Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Социальные и философские истоки бунта раскольникова - сочинение. Социальные и философские истоки бунта родиона раскольникова Социальный и философский бунт раскольникова |
Тема: Философские и социальные истоки теории Родиона Раскольникова. Цель: Урок-анализ образа Родиона Раскольникова в свете современных психологических концепций. Девиз-вывод урока: ” Важно осознать, что убила человеческая идея, а воскресила вера” . „Вначале было Слово.” Библия. „ Нам не давно предугадать, Как наше слово отозвется... И нам сочуствие дается Как нам дается благодать ”. Ф.Тютчев Ход урока У гениев нет ни одного случайного слова, ни одной лишней запятой. За всем у них скрыт авторский замысел и глубокий смысл. Разгадке этих замыслов посвящается урок. І. Чтение и анализ І абз. 1 гл. романа с помощью вопросов. Герой романа квартиру „ нанимал от жильцов” ? Почему не у хозяев дома? Почему Раскольников, задавленной нищетой человек, не тяготится своим „ бедственным положением” ?почему не стремится поправить собственные дела? Боится ли он, в сущности, хозяйку? Чем вызвано его трусливое состояние? (Герой замкнут, живет в собственном мире, возвращение в реальность вызывает у него подсознательный страх). ІІ. Работа с текстом. Задание: найти и записать описание внешнего вида Раскольникова, его портрета, комнаты, где он живет; определить основные черты характера героя (доказать фактором из романа или свидетельством другого персонажа). Заполнение обобщающей таблицы. Быт Психология Материальное Состояние Худо одет; опустился, Задавлен бедностью Обнеряшился; комната – шкаф, гроб, каморка, каюта, конура Черты Совестливость: нежелание „ Тщеславие бешенное ” характера встречи с кредиторшей. „ Стесненное положение Сострадание, желание помочь. Перестало тяготить его " Эпизод пожара, отношение к Мармеладовым и др. Душевное „ Об ыкновенная дребедень, до „ Раздражительное и состояние которой ему нет никогда дела” напряженное”, похоже на ипохондрию. Следствие „безобразная жизнь” „безобразная мечта ” Мономания Работа со словарем Мономания . Моно-один. Мания (греч.-безумие, увлечение) – психическое растройство, при котором у больного возникают навязчивые идеи; наблюдается при разных психических заболеваниях – маниакально – депрессивном психозе, шизофрении. В сложных случаях предполагает чрезмерное стремление к чему-либо. Ипохондрия – опасение за свое здоровье. Обобщение: Мономания Раскольникова – увлечение навязчивой идеей. Результат: Болезненно – тревожное состояние психики (ипохондрия). III . Чтение отрывка из ч.3, V гл. (пересказ „ одной мысли” Порфирием Петровичем и ее объяснение Раскольниковым). Анализ по вопросам: Какая идея преследует Раскольникова? На чем она основана? Где содержится концентрация философии, приведшей героя к „безобразной мечте”? Почему Раскольников соглашается, что „почти верно ее изложили, даже, если хотите, и совершенно верно”? Какие философские идеи перекликаются со взглядами Раскольникова, изложенными в его статье? Какую политическую фигуру Раскольников считает своим идеалом? Кто из литературных героев придерживается такого же мнения? Убийство процентщицы -Тулон или Ватерлоо Раскольникова? В чем сходство и различие судеб Жульена Сореля („Красное и черное” Стендаля) и Р.Раскольникова? В чем их преступление? А какое наказание их постигнет? Кто и в каком произведении впервые в русской литературе поднял тему наполеонизма? Раскольников говорит о разрушении настоящего во имя будущего. Возникает мотив неудовлетворения действительностью. Вспомним и сравним. Гамлет: Быть или не быть? Фауст: Кто сказал мне расстаться с мечтами? Раскольников: Или отказаться от жизни совсем?! Послушно принять судьбу как она есть. Здесь прослеживается перетекание и взаимопроникновение мотивов неудовлетворенности жизнью: Самоубийства → мщения → преобразования Раскольников учился в университете, но вскоре учебу бросил. Он говорит, что не хочет быть „учителем или чиновником, с тысячью рублями жалованья”. Почему в этой, последней фразе стоит запятая? („Лишние” знаки у Достоевского несут смысловую нагрузку. Здесь подчеркнуто несогласие героя с такой судьбой) Есть ли у Родиона возможность проявить себя, или, как Мармеладову и его дочери, жене, ему некуда больше идти? (После вариантов ответов читаем ответ самого Раскольникова в ч.5, V :” А знаешь ли ты, что я, может, и мог…”) Случайно ли он сравнил себя с пауком? Кто еще в романе похож на паука? Шекспир „Макбет” Кровь лили и тогда, когда закон Еще не правил диким древним миром; И позже ледянящие нам слух Убийства совершались. Но, бывало, Расколют череп, человек умрет – И тут всему конец. Теперь покойник, На чьем челе смертельных двадцать ран, Встает из гроба, с места нас сгоняя. А это пострашнее, чем убийство. А.Пушкин „ Борис Г о дунов Ах , чувствую: ничто не может нас Среди мирских печалей успокоить; Ничто, ничто…едина разве совесть. Так, здравая она восторжествует. Над злобою, над темной клеветою. Но если в ней единое пятно, Единое, случайно завелося, Тогда – беда! Как язвой моровой Душа сгорит, нальется сердце ядом, Как молотком стучит в ушах упрек, И все тошнит, и голова кружится, И мальчики кровавые в глазах… И рад бежать, да некуда…ужасно! Да, жалок тот, в ком совесть нечиста. Или: „ …гений и злодейство Две вещи несовместные. Не правда ль?” Арифметика преступления Раскольникова. Вначале было Слово (статья Раскольникова, написанная за полгода до совершения преступления) Расчет („арифметика” убийства). Дело -убийство старухи. Непредвиденное дело (Убийство Лизаветы) Преступник случайный (вину Раскольникова берет на себя Миколка). Убийство (мать узнает о преступлении сына, сходит с ума и умирает) Итог: всеобщая смертоносная эпидемия Малый апокалипсис → большой апокалипсис Итог урока: У человека не так уж много истин, но добавляются они каждый раз заново и невероятно дорогой ценой, зато необходимы и спасительны, как хлеб, как вода, как воздух. Эти истины заключены в нравственных законах человечества:”Не убий!”, „Возлюби ближнего своего”, „Обносись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе”. Искусство – не судебная инстанция. Но у него есть своя сила, свое полномочие: Найти в человеке совесть и – оставить его наедине с ней. У него только одна мера наказания, зато самая высшая: страшный суд совести. Ирина Ратушинская: Под свободными сводами вечными, Босиком по пыльным дорогам, С обнажено горящими свечками Люди ищут доброго Бога, Чтобы Он пожалел и понял Сквозь убийства, бред и обманы, Чтобы Он положил ладони На висок, как а злую рану, Чтобы увидел кричащие лица, Темень душ и глаза без света, Чтобы спас беглеца от погони, Чтобы дал голодающим хлеба… Может Бог – это крест на ладони? Может, Бог – это темное небо? Как к нему отыскать дорогу? Чем надежды боль измерить? Люди ищут доброго Бога, Дай им Бог найти и проверить. Сочинения по литературе: Социальные и философские истоки бунта родиона раскольникова Ф. М. Достоевский сказал однажды, что произведения Н. В. Гоголя «давят ум глубочайшими непосильными вопросами, вызывают в русском уме самые беспокойные мысли». Мы можем с полным правом отнести эти слова к произведениям самого Достоевского, которые пронизаны беспокойными и беспокоящими мыслями. «Преступление и наказание» - это роман о России, переживающей эпоху глубоких социальных и нравственных потрясений. Это роман о герое, вместившем в свою грудь все страдания, боли и раны своего времени. «Герой современности» - Родион Раскольников - молодой человек, наделенный от природы умом, способностью к состраданию, и потому так остро воспринимающий страдания и боль других, болезненно реагирующий на проявления несправедливости и подлости человеческой. Скитаясь по Петербургу, Родион видит страшные сцены отчаяния, унижения, опустошения и озлобленности людей, муки тех, кто действительностью, основанной на власти денег, обречен на нищету, пьянство и, в конечном итоге, гибель. Герой романа готов стать в определенном смысле мстителем за обездоленных и униженных. Из письма матери Родион узнает о домогательствах Свидригайлова в отношении его сестры и о решении Дуни выйти замуж за Лужина, чтобы только избавить его и мать от нищеты и позора. Раскольникова глубоко возмущает существующий порядок вещей, при котором жизнь покупается ценой преступления, нравственной гибели и который противоречит его мечтам о совершенстве и гармонии мира. А принять жертвы нежно любимых матери и сестры он не в состоянии. Спасение дорогих ему людей становится еще одним мотивом готовящегося преступления. К тому же, и он сам, как и его родные, задавлен бедностью, но не хочет мириться с этим и намерен преодолеть нищету. В первую очередь, не ради себя самого, а ради своих близких и других обездоленных. Чуткая и ранимая душа Раскольникова переполняется живой болью за человека, он глубоко уязвлен ужасом и нелепостью окружающей действительности, потому и зреет в его душе бунт, потому и рождается его идея. И потому он мучается, мечется по петербургским улицам, ведет какую-то лихорадочную, «ненормальную» жизнь: «Давным-давно как зародилась в нем вся эта теперешняя тоска, нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя разрешения». Давно уже зародилась в мозгу его мысль о том, что во имя идеи, во имя справедливости, во имя прогресса может быть разрешено и даже оправдано убийство, «кровь по совести», как называет это герой романа. А посещение ростовщицы, у которой он, почти умирая с голоду, вынужден был заложить колечко - подарок сестры, только обострило эту убежденность. Старуха, наживающаяся на чужом горе, вызвала в его душе непреодолимую ненависть и отвращение. Разговор студента с офицером об этой «глупой, ничтожной, злой... и всем вредной» процентщице, случайно услышанный им в трактире, окончательно утвердил его в мысли, что на общих весах жизнь этой старушонки ничто по сравнению с тысячами других жизней. А ее деньги «обреченные в монастырь» могут спасти многих погибающих, умирающих от голода и порока. «Убить такую вредную старуху - воспротивиться злу и восстановить справедливость!» - решает Раскольников. Олицетворением социального зла становятся для Родиона Лужин - преуспевающий, жадный и циничный делец, испорченный властью денег, воплощающий в себе пошлость и эгоизм, и Богач Свидригайлов, развратник, преследующий беззащитных жертв (в том числе и сестру Раскольникова). Толкает Раскольникова на преступление и его желание решить проблему этическую: можно ли, переступив закон, прийти к счастью? Оказывается, нет. После совершения преступления появляются страдания, терзания, муки. Где уж тут думать о всеобщем счастье, если и личного не достичь. Он так и говорит своей сестре: «...если б только я зарезал из того, что голоден был..., то я бы теперь... счастлив был!» Главным и самым значимым в произведении оказывается теория, разработанная героем. Поскольку мир, который он видит вокруг себя, страшен, уродлив, и принять его, примириться с его законами невозможно и противоестественно, а в возможность излечить болезни своего «смутного» трагического времени он не верит, то единственный способ - стать выше этого «муравейника». «Обыкновенные» люди «живут в послушании» и «обязаны быть послушными». Это ненужность, принимающая любой порядок вещей. «Необыкновенные» люди - разрушители такого порядка - переступают закон. Родион хочет стать выше обычаев и морали окружающего мира, доказать, что «не тварь дрожащая», а «право имеет». Стать выше мира для Родиона Раскольникова - значит стать человеком, обрести истинную свободу, а на такое способны лишь поистине «необыкновенные» люди, единственно достойные именоваться людьми. Все бремя неприятия, бунта «гордого человека», необыкновенной личности, Раскольников возлагает на одного себя, на свою личную энергию и волю. Или послушание и подчинение или бунт - третьего, по его мнению, не дано. Таким образом, Раскольников хочет переступить не только нравственные и социальные, но и физические законы, сковавшие человеческую природу. Но кроме главной теории герой романа выстроил и вторую, более благородную, смягчающую резкость первой. Он решил, что на похищенные у процентщицы деньги будет помогать другим людям, спасать «сотни молодых жизней» от гибели и разврата. Но его мучает вопрос: способен ли он быть настоящим человеком, имеющим право сломать, способен он лично на бунт-преступление? Сможет ли он переступить через убийство, пусть Даже и ради великой благой цели? Таковы в общих чертах социальные и философские истоки бунта главного героя романа Ф. М. Достоевского, который, по словам автора, «сознает и судит мир и человека - в этом и обаяние его личности». Но преступление, совершенное героем романа, стало тем самым экспериментом, который сразу же показал несостоятельность его теории преступления, показал, что «тою же дорогою идя» Родион Раскольников уже «никогда более не повторил бы убийства». Вот бог поверженный лежит - Он пал, и низко пал. Мы для того и строили Повыше пьедестал. Фрэнк Герберт Роман "Преступление и наказание" был написан в 1866 году. Шестидесятые года девятнадцатого века были очень бурными не только в политическом плане, но и в области мышления: рушились вековые моральные устои общества. Очень широко проповедовалась теория Наполеонизма. Молодые люди думали, что им позволено всё. "За одну жизнь - тысячи жизней, спасённых от гниения и разложения. Одна смерь и сотня жизней взамен - да ведь тут арифметика!". Конечно, в реальной жизни никто никого не убивал, а только думал об этом - в шутку. Достоевский довёл эту теорию до апогея, чтобы посмотреть, что получилось. А получилось вот что: несчастный, не понимающий своей ошибки, одинокий человек, мучающийся духовно и физически. Таким нам предстаёт Раскольников. Если обратиться к воспоминанию Раскольникова о детстве (сон), то мы видим доброго, чувствительного мальчика, который пытается спасти умирающую лошадь. "Слава богу, это только сон! Но что это? Уж не горячка ли во мне начинается: такой безобразный сон!" - говорит Раскольников, проснувшись. Он уже не может представить себя таким, для него этот мальчуган - "тварь дрожащая, вошь". Но что так изменило Раскольникова? Причин множество, но их можно свести к нескольким, более общим. Первой, наверное, назовём время, в котором жил Раскольников. Сама эта пора подталкивала к переменам, протестам, бунтам. Наверное, каждый молодой человек тогда (да и сейчас!) считал себя спасителем мира. Время является первопричиной действий Раскольникова. Второй причиной стоит назвать город Петербург. Вот что пишет о нём Пушкин: Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелёно-бледный, Скука, холод и гранит. В "Преступлении и наказании" Петербург - город-вампир. Он пьёт жизненные соки из людей, которые туда приезжают. Так случилось и с Раскольниковым. Когда он только приехал учиться, он ещё оставался тем славным мальчиком из детства. Но проходит время, и гордо поднятая голова опускается всё ниже и ниже, город начинает душить Раскольникова, ему хочется вздохнуть полной грудью, но он не может. Интересно, что за весь роман Петербург только однажды предстаёт перед Раскольниковым частичкой своей красоты: "Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина..." Но величественный вид Исаакиевского собора и Зимнего дворца нем для Раскольникова, для которого Петербург это его каморка - "шкаф", каморка - "гроб". Именно Петербург во многом повинен в романе. В нём Раскольников становится одиноким и несчастным, в нём он слышит разговор офицеров, в нём, наконец, живёт виноватая в своём богатстве старушка. Покопавшись в основных социальных причинах бунта, стоит взяться за философские и психологические. Здесь первой стоит назвать, конечно, характер Раскольникова: гордый, даже тщеславный, независимый, нетерпеливый, самоуверенный, категоричный... да мало ли можно подобрать определений? Из-за своего характера Раскольников попал в такую яму, из которой мало кто сможет выбраться... Когда Раскольников только разрабатывал свою теорию, он, ещё не подозревая, уже относил себя к Людям с большой буквы. Дальше - больше. Находясь в постоянном одиночестве, он только и делал, что думал. Так, он сам себя обманывал, убеждал в том, чего нет. Интересно, что в начале он оправдывает себя, как и многие молодые люди, благородной целью помочь другим. Но после совершения преступления Раскольников понимает, что убил-то он не для помощи другим, а для себя. "Старуха была только болезнь... я переступить поскорее хотел... Я не человека убил, а принципы убил. Принципы убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался", "...мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею..." Интересно также, что Раскольников до самого конца считал себя единственно правым. "Ничего, ничего не поймут они, Соня, и недостойны понять", "...может, я ещё человек, а не вошь и поторопился себя осудить. Я ещё поборюсь". Близкие Раскольникова понимали его лучше, чем он - сам себя. "Ведь он никого не любит; может, и никогда не полюбит!" - говорит Разумихин. "А шельма, однако ж, этот Раскольников! Много на себе перетащил. Большою шельмой может быть со временем, когда вздор повыскочит, а теперь слишком уж жить ему хочется", - говорит Свидригайлов."Я вас почитаю за одного из таких, которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять да с улыбкой смотреть на мучителей, - если только веру иль бога найдёт. Ну, и найдите, и будете жить", - говорит Порфирий Петрович. "Она [Соня] знала к тому же его тщеславие, заносчивость, самолюбие и неверие". Неверие. Именно этим словом хочет и обосновать поступок Раскольникова Достоевский. Об этом свидетельствует Соня, "персонаж номер два", истинно верующая и живущая этим, поднявшаяся за счёт этого много выше, чем Раскольников. Об этом говорит и фамилия главного персонажа. Об этом свидетельствуют многочисленные намёки и "раскавыченные" цитаты из Священного Писания, скрытые евангельские образы. Ведь Бог означает не просто веру во что-то сверхъестественное, но и присутствие минимальных моральных устоев. А это так необходимо в эпоху перемен и бунтов, чтобы удержать человека на плаву, не сбить с "пути истинного"! "Если существо уже стало кем-то, оно умрёт, но не превратится в собственную противоположность", "между людьми и богами нет резкой грани: люди становятся богами, а боги превращаются в людей" - эти строчки были написаны много позже, и это доказывает, что в какое бы время мы ни жили, темы для романов остаются одни и те же: где проходит граница между fas и nefas (дозволенное и недозволенное). При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru Конспект урок литературы (лекции) в 10 классе Автор разработки: Бондаренко Сергей Иванович СОЦИАЛЬНЫЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ИСТОКИ БУНТА РАСКОЛЬНИКОВА. Урок литературы (лекция) в 10 классеЦели урока: Дидактические: - Дать представление о своеобразии характера Раскольникова. Помочь усвоить социальные и философские мотивы его преступления. Воспитательные: - Проникнуться сложностью и катастрофичностью ситуации выбора «быть или не быть», ситуации жизненного тупика (ситуация «порога»). Развивающие: - Развивать умения сравнивать, проводить аналогии жизненных явлений, выводить жизненные факты на уровень мировоззрения, философских проблем. Эпиграф: Под ношей бытия не устает И не хладеет гордая душа; Судьба ее так скоро не убьет, А лишь взбунтует; мщением дыша Против непобедимой, много зла Она свершить готова, хоть могла Составить счастье тысячи людей: С такой душой ты Бог или злодей. М.Ю. Лермонтов «1831-го июня 11 дня» I.Вступление. ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА РАСКОЛЬНИКОВА. 1.Трудно понять роман, особенно Раскольникова
(вы об этом писали в первоначальных отзывах). СОЦИАЛЬНЫЕ ИСТОКИ БУНТА РАСКОЛЬНИКОВА. Что же привело Раскольникова к бунту против существующего мира? ФИЛОСОФСКИЕ МОТИВЫ БУНТА РАСКОЛЬНИКОВА. Факты бесчеловечной и несправедливо устроенной жизни можно множить. Есть, например, совершенно потрясающий эпизод «Сон Раскольникова». В нем – борьба двух начал: добра и зла. После сна тело разбито. В романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» одной из важнейших тем, затрагиваемых автором, являются проблемы социальные и проблемы философские. Действительно, время, в которое происходят основные события романа, было действительно переломным для России – шестидесятые годы девятнадцатого века оказались непростыми и для страны вообще, и для низших слоёв население в частности. Невозможно не заметить, в каких нечеловеческих условиях живёт главный герой романа Достоевского, Родион Романович Раскольников. Его комната, которую и комнатой назвать сложно, очень маленькая и пыльная, а район, в котором находится дом, никак нельзя назвать благополучным. Пыльные улицы, питейные заведения, разруха и грязь – сложно даже представить, насколько давит такая обстановка на человека. А самое страшное то, что такой была вся Россия, таким был весь Санкт-Петербург, исключая некоторые центральные районы. Социальное положение простых людей, не принадлежащих к знати, было поистине бедственным, складывается ощущение, что у них практически не было шансов на нормальную жизнь, хотя, возможно, всё зависит от конкретного человека. На мой взгляд, эта безысходность и стала основной причиной бунта Раскольникова, если говорить непосредственно о его социальных истоках. В свою очередь, не менее удручающими являются и мысли главного героя романа. Раскольников приходит к тому, что все люди в мир разделяется на две категории – «право имеющие» и «твари дрожащие», компромисса или золотой середины, по мнению героя, нет и быть не может. И именно эта теория впоследствии изменит всю жизнь Родиона Романовича – попытка переместиться из одной категории в другую путём убийства невиновных людей повлечёт за собой и тяжелейшие последствия, как моральные, так и физические, и дальнейшее осознание того, что жизнь прекрасна, когда в ней есть гармония. Не так важно социальное положение или количество накопленных денег, это вещи поправимые, но то, что нужно беречь сильнее всего, находится внутри, глубоко в душе. Нравственность, способность к состраданию и помощи окружающим людям, готовность нести ответственность за свои поступки, способность любить и отдавать своё тепло – вот то, без чего невозможно гармоничное существование любого мыслящего человека. Я полагаю, что в своём романе «Преступление и наказание» Фёдор Михайлович Достоевский стремился показать, насколько сильным может быть влияние общества и среды на каждого человека в отдельности. Попадая под влияние окружения, человек с неокрепшей нервной системой может попросту сломаться, а дальнейшие последствия бывают очень и очень непредсказуемы, что и показывает нам автор на примере главного героя романа, Родиона Романовича Раскольникова. Однако даже в таком тяжёлом произведении можно разглядеть некий свет в конце тоннеля – эпилог, в котором Раскольников предстаёт перед читателями человеком обновлённым, открывшим свою душу Богу, добру и гармонии. У каждого есть шанс на спасение, нужно только воспользоваться им. Несколько интересных сочинений
Скорее всего, самая главная черта характера человека - верность. Она основана на постоянстве и честности. Отталкиваясь от своего понимания, мы сами выбираем кому или чему довериться. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?