его этимологии: повесть - то, что повествуется, представляет законченное повествование, поэтому применяют его свободно и широко. «Так, повестью часто назывались житийные, новеллистические, агиографические или летописные произведения (например, «Повесть о житии и отчасти чудес исповедание блаженного Михаила...», «Повести о мудрых женах» или известное «Се повести временных лет» и т. д.). И наоборот, в заглавиях старинных повестей можно найти термины «Сказание», «Житие», «Деяния» соответственно распространенному на Западе лат. «gesta», «Слово», при нравоучительном осмыслении - нередко «Притча», позже «Приклад» (т. е. пример)». 8 Тем не менее старинная повесть теснейшим образом переплетается с большинством других повествовательных жанров. В недостаточно дифференцированной, «синкретичной» древней письменности повесть является общей жанровой формой, в которой переплетаются почти все повествовательные жанры: житийные, апокрифические, хроникальные, воинско-эпические и т. п. Для повести характерно связное изложение не одного, а целого ряда фактов, объединенных единым стержнем. Центральную линию развития повестийных жанров дают повести светские, которые содержали в себе тенденцию развития беллетристики. Вместе с тем сравнительная простота социальных отношений и бытовых их проявлений и примитивность познавательных возможностей литературы определяли сюжетную однолинейность, «одноплановость» древних произведений, свойственную повести. Только в позднейший период средневековой литературы появляются бытовые, авантюрные, говорящие об «обычных» людях и построенные на художественном вымысле светские повести. Этот период является этапом в развитии русской литературы, когда общая масса повествовательных жанров начинает с большей отчетливостью диференцироваться, выделяя, с одной стороны, новеллу, с другой - роман как уже отчетливо определившиеся жанры. Такого рода произведения, как «Повесть о Карпе Сутулове», «О Шемякине суде» и т. п., терминологически еще не обособившиеся в отдельный жанр, являются в сущности типичными новеллами. При наличии такой диференциации повествовательных форм понятие «повесть» приобретает новое и более узкое содержание, занимая среднее положение между романом и новеллой. Это прежде всего определяется масштабом объема и сложности охватываемой произведением действительности. Но размер произведения решающей роли при этом не играет: маленькая повесть может быть короче длинного рассказа (например, у Л. Н. Толстого повесть «Записки маркера» и рассказ «Метель»), большая же может оказаться длиннее небольшого романа. Однако в среднем повесть длиннее рассказа и короче романа; размер произведения является производным от его внутренней структуры. По сравнению с рассказом повесть - более емкая форма, поэтому число действующих лиц в ней обычно больше, чем в рассказе. В первой трети XIX века в господствующем стиле, т. е. в стиле различных групп дворянства, выдвигаются преимущественно стихотворные повести и драматургические жанры. Позднее, в 30-х гг., когда с чрезвычайной интенсивностью начинает расти проза, в ней выдвигается на первый план вместе с романом и повесть. Так, Белинский в 30-х гг. утверждал: «Теперь вся наша литература превратилась в роман и повесть» («О русской повести и повестях Гоголя»). Развитие повести несомненно связано с обращением литературы к «прозаической», обыденной действительности (недаром Белинский противопоставляет повесть и роман «героической поэме» и оде классицизма), хотя сама эта действительность может восприниматься авторами и в романтическом аспекте (например, петербургские повести Н. В. Гоголя, ряд повестей В. Одоевского, Марлинского, такие произведения Н. Полевого, как «Блаженство безумия», «Эмма» и др.). Но среди повестей 30-х гг. было немало и обладавших исторической тематикой (романтические повести Марлинского, повести Вельтмана и др.). Но подлинно типичными для эпохи, новыми по сравнению с предыдущим этапом, являются повести с реалистической устремленностью, обращенные к современной, будничной жизни («Повести Белкина» А. С. Пушкина, буржуазная и мелкобуржуазная бытовая повесть М. П. Погодина, И.Н. Павлова, Н. А. Полевого и других; у романтиков - В. Ф. Одоевского и А. А. Марлинского). С дальнейшим развитием русской литературы, в которой все большую роль начинает играть роман, повесть все же сохраняет достаточно заметное место. Приблизительно такой же удельный вес сохраняет повесть в творчестве наших современных писателей. Исключительный вклад в развитие повести сделал М. Горький своими автобиографическими повестями («Детство», «В людях», «Мои университеты»), структурной особенностью которых является большая значимость окружающих основное действующее лицо персонажей. Прочное место заняла повесть в творчестве ряда других современных писателей. Достаточно назвать такие популярнейшие произведения советской литературы, как «Чапаев» Д.А.Фурманова, «Ташкент - город хлебный» С.И.Неверова и мн. др. При этом «однолинейность» повести, известная простота ее структуры в литературе социалистического реализма, не идет в ущерб глубине социального осмысления отражаемых явлений и эстетической ценности произведения. 9

1.2. Типология повести первой трети XIX века.

Пути становления и развития русской прозы наиболее ярко могут быть прослежены при рассмотрении двух ее основных жанров - повести и романа. Если типология романа конца XVIII - начала XIX века изучена относительно полно, то исследование русской оригинальной повести в типологическом аспекте пока недостаточно.
В настоящее время в литературоведении не вызывает сомнения уместность типологического метода исследования. Более того, именно типологический подход позволяет наиболее точно проследить генезис и развитие жанров в пределах определенной литературной эпохи. Как справедливо отметил Ю.М. Лотман, «потребность в типологических моделях возникает тогда, когда исследователь встает перед необходимостью объяснить сущность хронологически или этически отдаленной литературы, представив ее не в виде набора экзотических нелепостей, а как органическую, внутренне стройную, художественную и идейную структуру» 10
В начале XIX века появились специальные труды, посвященные исследованию повести. Так, например, первую попытку классификации русской повести и романа XVIII века представляет работа В.В. Сиповского «Очерки из истории русского романа». Достоинством данного исследования является то, что это был первый опыт описания и классификации огромного материала, ранее не изученного и не вошедшего в научный оборот (привлечены многие источники XVIII века, начиная с 1730 года). Существенным недостатком монографического исследования является, во-первых, классификация, данная на основе произведений западноевропейской литературы, что, по нашему мнению, преувеличенно подчеркивает подражательный характер русской литературы конца XVIII века и недостаточно полно раскрывает особенности русского оригинального романа и повести; и, во-вторых, не дается жанровая дифференциация между романом и повестью. Типологическому аспекту исследования русской повести конца XVIII века была посвящена работа Т. Ж. Юсупова «Русская повесть 80-х-90-х гг. XVIII века (Проблемы типологии)». Предложенная классификация ограничивается следующими типами повестей: 1. сатирико-бытовая повесть; 2. сентиментальная повесть а) с развитым сюжетом, б) бессюжетная. Дается также типология повестей Н.М. Карамзина: сентиментальная, предромантическая, светская.
На наш взгляд, при классификации повестей по тематическому принципу остаются за пределом внимания исследователя такие разновидности повести 80-90-х годов XVIII века, как авантюрная, историческая, философская, «восточная» и так далее, имевшие место в литературном процессе конца века. Таким образом, остается неучтенным значительный пласт русских повестей указанного периода, что не позволяет говорить о целостном исследовании жанра повести.
В. Г. Белинский в своей статье «О русской повести и повестях Гоголя («Арабески» и «Миргород») также предпринимает попытку типологии повести. 11 В ней автор анализирует полностью творчество авторов, которые положили начало развитию русской повести. Среди них А. А. Бестужев-Марлинский, который «был первым нашим повествователем, был творцом, или, лучше сказать, зачинщиком русской повести» 12 , князь В. Ф. Одоевский, М. П. Погодин, Н. А. Полевой, Н. Ф. Павлов, которые больше тяготели к историческим повествованиям, а Н. В. Гоголь писал по большей части повести фантастического характера. Стоит уточнить, что В. Г. Белинский не ставил перед собой цель классифицировать повести по каким-то признакам, но его труд послужил толчком для последующих исследователей этого жанра.
Белинский писал: «Повесть наша началась недавно, очень недавно, а именно - с двадцатых годов текущего столетия. До того же времени она была чужеземным растением, перевезенным из-за моря по прихоти и моде и насильственно пересаженным на родную почву» Появление в русской литературе повести нового типа критик связывал с развитием русского романтизма. «В двадцатых годах, - продолжал Белинский, - обнаружились первые попытки создать истинную повесть. Это было время всеобщей литературной реформы, явившейся вследствие начинавшегося знакомства с немецкою, английскою и новою французскою литературами и с здравыми понятиями о законах творчества» 13
«Отцом» русской повести В. Г. Белинский считал А. А. Бестужева-Марлинского, который дал огромный толчок для развития этого жанра. Его повести были по большей части «народными» или историческими, рассказывающими о жизни и быте русского народа, но эта «народность» заключалась лишь в русских именах, а по своему содержанию его произведения больше были похожи на рыцарские романы. «Но, несмотря на все это, повести г. Марлинского, не прибавивши ничего к сумме русской поэзии, доставили много пользы русской литературе, были для нее большим шагом вперед. <…> В повестях г. Марлинского была новейшая европейская манера и характер; везде был виден ум, образованность, встречались отдельные прекрасные мысли, поражавшие и своею новостию и своею истиною; прибавьте к этому его слог, оригинальный и блестящий в самых натяжках, в самой фразеологии - и вы не будете более удивляться его чрезвычайному успеху». 14 Повести же князя В. Ф. Одоевского были аллегорического характера, но тем не менее были историческими. Впервые были сделаны нападки на XVIII век. Но, как писал Белинский «не ищите в его созданиях поэтического представления действительной жизни, не ищите в его повестях повести, ибо повесть была для него не целию, но, так сказать, средством, не существенною формою, а удобною рамою». 15 «Следуя хронологическому порядку, я должен теперь говорить о повестях г. Погодина. Ни одна из них не была историческою, но все были народными, или, лучше сказать, «простонародными». 16 М. П. Погодин писал о жизни простого народа, мир его поэзии - мир купцов, мещан, мелкопоместного дворянства и мужиков. Его "Нищий", простодушно рассказывающий о своей любви и своих страданиях, может служить типом благородно чувствующего простолюдина. В "Черной немочи" описан быт среднего сословия, с его полудиким, получеловеческим образованием, со всеми его оттенками и «родимыми пятнами». «Одно из главнейших, из самых видных мест между нашими повествователями занимает г. Полевой. Отличительный характер его произведений составляет удивительная многосторонность, так что трудно подвести их под общий взгляд, ибо каждая его повесть представляет совершенно отдельный мир». 17 Его повести скорее исторические, в которых автор сумел очень точно, ненавязчиво рассказать о прошлом ("Живописец" и "Эмма"). «Трудно судить о повестях г. Павлова, - писал Белинский. - Трудно решить, что они такое: дума умного и чувствующего человека, плод мгновенной вспышки воображения, произведение одной счастливой минуты, одной благоприятной эпохи в жизни автора, порождение обстоятельств, результат одной мысли, глубоко запавшей в душу, - или создания художника, произведения безусловные, безотносительные, свободное излияние души, удел которой есть творчество?» 18 Повести Н. Ф. Павлова скорее пропитаны повседневностью обыденной жизни. В них нет ничего сверхъестественного, а наоборот, все обычно.
Работа В. Г. Белинского дала толчок для дальнейшего изучения повести как жанра.
И на наш взгляд самой полной работой в рассмотрении вопроса о типологии этого жанра стала коллективная монография «Русская повесть XIX века: история и проблематика жанра» под редакцией Мейлаха Б. С. (Ленинград, 1973). Так как повесть Н. Дуровой «Серный ключ» принадлежит первой трети XIX века, приступим непосредственно к рассмотрению этого периода русской литературы. Авторы данного научного труда выделяют пять типов повести XIX века: романтическая, историческая, фантастическая, светская и бытовая.

1.2.1. Романтическая повесть
«Процесс формирования романтической прозы отличался в России своим своеобразным характером. Если история немецкого романтизма начинается с романа и повести, сразу принявших на себя сложнейшую философско-эстетическую проблематику нового направления, то русский романтизм с начала утверждается в поэзии». 19 Искания первых русских романтиков были связаны с идеей личности, со стремлением выразить духовно-психологический опыт человека новой исторической эпохи, поставившей перед литературой задачи, неразрешимые художественными средствами классицизма и сентиментализма. Эта тенденция - передать усложнившуюся психологию современного человека и изменившийся характер его взаимоотношений с окружающим миром, претерпевшим бурные исторические события, - выдвинула на первый план поэтические жанры, которые оказались более подготовленными к усвоению новых литературно-эстетических задач, поставленных романтизмом. Именно поэтому 1800 - 1810-е годы характеризуются значительным расцветом романтической поэзии, давшей, по образному определению Белинского, русской литературе «душу и сердце», обогатившей ее психологизмом. «Историческая задача следующего периода, - отмечается в «Истории русского романа», - состояла в том, чтобы перенести достижения Жуковского, Пушкина, Грибоедова, поэтов-декабристов... в сферу художественной прозы, и прежде всего романа и повести». 20
В начале XIX в. количество оригинальных повестей, которые могут быть названы сентиментальными, значительно возрастает по сравнению с XVIII в. В художественном отношении эти повести, как правило, гораздо слабее карамзинских. Тем не менее повесть 1800-1810-х годов - это не только эпигонство, но и новые находки, пусть не очень заметные с первого взгляда, но показывающие постепенную эволюцию жанра.
В повестях 1800-1810-х годов сохранились многие устойчивые элементы, повторявшие сюжеты, образы, характеры, стиль повестей XVIII века.
В. В. Сиповский подметил, что прозаики начала века проявляли интерес к форме именно повести и новеллы, но не романа. При этом сам сюжет произведения приобретал для автора интерес лишь в связи с возможностью описать чувства и переживания героев. Насыщенность событиями и динамичность действия постепенно уступали место замедленному, почти статическому описанию с подробным анализом мыслей и чувств по поводу события.
Уже в 90-е годы XVIII в. возникает и другая линия в литературе русского сентиментализма - собственно предромантическая («Остров Борнгольм» и «Сиерра-Морена» Карамзина). В начале XIX века происходит дальнейшее развитие жанра романтической повести, однако прежде чем этот жанр окончательно оформился, он долго сосуществовал с сентиментальной повестью.
В эпоху предромантизма и романтизма во всех европейских странах возрастает внимание к древности, и Россия в этом отношении не была исключением. Писатели обращались к далеким временам в поисках истинного героя, более близкого к природе, чем современные люди, человека, не связанного предрассудками цивилизации. Историзм при этом имел, естественно, условный характер, но постепенно интерес к историческому прошлому своего народа становился все серьезнее и глубже.
Уже в повести «Наталья, боярская дочь» (1792) Карамзин переносит действие в те старые времена, «когда русские были русскими, когда они в собственное свое платье наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили своим языком по своему сердцу, то есть говорили, как думали». В XIX веке, как известно, история становится главным предметом занятий Карамзина, с чем связано и появление его исторической повести «Марфа-посадница, или Покорение Новгорода» (1803). 21
Это произведение уже нельзя считать сентиментальной повестью, однако написано оно Карамзиным - признанным главой русского сентиментализма. В мировоззрении и творчестве Карамзина произошли очень существенные изменения, однако новые художественные принципы писателя вырастали на основе его предыдущего опыта.
В творчестве крупнейшего русского писателя-сентименталиста начали формироваться основные типы повести, ставшие популярными в течение 1820-1830-х годов. Перу Карамзина принадлежала не только одна из первых исторических повестей, но и одна из повестей, посвященных жизни светского общества, - «Юлия». «Автор статьи «Взгляд на повести или сказки» «превосходнейшей» из повестей Карамзина считает «Юлию»: «Живость рассказа, красивость выражений, легкость кисти, картины прозаической живописи, верные изображения общества, наконец все цветы воображения и все прелести слога ее украшают». 22 «Юлия»(1794) была одной из первых светских повестей в русской литературе. Именно эта разновидность жанра получает большое распространение в начале XIX века. Светская повесть давала писателям широкие возможности для постановки проблем психологизма на материале, наиболее близком и знакомом им. Демократизм авторов русского сентиментализма был по существу очень ограничен: признавая способность крестьянки «чувствовать», они предпочитали говорить о переживаниях «благородного» героя.
Значение сентиментальной повести для русской реалистической литературы XIX века по-разному оценивалось исследователями. Многие отмечали, что отдельные сюжеты, мотивы, образы из повестей Карамзина и его последователей переходят в произведения Пушкина, Тургенева, Толстого, Достоевского. «В ряде работ, однако, были показаны принципиальные отличия пушкинских повестей от сентиментальных. Детально исследовавший эту проблему В. В. Гиппиус писал: «Повесть Пушкина возникла не из усвоения сентиментальной повести, а из ее преодоления и отрицания». 23
Итак, мы можем сделать вывод, что русская повесть первых десятилетий XIX в., испытывавшая сильнейшее воздействие Карамзина и Жуковского, отличалась значительным разнообразием по тематике и стилю. Фольклорность, религиозные мотивы, мистическая фантастика в дальнейшем становятся существенными признаками романтической повести в ее классическом варианте. В дальнейшем в русской повести действительность стала рассматриваться и в других аспектах – фантастическом, «светском». Особую разновидность образовали повести об искусстве и художниках (повести о «гении»). Таким образом, в ходе развития русской романтической прозы создались четыре самостоятельных жанровых варианта – историческая, светская, фантастическая, бытовая повести.

1.2.2. Историческая повесть

«Процесс преодоления и отрицания начался по существу изнутри, в недрах самого жанра сентиментальной повести, как можно видеть из приводившегося выше материала. Сентиментальная повесть - это понятие сложное, включающее в себя несколько групп, разнородных и вместе с тем тесно связанных друг с другом». 24 Уже в пределах сентиментальной повести происходит заметная эволюция жанра: постепенно расширяется проблематика повести, в частности появляется проблема отношения героя к среде, окружающей его и накладывающей на него свой отпечаток. «В соответствии с этим углубляется представление сентименталистов о «жизни сердца», о психологии человека, открываются новые многосторонние связи, существующие между героем и внешним миром». 25
«Одни авторы сосредоточивают свое внимание на изображении личности «чувствительного» героя, противостоящего «свету», не подчиняющегося его морали. Такой герой непосредственно предшествует герою романтической повести с его бурным протестом против устоявшихся законов и мнений». 26
Подчеркивая, что рассказываемые ими истории взяты из реальной действительности, сентименталисты стремились ввести в свои произведения такие детали, которые могли бы свидетельствовать о достоверности повествования. Если время действия было отнесено в прошлое, появлялись сведения, факты, описания, позволявшие читателю представить эту отдаленную эпоху. Так начинали вырабатываться принципы создания исторической повести.
На историческую повесть декабристов, например, очевидное воздействие оказал жанр думы Рылеева. Принципы историзма, разработанные Рылеевым, несомненно, были учтены в исторических повестях А. Бестужева. К ним относятся:
- историческая личность, наделенная чертами исключительности, чей внутренний мир предельно сближен с авторским;
- исторические аллюзии в обрисовке нравов прошлого, которое призвано «намекнуть» читателю на современность;
- лиризация авторского повествования, сближение исповедальной манеры речи автора и главного героя;
- приемы психологизма (портрет, пейзаж), пришедшие в историческую повесть из арсенала элегического романтизма и др.

1.2.3. Фантастическая повесть
«С середины 1820-х годов в русской повествовательной прозе начинает развиваться и вскоре достигает значительного распространения одна из ветвей романтической повести, получившая название фантастической». 27
Термин «фантастическая повесть» далеко не однозначен по своему содержанию. «Необходимым условием, лежащим в основе фантастики этого периода и, следовательно, фантастической повести, является представление, получившее название двоемирия. Оно заключается в том, что якобы независимо от видимого и воспринимаемого человеком мира, независимо от окружающей его действительности и как бы за ней, за ее пределами, существует иной, недоступный чувственному восприятию и не постигаемый разумом сверхъестественный, «потусторонний» мир. Этот второй, «иной» мир может оказывать (и оказывает) таинственное и в конечном счете губительное влияние на человека, его судьбу и окружающую его действительность, по временам вторгаясь в человеческую жизнь. В переводе на исторически сложившиеся религиозные понятия этот темный потусторонний мир является созданием и орудием духа зла-дьявола; он враждебен светлому миру, созданному и управляемому божеством; он борется против божества или по крайней мере стоит как бы вне его; попытки человека проникнуть в этот мир, и в особенности подчинить себе его силы, противозаконны и греховны, являются колдовством, чародейством, ведущим человека к погибели». 28
Особого рода источником мистических представлений является народное творчество в виде поверий и преданий, сложившихся в средние века под двойным воздействием древних языческих верований (одухотворения природы, культа предков и пр.) и христианской мифологии, сливавшейся с этими верованиями. Интерес к народному творчеству возник и стал расти с середины XVIII в. Отметим при этом, что не следует смешивать фантастики народных поверий и преданий с фантастикой народных сказок. Существенное различие между той и другой заключается в том, что в сказке отсутствует представление о потустороннем, сверхъестественном мире как об иной, даже обратной стороне бытия - представление, о котором говорилось выше.
«Одним из важных источников фантастической повести - как в Западной Европе, так и в России - является романтическая идея народности, понимаемой как выражение «народного духа» в нравах, обычаях, поверьях, преданиях, идущих от старины, в народном творчестве. Но в отличие от баллады, введенной в русскую поэзию Жуковским и обращавшейся преимущественно к зарубежному средневековью, к псевдоисторической или поэтизированной старине, к германскому, британскому, скандинавскому, восточному фольклору, русская фантастическая повесть 20 - 30-х годов обращается чаще всего к материалам русского или - еще больше - украинского («малороссийского») народного творчества». 29
Тесная связь литературной фантастики с фольклором, народными поверьями и преданиями как с ее существенным источником способствовала тому, что фантастическая повесть в форме устного рассказа стала явлением быта. В создании фантастической повести с середины 20-х по начало 40-х годов приняли то или иное участие многие русские писатели и поэты от величайших гениев того времени до третьестепенных, безвестных и забытых литераторов. Здесь в первом ряду нужно назвать три таких имени, как Пушкин, Гоголь и Лермонтов; за ними следуют имена меньшие, но все же заметные - А. А. Перовского (Антония Погорельского), В. Ф. Одоевского, М. Н. Загоскина, О. М. Сомова (Порфирия Байского),Г. Ф. Квитки-Основьяненко, Ё. П. Гребенки, А. К. Толстого.

1.2.4. Светская повесть

В середине 1830-х годов из потока романтических повестей выделяется новая разновидность - «светская повесть», которая меньше чем на десятилетие станет одним из самых распространенных и модных жанров времени. Термин «светская повесть» входит в критику лишь с 1835 года, хотя к этому времени сам жанр уже сформировался и приобрел свои характерные признаки. Но несмотря на то, что жанр стал популярен в 30-х годах XIX века, основоположником и создателем «светской повести» принято считать Н. М. Карамзина. Его сентиментальная повесть «Юлия», написанная в 1796 году, открывает этот жанр в русской литературе. Через «светские повести» прошли почти все писатели 1830-х годов. Наиболее известными из них были A.С. Пушкин, В.А. Соллогуб, Н.Ф. Павлов, А.А. Бестужев-Марлинский, B.Ф. Одоевский, М.Ю. Лермонтов.
В основе «светской повести», как правило, лежит любовно-психологическая драма, конфликт между «светом» и героем, который хочет быть самим собой, жить согласно своему сердцу, и, как результат, нарушает «законы» высшего общества. Во многих случаях подобная коллизия определяет сюжетное развитие «светских повестей», взаимоотношения персонажей, а также особенности построения характеров и эмоциональный тон повествования». 30 Сюжет «светской повести» строится на несоответствии искренности и лицемерия, глубоких чувств и общественных условностей («Поединок» Е.П. Ростопчиной).
«Термин «светская повесть» впервые вводит в литературу критик и писатель С. П. Шевырев, рецензируя сборник Н.Ф. Павлова «Три повести» (1835). Название жанра говорит само за себя. Все повести посвящены теме большого света и светского человека. Таким образом, действующие лица «светской повести» - это «лица обыкновенные, которые вам часто попадаются в обществе: Граф, Графиня, Княжна, Полковник, Корнет и т.д.» 31
Основная проблема, вокруг которой строится повествование, - взаимоотношения человека и общества. Эволюция отношений составляет содержание повести и объясняется давлением «обстоятельств». Обязательно присутствие любовной интриги, являющейся центром развития сюжета. Переживания героя, его внутренний мир - на первом месте у автора «светской повести». Действие протекает в светской среде, фоном которой становятся гостиная, бал, театр, маскарад, домашняя обстановка, усадьба. Писатели уделяют много внимания композиции и стилю, стремятся обогатить литературный язык, придать ему изящество, блеск и разговорную легкость. Они разрабатывают диалоги, которые по своей пестроте, юмору, игре слов, метафорам напоминают светскую словесную дуэль.
Стандартный набор «светской повести»: любовный треугольник, «свет» как структурообразующий компонент, романтическая коллизия: незаурядная личность противостоит обществу. Герой не находит себе места в обществе, и поэтому автор вынужден сделать так, чтобы он погиб, уехал и пр. Для «светской повести» 1830-х годов характерен несчастливый финал. Сила «света» непропорционально велика силе героя. Главная черта заключается в том, что, чем положительней герой, чем в нем больше добрых качеств, чем он больше открыт миру, тем он более уязвим, и тем у него больше шансов погибнуть.
«Образ главного героя или героини всегда противопоставлен «светской черни», «светской толпе». И редко бывает так, чтобы автором был выписан какой-то один персонаж из толпы, как правило, он создает собирательный образ, все светское общество сливается в одно целое». 32
В «светской повести» широко распространен мотив «молвы», «сплетни», «слуха», «аргуса», который является двигателем сюжета. Зависть, ложь, предательство - все это епархия «светской черни». Главной героиней женской «светской повести» становится женщина (в мужской «светской повести» дело обстоит иначе: в большинстве случаев главный герой - мужчина), в отдельных случаях она является вершиной любовного треугольника. Мотив неразделенной, «преступной» любви широко распространен в «светских повестях», как правило, на нем строится сюжет. Но в этой коллизии герой-мужчина чаше всего бывает слеп, избирая объектом любви пустую легкомысленную женщину, интриганку, хорошо знающую правила «света», умеющую добиться цели, используя кокетство.

1.2.5. Бытовая повесть
«Бытовая повесть получает значительно меньшее развитие в русской прозе начала XIX в., чем остальные жанры. Это объясняется тем, что она связана прежде всего с бытописанием, с изображением быта, характерным для справедливых и полусправедливых повестей, для нравоописательной прозы, а также для басни. Но так как быт может быть разным, например светским, то под бытовой повестью обычно понимают ту, в которой повествование касается низших сословий общества – крестьян, солдат, разночинцев, мещан, купцов и пр. В остальных случаях изображение быта изучается в качестве его функций в романтической прозе. Тем не менее, бытовая повесть обладает рядом структурных особенностей, к которым относятся:
- столкновение «простого» человека из низших слоев общества с человеком (или средой) более высокого социального статуса - противопоставление патриархального мира цивилизованному;
- при этом патриархальный мир оценивается положительно, а цивилизованный – отрицательно;
- герой, как правило, терпит личное крушение в семье, в своем стремлении к знаниям, в искусстве». 33
«Выработка новых принципов бытописания в начале 1830-х годов была в значительной мере связана с попытками социально-исторического осмысления действительности, и здесь особое место принадлежало Пушкину. Уже в первых песнях «Евгения Онегина» Пушкин рисует своего героя на широком и детализированном бытовом фоне. «Быт» возникает как «среда», причем как среда эстетически нейтральная, вне оценки. Среда выступает как детерминирующий фактор, это становится особенно ясно после второй главы, где воспитание Татьяны и ее бытовая сфера окажутся контрастно противопоставленными онегинским» 34
и т.д.................

Рассказ и повесть наряду с романом относятся к основным прозаическим жанрам художественной литературы. Они имеют как общие жанровые особенности, так и определенные отличительные черты. Все же часто границы между жанрами повести и рассказа нечеткие, поэтому нередко возникают трудности с определением жанра. И даже опытные литературоведы не всегда сразу справляются с этой задачей.

История развития повести как жанра

Этот жанр проистекает из древнерусской летописи и литературы. Слово «повесть» употреблялось в значении «весть о некотором событии». Этим словом обозначались произведения, написанные в прозаической, а не в стихотворной форме. Они рассказывали о событиях, имевших место в то время. Это были летописи, жития, хроники, воинские повести. Об этом красноречиво говорят названия произведений древнерусской прозы: «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Повесть о нашествии Батыя на Рязань».

Позже, с семнадцатого века, отвечая потребностям времени, появились повествования о жизни обыкновенных людей, мирян, — светские повести.

Именно светская повесть явилась первоосновой жанра повести, получившего развитие в литературе 19-20 века и в современной прозе. Она описывает естественное течение жизни, часто суровую действительность времени, в центре которых судьба главного героя.

В девятнадцатом веке повесть становится любимым жанром известных русских писателей. К ней обращаются А. Пушкин («Станционный смотритель»), Н.Гоголь («Шинель»). Позже жанр повести развивают писатели реалистического направления: Ф.Достоевский, Н.Тургенев, А.Чехов, Л.Толстой, И.Бунин. Позднее, в советское время, жанр получает развитие в творчестве Р. Погодина, А.Гайдара, В. Астафьева. Интересно, что повесть – достояние именно русской литературы. В зарубежной литературе развиваются жанры новеллы и романа, а повесть как жанр отсутствует.

История развития рассказа как жанра

Истоки жанра рассказа проистекают из произведений фольклора – притч, сказок, устных пересказов. Рассказ, как краткое произведение об отдельном событии, эпизоде из жизни героя, сформировался значительно позже повести, пройдя определенные этапы и развиваясь параллельно с другими повествовательными жанрами.

В процессе становления прослеживается отсутствие четкости в разграничении жанров повести и рассказа. Так, А. Пушкин и Н. Гоголь отдавали предпочтение названию «повесть» для тех своих произведений, которые мы могли бы определить как рассказ.

Начиная с пятидесятых годов 19 столетия в обозначении жанра рассказа видна большая точность. У Л. Толстого «Записки маркера» названы автором повестью, а «Метель» — рассказом, что полностью соответствует определению жанра. В литературе 19 – 20 века повесть уступает первенство рассказу, который получает наибольшее распространение.

Характеристика повести как эпического жанра

Повесть является прозаическим литературным жанром. Она не имеет устойчивого объёма. Её объём больше, чем у рассказа, но существенно меньше объёма романа. Повествование сосредоточено вокруг нескольких важных эпизодов в жизни основного персонажа. Обязательно присутствие второстепенных действующих лиц.

В композиции нередко использование всевозможных описаний (интерьер, пейзаж), авторских отступлений, портретных характеристик. Возможен разветвленный сюжет, содержащий дополнительные сюжетные линии. Содержание повести основывается на историческом материале, интересных событиях человеческой жизни, реже вымысле, фантазии.

Характеристика рассказа как эпического жанра

Рассказ – небольшое по размеру эпическое произведение. Повествование динамичное, посвящено важному интересному событию из жизни автора или вымышленного героя. Композиция напряженная. В рассказе единственная сюжетная линия, дополнительные сюжетные линии отсутствуют.

При сравнительно малом объеме ограничено использование автором художественных средств. Поэтому большая роль придается выразительной художественной детали. Повествование о событиях зачастую представлено как рассказ от первого лица. Это может быть или главный герой, или сам автор.

Что общего у повести и рассказа

  • Оба жанра – это проза.
  • В сравнении с романом имеют небольшой объем.
  • Присутствует основной персонаж, возле которого сосредоточено действие.
  • И повесть, и рассказ могут быть бытовыми, фантастическими, историческими, авантюрными.

Различие между повестью и рассказом

  • Размер объема повести непостоянен и может достигать нескольких сотен страниц, а рассказа – десятки страниц.
  • Повесть характеризуется отсутствием интриги. В ее содержании раскрываются достоверные периоды жизни героя. А в рассказе описывается один или несколько случаев из жизни основного персонажа.
  • Четкий, динамичный сюжет характерен для рассказа. Неторопливое, плавное повествование – особенность повести.
  • Дополнительные сюжетные линии, переплетающиеся с основной, – особенность повести. В рассказе сюжетная линия одна.
  • Автор повести стремится к исторической и фактической правдивости. Рассказ – это достоверный вымысел.
  • Повести присущи приемы, замедляющие действие: описания, портретные зарисовки, лирические отступления. В рассказе это отсутствует и играет роль художественная деталь.
  • В отличие от повести в рассказе один герой, нет предыстории, которая позволяет проследить развитие характера.
  • Аналогии повести в других литературах нет, рассказ имеет такие аналогии.

ПОВЕСТЬ. Слово «повесть» происходит от глагола «поведать». Старинное значение термина – «весть о каком-то событии» указывает на то, что этот жанр вбирает в себя устные рассказы, события, виденные или слышанные рассказчиком. Важным источником таких «повестей» являются летописи (Повесть временных лет и др.). В древнерусской литературе «повестью» называли всякое повествование о каких-либо событиях (Повесть о нашествии Батыя на Рязань , Повесть о Калкской битве , Повесть о Петре и Февронии и др.».

Современное литературоведение определяет «повесть» как эпический прозаический жанр, занимающий промежуточное место между романом , с одной стороны, и рассказом и новеллой – с другой. Однако объем сам по себе еще не может указывать на жанр. Романы Тургенева Дворянское гнездо и Накануне меньше некоторых повестей, например, Поединка Куприна . Капитанская дочка Пушкина не велика по объему, но все, что происходит с главными героями, тесно связано с крупнейшим историческим событием 18 в. – Пугачевским бунтом. Очевидно, именно поэтому сам Пушкин называл Капитанскую дочку не повестью, а романом. (Авторское определение жанра очень важно).

Дело не столько в объеме, сколько в содержании произведения: охват событий, временные рамки, сюжет, композиция, система образов и т.д. Так, утверждается, что рассказ обычно изображает одно событие из жизни героя, роман – целую жизнь, а повесть – ряд событий. Но и это правило не абсолютное, границы между романом и повестью, а также между повестью и рассказом – зыбки. Иногда одно и то же произведение называется то повестью, то романом. Так, Тургенев сначала называл Рудина повестью, а потом романом.

В силу своей многогранности жанр повести с трудом поддается однозначному определению. В.Белинский так писал о специфике повести: «Есть события, есть случаи, которых… не хватило бы на драму, не стало бы на роман, но которые глубоки, которые в одном мгновении сосредотачивают столько жизни, сколько не изжить ее и в века: повесть ловит их и заключает в свои тесные рамки. Ее форма может вместить в себя все, что хотите, – и легкий очерк нравов, и колкую саркастическую насмешку над человеком и обществом, и глубокое таинство души, и жестокую игру страстей. Краткая и быстрая, легкая и глубокая вместе, она перелетает с предмета на предмет, дробит жизнь по мелочи и вырывает листки из великой книги этой жизни».

Некоторые литературоведы (В.Кожинов и др.) предлагают другую систему эпических жанров: те, что уходят корнями в устное народное творчество (повесть и рассказ), и те, которые возникли только в письменной литературе (роман, новелла). Повесть стремится поведать о тех или иных событиях. Таковы Вечера на хуторе близ Диканьки Гоголя , Первая любовь Тургенева и др. Отношение автора (или рассказчика) к изображаемому более явно, чем в романе или новелле. Поэтому для повести характерны произведения биографического характера. (Детство , Отрочество , Юность Л.Толстого, Жизнь Арсеньева И.Бунина и др.).

В большинстве европейских литератур повесть не выделяется в отдельный жанр. Иное дело – литература русская. В каждую литературную эпоху создавались повести, оставшиеся в истории литературы. Так, в эпоху сентиментализма появилась повесть Н.Карамзина Бедная Лиза . С 1820-х повесть становится ведущим жанром. Романтические повести Н.Бестужева-Марлинского и В.Одоевского знаменуют торжество романтизма в русской литературе. Типичный для литературы 19 в. образ «маленького человека» был впервые открыт в повести Пушкина Станционный смотритель . «Петербургские» повести Гоголя доказали, что повести не чужд гротеск. Отдали дань жанру повести и все писатели-реалисты 2-ой половины 20 в. (Дворянское гнездо , Накануне Тургенева, Смерть Ивана Ильича Л.Толстого, Белые ночи , Неточка Незванова Достоевского и мн. др.).

В начале 20 в. создаются такие повести, как Жизнь Василия Фивейского и Уездное Е.Замятина , напоминающие о древнем жанре жития святых, – подтверждая тем самым тезис М.Бахтина: жанр – «память литературы».

В 1930-е в русской литературе поощрялись роман, эпопея (монументальность приветствовалась не только в архитектуре, но и во всех других видах искусства). Но с началом «оттепели» (см. также ЛИТЕРАТУРА ОТТЕПЕЛИ), когда литература вновь обратилась к судьбе конкретного человека, повесть снова становится распространенным жанром – и в «деревенской», и в «городской», и в военной прозе.

В современной литературе повесть, наряду с рассказом, существует во всех своих разновидностях: от социально-психологической до фантастической и детективной.

Людмила Поликовская

Одним из самых распространенных, древних и любимых литературных жанров была и остается повесть. Повесть относится к общепрозаическому жанру, который не имеет устойчивой и четко обозначенной границы объема, а потому занимает промежуточную позицию между рассказом и новеллой с одной стороны и романом с другой. Повесть тяготеет к сюжету, описанному в хронологической последовательности, сюжету, воспроизводящему естественный ход событий. Такое определение повести как литературного жанра более всего характерно для традиций отечественного литературоведения. В западном литературоведении в качестве определяющий повесть жанров, выступают роман и короткий роман.

Истоки литературной повести.

В отечественной литературоведческой традиции жанровое определение повести ведет свое начало еще от древнерусского отношения самого рассказчика – автора происходящим вокруг него событиям. Термин «повесть» ведет свое начало от древнерусского глагола «ведать» или «поведать». Древнерусское значение словосочетания – «весть о каком-либо событии» - напрямую указывает на тот факт, что жанр повести вобрал в себя предания, былины, сведения о случавшихся когда-то событиях, о которых слышал или же собственными глазами видел сам рассказчик.

При написании первых, древнерусских повестей, рассказчики в первую очередь опирались на самые важные для них источники – древние церковные летописи. Самым важным таким источником являлась «Повесть временных лет», созданная летописцем и монахом Нестором. Изучая ее, впоследствии многими авторами были написаны такие произведения как: «Повесть о нашествии Батыя на Рязань», «Повесть о святых Петре и Февронии», «Повесть о Калкской битве», чья неопровержимая достоверность и ценностно-культурная доминанта не могла вызвать сомнений у современников.

Сюжетная линия повести

Сюжетная линия практически в любой повести сосредоточена вокруг главных героев, личности и судьбы каждого из них, которые раскрываются в череде многочисленных, описываемых событий. В повести, сюжетные линии являющиеся побочными, как правило отсутствуют, что является отличительным признаком повести от романа. Повествование, ведущиеся в соответствии с четко обозначенным хронологическим периодом сконцентрировано на узком отрезке пространства и времени. В повести может описываться colocation , жизнь разных людей, различные исторические события и т.д.

Очень часто, повесть строится вокруг «злобы дня». Сам автор, который является современником и свидетелем этой «злобы» может в полной мере раскрыть ее суть и частично выразить свое отношение к ней через уста и действия своих литературных героев. Название повести очень часто связано с именем и образом действующего в ней лица: «Станционный смотритель» А.С. Пушкина, «Человек в футляре» А.П.Чехов, «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина и т.д.

» » Повесть как литературный жанр



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS