Главная - Дикция
Социальные и философские истоки бунта раскольникова - сочинение. Социальные и философские истоки бунта родиона раскольникова Социальный и философский бунт раскольникова

Тема: Философские и социальные истоки теории Родиона Раскольникова.

Цель: Урок-анализ образа Родиона Раскольникова в свете современных психологических концепций.

Девиз-вывод урока: ” Важно осознать, что убила человеческая идея, а воскресила вера” .

„Вначале было Слово.”

Библия.

Нам не давно предугадать,

Как наше слово отозвется...

И нам сочуствие дается

Как нам дается благодать ”.

Ф.Тютчев

Ход урока

У гениев нет ни одного случайного слова, ни одной лишней запятой. За всем у них скрыт авторский замысел и глубокий смысл. Разгадке этих замыслов посвящается урок.

І. Чтение и анализ І абз. 1 гл. романа с помощью вопросов.

    Герой романа квартиру „ нанимал от жильцов” ?

    Почему не у хозяев дома? Почему Раскольников, задавленной нищетой человек, не тяготится своим „ бедственным положением” ?почему не стремится поправить собственные дела?

    Боится ли он, в сущности, хозяйку? Чем вызвано его трусливое состояние? (Герой замкнут, живет в собственном мире, возвращение в реальность вызывает у него подсознательный страх).

ІІ. Работа с текстом.

Задание: найти и записать описание внешнего вида Раскольникова, его портрета, комнаты, где он живет; определить основные черты характера героя (доказать фактором из романа или свидетельством другого персонажа).

Заполнение обобщающей таблицы.

Быт Психология

Материальное

Состояние Худо одет; опустился, Задавлен бедностью

Обнеряшился; комната –

шкаф, гроб, каморка,

каюта, конура

Черты Совестливость: нежелание Тщеславие бешенное

характера встречи с кредиторшей. Стесненное положение

Сострадание, желание помочь. Перестало тяготить его "

Эпизод пожара, отношение к

Мармеладовым и др.

Душевное „ Об ыкновенная дребедень, до Раздражительное и

состояние которой ему нет никогда дела” напряженное”, похоже

на ипохондрию.

Следствие „безобразная жизнь” „безобразная

мечта

Мономания

Работа со словарем

Мономания . Моно-один. Мания (греч.-безумие, увлечение) – психическое растройство, при котором у больного возникают навязчивые идеи; наблюдается при разных психических заболеваниях – маниакально – депрессивном психозе, шизофрении. В сложных случаях предполагает чрезмерное стремление к чему-либо.

Ипохондрия – опасение за свое здоровье.

Обобщение: Мономания Раскольникова – увлечение навязчивой идеей.

Результат: Болезненно – тревожное состояние психики (ипохондрия).

III . Чтение отрывка из ч.3, V гл. (пересказ „ одной мысли” Порфирием Петровичем и ее объяснение Раскольниковым).

Анализ по вопросам:

Какая идея преследует Раскольникова?

На чем она основана? Где содержится концентрация философии, приведшей героя к „безобразной мечте”?

Почему Раскольников соглашается, что „почти верно ее изложили, даже, если хотите, и совершенно верно”?

Какие философские идеи перекликаются со взглядами Раскольникова, изложенными в его статье?

Какую политическую фигуру Раскольников считает своим идеалом? Кто из литературных героев придерживается такого же мнения?

Убийство процентщицы -Тулон или Ватерлоо Раскольникова?

В чем сходство и различие судеб Жульена Сореля („Красное и черное” Стендаля) и Р.Раскольникова? В чем их преступление?

А какое наказание их постигнет?

Кто и в каком произведении впервые в русской литературе поднял тему наполеонизма?

Раскольников говорит о разрушении настоящего во имя будущего. Возникает мотив неудовлетворения действительностью.

Вспомним и сравним.

Гамлет: Быть или не быть?

Фауст: Кто сказал мне расстаться с мечтами?

Раскольников: Или отказаться от жизни совсем?! Послушно принять судьбу как она есть.

Здесь прослеживается перетекание и взаимопроникновение мотивов неудовлетворенности жизнью:

Самоубийства мщения преобразования

Раскольников учился в университете, но вскоре учебу бросил. Он говорит, что не хочет быть „учителем или чиновником, с тысячью рублями жалованья”.

Почему в этой, последней фразе стоит запятая?

(„Лишние” знаки у Достоевского несут смысловую нагрузку. Здесь подчеркнуто несогласие героя с такой судьбой)

Есть ли у Родиона возможность проявить себя, или, как Мармеладову и его дочери, жене, ему некуда больше идти?

(После вариантов ответов читаем ответ самого Раскольникова в ч.5, V :” А знаешь ли ты, что я, может, и мог…”)

Случайно ли он сравнил себя с пауком? Кто еще в романе похож на паука?

Шекспир „Макбет”

Кровь лили и тогда, когда закон

Еще не правил диким древним миром;

И позже ледянящие нам слух

Убийства совершались. Но, бывало,

Расколют череп, человек умрет –

И тут всему конец. Теперь покойник,

На чьем челе смертельных двадцать ран,

Встает из гроба, с места нас сгоняя.

А это пострашнее, чем убийство.

А.Пушкин Борис Г о дунов

Ах , чувствую: ничто не может нас

Среди мирских печалей успокоить;

Ничто, ничто…едина разве совесть.

Так, здравая она восторжествует.

Над злобою, над темной клеветою.

Но если в ней единое пятно,

Единое, случайно завелося,

Тогда – беда! Как язвой моровой

Душа сгорит, нальется сердце ядом,

Как молотком стучит в ушах упрек,

И все тошнит, и голова кружится,

И мальчики кровавые в глазах…

И рад бежать, да некуда…ужасно!

Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

Или: „ …гений и злодейство

Две вещи несовместные. Не правда ль?”

Арифметика преступления Раскольникова.

Вначале было

Слово (статья Раскольникова, написанная за полгода до совершения преступления)

Расчет („арифметика” убийства).

Дело -убийство старухи.

Непредвиденное дело (Убийство Лизаветы)

Преступник случайный (вину Раскольникова берет на себя Миколка).

Убийство (мать узнает о преступлении сына, сходит с ума и умирает)

Итог: всеобщая смертоносная эпидемия

Малый апокалипсис большой апокалипсис

Итог урока: У человека не так уж много истин, но добавляются они каждый раз заново и невероятно дорогой ценой, зато необходимы и спасительны, как хлеб, как вода, как воздух. Эти истины заключены в нравственных законах человечества:”Не убий!”, „Возлюби ближнего своего”, „Обносись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе”.

Искусство – не судебная инстанция. Но у него есть своя сила, свое полномочие: Найти в человеке совесть и – оставить его наедине с ней. У него только одна мера наказания, зато самая высшая: страшный суд совести.

Ирина Ратушинская:

Под свободными сводами вечными,

Босиком по пыльным дорогам,

С обнажено горящими свечками

Люди ищут доброго Бога,

Чтобы Он пожалел и понял

Сквозь убийства, бред и обманы,

Чтобы Он положил ладони

На висок, как а злую рану,

Чтобы увидел кричащие лица,

Темень душ и глаза без света,

Чтобы спас беглеца от погони,

Чтобы дал голодающим хлеба…

Может Бог – это крест на ладони?

Может, Бог – это темное небо?

Как к нему отыскать дорогу?

Чем надежды боль измерить?

Люди ищут доброго Бога,

Дай им Бог найти и проверить.

Сочинения по литературе: Социальные и философские истоки бунта родиона раскольникова

Ф. М. Достоевский сказал однажды, что произведения Н. В. Гоголя «давят ум глубочайшими непосильными вопросами, вызывают в русском уме самые беспокойные мысли». Мы можем с полным правом отнести эти слова к произведениям самого Достоевского, которые пронизаны беспокойными и беспокоящими мыслями. «Преступление и наказание» - это роман о России, переживающей эпоху глубоких социальных и нравственных потрясений. Это роман о герое, вместившем в свою грудь все страдания, боли и раны своего времени.

«Герой современности» - Родион Раскольников - молодой человек, наделенный от природы умом, способностью к состраданию, и потому так остро воспринимающий страдания и боль других, болезненно реагирующий на проявления несправедливости и подлости человеческой. Скитаясь по Петербургу, Родион видит страшные сцены отчаяния, унижения, опустошения и озлобленности людей, муки тех, кто действительностью, основанной на власти денег, обречен на нищету, пьянство и, в конечном итоге, гибель. Герой романа готов стать в определенном смысле мстителем за обездоленных и униженных.

Из письма матери Родион узнает о домогательствах Свидригайлова в отношении его сестры и о решении Дуни выйти замуж за Лужина, чтобы только избавить его и мать от нищеты и позора. Раскольникова глубоко возмущает существующий порядок вещей, при котором жизнь покупается ценой преступления, нравственной гибели и который противоречит его мечтам о совершенстве и гармонии мира. А принять жертвы нежно любимых матери и сестры он не в состоянии. Спасение дорогих ему людей становится еще одним мотивом готовящегося преступления.

К тому же, и он сам, как и его родные, задавлен бедностью, но не хочет мириться с этим и намерен преодолеть нищету. В первую очередь, не ради себя самого, а ради своих близких и других обездоленных.

Чуткая и ранимая душа Раскольникова переполняется живой болью за человека, он глубоко уязвлен ужасом и нелепостью окружающей действительности, потому и зреет в его душе бунт, потому и рождается его идея. И потому он мучается, мечется по петербургским улицам, ведет какую-то лихорадочную, «ненормальную» жизнь: «Давным-давно как зародилась в нем вся эта теперешняя тоска, нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя разрешения». Давно уже зародилась в мозгу его мысль о том, что во имя идеи, во имя справедливости, во имя прогресса может быть разрешено и даже оправдано убийство, «кровь по совести», как называет это герой романа. А посещение ростовщицы, у которой он, почти умирая с голоду, вынужден был заложить колечко - подарок сестры, только обострило эту убежденность. Старуха, наживающаяся на чужом горе, вызвала в его душе непреодолимую ненависть и отвращение. Разговор студента с офицером об этой «глупой, ничтожной, злой... и всем вредной» процентщице, случайно услышанный им в трактире, окончательно утвердил его в мысли, что на общих весах жизнь этой старушонки ничто по сравнению с тысячами других жизней. А ее деньги «обреченные в монастырь» могут спасти многих погибающих, умирающих от голода и порока. «Убить такую вредную старуху - воспротивиться злу и восстановить справедливость!» - решает Раскольников.

Олицетворением социального зла становятся для Родиона Лужин - преуспевающий, жадный и циничный делец, испорченный властью денег, воплощающий в себе пошлость и эгоизм, и

Богач Свидригайлов, развратник, преследующий беззащитных жертв (в том числе и сестру Раскольникова).

Толкает Раскольникова на преступление и его желание решить проблему этическую: можно ли, переступив закон, прийти к счастью? Оказывается, нет. После совершения преступления появляются страдания, терзания, муки. Где уж тут думать о всеобщем счастье, если и личного не достичь. Он так и говорит своей сестре: «...если б только я зарезал из того, что голоден был..., то я бы теперь... счастлив был!»

Главным и самым значимым в произведении оказывается теория, разработанная героем. Поскольку мир, который он видит вокруг себя, страшен, уродлив, и принять его, примириться с его законами невозможно и противоестественно, а в возможность излечить болезни своего «смутного» трагического времени он не верит, то единственный способ - стать выше этого «муравейника». «Обыкновенные» люди «живут в послушании» и «обязаны быть послушными». Это ненужность, принимающая любой порядок вещей. «Необыкновенные» люди - разрушители такого порядка - переступают закон. Родион хочет стать выше обычаев и морали окружающего мира, доказать, что «не тварь дрожащая», а «право имеет». Стать выше мира для Родиона Раскольникова - значит стать человеком, обрести истинную свободу, а на такое способны лишь поистине «необыкновенные» люди, единственно достойные именоваться людьми. Все бремя неприятия, бунта «гордого человека», необыкновенной личности, Раскольников возлагает на одного себя, на свою личную энергию и волю. Или послушание и подчинение или бунт - третьего, по его мнению, не дано.

Таким образом, Раскольников хочет переступить не только нравственные и социальные, но и физические законы, сковавшие человеческую природу. Но кроме главной теории герой романа выстроил и вторую, более благородную, смягчающую резкость первой. Он решил, что на похищенные у процентщицы деньги будет помогать другим людям, спасать «сотни молодых жизней» от гибели и разврата. Но его мучает вопрос: способен ли он быть настоящим человеком, имеющим право сломать, способен он лично на бунт-преступление? Сможет ли он переступить через убийство, пусть Даже и ради великой благой цели?

Таковы в общих чертах социальные и философские истоки бунта главного героя романа Ф. М. Достоевского, который, по словам автора, «сознает и судит мир и человека - в этом и обаяние его личности». Но преступление, совершенное героем романа, стало тем самым экспериментом, который сразу же показал несостоятельность его теории преступления, показал, что «тою же дорогою идя» Родион Раскольников уже «никогда более не повторил бы убийства».

Вот бог поверженный лежит -

Он пал, и низко пал.

Мы для того и строили

Повыше пьедестал.

Фрэнк Герберт

Роман "Преступление и наказание" был написан в 1866 году. Шестидесятые года девятнадцатого века были очень бурными не только в политическом плане, но и в области мышления: рушились вековые моральные устои общества. Очень широко проповедовалась теория Наполеонизма. Молодые люди думали, что им позволено всё. "За одну жизнь - тысячи жизней, спасённых от гниения и разложения. Одна смерь и сотня жизней взамен - да ведь тут арифметика!". Конечно, в реальной жизни никто никого не убивал, а только думал об этом - в шутку. Достоевский довёл эту теорию до апогея, чтобы посмотреть, что получилось. А получилось вот что: несчастный, не понимающий своей ошибки, одинокий человек, мучающийся духовно и физически. Таким нам предстаёт Раскольников.

Если обратиться к воспоминанию Раскольникова о детстве (сон), то мы видим доброго, чувствительного мальчика, который пытается спасти умирающую лошадь. "Слава богу, это только сон! Но что это? Уж не горячка ли во мне начинается: такой безобразный сон!" - говорит Раскольников, проснувшись. Он уже не может представить себя таким, для него этот мальчуган - "тварь дрожащая, вошь". Но что так изменило Раскольникова? Причин множество, но их можно свести к нескольким, более общим.

Первой, наверное, назовём время, в котором жил Раскольников. Сама эта пора подталкивала к переменам, протестам, бунтам. Наверное, каждый молодой человек тогда (да и сейчас!) считал себя спасителем мира. Время является первопричиной действий Раскольникова.

Второй причиной стоит назвать город Петербург. Вот что пишет о нём Пушкин:

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелёно-бледный,

Скука, холод и гранит.

В "Преступлении и наказании" Петербург - город-вампир. Он пьёт жизненные соки из людей, которые туда приезжают. Так случилось и с Раскольниковым. Когда он только приехал учиться, он ещё оставался тем славным мальчиком из детства. Но проходит время, и гордо поднятая голова опускается всё ниже и ниже, город начинает душить Раскольникова, ему хочется вздохнуть полной грудью, но он не может. Интересно, что за весь роман Петербург только однажды предстаёт перед Раскольниковым частичкой своей красоты: "Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина..." Но величественный вид Исаакиевского собора и Зимнего дворца нем для Раскольникова, для которого Петербург это его каморка - "шкаф", каморка - "гроб". Именно Петербург во многом повинен в романе. В нём Раскольников становится одиноким и несчастным, в нём он слышит разговор офицеров, в нём, наконец, живёт виноватая в своём богатстве старушка.

Покопавшись в основных социальных причинах бунта, стоит взяться за философские и психологические. Здесь первой стоит назвать, конечно, характер Раскольникова: гордый, даже тщеславный, независимый, нетерпеливый, самоуверенный, категоричный... да мало ли можно подобрать определений? Из-за своего характера Раскольников попал в такую яму, из которой мало кто сможет выбраться...

Когда Раскольников только разрабатывал свою теорию, он, ещё не подозревая, уже относил себя к Людям с большой буквы. Дальше - больше. Находясь в постоянном одиночестве, он только и делал, что думал. Так, он сам себя обманывал, убеждал в том, чего нет. Интересно, что в начале он оправдывает себя, как и многие молодые люди, благородной целью помочь другим. Но после совершения преступления Раскольников понимает, что убил-то он не для помощи другим, а для себя. "Старуха была только болезнь... я переступить поскорее хотел... Я не человека убил, а принципы убил. Принципы убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался", "...мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею..." Интересно также, что Раскольников до самого конца считал себя единственно правым. "Ничего, ничего не поймут они, Соня, и недостойны понять", "...может, я ещё человек, а не вошь и поторопился себя осудить. Я ещё поборюсь".

Близкие Раскольникова понимали его лучше, чем он - сам себя. "Ведь он никого не любит; может, и никогда не полюбит!" - говорит Разумихин. "А шельма, однако ж, этот Раскольников! Много на себе перетащил. Большою шельмой может быть со временем, когда вздор повыскочит, а теперь слишком уж жить ему хочется", - говорит Свидригайлов."Я вас почитаю за одного из таких, которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять да с улыбкой смотреть на мучителей, - если только веру иль бога найдёт. Ну, и найдите, и будете жить", - говорит Порфирий Петрович. "Она [Соня] знала к тому же его тщеславие, заносчивость, самолюбие и неверие".

Неверие. Именно этим словом хочет и обосновать поступок Раскольникова Достоевский. Об этом свидетельствует Соня, "персонаж номер два", истинно верующая и живущая этим, поднявшаяся за счёт этого много выше, чем Раскольников. Об этом говорит и фамилия главного персонажа. Об этом свидетельствуют многочисленные намёки и "раскавыченные" цитаты из Священного Писания, скрытые евангельские образы. Ведь Бог означает не просто веру во что-то сверхъестественное, но и присутствие минимальных моральных устоев. А это так необходимо в эпоху перемен и бунтов, чтобы удержать человека на плаву, не сбить с "пути истинного"!

"Если существо уже стало кем-то, оно умрёт, но не превратится в собственную противоположность", "между людьми и богами нет резкой грани: люди становятся богами, а боги превращаются в людей" - эти строчки были написаны много позже, и это доказывает, что в какое бы время мы ни жили, темы для романов остаются одни и те же: где проходит граница между fas и nefas (дозволенное и недозволенное).

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

Конспект урок литературы (лекции) в 10 классе

Автор разработки: Бондаренко Сергей Иванович
Должность: учитель русского языка и литературы
Место работы: МКОШИ «Алеховщинская школа-интернат», с.Алёховщина Ленинградской области
Урок «Социальные и философские истоки бунта Раскольникова» в 10 классе представляет собой урок-лекцию. Учитель может использовать материал урока в качестве своеобразного «раскольниковедения»: и введения в один из оригинальнейших образов русской литературы, и как вариант системной характеристики литературного героя, и как разговор о вечных мировоззренческих концептах – о «совести», «гордости», «сострадании», «одиночестве», «жертвенности», «власти», «преступлении» и многих других. Поэтому материал урока может быть использован учениками в качестве подготовки к сочинению в рамках ЕГЭ, а также в подготовке итогового выпускного сочинения за курс средней школы. Особенно если учесть, что 2016 год – это год 150-летия выхода в свет романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

СОЦИАЛЬНЫЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ИСТОКИ БУНТА РАСКОЛЬНИКОВА.

Урок литературы (лекция) в 10 классе
Цели урока:
Дидактические:
- Дать представление о своеобразии характера Раскольникова. Помочь усвоить социальные и философские мотивы его преступления.
Воспитательные:
- Проникнуться сложностью и катастрофичностью ситуации выбора «быть или не быть», ситуации жизненного тупика (ситуация «порога»).
Развивающие:
- Развивать умения сравнивать, проводить аналогии жизненных явлений, выводить жизненные факты на уровень мировоззрения, философских проблем.
Эпиграф:
Под ношей бытия не устает
И не хладеет гордая душа;
Судьба ее так скоро не убьет,
А лишь взбунтует; мщением дыша
Против непобедимой, много зла
Она свершить готова, хоть могла
Составить счастье тысячи людей:
С такой душой ты Бог или злодей.
М.Ю. Лермонтов «1831-го июня 11 дня»

I.Вступление.

ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА РАСКОЛЬНИКОВА.

1.Трудно понять роман, особенно Раскольникова (вы об этом писали в первоначальных отзывах).
Таится возможность упрощенного подхода: Умный бедный студент Раскольников, не преступник по натуре, убил старуху – процентщицу, но не выдержал мук своей совести, донес на себя и был осужден на каторжные работы, - так кратко передал тему романа известный критик Д.И. Писарев.
Ученики признаются, что им трудно читать и понимать роман. «Читать Достоевского очень трудно, и с первого раза многого не понимаешь и даже понимаешь все наоборот, особенно насчет Раскольникова».
Вот и попытаемся понять кое-что «насчет Раскольникова»
2. Кто такой Раскольников?
Каковы существенные свойства его характера, натуры?

Гордость, но и совестливость, сострадание.
Ум, глубокий и аналитический, но и сердечность, душевность.
Максимализм: Настасья: «А тебе бы сразу весь капитал?»
Раскольников: «Да, весь капитал.»
Раскольников моралист: Справедливость здесь и сейчас, а иначе зачем жить?
Раскольников нонконформист (не приспособленец)
Аналогии (сходства) в мировой литературе – вечные образы.
Гамлет: Быть или не быть?
(Офелия, кстати, называла Гамлета «гордый ум»).
Вспомним монолог Гамлета:
Что благородней духом – покоряться
Пращам и стрелам яростной судьбы
Иль, ополчась на море смут, сразить их
Противоборством? Умереть, уснуть…
Сравните: Раскольников: «Или отказаться от жизни совсем…»
Автор о Раскольникове: «Он был молод, отвлеченен и, стало быть, жесток» (с Соней).
Гордость Раскольникова. Порфирий Петрович говорит Раскольникову: «Я ведь Вас за кого почитаю? Я Вас почитаю за одного из тех, которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять с улыбкой смотреть на мучителей – если только веру иль Бога найдет…»
В.И.Даль: Гордый – надменный, высокомерный; кто ставит себя самого выше прочих. (Гордым Бог противится, а смиренным дает благодать).
Сюжетная линия романа «Раскольников – Соня» соотносится как «Гордость – смирение», «сатана – Бог».
В.И.Даль: «Во всякой гордости чёрту много радости.»
Сострадание, жалость, сердечность, душевность Раскольникова.
Раскольников отдает последние копейки – Мармеладову после первого (случайного!) знакомства.
Ум, логика Раскольникова. Порфирий Петрович о нем.:«долго себя не морочил, разом до последних столбов дошел». Свидригайлов о Раскольникове: «Сознавать много можете, много…ну да вы и делать-то много можете»
Подтверждением максимализма Раскольникова может служить разговор Раскольникова с кухаркой Настасьей (Iч., гл.3). Чтение эпизода от слов «Когда щи были принесены и он принялся за них…» до слов «Да, весь капитал, - твердо отвечал он помолчав».
Вывод: Раскольников – не обычный, бедный студент, а личность незаурядная, масштабная. Это мыслитель, философ, человек, пытающийся, как Гамлет, взвалить на себя непосильную задачу переделки мира: «Взять все за хвост, да и сбросить к черту!»
II.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИСТОКИ БУНТА РАСКОЛЬНИКОВА.

Что же привело Раскольникова к бунту против существующего мира?
В одном из исследований романа читаем: «Основная тайна лежит в романе не в преступлении, а в мотивах преступления. Разгадка мотивов преступления отодвинута и превращена в сюжетную тайну».
Итак, каковы мотивы, причины преступления Раскольникова?
Для Д.И. Писарева «тайны», например, не было: «Причины преступления не в мозгу, а в кармане». На это ответил сам Раскольников. Он признается Соне: «Если б только я зарезал из-за того, что голоден был, то я бы теперь… счастлив был…» (ч.V, гл.4).
Итак, какие причины главные: социальные (условия жизни, бедность, притеснения, страдания и т.п.) или «головные», умственные, философские.
И те, и другие, безусловно. Роман Достоевского - книга великой боли за человека. Разрешение главных и последних вопросов жизни. В записях к роману читаем: «Перерыть все вопросы в этом романе».
Проследим некоторые социальные мотивы преступления Раскольникова, рассмотрим события, ускоряющие осуществление необычной идеи Раскольникова:
1.Обстоятельства жизни Раскольникова
«Он был задавлен бедностью». Разумихин: «не студент, уроков и костюма лишился». Из университета исключен, какую уж неделю хозяйке за квартиру и еду не платит, постоянные угрозы выбросить из комнатенки. «Лохмотья» вместо одежды.
Комнатенка Раскольникова, «коморка» - под самою кровлей 5 этажа дома походила более на шкаф, чем на квартиру; ее называют «гроб», место, где и оттачивались его злобные мысли.
«Но столько злобного презрения уже накопилось в душе молодого человека… что, он менее всего совестился своих лохмотьев на улице».
Петербург нищих, Сенная и вокруг. Распивочные, вонь. Образ жары, духоты, отсутствия воздуха – из главных в романе.
«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня всюду известка, леса, кирпичи, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, - все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши».
«Всем человекам надобно воздуху, воздуху, воздуху – с. Прежде всего!»
Воздух, свободное дыхание – символ самой жизни.
2. Встреча с Мармеладовым.
Разговор с Мармеладовым, знакомство с его семьей. После «пробы» Раскольников возвращается к себе, духота, зашел в трактир. Пьяненький Мармеладов, история жизни, работа и потеря ее. Соня, старшая дочь от первого брака. Екатерина Ивановна вышла за Мармеладова по необходимости с тремя детьми: «Ибо некуда было идти».
«Понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда некуда больше идти». И далее Мармеладов говорит: «Бедность не порок, это истина. Но нищета - порок».
«Много ли может, по вашему, бедная, но честная девица честным трудом заработать? Пятнадцать копеек в день, сударь, не заработает, если честна.»
Зачитать эпизод «жертвы» Сони (ч.I, гл.2) от слов: «А тут ребятишки голодные…» до слов: «…а я лежал пьяненькой-с.» И затем прочитать монолог Мармеладова о жалости и прощении.
Раскольников отвел Мармеладова домой и все оставшиеся копейки отдал.
3. Письмо матери.
История Дуни и притязаний Свидригайлова. Оскорбление гордой девушки. «Под проливным дождем 17 верст на телеге с мужиком». А до этого Дуня взяла 100 рублей вперед, из них 60 рублей посланы Родиону. Дуня – Лужин. Брак по расчету. Жертва - и опять Родион.
Мать и та понимает: «Дуня.. девушка твердая, благородная, терпеливая и великодушная (и тут же) конечно, ни с ее, ни с его стороны особенной любви тут нет, но Дуня девушка умная, благородная.. составит счастье мужа.»
Мечты матери и Дуни помочь Родиону замужеством Дуни.
«Ты у нас всё – вся надежда наша и упование».
Раскольников после чтения письма – слезы, бледность, судороги и «тяжелая, железная, злая улыбка змеилась по его губам»
Письмо матери его измучило: «Не бывать этому браку, пока я жив!» Буря чувств и слов. Раскольников понял главное: Дуня себя выдает (продает), чтобы помочь брату. «Дело ясное: для себя, для комфорта своего, даже для спасения себя от смерти, себя не продаст, а для другого вот и продает…. за брата, за мать продаст!»
«Сонечкин жребий» – «вечная Сонечка, пока мир стоит!»
«Не бывать тому, пока я жив, не бывать! Не принимаю!»
И тут же – зачитать ответ Раскольникова самому себе: «Не бывать? А что же ты сделаешь, чтобы этому не бывать» до слов «…ибо надо, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти…»
Где выход? – «Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь или… Или отказаться от жизни совсем?» (Тупик).
4. Девочка на бульваре
Раскольников встречает девушку на бульваре. Девочка 15-16 лет, хорошенькая, но в разорванном платье, пьяная.
Ее караулил жирный франт – «Эй вы, Свидригайлов, - кричит ему Раскольников. - Вам чего тут надо – убирайтесь!» Раскольников бросается в драку. Городовой разнял. Раскольников все объяснил: «Напоили … обманули. Дело ясное.» Городовой: «Ах, жаль-то как! Совсем еще ребенок. Обманули, это как раз.»
Раскольников отдает городовому последние 20коп. для того, чтобы тот доставил девушку домой. И тут же сожалеет об этих деньгах. (Размышления Раскольникова - зачитать)
III.

ФИЛОСОФСКИЕ МОТИВЫ БУНТА РАСКОЛЬНИКОВА.

Факты бесчеловечной и несправедливо устроенной жизни можно множить. Есть, например, совершенно потрясающий эпизод «Сон Раскольникова». В нем – борьба двух начал: добра и зла. После сна тело разбито.
- Боже! – воскликнул он, - да неужели ж, неужели ж в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп…. Буду скользить в липкой теплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; весь залитый кровью… с топором. Господи, неужели?
- Я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей.
Но смириться, привыкнуть к жалкой нищете, разврату, бесправию Раскольников не может уже. Слишком долго, много месяцев он размышлял о жизни, и ему давно стало «все ясно как день, справедливо как арифметика».
1. Мотивы своего преступления, точнее идею, он расскажет Соне. Существующие законы вечны и неизменны, природу человеческую ничем и никогда ни исправить, ни преобразовать невозможно. В своей исповеди Соне он говорит: «Потом я узнал, Соня, что если ждать, пока все станут умными, то слишком уж долго будет, что не переменятся люди и не переделать их никому, и труда не стоит тратить! Да это так! Это их закон… И я теперь знаю, Соня, что кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин. Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель, а кто больше всех может посметь, тот и всех правее! Так досель велось и так всегда будет!» (ч.V, гл.4)
2. Что делать? Программа, цель, принцип, идея (можно назвать как угодно). «Что делать? Сломать что надо, раз навсегда, да и только: и страдание взять на себя! Что? Не понимаешь? После поймешь… Свобода и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейников! Вот цель!» (ч.IV, гл.4)
3. Тем более что идеи носятся в воздухе. Какие же идеи «носятся в воздухе»?
Идея разумного эгоизма (революционеры-демократы, Чернышевский.) В романе эти идеи воплощают Лужин и Лебезятников.
Идея индивидуализма и крайнего эгоцентризма (М.Штирнер и его книга «Единственный и его собственность»). Вспомните характеристику идей М.Штирнера в учебнике Ю.В.Лебедева.
Идея бонапартизма. В 1865г на русский язык была переведена книга императора Наполеона III «История Юлия Цезаря» – о великой личности, о том, что она неподвластна общим законам. В русской прессе была обширная критика.
Справедливость как арифметика (эпизод «разговор студента и офицера»). Мысль о том, что идеи носятся в воздухе подтверждается эпизодом разговора студента и офицера, который Раскольников случайно подслушал. Кратко изложить этот эпизод (ч.I, гл.5).
Слова студента «За одну жизнь – тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения…….да ведь тут арифметика» поразили Раскольникова, у него «такие же точно мысли».
Одиночество как многоликий феномен:
- Одиночество – психологическая проблема («мономания», как говорили Зосимов и Разумихин).
- Одиночество – социальная проблема («некуда больше идти…»)
- Одиночество – философская проблема (один – «ветошка», «тварь дрожащая» - самоуничижение до самоубийства; или самовозвеличивание до «право имею» - Наполеон, Ликург, Магомет, Законодатель)
Мы все глядим в Наполеоны.
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин».
Бунт. Безусловное и бесконечное отрицание.
Мира вашего не принимаю. «Не могу молчать!» (Л.Н.Толстой)
Раскольников перефразировал бы Толстого: «Не могу принять!» Сам себе закон и оправдание: «Тварь ли я дрожащая или право имею?»
Вызревает цель: «Свобода и власть! А главное – власть…»
Теория Раскольникова.
В «Записной тетради» Достоевского есть такая запись о Раскольникове: «В его образе выражается в романе мысль непомерной гордости, высокомерия и презрения к этому обществу. Его идея: взять во власть это общество. Деспотизм – его черта».
Несколько месяцев назад Раскольников даже оформил свою идею в виде статьи. Взгляды Раскольникова принято называть «теорией». Вот как основную идею этой «теории» излагает Парфирий Петрович: «Очень, очень оригинально… все люди как-то разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закона… А не обыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески переступать закон, собственно потому, что они обыкновенные. Так у вас, кажется, если только не ошибаюсь».
Таким образом, мы исследовали социальные и философские истоки бунта Раскольникова против существующего устройства общества. Ситуации противостояния мыслящего, честного, жаждущего справедливости молодого человека и несправедливо устроенного общества вечна и известна еще с античных времен. На уроке мы вспоминали принца Гамлета, героя трагедии В.Шекспира, создавшего бессмертный образ по исторической хронике 15 века. Но с таким же «успехом» раскольниковские «тупики» переживали люди, например, и в начале, и в конце XX века. В этом глубочайшая современность романа Достоевского.

В романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» одной из важнейших тем, затрагиваемых автором, являются проблемы социальные и проблемы философские. Действительно, время, в которое происходят основные события романа, было действительно переломным для России – шестидесятые годы девятнадцатого века оказались непростыми и для страны вообще, и для низших слоёв население в частности.

Невозможно не заметить, в каких нечеловеческих условиях живёт главный герой романа Достоевского, Родион Романович Раскольников. Его комната, которую и комнатой назвать сложно, очень маленькая и пыльная, а район, в котором находится дом, никак нельзя назвать благополучным. Пыльные улицы, питейные заведения, разруха и грязь – сложно даже представить, насколько давит такая обстановка на человека. А самое страшное то, что такой была вся Россия, таким был весь Санкт-Петербург, исключая некоторые центральные районы. Социальное положение простых людей, не принадлежащих к знати, было поистине бедственным, складывается ощущение, что у них практически не было шансов на нормальную жизнь, хотя, возможно, всё зависит от конкретного человека. На мой взгляд, эта безысходность и стала основной причиной бунта Раскольникова, если говорить непосредственно о его социальных истоках.

В свою очередь, не менее удручающими являются и мысли главного героя романа. Раскольников приходит к тому, что все люди в мир разделяется на две категории – «право имеющие» и «твари дрожащие», компромисса или золотой середины, по мнению героя, нет и быть не может. И именно эта теория впоследствии изменит всю жизнь Родиона Романовича – попытка переместиться из одной категории в другую путём убийства невиновных людей повлечёт за собой и тяжелейшие последствия, как моральные, так и физические, и дальнейшее осознание того, что жизнь прекрасна, когда в ней есть гармония. Не так важно социальное положение или количество накопленных денег, это вещи поправимые, но то, что нужно беречь сильнее всего, находится внутри, глубоко в душе. Нравственность, способность к состраданию и помощи окружающим людям, готовность нести ответственность за свои поступки, способность любить и отдавать своё тепло – вот то, без чего невозможно гармоничное существование любого мыслящего человека.

Я полагаю, что в своём романе «Преступление и наказание» Фёдор Михайлович Достоевский стремился показать, насколько сильным может быть влияние общества и среды на каждого человека в отдельности. Попадая под влияние окружения, человек с неокрепшей нервной системой может попросту сломаться, а дальнейшие последствия бывают очень и очень непредсказуемы, что и показывает нам автор на примере главного героя романа, Родиона Романовича Раскольникова. Однако даже в таком тяжёлом произведении можно разглядеть некий свет в конце тоннеля – эпилог, в котором Раскольников предстаёт перед читателями человеком обновлённым, открывшим свою душу Богу, добру и гармонии. У каждого есть шанс на спасение, нужно только воспользоваться им.

Несколько интересных сочинений

    Скорее всего, самая главная черта характера человека - верность. Она основана на постоянстве и честности. Отталкиваясь от своего понимания, мы сами выбираем кому или чему довериться.

  • История создания поэмы Руслан и Людмила Пушкина

    А. С. Пушкин начал писать известную сейчас всем поэму «Руслан и Людмила» еще в годы своей учебы в Лицее в 1817 году. В детстве Арина Родионовна часто читала маленькому Пушкину русские народные сказки

  • Характеристика генералов в Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил

    Основными героями сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» являются, как это ни удивительно, один крестьянин и два генерала.

  • Характеристика образов Чиновников в поэме Мёртвые души Гоголя

    В произведении не прописано отдельно образы чиновников. Их образы появляются прямо с самого начала произведения. Например, аферист Чичиков является льстивым человеком

  • Критика о Слове о полку Игореве

    Одним из величайших произведений в древнерусской культуре считается «Слово о полку Игореве». В книге повествуется история поражения вовремя похода на земли половцев. Изложение проигранного боя не случайно



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS