Главная - Ребенок
Вечер по вампилову сценарий сценка свидание. Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой А.В

Сценарий спектакля по пьесе А. Вампилова «Двадцать минут с ангелом»

Заставка

О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Иркутская! Многими красотами прославлена ты: Байкалом-батюшкой величавым славишься, Ангарой-красавицей и источниками животворными, Саянами высокими, городами славными и храмами великими, но самое главное твое богатство – народ сибирский. Не скудеет талантами Сибирь-матушка, прославленная и воспетая сынами своими: Евгением Евтушенко, Валентином Распутиным, Геннадием Михасенко…

Мы хотим предложить вашему вниманию спектакль по пьесе Александра Вампилова «Двадцать минут с ангелом»… Двадцать минут нашей жизни, двадцать минут истины.

Семьдесят лет одоленья…

Семьдесят памятных лет…

Строек этапы, свершенья –

Летопись наших побед.

Но за великими целями

Следует ли забывать

Важное: не разучились ли

Ближнего мы понимать?

Итак, мы начинаем. 70-е годы, обычный номер в провинциальной гостинице, утро, диалог двух командированных, оказавшихся по служебным делам в этом городе.

У. Подъем!

А. Выпить.

У. Выпить? Сколько хочешь.(Подает графин с водой)

А. (отстранил руку У.) Водки.

У. Так. Водку, значит, предпочитаешь?

А. Нету? Ничего? А деньги есть?

У. (бросает пиджак) Обследуй!

А. Тишина…А у тебя?

У. Ни копейки… Слушай, а где мой ботинок? Ты не знаешь? Куда он делся? Надо соображать. Хотя бы три рубля.

А. Три шестьдесят две.

Скрипка

А. А этому горя мало. Пилит и пилит.

У. А что ему делать? Артист. Обеспеченный человек. Туда провел – рубль, обратно – опять же рубль.

А. Надоел.

Женский смех

Вот еще тоже. Кобыла.

У. А тут парочка поселилась. Молодые. Веселые.

Скрипка.

А. Замолчит он или нет?

У. Слушай, может, он нам трояк даст? Ты иди к молодоженам, а музыканта я беру на себя!

А. Хрен с ним, попробую.

У. (набирает номер телефона) Товарищ скрипач? Доброе утро. Не дадите ли вы нам взаймы немного? Что? Понятно… Жлобина!

Стук в дверь. Входит Васюта.

В. Убирать будем?

У. Можно.

В. Какой день пьете?

У. Третий, Анна Васильевна. Третий.

В. В честь чего пьете? На что? На какие такие капиталы?

У. На свои, А.В,. на трудовые.

В. Господи! Что люди с деньгами делают! Я вот, к примеру, по копейке собираю, никак внучку одеть не могу, а вы на водку сотнями, сотнями фугуете. Зло меня берет.

А это что? Господи! Где это видано, чтобы ботинок в урну класть.

Входит А.

У. Анна Васильевна, вот посмотри на него, ведь он человек нездоровый. Больной…А.В., Спаси. Дай три рубля до завтра.

В. Нет, нет, не дам. Ни стыда у вас, ни совести. Сотнями швыряете, а просите у кого? Нет, не дам, и не просите! (Уходит)

У.А как соседи?

А. Держи карман шире. А этот?

У. То же самое.

Слышна скрипка.

А.Черепок раскалывается. (Стучит по столу 3 раза).

Входит Базильский.

Б. Что это значит? Зачем вы стучите?

А.Ваша музыка мне надоела.

Б. О! Так я вам помешал? Извините! Я мешаю вам орать, реветь, рычать, простите великодушно. А вчера вы даже визжали. Вот вы именно визжали. Это как вам удается, не понимаю…

А. Ваша музыка нам осточертела.

У. Здесь вам не Дворец культуры, здесь гостиница, здесь люди отдыхают, между прочим.

Б. Все. И больше чтоб - ни звука. Ясно?

А. Заводной мужик.

У. Видно, народ на него не ходит – деньга не идет.

А. Деньга есть. Жмется.

У. Неужели на свете нет добрых людей? (Распахивает окно) Смотри, сколько народу. Полная улица.

Музыка

Свадьба

Жених, невеста

Военный под ручку с женой, приглашенные.

(12 человек)

(После танца -2 куплета с проигрышем- кричит) Люди добрые! Помогите! Тяжелый случай! Безвыходное положение! Кто даст взаймы сто рублей?

У. Не шути, Федор Григорьевич.

Частушка.

Звонкий смех. Убегают.

А Гляди на них. Смеются…Вот они, твои люди добрые.

Стук в дверь.

Х. Добрый день. Это вы просили деньги? Я могу вам помочь.

У. Он предлагает на троих.

Х. Ничего подобного.

А. Слушай, друг,… Полезай ты хоть в самую свою душу, разве ты вырвешь оттуда хотя бы три рубля?

Х. (достает деньги) Вот держите… Можете не возвращать. До свидания. (Уходит).

А. Сколько?

У. Сто!

А. Погоди-ка.(Уходит).

У(пересчитывает деньги, рассматривает на свет).

Появляется Х., ведомый А.

А. Вот, забирай деньги, ну тебя к черту.

Х. Но ведь я их вам отдал.

А. А может, денежки вовсе не твои, а?

Х. А чьи они, по-вашему?

У. А они у вас не фальшивые?

Х. (положил деньги в карман). Я вижу, простое человеческое участие вам непонятно.

А. Слушай, объясни ты мне, признайся. А то ведь я спать не буду. Сто рублей просто так, за здорово живешь – ну кто тебе поверит, сам посуди…

Х. Я хотел вам помочь.

А. Врешь! Полотенце! (Скручивает руки Х.).

Х. Товарищи, в чем дело?

А. Откуда гроши, рассказывай! Где ты их взял? Украл?

У. Не крал он, видно, что не крал.

У. Откуда деньги? Скажешь или нет?

У. Не надо, Федя, Хуже будет.

Х. Развяжите или вы за это ответите.

А. Я тебя сейчас…

У. Слушай, давай его развяжем. Мало ли что? Пусть идет себе подальше…

А. Нет…Он мне расскажет…

У. А я тебе говорю…отпустим…

Борьба. Устают. Падают на кровать.

А. Фраер…Барбос…

У. Дурак ты, Федор Григорьевич…

У. Нарываешься сам не знаешь на что. (Поднимается, хочет развязать Х.)

Борьба.

А. Надо позвать людей. Пусть рассудят. (Выбегает в коридор)Граждане, помогите, если можете.

Входят все.

Б. В чем дело?

С. Что случилось?

В. Это что еще такое?

А. Садись, А.В., слушай. Садитесь граждане. (Угарову) Введи в курс.

У. Уважаемые соседи! Вы видите перед собой человека, который за полчаса истрепал нам все нервы.

Б. Покороче.

Х.Развяжите мне руки.

С. А почему он связан? Он что, преступник?

У. Может, и преступник, а может, и почище преступника.

А. В общем, дело такое. Тут я давеча шутки ради крикнул в окно, мол, граждане, займите сто рублей.

С. Мы слышали. По-моему, эта шутка возмутительная.

Б.Продолжайте.

А. Ну пошутил, и забыли мы это дело. Тут вваливается этот гусь…

У. Буквально нам незнакомый.

А.И говорит: «Это вы просили деньги?». Оставляет здесь эту сотню и уходит. Так или нет?

А. Ну, я его, конечно, волоку сюда.

У. А он нам – мораль. Помочь, говорит, хотел от всего сердца. Что же это такое, а? Рассудите, люди добрые.

С. М-да… Интересно…

У. Может, мы не понимаем, действительно. Он шофер, я добываю унитазы для родного города – может, мы жизни не понимаем?

В. Да он, поди, пьяный.

А. Трезвый он. Ни в одном глазу, в чем и дело.

Б. Подарить этим молодцам сто рублей? Загадочно…

С. Ну это вы напрасно. Что тут загадочного? жулик. Жулик, и только.

Ф. Зачем же ты так? Ведь неизвестно…

С. Что неизвестно? Неизвестны мотивы, недаром он их скрывает. Такую шутку может выкинуть только аферист, пройдоха, заведомо несерьезный человек. Словом, жулик.

В. Позвать администратора?

Б. А может быть врача? Вы уверены, что вы здоровы?..

Х. Я здоров, а вот с вами что, товарищи? Неужели вы не понимаете? У одного человека ни копейки, у другого червонцы. Второй дает первому, делится с ним. Это же так просто. Послушайте, все мы больше всего заботимся о себе. Но при этом нельзя вовсе забывать о других. Приходит час, и мы дорого расплачиваемся за свое равнодушие, за свой эгоизм. Это так, уверяю вас…

С. Бред. И притом религиозный. Бред и вранье.

Х. Да, сами-то вы никому не поможете.

Б. Непостижимо! В этом городе никто, кроме старух и вундеркиндов не просещает концертов. А интеллигентные люди вместо того, чтобы заботиться о культуре, пьют водку и стараются во что бы то ни стало удивить белый свет. Зачем вы это делаете? Для чего? Этим самым вы развращаете публику, понимаете вы это?.. Нет, не верю я в вашу доброту! Это чертовщина какая-то!

Х. Вот уж в самом деле: сделай людям добро, и они тебя отблагодарят.

С. Бросьте вы эти штучки. Кто вы такой, чтобы раскидываться сотнями? Толстой или Жан Поль Сартр? Ну кто вы такой? Я скажу, кто вы такой. Вы хулиган. Но это в лучшем случае.

В. Да откуда ты такой красивый? Уж не ангел ли ты небесный, прости меня, господи.

Б. Увы, с ангелом у него никакого сходства. Вы шарлатан. Или разновидность шарлатана.

Ф. А что, если в самом деле?.. Если он хотел им помочь? Просто так…

С. Не говори глупостей!

Ф. Почему ты на меня кричишь?

С. Потому что – не лезь куда не следует!

Ф. Слышите, я вам верю. Верю, что вы делаете это просто так…

С. Дура! Просто так ничего не бывает. И никогда! Запомни это!

Ф. И вы все так думаете?

В. А то как еще?

С. Не суйся ты со своей наивностью! Прошу тебя.

Ф. Значит, все, что ни делается, - все не просто так?

В. Все, милая, все – даже не сомневайся. И помощь, и участие –все не просто так. Уж любовь и та…

Ф. Что – любовь?

В. А то, милая, что любовь любовью, а, сама знаешь, с машиной-то, к примеру, муж лучше, чем без машины.

С. Замолчите!

В. А что, разве не правду говорю?

С. Чего вам тут надо?

В. Да я не вам говорю – ей. Пусть знает свое место. Вам же на пользу.

С. Заткнитесь вы, старуха!

В. А вы чего орете?

А. Смотри, агроном. Смущаешь ты людей…

С. Товарищи! Что здесь происходит? Это просто чудовищно! Мы же все перегрыземся. И все из-за него! Из-за него! Он провокатор! Он всех нас оскорбил! Оклеветал! Наплевал нам в душу! Его надо изолировать. Немедленно!

А. Пусть скажет сначала, зачем приходил.

У. Откуда деньги?

А. Зачем давал? За что?

Б.Вы можете назвать наконец истинную причину?

С. Говорите, черт возьми!

Все

Псих, пьяница, жулик, врешь, покалечу.

Б. Маньяк! Уж не воображаете ли вы себя Иисусом Христом?

Ф. Остановитесь! Опомнитесь!

Х. Чего вы от меня добиваетесь? Чего хотите?.. Сказать вам, что я зарезал?.. Ограбил?.. Убил?

С Не исключено. Я даже уверен, что мы раскрыли преступление. Позвонить в милицию- и дело с концом!

Б. Нет, нет, звоните в больницу. Это мания величия. Определенно. Он вообразил себя спасителем.

С. Справочное? Номер психбольницы. Спасибо.

Х. Хорошо, развяжите. Я все объясню. Я не намерен сидеть в сумасшедшем доме. Мне некогда. Я приехал сюда на неделю… В этом городе жила моя мать… Я не видел ее шесть лет… И эти шесть лет я ни разу ее не навестил. Ничем не помог… Все шесть лет я собирался отправить ей эти самые деньги. Я таскал их в кармане, тратил… И вот… теперь ей уже ничего не надо… И этих денег тоже. Я похоронил ее три дня назад. А эти деньги я решил отдать первому. кто в них нуждается больше меня… Остальное вам известно. Теперь, надеюсь, вы меня понимаете?

В. Господи, грех-то какой…

У. А мы-то, а? Нехорошо вышло.

Б. Простите, если возможно…

У. Вина…

Б. Это ужасно, ужасно. С нами что-то приключилось. Мы одичали, совсем одичали…

А. Прости, друг, не серчай.

У. Если б знали, какой разговор…

С. Извините, разумеется, Сегодня я в первый раз поссорился со своей женой. Перестань дуться. Как видишь, у товарища несчастье. Ну, извини меня. Ну не дуйся.

Ф. Не трогай меня, пожалуйста.

А. Пойми, браток, деньги, когда их нет, - страшное дело.

В. Бог с ними, с проклятыми. Где деньги, там и зло – всегда уж так.

У. Что поделаешь… За вашу маму… Так сказать за помин души… Извините.

Х. Да нет, товарищи, ничего, жизнь, как говорится, продолжается…

Куплет из песни про бродягу («По диким степям Забайкалья…»)

Сценарий литературной гостиной

«Вспоминайте меня весело…»,

посвященной жизни и творчеству Александра Вампилова

Разработал:

Учитель русского языка и литературы

Антипина Марина Фёдоровна

МОУ Казачинская СОШ

с. Казачинское

Казачинско-Ленский район,

Иркутская область

Цели:

Расширение знаний о писателе – земляке А.Вампилове;

Формирование уважения к его творчеству, любви к родному языку;

- воспитание интереса к чтению, расширению литературного кругозора; -формирование внимательного, вдумчивого чтения;

Развитие творческих способностей детей: выполнение творческих заданий и письменных работ исследовательского характера;


Оборудование:

Выставка произведений писателя;

На белой стене спроецировано изображение городской улицы;

На столике портрет писателя;

Стулья для гостей расставлены полукругом;

Ведущие располагаются за журнальным столиком;

На столе незажжённая свеча в подсвечнике, ваза с веточками сосны и берёзы;

Презентация А. Вампилов. (Приложение 1.)

Фонограммы (Приложение 2 .)
Участники мероприятия:

ученики 10 – 11 классов, которые только познакомились с именем А.Вампилова, учителя.

Минутность пребыванья на Земле

Запечатлеет каждый, как умеет;

Коль притяженье зла преодолеет

Он будет памятен вдвойне.

А если он добра оставит свет

Иль сотворит во благо дел прекрасных,

Пусть знает: жил мгновенье не напрасно

И на века оставил звездный след.

Ход мероприятия

Ведущий 1. Добрый день, уважаемые гости!

Ведущий 2. Мы рады приветствовать всех собравшихся в нашей литературной гостиной!

В1. Разговор наш пойдет сегодня об удивительном человеке, талантливом писателе – драматурге, нашем земляке - Александре Валентиновиче Вампилове.

В. 2

Постоим на аларской земле,

Слово “Вампилов”

скажем спокойно,

С благодарностью-

Школе и дому,

Селу Кутулик

И учителю литературы.

Дверь закрыта

в жизнь драматурга,

И открыты

книги, театры.

Глазами Вампилова

В.1

Прошло сто лет, как Пушкина не стало,

И вот родился снова Александр.

Ему цыганка жизнь короткой нагадала,

А с именем он принял Божий дар -

Писателя, дар чувствовать и видеть, что незримо,

Провидцем быть, любить, не лгать, дружить,

Ценить людей и помнить слово мамы,

Не разорвать с селом живую нить.

В. 2

Александр Вампилов родился 19 августа 1937 года в посёлке Кутулик Иркутской области в семье учителей. Идеей безграничной любви к своей “малой родине” проникнуты многие его рассказы и очерки.

Презентация «Александр Вампилов» (Черемных Анна) ( Приложение 1.)

В. 1

Обзор произведений Александра Вампилова (Андреева Алёна)

В. 2

- «Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматичными моментами в жизни человека».

Драматизация рассказа “Свидание”.

В. 1

Вампилов пишет очерки, фельетоны. Главный объект вампиловских фельетонов - это хам и хамство во всех его разнообразных обличьях. В борьбе с ними голос писателя неумолимо требователен и настойчив.

Бойтесь хамства! Хамы не перевелись. Хамы притаились. Они поняли, как опасно хамить в обществе, и расползлись по собачьим своим конурам. Они стали застенчивыми производственниками. Простыми скромными тружениками.

И остались хамами. Оглядевшись по сторонам - нет ли свидетелей, они наговорят вам мерзостей, забрызгают своей ядовитой слюной. Закрывшись на ключ, они изобьют детей, жену, оскорбят собственную мать. Выявляйте хамов, тащите их на свет божий, не спускайте с них строгих ваших глаз! Судите хамов! Не спускайте им ни одного мата, ни одного разбитого стекла.

В. 2

Вампилов - прозаик, глубоко чувствующий сильную стихию, способную подчинить себе человека, это власть духа, воображение мечты, которым нет места в нормальной обыденной жизни, но без которых жизнь невозможна.

Сообщение библиотекаря школы (Любовь Николаевна)

В. 1

Помоги смастерить белый свет

Из опавшей листвы, из берёзы,

Чтобы солнца - на множество лет,

Чтобы всё: и метели, и грозы…

Но вначале разбросим на титрах:

Пять процентов дадим дуракам,

Пять процентов оставим для хитрых.

В нашем сквере средь огненных веток

Будут ветры бубнить тут и там,

Будут звёзды сиять и этак.

Вечерами грустить по одной

Станут девочки в штапельных брючках,

И туристы - спешить, в выходной

И дельцы вспоминать о получках.

И друзья (каждый жив и здоров,

Каждый в истинно- собственном плане)

На шальных перекрёстках ветров

Будут вместе с тобою горланить…

Значит так, по рукам? - По рукам!

Только мир не бывает послушным…

Кто-то требует: всё - дуракам!

Кто-то требует: всё - равнодушным!

Холод ждёт, листопадным кольцом оцепя…

Мы готовимся к новому бою…

Осень…осень бредёт!

Без тебя!

С тобою!

Иннокентий Новокрещенных

В. 2

Одна мысль была дорога Вампилову: “ … среда-это мы сами. Мы, взятые все вместе. А если так, то разве не среда каждый из нас в отдельности? Да, выходит, среда-это то, как каждый из нас работает, ест, пьёт, что каждый из нас любит, и, значит, каждый может спросить самого себя со всей строгостью: что в моей жизни, в моих поступках есть такого, что дурно отражается на других людях?

Театрализация рассказа «Девичья память»

В. 1

Можно подобрать сто эпитетов: талантливый, умный, насмешливый, гордый, весёлый, азартный…, но эти эпитеты не раскроют его так, как он раскрыл себя сам в своих пьесах. Своим отношением к героям и выборам проблем он создал свой собственный образ… (Геннадий Николаев).

В. 2

Вампилов и Байкал – два слова, не отделимых друг от друга.

Глаза писателя – духовности родник,

В них можно утонуть, как в омуте Байкала.

Достигнув в кульминации накала.

Байкал, слиянье глубины и чистоты,

Зачем ты стал стеченьем обстоятельств,

Могуществом стихий? Коварно, в одиночку,

Волной поставил в чужой драме точку?

Сообщение районной библиотеки – Антипина О.П.

В. 1

К Вампилову, как к вестнику совести, припадают, чтобы омыться и вдохнуть глоток чистого воздуха. Слова его прочно установились в литературном ряду, в который заглядывают с любовью и грустью.

В. 2

Каким был Вампилов, мы узнаём из воспоминаний его родных, друзей, современников. Духовный облик драматурга открывается уже тогда, когда вглядываешься в его портрет.

Презентация «Друзья о Вампилове» (Антипина М.Ф.)

Вспоминайте меня весело,

Словом, так, каким я был.

Что ты, ива, ветви свесила,

Или я недолюбил?

Не хочу, чтоб грустным помнила.

Я уйду под ветра гик.

Только песни, грусти полные,

Мне дороже всех других.

По земле ходил я в радости.

Я любил её, как бог,

И никто мне в этой милости

Отказать уже не мог…

Всё моё со мной останется,

И со мной и на земле

У кого-то сердце ранится

На моём родном селе.

Будут вёсны, будут зимы ли,

Запевайте песнь мою.

Только я, мои любимые,

С вами больше не спою.

Что ты, ива, ветви свесила,

Или я недолюбил?

Вспоминайте меня весело, -

Словом, так, каким я был.

Пётр Реутский

Нас разделяют годы – четверть века.

Ушёл ты молодым – судьба несправедлива!

Оставил душу нам, пел о душе красиво.

И вот смотрю на твой портрет обычный:

Простой мальчишка, скромный, всем привычный,

С лицом скуластым и копной волос,

Рот приоткрыт в улыбке…

«Мне жаль одиноких, умей рядом быть».

Нет, Саша Вампилов, тебя не забыть.

Друзья с тобой. Верь.

И смотрю на портрет.

Как грустно, что гений не дарит свой свет.

Пришла детская страсть к стихосложению. Ею Вампилов переболел втайне от домашних, читая свои стихи приятелям под страшную клятву:

Моей весны цветы давно увяли.

Я перестал уже о них жалеть,

Огнём своим они меня сжигали,

И я решил: им больше не гореть.

И я их забывал. Мои старанья

Вернули в душу тишь и благодать -

Приятно пережить любви страданье.

И всё же страдания приятней забыть .

Не остывшая от зноя,
Ночь июльская блистала…
И над тусклою землёю
Небо, полное грозою,
Всё в зарницах трепетало…

Словно тяжкие ресницы
Поднимались над землёю,
И сквозь белые зарницы
Чьи – то грозные зеницы
Загоралися порою.

Саше Вампилову
По-настоящему дорогому человеку на земле без слов о твоем творчестве, которое будет судить классическая критика
Я уплыву на пароходе,
Потом поеду на подводе.
Потом еще на чем-то вроде.
Потом верхом, потом пешком
Пройду по улице с мешком -
И буду жить в своем народе!
Николай Рубцов

Он был талантлив вдвойне - и как человек, и как писатель. Талант человека есть исходящее от него тепло, к которому тянутся, чтобы согреться. Мир может быть лучше или хуже, но в нем всегда неуютно. И душевный дар человека, способный дать утешение, нужно считать огромным богатством - тем же источником, к которому припадают в жажде, теми же библейскими малыми хлебами, которыми было накормлено множество голодных. Люди в своем внешне нравственном устроении должны бы разделиться так, чтобы в каждом кругу стоял такой человек.
Валентин Распутин

Александру Вампилову, автору пьесы "Утиная охота"
Спектакль "Утиная охота"
Увидеть автору охота.
И среди леса, среди бора
Он мыслей расплескал озера,
Обманных подсадил утят
А режиссеры не летят!
Шарж А. Калинина
из альманаха "Ангара"№2 за 1968 г.
Эпиграмма М. Сергеева

Стихотворение А.Вампилова:
Что неприветливо, широкий дол, шумишь?
Не можешь мне простить разлуки?
Что не хранят, чего не помнят люди,
То, вечный, ты и помнишь и хранишь.
И вот опять тебя я покидаю,
Спокойствия и вечности приют.
Долга ль разлука наша, я не знаю,
Но я душой и сердцем вечно тут.
Я навсегда в твоих лугах бескрайних,
Я навсегда в твоих лугах густых.
И после всех дорог судьбы случайных,
Извилистых, запутанных, крутых
Последняя дорога мне прямая –
Сюда, чтобы спокойно умереть.

«Многие из знавших Вампилова связывали его студенческий облик с гитарой. Это не случайно. Обычно сдержанный, немногословный, он внутренне и внешне изменялся, когда машинально перебирал струны легким касанием пальцев, пробуя аккорды… В какой-то момент появлялась музыкальная тема»,
- вспоминают однокурсники А.Вампилова.

«На квартире, в которой жил Саня, звучали Бах, Бетховен, Моцарт, Шопен, Сен-Санс, Лист, Глинка…Музыка для А.Вампилова была частью его существа, и, значит, творчества. Особую любовь он питал к старинным русским романсам».

Владимир Скиф
Век оступился, задохнулся
От боли острой, ножевой,
Когда Вампилов не вернулся
С Байкала в грустный город свой
Когда стремительная лодка
К бессмертью вынесла его,
Волна в объятьях сжала плотно,
Не подпуская никого.
Как коршуны, кружили ветры,
Стучала молния в крови.
Он не доплыл четыре метра
До жизни, славы и любви.

Все больней, все острей, ощутимей
Оживает твой след на земле.
Да святится в веках твое имя,
Как высокие звезды во мгле…

А в кабинете стыло кресло,
Весь город утонул в свинце.
И голосили в доме пьесы,
Как дети о родном отце.

С какой невероятной силой
Хотели мы, чтоб снова к нам
Вернулся бы живой Вампилов
По суше или по волнам.

Не на портрете и не в раме,
Обыкновенный, в доску свой.
И вот он снова перед нами -
Великий, бронзовый, живой.

2003 г.

В. 1

И в заключении нашей встречи Олеся Павловна проведёт небольшую викторину о жизни и творчестве Александра Вампилова.

В. 2

И последний аккорд – составьте синквейн о нашей встрече с Александром Вампиловым. (памятки по составлению синквейна лежат на столах).

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Каменская средняя общеобразовательная школа»

(1930-1938)

Сценарий составлен:

Педагогом-библиотекарем

Вантеевой Еленой Николаевной

МБОУ «Каменская СОШ»

Боханского района Иркутской области

Оборудование- компьютер, мультимедиа, презентация.

Цель - познакомить уч-ся с жизнью и тв-вом драматурга.

Воспитывать чувство прекрасного.

Ведущий 2 : Добрый день, дорогие друзья сегодняшний наш вечер посвящен замечательному сибирскому драматургу Александру Валентиновичу Вампилову. В нескольких словах мы постараемся рассказать о его жизни и творчестве.

Посредине лужка,

Будто в горнице без потолков,

Мы стелили постель

На зеленой траве непримятой.

Верховик над Байкалом

Кружил паруса облаков,

С огородов за пряслами

Пахло укропом и мятой.

Жизнь казалось безбрежной,

Как в этой тиши небеса,

А земля, где мы жили,-

Домашней и теплой такою.

Лишь о будущем речи

Туманили дымкой глаза,

И рождали надежды,

И сердце лишали покоя.

На Иркутском погосте

Сегодня такая же тишь…

И, сквозь толщу земли.

Наблюдая живые созвездья,

Ты листвою зеленой

Со мною всю ночь говоришь

О коварстве и счастье дороги

Что выбрали вместе

Ведущий 1 : 19 августа 1937 года в Кутулике родился великий сибирский драматург Александр Вампилов. Так гласит официальная легенда. А как было на самом деле? И спросим мы об этом у Сержены Валентиновны Вампиловой

Сержена Валентиновна : Хороший вопрос. В печати на этот счет допускаются неточности, и я рада внести ясность. Перед появлением Саши на свет папа перевелся в Аларскую школу. Здесь была больница, но ее в то лето закрыли на ремонт. И папа увез тетю Таю в роддом в Черемхово. Здесь Саша и появился. Я думаю, что родным для него местечком можно считать и Аларь. Сюда его привезли из роддома. Здесь он, пятимесячный, лежал в колыбели, когда отца арестовали.

Ведущий2 : И так мы знаем как родился Александр. В этот год вся страна говорила о Пушкине, убитом ровно 100 лет назад. Имя поэта было светлой темой года, и как же еще мог назвать мальчика учитель- словесник, чтобы оградить его и ободрить этим светом, если не Александром.

Ведущий1 : Но в семье Вампиловых таится еще одна загадка- это смерть отца. Только весной 1991 года стало известно об истинном положении дел. 22 февраля 1938 года был проведен только один единственный допрос. А 27 февраля был вынесен приговор: расстрелять с конфискацией имущества и 5 марта приговор был приведен в исполнение.

Ведущий 2 : Сам Александр знал об отце так мало. Но было ясно, что жестокая несправедливость, осознанная еще в детстве, сиротство, совпавшее к тому же с тяжелыми годами войны, людское отчуждение, окружавшее семью «врага народа»,- все это оказало влияние на нравственное формирование Вампилова, на его характер.

Ведущий1: И все же детство у Саши было. Как многие его сверстники он играл в футбол во дворе, учился играть на гитаре, которая досталась ему от прадеда, участвовал в спектаклях школьного театра.

Ведущий 1: Любовь к театру и литературе Александру привила ему бабушка Александра Медведева, воспитанница Иркутского епархиального училища.

Ведущий 2: в 1955 году Александр поступил в Иркутский университет на историко-филологический факультет. В университете он с первого же курса затеял театр и скоро уже репетировал с товарищами чеховскую «Свадьбу» и купался в роли Апломбова.

Ведущий 1 : Самым любимым поэтом Александра Вампилова был Есенин. Вот как об этом вспоминает однокурсник Вампилова сибирский поэт Андрей Румянцев

Александр Румянцев: как-то, на уборке урожая, мы уже легли спать и Саня спросил, знает ли кто-нибудь поэта Сергея Есенина. Все только слышали его имя, а стихов не читали. По тем временам это было не удивительно книг Есенина в школьных библиотеках не держалось, его творчество не изучалось. В темноте притихшего дома Саня начал читать по памяти:

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда

Александр Румянцев: Он читал негромко и просто, будто сообщал близкому человеку что-то необходимое. Нам открывалось что-то хрупкое, нежное и доверчивое. Никто не торопил чтеца, когда он заканчивал одно стихотворение и подбирал в уме другое. Никто не задавал ему вопросов. Мы были ошеломлены тем, что прошли мимо такого поэта, что есть среди нас, вчерашних школьников человек, открывший заповедную есенинскую страну.

Ведущий2: Во время учебы в университете Александр Вампилов сочинил романс на есенинское стихотворение. Под аккомпонимент оркестра Сашино сочинение часто исполнялось на концертах.

Звучит романс «Вечером синим, вечером лунным»

Ведущий2: До 3 курса Вампилов писал стихи. Несколько из них сохранилось и теперь опубликовано. Оставив в стороне их несовершенства, мы можем убедиться, что молодые чувства и размышления выражались Вампиловым негромким словом, с благодарной сдержанностью и душевной чистотой.

Что неприветливо, широкий дол, шумишь

Не можешь мне простить разлуки?

Что не хранят, чего не помнят люди,

То, вечный, ты и помнишь, и хранишь.

Я навсегда в твоих лугах бескрайних,

Я навсегда в твоих лугах густых

И после всех дорог судьбы-

Случайных,

Извилистых, запутанных, крутых-

Последняя дорога мне прямая-

Сюда, чтобы спокойно умереть…

Ведущий 1: Едва ли найдется в студенчестве день, прожитый Вампиловым без музыки. Бетховен, Моцарт, Верди были постоянными спутниками Александра. У Саши была небольшая фонотека симфонической, камерной и оперной музыки постоянно пополняемая. С первого же курса он начал покупать пластинки с классикой, тратя последнее. Вспоминает однокурсник Вампилова, Владимир Мутин:

Владимир Мутин: Александр жил за Ангарой, не в общежитии, а с матерью и братом, в предместье Глазково, часто на чай или застолье собирались у него. Вот тогда-то всю ночь звучал «Людвиг Иванович», так мы называли Бетховина.

Звучит музыка Бетховена

Ведущий 2 : Бетховенская музыка не раз наталкивала Вампилова на размышления о жизни и искусстве. Из записной книжки Вампилова.

Бетховен не повторяется, чем дальше мы от Бетховена, тем больше человек будет становиться животным, хоть и еще выше организованным. В будущем человек будет представлять из себя сытое, самодовольное животное, безобразного головастика, со сказочным удобством устроившегося на земле и размышляющего лишь о том, как бы устроиться еще удобнее. Время Пушкиных и Бетховеных будет рассматриваться как детство человечества. Головастик скажет: «Как ребячились люди! Занимались какой-то поэзией, как это…музыкой. Что это такое? И зачем она им понадобилась?»

Ведущий 1: В университете был создан оркестр народных инструментов. С первого до четвертого курса Александр играл в нем на домбре. Вспоминает А.Румянцев.

А.Румянцев: Главным же в Сашином репертуаре были старинные романсы. В минуты пения темно-карие глаза его обретали сосредоточенность и тревожную глубину, в которой, кажется, помещались особое знание, особая мудрость и ранняя, все омывающая печаль.

Ведущий 2: В записной книжке Вампилова есть признание «Не искушай»- неотразимый романс Глинки». Но щемящее трогали его сердце и другие романсы, которые он любил и исполнял: «Я встретил вас», «на заре ты ее не буди» и др.

Звучит романс

Ведущий 1: Разносторонне одаренным был Александр, но все же главным в его творчестве была драматургия. Его сценки и зарисовки, написанные порой прямо на лекциях охотно, печатают университетская многотиражка и газета «Советская молодежь». Еще учась в университете его приглашают в штат «Молодежки». Вскоре после окончания университета в 1961 году вышел первый сборник «Стечение обстоятельств» под псевдонимом А.Санин, словно предчувствуя, что фамилия ему понадобится для другого- для главного его дела.

Ведущий2 : О чем только не приходилось писать журналисту А.Вампилову. О строительстве Чунского деревообрабатывающего комбината, о колхозах и совхозах. Газета, как известно, не очень-то позволяет выбирать тему, но если хоть какая-то возможность выбора появлялась, то он отдавал предпочтение темам острым, ситуациям конфликтным, характерам и судьбам неординарным.

Ведущий1: Значительно свободней стал распоряжаться Вампилов своим временем, когда его назначили ответственным секретарем. Вспоминает коллега по работе Сергей Иоффе.

Сергей Иоффе: Первые свои пьесы Вампилов обдумывал, если можно так сказать, на людях. Ему нужна была эта «обкатка» в кругу товарищей. Со временем у Вампилова стала исчезать эта потребность советоваться с товарищами, он все уверенней чувствовал себя, становился мастером, профессионалом.

Ведущий 2 : Пьесы А.Вампилова долго не признавали. Почти каждая пьеса становилась доступной читателю лишь через несколько лет после написания. Но все же ему удалось увидеть свои пьесы на сцене. «Старший сын» в Иркутском драматическом театре, «Провинциальные анекдоты» в Ленинграде и др.

Ведущий 1: Сейчас почти по всем пьесам Вампилова сняты фильмы, в которых играют замечательные актеры Е. Леонов, М.Боярский, Н.Караченцев и др. Его произведения известны и любимы, но каких трудов стоило их вывести на большой экран. Вспоминает режиссер Георгий Товстоногов.

Георгий Товстоногов: Вампилову было дано удивительное чувство театра, особый дар театрального мышления, когда театр понимается как действо... Его герои, словно выпущенные на волю, начинают двигаться по законам, как будто от автора не зависящим. Вместе с тем в его пьесах, при всей узнаваемости происходящего, возникает особый вампиловский мир, со всей определенностью обозначенный художником. Именно это – отсутствие авторской преднамеренности, сочетание собственного видения с точностью жизненных наблюдений- отличает искусство Вампилова.

Ведущий 2: Не долгой была жизнь замечательного драматурга. Несчастный случай прервал жизнь молодого таланта.

Ведущий 1: Александр Вампилов и его жена Оля долгое время мечтали купить дом на берегу Байкала. Летом 1972 года подвернулся небольшой, но добротный дом хозяева сначала согласились, а потом передумали. Вспоминает Сергей Иоффе.

Сергей Иоффе: В город по делам собрался Борис Лапин, дача которого метрах в двухстах от моей.

Зайди к Сане- попросил я его- скажи что с домом ничего не выходит, пусть не едет, расстроится только. Позднее я узнал, что Лапин отыскал Вампилова, сообщил ему новость, но Саня, посокрушавшись, решил:

Все же съезжу. А вдруг?...

Как видно, ничего уже нельзя было изменить, события развивались с неодолимой последовательностью: и лодка Пакулова стояла готовой к поездке на тот берег, в Листвянку, и коварный топляк дрейфовал где-то поблизости… «Аннушка уже пролила масло»- эта фраза из обожаемого Саней Булгакова приходит мне на память, когда я снова и снова возвращаюсь в те августовские дни.

Ведущий 1: Он погиб 17 августа 1972 года не дожив до своего тридцатипятилетия всего один день. Вспоминает Андрей Румянцев.

Андрей Румянцев: Часто приводят слова, в которых он предугадал свою судьбу: «Я смеюсь над старостью, потому что я старым не буду.» Мне же более провидческой и страшной кажется фраза из его блокнота, стоящая особняком «Могильная, черная темнота воды».

Ведущий 2: Так закончилась жизнь замечательного драматурга, но его произведения живут. Душа Вампилова всегда будет рядом с нами, пока живут и радуют его творения.

Ведущий 1: А сейчас мы предлагаем посмотреть сценку из нерыцарских времен «Свидание»


Цели урока: знакомство с теорией драмы, навыки работы со справочным материалом, навыки выразительного чтения.

Литература к уроку: Вампилов А. Дом окнами в поле. Иркутск, 1982 (Раздел воспоминания и размышления).

Теория литературы: драма, конфликт, авторская ремарка.

Словарная работа: кустарь, благообразный, штиблеты

Оборудование: выставка книг драматургов, портрет А. Вампилова.

Ход урока

I. Знакомство с текстом.

Кустарь - ремесленник, занимающийся кустарным (нефабричным) трудом.

Благообразный - приятный по внешнему виду, внушающий уважение своей наружностью.

Интеллигентность - от «интеллигентный» - принадлежащий к интеллигенции, а также обладающий большой внутренней культурой.

«Обуженные в мастерской брюки» - в описываемую Вампиловым эпоху (конец 50-х - начало 60-х гг.) в моде были узкие брюки. Но промышленность их не производила, и модники обуживали брюки в мастерских. Кроме того, следование «острой» моде в те времена многими людьми оценивалось негативно, как признак подражания западу. «Стиляг» (так называли модников) высмеивали в газетах, порицали в трудовых коллективах. В этой пьесе Вампилов изображает героя, далекого от совершенства, но следующего последней моде в одежде, тем самым подчеркивая ироническое к нему отношение.

II. Ученики читают сцену по ролям.

III. Работа над теорией

К какому роду литературных произведений относится эта сцена? Познакомьтесь со статьей «драма, драматическое произведение, диалог» в теоретическом разделе учебника.

В чем особенность построения драматических произведений?

Укажите в этом тексте элементы диалога, монолог, авторскую ремарку.

Что является основным средством изображения жизни в драме? (Диалог .)

Что проявляется в диалогах?

(Борьба, напряженное взаимодействие героев - конфликт.)

Конфликт 1 - столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении.

Определение конфликта записывается в словарик.

К какому драматическому жанру относится эта сцена: комедии, драме или трагедии?

Над чем смеется здесь зритель?

Только ли смех стремится вызвать в зрителе и читателе автор?

IV. Работа над текстом.

Обратите внимание на заглавие: «Сцена из нерыцарских времен». У А. С. Пушкина есть драматическое произведение «Сцены из рыцарских времен», где действие происходит в средние века, действующие герои рыцари. Что хочет сказать автор, используя измененный пушкинский заголовок?

При необходимости использовать более подробный анализ.

Определите по словарю значение слова «рыцарь»

Рыцарь - 1. В средневековой Европе: феодал, тяжело вооруженный конный воин, находящийся в вассальной зависимости от своего сюзерена.

2. Самоотверженный благородный человек.

В использовании второго значения слова часто подчеркивается благородное отношение именно к женщине как отголосок средневекового культа Прекрасной Дамы.

В каком значении использовано это слово у Пушкина, и в каком - в Вампилова?

(Вампилов использует многозначность слова, чтобы подчеркнуть «нерыцарское», неблагородное поведение юноши. Комизм ситуации в том, что юноша, спеша к одной «Прекрасной Даме», невежлив и даже груб с другой, и она оказывается его предполагаемой избранницей.)

Обратите внимание на речь и поведение персонажей. Чем они интересны?

V. Творческие задания.

1. Опишите ту же сцену, но только герои в ней добры по отношению ко всем, а не только по отношению к тем, кто им понравится.

2. Поразмышляйте (письменно или устно) над тем, как изменилась бы жизнь, если бы это было так.

Домашнее задание.

1. Прочитайте сцену из киноповести А. Володина «Старшая сестра». (Пособие «Читаем, думаем, спорим...» С. 205.) Напишите краткую рецензию на этот отрывок.

2. Подготовьте выразительное чтение «Сцены из нерыцарских времен» по ролям.

Цель: знакомство с жизнью и творчеством драматурга А. Вампилова посредством биографических фактов, поэзии, творчества писателя, музыки.

раскрыть творческую индивидуальность драматурга, показать основные проблемы, над которыми размышлял Вампилов;
развивать творческие и коммуникативные способности учащихся;
воспитывать чувство сопричастности к автору, жившему и творившему в Иркутске.

Здесь заканчивается текст 1 слайда (2 слайд)

(Звучит начало романса «Гори, гори, моя звезда»)

Ведущий 1: «Я предчувствую - у нас родится сын. Мне кажется, что судьба у него будет необычной, возможно, писательской. Мне приснился недавно Л.Н.Толстой и А.М.Горький. С Горьким мы бы-ли вместе на охоте, он в знак благодарности подарил мне полмешка пороху». (Валентин Никитич Вампилов из письма к жене в род-дом.)

Здесь заканчивается текст 2 слайда (3 слайд)

Ведущий 2: 1937 год - в этот год вся страна говорила о Пушкине, убитом ровно 100 лет назад.

Ведущий 3: Храни меня, мои талисман.

Храни меня во дни гоненья.

Во дни раскаянья, волненья.

Ты в день печали был мне дан.

Когда подымет океан

Вокруг меня валы ревучи.

Когда грозою грянут тучи.-

Храни меня, мои талисман.

(А.Пушкин)

Ведущий 4: 1937 год. Именно в этот год отец Саши - директор школы в селе Кутулик, не примирив-шись с незаконным арестом одного из учителей, поехал хлопотать за него в Иркутск и сам оказался на подозрении.

Ведущий 1: Священный, сладостный обман.

Души волшебное светило...

Оно сокрылось, изменило...

Храни меня, мой талисман.

Пускай же в век сердечных ран

Не растопит воспоминанье.

Прощай, надежда, спи, желанье:

Храни меня, мой талисман.

(Фон романса «Гори, гори, моя звезда»)

Ведущий 2: Предчувствие необыкновенной судьбы своего ребенка было самым светлым в последних днях Валентина Никитича. Смутным декабрьским утром приехала за ним кошевка, за которой погнался в детском отчаянии старший Сашин брат- Михаил...

Здесь заканчивается текст 3 слайда (4 слайд)

Ведущий 3: В школе Саша не выделялся среди товарищей, кото-рых у него всегда было много и которых он очень любил. Рос, как все дети. Любил Гайдара, немного писал стихи. Много читал Пушкина. Лермонтова. Чехова. Есенина, но особенно любил стихи Тютчева.

Ведущий 4: Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть.

Зловещий блеск и пестрота дерев.

Багряных листьев томный, легкий шелест.

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею.

И, как предчувствие сходящих бурь.

Порывистый, холодный ветр порою.

Ущерб, изнеможенье — и на всем

Та кроткая улыбка увяданья.

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

(Ф. Тютчев)

Здесь заканчивается текст 4 слайда (5 слайд)

Ведущий 1: В формировании духовного мира А. Вампилова семья сыграла существенную роль. Здесь он впитал подлинную интелли-гентность и чуткость, определенность во взглядах на жизнь, ис-кренность суждений.

Ведущий 2: Огромное влияние на детей оказывала бабушка Алек-сандра Африкановна Медведева. В Саше она нашла благодарного внимательного слушателя и ученика. Рассказывала Саше много сказок и былей. Увлекалась классикой и любовь к ней передала и внукам.

Здесь заканчивается текст 5 слайда (6 слайд)

Ведущий 3: Поражало близких всегдашнее участие Александра в судьбе односельчан, особенно кутуликских мальчишек. Всегда ин-тересовался жизнью старых обитателей поселка. Жадный интерес к людям А.Вампилов сохранил на всю жизнь. За всеми его героями стояли реальные лица и судьбы. История родного края не просто волновала его, она стала предметом его гордости и новых замы-слов.

Ведущий 4: Саша Вампилов обладал изумительным магнетизмом обаяния. К нему льнули люди. Невозможно даже объяснить, чем же он так притягивал к себе. Его редко можно было видеть одного, всегда вокруг него были друзья, товарищи.

Ведущий 1: Верховая езда, тайга, катание на лодках, а зимой на лыжах, самостоятельно подготовленные литературные вечера, долгие споры о литературе в классе, освещенном пламенем топившейся печки, дрова для которой запасали сами - вот круг их занятий, интересов.

Вот какая духовная жажда отличала то послевоенное поколение мальчишек и девчонок! (Из воспоминаний классной руководитель-ницы.)

Ведущий 2: В 1955 году Вампилов поступает в университет на ис-торико-филологический факультет. Поступает без сомнений, пото-му что история в этих ссыльных рядах, к которым принадлежит Вампилов - наука прикладная, домашняя - проходила через родо-вую память, а литература была в имени, годе рождения, пушкин-ском юбилее, бабушке, памяти отца, во влечении сердца.

Здесь заканчивается текст 6 слайда (7 слайд)

Ведущий 3: Началась веселая, интересная студенческая жизнь. Общительный, насмешливый и деликатный, он быстро перезнако-мился с однокашниками, позднее и с Валентином Распутиным. Это было начало истинной и преданной дружбы, которую оборвала лишь смерть.

Ведущий 4: На вопрос: «Легко ли дружить с Вампиловым?» - Рас-путин отвечал: «С одной стороны - легко. Казалось, что он допол-няет тебя. То, что ты мог рассказать самому себе, можно было рас-сказать и Вампилову. С ним нужно было быть предельно искрен-ним, откровенным, никогда и ничего не утаивать. А то, что говорил он казалось необходимым тебе, именно этого и не хватало в собст-венных рассуждениях, в откровениях с самим собой. Да, дружить с ним было легко и в то же время трудно, потому что другу этому нужно было соответствовать».

Ведущий 1: Денно и нощно просиживали в библиотеке. Основное общение было такое: знакомились, влюблялись, записки пересыла-ли... Это было место для встреч, и разговоры велись неплохие, умные разговоры.

Ведущий 2: Это были дни, когда все спорилось, когда друг у друга хоть чему-то учились, что-то перенимали, ненасытно рвались к книге и к знанию литературы.

Здесь заканчивается текст 7 слайда (8 слайд)

Сценка «Свидание»

Вампилов Александр Валентинович — Свидание

Александр Вампилов. Свидание

Сценка из нерыцарских времен

Майский день. Тихая городская улочка. В тени двухэтажного дома сидит сапожник, последний из кустарей-одиночек. Это бородатый благообразный старичок с задатками интеллигентности, трезвый, в хорошем настроении. Перед ним табуретка, инструменты - все в образцовом порядке. К нему подходит молодой человек в сером пиджаке и обуженных в мастерской брюках.

СТУДЕНТ. Здравствуйте!

САПОЖНИК. Добрый день!

СТУДЕНТ. Изнываете без работы?

САПОЖНИК. Прячусь от жары. В моих башмаках нет такой роскошной вентиляции...

СТУДЕНТ (усаживаясь на табурет и снимая ботинки). Досадная случайность. Привычка ходить не глядя под ноги... Эти штиблеты должны жить во что бы то ни стало.

САПОЖНИК. Ты хочешь сказать: во что бы это тебе ни стоило? (Осматривает штиблеты.) Операция рискованная...

САПОЖНИК. Сколько?

СТУДЕНТ. Десять. И то из сострадания к безработным хирургам.

САПОЖНИК. Тридцать рублей. Из сочувствия к городскому порядку.

СТУДЕНТ. Только десять.

САПОЖНИК. Тогда давай своим ботинкам порошки - по три раза в сутки... И потом, мне кажется, я чинил эти штиблеты кому-то другому.

СТУДЕНТ. Но-но!

САПОЖНИК. Пришить, подбить, поставить набойки - тридцать рублей!

СТУДЕНТ. Ну хорошо... Среднее арифметическое между десятью и тридцатью - двадцать рублей. Чините, черт с вами! Но условие: как можно быстрее. Промедление смертельно.

САПОЖНИК. Что ж, давай. Я воспитан по-старому.

СТУДЕНТ. Что-то мне сдается, что вы, папаша, сидите на чужом месте.

САПОЖНИК (принимаясь за работу). Почему это на чужом? Место самое мое.

Где еще сидеть шестидесятипятилетнему пенсионеру, изнывающему от скуки жизни? Здесь светит солнце, ходят люди... Гляди, девушки-то, девушки-то, так и шьют, так и шьют!

Проходящая мимо девушка, коротко подстриженная и модно одетая, вдруг вскрикивает и приседает на тротуар.

ДЕВУШКА (с отчаянием). Каблук! (Осматривается.) Сапожник! Как удачно!

САПОЖНИК (любезно). Очень удачно!

ДЕВУШКА (подходя, поглядывая на часы). Оторвался каблук, пришейте, пожалуйста.

СТУДЕНТ. Вы видите, мастер занят.

ДЕВУШКА. Но надеюсь, вы уступите. Мне ужасно некогда.

СТУДЕНТ. Мне тоже некогда.

ДЕВУШКА. Но войдите в положение.

САПОЖНИК (девушке). Разрешите вашу модель...

СТУДЕНТ. Ни в коем случае! Я опаздываю.

ДЕВУШКА. Вы не имеете права... Мастер согласен.

СТУДЕНТ. Зато я не согласен. Присядьте... то есть вам придется постоять.

ДЕВУШКА. Благодарю... Поймите, меня ждут...

СТУДЕНТ. Очень рад за вас... (Смотрит на часы.) Поторопитесь, патриарх.

ДЕВУШКА (смотрит на часы, нервничает). Я не говорю уж о благородстве, но элементарная вежливость, порядочность...

СТУДЕНТ. Вежливым и предупредительным с вами будет тот, к кому вы торопитесь. Он, и никто другой. Я же не вижу в этом никакого смысла. Другое дело, если бы вы мне понравились...

ДЕВУШКА. Ну знаете ли! Вы, вы... (Нервничает, ломает руки. Тихо.) Ну хорошо... Я прошу вас, вы понимаете, прошу... Я даже признаюсь вам... мне нельзя опоздать. Решается судьба, от этих минут зависит счастье...

СТУДЕНТ. Не нервничайте. Мое счастье, может быть, тоже зависит от этого вот гвоздя. А почему вы думаете, что ваше счастье лучше моего? (Сапожнику.) Скажите, патриарх, сколько вам лет? Вы, наверно, успели уже заметить, что взаимоотношение полов состоит из предрассудков и заблуждений. Оттого, что какой-то болван тысячелетие назад взял манеру бренчать под окнами капризной особы на гитаре, прикладывать руку к сердцу и прочее, я должен сейчас уступать во всем каждой женщине. И, заметьте, женщины уже не ждут проявления чуткости, томно закатив глаза, а требуют, кричат и грозят судом. Не уступите в автобусе места - и вас назовут невежей, хамом и кем угодно. (Смотрит на часы.) Вот, скажем, вы. Вы пристаете ко мне с нелепым требованием: "Уступите мне свое счастье!"С какой стати! Я не могу, не имею возможности быть чутким и нежным со всеми девушками, починяющими обувь у частников. Не нервничайте. Вас ждет феодал с гитарой. Вы, я полагаю, понравитесь ему и без каблука. Спешите - вейте из него веревки, гните в бараний рог. Но при чем здесь я?

ДЕВУШКА (сапожнику). Прибейте этому молодому человеку язык.

СТУДЕНТ. Вам нечем будет за это заплатить. (Смотрит на часы.) Поторопитесь, патриарх! Осталась минута!

САПОЖНИК. Дети, разве можно заходить так далеко с самого начала?

ДЕВУШКА. Для таких нахалов не бывает начала.

СТУДЕНТ. Вы хамеете на глазах...

ДЕВУШКА (вспыхивая). Нет, это вы - хам! (Сапожнику.) Сколько минут ходьбы до памятника Крылову?

СТУДЕНТ (с ужасом). Крылову?

САПОЖНИК. Пять, не больше.

ДЕВУШКА (смотрит на часы). Опоздала! (Всхлипывая). Вы... Вы самый наглый хам...

СТУДЕНТ (бледнея). Вы... Вы - Лиля?..

ДЕВУШКА (нервно). Что! Так это вы... Ха-ха-ха! Чудесно! Ха-ха-ха!... Прощайте! Не смейте звонить. (Быстро уходит.)

САПОЖНИК. В чем дело? Обувайся, беги за ней...

САПОЖНИК (краснея от любопытства). В чем дело?

СТУДЕНТ (кричит). В чем дело! В чем дело! Дело в том, что свидание состоялось. Первое свидание! Три месяца я упивался этим голосом, боялся дыша в телефонную трубку. Почти признался в любви! боготворил... Гордая и таинственная. Едва вымолил свидание...

САПОЖНИК. Хе-хе... Феодал рвет струны...

СТУДЕНТ. Молчи, старый пират! Черт посадил тебя сюда! Разрешают же частные лавочки.

Впервые напечатана в сборнике: А. Санин. Стечение обстоятельств (Иркутск, 1961)

Ведущий 3: Из записной книжки: «Последнее время я заглядываю в глаза своей судьбе с беспокойством и жду от нее чего угодно. Что-то я последнее время подозрительно счастлив: ты любишь ме-ня и в основном сбываются мечты, оправдываются надежды - не много ли сразу?»

Ведущий 4: Шаткая калитка

В стареньком плетне.

Всем она открыта.

Но уже не мне.

Прохожу я мимо.

Загляжусь слегка.

Под окном черемух

Белых облака.

Не пойду я ближе.

Постою я тут.

Там меня забыли.

Там меня не ждут.

Разнята калитка

Не моей рукой.

И уходит в полночь

Уж не я - другой.

Помню я калитку

Тихо затворял. .

Ласковое имя

Тихо повторял.

Не пойду я мимо.

Загляжусь слегка:

Под окном черемух

Белых облака.

Не зайду я больше

В их густой приют.

Там меня забыли.

Там меня не ждут.

(А.Вампилов)

Ведущий 1: Его сценки и зарисовки, написанные на лекциях, охот-но печатает университетская многотиражка и молодежная иркут-ская газета. И хоть чаще всего это мимолетности, студенческое зу-боскальство, но в основе всегда оказывается та-кая живая нежность к героям, что жизнь обязательно выбирается из-под формы.

Ведущий 2: «С карандашиком, с несколькими листиками белой бумаги, свернутой в рулон или трубочкой, он появляется на лекци-ях, и. если чтение ее не было интересным, он обдумывает свои рас-сказики и потом тут же, на следующем часе, посылает по ряду».

Ведущий 3: Немудрено, что еще в университете он будет пригла-шен в штат «Молодежки» и вскоре после окончания университета выпустит книгу «Стечение обстоятельств», маленькую, невзрачную, как многие провинциальные книжки тех лет, но и сейчас со-хранившую свет того уже далекого времени.

Ведущий 4: Сам Вампилов верил в свой талант, в свою писатель-скую звезду и. может быть, эту веру, как тайный смысл, вкладывал в слова любимого романса: «Гори, гори, моя звезда» (Звучит ро-манс)

Ведущий 1: С детских лет театр для Вампилова стал первенствую-щей страстью. В семье увлечение искусством и театром было тра-диционным. Еще Африкан Федорович, прадед драматурга, был лю-бителем театра и музыки.

Ведущий 2: Вместе с кутуликскими сверстниками играл Саша в школьном театре.

Здесь заканчивается текст 8 слайда (9 слайд)

Ведущий 3: Елена Якушкина: «В конце декабря 1964 года, вече-ром, часов в семь, в комнату литературной части театра на Малой Бронной вошел молодой человек в меховой шапке и спросил: «Здесь литературная часть? В комнате было полутемно, горела только настольная лампа, и потому лицо вошедшего было трудно разглядеть.

Видите ли, - сказал он, - я вот написал пьесу.

Проходите, пожалуйста, садитесь.

Он подошел к столу, снял шапку и сел в кресло. У него было совсем детское лицо, вьющиеся темные волосы и глаза, которые сразу привлекли внимание.

Вы живете в Москве?

Нет, в Иркутске, - ответил он. - Был здесь на семинаре од-ноактных пьес.

Он говорил серьезно, а глаза улыбались. Он был скромным абсолютно естественным и ни на кого не похожим. Фамилия моло-дого автора была Вампилов. звали его Александр, пьеса называлась «Ночь в июне» (вариант пьесы «Прощание в июне»).

Здесь заканчивается текст 9 слайда (10 слайд)

Ведущий 4: Настало время, и на стол легли пьесы: «Дом окнами в поле». «Прощание в июне», «Утиная охота». «Прошлым летом в Чулимске». «Провинциатьные анекдоты».

Ведущий 1: Валентин Распутин. «Главный вопрос, который задает себе Вампилов в пьесах: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе, что уготова-но тебе во многих житейских испытаниях, где трудно различимы даже противоположности: любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение».

Ведущий 2: Что отличает Вампилова - драматурга? Вниматель-ность, серьезность, строгость, стремление раскрывать правду жиз-ни со всей ее сложностью и многообразием.

Ведущий 3: Инсценированный диалог между оппонентом Вампи-лова и драматургом. Воображаемый оппонент:

Зачем ты пишешь эти свои пьесы? - спрашивает с недоуме-нием. - Жизнь жестока, и люди не хотят жить по человеческим за-конам. Их сломают, твои прекраснодушные создания. Посмотри, что делается вокруг!

А я все равно буду писать их, - отвечает Вампилов, совсем так же как героиня его пьесы «Прошлым летом в Чулимске».

Здесь заканчивается текст 10 слайда (11 слайд)

Инсценирование отрывка из пьесы.

Валентина спускается в палисадник, подбирает доски и на-чинает восстанавливать ограду. Шаманов сначала рассеяно, по-том внимательнее наблюдает за Валентиной.

Шаманов: Вапентина... (Валентина прекратила работу.)

Вот я все хочу спросить...Зачем ты это делаешь?

Валентина: (не сразу). Вы про палисадник?...Зачем я его чиню?

Шаманов: Да, зачем?

Валентина: Но...Разве непонятно?

Шаманов (качает головой): Непонятно.

Валентина: И вы, значит, не понимаете...Меня уже все спрашива-ли, кроме вас. Я думала, что вы понимаете.

Шаманов: Нет. я не понимаю.

Валентина (весело): Ну. тогда я вам объясню...Я чиню палисадник для того, чтобы он был целый.

Шаманов (усмехнулся): Да? А мне кажется, что ты чинишь палисадник для того, чтобы его ломали.

Валентина (делаясь серьезной). Я чиню его. чтобы он был целый.

Шаманов: Зачем. Вапентина?...Стоит кому-нибудь пройти, и...

Валентина: И пускай, я починю его снова.

Шаманов: А потом?

Валентина: И потом. До тех пор, пока они не научатся ходить по тротуару.

Шаманов: (покачал головой). Напрасный труд.

Валентина: Почему напрасный?

Шаманов (меланхолически): Потому что они будут ходить через палисадник. Всегда.

Валентина: Всегда?

Шаманов (мрачно): Всегда.

Валентина: А вот и неправда. Некоторые, например, и сейчас об-ходят по тротуару. Есть такие.

Шаманов: Неужели?

Валентина: Да. Вот вы, например. Вы всегда обходите по тротуару

Шаманов (искренне удивился): Я?...Ну, не знаю, не замечал...Во всяком случае, пример неудачный. Я хожу с другой стороны.

Валентина: С другой стороны. Но и с этой вы тоже ходите. И все-гда вокруг.

Шаманов: Да? Ну, значит, мне просто лень нагибаться. Мне лучше обойти, чем нагибаться. (Не сразу). Нет, Валентина, ты зря стара-ешься.

Валентина: Неправда. (Двумя-тремя жестами закончила с огра-дой). Вот и все. Много ли здесь труда - и все на месте. И ограда целехонька. (Живо). Ну неужели вы не понимаете? Ведь если мах-нуть рукой и ничего не делать, то через два дня растащат весь па-лисадник.

Шаманов: Так и будет.

Валентина: Неправда! Увидите, они будут ходить по тротуару.

Шаманов: Ты возлагаешь на них слишком большие надежды.

Валентина: Да нет же. Они поймут, вы увидите. Должны же они понять - в конце концов...

Ведущий 4; А.Вампилов утверждал: «Никакой человек не достоин унижения, всякий человек достоин только любви и прощения».

Ведущий 1: Людей и жизнь он любил всегда.

Ведущий 2: Сердце Александра Вампилова не выдержало всего в нескольких метрах от берега, к которому он плыл, после того как, натолкнувшись на скрытый под байкальской водой топляк, пере-вернулась лодка.

Здесь заканчивается текст 11 слайда (12 слайд)

Ведущий 3: Через день ему исполнилось бы 35 лет, он и поехал с товарищем в тот вечер 17 августа 1972 года, чтобы наловить ко дню рождения рыбы. Товарищ спасся, он - нет.

Ведущий 4: Играется в жизни последняя драма.

Судьба или лодка зависла над бездной

И рухнула в темную вечность...А мама?

А маме в той драме и больно, и тесно.

Сжимается сердце от черного горя.

И, кажется, нет и не будет дыханья.

Качаются волны Бессмертья...А море?

А море Байкальское предало Саню.

Как молнии, мысли мелькнули о чуде:

Ведь дома еще не окончена пьеса!

Неужто Господь отвернулся... А люди?

А люди спешили вдоль темного леса.

О. где ты, спасенье? О, где вы, славяне?

Не скоро мы все осознаем потерю.

Утопшую лодку достали... А Саню?

А Саню мальчишки подняли на берег.

Заря поднебесная льется нелепо,

Стезя прерывается в сумрачной рани,

И звезды колючие смотрят...А небо?

А небо Господнее приняло Саню.

Здесь заканчивается текст 12 слайда (13 слайд)

Инсценированное чтение.

«За несколько дней до трагедии, в один из первых августов-ских дней (дело было под вечер), пришли в мой байкальский до-мишко гости из Молчановской пади - Вампиловы всей семьей и Пакулов с женой Тамарой. Долго сидели за столом, чаевничали. угощались свежими вареньями, разговаривали о том, о сем. Потом пошли во двор. Отправилась с нами Леночка, шестилетняя дочка Вампиловых. - нюхать ночную фиалку «маттиолу» и звезды смот-реть.

К тому часу уже вызвездило. Все небо горело, лучилось, мер-цало.

Саня, принагнувшись к дочери и вытянув правую руку, пока-зывал ей, где большая Медведица и где Малая.

Вдруг ребенок задал вопрос:

Папа, а у тебя есть своя звезда?

И он ответил так, как мог ответить только он:

Не располагаю, доча.»

Ведущий 1: Когда из Дома писателей выносили гроб с телом Вам-пилова, кто-то поставил пластинку с романсом «Гори, гори, моя звезда» в исполнении Б. Штоколова. (Звучит этот романс)

Ведущий 2: «Чтобы, умирая, воплотиться в пароходы, строчки и другие долгие дела», - писат поэт. Кроме строчек - у Вампилова выходят книги - в Кутулике, на родине драматурга, есть красивая библиотека его имени. А в Иркутске это имя присвоено театру юного зрителя. На Байкале - теплоход. В микрорайоне Первомай-ском г. Иркутска главная улица носит имя Вампилова.

Ведущий 3: Вампилов отыскал свою звезду. Главное в земной жизни он сделал - он оставил мир, космос. Наша задача - открыть этот мир для себя.

Ведущий 4: Конечно, с равнодушием мы сталкиваемся сегодня так же, как и при Вампилове. Но именно против власти страха, лжи и демагогии обострилось болью слово Вампилова.

Ведущий 1: Сквозь несокрушимую стену бездушья пробивалась Галина Солуянова и ее единомышленники, чтобы в дни 70-летнего юбилея драматурга в Иркутске открыть Дом Вампилова. Борьба с черствостью души, с равнодушием продолжается - во имя утвер-ждения нашего духовного богатства. Нравственного здоровья. В конце концов, для утверждения нашей славы.

Ведущий 2: Мир иной зовется раем.

Бродят ангелы, скорбя...

Как ты там?- мы не знаем,

Нам здесь - плохо без тебя.

Не про распри, не про свару -

Не об этом вовсе речь, -

А про смолкшую гитару,

Что могла тепло беречь.

Слушать жизнъ и слышать речь.

Без боязни власть обидеть.

Без боязни сердце сжечь.

Про святое первородство

Пьес, и замыслов, и фраз.

А еще про благородство.

Столь нечастое сейчас.

Снова август, многоцветье.

Нет тебя. Кому пенять?

Длится боль десятилетья.

Как, скажи, ее унять?

(М. Сергеев)

Похожие образовательные материалы:



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS