Главная - Режиссура
Крепкий орешек. Из жизни слов читать онлайн Фразеологизм «Крепкий орешек» значение

(значение и употребление фразеологизма)

Крепкий орешек -
1. (разг. ирон.) О хорошо укрепленном городе, населенном пункте, крепости, которую трудно взять.
2. (разг. ирон.) О человеке, отличающемся твердым или скрытным характером, не поддающемся влиянию других.
3. (перен.) О чём-либо с трудом разрешимом, а также о человеке, у которого трудно выведать тайну, к которому трудно найти подход.

Пример употребления :

Но в Чечне все происходило иначе. Там Ермолов увидел, что подчинить горцев свыше его сил и возможностей.
Все, на что он оказался там способен, это проводить опустошительные «карательные экспедиции», в ходе которых уничтожались сады, посевы и целые селения. В отличие от построенных из камня дагестанских аулов, напоминавших крепость и представлявших для захватчика крепкий орешек , села предгорной Чечни строились из дерева. Их было нетрудно разрушить, а значит, и восстанавливались они легко. Их проще было захватывать, потому что чеченцы обычно их не обороняли, они просто покидали свои дома и вместе со скарбом и скотом уходили в леса и в горы. Результатом русских экспедиций редко было что-то большее, чем простые солдатские трофеи.

(Моше Гаммер. "Шамиль. Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана.")

Школа развития речи.

Юным умникам и умницам.

Т.Н. Соколова

Совершенное знание родного языка - дело очень трудное. Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.

Цель заданий, предлагаемых в данном занятии, - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать у них познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Формой занятий по развитию речи учащихся может быть специально выделяемый один раз в неделю урок в рамках дополнительно предоставляемых образовательных услуг или внеклассные факультативные занятия

ЗАНЯТИЕ 4

Тема: Омофоны, омоформы.

Цель: познакомить с такими разновидностями омонимов, как омоформы и омофоны. Развивать интерес к языку, внимание, память.

Не спеши языком - торопись делом

Задание № 1. Подумай и ответь, какие волшебные средства были в сказках.

    Сказка В. Катаева «Цветик-семицветик». (Лепесток.)

    Сказка Ш. Перро «Спящая красавица». (Веретено.)

    Сказка Г.-Х. Андерсена «Огниво». (Огниво.)

    Сказка бр. Гримм «Горшочек каши». (Горшочек.)

    Сказка А. Волкова «Урфин Джюс и его деревянные солдаты. (Живительный порошок.)

Крепкий орешек сразу не раскусишь

Задание № 2. Вспомни, какие слова мы называем ОМОНИМЫ.

А как ты думаешь, можно ли назвать омонимом слово ТРИ, если оно обозначает разные части речи:

1) количество предметов (три игрушки); 2) действие (три тряпкой)

или слово МОЙ - 1) действие (мой руки); 2) мой (чей?) костюм?

(Нет. Омонимы являются одинаковыми частями речи.)

ЗАПОМНИ!

Если слова одинаково звучат и пишутся, но являются разными частями речи, они называются ОМОФОРМАМИ: ЧАСОВОЙ (солдат на посту) и ЧАСОВОЙ механизм. Некоторые слова в русском языке произносятся одинаково, но пишутся по-разному: ЛУГ - ЛУК, ГРИБ - ГРИПП, ВЕЗТИ - ВЕСТИ. Такие слова имеют назва ни е ОМОФОНЫ.

Задание № 3. Найди и подчеркни в стихах омоформы:

В полях, не кошенных косой .

Всё утро дождик шёл косой . Л. Кондырев

Веснушкам нету сноса,

Не исчезают с носа.

Я, не жалея мыла .

Нос терпеливо мыла . Я. Козловский

    Запомни некоторые пары омоформ.

ДАЛИ - 1) от слова «даль», 2) от слова «дать».

СТИХ - 1) стихотворение, 2) прекратился (дождь, ветер).

ПИЛА - 1) предмет, которым пилят, 2) от слова «пить».

ЛАЙ - 1) лай собаки, 2) приказ лаять.

ТЕЧЬ - 1) попадание воды внутрь корабля, 2) движение воды (вода будет течь).

ВТОРОЕ - 1) место, 2) блюдо (съесть на второе).

РОДНЫЕ - 1) места, края, где родился и рос, 2) родственники.

Задание № 4. Подбери и вставь в загадку подходящие по смыслу омоформы:

Белое _______ землю ____________. (Белое покрывало землю покрывало.)

    Отгадай загадку. (Снег.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Упражнения для мышечной релаксации. Устройтесь поудобнее и расслабьтесь. Наморщите лоб, сделайте это очень сильно. А теперь перестаньте морщить лоб и расслабьтесь. Нахмурьтесь и сильно наморщите брови. Разгладьте лоб и расслабьтесь. Повторите упражнение несколько раз. Теперь закройте глаза. Вспомните что-нибудь весёлое, приятное.

Задание № 5. Подбери и запиши пару к омофонам.

Везти - вести, пруд - (прут), плод - (плот), лез - (лес), стог - (сток), балл - (бал), слизать - слезать, бочок - (бачок), полоскать - ( поласкать), запивать - (запевать), отворить - (отварить), вера - Вера, надежда - (Надежда), вена - (Вена).

Играть играй, да дело знай

Задание № 6. «Три игры в одной». Распутай секреты, найди ответы и скажи, какие три игры здесь соединены.

Начало - пища птиц, скота, зверей.

Конец - всегда в начале букварей.

А целое есть часть судов и кораблей.

Но, если целое перемешать,

Могу я анаграммой стать.

Загадку надо разгадать:

Ни зверь, ни птица,

В носу спица,

Летит - звенит,

Сядет - молчит,

Кто его убьёт,

Свою кровь прольёт. (Корма- комар.)

(1 - шарада, 2 - анаграмма, 3 - загадка.)

У нас «пустить красного петуха » давно уже означает: совершить поджог, нарочно устроить пожар в чужом доме.

Широко и вольно гулял красный петух по помещичьим усадьбам в дни бунтов и народных восстаний, сопровождал Степана Разина, помогал Емельяну Пугачеву. В «деревянной» России он был одним из самых сильных средств в борьбе между бедными и богатыми.

Красной нитью проходит…

Когда какая-нибудь одна мысль или одно настроение пронизывает всю речь оратора, или чувствуется в литературном произведении, или вновь и вновь возникает в деятельности человека, говорят: «Это у него всегда „красной нитью проходит “». Почему именно красной, а не белой или синей? Откуда взялся этот образ?

Оказывается, он вошел в речь нескольких народов из очень неожиданной области - из языка английских моряков конца XVIII века. С 1776 года, по приказу Адмиралтейства, во все канаты английского военного флота на фабриках начали вплетать во всю их длину одну нить - красную. Вплетали ее так, что вытащить нитку можно было, только уничтожив самый канат. Таким образом, какой бы малый кусок от каната ни был отрезан, всегда можно было узнать: он флотский. Вот отсюда и пошло обыкновение говорить о красной нити как о самой сути, о постоянной примете.

Крепкий орешек

Всем известна пословица «Крепкий орешек - сразу не раскусишь » и поговорка «Орешек не по зубам ». «Орешек» - всегда что-то такое, что трудно поддается силе, воздействию или пониманию.

Эти выражения, как считают некоторые исследователи, возникли в связи со взятием Петром I шведской крепости Нотеборга, в прошлом - русского города Орешка.

Интересна история названия этого города. В глубокой древности финны именовали поселение у истоков Невы «Пяхкиналинна», то есть «Ореховая крепость»: вероятно, вокруг было много зарослей лесного ореха. Новгородцы, утвердившись у южного выхода из Ладоги, перевели это финское слово просто как «Орешек». Захватившие затем «Орешек» шведы заменили его название своим: крепостцá стала «Нотебóргом», то есть опять-таки «Ореховым замком». Наконец, Петр I, вернув России старое ее владение, вернул ему и давнее имя. Однако он придал ему новое понимание: «крепостца, которая будет твердым орехом для зубов любого противника». Ведь и самому ему взятие Орешка досталось нелегко. Недаром, сообщая в Москву о взятии Нотеборга, Петр I писал:

«Правда, что зело крепок сей орех был, однако ж, слава богу, счастливо разгрызен…»

Крестовый поход (крестовым походом идти)

В XI–XIII веках западные дворяне-рыцари многократно ходили походом в Палестину. Поводом этих походов, названных «крестовыми», было завоевание Иерусалима и других городов Палестины, где, по преданию, находился «гроб господень».

На самом деле рыцари шли в Азию, чтобы обогатиться. Они хотели проложить заново пути в богатую Индию, перехваченные арабами; а вдохновляли их на это европейские купцы и католическое духовенство. Они собирали пестрые, многонациональные рыцарские отряды свирепых вояк и грабителей с нашитыми на плащах крестами…

Теперь под «крестовым походом » разумеют обычно попытки империалистов натравить на Советский Союз и демократические страны капиталистические государства. Говорили о «крестовом походе » Антанты против революционной России в дни гражданской войны, а также о «крестовом походе против коммунизма», который и в мирные дни ведет реакционная буржуазия капиталистических стран, запрещая компартии, арестовывая вождей рабочего движения, и т. п.

Первоначально узкое значение этих слов расширилось, стало более общим.

Крокодиловы слезы

Древние египтяне считали нильских крокодилов носителями божественного зла. Их кормили, к ним обращались с заклинаниями, чтобы усмирить их гнев. Кровожадность и коварство крокодила послужили поводом для удивительных фантазий. Древнегреческий ученый Элиан в своем зоологическом трактате писал, что крокодил, набрав в рот воды, обливает ею крутые тропинки, по которым люди и животные спускаются к реке. Как только жертва поскользнется и упадет, крокодил подскакивает к ней и пожирает.

Другие рассказывали, будто чудовище, проглотив туловище человека, почему-то всегда орошает его голову слезами и только тогда заканчивает свое страшное пиршество.



В одном из русских «Азбуковников» - своеобразном словаре XVII века - это древнее поверье было пересказано так: «Крокодил зверь водный… Егда имать человека ясти, тогда плачет и рыдает, а ясти не перестает, а главу от тела оторвав, зря (то есть смотря на нее), плачет».

Вот это «лицемерие» крокодилов еще в древности дало повод для возникновения выражения, известного у всех народов. Крокодиловы слезы - фальшивые слезы, притворные сожаления.

Ну, а все-таки, имеет ли под собой какую-то почву рассказ о слезах?

Льют ли их крокодилы или они всего лишь плод буйной фантазии древних?

Ответить на это не так уж просто.

Автор сатиры «Похвала глупости» Эразм Роттердамский (XVI век) полагал, что у крокодила при виде человека текут не слезы, а слюнки. Прошло четыре века, но до последнего времени никто так и не узнал ничего достоверного о крокодиловых слезах. Их тайну разгадали совсем недавно шведские ученые Фанге и Шмидт-Нильсон. Оказалось, что крокодилы и в самом деле плаксивые существа. Но вызвано это не избытком чувств, а… солей. У крокодила для удаления из организма избытка солей развились особые железы; выводные протоки этих желез расположены у самых глаз крокодила. Вот и выходит: заработали эти железы - и крокодил «заплакал» горючими солеными слезами.

Итак, крокодиловы слезы - это не слезы коварства и лицемерия, да, строго говоря, и не слезы вообще. Но связанное с древней ошибкой выражение живет в языке и наверняка останется в речи народов на многие века.

А зачем языку от него отказываться? Плачут ли крокодилы или нет, есть немало людей, обожающих по всякому поводу лить ручьи притворных слез, слез, текущих из человеческих глаз, но по существу понятия - «крокодиловых».

Круговая порука

Обычно бывает так: если я совершил проступок, то отвечаю за него тоже я - мои друзья или соседи тут ни при чем.

Но в старой русской деревне действовал закон круговой поруки : если один совершал проступок, отвечал за него «весь мир», то есть крестьянская община.

Если один отказался участвовать вместе с другими в чем-нибудь незаконном, - по мнению властей, - ему все равно приходилось нести ответственность по правилу: «один за всех, все за одного ».

Теперь у нас, разумеется, не существует ничего подобного (только гитлеровцы вводили на оккупированной земле этот варварский закон, расстреливая и сжигая целые деревни, когда бывал кем-то убит хоть один фашистский солдат), но выражение «круговая порука » еще живет. Правда, употребляем мы его в ином смысле: о ней говорят там, где нарушители закона из страха перед товарищами, законом, судом покрывают преступления друг друга.

31

Фразеологизм «Крепкий орешек» значение

Человек, отличающийся твердым характером.

Всем известна пословица «Крепкий орешек — сразу не раскусишь» и поговорка «Орешек не по зубам». «Орешек» — всегда что-то такое, что трудно поддается силе, воздействию или пониманию.
Выражение «крепкий орешек» , как считают некоторые исследователи, возникли в связи со взятием Петром I шведской крепости Нотеббрга, в прошлом — русского города Орешка.
Интересна история названия этого города. В глубокой древности финны именовали поселение у истоков Невы «Пяхкиналинна», то есть «Ореховая крепость»: вероятно, вокруг было много зарослей лесного ореха. Новгородцы, утвердившись у южного выхода из Ладоги, перевели это финское слово просто как «Орешек». Захватившие затем «Орешек» шведы заменили его название своим: крепостца стала «Нотеборгом», то есть опять-таки «Ореховым замком». Наконец, Петр I, вернув России старое ее владение, вернул ему и давнее имя. Однако он придал ему новое понимание: «крепостца, которая будет твердым орехом для зубов любого противника». Ведь и самому ему взятие Орешка досталось нелегко. Недаром, сообщая в Москву о взятии Нотеборга, Петр I писал:
«Правда, что зело крепок сей орех был, однако ж, слава богу, счастливо разгрызен…»Вот такая вот историю у фразеологизма «крепкий орешек» .

Пример:

«Шувалов оказался твердым орешком: на судака съездить с руководством отказался, квартиру не просил, даже спец - снабжение ему не требовалось - питался в рабочей столовой, (‘ловом, сойтись с ним накоротке пока не удавалось» (В. Орлов).

Хорошо укрепленный объект.

«Либава была очень крепким орешком… в районе Либавы насчитывалось семнадцать батарей только среднекалиберной зенитной артиллерии» (В. Раков).



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS