Главная - Дикция
Настоящее имя гэтсби. Анализ произведения «Великий Гэтсби» (Фрэнсис Скотт Фицджеральд)

Роман «Великий Гетсби», написанный весной 1925 года, действительно велик. Он не принес славу своему автору Фрэ́нсису при жизни.

Лишь тридцать лет спустя, в 60-е годы прошлого века, пришло признание классика: по школьной программе США нужно знать краткое содержание «Великого Гэтсби». Это «очень американская» книга: Почему он «удался»? Во-первых, некоторые черты Гэтсби свойственны самому Фрэ́нсису Скотту: заработанный достаток, мечты, полет мысли, к своей беспутной, впоследствии жене-красавице Зельде Сейр, приведшая писателя к инсульту и смерти. Во-вторых, автор писал о своем поколении так же, как Пастернак, Шолохов, как сейчас пишет Пелевин.

По-настоящему обрести понимание книги «Великий Гетсби» краткое содержание мало поможет. Откройте окончание романа - здесь находится его лейтмотив. В одном из последних абзацев Фицдже́ральд упоминает несущийся с далеких берегов Европы к побережью Лонг-Айленда (позднее места резиденции Гэтсби) романтический парусник XVII века, сияющие глаза голландского моряка, «затаенность дыхания» от красоты окружающего и «способность к восхищению». Вот именно такого человека, словно вырванного машиной времени с того самого голландского парусника, Скотт Фицдже́ральд «перебросил» в 20-е годы прошлого века. Не с этим ли лейтмотивом связано то, что 17-летний Джеймс Гетц, впечатлясь именно яхтой миллионера Дэна Коди, придумал себе новое имя Джея Гэтсби? Он остается верным до конца имени, рожденному юношеской фантазией.

Открыв для себя книгу, вы поймете, почему в США нарицательным считается имя Великий Гэтсби. Краткое содержание книги - история знакомства лейтенанта Гетсби с богатой девушкой Дэзи, троюродной сестрой Ника Кэррауэя, и его чувства к ней. Он уехал на фронт, она вышла замуж за миллионера Тома Бьюкенена. Даже то, что юная Дэзи накануне свадьбы выбросила подарок будущего мужа - пятидесятитысячное - и напилась «в дым», не отвратило свадьбу. Впрочем, в ней всегда боролись два начала: понимание выгоды и желание счастья. Но если девушка находилась под охраной богатства, то в воюющей армии пребывал Великий Гэтсби. Краткое содержание его последующей биографии: звание майора, опаленность огнем Первой мировой, учеба в Оксфорде. Молодой человек понимал, что его любимая относится к другому сословию, до краев наполненному роскошью, жизнью, поэтому стремился стать богатым любыми путями, даже с помощью подпольной торговли спиртным, нарушая «сухой закон» (бутлегерство).

Но все это происходит «за кадром». Роман показывает его уже купившим резиденцию в курортном пригороде Нью-Йорка, невдалеке от особняка Бьюкененов. Анонимную тактику вхождения в свет и контакта с Дэзи избрал Великий Гэтсби. Краткое содержание таково: организуя одну за другой бесконечные шумные в конце концов он хотел пригласить и Дези. Замысел ему удался, она отозвалась на его зов, даже готова была расторгнуть свое замужество. Но Том Бьюкенен, муж, воспринял наивное объяснение Гэтсби в отеле Плаза о том, что Дэзи уйдет от него, как сигнал к действию. Он разузнал о незаконности доходов главного героя романа, рассказал об этом жене. Та предпочла жить с мужем, даже зная о его измене с любовницей. Жестоко поплатился за попытку "прорваться в высший свет" Великий Гэтсби. Краткое содержание в дальнейшем приобретает черты фатальности и трагизма. Тому Бьюкенену подвернулся случай, которого он не упустил: Дэзи, находясь за рулем машины Джея, сбила насмерть Миртл, жену Джорджа Вильсона, затем, исугавшись, уехала. Когда безутешный муж пришел к нему, распрашивая, Бьюкенен указал на Джея. Джордж Вильсон застрелил Великого Гетсби, отдыхающего у себя в резиденции, а затем совершил самоубийство.

Что хотел сказать этим своим романом Фицдже́ральд своим землякам? Наверное, он пытался «раскачать» негативный баланс между мечтой, восхищенностью, страстью и меркантильностью, прагматичностью.

Экономическая подоплека романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби» кажется предельно прозрачной. Потерянное поколение, американская мечта, эпоха джаза, быстрых денег и отчаянных вечеринок - даже если Фицджеральд придумал не все эти концепты, то воплотил он их в своих произведениях так ярко, что уже невозможно представить одно без другого. История богатства Джея Гэтсби, вопреки напущенному туману, тоже шита белыми нитками - по просьбе редактора Фицджеральд прямым текстом сообщает, что его загадочный герой на самом деле, как и многие американцы в годы сухого закона, сколотил состояние на подпольной торговле алкоголем. А потом попытался бросить всю эту показную роскошь к ногам Дейзи, чтобы вернуть былую любовь, - и не сказать, чтобы это был в корне неверный способ покорить женщину, в голосе которой «звенят деньги». Единственная загадка, которая, по большому счету, так и не раскрыта в романе, - почему Гэтсби, при всех его достижениях, это все-таки не удается? Что в век новых капиталов и крайне подвижной морали оказалось принципиально дороже денег? И к чему в действительности привела как Гэтсби, так и самого Фицджеральда реализация американской мечты? На эти вопросы отвечает Фонд Егора Гайдара , партнер N + 1 по проекту .

1

Ей недавно исполнилось восемнадцать - она была ровно на два года старше меня, но ни одна девушка во всем Луисвилле не пользовалась таким потрясающим успехом, как Дейзи. Она носила только белые наряды, и еще у нее был белоснежный родстер, а телефон в их доме разрывался день и ночь, потому что молоденькие офицеры из Кемп-Тейлор мечтали провести вечер или «ну, хотя бы часик» в ее милой компании. Когда тем утром я проходила мимо ее дома, то увидела белый родстер, запаркованный у обочины, а в нем - Дейзи в обществе молодого лейтенанта, которого я прежде никогда здесь не видела.

Попытки доказать, что не все романы Фрэнсиса Скотта Фицджеральда автобиографичны, а между главным героем и личностью самого писателя не стоит ставить знак равенства, являются среди исследователей его творчества чуть ли не делом чести. Да и сам Фицджеральд неоднократно жаловался на то, что, написав принесший ему славу и деньги роман «По эту сторону рая», он обрек себя на вечное сравнение со своими героями, которые воспринимались читателями и критиками как его альтер эго. Тем не менее, в случае «Великого Гэтсби» (1925) - далеко не первого произведения американского писателя - соблазн провести параллель между личной историей Фицджеральда и сюжетной линией Джея Гэтсби мало того что велик, так еще и открывает интересные возможности для понимания сути конфликта в романе.

В 1917 году, почти закончив Принстонский университет - оставались только выпускные экзамены, - Фицджеральд записался добровольцем на фронт и вскоре познакомился с юной Зельдой Сейер, девушкой из богатой семьи, дочерью судьи штата Алабама, видной невестой. Однако Фицджеральд был беден - и родители Зельды выступили против неравного брака. Сама Зельда, впрочем, особого желания оспаривать решение родителей тоже не испытывала. Но Фицджеральд решил во что бы то ни стало добиться своего, хотя, в отличие от Джея Гэтсби, сделал ставку не на криминальный бизнес, а на литературный успех. Так появился на свет его первый роман, после которого на писателя обрушилась слава, журналы стали нарасхват публиковать его тексты, а гонорары за один рассказ достигали 4 тысяч долларов. После первого литературного успеха и последовавшей за этим женитьбы пара стала вечными героями светской хроники. Путешествия по Европе, роскошные вечеринки, эксцентричные выходки - впоследствии Фицджеральд говорил, что порой сам сомневался, где персонажи его романов, а где реальные они с Зельдой.

Фицджеральд, как и герой «Великого Гэтсби», воплотил в жизнь знаменитую «американскую мечту» - добиться успеха с нуля, одним лишь планомерным трудом завоевать себе место под солнцем. Кстати, семье Фицджеральда это было не в новинку - его дед, ирландский эмигрант, начинал свою карьеру с должности посыльного, а закончил владельцем внушительного состояния, которое, впрочем, его сын, отец Фицджеральда, довольно быстро промотал. Разорение семьи будущий писатель воспринимал очень болезненно, что, видимо, дало ему дополнительные стимулы для решительного рывка. Сам он, превратив свою жизнь с Зельдой в бесконечную череду вечеринок, придумал словосочетание, идеально подходящее для описания надрывного веселья послевоенного времени, - «эпоха джаза». Наконец, пусть так и не добравшись до фронтов Первой мировой, Фицджеральд наравне с Хэмингуэем стал одним из самых представительных фигур послевоенного «потерянного поколения».

Ретроспективно кажется, что и Фицджеральд, и его Джей Гэтсби, при определенной общности их биографий, воплотили в жизнь все важнейшие идеалы своего времени. Однако были и различия. Фицджеральд достиг успеха, бросил богатство к ногам Зельды, женился на ней, стал самым высокооплачиваемым писателем США, и ничто не омрачало его репутации, кроме злых языков, утверждавших, что он продает талант за деньги. А «американская мечта» Гэтсби потерпела крах. В чем же дело? Очевидно, в источнике богатства. Но если допустить, что бутлегерство для американского социума считалось чем-то аморальным, то почему та же мораль спокойно относится к безнаказанности Дейзи за совершенное преступление? Или же Фицджеральд усомнился в оправданности своей «американской мечты»?

2

Я родился на Среднем Западе в богатой семье, из которой теперь уже никого нет в живых. Вырос я в Америке, но потом уехал учиться в Оксфорд - по семейной традиции. Несколько поколений моих предков учились в Оксфорде.

Он глянул на меня искоса - и я понял, почему Джордан Бейкер заподозрила его во лжи. Слова «учились в Оксфорде» он проговорил как-то наспех, не то глотая, не то давясь, словно знал по опыту, что они даются ему с трудом. И от этой тени сомнения потеряло силу все, что он говорил, и я подумал: а нет ли в его жизни и в самом деле какой-то жутковатой тайны?

Ф.С. Фицджеральд, «Великий Гэтсби». Пер. Н.Н. Лаврова

Из Первой мировой США вышли в состоянии, с которым на тот момент не могла сравниться ни одна европейская страна. Вступив в войну за год до ее окончания, Штаты не успели понести серьезных человеческих потерь и тем более не подставили под удар свою территорию, зато успешно выступали в качестве основного кредитора Англии и исправно выполняли военные заказы. Отчасти этим объясняется тот стремительный экономический рост, который последовал в 1920-е годы. Низкие налоги, слабый антимонопольный контроль и в целом минимальное вмешательство государства привели к тому, что в это десятилетие на территории Штатов развернулся промышленный бум. В первую очередь это касалось автомобилестроения, но и в целом к концу 1920-х США выпускали промышленной продукции больше, чем участвовавшие в войне европейские страны - по крайней мере больше, чем Англия, Франция, Германия и Италия вместе взятые.

Задним числом, когда известно, что за этим периодом процветания последовало стремительное падение - Великая депрессия, исследователи перечисляют огромное количество проблем, которые все эти годы оставались без внимания государства и впоследствии сыграли свою роль. Первыми и главными обычно называют дешевое кредитование, пользовавшееся большой популярностью у населения, и игры на бирже, но были и другие: падение традиционных производств, в том числе сельского хозяйства и энергетики, кризис железнодорожных перевозок и судостроения, нарастающая безработица - около 200 тысяч человек ежегодно на протяжении десятилетия вытеснялись машинным трудом, сосредоточение контроля над промышленностью в руках всего 200 корпораций и резкое расслоение населения по уровню дохода. К концу 1920-х годов средний класс составлял лишь 20 процентов от общей численности населения, при этом в руках одного процента было сосредоточено 40 процентов национального богатства, а более половины населения оказалось за чертой прожиточного минимума.

Все это, на первый взгляд, лежит вне поля зрения Фицджеральда и не имеет особого отношения к «Великому Гэтсби» - за исключением разве что той стремительности, с которой после войны делает свое состояние главный герой, а также вскользь упомянутой рассказчиком Ником Каррауэем собственной сферы деятельности - кредитования. Но тот конфликт, который писатель едва уловимо обрисовывает, заставляя других персонажей постоянно искать зацепки в прошлом Джея Гэтсби, с тем чтобы прояснить для себя его личность, оказывается не менее важным для американского общества 1920-х годов. С ретроспективных позиций поиска причин Великой депрессии эту значимость чистоты происхождения капиталов и искренности устремлений объяснить трудно. Однако она становится гораздо понятнее, если связать ее с событиями, которые происходили в США до Первой мировой войны, но продолжали влиять на общество и после нее.


Надрывности, неравенству и роскоши «эпохи джаза» в США, помимо собственно войны, предшествовала так называемая эра прогрессивизма. Стабильный экономический рост, определенные политические трансформации и годы продолжительного мира после Гражданской войны привели к появлению большого числа крупных капиталистов, которые держали под контролем ключевые ресурсы континента и в силу этого оказывали влияние на политическую сферу. К 1890-м доминирование крупного капитала в политике привело к появлению движений, недовольных сложившейся ситуацией и требовавших роста политической инклюзии - возможностей влиять на политический процесс для большего числа социальных групп. Именно эти движения стали базой для последовавших в первой трети ХХ века политических реформ в США - появлению у женщин избирательных прав, введению прямых выборов в сенат, ограничению финансирования избирательных кампаний и переходу капиталов от прямого влияния на политику к опосредованному - через систему специальных корпоративных и благотворительных фондов.

Американский социолог Уильям Домхофф считает, что создаваемые в начале XX века сети фондов и мозговых центров (policy-planning organizations), таких как Фонд Карнеги (1910) или Фонд Рокфеллера (1913), стали своего рода сделкой между элитами и прогрессивно настроенным средним классом. Требование выхода большого капитала из политики и запрос на резкое снижение коррупции и власти корпораций были удовлетворены. В обмен крупные капиталисты получили возможность влиять на общественное мнение и процесс выработки государственных решений опосредовано - через проводимую их фондами публичную экспертизу и аналитику. При этом политический процесс и процесс выработки государственных решений в США стали более прозрачными и легитимными. Согласно задумке, ненависть среднего класса к капиталистам как главным виновникам коррупции должна была смениться если не одобрением, то хотя бы уважением, поскольку теперь они помогали государству проводить более эффективную политику, а обществу - обсуждать важные проблемы.

Запрос эры прогрессивизма на искренность и прозрачность вылился в расцвет расследовательской журналистики. Именно в этот период американские СМИ становятся четвертой властью, активно освещая случаи сращивания государства и бизнеса, перераспределения бюджетов, скандалы в верхах. Выдающиеся журналисты того времени - Джозеф Стеффенс, Сэмюель Адамс, Джекоб Риис, Элтон Синклер, Айда Тарбелл - и сегодня являются образцами для американской прессы. Но существовали и противоположные тренды. В 1917 году Берти Чарлз Форбс создал журнал, чье первоначальное название «Дела и их вершители» в последний момент было заменено на фамилию основателя. Форбс, видя перегибы четвертой власти, вплоть до очернения капиталистов и политиков, хотел показать позитивные стороны происходивших изменений, попутно формируя наиболее полный источник информации о бизнесе для самих капиталистов.

Так вопросы «откуда деньги?» и «на что ты их тратишь?» стали неотъемлемой частью публичного дискурса американского общества 1900–1920-х годов. Учитывая разрастание среднего класса и открывшиеся после Первой мировой возможности для получения сверхприбыли, требования прозрачности стали распространяться и на «новых» капиталистов, к которым, безусловно, относился Джей Гэтсби. Конфликт между ним и Томом Бьюкененом - это не столько борьба между двумя группами предпринимателей - новой и «старой» закалки, сколько проявление так называемых «американских культурных войн», борьбы консервативной, континентальной Америки против либеральной Америки больших городов - той, которую сегодня мы бы назвали постмодернистской.

«Культурные войны» в 1920-е годы стали выходить на первый план по двум причинам. В основе первой лежал очевидный прогресс технологий - печатные газеты становились дешевле, а радио позволяло быстрым и довольно демократичным способом донести информацию до самых провинциальных американских фермеров. Континентальная Америка и Америка больших городов неожиданно стали гораздо более связаны, чем ранее, и осознали свои ценностные различия. Второй причиной стало перемещение политических дискуссий из стен Белого дома в публичное пространство. Либерализация и последовавший за ней рост политической конкуренции привели к тому, что две американские партии - республиканцы и демократы - стали поддерживать и углублять этот социокультурный конфликт как в своих избирательных кампаниях, так и в политических решениях в пользу той или иной культурной общности.

Мнение эксперта

В 1920-е годы место классового конфликта занял социокультурный. Впервые произошло разделение США на две социокультурные нации, существование которых оказывает влияние и на сегодняшнюю Америку. Первая - сторонники традиционных консервативных ценностей, а вторая - сторонники постмодернистских ценностей, тогда носивших название «новых». Их ярким проявлением в 1920-е годы стало рождение и развитие в США сексуальной революции. Тогда Зигмунд Фрейд обрел в Америке наивысшую популярность. В 1920-е годы был впервые выдвинут лозунг равенства женщин и мужчин во всех поведенческих сферах, включая секс. Эта новая социокультурная идеология, эта «другая Америка» была не такой мощной, как сегодня, но культурная война между ними и консерваторами развернулась крайне масштабно.

Представители новой социальной культуры также объявили, что смысл жизни - entertainment, развлечение. В то время как традиционная Америка в социокультурном отношении была настроена очень консервативно. К примеру, она не только выступала против демонстративного потребления и сексуальной свободы, но и требовала введения сухого закона, считала, что именно алкоголизм является основой другой культуры и «портит» традиционные американские нравы. Поддержавшая сухой закон Республиканская партия в этом социокультурном конфликте была на стороне традиционалистов. Правда, вскоре обнаружилось противоречие: сухой закон приняли, но значительная часть США - не только новые, но и старые американцы - все-таки хотела употреблять алкоголь. И слабость этого закона была в том, что он запретил производство спиртного, но не запретил его употребление. В итоге спиртное продавали, например, в аптеках. Развивался теневой рынок - бутлегерство, которым как раз занимался Великий Гэтсби.

Владимир Согрин,
руководитель Центра североамериканских исследований Института всеобщей истории РАН

Полностью интервью с экспертом можно прочитать .

3

Я уже знаю, что представляли собой ваши «аптеки». - Он повернулся к нам и продолжал скороговоркой: - Они с Вулфшимом прибрали к рукам сотни мелких аптек в переулках Нью-Йорка и Чикаго и торговали алкоголем за аптечными стойками. Вот вам одна из его махинаций. Я с первого взгляда заподозрил в нем бутлегера и, как видите, почти не ошибся.

А если даже и так? - вежливо сказал Гэтсби. - Ваш друг Уолтер Чейз, например, не погнушался вступить с нами в компанию.

Ф.С. Фицджеральд, «Великий Гэтсби». Пер. Н.Н. Лаврова

Экономическая и политическая мысль США времен Фрэнсиса Скотта Фицджеральда и его героев породила внушительное количество рационалистских и эмпирических концепций на тему сильного государства и централизованного управления. С конца XIX века, на фоне высокой зависимости политики от большого капитала, еще до наступления прогрессистской эры, ученые видели решение большинства проблем в усилении государственных функций и централизации разделенной на штаты Америки.

Отец современного государственного управления Франк Гуднау в 1900 году выпустил классическую работу «Политика и государственное управление», где впервые описал необходимость разделения политической и бюрократической (public administration) сфер в США. Внедрение меритократического отбора, регулярной государственной службы, не зависящей от результатов выборов, оптимальное распределение полномочий между государственными структурами, выстраивание иерархии и соподчиненности разрозненных агентств и ведомств в штатах - все эти меры, по его мнению, должны были стать дополнительной сдерживающей силой для крупного капитала. Но чтобы они начали работать, «слабое» государство в США должно было стать сильным, а значит, необходимо было сократить полномочия штатов в пользу федерального центра и увеличить налоговую нагрузку на бизнес в пользу незащищенных слоев.

Предложения Гуднау в значительной мере удалось реализовать на практике. Президенты Уильям Тафт и Вудро Вильсон, хотя и являлись представителями разных партий, последовательно наращивали присутствие государства в экономике. Вильсон резко поднял налоговые ставки и сделал саму шкалу прогрессивной. Автономия отдельных штатов была сокращена в пользу независимых центральных государственных агентств. И хотя после Первой мировой войны американские президенты частично «откатили» нововведения прогрессистской эры, саму степень вмешательства государства в экономику и центра - в дела отдельных штатов вернуть на прежние позиции так и не удалось.


Сухой закон стал наиболее ярким примером государственного регулирования в Америке того периода. Он же по факту превратился в то, что современная экономическая наука называет «нерыночным провалом» (non-market failure). Этот феномен был описан в 1988 году экономистом Чарльзом Вульфом в книге «Рынки и государство», где он впервые показал, что любое государственное регулирование сталкивается с тремя видами проблем. Оно нарушает естественное рыночное равновесие, искажая стимулы фирм, создает непрозрачность контролирующих структур, которые впадают либо в коррупцию, либо в имитацию контроля, и в итоге создает условия для появления естественных монополий и высоких барьеров входа на рынок. Всеми этими провалами государственного регулирования и пользовался Джей Гэстби в своем бутлегерстве. Невозможность проконтролировать исполнение сухого закона и наличие легальных лазеек по его обходу превратили готовых идти на риск американских предпринимателей в миллионеров, которые на доставшиеся им легкие деньги закатывали шикарные вечеринки. В других же областях чрезмерное государственное регулирование превращало таких предпринимателей, как Том Бьюкенен, с их более традиционным и легальным бизнесом в пострадавших. На фоне описанного социокультурного конфликта между «старой» и «новой» Америками противостояние этих двух групп только обострялось.

Дополнительную поддержку «запросу на искренность» - как в политике, так и в бизнесе - в Америке Форда и Фицджеральда оказывала Чикагская политическая школа. Ее наиболее яркий представитель Чарльз Мэрриам описывал политику как рынок, где люди, являющиеся «властолюбивыми животными», стремятся не к увеличению общественного блага, а к реализации собственных эгоистических интересов. Стремление подчинить своей воле других индивидов становится доминирующим мотивом политической активности любой личности. Кроме того, в политике, как и на рынке, идет торговля, производится раздел сфер влияния, покупаются голоса и возникают попытки коррумпирования друг друга. Такая академическая трактовка политики также поддерживала общественный запрос на транспарентность, рост прозрачности политических процессов, а также придавала репутации политиков особую важность. При этом репутация необязательно касалась только политического прошлого. Гэтсби не был политиком, но вынужден был втянуться в гонку репутаций, которая его в итоге и уничтожила.

«Великий Гэтсби» Фицджеральда кажется абсолютно равным себе. Тем не менее, легкий детективный сюжет, сильная автобиографическая составляющая, расплывчатость образа Джея Гэтсби являются лишь верхушкой айсберга, в основании которого лежат острые социальные противоречия, замешанные на бурном экономическом росте послевоенных лет и проблемах государственного регулирования. Передавав своему герою элементы собственной биографии, Фицджеральд, однако, лишил его важнейшего для того времени компонента - безупречного прошлого. В итоге дело оказывается даже в не Оксфорде, где Гэтсби никогда не учился, и не в бутлегерстве, позволившем Гэтсби быстро сколотить капитал, а в том, что он не может обеспечить своей репутации прозрачность и убедить окружающих в своей искренности. Кроме того, будучи нуворишем, Гэтсби слишком явно тяготеет к «новому» социокультурному типу поведения - вечеринкам, сомнительным развлечениям, свободным нравам. Пытаясь таким образом привлечь внимание Дейзи, он на самом деле создает лишь дополнительный барьер на пути к ней. И этот конфликт оказывается таким сильным, что на его фоне меркнет даже совершенное Дейзи преступление, ответственность за которое в итоге ложится на Гэтсби.


Михаил Комин, Татьяна Трофимова


Литература

Allen F.L. Only Yesterday: An Informal History of the Nineteen-Twenties. New York; London: Harper & Brothers Publishers, 1931.

Decker J.L. Gatsby"s Pristine Dream: The Diminishment of the Self-Made Man in the Tribal Twenties. 1994.

Dumenil L. The Modern Temper: American Culture and Society in the 1920s. New York: Hill and Wang, 1995.

Goldhurst W. F. Scott Fitzgerald and his Contemporaries. 1963.

Parrish M.E. Anxious Decades: America in Prosperity and Depression, 1920-1941. New York: W.W. Norton, 1992.

Stein H.H. American Muckrakers and Muckraking: The 50-Year Scholarship // Journalism Quarterly. Spring 1979. Vol. 56. № 1. P. 9-17.

«Великий Гэтсби» – так называется роман американского писателя Фитцджеральда. Книга на самом деле очень популярна среди читателей – и была всегда популярна. Так почему же? Очень хочется в этом разобраться. Этот роман вышел в свет 10 апреля 1925 года, в тот век, который принято называть «Веком джаза».

«Великий Гэтсби» - в чём-то сентиментальная любовная история, в чём-то детектив, и развязка в романе трагическая. Довольно интересные, местами странные образы той эпохи постоянно мелькают на страницах романа, погружая читателя в то время. Очень бурное, но в тоже время незабываемое. До «великой депрессии» в США осталось не так много времени, когда богатые молодые люди просто стрелялись – потому что оказались банкротами.

Но в 1920-х годах экономика США стремительно развивалась, потому что США – это единственная страна в мире, которая не пострадала ни от последствий первой мировой войны, ни от последствий второй мировой войны. Почему-то больше всех страдала всегда Россия, потом СССР. Многие биографы Фитцджеральда пишут о том, что его жена, прототип героини романа «Ночь нежна» в этот период заболела тяжёлой формой психического заболевания. Сам писатель бесконечно переживал по этому поводу, да и сам часто ложился в больницу с туберкулёзом.

Стоит иметь ввиду, что у Фитцджеральда были ещё и внутренние противоречия, потому что он хотел в своё время очень попасть на фронт первой мировой войны, чтобы защищать демократию, но не попал. Разочарование в жизни, болезнь жены, дало роману трагический подтекст.Стоит заметить, что слово «джаз» ничего не имеет к весёлому (чаще) музыкальному направлению того периода. В понимании биографов Фитцджеральда «джаз» означает какую-то философскую глубину, какое-то нервное напряжение, царящее в атмосфере того времени вплоть до трагизма, какое-то предчувствие грядущего разлада. Это подчёркивал сам Фитцджеральд: «Когда говорят о джазе, то имеют ввиду прежде всего ситуацию в больших городах, когда к ним приближается линия фронта…а стало быть, давайте жить, пока живы, веселиться, а завтра за нами придёт смерть». В статье «Эхо джазового века», Фитцджеральд писал: «События 1919 года сделали нас, скорей всего, циниками, чем революционерами… для джазового века было характерно, что мы совсем не интересовались политикой».

Роман начинается с рассказа Ника Каррауэя, которому отец дал совет не судить о других людях плохо, если они не обладают такими же чертами характера, или такими же материальными преимуществами, как и он. «Если тебе захочется осудить кого-то, вспомни, что они не обладают такими преимуществами, как и ты» - Фитцжеральд. Итак, Джей Гэтсби… он довольно богат. Но не настолько богат, как хотелось бы Джею.

На образ Джея, возможно, повлиял рассказ Хэмингуэя «Молодой богач», который, естественно, читал Фитцджеральд Но он и без этого приобрёл какую-то свою известность среди читателей.Стоит отметить, что «очень богатый человек» - это социально-психологический тип, оказавший влияние на целое, а, может, и не на одно поколение. Но откуда может быть интерес к очень богатым людям у людей, которые, возможно, с ними никогда и не сталкивались по жизни?

Наверное, роман Фитцджеральда «Великий Гэтсби» нельзя назвать сатирическим, или каким-то обличающим – иначе писатель вывел бы на суд читателя какие-то или реальные или вымышленные «пороки» того общества, которым он так интересовался. Но, вполне вероятно, Фитцджеральд заинтересовался именно этой прослойкой людей, далёких от искусства, потому что, скорей всего, внутренне предчувствовал их крах в 1929 году.

Возможно, это извинит писателя, который, будучи сам человеком творческим, вывел на сцену не художника, ни писателя, ни артиста, а просто «очень богатого человека». Кстати, возможно, Фитцджеральд как-то хотел предупредить крах – хотел, чтобы общество присмотрелось к опыту СССР, и чтобы мирным, не революционным путём изменило ситуацию в экономике. Ник начинает свою историю с воспоминаний, не только о себе, но и родных. Но прибавляет при этом: «Гэтсби себя оправдал под конец. Не он, а то, что над ним тяготело – та ядовитая пыль, что вздымалась вокруг его мечты, - вот что заставило меня на время утратить интерес к людским скоротечным печалям и радостям впопыхах».

Ник закончил Йельтский университет в 1915 году, завёл собаку, и поселился в Уэст-Эгге. Напротив, как известно, располагалась усадьба Гэтсби. В Америку из Франции вернулись его родственники – муж и жена Том и Дэзи Бьюккенен. Молодые люди – Том, Дэзи, подруга Дэзи и Ник встречаются в неформальной обстановке, и Том на вопрос Дэзи «кто такой Гэтсби» хотел ей его представить как ближайшего соседа. Таинственный Гэтсби продолжал волновать Ника почему-то. Случай, когда он увидел Гэтсби ночью на балконе, встревожил его, но он тут же об этом забыл.Но между Ником и самим Гэтсби в последствии завязываются приятельские отношения, когда они оба разобрались, что являлись некогда товарищами по полку. Гэтсби решает приоткрыть Нику тайну своего внутреннего и внешнего мира настолько, насколько это возможно.

Гэтсби приглашает Ника на свою виллу. «Вначале восьмого я, одетый в белый фланелевый костюм, вступил на виллу Гэтсби, но почувствовал себя неуютно среди множества незнакомых людей», - так описывал Ник начало вечера. Из знакомых Ник на вечере встречает Джордан Бейкер, и проводит с ней много времени. Тайна Гэтсби и то, чем он себя окружил – эстрадными певцами, танцорами, эмигрантами из России – всё это подхлёстывает к нему интерес и Джордан и Ника, которые за этот вечер очень понравились друг другу.

Особняк Гэтсби каждый день был полон событий – множество гостей, великолепные ужины, новые женщины, всё это привлекало к нему внимание и составляло эффект загадочности. Но тревожная нота стала закрадываться в некоторых репликах посетителей особняка. «Он бутлегер, - шептались дамы, попивая его коктейли и нюхая его цветы». Надо сказать, что бутлегер – «подпольный торговец спиртным во время сухого закона в США в 1920-х гг.». Но в широком смысле – эти люди торговали всем от музыкальных записей, до цветов или, возможно, даже автомобилей. Происхождение состояния Гэтсби и его мотивы для общества, которое любило у него гостить, так и остались неясными.

Наверное, стоит отметить, что главным героям романа – 30 лет на момент действия повести. Все отношения разворачиваются между молодыми людьми своего времени. И, наверное, в романе главное обстоятельство – загадочный роман Дэзи и самого Гэтсби. Оказалось, что у них уже были отношения задолго до встречи в особняке Гэтсби. Возможно, любовь к Дэзи отчасти объясняла все поступки Гэтсби. Наверное, Гэтсби пытался увести Дэзи у Тома, но трагический случай – когда любовники, уезжая из отеля Плаза сбили на смерть женщину на дороге, помешал мечтам Гэтсби осуществиться. Наверное, или трагическая случайность, или роковая ошибка – муж погибшей убивает Гэтсби в конце у бассейна. И тем, что главные герои, знавшие Гэтсби разъезжаются в разные стороны, показатель невозможности их отношений в дальнейшим.

Мне Гэтсби показался не то, чтобы нерешительным, скорей всего, действительно загадочным, и любящим слегка прихвастнуть. На это есть намёк в книге в сцене, в которой он демонстрирует Нику орден «из маленькой Черногории», хотя, вполне вероятно, награда, полученная на фронте первой мировой войны, тогда составляла для молодого человека всё его личное счастье. На мой взгляд, это история о невозможном – о том, что Гэтсби и Дэзи никогда не были бы вместе, а Ника с Джордан в итоге ждало разочарование в их отношениях. Том и Дэзи были всё-таки людьми безответственными. Как их характеризует автор, «беспечными». Если бы Дэзи любила Гэтсби, она бы вышла за него замуж тогда, когда он был беден.

Но прошло время. Гэтсби на своей славе, возможно, где-то и приторговал нажил себе состояние, и создал о себе какую-то таинственную легенду, сумел привлечь общество, и Дэзи побежала за ним только потому, что он не только богат, но и обладает какой-то славой. Тогда ей стал не нужен Том. Кстати, здесь речь не идёт об отношениях с разницей в возрасте. Здесь идёт речь об отношениях именно погодок – людей, которым 30. Причём, всем. Наверное, Дэзи характеризует одно слово: «безответственность». Даже по отношению к своей дочке, которой она, вероятней всего, и не занималась. Но надо сказать, что отношения Ника и Джордан под напором событий тоже не выдержали, и дали трещину. Наверное, величие и мотив поступков Гэтсби в том, что он каким-то своим способом пытался привлечь внимание возлюбленной – Дэзи. Но, видимо, молодой человек не знал иных способов покорения женского сердца, как вымышленное, или реальное всё-таки богатство. На самом деле, в этом основная трагедия Гэтсби. А, возможно, и молодых людей во многом – пытаясь покорить женщину, они выставляют перед ней всё своё богатство (чем-то напоминает образ Златогора из оперы «Пиковая дама» Чайковского). Но ведь это не всегда факт. Наверное, если бы Гэтсби знал как привлечь внимание Дэзи, он бы отбил её у Тома ещё тогда. Но это, в принципе, грустно.

Но, вполне вероятно, события развивались бы по-другому, если бы не роковая случайность – гибель Миртл в аварии по вине Гэтсби. Возможно, этим Фитцджеральд хотел подчеркнуть бесцельность существования поколения тридцатилетних. Для них жизнь означала веселье, но до того момента, когда роковое стечение обстоятельств не заставляло их задумываться всё-таки о тех человеческих ценностях, которые они должны были бы нести в себе.

Текст: Ольга Сысуева

Из этого обзора вы узнаете:

  • Автор и персонаж — кто кого
  • Кто же он, мистер Гэтсби
  • Крушение американской мечты
  • Какие уроки можно вынести из этой книги

Автор и персонаж — кто кого?

Историю о взлете и падении молодого миллионера, пронизанную невыносимой душевной мукой, мог написать только несчастный человек. Фрэнсис Скотт Фицджеральд и был таким. Оба они — и писатель, и его персонаж — воплотили в жизнь американскую мечту, поймали удачу за хвост и стремительно разбогатели. Оба все потеряли из-за любви.

Роман Фицджеральда “По эту сторону рая” принес молодому никому не известному писателю оглушительный успех и ввел в мир золотой талантливой молодежи. Вместе с женой Зельдой он окунулся в богемную жизнь с пьянками-гулянками, сумасшедшими выходками, истериками и страстными примирениями. Современники с замиранием сердца следили, что еще учудит эта эпатажная парочка? А они и рады были стараться: катались на крыше такси, раздевались прямо посреди спектакля в театре, купались в фонтанах и пили, пили… Но испытание медными трубами проходят, увы, не все. Спустя годы развеселой жизни карета превратилась в тыкву, красавица жена — в безумную с потухшим взглядом, а сам Фиц — в спившегося старика.

У Зельды диагностировали шизофрению. С тех пор жизнь писателя пошла под откос: у него начался тяжелый кризис, усугублявшийся бесконечными запоями. Он умер в 44 года и под конец сравнивал себя с разбитой тарелкой. Достойное завершение жизни, нечего сказать.


Нечто подобное произошло и с Джеем Гэтсби, главным героем романа. Самое интересное, что историю Джея Скотт написал, еще будучи молодым, красивым и свободным. Словно предчувствовал, что его ждет. Нет, персонаж романа “Великий Гэтсби” мало пил — известный мем с бокалом шампанского слабо отражает действительность. Главной страстью Джея Гэтсби была женщина. Малютка Дэзи, милая пустышечка, в которую когда-то влюбился молодой Джей, ради которой он натурально свернул горы и по сути из-за нее же умер.

Кто же он, мистер Гэтсби?

Весь “чужой и хохочущий сброд”, который пил и жрал на его шикарных вечеринках, видели в нем “расфранченного хлыща, лет тридцати с небольшим”. Поскольку прошлое и настоящее Джея было окружено тайной (никто не знал, кто он такой, видели лишь, что баснословно богат), вокруг его персоны роем назойливых насекомых вились слухи. И лишь двум близким людям — другу Нику, от лица которого и ведется рассказ, и малютке Дэзи — он открылся всей душой, как есть. Джеймс Гетц был сыном бедных фермеров, которым никак не удавалось разбогатеть.

В душе его постоянно царило смятение. Самые дерзкие и нелепые фантазии одолевали его, когда он ложился в постель. Под тиканье часов на умывальнике, в лунном свете, пропитывавшем голубой влагой смятую одежду на полу, развертывался перед ним ослепительно яркий мир .

О, эта жажда жизни, предчувствие удивительной судьбы, уготованной только тебе! Масла в огонь подлила несчастная любовь к Дэзи — девушке из богатой семьи, которой прочили, конечно, совсем другого жениха. Любовь не сложилась, а Джеймс пообещал себе достичь богатства и славы любой ценой.

Постер к фильму «Великий Гэтсби»

Он достиг. Спустя много лет он нашел Дэзи, уже будучи Джеем Гэтсби, эксцентричным миллионером. Она же к тому времени, благополучно отплакав разлуку, не менее благополучно вышла замуж за богача, не нарушив семейную традицию. И, конечно, по законам жанра, они встретились. Единственным желанием Гэтсби было бросить все к ее ногам — но она отказалась. Испугалась. Выбрала сытенькую спокойную жизнь с привычным, хоть и погуливающим, мужем, нежели любовь своей юности. Да и вообще, кто он такой! Нечестным путем, наверное, нажил свои миллионы — вон что соседи говорят!

Финал этой истории трагичен. Джея Гэтсби в собственном бассейне застрелил муж любовницы мужа Дэзи — вот такой неожиданный поворот. На похороны к этому богатому, но такому одинокому человеку, никто не приехал. Дэзи же уехала и быстро забыла о нем — даже не прислала цветов на похороны.

Крушение американской мечты

Казалось бы, Джей Гэтсби как никто другой воплотил Великую американскую мечту в жизнь. Он сделал себя сам, разбогател, стал влиятельным и преуспевающим. Йоу, детка, разве это не счастье, чего еще желать? Но, видимо, Джей Гэтсби был какой-то неправильный американец: никакие богатства без любимой женщины ему были не нужны. Они не сделали его счастливым. Все то, к чему он стремился, оказалось пылью, ветром на пустых дорогах жизни. Вот истинная трагедия Гэтсби. Еще один постулат американской мечты — равенство возможностей к достижению успеха. Да, выходец из бедной семьи стал богатым и влиятельным, но вошел ли он в узкий мирок избранных? Истинный аристократ по праву рождения, богач в энном поколении — муж Дэзи — с презрением относится к таким, как Джей. Так о каком равенстве может идти речь?

Какие уроки можно вынести из этой книги?

1. Не терять голову. Честно говоря, слабо верится, что реальный успешный бизнесмен, который сам выстроил свою жизнь и добился ослепительных высот, настолько зависим от своей возлюбленной. Нет, мы понимаем, любовь зла и все такое. Но все же люди к определенному возрасту (а Джею Гэтсби было за 30) начинают думать не только сердцем, но и головой. В этой ситуации самой расчетливой оказалась, как ни странно, Дэзи, которая просчитала ситуацию и вышла из нее с наименьшими потерями. 2. Не терять надежды. Почему же в таком случае Гэтсби назван Великим? Если мерить личность ее умением себя проявлять, то в этом человеке было поистине нечто великолепное, какая-то повышенная чувствительность ко всем посулам жизни… Это был редкостный дар надежды, романтический запал, какого я ни в ком больше не встречал и, наверное, не встречу , — пишет автор. Даже потеряв Дэзи, Джей продолжал надеяться — до последнего, до той самой минуты, когда был убит. Уверена, если бы он выжил — эта надежда еще долго жила бы в нем и вдохновляла на дальнейшие подвиги во имя. 3. Разбираться в людях. Дэзи, которую Гэтсби боготворил и считал прекрасным человеком, тонко чувствующей натурой, оказалась красивой пустышкой с чувствами “на донышке”. А в Нике, которого большинство его гостей считали чем-то вроде мебели, он открыл истинного друга — пожалуй, единственного, кто понял его натуру. Великого, Великого Гэтсби. А вы читали книгу, смотрели фильм? Пожалуйста, поставьте лайк, сделайте репост и расскажите нам о своих впечатлениях!

Ник Каррауэй был из зажиточного и почтенного семейства, которое проживало в одном из городков на Среднем Западе. В 1915 году, он окончил Йельский университет, потом воевал в Европе. Вернувшись в свой городок после войны, он не смог в нем обустроиться и отправился в Нью-Йорк, для изучения кредитного дела. Поселился в пригороде, снял домик за восемьдесят долларов в месяц. Его троюродная сестра Дэзи, живет в более удобном районе Ист - Эгге, она замужем за богатым Томом Бьюкененом. Том учился в Йеле вместе с Ником, и уже тогда ему не нравилось поведение Тома. Том изменял своей жене и не считал нужным, скрывать от Ника своей связи с Миртл Уилсон, муж которой владел станцией по ремонту автомобилей и заправочной станцией. Дэзи зная об изменах мужа, страдала, Нику казалось, что ей надо бежать от него.
На вилле соседа Ника по вечерам собираются гости, и его машина превращается в рейсовый автобус, перевозя огромное количество народа. А в понедельник восемь слуг и два садовника, наводят порядок на вилле весь день.
Однажды Нику присылают официальное приглашение на вечеринку Гэтсби, соседа Ника. Обычно к нему не ждали приглашения, а приезжали сами. Ходили слухи, что Гэтсби убил человека, другие говорили, что во время войны он служил немцам, а кто то и вовсе говорил, что он брат дьявола. Ник знакомится с Гэтсби случайно, они разговорились, и оказалось, что служили в одном полку, и чуть позже оказалось, что это хозяин дома и зовут его Гэтсби. После нескольких встреч, Гэтсби просит Ника оказать ему услугу, которую изложит Джордан Бейкер, Ник с нею познакомился у своей сестры. Его попросили пригласить Дэзи к себе в гости, а Гэтсби, якобы зайдя к Нику по делам, смог с ней увидеться. Джордан рассказала, что осенью в 1917 году Дэзи и молодой еще лейтенант Гэтсби любили друг друга. Его оправили в Европу, а она вышла замуж за Тома Бьюкенена. Перед свадьбой Дэзи напивается и выбрасывает ожерелье из жемчуга - подарок жениха за триста пятьдесят тысяч долларов в мусорную корзину. Держа в одной руке письмо, а в другой бутылку со спиртным, девушка просила не выдавать ее замуж, но ее привели в чувства, надели ожерелье и свадьба состоялась.
Гэтсби и Дэзи встретились, она увидела его дом. Гулянки, прекратились, Гэтсби сменил слуг, и Дэзи стала у него появляться чаще, еще он познакомился с Томом, которому интересно было знать, откуда он берет на все деньги.
После ланча у Тома и Дэзи, Ник, Джордан и Гэтсби, все вместе отправляются в Нью-Йорк развеяться и всем становится понятно, что Том и Гэтсби вступили в поединок за Дэзи. Том, Ник и Джордан едут на "ролл-с - ройсе" Гэтсби, а он с Дези, едут на "фордике" Тома. Том заезжает на заправку к Уилсону, и тот сообщает, что собирается уехать с женой навсегда, потому, что подозревает, что между ней и Томом есть любовная связь. Том понимает, что может остаться без жены и без любовницы. В Нью-Йорке, Гэтсби сказал Тому, что Дэзи его никогда не любила и сейчас не любит, она устала ждать, когда у него все наладится, и у него будут деньги. В ответ, Том называет источник доходов Гэтсби - контрабанда огромных размеров. Дэзи потрясена услышанным и хочет остаться с Томом. Том понимает, что выиграл, и говорит жене, ехать с ней в машине Гэтсби, а за ними едут в форде все остальные. Подьехав к заправке они увидели толпу людей и сбитую Миртл, муж запер ее дома, и она увидела из окна Тома с Джордан, приняв ее по ошибке за Дэзи. Когда они ехали обратно, Миртл освободилась и побежала к машине. Свидетелей наезда практически не было, как оказалось, за рулем машины была Дэзи. До самого утра Гэтсби просидел под окнами Дэзи, для того, чтобы помочь ей в трудную минуту. Заглянув в окно, Ник увидел рядом сидящих супругов и они были одним целым, но он не хотел отнимать у Гэтсби надежду.
В четыре утра, Ник услышал звук подъезжающей машины. Это Гэтсби приехал на такси, Нику не хотелось его оставлять одного, а Гэтсби хотелось говорить о Дэзи. Этим утром он узнал от Гэтсби историю его любви.
Настоящее имя Гэтсби, Джеймс Гетц. Он изменил свое имя в семнадцать лет, после того как впервые увидел яхту Дэна Коди, он предупредил его о том, что скоро начнется буря. Родители мальчика были фермерами. Он сам придумал себе Джея Гэтсби и остался верен своей выдумке. Гэтсби, рано познал женщин и был ими избалован, потом он начал их презирать. Он хотел верить в то, что мир находится под покровительством феи, и она его надежно охраняет. Когда он смотрел на высокие борта яхты Коди, ему казалось, что в ней воплощено все, что есть прекрасное в мире. Дэн Коди, разбогател на серебре, которое добывалось в приисках Невады, потом он совершал операции с нефтью. Коди, взял юношу на яхту, для начала он работал стюартом, потом старшим помощником, капитаном, они плавали пять лет, но потом Дэн умер. Дэн оставил ему наследство - двадцать пять тысяч долларов, но он их получить не смог из - за юридических проблем. Но у Гэтсби, был опыт, которым наделил его Дэн. Дэзи, была первой девушкой из общества и при первой встрече, ему показалось, что она ему нужна. Он стал часто посещать ее дом в компании офицеров. Потом стал являться сам. У него ничего не было, кроме военного мундира, который он считал своим плащом - невидимкой, сними с него этот плащ и он останется лишь молодым человеком неизвестного происхождения. Военная карьера ему удалась, под конец войны он уже дослужился до звания майора и хотел ехать домой, но по какому- то недоразумению оказался в Оксфорде, и ему представилась возможность бесплатно в нем обучаться. Дези прислала ему письмо, в котором писала о том, что уже хочет устроить свою жизнь, а ждать Гэтсби у нее уже не было сил, и тут в ее жизни появился Том. Это письмо, Гэтсби получил, учась в Оксфорде.
После беседы, они прощаются и Ник уходя, крикнул ему, о том, что все вокруг него ничтожные люди.
Обезумевший от горя Уилсон пришел к тому, для того, что бы узнать, чья машина задавила его жену. От Тома он узнает, что машина принадлежит Гэтсби. Он приходит к Гэтсби убивает его, а потом стреляет в себя. На похоронах Гэтсби, присутствовал Ник, отец Гэтсби и один из многочисленных гостей, которые толпой приходили к нему на вечеринки. Ник звонил Дэзи, но ему сообщили, что семейство уехало и не оставило адреса. Том и Дэзи были беспечными, почему они еще до сих пор были вместе, было известно только им самим, они на своем пути ломали и крушили все, а убирать за ними приходилось кому то другому.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Великий Гэтсби». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS