Главная - Дикция
Исторические рамки развития культуры византии. Культура Византии

Культура Византии охватывает период европейского Средневековья. Она стала фактической наследницей древнегреческих традиций, параллельно впитав в себя культуры восточных народов, во множестве населявших территорию империи.

Византийская культура: исторический период

Строго определенных территориальных или периодических границ у нее нет. Считается, что начальный этап ее развития берет начало от основания Константинополя – то есть, с 330 года, а ее конец определен серединой 15 века, когда в 1456 году империя была окончательно уничтожена турками. Однако неоспоримо влияние Византии на культуру Древней Руси и других славянских государств, так что она продолжила свое существование в этих странах. Считается, что 11 век стал периодом ее расцвета.

Культура византии развивалась под влиянием различных исторических событий в рамках борьбы язычества и христианства, а также становления государства от античности до средневекового времени. Результатом этих процессов стало то, что в основу византийской культуры было положено христианство.

Византийская культура: особенности

Она считается очень самобытной, поскольку, в отличие от культуры Европы в Средние века, в нее вкраплены элементы восточных цивилизаций. В то же время невозможно не заметить влияние уже ушедшей античности и нового веяния – мусульманства. Доминантная роль религии определила основную черту это оригинальной культуры – человек в ней ориентировался на мир высшей истины, идеальный и часто иррациональный. Это объясняется тем, что в центре всей парадигмы стояла религия.

Рис. 1. Византийская икона.

По той же причине византийское искусство представляет собой совершенно особый культурный феномен, который сегодня рассматривается на уроках истории в 6 классе. Дело в том, что художники в этот культурные период считались проводниками духовности, соответственно, на своих полотнах они воплощали божественный мир, а не собственное видение мира реального.

Образование в империи было доступно всем, а школа давала возможность продвинуться по социальной лестнице и занять видный пост. Если в Западной европе школы были церковными, то в Византии – светскими, Священное писание изучалось в них вместе с античными философией и поэзией.

Рис. 2. Книга из Византии.

Роль и дальнейшее влияние византийской культуры

Особое влияние она оказала на культуру Киевской Руси, которая после крещения наследовала ее традиции. Они стали основой для ее собственных культурных традиций, причем заимствовано было почти все. Так, князь Владимир после своего визита в столицу Византии был так впечатлен местной архитектурой, что сразу же повелел строить на Руси храмы по образцу византийских. Кроме того, полностью было перенято и искусство иконописи.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 3. Византийский храм.

Роль ее в европейских и мировых масштабах тоже была заметной, в основном потому, что византийская культура синтезировала в себе античные образцы греко-римского периода с восточными элементами. Невозможно также переоценить ее влияние на искусство восточной и южной частей Европы.

Что мы узнали?

Из статьи, которую можно использовать для доклада на уроке истории, мы узнали, что Византийская культура складывалась на протяжении более чем 10 веков: с момента основания Константинополя до взятия его турками. Изложенная кратко о культуре Византии информация помогла составить общее представление о том, что лежало в ее основе – это была религиозная составляющая, также искусства и цивилизация развивались благодаря общедоступности образования. Византийская культура оказало значительное влияние не только на Киевскую Русь, которая считается ее наследницей, но также на Южную и Восточную Европу.

Византия существовала с 395 по 1453 г. История ее возникновения такова. В 330 г. на месте древнегреческого поселения Византия была основана новая столица Римской империи Константинополь, названная по имени императора Константина. В 395 г. империя распалась на две части — Западную и Восточную, и последняя — Восточная Римская империя — впоследствии стала именоваться Византией. причем уже после того, как сама империя перестала существовать. Такое название ей дали европейские мыслители Нового времени с намерением отлучить Византию от связей с греко-римской культурой, включить ее целиком в «темное Средневековье» восточного типа.

Однако сами византийцы не согласились бы с подобной точкой зрения. Они называли себя «ромеями», т.е. римлянами, а свою столицу Константинополь — «вторым Римом», имея на то полное основание.

Византия стала достойной наследницей античной культуры. Она успешно продолжила дальнейшее развитие лучших достижений римской цивилизации. Новая столица — Константинополь — ревниво и не без успеха соперничала с Римом, довольно быстро став одним из красивейших городов того времени. Она имела большие площади, украшенные триумфальными колоннами со статуями императоров, прекрасные храмы и церкви, грандиозные акведуки, великолепные термы, внушительные оборонные сооружения. Наряду со столицей в Византии сложились многие другие культурные центры — Александрия. Антиохия, Никея. Равенна, Фессалоники.

Стала первой в полном смысле христианской культурой. Именно в Византии завершилось становление христианства, и оно впервые приобрело законченную, классическую форму в его ортодоксальной, или православной , версии. Огромную роль в этом сыграл Иоанн Дамаскин (ок. 675 г. — до 753 г.) — выдающийся богослов, философ и поэт, автор фундаментального фило- софско-теологического труда «Источник знания». Он завершил и систематизировал греческую патристику, гак называемое учение «отцов Церкви», благодаря чему христианство поднялось на уровень настоящей теории. Вся последующая теология в той или иной мере опирается на идеи и концепцию Иоанна Дамаскина. Он также является создателем церковных песнопений.

Огромный вклад в становление и утверждение православного христианства внес также Иоанн Златоуст (ок. 350-407 гг.) — выдающийся представитель искусства церковного красноречия, епископ Константинополя. Его проповеди, панегирики и псалмы пользовались огромным успехом. Он прославился как страстный обличитель всякой несправедливости, борец за осуществление аскетического идеала. Иоанн Златоуст ставил деятельное милосердие выше всяких чудес.

Продолжая и развивая теорию римского права, византийские ученые разработали собственную оригинальную концепцию, известную как византийское право. Его основой стала известная Кодификация Юстиниана (482-565) — византийского императора, который первым дал систематическое изложение нового права. Византийское право нашло применение во многих европейских и азиатских странах той эпохи.

В то же время византийская культура испытывала существенное влияние со стороны соседних восточных стран, особенно Ирана. Это влияние сказалось практически во всех областях общественной и культурной жизни. В целом же культура Византии явилась настоящим перекрестком западной и восточной культур, своеобразным мостом между Востоком и Западом.

Эволюция византийской культуры знала несколько взлетов и падений. Первый расцвет приходится на V-VI1 вв., когда в Византии завершился переход от рабовладения к феодальному строю. Возникший феодализм нес в себе как западные, так и восточные черты. В частности, от западноевропейского его отличала жесткая централизация государственной власти и налоговой системы, рост городов с их оживленной торговлей и ремеслом, отсутствие четкого сословно-классового деления общества. В VI в., при Юстиниане. Византия достигла наибольших территориальных размеров и стала могущественной средиземноморской державой.

В VI11-IX вв. Византия переживает смутные времена, отмеченные резким обострением социально-политических противоречий, источником которых была борьба за власть между столичной и провинциальной знатью. В этот период возникло движение иконоборчества, направленное против культа икон, объявленных пережитком идолопоклонства. К концу IX в. иконопочитание было вновь восстановлено.

X-XII вв. стали временем очередного подъема и расцвета Византии. Она устанавливает тесные связи с Киевской Русью. Роль христианства и Церкви в этот период значительно возрастает. В художественной культуре окончательно складывается зрелый средневековый стиль, главной чертой которого выступает спиритуализм.

XIII в. преподнес Византии самые тяжелые испытания, обусловленные прежде всего крестовыми походами. В 1204 г. крестоносцы взяли Константинополь. Столица была разграблена и разрушена, а сама Византия перестала существовать как самостоятельное государство. Только в 1261 г. императору Михаилу VIII удалось вновь восстановить и возродить Византийскую империю.

В XIV-XV вв. она переживает последний свой взлет и расцвет, что особенно ярко проявилось в художественной культуре. Однако взятие турецкими войсками в 1453 г. Константинополя означало конец Византии.

Наивысшими достижениями отмечена художественная культура Византии. Ее своеобразие состоит в том, что она сочетает в себе внешне несоединимые начала. С одной стороны, ей присущи избыточная роскошность и пышность, яркая зрелищность. С другой стороны, для нее характерны возвышенная торжественность, глубокая духовность и утонченный спиритуализм. Эти особенности в полной мере проявились в архитектуре византийских храмов и церквей.

Византийский храм существенно отличается от античного классическою храма. Последний выступал как обитель Бога, тогда как все обряды и празднества происходили снаружи, вокруг храма или на прилегающей площади. Поэтому главным в храме был не интерьер. а экстерьер, внешний его вид. Напротив, христианская церковь строится как место, где собираются верующие. Поэтому в ней на первый план выходит организация внутреннего пространства, хотя и внешний вид не теряет своего значения.

Именно в таком ключе построен храм св. Софии в Константинополе (532-537), ставший самым знаменитым памятником византийской архитектуры. Его авторами являются зодчие Анфимий и Исидор. Внешне он не выглядит слишком грандиозным, хотя его отличают строгость, стройность и великолепие форм. Однако внутри он кажется поистине необъятным. Эффект безграничного пространства создает прежде всего находящийся на высоте 55 м огромный купол диаметром 31 м, а также прилегающие к нему подкупола, расширяющие и без того огромное пространство.

Купол имеет 400 продольных окон, и когда солнечный свет заливает подкупольное пространство — он как бы парит в воздухе. Все это делает конструкцию удивительно легкой, изящной и свободной.

Внутри собора находится более 100 отделанных малахитом и порфиром колонн. Своды украшены мозаиками с символическим изображением креста, а стены облицованы ценнейшими породами мрамора и украшены мозаичными росписями, содержащими различные религиозные сюжеты и портретные изображения императоров и членов их семей.

Храм Софии стал редчайшим творением человеческого гения, подлинным шедевром не только византийского, но и мирового искусства. Храм примечателен еше и тем. что в нем органически объединены два основных типа конструкции: базиликальная и крестово- купольная.

Базилика представляет собой прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн натри, пять или больше продольных нефов, средний из которых обычно шире и выше боковых. Восточная сторона базилики заканчивается полукруглым выступом — апсидой, где помешается алтарь, а на западной стороне находится вход.

Крестово-купольная постройка в плане чаще всего является квадратной. Внутри она имеет четыре массивных столба, которые делят пространство на девять обрамленных арками ячеек и поддерживают находящийся в центре купол. Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды образуют равноконечный крест. До IX в. преобладающим типом византийского храма была базилика, а затем — усложняющийся крестово — купольный.

Помимо Константинополя, большое число архитектурных памятников сосредоточено также в Равенне, городе на североитальянском побережье Адриатики. Здесь находится внушительный мавзолей Галлы Плацидии — византийской царицы V в. В Равенне стоит оригинальная восьмигранная церковь Сан-Витале (VI в.). Наконец, здесь также находится гробница великого Данте (XV в.).

Византийские зодчие успешно строили и вне пределов своей империи. Одной из ярких удач в этом плане стал собор Сан-Марко (св. Марка) в Венеции (XI в.), представляющий собой пятинефную базилику, в которую вписан равноконечный крест. Каждый из отрезков креста, перекрытый отдельным куполом, повторяет в обшей системе конструкции единую тему креста в квадрате. В центре собора находится самый большой купол. Внутри храм облицован мраморными плитами и украшен полихромной мозаикой.

В последний период существования Византии (X111-XV вв.) ее архитектура становится все более сложной. Грандиозные сооружения как бы распадаются на несколько небольших самостоятельных построек. При этом роль наружной декорации зданий возрастает. Характерным примером такого сооружения может служить монастырь Хора в Константинополе, перестроенный впоследствии в церковь Кахриз Джами.

Культура Византии славилась не только шедеврами архитектуры. Не менее успешно развивались и другие виды и жанры искусства — мозаика, фреска, иконопись, книжная миниатюра, литература. Особого выделения заслуживает прежде всего мозаика. Следует подчеркнуть, что в этом жанре искусства Византия не имеет себе равных. Византийские мастера знали все секреты изготовления смальты с чудесными свойствами, а также умели с помощью искусных приемов превращать исходное разноцветье в удивительно живописное целое. Благодаря этому они создали непревзойденные шедевры мозаики.

Прекрасные мозаики украшают храм Софии и другие упомянутые выше архитектурные памятники, из которых особого упоминания заслуживают усыпальницы Равенны, где основным сюжетом мозаики выступает Христос — Добрый Пастырь. Великолепные мозаики были в Церкви Успения в Никее, разрушенной войной в 1922 г. Редкие по красоте мозаики украшают Церковь Димитрия в Фессалониках.

К XI в. сложился законченный, классический стиль византийской мозаики. Он отличается строгой системой расположения сюжетов, иллюстрирующих и раскрывающих основные темы и догматы христианства. По этой системе в куполе храма помещается поясное изображение Христа Пантократора (Вседержителя), в алтаре-апсиде фигура Богоматери-Оранты, молящейся с воздетыми руками. По сторонам ог нее даются фигуры архангелов, а в нижнем ряду — апостолов. Именно в таком стиле исполнены многие мозаичные циклы XI-XI1 вв. как в самой Византии, так и за ее пределами.

Высокого уровня достигает в Византии иконопись . представляющая собой вид станковой культовой живописи. Период первого расцвета византийской иконописи приходится на Х-ХИ вв.. когда в иконе господствующее положение занимает изображение человеческой фигуры, а другие элементы — ландшафт и архитектурный фон — передаются весьма условно. К числу выдающихся образцов иконописи данного периода относится икона Григория Чудотворца (XII в.), которую отличает глубокая одухотворенность, тонкий рисунок и насыщенный цвет. Особо необходимо отметить икону Владимирской Богоматери (XII в.), которая стала на Руси главной иконой Русской православной церкви и остается ею вплоть до наших дней. Изображенная на ней Богоматерь с младенцем наделена проникновенным выражением и при всей своей святости и духовности наполнена глубокой человечностью и эмоциональностью.

Очередной и последний период расцвета иконописи приходится на XIV-XV вв., от которого сохранилось большое количество прекрасных икон. Как и вся живопись, иконопись данного периода претерпевает заметные изменения. Усложняется цветовая гамма, чему способствует использование полутонов. Усиливаются естественность и человечность изображаемых фигур, они становятся более легкими и подвижными, нередко изображаются в движении.

Выдающимся образцом подобной живописи является икона «Двенадцать апостолов» (XIV в.). Изображенные на ней апостолы предстают в разных позах и одеждах, они держатся свободно и раскованно, как бы беседуют между собой. Передние фигуры больше задних, их лица объемны благодаря использованию тонких бликов. В XV в. в иконописи усиливается графическое начало, иконы исполняются со штриховкой тонкими параллельными линиями. Ярким примером подобного стиля является икона «Сошествие Христа в ад» (XV в.).

Подобно архитектуре и мозаике, иконопись нашла широкое распространение за пределами Византии. Многие византийские мастера успешно трудились в славянских странах — Сербии, Болгарии, Руси. Один из них — великий Феофан Грек — создавал свои произведения в XIV в. на Руси. От него дошли до нас росписи в Церкви Спаса Преображения в Новгороде, а также иконы в Благовещенском соборе Московского Кремля.

В 1453 г. под натиском турок Византия папа, однако ее культура продолжает существовать и в наши дни. Она занимает достойное место в мировой культуре. Свой главный вклад в мировую духовную культуру Византия внесла прежде всего через утверждение и развитие православного христианства. Не менее значительным был также ее вклад в художественную культуру, в развитие архитектуры, мозаики, иконописи, литературы. Следует особо отметить ее благотворное влияние на становление и развитие .

Конспект по культурологии

Византийская империя возникла на рубеже двух эпох - крушения поздней античности и рождения средневекового общества в результате разделения Римской империи на восточную и западную части.Географическое положение Византии, раскинувшей свои владения на двух континентах - в Европе и Азии, а порою простиравшей свою власть и на области Африки, делало эту империю как бы связующим звеном между Востоком и Западом. Смешение греко-римских и восточных традиции наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство византийского общества. Однако Византия пошла своим историческим путем, во многом отличным от судеб стран, как Востока, так и Запада, что определило и особенности ее культуры.

В истории европейской, да и всей мировой культуры византийской цивилизации принадлежит особое место, для нее характерны торжественная пышность, внутреннее благородство, изящество формы и глубина мысли. В течение всего тысячелетнего существования Византийская империя, впитавшая в себя наследие греко-римского мира и эллинистического Востока, представляла собой центр своеобразной и поистине блестящей культуры. Кроме того, вплоть до XIII в. Византия по уровню развития образованности, по напряженности духовной жизни и красочному сверканию предметных форм культуры, несомненно, находилась впереди всех стран средневековой Европы.

Особенности византийской культуры состоят в следующем:

1) синтез западных и восточных элементов в различных сферах материальной и духовной жизни общества при господствующем положении греко-римских традиций;

2) сохранение в значительной степени традиций античной цивилизации, послуживших основой развития в Византии гуманистических идей и оплодотворивших европейскую культуру эпохи Ренессанса;

3) Византийская империя в отличие от раздробленной средневековой Европы сохранила государственные политические доктрины, что наложило отпечаток на различные сферы культуры, а именно: при все возрастающем влиянии христианства никогда не затухало светское художественное творчество;

4) отличие православия от католичества, что проявлялось в своеобразии философско-богословских воззрений православных теологов и философов Востока, в догматике, литургике, обрядности православной церкви, в системе христианских этических и эстетических ценностей Византии.

Становление византийской культуры происходило в обстановке глубоко противоречивой идейной жизни ранней Византии. Это было время складывания идеологии византийского общества, оформления системы христианского миросозерцания, утверждавшегося в острой борьбе с философскими, этическими, эстетическими и естественнонаучными воззрениями античного мира.

В патриотической литературе ранневизантийской эпохи, в трудах Василия Кесарийского, Григория Назианзина и Григория Нисского, в речах Иоанна Златоуста, где закладывался фундамент средневекового христианского богословия, мы видим сочетание идей раннего христианства с неоплатонической философией, парадоксальное переплетение античных риторических форм с новым идейным содержанием. Каппадокийские мыслители Василий Кесарийский, Григорий Нисский и Григорий Назианзин закладывают фундамент византийской философии. Их философские построения уходят корнями в древнюю историю эллинского мышления. В центре патриотической философии находится понимание бытия как блага, что дает своеобразное оправдание космоса, а, следовательно, мира и человека. У Григория Нисского эта концепция порой приближается к пантеизму.


Периодизация культуры Византии:

До конца 5 в. - ранневизантийский этап (характеризуется эклектичностью культуры, большим количеством локальных вариантов, сильными античными традициями)

Конец 5 - начало 6 в - - формирование культуры в рамках Византийской империи, формирование своеобразной “средиземноморской” культуры.

Основные направления развития Византийской культуры в 4 - п.п. 7 вв.

Формирование культуры Византии раннего периода опиралось на традиции дохристианской (эллинистической) и христианской культур. Эклектичность культуры Византии (смешение дохристианских и христианских элементов).

Культуру Византии характеризуют, прежде всего, как городскую культуру.

Христианство оформилось как качественно новая структура в системе культуры. Христианство стало основой формирования не только государственности, но и всего комплекса культуры. На принципах христианства сформировались философия, литература, фольклор, система образования. Развитие христианства подтолкнуло формирование новых школ изобразительного искусства и архитектуры. Христианство характеризуется как сложная религиозно-философская система.

В формирование христианской идеологии наблюдалось два крупных течения: аристократической (было связано с господствующей церковью, представляло государственные интересы, охватывало элитарные слои общества) и плебейско-народное (большое влияние оказали ереси, в социально-сословной плане это течение представляли наиболее бедные слои населения и беднейшее монашество). Аристократическое течение, несмотря на жесткие христианские рамки, активно использовало и пропагандировало античное наследие. Второе течение включило, кроме религиозной составляющей, этническую. Вернее, этнические культуры местного населения, характеризовавшиеся определенными локальными различиями. На этой, в значительной степени народной, основе формируются многие жанры литературы (повесть и хроника (монашеские), церковная поэзия и агиография). Особенно богата историческая литература. В 4 - 6 вв. оформились школы географической литературы: антиохийская (догматический подход, основа - Священное писание), каппадокийско-александрийская (продолжали традиции греческой географической школы).

Главной функцией религии постепенно становится регулирующая, нормативная, подчиняющая функции. Религия приобрела новую эмоциональную окраску. В рамках отправления христианского культа были использованы традиции массовых зрелищ с обязательным участием всех членов общества. В противовес веселым праздникам античной культуры, в Византии формируются новые культовые традиции, характеризующиеся пышностью, мрачностью, прерогативой отдельных социально-сословных групп в отправлении культа, использование элементов римского императорского культа. Главным качественным отличием является пессимизм христианских богослужений, в отличие от оптимизма античных. Религиозная система пришла к сер. 7 в. к определенному кризису – иконоборческое движение.

В Византийской культуре сформировалась собственная музыкальная культура, основанная на религиозной традиции. Основой формирования традиции была литургия и сочетание церковной музыки и народной. Можно выделить специфическую музыку: государственная, народная сельская, городская, театральная, обрядовая церковная и т.п.

Наука

Сферы науки: математика, астрономия+астрология, медицина, агрономия, философия (неоплатонизм), история, география, алхимия.

● уцелели старые центры науки (Афины, Берут, Газа, Александрия);

● появились новые крупные научные центры – Константинополь;

● сохранились доримские традиции в научном знании;

● “вливания” новых достижений со стороны арабов и болгар.

Философия Византии характеризуется как носящая мистический и теистический характер. В то же время, продолжались традиции, заложенные еще в Др. Греции. Наиболее значительной была школа неоплатоников (Прокл Диадох, Плотин, псевдо-Дионисий Ареопагит).

Происходит формирование научной мысли , в том числе философской и эстетической, что связано с развитой социальной структурой общества и является в рассматриваемый период прерогативой элитарных слоев; происходит кардинальное изменение представлений о человеке, его месте в мире, космосе, обществе.

Формируется концепция всемирной истории, основанная на Библии (в церковной историографии).

Политическая мысль в культуре Византии представляет особый цельный блок культуры. Политическая мысль сформировалась на основе трех компонентов: традиции эллинизма, римские традиции государственности и христианство.

Система образования в большей степени, чем другие сферы жизни, сохранила античное, особенно греческое, наследие. Византия унаследовала классическое образование с заложенной в его основу системой семи свободных искусств. Существовали начальные, средние и высшие школы. Высшие школы в свою очередь являлись центрами науки и искусства, центрами культуры. На протяжении рассматриваемого периода наблюдается смена ориентаций в системе образования. Постепенно образование стараются переориентировать с принципов античной культуры на христианскую основу.

Развитие исторической мысли в Византии.

В исторической литературе освещались небольшие отрезки времени, в центре внимания стояли события, современные авторам

Произведения исторической литературы написаны на основании современных авторам документов, рассказов очевидцев, личного опыта

Отсутствие компилятивности

Ограниченность исторического кругозора и общеисторической концепции

Сильное влияние политики на историческую литературу

Определенная субъективность

Преобладали представления о цикличном повторяющемся времени, заимствованные у античных историков (создатели концепции - Платон, Аристотель, неоплатоники), в качестве идеала трактовалось круговое движение

Принцип казуальности - один из главных историко-философских принципов, используемых историками (использовали вслед за Геродотом, Фукидидом и Полибием), причинные (казуальные) связи присутствовали как реальные, так и мистические

Вера во всесильную роль судьбы, как следствие - подмена причинны следствием, поиск несуществующих мистических причин и пр., признание фатализма как фактора исторического развития

Хронологическая последовательность часто заменяется ассоциативной либо проблемным или ассоциативным методом изложения. В сочинениях светских историков ранней Византии указание на точное время того или иного события часто заменяется описательными, расплывчатыми выражениями (связано с понятием цикличного повторяющегося времени)

Эклектичность произведений византийских историков (на основе античных воззрений)

Философские воззрения и их изложение составляли значительную часть исторических произведений

Литература и театр

▬ развивалась на основе греческого языка, а, значит, греческой литературы;

▬ для содержания и сюжетной линии характерно сочетание античных мифов и евангельских сказаний;

▬ церковная поэзия в популяризаторских целях быстро стала использовать народный язык;

▬ форма прозаических и придворных романсов с цитатами из произведений античных авторов; развивалась специфическая придворная литература;

▬ ярко выраженная жанровая литература (проза, стихи, сатира, церковный канон)

Театр сохранил свое значение. В культуре Византии присутствовали и античные трагедии и комедии и цирковые виды искусства (жонглеры, гимнасты, укротители конные ристания и пр.). Цирковые виды искусства имели большую популярность и значение.

Тенденции развития изобразительного искусства и архитектуры. Прикладное искусство .

Расцвет изобразительного искусства в 6 в. н.э. – эпоха Юстиниана 1 (параллельное развитие на большей части территории Византии).

Актуальной была проблема социальной принадлежности искусства.

Изобразительное искусство : развивались мозаика, скульптура (скульптурные барельефы), резьба (слоновая кость), книжная графика.

Архитектура : развитие монументальной архитектуры шло параллельно с распространением христианства. В период иконоборчества распространение растительных и зооморфных мотивов в орнаменте. В резьбе – резьба по камню.

Изобразительное искусство , как и система образования, первоначально основывалось на лучших античных традициях. Постепенно происходила переориентация в русле христианской идеологии. Красота естественная ценилась выше, чем красота “рукотворная”. Здесь прослеживается разделение духа и тела человека, божественного и земного и предпочтение отдавали божественному, естественному. Произведения искусства, созданные руками человека были своего рода “вторичным продуктом”, не божественным.

Византийцы, как и их предшественники не выделяли для себя сферу эстетического. Древний библейский мотив творения богом мира стал стержнем внерационального, эстетического подхода к восприятию и преобразованию мира, акт творения в новой христианской традиции. Византийская культура переняла основополагающий принцип античной эстетики - принцип гармонии. В 4 - 5 вв. в искусстве еще сильны были античные традиции. К 6 в. искусство прониклось идеями христианства. В основу идеи произведения искусства закладывался не античные принцип гармонии и спокойствия, умиротворенности, созерцании, а принцип борьбы духа и тела, положительных и отрицательных сил. Этот принцип придал произведениям искусства новое звучание. Основа формы часто оставалась старой (например, базилика в архитектуре)

Распространение и упрочение христианского культа способствовало развитию прикладного искусства (ткачества, ювелирного дела, резьбы, мозаичного искусства).

Архитектура

Византийская архитектура рассматривается как продолжательница традиций античного мира. Новой составляющей в искусстве было христианство. К 6 в. намечаются коренные перемены как в искусстве вообще, так и в архитектуре. Характерным является отрицание к 6 в. античного наследия в искусстве, а, значит, использование античных элементов, традиций и принципов было либо забыто, либо завуалировано.

Одной из немногих, перенятых из эллинистической и римской культур, стала конструкция базилики. Базилика в Византии стала не только культовым но и общественным зданием. Базилики различали по их предназначению: судебные, дворцовые и пр.

Базилика стала преобладающим, фактически обязательным типом храма. Базилика строится ориентированной по оси запад-восток. Алтарная часть византийской базилики, в отличие от более раннего времени, обращена к востоку. Культурная, религиозная и политическая общность территории вера к заимствованию элементов и взаимовлиянию стилей, обмену композиционными идеями и декоративными формами. В то же время, в каждом регионе средиземноморья архитектура основывается на местных традициях. Формированию локальных особенностей архитектуры способствуют не только влияния соседних культур и местных традиций, но и такие конкретные моменты, как, например, материал доступный для строительства.

Наиболее единообразными и однородными архитектурные формы были в Риме того времени. Для построек характерна ориентировка здания по оси запад-влсток, вытянутость по этой же оси, осевое движение формируется построением и своеобразной динамикой движения нефов к алтарной части храма. доминирует тип трехнефной базилики. пропорции нефов отличаются от более ранних, римских хорошо выраженным вертикальным членением, покрываются мраморной облицовкой или мозаиками. Аналогичные черты общественной архитектуры были характерны для Северной Африки. Особый тип архитектуры формируется в Сирии: в композиции храма актуальными были кубические формы, меньшее внимание уделялось пространственной осевой динамике в горизонтальной плоскости, сокращается количество внутренних опор, внутреннее помещение зала приобретает зальный вид, пространство храма группируется вокруг центрального нефа. За счет таких изменений сирийские храмы производили на входящего иное впечатление. Человек находился не в динамичном, двигающемся пространстве, а в статичном, спокойном зале. Зодчие достигали эффекта покоя.

Дворцы как памятники архитектуры имели не меньшее значение, чем базилики.

Типичные памятники зодчества 4 в.:

п.пол. 4 в. - Храмы-мартирии (Рождества в Вифлееме и Воскресения в Иерусалиме)

сер 4 в. - Храм Апостолов в Константинополе (в плане - вид 4-хконечного креста)

4 в. - Храмы при императорских резиденциях

В 5 в. происходит стабилизация и типизация приемов и композиций в архитектуре в связи с массовым строительством храмов. Преобладающим материалом была плинфа . Широко применялась техника строительства, при которой ряды плинфы чередовались с рядами камня на растворе. Техника пришла в Константинополь из Малой Азии. Конец 5 в. характеризуется подъемом архитектуры. Константинополь постепенно превращался в ведущий художественный центр. Кроме базилик, архитектурными памятником этого времени стал городской архитектурный ансамбль с тройными городскими стенами., императорским дворцом, ипподромом и пр. (Дворец Константина).

Живопись

Близость к античным художественным традициям;

Использование античных канонов изображения, построения и организации пространства;

Сильные локальные различия (западная и восточная части империи);

Формирование особой, отличной от предшествующей, символики;

Наряду с общехристианской символикой формируется “прообразовательная” (предсказательная) символика.

Самые ранние живописные произведения - росписи в катакомбах, они относятся к ко 2 - 4 вв. Росписи появились параллельно с господствующим дохристианским искусством и относятся по времени к довизантийской эпохе. Их называют наиболее ранними по сюжетной тематике.

3 в. - фресковая роспись (баптистерий при христианском молитвенном доме в Дура Европос на Евфрате) - самый ранний опыт христианского монументального изобразительного искусства. (исключение составляют росписи в катакомбах).

Произведения искусства с 4 в. имеют церковное назначение или включаются в круг христианской символики.

Культура Византии серелины 7 – 12 вв.

Формирование устойчивой религиозной системы, на основе которой сформировалась устойчивая структура общества с деспотической формой власти, отношения внутри общества, наука, система образования и администрирования, искусство и пр. Христианская религия упроила и обосновала отличия в культуре элиты общества и основной части общства. Этот период в культуре Византии характеризуется наличием исключительно христианского мировоззрения. В результате усиления церкви увеличивается количество служителей культа и культовых сооружений (особенно монастырей). В то же время сохраняется традиция плюрализма в личных религиозных взглядах, сохраняются секты (монофизитов и монофилитов).

К концу рассматриваемого периода наблюдается возрастание интереса к культуре Античности.

Происходит доработка богословской системы . Иоанн Дамаскин критикует врагов правоверия (несториан, манихеев, иконоборцев). Он проводит систематизацию богословия, представляя богословие как особую систему идей о Боге. И. Дамаскин постарался устранить противоречия из церковных догматов.

К 11 в. открывается первая высшая духовная школа при патриархии, главным предметом в которой была теология.

Литература характеризуется целым комплексом разнообразных явлений:

Много заимствований (в том числе и из античных памятников);

Широко распространяются произведения народно-язычной литературы (например, на основе цикла народных песен);

Как жанр литературы возникает и распространяется роман (в культуре эллинизма уже были прецеденты);

Популярными становятся сатирические произведения, направленные против духовенства;

Отмечают взаимопроникновение разных литературных жанров (эпоса, романа, жития и пр.);

В 9 – 10 в. широко развивается агиография (обработка и переписывание уже существующих житий святых); в рамках агиографии развивается поэзия (поэтизация монашества, идеализация жизни монахов).

В исторической мысли этого периода исследователи прослеживают типичные средневековые черты:

○ повествовательность;

○ отсутствие литературного героя;

○ формирование образа идеального государя (образ равноапостольного Константина Великого);

○ фиксация событий при почти полном отсутствии описаний – событийность произведений, популярность исторических хроник;

○ индивидуализация произведений (автор, например, Михаил Пселл, использовал свои приемы, индивидуальная конструкция исторических произведений, авторские оценки событий).

Архитектура и изобразительное искусство

Представления о прекрасном, гармонии, произведениях изобразительного искусства формируются под влиянием церкви. К этому времени складывается система христианской символики цвета.

В 9 – 11 вв. происходит реставрация старых, разрушенных в период иконоборчества, памятников;

Восстанавливают некоторые памятники монументальной живописи (например, мозаики Храма Св. Софии в Константинополе);

Развивается книжное искусство (11 – 12 вв. – расцвет книжного дела), формируется столичная школа книжного дела;

Строится много новых храмов и монастырей;

Появляются трактаты по искусствоведению.

В архитектуре преобладает крестово-купольная композиция храма (возникла еще в 6 в.). В 9 – 10 вв. формируется свой архитектурный стиль: храм воспринимался как образ и модель мира . Архитектурные сооружения богато декорируются. Один из широко распространенных строительных приемов – узорчатая кирпичная кладка стен. В архитектурной композиции храмов этого периода характерной чертой является большое количество вертикальных линий, (исследователи говорят о возврате к античным греческим традициям). В архитектуре говорят о формировании локальных архитектурных школ разных регионов (собственно Византийская, Северо-Африканская и пр.)



ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА

культура Византии (4-15 вв.). В отличие от западноевропейской, В. к. испытала сравнительно слабое воздействие культурных влияний варварских племен. Вместе с тем В. к. многое черпала из антич. наследия, а также из культуры населявших Византию народов (сирийцы, армяне, славяне и др.); она испытала влияние араб. культуры. Образование зиждилось не только на свящ. писании, но и на поэмах Гомера; антич. авторов переписывали и изучали. Однако освоение антич. традиций было, как правило, схоластичным: они приобретали силу беспрекословного авторитета; отсюда - появление различных компиляций и словарей, подражание художеств. приемам древних авторов, сохранение классич. греч. яз. Как и повсюду, идеология, отражавшая интересы господств. класса, существовала в Византии наряду с идеологией оппозиц. кругов и идеологией нар. масс. Идеология господств. класса, хотя и сохраняла внешне антич. традиции, отвергла антич. идеал гармонич. развития свободной личности; в ее основе лежал церк. аскетич. идеал принижения плоти перед духом, выражающий в конечном счете идею смирения. Деспотич. характер визант. гос-ва имел своим следствием установление строгого контроля за идейной жизнью, порождавшего сервилизм перед власть имущими и безудержное восхваление правящего императора, господство трафаретных образов и словосочетаний, боязнь смелой мысли. Важнейшим центром офиц. В. к. был до 12 в. Константинополь, с 12 в. гл. очагами В.. к. стали провинц. центры, монастыри и феод. поместья. Оппозиц. элементы (гор. круги, нек-рые слои класса феодалов) стремились противопоставить апологии самодержавия учение (хотя и непоследовательное) о свободе человеч. личности, а также критику "тирании". Нар. культура находила свое выражение в эпосе и баснях, в песнях на разговорном яз. (отличавшемся от литературного), где подчас высмеивались императоры, в празднествах, сохранявших языч. формы, в выступлениях вожаков медведей, представления к-рых были пародией на судей и богачей, и т. д.

Историю развития В. к. можно разделить на след. периоды: 1) 4-кон. 7 вв. - период, характеризующийся борьбой отживающей цивилизации разлагающегося рабовладельч. об-ва, внутри к-рого уже зарождаются элементы феодализма, с новой идеологией; христ. церковь не только ведет борьбу против антич. культуры, но и стремится придать классич. наследию богослов. окраску, переработав его в духе христ. богословия (упадок позднеантич. полиса в 6-7 вв. и вторжения варваров неблагоприятно отразились на состоянии В. к.). 2) Кон. 7-сер. 9 вв. - период культурного спада в связи с сокращением ремесл. произ-ва и торговли, общей аграризацией, экономич. упадком. 3) Сер. 9-10 вв. - новый культурный подъем в Константинополе, распространившийся в 10 в. на провинц. города; 4) 11-12 вв. - период наивысшего развития В. к., обусловленного расцветом визант. городов. 5) Кон. 12-13 вв. - полоса культурного спада, связанного с экономич. и политич. упадком империи в кон. 12 в., усугубленным захватом и варварским разграблением Константинополя крестоносцами в 1204. 6) 14 - нач. 15 вв. - новый подъем В. к. в условиях зарождения гуманистич. идеологии и ожесточ. борьбы реакции против ростков визант. гуманизма, к-рый оставался ограниченным: главным в нем была не борьба за свободу мысли, а формальное восстановление антич. образованности. Слабость визант. гуманизма коренилась в ограниченности раннекапиталистич. развития в Византии.

Техника. В с.-х. технике сохранялись бесколесный плуг, молотьба с помощью запряженных в деревянные сани быков и ослов. Земледелие было двухпольным, важную роль играло виноградарство, садоводство и разведение оливы. Применялось искусств. орошение. Ручная или приводимая в движение скотом мельница с 11 в. вытесняется водяной; позднее появляется ветряная мельница. В 10 в. в монастырском х-ве делались попытки применить приводимую в движение быками "машину" для замешивания теста. Подъем ремесла заметен с сер. 9 в. в столице, с 10 в. - в провинции. С 9 в. широко распространяется поливная керамика, стеклоделие на антич. рецептах и др. Автоматич. механизмы, как и в древности, изготовлялись лишь для увеселений. В ювелирном и шелкоткацком произ-ве Византия до кон. 12 в. занимала первое место в Европе; в кораблестроении - первоначально обгоняла Зап. Европу (с 9 в. применялся косой парус).

Образование. В 4-7 вв. поддерживались традиции антич. образованности, сохранялись старые науч. центры (Афины, Александрия, Бейрут, Газа), возник новый - Константинополь. С кон. 7 в. высшее образование практически исчезло; возродилось лишь с 9 в. (Магнаврская школа в Константинополе). В 1045 был осн. Константинопольский ун-т с 2 ф-тами: юридическим и философским. При церкви св. Апостолов была создана высшая мед. школа. В кон. 13 в. крупным центром В. к. становится Мистра. Элементарные школы (частные или церк.-монастырские) существовали преим. в городах. Антич. обществ. б-ки с победой христианства были уничтожены (Константинопольская б-ка в 120 тыс. книг погибла в кон. 5 в.). Несмотря на распространение бомбициновой бумаги (уже в 11 в.), книги (до 14 в.) переписывались преим. на пергамене и были очень дороги, б-ки монастырей и частных лиц - невелики.

Математика. В математике широкое распространение получило комментирование соч. антич. авторов, в первую очередь Эвклида и Архимеда (Феон Александрийский (4 в.) и философ-неоплатоник Прокл Диадох (ок. 412-485); последнему принадлежит комментарий к первой кн. "Начал" Эвклида с рассмотрением постулата о параллельных линиях). В 6 в. Евтокий Аскалонский комментировал Архимеда и Аполлония. Из самостоят. произв. интересны исследования сечения конуса и цилиндра Сереном Антинейским (4 в.) и трактат по арифметике Домнина (515-585). Математич. знания применялись на практике: Синесий Киренский (ок. 370 - ок. 413) усовершенствовал астролябию, что способствовало развитию навигац. дела. Анфимий Тралльский оставил соч. "Об удивит. механизмах", где дал объяснение оптич. свойств зажигательных зеркал. В 1-й пол. 7 в. Стефан Александрийский написал трактат об устройстве астролябии. Хотя в дальнейшем математика в основном свелась к комментированию антич. образцов (прежде всего Герона), однако кое-какие новые моменты были внесены: в 9-11 вв. начинается применение индийских цифр в араб. написании, не получившее, однако, широкого распространения; в 9 в. Лев Математик использовал букв. обозначения в качестве символов, заложив основы алгебры. С кон. 13 в. интерес к математике усилился: математич. проблемы рассматриваются в спец. трудах Иоанна Педиасима, Максима Плануда, Мануила Мосхопула, Исаака Аргира. Несмотря на компилятивный в целом характер этих работ, наличие интереса к точным наукам показательно для последнего ("гуманистич.") периода В. к.

География. В сер. 4 в. Касторий составил карту дорог Рим. империи (от Британских островов до Цейлона), свидетельствующую о сравнительно высоком уровне географич. знаний. Анонимным автором, сирийцем по происхождению, было составлено "Полное описание мира и народов", где давалась обстоят. характеристика экономики и культуры стран Востока, обычаев и нравов вост. народов, а также описание торг. путей и важнейших экономич. центров Рим. империи. В 6 в. Гиерокл в "Синекдеме" дал перечисление провинций и городов Визант. империи, послужившее образцом для ряда поздних гос. и церк. справочников. Вся последующая географич. лит-ра вплоть до 13 в. сводится к небольшому количеству описаний путешествий, гл. обр. паломников.

Космография. Астрономия. В сер. 6 в. Косма Индикоплов написал "Христианскую топографию". Ставя своей задачей опровергнуть систему Птолемея, как противоречащую Библии, Косма утверждал, что земля имеет форму плоского четырехугольника, наподобие ковчега, окруженного океаном и покрытого небесным сводом. Это соч. означало шаг назад в представлениях о строении Вселенной. Однако в нем содержались ценные сведения о природе и животном мире, о быте и нравах населения Аравии и Вост. Африки, к-рые Косма посетил сам, и Индии, о крой он писал со слов очевидцев. В Византии антич. космогонич. представления сохранялись, и в 9 в. Фотий полемизировал против наивной космогонии Космы. Астрономич. наблюдения были подчинены интересам астрологии, к-рая часто становилась оружием в политич. борьбе. В 12 в. развернулась дискуссия об астрологии, достоинства к-рой защищал Мануил Комнин. В 14 в. появились соч. по астрономии, учитывавшие достижения араб. ученых ("Осн. начала астрономия, науки" Феодора Метохита).

Химия и ее спутница алхимия были неразрывно связаны с потребностями ремесл. произ-ва. Значит. уровня достигло в 4-7 вв. изготовление красок и стекла. Химия обслуживала художеств. ремесла - изготовление керамич. изделий, мозаичной смальты, эмалей. Большую роль она играла в медицине. Известны рецепты нек-рых красителей и лекарств, а также спец. руководства по их изготовлению. Стефан Александрийский создал трактат по алхимии, где ставил вопрос о производстве золота. Ученые-химики в ранней Византии, по-видимому, уже применяли спец. обозначения химия, веществ, являющиеся предшественниками обозначения элементов. Огромное практич. значение имело изобретение в Византии в 7 в. греч. огня. В 678 сирийский архитектор Калинник впервые предложил применить в морском бою против араб. кораблей зажигат. смесь, дающую не гасимое водой пламя и даже воспламеняющуюся при соприкосновении с водой. Состав греч. огня долгое время хранился в глубокой тайне; позднее было установлено, что он состоял из нефти, смешанной с асфальтом, смолами, негашеной известью и др. горючими веществами. Изобретение греч. огня на долгое время обеспечило Византии перевес в морских сражениях.

Медицина. В медицине наряду с изучением соч. Галена и Гиппократа создавались самостоят. труды, обобщающие врачебный опыт. Крупным мед. центром была Александрия, где изучалась анатомия. Врач Орибасий из Пергама (326-403) составил мед. энциклопедию в 76 кн. (сб. извлечений из произв. древних медиков и обобщение личного опыта автора). Ко 2-й пол. 4 в. относится деятельность врача Филагрия (диагностика и терапия болезней печени и селезенки) и Посидония (попытка локализовать психич. способности в различ. участках мозга). В 6 в. врач Аэций из Амиды составил руководство по медицине в 16 кн., Александр Тралльский - труд по патологии и терапии внутр. болезней, переведенный впоследствии на лат., сирийский, араб. и евр. яз. Павел Эгинский (7 в.) был автором руководства по хирургии и акушерству, получившего затем известность у арабов. В последующий период византийцы использовали не только антич. наследие, но и произведения араб. медиков: уже в 10 в. было переведено соч. Абу Джафар Ахмеда; позднее Симеон Сиф в кн."О воздействии пищи" использовал не только Галена, но и совр. араб. рецепты. Араб. традиции были использованы и поздними визант. анатомами и фармакологами, в т. я. Николаем Миренсом (кон. 13 в.), соч. к-рого по фармакопее пользовалось авторитетом на З. вплоть до 17 в. Мед. обслуживание стояло на сравнительно высоком уровне: так, в Константинополе в 12 в. была создана больница из 5 отделений со спец. штатом врачей.

Естествознание. Ранневизант. период не богат серьезными науч. трудами; зоология и ботаника носили чисто прикладной, описат. характер. В 5-6 вв. Тимофеем из Газы был написан трактат о животных Индии (извлечение из произведений древних авторов). Своеобразными христ. энциклопедиями естествознания стали т. н. "Шестодневы", основанные на библ. сказании о "сотворении мира" в 6 дней. Наибольшей известностью пользовались "Шестодневы" Василия Кесарийского и Григория Нисского, в к-рых делалась попытка переосмыслить антич. представления о мире с т. зр. христ. богословия. Наряду с этим в них содержались сведения о животном и растит, мире, основанные на наблюдениях живой природы. Широко были распространены созданные еще в первых веках н. э. сборники естественноисторич. сведений о животных, т. н. "Физиологи", приобретшие теперь церк. окраску и богословско-аллегорич. истолкование. Потребности с. х-ва настоятельно требовали расширения и систематизации агротехнич. знаний. В 4 в. Анатолий из Бейрута и Дидимий из Александрии создали трактаты по агрономии, обобщающие накопленный агротехнич. опыт. В 10 в. их трактаты были положены в основу компилятивного сб. "Геопоники".

Философия и богословие. Философия в Византии была подчинена богословию. Материалистич. элементы в философии преследовались. Однако в 12 в. они вновь усилились: напр., в речи Михаила Анхиала, философа при дворе Мануила Комнина, содержится полемика против тех, кто утверждал, что мир не сотворен и не имеет начала. Возникали также споры богословов с последователями Эпикура, утверждавшими, что не бог, а судьба управляет жизнью людей. Большим влиянием пользовалось идеалистич. филос. направление. В 4-7 вв. неоплатонизм, с одной стороны, был использован для выработки христ. вероучения (Псевдо-Дионисий Ареопагит), а с другой - послужил идейным источником арианства и нек-рых др. еретич. учений. Позднее, в 11 в., платоновский идеализм был использован Михаилом Пселлом и особенно Иоанном Италом для отстаивания права на критич. отношение к богослов. авторитетам; у философов 14-15 вв., особенно у Георгия Гемиста Плифона, учение Платона выступает как идейное обоснование гуманистич. тенденций. Важнейшим для визант. социологов был вопрос о природе императорской власти; если Валсамон отстаивал принципы автократии, то у ряда авторов мы находим осуждение императорского произвола и прославление абстрактной гуманности (Михаил Пселл, Никита Хониат, Никифор Влеммид). С завершением христологич. споров в 7 в. (монофелиты) наступил период систематизации визант. богословия, что было выполнено Иоанном Дамаскином, опиравшимся, помимо "отцов церкви", на систему Аристотеля, отвергнув ее диалектич. элементы; систематизация богословия протекала в борьбе с иконоборчеством. В дальнейшем господств. направление в визант. богословии сосредоточивает свои усилия на полемике с еретиками: павликианами и богомилами, и с латинянами (см. "Разделение церквей"). С 11 в. в Византии распространяется мистика (Симеон Новый Богослов), пытавшаяся увести возрождавшуюся пытливость человеч. ума в дебри сверхъестественного. В борьбе с элементами визант. гуманизма и рационализма (Варлаам) распространяются особенно в 14-15 вв. мистич. учения (Григорий Палама и др.).

Лит.ратура. В 4-6 вв. господствуют унаследов. от античности лит. формы: речи, письма, эпиграммы, эротич. повесть; под сильным влиянием антич. риторики находятся и церк. писатели (Василий Кесарийский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст). Зарождаются и новые лит. формы - церк. поэзия (Роман Сладкопевец), агиография, частично использующие нар. язык и нар. сказания. Эти лит. формы становятся ведущими в 7-1-й пол. 9 вв.; во 2-й пол. 9-10 вв. происходит активное собирание и переработка антич. памятников (Фотий, Арефа Кесарийский, Лев Хиросфакт, Константин VII Багрянородный), в лит-ру широко проникают светские темы, особенно популярным становится образ воина ("Дигенис Акрит"). С 11 в. осн. жанрами становятся речь и письмо, представляющие гораздо большие возможности для обсуждения обществ. проблем (Михаил Пселл, Иоанн Мавропод, Феофилакт Болгарский, Евстафий Солунский, Михаил Хониат и др.). С развитием критич. отношения к господств. идеологии особое внимание привлекает такой атеистич. писатель, как Лукиан, к-рому много подражают (напр., "Тимарион"). В поэзии 11-12 вв. можно встретить не только многословные панегирики и псевдоученые комментарии (Иоанн Цеца), но и полные юмора зарисовки живых сцен (Христофор Митиленский, Феодор Продром). В отличие от свойственного антич. лит-ре героизированного образа, визант. лит-ра стремится создать сложный образ противоречивого человека, греховного, но стремящегося к добру. С 12 в. живой яз. пробивает себе путь в поэзию. По-видимому, с укреплением феод. порядков связано распространение "куртуазного" романа. В лит-ре 14-15 вв. обществ. проблемы ставятся очень остро (Алексей Макремволит, Георгий Гемист Плифон, стихотворные басни), однако свойственные гуманистической литературе жанры развиты еще слабо (автобиографич. повесть Мануила Фила), антич. формы (письмо и речь) по-прежнему привлекают крупнейших прозаиков (Никифор Григора, Димитрий Кидонис). К чисто ср.-век. жанрам восходят как сатирич. повести, где героями выступают птицы, рыбы или плоды, так и "плачи".

Историч. наука. Соч. историков - один из интереснейших жанров визант. лит-ры. В 4-7 вв. были еще живы традиции антич. историч. науки. Наиболее крупный историк - идеолог аристократии Прокопий Кесарийский, критически оценивающий политику Юстиниана. Церк. историография (Евсевий Кесарийский, Сократ, Созомен) откровенно апологетична и лишена критич. отношения к источникам. В 8-9 вв. осн. вид историч. соч. - всемирные хроники, где большое внимание уделяется церк. событиям (Феофан Исповедник, Георгий Амартол). С 10 в. появляются произведения, авторы к-рых самостоятельно оценивают события и ставят своей задачей выяснение причины (Феофана Продолжатели). Расцвет историч. науки - 11-12 вв. (Михаил Пселл, Михаил Атталиат, Анна Комнина, Иоанн Киннам, Никита Хониат): образы действующих лиц становятся полнокровными, оценки событий - индивидуальными, сообщается много подробностей, внимание сосредоточивается на событиях, современниками к-рых были авторы. В историч. науке 13 в. наблюдается нек-рый спад (крупнейший историк - Георгий Акрополит). В 14 в. наряду с историч. соч., где богослов. проблемы занимают главенствующее место (Никифор Григора), зарождается характерный для гуманистич. лит-ры жанр субъективных история, мемуаров (Иоанн Кантакузин). Обширная историография 15 в. (Лаоник Халкокондил, Георгий Сфрандзи, Дука, Критовул), стремясь сохранить культурное наследие перед натиском турок, поднимает вопрос о величии визант. цивилизации.

Юриспруденция. Крупнейшее ее достижение - составление "Свода законов" (Corpus iuris) Юстиниана, где использованы рим. законы и соч. юристов, исходивших из норм рабовладельч. права. Компилятивный по существу сборник отличается образцовой структурой и сохраняет четкость формулировок рим. права. Юстиниан запретил дальнейшее самостоят. творчество юристов, ограничив его лишь переводами и комментариями "Свода". Предпринятые в 8 в. попытки использовать нормы действующего права (Земледельческий закон, отчасти Эклога законов) были затем оставлены, и визант. правовые соч. с 9 в. (Василики) и до 14 в. (Арменопул) - компиляции ранневизант. переводов рим. права. Однако в практич. судопроизводстве постоянно разбирались казусы и вырабатывались нормы, отличавшиеся от норм рим. права; изучать их можно по Пире (11 в.) и деловым актам.

Изобразит. искусство. В ранний период искусство сохраняло антич. традиции и мотивы, вытеснявшиеся ср.-век. системой художеств. творчества. Последняя окончательно сложилась к 9-10 вв., отчасти в результате победы учения иконопочитателей (полагавших, что священное изображение должно являться отражением отвлечен, божественного "архетипа") над иконоборцами (отрицавшими священные изображения). Ведущую роль в изобразит. иск-ве Византии играла живопись, достигавшая острой эмоциональной выразительности гл. обр. путем сочетаний плоских цветовых силуэтов, ритмики линий. В Византии развилось иск-во настенной росписи (мозаика, использующая смальту, в т. ч. золотую, и фреска, к-рую обычно заканчивали темперой), в к-рой в 6 в. четко определилось отвлеченное духовное начало (мозаики церкви св. Виталия в Равенне), а к 10 в. сложилась строгая система расположения сюжетов на стенах и сводах храма, связанная с композицией крестово-купольной церкви. Выдающиеся мозаики сохранились в соборе св. Софии в Константинополе (9-12 вв.), церкви монастыря в Дафни около Афин (11 в.), церкви монастыря Хора (Кахрие-Джами) в Константинополе (14 в.). Гл. видом станковой живописи стала иконопись, обычно выполнявшаяся на досках темперой, а в ранний период восковыми красками (наиболее ранние памятники - ок. 6 в.). Книжная миниатюра представлена церковными и светскими произведениями: сначала на свитках ("Свиток Иисуса Навина", копия 7 или 10 вв. с более раннего оригинала), затем в кодексах ("Венская книга бытия", 6 в., "Хлудовская псалтырь", 9 в., "Парижская псалтырь", 10 в.). В скульптуре со времени иконоборчества исчезает круглая статуя; продолжает развиваться иск-во рельефа и мелкая пластика. Большую роль играло декоративно-прикладное искусство (эмаль, ювелирное дело, резьба по слоновой кости, ткани, стекло), долго хранившее традиции антич. художеств. ремесла.

Архитектура. От поздней античности Византия восприняла традиции градостроительства; сохранялась рим. планировка с прямоугольной сеткой улиц. Однако уже в 5 в. в Константинополе определяется средневековая по типу планировка с центр. площадью и собором, куда сходятся гл. улицы. Для позднего периода характерна живописная планировка города, подчиненная рельефу местности (Мистра, 13-15 вв.). Города и монастыри были укрепленными. Архитектура жилища изучена слабо; известно, что дома в Константинополе достигали неск. этажей и имели в нижнем этаже аркады; домам в Мистре свойствен крепостной облик. Размерами и великолепием выделялись дворцовые постройки Константинополя (части Большого дворца императоров, 5 в.; т. н. Текфур-Серай, 14 в.). Сел. поселения известны, за исключением сирийских, плохо; в архитектуре поместий, вероятно, долго держались антич. традиции. Единый тип и стилевые особенности архитектуры Византии сложились в результате сочетания традиций, бытовавших в разных областях империи. Однако отличия местных школ сохранились, выражаясь, в частности, в использовании разных материалов: для зодчества столицы был характерен кирпич, для греч. школы - кирпич в сочетании с камнем, для вост. обл. Византии - камень. Ведущим в Византии было культовое зодчество, уже в ранних памятниках которого (базилики и центрич. купольные здания 4-5 вв.) внимание уделялось гл. обр. интерьеру, создававшему особый эмоциональный мир, резко отличный от окружающей среды. В течение 4-6 вв. пропорции церк. здания теряют свойственную античной архитектуре соразмерность с человеком; унаследованная от античности ордерная система начинает играть второстепенную, декоративную роль, а в развитой ср.-век. архитектуре исчезает вовсе. Крупнейший памятник раннего визант. зодчества собор св. Софии в Константинополе (532-537, арх. Анфимий из Тралл, Исидор из Милета) - трехнефная базилика, покрытая грандиозным куполом, укрепленным на парусах. С 6 в., наряду с купольной базиликой, разрабатывается тип крестовокупольного здания, сложившийся в 9-10 вв. и ставший характерным для ср.-век. зодчества Византии; его особенности: купол в центре здания (близкого в плане к квадрату), укрепленный на четырех опорах с помощью парусов; расходящиеся крестом от купола сводчатые проходы; купола по углам, между рукавами креста. Этот тип обеспечивал более надежную конструкцию здания, чем купольная базилика: распор гл. купола равномерно передается во все четыре стороны, а угловые купола создают противодействующее, погашающее давление на его четыре опоры (церкви Феодора, 11 в., Пантократора, 12 в., в Константинополе). Для Греции более характерен вариант, отличающийся тем, что купол крепится на торцах стен с помощью тромпов (церковь монастыря в Дафни, 11 в., и др.). Крестовокупольная конструкция получает выражение во внешнем облике храма, к-рому в отличие от ранних зданий придается большее значение (членение арками и колонками стен и барабанов куполов, узорная кладка и т. п.). Крестовокупольный тип храма, оказавший огромное влияние на зодчество соседних с Византией стран, просуществовал до гибели Византии, претерпевая лишь отдельные изменения (напр., двухъярусные храмы, базиликальные в первом и крестовокупольные во втором ярусе, в Мистре).

Музыка. В светской музыке, возвеличивавшей "дворцовый деспотизм", были распространены хоровые возгласы - славословия (эвфемии) и застольные величальные песни, часто в сопровождении органа и труб; в культовой музыке - молитвенное чтение нараспев (речитирование), псалмодия, позднее - тропари. Широкое распространение получила гимнография, виднейшими представителями к-рой были Роман Сладкопевец (6 в.), Андрей Критский (7-8 вв.), Иоанн Дамаскин (8 в.), Косма Иерусалимский (8 в.). Крупным центром гимнографии был Студийский монастырь (Феодор Студит, 8-9 вв). Музыка Византии, игравшая до 9 в. видную роль в Европе, позднее пришла в упадок.

Значение византийской культуры. В. к., являвшаяся частью ср.-век. культуры, сохранила многие антич. традиции. Вместе с тем в ряде обл. науки и техники были сделаны известные шаги вперед. Гуманитарные науки, дифференциация к-рых была крайне нечеткой, несмотря на сковывавшее влияние богословия и господство традиций, поднимали актуальные вопросы, хотя и в завуалированной форме. Лит-ра способствовала выработке нового эстетич. идеала: в противовес античному идеалу героизированного, гармонически развитого человека выдвигался образ человека маленького, слабого, греховного, но страстно жаждущего спасения. В визант. изобразит. иск-ве особенно четко были сформулированы принципы ср.-век. художеств. творчества. Будучи, по крайней мере до 12 в., наиболее культурным гос-вом Европы, Византия влияла на соседние страны (особенно на южнослав. гос-ва, Русь, Кавказ, а также на Италию и страны Центр. Европы). Через Византию дошли до нас памятники античной цивилизации: переписанные ср.-век. писцами рукописи греч. поэтов и сборники рим. права; визант. писатели (Фотий, Иоанн Зонара и др.) сохранили множество фрагментов из утерянных ныне сочинений. Визант. ремесл. техника, архитектура, живопись, гражд. и канонич. право, естествознание и лит-ра содействовали оформлению ср.-век. культуры соседних народов, многому научившихся у Византии. Особую роль сыграла В. к. в подготовке гуманистич. движения 14-15 вв.: переселившиеся из Греции в Италию и на Русь люди приносили с собой "греч. мудрость", греч. ученые (Георгий Гемист Плифон) и художники (Феофан Грек, Эль Греко) нашли свое место в культуре Возрождения. Вместе с тем присущее В. к. преклонение перед традицией нередко сковывало в находившихся под визант. влиянием странах свободное развитие науки, иск-ва и лит-ры.

Источн.: Byzantinische Geisteswelt. Von Konstantin dem Grossen bis zum Fall Konstantinopols, hrsg. v. H. Hunger, Baden-Baden, Halle, 1958.

Лит.: Успенский Ф. И.. Очерки по истории византийской образованности, СПБ, 1891; Соколов И., О народных школах в Византии с половины IX до половины XV в., "Церковные ведомости", 1897, No 7, 8; Рудаков А. П., Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии, М., 1917; Каждан А. П., Литаврин Г. Г., Очерки истории Византии и южных славян, М., 1958, с. 125-141; Банк А. В. Иск-во Византии в собрании Гос. Эрмитажа, Л.,1960; Липшиц Е. Э., Очерки истории византийского общества и культуры. VIII - пер. половина IX в., М.-Л., 1961; Шангин М. A., О роли греч. астрологич. рукописей в истории знаний, "ИАН СССР", Отд. гуманитарных наук, 1930, No 5; Лазарев В. Н., История визант. живописи, т. 1-2, М., 1947-48; Брунов Н. И., Очерки по истории архитектуры, т. 2, М.-Л., 1935; Krumbacher K., Geschichte der byzantinischen Literatur, 2 Aufl., Münch., 1897; Fuchs F., Die höheren Schulen von Konstantinopel im Mittelalter, Lpz. - В., 1926; Hussey J. M., Church and learning in the Byzantine Empire, L., 1937; Vogel K., Buchstabenrechnung und indische Ziffern in Byzanz (Akten des XI Internationalen Byzantinisten-Kongresses, München, 1958), Münch., 1960; Haussig H. W., Kulturgeschichte von Byzanz, Stuttg., 1959; Beck H. G., Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich, Münch., 1959; Seidler G. L., Soziale Ideen in Byzanz, В., i960; Tatakis B., La philosophie byzantine, P., 1949 (Histoire de la philosophie, (ed.) par E. Bréhier, Suppl. fasc. 2); Schreiber G., Bysantinisches und abendländisches Hospital, BZ, 1943-49, No 42; Grabar A., La peinture byzantine, Genève, 1953.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS