Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Конспект нод по пословицам и поговоркам. Конспект открытого урока по литературному чтению "Пословицы и поговорки" план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему Пословицы и поговорки поурочный план |
Разработка урока по русской литературе Класс, дата, предмет : 6 класс, 8.09, русская литература Тема урока : «Пословицы и поговорки» Тип урока : Вид урока : Комбинированный Цели урока: Образовательные: Формировать умение различать малые жанры фольклора, такие как пословица и поговорка; Обучить умению анализировать смысл пословиц и поговорок; - расширять представления о культуре и истории родного края. Развивающие: Развивать навыки устной речи учащихся; Воспитательные : Воспитывать посредством анализа пословиц любовь к родной литературе, к Родине и своей семье. Оборудование: доска, учебник Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.Я. Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2010., рабочий лист (Приложение № 1) Ход урока:
Список использованной литературы: Литература. Поурочные планы для 6 класса / авт.сост. С.Б.Шадрина. - Волгоград: Учитель, 2008. Фелицына В.П., Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения: Лингвострановедческий словарь/ Ин-т рус.яз. Им. А.С.Пушкина; Под ред. Е.М.Верещагина, В.Г.Костомарова. - М.:Рус.яз.,1979. Язык русских пословиц: Элективный курс для учащихся/Г.И.Канакина, Е.В.Викторова; под общ. ред. Г.И.Канакиной. - М.:Вербум - М, 2006 Приложение № 1 Рабочий лист по теме «Устное народное творчество» 1.Дайте определение: Словесное творчество народа - _________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ОБРЯД - _____________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Цель урока : способствовать более прочному и осознанному усвоению малых жанров устного народного творчества, развивая речь, творческое мышление учащихся. Цель урока будет достигаться путем решения ряда задач по формированию универсальных учебных действий. Задачи урока:
Оборудование:
Пакет с заданиями:
Урок 4 ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ 01.02.2012 51332 2394Урок 4 Пословицы и поговорки Цели: закрепить знания учащихся о пословицах и поговорках; учить раскрывать прямой и переносный смысл пословиц; дать элементы конспектирования. Ход урока I. Проверка домашнего задания. – Народная поэзия привлекала многих русских писателей и композиторов: А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, М. Пришвина, С. Есенина, А. Твардовского, М. Глинку, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, Г. Свиридова. Что же всех их, по-вашему, интересовало в русском фольклоре, русской народной обрядовой поэзии? II. Изучение нового материала. 1. Слово учителя. Мы продолжаем наше знакомство с русским народным творчеством. «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» – писал А. С. Пушкин. Эти слова великого мастера слова мы берем эпиграфом к нашему уроку. Наш разговор – о пословицах и поговорках. В чем их отличие и что между ними общего? Давайте попытаемся дать определения этим понятиям. Пословица – краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль. Поговорка – меткое, яркое народное выражение, часть суждения, без выводов, без заключения. Запись в тетрадях учащихся. 2. Чтение статьи учебника с элементами конспектирования. Общее в пословицах и поговорках: – в них мудро и точно отразилась жизнь народа; – создавались многими поколениями людей; – появились еще в то время, когда не было письменности; – они, как правило, безымянны; – в течение столетий совершенствовались; – темы бесчисленны и безграничны. Отличие сам народ видит в том, что поговорка – украшение речи (цветок) , а пословица – суждение полное, завершенное, зрелое (ягодка) . В живой речи часто поговорка становится пословицей, а пословица превращается в поговорку. 3. Беседа по прочитанной статье учебника. – О чем говорит народ в своих пословицах, какие темы отражены в них? – Почему пословицы легко запоминаются? (В них есть ритм и рифма.) 4. Чтение пословиц, их комментирование. Задание: озаглавить каждую группу пословиц. Слова для справок: с. 16, вопрос 2. Раскрытие прямого и переносного смысла пословиц и поговорок. Каждая пословица имеет прямой и переносный смысл. Попытайтесь раскрыть прямой, а затем переносный смысл следующих пословиц: џ Лес рубят – щепки летят. џ Не зная броду, не суйся в воду. џ Цыплят по осени считают. џ От яблони – яблоки, а от сосны – шишки. В чем смысл следующих поговорок: џ «на попятный двор» (отказаться от дела, от слов). џ «заткнуть за пояс» (победить кого-либо). џ «рвет и мечет» (злится, бесится). џ «при царе Горохе» (очень давно). џ «медведь на ухо наступил» (отсутствие музыкального слуха). 5. Объяснение учителя с элементами беседы. Часть пословиц и поговорок пришла к нам из сказок («Битый небитого везет», «Кому вершки, а кому корешки» и др.), а некоторые пословицы вошли в народ из басен И. А. Крылова, например: «У сильного всегда бессильный виноват», «А воз и ныне там», «Слона-то я и не приметил». – Вспомните, из каких басен эти пословицы? На
титульный лист своего
труда «Пословицы русского
народа» – Как вы думаете, в чем его смысл? – Почему именно это изречение выбрал Даль? III. Подведение итогов урока. Домашнее задание: придумать небольшой рассказ по одной из пословиц. Скачать материалПолный текст материала смотрите в скачиваемом файле. Внеклассное занятие по теме: «Пословицы-народная мудрость». Учитель: Ярмушкина Н.Г. Цель : познакомить с новыми пословицами, поговорками; учить задумываться над их смыслом; учить кратко и последовательно выражать свои мысли с помощью пословиц и поговорок; воспитание ответственного отношения к любому делу. Ход занятия: Учитель: Сегодня мы поговорим о пословицах и поговорках, подумаем вместе о содержании некоторых из них. А что такое пословица? Что о них вы знаете? (ответы детей) Учитель : Пословицы-это меткие выражения, в которых кратко, но точно высмеиваются недостатки людей. В них отразились все стороны жизни. Они заставляют задуматься, в них выражается отношение к какому-либо событию. 1 зад. Объясните, какая пословица самая древняя? Почему вы так решили? А) Человек без друзей, что дерево без корней; Б)Любишь тепло-терпи дым; В) Человек без Родины, что соловей без песни; 2 зад. -Петя-петушок принёс какие-то слова.(выставляю). Всё понятно? Новерно, их нужно поставить на свои места Делу кончил гуляй время Час потехе дело смело А тут, по-моему, вообще не хватает слов. Составьте пословицы и объясните их смысл. А) Труд-……..,лень……. (Труд лечит, лень портит) Б) Языком………, торопись …….. (Языком не спеши, торопись делом) 4 задание; -Какие пословицы подходят к данным ситуациям:((показ инсценировок) А) Дома у Саши не работает компьютер. Брат повозился и ничего не смог исправить. Пришёл мастер и быстро устранил неполадку. (Дело мастера боится) Б) Девочка хотела получать «4» и «5», а сама лишний раз книжку не откроет, домашние задания делает кое-как. Вот ей подруга и говорит:…..(Без труда не вытащишь и рыбку из пруда) В)Несколько дней Петя не выполнял домашние задания и получал «2». Все ребята от него отвернулись. А Сергея все учителя хвалили, так как он всегда был готов отвечать на уроке.(По труду и честь) 5 задание: Придумайте и обыграйте в группах ситуацию, к которой подойдёт пословица: «Поспешишь-людей насмешишь» 6 задание: Доскажите конец пословиц. Как вы их понимаете? Кто много читает-….. Не плюй в колодец-… С кем поведёшься- ….. Лучше хорошо поступить-….. Где труд-…….. 7 задание: А какие пословицы знаете вы, ребята? В какой ситуации вы бы её применили? Рефлексия: Что запомнилось? Зачем нужно знать пословицы? Используете ли вы при разговоре с кем-либо пословицы и поговорки? В каких случаях? (ответы детей) Учитель: Знание пословиц и поговорок обогащает ум, речь человека, развивает память. Зная пословицы, можно применить их в своей речи для того, чтобы кратко,ёмко и точно выразить свою мысль, своё отношение к происходящему. Я бы очень хотела, чтобы вы не забывали о нашем разговоре, и думали, прежде чем что-то сказать или сделать. Ведь не зря говорят: «Семь раз отмерь –один раз отрежь» или так «Слово- не воробей, вылетит- не поймаешь» План-конспект внеурочного занятия по ФГОС на тему: «Пословицы и поговорки». Подготовила и провела: Чащина Ю.В. Название объединения: «Страна книг» , Цели: Образовательные: познакомить с пословицами и поговорками русского и башкирского народа. Развивать умение объяснять значение поговорок и пословиц (текстовые, по иллюстрации, по коротким поучительным рассказам) Развивающие : развивать творческое воображение, мышление; развивать умение ясно и четко излагать свои мысли, умение донести свою мысль до учителя и до своих одноклассников; развивать навыки красивой, грамотной, выразительной устной и письменной речи. Воспитательные : воспитывать чувство гордости за богатое культурное наследие своего народа, своей страны, воспитывать уважение к своим одноклассникам, чувство уважения к мыслям и высказываниям своих товарищей; воспитывать чувство коллективизма, товарищества. Здоровьесберегающая – снять усталость, театральная физкультминутка. Время: 45 мин. Ход занятия: Организационный момент. Приветствие. Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, уважаемые гости. Я рада всех вас видеть на занятии объединения «Страна книг». Настроение, каково? Во! Все такого мнения? Все без исключения ! Может вы уже устали? Мы с собой таких не брали! - Может ляжем, отдохнем? Лучше песенку споём! А) Споем нашу внеурочную песню . 3 мин Все за парты дружно сели Друг на друга посмотрели Улыбнулись поскорей. Поприветствуем гостей. Здравствуйте. -Я надеюсь, что: Мы работать будем дружно, С делом справимся в пути! Чтобы, гости дорогие, Захотели вновь прийти! Учитель: Чтобы занятие начать, хочу загадки загадать. А вы по первым буквам отгадок угадаете тему нашего занятие и попробуете поставить цели этого занятия. Запишите, эти слова в столбик и вам легче будет прочитать слово. 5 мин Чок, чок, пятачок Сзади розовый крючок. Посреди бочонок, Кто же это? Угадай! Это (поросенок ) слайд 1 Стройный, быстрый, рога. Ветвисты. Пасется весь день. Кто же это? ( олень ) слайд 2 Ходит длинный, пасть с клыками, Ноги кажутся столбами. Как гора огромен он. Ты узнал кто это? (слон ) слайд 3 Хитрая плутовка, рыжая головка, Пушистый хвост – краса. Кто это? (лиса ) слайд 4 Летом в огороде, свежие, зеленые. А зимою в бочке: желтые, соленые. Отгадайте, молодцы, А зовут их? (огурцы) слайд 5 Не ботинки. Не сапожки. Но их тоже носят ножки. В них мы бегать можем только зимой, Утром в школу, а потом – домой. (валенки) слайд 6 В узкий глазок вдета тонкая нитка И поплыла она за капитаном прытко, Шьет, зашивает и колется колко. А зовут капитана (иголка) слайд 7 Проживают в трудной книжке хитроумные братишки Десять их, но братья эти сосчитают все на свете (цифры) слайд 8 Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей, И однажды из болота вытащил он бегемота. Он известен, знаменит, это Доктор (Айболит) слайд 9 Учитель: какое слово у вас получилось? Пословица . Слайд 10. Посмотрим значение слова пословица в электронном словаре Ушакова . А зачем надо изучать пословицы? Посмотрите видоеролик о пословицах. 3 мин А какие пословицы знаете вы? А откуда они появились? Тогда как объяснить, что у меня целая выставка книг с пословицами? Откуда взялись книги? Ведь пословицы никто не писал, они сочинялись народом и у них нет автора? Нашлись такие люди на Руси, которые поняли всю ценность устного народного творчества. Это и загадки, и песни, и пословицы, и поговорки, и многое другое. Они стали записывать все это. Собиранием русских пословиц и поговорок являлся и Владимир Даль. (слайд 11 - 12) Это была трудная многолетняя работа. И мы пользуемся этими книгами до сих пор. В народе говорят, что маленькая капелька знаний –это к мудрости маленькая ступенька. Давайте, поднимемся в своих знаниях на одну ступеньку выше. И после этого занятия вы станете чуть лучше, чуть мудрее. Учитель: - первое задание «Доскажи пословицу» Устно. Я читаю начало, а вы говорите окончание этой пословицы. За каждый правильный ответ, рисуете в тетради «смайлик». 3-4 мин. Был бы обед,… а ложка сыщется. Не имей 100 рублей, … а имей 100 друзей. Кто любит лгать, … того нельзя в друзья брать . Нет ничего на свете краше, … чем Родина наша. За много дел не берись, … а в одном отличись. Не нужен клад, … если в семье лад. Не говори – не умею, … а говори – научусь. Дружба крепка не лестью, … а правдой и честью. Глупая голова … ногам покою не дает. Без дела жить … только небо коптить. Готовь сани летом, … а телегу зимой. Где родился, … там и пригодился. Учитель: вот и второе задание. Чтобы его выполнить, вам нужно поработать в парах. Вам надо исправить ошибки в поговорках. Чья пара больше найдет ошибок, та заработает больше баллов. (работа на листочках) 5-6 мин Два сапога - тара. Ус хорошо, а два - лучше. Один в золе не воин. Трус своей лени боится. Толочь в ступе соду. Полк в овечьей шкуре. Мы сами с ушами. От бобра бобра не ищут. В здоровом теле здоровый пух. Крутиться как булка в колесе. На безрыбье и бак - рыба. Яйца куницу не учат. Взаимопроверка по экрану. Какие из поговорок вам знакомы и что они обозначают? - Учитель: пришло время третьего задания. Его вы будете выполнять в группах. На доске будут появляться иллюстрации к пословицам . Работа по картинкам. Вам надо догадаться, какая пословица в них зашифрована. Вы вытягиваете номер иллюстрации и пробуете отгадать, какая пословица там зашифрована. Учитель: Все старались, все молодцы. А как вы думаете пословицы придумывал только русский народ? Попробуйте прочитать пословицы на башкирском языке. Атмаган куян, асмаган казан. (перевод) Зая ц не убит, котел не подвешен . (русская пословица) Медведь в лесу, а шкура уже продали . 2. Науалагы торнага алданып, кулындагы сэпсекте ыскындырма. (Перевод) Позарившись на журавля в небе, не отпускай трясогузку в руке. Л учше синица в руке, чем журавль в небе. 3. Биш тинлек куян – ун тинлек зыян (перевод) Зайца - на пять копеек, убытка - на десять Русская пословица: Овчинка выделки не стоит . Учитель : -рассказ о сборнике пословиц и поговорок башкирского народа. Без труда не появится еда. (без труда не получишь рыбку из пруда) Играть играй, но работу не забывай. (делу время - потехе час) Кто не спит, с добычей будет. (Кто рано встает, тому бог подаёт) Здесь собрано огромное количество пословиц, поговорок, загадок нашего башкирского края. Это только один том (седьмой) из нескольких томов. Учитель: - следующее задание – ваше домашнее задание. вам были предложены сценки, надо было их инсценировать. А другие команды должны отгадать, какая пословица тут может скрываться. 1 сценка: Купила мать сливы. Положила их на тарелку и ушла. Ваня очень хотел их съесть. Когда никого не было, он схватил одну сливу и съел. Мама пришла и увидела, что одной сливы не хватает. Мама спросила: Дети, никто не ел сливы? Все сказали: Нет! И Вася сказал: Нет! Папа ответил: Просто мама боится. Кто не умеет кушать косточки, тот может нечаянно проглотить косточки, а они ядовитые. Ваня быстро ответил: Я косточки не ел, я их выплюнул. (шило в мешке не утаишь; правда в огне не горит и в воде не тонет) 2 сценка. Пошел мужик на озеро и уронил нечаянно топор в озеро. Вынырнул водяной, подает Ему золотой топор. Спрашивает: « Твой?». М Нет! Не мой! – отвечает мужик. Подает ему водяной серебряный топор. Твой? Нет! Не мой! Подает ему тогда водяной простой топор. Твой? Да! Да! – обрадовался мужик. Отдал ему водяной топор, да еще мешок золота в подарок ему за честность подарил. (за правду – награда, за ложь – наказанье) 3 сценка. Выбрали звери себе обезьяну в начальники. Лиса пришла к ней и говорит: Ты у нас начальник. Я нашла в лесу клад, только тебе покажу. Пришли в лес. А там капкан стоит. Лиса говорит: Сама не взяла вкусненькое, тебе оставила. Сунула обезьяна лапу в капкан и попалась. Тогда позвала лиса зверей и говорит: Посмотрите какая обезьяна глупая, а вы ее в начальники выбрали. (кто любит лгать, того нельзя в друзья брать) Карточка с пословицами для сценок. Выберите подходящую к сценке пословицу. Правда в огне не горит и в воде не тонет. За правду – награда, за ложь – наказанье. Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. Не рой яму другому – сам в нее упадешь. Слово – серебро, молчание – золото. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. Не говори – не умею, а говори – научусь. Изготовление книжки. Учитель: -Вы сегодня большие молодцы. Много вы полнили заданий и с честью с ними справились. Я предлагаю вам составить свою книгу пословиц. Выберите с листочка те пословицы, которые вам больше всего понравились, которые вы запомнили и поняли. Чтобы было красиво, аккуратно и необычно, я предлагаю вам одну пословицу вырезать из заготовки, а одну списать самим и так чередовать. - Какие пословицы вы выписали и почему? (выборочное чтение) Как вы думаете, где в жизни можно использовать пословицы? Для чего они нужны? Каждый из вас поднялся на свою ступеньку к мудрости. А кто на какую вы решите самостоятельно. Я раздам вам карточки с изображением лестницы . Нарисуйте смайлик на той ступеньке на какой считаете нужно. Если все понравилось и все было понятно, рисуете себя повыше, если нет пониже. А смайлик покажет ваше настроение, с каким вы закончили это занятие. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?