Главная - Дикция
Конспект нод по пословицам и поговоркам. Конспект открытого урока по литературному чтению "Пословицы и поговорки" план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему Пословицы и поговорки поурочный план

Разработка урока по русской литературе

Класс, дата, предмет : 6 класс, 8.09, русская литература

Тема урока : «Пословицы и поговорки»

Тип урока :

Вид урока : Комбинированный

Цели урока:

Образовательные:

Формировать умение различать малые жанры фольклора, такие как пословица и поговорка;

Обучить умению анализировать смысл пословиц и поговорок;

- расширять представления о культуре и истории родного края.

Развивающие:

Развивать навыки устной речи учащихся;

Воспитательные :

Воспитывать посредством анализа пословиц любовь к родной литературе, к Родине и своей семье.

Оборудование: доска, учебник Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.Я. Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2010., рабочий лист (Приложение № 1)

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

Учитель приветствует учащихся. Проверяет присутствующих и отсутствующих.

Приветствуют учителя. Говорят кто присутствует и отсутствует

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

Слово учителя: На прошлом уроке мы с вами говорили об обрядовом фольклоре. И сейчас мы проверим насколько успешно прошел наш урок и напишем небольшую проверочную работу (Прил № 1)

Учитель раздает рабочие листы.

На доске написано предложение:

Поговорка - цветочек, пословица - ягодка.

Слово учителя:

«Давайте с вами посмотрим на доску и прочитаем предложение написанное там»

Вопрос к учащимся:

Что это предложение вам напоминает?

Учащиеся слушают

Учащиеся в течении 5 - 10 минут заполняют рабочие листы.

Предполагаемый ответ:

Это предложение напоминает присказку, поговорку о чем то.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Слово учителя:

«Правильно, дети это пословица. О ней, а еще о поговорке, и о том чем же они различаются мы с вами и поговорим на сегодняшнем уроке. Итак открываем тетради и записываем тему урока: «Пословицы и поговорки»»

Слово учителя:

« Пословицы и поговорки живут в речи народа уже много веков. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Собирать и записывать пословицы и поговорки стали очень давно. Самым знаменитым собирателем пословиц стал Владимир Иванович Даль (1801-1872). Свою жизнь он посвятил собиранию пословиц по всей России. Он записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников и солдат и систематизировал их по различным тематикам. Владимир Иванович Даль создал капитальный труд - четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок. Пословица играла и продолжает играть важную роль в жизни людей. Пословица и поговорка - это отражение народного сознания. Через использование пословицы люди осваивают окружающий мир. Метко и к месту сказанная пословица может заменить одно целое или несколько предложений, использование в речи пословиц важно и обязательно »

Учащиеся слушают

Учащиеся открывают тетради и записывают тему урока: «Пословицы и поговорки»

Учащиеся слушают

4. Первичное закрепление

Слово учителя:

«Давайте с вами дадим определение пословице и поговорке»

Учитель дает определение поговорки на доске под запись в тетрадь

Учитель дает определение пословицы на доске под запись в тетрадь

Учитель предлагает учащимся попрактиковаться в нахождении пословиц и поговорок

Вопрос к учащимся: о пределите, какие из них относятся к пословицам, какие - поговоркам? (написаны на доске)

Что посеешь, то и пожнешь.

Семь пятниц на неделе.

Цени по заслугам, а не по услугам.

Семеро по лавкам.

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

Седьмая вода на киселе.

Учитель вместе с учащимися делают вывод и записывают его к себе в тетрадь

Учащиеся открывают тетради, пишут число, классная работа и записывают тему урока

ПОГОВОРКА - образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла. («Семь пятниц на неделе»).

Учащиеся слушают учителя и записывают определение к себе в тетрадь:

ПОСЛО́ВИЦА краткое образное выражение с назидательным смыслом. Пословица часто имеет одновременно и буквальный и переносный (образный) план. Пословица может выполнять самые разные функции: подтверждать какой-либо жизненный факт (именно так бывает), давать оценку (это хорошо, а то плохо), рекомендовать, как поступать в том или ином случае (действуй так, а не иначе) и т. д.

Учащиеся вместе с учителем практикуются в нахождении пословиц и поговорок

Предполагаемый ответ:

Пословицы:

Семеро по лавкам, седьмая вода на киселе.

Поговорки:

Что посеешь, то и пожнешь, семь пятниц на неделе, цени по заслугам, а не по услугам, слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

Учащиеся вместе с учителем делают вывод и записывают его к себе в тетрадь.

Вывод: Таким образом, можно сделать вывод, что пословицей называют законченное предложение - краткое и всегда нравоучительное . Иными словами и пословицы , и поговорки — это краткие меткие изречения. Пословица содержит законченную мысль, а поговорка — это часть суждения без вывода.

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Учитель вместе с учащиеся заполняет на доске таблицу по сходству и различию пословицы и поговорки

Схема таблицы:

Посло

вица

Пого

ворка

Сход

ство

Раз

личие

Слово учителя: «Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь чтобы использовать простейшие пословицы или поговорки, вы должны достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить её к поговорке, снова сравнить их соответствие и только тогда высказать своё суждение.»

Учитель предлагает учащимся принять участие в небольшой игре, которая называется «Красна речь пословицей». Эта игра состоит из нескольких туров.

1 ТУР «Перевертыши». Вопрос к учащимся: узнайте пословицы в искаженном виде:

Враги не знают друг друга в счастье

Глупые ноги ругают к старости.

На своей Родине и зима прекрасна.

- Великое безделье хуже крошечного бизнеса.

Безделье неумеху не страшится.

Чижа романами угощают.

Умный умного не слышит близко.

- Черт всем скажет, боров слопает.

2 ТУР «Одним словом».

Вопрос к учащимся: замените поговорки одним словом:

На попятный двор.

Заткнуть за пояс.

При царе Горохе.

Хоть шаром покати.

Легок на помине.

У черта на куличиках.

Яблоку негде упасть.

Как снег на голову.

Ни к селу ни к городу.

3 ТУР «Откуда пословица?».

Вопрос к учащимся: и з какого источника появилась пословица? - Битый не битого везет.

Кому вершки, а кому корешки.

А Васька слушает да ест.

А воз и ныне там.

А ларчик просто открывался.

Учащиеся перерисовывают таблицу к себе в тетрадь и заполняют её

Предполагаемая таблица:

Посло

вица

Пого

ворка

Сход

ство

отражение народной мудрости;

краткость;

рифмованность

Раз

личие

Это целое предложение, как правило, состоит из 2-х частей.
В первой части сообщается какая-то мысль, во второй части делается вывод.

Нет законченного суждения: она лишь его часть.
В поговорке скорее выражено отношение человека к чему-либо, его чувства.

Учащиеся слушают учителя

Учащиеся соглашаются

Предполагаемый ответ:

- Друзья познаются в беде ;

- Умную голову почитают смолоду;

- На чужой стороне и весна не красна;

Маленькое дело лучше большого безделья ;

Своя рубашка ближе к телу;

- Дело мастера боится;

- Соловья баснями не кормят;

Дурак дурака боится;

Бог не выдаст, свинья не съест.

Отказаться;

Победить;

Давно;

Ничего нет;

Появился быстро;

Далеко;

Тесно;

Внезапно;

Невпопад.

Предполагаемые ответы:

Из сказки «Лиса и волк»;

Из сказки «Мужик и медведь»;

Из басни И. Крылова «Кот и повар»;

Из басни И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»;

Из басни И. Крылова «Ларчик»).

6. Домашнее задание

Учитель дает домашнее задание: выучить определение пословицы и поговорки, а также таблицу по сходству и различию, записанную в тетради, в тетради распределить на 2 колонки, в одну колонку перечисленные на карточке пословицы, а в другую - поговорки. Устно объяснить свой выбор

Учитель раздает учащимся карточки (Приложение № 2)

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники и получают от учителя карточки с пословицами и поговорками

7 Рефлексия - подведение итогов занятия (Метод незаконченного предложения)

Учитель вместе с учащимися выбирают нужное слово для заполнения пропусков:

Итак, пословица - это 1 …, содержащее 2 … и имеющее 3…

Поговорка - это 1…, содержащее 2…, но не имеющее 3….

Народ в пословицах осуждает и высмеивает 1…, хвалит и одобряет 2…

Учитель предлагает учащимся закончить предложение: «Сегодня на уроке я….»

Учащиеся вместе с учителем выбирают нужное слово для заполнения пропусков

Предполагаемые ответы:

1. краткое изречение

2. народную мудрость

3. поучительный смысл.

1. образное выражение

2. отношение к чему-либо

3. вывода, заключения

1. глупость, лень, жадность, злость

2. ум, щедрость, трудолюбие, терпение, доброжелательность.

Учащиеся заканчивают предложение

Список использованной литературы:

Литература. Поурочные планы для 6 класса / авт.сост. С.Б.Шадрина. - Волгоград: Учитель, 2008.

Фелицына В.П., Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения: Лингвострановедческий словарь/ Ин-т рус.яз. Им. А.С.Пушкина; Под ред. Е.М.Верещагина, В.Г.Костомарова. - М.:Рус.яз.,1979.

Язык русских пословиц: Элективный курс для учащихся/Г.И.Канакина, Е.В.Викторова; под общ. ред. Г.И.Канакиной. - М.:Вербум - М, 2006

Приложение № 1

Рабочий лист по теме «Устное народное творчество»

1.Дайте определение:

Словесное творчество народа - _________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОБРЯД - _____________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель урока : способствовать более прочному и осознанному усвоению малых жанров устного народного творчества, развивая речь, творческое мышление учащихся.

Цель урока будет достигаться путем решения ряда задач по формированию универсальных учебных действий.

Задачи урока:

  1. В сфере личностных УУД.
  2. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;
  3. Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности.
  4. Прививать чувство прекрасного и этического на основе знакомства с отечественной культурой.
  5. В сфере регулятивных УУД.
  • Научить принимать и сохранять учебную задачу.
  • Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
  • Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.
  • В сфере познавательных УУД.
  • Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использований всех возможных источников.
  • Развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях.
  • Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.
  • В сфере коммуникативных УУД.
  • Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
  • Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других.
  • Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.
  • Оборудование:

      Рабочая тетрадь ученика (часть 1) “Школа развития речи” Т.Н. Соколовой.
    1. Пакет для с/р в группах по теме урока.
    2. Задания на карточках для пар для работы на компьютере.
    3. Презентация по теме урока.
    4. Словари: толковый, орфографический, словарь пословиц и поговорок.
    Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
    1 Организационный. Проверяю готовность класса к уроку

    Друзья мои! Я очень рада
    Войти в приветливый ваш класс.
    И для меня уже награда
    Вниманье ваших умных глаз.

    Наводят порядок на парте, проверяют все необходимое
    2 Разминка.

    Цель: активизация мыслительной и познавательной деятельности.

    - Расшифруйте записи и определите, к какому жанру они относятся.

    (АМС ДАЙПРОПА ЩАТОРИВА ЧАЙРУВЫ. Гурд тсязнаёпо в дебе)

    Сам пропадай, а товарища выручай. Друг познается в беде.

    Дети выполняют задания на карточке – разминке
    3 Определение темы и цели урока. - Кто-нибудь скажет, что мы с вами отгадали? (Пословицы и поговорки)

    Правильно сегодня мы продолжим работу по изучению малых жанров УНТ, постараемся еще больше узнать и понять красоту языка.

    Ответы на вопрос учителя
    4 С/Р с пакетом заданий. - А сейчас вы получите определенный блок заданий (учитель раздает конверты). Вы должны внимательно прочитать план работы в группе, четко следовать данному плану, последовательно выполнять все предложенные задания. При этом вы можете пользоваться всеми справочными материалами, которые вам предложены. Кроме того, работая с текстом вы можете подчеркивать всю информацию, которая вам пригодится для ответов С/Р учащихся
    5 Физминутка. Упражнения для глаз + разминка. Выполняют упражнения
    6 Проверка выполнения заданий. Сопровождение презентацией. -Давайте проверим, как вы выполнили задание. Обратите внимание, что сегодня вы сами будете оценивать качество выполнения заданий.

    Для этого воспользуемся обобщающими вопросами (Они приклеены к информационному листу)

    Слайд №1 – о пословицах и поговорках (приведите свои примеры) – по листу.

    Слайд №2 – о В.И. Дале – прочитайте по листу.

    Слайд №3 – новая информация – о пословицах народов мира.

    Ответы учащихся
    7 Работа на компьютерах – закрепление в виде игры. - Выполняются задания на компьютере (индивидуально).

    Кто сделал правильно 1 задание, переходит ко второму.

    1 задание – соотнеси русскую пословицу с иностранной пословицей.

    2 задание – вставь картинку в пословицу.

    Работа на компьютере
    9 Проверка работы в парах на компьютере. - Работы проверяет учитель информатики. Индивидуальная С/Р учащихся
    10 Итог урока – обобщение знаний, рефлексия урока. - Учитель задает вопросы:
    • Что нового узнали?
    • Чем же пословица отличается от поговорки?
    • Что больше всего понравилось в уроке?
    • Учитель сообщает о Л.Н. Толстом Д/З и просит открыть стр.23 в РТ
    Учащиеся отвечают на вопросы
    11 Д/З РТ стр.23 – сочинение по пословице Запись в дневник

    Пакет с заданиями:

    1. План работы в группе.
    2. Выписать на листке, что такое “пословица” и “поговорка” (используя литературоведческий словарь).
    3. Примеры пословиц и поговорок (справочный материал), словари.
    4. Информационный текст о происхождении пословиц и поговорок прочитать и ответить на вопросы.
    5. Вопросы к тексту.
    6. Лист для самооценки.

    Урок 4 ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

    01.02.2012 51332 2394

    Урок 4 Пословицы и поговорки

    Цели: закрепить знания учащихся о пословицах и поговорках; учить раскрывать прямой и переносный смысл пословиц; дать элементы конспектирования.

    Ход урока

    I. Проверка домашнего задания.

    – Народная поэзия привлекала многих русских писателей и композиторов: А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, М. Пришвина, С. Есенина, А. Твардовского, М. Глинку, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, Г. Свиридова. Что же всех их, по-вашему, интересовало в русском фольклоре, русской народной обрядовой поэзии?

    II. Изучение нового материала.

    1. Слово учителя.

    Мы продолжаем наше знакомство с русским народным творчеством.

    «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» – писал А. С. Пушкин. Эти слова великого мастера слова мы берем эпиграфом к нашему уроку. Наш разговор – о пословицах и поговорках. В чем их отличие и что между ними общего? Давайте попытаемся дать определения этим понятиям.

    Пословица – краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль.

    Поговорка меткое, яркое народное выражение, часть суждения, без выводов, без заключения.

    Запись в тетрадях учащихся.

    2. Чтение статьи учебника с элементами конспектирования.

    Общее в пословицах и поговорках:

    – в них мудро и точно отразилась жизнь народа;

    – создавались многими поколениями людей;

    – появились еще в то время, когда не было письменности;

    – они, как правило, безымянны;

    – в течение столетий совершенствовались;

    – темы бесчисленны и безграничны.

    Отличие сам народ видит в том, что поговорка – украшение речи (цветок) , а пословица – суждение полное, завершенное, зрелое (ягодка) .

    В живой речи часто поговорка становится пословицей, а пословица превращается в поговорку.

    3. Беседа по прочитанной статье учебника.

    – О чем говорит народ в своих пословицах, какие темы отражены в них?

    – Почему пословицы легко запоминаются? (В них есть ритм и рифма.)

    4. Чтение пословиц, их комментирование.

    Задание: озаглавить каждую группу пословиц.

    Слова для справок: с. 16, вопрос 2.

    Раскрытие прямого и переносного смысла пословиц и поговорок.

    Каждая пословица имеет прямой и переносный смысл. Попытайтесь раскрыть прямой, а затем переносный смысл следующих пословиц:

    џ Лес рубят – щепки летят.

    џ Не зная броду, не суйся в воду.

    џ Цыплят по осени считают.

    џ От яблони – яблоки, а от сосны – шишки.

    В чем смысл следующих поговорок:

    џ «на попятный двор» (отказаться от дела, от слов).

    џ «заткнуть за пояс» (победить кого-либо).

    џ «рвет и мечет» (злится, бесится).

    џ «при царе Горохе» (очень давно).

    џ «медведь на ухо наступил» (отсутствие музыкального слуха).

    5. Объяснение учителя с элементами беседы.

    Часть пословиц и поговорок пришла к нам из сказок («Битый небитого везет», «Кому вершки, а кому корешки» и др.), а некоторые пословицы вошли в народ из басен И. А. Крылова, например: «У сильного всегда бессильный виноват», «А воз и ныне там», «Слона-то я и не приметил».

    – Вспомните, из каких басен эти пословицы?

    На титульный лист своего труда «Пословицы русского народа»
    В. И. Даль вынес народное изречение: «Пословица несудима».

    – Как вы думаете, в чем его смысл?

    – Почему именно это изречение выбрал Даль?

    III. Подведение итогов урока.

    Домашнее задание: придумать небольшой рассказ по одной из пословиц.

    Скачать материал

    Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
    На странице приведен только фрагмент материала.

    Внеклассное занятие по теме:

    «Пословицы-народная мудрость».

    Учитель: Ярмушкина Н.Г.

    Цель : познакомить с новыми пословицами, поговорками;

    учить задумываться над их смыслом;

    учить кратко и последовательно выражать свои мысли с помощью пословиц и поговорок;

    воспитание ответственного отношения к любому делу.

    Ход занятия:

    Учитель: Сегодня мы поговорим о пословицах и поговорках, подумаем вместе о содержании некоторых из них.

    А что такое пословица? Что о них вы знаете?

    (ответы детей)

    Учитель : Пословицы-это меткие выражения, в которых кратко, но точно высмеиваются недостатки людей. В них отразились все стороны жизни. Они заставляют задуматься, в них выражается отношение к какому-либо событию.

    1 зад.

    Объясните, какая пословица самая древняя? Почему вы так решили?

    А) Человек без друзей, что дерево без корней;

    Б)Любишь тепло-терпи дым;

    В) Человек без Родины, что соловей без песни;

    2 зад.

    -Петя-петушок принёс какие-то слова.(выставляю). Всё понятно? Новерно, их нужно поставить на свои места

    Делу кончил гуляй время

    Час потехе дело смело

    А тут, по-моему, вообще не хватает слов. Составьте пословицы и объясните их смысл.

    А) Труд-……..,лень…….

    (Труд лечит, лень портит)

    Б) Языком………, торопись ……..

    (Языком не спеши, торопись делом)

    4 задание;

    -Какие пословицы подходят к данным ситуациям:((показ инсценировок)

    А) Дома у Саши не работает компьютер. Брат повозился и ничего не смог исправить. Пришёл мастер и быстро устранил неполадку. (Дело мастера боится)

    Б) Девочка хотела получать «4» и «5», а сама лишний раз книжку не откроет, домашние задания делает кое-как. Вот ей подруга и говорит:…..(Без труда не вытащишь и рыбку из пруда)

    В)Несколько дней Петя не выполнял домашние задания и получал «2». Все ребята от него отвернулись. А Сергея все учителя хвалили, так как он всегда был готов отвечать на уроке.(По труду и честь)

    5 задание:

    Придумайте и обыграйте в группах ситуацию, к которой подойдёт пословица:

    «Поспешишь-людей насмешишь»

    6 задание:

    Доскажите конец пословиц. Как вы их понимаете?

    Кто много читает-…..

    Не плюй в колодец-…

    С кем поведёшься- …..

    Лучше хорошо поступить-…..

    Где труд-……..

    7 задание:

    А какие пословицы знаете вы, ребята? В какой ситуации вы бы её применили?

    Рефлексия:

    Что запомнилось? Зачем нужно знать пословицы? Используете ли вы при разговоре с кем-либо пословицы и поговорки? В каких случаях? (ответы детей)

    Учитель:

    Знание пословиц и поговорок обогащает ум, речь человека, развивает память. Зная пословицы, можно применить их в своей речи для того, чтобы кратко,ёмко и точно выразить свою мысль, своё отношение к происходящему.

    Я бы очень хотела, чтобы вы не забывали о нашем разговоре, и думали, прежде чем что-то сказать или сделать. Ведь не зря говорят: «Семь раз отмерь –один раз отрежь» или так «Слово- не воробей, вылетит- не поймаешь»

    План-конспект внеурочного занятия по ФГОС на тему:

    «Пословицы и поговорки».

    Подготовила и провела: Чащина Ю.В.

    Название объединения: «Страна книг» ,

    Цели:

    Образовательные: познакомить с пословицами и поговорками русского и башкирского народа.

    Развивать умение объяснять значение поговорок и пословиц (текстовые, по иллюстрации, по коротким поучительным рассказам)

    Развивающие : развивать творческое воображение, мышление; развивать умение ясно и четко излагать свои мысли, умение донести свою мысль до учителя и до своих одноклассников; развивать навыки красивой, грамотной, выразительной устной и письменной речи.

    Воспитательные : воспитывать чувство гордости за богатое культурное наследие своего народа, своей страны, воспитывать уважение к своим одноклассникам, чувство уважения к мыслям и высказываниям своих товарищей; воспитывать чувство коллективизма, товарищества.

    Здоровьесберегающая – снять усталость, театральная физкультминутка.

    Время: 45 мин.

    Ход занятия:

      Организационный момент. Приветствие.

    Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, уважаемые гости. Я рада всех вас видеть на занятии объединения «Страна книг».

    Настроение, каково? Во!

    Все такого мнения? Все без исключения !

    Может вы уже устали? Мы с собой таких не брали!

    - Может ляжем, отдохнем? Лучше песенку споём!

    А) Споем нашу внеурочную песню . 3 мин

    Все за парты дружно сели

    Друг на друга посмотрели

    Улыбнулись поскорей.

    Поприветствуем гостей. Здравствуйте.

    -Я надеюсь, что:

    Мы работать будем дружно,

    С делом справимся в пути!

    Чтобы, гости дорогие,

    Захотели вновь прийти!

    Учитель: Чтобы занятие начать, хочу загадки загадать. А вы по первым буквам отгадок угадаете тему нашего занятие и попробуете поставить цели этого занятия. Запишите, эти слова в столбик и вам легче будет прочитать слово. 5 мин

      Чок, чок, пятачок

    Сзади розовый крючок.

    Посреди бочонок,

    Кто же это? Угадай!

    Это (поросенок ) слайд 1

      Стройный, быстрый, рога.

    Ветвисты.

    Пасется весь день.

    Кто же это? ( олень ) слайд 2

      Ходит длинный, пасть с клыками,

    Ноги кажутся столбами.

    Как гора огромен он.

    Ты узнал кто это? (слон ) слайд 3

      Хитрая плутовка, рыжая головка,

    Пушистый хвост – краса. Кто это? (лиса ) слайд 4

      Летом в огороде, свежие, зеленые.

    А зимою в бочке: желтые, соленые.

    Отгадайте, молодцы, А зовут их? (огурцы) слайд 5

      Не ботинки. Не сапожки.

    Но их тоже носят ножки.

    В них мы бегать можем только зимой,

    Утром в школу, а потом – домой. (валенки) слайд 6

      В узкий глазок вдета тонкая нитка

    И поплыла она за капитаном прытко,

    Шьет, зашивает и колется колко.

    А зовут капитана (иголка) слайд 7

      Проживают в трудной книжке хитроумные братишки

    Десять их, но братья эти сосчитают все на свете (цифры) слайд 8

      Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей,

    И однажды из болота вытащил он бегемота.

    Он известен, знаменит, это Доктор (Айболит) слайд 9

    Учитель: какое слово у вас получилось?

    Пословица . Слайд 10.

    Посмотрим значение слова пословица в электронном словаре Ушакова .

    А зачем надо изучать пословицы?

    Посмотрите видоеролик о пословицах. 3 мин

    А какие пословицы знаете вы? А откуда они появились? Тогда как объяснить, что у меня целая выставка книг с пословицами? Откуда взялись книги? Ведь пословицы никто не писал, они сочинялись народом и у них нет автора?

    Нашлись такие люди на Руси, которые поняли всю ценность устного народного творчества. Это и загадки, и песни, и пословицы, и поговорки, и многое другое. Они стали записывать все это. Собиранием русских пословиц и поговорок являлся и Владимир Даль. (слайд 11 - 12)

    Это была трудная многолетняя работа. И мы пользуемся этими книгами до сих пор.

    В народе говорят, что маленькая капелька знаний –это к мудрости маленькая ступенька. Давайте, поднимемся в своих знаниях на одну ступеньку выше. И после этого занятия вы станете чуть лучше, чуть мудрее.

    Учитель: - первое задание «Доскажи пословицу» Устно.

    Я читаю начало, а вы говорите окончание этой пословицы. За каждый правильный ответ, рисуете в тетради «смайлик». 3-4 мин.

      Был бы обед,… а ложка сыщется.

      Не имей 100 рублей, … а имей 100 друзей.

      Кто любит лгать, … того нельзя в друзья брать .

      Нет ничего на свете краше, … чем Родина наша.

      За много дел не берись, … а в одном отличись.

      Не нужен клад, … если в семье лад.

      Не говори – не умею, … а говори – научусь.

      Дружба крепка не лестью, … а правдой и честью.

      Глупая голова … ногам покою не дает.

      Без дела жить … только небо коптить.

      Готовь сани летом, … а телегу зимой.

      Где родился, … там и пригодился.

    Учитель: вот и второе задание.

    Чтобы его выполнить, вам нужно поработать в парах.

    Вам надо исправить ошибки в поговорках. Чья пара больше найдет ошибок, та заработает больше баллов. (работа на листочках) 5-6 мин

      Два сапога - тара.

      Ус хорошо, а два - лучше.

      Один в золе не воин.

      Трус своей лени боится.

      Толочь в ступе соду.

      Полк в овечьей шкуре.

      Мы сами с ушами.

      От бобра бобра не ищут.

      В здоровом теле здоровый пух.

      Крутиться как булка в колесе.

      На безрыбье и бак - рыба.

      Яйца куницу не учат.

    Взаимопроверка по экрану.

    Какие из поговорок вам знакомы и что они обозначают?

    - Учитель: пришло время третьего задания.

    Его вы будете выполнять в группах.

    На доске будут появляться иллюстрации к пословицам . Работа по картинкам.

    Вам надо догадаться, какая пословица в них зашифрована.

    Вы вытягиваете номер иллюстрации и пробуете отгадать, какая пословица там зашифрована.

    Учитель: Все старались, все молодцы. А как вы думаете пословицы придумывал только русский народ? Попробуйте прочитать пословицы на башкирском языке.

      Атмаган куян, асмаган казан. (перевод) Зая ц не убит, котел не подвешен .

    (русская пословица) Медведь в лесу, а шкура уже продали .

    2. Науалагы торнага алданып, кулындагы сэпсекте ыскындырма. (Перевод) Позарившись на журавля в небе, не отпускай трясогузку в руке.

    Л учше синица в руке, чем журавль в небе.

    3. Биш тинлек куян – ун тинлек зыян

    (перевод) Зайца - на пять копеек, убытка - на десять

    Русская пословица: Овчинка выделки не стоит .

    Учитель : -рассказ о сборнике пословиц и поговорок башкирского народа.

    Без труда не появится еда. (без труда не получишь рыбку из пруда)

    Играть играй, но работу не забывай. (делу время - потехе час)

    Кто не спит, с добычей будет. (Кто рано встает, тому бог подаёт)

    Здесь собрано огромное количество пословиц, поговорок, загадок нашего башкирского края. Это только один том (седьмой) из нескольких томов.

    Учитель: - следующее задание – ваше домашнее задание.

    вам были предложены сценки, надо было их инсценировать. А другие команды должны отгадать, какая пословица тут может скрываться.

    1 сценка:

    Купила мать сливы. Положила их на тарелку и ушла. Ваня очень хотел их съесть. Когда никого не было, он схватил одну сливу и съел. Мама пришла и увидела, что одной сливы не хватает.

    Мама спросила:

    Дети, никто не ел сливы?

    Все сказали:

    Нет!

    И Вася сказал:

    Нет!

    Папа ответил:

    Просто мама боится. Кто не умеет кушать косточки, тот может нечаянно проглотить косточки, а они ядовитые.

    Ваня быстро ответил:

    Я косточки не ел, я их выплюнул.

    (шило в мешке не утаишь; правда в огне не горит и в воде не тонет)

    2 сценка.

    Пошел мужик на озеро и уронил нечаянно топор в озеро. Вынырнул водяной, подает

    Ему золотой топор. Спрашивает: « Твой?». М

    Нет! Не мой! – отвечает мужик.

    Подает ему водяной серебряный топор.

    Твой?

    Нет! Не мой!

    Подает ему тогда водяной простой топор.

    Твой?

    Да! Да! – обрадовался мужик.

    Отдал ему водяной топор, да еще мешок золота в подарок ему за честность подарил.

    (за правду – награда, за ложь – наказанье)

    3 сценка.

    Выбрали звери себе обезьяну в начальники.

    Лиса пришла к ней и говорит:

    Ты у нас начальник. Я нашла в лесу клад, только тебе покажу.

    Пришли в лес. А там капкан стоит. Лиса говорит:

    Сама не взяла вкусненькое, тебе оставила.

    Сунула обезьяна лапу в капкан и попалась.

    Тогда позвала лиса зверей и говорит:

    Посмотрите какая обезьяна глупая, а вы ее в начальники выбрали.

    (кто любит лгать, того нельзя в друзья брать)

    Карточка с пословицами для сценок.

    Выберите подходящую к сценке пословицу.

    Правда в огне не горит и в воде не тонет.

    За правду – награда, за ложь – наказанье.

    Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.

    Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

    Не рой яму другому – сам в нее упадешь.

    Слово – серебро, молчание – золото.

    Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

    Не говори – не умею, а говори – научусь.

    Изготовление книжки.

    Учитель: -Вы сегодня большие молодцы. Много вы полнили заданий и с честью с ними справились. Я предлагаю вам составить свою книгу пословиц. Выберите с листочка те пословицы, которые вам больше всего понравились, которые вы запомнили и поняли.

    Чтобы было красиво, аккуратно и необычно, я предлагаю вам одну пословицу вырезать из заготовки, а одну списать самим и так чередовать.

    - Какие пословицы вы выписали и почему? (выборочное чтение)

    Как вы думаете, где в жизни можно использовать пословицы?

    Для чего они нужны?

    Каждый из вас поднялся на свою ступеньку к мудрости. А кто на какую вы решите самостоятельно. Я раздам вам карточки с изображением лестницы . Нарисуйте смайлик на той ступеньке на какой считаете нужно. Если все понравилось и все было понятно, рисуете себя повыше, если нет пониже. А смайлик покажет ваше настроение, с каким вы закончили это занятие.



     


    Читайте:



    Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

    Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

    Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

    Почвенный покров южной америки

    Почвенный покров южной америки

    Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

    Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

    Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

    Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

    Cобытия Второй мировой войны

    Cобытия Второй мировой войны

    Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

    feed-image RSS