Главная - Ребенок
Традиции вселенской родительской субботы. Вселенская родительская суббота

Мясопустная родительская суббота - этот день может называться еще Вселенской родительской субботой. Для православных христиан является особенным. Семь родительских суббот насчитывает церковный календарь, но исключительно мясопустная и Троицкая называются Вселенскими. Все родительские субботы, не считая субботы поминовения погибших воинов, имеют плавающие даты. Предпоследняя суббота перед Великим постом, мясопустная суббота, тоже имеет переходящую дату. Православный календарь говорит нам о том, что великая мясопустная родительская суббота в 2019 году придется на 2 марта.

Во всех православных храмах служится вселенская панихида. Верующие подают церковные записки с перечислением имен усопших близких и приносят в церковь продукты питания (канун). Как правило, это могут быть любые продукты, за исключением мясных и рыбы, а также церковное вино кагор , который используется для совершения обряда литургии и символизирует жертвенность Христа. Это добрая традиция православия, где всегда приветствуется забота о ближнем и облегчение бремени людей, служащих в храме.

Отличие мясопустной родительской субботы от остальных поминальных суббот заключается в том, что в этот день верующие люди поминают не исключительно своих родных и знакомых усопших, а вообще всех преждевременно почивших в православной вере, независимо от их родственной близости. Поэтому и называется эта поминальная суббота Вселенской. Богоугодным делом считается подавать милостыню.

После службы, как правило, православные верующие могут посещать кладбище. Зачастую на кладбищах можно наблюдать за людьми, принимающими пищу и распивающими спиртные напитки возле могилок своих родственников. Это противоречит всем христианским традициям и порицается Церковью. Самым благим поступком в этот день будет вознесение молитвы о покойных. Ведь только молитвой православный верующий может выразить свою любовь, скорбь и заботу об ушедших людях.

Предшествовать поминальной трапезе в мясопустную родительскую субботу должна кутья , освященная в храме. Она готовится из любых зерновых культур, меда, изюма, мака, чищеных семян подсолнечника, орехов. Кутья - очень символичное блюдо в православии. Зерно говорит о всеобщем воскрешении и возрождении, а сладость о блаженствии в будущей жизни. Традиционно хозяйкой накрывается стол с нечетным количеством подаваемых блюд.

Очень часто православные верующие задаются вопросом в мясопустную неделю что можно есть. Можно сказать, что в этот день можно есть все то, что допустимо употреблять христианину вне поста. Поэтому на вопрос, можно ли есть мясо в мясопустную родительскую субботу, дается положительный ответ. Однако знающие люди все-таки рекомендуют в этот день поститься. Пусть ваша пища в этот день будет скромной, постной, не праздничной.

Употребление спиртных напитков в этот день считается недопустимым (за исключением небольшого количества кагора) и является пережитком язычества. В целом же, меню мясопустной субботы может включать в себя любые блюда.

В православном календаре есть особые дни для всецерковного поминовения усопших. Эти дни называются родительскими субботами. 18 февраля в 2017 году отмечается Вселенская родительская мясопустная суббота.

О празднике читателям "Вестей" рассказал настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.

Что происходит с душой человека после смерти

"Божьей милостью, мы, дорогие братья и сестры приблизились почти вплотную к началу Великого поста. У Господа, как сказал Он при Купине Моисею, нет умерших, а Бог Авраама, Исаака, Иакова - Бог живых, то есть тех людей, которые родились до нас, живут среди нас и будут жить после нас - Господь для всех Един", - рассказал митрополит.

Он подчеркнул, что Святая Церковь не забывает ни одного человека, каким бы он не был по своей натуре, происхождению, образованности, что бы он ни делал, все равно у него есть шанс иметь жизнь вечную.

Первое требование - человек должен быть крещен в Святой Соборной Апостольской Церкви, Церкви той, которую основал Христос, которую утвердил Своей кровью, которую снабдил всеми духовными средствами, необходимыми для нашего с вами спасения.

Второе качество, крайне необходимое для спасения души человека - это причащение Таин Христовых, которым сопутствует покаяние. Человек должен осознать свое невежество, должен осознать, что он сам без Бога не может ничего сделать. "И это действительно так. Сильные мира сего думали, что они могут все - жить два-три периода жизни (два-три века), но кому 50, кому 60, а кто и до этого возраста не доживает. Все в руках Господних. И как в притче про богача и Лазаря, когда душу Лазаря после смерти относят Ангелы на лоно Авраама, и когда умирает скупой богач, его хоронят, он попадает в ад и между ними пропасть", - напомнил Владыка Павел.

Третье, что необходимо, чтобы наша встреча была с Богом и в Боге - недостаточно только иметь крещение, недостаточно лишь только умереть, а нужно быть в Церкви Христовой после покаяния и исповедания, причаститься Таин Христовых (Тела и Крови Господа), нелицемерно покаявшись перед Судьей Господом, священником, Крестом и Евангелием. Господь сказал: "Кто ест Мое Тело и пьет Мою Кровь, тот пребывает во Мне и Я в нем".

"То есть Господь уже дал залог вечности в том, что тот человек, который живет жизнью Церкви, если он причащается достойно, а мы все недостойно причащаемся, но верим на милосердие Божие. Ни один человек не может спастись своими делами, лишь только всепрощающая любовь Божия возводит нас в ранг святости и делает нас наследниками Царства Небесного. Человек, который причащается Тела и Крови, он соединяется с Христом, он имеет надежду на жизнь вечную", - поведал митрополит Павел.

Приходит время нашей встречи с Господом, когда приводится приговор к исполнению, человек взят с земли и после грехопадения возвращается в землю, он получает тот удел, который взял за непослушание. Тело становится бездыханным, мертвым, оно становится достоянием червей и нечервей, как сказано в погребальном каноне, оно изменяется в мгновение, и, к сожалению, даже те, которые любили, обнимали, целовали, боятся временами подойти к гробу и взять за руку, потому что страх смерти одолевает каждого человека.

"Путь в неведение, и многие думают, что на этом закончилась наша земная жизнь. Если есть восход солнца - есть и день, если есть день - есть полумрак вечерний, затем приходит ночь. И одно другое меняет. Так и в жизни - если есть жизнь человеческая, есть смерть и вновь есть жизнь", - отметил настоятель Лавры.

Человек тело получил от Бога - от земли взят в землю возвратишься. Дальше идет вопрос о духовном. Господь вдунул в человека дух жизни, и мы стали подобны Богу. Мы сродни Богу, поэтому Христос как Бог оставляет небо, сходит на землю и принимает человеческую плоть, чтобы соединить и соединиться с нами для того, чтобы ввести нас в первое достояние.

"Мы согрешили, потеряли это дуновение, эту святость Божественного дыхания, и сегодня человек в Таинстве Крещения обновляется Духом в Святой Церкви. И душа идет на поклонение к Богу. По учению Церкви, по преданию церковному - первые три дня душа находится у гроба, находится в тех местах, где она любила бывать при жизни, и в третий день она идет на поклонение к Богу, она видит Христа. Она видит, если жила благочестиво, что приобрела и, если жила греховно, что потеряла. С третьего по девятый день, по человеческому измерению, потому что у Бога нет ни дня, ни ночи, ни будущего, ни прошлого, есть только настоящее, эти шесть дней душа обходит обители Рая. Она видит, если удостоится, Матерь Божию, Святых угодников, тех святых людей, которые жили здесь на земле, которые были подобны нам, но хочет или не хочет она все равно видит Христа, своего Создателя, своего Бога, своего Творца", - поведал Владыка Павел.

Душа после смерти: 9 дней

В девятый день душа идет на поклонение к Богу, если она получила радость, прощение грехов, молитвенное предстательство родных и близких, она кланяется Богу и далее Ангел-Хранитель ведет в далекий, тяжелый и страшный путь.

Целый месяц, целых тридцать дней душа проходит мытарства. Она видит свои грехи, вспоминает, а если не вспоминает, ей напомнят в чем она согрешила.

"Диавол не попустит просто так, зная, что он гибнет, но кто-то другой получил спасение. Он напомнит о себе, что ты его исчадие ада, ты его наследствие незаконное, но склонившееся к нему. Как мы видим у входа в Ближние пещеры и на Афонской горе есть изображение после смерти мытарств Феодоры и жизнь, святость Василия Блаженного. Начинается все с малого греха - непослушания и заканчивается содомскими, смертными грехами - грехами непрощения, немилосердия… На каждом воздушном мытарстве, на каждой остановке, проходит истязание человеческой души. Хорошо, если за тебя молятся, подают милостыню. Хорошо, если твой духовный отец за тебя склоняет колена перед Господом на проскомидии, литургии, заупокойном богослужении и просит у Бога о прощении твоих грехов. А если ты "бесплодная смоковница", если ты "засохшее поле", если ты "очерствевший камень" - кто за тебя помолится? Кто за тобой заплачет и поставит свечу? Вот тогда еще более приходит дьявольская ярость на того человека", - с сожалением констатировал митрополит.

Душа после смерти: 40 дней

Человек приходит уже на сороковой день опять на поклонение к Богу. И он может сопоставить, что приобрел, что потерял.

"Трудно судить и трудно сказать о людях неверующих. Но скажу такую краткую историю. Приходит безбожник к апостолу Петру и говорит: "Я атеист, я не верю в Бога, но говорят, что Он есть и я хочу Его увидеть". Апостол подошел к Господу и говорит: "Господи, Тебя атеист хочет видеть". На что Бог ответил: "Ты скажи ему, что меня нет". Вот и все. Ад не имеет дна, человек опускается в преисподнюю земли, которую сам себе уготовил и не может наследовать Царствие Небесное, потому что не находится в этом великом и божественном полку, он не обновился от первородного греха. Я не стану перечислять все течения и религии, которые появляются сегодня, как бурьян на не вспаханном поле, и увлекают все больше людей подальше от Христа и Святой Церкви", - сказал настоятель Лавры.

И предупредил: "Еще страшнее тем людям, которые бросили вызов и завершили свою жизнь самоубийством. Это те, кто удавился, кто напился смертоносного яда, кто бросился под машину, кто-то застрелился… Те, которые бросили вызов Богу и не захотели дальше жить в этом мире. Все их земные испытания завершились трусостью, неготовностью к борьбе с собственными слабостями и грехом. Их итог очень плачевен - они из временных земных испытаний попадают в вечные муки. За таких людей Церковь не молится и для них нет прощения. Потому что они пренебрегли образ и любовь Божию, Своего Спасителя и Своего Христа".

Вселенская родительская суббота-2017

"Дорогие братья и сестры, в этот день Святая Церковь напоминает нам о том, что и нам придет время предстать перед Богом. Тихон Задонский говорит, что должно воскреснуть тело и затем соединиться вместе с душой. Как когда-то Адам стал человеком, так и сейчас и праведники, и грешники примут тот образ, который был лишь только измененный, они станут бессмертными. Одни для жизни вечной, другие для мук и страданий", - отметил митрополит.

Поэтому эта суббота и последующие поминальные дни в Великом посту мы имеем возможность помочь нашим родным и близким, вспомнить наших родителей, вспомнить наших наставников.

"Господь сказал: "Как хотите, чтобы с вами поступали, поступайте и вы так". Если вы сегодня поставили свечку за тех, кто ушел из этой временной земной жизни, поверьте придет и наш черед, и кто-то невзначай поставит свечку и за нас. Или проходя мимо надгробного креста, скажет: "Помяни, Господи, этого человека, который когда-то, что-то сделал в моей жизни - был учителем, был отцом, был другом, наставником, может дал копейку на пропитание, а может показал дорогу, которая ведет домой, а может он взял меня за руку и перевел через дорогу, чтобы я не попал в какую-то беду, катастрофу, а может он своей молитвой и вздохом перед Господом сделал то, что имеет прощение грехов. Поэтому мы должны помнить умерших, потому что придет и наше время предстать перед Богом", - призвал Владыка Павел.

Мясопустная суббота-2017

Мясопустной субботу называют, потому что следующее за ней воскресение именуют "Мясопустной неделей" — день, в который последний раз перед Великим постом разрешена мясная пища. Воскресенье называют также Малой масленицей, так как предшествует масленичной неделе.

В эту родительскую субботу особенно молятся за тех, кого настигла безвременная смерть в чужой стране, вдали от родных, в море, в горах, от голода или инфекционных болезней, в сражении, во время стихийных бедствий, кто не успел покаяться перед смертью и над кем не было совершено погребального обряда.

Родительская суббота: что нельзя делать и как провести

Накануне родительской субботы, то есть вечером в пятницу, в православных храмах служится великая панихида, которую также называют греческим словом "парастас". А в субботу утром служат заупокойную Божественную литургию, после нее — общую панихиду.

В этот день следует поминать своих усопших родителей в церкви — люди подают записочки с именами близких умерших и молятся за упокоение их души в загробном мире.

Нельзя скорбеть сверх меры в эти дни: поминать - не значит печалиться. Ведь согласно христианским верованиям душа бессмертна, а значит, она просто перешла в неизвестный нам мир. Если человек вел жизнь праведную, то душа его прибывает в вечном состоянии любви, гармонии, радости, так называемом раю. Если человек, напротив, совершал греховные деяния, душа его томится в худшем мире и испытывает бесконечные мучения.

Многие считают, что в этот день нельзя работать или заниматься домашними делами. Однако то не так. Запрет на уборку дома в этот день — не более, чем суеверие. Конечно, день нужно начать с посещения храма, совершения молитв, посещения кладбища, но после при необходимости можно выполнять и привычные домашние дела.

Также в этот день принято подавать милостыню неимущим с просьбой помолиться об усопших.

После посещения храмов православные отправляются на кладбище, читают молитвы за упокой души умерших родственников, приводят в порядок могилы.

Священнослужители считают, что в этот день важнее отстоять богослужение в храме, чем поехать на кладбище, так как умершим родным и близким людям гораздо важнее наша молитва, чем посещение могилы. Но если нет возможности в эти дни посетить храм и кладбище, можно помолиться об упокоении почивших дома.

Родительская суббота: что нужно нести в церковь

По старой церковной традиции, в храм приносят постные продукты и вино для совершения литургии, которые освящаются во время богослужения, и потом раздают тем, кто пожелает.

Обратите внимание, что крепкие спиртные напитки, к примеру, водку или коньяк, приносить в качестве пожертвования на принято.

Мясопустная суббота: что можно есть
В старину было принято в родительские субботы вкушать кутью — обязательное блюдо поминальной трапезы. Сладкую кашу обычно готовили из целых зерен пшеницы или другой крупы с добавлением меда, а также изюма или орехов. Но сегодня мало кто следует этому обычаю.

Молитва об усопших

Молитва за всякого усопшего

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троицу и Троицу в Единстве православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва детей за усопших родителей

Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к Тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердный Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родителем (материю) моим (-ею) (имярек), душу же его (ея), яко отшедшею (-ия) к Тебе с истинною верою в Тя и твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное. Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят (-а) бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него (нея или них) милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты, Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертаго рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго (-ую) незабвеннаго (-ую) для мене раба (-у) Твоего (ю), родителя (матерь) моего (-ю) (имярек), но отпусти ему (ей) вся согрешения его (ея) вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им (ею) в житии его (ея) зде на земли, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистая Богородицы и всех святых, помилуй его (ю) и вечныя муки избави. Ты, милосердный Отче отцев и чад! Даруй мне, во вся дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе (матери) моем (ей) в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его (ю) в месте светле, в месте прохладно и в месте покойне, со всеми святыми, отнюдуже отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиве Господи! Приими днесь о рабе Твоем (Твоей) (имярек) теплую молитву мою сию и воздай ему (ей) воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему (-ей) мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молитися Тебе, на Тебе Единого уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити Заповеди Твоя; за благопопечение его-(ея) о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им (ею) о мне моления пред Тобою и за все дары, им (ею) испрошенные мне от Тебе, воздай ему (ей) Своею милостию, Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия. Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Вселенская родительская мясопустная суббота является одним из главных дней, когда православные христиане поминают своих усопших родственников. Этот день крайне важен для всех верующих.

Родительская мясопустная суббота отмечается незадолго до начала Великого Поста.

Масленичная неделя, несмотря на разгульное и счастливое времяпровождение, требует соблюдения некоторых правил, в том числе подготовку к воздержанию и покаянию. Еще в древности говорили, что если будешь поминать смертный час, не будешь грешен. Поэтому мы свято чтим заветы наших предков и во Вселенскую субботу отдаем дань памяти усопшим.

Смысл родительской субботы

Вселенская, то есть всеобщая, суббота — время единой панихидной службы по всем покинувшим этот мир. Родительской суббота названа потому, что мать и отец являются ближайшими родственниками, а в первую очередь принято молиться о покое своих близких. В этот день церковь разрешает молиться и за людей, чья жизнь оборвалась по собственной воле, и за тех, кто без вести пропал и не предан земле. Также церковь поминает всех живших во время страшного суда Христова и тех, кто защищал его от нападок неверующих.

Мясопустная суббота — древнейший праздник поминовения всех погибших православных, которые были невинно убиты и замучены за истинную веру в Христа. 18 февраля — день, который напоминает о Великом Суде, времени встречи с Богом. Церковнослужители дают каждому шанс на очищение и спасение души от страшных грехов, чтобы быть честным и чистым перед собой и Господом нашим. Завет апостола Иакова молиться друг за друга во имя исцеления относится не столько к телу, сколько к душе. Ведь именно она является средоточием всех людских благодетелей и отражает их эмоциональное и физическое состояние. Именно мы можем помочь своим близким молитвами, собравшись вместе и вознеся единую молитву Высшим Силам. В родительскую субботу также принято щедро раздавать милостыню.

Молитва в Мясопустную субботу

«Господи Спаситель! Ты искупил всех людей своей кровью, избрал нас оружием для своей смерти от мести горькой и завистливой. Воскресением своим чудесным даруешь нам жизнь вечную. Упокой, Господи, души наших родственников, покинувших бренный мир и вознесшихся в Царствие Небесное. Молимся мы и за всех, кто покинул тело свое, обретя вечный покой. За простой люд, за царей, церковнослужителей, самоубийц и военных, праведных и заблудших. Спаси, Господи, души их светлые и вознеси к себе в Царствие Небесное. Возносим молитву единую и за души ныне живущих. Избавь их от страхов и пороков душевных, наставь на путь праведный и не покинь заботой своей до самой кончины. Аминь»

Молитвы всех молящихся сливаются единым потоком и слышимы на Небесах. В этот великий день души всех умерших обретают шанс вознестись к Господу Богу. Души грешников, вольных и невольных, также очищаются. Мы молимся и за утонувших, и за погибших от несчастного случая, и убитых, за весь род людской, потому что нет различий между людьми — все мы едины перед Отцом нашим.

Традиции на родительскую субботу

В этот день традиционно готовят кутью — особое блюдо для поминовения умерших. Кутья — символ покинувшего мир живых человека. Зерно для хлеба кладут в землю, оно истлевает, давая плоды, которые мы пожинаем для приготовления пищи. Так и человек должен быть предан земле, чтобы тело истлело, а бессмертная душа вознеслась в Царствие Небесное. Кутья также служит символом захоронения всех, кто по разным причинам не был предан земле, и чей дух мечется, не имея возможности покинуть этот мир.

Угощение готовится из зерна, в основном из пшеницы, которую замачивают на несколько часов. Используют также перловую крупу и рис. Каша должна получится не переваренной, рассыпчатой, чтобы зерна были отдельно и не сминались. Заправляют кашу сухофруктами, орехами, семенами подсолнечника, маком, мармеладом — кто что предпочитает. Блюдо поливают медом или сахарным сиропом. Кутию обязательно освящают в церкви на панихиде по всем усопшим.

Вселенская родительская мясопустная суббота служит не только днем памяти по всем усопшим, но и днем замаливания грехов и искреннего раскаяния. Помните, что честным нужно быть прежде всего перед собой и своей совестью. Живите в мире и ладе друг с другом.

Первая, в году, Вселенская родительская суббота приходится на Мясопустную седмицу. В этот день Церковь вспоминает усопших и поминает всех умерших от времен Адама. Служба в эту субботу так и называется:

«Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших».

Всецерковное поминовение во вселенскую родительскую субботу (и в другие поминальные дни) напоминает нам о необходимости спасения всех людей — живые молятся за умерших братий и сестер. Мы своей заботой о них служим во спасение их душ, этим же поминовением мы помогаем и самим себе. Ведь мы все – братья и сестры, живем в одном мире, в одной Церкви, у нас один Отец.

Почившие люди, за которых мы молимся – мертвы, но мертвы только их тела, а не души. Души живые, а значит, время для покаяния у них еще есть.
И у всех нас, живых и мертвых, есть еще время до Страшного Суда, но правда никто не знает, хватит ли его для покаяния. Своими усердными молитвами мы можем помочь усопшим разбудить себя и успеть покаяться. Чудеса случаются и с нами, ведь молитвы потихоньку действуют на нас, мы сами незаметно очищаемся от зла и начинаем любить людей.

На поминальной трапезе существует одно обязательное блюдо – кутия.
Кутия или коливо — это сваренная пшеница, смешанная с мёдом. Это блюдо символизирует Воскресение умершего.
Для того, чтобы зерно дало колос, оно сначала должно истлеть. Также и тело человека сначала истлевает, чтобы потом восстать для Будущей жизни. (1 Кор. 15, 36-38; Ин. 12, 24). Мёд означает сладость благ в будущей жизни.

Приготовление кутии: необходимо замочить зерно пшеницы (можно рис или не дробленую перловую крупу), а потом сварить из него кашу, чтобы каждое зернышко было по отдельности. В кашу следует добавить наполнитель, обычно это мед и изюм. Также можно добавлять сухофрукты, но сначала их надо распарить и измельчить, а еще орехи, семечки, мак, фрукты, все зависит от вашего вкуса. Вместо меда можно добавить сахарный сироп. Все ингредиенты надо перемешать, положить в миску и отнести в Церковь на панихиду и там кутию освятить.

НЕДЕЛЯ МЯСОПУСТНАЯ

Неделя – это старинное название воскресения. Произошло оно от соединения слов “не” и “делать”, в этот день люди отдыхали и ничего не делали.
Последний день мясопустной седмицы – мясопустная неделя (воскресенье). В этот день перед , еще можно по Уставу употреблять в пищу мясные продукты. Мы последний раз едим мясо и «отпускаем» его. Отсюда и название — «мясопустная».
Но на следующий день строгий пост еще не начинается, всю следующую седмицу в пищу можно употреблять сыры и молочные продукты — начинается Сыропустная седмица, Масленица.

Таким образом, осуществляется постепенная подготовка человека к самому строгому Великому посту, даже в мясопустную седмицу, по средам и пятницам мясо есть уже нельзя, поэтому эту седмицу в народе раньше называли «пестрой».
По приметам, в «пеструю» седмицу нельзя было играть свадьбы, в это время начинают готовиться к Масленице, делают уборки в домах, приглашают гостей.

НЕДЕЛЯ О СТРАШНОМ СУДЕ

В мясопустную неделю (воскресенье) вспоминается Страшный суд (Мф. 25:31-46). Церковь напоминает людям об их грехах, о том, что для спасения наших душ нельзя быть беспечными, нельзя забывать, что в деле спасения нужно уповать на милость Божию. Неотвратимость наступления Страшного Суда подтвердил и Сам Спаситель:

«Наступит время, в которое все находящиеся в гробах услышат глас Сына Божия и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делающие зло в воскресение осуждения» (Ин 5:28-29).

Все умершие люди оживут, каждый предстанет перед Господом, и обязательно ответит за свои дела, которые он совершал в течение своей земной жизни.
Если добрых дел будет больше – душу этого человека ждет слава и жизнь блаженная, а если злые – вечное осуждение.

Первое пришествие Господа на Землю прошло очень скромно. Он Своим примером показал нам то, какими должны быть люди – смиренными, кроткими и добрыми. Именно поэтому, Спаситель позволил Себя распять, чтобы никто во время Второго Пришествия, на Страшном Суде, не смог упрекнуть Господа в несправедливости и предвзятом к нему отношении.
Для каждого из людей этот день и на самом деле страшный, нет людей без грехов. Все тайные, невидимые поступки и желания станут явными, и нам не на кого будет надеяться, все получат по делам своим.

Во время Страшного Суда никто не спросит о том, как мы молились, как постились, какие книги духовные читали, как часто и искренне исповедовались и т.д. Все это будет совершенно неважно, по сравнению с тем, какими мы были людьми по отношению к окружающим нас людям.

Евангелие от Матфея, гл. 25, 31-46

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.


Суббота мясопу́стная. Вселенская родительская суббота.

Мц. Ага́фии. Иконы Божией Матери, именуемой «Взыска́ние поги́бших». Свт. Феодо́сия, архиеп. Черни́говского (службу зри 9 сентября).

Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших. Служба по Октоиху и Триоди. Служба попразднства Сретения Господня отменяется: «А́ще ли бу́дет попра́зднство Сре́тения в суббо́ту мясопу́стную, тогда́ слу́жба попра́зднства оставля́ется, и пое́м слу́жбу суббо́ты уме́рших» (Типикон, 2 февраля, 9-я Маркова глава, 4-е «зри»).

Примечание. Аналогичная служба совершается и в Троицкую родительскую субботу (перед праздником Пятидесятницы). Если же на дни этих Вселенских родительских суббот придется храмовый праздник, то поется служба храма, а субботняя заупокойная служба совершается только в особых храмах – «гробницах» (ср.: Типикон, гл. 49, «В субботу мясопу́стную…», 1-е «зри») или переносится на предшествующие субботу или четверг (ср.: Типикон, 26-я и 54-я Храмовая глава, 3-я Маркова глава под 2 февраля).

Календарные заметки:

Служба по Октоиху и Триоди.
Служба попразднства Сретения Господня отменяется (Типикон, 2 февраля, 9-я Маркова глава, 4-е «зри»).
На вечерне вместо прокимна – «Аллилуиа» с заупокойными стихами. По «Ныне отпущаеши» – тропарь «Глубиною мудрости…» с Богородичном.
На утрене вместо «Бог Господь» – «Аллилуиа». 17-я кафизма стихословится на две статии с заупокойными припевами. Канон храма и Триоди (со 2-й песнью). Катавасия Триоди.
На литургии поется «Достойно есть…».

Порядок чтений, согласно календарю:

На вседневной вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха мученичны, глас 1-й – 3 (2-й: «Моли́твами, Го́споди, всех святы́х…», 3-й: «Е́же на суди́щи...», и 4-й: «О, до́брыя ва́шея ку́пли…»; см. на «Господи, воззвах»), и Триоди, глас 8-й – 3. «Слава» – Триоди, глас тот же: «Пла́чу и рыда́ю…», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всеми́рную сла́ву…».

Входа нет. Вместо прокимна – «Аллилуия», на 8-й глас, с заупокойными стихами – стих 1-й: «Блаже́ни, я́же избра́л и прия́л еси́, Го́споди, и па́мять их в род и род»; стих 2-й: «Ду́ши их во благи́х водворя́тся».

«Сподоби, Господи…». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й (с заупокойными припевами, см. Триодь). «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Нача́ток ми и соста́в…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Моли́твами Ро́ждшия Тя, Христе́…».

Примечание. «На стихо́вне му́ченичен гла́са, и два ме́ртвена Иоа́нна Дамаскина́» (Типикон, гл. 49-я, «В субботу мясопу́стную...»). По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 748–749), если совершается субботняя служба Октоиха 4-го, 5-го или 6-го гласа, где на стиховне вечерни приводится два мученична и один мертвен, нужно, следуя указаниям Устава, петь один мученичен (1-й), а мертвен повторить дважды. В субботней службе Октоиха 1-го, 2-го, 3-го и 8-го гласа на стиховне вечерни – один мученичен и два мертвена, а в службе 7-го гласа – два мученична и два мертвена.

По Трисвятом – тропарь, глас 8-й: «Глубино́ю му́дрости…». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и сте́ну, и приста́нище…». Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…», и отпуст: «Христос, Истинный Бог наш...». (Отпуст «Иже во объя́тиих...» не произносится.)

Примечание. В Триоди Постной (л. 16 об.) сказано: «По отпуще́нии же вече́рни твори́м в притво́ре панихи́ду за усо́пших и пое́м кано́н рядова́го гла́са ме́ртвым». Канон мертвен, или покоин, за усопших, заимствуется из Октоиха с утрени субботы текущего гласа (2-й канон). Устав панихиды – тот же, что и в период пения Октоиха (см.: Типикон, гл. 14).

На повечерии может петься служба мц. Ага́фии (с этого дня) и служба прп. Вуко́ла, еп. Сми́рнского (с 6 февраля) , а также канон мертвен Октоиха (без ирмосов) . По «Достойно» – кондак, глас 8-й: «Со святыми упоко́й…».

Примечание. Сначала поются каноны рядовых святых, а потом канон из Октоиха – это особенность субботы, когда молитвословия святого предшествуют молитвословиям дня . Такой последовательности канонов придерживается В. Розанов в книге «Богослужебный Устав Православной Церкви» (с. 636 и далее). Этим пособием в вопросе распределения канонов на повечериях периода Постной Триоди руководствуются «Богослужебные указания». Однако существуют доводы и в пользу пения заупокойного канона первым (см.: Типикон, 9-я Маркова глава под 24 февраля; Сырников Н. Ключ к Церковному Уставу. Л. 65 об.).

Примечание. Если по отпусте вечерни служилась панихида, то канон усопшим рядового гласа на повечерии не поется, ввиду того, что он уже пропет на панихиде, а совершаются службы рядовых святых .

На утрене вместо «Бог Господь» – «Аллилуия» на глас 8-й, с заупокойными стихами – стих 1-й: «Блаже́ни, я́же избра́л и прия́л еси, Го́споди»; стих 2-й: «Па́мять их в ро́д и ро́д»; стих 3-й: «Ду́ши их во благи́х водворя́тся».

Тропарь, глас 8-й: «Глубино́ю му́дрости…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе́ и сте́ну…».

Кафизма 16-я. Малая ектения (обычная, не заупокойная). Седальны Октоиха , глас 1-й (три мученична – 2-й: «Яко до́брии во́ини…», 3-й: «Ра́нами святы́х…»; затем стих: «Мно́ги ско́рби пра́ведным...» [или стих: «Ди́вен Бог во святы́х Свои́х…»], и 4-й мученичен: «Му́ченики Христо́вы…»; потом другой стих: «Блаже́ни, я́же избра́л…», и седален поко́ин гласа: «Сме́ртную держа́ву…»). «Слава, и ныне» – Богородичен по 2-м стихословии: «Еди́на кре́пкая…», или Богородичен гласа, по 1-м стихословии: «Гаврии́лу веща́вшу...».

Кафизма 17-я, разделяемая на две статии́, поется, по Уставу, на 5-й глас, без «захода» («Господи, помилуй» (3), «Слава, и ныне»); к каждому стиху 1-й статии́ поется припев: «Благослове́н еси, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м», к стихам 2-й статии́ припев: «Спа́се, спаси́ мя».

Примечание. Согласно распространенной практике, стихи 17-й кафизмы читаются священнослужителями. С началом пения кафизмы священник с диаконом выходят через северные и южные врата на середину храма к тетрапо́ду (панихидному столу), иерей (со свечой в руке) читает псаломские стихи, а певцы тихо поют припев: на 1-й статии – «Благословен еси, Господи...», на 2-й статии – «Спасе, спаси мя». Диакон в это время непрерывно кадит тетрапод.

Примечание. В приходских храмах существует практика выхода на чтение 17-й кафизмы и на малую заупокойную ектению по 6-й песни канона через царские врата.

Первая статия́ начинается пением: «Блаже́ни непоро́чнии…».

После 91-го стиха певцы поют (с припевом) 92-й и 93-й стихи: «Я́ко а́ще бы не зако́н Твой поуче́ние мое́ был, тогда́ у́бо поги́бл бых во смире́нии мое́м»; «Во век не забу́ду оправда́ний Твои́х, я́ко в них оживи́л мя еси́» (каждый стих по трижды) .

Примечание. Относительно окончания первой и второй статии 17-й кафизмы при заупокойном богослужении существуют следующие мнения: 1) каждый из двух последних стихов первой и второй статии поется по трижды с соответствующим припевом ; 2) в каждой статии два последних стиха объединяются «за един» и поются с припевом трижды .

Затем произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом): «Паки и паки…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Еще́ молимся о упокое́нии душ усо́пших рабо́в Бо́жиих пра́отец, оте́ц, и бра́тий наших, зде лежа́щих, и повсю́ду правосла́вных христиа́н, и о е́же прости́тися им вся́кому прегреше́нию во́льному же и нево́льному», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Яко да Господь Бог учини́т ду́ши их…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Милости Божия…», певцы: «Подай, Господи». «Господу помолимся», певцы тихо: «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духо́в и вся́кия пло́ти…». Возглас: «Яко Ты еси Воскресение…». Певцы: «Аминь».

По возгласе: «Яко Ты еси Воскресение…» правый лик начинает петь вторую статию: «Твой есмь аз…». Иерей с диаконом (или диакон) совершают, по традиции, малое каждение (тетрапод окрест, иконостас, лики, народ, местные иконы иконостаса, тетрапод спереди, то есть с западной стороны).

Последние стихи: 175-й и 176-й – «Жива́ будет душа́ моя и восхва́лит Тя, и судьбы́ Твоя помо́гут мне»; «Заблуди́х, яко овча́ поги́бшее: взыщи́ раба́ Твоего́, я́ко за́поведей Твоих не забы́х» – поются (с припевом) по трижды, и тотчас – тропари по Непорочных, глас 5-й: «Святы́х лик обре́те…», во время которых священник с диаконом совершают, по обычаю, полное каждение всего храма.

Затем произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом; см. по 1-й статии). По возгласе поется седален, глас 5-й: «Поко́й, Спа́се наш…». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «От Де́вы возсия́вый…» . Псалом 50-й.

Каноны: храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Триоди на 8.

Библейские песни «Господеви поем…».

Катавасия Триоди: «Песнь возсле́м…».

Примечание. Катавасия Сретения Господня: «Су́шу глубороди́тельную…», не поется.

Поется 2-я песнь канона, на 8 (ирмос дважды, тропари на 6, припев к тропарям: «Упоко́й, Го́споди, ду́ши усо́пших раб Твои́х», к последним тропарям – «Слава» и «И ныне»). В конце этой песни катавасия – тот же ирмос.

По 3-й песни – малая ектения (обычная, не заупокойная). Седален Триоди, глас 5-й. «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же.

По 6-й песни – малая заупокойная ектения (см. по 1-й статии 17-й кафизмы). Кондак, глас 8-й: «Со святы́ми упоко́й…», и икос, глас тот же.

Примечание. По традиции, во время пения катавасии 6-й песни, через северные и южные (или через царские) врата священник с диаконом выходят к тетраподу. У тетрапода произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом). Во время пения кондака «Со святыми упокой…» иерей с диаконом (или диакон) совершают малое каждение (окрест тетрапода, иконостас и предстоящих). После пения кондака и икоса священник с диаконом возвращаются в алтарь.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» обычно не поется . Малая ектения (обычная, не заупокойная). Светилен Триоди. «Слава» – ин светилен Триоди, «И ныне» – Богородичен Триоди.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы .

На хвалитех стихиры Триоди, глас 8-й – 4. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «Яко цвет увяда́ет…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Ра́дуйся, Мари́е Богоро́дице…».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха (покойны) рядового гласа (в данном случае 1-го) с заупокойными стихами. «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Боле́знь Ада́му бысть…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Ты еси Бог наш…».

По Трисвятом – тропарь, глас 8-й: «Глубино́ю му́дрости…». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и сте́ну…».

Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже...». Диакон: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благослове́н…». Певцы: «Утверди́, Боже…». Читается 1-й час, и бывает отпуст: «Христос, Истинный Бог наш...». (Отпуст «Иже во объя́тиих...» не произносится.)

На часах – тропарь: «Глубино́ю му́дрости…». Кондак: «Со святыми упокой…».

Примечание. Поскольку в этот день служба попразднства Сретения Господня отменяется, на 1-м часе после молитвы «Христе́, Све́те И́стинный...», по традиции, поется кондак «Взбра́нной Воево́де...».

На Литургии антифоны изобразительны.

Блаженны Триоди, песнь 3-я (со ирмосом) и 6-я – 8.

На входе – «…во святых Дивен сый…».

По входе – тропарь, глас 8-й: «Глубино́ю му́дрости…». «Слава» – кондак, глас тот же: «Со святыми упокой…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и сте́ну…».

Прокимен заупокойный, глас 6-й: «Ду́ши их во благи́х водворя́тся», со стихом: «К Тебе, Господи, воздвиго́х ду́шу мою…».

Апостол – дня и за упокой.

Аллилуиарий, глас 6-й: «Блаже́ни, яже избра́л…», со стихом.

Евангелие – дня и за упокой.

По «Изрядно…» поется «Достойно есть».

Примечание. Задостойник праздника Сретения Господня не поется.

Причастен: «Блаже́ни, яже избра́л…».

Отпуст: «Христос, Истинный Бог наш...». (Отпуст «Иже во объя́тиих...» не произносится.)

См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 631–636. О порядке пения служб на повечерии см. 22 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста.

Канон мертвен, или покоин, за усопших, заимствуется из Октоиха с утрени субботы текущего гласа (2-й канон).

Однако в отношении литургийных чтений периода пения Триоди порядок иной – от Недели мытаря и фарисея (ср.: примечание 23 января) и до Недели всех святых по субботам Апостол и Евангелие читаются так: сначала чтение дня, затем святого (см. Типикон, гл. 49, 5-е «зри»).

Ср.: Богослужебные указания на 1957 год для священно-церковнослужителей. М., 1956. С. 45; Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 166–167; Последование параста́са, сиречь великия панихиды и всено́щнаго бдения, певаемых по усопшим. Петроград, 1884. Л. 6–6 об., 10; Октоих, последование панихиды.

Священнослужители уходят в алтарь.

Пение «Достойно есть» допустимо, так как в аналогичной службе Троицкой родительской субботы «Достойно есть» указано в Цветной Триоди.

В аналогичной службе в Троицкую родительскую субботу Триодь указывает петь «Всякое дыхание...» перед хвалитными псалмами.

Типикон указывает на стиховне утрени в мясопустную субботу пение стихир Октоиха 6-го гласа. Однако данное указание, вполне подходящее для Троицкой родительской субботы (в которую всегда поются песнопения Октоиха 6-го гласа, приводящиеся на ряду в Цветной Триоди), не может всецело применяться к службе мясопустной субботы, поскольку служба Постной Триоди в этот день соединяется со службой рядового гласа Октоиха (см. соответствующее указание Постной Триоди на утрене субботы мясопустной).



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS