Главная - Режиссура
Анна павлова-удивительная балерина - история в фотографиях. Анна Павлова

Современники говорили, что, глядя на нее, они видели не танцы, а воплощение своей мечты о танцах. А для нее самой танец был всем – и реальностью, и мечтой, и жизнью, и тем, что ждет за пределами жизни. Ее последние слова были: «Приготовьте мой костюм Лебедя…»

Анна Павлова родилась 31 января (12 февраля) 1881 года в Санкт-Петербурге, в семье солдата и прачки. В пятилетнем возрасте Павлова увидела в Мариинском театре балет «Спящая красавица», который и решил ее судьбу. В 1891 году поступила на балетное отделение Петербургского театрального училища, где занималась у Е.О. Вазем, П.А. Гердта.

Вот как вспоминает о ее школьных годах Тамара Карсавина в книге «Театральная улица»:

«Не обладая достаточной проницательностью, мы восхищались только виртуозностью танца, нашим идеалом была крепкая коренастая фигура Леньяни. И сама Павлова тогда вряд ли осознавала, что в ее хрупкости и некоторой ограниченности технических возможностей как раз и таилась огромная сила ее неповторимой и чарующей индивидуальности. Романтизм в ту пору вышел из моды. Даже сама фигура танцовщиц по сравнению с силуэтами тех, кто танцевал полвека назад, явно демонстрировала изменение вкусов публики, охладевшей к воздушным видениям и восхищавшейся теперь более земными прелестями.

Худоба считалась врагом красоты, и все сходились на мнении, что Анна Павлова нуждалась в усиленном питании. Она, очевидно, придерживалась такого же мнения, так как добросовестно глотала рыбий жир, который наш врач считал панацеей от всех зол, мы же все его ненавидели. Подобно всем нам, она старалась подражать нашему идеалу виртуозности, Леньяни. К счастью для Павловой, Гердт сумел распознать сущность ее таланта. Ему было больно видеть, как его хрупкая ученица пытается выполнить то, что легко давалось мускулистой итальянской танцовщице. Он посоветовал ей не гнаться за эффектами, подвергающими опасности ее хрупкий организм.

Во время дебюта Павлова очень переживала из-за своих «недостатков». Но ей было суждено вернуть на нашу сцену забытое очарование романтических балетов эпохи Тальони».

В 1899 году, по окончании училища, Анна Павлова была принята в труппу кордебалета Императорского балета Мариинского театра.

Высокая, стройная, с удлиненными по форме руками и ногами с высоким подъемом, в юности она не владела виртуозной техникой, не обладала «стальным носком». Впоследствии, чтобы исполнять партии, созданные М.И. Петипа для итальянских виртуозок, Павлова занималась частным образом с Энрико Чекетти в Петербурге и с главным педагогом школы «Ла Скала» в Милане Катариной Беретта.

Уже 19 сентября 1899 года Павлова дебютировала в маленькой роли в «Тщетной предосторожности», затем последовали роли в «Волшебной флейте» и в «Баядерке». В 1903 году ей была доверена партия Жизели, и молодая балерина поразила всех глубиной психологической трактовки образа и красотой танца. Вслед за этим успехом Павлова получила главные роли в «Наяде и рыбаке», «Пахите», «Корсаре», «Дон Кихоте». В то же время воздушная, похожая на сильфиду Павлова благодаря природному темпераменту с огромным успехом танцевала испанские и демихарак-терные партии классического репертуара (уличная танцовщица в «Дон Кихоте», панадерос в «Раймонде»).

В 1906 году Анна Павлова стала балериной Императорской сцены. Работа с Михаилом Фокиным открыла для нее новый репертуар. Индивидуальность балерины, стиль ее танца, парящий прыжок в 1907 году навели Фокина на мысль о возрождении романтического балета. Так появилась «Шопениана» – тонкая стилизация в духе изящной ожившей гравюры эпохи Тальони. В «Шопениане» Павлова танцевала мазурку и Седьмой вальс с Вацлавом Нижинским.

Ее летящий арабеск вошел в историю – художник Валентин Серов увековечил его на афише к «Русским сезонам» в Париже в 1909 году.

В 1907 году Павлова танцевала с труппой Фокина в Москве, и это принесло ей всероссийскую славу. Именно после этих гастролей, в качестве расплаты за денежный долг Фокин поставил для Павловой «Умирающего лебедя », ставшего ее несомненной артистической удачей. Содружество Фокина и Павловой оказалось плодотворным – она танцевала в его «Павильоне Армиды», в «Египетских ночах». Не помышляя о новаторстве и низвержении эстетики прошлого, одним своим обликом, манерой танца она реформировала балет, изменила отношение к нему во всем мире.

8 мая 1908 года в Гельсингфорсе Павлова танцевала Терезу в «Привале кавалерии», затем гастроли продолжились в Стокгольме, Копенгагене, Праге, в городах Германии и закончились в Берлине. Этот год следует считать началом ее международного признания. В мае 1909 года на гастролях с артистами Мариинки в Берлине она танцевала «Жизель» вместе с Николаем Легатом.

Естественным для Павловой было попробовать ставить самой. Такую попытку она предприняла в 1909 году на спектакле в Суворинском театре в честь 75-летнего юбилея владельца – А. Суворина. Для своего дебюта Павлова выбрала «Ночь» Рубинштейна. Она появилась в белом длинном хитоне с цветами в руках и волосах. Патетика оправдывалась наивной искренностью чувства. Свободные движения корпуса и рук создавали впечатление импровизации, напоминая о влиянии Дункан. Но и классический танец, включая пальцевую технику, присутствовал, дополняя выразительные жесты. Самостоятельное творчество Павловой было встречено с одобрением. Следующими номерами были «Стрекоза» Ф. Крейслера, «Бабочка» Р. Дриго, «Калифорнийский мак».

Для Дягилева участие Анны Павловой в его антрепризе означало гарантию успеха. Несмотря на то что ее пребывание у Дягилева было весьма кратковременным, во всем цивилизованном мире дягилевский балет и поныне ассоциируется с именами Павловой и Нижинского.

Но ей многое не нравилось в дягилевской антрепризе. Павлова часто говорила, что красота танца значила для нее всё, а уродство – ничего, и категорически отвергала то, что казалось ей уродливым. В этот список входили и пластические элементы новой хореографии, и музыка Стравинского в «Жар-птице», казавшаяся ей недостаточно мелодичной. Павлова, великая балерина классического стиля, не приняла эстетики тех хореографов-новаторов, которые вслед за Фокиным пришли в «Русские балеты» Дягилева и произвели революцию в мире танца.

В 1910 году в Лондоне она организовала собственную балетную труппу, чтобы ставить классику, и с ней отправилась в кругосветное балетное турне. Дебют в Нью-Йорке состоялся 16 февраля 1910 года. За ним последовали концерты в Бостоне, Филадельфии, Балтиморе.

Спутником Анны Павловой во время этого турне был Михаил Мордкин, знаменитый солист Большого театра, «Геракл балетной сцены», позднее – основатель «Американского балета». Он танцевал с Павловой в 1910–1911 годах, после ухода балерины от Дягилева. Их сценический союз постепенно перерос в любовный роман. Однако он оказался неудачным и в личном, и в творческом плане. История окончилась скандальным разрывом.

В августе 1911 года Павлова ненадолго вернулась на родину. Теперь это для нее были «русские гастроли». Станцевав в Мариинском театре «Баядерку» и «Жизель», она уехала в Лондон, где был Дягилев со своей антрепризой. Павлова сменила Карсавину в «Жизели» и танцевала с Нижинским: с ним же она впервые исполнила партию рабыни в «Клеопатре». А в ноябре 1911 года отправилась в турне по городам Англии, Шотландии и Ирландии.

В 1912 году к Павловой присоединился покинувший Россию из-за финансовых неприятностей барон Виктор Дандре. Труппе был нужен надежный администратор, а Дандре оказался именно таким человеком. Некоторое время спустя Павлова вышла за него замуж. Решив поселиться в Англии, она купила дом «Айви-Хауз» в одном из районов Лондона – Хэмпстеде.

Первая мировая война застала Павлову в Берлине, где она была ненадолго задержана как «русская шпионка». Балерина вернулась в Россию, но война и балет несовместимы – и она вместе со своей труппой отправилась через океан и в течение долгого времени гастролировала по Северной и Южной Америке. Октябрьский переворот в Петрограде произошел, когда она блистала в Латинской Америке: Рио-де-Жанейро, Монтевидео, Буэнос-Айрес, Сантьяго, Лима, Ла-Пас, Кито, Каракас, Коста-Рика, Гавана… Павлова была первой Жизелью, которую увидели любители балета этого полушария.

За 22 года бесконечных турне Павлова проехала на поезде более полумиллиона километров, по приблизительным подсчетам, она дала около 9 тысяч спектаклей. Это был действительно труд на износ. Был период, когда итальянский мастер Нинолини изготовлял для Анны Павловой в год в среднем две тысячи пар балетных туфель, и ей их едва хватало.

Но, при всей своей преданности искусству балета, Анна Павлова любила мир моды, охотно фотографировалась и даже позировала в мехах известных домов моды Берлина и Парижа 1910-х и 1920-х годов. В Англии она рекламировала туфли обувной фирмы «H. & M. Rayne», которые носила, по ее словам, и на сцене, и в жизни. Стиль одежды «a la Pavlova» стал настолько популярен, что преподнес миру моды атлас «Павлова», выпущенный в 1921 году. Именно Павлова ввела моду на драпированные в испанской манере расшитые манильские шали с кистями, которые она умела носить так изящно.

В январе 1931 года поезд, в котором Павлова возвращалась в Париж с Лазурного берега Франции, потерпел аварию возле Дижона. Сама прима не пострадала, хотя упавший кофр сильно ударил ее по ребрам. Но ей пришлось холодным зимним утром в пижамке и легком пальто идти пешком до ближайшей станции и там в течение двенадцати часов ждать следующего поезда. Павлова подхватила простуду, которая перешла затем в тяжелейший плеврит. В таком состоянии она отправилась на гастроли в Голландию. Незадолго до своего отъезда, уже совсем больная, она пришла заниматься в парижскую студию Веры Трефиловой. Там она почувствовала сильный жар и все же решила гастролей не отменять.

17 января 1931 года знаменитая балерина прибыла на гастроли в Нидерланды, где ее хорошо знали и любили. В честь «русского Лебедя» голландцы вывели особый сорт белоснежных тюльпанов и назвали их «Анна Павлова».

В программке выступления балета Павловой, напечатанной в Голландии за два дня до ее кончины, имя балерины в составе исполнителей не значилось. Она уже не выходила из своих сиреневых апартаментов в гостинице. Между тем труппа продолжала готовиться к гастролям в Брюсселе. Но гастроли не состоялись. Неожиданная смерть великой балерины, наступившая в час ночи с четверга на пятницу 23 января 1931 года в гаагской «Hotel des Indes», потрясла весь мир.

Прах Павловой, заключенный в белую мраморную урну, покоится на кладбище «Гольдерс-Грин», недалеко от ее любимого «Айви-Хауз».

Д. Трускиновская

Анна Павлова была невероятно популярна, но при этом скромна и сдержанна. Каждый её танец приносил огромные гонорары, однако не ради этого артистка выходила на сцену. Она была охвачена идеей — рассказать всему миру об искусстве балета, поэтому ей было абсолютно безразлично, где и перед какой публикой выступать. Чем жила гениальная Павлова, кого она любила и почему так рано ушла из жизни, рассказывает АиФ.ru.

Тайна рождения

Маленькая Аня появилась на свет недоношенной. Её мать Любовь Фёдоровна Павлова думала, что дочь не выживет. Однако бабушка будущей балерины целый год тщательно ухаживала за ребёнком. В итоге девочка поправилась, хотя проблемы со здоровьем остались у неё на всю жизнь. Она легко простужалась, была хрупкой и очень болезненной.

То, как жила семья Павловых, точно неизвестно, на этот счёт есть две легенды. Первая гласит, что мать девочки работала прачкой и еле сводила концы с концами. Её супруг — отставной солдат Матвей Павлов — умер, когда ребёнку было всего два года. Именно от него Анне досталась фамилия, которую она прославила на весь мир.

Анна Павлова. Фото: Commons.wikimedia.org

Вторая легенда — девочка якобы родилась от связи Любови Фёдоровны с известным банкиром Лазарем Поляковым . Когда мужчина узнал о беременности любовницы, он заплатил ей хорошие отступные, но отцовство по понятным причинам не признал.

Так или иначе, сама Анна всегда избегала вопросов о своей семье и очень не любила, когда её называли по отчеству: для кого-то она была Матвеевной, а для кого-то — Лазаревной. Балерина предпочитала, чтобы к ней обращались исключительно по имени.

В мемуарах Павлова придерживалась первой легенды, рассказывая о бедном, очень тяжёлом детстве. Историю её знакомства с балетом знали все журналисты мира. Артистка не раз рассказывала, как мать, несмотря на более чем скромные доходы, купила однажды билеты в Мариинский театр. В тот вечер показывали «Спящую красавицу». Павловой было всего 8 лет, но всё происходящее на сцене поразило её до глубины души. Несмотря на юный возраст, она твёрдо решила стать балериной и тут же сообщила об этом матери. Любовь Фёдоровна не разделяла взглядов дочери, помня о её хрупком здоровье. Женщина надеялась, что скоро все фантазии на тему сцены забудутся, однако Анна с каждым днём становилась всё настойчивее. Мать сдалась и отвела девочку в Императорскую балетную школу. Там Павлову ожидало большое разочарование, её отказались зачислять на учёбу, ссылаясь на возраст, и, чтобы осуществить мечту, балерине пришлось ждать целых два года.

Поцелуй государя

В Императорской балетной школе царила железная дисциплина, но это была лучшая кузница танцовщиков в мире! Один день был похож на другой: подъём в 8 утра, молитва, занятия в классе, прогулка, учёба, небольшой перерыв и снова уроки и репетиции. Разнообразие в жизнь воспитанниц вносила только баня по пятницам, посещение церкви, редкие балы и визиты государя. Один из них особенно запомнился Павловой. После того как начинающие балерины выступили перед Александром III , император посадил одну из учениц себе на колени. Анна расплакалась, заявив, что тоже хочет посидеть на коленях у царя, чтобы утешить ребёнка, тот исполнил её просьбу. Но Павловой и этого было мало. Она заявила: «Я хочу, чтобы государь поцеловал меня!». Все присутствующие долго смеялись над выходкой смелой девочки.

В школе балерина работала на износ и вскоре стала одной из лучших учениц как по танцу, так и по общеобразовательным предметам. При этом Павлова не отличалась сильной техникой, акробатические трюки не были её сильной стороной. Анна брала другим: грацией, лёгкостью, драматизмом. Этот талант заметил её педагог Павел Андреевич Гердт, именно он сказал начинающей балерине очень важные слова: «То, что вам кажется вашим недостатком, на самом деле редкое качество, выделяющее вас из тысяч других».

Николай Легат и Анна Павлова. Фото: Public Domain

В то время худоба считалась настоящим врагом красоты. Танцовщица пыталась бороться и с этим «дефектом» — добросовестно глотала рыбий жир, следила за питанием, но килограммы не набирались. Внешне Павлова так и сохранила на всю жизнь хрупкость 18-летней девушки.

После окончания школы в 1899 г. Анну сразу зачислили в труппу Императорского Мариинского театра. В 1902 году она стала второй солисткой, в 1903 — первой, а в 1905 году — примой-балериной. Конечно, среди всех партий Павловой главной была хореографическая миниатюра «Умирающий лебедь», поставленная специально для неё балетмейстером Михаилом Фокиным . В этом номере природная грация танцовщицы раскрывалась на все 100% и не оставляла равнодушным никого из присутствующих в зале.

Анна Павлова. Фото: Public Domain

«Вы подарили минуту счастья!»

В 1907 году Павлова начала гастролировать за границей. Первая поезда была в Ригу, потом — Копенгаген, Стокгольм, Берлин. Всюду балерина имела колоссальный успех. Но особое впечатление на неё произвело посещение Стокгольма. После концерта огромная толпа провожала Анну из театра до отеля. Это были самые разные люди: рабочие, продавщицы, портнихи. Все они молча шли за экипажем, не проронив ни звука, а потом долго стояли под балконом артистки. Когда девушка решила выйти к людям, её встретили бурными овациями. Павлова растерялась, не зная, как ответить на такое признание. Идея пришла сама собой: танцовщица бросилась в комнату, принесла оттуда корзины подаренных цветов и начала выкидывать букеты в толпу. Уже вечером растроганная тёплым приёмом балерина спросила свою горничную: «Чем я так очаровала их?». Ответ женщины запомнился ей на всю жизнь: «Сударыня, вы подарили им минуту счастья, дав на миг позабыть свои заботы».

На следующий год Анна посетила Лейпциг, Вену и Прагу, а потом присоединилась к труппе Дягилева, где стала ведущей артисткой. И хотя отношения с антрепренёром у неё не сложились, даже после ухода балерины её образ ещё долго ассоциировался с «Русскими сезонами», ведь именно силуэт Павловой был изображён Валентином Серовым в качестве эмблемы труппы Дягилева .

Известие о начавшейся первой мировой войне настигло танцовщицу в Берлине, через Бельгию она смогла уехать в Англию. Туманный Альбион стал для Анны второй родиной, именно там балерина купила роскошный дом и создала собственную труппу. Вместе со своим коллективом Павлова объездила весь мир, побывав в США, Канаде, Бразилии, Чили, Мексике, Китае, Южной Африке, Австралии, Новой Зеландии, Уругвае, Японии и др. Часто выступать всемирно известной артистке приходилось не только на престижных площадках, но и в абсолютно не приспособленных для этого местах: на деревянном помосте сельской ярмарки, в сарае для стрижки овец. Но Анна так стремилась нести искусство простым людям, что ничто не могло её остановить. Так, например, труппа Павловой должна была поехать в Эквадор, где вспыхнула эпидемия жёлтой лихорадки. Балерину уговаривали отложить поездку, однако всё было тщетно. К счастью, никто из коллектива не заболел.

Попасть на работу к Павловой считалось большой удачей. Родители со спокойной душой отдавали своих дочерей в руки Анны, зная, что та позаботится о них. Кстати, её команда преимущественно состояла из англичанок. Некоторые недоброжелатели злословили на этот счёт, утверждая, что артистка специально пригласила на работу посредственных танцовщиц, чтобы выгодно выделяться на их фоне. Но вряд ли можно серьёзно относиться к подобным заявлениям, когда речь идёт о балерине уровня Павловой.

Анна Павлова в Сиднее. Фото: Public Domain

Без отдыха и «глянца»

Анна Павлова всю жизнь была чрезвычайно требовательной не только к себе, но и к своим танцовщикам, не выносила лени и безделья. Порой, чтобы поддержать дисциплину, артистке приходилось пускаться на крайние меры. Очень показательный случай рассказала одна из её учениц. После нескольких месяцев утомительных гастролей труппа приехала в Вашингтон. Выступление должно было состояться на следующий день, однако балетмейстер забыл назначить занятия и репетицию. Воспользовавшись моментом, кордебалет весь день гулял по городу и явился в театр перед самым спектаклем. Когда Анна увидела девушек, она одну за другой начала спрашивать: «Ты занималась сегодня?». Естественно, каждая ответила: «Нет». Тогда Павлова вышла на середину сцены и заставила всех приступить к занятиям, невзирая на то, что представление должно было начаться с минуты на минуту. Сгорая от нетерпения, зрители стучали ногами, но артистка не обращала никакого внимания на бастующих. Она провела урок до конца и лишь после этого разрешила всем пойти переодеться. Дело в том, что балерина считала каждодневные тренировки одним из главных ключей к успеху в профессии.

Следила Анна и за тем, чем занимались её танцовщицы вне работы. Во время длительных поездок Павлова ходила по поезду и смотрела, кто что читает. Конечно, глупые женские журналы не относились к разрешённому ею списку литературы, поэтому девушки шли на хитрость. Они вкладывали «глянец» в серьёзные книги, делая вид, что изучают те с большим интересом.

При всей своей строгости Павлова относилась к участникам труппы, как к собственным детям. Один раз в Монреале она устроила для них настоящее русское Рождество, с катанием на санях и роскошным ужином. Балерина не просто накрыла стол, но и подготовила для каждого особенный подарок. Она любила радовать своих «детей», потому что понимала, как нелегко им выдерживать бесконечные переезды и её непростой характер.

Анна Павлова. Фото: Commons.wikimedia.org

А был ли муж?

Узнать истину о личной жизни балерины непросто. Сама она утверждала, что никогда не была замужем, более того, пропагандировала идею о том, что тихое семейное счастье и сцена — вещи несовместимые. Однако её сожитель и по совместительству импресарио Виктор Дандре после смерти Павловой пытался доказать, что они были законными супругами.

Отношения между балериной и потомственным аристократом Дандре завязались, когда ей было двадцать лет, а ему тридцать один. Виктор не спешил жениться на Анне. Если верить слухам, то узами брака пара связала себя при весьма любопытных обстоятельствах. Дандре попал в долговую яму, Павлова согласилась вызволить его в обмен на законный брак, который, однако, нужно было держать в строжайшей тайне, ведь, следуя некогда сказанным словам самой Анны, артистка не может быть обычной счастливой женщиной. Если подобный уговор действительно имел место быть, то Виктор сдержал слово. При жизни своей возлюбленной он никогда не поднимал запретную тему.

Балерина Анна Павлова в хореографическом этюде «Умирающий лебедь» на музыку К. Сен-Санса. Фото: РИА Новости

Дандре был блестящим импресарио, знающим, как «подогреть» интерес публики. Он часто устраивал пресс-конференции, приглашал газетчиков и фотографов на концерты труппы. Когда Анны не стало, он издал свои воспоминания о великой балерине. Работоспособность, самоотверженность и дисциплинированность Павловой всегда поражали Дандре. Этот восторг легко читается на страницах его книги. Конечно, взвалив на свои плечи все хозяйственные и финансовые дела, Виктор стал для артистки не только любимым мужчиной, но и деловым партнёром, которому приходилось выслушивать истерики и капризы переменчивой звезды. С её образом жизни было сложно сохранить душевное равновесие: постоянная работа над собой, переживания за труппу, плотный график — всё это не добавляло здоровья.

Чрезмерная занятость сыграла решающую роль в ранней смерти Павловой. В 49 лет она продолжала выходить на сцену. Во время гастролей в Нидерландах врачи обнаружили у балерины плеврит. Будучи не в состоянии подняться с кровати, артистка не теряла бодрости духа — давала распоряжения танцовщицам, желая, чтобы запланированные выступления труппы всё же состоялись. 23 января 1931 великая балерина умерла. Примечательно, что задолго до рокового дня Анна просила родных, чтобы после смерти её прах вернулся на Родину. Она не переставала скучать по России, постоянно посылала туда провизию, лекарства и деньги для юных артистов балета. Однако эта просьба так и не была выполнена. Прах Анны до сих пор покоится в закрытом колумбарии крематория Голдерс-Грин в Лондоне.

Б алерина, афиши для которой рисовал сам Валентин Серов. Главное лицо Русских сезонов в Париже. Самая загадочная танцовщица ХХ века.

Биография, подлинность которой была известна лишь самой балерине. Матвеевна или Павловна? Дочь отставного солдата Преображенского полка Матвея Павлова или крупного московского банкира Лазаря Полякова? Великая танцовщица написала автобиографию, но все больше не о том, что родилась в дачном поселке Лигово под Петербургом, и своем детстве, главное впечатление которого - походы в Мариинский театр. Анна Павлова писала о главном в своей жизни - ожившем вдохновении, имя которому - балет.

Девятилетняя Аня словно проснулась после премьеры «Спящей красавицы» в постановке Петипа. Застенчивая и мягкая от природы девочка чуть ли не впервые высказала твердое решение - посвятить свою жизнь танцу.

Сгорбленная спина, малокровие, хрупкое здоровье. В Императорском балетном училище никак не могли предположить, что этот «нежный цветок» выживет в суровой школе балета. «Пушинка, легкость, ветер», - сказал на просмотре прославленный Мариус Петипа. Комиссия девочку зачислила, у педагогов Екатерины Вазем и Александра Облакова она стала любимой ученицей. Екатерина Оттовна поила рыбьим жиром, добивалась твердых ног и «говорящих» рук.

«Танцором рождаются. Никакой учитель не сотворит чуда, никакие годы занятий не сделают хорошего танцора из бесталанного ученика. Можно обрести определенные технические навыки, но никто никогда не сможет «обрести исключительный талант». Я никогда не тешил себя тем, что у меня есть необычайно одаренный ученик. У Павловой один учитель - Бог».

Джордж Баланчин

Первый выход на сцену Мариинки - уже во второй год обучения в дивертисментах и небольших вариациях. Анна Павлова уступала в технике Матильде Кшесинской, Ольге Преображенской, Тамаре Карсавиной. Но в прыжках и арабесках с непредсказуемой импровизацией хрупкой балерине не было равных.

Выпускной спектакль стал пропуском на большую сцену. Практически сразу Павлова получила сольные партии в «Спящей красавице», «Эсмеральде», «Жизели». Молодая балерина работала с Мариусом Петипа , столь благосклонно принявшим первое выступление на публике - перед приемной комиссией.

Анна Павлова. Фотография: marieclaire.ru

Анна Павлова в балете «Сильфида». Фотография: radikal.ru

Анна Павлова. Фотография: images.aif.ru

Начинающая артистка не боялась спорить с мэтром. В балете «Тщетная предосторожность» Павлова предложила Петипа заменить привычную юбочку-кринолин на тунику ниже щиколотки и получила согласие. «Это было смелостью с моей стороны: обычай не допускал никаких вольностей с юбкой еще со времен самой знаменитой Камарго - любимицы Вольтера!» - вспоминала впоследствии балерина.

«Павлова - это облако, парящее над землей», - писала пресса. А танцовщица лишь поражала вновь и вновь. Она словно плыла по сцене в самой пронзительной своей роли. Лебедь. Образ, что подарил балерине бессмертие. Балетмейстер Николай Фокин поставил миниатюру на музыку Сен-Санса. Буквально экспромтом. Анна превратила безмятежность в трагедию. Безвременную кончину грациозного создания, и словно рана - рубиновая брошь.

«Обаяние ее личности было настолько велико, что в каком бы танце Павлова ни появлялась, она производила на публику неизгладимое впечатление. Этим до известной степени и объясняется тот факт, что ее репертуар состоял из спектаклей, в которых не было ничего новаторского. Павлова не задавалась целью создать нечто сенсационное - она сама была сенсацией, хотя вряд ли это сознавала».

Лаврентий Новиков, партнер по сцене

«Мадам, благодаря вам я понял, что написал прекрасную музыку!» - воскликнул Сен-Санс, увидев «Умирающего лебедя». Танец стал символом Русских сезонов, а Анна Павлова в образе Лебедя кисти Валентина Серова - эмблемой известной на весь мир антрепризы. Художнику на создание знаменитой афиши потребовалось 11 сеансов. Балерина чуть ли не ежеминутно застывала в арабеске, чтобы живописец поймал мимолетное движение и передал на бумаге.

Оценить сходство европейская публика смогла благодаря опять же Павловой. Именно по предложению признанной уже на тот момент балерины Дягилев добавил в Русские сезоны к оперным спектаклям балет. Импресарио сомневался, что французам придется по вкусу русское балетное искусство. Но с легкой руки Павловой, участие которой в гастрольном туре отдельно оговаривалось в контракте, балет все же стал неотъемлемой частью Сезонов.

Последний раз публика в Мариинке видела выступление Павловой в 1913 году, год спустя она обосновалась в Англии. Во время Первой мировой войны балерина устраивала выступления в пользу Красного Креста, а в послевоенные годы сборы от спектаклей в Метрополитен-опера отправляла в Россию для нуждающихся артистов Москвы и Петербурга.

«Как мне всегда было жаль, что не могла зарисовать ее танца! Это было что-то неповторимое. Она просто жила в нем, иначе не скажешь. Она была самой душою танца. Только вот вряд ли душа выразима словами!»

Наталья Труханова, балерина

Мир принимал великую балерину не только как часть Русских сезонов. Анна Павлова со своей труппой принесла классический балет в самые отдаленные уголки мира: Египет, Китай, Японию, Бирму, Филиппины, - всей своей жизнью доказывая, что любовь к искусству не знает границ.

Голландцы вывели в честь Анны Павловой сорт тюльпанов, мексиканцы в знак восхищения бросали к ногам сомбреро, индусы осыпали цветами лотоса, в Австралии именем удивительной танцовщицы назвали торт, в Нидерландах - один из самолетов. Утонченная русская балерина диктовала европейским модницам стиль. А-ля Павлова: изысканный атлас и манильские шали с кистями. Но есть образ неповторимый...

«Приготовьте мой костюм Лебедя!» - по легенде, последние слова великой Анны Павловой. Умерла балерина в Гааге, хотя всю жизнь хотела жить «где-нибудь в России».

Будущая балерина родилась 12 февраля 1881 года в деревне Лигово под Петербургом в семье швеи(которой приходилось подрабатывать прачкой) Любови Павловой. Родилась недоношенной и выжила чудом. Официального отца — отставного солдата Преображенского полка Матвея Павлова — Аня не помнила.

Богатое детство бедной девочки

Молва считала ее настоящим отцом Лазаря Полякова, банкира и младшего брата российского« железнодорожного короля» Самуила Полякова. Возможно, это просто легенда. Но она, во всяком случае, объясняет некоторые неувязки между бедным детством солдатской дочки и снятой для Аниной бабушки двухэтажной дачей в Лигове — аристократическом предместье Северной столицы, куда на лето съезжались театральная богема и тогдашние нувориши. Да и частое посещение Мариинки и обучение в столичной Императорской балетной школе тоже стоили денег. И немалых.

В балет со второго раза

Впрочем, в балетную школу болезненную девочку приняли только со второго захода. То, что она станет танцовщицей, Аня знала с восьми лет, едва побывав с матерью на балете в Мариинке. Тогда она заявила: «Я буду танцевать Спящую Красавицу в этом театре!» Однако первая попытка поступления в школу закончилась провалом. Вторая попытка тоже чуть было не сорвалась. Судьбу Ани решил председатель приемной комиссиизнаменитый балетмейстер Мариус Петипа. Посмотрев танцевальный номер Ани Павловой, седоусый мэтр вынес вердикт: «Пушинка на ветру — она будет летать на сцене».

Популярное

Нескладная Павлова по прозвищу Швабра

В училище поддерживалась дисциплина, которой позавидовала бы и казарма! Подъем в восемь, обливания холодной водой, молитва, завтрак, а затем восемь часов изнурительных занятий у балетного станка, прерываемых лишь вторым завтраком(кофе с сухариками), обедом, не утолявшим голода, да ежедневной часовой прогулкой на свежем воздухе. В половине десятого вечера ученицы были обязаны находиться в своих постелях. Плюс конкуренция, ревность, интриги.

Анне с ее странной осанкой и слабым здоровьем изрядно доставалось от ее гибких, фигуристых подруг — одно прозвище Швабра чего стоило!

В технике танца Анна уступала многим балеринам, в том числе прежним выпускницам той же школы — звездам русского балета Матильде Кшесинской, Тамаре Карсавиной и Ольге Преображенской. Она не могла« прокрутить» все 32 фуэте, как это делала Кшесинская. Но зато хрупкой и воздушной Павловой не было конкуренции по части артистизма и балетной импровизации. Она не работала, а танцевала — самозабвенно и вдохновенно.

Это произвело впечатление на строгих экзаменаторов во время выпускного спектакля. Он состоялся весной 1899 года и стал для Павловой одновременно и дебютом в качестве« корифейки» — так тогда называли танцовщиц, зачисленных в труппу императорского театра.

Триумф корифейки

Карьера Анны развивалась стремительно. Она быстро перешла из кордебалета на роли второй солистки, а начиная с тревожного и смутного 1905-го стала именоваться балериной. Сбылось пророчество опытного Петипа — теперь уже все столичные газеты не жалели превосходных эпитетов в адрес восходящей звезды, отмечая, что с появлением Павловой на сцене русский балет обрел новое дыхание.

Единственная любовь Анны Павловой

К счастью для Анны, ее первый покровитель оказался первой же и единственной любовью на всю жизнь. Сын обрусевшего французского эмигранта Виктор Дандре был красив, богат, отличался изысканными манерами. Сначала он протежировал начинающей балерине из спортивного азарта. Он снял для Анны роскошную квартиру и устроил в ней зал для танцкласса, которым в то время не могла похвастать ни одна начинающая актриса. Никаких серьезных намерений в отношении Павловой он не выказывал, но настаивал на том, что она должна стать звездой первой величины. А потом ни к чему не обязывающая связь обернулась для Дандре самой настоящей любовью. И одновременно главным делом жизни! Потому что если и существовал тогда, на самой заре« шоу-бизнеса», сверхуспешный международный арт-проект под названием Anna Pavlova, то раскрутил его не кто иной, как постоянный импресарио балерины Виктор Дандре.

Сергей Дягилев и его сезоны

В 1909 году покровитель балерины познакомил свою протеже и возлюбленную со знаменитым театральным антрепренером Сергеем Дягилевым, организатором триумфальных Русских сезонов в Париже. Дягилев сразу же предложил Анне танцевать в его постановках, а Дандре обязался купить для будущей примы теперь уже парижской сцены сногсшибательные туалеты. Он от своего слова не отступил, но в результате этих и прочих трат влез в долги, которые привели незадачливого спонсора в долговую тюрьму. Ходили слухи, что кроме трат за Виктором числились и растраты казенных средств…

«Подходящий муж для жены — то же, что музыка для танца»

Как бы то ни было, у вчерашнего преуспевающего чиновника, денди и мецената не оказалось под рукой денег, чтобы внести залог. И пока длился изнурительный процесс, занявший целый год, Анна уехала в Париж одна…

Анна Павлова спасает любимого

Злые языки, конечно, не преминули прокомментировать ее отъезд: все ясно, любовь к покровителю улетучилась вместе с его деньгами! Анна не стала оправдываться. Но сразу же после триумфа в Париже подписала очень выгодный, кабальный договор с известным лондонским театральным агентством, а полученный за будущие гастроли аванс тотчас отослала Виктору. В Париже Анна и Виктор тайно обвенчались.

Тайное замужество и семейные гастроли

В 1912 году Анна и Дандре организовали собственную труппу, которая два десятилетия колесила по странам и континентам, увеличивая армию поклонников балерины. Тайные супруги арендовали в Лондоне усадьбу Айви-Хаус с небольшим парком, когда-то принадлежавшую знаменитому художнику, английскому предтече импрессионизма Уильяму Тернеру. Сердце Анны всецело принадлежало балету и Дандре. Она всю жизнь любила его одного и неоднократно повторяла: «Подходящий муж для жены — то же, что музыка для танца».

Балет в сарае, под дождем и на цирковой арене

Природного таланта Павловой было не занимать, а ее работоспособность, доходившая до самоистязания, поражала всех. Выполняя тот самый кабальный контракт, балерина за неполные десять лет объехала более двадцати стран, выступая порой в самых неподходящих для балета местах — на открытой сцене под проливным дождем, на цирковой арене, в сарае на спешно сколоченных досках, в варьете после чечеточников и дрессированных обезьян. Русская звезда с одинаковой самоотдачей выступала на лучших театральных сценах и перед школьниками из американского захолустья, перед мексиканскими пастухами и австралийскими рабочими-старателями.

Тюльпаны и десерт в честь великой балерины

Мексиканские мачо бросали к ее ногам сомбреро, индусы осыпали цветами лотоса, а нордически сдержанные шведы во время первых зарубежных гастролей в 1907 году молча, чтобы не потревожить покоя актрисы, провожали ее карету до самой гостиницы. Испанский король на протяжении многих лет посылал букеты к каждому ее выступлению — вне зависимости от того, где она в тот момент выступала. В Голландии в ее честь вывели особый сорт тюльпанов — Anna Pavlova. А в Австралии придумали изысканное лакомство — воздушный десерт из безе, взбитых сливок и диких ягод, названный Pavlova(с ударением на букву« о»).

«Если у меня нет времени жить, то уж умирать я должна на ногах»

Ей не привыкать было выходить на сцену с температурой, растянутыми связками, а однажды во время гастролей в США балерина исполнила свою партию даже со сломанной ногой! В газетах писали, что Павлова изнашивает в год по две тысячи пар балетных туфель.


Умирающий лебедь, который не жалел себя

Венцом карьеры Анны Павловой остался тот самый« Умирающий лебедь», созданный в Петербурге хореографом Михаилом Фокиным на музыку Сен-Санса. Название танцевального номера, увы, оказалось пророческим. Анну много раз убеждали взять отпуск, отдохнуть. Балерина лишь вяло отбивалась. «Если у меня нет времени жить, то уж умирать я должна на ходу, на ногах», — как-то обронила она.

Это было сказано осенью 1930 года. В январе ее ждали гастроли в Гааге, но по дороге в Голландию балерину просквозило в поезде, она слегла. Врачи поставили диагноз: грипп. В те времена, когда еще не было доступных и эффективных антибиотиков, такой приговор должен был подготовить к любому исходу… К тому же Павлова отказалась принимать и те лекарства, что прописал врач. В результате началось воспаление легких, перешедшее в плеврит. Спустя 3 дня балерина умерла, не дожив 8 дней до 50-летия.

Сегодня исполняется 130 лет со дня рождения балерины Анны Павловой.

Анна Павловна (Матвеевна) Павлова родилась 12 февраля (31 января) 1881 г. в Петербурге. Ее мать Любовь Федоровна была прачкой, в качестве отца был записан отставной солдат Матвей Федорович Павлов. Позднее делались предположения о том, что в действительности она была внебрачным ребенком и имела другого отца.

В 1891 г. Анна Павлова поступила в Императорскую балетную школу в Петербурге. По окончании балетной школы в 1899 г. она была принята в Мариинской театр, и дебютировала в балете "Дочь фараона" на музыку Цезаря Пуни в постановке Сен-Жоржа и Петипа.

Большое влияние на ее творчество оказало сотрудничество с балетмейстерами Александром Горским и Михаилом Фокиным.

В 1906 г. Анна Павлова стала ведущей танцовщицей труппы . Она была первой и главной исполнительницей ролей в балетах Фокина "Шопениана", "Павильон Армиды", "Египетские ночи" и других.

В 1907 г. на благотворительном вечере в Мариинском театре Анна Павлова впервые исполнила поставленную для нее Михаилом Фокиным хореографическую миниатюру "Лебедь" (позже "Умирающий лебедь"), ставшую впоследствии одним из символов русского балета ХХ века.

С 1908 г. она начала гастролировать за рубежом, участвовала в знаменитых "Русских сезонах" Сергея Дягилева в Париже, положивших начало ее мировой славе. Афиша работы Валентина Серова с силуэтом Анны Павловой стала эмблемой "Русских сезонов". Во время гастролей в Швеции король Оскар II наградил ее орденом "За заслуги перед искусством".

В 1909 г. Павлова впервые выступила с самостоятельной постановкой в Суворинском театре в Петербурге.

В 1910 г. она создала собственную труппу, с которой гастролировала во многих странах мира. Специально для труппы Павловой Михаил Фокин поставил "Прелюды" на музыку Ференца Листа и "Семь дочерей горного царя" на музыку Александра Спендиарова.

Большую популярность имели ее выступления в США. Однако в связи с ее гастролями в Америке начался конфликт балерины с руководством Мариинского театра , поскольку поездка являлась нарушением контракта. Тем не менее, по инициативе дирекции театра в 1913 г. Павлова была удостоена почетного звания заслуженной артистки императорских театров и награждена золотой медалью.

Последнее выступление балерины в Мариинском театре состоялось в 1913 г. В 1914 г. она в последний раз выступала в России ‑ 31 мая в петербургском Народном доме, 7 июня в Павловском вокзале, 3 июня в Зеркальном театре московского сада "Эрмитаж". После этого балерина уехала в Англию.

В 1915 г. в США Павлова снялась в художественном фильме "Немая из Портичи". В 1924 г. в Голливуде были сняты миниатюры в исполнении Павловой, которые впоследствии вошли в фильм "Бессмертный лебедь" (1956).

После революции 1917 г. Анна Павлова присылала посылки учащимся Петербургской балетной школы, переводила крупные денежные средства голодающим Поволжья, устраивала благотворительные спектакли.

17 января 1931 г. балерина прибыла на гастроли в Гаагу (Нидерланды). Однако 20 января запланированное выступление не состоялось из-за ее болезни. 23 января Анна Павлова скончалась от плеврита. Тело ее было кремировано, прах находится в Лондоне.

На протяжении долгого времени личные отношения связывали Анну Павлову с бароном Виктором Дандре, представителем старинного французского рода. В 1910 г. власти Петербурга обвинили чиновника Сената Дандре в растрате средств, выделенных на строительство Охтинского моста. Павлова внесла залог для того, чтобы освободить его из тюрьмы . С 1912 г. Виктор Дандре жил в Лондоне, выступал в качестве импресарио Павловой и руководителя труппы.

В биографии Павловой, написанной Виктором Дандре и изданной в Лондоне в 1932 г. содержится самый обширный свод биографических сведений о легендарной актрисе, чье искусство потрясло мир в начале XX века.

Именем Анны Павловой названы международные призы и премии. Номера ее репертуара танцуют ведущие балерины мира. Французский балетмейстер Ролан Пети поставил балет "Моя Павлова".

В честь великой балерины в Голландии был назван сорт белых тюльпанов. Анне Павловой посвящен пятисерийный фильм режиссера Эмиля Лотяну, снятый в 1983 г.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS