Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Крепкий орешек. Из жизни слов читать онлайн Фразеологизм «Крепкий орешек» значение |
(значение и употребление фразеологизма)Крепкий орешек
- Пример употребления : Но в Чечне все происходило иначе. Там Ермолов увидел, что подчинить горцев свыше его сил и возможностей. (Моше Гаммер. "Шамиль. Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана.") Школа развития речи. Юным умникам и умницам. Т.Н. Соколова Совершенное знание родного языка - дело очень трудное. Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся. Цель заданий, предлагаемых в данном занятии, - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать у них познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников. Формой занятий по развитию речи учащихся может быть специально выделяемый один раз в неделю урок в рамках дополнительно предоставляемых образовательных услуг или внеклассные факультативные занятия ЗАНЯТИЕ 4 Тема: Омофоны, омоформы. Цель: познакомить с такими разновидностями омонимов, как омоформы и омофоны. Развивать интерес к языку, внимание, память.
Не спеши языком - торопись делом Задание № 1. Подумай и ответь, какие волшебные средства были в сказках. Сказка В. Катаева «Цветик-семицветик». (Лепесток.) Сказка Ш. Перро «Спящая красавица». (Веретено.) Сказка Г.-Х. Андерсена «Огниво». (Огниво.) Сказка бр. Гримм «Горшочек каши». (Горшочек.) Сказка А. Волкова «Урфин Джюс и его деревянные солдаты. (Живительный порошок.) Крепкий орешек сразу не раскусишь Задание № 2. Вспомни, какие слова мы называем ОМОНИМЫ. А как ты думаешь, можно ли назвать омонимом слово ТРИ, если оно обозначает разные части речи: 1) количество предметов (три игрушки); 2) действие (три тряпкой) или слово МОЙ - 1) действие (мой руки); 2) мой (чей?) костюм? (Нет. Омонимы являются одинаковыми частями речи.) ЗАПОМНИ! Если слова одинаково звучат и пишутся, но являются разными частями речи, они называются ОМОФОРМАМИ: ЧАСОВОЙ (солдат на посту) и ЧАСОВОЙ механизм. Некоторые слова в русском языке произносятся одинаково, но пишутся по-разному: ЛУГ - ЛУК, ГРИБ - ГРИПП, ВЕЗТИ - ВЕСТИ. Такие слова имеют назва ни е ОМОФОНЫ. Задание № 3. Найди и подчеркни в стихах омоформы: В полях, не кошенных косой . Всё утро дождик шёл косой . Л. Кондырев Веснушкам нету сноса, Не исчезают с носа. Я, не жалея мыла . Нос терпеливо мыла . Я. Козловский Запомни некоторые пары омоформ. ДАЛИ - 1) от слова «даль», 2) от слова «дать». СТИХ - 1) стихотворение, 2) прекратился (дождь, ветер). ПИЛА - 1) предмет, которым пилят, 2) от слова «пить». ЛАЙ - 1) лай собаки, 2) приказ лаять. ТЕЧЬ - 1) попадание воды внутрь корабля, 2) движение воды (вода будет течь). ВТОРОЕ - 1) место, 2) блюдо (съесть на второе). РОДНЫЕ - 1) места, края, где родился и рос, 2) родственники. Задание № 4. Подбери и вставь в загадку подходящие по смыслу омоформы: Белое _______ землю ____________. (Белое покрывало землю покрывало.) Отгадай загадку. (Снег.) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Упражнения для мышечной релаксации. Устройтесь поудобнее и расслабьтесь. Наморщите лоб, сделайте это очень сильно. А теперь перестаньте морщить лоб и расслабьтесь. Нахмурьтесь и сильно наморщите брови. Разгладьте лоб и расслабьтесь. Повторите упражнение несколько раз. Теперь закройте глаза. Вспомните что-нибудь весёлое, приятное. Задание № 5. Подбери и запиши пару к омофонам. Везти - вести, пруд - (прут), плод - (плот), лез - (лес), стог - (сток), балл - (бал), слизать - слезать, бочок - (бачок), полоскать - ( поласкать), запивать - (запевать), отворить - (отварить), вера - Вера, надежда - (Надежда), вена - (Вена). Играть играй, да дело знай Задание № 6. «Три игры в одной». Распутай секреты, найди ответы и скажи, какие три игры здесь соединены. Начало - пища птиц, скота, зверей. Конец - всегда в начале букварей. А целое есть часть судов и кораблей. Но, если целое перемешать, Могу я анаграммой стать. Загадку надо разгадать: Ни зверь, ни птица, В носу спица, Летит - звенит, Сядет - молчит, Кто его убьёт, Свою кровь прольёт. (Корма- комар.) (1 - шарада, 2 - анаграмма, 3 - загадка.) У нас «пустить красного петуха » давно уже означает: совершить поджог, нарочно устроить пожар в чужом доме. Широко и вольно гулял красный петух по помещичьим усадьбам в дни бунтов и народных восстаний, сопровождал Степана Разина, помогал Емельяну Пугачеву. В «деревянной» России он был одним из самых сильных средств в борьбе между бедными и богатыми. Красной нитью проходит…Когда какая-нибудь одна мысль или одно настроение пронизывает всю речь оратора, или чувствуется в литературном произведении, или вновь и вновь возникает в деятельности человека, говорят: «Это у него всегда „красной нитью проходит “». Почему именно красной, а не белой или синей? Откуда взялся этот образ? Оказывается, он вошел в речь нескольких народов из очень неожиданной области - из языка английских моряков конца XVIII века. С 1776 года, по приказу Адмиралтейства, во все канаты английского военного флота на фабриках начали вплетать во всю их длину одну нить - красную. Вплетали ее так, что вытащить нитку можно было, только уничтожив самый канат. Таким образом, какой бы малый кусок от каната ни был отрезан, всегда можно было узнать: он флотский. Вот отсюда и пошло обыкновение говорить о красной нити как о самой сути, о постоянной примете. Крепкий орешекВсем известна пословица «Крепкий орешек - сразу не раскусишь » и поговорка «Орешек не по зубам ». «Орешек» - всегда что-то такое, что трудно поддается силе, воздействию или пониманию. Эти выражения, как считают некоторые исследователи, возникли в связи со взятием Петром I шведской крепости Нотеборга, в прошлом - русского города Орешка. Интересна история названия этого города. В глубокой древности финны именовали поселение у истоков Невы «Пяхкиналинна», то есть «Ореховая крепость»: вероятно, вокруг было много зарослей лесного ореха. Новгородцы, утвердившись у южного выхода из Ладоги, перевели это финское слово просто как «Орешек». Захватившие затем «Орешек» шведы заменили его название своим: крепостцá стала «Нотебóргом», то есть опять-таки «Ореховым замком». Наконец, Петр I, вернув России старое ее владение, вернул ему и давнее имя. Однако он придал ему новое понимание: «крепостца, которая будет твердым орехом для зубов любого противника». Ведь и самому ему взятие Орешка досталось нелегко. Недаром, сообщая в Москву о взятии Нотеборга, Петр I писал: «Правда, что зело крепок сей орех был, однако ж, слава богу, счастливо разгрызен…» Крестовый поход (крестовым походом идти)В XI–XIII веках западные дворяне-рыцари многократно ходили походом в Палестину. Поводом этих походов, названных «крестовыми», было завоевание Иерусалима и других городов Палестины, где, по преданию, находился «гроб господень». На самом деле рыцари шли в Азию, чтобы обогатиться. Они хотели проложить заново пути в богатую Индию, перехваченные арабами; а вдохновляли их на это европейские купцы и католическое духовенство. Они собирали пестрые, многонациональные рыцарские отряды свирепых вояк и грабителей с нашитыми на плащах крестами… Теперь под «крестовым походом » разумеют обычно попытки империалистов натравить на Советский Союз и демократические страны капиталистические государства. Говорили о «крестовом походе » Антанты против революционной России в дни гражданской войны, а также о «крестовом походе против коммунизма», который и в мирные дни ведет реакционная буржуазия капиталистических стран, запрещая компартии, арестовывая вождей рабочего движения, и т. п. Первоначально узкое значение этих слов расширилось, стало более общим. Крокодиловы слезыДревние египтяне считали нильских крокодилов носителями божественного зла. Их кормили, к ним обращались с заклинаниями, чтобы усмирить их гнев. Кровожадность и коварство крокодила послужили поводом для удивительных фантазий. Древнегреческий ученый Элиан в своем зоологическом трактате писал, что крокодил, набрав в рот воды, обливает ею крутые тропинки, по которым люди и животные спускаются к реке. Как только жертва поскользнется и упадет, крокодил подскакивает к ней и пожирает. Другие рассказывали, будто чудовище, проглотив туловище человека, почему-то всегда орошает его голову слезами и только тогда заканчивает свое страшное пиршество. В одном из русских «Азбуковников» - своеобразном словаре XVII века - это древнее поверье было пересказано так: «Крокодил зверь водный… Егда имать человека ясти, тогда плачет и рыдает, а ясти не перестает, а главу от тела оторвав, зря (то есть смотря на нее), плачет». Вот это «лицемерие» крокодилов еще в древности дало повод для возникновения выражения, известного у всех народов. Крокодиловы слезы - фальшивые слезы, притворные сожаления. Ну, а все-таки, имеет ли под собой какую-то почву рассказ о слезах? Льют ли их крокодилы или они всего лишь плод буйной фантазии древних? Ответить на это не так уж просто. Автор сатиры «Похвала глупости» Эразм Роттердамский (XVI век) полагал, что у крокодила при виде человека текут не слезы, а слюнки. Прошло четыре века, но до последнего времени никто так и не узнал ничего достоверного о крокодиловых слезах. Их тайну разгадали совсем недавно шведские ученые Фанге и Шмидт-Нильсон. Оказалось, что крокодилы и в самом деле плаксивые существа. Но вызвано это не избытком чувств, а… солей. У крокодила для удаления из организма избытка солей развились особые железы; выводные протоки этих желез расположены у самых глаз крокодила. Вот и выходит: заработали эти железы - и крокодил «заплакал» горючими солеными слезами. Итак, крокодиловы слезы - это не слезы коварства и лицемерия, да, строго говоря, и не слезы вообще. Но связанное с древней ошибкой выражение живет в языке и наверняка останется в речи народов на многие века. А зачем языку от него отказываться? Плачут ли крокодилы или нет, есть немало людей, обожающих по всякому поводу лить ручьи притворных слез, слез, текущих из человеческих глаз, но по существу понятия - «крокодиловых». Круговая порукаОбычно бывает так: если я совершил проступок, то отвечаю за него тоже я - мои друзья или соседи тут ни при чем. Но в старой русской деревне действовал закон круговой поруки : если один совершал проступок, отвечал за него «весь мир», то есть крестьянская община. Если один отказался участвовать вместе с другими в чем-нибудь незаконном, - по мнению властей, - ему все равно приходилось нести ответственность по правилу: «один за всех, все за одного ». Теперь у нас, разумеется, не существует ничего подобного (только гитлеровцы вводили на оккупированной земле этот варварский закон, расстреливая и сжигая целые деревни, когда бывал кем-то убит хоть один фашистский солдат), но выражение «круговая порука » еще живет. Правда, употребляем мы его в ином смысле: о ней говорят там, где нарушители закона из страха перед товарищами, законом, судом покрывают преступления друг друга. 31Фразеологизм «Крепкий орешек» значениеЧеловек, отличающийся твердым характером. Всем известна пословица «Крепкий орешек — сразу не раскусишь» и поговорка «Орешек не по зубам». «Орешек» — всегда что-то такое, что трудно поддается силе, воздействию или пониманию. Пример: «Шувалов оказался твердым орешком: на судака съездить с руководством отказался, квартиру не просил, даже спец - снабжение ему не требовалось - питался в рабочей столовой, (‘ловом, сойтись с ним накоротке пока не удавалось» (В. Орлов). Хорошо укрепленный объект. «Либава была очень крепким орешком… в районе Либавы насчитывалось семнадцать батарей только среднекалиберной зенитной артиллерии» (В. Раков). |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?