Главная - Дикция
Литературные примеры для написания сочинения к ЕГЭ по русскому языку - файл n1.doc.

«Аргументация. Привлечение литературного материала» – один из основных критериев оценки итогового сочинения. Грамотно используя литературные источники, учащийся демонстрирует свою эрудицию и глубокое понимание поставленной проблемы. При этом важно не просто дать ссылку на произведение, но и умело включить его в рассуждение, проанализировав конкретные эпизоды, соответствующие выбранной теме. Как это сделать? Предлагаем вам в качестве примера аргументы из литературы по направлению «Равнодушие и отзывчивость» из 10 известных произведений.

  1. Героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Наташа Ростова – человек с чутким сердцем. Благодаря её вмешательству подводы, предназначавшиеся сперва для переезда и нагруженные вещами, были отданы для перевозки раненых солдат. Ещё один пример небезразличного отношения к миру и людям – Платон Каратаев. Он отправляется на войну, выручая младшего брата, и, хотя борьба ему совсем не по душе, даже в таких условиях герой остаётся добрым и отзывчивым. Платон «любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь», помогал другим пленным (в частности, накормил Пьера, когда тот попал в плен), заботился о приблудной собаке.
  2. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» многие герои проявляют себя как ярко выраженные альтруисты или эгоисты. К первым, безусловно, относится Сонечка Мармеладова, которая жертвует собой, чтобы обеспечить семью, а затем отправляется в ссылку вслед за Раскольниковым, стремясь спасти его душу. Нельзя забывать и про Разумихина: он беден и живёт едва ли лучше Раскольникова, однако всегда готов прийти тому на помощь – предлагает другу работу, покупает ему одежду, даёт денег. В противовес этим благородным людям представлен, к примеру, образ Лужина. Лужин «более всего на свете любил и ценил… свои деньги»; он хотел жениться на сестре Раскольникова Дуне, преследуя низменную цель – взять бедную жену, которая была бы ему вечно обязана. Примечательно, что он даже не утруждает себя заботами о том, чтобы будущая невеста и её мать с комфортом добрались до Петербурга. Равнодушие к судьбе самых близких людей выливается в такое же отношение к миру и характеризует героя с отрицательной стороны. Как мы знаем, судьба воздала должное отзывчивым персонажам, но наказала безразличных действующих лиц.
  3. Тип человека, живущего для себя, рисует И.А. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Герой – некий состоятельный господин, имени которого мы так и не узнаем, – отправляется в путешествие «единственно ради развлечения». Он проводит время в кругу себе подобных, а прочих людей делит на обслуживающий персонал и на досадную «помеху» его наслаждению – таковы, например, комиссионеры и оборванцы на набережной, а также обитатели жалких домишек, которые господину из Сан-Франциско приходится лицезреть по пути. Однако после внезапной гибели он сам из якобы уважаемого и почитаемого человека становится обузой, и те же люди, в преданность которых он верил, потому что «был щедр», отправляют его труп на родину в ящике из-под содовой. Этой грубой иронией И.А. Бунин иллюстрирует известную народную мудрость: как аукнется, так и откликнется.
  4. Образец самоотверженности – герой сборника рассказов М.А. Булгакова «Записки юного врача». Молодой доктор по фамилии Бомгард, недавно окончивший университет, отправляется на работу в сельскую больницу, где сталкивается с суровыми жизненными условиями, с человеческим невежеством, со страшными болезнями и, наконец, с самой смертью. Но, вопреки всему, он борется за каждого пациента; выезжает к больным и днём и ночью, не щадя себя; постоянно учится и совершенствует свои навыки. Показательно, что Бомгард – не героическая личность, он часто бывает не уверен в себе и, как все, испытывает страх, однако в решающую минуту чувство профессионального долга побеждает всё прочее.
  5. Равнодушие людей друг к другу особенно страшно, когда оно, как вирус, охватывает всё общество. Такая ситуация сложилась в рассказе В.П. Астафьева «Людочка». В нём противопоставляется жизненный путь героини и отношение к ней со стороны других, от семьи до социума в целом. Людочка – деревенская девушка, которая переезжает в город в поисках лучшей жизни. Она усердно трудится на работе, безропотно занимается хозяйством вместо женщины, у которой снимает квартиру, терпит грубости окружающей её «молодёжи», до последней минуты утешает умирающего в больнице… Она слишком не похожа на тупое, испорченное стадо людей, в окружении которого вынуждена находиться, и это раз за разом приводит её к беде. Увы, никто, даже собственная мать, не протянул ей в нужный момент руку помощи, и девушка совершила самоубийство. Печальнее всего, что для общества эта ситуация – в порядке вещей, что отражается в сухой, но страшной статистике.
  6. Образ добросердечного, отзывчивого человека – ключевой в произведении А.И. Солженицына «Матрёнин двор». Судьбу Матрёны не назовёшь завидной: она вдова, схоронила шестерых детей, долгие годы работала в колхозе «за палочки трудодней», не получала пенсии и в старости осталась бедной. Несмотря на это, героиня сохранила весёлый нрав, общительность, любовь к труду и готовность помочь другому, ничего не требуя взамен. Апогеем её самопожертвования становится трагический случай на железной дороге, который заканчивается гибелью героини. Что удивительно, лицо её, не тронутое страшной аварией, было «целёхонькое, спокойное, больше живое, чем мёртвое» – совсем как лик святой.
  7. В рассказе «Крыжовник» А.П. Чехова мы встречаем героя, одержимого низменной материальной целью. Таков брат повествователя, Николай Чимша-Гималайский, мечтающий купить имение, и непременно с кустами крыжовника. Ради этого он не останавливается ни перед чем: живёт скупо, жадничает, женится на старой богатой вдове и изводит её голодом. Он равнодушен к людям, поэтому готов пожертвовать их интересами ради своих. Наконец, его мечта исполняется, он чувствует себя счастливым и не замечает, что крыжовник-то кислый – до такой степени он отрешился от реальной жизни. Это ужасает повествователя, он с пламенной речью обращается к «счастливому человеку», призывая помнить, «что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив… стрясется беда… и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других». Повествователю открылось, что смысл жизни – не в личном счастье, «а в чём-то более разумном и великом». «Делайте добро!» – так завершает он свою речь, надеясь, что молодые люди, у которых есть ещё силы и возможность что-то изменить, не пойдут по пути его брата и станут отзывчивыми людьми.
  8. Человеку с открытой и отзывчивой душой бывает непросто жить на свете. Так случилось и с Чудиком из одноимённого рассказа В.М. Шукшина. Будучи взрослым мужчиной, герой мыслит и ведёт себя как ребёнок. Он тянется к людям, любит поговорить и пошутить, стремится быть со всеми в хороших отношениях, однако постоянно попадает впросак из-за того, что он не похож на «правильного взрослого». Вспомним один эпизод: в самолёте Чудик просит соседа пристегнуться, как велела стюардесса; тот воспринимает его слова с явным неудовольствием. Посадка выходит не совсем удачной: сосед Чудика падает с кресла, да так, что теряет вставную челюсть. Чудик бросается ему на помощь – но в ответ вновь получает порцию раздражения и злости. И так относятся к нему все, от посторонних людей до членов семьи. Отзывчивость Чудика и нежелание общества понять того, кто не вписывается в рамки, – две стороны одной проблемы.
  9. Теме безразличия к ближнему посвящён рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма». Девушка Настя, секретарь Союза художников, отдает работе все свои силы. Она хлопочет о судьбах живописцев и скульпторов, организовывает выставки и конкурсы, и никак не находит времени, чтобы повидать свою старую больную мать, живущую в деревне. Наконец, получив телеграмму о том, что её мать находится при смерти, Настя отправляется в путь, но – слишком поздно… Автор предостерегает читателей от совершения такой же ошибки, вина за которую, вероятно, останется с героиней на всю жизнь.
  10. Проявления альтруизма в военную пору имеют особое значение, так как речь часто идёт о жизни и смерти. Роман Т. Кенилли «Ковчег Шиндлера» – история о немецком бизнесмене и члене НСДАП Оскаре Шиндлере, который во время холокоста организует производство и принимает на службу евреев, тем самым спасая их от уничтожения. Это требует от Шиндлера больших усилий: ему приходится поддерживать связи с нужными людьми, идти на подкуп, подделывать документы, но результат – более тысячи спасённых жизней и вечная благодарность этих людей и их потомков – является для героя главной наградой. Усиливает впечатление от этого самоотверженного поступка тот факт, что роман основан на реальных событиях.
  11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Проблема взросления человека всегда волновала не только психологов, но и деятелей культуры: писателей, художников, музыкантов и так далее. Период считается чуть ли не самым сложным в жизни.

Литература и аргументы: проблема взросления в популярных произведениях

В своей небольшой повести «Над пропастью во ржи», ставшей классическим произведением, также поднимает эту тему. Он оговаривает ее довольно необычно: главный герой повести, Холден Колфилд, является самым натуральным нигилистом, отрицающим все хорошее, что ему может предложить общество. В силу своего возраста Колфилд приводит по-настоящему смешные аргументы. Проблема взросления главного героя повести - это и есть тот самый пресловутый подростковый кризис. Холдену всего лишь 17 лет, поэтому для него актеры театра играют «слишком хорошо», школа вызывает в нем отвращение, а окружающие люди, которые пытаются с ним контактировать, натыкаются на прочную стену непонимания и неприятия. Повесть, однако, заканчивается тем, что Колфилд наконец чувствует себя счастливым.

Пропасть между поколениями или глупость молодых?

Проблема взросления в литературе раскрывается с разных позиций, но понятие нигилизма в подобных произведениях фигурирует очень часто. Неокрепшее сознание подростка отрицает абсолютно все, потому что он таким образом хочет повысить свою значимость и выразить своеобразный протест. Так, продолжая тему нигилизма, стоит обязательно упомянуть знаменитый роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Главный герой произведения, из-за которого и развивается основной внешний конфликт - Евгений Васильевич Базаров. Он не видит смысла в любви, презирает любые формы искусства и считает, что нормы морали и религии придуманы от нечего делать. Несмотря на внешнюю «крутость», этот персонаж вызывает только чувство жалости у зрелого читателя. Человек, который пытается полностью противопоставить себя обществу, не может вызывать уважение, потому что такое поведение называется инфантильным. Базаров кичится своим нигилизмом, от которого спустя несколько лет не останется и следа.

Кодекс чести для оленя: история о Бэмби

Проблема раннего взросления затронута в небезызвестном произведении Феликса Зальтена под названием «Бэмби, жизнь в лесу». Маленький антропоморфный олененок, изображенный в книге, проходит через все стадии взросления. Он понимает, что суровая жизнь требует от него стать сильным и непоколебимым, но детство очень долго не отпускает его. Маленький Бэмби видит, что отец не слишком внимателен к нему, и поэтому изо всех сил старается стать более самостоятельным. Трагическая смерть матери вносит свою лепту, и олененок начинает становиться мужественнее и серьезнее, но одновременно и страдает от того, что не может никак ускорить этот процесс - такова его проблема взросления. Аргументы из литературы, пусть даже из детской, подтверждают, что период переходного возраста оставляет в нашей жизни неизгладимый след, и многое зависит именно от того, насколько удачно пройдет этот период. В книге «Бэмби, жизнь в лесу» главный герой оказывается достаточно сильным. Но всегда ли так бывает в жизни?

Детство, отрочество и юность

Очень весомые собственные аргументы к проблеме взросления привел также знаменитый писатель Алексей Толстой. Написав свой автобиографический роман из трех частей «Детство. Отрочество. Юность», он дал не только растущему поколению, которое рассматривает это произведение в школе, но и взрослым читателям. Толстой очень подробно описывает становление своей еще не окрепшей личности, так что читатель «растет» вместе с маленьким Лешей, который превращается в статного мужчину Алексея. Свою жизнь писатель описывает довольно бесхитростно, однако очень интересно. Можно заметить, как менялось мышление героя, как его мировоззрение становилось все более зрелым, как трансформировалось его отношение к собственной семье. Чем старше становился Леша, тем больше он замечал и понимал, и ничего из этого не ускользнуло в том числе и от читателя. Конечно, некоторые эпизоды Толстой наверняка придумал или додумал, но художественной ценности произведения это нисколько не умаляет.

Взрослые дети Америки и их трагедии

Хотя проблема раннего взросления детей чаще всего затрагивается или в психологической, или в военной литературе, эту тему можно встретить и в некоторых произведениях на отвлеченную тематику. Например, Теодор Драйзер в своей «Американской трагедии» очень талантливо описал, к чему может привести ранняя самостоятельность ребенка, который вынужден планировать свою жизнь отдельно от семьи. Такую тематику также очень любил судьба которого как раз так и сложилась. Автор был вынужден работать с малых лет, чтобы прокормить свою семью и младших братьев и сестер. Драйзер же раскрыл суть понятия «недолюбленого» ребенка, который тяготится тщеславием и меркантильностью и считает, что положение в обществе важнее чести. Главный герой «Американской трагедии» сам виновен в своих несчастьях, потому что изворотливость и жадность никогда не приносят человеку счастья. Вынужденный продумывать собственный бизнес-план с юного возраста, Клайд Гриффитс попадает в ловушку раннего взросления, когда основные еще не постигнуты, а деньги зарабатывать ты уже научился.

Психологизм персонажей от Джоан Роулинг

Очень часто и женщинами затрагивается пресловутая проблема взросления. Аргументы из литературы принимаются во внимание даже в том случае, если жанр этой литературы - фантастика. По такой тропе пошла знаменитая создательница мира о Гарри Поттере Джоан Кэтлин Роулинг. На протяжении семи книг ее герои растут, а читатель с интересом наблюдает за переменами в их психологии. Сначала трое друзей - Рон, Гарри и Гермиона - просто дружат, а с четвертой книги, когда они становятся взрослее, начинают испытывать уже и чувство привязанности друг к другу. Роулинг мастерски описывает их отношения - возможно, решающую роль в ее потрясающей технике психологизма сыграл именно тот фактор, что она женщина. От менее зрелого читателя могут и ускользнуть некоторые причины конфликтов между персонажами, но более опытный читатель сразу же заметит, что виной всему - юношеские переживания. Несмотря на то что «Гарри Поттер» - книга о волшебных мирах и магических приключениях, эти юношеские переживания очень жизненны и реалистичны. Из песни, как известно, слов не выкинешь.

Дети-ангелы у Рэя Брэдбери

Порой бывает очень интересно, насколько удивительными могут быть авторские аргументы. Проблема взросления затрагивается ими как бы невзначай, мимоходом, однако литературные критики все равно улавливают эту тему в их произведениях. Рэй Брэдбери в своей книге «Вино из одуванчиков» прибегает к довольно необычной технике. Он повествует именно так, как стал бы описывать события маленький мальчик. Это добавляет книге известного шарма, ведь взрослые читатели уже давно забыли, о чем они мечтали и думали в детстве. Брэдбери мастерски подчеркивает отличие детского сознания от взрослого, и это делает книгу очень светлой и милой. Менее интересной она от этого также не становится - напротив, книгой можно «захлебнуться» во время чтения. Только в детстве мы можем мечтать о теннисных туфлях или свежих цветах. Детские эмоции и мысли всегда очень искренни и светлы, и именно это показывает в своем произведении Брэдбери.

Война и мир для неокрепших душ

Проблема взросления на войне также поднималась очень часто в классической литературе. Лев Толстой не стал посвящать этой проблеме целую книгу, но вплел ее в множество других тем и проблем в своем бессмертном произведении «Война и мир». Примером неокрепшего, еще детского сознания, которое становится тверже и взрослее, является образ Наташи Ростовой, которую меняет война. Толстой подчеркивает, как это больно и неправильно, когда взросление как бы вырвано из ребенка насильно, когда он вынужден взрослеть. Конечно, война - это не то время, когда можно позволить себе надолго застревать в детстве, но как несправедлива она к тем, кто еще даже не успел как следует рассмотреть! Первые любовные переживания, дрожь в коленях, волнения и глупые шутки с подругами - всего этого лишены девочки-подростки, которым приходится жить во время войны. Характер твердеет или ломается, а любовь или крепнет и становится кремневой, или рассыпается на части, собрать которые не представляется возможным.

Раннее взросление, о котором никто не догадался

Примечательно, что Владимир Набоков приводит в теме взросления совсем недетские аргументы. Проблема взросления в его скандальном произведении «Лолита» затрагивается немного косвенно, однако все равно имеет место. Молодая девушка, точнее, девочка, которая ради собственной выгоды или из праздного интереса считает нормальным завести отношения со взрослым мужчиной - это очень интересный персонаж, который не постеснялся описать Набоков. Его Лолита сперва кажется совсем невинным, ничего не понимающим ребенком, который подвергается растлению и не осознает этого. Однако по ходу произведения читатель узнает, что Лолита не так уж и проста, а повзрослела она уже очень и очень давно. Потрясающе, как такая молодая девочка может уверенно и лицемерно вести себя с мужчиной, который годится ей в отцы. Возможно, именно это и потянуло к ней главного героя - взрослая женщина в теле малолетней девочки. Одно остается ясным: то, что произошло с Лолитой, нельзя назвать никак иначе как трагедией.

Проблема становления характера в культовом произведении Киплинга

Очень тонко описал эту тему Редьярд Киплинг в своей «Книге джунглей». Тема взросления личности затронута у него как бы мельком, но автор, кажется, приводит совершенно неоспоримые аргументы. Проблема взросления Маугли хоть и занимает всего одну главу в этом произведении, но становится переломным моментом книги. Именно потому, что Маугли начинает становиться мужчиной и испытывать чувства к противоположному полу, внешний конфликт в произведении выходит на новый уровень. Если бы Маугли никогда не ощутил и не заинтересовался девушками, он бы мог прожить в джунглях всю жизнь. Но, конечно, тогда бы читатели не получили и классического произведения, не раз экранизированного разными телевизионными студиями. Маугли больше не может жить среди членов своей прежней, животной семьи. Каким бы романтическим ни было это произведение, читатель все равно понимает, что это - история жизни каждого человека, переданная в форме очень красивой и необычной метафоры. Взрослея, человек выходит из зоны комфорта, и поэтому душа его плачет, как новорожденный младенец.

  1. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Человек иногда, не замечая своего счастья, проходит мимо. Когда чувство любви возникает у него, становится поздно. Так случилось с Евгением Онегиным. Сначала он отверг любовь деревенской девушки. Встретившись с ней через несколько лет, он понял, что влюблён. К сожалению, их счастье невозможно.
  2. М. Ю Лермонтов. «Герой нашего времени». Истинная любовь Печорина к Вере. Его легкомысленное отношение к Мэри и Бэле.
  3. И С. Тургенев. «Отцы и дети». Евгений Базаров отрицал всё, в том числе и любовь. Но жизнь заставила его испытать его это истинное чувство к Анне Одинцовой. Суровый нигилист не смог противостоять уму и обаянию этой женщины.
  4. И А. Гончаров. «Обломов». Любовь Обломова Ольги Ильинской. Желание Ольги вырвать Илью из состояния равнодушия и лени. Обломов пытался найти цель жизни в любви. Однако усилия влюблённых были тщетны.
  5. А. Н. Островский. Невозможно жить без любви. Доказательством тому является, например, глубокая драма, которую пережила Катерина, главная героиня пьесы А. Н. Островского «Гроза».
  6. И.А. Гончаров. «Обломов». Великая сила любви - тема многих писателей. Часто человек способен ради любимого изменить даже свою жизнь. Однако не всегда это удаётся. Например, Илья Ильич, герой романа И.А. Гончарова «Обломов», ради любви отказался от многих своих привычек. Ольга же, испытав разочарование, бросает Обломова. Взаимообогащающего развития их отношений не получилось, потому что желание прозябать «переползая из одного дня в другой», для Ильи оказалось сильнее.
  7. Л.Н. Толстой. Любовь - великое чувство. Оно способно изменить жизнь человека. Но может принести много надежд и разочарований. Однако это состояние может и преобразить человека. Такие жизненные ситуации были описаны великим русским писателем Л.Н. Толстым в романе «Война и мир». Например, князь Болконский после жизненных невзгод был убеждён, что больше никогда не испытает счастья, радости. Однако встреча с Наташей Ростовой изменила его взгляд на мир. Любовь - великая сила.
  8. А. Куприн. Порой кажется, что из нашей жизни исчезает поэзия, волшебная красота любви, что мельчают чувства людей. Верой в любовь до сих пор поражает читателей рассказ А. Куприна «Гранатовый браслет». Его можно назвать волнующим гимном любви. Такие рассказы помогают сохранить веру в то, что мир прекрасен, а людям иногда доступно недоступное.
  9. И.А. Гончаров «Обломов». Влияние дружбы на формирование личности - серьёзная тема, волновавшая И. А. Гончарова. Герои его романа, ровесники и друзья, И. И. Обломов и А. И. Штольц, показаны почти по одной схеме: детство, окружение, образование. Но Штольц пытался изменить сонную жизнь друга. Его попытки не увенчались успехом. После кончины Обломова Андрей взял в свою семью сына Ильи. Так поступают настоящие друзья.
  10. И.А. Гончаров «Обломов». В дружбе осуществляется взаимовлияние. Отношения бывают непрочными, если люди не желают помогать друг другу. Это показано в романе И.А. Гончарова «Обломов». Апатичная, трудная на подъём, натура Ильи Ильича и молодая энергия Андрея Штольца - всё это говорило о невозможности дружбы между этими людьми. Однако Андрей прилагал все усилия подвигнуть Обломова на какую-нибудь деятельность. Правда, Илья Ильич не смог достойно ответить на заботу друга. Но желания и попытки Штольца заслуживают уважения.
  11. И.С. Тургенев «Отцы и дети». Дружба не всегда бывает прочной, особенно если она держится на подчинении одного человека другому. Подобную ситуацию описал Тургенев в романе «Отцы и дети». Аркадий Кирсанов сначала был яростным приверженцем нигилистических взглядов Базарова и считал себя его другом. Однако он быстро растерял убеждение и перешёл на сторону старшего поколения. Базаров, по словам Аркадия, остался в одиночестве. Это произошло оттого, что дружба не была равноправной.
  12. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» (о дружбе, товариществе). О том, что «нет святее уз товарищества», говорится в повести Н. Гоголя «Тарас Бульба».

Главный герой гениального романа Ф.М . Достоевского, «Преступление и наказание» Родион Раскольников задается вопросом, позволено ли совершить малое зло ради большого добра, оправдывает ли благородная цель преступное средство? Автор изображает его великодушным мечтателем, гуманистом, жаждущим осчастливить все человечество, который приходит к осознанию собственного бессилия перед лицом мирового зла и в отчаянии решается «преступить» нравственный закон — убить из любви к человечеству, совершить зло ради добра. Однако нормальному человеку, коим, несомненно, является и герой романа, чуждо кровопролитие и убийство. Чтобы понять это, Раскольникову потребовалось пройти через все круги нравственного ада и побывать на каторге. Лишь в финале романа мы видим, что герой осознает абсурдность своей безумной идеи и обретает душевное равновесие.

В противовес сомневающемуся и мечущемуся Раскольникову Достоевский рисует в своем романе образ Свидригайлова, человека, не задумывающегося о средствах достижения своих целей. Опускаясь в пропасть разврата, теряя веру, Свидригайлов заканчивает жизнь самоубийством, показывая тем самым тупиковость теории Раскольникова.

Основанный на реальной истории роман американского писателя Т.Драйзера «Американская трагедия» повествует о судьбе честолюбивого молодого человека Клайда Грифитса, мечтающего вырваться из рамок своей среды, стремительно и упорно шагающего по ступенькам своей карьеры, вверх - к миру денег и роскоши. Соблазнив честную девушку и будучи уверенным в своей любви к ней, герой вскоре понимает, что эта связь является основной помехой на пути в высшее общество. Образуется классический любовный треугольник, третьим «углом» которого становится девушка из высшего света, открывающая Клайду всевозможные выходы к материальным благам. Будучи не в состоянии устоять перед таким соблазном, молодой человек тщательно продумывает возможность избавления от своей первой любви, которая мешает не только честолюбивым замыслам, но и просто мешает жить в свое удовольствие. Так свершается преступление - продуманное, серьезно подготовленное и трусливое. После смерти девушки полиция выходит на след Клайда и обвиняет его в умышленном убийстве. Суд присяжных приговаривает его к высшей мере и оставшуюся часть своей жизни Клайд проводит в тюрьме». В итоге он исповедуется, признает свою вину. Его казнят на электрическом стуле.

Хороший, добрый, талантливый человек Илья Обломов не сумел преодолеть себя, своей лени и распущенности, не раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти. Даже любовь не смогла спасти Обломова.

В своем позднем романе «Острие бритвы» У.С. Моэм рисует жизненный путь молодого американца Ларри, половину жизни проведшего за книгами, а другую - в путешествиях, труде, поиске и самосовершенствовании. Его образ ярко выделяется на фоне молодых людей его круга, тратящих свою жизнь и незаурядные способности впустую на исполнение мимолетных прихотей, на развлечения, на беззаботное существование в роскоши и праздности. Ларри выбрал свой путь и, не обращая внимания на непонимание и порицание близких людей, искал смысл жизни в лишениях, странствиях и скитаниях по всему миру. Он целиком отдался духовному началу, чтобы достичь просветления разума, очищения духа, открыть смысл вселенной.

Главный герой одноименного романа американского писателя Джека Лондона Мартин Иден — рабочий парень, моряк, выходец из низов, примерно 21 года от роду, знакомится с Руфь Морз — девушкой из состоятельной буржуазной семьи. Руфь начинает учить полуграмотного Мартина правильному произношению английских слов и пробуждает в нем интерес к литературе. Мартин узнаёт, что журналы платят приличные гонорары авторам, которые в них печатаются, и твердо решает сделать карьеру писателя, заработать деньги и стать достойным своей новой знакомой, в которую он успел влюбиться. Мартин составляет программу по самосовершенствованию, работает над своим языком и произношением, читает много книг. Железное здоровье и несгибаемая воля движет его к цели. В конце концов, пройдя долгий и тернистый путь, после многочисленных отказов и разочарований, он становится знаменитым писателем. (Дальше он разочаровывается в литературе, своей возлюбленной, людях вообще и жизни, теряет ко всему интерес и кончает жизнь самоубийством. Это так, на всякий случай. Аргумент в пользу того, что исполнение мечты не всегда приносит счастье)

Акула, ecли перестает двигать плавниками, камнем пойдет на дно, птица, если перестанет махать крыльями, упадет на землю. Так и человек, если в нем угаснут стремления, желания, цели, рухнет на дно жизни, его затянет густая трясина серой обыденности. Река, которая перестает течь, превращается в зловонное болото. Так и человек, который перестает искать, думать, рваться, утрачивает «души прекрасные порывы», постепенно деградирует, его жизнь становится бесцельным, жалким прозябанием.

И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь.

Роман знаменитого английского писателя У.С.Моэма «Бремя страстей человеческих» затрагивает одну их наиболее важных и животрепещущих для каждого человека вопросов - есть ли смысл в жизни, а если есть, то каков он? Главный герой произведения Филип Кэри мучительно ищет ответ на этот вопрос: в книгах, в искусстве, в любви, в суждениях друзей. Один из них, циник и материалист Кроншоу, советует ему поглядеть на персидские ковры и отказывается от дальнейших пояснений. Лишь годы спустя, потеряв почти все свои иллюзии и надежды на будущее, Филип понимает, что тот имел в виду и признает, что «жизнь не имеет никакого смысла, и существование человека бесцельно. Зная, что ни в чём нет смысла и ничто не имеет значения, человек всё же может получить удовлетворение, выбирая различные нити, которые он вплетает в бесконечную ткань жизни. Существует один узор — самый простой и красивый: человек рождается, мужает, женится, производит на свет детей, трудится ради куска хлеба и умирает; но есть и другие, более замысловатые и удивительные узоры, где нет места счастью или стремлению к успеху, — в них скрыта, пожалуй, какая-то своя тревожная красота».

Проблема – это ВОПРОС.

Проблема ставит вопрос для разрешения сущности предмета, который стал предметом исследования в литературном произведении. А предмет для исследования предлагает тема произведения. Вопрос вырастает из темы, как росток из почвы. Так проблема связывается с темой.

Если тема – это ЖИЗНЬ, отраженная в литературном произведении, то проблема – это ВОПРОС, поставленный на почве этой отраженной в литературном произведении жизни.

Одна и та же тема может стать основой для поднятия разных проблем.

Проблема – это сложный вопрос, поставленный в произведении, который решается или остается нерешенным, но показаны пути поисков его решения.

Вопрос тождества темы и проблемы – спорный.

Проблематика: в одном литературном произведении не может быть только одна проблема, в нем есть множество проблем, основная и второстепенные, вспомогательные.

Типология проблем в литературе:

Общественно-политические

Морально-этические

Национально-исторические

Общечеловеческие

Философские

Социальные

Психологические

Вечные проблемы:

Добра и зла

Тела и души

Времени и вечности

Любви и ненависти

Жизни и смерти

Смерти и бессмертия

Смысла жизни

Человека и общества

Человека и истории и т.п.

Вопрос 4. Идея литературного произведения как поиск ответа на проблему. Идейное содержание литературного произведения. Типология идей литературы

Идея – это ответ по наставленные проблемой вопрос на почве поставленной темой части жизни, отраженной в литературном произведении.

Идея – это оценка того, что отражается в теме произведения.

Идея – это основное принципиальное содержание произведения. Обобщенная мысль. Которая лежит в основе произведения и выражена в его образной форме.

Идея – это авторская субъективная оценка, но кроме это в произведении проступает еще и объективная идея, которая может быть шире авторского замысла и открываться по-новому в каждую новую эпоху, у каждого нового поколения критиков и читателей.

Идея произведения и его замысел – это разные вещи.

Замысел может и не включать те идеи. Которые современники или потомки найдут, и увидят, и откроют в литературном произведении.

Общая идея произведения = основная идея произведения, всегда отвечает или ищет ответ на главную проблема общества. времени, эпохи, человека, как их понимает автор.

Идея может быть не выражена в произведении прямо и однозначно, как ответ на вопрос, это может быть поиск ответа, намеченные пути ответа, варианты ответа, направления раздумий об ответе…

Идея не сводится лишь к прямым положительным утверждениям автора.

У каждого действующего лица, события, картины в литературном произведении есть своя идейная, содержательная функция.

У каждого образа поэтики произведения (NB! см. Классификация образов – вспомнить и написать в тетради для лекций в этом месте) есть своя идейная = концептуальная нагрузка.

Вся образная система произведения является носительницей авторской концепции – главной авторской идеи жизни.

Идейный смысл романа определяется не только прямым авторским словом и авторскими оценками, но прежде всего – идейной функцией каждого элемента художественной формы, концептуальностью стиля.

Понимание общей идеи произведения исходит из анализа всего идейного смысла всех элементов содержания и формы литературного произведения.

Гете: «Хорошая была бы шутка, если бы я попытался такую разнообразную жизнь Фауста нанизать на тонкий шнурочек единой для всего произведения идеи» - !!!

Типология идей в литературе.

Субъективность художественной идеи: она зависит от субъективного мнения автора.

Образность художественной идеи: она выражается только в образной форме.

Вечные идеи: совпадают с формулировками вечных тем и проблем, но каждый автор пытатется найти свой путь их разрешения…

Приведите пример вечной идеи из любой вашей любимой книги – NB.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS