Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Русские купеческие династии: самые-самые. Самые знаменитые и богатейшие люди российской империи Русские купцы – строители России |
Русское купечество - теперь уже часть нашей истории, оставшаяся в прошлом веке, и мы постепенно начинаем забывать о том вкладе, который внесли представители некоторых именитых династий. А между тем в царской России слово «меценатство» было тесно связано с именами преуспевающих купцов. Многие из этих образованнейших людей, искусствоведы и благотворители с большой буквы, оказали огромное влияние на становление российского образования и культуры БахрушиныПреуспевающий зарайский купец Алексей Федорович Бахрушин переехал в столицу в 30-х годах XIX века со своей огромной семьей. Все вещи везли на телегах. Среди многочисленного скарба в корзине мирно спал маленький Саша, который в дальнейшем станет почетным гражданином Москвы и благотворителем, а также отцом известных коллекционеров. Его сын, Алексей Александрович Бахрушин, увлекался театром и даже был председателем Театрального общества. Созданный им Театральный музей благодаря своей обширной коллекции не имел аналогов в мире. Второй сын, Сергей, собирал русские картины, иконы, книги, выискивая и скупая их на Сухаревке. Перед смертью свою библиотеку он завещал Румянцевскому музею, а предметы из фарфора и антиквариат — Историческому музею. Что же касается их отца Александра Алексеевича, то он вместе со своими братьями построил на Сокольничьем поле больницу с приютом для неизлечимо больных (по сути - первый российский хоспис), а на Софийской набережной - дом с бесплатными квартирами для нуждающихся. Кроме того, Бахрушины открыли в Москве несколько детских приютов и учебных заведений, а также выделяли большие суммы на стипендии студентам. Практически возле каждого построенного приюта или больницы Бахрушины возводили храм. МамонтовыЭта купеческая династия берет начало от купца Ивана Мамонтова, который вел дела в Звенигороде, где был известен как благотворитель. Двое из его внуков, Иван и Николай, приехали в Первопрестольную очень обеспеченными людьми. Их дети получили хорошее образование и обладали разнообразными талантами. Например, известный до наших дней купец Савва Мамонтов и сам был одаренным человеком (брал уроки пения в Милане, участвовал в театральном кружке писателя-драматурга Островского и т.д.), и умел замечать и ценить таланты других. Именно он помогал музыкальной карьере Шаляпина, Мусоргского, поспособствовал триумфу оперы Римского-Корсакова «Садко». Артисты, художники, композиторы приходили к своему другу-купцу за советами в любой области искусства - начиная от наложения грима и подбора декораций до вокальных приемов. И, надо сказать, его рекомендации всегда оказывались очень верными и точными. Художники И.Репин, В. Суриков, К. Коровин, В.Серов и скульптор М.Антопольский в гостях у купца-мецената. За роялем - сам хозяин, С.Мамонтов. /Фото:putdor.ru Настоящим островком культуры того времени была усадьба Абрамцево, которую Мамонтов приобрел у писателя Сергея Аксакова и в полном смысле слова преобразил. Его жена, Елизавета Григорьевна, открыла в округе больницу и школу, при которой заработали ремесленные мастерские. Это делалось для того, чтобы сельская молодежь не уезжала в город. В Абрамцево приезжали писатели, архитекторы, музыканты. Репин, Серов, Врубель и другие известные художники писали свои творения именно в живописном имении Саввы Мамонтова. Например, в столовой у купца в Абрамцеве висела знаменитая картина «Девочка с персиками», которую Валентин Серов написал именно в этой усадьбе (позировала дочь Мамонтовых Вера) и подарил жене хозяина, Елизавете Григорьевне. ЩукиныЭтот купеческий род, основателем которого принято считать приехавшего в Москву из Калужской губернии Василия Петровича Щукина, не только поставлял товары в отдаленные города России и за рубеж, но и прославился коллекционерами. Например, братья Николай Иванович и Сергей Иванович были большими любителями и знатоками искусства. Первый собирал старинные ткани, кружевные изделия и рукописи, которые после его смерти стали достоянием Исторического музея. А второй прославился тем, что сразу оценил гениальность таких непонятных москвичам того времени художников, как Дега, Монэ, Гоген, Матисс, Ван Гог. Несмотря на насмешки окружающих, Сергей Иванович покупал (иногда за символические деньги) и бережно хранил шедевры этих живописцев, предрекая им большую славу. Например, в столовой у купца висели 16 картин Гогена, 11 из которых он купил за границей оптом. Большинство картин из его коллекции теперь можно увидеть в «Эрмитаже». Еще один брат, Петр Щукин, прослыл чудаком благодаря своей «мании собирательства». Он с большим азартом скупал предметы антиквариата (книги, утварь, картины и т.д.) и даже открыл «Музей российских древностей». Некоторые из его экспонатов действительно представляли огромную художественную и историческую ценность. После смерти Петра Ивановича часть его коллекции попала в Исторический музей, что-то оказалось в других известных музеях, а картины отошли Третьяковской галерее. ДемидовыДинастия Демидовых берет свое начало с петровских времен, когда Никита Демидов - бывший кузнец и оружейник при Петре I, - сумел выдвинуться и получил большие участки земли на Урале под строительство заводов. Разбогатев, он стал одним из главных помощников царя при строительстве Санкт-Петербурга и жертвовал на возведение будущего города крупные суммы денег и металл. Впоследствии на рудниках, которые перешли к его сыновьям, были найдены большие запасы золота, серебра и руды. Внук Никиты Демидова, Прокопий, прославился как один из самых активных благотворителей России. Он выделял огромные деньги на помощь учебным заведениям, госпиталям и на стипендии студентам из бедных семей. ТретьяковыПрадед будущих основателей Третьяковской галереи Сергея Михайловича и Павла Михайловича приехал в Москву из Малоярославца с женой и детьми, будучи небогатым купцом из древнего, но не очень известного рода. Хотя в столице торговые и промышленные дела его потомков шли неплохо, эта купеческая династия никогда не входила в число самых богатых. Однако благодаря своей искренней и бескорыстной любви к искусству братья Третьяковы прославились, пожалуй, больше, чем все остальные купцы-меценаты. Павел Михайлович тратил на создание своей галереи почти все, что зарабатывал, и это серьезно отражалось на благосостоянии его семьи. Посещая музеи и галереи Европы, он стал невероятно тонким и профессиональным ценителем живописи. И результаты этого увлечения москвичи и гости города могут оценить и по сей день. У каждого купеческого рода есть своя история, и некоторые известные в Москве фамилии даже породили городские легенды. Например, у семьи купца Филатова есть загадочная история, связанная с постройкой в столице очень странного здания . Морозовы, Рябушинские, Солдатенковы, Прохоровы, Елисеевы, Хлудовы, Путиловы, Чичкины.... Нет им числа. Они были не только щедрыми благотворителями, но и отличными организаторами производства (дела) или, как сейчас говорят, креативными менеджерами, влиявшими на создание новых отраслей промышленности и на рост экономики России в целом Русское старообрядчество [Традиции, история, культура] Урушев Дмитрий Александрович Глава 55. Русские купцыГлава 55. Русские купцы В Российской империи купеческое сословие составляли не только люди, занятые куплей-продажей, но и промышленники, и банкиры. От них зависело процветание и благополучие страны. Крупнейшие предприниматели были старообрядцами. В их руках сосредотачивались основные богатства России. В начале XX века их имена были широко известны: владельцы фарфорового производства Кузнецовы, текстильные фабриканты Морозовы, промышленники и банкиры Рябушинские. Для принадлежности к купеческому сословию нужно было записаться в одну из трех гильдий. Купцы, имевшие капитал от 8 тысяч рублей, приписывались к третьей гильдии. От 20 тысяч рублей - ко второй гильдии. Свыше 50 тысяч рублей - к первой гильдии. От старообрядцев полностью зависели целые отрасли промышленности и торговли: производство ткани, изготовление посуды, торговля хлебом и лесом. Железные дороги, судоходство на Волге, нефтяные прииски на Каспийском море - все это принадлежало староверам. Без их участия не проводилась ни одна крупная ярмарка, ни одна промышленная выставка. Старообрядческие промышленники никогда не чурались технических новшеств. На своих фабриках они использовали современные станки. В 1904 году старовер Дмитрий Павлович Рябушинский (1882–1962) основал первый в мире институт самолетостроения. А в 1916 году семья Рябушинских начала строительство завода Автомобильного московского общества (АМО). Купцы-старообрядцы всегда помнили слова Христа: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где червь и тля истребляют и где воры подкапывают и крадут. Собирайте же себе сокровища на небе, где ни червь, ни тля не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Даже разбогатев, купцы оставались верными чадами Древлеправославной Церкви. Богатство не было для них самоцелью. Они охотно тратили деньги на благотворительность - на богадельни, больницы, родильные дома, сиротские приюты и учебные заведения. Например, московский купец первой гильдии Козма Терентьевич Солдатенков (1818–1901) был не только усердным прихожанином храмов Рогожского кладбища, но и покровителем искусств, бескорыстным книгоиздателем, щедрым благотворителем. Он не только собирал картины русских художников и старинные иконы, но и строил в Москве лечебницы и богадельни. Солдатенковская бесплатная больница для бедных сохранилась до сих пор. Ныне она называется Боткинской. В домашнем укладе купцы сохраняли благочестивые обычаи предков. О старозаветном быте московской купеческой семьи замечательно рассказывает книга Ивана Сергеевича Шмелева «Лето Господне». Прабабушка писателя, купчиха Устинья Васильевна Шмелева была староверкой, но во времена гонений Николая I перешла в Синодальную Церковь. Однако в семье сохранялось многое из строгого старообрядческого быта. На страницах книги Шмелев любовно воскрешает образ прабабушки. Устинья Васильевна сорок лет не вкушала мяса, день и ночь молилась с кожаной лестовкой по священной книге перед красноватой иконой распятия, очень старой… Те купцы, что не отреклись от истинной веры, были надежным оплотом православия. На их средства содержались старообрядческие храмы, монастыри и школы. Почти при каждом купеческом доме имелась молельня, при которой иногда тайно проживал священнослужитель. Сохранилось описание моленной в доме московского купца первой гильдии Ивана Петровича Бутикова (1800–1874). Она была устроена на чердаке и имела все принадлежности, подобающие храму. Здесь нередко служил литургию архиепископ Антоний. И служил не для одного купеческого семейства, но для всех староверов. Вход в домовую церковь при совершении в ней богослужения был беспрепятственно открыт для всех. На западной стене моленной было три окна. Восточную стену украшали иконы. Отступая несколько от стены, была поставлена походная церковь - палатка из розовой штофной ткани с крестом вверху, с царскими вратами и северной диаконской дверью из золоченой парчи с розовыми цветами. Брянский купец Никола Афанасьевич Добычин с супругой. Фотография 1901 г. По сторонам царских врат на крючках было повешено несколько маленьких икон. По правую и левую стороны палатки стояли хоругви. Посреди палатки стоял престол, покрытый розовой штофной тканью. Однако купцы, как бы состоятельны они ни были, не имели возможности открыто поддерживать старообрядчество. В вопросах духовной жизни богачи были так же бесправны, как и их простые братья по вере, лишенные многих свобод. Полиция и чиновники могли в любое время нагрянуть в купеческий дом, ворваться в моленную, разорить и осквернить ее, схватить священнослужителей и отправить в темницу. Например, вот что произошло в воскресный день 5 сентября 1865 года в доме купчихи Толстиковой на Черемшане. В домовом храме совершалась литургия. Было уже прочитано Евангелие, как вдруг внезапно раздался страшный треск ломаемых ставней и окон. Через разбитое окно в моленную влез чиновник Виноградов с пятью полицейскими. Чиновник был пьян. Грязной бранью он остановил обедню. Священник умолял позволить окончить литургию, но Виноградов вошел в алтарь, схватил чашу с вином для причастия, выпил и стал закусывать просфорами. Иерей и верующие пришли в ужас от такого кощунства и не знали, что делать. Между тем Виноградов уселся на престол и, продолжая сквернословить, закурил папиросу от церковных свечей. Чиновник приказал схватить священника и всех молящихся и доставить в тюрьму. Иерею не позволили снять богослужебное облачение, так в ризах и отправили в каземат. Моленная Толстиковой была разорена полицией. Единственным способом избежать кощунства и позора была взятка - вынужденное, но неизбежное зло. Известно, например, что именно взяткой в конце XVIII века московские федосеевцы спасли от разорения Преображенское кладбище. Они поднесли начальнику столичной полиции пирог с начинкой из 10 тысяч золотых рублей. Однако взятки не всегда помогали. Не все купишь за деньги! Ни за какие миллионы староверы не могли купить свободу совершать богослужения по дониконовским книгам, строить храмы, звонить в колокола, издавать газеты и журналы, законно открывать школы. Желанную свободу старообрядцы обрели лишь после революции 1905 года. О спасении в миру (из письма священноинока Арсения священнику Стефану Лабзину ) Честнейший иерей Стефан Федорович! Письмо ваше - вопрос за Анну Дмитриевну - получил только сейчас, 13 июля. Вы просили ответа к 11 числу, но числа не означили, когда послали. Я теперь остаюсь уже в сомнении, что ответ мой не поспел ко времени и, быть может, будет уже ненужный. Но все-таки отвечаю на всякий случай. Если Анна Дмитриевна была оглашена такой проповедью, что в миру кому бы то ни было, пусть на этот раз, скажем, девице, спастись нельзя, то я это оглашение, кем бы оно сказано ни было, и в какой бы книге написано ни было, признать за благочестное никак не могу… Если мне, напротив, скажут, что в мире не избежишь соблазнов, я отвечу таковым: не избежишь оных и в пустыни. Если там, быть может, их встретишь и меньше, зато они бывают мучительнее. Но все-таки борьба с соблазнами как в мире, так и в пустыне до самой нашей смерти должна быть неотступна. И если завлекут они кого там или сям в каковый омут, то при уповании на милость Божью есть надежная ладья покаяния выбраться отсюда. Итак, по-моему, никак нельзя отрицать спасение для всякого человека на всяком месте. Адам был в раю и согрешил перед Богом. А Лот в Содоме, грешном перед Богом городе, оставался праведным. Хотя и небесполезно искать более затишного места, но нельзя отрицать спасения и на всяком месте владычествия Господня. И если Анна Дмитриевна только потому дала обет ехать в Томск, что признала, что здесь ей спастись нельзя, то этот обет безрассудный. И если она заблагорассудит с этим согласиться и пожелает опять остаться на прежнем жительстве, то прочитай ей молитву разрешения на ее безрассудный обет и назначь на какое-либо время по нескольку поклонов Богородице. И Бог не взыщет с нее сего обета. Но если она желает найти более удобную жизнь для своего спасения, то это пусть остается в ее произволении. И вы много ее свободы не стесняйте, несмотря на то, насколько бы она ни была полезна для вас. Если будете достойны, то, может, Бог приурочит и другую прислугу, не хуже… Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Москва и москвичи автора Из книги Кавказская Русь [Где кровь Русская пролилась, там и Земля Русская] автора Прозоров Лев РудольфовичГлава 1 Русы-купцы на таможне ибн Хордадбега Любознательный таможенник. Русы и славяне – странное «разделение». Русские мечи в краю булатных клинков. Кто торговал на Волжском пути? Балтика – роскошь славянства и нищета Скандинавии. Свидетельствуют верблюды и «слоны». Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора Ключевский Василий ОсиповичКупцы Класс настоящих торговцев назывался купцами. Они уже стояли ближе к городскому простонародью, слабо отделялись от массы городских черных людей. Они работали с помощью боярских капиталов, либо кредитуясь у бояр, либо служа им комиссионерами в торговых оборотах. Из книги Русские корни. Мы держим Небо [Три бестселлера одним томом] автора Прозоров Лев РудольфовичГлава 1 Русы-купцы на таможне ибн Хордадбега Любознательный таможенник. Русы и славяне - странное «разделение». Русские мечи в краю булатных клинков. Кто торговал на Волжском пути? Балтика - роскошь славянства и нищета Скандинавии. Свидетельствуют верблюды и «слоны». Из книги История Крестовых походов автора Монусова ЕкатеринаВенецианские купцы Второй после папы мощнейшей движущей силой задуманного похода выступала Венеция, а точнее – правитель этого главного торгового государства Европы, дож Энрико Дандоло. В момент своего вступления на престол это уже был муж преклонных лет. Но его Из книги Наш князь и хан автора Веллер МихаилКупцы Недаром ведь Некомат Сурожанин ездил с Иваном Вельяминовым к Тверскому Великому князю. И недаром была с ними группа бояр и купцов московских. И недаром деньги были плачены Тохтамышу в Сарай, чтоб ярлык передать Михаилу Тверскому, что и произошло.А деньги промеж тех Из книги Все о Москве (сборник) автора Гиляровский Владимир АлексеевичКупцы Во всех благоустроенных городах тротуары идут по обе стороны улицы, а иногда, на особенно людных местах, поперек мостовых для удобства пешеходов делались то из плитняка, то из асфальта переходы. А вот на Большой Дмитровке булыжная мостовая пересечена наискось Из книги Другая история Средневековья. От древности до Возрождения автора Калюжный Дмитрий ВитальевичКУЗНЕЦЫ И КУПЦЫ Прометеи планеты Первым оружьем людей были руки, ногти и зубы, Камни, а также лесных деревьев обломки и сучья… Силы железа потом и меди были открыты. Но применение меди скорей, чем железа, узнали. Тит Лукреций Кар. «О природе вещей» ПЕРВЫМ веществом, Из книги Неизвестная война императора Николая I автора Шигин Владимир ВиленовичГлава третья. АДМИРАЛЫ-КУПЦЫ И КУПЦЫ-АДМИРАЛЫ На фамильном гербе Грейгов значился девиз: «Ударяй метко». И Грейг ударял! К сожалению, метко «ударял» не только он один, но и все его окружение. Короля, как известно, делает его свита. В случае же с адмиралом Грейгом именно Из книги Библия и меч. Англия и Палестина от бронзового века до Бальфура автора Такман БарбараГлава VI Предприимчивые Купцы в Леванте В эпоху Великих географических открытий, когда Европа во все стороны раздвигала свои границы, елизаветинские мореплаватели и купцы шли в авангарде. Эти «смутьяны морей и первопроходцы в далеких частых света, - похвалялся автор Из книги История Дальнего Востока. Восточная и Юго-Восточная Азия автора Крофтс АльфредКупцы и их торговля Купцы, возможно, составляли 3 % населения. В их число входили уличные торговцы провинций Оми и Тояма, так же как брокеры по зерну и банкиры. Последние образовывали объединения в некоторой степени по образцу структуры политического феодализма. Мицуи Из книги Древняя Москва. XII-XV вв. автора Тихомиров Михаил НиколаевичМОСКОВСКИЕ КУПЦЫ Накопление капиталов в руках московских купцов было тесно связано с черноморской торговлей. Поэтому ведущая купеческая группа и получила в Москве прозвание гостей-сурожан. О них говорили, что они «…сходници суть з земли на землю и знаеми всеми, и в Из книги Москва и москвичи автора Гиляровский Владимир АлексеевичКупцы Во всех благоустроенных городах тротуары идут по обе стороны улицы, а иногда, на особенно людных местах, поперек мостовых для удобства пешеходов делались то из плитняка, то из асфальта переходы. А вот на Большой Дмитровке булыжная мостовая пересечена наискось Цифра в квадратных скобках – это сноска. Выходные данные смотрите после текста статьи. [стр. 5] Фамилия – категория социальная. Само возникновение ее продиктовано определенным уровнем общества. Исторически они появились в Европе где-то в середине средневековья, но за пять-шесть столетий охватили большинство европейских стран. К русским они пришли только в XVI в. Ошибочно принимать за фамилии более ранние княжеские титулы (Суздальские, Вяземские, Шуйские, Стародубские и прочие – из названий феодальных уделов) или родовые именованья бояр (Ковровы, Кобылины, Пушкины и прочие – по имени родоначальника: Андрюшка Ковер, Андрей Кобыла, боярин Пушка и т.п.). Они дробились, распадались, менялись. Часто спрашивают: какая была самая первая русская фамилия? Ни первой, ни второй, ни десятой русской фамилии не было! В фамилии постепенно превращались привычные другие именования или появлялись новые по их же образцу. Русские долго называли их "прозвищами" – даже в XIX в., хотя уж не официально. Сам термин фамилия принесен в Россию при Петре I со многими другими новшествами из Западной Европы (латинское слово familia означало в Древнем Риме весь состав хозяйства, включая и рабов). Современное значение – имя семьи, передаваемое по наследству. У каждого народа фамилии сначала захватывали господствующий слой феодалов, служа символом наследственной передачи землевладений, затем крупную буржуазию: фамилия – вывеска фирмы, преемственность при коммерческих или ростовщических сделках. Позже приобретали фамилии горожане среднего достатка. Ко всей массе народа фамилии доходили совсем поздно. Первым перечнем фамилий Московского государства второй половины XVI в. можно признать список 272 опричников Ивана Грозного (наилучше проверенный список опубликован В. Б. Кобриным ). этом списке нет ни одного бесфамильного. Самую большую группу (152 чел.) составили носители фамилий-отчеств от нецерковных имен, [стр. 6] тогда преобладавших над церковными (Ртищев, Третьяков, Шеин, Пушкин и др.). Среди них были и оскорбительные на слух последующих поколений – Собакин, Свиньин, хотя их носители занимали высшие военные посты. Фамилии от церковных имен имели 43 опричника (Васильев, Ильин; часто искаженных – Микулин). Формой отчеств служили притяжательные прилагательные, отвечающие на вопрос "чей сын?" (сын Пушки, сын Ивана и т.п.). Поэтому фамилии XVI в. правильнее считать "дедичством", так как фамилия, бывшая отчеством, закреплялась в третьем поколении, а отчества продолжали сменяться. Другая крупная группа фамилий опричников – по названиям владений данных им за службу царю: Ржевский, Зарецкий и проч. с формантом – ский (звуковой вариант – цкий ). Этот тип фамилий господствовал у польской шляхты, которой русское дворянство старалось во многом подражать. Да соблазнял и пример образованных так же княжеских титулов. Неединичны были и фамилии опричников, производные от тюркоязычных слов и имен, но оформленные по русскому образцу: Бахтеяров, Измайлов, Тургенев, Салтыков. У 11 опричников стали фамилиями архаичные древнерусские бессуфиксные формы качественных прилагательных, выражавших внутренние свойства или внешние признаки: Грязной, Благой; либо то же, но в родительном падеже ("сын кого") – Жидкаго, Хитрово. Пятеро опричников-иностранцев удержали свои западно-европейские фамилии (Крузе, Таубе и др.). Характерно и наличие в списке двойных фамилий (Мусин-Пушкин, Ширинский-Шихматов, Бестужев-Рюмин и др.). Эти фамилии первых дворян стали прообразом фамилий русского дворянства на три с лишним столетия. Петр I, вводя твердый порядок управления, добился и поголовного "офамиления" всех дворян. Но, конечно, дворянство пополнялось; менялись и соотношения между основными группами дворянских фамилий. Например, заметно убыли фамилии, образованные из отчеств от доцерковных имен, зато многократно возросли образованные от имен церковных. Но умножились и искажения: в списке московских дворян 1910 г. встречаем Еропкиных, Ларионовых, Селиверстовых . Это из подлинных имен Иерофей, Иларион, Сильвестр. Самое же крупное изменение – увеличение доли западно-европейских фамилий. В 1910 г. из 5371 семей московского дворянства почти 1000 носили иноязычные фамилии (19 %). В XVII в. из недворян только единичные, самые богатые купцы [стр. 7] успели завести фамилии. Так их и звали – "именитое купечество". Все следующее столетие дворяне, монопольно господствующая сила государства, не делились властью с буржуазией. Это отражалось и в фамилиях. Даже в начале XIX в. многие купцы оставались бесфамильными. По переписи 1816 г. в 11 слободах Москвы из 2232 купеческих семей почти 25 % не имели фамилий, а у многих имеющих фамилии записано: "прозвищем Сорокованова позволено именоваться 1817 года июля 5 дня", "фамилею Серебряков позволено именоваться 1814 года 2 января 17 дня" и т.п. Нередко к имени и отчеству приписано другим почерком внизу: "фамилию Шапошников получил 1816 г. июля 10 дня". В приобретении фамилий купечество от дворянства в Москве отодвинули более, чем на 100 лет. Состав Московских фамилий очень пестр. Треть их не расшифрована этомологически. Самую крупную группу среди расшифрованных (20 %) составили образованные из церковных имен: Иванов, Васильев, Дмитриев и другие (например, из производных форм от того же имени Дмитрий: Дмитриенков, Митьков, Митюшин, Митягов). К концу XIX в. уцелели лишь немногие фамилии из имен нецерковных Третьяковы, Нежданов); но зато одна из них оказалась самой частой московской купеческой фамилией – Смирнов (от архаичной формы Смирнóй) . Подсчеты показали удивительное различие преобладающих русских фамилий по четырем обширным ареалам. На севере и северо-востоке Европейской части (Архангельск, Великий Устюг, Пермь) самая частая фамилия – Поповы; в Северном Поволжье и смежных местностях (Ярославль, Кострома, Кинешма, Вологда, Череповец, Иваново, Владимир, Шуя, Горький, Киров) – Смирновы; на северо-западе (Новгород, Псков, Смоленск, Великие Луки) и языком огибая с запада и юга Москву (Калуга, Коломна, Рязань) – Ивановы; южнее и восточнее (Тула, Горький, Пенза, Арзамас, Ульяновск и далее на восток) – Кузнецовы. При этом пункты с одинаковой самой частой фамилией разместились на карте не как попало, а строго ареально. А ведь за каждым числом частоты фамилии стоят многие тысячи жителей, даже при немалой теперь подвижности населения. А как обстоит дело в Москве? Как и везде центр вбирает в себя черты объединяемых территорий, плюс некоторое предпочтенье былым особенностям данной местности. Ныне самые частые фамилии москвичей как раз эти четыре ареальных "лидера": Ивановы, Кузнецовы, Смирновы, Поповы, за ними – Соколовы, Волковы. Фамилии оказались замечательными, драгоценными свидетельствами по истории русского народа. Это следы четырех переходных общностей от феодальной раздробленности к централизованной России: земли Ростовско-Суздальской Руси, Новгорода и Пскова, Северо-Двинские земли, и более поздние приобретения Москвы на юге и востоке – в Поволжье и бассейне Дона. В этот исторический отрезок времени и заложено начало формирования русских фамилий. Конечно, фамильные ареалы не оставались статичными: с середины XVI в. северяне хлынули заселять "Дикое поле" – необъятные степные пространства южнее и юго-восточнее Тулы и Рязани. Так Поповы местами оказались преобладающей фамилией на территории современного юго-востока Европейской части (Тамбов, Липецк, Волгоград, Астрахань и др.). Так же и Смирновы – небольшой "Тимский остров" их уцелел в Курской области. Наивысшая частотность русской фамилии Иванов объяснима просто: в "святцах" (перечне "святых" православной церкви, который был, обязательным списком имен) 64 святых с этим именем – столько раз [стр. 13] в году его праздновали. В документах это имя записано раньше в Новгороде, чем в Москве. Однако это не доказывает, что оно было принесено в Москву из Новгорода и Пскова, а могло прийти прямо от императоров Византии, у которых стало излюбленным с ХП в. Успехи Ивана Калиты на великокняжеском московском престоле и последовавших Иванов вплоть до Ивана IV Грозного сделали это имя на несколько столетий самым частым у русских. Отсюда и частота фамилии. Можно привести наиболее частые фамилии москвичей. По данным адресного бюро на 1964 г. в Москве проживали 90 тысяч Ивановых, 78 тыс. Кузнецовых, 58 тысяч Смирновых, примерно по 30 тысяч – Поповых, Соколовых, Волковых, Гусевых, Дмитриевых. Абсолютное большинство русских москвичей носят фамилии на -ов, -ев ; немного меньше четверти – на -ин . Эти две формы вместе охватывают около 80 % всех русских в Москве. У сельского русского населения страны они охватывают 9/10. Зато фамилии на -ский у москвичей встречаются втрое чаще, чем у сельских жителей. Меньше в Москве фамилий на -ич (преобладающих у белорусов) и на -енко и -к (распространенных среди украинцев). Редки в Москве и русские фамилии на -их, -ых (Голубых, Петровых, Дешевых, Погорельских), которые обильны в бассейне Северной Двины и центрально-черноземных областях. Единичны архаичные формы – Косой, Черный, Голый, Хитрово и прочие. Есть в Москве странные фамилии, включая и бесспорно русские – из самых понятных слов, но неожиданные в роли фамилий. Вот несколько примеров из списка телефонных абонентов: Нос, Солнце, Полуторный, Синебабнов, Скоропупов, Предвечнов, Убейволков, Убейконь и другие. А очень многие не поддаются этомологическому анализу: их основы ясны – Меридианов, Натуральное, Синешапов, Петлин – фамилии же необъяснимы. А в фамилиях Мишкарузников или Ронзупкин при их русском облике не разгадаешь ни одного элемента основ. Причины загадочности таких фамилий различны, но главных из них три. Во-первых, основы могли быть иноязычны, а фамилия была дооформлена русскими формантами; в каком же языке теперь искать основы – неведомо. Во-вторых, слова, из которых возникли фамилии, отмирали, а фамилии дошли до нас, став "безродными". На наших глазах утрата основ произошла со множеством фамилий (Архиреев, Фабрикантов и т.п.). А в прошлом множество слов, не записанных в письменных источниках исчезало без следа. Наконец, в-третьих, [стр. 14] искажение при записи. Это может быть, самая частая беда. В Москве сталкивались разные говоры со всех концов страны; одно и то же слово произносили на множество ладов. А объединяющей грамотой владел далеко не каждый – в России даже в 189 7 г. были неграмотными 77 % населения. Удивительно не то, что множество фамилий искажено, а то, что все-таки множество уцелело. В списке московских личных телефонов 1973 г. носят фамилию Агальцов 24 человека, Огольцов – 25 и еще один Огольцев, а фамилия-то одна. Нечего удивляться, что за три сотни лет неузнаваемо исковерканы сотни фамилий. Предок человека по фамилии Ларьков не торговал в ларьке; его предки: Иларион → Ларион → Ларёк. Фамилия Финагин в телефонной книге Москвы принадлежит 12 абонентам. Она изуродована из духовной фамилии Афиногенов (древнегреческое имя Афиноген – "потомок Афины"). У 38 абонентов московского телефона значится фамилия Дорожкин: казалось бы от основы "дорога", а они безусловно Дорошкины от личного имени Дорофей (как Тимошкины от Тимофей, Ерошкины от Иерофей и т.д.). В томе III телефонной книги Москвы (1973 г.) есть 679 абонентов Родионовых. Первоначально это было отчеством от имени Родион, которое в Древней Греции означало жителя знаменитого острова Родос (названного за обилие роз). Но отдельно от них откололись еще 27 Радионовых. Имя Родион давно редело, затем шло на нет, а радио признаком стало культуры, да и произносима фамилия по литературному московскому акающему говору не на о , а на а . Нельзя обойти еще одну неприятность: нередки в Москве фамилии обидные. В телефонных книгах встречаем 94 Негодяева, 25 – Жулиных, 22 – Дурневых, 2 – Дураковых, а также Глупышкина, Дрянина, Лентяева, Пакостина, Паскудина, Перебейноса, Прощалыгина, Пустяк, Уродова и им подобных. Напрасно называют их неблагозвучными: они звучны, но неблагозначны. Но и "некрасивую" фамилию окружающие произносят с уважением, заслуженным делами того, кто ее носит. Не фамилия красит или портит человека, а он ее! Приложение: СПИСОК 100 САМЫХ ЧАСТЫХ РУССКИХ ФАМИЛИЙ В МОСКВЕ Составлен по подсчету личных абонентов московского телефона. Список построен в алфавитном порядке без указания количественных показателей частотностей: ведь число телефонов на какую-либо фами[стр. 15] лию лишь отдаленно перекликается с порядком реального числа ее носителей. Для приблизительного сопоставления частотности фамилий достаточен их ранговый номер. Абрамов – 71, Александров – 42, Алексеев – 26, Андреев – 29, Антонов – 57, Афанасьев – 70, Баранов – 48, Белов – 43, Беляев – 9, Борисов – 31, Васильев – 9, Виноградов – 10, Власов – 79, Волков – 16, Воробьев – 40, Гаврилов – 90, Герасимов – 74, Гришин – 87, Григорьев – 56, Гусев – 37, Давыдов – 93, Данилов – 100, Денисов – 77, Дмитриев – 47, Егоров – 19, Ермаков – 83, Ефимов – 2, Жуков – 53, Журавлев – 82, Зайцев – 33, Захаров – 34, Иванов – 1, Ильин – 62, Исаев – 98, Казаков – 91, Калинин – 73, Карпов – 4, Киселев – 46, Ковалев – 76, Козлов – 55, Комаров – 52, Королев – 38, Крылов – 60, Крюков – 96, Кудрявцев – 94, Кузнецов – 3, Кузьмин – 35, Куликов – 50, Лебедев – 13, Леонов – 78, Макаров –:3, Максимов – 41, Марков – 85, Мартынов – 69, Матвеев – 51, Медведев – 64, Мельников – 72, Миронов – 49, Михайлов – 21, Морозов – 8, Назаров – 67, Никитин – 22, Николаев – 20, Новиков – 7, Орлов – 15, Осипов – 61, Павлов – 12, Петров – 6, Поляков – 32, Попов – 5, Потапов – 86, Прохоров – 65, Родионов – 81, Романов – 25, Савельев – 66, Савин – 95, Семенов – 18, Сергеев – 14, Сидоров – 58, Смирнов – 2, Соболев – 99, Соколов – 4, Соловьев – 28, Сорокин –16, Степанов – 17, Тарасов – 27, Тимофеев – 75, Титов – 44, Тихомиров – 97, Федоров – 11, Федотов – 54, Филатов – 68, Филиппов – 39, Фомин – 63, Фролов – 30, Цветков – 88, Чернов – 80, Чернышев – 59, Щербаков – 45, Яковлев – 24. Купечество - торговое сословие. Существует в России с древнейших времен. В записках византийского имп. Константина Багрянородного рассказывается о деятельности русских купцов еще в 1-й пол. X в. По его словам, с ноября месяца, как только подмерзала дорога и устанавливался санный путь, русские купцы покидали города и направлялись в глубь страны.
Всю зиму они скупали по погостам товары, а также собирали с жителей дань в оплату за ту охрану, которую им давал город. Весной уже по Днепру с полой водой купцы возвращались в Киев и на подготовленных к тому времени судах отправлялись в Царьград. Труден и опасен был этот путь. И только большая охрана спасала караван смоленских, любечских, черниговских, новгородских, вышегородских купцов от многочисленных грабителей. Проплыв Днепр, выходили в море, держась берега, т. к. в любой момент утлые суденышки могли погибнуть от крутой волны. Успешный рост купеческой деятельности в Древней Руси подтверждался развитием кредитных отношений. Новгородский купец Климята (Климент), живший в к. XII - н. XIII в., сочетал свою широкую торговую деятельность с предоставлением кредитов (отдачей денег в рост). Климята был членом «купеческого ста» (союз новгородских предпринимателей), занимался он преимущественно бортным промыслом и скотоводством. К концу жизни ему принадлежали четыре села с огородами. Перед смертью он составил духовную, в которой перечислял свыше десятка различного рода людей, связанных с ним предпринимательской деятельностью. Из перечня должников Климяты видно, что он выдавал также и «поральское серебро», за что взимались проценты в виде наклада. Деятельность Климяты была такова, что он не только предоставлял кредиты, но и брал их. Так, он завещал в уплату долга своим кредиторам Даниле и Воину два села. Все свое состояние Климята завещал Новгородскому Юрьеву монастырю - типичный для того времени случай. Кроме купцов разных гильдий вводилось понятие «именитые граждане». По статусу они были выше купца первой гильдии, ибо должны были обладать капиталом не менее чем 100 тыс. руб. Именитые граждане получали право иметь загородные дачи, сады, заводы и фабрики. Основные торговые пути Платонов Олег Анатольевич Алексей Иванович Абрикосов Арсений Андреевич Закревский Бахрушины – православные христиане Гастрономическое диво Елисеевых Дела и нравы уральского купечестваПослереволюционные судьбы уральских предпринимателей мало чем отличаются от судеб их коллег из других регионов России. Некоторые из них были уничтожены еще в годы Гражданской войны, другие эмигрировали в Китай и Японию, а позднее разъехались по всему миру. Оставшиеся в России сполна хлебнули горя: часть потомков купеческих родов подверглась репрессиям, многие были расстреляны. Демидовы Династия Мазуриных Егорьевск и Бардыгины Cытин Иван Дмитриевич Купеческая династия Ляминых Лепёшкины старейшая купеческая династия Москвы Маргарита Морозова - общественный деятель, покровительница наук и искусств Николай Миронов - покровитель русского искусства Петр Иванович Рычков - «устроитель» Оренбургского края Русские купцы – строители РоссииИмена Строгановых, Дежнёвых, Хабаровых, Демидовых, Шелиховых, Барановых и многих других высятся вехами расширения и укрепления России. Купец Козьма Минин навсегда вошёл в русскую историю, как спаситель Руси от иноземной оккупации. Многочисленные монастыри, церкви, школы, приюты для престарелых, картинные галереи и пр. в большой мере создавались и поддерживались купцами. Тихон Большаков - собиратель древнерусской литературы Трындины:120 лет работы на благо России |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?