Главная - Дикция
Музыкально-дидактическая игра: «Веселые ладошки».

Типовое музыкальное занятие в подготовительной группе.

Ход занятия:

Дети заходят в музыкальный зал под марш, образуют круг и разворачиваются лицом в круг. Музыкальное приветствие- попевка «Здравствуйте, ребята»

М.р. Ребята, сейчас мы с вами познакомимся с дыхательно- развлекательной гимнастикой, которая называется «Надуй шарик».

Дыхательная гимнастика.

Давайте представим себе воображаемый воздушный шар и попытаемся надуть его. Для этого обе руки подносятся ко рту; вдохнув воздух через нос, выдыхайте через рот как можно дольше. При каждом выдохе, руки постепенно отводятся в сторону, наш воздушный шарик заполняется воздухом. При вдохе и выдохе плечи не должны подниматься. Дышать нужно ровно, спокойно, иначе, «шарик лопнет». На Четвертом выдохе, шарик нужно завязать воображаемой ниточкой. Затем под веселую,подвижную музыку, дети бегают по кругу, подняв руку с «воображаемым шариком». Затем дети под марш садятся на стульчики.

М.р. - Я сейчас вам сыграю муз. пьесу, а вы постараетесь определить, что это- песня, танец или марш. (Исполняю марш Л.Шульгина)

Д. Марш.

М.р. Да. Музыка чёткая, под нее можно шагать. В маршах всегда отчетливый ритм. Под него удобно считать: раз, два; раз, два. А какой характер у этого марша?

Д. Бодрый, праздничный, четкий.

М.р. Правильно. Этот марш боевой, решительный, праздничный, бодрый.

М.р. А сейчас я вам исполню другой марш. Его композитор- П.И. Чайковский. Он называется «Марш деревянных солдатиков» . Послушайте, чем он отличается от 1ого марша, который написал композитор Л. Шульгин .(Исполняю пьесу)

Д. Он тихий.

М.р. Да, этот марш звучит легко. Он - игрушечный. Под него шагает войско деревянных солдатиков. Они очень легкие. Поэтому их марш звучит тихо, прозрачно, но музыка отчетливая, в ней слышны ударения, акценты, солдатики, хотя и деревянные, но очень смелые, решительные, отважные, шагают все в ногу, чеканят шаг. (Исполняю 1 часть)

М.р. Я даже знаю стихи, которые посвящены маршу деревянных солдатиков. Послушайте:

Раз,два, аты- баты!

Весело солдаты по ковру вдоль комнаты идут!

Пусть живут в коробке, но они не робки!

Службу четко здесь они несут!

М.р. Давайте выучим начальный текст (Выразительно проговариваю, дети повторяют)

М.р. А теперь давайте тихими хлопками в ладоши мы постараемся передать этот рисунок (Дети пытаются передать ритм.рисунок с помощью муз.руководителя.)
М.р. На следующем занятии мы продолжим слушать это произведение- «Марш деревянных солдатиков» композитора П.И. Чайковского.

М.р. А сейчас я хочу вас познакомить с новым вокальным упражнением. Послушайте его:

1)Жа- жа-жа,

Жа- жа- жа,

Мы нашли в лесу ежа.

Жу- жу- жу,

Жу-жу-жу,

Подошли мы к ежу.

2)Ра- ра- ра,

Ра- ра- ра,

Вышли кони со двора.

Ру- ру- ру,

Ру-ру-ру,

Я хожу по двору.

3)Да- да- да,

Да- да- да,

Наступили холода.

Ду- ду-ду,

Ду-ду-ду,

Я на лыжах иду.

(Затем дети исполняют первую часть куплета, муз.руководитель заканчивает)

М.р. Ребята, с сегодняшнего занятия мы начнем подготавливаться к новому году. Сейчас я познакомлю вас с новой песней, которая называется «Вот какая зимушка!». Послушайте ее и постарайтесь определить ее характер, о чем поётся в этой песне. (Исполняю.)

Д. Светлая, о зиме.

М.р . В ней поется о том, что зима засылает нам зимние вьюги, метели, которые кружатся в зимнем хороводе. Все дома покрыты снегом и переливаются серебром. Дети зимой любят кататься на санках, на лыжах в белоснежном лесу. Русская зима самая красивая, самая снежная, самая сверкающая. Послушайте слова 1ого куплета.(Выразительно читаю, учу по фразам текст, при разучивании мелодии выстроить первый звук, после того как выучим по фразам, исполнять весь куплет целиком.)

М.р. А теперь учим припев (Методика разучивания такая же)

М.р. А теперь давайте исполним с вами знакомую вам песню – « Ёлочка- красавица». Я ее напомню, а вы подпевайте!

М.р. 1 куплет вы уже хорошо знаете, давайте закрепим слова 2ого куплета .(Затем исполняем)

М.р. А теперь я предлагаю вам выучить движения новогоднего хоровода. Под звуки марша выходите на середину зала и образуйте круг.

М.р. Объясняю движения, соответствующие тексту и разучиваем их.

Итог: Сколько маршевых пьес мы слушали сегодня?

Д. Два.

М.р. Как они называются, кто их написал?

Д. Марш деревянных солдатиков.

М.р. А еще мы слушали праздничный марш Шульгина Л, начали учить новую песню «Вот какая зимушка!», учили новогодний хоровод под песню « Ёлочка- красавица!»

А теперь я хочу с вами попрощаться. (прощальная попевка-« До свидания, ребята»)


Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Марш

Рекомендации по исполнению . Шутливый, весёлый, задорный характер марша создаётся композитором с помощью контрастной динамики, акцентов, отрывистого звучания. В исполнении необходимо обратить внимание на цельность линий. Для этого, прежде всего, нужно избегать лишних акцентов, которые дробят фразы. Часто можно слышать марш с двумя акцентами в такте (на 1-ю и 3-ю доли) вместо одного, указанного композитором (на 1-ю), что утяжеляет звучание, делает его статичным.

Важно также добиться объединения фразировки по четыре такта, с усилением к концу фразы (т.е. к первой доле четвёртого такта), чтобы акценты не звучали одинаково. Темп должен быть достаточно оживлённым. Крайние части (форма простая трёхчастная) следует играть легко, прозрачно. Это достигается с помощью ясного звучания мелодии в правой руке при облечении аккомпанемента в левой. Стаккато исполняется коротко, чётко.

Средняя часть звучит смело, решительно, ярко. В конце необходимо услышать элементы полифонии: мелодия проводится в партии левой руки, а правая уверенно «перебивает» ее в верхнем регистре.

1-е занятие

Программное содержание . Дать детям сведения о композиторе Д. Шостаковиче. Учить определять жанр и характер музыкального произведения.

Ход занятия:

П е д а г о г. Дети, сегодня вы послушаете одно из произведений великого композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Попробуйте определить, что это - песня, танец или марш (исполняет марш).

Д е т и. Это марш.

П е д а г о г. Правильно. Марши бывают разные: и торжественные, праздничные, и шутливые, бойкие, и печальные, скорбные. Давайте сравним этот марш с уже знакомым вам маршем композитора Л. Шульгина и определим их характер. (Исполняет оба произведения.)

Д е т и. Первый марш (Д. Шостаковича) - весёлый, шутливый, второй (Л. Шульгина) - праздничный, бодрый.

П е д а г о г. Правильно, знакомый нам марш Д. Шостаковича шутливый, озорной, игривый, а марш Л. Шульгина праздничный, боевой, решительный. Послушайте их ещё раз.

2-е занятие

Программное содержание . Учить детей более полно определять характер маршей, выделять три части в связи со сменой настроений в марше Д. Шостаковича.

Ход занятия:

П е д а г о г. Дети, сейчас я сыграю произведения, а вы вспомните, как они называются и кто их написал (исполняет фрагменты маршей).

Д е т и. Это марши.

П е д а г о г. Первый марш написал композитор Д. Шостакович, второй - Л. Шульгин. Какой характер этих маршей? Мы говорили, что они совсем разные.

Д е т и. Первый марш весёлый, шутливый, а второй - бодрый, гордый, праздничный.

П е д а г о г. Правильно, марш Д. Шостаковича озорной, бойкий, игривый, шуточный, под него могут шагать игрушечные солдатики, а марш Л. Шульгина решительный, смелый, боевой. Послушайте ещё раз марш Д. Шостаковича и скажите, все ли время он звучит одинаково или характер музыки меняется. Сколько в нем частей?

Д е т и. В марше три части. Сначала музыка звучит тихо, затем громко, а потом опять тихо.

П е д а г о г. Правильно, менялась сила звучания. А характер, настроение менялись? (Исполняет фрагменты частей.)

Д е т и. Сначала музыка весёлая, лёгкая, шутливая, тихая, а потом сердитая, резкая, громкая.

П е д а г о г. Правильно, в средней части характер меняется. Можно сказать, что она сердитая, командующая, повелительная, приказывающая, а затем опять звучит, как в начале, - беззаботно, весело, легко, с озорством (исполняет фрагменты). А теперь послушайте марш целиком (исполняет его).

3-е занятие

Программное содержание . Различать средства музыкальной выразительности в связи с характером частей марша. Выражать в движении смену настроений музыки, средства музыкальной выразительности (динамику, регистр, штрихи).

Ход занятия:

П е д а г о г. Дети, послушайте знакомый марш Д. Шостаковича и объясните, почему мы определили его характер как шутливый, озорной. Музыка имеет свой язык - она может быть плавной, нежной, и отрывистой, скачущей, озорной. Может звучать высоко, легко и низко, тяжело. Какая это музыка - плавная или отрывистая и какой ее характер? (Исполняет фрагмент.)

Д е т и. Музыка подрыгивающая, отрывистая, весёлая, лёгкая.

П е д а г о г. Правильно, это музыка игривая, идут игрушечные солдатики, она звучит легко, высоко, отрывисто. А в средней части? (Исполняет фрагмент.)

Д е т и. Резкая, сердитая, командующая, громкая.

П е д а г о г. В музыке слышны акценты, ударения (исполняет фрагмент). Они делают ее чёткой, маршевой, она звучит громко, повелительно, уверенно, приказывающе, отчётливо (исполняет фрагмент). А в крайних частях - легко, тихо, шутливо, игриво, весело, беззаботно. Послушайте марш целиком (исполняет его). А сейчас давайте прислушаемся к окончанию марша. Как оно звучит? (Исполняет фрагмент третьей части.)

Д е т и. Сначала легко, а потом более тяжело, уверенно, смело.

П е д а г о г. Правильно, солдатики хотя и игрушечные, но очень смелые, решительные, стойкие. А почему это произведение называется маршем?

Д е т и. Музыка чёткая, под неё можно шагать.

П е д а г о г. Сейчас я сыграю вам марш целиком, а вы внимательно прислушаетесь к его звучанию и попробуйте прошагать так, как подсказывает музыка. Когда музыка будет звучать тихо, шутливо, как вы будете шагать?

Д е т и. Легко.

П е д а г о г. А когда громко, командующе?

Д е т и. Чётко, бодро, уверенно. (Педагог исполняет марш, дети передают его характер в движении. Можно предложить прошагать и под марш Л. Шульгина - праздничный, боевой.)

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Шостакович. Марш, mp3;
Шульгин. Марш, mp3;
3. Сопровождающая статья - конспекты занятий, docx;
4. Ноты для исполнения педагогом, jpg.

Гусарова Елена Дмитриевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад№ 409 присмотра и оздоровления Кировског района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Конспект доминантного занятия
Тема: "Марш".
Дата публикации: 17.04.2016
Раздел: дошкольное образование

ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 409 ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ

КИРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Музыкальный руководитель Гусарова Е. Д.

Доминантное занятие для детей среднего дошкольного возраста по

проекту «Классическая музыка в детском саду».

Тема «Марш».
Задачи: 1. Учить детей определять жанр и характер музыкального произведения. 2. Различать средства музыкальной выразительности в связи с характером частей марша. 3. Выражать в движении смену настроений музыки. 4. Дать сведения о композиторах: Д. Шостаковиче, В. П. Соловьёве- Седом, С. Прокофьеве. Музыкальный репертуар: 1. «Марш» - Л. Шульгин. 2. «Марш» - Д. Шостакович. 3. «Спортивный марш» - И. Дунаевский. 4. «Марш» - С. Прокофьев. Оборудование: 1. Портреты композиторов – Д. Шостакович, С. Прокофьев. 2. Картина «Игрушечные солдатики». 3. Ложки, колокольчики, бубны. Звучит марш Л. Шульгина. Дети входят в зал, садятся на стульчики. Педагог: Чтобы было всё в порядке, вы послушайте загадку. Под музыку эту проводят парад, Чтоб в ногу шагал генерал и солдат. Как называется эта музыка? Дети: Марш. Педагог: Правильно – марш, это бодрая, чёткая музыка, под которую идут ровным шагом. Марши бывают разные: торжественные, праздничные, шутливые и бодрые. Давайте вспомним знакомый нам марш. Звучит «Марш» Д. Шостаковича. Педагог: Кто сочинил этот марш? /Показывает портрет./ Дети: Композитор Шостакович. Педагог: Как звучит музыка? Дети: Весело, игриво, шутливо, отрывисто. Педагог: Правильно. «Марш» Шостаковича – озорной, игривый. Под него могут шагать игрушечные солдатики. /Показывает картину./ Скажите, всё ли время музыка звучит одинаково или характер музыки меняется?
Дети: Сначала музыка звучит тихо, потом громко и снова тихо. Педагог: Сколько частей в марше? Дети: В марше три части. Педагог: Правильно. А как меняется настроение? (Исполняет фрагмент первой части.) Дети: Сначала музыка лёгкая, весёлая, шутливая. Педагог: А во второй части? (Исполняет фрагмент второй части.) Дети: Сердитая, резкая, громкая. Педагог: А в третьей части? (Исполняет фрагмент третьей части.) Дети: Снова лёгкая, весёлая. Педагог: Правильно. Солдатики, хотя и игрушечные, но очень смелые и решительные. А почему эта музыка называется маршем? Дети: Под эту музыку можно шагать. Педагог: Сейчас я сыграю вам марш целиком, а вы попробуйте прошагать так, как подсказывает музыка. Когда музыка будет звучать тихо, шутливо, как вы будете шагать? Дети: Легко. Педагог: А когда громко, сердито? Дети: Чётко, бодро, уверенно. Музыкальный руководитель исполняет «Марш» Шостаковича. \ Дети передают его характер в движении. Педагог: Молодцы, а теперь послушаем …называет имя ребёнка. Барабанщик. /Агния Барто/ Левой, правой, левой, правой, На парад идёт отряд. На парад идёт отряд, Барабанщик очень рад. Барабанит, барабанит Полтора часа подряд. Левой, правой, левой, правой, Барабан уже дырявый! Педагог: Послушаем другой знакомый марш. А помогут нам наши руки. Звучит «Марш» С Прокофьева. Дети сопровождают звучащими жестами. Педагог: Как звучит этот марш? Дети: Весело, отрывисто, бодро. Педагог: А кто его сочинил? /Показывает портрет./ Дети: Композитор Прокофьев. Педагог: Скажите, дети, наш оркестр может исполнить этот марш? Дети: Да, может. Педагог: Отлично! Тогда 1ю часть будут исполнять… Дети: Ложки. /Дают инструменты./ Педагог: 2ю часть?
Дети: Колокольчики. /Дают инструменты./ Педагог: 3ю часть? Дети: Бубны. /Дают инструменты./ Педагог: А 4ю часть? Дети: Все вместе. Педагог: Готовы? Тогда начинаем. Оркестр исполняет «Марш» С. Прокофьева. Педагог: Скажите, кто марширует чаще всего? Дети: Солдаты? Педагог: А ещё? Дети: Спортсмены. Педагог: Правильно – марш помогает им идти дружно в ногу, чеканить шаг. Закончим нашу встречу «Спортивным маршем». Звучит «Спортивный марш»В. П. Соловьёва-Седова. Дети выполняют упражнения, затем выходят из зала.

После 1го прослушивания беседа, из 3х картинок дети выбирают картинку, соответствующую характеру музыки. Повторное исполнение.

М.р: Ребята, сегодня у нас в зале открыта фотовыставка «Моя семья». Кто хочет рассказать о своей семье?

(дети по желанию подходят к фотографии своей семьи, рассказывают, кто изображён).

Психогимнастика «Настроения»

Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, когда они радуются, когда у них хорошее настроение. А если они сердятся, вас ругают, хмурятся?

М.р: Послушайте стихотворение и отгадайте, про кого это…

«Сыро, хмуро за окном, дождик моросит. Низко небо серое над крышами висит. А в доме чистота, уют. У нас своя погода тут.

Улыбнётся … ясно и тепло. Вот уже и солнышко в комнате взошло».

Про кого это, вы, конечно же, догадались, это – мама. Скажите самые хорошие слова о маме, какая она (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая…)?

Игра: «Назови ласково по имени»

(маму, сестрёнку, бабушку).

Пение: «Бабушкина песня» Роот

Прочитать стихотворение: «В доме у нас солнышко живет. С самого утра солнышко встает. Всех согреет теплом и уютней станет дом. Свой секрет сейчас вам открою я: солнышко у нас – бабушка моя». Беседа по содержанию, характеру. Пропевание отдельных мелодических оборотов на слоги «лю-лю».

«Мамочка, моя» Боковой

Работа над правильным произношением слов «весеннюю», «солнышко» и т. д. Пение мелодии на слоги «ля-ля» и со словами.

«Мы – солдаты» Слонова

Картинка – шагающие солдаты. Выразительно прочитать текст песни. Петь стоя, на припев шагают на месте. На вступление воспитатель играет на барабане.

Музыкально-дидактическая игра: «Веселые ладошки»

Дети прохлопывают, повторяют на металлофоне ритмический рисунок вслед за педагогом.

Игра на музыкальных инструментах: «Мы идем с флажками» Тиличеевой

Исполнить аккомпанемент попевки, ребенок передает ее ритм на металлофоне. Вся группа поет попевку. Повтор с другим ребенком. Затем исполнение группой ударных и на металлофоне.



М.р: Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц.« При солнышке тепло, при матери – добро»,« Нет милее дружка, чем родная матушка», « Золото и серебро не стареют, отец и мать, цены не имеют»

Игра: «Что бы вы хотели пожелать своей маме, бабушке?»

«Игра с матрешками» р. н. п.

Следить, чтобы дети ставили матрешек перед детьми, которые еще не плясали. Загадка: «В этой молодице прячутся девицы, каждая сестрица – для меньшей темница. Красные щечки, пестрые платочки. Хлопают в ладошки веселые… матрешки».

Под веселую музыку дети выходят из зала.

Занятие № 45

«К бабушке - Варварушке»

(художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие)

Программные задачи:

1.Побуждать детей проявлять заботу и любовь к своей маме, бабушке. Вызвать у детей желание делать приятное близким людям.

2. Развивать речь детей: расширять активный словарь, развивать умение отвечать на вопросы. Воспитывать любовь к родному языку.

3.Создать у детей радостное настроение.

4.Сравнить 2 контрастных произведения, разного жанра, закрепить понятие детей о характере музыки.

5.Узнать песню по вступлению. Правильно передавать мелодию песни.

Учить детей исполнять знакомую песню легким звуком, в умеренном темпе.

6.Учить детей различать и воспроизводить различные ритмические сочетания.

6.Познакомить детей с попевкой, учить петь на одном звуке.

7.Развивать умение детей двигаться в парах.

  1. Упражнение «Скачут лошадки» Витлина (повторение)
  2. Слушание: «Марш» Шульгина, «Ой, лопнул обруч» укр. н. м.
  3. Пение: «Бабушкина песня» Роот, «Мамочка моя» Боковой
  4. Словесная игра.
  5. Музыкально дидактическая игра: «Курочки и цыплята»
  6. Игра на музыкальных инструментах «Небо синее» Тиличеевой
  7. Танец «Пляска парами» р. н. м.

Материал: письмо, костюм бабушки, игрушки, музыкальные инструменты, иллюстрации.

Ход занятия:

Дети входят в зал, музыкальное приветствие.

М.р: (показывает письмо) Принесла я вам письмо, вот (показывает),от бабушки оно. В гости к ней вы собирайтесь,
Быстро-быстро наряжайтесь, ведь у бабушки, у Варварушки день рождения! (Читает письмо-приглашение).

«Ко мнe в гости собирайтесь, да в дорогу отправляйтесь,
Жду вас с нетерпением, уж готово угощение! Бабушка Варварушка».

Поехали скорей к бабушке. У нас и лошадки есть. Раньше, в старину люди ездили на лошадях, а по праздникам запрягали тройки. Что бы наша лошадка помчалась нужно сказать волшебные слова:

Еду, еду на лошадке, на лошадке в красной шапке,
К бабушке Варварушке в гости на оладушки.

Дети произносят волшебные слова и, держась за удила, отправляются к бабушке в гости.

Упражнение «Скачут лошадки» Витлина (повторение)

М.р: Тпру, стой, лошадка! Ребята, посмотрите какой лужок. Давайте остановимся, отдохнем, музыку послушаем.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS