Главная - Дикция
Почему у иуды не было детей. Посмертная судьба Иуды Искариота

(Предполагаемый ответ)

Экзистенциализм – (от лат. «еxistentia» - «существование») разновидность философской мысли, философское течение, утверждает, что предметом философии является человек, который рассматривается лишь как духовное начало. Каждый человек имеет экзистенцию, которая представляет собой то ядро человеческого «я», благодаря которому человек предстает как конкретная неповторимая личность. В обыденной жизни человек не всегда осознает себя как экзистенцию; для этого необходимо, чтобы он оказался в пограничной ситуации, т.е. перед лицом смерти. Обретая себя как экзистенцию, человек впервые обретает и свою свободу. Согласно экзистенциализму, свобода состоит в том, чтобы человек не выступал как вещь, формирующаяся под влиянием естественной или социальной необходимости, а «выбирал» самого себя, формировал себя каждым своим действием и поступком. Тем самым свободный человек несет ответственность за все, совершенное им, а не оправдывает себя «обстоятельствами». «Чувство вины за все, совершающееся вокруг него – это чувство свободного человека « (Н.Бердяев).

    Будучи экзистенциалистом, Л.Н.Андреев как философ-экзистенциалист стремится проникнуть в суть человеческого «я», а как писатель пытается в своих произведениях отразить это видение сути человеческого бытия. Вот откуда у него такое пристальное внимание к проблемам жизни, такое сострадание к человеку и глубокое страдание о нем. Эпиграфом ко многим произведениям, да и, пожалуй, ко всему творчеству Л.Андреева можно было бы поставить его же слова из романа «Дневник Сатаны»: «Я еще не люблю тебя человече, но в эти ночи я не раз готов был заплакать, думая о твоих страданиях, о твоем измученном теле, о твоей душе, отданной на вечное распятие».

С позиций экзистенциалиста и рисует Л.Андреев своего главного героя. В начале повети дается негативная характеристика Иуды, утверждается в частности, что «детей у него не было, и это еще раз говорило, что Иуда – дурной человек и не хочет бог потомства от Иуды», «Сам же он много лет бессмысленно шатается в народе, … и всюду он лжет, кривляется, зорко высматривает что-то своим воровским глазом» и т.д.

Намеренно в начале дается и отталкивающий портрет безобразного рыжего Иуды.

Во всем писатель подчеркивает двойственность своего героя: во внешнем облике, в его речах (споры с Фомой), в действиях (мнения о нем окружающих, поступки).Следуя за своим великим учителем Ф.М.Достоевским, Л.Н.Андреев подчеркивает мысль о двойственной природе человека.

Иуда утверждает, что он любит Христа больше, чем остальные ученики. Если остальные пассивны в своей любви к Учителю, то любовь Иуды активна и в то же время молчалива. Он один умеет угадать скрытые желания Христа и доставить ему самую большую радость: Иуда сам добывает в горах редкую лилию для Иисуса, что бы она напомнила ему родину (но просит Марию не говорить Учителю, кто ее принес), приносит на руках младенцев, чтобы Христос мог порадоваться на них.

    Почему же Иуда все-таки предает Учителя?

Это главный парадокс: лжец, вечный притворщик Иуда в то же время искатель истины. Он губит Христа и погибает сам ради нее – ради истины. Именно так можно трактовать сущность драмы Иуды, происхождение его предательского замысла. Измена Иуды – это чудовищный, но необходимый для него эксперимент, который должен проверить его подозрения об учениках Христа, предположения о бессилии человеческой любви, о ничтожестве человека вообще. Иуда подозревает, что в каждом человеке в глубине прячется «всякая неправда, мерзость и ложь». «Разве это люди?» - жалуется он на учеников. Это его постоянный мотив, в котором заключено существо невысказанного несогласия, неявного спора Иуды с Христом.

Решить этот спор, подтвердить подозрения Иуды может только крайнее испытание. Если Христа выдать на смерть, отстоят ли, защитят ли, спасут ли его люди – ученики, верующие, народ? Какой на поверку окажется их любовь, верность, мужество? В этом острие проблематики произведения: оно задает вопрос об основных ценностях человеческого бытия, вопрос о том, на что способен человек, чего стоит его приверженность идеалам, его высшие чувства. Иуда создает экзистенциальную ситуацию – ситуацию выбора, которая должна стать моментом психологического, нравственного откровения для всех участников этого великого испытания

Причем важно отметить одно обстоятельство. Следя за ходом разноречий Иуды, мы постепенно начинаем понимать, что Иуде нежно не доказать, что ученики Христа, как и люди вообще, дурны, - доказать Христу, всем людям, а самому себе узнать, каковы они на самом деле, узнать их реальную цену. Иуда должен решить вопрос: обманывается ли он или прав?. У Иуды есть неутешительное знание людей, страшные подозрения, но есть и надежды на собственные заблуждения относительно природы человека. В этом его трагическая мука, в этом объяснение двойственности его поведения, того, что «одной рукою предавая Иисуса, другой рукой Иуда старательно искал возможность расстроить собственные планы».

Исход эксперимента не оставляет ему никакой надежды. Люди оказались бессильны, ничтожны, беспомощна их любовь, ненадежна их верность. Отступился от Христа Петр, ничего не сделали другие ученики, выдала Иисуса толпа. Иуда убеждается в правоте своего презрения к людям. Он «ощутил бессилие всех сил, действующих в мире, и все их бросил в пропасть». Т.о., Иуда приходит к выводу, что человек в этом мире обречен на фатальное одиночество, если даже Иисус Христос в трудный час остался без поддержки.

Ш группа: Причины предательства Иуды с точки зрения первохристианских церковных преданий.

(Предполагаемый ответ)

Поступку Иуды можно найти и другое объяснение. В представлении христианского мира существуют два Иуды Искариота: Иуда Предатель, продавший Христа за 30 сребреников, символ всего подлого, безобразного и преступного в человеке, Иуда – чудовище телом и духом. Таков Иуда церковного предания, запечатленный в каноническом Евангелии.

И совершенно другой Иуда, сохраненный христианскими еретиками первых веков. Иуда, сохранившийся в этих учениях, является самым высоким, самым сильным и самым посвященным из всех учеников Христа, т.к. принесение Христа в жертву требует, чтобы рука первосвященника была тверда и чиста. Следовательно, только самый посвященный из апостолов может принять на себя бремя заклания – предательство. Этому апостолу передает свою силу – кусок хлеба, омоченный в соль, - причастие иудино.

Этот образ человека, достигшего высшей чистоты и святости, который добровольно принимает на свою душу постыдное преступление как подвиг высшего смирения, возник еще в Индии.

В индусских поэмах, посвященных жизни и учению Кришны, Иудой является величайший ученик Кришны – царевич Арджуна. Кришна сам проводит его через целый ряд испытаний, заставляя сражаться против друзей, наставников и предков, заставляя предательски убить божественного старца Бхшиму – главу его рода – из-за спины женщины, умертвить его наставника Дрону и.т.д., наконец, требует чтобы Арджуна предал его самого, Кришну, людям, преследующим его.

И Арджуна сам привязывает Кришну к дереву и первым пускает в него стрелу.

Тогда наступает последнее испытание Арджуны. Для царевича уготовано первое место на небе, которое он заслужил свое святостью, но если он согласится спуститься в ад и остаться там до скончания веков, то Кришна изведет оттуда всех, томящихся там.

Арджуна спускается в ад, освобождает всех грешников, а сам остается в аду.

Т.о., учение об Агнце, принимающем на себя грехи мира (или о «козле отпущения»), переносится на Иуду-Арджуну как на истинного козла отпущения вселенской очистительной жертвы.

Если с этой точки зрения посмотреть на Иуду, то становится вполне понятным и традиционный взгляд на Иуду. Так, для того чтобы Иудина жертва была полна, она должна быть запечатлена как преступление в самом Евангелии, чтобы миллионы людей из рода в род проклинали Иуду.

В Посмертная судьба Иуды Искариота. Мнение эзотериков

Платон Васильев
Иуда Искариот, бросающий серебреник

Почему Иуда Искариот оказался в аду несмотря на то, что раскаялся

Почему посмертие у Иуды было таким страшным? Он же покаялся. "Согрешил я предав кровь невинную". А если не покаялся, то как же он тогда вышел потом из преисподней?

Всё страшное и все страдания грешников – не от Бога и не от Христа, а от демонов, которым страдания живых существ нужны для восполнения жизненных сил. И от демонического элемента в законах посмертного воздаяния нельзя ожидать какой-либо "справедливости" и учёта самого факта покаяния.

(1) Факт раскаяния/покаяния, (2) реальное внутренне изменение свойств человека, которое не может быть быстрым, и (3) развязывание кармы – разные вещи. Покаяние полезно для направления движения души по восходящему пути. Развязыванию кармы, которая привязывает к мирам возмездия оно может лишь косвенно способствовать, созданием условий, чтобы это постепенно происходило при жизни, чтобы формировался противовес и т.д. Непосредственно кармические связи, созданные деяниями человека, покаяние если и разрывает, то лишь в малой степени, а для грехов такого масштаба, как у Иуды, затрагивающих глобальный ход метаистории, воздействие акта покаяния на карму пренебрежимо мало.

Отсюда понятен и характер возмездия Иуды. Христос своих распинателей простил, и мучения Иуды Ему, конечно, не нужны. Поэтому лично Христос прилагает усилия, чтобы поднять Иуду из преисподней, как о том пишет Д.Андреев (РМ 3.1.14); но даже это потребовало многих столетий, и поэтому традиционные представления об Иуде в аду – тоже верны. Преданный спасает предателя, который раскаялся (Мф 27:3) и более не предатель. Этот пример лучше всего показывает ошибочность теории вечного ада, которая уничтожает в посмертии свободу воли, и утверждает, будто бы грешник не может измениться внутренне.

Раскаяние раскаянию – тоже рознь, и в случае Иуды понятно, что только в посмертии он мог осознать свой поступок во всей полноте и раскаяться в нём.

Между прочим, для того, чтобы освободиться из преисподней, покаяние не является необходимым (только из этого не следует делать "вывод", что освободившийся, не осознав ошибок, "попадает в рай"!). Это, опять же, становится понятно, когда смотришь на возмездие и страдание как на зло, которое демоны стремятся увеличивать, а провиденциальные силы – уменьшать. Для последних абсолютно неприемлем принцип "мучить до тех пор, пока не исправится"; внутреннего просветления насилием – не бывает. Ортодоксальная точка зрения, рассматривающая ад как "справедливое наказание", к сожалению, оправдывает зло.

Почему посмертие Иуды Искариота не привело его на Дно Шаданакара

Почему посмертие Иуды Искариота привело его в один из миров возмездия, а не на само Дно Шаданакара?

Ответ: Иуда не был тёмным вестником, т.е. он не родился с задачей предать Мессию (что Иисусом Христом, конечно же, было бы распознано, и Иуда не сумел бы войти в число приближенных учеников) . Поэтому и нисходящее посмертие его – только в пределах человеческих миров возмездия. Трансфизические слои, позднее превратившиеся в миры возмездия, изначально не созданы демонами (в отличие от Дна Шаданакара), а только подверглись их искажающему действию. Не будь этого искажения, люди, совершившие в жизни ошибки, исправляли бы свою душу при помощи высших сил, и, конечно же, без всякого возмездия, насилия и мучений. Считать, что Дно Шаданакара просто соответствует более страшным злодеяниям – ошибочно.

Претворение евангельского сюжета в повести Леонида Николаевича Андреева «Иуда Искариот».

Цели:
образовательные: постижение идеи произведения через раскрытие образов героев, мировосприятие их и автора; наблюдение за языком художественного произведения как средством характеристики героев и осуществления замысла писателя; совершенствование навыков филологического анализа текста;
развивающие: развитие логического мышления (умение анализировать поступки, делать выводы, объяснять, доказывать свою точку зрения); развитие монологической речи учащихся; развитие творческих способностей, навыков самообучения, развитие критического мышления;
воспитательные: формирование чувства ответственности, сопереживания и взаимопомощи; воспитание нравственных ценностей и критического отношения ко злу; эстетическое восприятие урока.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: портрет Л. Андреева, презентация, видео, музыка

Эпиграф урока:

Л. Андреев

I. Вводно-мотивационный этап.
Объявление темы урока, озвучивание эпиграфа. (Запись в тетради)
Слово учителя.
В жизни каждого человека наступает такое время, когда ему хочется разобраться в том, что происходит в мире и с людьми…Сегодня наша культура развивается в новом интеллектуальном пространстве, когда уходят мифы и возвращаются забытые имена, когда возвращаются в сознание людей понятия Добра, Милосердия, Человечности и Покаяния. Мы все чаще говорим о духовности, о духовном обновлении человека. И на сегодняшнем уроке мы будем говорить об очень важном, о Добре и Зле, Совести и Вере, и мне очень хочется, чтобы чудо постучалось в каждое ваше сердечко и сделало Вас еще добрее и чище.

Тема евангельских мотивов в русской литературе выглядит как своеобразное знАмение времени. И мы, сегодня, обращаясь к творчеству Леонида Андреева, попытаемся разобраться в общечеловеческих, философских, нравственных проблемах.
Обратите внимание, эпиграфом нашего урока служат слова Л.Н. Андреева.
Борьба добра со злом является труднейшей нравственной проблемой человечества. Уходя корнями в далекое прошлое, она на протяжении ряда столетий привлекает внимание философов, поэтов, прозаиков. Первоисточник, безусловно, - это Библия. Но эта проблема поднималась в древнерусской житийной литературе, в творчестве Пушкина, Лермонтова, Льва Толстого и Достоевского, М. Булгакова и Л. Андреева.

«Чтение этого писателя – сродни хождении по заминированному полю: ходить по нему опасно, но, научившись различать мины, мы можем подорваться на случайной, залетевшей на вполне мирную территорию» П.Басинский.
Леонид Николаевич Андреев (1871 - 1919) – один из тех русских писателей, которые определяют умонастроения общества на рубеже 19 – 20 веков. Он начал свою деятельность с судебного репортера, позже начал писать рассказы, сблизился с Горьким. Андреев не принял октябрьского переворота 1917 года, он стал эмигрантом, оставшись на территории, которая отошла к Финляндии.
В 17 лет в своих дневниках, Андреев обещал себе: «своими писаниями разрушит и мораль, установившиеся человеческие отношения, разрушит любовь и религию и закончит свою жизнь ВСЕРАЗРУШЕНИЕМ»

За всю жизнь Л.Н. Андреев трижды пытался покончить жизнь самоубийством. Из-за болезни сердца – смерть в Финляндии.
Известно, что перед тем, как писать повесть, Андреев не читал текст Евангелия, а читал книгу Эрнеста Ренана «Жизнь Иисуса».
Л. Андреев не был первым, кто обратился к теме предательства Иуды. Так, например, есть Иуда – герой и великомученик у М. Волошина, а в “биографии” Иуды, появившейся в средние века, он – “совершенный злодей во всем”. В рассказе Х.Л. Борхеса “Три версии предательства Иуды” доказано, и довольно изобретательно, что Иуда – это и есть И. Христос. Есть и немало других реконструкций образа Иуды и мотивов его предательства, но их количество и многообразие лишь подтверждает тот факт, что Иуда давно перестал быть только персонажем Священного Писания, превратившись в вечный образ мировой художественной культуры.

История создания повести «Иуда Искариот».
Вспомним нашу историю, первая русская революция началась с Кровавого воскресенья, 9 января 1905 года, когда по инициативе священника Гапона петербургские рабочие пошли к Зимнему дворцу с петицией Николаю Второму, и это мирное массовое шествие было расстреляно царскими войсками. Леонид Андреев задумал произведение. В котором бы отразились бы эти события. Со временем замысел приобрел более общие, философские черты: писатель переосмысливает евангельский сюжет, ставит вечные вопросы добра и зла под необычным углом. Постепенно рассказ перерос в повесть.
Повесть «Иуда Искариот создавалась Л.Андреевым в 1907(36 лет) году на Капри, после смерти жены, А.М. Велигорской в период, когда первая русская революция потерпела поражение и многие русские интеллигенты, потрясенные увиденным, переживали сложнейший духовный кризис, когда для многих их них наступила пора отступничества. Показательно, что в те годы эта тема также занимала и М.Горького (замысел очерка «Шпион»). В повести «Иуда Искариот» нашли свое отражение и философские, и общественно-политические взгляды Л.Н.Андреева.
Первоначально, в первой публикации в «Сборнике товарищества «Знание» за 1907 год, повесть называлась «Иуда Искариот и другие».
Острие Андреевского замысла было направлено на то, чтобы вывести смысл темы отступничества, предательства за пределы определенной социально-политической ситуации данного времени, извлечь из этой темы нечто всеобщее, вечное содержание. Писателя тревожил разрыв между высоким идеалами и реальными человеческими поступками, особенно заметный, когда человек попадает в кризисную жизненную ситуацию «последнего» выбора.
В основе повести лежит всем хорошо известная евангельская история о предательстве Иудой Искариотом Иисуса Христа. Однако в художественном произведении Л.Андреева эта история получила нетрадиционную трактовку. Сам Л.Н.Андреев назвал «Иуду Искариота» - «нечто по психологии, этике и практике предательства». М.Волошин в сборнике «Лики творчества» отметил, что Л.Андреев создал как бы «Евангелие наизнанку».

 Сегодня мы должны увидеть какой же Иуда у Л. Андреева?
Обратимся к повести.
II. Актуализация прежних знаний.

Заполнение таблицы «Знаю, Хочу узнать, Узнал(а)».
 Ребята, используя все свои знания, расскажите, что вы знаете об Иуде?
- один из апостолов
- предал Иисуса
- ведал расходами Христа
- носил «денежный ящик» для подаяний
- по евангельским сюжетам, Иуда пошел к первосвященникам и предложил за 30 серебряников предать Христа
- Иуда ведет толпу, посланную схватить Иисуса, и своим поцелуем помогает опознать Христа в ночной темноте
- вернул 30 серебряников своим нанимателям
Таким образом ребята, используя свои знания о Иуде, вы воспроизвели сюжет повести, однако, Л. Андреев расширяет рамки повествования, и сейчас мы узнаем, как же он это сделал.

III. Изученире нового материала.
Работа с текстом.
А) Анализ образа Иуды.
Итак, повесть состоит из 9 глав.
Давайте обратимся к 1 главе. Пожалуйста, обратитесь к тексту стр. 1.
 Что подчеркнуто писателем в облике Иуды уже в первой главе? Что вы узнали об Иуде из 1 главы?
Иуда – человек дурной славы, его нужно остерегаться.
 Как к нему относились люди?
Никто не мог сказать о нем доброе слово. Добрые говорили, что он корыстолюбив, коварен, склонен к притворству и лжи; дурные – сравнивали со скорпионом «Нет, он не наш!»
 Почему у него не было детей?
Детей не было, ведь он дурной человек и не «хочет Бог потомства от Иуды».

 Как же выглядит Иуда? Прокомментируйте описание как будто двоившегося лица Иуды.
Зачитать.
«Короткие рыжие волосы не скрывали странной и необыкновенной формы его черепа: точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он явственно делился на четыре части и внушал недоверие, даже тревогу: за таким черепом не может быть тишины и согласия, за таким черепом всегда слышится шум кровавых и беспощадных битв. Двоилось так же и лицо Иуды: одна сторона его, с черным, остро высматривающим глазом, была живая, подвижная, охотно собиравшаяся в многочисленные кривые морщинки. На другой же не было морщин, и была она мертвенно-гладкая, плоская и застывшая; и хотя по величине она равнялась первой, но казалась огромною от широко открытого слепого глаза. Покрытый белесой мутью, не смыкающийся ни ночью, ни днем, он одинаково встречал и свет и тьму; но оттого ли, что рядом с ним был живой и хитрый товарищ, не верилось в его полную слепоту.»

 Что можно сказать о герое по его описанию внешности?
Противоречива внешность – противоречиво и поведение, двуличен. Противоречия героя даны через стихотворный прием – противопоставление, антитезу.
 Какое чувство вызывает описание внешности?
1. Необычность выбранных деталей портрета. Андреев описывает череп Иуды, сама форма которого внушает «недоверие и тревогу».
2. Обратим внимание на двойственность в облике Иуды, несколько раз подчеркнутую писателем. Ех: «недоверие, даже тревога; тишина и согласие; разрубленный… и вновь составленный; живая – мертвенно – гладкая; и свет, и тьму».
NB! Такой портрет можно назвать психологическим: он передает суть героя – двойственность его личности, двойственность поведения, двойственность чувств, исключительность его судьбы.
Тревогу. Об этом говорит автор (звучат цитаты) и нагнетает это ощущение описанием головы Иуды.
Такой художественный приём называется - Экспрессивная образность. Иуда пока ничего не совершил, но атмосфера повествования все более накаляется.
 А как называют героя в произведении? Кто?
«…И если порицали его добрые, говоря, что Иуда корыстолюбив, коварен, наклонен к притворству и лжи, то и дурные, которых расспрашивали об Иуде, поносили его самым жестокими словами. "Он ссорит нас постоянно,- говорили они, отплевываясь,- он думает что-то свое и в дом влезает тихо, как скорпион, а выходит из него с шумом…»
 Каково же отношение автора к Иуде?
Для Л. Андреева характерно, что часто он называет героя не по имени, а метафорами, понятиями, имеющими обобщенное значение. Ученики чаще называют Иудой, а “уродина, “наказанная собака”, “насекомое”, “чудовищный плод”, “суровый тюремщик”, “старый обманщик”, “серый камень”, “предатель” - так называет автор.
(Негативное.)

Говорящий библейский справочник.
Но нельзя забывать, что в основе произведения библейский сюжет. А что означает имя в Библии? Разобраться в библейских понятиях нам поможет говорящий библейский справочник:
Ученик: в религии существует культ имени. Есть даже религиозное направление – имяславие, имя и суть человека совпадают. Например, Христос – и имя, и божественная сущность. Зло никогда не будет во имя чего-то. Поэтому у преступников, как правило, прозвища. Имя – ценность. У Иуды не было дома, семьи, детей, т.к. “Иуда – дурной человек и не хочет Бог потомства от Иуды”. Часто он называется оскорбительно, а не по имени. (Искариот – с еврейского «человек из Кериота», где Кериот - обозначение населённого пункта, возможно, тождественного иудейскому городку Кириафу, иногда значение выводят из арамийского «лживый»), в христианских религиозно-мифологических представлениях один из двенадцати апостолов, предавший Иисуса Христа. Сын некоего Симона; если традиционное истолкование прозвища (первое из приведённых выше) и отождествление Кериота с Кириафом верны, - уроженец Иудеи, чуть ли не единственный среди других учеников Христа - уроженцев Галилеи (Северной Палестины).

Активизация межпредметных связей (ИЗО).
Выдающийся рисовальщик, превосходный живописец, гениальный инженер – Леонардо Да Винчи взял драматичный момент, когда Христос сообщает своим апостолам, что один из них предаст его, изобразил различие реакций апостолов на эти слова. Фреска, которая называется «Тайная вечеря» выполнялась на сухой штукатурке, что ярко отличало технику художника. (показ журнала)

События последних дней Христа нашли своё отражение в живописи. Этим событиям посвящены иконы, фрески, картины известнейших художников. Обратимся к ним, посмотрим, как изображали Иуду древние мастера - “Тайная вечеря”. Икона XVI века
- Как вы думаете, где Иуда? (версии учащихся).
Обращаем внимание учащихся на то, что изображение Иуды ничем не отличается от других: ни одеждой, ни безобразием лица, ни цветом волос, ни возрастом. Более того, его поза повторяет позу любимого ученика Христа – Иоанна.
Россели. “Тайная вечеря”. ХVI в. и Симон Ушаков.“Тайная вечеря”. Икона XVII века.

В более поздних произведениях узнать Иуду легко по отсутствию нимба над головой, но опять же ничто в его внешности не вызывает подозрения, удивления или отвращения… Он такой же, как и остальные ученики. Мы видим Иуду совсем не похожим на того, каким описал его Л.Андреев.

Б) Анализ образа Иисуса.

 Почему же такого жуткого человека приблизил к себе Иисус?
“Дух светлого противоречия влек его к отверженным и нелюбимым”, т.е. поступками Иисуса руководит любовь к людям.

Обратимся к тексту стр. 2.
 А Иуда как относится к Иисусу?
(Любит.)
(слайд 16)
Давайте систематизируем наши знания в виде таблицы.
Иуда Иисус
Не любит людей, т.к. в них источник зла. Любит людей
зло добро
ложь правда

 Какое событие дало трещину в отношениях Иудой и Иисусом?
Раскол между Иисусом и Иудой.
«…Когда, во время странствований Иисуса по Иудее, путники приближались к какому-нибудь селению. Искариот рассказывал дурное о жителях его и предвещал беду. Но почти всегда случалось так, что люди, о которых говорил он дурно, с радостью встречали Христа и его друзей, окружали их вниманием и любовью и становились верующими, а денежный ящик Иуды делался так полон, что трудно было его нести. И тогда над его ошибкой смеялись, а он покорно разводил руками и говорил: - Так! Так! Иуда думал, что они плохие, а они хорошие: и поверили быстро, и дали денег. Опять, значит, обманули Иуду, бедного, доверчивого Иуду из Кариота!
Но как-то раз, уже далеко отойдя от селения, встретившего их радушно, Фома и Иуда горячо заспорили и, чтобы решить спор, вернулись обратно. Только на другой день догнали они Иисуса с учениками, и Фома имел вид смущенный и грустный, а Иуда глядел так гордо, как будто ожидал, что вот сейчас все начнут его поздравлять и благодарить. Подойдя к учителю, Фома решительно заявил: - Иуда прав, господи. Это были злые и глупые люди, и на камень упало семя твоих слов.
И рассказал, что произошло в селении. Уж после ухода из него Иисуса и его учеников одна старая женщина начала кричать, что у нее украли молоденького беленького козленка, и обвинила в покраже ушедших. Вначале с нею спорили, а когда она упрямо доказывала, что больше некому было украсть, как Иисусу, то многие поверяли и даже хотели пуститься в погоню. И хотя вскоре нашли козленка запутавшимся в кустах, но все-таки решили, что Иисус обманщик и, может быть, даже вор.
- Так вот как! - вскричал Петр, раздувая ноздри.- Господи, хочешь, я вернусь к этим глупцам, и...
Но молчавший все время Иисус сурово взглянул на него, и Петр замолчал и скрылся сзади, за спинами других. И уже никто больше не заговаривал о происшедшем, как будто ничего не случилось совсем и как будто не прав оказался Иуда. Напрасно со всех сторон показывал он себя, стараясь сделать скромным свое раздвоенное, хищное, с крючковатым носом лицо, - на него не глядели, а если кто и взглядывал, то очень недружелюбно, даже с презрением как будто.
И с этого же дня как-то странно изменилось к нему отношение Иисуса. И прежде почему-то было так, что Иуда никогда не говорил прямо с Иисусом, и тот никогда прямо не обращался к нему, но зато часто взглядывал на него ласковыми глазами, улыбался на некоторые его шутки, и если долго не видел, то спрашивал: а где же Иуда? А теперь глядел на него, точно не видя, хотя по-прежнему - и даже упорнее, чем прежде, - искал его глазами всякий раз, когда начинал говорить к ученикам или к народу, но или садился к нему спиною и через голову бросал слова свои на Иуду, или делал вид, что совсем его не замечает. И что бы он ни говорил, хотя бы сегодня одно, а завтра совсем другое, хотя бы даже то самое, что думает и Иуда,- казалось, однако, что он всегда говорит против Иуды…»

 Считает ли Иуда себя грешником?
Нет. И менять свои взгляды не собирается. Однако он понимает, что Иисус не согласится с ним никогда. Тогда-то и решается Иуда на последний шаг: “А теперь он погибнет, и вместе с ним погибнет Иуда”.
 Что он задумал?
Предательство.
Подсказки цветов для учащихся.
IV. Работа над символами цветов: нарцисс и лилия.

Так как Вы уже знакомы с текстом, ещё раз пробегите глазками текст главы 5 и найдите в тексте с какими цветами Иуда сравнивает Иисуса.
(Лилия и нарцисс)
Лилия в христианстве - символ чистоты, праведности, возрождения, бессмертия, воскрешения, греха и покаяния, очищенная от грехов душа

Нарцисс в христианстве символ – божественная любовь и жертва!

Обратимся к тексту глава 5.
5 глава
Сцена предательства.
«…Как раз в это время Иуда Искариот совершил первый, решительный шаг к предательству: тайно посетил первосвященника Анну. Был он встречен очень сурово, но не смутился этим и потребовал продолжительной беседы с глазу на глаз. И, оставшись наедине с сухим и суровым стариком, презрительно смотревшим на него из-под нависших, тяжелых век, рассказал, что он, Иуда, человек благочестивый и в ученики к Иисусу Назарею вступил с единственной целью уличить обманщика и предать его в руки закона.
Внимательнее взглянул на него Анна и лениво сказал:
- Мало ли в Иудее обманщиков и безумцев?
- Нет, он опасный человек,- горячо возразил Иуда,- он нарушает закон. И пусть лучше один человек погибнет, чем весь народ.
Анна одобрительно кивнул головою.
- Но у него, кажется, много учеников?
- Да, много.
- И они, вероятно, очень любят его?
- Да, они говорят, что любят. Очень любят, больше, чем себя.
- Но если мы захотим взять его, не вступятся ли они? Не поднимут ли они восстания?
Иуда засмеялся продолжительно и зло.
- Они? Эти трусливые собаки, которые бегут, как только человек наклоняется за камнем. Они!
- Чего ты хочешь?
- Он нам не нужен.
Но вот и еще раз, и еще раз постучался Иуда из Кариота и был впущен к престарелому Анне.
- Ну? Ты опять здесь? - надменно бросил, точно плюнул на голову, раздраженный Анна.
- Я хочу предать вам Назарея.
- Сколько же ты хочешь за твоего Иисуса?
- А сколько вы дадите?
- Вы все шайка мошенников. Тридцать серебреников - вот, сколько мы дадим.
- За Иисуса? Тридцать серебреников? - закричал он голосом дикого изумления, порадовавшим Анну.- За Иисуса Назарея! И вы хотите купить Иисуса за тридцать серебреников? И вы думаете, что вам могут продать Иисуса за тридцать серебреников?
Иуда быстро повернулся к стене и захохотал в ее белое плоское лицо, поднимая длинные руки:
- Ты слышишь? Тридцать серебреников! За Иисуса! С той же тихой радостью Анна равнодушно заметил:
- Если не хочешь, то ступай. Мы найдем человека, который продаст дешевле.
- А то, что он добр и исцеляет больных, это так уже ничего и не стоит, по-вашему? А? Нет, вы скажите, как честный человек!
- Если ты...- пробовал вставить порозовевший Анна, холодная злость которого быстро нагревалась на раскаленных словах Иуды; но тот беззастенчиво перебивал его:
- А то, что он красив и молод - как нарцисс саронский, как лилия долин? А? Это ничего не стоит? Вы, быть может, скажете, что он стар и никуда не годен, что Иуда продает вам старого петуха? А?
- Если ты...- старался кричать Анна, но его старческий голос, как пух ветром, уносила отчаянно-бурная речь Иуды.
- Но разве я сказал, что я не могу уступить? И, выйдя в место, куда ходили по нужде, долго плакал там, корчась, извиваясь, царапая ногтями грудь и кусая плечи. Ласкал воображаемые волосы Иисуса, нашептывал тихо что-то нежное и смешное и скрипел зубами. Потом внезапно перестал плакать, стонать и скрежетать зубами и тяжело задумался, склонив на сторону мокрое лицо, похожий на человека, который прислушивается. И так долго стоял он, тяжелый, решительный и всему чужой, как сама судьба.

Тридцать Серебреников! Ведь это одного обола не выходит за каплю крови! Половины обола не выходит за слезу!
- Но разве я сказал, что я не могу уступить? И, выйдя в место, куда ходили по нужде, долго плакал там, корчась, извиваясь, царапая ногтями грудь и кусая плечи. Ласкал воображаемые волосы Иисуса, нашептывал тихо что-то нежное и смешное и скрипел зубами. Потом внезапно перестал плакать, стонать и скрежетать зубами и тяжело задумался, склонив на сторону мокрое лицо, похожий на человека, который прислушивается. И так долго стоял он, тяжелый, решительный и всему чужой, как сама судьба…»

Возвращение к эпиграфу.
Они рады бы отделиться друг от друга,
но терновый венец связывает их неразрывно.
Л. Андреев

Именно в 5 главе кроется смысл, главная причина предательства Христа.
Нарциссизм – довольно-таки сложный термин, который означает самовлюбленность, самообожание, самолюбование, самоотражение. Достаточно вспомнить миф о юноше Нарциссе. Иуда – проекция, отражение Иисуса, как Нарцисс преследует преследует своё образ, и едва образ пропадает, погибает и сам влюбленный в него Нарцисс. Иуда зовет Иисуса вернуться на землю, без него Иуда не видит смысла существования.

V. Просмотр отрывка фильма: «Магдалина. Освобождение от позора».
 Как предает?
Отрывок из фильма Магдалина. Освобождение от позора.
12 кадр.
Вот толпа воинов окружила их, и дымный, тревожный блеск огней отогнал куда-то в стороны и вверх тихое сияние луны. Впереди воинов торопливо двигался Иуда из Кариота и, остро ворочая живым глазом своим, разыскивал Иисуса. Нашел его, на миг остановился взором на его высокой, тонкой фигуре и быстро шепнул служителям:
- Кого я поцелую, тот и есть. Возьмите его и ведите осторожно. Но только осторожно, вы слыхали?
Затем быстро придвинулся к Иисусу, ожидавшему его молча, и погрузил, как нож, свой прямой и острый взгляд в его спокойные, потемневшие глаза.
- Радуйся, равви! - сказал он громко, вкладывая странный и грозный смысл в слова обычного приветствия.
Но Иисус молчал, и с ужасом глядели на предателя ученики, не понимая, как может столько зла вместить в себя душа человека. Быстрым взглядом окинул Искариот их смятенные ряды, заметил трепет, готовый перейти в громко ляскающую дрожь испуга, заметил бледность, бессмысленные улыбки, вялые движения рук, точно стянутых железом у предплечья,- и зажглась в его сердце смертельная скорбь, подобная той, какую испытал перед этим Христос. Вытянувшись в сотню громко звенящих рыдающих струн, он быстро рванулся к Иисусу и нежно поцеловал его холодную щеку. Так тихо, так нежно, с такой мучительной любовью и тоской, что, будь Иисус цветком на тоненьком стебельке, он не колыхнул бы его этим поцелуем и жемчужной росы не сронил бы с чистых лепестков.
- Иуда,- сказал Иисус и молнией своего взора осветил ту чудовищную груду насторожившихся теней, что была душой Искариота,- но в бездонную глубину ее не мог проникнуть.- Иуда! Целованием ли предаешь сына человеческого?
И видел, как дрогнул и пришел в движение весь этот чудовищный хаос. Безмолвным и строгим, как смерть в своем гордом величии, стоял Иуда из Кариота, а внутри его все стонало, гремело и выло тысячью буйных и огненных голосов: "Да! Целованием любви предаем мы тебя. Целованием любви предаем мы тебя на поругание, на истязания, на смерть! Голосом любви скликаем мы палачей из темных нор и ставим крест - и высоко над теменем земли мы поднимаем на кресте любовью распятую любовь".
МУЗЫКА
VI. Закрепление изученного материала.
Мы уже выяснили, что Иисусом движет любовь к людям, Иуда же любит Иисуса.
Докажем, что его поступками движет любовь к Иисусу.
Окружил учителя нежностью и вниманием, предупреждал об опасности, принес 2 меча, призывал беречь Иисуса.

Ещё раз для более глубокого понимания отразим все наши знания в виде схемы.
По Евангелию Иуда предал Христа корыстолюбие искушение дьяволаизмена«Тайная вечеря»(«и вошёл в него сатана»)  предательство раскаяние самоубийство (запись в тетрадь)

 Почему же Иуда предает? Хочет смерти Иисуса?
Нет.
 А чего он хочет?
Иуда создал, подобно Раскольникову, теорию, согласно которой все люди плохие, и хочет теорию проверить на практике. Он до последнего надеется, что люди заступятся за Христа. Иуда доказал теорию.
Давайте обратимся к последней 9 главе.
Иуда давно уже, во время своих одиноких прогулок, наметил то место, где он убьет себя после смерти Иисуса. Это было на горе, высоко над Иерусалимом, и стояло там только одно дерево, кривое, измученное ветром, рвущим его со всех сторон, полузасохшее. Одну из своих обломанных кривых ветвей оно протянуло к Иерусалиму, как бы благословляя его или чем-то угрожая, и ее избрал Иуда для того, чтобы сделать на ней петлю. Но идти до дерева было далеко и трудно, и очень устал (*323) Иуда из Кариота. Все те же маленькие острые камешки рассыпались у него под ногами и точно тянули его назад, а гора была высока, обвеяна ветром, угрюма и зла. И уже несколько раз присаживался Иуда отдохнуть, и дышал тяжело, а сзади, сквозь расселины камней, холодом дышала в его спину гора.
- Ты еще, проклятая! - говорил Иуда презрительно и дышал тяжело, покачивая тяжелой головою, в которой все мысли теперь окаменели. Потом вдруг поднимал ее, широко раскрывал застывшие глаза и гневно бормотал:
- Нет, они слишком плохи для Иуды. Ты слышишь, Иисус? Теперь ты мне поверишь? Я иду к тебе. Встреть меня ласково, я устал. Я очень устал. Потом мы вместе с тобою, обнявшись, как братья, вернемся на землю. Хорошо?
Опять качал каменеющей головою и опять широко раскрыл глаза, бормоча:
- Но, может быть, ты и там будешь сердиться на Иуду из Кариота? И не поверишь? И в ад меня пошлешь? Ну что же! Я пойду в ад! И на огне твоего ада я буду ковать железо и разрушу твое небо. Хорошо? Тогда ты поверишь мне? Тогда пойдешь со мною назад на землю, Иисус?
Наконец добрался Иуда до вершины и до кривого дерева, и тут стал мучить его ветер. Но когда Иуда выбранил его, то начал петь мягко и тихо - улетал куда-то ветер и прощался.
- Хорошо, хорошо! А они собаки! - ответил ему Иуда, делая петлю. И так как веревка могла, обмануть его и оборваться, то повесил ее над обрывом - если оборвется, то все равно на камнях найдет он смерть. И перед тем как оттолкнуться ногою от края и повиснуть, Иуда из Кариота еще раз заботливо предупредил Иисуса:
- Так встреть же меня ласково, я очень устал, Иисус.
И прыгнул. Веревка натянулась, но выдержала: шея Иуды стала тоненькая, а руки и ноги сложились и обвисли, как мокрые. Умер. Так в два дня, один за другим, оставили землю Иисус Назарей и Иуда из Кариота. Предатель.
Всю ночь, как какой-то чудовищный плод, качался Иуда над Иерусалимом; и ветер поворачивал его то к городу лицом, то к пустыне - точно и городу и пустыне хотел он показать Иуду. Но, куда бы не поворачивалось обезображенное смертью лицо, красные глаза, налитые кровью и теперь одинаковые, как братья, неотступно смотрели в небо. А наутро кто-то зоркий увидел над городом висящего Иуду и закричал в испуге. Пришли люди, и сняли его, и, узнав, кто это, бросили его в глухой овраг, куда бросали дохлых лошадей, кошек и другую падаль.
И в тот вечер уже все верующие узнали о страшной смерти Предателя, а на другой день узнал о ней весь Иерусалим. Узнала о ней каменистая Иудея, и зеленая Галилея узнала (*324) о ней; и до одного моря и до другого, которое еще дальше, долетела весть о смерти Предателя. Ни быстрее, ни тише, но вместе с временем шла она, и как нет конца у времени, так не будет конца рассказам о предательстве Иуды и страшной смерти его. И все - добрые и злые - одинаково предадут, проклятию позорную память его; и у всех народов, какие были, какие есть, останется он одиноким в жестокой участи своей - Иуда из Кариота, Предатель.
24 февраля 1907 г.
Капри
Л. Андреев не оправдывает поступка Иуды, он пытает¬ся разгадать загадку: что руководило Иудой в его поступ¬ке? Писатель наполняет евангельский сюжет предательства психологическим содержанием, и среди мотивов выде¬ляются следующие:
мятежность, бунтарство Иуды,
неуемное стремле¬ние разгадать загадку человека (узнать цену «дру¬гим»), что вообще свойственно героям Л. Андреева. Эти качества андреевских героев являются в значи¬тельной степени проекцией души самого писателя -максималиста и бунтаря, парадоксалиста и еретика;
одиночество, отверженность Иуды.
Иуда был пре¬зираем, и Иисус был к нему равнодушен. Лишь на короткое время получил признание Иуда - когда по¬бедил сильного Петра в метании камней, но затем опять вышло так, что все ушли вперед, а Иуда опять плелся сзади, забытый и презираемый всеми. Кстати, чрезвычайно живописен, пластичен, экспрессивен язык Л. Андреева, в частности, в эпизоде, где апосто¬лы бросают камни в пропасть."
Картина настолько выразительна, что мы с напряже¬нием следим за скачками и, наконец, полетом камня, сопровождая взглядом каждый этап его движения. Мессия совсем перестал обращать внимание на Иуду: «для всех он (Иисус) был нежным и прекрасным цветком, а для Иуды оставлял одни только острые шипы - как будто нет сердца у Иуды». Это безраз¬личие Иисуса, а также споры о том, кто ближе Иису¬су, кто больше его любит, стали, как сказал бы психо¬лог, провоцирующим фактором для решения Иуды;
обида, зависть, безмерная гордыня, стремление до¬казать, что именно он больше всех любит Иисуса так¬же свойственны андреевскому Иуде.
На вопрос, за¬данный Иуде, кто будет в Царствии Небесном пер¬вым возле Иисуса - Петр или Иоанн, следует ответ, поразивший всех: первый будет Иуда!
Все говорят, что любят Иисуса, но как они поведут себя в час ис¬пытаний - проверить это и стремится Иуда. Может оказаться, что любят Иисуса «другие» только на сло¬вах, и тогда восторжествует Иуда.
Поступок предате¬ля - это стремление проверить любовь других к Учи¬телю и доказать свою любовь.
Сюжетно-композиционная роль Иуды многозначна. Ему предназначено автором быть катализатором событий, что¬бы высветить и дать нравственную оценку поступкам «дру¬гих». Но сюжет движется и личным стремлением Иуды быть понятым Учителем, побудить его обратить на него внима¬ние, оценить его любовь. Иуда создает экзистенциальную ситуацию - ситуацию выбора, которая должна стать мо¬ментом психологического, нравственного откровения для всех участников этого великого испытания.

По Л.Андрееву Иуда предал Христа

Одиночество, отверженность Иуды.

« Искал я тебя всю мою
жизнь,
искал и нашел!»
Обида, зависть, безмерная гордыня.

«Почему он не любит меня?
Почему он любит тех?»
Мятежность, бунтарство Иуды,

«Они догадались? Они
поняли, что это самый
лучший человек?...
Сейчас они поймут!»

 Почему же он повесился?
Любил Христа, хотел быть с ним. Настоящая любовь жертвенная. Увидел неотвратимость на земле зла, отсутствие любви, предательство. (Чтение эпиграфа к уроку.)
 Чем жертвует Иуда?
Обрекает себя на вечный позор, через поступки – бросает серебреники в лица первосвященника и судей.

 Кто же Иуда: победитель или побежденный?
Он и победитель, т.к. его теория подтвердилась. Он и побежденный, т.к. его победа далась ценой смерти.
В этом противоречие Л. Андреева: зло безобразно, поэтому его Иуда страшен, и автор неприязненно относится к нему, но соглашается с его суждениями. Имя Иуды стало нарицательным. Означает “предатель”. Заканчивается повесть словом “предатель”, символизирующим распад человеческих отношений.
- Какая связь существует между логикой Иуды и поколением русских революционеров?
В 1917 году произошел переворот в России. Согласно этой логике, Ленин, например, призывал к поражению Россию в первой мировой войне. Он рассуждал так: если в результате поражения в стране наступит хаос, в ней начнется революция. В результате революции победит социализм и все будут счастливы! Если этого не произойдет, значит, и России никакой не надо, пусть все прахом летит!
Цель оправдывает средства!
Но Андреев-то, напротив, своим рассказом доказывает, что никакая цель не оправдывает нечистые, неблагородные средства. И он заставляет своего Иуду не торжествовать победу, а повеситься…
 Справедливы ли суждения критиков, современников Андреева, о том, что писатель стремился “возбудить симпатию к Иуде и антипатию к человечеству”?

Иуда- лучший ученик Иисуса.
Иуда единственный последовал за Иисусом, до конца пройдя весь путь страданий.
Иуда берёт на себя два самых страшных людских греха- предательство и самоубийство.
Иуда через страдания постигает истинную веру.

VII. Рефлексивно-оценочный этап (приём синквейна).
ПРИТЧИ
Иисус и Иуда живут в человеке
При создании фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи столкнулся с огромной трудностью: он должен был изобразить Добро, воплощенное в образе Иисуса, и Зло - в образе Иуды, решившего предать его на этой трапезе. Леонардо на середине прервал работу и возобновил ее лишь после того, как нашел идеальные модели.
Однажды, когда художник присутствовал на выступлении хора, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков и этюдов.
Прошло три года. «Тайная вечеря» была почти завершена, однако Леонардо пока так и не нашел подходящего натурщика для Иуды. Кардинал, отвечавший за роспись собора, торопил его, требуя, чтобы фреска была закончена как можно скорее.
И вот после многодневных поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека - молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного. Времени на этюды уже не оставалось, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор, что те и сделали.
С большим трудом его притащили туда и поставили на ноги. Он толком не понимал, что происходит, а Леонардо запечатлевал на холсте греховность, себялюбие, злочестие, которыми дышало его лицо.
Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного протрезвел, открыл глаза, увидел перед собой полотно и вскричал в испуге и тоске:
- Я уже видел эту картину раньше!
- Когда? - недоуменно спросил Леонардо.
- Три года назад, еще до того, как я всё потерял. В ту пору, когда я пел в хоре и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа.

 Ваше отношение к Иуде.
Есть за что уважать: умен, разбирается в людях, искренне любит, способен отдать свою жизнь. Жалко его, но одновременно и презираешь. Двуличен он был, и чувства к нему двойственные.
Автор смело перекраивает двухтысячелетние образы, чтобы заставить читателя возмутиться открывшейся бессмыслицей. В повести отразились противоречия эпохи, в которой жил Л. Андреев. Его волнуют вечные вопросы: что правит миром: добро или зло, истина или ложь, можно ли жить праведно в неправедном мире.

Особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.

Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:
Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
(запись в тетради)
Иуда Иисус
Лживый, хитрый Добрый, божественный
Предаёт, обманывает, расплачивается Любит, помогает, прощает
Иуда предал Христа за 30 сребренников Иисус простил Иуду
Предатель Страдалец, сын Божий
Л. Андреев показывает, что Иуда был вынужден обречь Иисуса на жертвенную смерть, чтобы пробудить истинную веру, совесть людей.
Иуда – трагическая фигура. Он считает: что толпа уверовала в идеал, в Христа, ей необходимо чудо. Этим чудом станет воскресение Христа после мученической смерти.
Иуда тоже выбрал свой крест. Предавая Христа, он обрекает себя на вечное проклятие, навсегда закрепив за собой позорное прозвище предателя.
Образ Иуды неоднозначен, Он до последней минуты надеялся, что Иисуса удастся спасти. Он был рядом, когда его били солдаты, он был ближе всех, когда его судили и вели на казнь, с болью следил, как его распинали на кресте.
Ребята, а не кажется ли вам, что отыскать в каждом дурном поступке или скверном человеке хорошее, светлое – ЭТО Истинный смысл христианства. Я думаю именно так. И Леонид Андреев в своей повести нам это показал. Иудин грех – предательство, совершенное рады корысти на страницах повести Андреева выглядит почти как САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ.
ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК
VIII. Домашнее задание.
Прочтение произведений М.Горького: «Старуха Изергиль», «На дне».
Написать эссе: можно ли оправдать «предателя поневоле»?

Тема сегодняшнего поста - чисто библейская тема, но довольно интересная для тех, кто верит или верил в библейскую "истину" или серьезно воспринимал евангельские сюжеты как то, что в точности происходило.

Сегодня я хочу поднять один очень любопытный "библейский" вопрос - откуда автор евангелия "от Иоанна" узнал, что Иуда был "вором"?

Почему это интересно и важно? Потому что это - говорит много о евангелиях, мифах и о том, как они могли появляться.

Для начала давайте посмотрим разные версии историй о том, как на Иисуса возливали очень дорогое благовоние женщины. Были ли это различные случаи или это были просто мифы с разными деталями, очень похожие в одном и очень различные в другом?

Для этого мне надо напомнить, что существуют так называемые "синоптические евангелия", то есть евангелия "от Марка", "от Матфея" и "от Луки", которые во многом дополняют друг друга, а есть евангелие "от Иоанна", самое позднее, которое вообще стоит "особняком". В первых трех евангелиях нет упоминания о том, что Иуда Искариот - "был вором". А вот в евангелии от Иоанна позднее - почему-то такая вставка появилась.

В евангелии от Матфея читаем:

"6 Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного,
7 приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову.
8 Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата?
9 Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим.
10 Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня:
11 ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете;
12 возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению;
13 истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала.
14 Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам
15 и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников;
16 и с того времени он искал удобного случая предать Его".

Что мы видим в этом описании.

Иисус находится В ВИФАНИИ. Хозяина дома зовут СИМОН (прокаженный). Есть некая женщина с "алавастровым сосудом мира драгоценного". Она Иисусу его возливает НА ГОЛОВУ. Ученики негодуют по поводу "траты". Предлагают раздать нищим. Иисус их поучает и говорит о своем будущем "погребении" и "нищих". И дальше этот фрагмент связывается с будущим предательством Иуды Искариота.

Подобная же версия есть в евангелии от Марка 14 главе:

"1 Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить;
2 но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе.
3 И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, - пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову.
4 Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира?
5 Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее.
6 Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня.
7 Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете.
8 Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению.
9 Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала.
10 И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им.
11 Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребренники. И он искал, как бы в удобное время предать Его".

Теперь давайте посмотрим другую версию с женщиной и благовонием и Иисусом. Евангелие от Луки в 7 главе:

"36 Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег.
37 И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром
38 и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.
39 Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница.
40 Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель.
41 Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят,
42 но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?;
43 Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил.
44 И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла;
45 ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги;
46 ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги.
47 А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.
48 Ей же сказал: прощаются тебе грехи.
49 И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает?
50 Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром".

По контексту (из стихов выше, показано, что это происходило где-то, в городе Наин или около того). Смотрим на детали: опять есть некая женщина, на этот раз "грешница", опять благовоние и "алавастровый сосуд", мазала ноги Иисуса и волосами вытирала, хозяина дома также зовут СИМОН, но в данном случае он - фарисей.

Вроде бы это совершенно разные случаи, если сравнивать с евангелием от Матфея.

Но давайте посмотрим на вариант евангелия от Иоанна глава 12:

"1 За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.
2 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.
3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.
4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:
5 Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?
6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.
7 Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.
8 Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.
9 Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых".

Скажите, Вы ничего не заметили в этом позднем Евангелии?

Перечисляю детали: Иисус В ВИФАНИИ. Мария, сестра Лазаря (которого, якобы, воскресил Иисус) берет благовоние и натирает НОГИ ИИСУСА (в евангелии от Матфея - льет ему НА ГОЛОВУ). В данном евангелии уже возмущаются не "ученики", а Иуда Искариот предлагает продать и раздать нищим. Опять Иисус говорит о "погребении" и нищих. И только в этом евангелии говорится, что Иуда, был, якобы "вор", потому и предложил.

Забавно, но в главе 11 Иоанна говорится заранее:

"1 Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее.
2 Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими.
3 Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен.
4 Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий.
5 Иисус же любил Марфу, и сестру ее, и Лазаря".

Я же предлагаю просто сравнить эти три версии (рассматриваю три, потому что версия от Матфея почти полностью повторяет версию от Марка), что в них совпадает по деталям и сути, а что - нет.

Очевидно же, что все ТРИ версии в деталях расходятся, хотя в чем-то и совпадают.

Куда возливают? На голову, на ноги, на ноги.

Ученики негодуют? Да, нет, только Иуда предлагает продать.

Хозяина дома зовут? Симон прокаженный, Симон фарисей, неизвестно (но дело было с Лазарем и его сестрами однозначно).

Задействован ли Иуда Искариот? Он мог быть одним из "негодующих учеников", нет, предлагает "продать" и "раздать", потому что, якобы, он - вор.

Но у меня лично возникает вопрос не только о разнице или сходстве евангельских сюжетов. У меня вопрос в другом: а КОГДА писатели евангелий узнали, что Иуда Искариот, якобы, был "вором"?

Да и знали ли вообще ученики Иисуса до евангелия "от Иоанна", что Иуда Искариот что-то крал? Когда они знали и где написали?

Мне кажется, что они ничего не "знали". От слова "вообще". Как многие не были и реальными учениками-апостолами Иисуса. Есть ряд признаков для специалистов, которые указывают на это. Многие библейские книги и большая часть Нового Завета - библейские псевдоэпиграфы (то есть авторство не принадлежит часто тому, кому приписывается).

Но речь сейчас идет именно об утверждении, что Иуда "был ВОР". Ок, давайте представим, что Иисус знал об этом "святым духом". И он терпел такого "ученика"? Как же так?!

Или, допустим, что "знали" до предательства, другие ученики-апостолы. И где видно, что они предприняли какие-то действия против воровства Иуды? Нигде!

Могли ли они узнать о "воровстве" после смерти Иисуса? Теоретически, как-то могли. Но почему 3 евангелия молчат (наиболее ранних), а позднее - "от Иоанна", рисует Иуду "безнравственным" и "вором"? Спустя десятилетия?

Кто является 2-м свидетелем того, что Иуда Искариот был ВОР? А в Израиле разве не требовалось 2-го свидетеля, как в делах о педофилах в среде СИ?

А вот я лично считаю, что мифология работала иначе. Запоминались какие основные детали, имена персонажей мифов, часто это все перемешивалось, добавлялись иные детали, места, обстоятельства. В одном случае вылила благовоние на голову, в другом - на ноги, в одном случае это была некая "грешница", в другом - сестра Лазаря, да кто вообще пойдет и сможет проверить - воскресал этот Лазарь или нет?! Был ли Иуда Искариот просто "предателем" или ещё и "вором"? Раз предал Христа за 30 серебрянников, то, значит, денежки-то любил, логично, что и во времена Иисуса самого у него из-под носа воровал, а тот, со святым духом в голове - ничего и не знал (или ничего не делал). В библии вообще много раз одни и те же сюжеты повторяются с разными персонажами неоднократно, ряд из таковых перекочевали в видоизмененном виде из ветхозаветных книг - в новозаветные.

Вообще, я очень люблю евангельские мифы, в их непосредственной сути. Как притчи или мифы - они часто великолепны. Но разве можно эти мифы пытаться выдать за реальные события? Вот и возникают такие вопросы: а КОГДА и от кого автор "евангелия от Иоанна" мог узнать, что Иуда Искариот был "вор"?

104673 Голубева А

  • обучающая: постижение идеи произведения через раскрытие образов героев, мировосприятие их и автора; наблюдение за языком художественного произведения как средством характеристики героев и осуществления замысла писателя; закрепление отличительных особенностей экспрессионизма как литературного направления; совершенствование навыков филологического анализа текста;
  • развивающая: развитие логического мышления (умение анализировать поступки, делать выводы, объяснять, доказывать свою точку зрения); развитие монологической речи учащихся; развитие творческих способностей учащихся к самообучению (групповые задания творческого характера);
  • воспитательная: формирование чувства ответственности, сопереживания и взаимопомощи в работе по группам; воспитание нравственных ценностей и критического отношения ко злу в работе над текстом; эстетическое восприятие урока (оформление доски).

Оборудование: портрет Л. Андреева, письменные работы учащихся, иллюстрации к тексту произведения.

Эпиграф урока:

Иди один и исцеляй слепых,
Чтобы узнать в тяжелый час сомненья
Учеников злорадное глумление
И равнодушие толпы.

А. Ахматова. 1915 г.

Ход урока.

I. Объявление темы урока.

Обмен впечатлениями среди учащихся по поводу сравнения евангельского текста с повестью Л. Андреева.

Ученики отмечают отличия в содержании:

  • Иуда в повести выглядит чудовищней, чем в Библии, само же произведение потрясает и возмущает;
  • у Л. Андреева Иуда предает Христа по собственной воле, в Библии - “но диавол соблазнил его, и он стал ненавидеть спасителя”;
  • в Библии ученики заступаются за Христа: “ Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: “Господи! Не ударить ли нам мечом?” И один из них ударил раба первосвященника, и отсек ему правое ухо. Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха, исцелил его” … Петр 3 раза отрекается от Иисуса … Ученики убегают, но этот поступок является минутной слабостью, так как потом они проповедовали учение Христа, за многие из них поплатились жизнью. Так в Библии. У Андреева же ученики – предатели;
  • и в Библии, и в повести Иуда в общине Христа выполнял обязанности казначея, но “он не столько заботился о нищих, но … был вор”;
  • у Л. Андреева Иисус Христос в основном молчит и всегда на заднем плане, главный герой Иуда;
  • общее в языке произведений:

  • притчи, христианские наставления;
  • цитаты из Библии в повести: “И к злодеям причтен” (7 гл.), “Осанна! Осанна! Грядый во имя господне” (6 гл.);
  • часто предложения и в Библии, и в повести начинаются с союзов и, а, что придает текстам разговорный характер: “И Иуда поверил ему – а он вдруг украл и обманул Иуду… И все обманывают его”; “А они посмеялись надо мною… и дали мне поесть его, и я попросил еще…”;
  • в Библии и в повести встречается стилистический прием – инверсия: “разостлали на земле плащи свои”, “приветствовал его народ”. Но в отличие от Библии, у Андреева много необычных образных сравнений;
  • Л. Андреев употребляет в повести устаревшие формы слова: “И тихо бия себя в грудь”, “И, внезапно сменив быстроту движений медленностью…
  • Постановка учебной задачи:

    Зачем писатель это делает? Какую мысль до нас хочет донести? На эти вопрсы мы и постараемся ответить на нашем уроке.

    II. Анализ повести “Иуда Искариот”.

    Л. Андреев не был первым, кто обратился к теме предательства Иуды. Так, например, есть Иуда – герой и великомученик у М. Волошина, а в “биографии” Иуды, появившейся в средние века, он – “совершенный злодей во всем”. В рассказе Х.Л. Борхеса “Три версии предательства Иуды” доказано, и довольно изобретательно, что Иуда – это и есть И. Христос. Есть и немало других реконструкций образа Иуды и мотивов его предательства, но их количество и многообразие лишь подтверждает тот факт, что Иуда давно перестал быть только персонажем Священного Писания, превратившись в вечный образ мировой художественной культуры. Какой же Иуда у Л. Андреева? Обратимся к повести.

    Знакомство с Иудой начинается еще до его появления на страницах произведения.

    • Каким образом и что мы узнаем о нем?

    Мы узнаем об Иуде из рассказов о нем в народе: это “человек очень дурной славы”, “корыстолюбив”, “крадет искусно”, потому “его нужно остерегаться”.

    То есть мирная жизнь города и христианской общины оказалась нарушена слухами, которые пугали. Так с первых строк в произведении начинает звучать мотив тревоги.

    • Как реагирует природа на появление Иуды? Зачитать.
    • Какие чувства вызывает описание природы?
    • (Опять тревогу.) Как автор передает это ощущение? (Лексические повторы – “тяжелый”, “тяжело”; антитеза: белый – красный; аллитерация: шипящие, твердость [т]).

    В это время и появляется Иуда: конец дня – ночь, как будто бы прячется от людей. Настораживает и время появления героя.

    • Как же выглядит Иуда? Зачитать.
    • Что можно сказать о герое по его описанию внешности?

    Противоречива внешность – противоречиво и поведение, двуличен. Противоречия героя даны через стихотворный прием – противопоставление, антитезу.

    • Какое чувство вызывает описание внешности?
    • Как называется этот художественный прием у Л. Андреева?
    • (Экспрессивная образность.)

    Иуда пока ничего не совершил, но атмосфера повествования все более накаляется.

    • А как называют героя в произведении? Кто?

    Ученики чаще называют Иудой, а “уродина, “наказанная собака”, “насекомое”, “чудовищный плод”, “суровый тюремщик”, “старый обманщик”, “серый камень”, “предатель” - так называет автор. Для Л. Андреева характерно, что часто он называет героя не по имени, а метафорами, понятиями, имеющими обобщенное значение. Скажите, почему? (В духе экспрессионизма. Так он выражает свои чувства. Каково же отношение автора к Иуде? (Негативное.)

    Но нельзя забывать, что в основе произведения библейский сюжет. А что означает имя в Библии? Разобраться в библейских понятиях нам поможет говорящий библейский справочник:

    Ученица: в религии существует культ имени. Есть даже религиозное направление – имяславие, имя и суть человека совпадают. Например, Христос – и имя, и божественная сущность. Зло никогда не будет во имя чего-то. Поэтому у преступников, как правило, прозвища. Имя – ценность. У Иуды не было дома, семьи, Детей, т.к. “Иуда – дурной человек и не хочет Бог потомства от Иуды”. Часто он называется оскорбительно, а не по имени.

    • Почему же такого жуткого человека приблизил к себе Иисус?

    “Дух светлого противоречия влек его к отверженным и нелюбимым”. Т.е. поступками Иисуса руководит любовь к людям. (На доске составляется таблица ). А Иуда как относится к Иисусу? (Любит.) Почему же меняется отношение Иисуса к нему? Зачитать. Какое событие тому предшествовало? (Иуда оказался прав, когда говорил о людях плохое. Это подтвердилось: женщина обвинила Иисуса в краже козленка, которого потом нашла запутавшимся в кустах.)

    • Значит ли этот факт, что Иуда разбирается в людях? Что же он говорит о людях? Зачитать.

    Записываем в таблицу: не любит людей, т.к. в них – источник зла.

    • Какое следующее событие усилило размолвку между Иудой и Иисусом?

    Спасает жизнь Иисусу.

    • Чего ожидает Иуда за свой поступок?

    Похвалы, благодарности.

    • А что получил?

    Еще больший гнев Иисуса.

    • Почему?
    • А какова позиция Христа?
    • Расскажите притчу о смоковнице. Зачем ее рассказывает Иисус Иуде?

    Притча указывает на то, как Бог поступает с грешниками. Он не торопится рубить с плеча, а дает нам шанс исправиться, “желает покаяния грешников”.

    • Но считает ли Иуда себя грешником?

    Нет. И менять свои взгляды не собирается. Однако он понимает, что Иисус не согласится с ним никогда. Тогда-то и решается Иуда на последний шаг: “А теперь он погибнет, и вместе с ним погибнет Иуда”.

    • Что он задумал?

    Предательство.

    • Как он себя ведет, посетив Анну?

    Двусмысленно: не отговаривает от путешествия в Иерусалим Иисуса и предает.

    • Как предает?
    • Почему целует?
    • Докажем, что его поступками движет любовь к Иисусу.

    Окружил учителя нежностью и вниманием, предупреждал об опасности, принес 2 меча, призывал беречь Иисуса.

    • Почему же Иуда предает? Хочет смерти Иисуса?
    • А чего он хочет?

    Иуда создал, подобно Раскольникову, теорию, согласно которой все люди плохие, и хочет теорию проверить на практике. Он до последнего надеется, что люди заступятся за Христа. ( Зачитайте фрагменты, подтверждающие это. )

    • Как в этом эпизоде автор раскрывает психологию героя

    Повторы событий и лексические повторы усиливают напряжение. Антитеза ожиданий Иуды тому, что делает народ, вызывает тревогу. Тягостное чувство ожидания передают многоточия. Опять двойственность Иуды: ждет, что народ спасет Христа, и в нем все поет: “Осанна!” - и радуется, когда его теория подтвердилась: “Осанна!” Возгласы радости в восклицательных знаках, в оксюмороне “радостно одинокий”.

    • Иуда доказал теорию. Почему же он повесился?

    Любил Христа, хотел быть с ним.

    • Настоящая любовь жертвенная. Чем жертвует Иуда?

    Обрекает себя на вечный позор.

    • Еще почему повесился?

    Увидел неотвратимость на земле зла, отсутствие любви, предательство. (Чтение эпиграфа к уроку.)

    • Какие обвинения он бросает в лицо Анне и ученикам? Приведите примеры.
    • Психологизм последних страниц повести достигает наивысшего накала. Как передает это автор?

    Волнение Иуды передается в знаках препинания (многоточия, восклицательные знаки, риторические вопросы); через поступки – бросает серебреники в лица первосвященника и судей; в антитезе: волнению Иуды противопоставлено равнодушие Анны, спокойствие учеников. Лексические повторы заставляют возмущаться.

    • Как внешне преображается Иуда?

    “…был взор его прост, и прям, и страшен в своей голой правдивости”. Двуличие исчезает – скрывать нечего. Его прямоту и правду автор подчеркивает аллитерацией: [пр], [р].

    • Вы согласны с высказываниями Иуды?
    • Кто же Иуда: победитель или побежденный?

    Он и победитель, т.к. его теория подтвердилась. Он и побежденный, т.к. его победа далась ценой смерти.

    • В этом противоречие Л. Андреева: зло безобразно, поэтому его Иуда страшен, и автор неприязненно относится к нему, но соглашается с его суждениями.

    Имя Иуды стало нарицательным. Означает “предатель”. Заканчивается повесть словом “предатель”, символизирующим распад человеческих отношений.

    • Ваше отношение к Иуде.

    Есть за что уважать: умен, разбирается в людях, искренне любит, способен отдать свою жизнь. Жалко его, но одновременно и презираешь. Двуличен он был, и чувства к нему двойственные.

    • Образ Иуды, созданный Л. Андреевым, единственный в мировом искусстве со столь же единственной экстравагантной трактовкой сюжета. И очень убедительной. При жизни Л. Андреев называл Царствие Небесное “чепухой”. А что об этом мы узнаем в книге? Зачитайте.
    • Автор смело перекраивает двухтысячелетние образы, чтобы заставить читателя возмутиться открывшейся бессмыслицей. В повести отразились противоречия эпохи, в которой жил Л. Андреев. Его волнуют вечные вопросы: что правит миром: добро или зло, истина или ложь, можно ли жить праведно в неправедном мире. А мы как думаем?

    III. Представление учащимися своих исследовательских работ:

    1. Ритмико-интонационный анализ повести Л. Андреева “Иуда Искариот”.

    2. Пространство и время в повести.

    3. Многообразие цвета и его значение в повести.

    По ходу выступлений учащимися составлена следующая модель выступления:

    Рис. 2

    4. Озвучивание модели произведения: чтение авторского стихотворения, написанного по прочтении повести “Иуда Искариот”:

    Под небом вечным – вечная земля
    С добром и злом, предательством, грехами.
    Здесь люди грешные. И души их горя
    В Аду потом, в огне бесстрастном полыхают.
    Но все ж добро, свет, Рай сильней всего!
    Там сном спокойным праведники спят.
    А всем живым век помнить про того,
    Кто был когда-то предан и распят.



     


    Читайте:



    Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

    Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

    Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

    Почвенный покров южной америки

    Почвенный покров южной америки

    Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

    Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

    Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

    Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

    Cобытия Второй мировой войны

    Cобытия Второй мировой войны

    Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

    feed-image RSS